<< Пред.           стр. 2 (из 8)           След. >>

Список литературы по разделу

  Отклонения фактических параметров показателей факторов от гигиенических нормативов могут привести к функциональным изменениям в организме человека в результате вредного воздействия факторов.
  Классификация условий труда основана на принципе дифференциации указанных отклонений.
  Исходя из гигиенических критериев, условия труда подразделяются на 4 класса:
  1-й класс - оптимальные условия труда;
  2-й класс - допустимые условия труда.
  1-й и 2-й классы соответствуют безопасным условиям труда.
  3-й класс - вредные условия труда.
  Вредные условия труда по степени превышения гигиенических нормативов и выраженности изменений в организме работающих подразделяются на четыре степени вредности: 3.1; 3.2; 3.3; 3.4.
  Выраженность изменений в организме работников проявляется в ухудшении их состояния здоровья, например, в неблагоприятном состоянии некоторых органов, систем, а также в развитии профзаболеваний разных форм (легких, средней тяжести и т.п.).
  4-ый класс - опасные (экстремальные) условия труда.
  Гигиенические нормативы условий труда (ПДК, ПДУ) - уровни вредных производственных факторов, которые при ежедневной работе, но не более 40 часов в неделю, в течении всего рабочего стажа не должны вызывать заболеваний или отклонений в состоянии здоровья, обнаруживаемых современными методами, в процессе работы или отдаленные сроки жизни настоящего и последующего поколений.
  В гигиенических критериях даны понятия 1,2,3 и 4 классов условий труда.
  1 класс - оптимальные условия труда - такие условия, при которых сохраняется не только здоровье работающих, но и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности.
  2 класс - допустимые условия труда характеризуются такими уровнями факторов среды и трудового процесса, которые не превышают установленных гигиеническими нормативами для рабочих мест, а возможные изменения функционального состояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены, и которые не должны оказывать неблагоприятного воздействия в ближайшем или отдаленном периоде на состояние здоровья работающих и их потомства.
  Оптимальный и допустимый классы соответствуют безопасным условиям труда.
  3 класс - вредные условия труда характеризуются наличием вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормативы и оказывающих неблагоприятное воздействие на организм работающего и/или его потомства.
  Вредные условия труда по степени превышения гигиенических нормативов и выраженности изменений (последствия) в организме работающих подразделяются на 4 степени вредности (3.1; 3.2; 3.3; 3.4).
  4 класс - опасные (экстремальные) условия труда, характеризуются такими уровнями производственных факторов, воздействия которых в течении рабочей смены (или ее части) создает угрозу для жизни, высокий риск возникновения тяжелых форм острых профессиональных поражений.
  Заметим, что работа в условиях превышения гигиенических нормативов является нарушением законов Российской Федерации ("Об охране здоровья граждан", "Об основах охраны труда в Российской Федерации" и т.д.).
  Работа в опасных (экстремальных) условиях труда (4 класс) не допускается, за исключением ликвидации аварий и т.п.
  В тех случаях, когда по обоснованным технологическим причинам работодатель не может в полном объеме обеспечить соблюдение гигиенических нормативов на рабочих местах, органы Госсанэпидслужбы могут разрешить работу при обязательном использовании средств индивидуальной защиты и ограничения времени воздействия на работников вредных производственных факторов (защита временем).
  При этом каждый работник должен получит полную информацию об условиях труда, степени их вредности, возможных неблагоприятных последствиях для здоровья, о необходимых средствах защиты, режимах труда и отдыха.
  Гигиенические критерии могут иметь различные формы выражения:
 - абсолютная форма:
 1) ФП - ГН < Пк
 2) ФП ? ГН > ФП - ГН ? 0 и т.д.,
 где ФП - фактический параметр показателя производственного фактора;
  ГН - гигиенический норматив показателя производственного фактора (нормативное значение);
  ПК - показатель оценки (устанавливает класс условий труда).
 - относительная форма:
 1) ФП / ГН ? 1;
 2) ФП / ГН = (Пк1 ? Пк2);
 3) ФП / ГН ? Пк, и т.д.,
 где Пк1 и Пк2 - границы показателя оценки.
 - альтернативная форма:
 1) ФП ? Пк;
 2) ФП ? Пк;
 3) ФП < Пк * ГН и т.д.
 Рассмотрим примеры.
 I) Определение класса условий труда в зависимости от содержания вредных веществ в воздухе рабочей зоны.
 1) Если Кф / ПДК ? 1, то класс - допустимый,
 здесь ГН = ПДК
 2) Если Кф / ПДК = (1,1 ? 3,0), то вредный класс I степени (3.1),
 где Кф - фактическая концентрация вещества;
  ПДК - предельно допустимая концентрация вещества.
 II) Определение класса условий труда по показателю тяжести трудового процесса - "подъем и перемещение тяжести постоянно..."
 1) Если масса до 3 кг (для женщин), то - оптимальный класс;
 2) Если масса до 10 кг (для женщин), то вредный класс I степени (3.1).
  Рассмотрим алгоритм оценки условий труда работника по степени вредности и опасности.
  1. Определяются фактические параметры (значения) показателей производственных факторов среды и трудового процесса различными методами (расчетом, измерением).
  2. Установление класса условий труда по показателям каждого фактора производственной среды (шум, вибрация, освещение, микроклимат, инфразвук и т.д.)
  3. Установление класса условий труда по отдельным показателям тяжести трудового процесса.
  4. Установление класса условий труда по отдельным показателям напряженности трудового процесса.
  5. Установление общей гигиенической оценки условий труда, т.е. класса условий труда.
  Гигиеническая оценка и классификация условий труда проводится по каждому фактору производственной среды и трудового процесса.
  Градация условий труда в зависимости от степени отклонения действующих показателей факторов производственной среды и трудового процесса от гигиенических нормативов представлены в соответствующих таблицах (по производственным факторам) Руководства.
  Общая оценка условий труда устанавливается:
 - по наиболее высокому классу и степени вредности;
 - при сочетании 3-х и более факторов, относящихся к классу 3.1, общая оценка условий труда соответствует классу 3.2;
 - при сочетании 2-х и более факторов классов 3.2, 3.3, 3.4 - условия труда оцениваются соответственно на одну степень выше.
 Рассмотрим примеры.
 I Задача - определить классы условий труда в зависимости от уровней шума.
  Допустим, что предельно допустимый уровень шума на рабочем месте программиста, а точнее, уровень звука, в дБА, составляет 50 дБА (СН2.2.4/2.1.8.562-96, ГОСТ12.1.003-83).
  Рассмотрим следующие варианты:
  1) Если уровень звука ? ПДУ, то класс условий труда в соответствии с Гигиеническими критериями - допустимый (класс 2) (УЗ ? ПДУ, где ГН ? ПДУ).
  2) Если уровень звука превышает ПДУ до 5 дБА, то класс условий труда - вредный первой степени (класс 3.1) (УЗ - ПДУ ? 5).
  3) Если уровень звука превышает ПДУ больше, чем на 35 дБА, то класс условий труда - опасный (класс 4) (УЗ - ПДУ > 35)
  II Задача - определить общую оценку условий труда, если класс условий труда по факторам производственной среды - 3.1, класс условий труда по тяжести - 2; класс условий труда по напряженности труда 3.2.
  Общий класс условий труда - 3.2.
 
