<< Пред.           стр. 8 (из 16)           След. >>

Список литературы по разделу

  15. Каков порядок продления или перенесения ежегодного оплачиваемого отпуска?
  16. В каких случаях предоставляются отпуска без сохранения заработной платы ?
 
 
  РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
  1. ГинцбургЛ.Я. Регулирование рабочего времени в СССР. М., 1966.
  2. Лазарев В. Ежегодный отпуск рабочих и служащих // Человек и труд. 1996. № 7.
  3. Ударова Н. Какой режим рабочего времени лучше? // Человек и труд. 1995. № 9.
  4. Хохрякова О.С. Законодательство об отпусках // Право и экономика. 1994. № 13-14; 19-20.
  5. Хохрякова О. С. Комментарий законодательства об отпусках. М., 1994.
  6. ШебановаА.И. Правовое регулирование рабочего времени и времени отдыха. М., 1984.
  7. ЯркоА.В. Время отдыха. М., 1987.
 
 
 
 
 
 Глава X
 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОПЛАТЫ ТРУДА
 
  § 1. Понятие оплаты труда и заработной платы
  Конституция РФ 1993 г. в качестве одного из основных прав и свобод человека и гражданина закрепила право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда91. Механизм реализации этого конституционного права закреплен в Трудовом кодексе РФ через определение оплаты труда. В соответствии со ст. 129 ТК, оплата труда — это система отношений, которые связаны с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.
  Оплата труда может производиться в различных формах: денежной, натуральной, смешанной. Статья 131 ТК РФ предусматривает, что выплата заработной платы производится в денежной форме в валюте Российской Федерации (в рублях).
  В соответствии с коллективным или трудовым договором по письменному заявлению работника оплата труда может производиться и в иных формах, не противоречащих законодательству Российской Федерации и международным договорам Российской Федерации. Доля заработной платы, выплачиваемой в неденежной форме, не может превышать 20 процентов от общей суммы заработной платы. При этом выплата заработной платы в виде спиртных напитков, наркотических, токсических, ядовитых и вредных веществ, оружия, боеприпасов и других предметов, в отношении которых установлены запреты или ограничения на их свободный оборот, не допускается.
  Заработная плата — это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера.
  Закрепляя право на оплату труда, государство устанавливает и определенные гарантии для реализации этого права. В систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включаются:
  • величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации;
  • величина минимального размера тарифной ставки (оклада) работников организаций бюджетной сферы в Российской Федерации;
  • меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы;
  • ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя, а также размеров налогообложения доходов от заработной платы;
  • ограничение оплаты труда в натуральной форме;
  • обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности в соответствии с федеральными законами;
  • государственный надзор и контроль за полной и своевременной выплатой заработной платы и реализацией государственных гарантий по оплате труда;
  • ответственность работодателей за нарушение требований, установленных Трудовым кодексом РФ, законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями;
  • сроки и очередность выплаты заработной платы92. Минимальный размер оплаты труда имеет гарантийный характер, он выступает в качестве социального стандарта и устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом. В ст. 133 ТК РФ закреплено, что заработная плата не должна быть ниже прожиточного минимума трудоспособного человека. Прожиточный минимум — это стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы93. Потребительская корзина включает минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Она определяется по основным социально-демографическим группам населения в целом по России и ее субъектам Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ ежеквартально на основании потребительской корзины и данных Госкомстата об уровне цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги, а также расходов по обязательным платежам и сборам. Потребительская корзина и величина прожиточного минимума рассчитываются для трех основных социально-демографических групп населения: трудоспособных граждан, пенсионеров, детей. В основу минимального размера заработной платы кладется величина прожиточного минимума, установленного для трудоспособных граждан.
  Правило, установленное ч. 1 ст. 133 ТК, будет вводиться специальным федеральным законом, который должен будет определить порядок и сроки введения такой минимальной заработной платы поэтапно94, поскольку сразу во всех отраслях сделать это одновременно невозможно в силу экономических причин.
  Право на получение минимального размера оплаты труда возникает у работника лишь в том случае, если он полностью отработал норму рабочего времени и выполнил нормы труда (трудовые обязанности). Данное право сохраняется у работника и в том случае, если норма рабочего времени и норма труда не выполнены работником не по его вине.
  Минимальный размер оплаты труда периодически пересматривается с учетом роста стоимости жизни, изменения минимального потребительского бюджета и социально-экономического положения России. С 1 мая 2002 г. минимальный размер оплаты труда установлен в сумме 450 рублей95.
  В минимальный размер оплаты труда не включаются доплаты и надбавки, премии и другие поощрительные выплаты, а также выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, за работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, иные компенсационные и социальные выплаты. Все перечисленные дополнительные выплаты должны начисляться на сумму не менее установленного минимального размера оплаты труда.
  Минимальный размер оплаты труда следует отличать от минимальных тарифных ставок, должностных окладов, устанавливаемых в коллективных договорах, тарифных соглашениях (отраслевых, межотраслевых, республиканских). Они всегда выше минимального размера оплаты труда, определенного федеральным законом. Однако минимальные тарифные ставки, должностные оклады имеют более узкую сферу распространения, касаясь работников либо одной отрасли, либо одной профессии, либо одной организации96.
  Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы. Одним из принципов правового регулирования труда, закрепленных в ст. 2 ТК РФ, является право каждого работника на справедливую заработную плату, обеспечивающую достойное человека существование для него самого и его семьи. Статья 134 ТК развивает и конкретизирует этот принцип. В ней устанавливается механизм обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы. Это должно достигаться путем индексации заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Индексация призвана полностью или частично возместить удорожание товаров и услуг, поддержать покупательскую способность денежных доходов и сбережений граждан.
  Порядок индексации зависит от источников финансирования организаций. Для бюджетных организаций, т.е. финансируемых из соответствующих бюджетов, порядок индексации заработной платы устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами. В других организациях (имеющих собственные источники финансирования) порядок индексации заработной платы определяется коллективным договором, соглашениями или локальным нормативным актом организации.
 
