<< Пред.           стр. 2 (из 6)           След. >>

Список литературы по разделу

 Используйте отпуск.
  Не забывайте на отдыхе или во время отпуска о вашей тактике. Наверное, было бы странным искать знакомства с председателем совета директоров крупного предприятия или семьей крупного промышленника или даже его секретаршей в лесу. Мы посоветуем вам направиться туда, куда больше всего любят ездить сильные мира сего со своими семьями или без них на отдых. Но это предстоит узнать уже вам самому, так как вкусы разных людей различны: кто-то предпочитает пляжи Гранады, а кого-то больше привлекает ловля крупной рыбы на Балтийском море.
 
 Поздравления
  Поздравления к Рождеству, дню рождения или свадьбе - ваши лучшие друзья и о них ни в коем случае нельзя забывать. Регулярно каждый год рассылайте их адресатам. Политики, боссы, предприниматели - все, кто может быть полезен для вашей карьеры, могут знать и других очень важных для вас людей. И если вы получите ответ на свое поздравление, то это будет великолепным поводом, чтобы позвонить и поблагодарить за ответ лично. Необходимые данные о торжественных датах вы сможете узнать нашим излюбленным способом - внимательно читая местные газеты.
 
 4
 Шеф просит вас зайти...
  Рискну предложить вам ответить на два вопроса. Первый: "Как можно в известной телевизионной передаче появиться на публике в неброском на первый взгляд, респектабельном и красивом костюме от БОССа или Армани (при этом вас непременно увидят миллионы зрителей) и сделать так, чтобы этот шедевр портновского искусства якобы "остался незамеченным", по меньшей мере официально, ни режиссером, ни директором программы, которые, конечно, имеют такие же изысканные туалеты, как и вы?" Держу пари, что вы ответите на первый вопрос: "Запросто!".
  На второй вопрос: "Как сделать самого себя, чтобы быть "продаваемом" на карьерном рынке?" не так-то легко ответить. Ведь вы - потенциальный или уже активно добивающийся своей цели карьерист, являющийся пока только продуктом родительской генной инженерии, существующего в настоящее время образования и всех тех влияний, которые попадают с чужой почвы на вашу собственную. И вот перед вами встает задача: создать ваше "эго" как продукт для того, чтобы потом мочь торговать им на карьерном рынке, для того чтобы именно вас, а не кого-то другого заметил начальник.
  Йохен Кинбаум, серый кардинал всех немецких личных советников, в 1995 г. сказал следующее: "Молодые люди должны обладать способностью использовать те знания и опыт, которые они получили по наследству от родителей, и не только использовать их, но и представлять на рынке как товар, одновременно покупая чужой". Поэтому забудьте о неудачах и придерживайтесь девиза "Даже если у меня нет шанса, я все равно им воспользуюсь". И долой другой девиз: "Пусть все идет так, как идет".
  Но если вы будете только вглядываться в рекомендации на страницах книги мудреца Дейла Карнеги "Успех в тебе самом", то еще долго Олимп предпринимателей, служащих концернов и банков будет проплывать мимо вас в голубом ореоле. Ведь ваш начальник не будет делать за вас карьеру. Почему бы вам не представить себе, что вы - лучший в своей области в вашем городе... и больше никого в городе нет!
  Страшновато - не правда ли? И дело не в том, чтобы только вы в это поверили, и на верхних этажах социальной и политической лестницы каждый должен в это поверить, в это должно поверить и ваше окружение. И тогда ваш шеф будет интересоваться вашим мнением по любому самому незначительному поводу.
  Между вами и вашими карьерными планами, с одной стороны, и тем, кто принимает важные решения о назначениях - с другой, существует непреодолимая пропасть, толстые двери кабинетов и запутанные коридоры. И именно вам постоянно приходится даже на просьбу шефа отвечать: "Пожалуйста, пожалуйста". Стена, отделяющая вас от вашего начальника, так толста, так важен ваш босс и его постоянные совещания, что на первый взгляд кажется невозможным перепрыгнуть через заграждения этих обращений, сообщений, установлений сроков встречи, отклонений встреч и т. д. Но не надо забывать, что всём этим занимаются все слышащие секретарши шефа.
 
 Как вести себя в приемной начальника
  Мы решили предложить вашему вниманию несколько необычных приемов и трюков, которые нельзя назвать общепринятыми, но именно они-то и помогут вам не дрожать и вести себя в приемной вашего шефа так, чтобы он не только это заметил, но и запомнил.
 * Главное - это обстановка приемной. Если вы еще не знаете своего нового начальника персонально, а у вас назначена с ним встреча, то прежде всего мы советуем вам обратить внимание на то, как обставлена приемная, какая секретарша вас встречает, как она выглядит и как разговаривает. Это о многом может сказать, и прежде всего о том, как надо себя вести. Если она настроена дружелюбно и открыто, то скорее всего и шеф у нее не зануда. Если на стенах приемной висят картины в реалистическом стиле, то шеф вряд ли придерживается футуристического направления в искусстве. И вот у вас уже есть тема для разговора.
 * То время, пока вы ожидаете в приемной, мы советуем вам использовать с пользой для самого себя: прислушайтесь, с кем и о чем говорит секретарша по телефону. Возможно, пара-тройка имен покажутся или окажутся вам знакомыми. Запомните, как долго секретарша разговаривает по телефону с разными людьми, каким тоном, возможно, это подскажет вам отношение ее шефа к этим людям.
 * Проведите рекогносцировку местности. Это можно сделать, если вам удастся во время ожидания проникнуть взором за закрытую дверь кабинета шефа, но, несмотря на то что вы рискуете быть застигнутым врасплох, как много интересного можно сразу узнать. Посещения, гости, коллеги, знакомые, кандидаты, отклоненные просьбы, поездки или даже личные разговоры шефа - сердце мое, чего ты еще пожелаешь?
 * Флирт с незнакомой дамой, оказавшейся рядом с вами в приемной, несет в себе большую опасность для вашей будущей карьеры, ведь она может оказаться близкой знакомой вашего шефа. Если даже дама не имеет с вашим шефом никаких отношений, кроме деловых, то у секретарш всегда найдется для вас прозвище "бабник". А, как известно, ничего из того, что знает секретарша, не укроется и от шефа.
 * Избегайте разговаривать с секретаршей в командном тоне, но, с другой стороны, не стоит сразу же начинать "подлизываться" к ней и "наводить мосты". Найдите приятную, ни к чему не обязывающую тему для разговора.
 
 Оптимальная подготовка к. разговору
  Однако лучше всего все же будет, если вы решите использовать время, которое проводите в приемной, для того, чтобы еще раз подготовиться к разговору с начальником. Ведь за те 15 минут, которые, возможно, будут вам отведены для разговора, вы должны четко и ясно изложить, на каких основаниях попросили о личной встрече.
  Если вы не застали начальника на месте и его секретарша не знает, когда он появится, то вам лучше всего попросить ее проинформировать начальника, что вы заходили, и сказать ей, где вас можно найти в то время, когда появится ее шеф, а самому пойти на свое рабочее место. Время бесплатно, но позаботьтесь о своем имидже. Наконец, это гораздо лучше, чем скучать в приемной или становиться рассадником новых сплетен.
 
 Заслужите личное приглашение
  Если вы уже дважды обращались к руководству, чтобы оно вас приняло, дважды писали докладные записки, но ваши усилия были напрасными, то следует изобрести что-то новое для того, чтобы начальник решил вас выслушать. Придумайте что-нибудь экстраординарное. Например, напишите ему открытое письмо, которое должно начинаться словами: "Уважаемый господин директор! У меня есть для Вас очень важная информация, а Вы все никак не можете найти время, чтобы со мной встретиться". Поверьте, скоро ваш телефон зазвонит и в трубке вы услышите голос директора...
  Не ленитесь, сделайте так, чтобы ваше имя было постоянно на слуху. Если у вашего отдела появились новые разработки, то опубликуйте их результаты в отраслевом журнале. Они-то уж точно будут прочитаны. Если даже и не самим директором, то по крайней мере его референтом.
 
 Подготовьте сценарий
  Если вы хотите лично познакомиться с руководителем своего предприятия, но хотите сделать это осторожно, то можно предложить вам следующее. Используйте ваш собственный опыт и разработайте сценарий знакомства. При этом вы должны связать воедино все, что вам известно о вашем начальстве: частную и общественную жизнь директора, его хобби, его друзей и знакомых по работе, его планы и т. д.
  Узнав как можно больше, вы должны очень тщательно и методично разработать план знакомства. Возможно, он постоянно посещает футбольные матчи (тогда узнайте его место - ведь болельщики как братья)? Или он любит ходить на народные праздники? Или у него одна радость в жизни - опера, тогда достаньте билеты на премьеру, умудритесь сесть рядом, завяжите "случайную" беседу в антракте.
  Вы также без труда сможете присутствовать на конференциях, совещаниях и симпозиумах, где выступает ваш шеф. Именно там вы можете ему сообщить, что вот уже в течение двух лет работаете в одном из отделов его предприятия, и сможете рассказать ему о интересующих вас темах (но ни в коем случае не о проблемах!). При этом попытайтесь еще раз получить аудиенцию, может быть, в этот раз будет успешнее!
 
