<< Пред.           стр. 4 (из 17)           След. >>

Список литературы по разделу

 в счастье. Неважно, сколь он жалок в данный момент; он всегда будет
 благодарен за то, что постоянно счастлив. День ото дня у него не будет
 никакого прогресса -- только когда он смотрит в прошлое. Вы просто дали ему
 новую иллюзию вместо той, с которой он вошел.
  Многие люди находятся в депрессии, потому что у них есть на то хорошая
 причина. Множество людей живут скучной, бессмысленной жизнью, и они
 несчастны. Беседа с терапевтом этого не изменит, если только в ее результате
 человек не станет жить по-другому. Если некто потратит 75 долларов на
 свидание с психиатром, вместо того чтобы потратить их на вечеринку -- это не
 психическое заболевание, это тупость! Если вы ничего не делаете -- конечно,
 вы будете скучать и впадать в депрессию. Крайний вариант этого -- кататония.
  Когда некто говорит мне, что он в депрессии, я предпринимаю то же
 самое, что всегда: я хочу выяснить, как это делается. Я определяю, смогу ли
 проследить это методично, шаг за шагом и понять, как это делается,
 достаточно хорошо, чтобы суметь проделать это самому; тогда я, как правило,
 могу ему что-нибудь посоветовать касательно того, как это можно делать
 по-другому; или же найти кого-то другого, не находящегося в депрессии, и
 выяснить, как это делает он.
  У некоторых людей есть внутренний голос, звучащий медленно и
 депрессивно, который составляет длинные списки их неудач. Так можно
 заговорить себя до очень глубокой депрессии. Это будет похоже на то, что в
 вашей голове поселились кой-какие профессора из моего колледжа.
 Неудивительно, что эти люди находятся в состоянии депрессии. Иногда
 внутренний голос настолько тих, что человек не осознает его, пока вы о нем
 не спросите. Из-за неосознанности голоса человек будет реагировать на него
 еще интенсивнее, чем если бы он был осознан: гипнотическое воздействие будет
 более сильным.
  Любой из вас, кому приходилось долго заниматься терапией в дневное
 время, возможно, заметил, что бывают моменты, когда вы куда-то мысленно
 уплываете во время работы с клиентами. Это называется трансовыми
 состояниями. Если ваш клиент говорит о неприятных переживаниях и состоянии
 депрессии -- вы начинаете реагировать на эти внушения, как любой находящийся
 в трансе человек. Если у вас "бодрые" и жизнерадостные клиенты, это может
 оказаться вам полезно. Но если ваши клиенты погружены в депрессию, то в
 конце дня вы можете отправиться домой в ужасном состоянии.
  Если у вас клиент, который загоняет себя в депрессию одним из таких
 голосов, -- попробуйте увеличивать громкость голоса до тех пор, пока клиент
 не сможет слышать его отчетливо, так, чтобы он не оказывал гипнотического
 эффекта. Затем изменяйте тональность, пока голос не станет очень
 жизнерадостным. Клиент почувствует себя гораздо лучше, даже если этот
 жизнерадостный голос будет по-прежнему воспроизводить список неудач.
  Многие люди угнетают себя картинами; тут есть множество вариаций. Вы
 можете делать коллажи из всех тех моментов прошлого, когда что-то было не
 так; или выдумывать тысячи картинок о том, как что-то могло бы быть не так в
 будущем. Вы можете видеть что угодно в реальном мире -- а сверху накладывать
 образ того, на что это будет похоже через сто лет. Вы слышали поговорку "Ты
 начинаешь умирать в момент своего рождения"? Классная поговорка.
  Всякий раз когда происходит что-то приятное, вы можете сказать
 себе:"Это ненадолго", или:"Это не взаправду", или:"На самом деле он не это
 имеет в виду". В вашем распоряжении множество способов. Вопрос всегда
 один:"Как именно это делает данный человек?" Подробный ответ на него
 объяснит вам все, что нужно знать, чтобы научить человека, как вместо
 "этого" делать что-либо другое. Единственная причина, по которой он не
 делает чего-то более осмысленного, состоит в том, что он умеет делать только
 "это". Человек поступает так годами, посему это "нормально" -- не замечается
 и не вызывает сомнений.
  Одна из самых диких привычек в нашей культуре -- в любых
 обстоятельствах действовать так, будто все нормально. Насколько мне
 известно, наиболее элегантной ее демонстрацией является Нью-Йорк. Когда вы
 идете по Бродвею, никто не оглядывается по сторонам и не бормочет:"Боже
 милостивый!"