  § 2. Системы заработной платы
  Заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается97.
  Для того чтобы определить конкретный размер заработной платы того или иного работника, необходимо знать, каким образом осуществляется установление заработной платы у того работодателя, где он работает.
  Правовое регулирование заработной платы осуществляется с помощью трех методов: метода государственного (централизованного) нормирования заработной платы, метода коллективно-договорного (локального) правового регулирования и метода индивидуально-договорного регулирования заработной платы98. Выбор того или иного метода установления систем заработной платы, размеров тарифных ставок, окладов, а также различного вида выплат зависит от источников финансирования организаций.
  Работникам бюджетных организаций (т.е. финансируемых из бюджета) в соответствии со ст. 135 ТК РФ все выплаты устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами. Это означает, что здесь применяется метод государственного (централизованного) регулирования заработной платы.
  Работникам организаций со смешанным финансированием (бюджетное финансирование и доходы от предпринимательской деятельности) системы заработной платы, размеры тарифных ставок, окладов, различного вида выплат устанавливаются законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами организаций. Это означает, что правовое регулирование заработной платы в таких организациях осуществляется при помощи метода государственного нормирования к коллективно-договорного метода. При этом условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами организации, не могут быть ухудшены по сравнению с условиями, установленными Кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами.
  Работникам всех остальных организаций, финансируемым за счет доходов от предпринимательской деятельности, условия оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами организаций, т.е. применяется коллективно-договорный метод регулирования заработной платы. Однако и при этом методе не допускается ухудшать условия оплаты труда по сравнению с ТК РФ, законами и иными нормативными актами.
  Условия оплаты труда могут определяться и индивидуальным трудовым договором, т. е. возможно использование метода индивидуально-договорного регулирования заработной платы. При этом условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными кодексом, законами, иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями.
  Заработная плата делится на две части: основную и дополнительную99. В основную часть заработной платы входят тарифные ставки, должностные оклады, районные коэффициенты и оплата при отклонении от нормальных условий труда. Основная часть заработной платы отражает интенсивность, сложность и квалификацию труда и условия, в которых он протекает.
  Дополнительная часть заработной платы состоит из премий, вознаграждения по итогам работы за год, различных доплат и надбавок. Она связана с конкретными результатами труда отдельного работника или коллектива работников. В соответствии со ст. 144 ТК РФ работодатель имеет право устанавливать различные системы премирования, стимулирующих доплат и надбавок с учетом мнения представительного органа работников. Указанные системы могут устанавливаться также коллективным договором.
  Оплата труда работников осуществляется, как правило, в соответствии с тарифной системой, действующей в организации. Тарифная система представляет собой совокупность нормативов, с помощью которых осуществляется дифференциация заработной платы работников различных категорий100. Основными элементами тарифной системы являются: тарифные ставки (оклады), тарифная сетка и тарифные коэффициенты.
  Тарифная ставка (оклад) определяет фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда (трудовых обязанностей) определенной сложности (квалификации) за единицу времени (час, день, месяц), т. е. она содержит исходные размеры вознаграждения за выполненную работу с учетом общественной значимости затраченного труда, степени его сложности и интенсивности. Размер тарифных ставок (окладов) устанавливается организациями самостоятельно, они закрепляются в коллективных договорах или тарифных соглашениях. Исключение сделано для бюджетных организаций. Труд работников бюджетных организаций оплачивается на основе Единой тарифной сетки (ЕТС), поэтому их тарифные ставки (оклады) утверждаются в централизованном порядке.
  По мере увеличения разряда (который определяет сложность выполняемых работ и уровень квалификации работника) тарифные ставки возрастают. Соотношение тарифных ставок различных разрядов определяется с помощью тарифной сетки. Тарифная сетка — это совокупность тарифных разрядов работ (профессий, должностей), определенных в зависимости от сложности работ и квалификационных характеристик работников с помощью тарифных коэффициентов. Она включает разряды и тарифные коэффициенты, стоящие против каждого разряда, начиная со второго. Коэффициент показывает, во сколько раз тарифная ставка данного разряда выше тарифной ставки первого разряда. При помощи тарифной ставки первого разряда и соответствующих тарифных коэффициентов определяются размеры тарифных ставок остальных разрядов.
  Сложность выполняемых работ определяется на основе их тарификации. Тарификация работы — это отнесение видов труда к тарифным разрядам или квалификационным категориям в зависимости от сложности труда. Тарифный разряд — величина, отражающая сложность труда и квалификацию работника. Квалификационный разряд — величина, отражающая уровень профессиональной подготовки работника.
  Тарификация работ и присвоение работникам тарифных разрядов производятся в соответствии с Единым тарифноквалификационным справочником работ и профессий рабочих (ЕТКС)101, а также Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС)102.
  ЕТКС составлен по видам производств независимо от отраслевой принадлежности организации. В нем устанавливаются требования, которые должны быть выполнены работником, претендующим на присвоение определенного разряда. Эти требования фиксируются в справочнике путем указания, какими знаниями должен работник обладать и какие навыки он должен иметь, чтобы выполнить работы определенной сложности.
  Квалификационные требования, предъявляемые к руководителям, специалистам и служащим содержатся в Едином квалификационном справочнике. В нем даются характеристики по каждой должности, которые включают три раздела: «Должностные обязанности», «Должен знать» и «Требования к квалификации по разрядам оплаты». Этот справочник применяется в организациях, находящихся на бюджетном финансировании. Для остальных организаций он носит рекомендательный характер.
  В основе тарифной системы оплата труда работников организаций, финансируемых из бюджетов всех уровней, лежит Единая тарифная сетка по оплате труда работников бюджетной сферы (ЕТС). ЕТС была введена Постановлением Правительства РФ от 14 октября 1992 г. «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки»103. Она гарантирует оплату труда работников бюджетной сферы и состоит из 18 разрядов. Первые восемь разрядов предназначены для рабочих бюджетной сферы, хотя руководители вправе устанавливать оклады высококвалифицированным рабочим, занятым на важных и ответственных работах, в соответствии с перечнями, утвержденными министерствами и ведомствами РФ, исходя из 9 и 10 разрядов, а на особо важных и на особо ответственных работах — по перечню, утвержденному Министерством труда и социального развития РФ, — исходя из 11 и 12 разрядов ЕТС. Для служащих предназначены 2—18 разряды.
  Первоначальное соотношение между 1 и 18 разрядами было определено как 1:10. Однако в дальнейшем это соотношение неоднократно менялось. С 1 декабря 2001 г. установлены тарифные коэффициенты в соотношении 1:4,5.
  Федеральный закон РФ «О тарифной ставке (окладе) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы» от 25 октября 2001 г. увеличил тарифную ставку (оклад) первого разряда до 450 рублей104.
  Действующая в настоящее время единая тарифная сетка по оплате труда работников бюджетной сферы утверждена Постановлением Правительства РФ от 6 ноября 2001 г105.
  Тарифная система оплаты труда работников других организаций может определяться коллективным договором, соглашениями с учетом единых тарифно-квалификационных справочников и государственных гарантий по оплате труда. Это означает, что тарифная система оплаты труда работников соответствующей организации не должна понижать уровень государственных гарантий по оплате труда.
  Стимулирующие выплаты призваны учитывать напряженность труда каждого отдельного работника, его опыт работы, профессиональное мастерство, отношение к труду и другие факторы. К стимулирующим выплатам относятся различные системы премирования, а также разнообразные доплаты и надбавки, установленные сверх тарифных ставок и окладов.
  Порядок введения стимулирующих выплат зависит от того, имеет ли организация самостоятельные источники финансирования или она финансируется за счет бюджетов различных уровней. Если организация имеет собственные источники финансирования, работодатель вправе устанавливать различные системы премирования, а также стимулирующие доплаты и надбавки с учетом мнения представительного органа работников. Данные системы могут предусматриваться коллективным договором.
  Для организаций, финансируемых из федерального бюджета, порядок и условия применения стимулирующих и компенсационных выплат устанавливаются Правительством РФ, в организациях, финансируемых из бюджетов субъекта РФ, — органами государственной власти соответствующего субъекта РФ, а в организациях, финансируемых из местного бюджета, — органами местного самоуправления106.
 
 Тарифные коэффициенты Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы
 Разряды оплаты труда 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 Тарифные коэффициенты 1,00 1,11 1,23 1,36 1,51 1,67 1,84 2,02 2,22 2,44 2,68 2,89 3,12 3,36 3,62 3,90 4,20 4,50
 Тарифные ставки (оклады) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы
 Разряды оплаты труда 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 Тарифные ставки (оклады) 450 500 555 610 680 750 830 910 1000 1100 1205 1300 1405 1510 1630 1755 1890 2025
  Премия — это денежная сумма, которая выплачивается работнику в качестве поощрения за достижения в работе107. Различают разные виды премий: 1) премии, выплачиваемые сверх основного заработка определенному кругу работников на основе заранее установленных в положениях о премировании показателей и условий; 2) премии, выдаваемые на основе общей оценки труда работников вне системы оплаты труда.
  Надбавки должны стимулировать работников к повышению деловой квалификации и росту уровня мастерства. Выплата их, как правило, не связана с возложением на работника каких-либо дополнительных трудовых обязанностей, кроме тех, что предусмотрены трудовым договором. Надбавки могут устанавливаться за профессиональное мастерство, длительный непрерывный стаж, высокую квалификацию, выполнение особо важных работ, за классность, за знание иностранного языка и др. Особое место занимают надбавки за выслугу лет (единовременные или в виде ежемесячных процентных надбавок). Такие надбавки установлены работникам территориальных органов министерств, государственных комитетов и ведомств РФ, государственным служащим, судьям и др.
  С помощью доплат компенсируется повышенная интенсивность труда. С этой целью предусматриваются доплаты за совмещение профессий, должностей, за руководство бригадой и т.д. С их помощью может также компенсироваться труд в условиях, отступающих от нормальных, — за неблагоприятные условия труда, работу в многосменном режиме и др.
  Порядок и размеры оплаты труда руководителей организаций, их заместителей и главных бухгалтеров определяются в соответствии со ст. 145 ТК РФ в зависимости от источника финансирования организации.
  Оплата труда руководителей организаций, их заместителей и главных бухгалтеров в организациях, финансируемых из федерального бюджета, производится в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации, в организациях, финансируемых из бюджета субъекта Российской Федерации, — органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, а в организациях, финансируемых из местного бюджета, — органами местного самоуправления.
  В соответствии с Положением об условиях оплаты труда руководителей государственных предприятий при заключении с ними трудовых договоров (контрактов)108 оплата труда руководителей государственных предприятий состоит из должностного оклада и вознаграждения за результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
  Должностные оклады руководителей государственных предприятий устанавливаются в зависимости от величины тарифной ставки 1 разряда рабочего основной профессии, определенной коллективным договором на данном предприятии, исходя из следующих показателей:
 