 В первый раз
  Если у вас нормальный начальник, то чаще всего именно он чего-то хочет от вас, а не вы от него. Поэтому ,вы скорее всего потребуетесь новому начальнику, как только он переступит порог своего кабинета. Если случилось так, что начальник уже несколько раз вызывал вас к себе, а вы в это время не были на рабочем месте, то будет не очень хорошо, если он вдруг случайно увидит вас за дружеской болтовней или в курилке, а не у себя в приемной.
  Если вы у начальника в первый раз, правильно рассчитайте дистанцию, на которой нужно от него находиться. К тому же в своей речи иногда употребляйте интересующие его темы (его хобби, конкурентов и т. д.) и нужные имена (его коллег или хороших друзей). Неплохо, например, кое-что узнать точно. Значок футбольной команды, за которую "болеет" ваш начальник, приколотый к лацкану вашего пиджака, скажет ему о многом и без помощи ваших слов.
  Однако вы рискуете использовать вашу только что созданную или уже давно работающую команду по перетягиванию каната не по назначению, если вдруг обнаружится, что вы желаете добиться не того, что нужно вашей команде. Постарайтесь как можно быстрее выведать у вашего начальника имена его друзей, сослуживцев, коллег, с которыми он общается. И только потом решайте, он ли и его связи вам нужны или следует поискать что-нибудь другое.
  Беседуя с кем-либо, умейте играть именами нужных людей, это умение может очень пригодиться в трудные минуты жизни. Однако старайтесь не переборщить, чтобы на вас не возложили те обязанности, которые вы сами хотите возложить на вашего собеседника.
 
 
 
 
 
 5
 Страх перед омаром,
  В этой главе речь пойдет о вашей физической мобильности (в частности, также о еде и питье), о вашей способности быстро перемещаться с одного места на другое (а от этого в немалой степени зависит успех карьеры) в любой ситуации. Все эти маленькие хитрости вполне применимы не только в общении с руководителями различных рангов, но и тогда, когда вы пришли в гости, где общаются представители разных полов. Найдите свой собственный стиль поведения. Хотя следует честно признать, что невозможно принять в расчет всю многогранность человеческой, а следовательно, и вашей натуры.
 
 Жаркая битва в холодном, буфете
  На пути к экономическим и политическим вершинам успеха вы не минуете личных разговоров. Это вам скажет любой психолог, каждый карьерист и все без исключения руководители. Везде, где вы встречаетесь с людьми: на конференциях и просто за обеденным столом, представляясь на новом рабочем месте и поднимая тост с бокалом шампанского за чье-то здоровье, даже в буфете на работе - везде ежедневно, постоянно должно держать экзамен ваше умение говорить. И во время высокоинтеллектуального разговора на профессиональные темы, и во время абсолютно ничего не значащего "трепа" и болтовни вам понадобится это умение говорить.
  Настройтесь заранее: часто каждое приглашение - это только, собственно говоря, хитрая уловка. Как просто и заманчиво звучит: "Господин директор рад пригласить Вас и Вашу супругу на праздничный ужин такого-то числа по случаю юбилея предприятия". Чтобы достойно выдержать проверку, которую задумал провести ваш начальник, прислушайтесь и, возможно, воспользуйтесь советами, которые мы вам предложим.
  1. Он хочет посмотреть на вашу жену. (Действительно ли это та женщина, которая сможет сопровождать вас в будущем, если руководитель даст вам шанс сделать у него на фирме карьеру.)
  2. Ему интересно, в чем вы придете. (Проверка вашего вкуса. Оденьтесь скромно, элегантно, со вкусом. Это же прием!)
  3. Он хочет посмотреть, как вы умеете держать себя в обществе, посмотреть на ваши манеры вблизи. (Сможете ли вы представлять его фирму в будущем так же солидно, как это делают другие).
  4. Он постарается незаметно послушать, как и на каком уровне вы будете беседовать с вашей супругой. Возможно, в ходе такого разговора может проскользнуть что-то, чего вы не коснулись в разговоре с ним, поэтому будьте осторожны в высказываниях и оценках.
  Будет ли это коктейль, праздник, посвященный юбилею кого-то из коллег или даже самого начальника, обед - если начальник приглашает своего сотрудника или сотрудницу, то в этом случае не избежать личной беседы. Фактически все интеллигентные люди обычно не испытывают недостатка в поиске тем для приятного разговора. Но согласитесь, совсем другое дело, если вы вдруг оказались с директором вашего предприятия за одним столом друг против друга. Тогда-то и может возникнуть предательский страх перед выбранной темой разговора. И это может стать последним витком вашей только что так блестяще начавшейся карьеры.
  Типичные представители интравертного типа больше всего страдают от того, что в них живет страх и их надежды на чудо оборачиваются провалом, казалось, так блистательно начавшейся карьеры. Из этого страха перед собственным начальством они иногда не могут промолвить ни единого слова, забывают о том, как надо себя держать в присутственных местах. Это очень часто происходит с научными работниками, которые привыкли общаться со своим начальством достаточно часто, но, когда попадают в непривычные для себя условия, чувствуют себя смущенными и не могут промолвить ни одного слова. Это препятствует росту карьеры.
  Пересильте себя! Имейте в виду, что любое общение с вашими коллегами и руководителями может принести успех. Без приватных контактов и личных бесед большинство процветающих сейчас менеджеров вообще не имели бы ни одного шанса сделать профессиональную карьеру. Ведь именно на встречах и маленьких вечеринках делали себе карьеру и пробивали дорогу не только мелкие менеджеры, но и некоторые директора и руководители предприятий. Многие специально стремятся вступать в подобные разговоры за столом.
  Не стоит, если вы во второй или в третий раз приглашаете важного для вашей карьеры человека на праздничный обед или на небольшую вечеринку, снимать с себя обязанности тамады и перепоручать их кому-то другому. Помните, что это вы нуждаетесь в его помощи, а не он в вашей. Поэтому если в первый раз он был приятно поражен, то это не значит, что впечатление от повторного обеда будет таким же благоприятным. Кроме того, очень важно правильно разместить за столом приглашенных на ужин. И подумайте, как посадить вашего начальника, чтобы он не остался в недоумении насчет ваших знакомых. Горе вам, если ваш начальник не придет, это значит, что все ваши усилия пошли впустую и необходимо искать другой вход на карьерную лестницу.
 
 Если вы поладили
 
 Непредусмотренное
  Некоторые вещи при организации подобных мероприятий можно и не предусмотреть:
  ...если вдруг собака пришедших к вам в гости очень важных для вашей карьеры персон вдруг повела себя как-то странно, то следует уверить их в том, что вы здесь совершенно ни при чем, потому что скорее всего они могут предположить, что вы не любите животных, а следовательно, жестокосердны: ваш минус!
  ...вы приходите в гости к вашему начальнику, полные надежд на самое приятное времяпрепровождение, и вдруг замечаете, что практически все приглашенные - люди, которые не просто старше вас, а намного старше. И это общество украшает только 18-летняя дочь вашего босса. Будьте осторожны в разговоре с ней. Комплимент всегда будет принят с радостью. Но ни в коем случае не следует говорить, что вам здесь стало скучно среди пожилых гостей, которых пригласил ее отец. Ведь она может все рассказать папочке.
  ...если вы, так увлеклись беседой с вашим соседом, что пропустили тот момент, когда часть лежащего у вас на тарелке омара вдруг оказалась не у вас во рту, а на платье от Кардена вашей соседки слева, то постарайтесь все превратить в шутку, извинитесь и шутливо спросите о вашем будущем на сегодня. Как знать, может, так улыбнулась фортуна?
 
 От "перца и компании"
  Ни в коем случае никогда нельзя упускать такой замечательный шанс продвинуться по служебной лестнице, как стать на некоторое время гостем или принять у себя гостей. Надеемся, что вы знакомы с "ноу-хау" техники поедания омаров, а также хорошо знаете правильное расположение столовых приборов. Если вы жаждете сделать карьеру, но, к сожалению, не получили для этого должного воспитания, то вам придется заглянуть в давно заброшенную книгу хороших манер, иначе не избежать "перца" в свою сторону. А ведь подобные книги сейчас лежат не только в сундуках наших бабушек, но все чаще появляются на полках книжных магазинов. Не скупитесь, приобретайте книги по деловому этикету, хорошим манерам и правилам поведения в обществе. Чем длиннее и дороже путь, тем только лучше полученные знания. Из них без особого труда можно узнать, как следует одеться на прием, как надо вести себя за столом и во время разговора, какая последовательность соблюдается при подаче блюд и какие игры следуют друг за другом по правилам хорошего тона.
  Чтобы вы не забывали эти маленькие тонкости поведения и этикета, мы тоже решили дать несколько полезных советов, которые могут сыграть в вашей карьере не последнюю роль.
 
 Обращение
  Является ли действительно графом человек, к которому так обращаются, или это просто его прозвище? Карьера зависит даже от таких мелочей, как правильно употребляемое обращение "глубокоуважаемый" или "ваша светлость". Ошибившись, вы можете считать, что обратились к этому важному для вас человеку, может быть, в последний раз. Только правильная информация поможет вам в самом начале пути. Ведь с того, как вы обратитесь к нужным вам людям, может начаться или не начаться ваша карьера.
 