  Следующая наилучшая демонстрация -- центр Санта Круса. Прямо на улице
 люди проделывают такие вещи, которые повергли бы в стыд любую психбольницу.
 И по той же улице идут мужчины в деловых костюмах, беседуя друг с другом
 так, словно все совершенно нормально.
  Я тоже вышел из "нормальной" среды. В девятилетнем возрасте, когда мне
 нечего было делать, я болтался с чуваками по микрорайону. Кто-нибудь
 предлагал:"Эй, почему бы нам не сходить угнать автомобиль?", "Пошли-ка
 ограбим винный магазин и убьем кого-нибудь".
  Я считал, что преуспеть в жизни можно, если отправиться жить рядом с
 богатыми людьми. Я думал, что если буду околачиваться среди них, то все
 образуется. Так что я поехал в городок под названием Лос-Альтос, где у людей
 водятся деньги. В кафетерии Молодежного Колледжа Лос-Альтоса в ту пору было
 столовое серебро, а в студенческом центре -- кресла из натуральной кожи.
 Автостоянка выглядела, как Детройтская выставка текущего года. Естественно,
 приехав туда, я должен был вести себя так, как будто это все тоже было
 нормально. "Никакого ажиотажа, все по фигу".
  Я нашел работу с машиной, с которой общаются, -- под названием
 "компьютер" -- и начал в качестве студента информатики. У них еще не было
 факультета, потому что кто-то спер финансирование лет этак двух. Поскольку я
 учился и там не было для меня специализации, я потерялся в экзистенциальном
 кризисе. "Что я буду делать? Я буду изучать психологию". Примерно в это
 время я ввязался в редактирование книги по Гештальт-Терапии, так что меня
 послали в гештальт-терапевтическую группу, чтобы я посмотрел, что это,
 собственно, такое. Это был мой первый опыт в групповой психотерапии. Там,
 где я рос, все были сумасшедшие; и там, где я работал, все были сумасшедшие;
 однако я ожидал, что люди, посещающие психотерапевтов, -- по-настоящему
 сумасшедшие.
  Первое, что я там увидел, был некто, сидевший и разговаривавший с
 пустым стулом. Я подумал:"Ууухх! Я был прав. Они действительно сумасшедшие".
 И там был к тому же еще тот, другой псих, советовавший первому, что говорить
 пустому стулу! Потом я забеспокоился, потому что все остальные в комнате
 тоже смотрели на пустой стул, как будто он отвечал! Терапевт спросил:"И что
 он говорит?" Так что я тоже посмотрел на стул. Потом мне объяснили, что эта
 комната была полна психотерапевтами, так что все о'кей.
  Потом терапевт сказал:"Вы осознаете, что делает ваша рука!" Когда
 парень ответил:"Нет", я не выдержал. "А сейчас осознаете?" -- "Да". -- "Что
 она делает? Усильте это движение". Странно, правда? Потом терапевт
 говорит:"Добавьте к этому слова". -- "Я хочу убивать, убивать". Этот парень
 оказался нейрохирургом! Терапевт сказал:"Теперь взгляни на этот стул и скажи
 мне, кого ты видишь". Я посмотрел, и там по-прежнему никого не было! Но
 парень глянул туда и буркнул:"Мой брат!"
  "Скажи ему, что ты зол". -- "Я зол!" -- "Скажи это громче". -- "Я зол!"
 -- "На что?"
  И тогда он начинает рассказывать все то, из-за чего он злится, этому
 пустому стулу -- а потом нападает на него. Он разносит стул на куски, потом
 извиняется и прорабатывает все со стулом, и тогда ему становится лучше.
 Потом все в группе говорят ему приятные вещи и обнимают его.
  Поскольку я потерся среди ученых и убийц, я мог почти где угодно вести
 себя так, словно все нормально -- но у меня была проблема. Я потом спрашивал
 других людей:"Там действительно был его брат?" Некоторые из них
 отвечали:"Конечно".
  "Где вы его видели?" -- "Моим внутренним взором".
  Вы просто можете делать почти что угодно. Если вы ведете себя так,
 словно это нормально, -- другие будут вести себя так же. Подумайте об этом.
