<< Пред.           стр. 5 (из 6)           След. >>

Список литературы по разделу

  Перед тем, как отправляться на собеседование, вы должны продумать, какая информация есть у вас не только относительно руководящего состава этой фирмы или этого предприятия, но также и о стиле работы, целях, которые ставит себе фирма, внутренней иерархии и организации.
  Об этом можно узнать как в самом отделе кадров, так и в соответствующих организациях, занимающихся сбором подобной информации, газетах и журналах, которые выпускаются в вашем регионе. И все это для того, чтобы разговаривающий с вами начальник отдела кадров заметил, что вы "представляете собой интересного и подающего надежды кандидата". Это было бы неплохое начало...
 
 Проверка
  Предприятие нуждается именно в таком человеке, как вы. Вы произвели положительное впечатление, но сами при этом еще не пришли к окончательному решению. Так как ни один предприниматель, владелец концерна или предприятия не имеет ни желания, ни возможностей каждый месяц искать нового кандидата, то многие, чтобы проверить вас, тут же задают вопрос, который может сразу же испугать: "Я просмотрел ваши бумаги, по ним можно составить полное впечатление о том, что вы из себя представляете. Но мне кажется, что все надо проверять на практике. Могли бы вы сейчас показать свое умение?" Ни в коем случае не сдавайтесь, оставайтесь спокойным, вас хотят проверить и вы должны показать, что не зря пришли на это предприятие. Не показывайте слабости и не принимайте сразу же решения бежать как можно быстрее. Еще ничего страшного не произошло.
 
 Продажа
  Каждый товар надо показать лицом. Но сделать это надо так аккуратно и осторожно, чтобы не спугнуть вашего будущего работодателя. Фразы типа "Я лучший специалист в этой области", "Какая конкуренция, о чем вы говорите? Я всегда и везде вне конкуренции", "Да я за один год удвою доходы вашей фирмы" моментально дискредитируют вас в глазах потенциального шефа.
  Товар надо продавать умело: будьте скромнее, но покажите, что уверены в своих знаниях и возможностях. Лучше поразить собеседника знаниями, чем похвальбой. Не забивайтесь в угол, но и не держитесь слишком заносчиво. Умейте задавать правильные вопросы вовремя. Это всегда производит нужное впечатление. И не только задавать, но и отвечать. Ваш интеллект должен быть налицо.
  И еще. У лжи короткие ноги - все, что вы скажете, будет потом перепроверено. Говорите правду, вспомните, что у вас есть особые контакты, экзотические хобби, особые достижения. И не давайте никому скучать.
 
 Тренинг
  Перед решающим разговором вы должны отбросить в сторону все сомнения и тревоги и понять, что то, как вы себя преподнесете, может сыграть в дальнейшем очень большую роль. Прежде всего научитесь собираться и концентрироваться. Кстати, эту способность можно натренировать, заучивая большое количество новых знаков или слов и потом вспоминая их. Исследования показали, что наш мозг может напрягаться так же, как и мускулы во время занятий боди-билдингом. Чего же вы еще ждете?
 Умный партнер
  Многое из того, что мы делаем не в первый раз, удается нам гораздо лучше, чем это было тогда, когда мы действительно в первый раз столкнулись с этим. Так же как иногда надо тренировать собственный мозг, чтобы уметь сконцентрироваться на каких-то вещах, можно отрепетировать и поведение перед ответственным разговором.
  Для этой цели вам потребуется умный собеседник - партнер. Разыграйте с ним пару сценок на тему "Первая встреча с боссом". Расскажите "начальству" о том, когда и где вы работали, сами задавайте вопросы о своей будущей работе и о ежемесячном окладе, о правилах поведения на новой фирме. Кстати, это не обязательно должен быть кто-то из ваших хороших знакомых, так как первая встреча с "охотником за головами" - это тоже тренинг. У такого человека есть очень много преимуществ: он знает, каким образом можно понравиться вашему будущему начальству. К тому же вы можете поговорить с ним и буквально "проиграть" сценки приема на работу. Он может быть очень хорошим тренером.
  Если вы хотите соблюсти полную тайну, можно использовать не только партнера по разговору, но и видеокамеру. Установите ее как можно выше и представьте себе, что вы пришли на собеседование и оно уже началось. Потом просмотрите запись, но будьте при этом как можно объективнее в оценке своего поведения.
  Весело посмейтесь над первым результатом ваших тренировок. А потом опять и опять тренируйтесь вплоть до того времени, когда у вас должна состояться встреча. Именно на ней вам может пригодиться тот опыт, который вы получили во время игры. Будьте уверены и спокойны. Больше требований к самому себе - и вам все удастся!
 
 Стресс
  Со стенокардией, аритмией и постоянным "шумом в ушах" вы действительно будете не в состоянии произвести на вашего собеседника должное впечатление. Итак, самое главное - выспаться. Хотя, с другой стороны, может случиться и так, что ваш замученный вид произведет на новое начальство хорошее впечатление. Но только в том случае, если начальник сам принадлежит к партии трудоголиков, а это вы должны обязательно знать, когда отправляетесь с ним на собеседование. Если это так, то во время разговора как бы вскользь намекните, что совсем недавно вы так увлеклись анализом новых данных с биржи, что не заметили как прошла ночь. И никогда не забывайте, что у всех сейчас только одна цель - найти хорошую работу. Если не вы, то кто-то другой займет это место. Стоит ли его отдавать?
 
 
 
 Ваши документы
  Если в первую очередь у вас потребовали письменно представить вашу анкету, а у вас плохой почерк еще со школы, то все равно напишите. Вы должны это сделать так, чтобы из всего написанного следовало, что вы - человек решительный, умный, творческий. Не бойтесь за почерк, тем более что ни в одной фирме нет графолога и вряд ли там станут определять по почерку шарлатан вы или нужный для фирмы человек.
  Итак, вы начали писать. При написании своего резюме не стоит страдать излишней совестливостью и скромностью, но не стоит и фальшивить. Если у вас есть достижения, так об этом и напишите, если нет, постарайтесь намекнуть, что у вас просто не было возможности сделать что-то стоящее. Не забудьте точно указать все даты вашей жизни. От того, насколько четко, правильно и честно (а это потом перепроверят не один раз) вы напишете собственную анкету, зависит потом получите ли вы это место или нет. Имейте в виду, что все документы, которые вы посылаете на новую фирму, должны быть подписаны. Причем подпись должна быть идентичной.
 
 Внешний вид
  Ваша встреча с будущим шефом назначена. Постарайтесь не забыть, когда будете собираться на прием, что ваша внешность не должна напоминать Роберта Редфорда или королевы бизнеса а-ля Джейн Фонда. Не стоит шокировать ваших потенциальных работодателей.
  Если же у вас просто потребовали приложить или прислать фото, а на фотографии "кто-то", не очень похожий на вас, не огорчайтесь и постарайтесь не разочаровать ваших работодателей. Сообщите, что принесете фотографию прямо на собеседование.
 
 Главное - выдержка
  Если вы с замирающим от страха сердцем трепещете перед шефом, который должен сейчас решить вашу судьбу, и если вы заметили, что понравились ему, что вы - именно то, что он ищет, не стоит напрашиваться и начинать вести себя слишком нагло. На свете существует много начальников, для которых самое главное при собеседовании, даже если человек им понравился, - показать свою власть, поиграть немного на нервах. Будьте совершенно спокойны, подписывая договор. У вас нет времени на обдумывание, и если вы попросите дать его вам, то можете проиграть, так как ваш, потенциальный шеф предполагает, что, идя на собеседование, вы шли с уже принятым решением.
  Но во время беседы с шефом могут "всплыть" новые детали, о которых вы раньше не знали, и бывает так, что именно они требуют дополнительного обсуждения с вашими коллегами, адвокатом, доверенным лицом, другом, советчиком. Тогда попросите разрешения сообщить о вашем решении через два-три дня. Это произведет впечатление, так как срок небольшой, но он даст вам возможность решить принять ли это предложение после обсуждения с тем, с кем вы хотите посоветоваться.
 
 Любимые деньги
  "Деньги дают возможность обойти мир", - эта мысль сидит у нас в голове еще со времен "Кабаре". Конечно, прежде всего новое место должно привести к улучшению вашего благосостояния. Если вам кажется, что предложенная заработная плата не подходит и не слишком привлекательна, но вам все равно хотелось бы получить это место, то постарайтесь еще раз обговорить предложенную вам сумму, но не показывая вашему собеседнику своего мнения о ней.
  Вы можете договориться о том, что этот оклад будете получать только в течение испытательного срока, а если ваш проект будет удачным, то зарплата будет повышена или за каждый успешно выполненный проект будете получать премию. Такие предложения обычно импонируют начальству. Это прежде всего показывает, что вы в состоянии пойти на компромисс. Только не забудьте, что все договоренности должны быть письменно закреплены.
 