 Списочная численность Кратность к величине тарифной предприятия (человек) ставки 1 разряда рабочего
 основной профессии на предприятии
 до 200 до 10
 от 200 до 1500 до 12
 от 1500 до 10 000 до 14
 свыше 10 000 до 16
 
  Размер должностного оклада в указанных пределах устанавливается с учетом сложности управления предприятием, его технической оснащенности и объемов производства продукции.
  Должностной оклад руководителя государственного предприятия повышается одновременно с увеличением тарифных ставок работников данного предприятия путем внесения изменений (дополнений) в трудовой договор.
  Вознаграждение за результаты финансово-хозяйственной деятельности выплачивается за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия за вычетом средств, направленных на потребление. Размер вознаграждения устанавливается по нормативу, определяемому как отношение 12 месячных должностных окладов к сумме указанной прибыли за предшествующий календарный год. Периодичность выплаты вознаграждения определяется предприятием самостоятельно.
  Размеры оплаты труда руководителей иных организаций, их заместителей и главных бухгалтеров определяются по соглашению сторон трудового договора.
 
  § 3. Оплата труда при отклонении от нормальных условий труда
  Тарифные ставки, оклады рассчитаны на нормальные условия и режим работы. При выполнении работ в условиях труда, отклоняющихся от нормальных, работодатели должны производить работникам соответствующие доплаты. Размер и условия выплаты этих доплат различны в зависимости от конкретных условий труда: тяжелые, вредные, опасные работы; работы в тяжелых климатических условиях; работы с различными режимами рабочего времени и т.д. По общему правилу выплаты устанавливаются работодателем самостоятельно и фиксируются в коллективных договорах или положениях об оплате труда. Вместе с тем размеры этих доплат не могут быть ниже, чем это предусмотрено законодательством.
  Оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда в соответствии со ст. 147 ТК РФ устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками (окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных законами и иными нормативными правовыми актами.
  Перечень тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда должен определяться Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Поскольку в настоящее время такие перечни еще не разработаны, следует руководствоваться ранее принятыми нормативными актами109.
  Повышение заработной платы по указанным основаниям производится по результатам аттестации рабочих мест. Аттестация производится в соответствии с Положением о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда110. При аттестации рабочего места по условиям труда оценке подлежат все имеющиеся на рабочем месте опасные и вредные производственные факторы (физические, химические, биологические), тяжесть и напряженность труда. Оценка фактического состояния условий труда на рабочем месте состоит из оценок: по степени вредности и опасности, по степени травмобезопасности; по обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты; по эффективности этих средств. В случаях, когда фактические значения опасных и вредных производственных факторов превышают существующие нормы или требования по травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты, не соответствуют существующим нормам, условия труда на таком рабочем месте относятся к вредным и (или) опасным.
  Результаты оценки фактического состояния условий труда на рабочем месте заносятся в Карту аттестации рабочих мест, в которой аттестационной комиссией организации даются заключение о результатах аттестации и, в частности, общая оценка условий труда на каждом рабочем месте и размер доплаты (в процентах) к тарифной ставке работника.
  Конкретные размеры повышенной оплаты — размер доплаты к тарифной ставке (окладу) работника — устанавливаются работодателем по результатам аттестации рабочих мест с учетом мнения представительного органа работников либо в коллективном, трудовом договоре.
  Оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в соответствии со ст. 148 ТК РФ в порядке и размерах, не ниже установленных законами и иными нормативными правовыми актами. Под работой в местностях с особыми климатическими условиями следует понимать работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, работу в высокогорных районах, в пустынных, безводных и других местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями.
  Оплата труда работников предприятий, учреждений, организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется в порядке, установленном ст. 315—317 ТК РФ и Законом «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях»111. Работникам гарантируется выплата районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате.
  Лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливается единый для всех производственных и непроизводственных отраслей районный коэффициент к заработной плате в размере от 1,1 до 2,0. Районный коэффициент начисляется к заработной плате без ограничения ее максимального размера.
  Кроме районных коэффициентов, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях применяются надбавки за стаж работы в указанных местностях (надбавки за выслугу лет). Процентные надбавки к заработной плате в указанных районах начисляются ежемесячно с учетом специального трудового стажа, т.е. стажа работы в этих регионах. Правила исчисления трудового стажа для получения процентной надбавки определяются Правительством РФ112. По общему правилу трудовой стаж суммируется независимо от сроков перерыва в работе и оснований прекращения трудовых отношений, за исключением увольнения за виновные действия. Таким образом, от трудового стажа работы в данных местностях зависит не только само право на получение процентной надбавки, но и ее размер. Размер процентной надбавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются федеральным законом. Лицам в возрасте до 30 лет процентная надбавка к заработной плате выплачивается в полном размере с первого дня работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, если они прожили в указанных районах и местностях не менее пяти лет.
  Оплата труда при выполнении работ различной квалификации определяется различно в зависимости от системы оплаты труда. При выполнении работником с повременной оплатой труда работ различной квалификации его труд оплачивается по работе более высокой квалификации. При выполнении работником со сдельной оплатой труда работ различной квалификации его труд оплачивается по расценкам выполняемой им работы. В случаях, когда с учетом характера производства работникам со сдельной оплатой труда поручается выполнение работ, тарифицируемых ниже присвоенных им разрядов, работодатель обязан выплатить им межразрядную разницу113.
  При совмещении профессий (выполнении у одного и того же работодателя наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительной работы по другой профессии (должности) или при исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы, работникам производится доплата за совмещение профессий (должностей) или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника, размеры которой устанавливаются по соглашению сторон трудового договора114.
  Оплата труда за пределами нормальной продолжительности рабочего времени зависит от того, выполняется ли работа у одного работодателя (сверхурочная работа) или у разных (в порядке совместительства). В соответствии со ст. 152 ТК РФ сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы — не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным или трудовым договором. По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно. Работа за пределами нормальной продолжительности рабочего времени, производимая по совместительству, оплачивается в зависимости от проработанного времени или выработки.
  Работа в выходной и нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере:
  • сдельщикам — не менее чем по двойным сдельным расценкам;
  • работникам, труд которых оплачивается по дневным и часовым ставкам, — в размере не менее двойной дневной или часовой ставки;
  • работникам, получающим месячный оклад, — в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки сверх оклада, если работа в выходной и нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной часовой или дневной ставки сверх оклада, если работа производилась сверх месячной нормы.
  По желанию работника, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа в нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит.
  Оплата труда в выходные и нерабочие праздничные дни творческих работников организаций кинематографии, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении произведений, профессиональных спортсменов в соответствии с перечнями профессий, установленными Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, может определяться на основании трудового договора, коллективного договора или локального нормативного акта организации115.
  В соответствии со ст. 154 ТК РФ каждый час работы в ночное время оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях, но не ниже размеров, установленных законами и иными нормативными правовыми актами.
  Согласно ст. 96 ТК РФ ночным считается время с 22 до 6 часов. Повышенная оплата работы в этот период обеспечивается путем применения доплат к основному заработку работника за каждый час такой работы. Поскольку общие нормы о размерах доплат за работу в ночное время в законодательстве Российской Федерации отсутствуют, должны применяться акты бывшего Союза ССР, которые предусматривали доплаты в размере от 15 до 75 % тарифной ставки за каждый час ночной работы. Так, например, работникам военизированной, профессиональной пожарной и сторожевой охраны были установлены доплаты за работу в ночное время в размере 35 % часовой тарифной ставки (оклада)116.
  Для отдельных категорий работников бюджетной сферы размеры доплат за работу в ночное время предусмотрены российскими актами. Так, работникам учреждений здравоохранения и социальной защиты населения, в т.ч. водителям санитарного транспорта, предусмотрены доплаты в размере 50% часовой тарифной ставки (оклада) за каждый час работы в ночное время, а медицинскому персоналу, занятому оказанием экстренной, скорой, неотложной медицинской помощи, выездному персоналу и работникам связи станций отделений скорой и неотложной медицинской помощи — в размере 100% часовой тарифной ставки (оклада)117.
  Конкретные размеры доплат устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников, коллективным, трудовым договором.
  Оплата труда при невыполнении норм труда (должностных обязанностей) в соответствии со ст. 155 ТК РФ зависит от наличия или отсутствия вины работника в таком невыполнении. При невыполнении норм труда (должностных обязанностей) по вине работника оплата нормируемой части заработной платы производится в соответствии с объемом выполненной работы.
  При невыполнении норм труда (должностных обязанностей) по вине работодателя оплата производится за фактически проработанное время или выполненную работу, но не ниже средней заработной платы работника, рассчитанной за тот же период времени или за выполненную работу. Вина работодателя обычно выражается в нарушении его обязанности по обеспечению нормальных условий работы для выполнения работником норм выработки. В соответствии со ст. 163 ТК РФ к таким условиям относятся: исправное состояние помещений, сооружений, машин, технологической оснастки и оборудования; своевременное обеспечение технической и иной необходимой для работы документацией; надлежащее качество материалов, инструментов, иных средств и предметов, необходимых для выполнения работы, их своевременное предоставление работнику; условия труда, соответствующие требованиям охраны труда и безопасности производства.
  При невыполнении норм труда (должностных обязанностей) по причинам, не зависящим от работодателя и работника (стихийные бедствия, аварии), за работником сохраняется не менее двух третей тарифной ставки (оклада).
  Оплата труда при изготовлении продукции, оказавшейся браком, зависит от вины работника и от степени годности выпущенной им продукции. Брак продукции — это продукция, изготовленная с нарушением стандартов и технических условий или с отступлением от них; недоброкачественные, с изъяном товары, а также сам изъян, повреждение в изделии. Забракованная продукция (товары) может быть совершенно не пригодной для использования по ее прямому назначению (полный брак) или не полностью отвечающей установленным требованиям, причем исправление ее не только технически возможно, но и экономически целесообразно (частичный брак)118. В соответствии со ст. 156 ТК РФ брак не по вине работника оплачивается наравне с годными изделиями. Полный брак по вине работника оплате не подлежит. Частичный брак по вине работника оплачивается по пониженным расценкам в зависимости от степени годности продукции. Кроме того, работник в этих случаях может быть на основании ст. 238 ТК РФ привлечен к материальной ответственности за ущерб, причиненный работодателю.
  Порядок оплаты времени простоя, т.е. вынужденной приостановки работы, в соответствии со ст. 157 ТК РФ зависит от вины работника или работодателя и от того, предупредил ли работник в письменной форме работодателя (его представителей) о начале простоя.
  Если работник своевременно в письменной форме предупредил о начале простоя, время простоя оплачивается: в размере не менее двух третей средней заработной платы, если простой произошел по вине работодателя, и не менее двух третей тарифной ставки установленного работнику разряда (оклада), если простой произошел по причинам, не зависящим от работодателя и работника. Время простоя по вине работника и простоя, о котором работник своевременно не предупредил представителей работодателя, оплате не подлежит.
  Частным случаем простоя является вынужденная приостановка работы в связи с проведением забастовки. В этом случае работодатель вправе не выплачивать работникам заработную плату за время участия в забастовке. В то же время работникам, не участвовавшим в забастовке, но в связи с ней не имевшим возможности выполнять свою работу, производится оплата простоя не по вине работника в порядке и размерах, предусмотренных законодательством119, причем предупреждать работодателя о начале простоя в данном случае необязательно.
  Работники имеют право на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда. Каждый работник имеет право на отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, до устранения такой опасности. При отказе работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, работодатель обязан предоставить работнику другую работу на время устранения такой опасности. В случае, если предоставление другой работы по объективным причинам невозможно, время простоя работника до устранения опасности для его жизни и здоровья оплачивается работодателем в соответствии с законодательством Российской Федерации120, то есть не менее двух третей тарифной ставки (оклада).
  В соответствии со ст. 158 ТК РФ в коллективном или трудовом договоре может быть предусмотрено сохранение за работником его прежней заработной платы на период освоения нового производства (продукции), В данном случае работнику может производиться доплата до его среднего заработка.
  Трудовой кодекс предусматривает единый порядок исчисления средней заработной платы для всех случаев ее исчисления. В соответствии со ст. 139 ТК РФ для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые в соответствующей организации независимо от источников этих выплат. При любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 месяцев, предшествующих моменту выплаты.
  Средний дневной заработок для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется за последние три календарных месяца путем деления суммы начисленной заработной платы на 3 и на 29,6 (среднемесячное число календарных дней). Средний дневной заработок для оплаты отпусков, предоставляемых в рабочих днях, а также для выплаты компенсации за неиспользованные отпуска определяется путем деления суммы начисленной заработной платы на количество рабочих дней по календарю шестидневной рабочей недели.
  В коллективном договоре организации могут быть предусмотрены и иные периоды для расчета средней заработной платы, если это не ухудшает положение работников. Особенности порядка исчисления средней заработной платы могут быть определены Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
 