 Вы можете сказать:"Это групповая психотерапия", расставить стулья вкруг и
 заявить:"Этот стул -- горячий". Теперь если вы скажете:"Кто хочет
 поработать?", все начнут заводиться в ожидании. Наконец, кто-то, у кого
 возникает потребность, когда стресс дорастает до определенного предела, не
 выдерживает:"Я хочу поработать!" Тогда вы говорите:"Этот стул --
 недостаточно хорошее место для такой работы. Выходите и садитесь на этот,
 особый стул". Потом ставите перед ним пустой стул. Часто вы начинаете
 следующим образом:"Ну, скажите мне, что вы осознаете". -- "У меня сердце
 бьется". -- "Закройте глаза и скажите мне, что вы осознаете". -- "За мной
 наблюдают люди".
  Минутку, подумайте об этом; когда его глаза открыты, он знает, что
 происходит у него внутри; когда глаза закрыты, он знает, что происходит
 снаружи! Тем из вас, кто не знаком с Гештальт-Терапией: это очень
 распространенный феномен.
  Существовало время и место, где люди верили, что разговор с пустым
 стулом имел смысл; и он вообще-то имеет. Он может привести к некоторым
 полезным результатам. Он был также очень опасен по причинам, которых они не
 понимали, и многие не понимают до сих пор. Люди научаются повторяющимся
 поведенческим последовательностям, и не обязательно -- содержанию. В
 Гештальт-Терапии вы научаетесь следующей последовательности. Если вы
 ощущаете грусть или досаду, то галлюцинируете старых друзей и родственников,
 становитесь злы и жестоки, у потом вам становится лучше, и окружающие люди
 хорошо к вам относятся.
  Возьмите эту последовательность и перенесите ее в реальный мир без
 содержания. Чему научился человек? Когда он не чувствует себя хорошо --
 галлюцинируй, становись злым и жестоким, а потом чувствуй себя хорошо в
 связи с этим. Каково это в качестве модели человеческих отношений? Так вы
 хотите относиться к своей жене и детям? Но зачем пробовать это на близких?
 Если вы в бешенстве, просто пойдите и найдите незнакомца. Подойдите к нему,
 прогаллюцинируйте умершего родственника, расквасьте ему нос, и почувствуете
 себя лучше. Некоторые так и поступают, даже без помощи Гештальт-Терапии, но
 мы обычно не думаем о таком способе поведения как о выздоровлении. Когда
 люди проходят через курс терапии или через любой другой многократный опыт,
 они действительно быстро научаются всему, чтобы ни происходило; и
 стереотипу, и последовательности происходящего они научаются лучше, чем
 содержанию. Поскольку большинство терапевтов сосредотачиваются на
 содержании, они обычно даже не замечают последовательности, которой обучают.
  Некоторые люди, глядя вам прямо в глаза, будут рассказывать, что они
 таковы, каковы они есть, из-за чего-то, случившегося давным-давно в их
 детстве. Если это правда, то они действительно в тупике, потому что тогда,
 конечно, с этим ничего не поделаешь: вы не можете сходить заново пережить
 свое детство.
  Однако те же самые люди верят, что можно притвориться, будто вы снова
 проживаете свое детство, и что можно вернуться и изменить его. Тот факт, что
 вам не нравится случившееся, означает, что событие "незавершено", так что вы
 можете вернуться и "завершить" его так, как вам нравится больше. Это
 превосходное переформирование, и очень полезное.
  Я считаю, что в этом смысле все незавершено: вы можете только
 поддерживать любое воспоминание, убеждение, понимание или другой умственный
 процесс изо дня в день, если постоянно занимаетесь этим. Поэтому он
 продолжает происходить. Если у вас есть какое-то понимание процессов,
 продолжающих его поддерживать, вы можете изменить его всякий раз, когда он
 вам не понравится.
  Модифицировать прошлые переживания действительно довольно просто.
 Следующая вещь, которой я хотел бы научить вас, -- это то, что я называю
 "кратчайшей терапией". Она хороша тем, что это еще и скрытая терапия, так
 что вы все можете ее сейчас попробовать.
  Подумайте о неприятном затруднении или разочаровании и хорошенько
 посмотрите на этот фильм, чтобы увидеть, все ли еще он портит вам
 настроение. Если не портит, выберите другое.
  Потом снова запустите этот фильм, и как только он начнется, пустите
 фоном какую-нибудь приятную громкую цирковую музыку. Слушайте цирковую
 музыку вплоть до самого конца фильма.