 Рабочее место
  Итак, вы в первый день входите в кабинет и сразу же падаете в обморок, потому что кресло, на котором вам предстоит сидеть, разваливается, письменный стол качается, незнакомая уборщица с таким усердием моет пол, что бумаги сыпятся со стола. Поэтому, чтобы с вами не случилось такой неприятности, перед тем, как подписать договор, постарайтесь посмотреть свое будущее рабочее место собственными глазами или, если это невозможно, навести о нем справки. У вас будут знания и информация, которые помогут вам при первом контакте с вашими будущими коллегами.
 
 И напоследок
  В самом начале книги я рассказал немного о Гельмуте Коле. В одном из своих интервью он как-то сказал: "Единственный помощник - это вера в самого себя". Всегда, что бы ни случилось, помогает сознание того, что: "Я люблю жизнь, мою профессию и команду". Успех приходит автоматически, если вы все время говорите про себя: "Я знаю, чего я хочу". Успех приходит, только если вы уверены, что "я могу". И никогда не видать успеха тем, кто сомневается в себе. Бейтесь об заклад, что у вас все получится!
 
 
 
 16
 Антикарьерные типы
  Уверен, что на вашей фирме или на вашем предприятии достаточно коллег, глядя на которых, вы постоянно думаете про себя: почему же этот приятный коллега, такой аккуратный и исполнительный, умный и общительный, не сделал карьеру? Ваша коллега фрау Шмидт, которая работает в комнате напротив, так интеллигентна и умна, со всеми доброжелательна и уже так долго работает на предприятии, а какие-то ведьмы только что пришли и, смотри, уже заняли руководящие позиции? А Рудольф Майер с соседнего предприятия, с которым вы периодически сталкиваетесь в магазине напротив, он все еще начальник небольшого отдела, и почему его не повышают и не переводят в центральное управление? А ведь он так много работает и лучше него начальника для подчиненных просто не найти. Все их проблемы ему известны, всегда, когда может, он не откажет, поможет...
  Эти вопросы возникают только в связи с прилежными сотрудниками! Но заметьте, что вы не вспомнили ни о ком из вышестоящего начальства, когда подумали на эту тему. И всем сразу же ясно, почему Фрау Шмидт просто слишком дружелюбна. А ее дружелюбие никому из обитающих на верхних этажах общества работающих локтей просто не нужно. Оно им мешает. Ведь даже самый большой начальник знает, что, несмотря на то что "фрау Шмидт так дружелюбна, она все равно не сможет сделать того, что смогут сделать все эти честолюбцы".
  Похожая история и с господином Майером. Всегда, когда освобождалось какое-нибудь хорошее место в центральном офисе фирмы, то автоматически начинали думать о том, что есть великолепная кандидатура - "этот высококвалифицированный специалист в своей области господин Майер". Но когда начинали советоваться с советом директоров, то выяснялось, что если повысить господина Майера, то неизвестно, что станет с его отделом, которым он так успешно руководит уже много лет. Кроме того, выяснялось, что Майер не нравится одному из членов совета директоров, так как норовит все делать сам, ни с кем не советуясь. Конечно, это неплохо, но зачем же перегибать палку? Надо и честь знать.
  И тогда возникала мысль, что, может, лучше вообще отправить Майера куда-нибудь в провинцию. У него большой опыт, он сможет "вытащить" предприятие. Так и проходила карьера господина Майера в глуши, в провинции...
  Если быть только доброжелательным, добросовестно работать, иметь хорошую квалификацию, то сегодня просто ничего нельзя будет добиться. Для того чтобы сделать карьеру, надо иметь еще и способность идти к своей цели, не оглядываясь по сторонам. Коллег, которых все любят и которые почему-то тихо сидят на своих местах уже много лет, как песчинок в море.
  Присмотритесь внимательно во время интервью к руководящему составу политики и экономики. Вы не увидите ни одного, от кого бы постоянно исходил свет добра и радости. Вы не увидите ни одного, кто просто так шутил бы и смеялся, стараясь доставить радость окружающим. Так же редко можно встретить начальника, который говорит прямо и честно. Кроме того, в большинстве своем эти люди во время интервью ведут себя так по отношению к вам, как будто вы находитесь не только по ту сторону телекамеры, а на Северном полюсе...
  Если вам очень хочется наверх, то придется себя вести точно так же. Успех - да, симпатия ко всем, с кем сталкивает вас жизнь, - нет, а смесь всех этих качеств - "очень симпатичный холерик", или "счастливый деспот", или "очень аккуратная интриганка" - именно эти типы имеют будущее потому, что наряду с простыми, нормальными качествами характера они имеют также и такие, как непробиваемость, жесткость, честолюбие и, кроме того, еще и далеко идущие карьерные планы. И так хорошо обманывают, а ведь это всего лишь такие же люди, как и все остальные...
  Часто встречаемые на предприятиях, легко поддающиеся розыгрышу, еще более легко поддающиеся манипуляциям люди, которых постоянно используют, - это все те типы давно и хорошо известных нам коллег, которых мы называем не только милыми и всегда дружески настроенными, но и иногда про себя клоунами, марионетками, девушками (относится и к мужчинам), рубахами-парнями (что, кстати, относится не только к представителям мужского пола). Все эти лишенные честолюбия люди необходимы для того, чтобы предприятие работало, для создания хорошего климата на предприятии. Да, их все любят и они всех любят, но они не относятся к тому типу людей, которые смогут когда-нибудь куда-то продвинуться за счет кого-то.
  Если вы действительно планируете грандиозную карьеру, то меньше всего должны ориентироваться и походить на описанные выше типы. И не стоит забиваться в самый дальний угол комнаты, иначе прозябание просто гарантировано. Я опишу несколько самых распространенных типов поведения, обладатели которых никогда не смогут подняться высоко, как бы им этого ни хотелось...
 
 Клоун
  Любой начальник доволен, когда на его предприятии или в его отделе появляется вечно всем довольный, всегда веселый подчиненный. В особенности его услуги просто незаменимы, когда речь заходит об организации на предприятии или в отделе каких-либо веселых вечеров или праздников. Ведь этот человек не только не откажется что-то сделать, но и примет в организации праздника самое деятельное участие. Именно он без труда придумает маленький поздравительный стишок для юбиляра, на лету сочинит несколько шуток или целый сценарий для праздника, будет всех смешить и развлекать.
  Но если этот массовик-затейник на предприятии спросит своего шефа о возможности его повышения по служебной лестнице, то начальник либо просто придет в недоумение, либо будет раздражен таким вопросом. Как же так, подумаете вы, человек так старался, так развлекал публику и что в награду? А другие коллеги с гораздо меньшими способностями уже начали подниматься по служебной лестнице, уже начальники пускай маленьких, но все же самостоятельных отделов, есть какой-то прогресс. А ведь они совершенно не способны вот так экспромтом шутить.
  Ответ может вас поразить: в основе отношения к таким людям лежат чисто иррациональные чувства. И так же, как в придуманной ими же комической сценке, они постоянно слышат "нет".
 
  Клоун никогда не смеется последним!
 
 Девушка
  Он или она кажутся, с одной стороны, просто незаметными, но, с другой стороны, очень важными. Этот тип сотрудников в глазах начальства всегда остается прежде всего "исполнителем" и к тому же параллельно выполняет на всех предприятиях и в отделах роль "мебели". Такие любимые всеми сотрудники, которые все могут, все умеют, все знают и все готовы сделать, представляют из себя резинку, которую растягивают в разные стороны своими просьбами другие сотрудники, всегда поручая им свою работу, уезжая в отпуск. "Шеф, я уже сделал это", - вот их обычный ответ.
  С одной стороны, они просто незаменимы на фирме, без них работа просто бы не сдвинулась с места. С другой стороны, они любимы коллегами, потому что стоит у кого-то "перегореть батареям", как сразу же есть замена.
  Но все эти замечательные качества, как правило, используются другими людьми и используются с успехом. Сами же обладатели столь замечательных талантов не получают от этого почти ничего. Любой начальник был бы просто как без рук, если бы у него не было таких сотрудников. Такие люди есть не только на средних этажах власти, но и наверху. Просто разница между ними, их начальством и их же трудами растет день ото дня. И тогда, когда возникнет вопрос о дальнейшем повышении, и тогда, когда придется искать кандидатуру для только что освободившегося места, речь будет идти не о них. Их жизнь на предприятии так же неизменна, как и существование их шефа.
  Чем больше они работают, тем успешнее карьера их начальника!
 