  § 4. Правовая охрана заработной платы
  Трудовое законодательство охраняет право работников на получение причитающейся им заработной платы, устанавливая правила и сроки ее выплаты, ответственность за нарушение сроков выплаты заработной платы, а также ограничивая возможность и размеры удержаний из заработной платы.
  Порядок, место и сроки выплаты заработной платы. Ст. 136 ТК РФ предусматривает, что при выплате заработной платы работодатель обязан в письменной форме извещать каждого работника о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период, размерах и основаниях произведенных удержаний, а также об общей денежной сумме, подлежащей выплате. Все эти сведения должны быть указаны в расчетном листке, форма которого утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
  Заработная плата выплачивается работнику, как правило, в месте выполнения им работы либо перечисляется на указанный работником счет в банке на условиях, определенных коллективным или трудовым договором. Также в договорном порядке определяются место и сроки выплаты заработной платы в неденежной форме.
  Заработная плата выплачивается непосредственно работнику, за исключением случаев, когда иной способ выплаты предусматривается законом или трудовым договором.
  Работодатель должен выплачивать заработную плату не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка организации, коллективным или трудовым договором. Для отдельных категорий работников федеральным законом могут быть установлены иные сроки выплаты заработной платы. При совпадении дня выплаты с выходным или нерабочим праздничным днем, выплата заработной платы производится накануне этого дня. Оплата отпуска производится не позднее чем за три дня до его начала.
  При прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, в соответствии со ст. 140 ТК РФ должна производиться в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете. В случае спора о размерах сумм, причитающихся работнику при увольнении, работодатель обязан в указанный срок выплатить не оспариваемую им сумму.
  Заработная плата, не полученная ко дню смерти работника, выдается членам его семьи или лицу, находившемуся на иждивении умершего на день его смерти. Выдача заработной платы производится не позднее недельного срока со дня подачи работодателю соответствующих документов121.
  Ответственность работодателя за нарушение сроков выплаты заработной платы и иных сумм, причитающихся работнику. Работодатель и (или) уполномоченные им в установленном порядке представители работодателя, допустившие задержку выплаты работникам заработной платы и другие нарушения оплаты труда, несут ответственность в соответствии с Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами. Так, ст. 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена ответственность за невыплату заработной платы свыше двух месяцев.
  В соответствии со ст. 142 ТК РФ в случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней работник имеет право, известив работодателя в письменной форме, приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы. При этом не допускается приостановка работы: в периоды введения военного, чрезвычайного положения или особых мер в соответствии с законодательством о чрезвычайном положении; в органах и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других военных, военизированных и иных формированиях и организациях, ведающих вопросами обеспечения обороны страны и безопасности государства, аварийно-спасательных, поисково-спасательных, противопожарных работ, работ по предупреждению или ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, в правоохранительных органах; государственными служащими; в организациях, непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств, оборудования; в организациях, связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, связь, станции скорой и неотложной медицинской помощи).
  Ограничение удержаний и размера удержаний из заработной платы. Удержания из заработной платы работника могут производиться только в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами. Так, в соответствии со ст. 137 ТК РФ удержания из заработной платы работника для погашения его задолженности работодателю могут производиться в следующих случаях:
  • для возмещения неотработанного аванса, выданного работнику в счет заработной платы;
  • для погашения неизрасходованного и своевременно не возвращенного аванса, выданного в связи со служебной командировкой или переводом на работу в другую местность;
  • для возврата сумм, излишне выплаченных работнику вследствие счетных ошибок, а также сумм, излишне выплаченных работнику в случае признания органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров вины работника в невыполнении норм труда или простое;
  • при увольнении работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск, за неотработанные дни отпуска. Удержания за эти дни не производятся, если увольнение производится по основаниям, не связанным с виновным поведением работника.
  Работодатель вправе принять решение об удержании из заработной платы работника не позднее одного месяца со дня окончания срока, установленного для возвращения аванса, погашения задолженности или неправильно исчисленных выплат, и при условии, если работник не оспаривает оснований и размеров удержания.
  Заработная плата, излишне выплаченная работнику (в том числе при неправильном применении законов или иных нормативных правовых актов), не может быть с него взыскана, за исключением случаев счетной ошибки или если органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров признана вина работника в невыполнении норм труда или простое, а также если заработная плата была излишне выплачена работнику в связи с его неправомерными действиями, установленными судом.
  Статья 138 ТК РФ предусматривает, что общий размер всех удержаний при каждой выплате заработной платы не может превышать 20 процентов, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, — 50 процентов заработной платы, причитающейся работнику. При удержании из заработной платы по нескольким исполнительным документам за работником во всяком случае должно быть сохранено 50 процентов заработной платы.
  Указанные ограничения не распространяются на удержания из заработной платы при отбывании исправительных работ, взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, возмещении вреда, причиненного работодателем здоровью работника, возмещении вреда лицам, понесшим ущерб в связи со смертью кормильца, и возмещении ущерба, причиненного преступлением. Размер удержаний из заработной платы в этих случаях не может превышать 70 процентов. Не допускаются удержания из выплат, на которые в соответствии с федеральным законом не обращается взыскание.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ и ЗАДАНИЯ
  1. Дайте определение понятия оплаты труда и заработной платы.
  2. Назовите и раскройте содержание методов регулирования оплаты труда (государственное нормирование, договорное регулирование).
  3. Что такое минимум оплаты труда, кто его устанавливает?
  4. Назовите формы и системы оплаты труда.
  5. Что такое «тарифная система оплаты труда», «тарифная сетка», «тарифная ставка» ?
  6. В чем заключаются особенности Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы ?
  7. Какие существуют доплаты и надбавки к тарифным ставкам и окладам ?
  8. Каким образом происходит оплата труда работников при условиях, отклоняющихся от нормальных?
  9. Каков порядок исчисления среднего заработка?
  10. Каковы основания, порядок и размеры удержаний из заработной платы ?
  11. Раскройте порядок начисления и сроки выплаты заработной платы.
  12. Какова ответственность работодателя за несвоевременную выплату заработной платы ?
 
  РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛНТЕРЛТУРЛ
  1. Глазырин В.В. Сравнительный анализ законодательства об оплате труда в государствах — участниках СНГ //Право и экономика. 1996. № 8.
  2. Зайкин А. Д., Ремизов К. С. Экономико-правовое регулирование труда и заработной платы. М., 1999.
  3. Зайкин А. Д., Шкурка С. Правовые вопросы организации оплаты труда рабочих. М., 1967.
  4. Каринский С. С. Оплата труда в промышленности (правовые вопросы). М., 1971.
  5. Кучма М.И. Оплата труда в новых условиях хозяйствования. М., 1988.
  6. Минин Э.В., Щербаков В.Н. Заработная плата. М., 1989.
  7. Нуртдинова А.Ф. Заработная плата: государственное и колллективно-договорное регулирование.// Право и экономика. 1999. № 7.
  8. Обзор судебной практики «О практике рассмотрения судами гражданских дел по спорам об оплате труда».// Бюллетень Верховного Суда РФ. 1997. № 2.
  9. Оплата труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки. М., 1993.
  10. Способы обеспечения выплаты заработной платы: зарубежный опыт и международно-правовые стандарты.// Человек и труд. 1997. № 1.
  11. Тучкова Э. Г. Заработная плата. Комментарий КЗоТ. М., 1996.
 