 § 12 Человек и его характеристики (качества).
  Человек - сложная, целостная, саморегулирующая и само обновляющая система с определенной структурой.
  Основной структурой и функциональной единицей всего живого является клетка. Клетки и межклеточные вещества образуют ткани различных видов. Ткани образуют органы, органы - системы органов (функциональные подсистемы и т.д.), а системы органов - целостный организм.
  Важнейшей функцией нервной системы является то, что она связывает в единое целое все клетки, ткани, органы, системы организма человека, образуя многоуровневую структуру.
  Человека и его характеристики (качества) можно оценивать с нескольких точек зрения.
  Во-первых, человека рассматривают как индивид (или индивидуум), т.е. отдельный живой организм (сложную биологическую систему). При этом выделяют физико-биологические параметры.
  Во-вторых, человека можно рассматривать как личность. В этом случае рассматривают конкретную совокупность социально значимых черт (социально-психологических качеств), человека оценивают как специалиста. В этом случае говорят о профессиональных качествах.
  Психологические и психофизиологические качества (параметры) характеризуют человека как субъекта деятельности.
  О человеке говорят как об индивидуальности, т.е. о неком своеобразном сочетании, комплексе отдельных, особых качеств человека.
  Единичный (конкретный) человек как индивидуальность может быть представлен структурой его свойств (качеств), состоящей из его свойств как личности, специалиста, субъекта деятельности и его природных качеств как индивидуума (свойства находятся в единстве и во взаимосвязи).
  В аспекте безопасности нас в большей степени интересует индивидуальность человека.
  Индивидуальные качества характеризуют не только человека, но и его поведение, т.е. формы взаимодействия с окружающей средой.
 