 Утешители
  "Эх, молодо-зелено, ну посмотри на меня, тебе станет легче, раскрой свое сердце, облегчи душу", - говорит он или она, всегда добрый, всегда готовый прийти на помощь старший коллега, охотно и с пониманием готовый выслушать все беды и несчастья более молодого, только что пришедшего на предприятие неопытного коллеги. Мы все хорошо знаем, что этот тип людей составляет духовную основу любого предприятия и отдела, они так же необходимы на предприятии, как заказы, над которыми работают остальные коллеги.
  Начальник тоже может, войдя в комнату и увидев там всегда улыбающегося коллегу, направиться к нему и сказать: "Сбегайте-ка ко мне в кабинет. Я там забыл свои бумаги. Может быть, и я вам смогу потом чем-то помочь". Помочь потом или никогда.
  Часто бывает так, что неофициальную должность утешителя на предприятии выполняют или психологи, или те, кто стоит во главе отдела кадров или работает в нем, поскольку именно этим людям напрямую приходится сталкиваться со всевозможными рассказами о бедах, несчастьях и переживаниях работающих в отделах или на предприятии людей. Они всегда готовы внимательно выслушать, расспросить, часто у них можно получить совет, каким образом надо вести себя в той или иной ситуации. У них есть многое, и знают они тоже много. Только вот карьеру для себя они так и не смогли сделать.
  И при всем при том их начальники часто отзываются о них просто превосходно, лучше, чем о многих, кто не только строит какие-то карьерные планы, но и претворяет их в жизнь. Ведь эти люди, как правило, кроме того, что являются душой предприятия и без них не было бы в отделах такой атмосферы, еще умудряются точно и хорошо делать свою работу. Эти сотрудники обычно знают очень много, но то ли, что нужно? И всегда, когда они пытаются поговорить о своем повышении, получают в ответ: "Нет!".
 
 Исключение из правил
  И тем не менее из всех описанных выше трех типов сотрудников, существующих в профессиональной жизни на предприятиях, последний тип "коллеги с большим сердцем и ко всему приспособленными руками" имеет хоть какие-то шансы на продвижение по карьерной лестнице. И его путь лежит именно через сердца других людей. И через открытые уши.
  Вместе с массой сердечных разговоров и душеизлияний такой коллега очень внимательно слушает все, что происходит на предприятии, и первым узнает, почему женатый начальник соседнего отдела постоянно в течение уже нескольких лет, но совершенно случайно проводит отпуск в том же месте, что и разведенная сотрудница из другого отдела. Также в первую очередь до него доходят слухи о том, что директор хочет уволить своего заместителя и уже ищет другого и какую ставку в следующем году после запланированного повышения зарплаты получат несколько сотрудников по решению совета директоров.
  Такие люди есть, они слушают и слышат для собственной выгоды и могут все услышанное использовать в своих целях. Ведь они первыми узнают о том, что освободилась должность, оклад которой гораздо больше того, что получает их же начальник. А их квалификации вполне хватит для того, чтобы занять эту должность. Ведь коллеги, которым хочется поплакаться, часто рассказывают такие подробности, о которых в нормальном состоянии они бы просто молчали.
 
  Заботливый коллега прежде всего заботится о своей душе.
 
 17
 Если слишком долго
 держать голову в песке,
 то можно и не заметить,
 когда ее пора вытаскивать
  Знакомая всем ситуация: разъяренный директор входит в здание предприятия и, грозно нахмурив лоб, проходит через холл. "Что случалось? - разносится его грозный голос под сводами фирмы. - Куда все попрятались? Почему меня никто не встречает?" И рассерженно спешит в один из отделов за необходимой ему в данный момент информацией, проходя мимо туалетов, из которых с замиранием сердца следят за его действиями сотрудники.
  Эта достаточно известная тактика: быстро куда-нибудь спрятаться и не высовываться, пока все не стихнет. Она, конечно, может принести некоторые плоды, но ничего хорошего в ней нет. Эта самая худшая из всех тактик поведения в такой ситуации, известная также как так называемый "синдром трех обезьян", который соответствует поведению трех китайских обезьян: ничего не слышу, ничего не вижу, ничего не скажу. От себя я бы добавил еще "ничего не знаю".
  На профессиональном языке это называется спрятаться, скрыться, раствориться. И если на фирме или на предприятии кризис, то этот синдром обычно поражает мелких служащих: ассистентов, помощников, секретарш: Оснований для этого предостаточно. Можно спрятать голову в песок из страха перед начальством, из лени что-то делать, из глупости, от которой уже не вылечить, и из холодного расчета. Если кто-то действительно лелеет планы подняться на самые верхние этажи власти, то умение вовремя прятать голову в песок просто необходимо для того, чтобы не попасться под горячую руку.
  И там, где мир устроен по достаточно жестким правилам, между слоем среднего менеджмента и крупными боссами, предпринимателями, где воздух особенно холоден, умение вовремя уйти со сцены действительно иногда оказывается просто незаменимым.
  "Спасайся кто может", - этот истошный вопль постоянно время от времени раздается в мире промышленной индустрии и может докатиться и до маленького предприятия. И это бывает всегда, когда только что вновь назначенный начальник не может справиться с уменьшением товарооборота предприятия, когда новый мастер завалил отличный проект, когда недавно назначенного руководителя предприятия вызывают для неприятного разговора к начальству, а новый молодой начальник отдела так рьяно повел дело, что в результате это привело к огромным убыткам.
  В это время на предприятии обычно образуются несколько фронтов. Многим из давно работающих на фирме вовсе не хочется покидать насиженное место, они так долго за него боролись, что теперь терять его было бы просто глупо. Появляются агрессия, грызня, ссоры, всегда сопутствующие смене руководства предприятия, экспансии новых сотрудников, запланированному сокращению персонала. Все это может вывести из себя кого угодно, все это вызывает страх потерять работу, зарплату, средства к существованию и приводит к карьерному буму.
  Но не только это может вызвать "бурю" на предприятии. Существует еще и конфликт поколений, который, например, может вызвать приход на предприятие нового молодого управляющего, который изучал экономику В престижном университете. Это уже потому опасно, что многие проработавшие всю жизнь на предприятии сотрудники решат, что теперь на их места будут брать только новых молодых сотрудников. А так и будет. Молодой начальник наберет молодых, а перед этим полностью перестроит предприятие по-новому.
  Почти каждая новая смена руководящего состава влечет за собой перемены и на местах, а поэтому и вызывает такой ужас у сотрудников. И каждый сам для себя ищет выход в такой ситуации, потому что в этом случае уже мало кто сможет помочь.
  Нужно уметь вовремя уйти со сцены, для того чтобы потом опять подняться, чтобы сохранить то, что он уже сделал для своей карьеры, чтобы как-то спасти себя во время этих бурь.
 
 Как и когда лучше всего "потонуть"
  Прежде всего вы должны подумать вот о чем: водолаз должен работать под водой определенное время. Если он сам не отслеживает, сколько времени уже пробыл под водой, то это может привести к тому, что ему просто не хватит кислорода и он не сможет подняться на поверхность. Примерно такая же ситуация постоянно случается и на предприятиях, фирмах, в госучреждениях и т. д. Надо иметь хорошую интуицию, чтобы почувствовать, что пора всплывать, что время уже вышло. Поэтому, прежде чем "потонуть", подумайте над следующим:
 * Как долго можно разыгрывать лежебоку, прежде чем это явно бросится в глаза?
 * Когда проблема может решиться как бы сама собой, если при этом не прикладывать ни малейших усилий к ее решению?
 * Как можно с пользой провести время "вынужденного погружения"?
 * Можно ли сейчас позволить себе уйти в "подполье" для того, чтобы завести маленькую интрижку или начать интенсивные переговоры о переходе на другое место работы?
 * Какой вред можно нанести карьере, если примкнуть к одному из воюющих на предприятии фронтов?
 * Как сможет использовать мое отсутствие на предприятии или в отделе мой соперник и что ему это даст?
  Если вы все это обдумали, то должны проиграть несколько возможных вариантов для той ситуации, в которую попали. Это делают не только простые люди, этим с успехом пользуются и политики, и менеджеры.
  И конечно, существует еще закон, который гласит, что перемены и ротация кадров начинаются сразу же после прихода новой власти. Среди политиков очень много мастеров "подводного плавания". Если подумать, можно вспомнить много примеров...
 
  Если вы только планируете сделать карьеру и ваши планы простираются очень далеко или уже начали претворять их в жизнь, то вам просто необходимо вовремя заболеть, а если нужно, то и лечь в больницу. Можно заболеть ангиной, гриппом, воспалением легких или просто пережить стресс. Такие болезни хороши на все случаи жизни.
 
 Тактика трех, обезьян
 
 Ничего не слышу...
  Если начальник, разговаривая с вами по телефону, спрашивает о каких-то очень важных для него данных, но которые в этот момент полностью отсутствуют не только у вас в голове, но и под рукой, то здесь может помочь только старый трюк с прерыванием разговора. Делается это достаточно просто, главное, чтобы партнер на том конце провода решил, что его или не слышат, или не могут понять правильно: "Алло, я очень плохо вас слышу, алло, алло... ну вот он совсем пропал". И кладете трубку. Начальник, конечно, ждет и думает, что вы обязательно должны ему перезвонить, что это действительно прервана связь и вы на самом деле так плохо слышали его голос, что больше ничего не оставалось делать, как только повесить трубку. А это как раз время, которое вы выиграли для того, чтобы собрать соответствующую информацию и потом самому перезвонить шефу: "Алло, шеф, извините, что сразу не смог перезвонить, но после вашего звонка позвонил начальник производственного отдела. Что вы хотели узнать, шеф?" И теперь, когда начальник повторяет вам свой вопрос, вы без особого труда можете ответить на него со всей необходимой аргументацией. Это, без сомнения, должно произвести впечатление... а все благодаря маленькому "погружению под воду".
 