 Глава XI
 ГАРАНТИИ И КОМПЕНСАЦИИ
 
  § 1. Понятие и виды гарантий и компенсаций
  В соответствии со ст. 164 ТК РФ, гарантии — это средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений.
  Гарантии, установленные законодательством и обеспечивающие реализацию предоставленных работникам прав, могут носить как нематериальный (например, сохранение места работы, должности, предоставление другой работы), так и материальный (сохранение среднего заработка на период учебного отпуска, ежегодного отпуска, служебной командировки) характер122.
  В качестве гарантий нередко выступают гарантийные выплаты и доплаты. Гарантийными называются такие выплаты, которые производятся работникам за время, когда они фактически не исполняли своих трудовых обязанностей по уважительным причинам, предусмотренным законом. Они, по общему правилу, заменяют заработную плату работника, гарантийные доплаты идут сверх заработной платы. И гарантийные выплаты, и доплаты преследуют цель не допустить снижения заработка работника в случаях, когда он освобождается от выполнения трудовых обязанностей. Отличие их от заработной платы в том, что заработная плата выплачивается в результате труда, а гарантийные выплаты выплачиваются не за труд, его результаты, а гарантируют оплату в предусмотренных законом случаях123.
  Все гарантийные выплаты можно классифицировать на виды.
  • зависящие от производства или действий руководителя (оплата времени простоя по вине работодателя, оплата времени вынужденного прогула при незаконном увольнении, выходное пособие при увольнении);
  • обеспечивающие право работника на оплачиваемый отпуск (трудовой, учебный, социальный);
  • гарантийные доплаты: несовершеннолетним за сокращенное рабочее время; за отдельные виды перерывов; при переводе на более легкую (нижеоплачиваемую) работу;
  • не зависящие от производства, но необходимые для государства и общества (выполнение государственных обязанностей, участие в коллективных переговорах, прохождение военных сборов и др.)
  Компенсации — это денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей124.
  Затраты, произведенные работником при выполнении трудовых обязанностей, должны быть возмещены ему в виде денежных выплат.
  Законодательством в ряде случаев предусмотрено предоставление работнику одновременно гарантий и компенсаций, например, в случае сдачи крови и ее компонентов.
  Помимо возмещения расходов, понесенных работником, законодательством предусмотрена денежная компенсация морального вреда, причиненного работнику (ст. 237 ТК).
  В коллективном или трудовом договоре могут быть предусмотрены иные случаи получения работником гарантийных компенсационных выплат по сравнению с законодательством, а также устанавливаться более высокие размеры таких выплат.
  Случаи предоставления гарантий и компенсаций. Помимо общих гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом РФ (гарантии при приеме на работу, переводе на другую работу, по оплате труда и др.), работникам предоставляются гарантии и компенсации в следующих случаях:
  • при направлении в служебные командировки;
  • при переезде на работу в другую местность;
  • при исполнении государственных или общественных обязанностей;
  • при совмещении работы с обучением;
  • при вынужденном прекращении работы не по вине работника;
  • при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска;
  • в некоторых случаях прекращения трудового договора;
  • в связи с задержкой по вине работодателя выдачи трудовой книжки при увольнении работника;
  • в других случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами.
  Так, ветераны боевых действий имеют право на бесплатное обучение новым профессиям по месту работы, на курсах повышения квалификации в системе государственной подготовки и переподготовки кадров, сохранение оплаты труда (в размере 100 процентов тарифной ставки) по последнему месту работы в течение всего периода обучения125.
  Гражданам Российской Федерации, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, производится доплата до размера прежнего заработка при переводе по медицинским показаниям на нижеоплачиваемую работу. Эта доплата осуществляется организациями до восстановления трудоспособности или установления инвалидности126.
  В случаях, определенных законодательством, работодатель предоставляет работникам:
  • гарантии и компенсации (например, при направлении работника в служебную командировку, совмещении работы с обучением за работником сохраняется место работы (должность) и средний заработок на период отсутствия работника);
  • только гарантии (сохранение места работы (должности) при выполнении государственных или общественных обязанностей). Например, в период участия в мероприятиях по обеспечению гражданами исполнения воинской обязанности средний заработок работнику выплачивается за счет средств Минобороны России.
  В ряде случаев работодатель предоставляет гарантии, компенсации (сохранение за работником места работы (должности) и среднего заработка на период освобождения от работы) и, кроме этого, работник получает дополнительно компенсационное вознаграждение за счет средств федерального бюджета (например, народные заседатели, арбитражные заседатели). При предоставлении гарантий и компенсаций соответствующие выплаты производятся за счет средств работодателя. Органы и организации, в интересах которых работник исполняет государственные или общественные обязанности (присяжные заседатели, доноры и др.), производят работнику выплаты в порядке и на условиях, которые предусмотрены Трудовым кодексом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В указанных случаях работодатель освобождает работника от основной работы на период исполнения государственных или общественных обязанностей.
 