  Теперь снова просмотрите тот исходный фильм. Это улучшает ваше
 самочувствие? Для большинства из вас это превратит трагедию в комедию, и вы
 почувствуете облегчение. Если у вас есть воспоминание, из-за которого вы
 раздражаетесь и злитесь, -- наложите на него цирковую музыку. Если вы
 прокрутите его с ней, то, вернувшись в следующий раз, оно будет
 автоматически сопровождаться этой музыкой и вызовет другие ощущения. Для
 нескольких из вас цирковая музыка может быть неподходящим выбором для этого
 конкретного воспоминания. Если вы не заметили никаких изменений или если
 ваши ощущения изменились неудовлетворительным образом -- посмотрите, можете
 ли вы найти какую-то другую музыку или звуки, которые, по вашему мнению,
 могли бы повлиять на это воспоминание, а затем попробуйте проиграть эту
 музыку вместе с ним. Вы могли бы попробовать тысячу скрипок мыльных опер,
 оперную музыку, Увертюру 1812, "Убежище Дьявола" или что угодно и выяснить,
 что произойдет. Начав экспериментировать, вы сможете обнаружить множество
 способов изменить свой опыт.
  Выберите другое неприятное воспоминание. Прокрутите фильм так, как вы
 обычно это делаете, чтобы выяснить, беспокоит ли он вас сейчас.
  Теперь запустите то же самое воспоминание задом наперед, от конца
 обратно к началу -- точно, как если бы вы его перематывали -- и сделайте это
 очень быстро, в несколько секунд.
  Теперь снова запустите фильм сначала.
  После просмотра наоборот вы чувствуете по поводу этого воспоминания то
 же самое? Определенно нет. Это немного похоже на проговаривание фразы
 наоборот: смысл меняется. Попробуйте это на всех своих неприятных
 воспоминаниях, и вы сэкономите терапии еще на тысячу долларов. Поверьте мне,
 когда эти штуки станут известны, -- мы вышвырнем традиционных терапевтов из
 бизнеса. Они будут в одной упряжке с продавцами магических заклинаний и
 сушеных крыльев летучих мышей.
  ТОЧКИ ЗРЕНИЯ
  Люди часто говорят:"Вы смотрите на это не с моей точки зрения", и
 иногда они правы в буквальном смысле. Я бы хотел, чтобы вы подумали о неком
 споре с кем-либо, когда вы были уверены, что правы. Сначала просто
 прокрутите фильм об этом событии так, как вы его помните.
  Теперь я хочу, чтобы вы прокрутили фильм о том же самом событии -- но с
 точки зрения человека, глядящего из-за плеча вашего противника, так чтобы вы
 могли видеть самого себя в течение этого спора. Проживите тот же фильм от
 начала до конца, наблюдая с этой точки зрения.
  Есть какая-либо разница? Для некоторых из вас может измениться
 немногое, особенно если вы и так делаете это естественным образом. Но для
 некоторых различия могут быть огромными. Вы все еще уверены, что были правы?
  Мужчина: Как только я увидел свое лицо и услышал свою интонацию -- я
 подумал:"Да кто же обратит внимание на то, что говорит этот индюк!"
  Женщина: Когда я была на воспринимающей стороне в диалоге, который
 вела, то заметила в своих аргументах множество недостатков. Я отметила
 момент, когда просто жгла адреналин и несла полную бессмыслицу. Я собираюсь
 вернуться и извиниться перед этим человеком.
  Мужчина: Я впервые по-настоящему услышал другого человека; и то, что
 она говорила, действительно имело смысл.
  Мужчина: Я слушал себя, а сам все думал:"Не можешь ли ты сказать это
 как-нибудь иначе, так, чтобы суметь донести свою мысль?"
  Сколько из вас так же уверены в своей правоте, как были до испытания
 этой другой точки зрения?.. Примерно трое из 60. Таковы ваши шансы оказаться
 правым, когда вы уверены, что правы -- процентов пять.
  Люди столетиями толковали о "точках зрения". Однако они всегда
 относились к этому метафорически, а не буквально. Они не знали, как дать
 человеку конкретные инструкции, чтобы изменить его точку зрения. То, что вы
 только что проделали, -- лишь одна возможность из тысяч. Вы можете буквально
 видеть что-либо из любой точки пространства. Вы можете увидеть тот же самый
 спор со стороны, как нейтральный наблюдатель, так чтобы суметь одинаково
 хорошо рассмотреть и себя, и собеседника. Вы можете увидеть его
 откуда-нибудь с потолка, чтобы оказаться "выше всего этого", или из
 какой-нибудь точки на полу -- чтобы получить представление "глазами червя".