  Кстати, против нежелательного или неожиданного телефонного разговора может помочь и телефонный аппарат с определителем номера и автоответчиком.
 
 Ничего не вижу...
  Представьте себе, что вы случайно узнали, что между руководителем предприятия и юрисконсультом, которая работает на предприятии по совместительству, существуют неслужебные отношения и как-то собственными глазами видели некоторые подробности этих отношений. При этом вам известно, что директор давно женат, его жена работает на вашем предприятии. Вы благодаря своему тридцатилетнему стажу на этом предприятии знакомы с ней и знаете, что она, вполне возможно, догадывается о связи мужа и очень страдает.
  То, что вы хорошо знаете, дает вам возможность не только сделать далеко идущие выводы, но и, конечно, пойти и рассказать все жене директора. Но вы закрываете рот и глаза. Вы ведь знаете, что, во-первых, она ужасно горда, во-вторых, очень ранима и, в-третьих, ужасно обидчива. Кроме того, вы знаете, что, видимо, будете первым, кто посмеет принести ее эту "радостную" весть. Также вы не уверены, что она безумно обрадуется тому, что услышит от вас, так как решит, что вы знаете гораздо больше, чем сказали ей, и даже если пообещали, то вряд ли будете молчать и вскоре об этом будет знать почти все предприятие. А дальше уже вас будут ждать одни неприятности.
 
  Иногда лучше отрицательно покачать головой в ответ, когда ваш коллега спрашивает: "Вы видели вчера, как..."
 
 Ничего не скажу...
  Это может быть очень важно для вашей собственной карьеры. Если вы слишком часто говорите начальнику что-то, что на самом деле не соответствует действительности, если иногда или даже очень часто его обманываете, то, если шеф узнает об этом, ему это может не понравиться. В таких случаях, может быть, просто что-то не стоит договаривать, чтобы все были спокойны и не тревожились по разным поводам.
  Например, если вы занимаете пост руководителя отдела, а руководитель другого отдела спрашивает вас: "Каково ваше мнение о концепции, предложенной коллегой Антоновичем?", то вы должны просто солгать ему в ответ: "Странно, я не получил никаких документов и поэтому ничего не знаю. А о чем, собственно говоря, речь?" А ложь эта нужна вам для того, чтобы иметь возможность перед совещанием узнать о том, как оценил еще один начальник новую предложенную концепцию. И тогда у вас есть все шансы во время совещания, которое будет посвящено именно обсуждению "концепции Антоновича", зная мнения всех собравшихся за столом начальников, выработать собственное мнение и выступить так, чтобы выгодно преподнести его "высокому собранию".
 
  Многие карьеры строились в соответствии с поговоркой: "Слово - серебро, молчание - золото".
 
 Ничего не знаю...
  Конечно, если вы не смогли вовремя узнать о том, что на вашем предприятии собираются проводить сокращение, то это действительно глупо с вашей стороны. Но в некоторых случаях незнание может принести больше пользы, чем знание чего-то до мельчайших деталей.
  Представьте себе, что вы узнали о новом проекте, в котором должны принять участие иностранные партнеры. Но дело в том, что этот проект должен потребовать привлечения специалистов вашей квалификации. И все - и специалисты из других стран, и совет директоров - ждут от вас, что вы приложите к этому проекту руку. Но, к сожалению, ваши дети только что пошли в школу, ваша жена совершенно не хочет куда-то уезжать и, кроме того, вы абсолютно уверены, что новая должность не сделает вашу карьеру более успешной.
  Поэтому вы делаете вид, что ничего не знаете об этом проекте и к тому же абсолютно уверены, что никаких писем с официальным приглашением принять участие в этом проекте вы не получали. И только тогда, когда через две-три недели эта должность будет уже занята, вы можете рассказать своей секретарше и еще нескольким людям, что как назло вы были с вашим приятелем на охоте, или провели две прекрасные недели на берегу моря, или уехали в очередной отпуск с женой (к тому же это может быть правдой). В любом случае вас просто не было, вы ничего не знали и ни у кого не могли спросить. А ведь вам даже никто не позвонил...
  Иногда лучше как бы ничего не знать, чем сказать шефу "нет", которое он не ожидает от вас услышать.
 
 Что еще может помочь...
  Каждый служащий сегодня знает, что, для того чтобы подняться по служебной лестнице со ступеньки №5 на ступеньку №7, нужно еще миновать ступеньку №6. В 1992 г. после объединения Германии многим служащим среднего уровня пришлось быстро попрятать голову в песок, так как некоторых из них стали переводить на Восток. И для того чтобы не ехать, все сразу же придумывали либо проблемы со здоровьем, либо какие-то частные основания: дети только что пошли в школу и нет возможности переехать именно сейчас. И только тогда, когда одному из них предложили должность, которая была не просто повышением, а очень сильным ростом по службе, он сразу же согласился.
 
  Чем глубже тонешь, тем выше взлетишь.
  Представьте себе, что вы начальник. Вокруг не происходит ничего экстраординарного и именно это - стиль вашей жизни. Если контакты с различными незнакомыми людьми вызывают у вас страх и неприятные ощущения, то вы, конечно же, постараетесь избежать таких встреч и контактов, сославшись на то, что у вас очень много работы. Такая политика, конечно, хороша для того, чтобы пережить абсолютно все, но чего вы сможете этим достичь?
  Лучше скажите своей секретарше, что все ожидающие вас должны приходить не только в назначенное время, но еще и достаточно долго ждать, когда вы соизволите их принять. Тогда часто будет происходить так, что люди, которые придут к вам с проблемой, не дождавшись, уйдут решать ее сами.
 
  Чрезмерно затянутое время иногда помогает одним махом освободиться от всех проблем.
 
  Если у вас есть предположение, что вы можете вскоре столкнуться с какой-то проблемой, а она как раз некстати, то сделайте вид, что не получали ни одного письма, ни одного телефонного звонка, ни одного приглашения на совещание.
 
  Иногда лучше меньше знать.
 
  Если вы уже получили извещение об увольнении через шесть месяцев и имеете время для того, чтобы спокойно начать искать себе новую работу или уже нашли и начали подготовку к конкурсу, то никому не говорите об этом, а, наоборот, договаривайтесь с вашими коллегами на старой работе о возможном будущем вашем участии в проектах. Или дружески дайте согласие помочь им в следующем году. Ведь таким образом вы исключите возможность конкуренции с их стороны...
 
  Самое главное, чтобы вы знали больше, чем другие.
 
  Наряду с известиями о болезни или вдруг возникшими планами на отпуск есть также такая действенная и успешная мера, как "гражданский мир". Она применяется и имеет очень хорошие результаты тогда, когда на предприятии идет спор между несколькими отделами. Если вы пришли к выводу, что лучшее, что можно предпринять в данной ситуации, - это пойти на компромисс, то заключите что-то наподобие соглашения с противоположной стороной, если знаете, что ваше время еще не пришло. А вот когда время придет...
 
  Кажущийся мир - иногда лучший инструмент для собственного роста.
 
  Если вы заметили, что ваш отдел все реже и реже начинает получать необходимые заказы, что, видимо, через несколько лет этих заказов вообще не будет, то, может быть, вам лучше "потонуть" сейчас, а не тогда, когда на дно пойдут все и вы в том числе. По крайней мере вы выиграете время и сможете найти место, на которое потом перейдете.
 
  Чем деятельнее и лояльнее ваш заместитель, тем больше у вас возможности присмотреть для себя что-то на стороне!
 
  Если вы должны кого-то уволить и боитесь, что сотрудники не поймут вашего решения, то лучше организуйте себе на это время важную командировку.
 
  Отпуск по болезни или просто отпуск дается на ограниченное время, а вот командировка может затянуться ровно на столько, на сколько это потребуется!
 
  Но для вашей карьеры может быть также очень важна и обратная ситуация: когда вам не только не хочется уезжать в какую-то командировку, но и надо всеми средствами этого избежать. Конечно, у предприятия достаточное количество служащих для того, чтобы послать кого-то вместо вас, но ваш явный отказ может вызвать не только неприятный разговор, но и ухудшение отношений на работе. Не стоит слишком сильно "химичить" и начинать изворачиваться так, чтобы было понятно, что вы обманываете.
  Если вам известно, когда должна состояться эта поездка, лучше просто заболейте на это время. Заболеть могут также ваши дети, жена. А за это время у вас будет возможность проанализировать свое дальнейшее поведение. Ведь вам надо вернуться на работу так, чтобы на вас не только не сердились, но еще и извинились, что потревожили в такой серьезный момент.
 
  Если шеф среднего менеджерского звена симулирует, говоря, что он не может поехать в командировку потому, что у него много работы, это часто производит плохое впечатление на вышестоящее начальство.
 