  § 2. Гарантии при направлении работников в служебные командировки и переезде на работу в другую местность
  Понятие служебной командировки. В соответствии со ст. 166 ТК РФ служебная командировка — это поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.
  Местом постоянной работы считается организация (либо место нахождения физического лица — работодателя), с которой работник находится в трудовых отношениях в соответствии с заключенным трудовым договором. Как правило, место постоянной работы находится в том же городе, населенном пункте, в котором проживает работник. Возможны ситуации, когда место постоянной работы находится в другом населенном пункте, но работник при заключении трудового договора взял на себя обязательство нести расходы за проезд к месту постоянной работы.
  Служебная командировка — это поездка работника в другую местность по распоряжению работодателя для выполнения служебного задания. При этом не имеет значения, направляется работник в другую организацию или филиал или иное структурное подразделение той организации, с которой он состоит в постоянных трудовых отношениях. Так, считается командировкой направление работника в филиал, который находится вне места его постоянной работы и по условиям транспортного сообщения или характеру работы работник не может ежедневно возвращаться к месту своего постоянного проживания.
  Служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются (например, работники почтовых вагонов, проводники пассажирских поездов, стюардессы и др.). Компенсации этим категориям работников устанавливаются в ином порядке, нежели работникам, направляемым в служебные командировки.
  Направление в служебную командировку носит временный характер и ограничено определенным сроком. Как правило, этот срок не должен превышать 40 дней127. Временное направление работника в другую местность на более продолжительный срок следует считать не командировкой, а временным переводом. Такой перевод требует обязательного согласия работника. Между тем распоряжение работодателя о выезде в служебную командировку является для работника обязательным. Отказ возможен только при наличии уважительных причин, иначе отказ от командировки представляет собой дисциплинарный проступок, за который на работника может быть наложено дисциплинарное взыскание.
  Работодатель должен учитывать нормы трудового законодательства, ограничивающие возможность направления в служебные командировки отдельных категорий работников. Так, согласно ст. 203 ТК РФ в период действия ученического договора работники не могут направляться в служебные командировки, не связанные с ученичеством.
  Запрещается направление в служебные командировки и беременных женщин, а также работников в возрасте до восемнадцати лет (за исключением творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении произведений, профессиональных спортсменов в соответствии с перечнями профессий, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений)128.
  Направление в служебные командировки женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, допускается только с их письменного согласия и при условии, что это не запрещено им медицинскими рекомендациями. При этом женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, должны быть ознакомлены в письменной форме со своим правом отказаться от направления в служебную командировку. Такие же гарантии предоставляются работникам, имеющим детей-инвалидов или инвалидов с детства до достижения ими возраста восемнадцати лет, а также работникам, осуществляющим уход за больными членами их семей в соответствии с медицинским заключением129, и лицам, воспитывающим детей без матери (отцы, опекуны, попечители)130.
  При направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.
  Возмещение расходов, связанных со служебной командировкой. В случае направления в служебную командировку работодатель обязан согласно ст. 168 ТК РФ возмещать работнику:
  • расходы по проезду;
  • расходы по найму жилого помещения;
  • дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные);
  • иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя.
  Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом организации. При этом размеры возмещения не могут быть ниже размеров, установленных Правительством Российской Федерации для организаций, финансируемых из федерального бюджета.
  За командированным работником сохраняется место работы (должность) и средний заработок во время командировки, в том числе и за время нахождения в пути. Средний заработок за время нахождения работника в командировке сохраняется за все рабочие дни недели по графику, установленному по месту постоянной работы. Заработная плата пересылается командированному работнику по его просьбе за счет работодателя, которым он командирован. При командировке лица, работающего по совместительству, средний заработок сохраняется тем работодателем, который его командировал. В случае направления в командировку одновременно по основной и совмещаемой работе средний заработок сохраняется по обеим должностям, а расходы по оплате командировки распределяются между командирующими организациями по соглашению между ними.
  Командированному работнику возмещаются расходы по найму жилого помещения и проезду к месту командировки и обратно к месту постоянной работы, а также выплачиваются суточные. Расходы по найму жилого помещения возмещаются командированному работнику со дня его прибытия и по день выезда. В пределах этих норм подлежат возмещению также затраты работника на оплату дополнительных услуг, оказываемых в гостиницах. Командированному работнику возмещается плата за бронирование мест в гостиницах в размере 50% от возмещаемой ему стоимости места за сутки.
  Расходы по проезду к месту командировки и обратно к месту постоянной работы возмещаются работнику в размере стоимости проезда воздушным, железнодорожным, водным и автомобильным транспортом общего пользования (кроме такси), включая страховые платежи по государственному обязательному страхованию пассажиров на транспорте, оплату услуг по предварительной продаже проездных документов, расходы за пользование в поездах постельными принадлежностями.
  Порядок возмещения командировочных расходов определен Правительством РФ, а Министерству финансов Российской Федерации по согласованию с Министерством труда и социального развития РФ предоставлено право вносить изменения в нормы возмещения командировочных расходов131. С 1 января 2002 г. установлены следующие нормы возмещения командировочных расходов: оплата найма жилого помещения — по фактическим расходам, подтвержденным соответствующими документами, но не более 550 рублей в сутки. При отсутствии подтверждающих документов расходы по найму жилого помещения возмещаются в размере 12 рублей в сутки; оплата суточных — 100 рублей за каждый день нахождения в командировке132.
  Суточные выплачиваются командированному работнику за каждый день нахождения в командировке, включая выходные и праздничные дни, а также дни нахождения в пути, в том числе за время вынужденной остановки в пути. Суточные за время нахождения в пути выплачиваются по тем же нормам, что и за время пребывания в месте командировки.
  Работодателям предоставляется право в случаях, когда размер расходов на служебные командировки (расходы по найму жилого помещения и проезду к месту командировки и обратно) известен заранее, разрешать оплату этих расходов командированным работникам, с их согласия, без представления подтверждающих документов. Денежные суммы при этом выдаются командированному работнику исходя из действительной потребности, но не свыше суммы, исчисленной по соответствующим нормам.
  Федеральное законодательство предусматривает повышенные компенсационные выплаты отдельным категориям работников при их направлении в служебные командировки. Так, Указ Президента РФ «О нормах расходов для федеральных государственных служащих на служебные командировки в пределах РФ»133 предоставляет право федеральным государственным служащим, замещающим высшие и главные государственные должности федеральной государственной службы: 1) приобретать проездные билеты по следующим нормам: воздушный транспорт — по билету 1-го класса, морской транспорт — в каютах I—IV групп судов регулярных транспортных линий с комплексным обслуживанием пассажиров; железнодорожный транспорт — в вагоне с двухместным купе категории «СВ» скорых фирменных поездов; 2) бронировать и нанимать номер в гостинице по фактическим расходам, но не более стоимости двухместного номера. Федеральным государственным служащим, замещающим высшую или главную государственную должность федеральной государственной службы кроме того оплачиваются услуги залов официальных делегаций вокзалов и аэропортов.