 Вы можете даже принять точку зрения очень маленького ребенка или очень
 старого человека. Это уже немного более метафорично и менее конкретно, но
 если это полезным образом меняет ваш опыт -- вы не можете с этим спорить.
  Когда происходит что-то плохое, некоторые говорят:"Ну, какая будет
 разница через сто лет?" На некоторых из вас эти слова не производят
 впечатления. Вы можете лишь подумать:"Он не понимает". Но когда некоторые
 люди слышат или произносят такое, это действительно меняет их опыт и
 помогает им справляться с проблемами. Поэтому я, конечно, спросил некоторых
 из них, что они делают внутри своих голов, произнося это предложение. Один
 парень смотрел вниз на солнечную систему из точки в космосе, наблюдая, как
 планеты крутятся на своих орбитах. С этой точки зрения он едва мог различить
 себя и свои проблемы, как крошечную крапинку на поверхности земли. Картины
 других людей зачастую как-то отличаются; но они похожи в том, что эти люди
 видят свои проблемы как очень маленькую часть изображения, и на огромном
 расстоянии, и время ускорено -- сотня лет сжата в короткий фильм.
  Люди по всему миру делают эти великолепные вещи внутри своих мозгов --
 и это действительно работает. Мало того, они даже объявляют о том, что
 делают. Если вы уделите время, чтобы задать им несколько вопросов, то
 сможете открыть все многообразие манипуляций, которые можно проделывать со
 своим мозгом.
  Есть еще одна обворожительная фраза, которая всегда застревала в моей
 голове. Когда вы переживаете что-то неприятное, люди часто говорят:"Позже,
 когда вы на это оглянетесь, вы сможете рассмеяться". В промежутке должно
 существовать нечто, что вы проделываете внутри своей головы, что позже
 делает неприятный опыт забавным. У скольких человек здесь есть нечто, на что
 можно оглянуться и рассмеяться?.. И у всех ли есть воспоминание, над которым
 вы пока не можете смеяться?.. Я хочу, чтобы вы сравнили эти два
 воспоминания, чтобы выяснить, чем они отличаются. В одном вы себя видите, а
 в другом -- нет? Одно -- слайд, а другое -- фильм? Есть ли разница в цвете,
 размере, яркости или местоположении? Выясните, в чем отличие, а потом
 попробуйте изменить эту неприятную картину так, чтобы сделать ее похожей на
 ту, над которой вы уже можете смеяться. Если та, над которой вы можете
 смеяться, находится далеко, сделайте другую тоже далекой. Если вы видите
 себя в той, над которой смеетесь, -- увидьте себя внутри того переживания,
 которое все еще неприятно. Вот моя философия: Зачем откладывать на потом
 лучшее самочувствие? Почему бы не "оглянуться и не посмеяться", переживая
 это впервые? Если вы переживаете что-то неприятное, то думаете, что одного
 раза более чем достаточно. Но, о, нет, ваш мозг так не думает. Он
 говорит:"О, ты запутался? Я помучаю тебя года три -- четыре. Тогда, может
 быть, я позволю тебе посмеяться".
  Мужчина: Я вижу себя в воспоминании, над которым могу смеяться; я
 наблюдатель. Но в воспоминании, из-за которого мне по-прежнему плохо, я
 застреваю -- словно это происходит снова.
  Это обычная реакция. Так ли это для еще многих из вас? Способность
 видеть себя дает вам возможность "пересмотреть" событие "с другой точки
 зрения" и увидеть его по-новому, как будто оно происходит с кем-то другим.
 Лучший вариант юмора имеет в качестве составляющей иной взгляд на самого
 себя. Единственное, что мешает вам проделать это с событием сразу же по его
 завершении, -- отсутствие осознания, что вы можете так поступить. Приобретя
 компетентность, вы сможете делать это даже в момент, когда событие еще
 происходит.
  Женщина: Я делаю по-другому, но это прекрасно работает. Я фокусирую
 изображение, как в микроскопе, до тех пор, пока не смогу видеть только
 увеличенную, заполнившую весь экран маленькую часть события. В этом случае я
 могла видеть только эти гигантские губы, пульсирующие, трясущиеся и
 шлепающие, когда он говорит. Это было так нелепо, что я расхохоталась.
  Это определенно иная точка зрения. И еще это нечто такое, что вы легко
 могли бы опробовать, когда этот неприятный опыт будет действительно
 происходить впервые.
  Женщина: Я так делала. Я совершенно увязаю в какой-нибудь ужасной

<< Пред.           стр. 4 (из 17)           След. >>

Список литературы по разделу