  Если вы уже находитесь в том приятном возрасте, когда способность к концентрации, исключительная дружелюбность и сила убеждения постоянно снижаются и вам уже начинают намекать, что пора бы подумать том, чем вы займетесь на пенсии, то, для того чтобы избежать скандала, на который постоянно напрашиваются своими вызывающими действиями ваши молодые и не очень молодые коллеги, следует принять кое-какие меры.
  У государственных служащих, близких к политике, это делается довольно просто: если министр что-то сказал не так и это что-то совершенно не подходило под уже принятую концепцию, то пенсия для министра - дело уже решенное. Но если вы - всего лишь служащий предприятия, то можете предпринять кое-какие меры, например предложить новый проект или припугнуть начальство, если, конечно, есть чем.
 
  После 55 лет многие золотые колокола становятся бронзовыми.
 
  Укрепиться, затаиться, спрятаться... все это означает, что не надо слишком рано сообщать о новом проекте, новом задании, новом решении. Это особенно существенно на высших этажах власти в политике, промышленности, так как возможность, что вас обойдут на первом же повороте, очень велика. Подождите всем рассказывать о своих планах.
 
 18
 Карьера на весах
  Дети - наше самое большое земное счастье, это знают почти все родители. Ради своего ребенка мать пройдет через огонь, отец готов будет ради счастья собственного ребенка пройти через все несчастья, которые только бывают в жизни.
  В некоторых слаборазвитых странах, в особенности в Африке и Южной Америке, еще до сих пор очень бедные родители продают своих детей ради того, чтобы хоть как-то поставить на ноги остальных. И чем больше детей появляется на свет, тем больше родители должны затрачивать средств на то, чтобы постараться вырастить их. Конечно, мы можем сколько угодно распространяться на тему "Перенаселение на матушке-земле", но проблема здесь одна - бедность и постоянный недостаток средств для воспитания детей в слаборазвитых странах.
  В нашем цивилизованном, по крайней мере имеющем высокоразвитую экономику мире как раз наблюдается обратная ситуация: чем больше денег и престижа, чем богаче семья, тем меньше у нее желания заводить много детей. Такие родители считают, что лучше они в одного ребенка вложат так много сил и стараний. К тому же их карьера по отношению к возможному рождению ребенка всегда стоит на первом месте. Хорошо запрограммированный сын или удачно выданная замуж дочь всегда может быть прекрасным подспорьем для дальнейшего роста карьеры родителей, не так ли? Правильно думают! Только таким образом и рождаются миллионы новых принцесс и миллионеров. Но как это можно спланировать?
  Наши дети уже в самом юном возрасте знают о своем исключительном меньшинстве, а следовательно, и о большей значимости. Поэтому сегодня многие маленькие дети уже в нежном возрасте заставляют родителей обращать на себя чрезмерное внимание. Мы видим в наших детях возможное воплощение наших идеалов и стремлений, нашу гордость, но и отражение того общества, в котором мы живем. Насчет них у нас всегда есть планы и намерения уже тогда, когда они сами еще не в состоянии что-то самостоятельно сделать. Мы присматриваемся к их друзьям уже в детском саду.
  Шиллер как-то раз заметил то, что стало для нашего сегодняшнего потребительского общества не только реальной, но и повседневной чертой: "ребенок ноет, мать заблуждается" и "материнская любовь может перепутать блеск золота с утренним блеском солнца". Сегодня многие родители страдают . от этого. Но ведь дело-то именно в том, что многие из них думают не о счастье ребенка, а о собственном счастье и о собственной карьере. Планируют не жизнь ребенка, а собственные карьерные планы.
  Сегодня, если понаблюдать за тем, каким образом ведут себя мамы и дети где-нибудь во дворе около песочницы или в детском саду, на каком-нибудь празднике, который устраивают родители, или в общественном транспорте, то это будет замечательной иллюстрацией того, что я сказал выше. Абсолютно все подчинено тому, чтобы кто-то где-то когда-то чему-то смог научиться и смог все это использовать.
  Раньше честолюбие родителей распространялось прежде всего на то, чтобы ребенок смог хорошо закончить не только школу, но и институт, а в лучшем случае университет. Это было лучшим началом хорошей карьеры. Знаете ли вы, насколько высок сейчас уровень безработных, которые имеют не только высшее, но и университетское образование? Сегодня диплом, полученный в университете, - это ничто, если человек еще во время учебы не находит себе место и не работает на нем практически половину учебного срока. Сегодня уже считается, что хорошие друзья, т. е. имеющие не только работу, но и связи, помогут даже там, где будут бессильны родители. Потому, что хорошие друзья всегда имеют еще и родителей с влиянием и положением.
  Влиятельные родители друзей детей - вот то, о чем так мечтают многие начинающие карьеристы! Это значит, что вы не только хорошо знаете родителей тех друзей ваших детей, с которыми ваш сын играет в футбол или ваша дочь ходит в кино. Это значит, что вы живете в соответствий с девизом "Скажи мне, с кем ты играешь, и я скажу тебе, как он использует твоих родителей".
  И это вполне логично: чем выше положение, которое занимают родители лучших друзей ваших детей, тем лучше вы сможете их использовать. Так как почти все или по крайней мере многие события (дни рождения, праздники в школе, спортивные соревнования и т. д.) готовятся часто не только самими детьми, но и их родителями, а следовательно, дают прекрасную возможность перезнакомиться абсолютно со всеми папами и мамами друзей собственных отпрысков. А там, смотри, уже и рост по службе начнется.
 
 Карьера - удвоим, возможности
  Для этого прежде всего надо знать, насколько родители детей, с которыми дружат ваши дети, действительно могут чем-то вам помочь. И надо подумать и о том, что они могут потребовать от вас взамен. Для того чтобы это проиллюстрировать, приведу небольшой пример из жизни моих хороших знакомых, чтобы вы смогли кое-что понять, если действительно решили использовать родителей детей - друзей вашего ребенка в своих целях.
  Представьте себе, что вы - бухгалтер, работающий в супермаркете и получающий небольшую зарплату. А у вас есть девятилетний сын Свен и честолюбивые планы. Лучшего друга Свена, с которым они вместе учатся в школе, зовут Пауль и его отец - председатель совета директоров местного химического концерна. Свен и Пауль понимают друг друга просто с полуслова, не могут друг без друга жить и все время и в школе, и вне школы проводят вместе. К тому же теннисный корт, куда ходят мальчики, находится точно посередине между домом семьи Пауля и вашей среднего уровня квартирой. Родители Пауля очень хорошо принимают вашего сына, абсолютно не принимая во внимание, что он из небогатой, незнатной семьи. Поэтому ваш отпрыск достаточно часто бывает в этом богатом доме.
  Само собой разумеется, что вам льстит такое знакомство Свена, и вы начинаете стремиться, чтобы он смог произвести как можно лучшее впечатление на родителей Пауля. Вы постоянно разговариваете с мальчиком, учите его, как надо себя вести, чтобы нравиться родителям Пауля и чтобы они заинтересовались таким умным, веселым, талантливым мальчиком. И все идет так, как надо! Под пристальным взглядом обеих сторон дружба маленьких созданий еще больше крепнет. И конечно, вы рассчитываете на то, чтобы ваш сын не только получил одинаковое с Паулем высшее образование, но и последний помог бы ему устроиться в жизни. Но это уже как Богу будет угодно.
  С другой стороны, за время учебы детей обе семьи сблизились и подружились. Они уже начинают не чаять души друг в друге. Дни рождения не только детей, но и собственные начинают отмечаться вместе, они постоянно ходят друг к другу в гости уже не только по большим праздникам, а просто потому, что им приятно вместе проводить время. И так хорошо друг к другу относятся, что вряд ли забудут друг о друге, когда появится возможность как-то помочь. Раньше в семье Пауля мама была просто секретарем своего замечательного мужа. Теперь же после того, как она познакомилась с вашей женой, все переменилось. И заслуга в этом, конечно же, вашей жены. И как-то совершенно автоматически получилось так, что отец Свена стал главным бухгалтером на предприятии отца Пауля. И никто даже не заметил, как это так быстро и естественно вышло. Поговорили несколько раз о делах, поняли, что не только детям хорошо дружить, но и родители хорошо понимают друг друга, - и вперед. И это называется дружбой детей...
 
  С одной стороны, не стоит проявлять слишком много темперамента в решении этой проблемы. Вы гораздо больше выиграете только в том случае, если такие контакты будут естественными. С другой стороны, не стоит думать, что все то, что хорошо для вас, автоматически хорошо и для ваших детей. Может быть, лучше все это совместить?
 
 Соответствуя престижу
  Многие планы вашей собственной карьеры будут не только легкоорганизуемы, но и легковыполнимы, если вы вовремя подумаете о некоторых мелочах.
 