 
  Воздействия качества (характеристики)
  Ограничения состояние
 
  поведение
 
  Выделим (условно) следующие группы качеств (характеристик) человека:
 1) биологические качества (характеристики безусловных рефлексов, т.е. врожденных форм поведения и т.д.).
  Безусловные рефлексы делятся на четыре группы: оборонительные или защитные; пищевые; половые; ориентировочно-исследовательские.
  2) Физиологические качества (характеристики сердечно-сосудистой системы, пищевой системы и т.д.)
  3) Психологические (психофизиологические) качества (концентрация внимания, наблюдательность, сенсомоторная координация, эмоциональная устойчивость, склонность к риску, мотивация, мышление и т.д.)
  4) Антрометрические характеристики (статические и динамические характеристики (размеры) частей тела человека и т.д.)
  5) Социальные качества (ценности, социальные контакты и т.д.)
  6) Профессиональные качества (знание, умения, опыт, навыки)
  7) "Анкетные" характеристики (возраст, пол, образование и т.д.)
  8) Состояние человека (физическое, психологическое и т.д.)
  Для обеспечения безопасности человека из всего многообразия качеств (характеристик) человека нужно выделить те качества и их сочетания, которые способствуют (или усиливают) предрасположенность человека к опасности или, наоборот, уменьшают ее.
  На основании исследований (на базе инструментальных, тестовых методик, испытаний, анализа несчастных случаев и т.д.) была выделена следующая классификация групп факторов, определяющих способность человека противостоять опасности в процессе труда:
  1) чисто биологические факторы (вытекают из природных свойств человека, связаны с комплексом безусловных рефлексов, которыми человек неосознанно отвечает на опасности, угрожающие его организму);
  В основе безусловных рефлексов лежит принцип: поступающая информация от рецепторов непосредственно переключается на исполнительные органы.
  2) факторы, определяющие особенности психического отражения и психических функций человека, т.е. психофизиологические качества и состояния человека;
 3) факторы, вытекающие из опыта человека, его навыков, знания, умений;
  4) факторы, характеризующие направленность человека, т.е. его мотивы, интересы, установки и т.п., т.е. психологические качества.
  Анализируя причины аварийности, травматизма было установлено, что организационно-психологические причины составляют 60-90% от всех причин. К организационно-психологическим причинам относят низкий уровень профессиональной подготовки по вопросам безопасности, недостаточное воспитание, слабая установка работников на подготовку по вопросам безопасности, допуск к опасным видам работ лиц с повышенным риском, состояние утомления или другие психические состояния.
  Поэтому, для обеспечения безопасности человека особое внимание обращают на психологические процессы (ощущения, восприятия, память и др.), качества и состояния.
  Анализ результатов исследований (в основном тестовых испытаний) выявил следующие психологические показатели (отрицательные), определяющие предрасположенность человека к опасности: недостаточная сенсомоторная координация, низкая скорость и точность реагирования, низкие качества внимания, чрезмерно высокая (или низкая) склонность к риску, эмоциональная неуравновешенность (устойчивость), свойства темперамента (медлительность, агрессивность), причем склонность к риску выделен как наиболее яркий показатель.
  Среди психологических показателей личности, влияющих на безопасность, труда занимает самое важное место, точнее сказать, система потребностей, мотивов и интересов личности. Именно эта система определяет причины поведения личности, помогает объяснить принимаемые решения.
  В трудовой деятельности проявляются следующие пять основных мотивов: выгода, безопасность, удобство, удовлетворенность и нивелирование в трудовом коллективе.
  Мотив - то, почему действует человек, внутреннее побуждение (желание) к деятельности, связанное с удовлетворением определенных потребностей (ради чего человек делает?).
  Мотив выгоды заключается в получении вознаграждения за результаты труда. В понятие выгоды включается материальная выгода (заработанная плата, премии) и социальная выгода (самоутверждение, престиж и т.д.).
  Мотив удобства проявляется в стремлении выбрать более мягкий способ выполнения задания, при котором требуются меньшие энергетические затраты, меньшее психическое напряжение. Такими способами обычно являются те, для выполнения которых у человека выработаны навыки, или которыми он лучше владеет.
  Мотив удовлетворенности проявляется в получении удовольствия от результата и процесса труда. Проявление этого мотива зависит от ценностей, склонностей, интересов работника. Такой мотив особенно силен тогда, когда профессия соответствует направленности работника, представляется ему престижной.
  Мотив "нивелирования" проявляется в стремлении действовать с учетом мнения работников, в стремлении быть не хуже других.
  Мотив безопасности заключается в избежании опасностей, возникающих в процессе труда. Под опасностью понимается не только производственные факторы, но и материальные опасности (связанные с поломкой техники, лишением премии, понижением в должности и т.д.), а также организационные опасности (административные наказания, потеря уважения и т.д.).
  Все вышеперечисленные мотивы в той или иной мере присутствуют в трудовой деятельности каждого работника, однако, роль и вес (сила) каждого мотива в общей мотивации у разных работников неодинаковы.
  Мотивы побуждают работника к определенному поведению, например, идти на нарушение требований безопасности труда.
  Для того, чтобы работник (как главный элемент системы "ЧМС") выполнял функции (действия) в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности или в целях обеспечения безопасности жизнедеятельности, необходимо сделать так, чтобы мотивы побуждали бы работника к этому. Сделать это можно, усилив необходимые мотивы. Из всех перечисленных мотивов наибольший интерес представляет мотив безопасности, но и немалую роль в поставленной задаче могут сыграть и другие мотивы (выгоды, удобства, удовлетворенности).
  Мотив может быть усилен за счет дополнительного стимулирования (морального и материального), что подтверждается психологическими исследованиями. Кроме того, на силу мотива могут оказывать влияние навык, знания, умения работника, социальные контакты, отношение между работниками и т.д.
  Человек социален, поэтому общество формирует его потребности.
  Количество и разнообразие потребностей человека огромно. Выделяют первичные потребности, т.е. вызванные физиологией человека: в пище, воде, воздухе, сне и др., которые обеспечивают его существование как биологического вида (жизненно важные потребности).
  Вторичные потребности вырабатываются в ходе развития и обретения жизненного опыта. Они намного разнообразнее первичных. Примеры: сохранение устойчивости, контакт с окружающими и т.п.
  Все множество потребностей личности составляет мотив деятельности индивида.
  Интересы человека не менее значимы для безопасной деятельности работника.
  Рассмотрим взаимосвязь понятий "потребность-мотив-интерес".
 