 Манеры
  Не стоит открыто заявлять за столом, что кто-то так много курил, что теперь табачный дым висит в воздухе! Проявите максимум способностей и терпения, не стесняйтесь вести себя воспитанно.
  Если вы приглашены в гости, внимательно подумайте, сколько дам может быть на приеме. Цветы - залог начала вашей популярности у дам. Но если вы не в состоянии купить цветы всем дамам, то жена хозяина дома или ваша начальница получить их должна обязательно. Все можно сделать оригинально, но не надо давать повод потом говорить о себе в дурном тоне. Если ваш начальник пригласил кроме вас еще таких же жаждущих пробиться карьеристов, то не стоит быть похожим на всех, не приносите ему в подарок дорогую авторучку. Почему бы вам не подарить ему что-нибудь вроде компакт-диска или кассеты с записями его любимых мелодий?
  Кстати, всегда полезно очень внимательно присматриваться к своему руководителю. Сейчас много людей, которые увлекаются чем-то экзотическим и сходят с ума по этому. Используйте это в свою пользу во время вашего визита! Но лучше не рассказывайте новости из области, по которой сходит с ума ваш шеф, сразу же на вечеринке. Намекните о том, что вы знаете кое-что интересующее его, подержите его в напряжении, не "отдавайте" все сразу. Вы станете не просто оригиналом, вы станете любимчиком, а это уже один шаг к успеху. Только не прогадайте!
 
 Этикет
  Развиваясь, наше общество многое позабыло о том этикете, который когда-то не был такой редкостью, как сейчас. Сегодня только в великолепных ложах опер или на банкете, который устраивают родовые аристократы, можно встретить то, что уже давно позабыто. Речь идет о поцелуе руки. Но даже если ваше сознание еще не доросло до такого уровня, то хотя бы не забудьте при знакомстве с дамой или при встрече со своей старой знакомой во время банкета или в буфете в опере сказать ей, поздоровавшись, несколько учтивых, пусть даже и немного высокопарных слов.
  Здороваясь, не забудьте, что следует немного наклониться вперед, но не очень сильно, чтобы случайно не задеть кого-нибудь, стоящего позади вас.
  Ордена (у кого они есть) - сейчас уже не столько вопрос этикета, сколько вопрос вашего отношения к их ношению. И если орден получен не за действительно почетные заслуги, то подумайте, стоит ли его надевать. Ведь вас обязательно будут расспрашивать, за что и когда вы его получили. И не забудьте, что если вы решились надеть орден, то его нельзя приколоть на смокинг: это не принято.
  Те счастливчики, которым повезло и они действительно получили то, что сейчас больше всего в почете, могут гордиться своей удачей. Речь идет о награде, говорящей о заслугах перед родиной. Именно она может сослужить вам самую хорошую службу.
 
 Порядок сидения за столом
  Современное общество внесло свои демократические перемены в старомодный порядок сидения за столом на приеме. Однако не изменилось одно - все сидят друг за другом, строго по чину. Кто сидит рядом с кем и кто сидит напротив кого? Этот вопрос мы постараемся сейчас решить.
  Может ли юный карьерист сидеть рядом с директрисой большого предприятия, даже если она уже достаточно давно разведена?
  И если руководитель отдела маркетинга совсем не думает о зарубежных рынках сбыта, стоит ли его сажать рядом с руководителем отдела внешней торговли? Лучше уж совсем не сажать их вместе!
  Чем ближе рассаживаются люди к президенту компании или его первому заместителю, тем выше ранг и должность, занимаемая этими людьми по неформальному протоколу.
  Если вы попали на большой праздник или прием в чью-то честь, то и здесь существуют свои неписаные, но всеми соблюдаемые правила. Ведь на таком празднике тот, в честь кого этот праздник организуется, сидит во главе стола, а справа и слева от него сидят члены его семьи и коллеги.
  Если это просто какая-то частная встреча или прием с ограниченным числом приглашенных, то можно избежать установленной негласно иерархии, устроив прием или на открытом воздухе, или в виде фуршета.
  Если у вас на предприятии готовится что-то грандиозное и из ряда вон выходящее, то следует поставить в зале круглые столики так, чтобы они все были сконцентрированы вокруг одного большого стола, где обязательно должны быть посажены виновники торжества и наиболее высокие и уважаемые гости. Около каждого прибора не забудьте поставить карточку с именем сидящего, чтобы он смог без особого труда найти свое место. Причем, чтобы облегчить этот поиск, по возможности расставьте карточки так, чтобы знакомые и сослуживцы оказались рядом. Но и здесь будьте очень осторожны: личные враги не должны оказаться рядом, иначе праздник превратится в тяжелое испытание. Научитесь понимать своих коллег.
 
 Разговор о работе
  Не стоит вспоминать о темах, связанных с вашей работой, во время праздника или приема, конечно, если это не так важно. Но будьте всегда к этому готовы!
  Если вы, например, спросили у своего приглашенного к вам в гости начальника о мнении другого руководителя по вопросу, о котором уже не раз спрашивали и услышали только холодное: "В этот раз все нормально", то, возможно, вы когда-то перестарались. Оглянитесь, может быть, кто-то уже идет за вами по вашим следам... Не стоит говорить плохо о ком-либо, тем более что это могут передать.
  Также и для женщин, решивших сделать карьеру, очень важно, чтобы и они умели повернуть разговор в нужное время в нужную сторону. Слишком часто женщины страдают от комплекса неполноценности и слишком часто этот комплекс явно заметен в их поведении: они извиняются, еще ничего не сказав, что всегда производит на собеседника не лучшее впечатление. Часто можно услышать нечто вроде: "Извините меня, пожалуйста, вы не думаете, что мы прежде где-то пересекались?" Особенно, если собралась небольшая компания, где многие знают друг друга, дамам совсем не стоит выставлять напоказ все свои недостатки сразу. Будьте уверены в себе!
  И будьте внимательны к тем, кто собрался или пришел к вам на ужин: не перепутайте улыбку или смех с насмешкой или ухмылкой.
 
  Будьте всегда внимательны! Этому поможет только то, что вы сами, а не кто-то со стороны будет постоянно контролировать то, что вы говорите, даже если вы пьете уже не первую рюмку.
 
  Кроме того, ведите себя как волк в стае волков, которые хором воют на что-то. "Подпойте", но оставайтесь при этом спокойны, внимательны, улыбчивы и осторожны. Делайте все так, как те, кто вас окружает. Но не забудьте и про тех, кто вас пригласил.
  Однако если вы сами принимаете гостей, то в этом случае, повторяя общие манеры, рискуете проиграть, стать скучным, надоедливым, неинтересным. И тогда конец. Устройте маленький "спектакль", в котором роли будут играть ваши гости. Ведь именно вы дали им шанс повеселиться и, возможно, познакомиться.
 
 Маленький разговор
  Вам знакомо ощущение радости, иногда охватывающее вас на вечеринках, потому что вы даже не ожидали, что ваши новые коллеги и руководители за стенами предприятия так любезны, приятны в общении, так и сыплют шутками и анекдотами! Забудьте в разговоре о политике и болезнях. И тогда ваш собеседник преобразится и вы его не узнаете.
  Если разговор "у камина" происходит дома у вашего начальника, то, может быть, вам попробовать провести его на основе вопроса "почему"? Домашняя обстановка предполагает, что руководитель настроен быть более откровенным. Даже если перед вами настоящий профессионал, не пугайтесь, иногда в таких условиях могут возникнуть нормальные отношения.
  Если вы сами уже стали хорошим профессионалом в своей области, не стоит слишком сильно бравировать этим перед начальством. Стоит поинтересоваться и его мнением, а вдруг пригодится?
  Если вы стали скучать во время такого разговора, то скажите, что вам необходимо отлучиться на минуту, и все проблемы будут решены.
 
 Напитки и закуски
  Дорогие столовые приборы, написанное от руки меню, десерт как чудо кулинарного искусства - все это вскружит голову только тем, кто стоит на той же ступеньке служебной лестницы, что и вы!
  Продумайте меню, в которое входили бы блюда из свежих овощей: тогда начальник может подумать: "Наконец-то я попал на оригинальный обед. Может быть, если еда в этом доме так свежа, то и дух не хуже". В случае полуофициальных приглашений и встреч вы должны обратить внимание на то, что чем меньше алкоголя, тем лучше. Конечно, есть и противоположный способ сделать карьеру, однако успешнее всего это получается у тех, кто пьет последним!
  Но будьте осторожны: не стоит быть слишком навязчивым и все время напоминать гостям, что они оставляют бокалы нетронутыми. А вам самому не стоит слишком уж открыто наливать себе вместо вина воду. Вы можете стать посмешищем. Лучше оставить в стакане вино, но пить его маленькими глотками постепенно, чтобы ваши гости радовались, видя, что и хозяин не отстает от них и так же пьет. Вы не прослывете ни "пьяницей", ни "трезвенником". Вы избежите того, что впоследствии может остаться с вами на всю вашу жизнь и не только не поможет сделать карьеру, но и закроет все пути к ней. Вы избежите появления прозвища.
  После всякой вечеринки возможны веселые насмешки, но главное, чтобы они не остались с вами слишком долго. Иначе начинающий менеджер, вставая утром, будет приходить в ужас при мысли о работе...
 