 Квартира
  Может случиться так, что там, где вы живете, практически невозможно завести стоящее знакомство. Конечно, вам очень хотелось бы жить в более престижном и лучшем месте. Вы знаете, что в любом городе есть престижные, хорошие, средние и плохие кварталы. Каждый, кто живет в большом городе, в особенности в столице, совершенно точно знает, что по тому, где живет ваш собеседник, можно точно определить какой пост и положение в обществе он занимает. И это не только вопрос того, сколько он зарабатывает, это прежде всего вопрос престижа, вопрос его уровня жизни. "Лучшие люди" живут всегда в лучших районах города.
  Совершенно все равно, в каком районе вы живете, но нужно постараться, чтобы ваш ребенок имел друзей именно в том районе, который называют престижным, чтобы он привык вращаться в обществе "лучших людей".
  Еще одно место, где можно сделать так, чтобы ваше чадо уже в таком раннем возрасте познакомилось и подружилось с отпрыском чиновника высокого ранга или известного бизнесмена. Это место называется детский сад. Но только дети таких людей, как вы сами, ходят вместе с другими детьми простых родителей в простые детские сады. Значит, вам нужно поискать что-то специальное, где бы у ребенка могло появиться такое знакомство. Кроме того, существует масса клубов, которые могут находиться в престижном районе, и наверняка там могут заниматься дети богатых, состоятельных, очень нужных вам людей. Все может быть, может быть, именно так вам улыбнется удача?
 Школа
  Прежде всего о начальной школе. Здесь у всех есть выбор. Если у вас не стоит проблема с деньгами, то тогда лучше спокойно отдать ребенка в хорошую школу, которая находится в самом престижном районе. Ваш сын не только будет вовремя накормлен, за ним будет не только хороший уход, не только все преподаватели и воспитатели будут следить за тем, чтобы ребенок правильно развивался и хорошо выполнял домашние задания, но и у него будет много возможностей подружиться с детьми нужных вам людей.
  Но еще важнее не пропустить время и вовремя отдать ребенка в школу. Лучше, если вы сразу же после рождения забудете, что счастье детства - это тогда, когда ваше чадо просто ничего не делает и постоянно валяет дурака. Сегодня многие ученые, изучающие проблемы детства и психику ребенка, сходятся во мнении, что между пятью и семью годами особенно интенсивно изменяются представления ребенка об окружающем его мире. Он не только взрослеет и становится самостоятельным. Именно в этот период он особенно открыт всему, именно в это время в него можно заложить очень многое. Именно тогда можно понять, в каком направлении скорее всего будут развиваться способности ребенка. А для будущих карьеристов есть одно правило и оно работает постоянно: чем больше времени потеряно в детстве, тем больше придется наверстывать потом, тем сильнее будет бить жизнь.
  В этом случае мечта родителей - хорошая школа с хорошими преподавателями. Именно для того, чтобы ваш ребенок приобрел как можно больше знаний. А так как дети много времени проводят вместе, то у них, несомненно, будет возможность хорошо узнать друг друга и подружиться.
  У вас также еще будет возможность выбрать, в каком институте или университете и на каком факультете должен учиться ваш отпрыск. Это вполне можно запрограммировать, оценив его способности, и с самого начала развивать их. Юрист, техническая инженерная профессия, экономика, работа на компьютере - все это очень важно именно потому, что такое образование дает ребенку возможность в дальнейшем на что-то претендовать. В 1995 г. около 87 процентов всех начальников 500 крупных немецких предприятий имели именно такое образование.
 
 Свободное время
  Если ваш ребенок развивается нормально и к тому же это мальчик, то ему, видимо, будет доставлять огромное удовольствие, когда папа вместе с ним отправится в спортивный клуб. И только самые большие оригиналы могут решить, что их сын должен заниматься в балетной группе, школе танцев или хоре.
 
  Кстати, такие занятия, как обучение ребенка игре на фортепьяно или скрипке, вряд ли смогут помочь и вашей, и его будущей карьере, так как на этих занятиях он занимается индивидуально и не имеет возможности с кем-то познакомиться и подружиться.
 
 Отпуск
  Для детей между пятью и двенадцатью годами самое лучшее - отдыхать с родителями. На престижном курорте или в захолустье - для ребенка абсолютно все равно, он все равно получит удовольствие, а вот для взрослых, его родителей, это может означать не только хороший отдых, но и новые знакомства в ресторане, баре, во время вечерних развлечений. Ведь они очень хорошо знают, что здесь могут встретить людей с деньгами и влиянием. Такие новые контакты, если их стараться не прерывать, а всеми силами продолжать, могут впоследствии сыграть очень важную роль. А вот всевозможные путешествия по замкам и индивидуальные туры предоставляют гораздо меньше возможностей для того, чтобы с кем-то познакомиться.
  Чем эксклюзивнее ваш отдых, тем это дороже, но тем больше возможности познакомиться с кем-то, кто платит такие деньги постоянно.
 
 Одежда
  Для ребенка нет ничего страшного, если он вдруг решит нарядиться в "лохмотья". Только на этих лохмотьях должен стоять товарный знак одной из лучших фирм мира. Именно так одевается сейчас "золотая" молодежь во всем мире, именно это говорит, к какому кругу принадлежат их родители. Есть очень мудрая поговорка: "Каждый ребенок - это потенциальный гений и каждый гений - это возможный ребенок". Наши дети уже с четырех лет абсолютно гениально понимают, что одежда, которую носят и они сами, и их папы и мамы, создает их имидж. И поэтому уже в самом нежном возрасте они устраивают родителям небольшие концерты, чтобы те купили им джинсы, на которых действительно будет товарный знак "Ливане". И утаскивают из дома, чтобы ходить в школе, довольно дорогие вещи. На выпускной вечер молодые люди упрашивают родителей купить костюм от Келвина Кляйна (и носят его также гордо вне зависимости от того, к какому сословию принадлежат). Поэтому для многих пап и мам это ответственное событие создает дополнительные трудности.
  Совершенно безжалостно многие телепрограммы и телеведущие изменяют одежду ваших детей и никакие убеждения в том, что это некрасиво, что так не ходят, вам уже не смогут помочь. И вот ребенок взрослеет и речь начинает заходить уже не просто о модных джинсах или куртке, а о небольшом автомобиле для сына или бриллиантовых сережках для дочери. Поэтому не пугайтесь, если ваша дочь вместо того, чтобы посещать школу бальных танцев, носит грубые брюки от Отто Керна. Возможно, именно они смогут проложить ей дорогу в будущее.
 
  Конечно, лучше всего носить то, что идет, и не пугать окружающих своим чересчур экстравагантным видом. Но вот только если все так ходят, то, может быть, лучше носить то, что носят все, только от самых лучших модельеров. Ведь именно так одеваются сейчас будущие председатели и директора компаний.
 
 Используя обстоятельства
  День рождения ребенка всегда считался лучшим поводом для того, чтобы собрать на этом празднике не только лучших друзей самого ребенка, но и тех, кто в дальнейшем сможет помочь если не самому ребенку, то его родителям. Самом собой разумеется, что вы должны посадить дочь генерального директора рядом с собой. И если сын врача, который живет недалеко от вас, вместо кока-колы с большим удовольствием пьет горячий шоколад, то вы просто обязаны знать об этом заранее.
  Правильно и удачно подобранная спутница для совместной жизни тоже может очень помочь, чтобы как-то претворить ваши планы в жизнь.
  Но сейчас ведь модно какое-то время не заводить семью, а жить вне брака. Поэтому перед тем, как ваши дети вступят во взрослую жизнь, вы должны обязательно дать им определенный набор знаний о том, с кем лучше всего подружиться в такой ситуации. Например:
 * в популярной дискотеке всегда можно познакомиться с девушкой, родители которой могут быть очень важными персонами,
 * удача улыбнется тем, кто вовремя узнал, где сегодня или завтра собирается "золотая" молодежь, и смог туда попасть,
 * ваш 16-летний сын имеет хорошую дорогую аудиоаппаратуру, это всегда производит должное впечатление. Ну а потом...
 
  Все это вовсе не означает, что вы в качестве родителей должны внушить вашим детям, что такого понятия, как "брак по любви", не существует или по крайней мере не существует для них. Возможно, что можно совместить приятное с полезным...
 