  Усиление интереса к работе
 
 
 
 
  Признание, Интерес к Технология Например,
  самовыражение технологии заработать
  деньги
 
 
  Для каждого человека существует оптимальный уровень мотивации, дающий максимальную производительность труда.
  Важную роль в поведении человека, в результатах его деятельности играют социальные качества человека. К ним относятся: нормы и ценности человека; социально определенную цель его деятельности; занимаемый человеком социальный статус, выполняемая социальная роль, социально-психологические особенности человека и т.д.
  Способность работника противостоять производственным опасностям определяется физическим и психологическим состояниями.
  На условия и безопасность труда, на эффективность и надежность работы человека оказывают влияние антропометрические характеристики человека.
  Антропометрические характеристики определяются размерами тела человека, его отдельных частей. Используются для проектирования наиболее рациональных, а значит и безопасных условий труда. Характеристики позволяют рассчитывать пространственную организацию рабочего места, устанавливать зоны досягаемости и видимости, размеры конструктивных параметров рабочего места и приспособлений (высота, ширина, длина, глубина и т.п.).
  Антропометрические характеристики подразделяются на динамические и статические.
 
 
 
 
 
 Антропометрические характеристики
 
 
 Статические размеры Динамические размеры
 
  . . . . . .
 Статические размеры Приросты движения тела
 отдельных частей тела (изменение размера при перемещении
  части тела в пространстве)
 
 Размер головы Размер стопы . . .
 