 Беседа за столом.
  Начнем со слов, случайно сказанных соседу за столом, особенно если он оказался вашим начальником или просто важным для вашей карьеры человеком. А вдруг он так обрадуется тому, что есть возможность с кем-то поговорить, что разговор, начатый за столом, может вскоре "перекочевать" к нему в кабинет. Итак, посмотрим на следующие примеры.
  1. "Кто не работает, тот не ест...". Эта поговорка хорошо известна еще с библейских времен со слов апостола Павла. И именно в соответствии с ней должен вести себя начинающий менеджер в доме у своего начальника!
  2. "Три пункта плана, которые я по вашему распоряжению должен был выполнить в моем подразделении, обошлись мне в три килограмма крови, пота и воды. Но что не сделаешь, чтобы наша фирма процветала". Можете шутить за столом сколько хотите, но не забудьте, что за вами наблюдают. Плохо едите - значит плохо работаете. А если сможете вовремя отшутиться, то шеф подумает про себя: "Ага, мальчик не только хорошо справляется с работой, но и еще умеет с честью выпутаться из сложной ситуации".
  3. Не избегайте приемов, на которых большинство приглашенных - дамы. А если вы попали на такой прием, то не обходите своим вниманием столик с десертом, около которого можно завязать знакомство с женой вашего начальника. Ведь его можно использовать в свою пользу, если подойти к такому знакомству с головой.
 
 6
 Цель - это дорога
  В начале этой главы мы решили рассказать вам немного об истории понятия "карьера". Возможно, это вызовет у вас недоумение. Латинское "каррус" означало для древних римлян вовсе не прекрасно выполненную стрижку каре, а боевые колесницы, построенные в определенном порядке. Еще и сегодня французы называют карьерой поводья, которыми лошадь пристегивается к повозке, для того чтобы она могла ее тянуть, а не бежать куда глаза глядят. Не правда ли, подобное значение слова, пришедшее к нам еще от древних римлян, несет в себе огромный смысл? Упряжка - это ваше профессиональное желание стать на ступеньку выше в служебной лестнице.
  Участники любого ралли имеют две возможности прийти к финишу. Или ты победитель, или один среди многих. Или двигаться на второй либо третьей скорости, или на самой большой, но при такой скорости можно и не избежать катастрофы.
  Жизнь в больших концернах и фирмах часто бывает слишком похожа на большое и непрекращающееся никогда ралли. На вашем пути к вершине вы встретите много крутых поворотов и скользких дорог и какая-то из них может оказаться длиной в жизнь. И вы должны постоянно помнить и знать, чего хотите достичь, пробираясь по этой скользкой дорожке, и каким образом вы хотите это получить. Ваша цель - это прежде всего ваша личная профессиональная мечта, границы ценности которой устанавливаете прежде всего вы сами. Поэтому, приступая к борьбе за достижение своей цели, нужно холодно и расчетливо оценить отношения с коллегами и составить план действий. В любом случае следует очень хорошо знать свои профессиональные цели, иначе вы не сможете правильно найти дорогу.
  Профессиональная дорога может привести вас на тот Олимп, о котором вы мечтаете. Конечно, на большом предприятии для того, чтобы туда взобраться, надо пройти целую огромную лестницу. Это тяжело, однако из-за этого не стоит терять цель, ее всегда надо как бы держать перед глазами. И тогда у вас всегда будет возможность творить себя своими собственными руками, блуждая в лабиринтах карьеры и карьеристов, ищущих "легкого" пути.
  Конечно, на этом пути встречаются и трусы, и "тормоза", и те, кто любит устроиться поудобнее, и из-за них все может происходить гораздо медленнее, чем хотелось бы, придется научиться их обходить. К тому же помните, что на вашей стороне возраст, а многих впереди ждет старость и пенсия. И это не зависит от достижений.
  Начальник на предприятии или могущественной фирме тоже хочет подняться ввысь - таков закон. И если ему это удается и его место освобождается, то двери мечты перед кем-то распахнутся. Главное - вовремя оказаться перед ними, главное - выиграть и пройти устроенный для этого экзамен, даже если вы и не работали раньше на этом предприятии. А порядки здесь такие же, как и на вашей бывшей работе. Поэтому часто рост по служебной лестнице на вашем предприятии не всегда имеет преимущество по сравнению с другими вариантами. Так как:
 * Во-первых, кроме вас на предприятии достаточное количество знакомых вам людей и, вполне возможно, не у всех о вас самое хорошее мнение, как бы вам того ни хотелось. Ваш шеф, узнав, что вы решили уйти от него в другой отдел, может просто потому, что не хочет вас отпускать, посоветовать вашему возможному начальнику не брать вас.
 * Во-вторых, кто-то, кому вы уже когда-то успели "насолить", возможно, имеет тесные контакты с тем, к кому вы собираетесь пойти работать.
 * Кроме того, вы можете неправильно подать себя при первой встрече, которая часто является вашим первым шансом понравиться будущему начальству.
 
 Некоторые уловки
 и примеры того, как их. использовать
  Прежде всего самое главное для вас - это не забывать, что все основано на вашей собственной инициативе. Конечно, все решения пока принимаются не вами. Зато у вас есть право предлагать и вы должны им воспользоваться. Следующие совсем простые и обычные или не совсем обычные примеры и уловки помогут вам стать инициативным и интеллектуальным лидером среди ваших коллег.
  1. Правильная самооценка и наглость принадлежат к свойствам, которые просто необходимо иметь, если вы надумали сделать карьеру. И тогда надо забыть о том, что можно оставаться от чего-то в стороне. В этой связи прежде всего вспомним о формуле номер 1, которую "вывел" гонщик мирового класса Михаель Шумахер, честолюбивый лис нашего холодного общества локтей. Интригантские "метания" на сконструированной им машине для гонок "на выживание" не могли в конце 1994 г. никого оставить равнодушными. Шумми знал, что ему придется в решающей схватке выступать против столь же хитрого и умного британского конкурента Даймона Хилла. Но он хотел во что бы то ни стало стать мастером мирового класса, победить и вернуться чемпионом. Итак, у всех на глазах наш Шумми инсценировал известный несчастный случай, "продал" этот рискованный номер на глазах у изумленной публики как "обычное столкновение на площадке" и пришел-таки первым.
 
  Если вы стоите только в самом начале карьерной лестницы и сзади вас нет никого, у кого можно спросить, как поступить, обратите свои взгляды вперед. Посмотрите, как это делает ваш шеф.
 
  2. Если вы знаете, что где-то проходит очередная ротация кадров или просто освободилось место после ухода кого-то из сотрудников на пенсию, то всегда должны быть в форме. И в это время вовсе не следует пожимать в недоумении плечами, лелеять свои комплексы неполноценности или предаваться депрессии. Ведь корень ваших проблем в вас самом. Логично, что мы все идем наверх. Но именно вы должны быть в лучшей форме, когда последует приглашение на прием или на беседу с крупным руководителем. Ни в коем случае не вздумайте отказываться от приглашения и вместо этого пойти с другом или подругой в кино, на футбол или в кафе. Не сдавайтесь перед депрессией, охватившей вас. А лучше всего немного повеселитесь перед днем, на который намечен визит. На следующий день ваш шеф заметит, что ваше настроение стало заметно лучше. А это может сыграть не последнюю роль.
  3. Если вы знаете, чего хотите, нужно как можно скорее и вовремя "нажать на курок". Вовремя означает, что вы должны вовремя узнать, когда и где освобождается или уже освободилась, но еще не занята интересующая вас позиция. По крайней мере, это нужно сделать по возможности быстрее ваших конкурентов. Конечно же, понятно, что, если речь идет о большом предприятии с персоналом порядка 1000 человек и больше, это не так-то просто. Поэтому прежде всего, перейдя на новое предприятие, поинтересуйтесь, не выпускает ли оно внутрифирменный журнал или газету, из которой наверняка можно почерпнуть подобные сведения.
  Еще важнее может оказаться для вас в этом деле простая болтовня в курилке или в буфете, в магазинах, которые находятся недалеко от вашего нового места работы и. где обычно покупают обновы любящие поболтать сотрудницы и где вы можете кого-то встретить.
  Многие приглашения на работу печатаются в газетах именно потому, что директор или владелец предприятия не знает среди своим сотрудников ни одного, по его мнению, хорошего кандидата на новую должность. Конечно, можно обратиться в бюро по трудоустройству, но тогда то, что вам предложат, будет выглядеть так: "Металлообрабатывающее предприятие недалеко от Лейпцига ищет для отдела внешних связей...".
  Если вы успели вовремя среагировать и найти место, которое вам очень бы хотелось занять, то спокойно, без тени сомнения и страха перед неизвестным посылайте свою заявку на конкурс или собеседование. Так как вы должны очень хорошо понимать, что вопрос о вашем назначении находится в компетенции человека, который проводит собеседование, то постарайтесь сразу произвести на него должное впечатление.
  Вам потребуется трудовая книжка, поэтому, когда вы идете на собеседование, то лучше всего сразу иметь при себе ее копию. Однако вовсе не следует класть ее на стол вашему возможному начальнику сразу же после того, как вы переступили порог его кабинета. Кроме того, вы хорошо должны помнить или вспомнить, когда, у кого и с кем вы работали. Такое внимание к компаниям и начальникам, с которыми вы работали, может сразу же произвести очень выгодное впечатление. И беседующий с вами решит, что даже если ваша квалификация такая же, как и у других претендентов, то ваши личные качества ему нравятся больше, чем характер вашего конкурента.
  И конечно же, не забудьте о самом главном: ваша профессиональная пригодность не должна вызывать сомнений.
  4. Рост карьеры на предприятии или фирме зависит не только от того, насколько быстро удастся организовать собственную команду по перетягиванию каната, но и от того, не начали ли вы с самого начала тянуть не за тот конец или, того хуже, вообще не за тот канат. Если вы, например, с помощью одного из ваших сослуживцев получили на другой фирме или в другом отделении лучшее место, не поставив заранее в известность о своих профессиональных планах начальника вашего прежнего отдела, то можете сразу же забыть о всех планах на будущее. Потому что вы или встретитесь с ним, когда представится возможность расти дальше, или он не даст вам возможности расти дальше на вашем новом месте.
  5. Намного умнее и эффективнее можно добиться результатов в карьере, если войти в доверие к вашему начальнику и при любой возможности спрашивать у него совета. После определенного экзамена, который вам может устроить ваш шеф, он, возможно, задумается о том, что почему бы ему не попытаться построить свое и заодно ваше будущее... Он сможет похвалить вас в разговоре со своим коллегой-шефом. Ведь, возможно, ему тоже выгодно, чтобы вы смогли сделать карьеру. Не забывайте об этом. И тогда вы - уже член команды, неважно, что она не ваша собственная.
 