 19
 Моббинг - суперигра
  Это произошло в конце 1994 г. в Стокгольме. И все тогда думали, что людям рассказали красивую сказку от богатого дядюшки Скруджа из Диснейленда. Только с той разницей, что все происходило в одном из залов огромного Ратхауса: шведский король вручал боннскому профессору Райнхарду Зельтену Нобелевскую премию за его достижения в области экономики, т. е. за придуманную им "теорию игр".
  Новый лауреат Нобелевской премии из Германии - вовсе не злой мафиози, карьерист, который, например, смог бы одним росчерком пера перевернуть всю берлинскую биржу. Нет, этот получающий довольно средний оклад профессор Боннского университета и к тому же еще очень приятный человек не только пытался сделать что-то полезное для практической экономики, но и вложил в свою работу много мудрых философских мыслей.
  Он придумал для своего детища чисто научное название "теория игр", чтобы не затронуть напрямую жизнь индустриальных гигантов... Но так как в промышленности и в политике используется очень много правил, которые применяются для игры в бильярд, покер, другие игры, то он и решил изучить их, чтобы затем вывести правила оптимального поведения в политической или промышленной профессиональной жизни. Многое из того, что с успехом применяется в таких играх, как шахматы, карты, шашки, может с таким же успехом помочь многим людям достичь высот в профессиональной жизни, и прежде всего победить там, где есть соревнование, конкуренция. Итак, играем, не забыв о логике.
 * Любое ваше действие должно быть просчитано на несколько ходов вперед. Иначе вас просто "съедят".
 * Если бы многие боссы, бонзы и маленькие, еще только начинающие бонзята не играли иногда "на троих", чтобы потом забрать выигрыш третьего себе, то вряд ли смогли бы зарабатывать такие деньги.
 * И при скачках цен на бирже только самые крупные предприниматели знают, как можно обманывать соперников, чтобы купить валюту подешевле, а продать подороже.
  Для того чтобы создать свою теорию игр, наш новый лауреат Нобелевской премии прежде всего использовал свои наблюдения за тем, как и каким образом принимаются решения сильными мира сего в экономике и политике, каким образом разрабатывается стратегия. Каким образом можно рассчитать реакцию партнеров или конкурентов и какой она будет? Какая конфликтная ситуация может быть разрешена, а с какой будет справиться гораздо труднее, чем это кажется на первый взгляд? Уже в 60-х годах, используя математический аппарат, профессор Зельтен рассчитал время, когда предприятие предположительно может начать вести войну на рынке цен, когда промышленные гиганты незаметно, но очень быстро превратятся в руины, когда государства готовы предоставить инвестиции, а когда это просто невозможно. Тогда же он смог рассчитать и то, когда можно предположить, что предприятие ждет "патовая ситуация" во время торговой войны, а следовательно, могут последовать катастрофические убытки.
  Перед каждым производителем стоит одна и та же проблема: каждый отдельный конкурент постоянно хочет побеждать и поэтому часто ведет себя очень неосмотрительно и допускает ошибки, которые могут привести его к поражению. Поэтому на сегодняшний день даже самое маленькое предприятие исходит из того, что лучше вести совместную торговлю, если появляется угроза того, что большой сосед по рынку может их поглотить (классический моббинговый пример!).
  Профессор Зельтен рассчитал, что тактика предпринимателя и политика должна содержать такие стратегические уловки, как вовремя сделанный отказ, исчезновение, а главное, что противника всегда можно победить, если знать его карты. Именно на этом основывается придуманная им теория. А уже потом можно спокойно применять и давление, и перетасовку карт, и запасные ходы.
  Используя массу формул и вычислений профессор попытался изложить значение придуманной им игры для разработки поведения партнеров по коалиции. И для этого ему понадобилось изучить практическое поведение таких боссов и бонз большой политики, как Коля и Кинкеля, Коля и Шарпинга или Фишера.
  Даже во время постоянной "холодной войны" между Востоком и Западом были возможности применения некоторых уже разработанных тогда элементов игровой системы профессора Зельтена, некоторые из них удачно применялись западными коллегами. Даже в Вашингтоне с большим интересом проштудировали многое из того, что представил тогда профессор Зельтен. Итак, почему бы нам тоже не поучиться кое-чему на нескольких примерах, тем более что в этой книге в отличие от труда профессора Зельтена вы не найдете ни единого уравнения, ни единой математической формулы.
  На следующих страничках я приведу шесть примеров того, как можно жить в реальности нашего сегодняшнего мира. И вы откроете, что эти примеры совершенно невинны по сравнению с теми маленькими моббингами, которые вы иногда устраиваете у себя на работе. Итак, вот они...
  1. Шантаж в политике - это такая же повседневная рутинная работа, как и все остальное. Государственные секретари и ведущие министры всех западных стран могут и должны врать, не краснея за свою ложь перед камерами журналистов как местного, так и международного телевидения. В Германии в 1995 г. проживало около 25 000 вьетнамцев. Их статус беженцев постоянно продлевается, что не дает многим из них возможность получить немецкое гражданство, потому что Бонн до сих пор надеется, что правительство в Ханое все же вспомнит о них и потребует их возвращения назад. "Мы не можем ничем помочь"; - каждый раз отвечает на этот больной вопрос о вьетнамцах представитель правительства или пресс-секретарь, холодно улыбаясь при этом.
  Тем не менее каждый из живущих в Германии вьетнамцев не только не хочет возвращаться домой, он представляет собой дешевую рабочую силу. "Ничем не можем помочь", - еще раз повторяют немцы. Игра в бильярд, но только с двумя шарами - так просто.
  2. Во время выборов политика часто показывает свое лицо игрока в покер. Игра на выборах выдает многих политиков как опытных шулеров, которые совершенно спокойно так ловко подтасовывают данные выборов, что потом диву даешься, как так получилось. И сколько бы пресса ни возмущалась тем, что произошло, это все равно будет бесполезно, так как в ход идут и подкуп, и взятки, в которых деятельное участие принимают многие финансовые воротилы. Их брак, однако, длится недолго, ровно столько, сколько требуют этого интересы партии. А потом развод и вскоре новый брак.
  Вы можете, без сомнения, улыбаясь в лицо вашему конкуренту, сделать то же самое. Ведь подкуп - дело, выгодное для обеих сторон.
  3. Профессор Зельтен говорит, что "для того, чтобы представить конъюнктуру накануне выборов гораздо лучшей, чем она есть на самом деле, часто прибегают к подтасовке голосов". Ведь чего не сделаешь ради победы, для того, чтобы улучшить результаты и победить на выборах. Хорошая статистика всегда всем нужна и не только на выборах, но и на среднем, и даже на маленьком предприятии. И многие такие вещи делаются при помощи небольшого вознаграждения. А иногда, для того чтобы выиграть и улучшить статистику, приходится жертвовать кем-то из команды. Совсем как в игре в шахматы.
  4. Игра, которую постоянно ведут между собой правительство и профсоюзы, напоминает профессору Зельтену игру в покер. Ведь здесь все решения принимаются буквально интуитивно. Но есть одна зависимость, при помощи которой можно просчитать, на чьей стороне будет удача. Здесь все зависит от большинства. Хочется сразу сказать: противоборствующие парламентские коалиции, которые должны принимать законы, всегда нуждаются в крепком союзе со всеми, не входящими в коалиции оставшимися силами. И здесь пускаются в ход не только давление и контрдавление, но и шантаж и персональные интриги.
  Сидя за круглым столом, правительство обманывает руководителей промышленных предприятий и профсоюзных лидеров. Тарифные конфликты, инвестиции - все это решается за закрытыми дверями. "Если вы в этом году продолжите требовать повышения заработной платы на 3 процента, - угрожает работодатель, - то тогда мы еще уволим некоторое количество работающих у нас на предприятии и престиж вашего профсоюза снизится".
  После этого выступает представитель профсоюзов: "Если вы не поднимете на 5 процентов заработную плату, то тогда я могу с полной уверенностью гарантировать, что через некоторое время все предприятия работать не будут, будет объявлена всеобщая забастовка и мы сорвем все планы по поставке продукции иностранным партнерам".
  В это время в другой комнате идут переговоры между боссами индустрии и политиками, в ходе которых один из политиков говорит: "Согласитесь на эти 5 процентов. Они все равно ничего не дадут рабочим, а вот сотрудничество с иностранными партнерами может быть очень важным".
  А в комнате напротив другой политик уговаривает боссов профсоюзов: "Согласитесь на 4 процента. Мы скоро возьмем верх и тогда обещаем вам свою поддержку".
  Шушуканье по углам, торговля не только деньгами, но и интересами людей на самом высшем уровне. Но тот, кто хоть немного знаком с миром предпринимательства и торговли, с миром бизнеса и политики, уже должен себе отчетливо представлять, что почти ничего не делается без перетаскивания на свою сторону всех возможных противников вашего противника. И совсем не возникает вопрос, морально и нравственно ли договариваться о чем-то за чьей-то спиной. Самое главное - это вовремя провести переговоры "тет-а-тет", чтобы вся выгода досталась не всем, а только тем, кто к ней так стремился.
  5. Во время моббинговой игры важнейшими компонентами являются блеф и обман. В одном из крупных саксонских городов в 1994 г. случилось следующее: серьезная западно-германская фирма с солидной финансовой базой решила организовать в одной из областей новое предприятие. Было запланировано вложить крупные инвестиции в постройку продовольственного центра с более чем 100 рабочими местами. Конечно же, город со своей стороны обязался предоставить не только большие льготы по уплате налогов, но и предоставить бесплатное использование инфраструктуры города на период постройки. Договорились о том, как это должно было бы быть.
  Однако вдруг - и это действительно не всегда можно просчитать - правительство города объявило о том, что оно закрывает возможность инвестиций со своей стороны, потому что считает, что из-за строительства этого комбината могут возникнуть всевозможные транспортные проблемы. Таким образом и закончился проект западногерманской фирмы, даже не имея возможности претвориться в жизнь.
  Что же на самом деле случилось? Западная фирма забыла о том, что иногда следует применить блеф и обман. Ей следовало бы сразу же по-другому "упаковать" собственные предложения: "Мы планируем с этого года начать строительство крупного комбината. И для этой цели мы решили выбрать город, который, по нашему мнению, может нам предоставить самые выгодные условия и возможности". И это предложение посылается в несколько городов. Таким образом создается конкуренция. К сожалению, в этом мире многое держится на конкуренции, обмане и лжи. Только заставив партнера бояться того, что своими неосторожными действиями он запросто может потерять возможность такого выгодного сотрудничества с вами и, следовательно, дать шанс другим, вы просто ограничиваете его в свободе действий...
 