 Рис. Классификация антропометрических характеристик
 
  Привязка элементов рабочего места (оборудования и т.п.) к антропометрическим характеристикам человека позволяет снизить возможность травмирования, сократить, например, лишние движения работника, а, следовательно, снизить утомляемость; создать удобства и т.п.
  При выделении профессиональных качеств человека имеют в виду навыки, уменье работника решать производственные задачи безопасно, что, главным образом, зависит от знания работником своей профессии, в том числе требований по охране труда, приемов и методов безопасной работы, от опыта, творческих возможностей человека.
  В результате исследований было замечено, что:
  1) У человека в процессе труда могут не только изменяться качества (в меру возможности), но и проявляться механизмы компенсации недостающих качеств. Например, за счет развития профессиональных качеств (умения, навыков), высокой мотивации к безопасному труду, может быть компенсирована склонность человека к риску (к опасности).
 2) Индивидуальные качества человека имеют тесную, сложную взаимосвязь. Это объясняет, например, сложность диагностирования показателей индивидуальных качеств (характеристик).
 3) Отдельный (отрицательный) из показателей индивидуальных качеств (характеристик) человека сам по себе не может служить причиной предрасположенности человека к опасности. Предрасположенность создается при определенных сочетаниях показателей индивидуальных качеств, при некоторых психических и физических состояниях человека, например, плохое здоровье в сочетании с повышенной агрессивностью к окружающим; низкие производственные качества сочетании с недостатками социального характера, с плохой сенсорной координацией и т.д. Наличие предрасположенности к опасности не является условием (необходимым или достаточным) возникновения несчастного случая (травмы) или заболевания.
  Отсюда, при оценке и отборе исполнителей для выполнения определенного рода работ (технологического процесса), кандидатов на должность руководителя, специалиста необходимо учитывать индивидуальные качества и состояние здоровья претендентов. Требования к персоналу, допускаемого к участию в определенном производственном процессе, отражены в соответствующих нормативных правовых актах (стандартах ССБТ).
 
 
 
 # 13. Основные формы деятельности человека.
 Характеристики трудового процесса. Категории работ
 
  Деятельность человека носит самый разнообразный характер. Несмотря на это, ее можно разграничить на две основные формы по характеру выполняемых человеком функций (условно): физический труд (работа) и умственный труд.
 1. Физический труд.
  Физическим трудом (работой) называют выполнение человеком энергетических функций в системе "человек - орудие труда".
  Физический труд требует значительной мышечной активности.
  Физический труд (работа) подразделяется на два вида: динамическую и статическую. Динамическая работа связана с перемещением тела человека, его рук, ног, пальцев в пространстве; статическая - с воздействием нагрузки на верхние конечности, мышцы корпуса и ноги при удержании груза, при выполнении работы стоя или сидя.
 2. Умственный труд (интеллектуальная деятельность).
 Этот труд объединяет работы, связанные с приемом и переработкой информации.
  Виды интеллектуальной деятельности: операторский труд; творческий труд; труд преподавателя, студента.
  В современной трудовой деятельности человека объем чисто физического труда незначителен.
  Основными характеристиками труда (точнее, трудового процесса) являются тяжесть и напряженность труда.
  Тяжесть труда - характеристика, отражающая преимущественную нагрузку на опорно- двигательный аппарат и функциональные системы организма (сердечно-сосудистую, дыхательную и др.), обеспечивающие его деятельность.
  Напряженность труда - характеристика, отражающая нагрузку преимущественно на центральную нервную систему, органы чувств, эмоциональную сферу работника.
  Факторы, характеризующие тяжесть и напряженность труда, рассмотрели, когда говорили об условиях труда.
  Критерием тяжести и напряженности выполняемой работы служит уровень энергозатрат.
  Работы по энергозатратам подразделяются на следующие категории: легкие, средней тяжести и тяжелые.
  Легкие работы (категория 1) подразделяются на две категории: 1а - при которой энергозатраты составляют до 139 Вт, и 1б - при которой энергозатраты составляют 140 - 174 Вт. (до 174 Вт) [Вт-> дж/с или после перевода ккал/ч]
  К категории 1а относятся работы, проводимые сидя и сопровождающиеся незначительным физическим усилием.
  К категории 1б относятся работы, проводимые сидя, стоя или связанные с ходьбой и сопровождающие некоторым физическим усилием.
  Работы средней тяжести (категории 2) подразделяются на две категории: 2а - при которой энергозатраты составляют 175-232 Вт, и 2б - при которой энеергозатраты составляют 233-290 Вт. (от 175 до 290 Вт)
  К категории 2а относятся работы, связанные с ходьбой, перемещением мелких (до 1кг) изделий или предметов в положении стоя или сидя и требующие определенных физических усилий.
  К категории 2б относятся работы, связанные с ходьбой, перемещением и перенесением тяжестей массой до 10 кг и сопровождающиеся умеренным физическим усилием.
  Тяжелые работы характеризуются расходом энергии более 290 Вт. К этой категории относятся работы, связанные с постоянными передвижениями, перемещением и перенесением значительных (свыше 10 кг) тяжестей и требующие больших физических усилий.
 