  Тот, кто хочет сделать карьеру, не должен стесняться "грузить" своего начальника и использовать его привязанности в своих целях.
 
  6. Если случится, что именно директор предприятия будет решать вопрос о вашем приеме на работу, то следует узнать всю возможную информацию, касающуюся этого человека, даже мелочи. Тем более, если вам предстоит личная беседа с ним. Некоторые из работающих непосредственно с шефом (его секретари, водитель, персонал) наверняка смогут подсказать вам некоторые мелочи из жизни этого человека. Его хобби, привычки, любимчиков. Поэтому нужно должным образом подготовиться и придерживаться в беседе соответствующего тона. С другой стороны, при обсуждении какой-либо темы, например "африканский экспорт", вы должны вскользь, но очень вовремя назвать имя одного из крупных экспортеров в Африку, сказав, что в свое время жили с ним в одном номере гостиницы (хотя никогда и в глаза его не видели) и даже пару раз разговаривали, случайно сталкиваясь в коридоре.
  Начальник оценит ваше умение быстро и легко сходиться с деловыми людьми и у вас появится шанс, что он возьмет вас на работу менеджером по внешнеторговым связям.
  7. Не забудьте, что во время подобных разговоров надо быть очень внимательным и осторожным. Вы только начинаете работать и должны внимательно понаблюдать, как работает ваш шеф. Если он уже рано утром видит вас на рабочем месте или, позвонив вечером, еще застает вас, причем единственного в офисе, то скорее всего ему это понравится. Это не только повысит вашу значимость и заинтересованность, но он узнает в вас такого же трудоголика, как и он сам, а это всегда импонирует. К тому же не стоит забывать о том, что надо постоянно расширять свой кругозор, так как многие руководители любят разговаривать не только о работе, но и о политике, о культуре или спорте. Так что учтите это, когда будете планировать свою карьеру.
 
  Для вашего начальника по большому счету все равно, что вы делаете или можете делать. Главное, что всегда, в любое время вы достижимы, вас можно вызвать и вы всегда придете, потому что всегда, когда он звонит, вы на работе.
 
  8. Всегда действуйте осторожно, сдержанно, с оглядкой, уже начиная с того момента, когда вас позвали на переговоры с вашими новым шефом. Перед тем, как идти на эти переговоры, прорепетируйте перед зеркалом, как, с каким выражением лица, улыбаясь или серьезно, вы начнете разговор, что ему скажете. Поменяйте свою вступительную речь, если вам что-то не нравится в ней. Главное, вам надо показать, что вы сдержанны и спокойны, можете принимать решения и, если надо, сможете взять ответственность на себя, энергичны, хорошо знакомы с профессией и не боитесь трудностей. Вы должны великолепно сыграть свою роль, а главное, чтобы ваш шеф поверил в то, что это не роль, а то, что вы из себя представляете на самом деле.
  9. Всем начальникам всегда импонирует тот факт, что т вновь пришедший кандидат говорит, что ему хотелось бы как можно скорее оглядеться и начать работать. Интерес, даже в новой незнакомой области, надо обязательно показать ответный (или, как я это называю, начать "выть вместе с волками"). Проявленный интерес гарантирует вам ответный интерес к вашей персоне со стороны начальника. Если он сам согласится вас проводить и познакомить с другими сотрудниками, то будьте очень внимательны к тому, что он вам рассказывает, задавайте вопросы, ведите себя активно и заинтересованно, дайте ему почувствовать, что вам это интересно. Ваша заинтересованность - это шанс получить место.
 
  Ваше любопытство всегда возбудит ответное любопытство к вам.
 
  10. Если вы хотите, чтобы вами не только заинтересовались, но этот интерес не падал, то необходимо разузнать, существуют ли на предприятии или фирме курсы повышения квалификации или какие-то регулярно проводящиеся семинары... В них стоит принять участие, тем более что информация об этом наверняка уйдет к вашему шефу. К тому же у начальника всегда устраиваются собрания, на них-то вы и должны показать себя: это ваш час и вы должны его использовать с пользой. Когда наступит время ответов на вопросы и ваши новые сослуживцы будут задавать только простые вопросы, воспользуйтесь случаем и задайте несколько интеллектуальных вопросов. Особенно если после первого разговора с шефом прошло много времени и с тех пор вы ни разу не получили возможность встретиться с ним с глазу на глаз. Это хороший повод показать себя еще раз с лучшей стороны.
  Если вскоре вы получите шанс продвинуться по службе, то при рассмотрении шансов многих кандидатов он заметит именно вас, потому что в его глазах вы уже приобрели репутацию знающего и энергичного человека. И все начнется с того, что он поинтересуется у своего секретаря: "А это тот интересный молодой человек, который так сильно поразил меня вопросом на последнем семинаре? Да. Конечно, мы его возьмем".
  11. Есть еще одно правило успеха, которое вы просто обязаны знать. Это известность на большом предприятии или фирме. Чем вы известнее, тем больше у вас есть шансов сделать карьеру. Рекомендуем вам начать свое знакомство прежде всего с секретариата. Приходя туда, не забывайте приносить с собой розу для секретарши вашего шефа. Не пропускайте коллективных мероприятий, помните, что, будь то празднование Нового года, Рождество или заурядный спортивный праздник, вы всегда можете отличиться, если и не участвуя в спортивных состязаниях, то по крайней мере принеся с собой огромную коробку конфет. Это не останется незамеченным и на следующее утро все будут о вас знать.
  Еще лучше было бы, если бы вы смогли "выбить" для фирмы что-нибудь стоящее или внести такое рационализаторское предложение, которое принесло бы фирме хороший доход, а вам не только популярность, но и хорошее мнение о вас шефа. К тому же все ваши успехи можно опубликовать, руководители всегда читают такое очень охотно. И помните, что местная газета - это то, что нужно использовать в первую очередь. Напечатайте там какую-нибудь умную статью, руководителям нравится видеть на страницах прессы фамилии своих подчиненных.
 
  Логично, что любой руководитель заинтересуется таким прытким молодым человеком. Даже логично, что он решится вам помочь. Но будет совсем нелогично, если он решится вам помочь в ущерб себе!
 
  12. Лучшие шансы сделать хорошую карьеру всегда имеет тот начинающий карьерист, который вовремя понимает, что на предприятии нужно внедрять новую современную технологию. Правда, хорошо было бы, если бы это понимал и руководитель предприятия. Но если это не так, то нужно ему объяснить. Умейте творить, умейте искать и находить новые интересные проекты, и даже если они не ваши собственные, умейте их вовремя предложить. Даже если вас сразу и не повысят в должности, то будут неплохие шансы познакомиться на предприятии с нужными вам людьми.
 
  Даже если вы и предложили фирме проект, на котором она может заработать кучу денег, то это вовсе не значит, что на титульном листе будет стоять только ваша фамилия!
 
  13. На верхних этажах любой фирмы вас наверняка приметят, если вы работаете творчески, а не молча, скромно и тихо у себя в кабинете.
  Чтобы достичь своего, можно даже поступить, как поступила одна молодая американка, которая сняла фильм о своей работе, а потом показала его у себя на предприятии. Это произвело целый фурор! Причем в этом фильме она рассказала не только о своей работе и о том, что она делает, но и о своей семье, своем хобби. Эта была своеобразная форма знакомства с начальством.
  Один молодой человек, работавший страховым агентом, очень хотел занять пост директора почтового филиала в своем родном городе, чтобы потом стать начальником в мюнхенском почтовом концерне. Для того чтобы добиться своей цели, он сделал два плаката, на одном из которых написал большими буквами свою просьбу и свои данные. На другом было написано: "Один из 167 357 жителей Билефельда хочет получить эту работу". На обратной стороне он приклеил свое фото. Оба плаката были повешены рядом с дирекцией. Внизу под фотографией было написано: "Меня зовут Бернд Шульц". В результате он получил работу.
 
  Оригинальность - это хорошо, но будьте внимательны. Надо быть действительно оригинальным, не повторяться, не повторять чужую идею, не быть пошлым или навязчивым. Кстати, постарайтесь узнать, возможно, у вас есть конкуренты. Тогда каждый раз придумывайте что-нибудь новое! Люди любят новое.
 
  14. Многим сегодняшним руководителям импонирует, если на их предприятии или фирме царит жесткая конкуренция, если сотрудники постоянно борются за свои места. Когда каждый стремится внести новые рационализаторские предложения, разработать интересные творческие проекты, когда каждый проверяет каждого, когда все друг за другом следят. Задумайтесь, для чего им это надо? Все просто, конечно же, не для того, чтобы постоянно придираться к своим сотрудникам. Просто каждый, кто уже поднялся на одну ступеньку, заглядывает дальше, одновременно оглядываясь назад - а вдруг кто-то хочет его подсидеть?
 