  Тот, кто думает о возможных последствиях своих действий, всегда быстрее приходит к цели.
 
  6. Треск и шум на верхних этажах немецкой экономики. Два могущественных менеджера решили начать друг с другом войну с применением моббинга. Едзард Рейтер, до мая 1995 г. еще остававшийся шефом "Даймлер-Бенц", хотел стать заместителем председателя совета директоров мирового концерна, представительство которого находится в Штутгарте. В то же время находящийся на должности главного председателя совета директоров, советник правления "Дойче Банка" Хильмар Коппёр отказал ему в его просьбе. Однако у Рейтера отказ был только в устной форме.
  Между двумя могущественными лицами немецкой экономики началась настоящая схватка. Словесные аргументы и "химия" в этой ситуации больше не помогали. И тогда Рейтер решил сделать достаточно необычный шаг. Он во всеуслышание заявил, что Коппёр на совещании дал свое согласие на то, чтобы он занял этот пост, который, по мнению Коппера, ждет именно такого энергичного и умного руководителя, которым он и является. Журналисты так разнесли эту новость, что когда она дошла до Коппера, то ему уже ничего не оставалось делать, как только с ней согласиться.
 
  Звезда может погаснуть очень быстро, если только ее не начинают специально освещать из прожекторов. В любом случае менеджер, играя в моббинг, должен представлять, что ему так или иначе придется стать либо жертвой, либо победителем.
 
  Сегодня война в форме интриг и обмана стала повседневностью, неотъемлемой частью экономической и политической жизни. И уже никто не спрашивает о том, какой должна быть рабочая мораль. Этого понятия как понятия уже давно вообще не существует. Игра в менеджеров, которая становится все более любимой и у детей, предполагает очень серьезные и сложные правила общения маленьких детей между собой. А что же в таком случае говорить о взрослых, когда для них это не просто игра, это их жизнь.
  Моббинг - это уже не просто игра, это уже суперигра. Так играйте же со всеми вместе в эту увлекательную игру, выигрывайте и заставляйте проигрывать других!
 20
 Власть женщин не имеет границ
 
  Женщины бывают разные, мужчины - тоже. Женщины работают по-другому. Они чувствуют многое гораздо тоньше, чем мужчины. Они реагируют на многие кризисные ситуации на работе, в своей профессиональной жизни прежде всего с точки зрения себя самой. Но женщины нисколько не глупее, не медлительнее и не зависимее по натуре по сравнению с мужчинами. И еще: сегодня, например, в Германии 40 процентов тех, кто готов предложить свои услуги на рынке труда, - это женщины.
  Но если мы более внимательно присмотримся к тому, кто занимает ведущие места на верхних этажах немецкой экономики и политики, то без труда заметим, что среди них женщины составляют всего 5 процентов (это касается начальниц отделов, филиалов, магазинов и т. д.). Слишком мало для того, чтобы поддерживать нормальную обстановку в мужской среде на предприятиях, в офисах и в учреждениях. Поэтому-то я и решил в своей книге посвятить специальную главу тому, как вести себя женщинам, как организовать женскую команду, как защитить себя. Итак, начнем рассказ о разработке контртеории против мужских команд и мужских претензий.
  Речь прежде всего пойдет о том, что многие женщины должны изменить представление о своем месте и своей роли, о своей ценности на рабочем месте. И конечно, речь не пойдет о тех женщинах, которые чего-то достигли, работая "на побегушках" в различных местах и теперь абсолютно довольных своим положением. И не о том, что на службе называют "женским влиянием на шефа". Речь пойдет о тех и для тех женщин, которые переживают, что их конкурентка, а не она сама получила новую должность. Но часто женщина может думать, что это произошло именно потому, что во время собеседования она была одета не в костюм от Диора, как ее соперница. И наконец, многие женщины желают одновременно достигнуть очень много в своей и профессиональной, и личной жизни.
  Анна Мария из известного телесериала, который так долго смотрели просто не отрываясь миллионы женских глаз, обращалась ко всем своим возможным "подругам по полу": "Женщина должна идти своей дорогой". В бесчисленных сериях Анна Мария показала, что может и должна сделать каждая женщина для того, чтобы достичь того, чего она хочет.
  Анна Мария - это мечта, это всего лишь удачно сыгранная роль. Если сегодня женщина хочет достичь какого-то успеха в своей профессиональной жизни, если она хочет сделать карьеру, то прежде всего ей придется столкнуться с такой проблемой, как "квотирование рабочих мест, которые может занимать лицо женского пола". И тогда "Анна Мария" превратится в мечту. Это с успехом проиллюстрировала своими словами президент бундестага в течение многих лет Рита Сюссмут: "Тот, кто говорит, что молодые женщины не нуждаются в помощи и увеличении квот, тот расписывается в собственном бессилии". Именно так оно и есть. Со своей стороны президент собрания депутатов города Берлина Ханна Ренате Лаурен абсолютно убеждена, что для женщины такая "квота" - просто унижение.
  Гордые заявления гордых женщин от политики. Но все-таки какая же из 18 млн. работающих или ищущих работу женщин в Германии является членом мужской команды? Сколько их? Не больше, чем 1,9 процента! Интересно, а что делают и о чем думают остальные 98,1 процента? Да, многие мужчины говорят о разнице в положении мужчин и женщин. Только разница в профессиональном мире сейчас означает прежде всего нехватку рабочих мест для женщин. И математическое определение пропорции как отношения чего-то меньшего к чему-то большему здесь подходит абсолютно точно.
  Логическая последовательность и повседневная реальность - это то, что постоянно чувствует женщина во время учебы, собеседования по поводу получения нового рабочего места, при занятии высокого поста и даже во время врачебного осмотра. И для того чтобы выдержать конкуренцию, женщина должна быть не только лучшей среди всех женщин, подавших заявления, но она должна быть лучшей и среди всех мужчин, которые претендуют на эту должность. И только тогда она сможет сделать хоть какую-то карьеру. И не только создать мужскую команду, но и подчинить ее себе.
 
 Маленькая разница
  Женщины, так же как и мужчины, всегда имеют несколько примеров, которым они пытаются подражать. Психологи и социологи, исследовавшие западный индустриальный мир, во многих своих работах отмечают "плюсы" и "минусы" обоих полов по сравнению друг с другом в ежедневной конкурентной борьбе. Причем, как показывают исследования и опросы подобного рода, этот баланс абсолютно тот же самый и для стран Северной Европы, и для областей Южной Италии. В особенности интенсивно были исследованы проблемы, связанные не только с поведением женщины на рабочем месте, но и с моббинговой ситуацией и тем, как женщина обычно себя ведет, когда попадает в такую ситуацию. В этих опросах предусматривалось и такое положение дел, когда одна дама без команды, в одиночку начинает интриговать против конкурентов или борется за создание команды для того, чтобы потом иметь реальную возможность успешно бороться против конкурентов.
  Для того чтобы правильно оценить и затем использовать силу и слабости врагов, противников, друзей и союзников, правильно рассчитать собственные силы, чувства, режиссуру, я решил предложить несколько советов, которые касаются прежде всего моббинговой ситуации. Ими рекомендуется пользоваться в соответствии с собственным вкусом: обычно грубость в такой борьбе присуща всем, но ведь женщина многое может сделать гораздо более изящно. И тогда сразу же всем станет ясно, что в конкурсе за победу женщина всегда впереди.
 
 Моббинг и женщины
  Десять видов моббинга, часто употребляемых женщинами:
  1. Она попытается помешать продвижению по службе своей конкурентки на предприятии с помощью хитрости.
  2. Она чаще будет прибегать к всевозможным намекам, чем все просто и прямо скажет своей начальнице.
  3. Она охотно говорит что-то плохое за спиной у своих конкурентов, для того чтобы что-то с этого получить.
  4. Она с большим воодушевлением сообщает об ошибках своих конкурентов по работе (к ошибкам относятся не только профессиональные ошибки, но и плохой вкус, нудный характер и т.д.).
  5. Она может долго и расчетливо подготавливать какое-то "блюдо", чтобы потом "подать его на стол" своим конкурентам.
  6. Она охотно льстит тем людям, от которых может что-то зависеть в ее судьбе, часто стремится непосредственно слушать начальника, чтобы он сам объяснил ей, что нужно сделать.
  7. Если ее конкурентки нет в данный момент на рабочем месте, то она постарается воспользоваться ее отсутствием для того, чтобы сделать ей что-нибудь плохое.

<< Пред.           стр. 5 (из 6)           След. >>

Список литературы по разделу