  # 14. Теплообмен человека с окружающей средой
 
  Энергия, необходимая человеку для жизнедеятельности, выделяется в его организме в результате химических процессов (в основном, окислительно-восстановительного распада органических соединений, содержащихся в пищевых продуктах).
  Часть этой энергии расходуется на совершение полезной работы, часть рассеивается в виде теплоты, нагревая тело человека, и часть энергии в виде теплоты выделяется в окружающую среду.
  Количество выделяемой (человеком) теплоты зависит от степени физического напряжения организма в определенных микроклиматических условиях и составляет от 85 Вт (в составлении покоя) до 500 Вт (при тяжелой работе).[Вт -> дж/с]
  Для того, чтобы физиологические и химические процессы протекали в организме нормально, необходимо поддерживать постоянство температуры тела, то есть выделяемая организмом (в окружающую среду) теплота должна полностью отводится в окружающую среду.
  Важным интегральным показателем теплового состояния организма является средняя температура тела (внутренних органов). Эта температура зависит от степени нарушения теплового баланса и уровня энергозатрат при выполнении работ.
  Средняя температура тела должна составлять 36-37 , что соответствует нормальному тепловому состоянию организма.
  Косвенными показателями теплового состояния человека могут служить влагопотери и реакция сердечно-сосудистой системы (частота сердечных сокращений, уровень артериального давления и минутный объем крови).
  Нормальное тепловое самочувствие имеет место при:
  Qч = Qc (выражение теплового баланса)
  где Qч - теплопродукция (тепловыделение) человека;
  Qc - количество теплоты, воспринимаемое окружающей средой (отводимое в окружающую среду).
  Рассмотрим два случая:
 1) Если Qч >Qc (теплота не полностью передана среде), то происходит рост температуры внутренних органов и такое тепловое самочувствие характеризуется понятием "жарко" (перегрев организма).
 2) Если Qч < Qc (среда воспринимает больше теплоты), то происходит охлаждение организма. Такое тепловое самочувствие характеризуется понятием "холодно".
  Неблагоприятные последствия этих двух случаев: быстрая утомленность, потеря работоспособности, потеря сознания, гибель.
  Теплообмен между человеком и окружающей средой осуществляется:
  Qч = Qт Qк + Qи Qп + QВ,
  где Qт - отдача теплоты в результате теплопроводности через одежду (ткань);
  Qк - теплоотдача или теплоприход за счет конвекции, т.е. через охлаждение или нагрев тела воздухом, омываемым поверхность тела;
  Qи - теплоотдача, обусловленная испарением влаги с поверхности кожи, слизистых оболочек верхних дыхательных путей, легких;
  Qп - теплоотдача или теплоприход за счет излучения на окружающие человека поверхности (или с поверхностей);
  Qв - теплоотдача за счет нагревания выдыхаемого воздуха.
  В состоянии покоя при температуре окружающего воздуха 18С доля (Qт + Qк) составляет 30% всей теплоотдачи, Qи ~ 20%, Qп ~ 45%, Qв ~ 5%
  Итак, теплопередача (теплопроводность) - при непосредственном контакте тел; конвекция - передача теплоты окружающему воздуху, который, нагреваясь, отдает его холодным поверхностям; излучение (лучеиспускание), испарение пота - основные пути передачи теплоты от нагретых поверхностей.
  В промышленном помещении - основными являются конвекция и излучение.
  1) Передача теплоты излучением зависит от температуры поверхности и степени ее черноты: темные шероховатые поверхности излучают больше тепла, чем блестящие, гладкие. Излучение происходит в направлении окружающих человека поверхностей, имеющих более низкую температуру, чем температура поверхности одежды (27-31С) и открытых частей тела человека (около 33,5С). При высоких температурах окружающих поверхностей () теплоотдача излучением полностью прекращается, а при более высоких температурах идет в направлении от поверхностей к человеку. Отдача тепла излучением не зависит от температуры воздуха.
  2) Теплоотдача конвекцией зависит от температуры воздуха (точнее, от разницы температур нагретого тела и охлаждающего воздуха) и скорости его движения, а также от формы и состояния поверхности.
  3) Отдача тепла испарением пота зависит от относительной влажности и скорости движения воздуха.
  Отсюда, человек постоянно находится в процессе теплового взаимодействия с окружающей средой. Для теплового самочувствия человека важно определенное сочетание температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха.
  Тепловое самочувствие человека или тепловой баланс зависит от температуры, скорости воздуха относительной влажности воздуха, атмосферного давления, температуры окружающих предметов и интенсивности энергозатрат организма.
  Приспособление организма человека к изменениям параметров окружающей среды происходит в результате действия в организме терморегуляции.
  Процессы поддержания (или способы поддержания) постоянной температуры тела (собственную теплопродукцию) при изменении микроклиматических условий и при выполнении различной по тяжести работы называются терморегуляцией.
  Нормальная температура человека 36-37С; 42С - критическая, потеря сознания; 43-44С - смертельная t; ниже 34С - замедление процессов в коре головного мозга; ниже 30С - критическая, потеря сознания; 27-25С - смертельная t, остановка кровообращения (фибрилляция сердца).
  Терморегуляция обеспечивается теплопродукцией (тепловыделением) и внешней теплоотдачей (при теплообмене с окружающей средой), т.е. совместным действием различных систем организма человека.
 