  Конечно, не очень честно шпионить друг за другом, но ведь это на пользу и фирме, и вам!
 
  15. Один председатель совета директоров дюссельдорфского предприятия сталелитейной промышленности рассказывал о своей молниеносной карьере так: "На предприятие я пришел в качестве мелкого служащего и рос до того момента, когда меня предложили в совет директоров. И вот именно в тот день, когда должно было состояться обсуждение моей кандидатуры, пять других моих коллег заявили о моей профессиональной непригодности. У них не нашлось веских аргументов, потому что моя предыдущая деятельность была плодотворной и необходимой для фирмы. Поэтому они решили применить против меня такое оружие, как моббинг, для того чтобы заставить сомневаться в моей кандидатуре остальных членов совета. Но на решающем обсуждении я встал и уверенно заявил, что не имею ничего общего с предъявленными мне обвинениями. Мой тон был настолько уверен, что мне поверили и поддержали меня, а не их".
 
  Даже хорошие достижения могут быть использованы не в вашу пользу. Иногда стоит и стукнуть кулаком по столу.
 
  16. Сюзанна Аньелли, работавшая когда-то во всемирно известном итальянском "ФИАТе", в 1995г. стала новым министром иностранных дел Италии. Она представляет собой лучший пример того, как можно стремительно и напористо сделать блестящую карьеру. В 1974 г. она уже была бургомистром Грассето, в 1979 г. стала одним из итальянских парламентариев в Европейском парламенте, в 1983 г. - сенатором, в 1986 г. - государственным секретарем в Министерстве иностранных дел. Но это не все, на этом ее деятельность не закончилась. Она не ограничилась только политической деятельностью, она стала представителем многих социальных союзов. Это стало причиной того, что папа римский попросил Аньелли выдвинуть свою кандидатуру на пост губернатора Рима. Из-за неуступчивости в этом вопросе мафии, царящих предубеждений и устоев в мэрии Рима эта замечательная идея была отклонена. Она предпочла переждать... и в 1995 г. после провала Берлускони Сюзанна Аньелли наконец получила долгожданное кресло в Министерстве иностранных дел.
 
  Можно и пострадать ради великой цели, но никогда не стоит давать страданию становиться на место цели!
 
  17. Даже любая пикантная ситуация может стать самым нужным кирпичиком для роста карьеры. Если вы случайно, сами того не желая, обнаружили своего шефа с его секретаршей где-нибудь на курорте, то мой вам совет: пройдите мимо и, сохраняя полное спокойствие, поздоровайтесь с обоими коллегами так, как будто вы не только очень рады их видеть, но и так, чтобы они поняли, что, с вашей точки зрения, ровным счетом ничего не произошло, что эта ситуация выглядит для вас вполне нормальной. Ни одного лишнего слова при приветствии, лишь небольшой поклон. "До встречи через неделю на родине". И, продолжая улыбаться, идите дальше. Так как если вы будете молчать, что ваш начальник, безусловно, отметит, то без сомнения сможете использовать свое молчание в нужных целях. Он сможет вам помочь в ваших просьбах. Вы таким образом выразите ему свое "молчаливое согласие". Но если ваш шеф из пугливых и вы это знаете, то и это можно использовать в своих целях. Он с большим удовольствием поможет вам перебраться в другой отдел. Используйте этот шанс, найдите место получше или сами предложите шефу сделать это.
 
  Знание - это сила, но только тогда, когда им правильно распоряжаешься!
 
  18. Самые крупные немецкие предприниматели единогласно утверждали в 1995 г., что только что закончившие университеты или институты молодые сотрудники должны начинать, имея в запасе только огромное честолюбие и место служащего. И они правы на 150 процентов. Самое главное в таком деле - это пройти первые три-четыре ступеньки. Они не только могут показаться очень крутыми, с них легче всего скатиться или не удержаться на них. Но ведь самое главное в том, что именно эти первые три-четыре ступеньки показывают, что человеку надо, чего он хочет и как он относится к своей работе. Именно последнее определяет, как новичок понимает свою работу и относится к ней, именно за этим следит начальник, именно это может стать одним из самых важных кирпичиков в общественной и профессиональной жизни!
 
  Удовольствие проходит быстро, но его можно растянуть, получая хорошие деньги за хорошую работу. Деньги делают мир краше...
 
 Эй, босс, мне нужно больше денег!
  Если вы сможете с успехом использовать хоть один из 18 пунктов, предложенных вам в предыдущем разделе, для того чтобы построить свою карьеру и составить план на будущее, то следующее, с чем вы, несомненно, столкнетесь, будет необходимость получать как можно больше денег. Ведь у вас появилось то, куда их можно вложить - в свою карьеру!
  Конечно, для осуществления подобного желания существует много "но" или "если". Поэтому прежде всего мы советуем вам подумать, где можно достать деньги. Предположим, что шеф в ответ на вашу просьбу заявляет, что это возможно, но только если вы немного подождете.
  В любом случае, отправляясь к начальнику за тем, чтобы попросить его о прибавке к жалованью, не забудьте, что вам нужно хорошо подготовиться к разговору, заранее продумать всю вашу аргументацию, все то, что может сказать вам ваш шеф, его отговорки и ваши возражения. Если вы совсем недавно пришли на предприятие, то при беседе нужно ставить вопрос о вашей зарплате в самую последнюю очередь, чтобы не произвести на нанявшего вас работодателя впечатление, что вам нужны прежде всего не вершки, а корешки, даже если так оно и есть на самом деле.
  И вот еще что: мы советуем вам не делать того, что, как было замечено, производит не самое лучшее впечатление. Рекомендуем вам при первом разговоре с вашим шефом насчет зарплаты недвусмысленно сказать, что вы, конечно, не рассчитываете сразу получать на новом месте зарплату в два раза большую, чем у вас была до этого, но при этом не отказывайтесь от "родных пинатов", если разница в зарплате будет небольшой.
  Второе - выражение "лучше зарабатывать". Конечно, в этом нет ничего плохого. И честно говоря, вы ведь и решили поменять работу только для того, чтобы зарабатывать больше. Однако вы должны стремиться не только к этому, но и попасть в ту группу людей, к которой принадлежит ваш шеф. А в этой категории не принято говорить о деньгах так открыто, как вы привыкли это делать. Ваш шеф должен увидеть в вас себя - это тоже может помочь.
  Вы должны стремиться произвести хорошее впечатление. Имейте в виду, каким бы маленьким не казался вам ваш сегодняшний начальник, вы в будущем можете с ним столкнуться и он может или помочь вам, или оттолкнуть.
  Знаете ли вы, сколько зарабатывает ваш начальник? А в свою очередь его начальник? А директор вашего предприятия? Если вы работаете на небольшом предприятии, то, вполне возможно, вам это известно. Но вот задумайтесь, вам известно хоть что-нибудь о том, сколько получает в месяц или в год директор большого концерна? Конечно, это большая тайна и никто вам ее не раскроет. Всюду царит негласный принцип: "О деньгах не говорят, о них молчат". Это общепринятое правило, это принятая в обществе этика, и если вы хотите сделать карьеру, то вам придется привыкнуть к этой этике и вести себя так, как ведут себя на верхних этажах. Если вы этого не сделаете, то вас туда не примут, даже если будете семи пядей во лбу.
  Во время разговора с коллегами дайте им понять, что вы независтливы, ненавязчивы и очень сговорчивы в этой столь специфической области... Тогда вас примут за своего, тогда перед вами откроются сердца, а потом и двери.
  Для того чтобы, поступая мудро и верно, продуманно и хитро, получать не только вершки, но и корешки, вы должны учесть следующие детали.
 * Прежде всего надо оценить себя правильно: что я могу принести полезного моей фирме своей деятельностью или могу ли я составить кому-либо конкуренцию, работая на моей фирме, и действительно ли, по моему мнению, я имею право претендовать на более высокую зарплату?
 * Поговорите с вашими коллегами, ведь кто-то из них наверняка тоже не доволен своей зарплатой. Кто-то из них уже говорил об этом с шефом. Узнайте, что ответил начальник на его просьбу о повышении оклада, как он отреагировал и как лучше всего к нему подступиться с таким вопросом.
 * Надо выбрать правильный момент, для того чтобы подходить с такой просьбой. Лучше всего тогда, когда начальник, например, только что заключил выгодный договор и рад этому. Необходимо избегать неблагоприятных моментов. Шеф может быть из-за чего-то расстроен и тогда может сорвать плохое настроение на вас.
 * И самое главное, когда вы наконец выбрали точное время для беседы, постарайтесь несколько раз напомнить об этом вашему начальнику, поскольку просьба о повышении заработной платы имеет что-то общее с приниженной просьбой и мелкой местью, то все, что с этим связано, в том числе и время беседы, быстро забывается.
 * Только, пожалуйста, не рассказывайте никому из своих сослуживцев о том, что вы хотите поговорить с шефом насчет того, чтобы вам повысили заработную плату. Зависть и недовольство с их стороны, без сомнения, могут сослужить вам самую плохую службу. Некоторые из ваших коллег могут наушничать, поэтому побегут к шефу раньше, чем вы до него доберетесь. И тогда вся ваша подготовка к этой беседе потеряет всякий смысл.
 * Аргументы, которые вы приведете во время разговора, очень важны, поэтому прежде всего вы должны обдумать следующее: частные причины могут вызвать сочувствие, но скорее всего не принесут пользы... Если вы решитесь заговорить о своем опыте и рутинной работе, которую вам во благо фирмы приходится выполнять каждый день, то скорее всего в лучшем случае это вызовет только усталую улыбку и слова: "Как вы думаете, для чего вы у нас работаете? Это ваша работа". Если вы начнете напирать на то, что работаете на предприятии так давно, что знаете уже не только всех сотрудников, но и помните, что было 10-15 лет назад, а также, по вашему мнению, работаете очень даже неплохо, а ваши коллеги, с которыми вы когда-то вместе начинали, уже получают гораздо больше вас и вам кажется, что было бы несправедливо, если бы вам не повысили заработную плату до того уровня, что получают они, то эти слова тоже не смогут стать гарантией того, что ваш оклад будет повышен. Напротив, все это может застопорить ваше продвижение по службе, а следовательно, и отразиться на росте зарплаты. И это может продлиться довольно долго.
  Аргументы, которые могут заслуживать внимания, следующие.
  "Я пытаюсь сейчас расширить область моих исследований. Они состоят в том-то и том-то. Но для этого мне нужно повысить свою квалификацию, а это требует средств, что не соответствует тому содержанию, которое я получаю".
  "В последнее время мои контакты с людьми, занимающимися разработкой похожих тем, очень сильно расширились, для того чтобы поддерживать эти контакты, также необходимые и для фирмы, на должном уровне, мне необходима прибавка к жалованью".
  "Область моей новой работы предполагает, что от меня требуется больше ответственности. Я не только готов ее на себя взять, но и рад это сделать. Эта работа меня очень привлекает".
  "У нас в стране изменились условия, я не могу более так же плодотворно заниматься работой в своей области, мне необходимо пойти на курсы, например, изучения иностранного языка, бухгалтерии, курсы повышения квалификации".
 * Если вы заметили во время беседы, что ваш начальник расстроен или просто не настроен вести с вами сегодня разговор на эту тему, расскажите ему немного о своей новой разработке, но не все. Заинтересуйте его. И используйте его интерес, чтобы напроситься еще раз на прием и тогда поговорить с ним и о зарплате.
 * Вы должны вести подобную беседу очень неоднозначно. С одной стороны, надо быть очень спокойным, но с другой - вы должны быть агрессивны. Не пресмыкайтесь перед вашим шефом, не дрожите перед ним, ведите себя так, как будто вы давно заслужили подобного разговора. Он должен почувствовать за словами, которые вы ему говорите, что хотите большего. Мы потому уделили столь большое внимание разговору на профессиональную тему, так как если вы начнете именно с этого, то у вас будет реальный шанс стать хозяином положения.
 * С другой стороны, постарайтесь подвести вашего начальника в ходе разговора к тому, чтобы он первым предложил вам повышение оклада. Такая тактика может быть только выигрышной. Ваша задача состоит в том, чтобы уверить его, что, если он повысит вам зарплату, это будет прежде всего не улучшение вашего благосостояния, а принесет пользу фирме. В этом случае он даже может предложить вам больше, чем вы хотели бы у него попросить.
 * Часто руководители стараются спрятаться за причинами, связанными со структурой предприятия, и на этом основании найти любую отговорку, сказав, что так быть не может, что никто еще на вашем месте не получал такой большой зарплаты. Для того чтобы повысить вам зарплату на сколько вы хотите, он должен повысить вас сразу на две позиции, но не может это сделать, так как эта позиция занята другим человеком. Тогда попробуйте поговорить с ним и навести его на мысль о том, что есть и другие формы поощрения, например премии...
 * Если вам не удалось убедить вашего начальника на словах, попробуйте добиться своего на деле. Например, продемонстрируйте ему свои достижения, да так, чтобы он действительно понял, что имеет дело со стоящим человеком. И самое главное, покажите ему, что вы не только уверены в том, что заслуживаете повышения, но и в том, что он и его фирма получат прибыль или известность благодаря вашей деятельности.
  Ни в коем случае не заявляйте начальнику о том, что он должен повысить вам жалованье, в ультимативной форме! Почему?
  1. Это может вызвать неправильную реакцию и начальник в будущем вообще не захочет с вами встречаться.
  2. Ваш начальник почувствует, что вы на него давите, и сам начнет давить на вас.
  3. Он может поступить хитрее, сначала даст вам премию, а потом как-нибудь накажет вас, да притом сделает так, чтобы это стало известно всем сотрудникам, работающим на фирме, для того чтобы поучить и их.
  4. И последнее, что мне бы хотелось вам сказать: никогда не пытайтесь угрожать вашему шефу тем, что если он не повысит вам заработную плату, то вы подадите заявление об уходе или перейдете на другое предприятие. Вы рискуете, что он не только не испугается, но и сам вас уволит!
 