  Размеры компенсационных выплат командируемым зависят также и от места командировки. По этому основанию законодательство Российской Федерации выделяет два вида командировок: 1)в пределах Российской Федерации; 2) в зарубежные страны.
  Размеры суточных в иностранной валюте при краткосрочных (сроком до 60 дней) командировках на территории иностранных государств устанавливаются Министерством финансов РФ по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации134.
  В тех случаях, когда работники, направленные в краткосрочную командировку за границу, в период командировки обеспечиваются иностранной валютой на личные расходы за счет принимающей стороны, направляющая сторона выплату суточных этим лицам не производит. Если принимающая сторона не выплачивает указанным лицам иностранную валюту на личные расходы, но предоставляет им за свой счет питание, направляющая сторона выплачивает им суточные в размере 30 процентов нормы.
  Работникам, выехавшим в командировки за границу и возвратившимся из-за границы в Россию в тот же день, суточные в иностранной валюте выплачиваются в размере 50 процентов нормы.
  С 1 января 2002 года установлены новые размеры выплаты суточных при краткосрочных командировках на территории зарубежных стран. В качестве примера можно привести следующие размеры суточных (в долларах США): Великобритания, США — 67; Германия, Индия — 58; Грузия, Молдавия — 45; Израиль, Швейцария — 65; Италия, Канада, Турция — 59; Казахстан, Таджикистан — 41; Китай — 68; Чехия — 57; Япония — 84 и т.д.135
  Статья 166 ТК РФ устанавливает, что работодатель обязан возмещать иные расходы, произведенные работником с его разрешения или ведома. Такие расходы могут быть вызваны выполнением возложенных на работника обязанностей (например, приобретение канцелярских принадлежностей, спецодежды); интересами направившей его организации (например, приобретение справочной литературы, материалов, сырья). Разрешение работодателя на эти дополнительные расходы должно быть выражено в письменной форме, поскольку именно эта форма служит основанием для подтверждения правомерности произведенных работником расходов136. Обычно этот вопрос отражается в приказе о направлении работника в служебную командировку.
  Руководители министерств, ведомств, государственных организаций и учреждений могут разрешать в порядке исключения производить дополнительные выплаты сверх норм возмещения расходов на служебные командировки работников:
  • в бюджетных организациях — за счет экономии по смете на их содержание;
  • в организациях, финансируемых из специальных фондов и других источников, — в пределах имеющихся средств;
  • в других организациях — за счет прибыли, остающейся в их распоряжении после уплаты установленных действующим законодательством налогов и прочих обязательных платежей в бюджет. Правительством РФ предусмотрены нормы расходов, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией продукции137. Возмещение расходов при переезде на работу в другую местность. В соответствии со ст. 169 ТК РФ при переезде работника по предварительной договоренности с работодателем на работу в другую местность работодатель обязан возместить работнику:
  • расходы по переезду работника, членов его семьи и провозу имущества (за исключением случаев, когда работодатель предоставляет работнику соответствующие средства передвижения);
  • расходы по обустройству на новом месте жительства.
  Конкретные размеры возмещения расходов определяются соглашением сторон трудового договора, но не могут быть ниже размеров, установленных Правительством Российской Федерации для организаций, финансируемых из федерального бюджета.
  Законодательство устанавливает компенсации работникам, которые в связи с трудовыми отношениями должны переехать в другую местность на длительный срок. Такие ситуации возникают в следующих случаях: 1) при переводе работника на работу в другую местность вместе с работодателем; 2) при заключении трудового договора с работодателем, расположенным в другой местности; 3) при переводе работника, с его согласия, на работу в другую организацию, расположенную в другой местности; 4) при трудоустройстве в другой местности выпускников высших и средних специальных учебных заведений в соответствии с договором о целевой контрактной подготовке специалистов138.
  Основным актом в этой сфере остается Постановление Совета Министров СССР «О гарантиях и компенсациях при переезде на работу в другую местность» от 15 июля 1981 г. № 677139. В соответствии с названным Постановлением при переводе работников на другую работу, когда это связано с переездом в другую местность (в другой населенный пункт по существующему административно-территориальному делению), выплачиваются компенсации и предоставляются следующие гарантии:
  а) оплачивается стоимость проезда работника и членов его семьи: по железной дороге — в плацкартном (купейном) вагоне; по водным путям — в каютах, оплачиваемых по V—VIII группам тарифных ставок на судах морского флота, и в каютах III категории на судах речного флота;
  б) оплачиваются расходы по провозу имущества железнодорожным, водным и автомобильным транспортом (общего пользования) в количестве до 500 килограммов на самого работника и до 150 килограммов на каждого переезжающего члена семьи. По соглашению сторон могут быть оплачены фактические расходы по провозу имущества в большем количестве;
  в) выплачиваются работнику за каждый день нахождения в пути суточные в установленном действующим законодательством размере;
  г) выплачивается единовременное пособие: на самого работника — в размере его месячного должностного оклада (тарифной ставки) по новому месту работы и на каждого переезжающего члена семьи — в размере четверти пособия самого работника;
  д) выплачивается работнику заработная плата исходя из должностного оклада (тарифной ставки) по новому месту работы за дни сбора в дорогу и устройства на новом месте жительства, но не более 6 дней, а также за время нахождения в пути.
  К членам семьи работника, на которых выплачиваются компенсации, относятся муж, жена, а также дети и родители обоих супругов, находящиеся на его иждивении и проживающие вместе с ним. Стоимость проезда членов семьи и провоза их имущества, а также единовременное пособие на них выплачиваются в том случае, если они переезжают на новое место жительства работника до истечения одного года со дня фактического предоставления жилого помещения.
  Если работник переводится или принимается на работу на срок не свыше одного года и семья с ним не переезжает, то по соглашению сторон вместо выплаты единовременного пособия ему могут возмещаться расходы, связанные с временным проживанием на новом месте. Размер возмещения расходов не должен превышать половины размера суточных.
  Все расходы по выплате компенсаций несет та организация, в которую переводится, направляется или принимается работник.
  Выпускники, выезжающие на работу в соответствии с заключенным контрактом с работодателем о целевой контрактной подготовке за пределы места постоянного жительства, а также члены их семей имеют право на получение компенсаций в соответствии с законодательством Российской Федерации и обеспечиваются работодателем, включая органы местного самоуправления, жилой площадью по установленным нормам. Проживание в общежитии, аренда жилья являются временной мерой обеспечения выпускника и членов его семьи жилой площадью140.
  Федеральное законодательство предусматривает повышенные компенсационные выплаты отдельным категориям работников при их переезде в другую местность. Так, военнослужащим при переезде с прежнего места жительства, в связи с переводом на новое место военной службы, при увольнении с военной службы разрешается бесплатно перевозить до 20 тонн личного имущества141.
  Особый порядок выплаты компенсаций предусмотрен для работников районов Крайнего Севера. Лицам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности из других регионов Российской Федерации и других государств и заключившим трудовой договор, независимо от постоянного места жительства предоставляются следующие гарантии и компенсации: единовременное пособие в размере двух должностных окладов (ставок) и единовременное пособие на каждого члена семьи в размере половины должностного оклада (ставки); оплата стоимости проезда работника и членов его семьи и провоза багажа, но не свыше 5 тонн на семью по фактическим расходам; суточные работника; оплачиваемый отпуск на сборы и обустройство на новом месте продолжительностью 7 календарных дней. В случае переезда работника к новому месту жительства в связи с прекращением или расторжением трудового договора по любым основаниям, за исключением увольнения за виновные действия, оплачивается стоимость проезда работника и членов его семьи и провоза багажа, но не свыше 5 тонн на семью по фактическим расходам142.
 