  # 15. Работоспособность человека и ее динамика. Утомление человека
  Работоспособность - функциональные свойства (возможности) организма человека, необходимые для выполнения конкретной работы. Уровень функциональных возможностей человека зависит от условий труда, состояний здоровья, возраста, мотивации к труду и т.д. Изменение работоспособности во времени называют динамикой работоспособности.
  Вся трудовая деятельность протекает по фазам. Рассмотрим фазы работоспособности в течение рабочего дня.
 
 I. Предрабочее состояние (фаза мобилизации) - субъективно выражается в обдумывании предстоящей работы.
 II. Врабатываемость или стадия нарастающей работоспособности. Длительность периода врабатываемости может быть значительной. На длительности сказываются: интенсивность работы, возраст, опыт, тренированность, к работе.
 III. Период устойчивой работоспособности - его длительность составляет ко всему времени работы примерно 2/3. Эффективность труда в этот период максимальная.
 IV. Период утомления. Характеризуется снижением продуктивности, замедляется скорость реакции, появляются ошибочные и несвоевременные действия, физиологическая усталость.
 V. Период возрастания продуктивности за счет эмоционально-волевого напряжения.
 VI. Период прогрессивного снижения работоспособности и эмоционально-волевого напряжения.
 VII. Период восстановления. Необходим организму для восстановления работоспособности. Продолжительность этого периода определяется тяжестью проделанной работы, величиной сдвигов в нервно-мышечной системе и т.п.
  Утомление - временное и обратимое снижение функциональных возможностей (работоспособности) организма человека, вызванное непосредственно работой и воздействием условий труда. (из-за истощения энергетических ресурсов). Утомление может быть мышечным (физическим), умственным (психическим).
  Чем больше развивается утомление, тем ниже работоспособность.
  Rr = 100-У,
  где R - работоспособность, %:
  У - утомление
  Величину работоспособности (Rr) при конкретных условиях труда можно вычислить по формуле: (Rт, %)
 
  Rr = 100-[(Ит-15,6)/0,64],
 
  где Ит - интегральный показатель тяжести труда, формирующийся в тех же условиях труда, балл;
  15,6 и 0,64 - коэффициенты регрессии.
  Ит можно вычислить по эмпирически составленному (НИИ труда) уравнению:
  Ит = 19,7 - 1,6 ,
  где Ит - интегральный показатель тяжести труда, балл;
  - средний балл всех биологически значимых элементов (факторов) условий труда на рабочем месте.
  Биологически значимыми являются элементы (факторы) условий труда, с наибольшей вероятностью вызывающие основные качественные изменения и реакции работающего, по которым судят о формировании той или иной категории тяжести труда.
  Разработана специальная методика определения Ит; при этом заполняется карта условий труда на рабочем месте и используется таблица критериев для бальной оценки элементов условий труда на рабочем месте. Элементы: санитарно-гигиенические (шум, , освещение и др.); психофизиологические (динамическая нагрузка, рабочая поза и т.п.) и другие. Существуют и другие подходы к определению Ит.
 