 7
 Как стать кем-то на большом, предприятии
 
 Дисциплина прежде всего
  Можно насчитать всего три самых главных жизненных принципа для тех, кто хочет сделать карьеру и добиться успеха в жизни. Первый из них звучит так: "Все, чего вы можете достичь, можно сделать только своими руками". Из этой истины следует второе заключение: "Не вините судьбу или вечно плохое настроение вашего начальника за то, что вы не смогли сделать карьеру!". Третье же, что необходимо помнить, постоянно повторяя про себя эти две фразы, - это то, что "Дисциплина прежде всего!".
  Обобщая опыт трудовой дисциплины во всемирно известных фирмах, можно прийти к выводу, что без дисциплины ни одна из них не работала бы так, как она работает сейчас, не было бы таких успехов и удач, их названия не гремели бы по всему миру. Организация труда на рабочем месте является основой взаимоотношений между сотрудниками. Сроки выполнения проектов, планы, без которых было бы невозможно воплощение их в жизнь, чувство времени, причем не только у руководителя, но и у всего персонала, знание того, что надо беречь не только свое время, но и время окружающих.
  Постоянный самоконтроль, постоянная самокритика (не только в профессиональном плане, но и своего поведения на работе, того, как вы относитесь к сослуживцам) - все это лежит в основе работы каждой маленькой и пока неизвестной или большой и уже известной фирмы. И, несомненно, осложняет жизнь в персональном и иерархическом лабиринте.
  Но будьте внимательны: ведь это не ваш дом и не вы здесь хозяин! Задумайтесь на минуту, почему великий австрийский психолог нашего века, так много сделавший для развития не только психологии как науки, но и для повседневного ее применения, Зигмунд Фрейд постоянно призывал своих читателей к самоконтролю. Его последователи знают, что мы из-за наших внутренних подсознательных переживаний и неосознанных желаний, к нашему собственному удивлению, выглядим и ведем себя часто вовсе не так, как о себе думаем. Кто осознает это, тот умеет многое "спрятать" в себя!
  Но и здесь приходится бороться с собственной персоной, постоянно следить за ней, так как она постоянно стремится допустить ошибку, которую потом будет очень трудно исправить.
  Если вам удастся с первого раза не ошибиться при составлении психологического портрета вашего начальника для того, чтобы впоследствии как можно точнее определить, какую должность вы сможете получить через несколько лет благодаря себе и его помощи, то осталось понять, какая внутренняя иерархия существует на вашем предприятии. О некоторых тайнах негласно признанного порядка вы сможете узнать, если продолжите читать эту главу.
 
 Иерархический порядок
  Карьера некоторых из ваших коллег не удалась, они спускаются по служебной лестнице вниз или уже находятся там, некоторые рвутся наверх или уже достигли своей цели, а вы находитесь ровно посередине. В этом и состоит опасность, потому что неизвестно не только то, в какую сторону вы двинетесь дальше, но и существует опасность воспользоваться не теми правилами игры. То вверх, то вниз, как ртутный столбик термометра.
  Чем выше ранг начальника, тем респектабельнее и обоснованнее вы должны представить себя и говорить с ним. Чем выше ваш статус на предприятии по отношению к вашему партнеру в беседе, тем меньше темперамента должно звучать в ваших словах и предложениях.
  Если вы только что перешли на большое предприятие, ведите себя так, чтобы все поняли, что для вас главное - стать как можно скорее частью этого огромного предприятия, вписаться в его сложную иерархическую структуру. Не забудьте, что каждый отдел, каждое подразделение состоит из массы иерархических звеньев. Учтите, что знание того, как, из чего и из кого состоит эта иерархия, поможет вам сначала прийти вовремя в столовую, потом найти дорогу в кабинет шефа, а потом и к его сердцу.
  В секретариате, куда вам следует обязательно заглянуть сразу же, как только вы начнете работать на новом месте, можно получить список всех начальников с указанием их должности, звания, ученой степени. Это поможет вам не ошибиться и не назвать доктора экономических наук доктором философии.
  Учитесь сразу правильно употреблять в своей речи ранги, имена, должности, причем постарайтесь выучить это сразу наизусть, чтобы не ошибиться в решающий момент, так как ошибка может отразиться на отношении к вам.
  В иерархии предполагается, что те, кто наверху, приказывают, а те, кто внизу, подчиняются. Ведь и лифты тоже передвигаются как снизу вверх, так и сверху вниз.
  Но будьте осторожнее, когда перед вами вдруг открываются двери этого лифта и вас, менеджера среднего звена, отлично знающего, что вам еще рано туда заходить и вы можете не справиться с предложенной работой, приглашают в нем прокатиться. Подумайте и оцените ситуацию: чего от вас хотят добиться, что им от вас надо и в качестве кого вас хотят использовать? Не получится ли так, что "бонзы" хотят вас использовать в своих целях, а потом выбросить как использованную и ненужную игрушку? И если ваш босс предлагает вам пообедать вместе с ним на 16-м "закрытом" этаже, куда никого из "простых смертных" не допускают, то, возможно, это удача, но и удача - дама капризная. Ее не так легко поймать, но еще сложнее удержать.
  Всегда помните про лифт - на нем можно поехать не только вверх. Еще он ходит и вниз и при этом часто везет с собой гораздо больше народу, чем оставляет наверху. Держитесь, чтобы не упасть. Падать ведь всегда больно!
 