  § 3. Гарантии и компенсации работникам при исполнении ими
  государственных или общественных обязанностей
  На то время, когда работник привлекается к исполнению государственных или общественных обязанностей, если в соответствии с федеральным законом эти обязанности должны исполняться в рабочее время, работодатель, в соответствии со ст. 170 ТК РФ обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности). При этом тот государственный орган или общественное объединение, которые привлекли работника к исполнению государственных или общественных обязанностей, выплачивают ему за время исполнения этих обязанностей компенсацию в размере, определенном законом, иным нормативным правовым актом либо решением соответствующего общественного объединения.
  Необходимо обратить внимание на то, что в отличие от ранее действовавшего положения, когда работникам на время исполнения государственных или общественных обязанностей гарантировалось сохранение и места работы (должности), и среднего заработка, в настоящее время работник освобождается от работы на период выполнения государственных обязанностей, за ним сохраняется место работы (должность), но Трудовой кодекс не обязывает работодателя сохранять работнику средний заработок. Эта обязанность работодателя в некоторых случаях предусматривается отдельными нормативными актами.
  Привлечение работника к исполнению государственных или общественных обязанностей возможно в следующих случаях:
  • участие в осуществлении правосудия в качестве народного, присяжного или арбитражного заседателя;
  • явка по вызову в органы дознания, предварительного следствия, к прокурору, в суд или налоговый орган в качестве свидетеля, потерпевшего, эксперта, специалиста, переводчика, понятого;
  • подготовка к военной службе, участие в военных сборах или мероприятиях, связанных с обеспечением исполнения гражданами Российской Федерации воинской обязанности;
  • осуществление избирательного права в качестве кандидата в депутаты;
  • участие члена добровольной пожарной охраны в организации предупреждения пожаров и их тушении;
  • участие в коллективных переговорах в качестве представителей сторон, а также специалистов, приглашенных для участия в этой работе; исполнение обязанностей членов примирительной комиссии, посредника, трудовых арбитров на время участия в разрешении коллективного трудового спора;
  • выполнение других государственных или общественных обязанностей — в случаях, предусмотренных законодательством.
  Обязанность сохранения среднего заработка возлагается на тот государственный или общественный орган, который привлек работника к выполнению соответствующих обязанностей.
  Если работник освобождается от работы в интересах своей организации и трудового коллектива, то обеспечение гарантии выплаты среднего заработка лежит на работодателе.
  Гарантии работникам, избранным в профсоюзные органы и комиссии по трудовым спорам. Для работников, которые были избраны в профсоюзные органы и не освобождены от исполнения своих трудовых обязанностей, Трудовой кодекс предусматривает целый ряд гарантий и компенсаций, направленных на создание условий для осуществления ими своих полномочий и защиту их от необоснованных претензий со стороны работодателя143. Кроме того, такие гарантии предусмотрены Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»144. Более подробно эти вопросы будут изложены в разделе пособия, посвященном защите трудовых прав работников профессиональными союзами.
 
 
  Работникам, которые в соответствии со ст. 384 ТК РФ были избраны членами комиссий по трудовым спорам, предоставляется свободное от работы время для участия в работе указанной комиссии с сохранением среднего заработка. При увольнении работников, избранных в состав комиссий по трудовым спорам, работодатель должен выполнить требование ст. 373 ТК РФ о необходимости учета мотивированного мнения выборного профсоюзного органа.
  Гарантии работникам, избранным на выборные должности в государственных органах, органах местного самоуправления. К выборным должностям в государственных органах относятся должности: Президента РФ, депутатов Государственной Думы и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, глав исполнительных органов государственной власти субъектов РФ.
  Работникам, которые были освобождены от работы вследствие избрания их на выборные должности в государственных органах, органах местного самоуправления, в соответствии со ст. 172 ТК РФ также должны быть предоставлены определенные гарантии, которые устанавливаются законами, регулирующими статус и порядок деятельности указанных лиц.
  Так, Закон «О статусе члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» предусматривает гарантии трудовых прав депутата Государственной Думы145.
  Срок полномочий депутата Государственной Думы засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж или срок службы, стаж работы по специальности, а также в стаж федеральной государственной службы. При этом непрерывный трудовой стаж сохраняется при условии поступления на работу или на службу в течение шести месяцев после прекращения полномочий депутата Государственной Думы.
  Депутату Государственной Думы, работавшему до избрания депутатом Государственной Думы по трудовому договору, после прекращения его полномочий предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии — другая равноценная работа (должность) по предыдущему месту работы или, с его согласия, в другой организации.
  В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»146 представительный орган местного самоуправления состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
  Уставом муниципального образования могут быть предусмотрены должность главы муниципального образования — выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования, а также должности иных выборных должностных лиц местного самоуправления.
  Глава муниципального образования избирается гражданами, проживающими на территории муниципального образования, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании либо представительным органом местного самоуправления из своего состава в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
  Глава муниципального образования, депутат, член выборного органа местного самоуправления, другие выборные должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе.
  Депутатам и членам выборных органов местного самоуправления, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, выборным должностным лицам местного самоуправления социальные гарантии, связанные с пребыванием на этих должностях, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
  Например, областным законом от 18 июня 1997 г. № 41-ЗС «О статусе депутата представительного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Ростовской области» предусмотрены социальные гарантии для депутатов и выборных должностных лиц указанных органов147: депутат, выборное должностное лицо, исполняющие полномочия не на постоянной основе, в период своих полномочий и в течение одного года после их окончания (равно как и депутат, выборное должностное лицо, работавшие до истечения срока полномочий на постоянной основе) не могут быть по инициативе администрации уволены с занимаемой должности в организации любой формы собственности, а также исключены из учебного заведения без согласия соответствующего органа местного самоуправления. Выборному должностному лицу, депутату, уволенным с прежнего места работы (службы) вследствие избрания их на выборные должности местного самоуправления, предоставляется после окончания срока их полномочий прежняя работа (должность), а при ее отсутствии — другая равноценная работа (должность) в той же или, с их согласия, в другой организации.
  В случае, если на новом месте работы депутат, выборное должностное лицо получают заработную плату ниже прежней, им производится доплата до уровня прежней заработной платы (с учетом индексации), но не более шести месяцев со дня прекращения полномочий по занимаемой должности. За депутатом, выборным должностным лицом, работавшими на профессиональной постоянной основе, на период трудоустройства на новое место работы, но не более одного года, сохраняется заработная плата по ранее занимаемой должности (с учетом индексации)в случаях:

<< Пред.           стр. 8 (из 16)           След. >>

Список литературы по разделу