 
  Классификация психологических причин возникновения опасных ситуаций и несчастных случаев (травм)
 
  В каждом действии человека психологи выделяют три функциональные части: мотивационную, ориентировочную и исполнительную. Нарушение в любой из этих частей влечет за собой нарушение действия в целом.
  Таким образом, в классификации психологических причин возникновения опасных ситуаций и несчастных случаев можно выделить три класса:
 1) Нарушение мотивационной части действий. Проявляется в нежелании выполнять определенные действия (операции). Нарушение может быть относительно постоянным (человек недооценивает опасность, склонен к риску, отрицательно относится к трудовым и (или) техническим требованиям, безопасный труд не стимулируется и т.п.) и временным (человек в состоянии депрессии, алкогольного опьянения и др. состояниях).
 2) Нарушение ориентировочной части действий. Проявляется в незнании правил эксплуатации технических систем, требований безопасности труда и способов их выполнения.
 3) Нарушение исполнительной части. Проявляется в невыполнении правил (инструкций, предписаний, норм и т.д.) вследствие несоответствия психических и физических возможностей человека требования работы. Такое несоответствие может быть постоянным (недостаточная координация, плохая концентрация внимания, несоответствие роста габаритам обслуживаемого оборудования и т.д.) и временным (переутомление, понижение трудоспособности, ухудшение состояния здоровья, стресс, алкогольное опьяненье).
  Эта классификация дает возможность разработать профилактические мероприятия по предупреждению травм в каждом классе: мотивационный - в основе мероприятий пропаганда и воспитание; ориентировочный - обучение, отработка навыков; исполнительный - профотбор, медицинское обследование.
  Причины возникновения опасных ситуаций и производственных травм, связанных с человеческим фактором, можно расположить по следующим уровням:
  - уровень человека ( причины врожденные или приобретенные психологические и физиологические характеристики);
  - уровень ближней среды (цех, предприятие) - причины условия труда, неблагоприятный социально-психологический климат, неудовлетворительный инструктаж по безопасности труда, жилищные и материальные заботы и т.д.);
  - уровень общества (отрасль, регион и т.д.) (недостаточная информированность о профессиональных рисках и последствиях от них, недостатки в стратегии организации безопасного труда в отрасли или регионе и т.д.).
  на всех этапах деятельности человека возможны ошибочные действия. Опасные действия, совершаемые осознанно, умышленно, классифицируются как нарушения. Неосознанные опасные действия есть ошибки.
 
 
  Понятие о надежности деятельности человека. Количественная оценка деятельности человека
 
  Анализ надежности реальных систем должен обязательно включать и человеческих фактор.
  Надежность работы человека определяется как способность успешного выполнения им работы или поставленной задачи на заданном этапе функционирования системы в заданных условиях в течении определенного времени (т.е. без ошибок и отказов).
  Ошибка человека определяется как невыполнение поставленной задачи (или выполнение запрещенного действия).
 
 
 
  Количественная оценка деятельности человека.
  В общем виде деятельность человека - оператора характеризуется быстродействием и надежностью.
  Критерием быстродействия является время решения задачи, т.е. время от момента реагирования оператора на поступивший сигнал до момента окончания управляющих воздействий.
 1) Время решения задачи определим следующим образом:
 
  Топ = а + bH = a + (H/Vоп),
 где а - скрытое время реакции, т.е. промежуток времени от момента появления сигнала до реакции на него оператора; его значения находятся в пределах 0,2-0,6 с;
  b - время переработки одной единицы информации, [с/ед];
  Н - количество перерабатываемой информации, [ед];
  Vоп - средняя скорость переработки информации или пропускная способность (2 - 4 ед/с).
  Зависит от психологических способностей человека, типа задач, технических и эргономических и др. особенностей систем управления. (оборудования)

<< Пред.           стр. 2 (из 8)           След. >>

Список литературы по разделу