 Порядок в одежде
  Собственно говоря, его-то как раз и нет. Новомодные тенденции и диктат моды - как для мужчин, так и для женщин - проходят очень быстро, очень быстро забываются и почти не проникают в профессиональный мир, в котором вам предстоит делать карьеру. Как хорошо, что есть такие всемирноизвестные модельеры, как Карл Лагерфельд или Вольфганг Джуп. Но лучше всего, если вы повесите в платяной шкаф что-нибудь менее экстравагантное, более повседневное. Джил Зандер и Армани расширили свой ассортимент и уже предлагают для дам, решивших делать карьеру, новые, модные, а главное, повседневные туалеты.
  Конечно, юная начальница отдела культуры может прийти на прием к директору в сильно укороченном платье-стрейч, в туфлях на "платформе", благодаря которым она станет выше директора на целую голову и будет с ним разговаривать, пританцовывая новый модный танец. И конечно, ни у кого не возникнет никаких вопросов, если в известном рекламном агентстве вас встретит секретарша, одетая в просвечивающую блузку, "опасную" мини-юбку и супермодные туфли на высокой "платформе". Но как можно себе представить директора крупной очень известной фирмы в костюме в полоску и в галстуке в горошек или начальника большого отдела в джинсах, огромных ботинках и спортивном пиджаке?
  Одетых так людей можно встретить в компьютерном зале, в библиотеке научного института, но как можно их представить в отделениях "Сименса", "Боша", "Дойче Банка", "Мерседес-Бенца", в министерстве или в здании суда? Никогда! А на многих средних и малых предприятиях в провинции, да и не только в них, где нет такой возможности следить за последними направлениями моды и где нравы достаточно консервативны, да и люди, как говорится, "святее самого папы римского", регламент есть даже на величину горошины на галстуке!
  Люди на нижних ступеньках служебной лестницы всегда стремятся подражать своему начальству. И это касается не только поведения, но в первую очередь и стиля одежды. Если вы приходите на предприятие, абсолютно для вас новое, никого там не знаете и не представляете, какие порядки на нем приняты, то прежде всего обратите внимание как одевается на этой фирме как ведущий персонал, так и простые служащие. Постарайтесь купить себе хотя бы один такой же или похожий по фасону и цвету костюм, как у вашего шефа или у вышестоящего начальства: успех первого приема если и не будет вам полностью гарантирован, то по крайней мере отметят, что у вас хороший вкус.
  Конечно, все относительно: на маленькую презентацию или на прием к начальнику лучше всего прийти в строгом костюме. Но вот если вас пригласили на большой праздник, то следует проконсультироваться, в чем надо приходить.
 
 Маленькие советы для нее
 * Классическая блузка и жилет должны всегда выглядеть так, как будто они только что из магазина.
 * Костюм должен быть элегантным, в спокойных тонах и не лосниться там, где он трется чаще всего.
 * Если женщина хочет продемонстрировать свою деловитость, то ей лучше всего выбрать костюм из хорошего материала, блузку с дорогой вышивкой и надеть очень мало украшений.
 * Классический вариант выбирать лучше всего тогда,. когда вы не знаете вкусов ваших возможных собеседников. Классический костюм серого или голубоватого цвета, белая отглаженная блузка, спокойных тонов платок.
 * И забудьте о джинсах: их не носят на работу!
 
 Маленькие советы для него
 * Если вы - руководитель среднего звена, то для костюма лучше всего подойдут темные тона, а материал, из которого он сшит, должен быть очень хорошим. И обратите внимание на то, насколько сильно мнется материал.
 * В последнее время на службе стало возможным носить одежду английского стиля: твидовые жакеты, спокойных тонов галстуки.
 * Мужские украшения (запонки, булавка для галстука) должны в первую очередь подходить к костюму, в котором вы ходите на работу. Они могут быть броскими, но не очень большими.
 * Ни в коем случае не ходите в грязных, нечищеных ботинках! Это относится как к мужчинам, так и к женщинам, мечтающим сделать карьеру. Ваши туфли или сапоги могут сказать о вас гораздо больше, чем вы сами.
 
 Порядок на письменном, столе
  Конечно, я не хочу сказать, что, для того чтобы сделать карьеру, вы должны полностью отказаться от многогранности вашей личности. Но даже если порядок на вашем письменном столе, его расположение в комнате и не имеют для вас никакого значения, не стоит недооценивать этот момент.
  Боссы и бонзы нуждаются в хорошей обстановке для своего кабинета для того, чтобы уже по этим маленьким признакам вошедший мог понять статус хозяина кабинета. Мебель из орехового дерева, дуба или сосны сразу говорит посетителю, с кем он будет иметь дело.
  Разница между кожаными креслами и толстым ковром на полу или современным пластиком выдает не только претензии на власть. Любая обстановка при первом посещении сразу же выдаст то, о чем думает этот человек. Вам сразу же станет понятен его психологический тип, что даст возможность не совершить ошибку при первом знакомстве.
  Самая распространенная ошибка (и речь идет не только о тех, кто изо всех сил стремится сделать карьеру) на многих фирмах и предприятиях состоит в том, что всем служащим, всему руководящему составу кажется, что его стол или его кабинет должен выглядеть гораздо богаче, чем у его соседа. Поэтому кабинет украшается ненужными резко бросающимися в глаза предметами - большими фотографиями в рамках жен и детей, массой ненужных книг, в беспорядке лежащих на столе и на полках.
  На самом деле, как мы уже заметили, обстановка нашего кабинета говорит нашим посетителям о нас очень много. Все перечисленные выше символы социальной принадлежности в действительности одобряются на предприятиях и в концернах только на высших этажах власти. Там же, в кабинете, по праву появляются всевозможные оригинальные графические или живописные работы, скульптуры. А вот право иметь античные скульптуры (как частные, так и принадлежащие предприятию) могут позволить у себя в кабинете только директора или крупные чиновники министерства. Право иметь у себя на работе неповторимые авторские работы есть только у председателей советов директоров крупных предприятий или концернов, государственных секретарей и т. д.
 
 Стол - рабочее место
  Если вы на своем предприятии занимаете пост начальника, то сразу постарайтесь определить для ваших служащих, где должен сидеть каждый из сотрудников. Обратите внимание на то место, которое находится напротив вас, если вы сидите в общей комнате со своими сотрудниками. Напротив вас должен сидеть человек, которому вы доверяете.
  Ставьте свой стул всегда так, чтобы, когда вы уходите, ящики вашего стола были бы прикрыты, и так, чтобы сотрудники не смогли посмотреть, что в них находится.
  Если вы стоите во главе предприятия, то тогда и так понятно, где должен стоять ваш стол: вы - глава предприятия, от вас многое зависит и на совещаниях вы должны всегда сидеть во главе стола, а служащие садятся в зависимости от занимаемой должности: чем ближе к вам, тем выше должность.
  Но при этом имейте в виду, что чем ближе сидит человек к середине стола, тем лучше его слышно окружающим, тем больше внимания на него обращают, тем воспитаннее он должен себя вести.
  Основное правило: чем больше число принимающих участие в совещании, тем больше внимания надо обратить на то, правильно ли соблюден порядок за столом.
 
 Правильно
 использовать символы власти
  Служебная машина, кредитная карточка фирмы, мобильный телефон, счета, оплачиваемые в престижных банках... что может быть лучше? Очевидно, что каждый хочет получить это сразу. Однако не забудем, что всему свой черед.
  Не все, что уже есть у вашего начальника и чем он пользуется, должно появиться сразу и у вас. Ведь те символы власти, которые ваш шеф демонстрирует своим сотрудникам (в том числе и то, что было перечислено раньше), прежде всего повышает его ценность в их глазах.
  Не все, что имеете возможность себе позволить, потому что работаете на этом предприятии или на этой фирме, вы должны использовать. На первых порах надо соблюдать дистанцию между "народом" и руководящей частью персонала. Будьте очень внимательны, покупая какие-то вещи, так как если у вас появится очень дорогая вещь, которая мгновенно бросится в глаза вашему начальству, то это может быть неправильно понято: вы позволили себе перейти границу.
  Например, вы уже 33 года работаете на одном и том же предприятии, вас там все хорошо знают и вы наконец-то накопили денег на большой "ВМW". А заместитель директора вашего предприятия ездит пока только на "фольксвагене", но надеется на то, что, когда будет следующее повышение, он сможет пользоваться очень престижной служебной машиной. В этом случае вам следует немного повременить с покупкой и подождать повышения вашего начальства.
  Только в том случае, если вы действительно занимаете у себя на фирме пост, позволяющий пользоваться всеми перечисленными в начале главы признаками и символами власти, то только тогда вы можете не оглядываться на своих подчиненных, а, наоборот, самому следить за тем, как одеваются и на чем ездят ваши коллеги.
  Если речь идет о женщинах, решивших делать карьеру, то мы советуем им не появляться в очень дорогих вызывающих туалетах на приеме у начальника.

<< Пред.           стр. 2 (из 6)           След. >>

Список литературы по разделу