<< Пред.           стр. 10 (из 27)           След. >>

Список литературы по разделу

 Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ)
 (International Atomic Energy Agency - IAEA)
 
  Особое место в системе органов ООН занимает Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), созданное в 1957 г. под эгидой ООН. МАГАТЭ формально не является специализированной организацией ООН, но по соглашению с ООН выполняет функции организации такого рода.
  В рамках МАГАТЭ разрабатывается большинство международных документов в области мирного использования атомной энергии, осуществляется межгосударственное сотрудничество по обеспечению невоенного применения ядерных материалов. Членами МАГАТЭ являются все государства, в которых осуществляется мирная атомная деятельность. В настоящее время в МАГАТЭ участвуют около 150 стран.
  Согласно Уставу, задачами МАГАТЭ являются:
  обеспечение использования атомной энергии в мирных целях;
  содействие научно-исследовательским работам в области мирного использования атомной энергии и обмену научными сведениями;
  помощь государствам в снабжении материалами, оборудованием и техническими средствами, необходимыми для осуществления мирной атомной деятельности;
  осуществление т.н. "гарантий МАГАТЭ" (системы мероприятий, препятствующих использованию в военных целях ядерных материалов, оборудования и документации);
  определение норм безопасности ядерной деятельности и контроль за их соблюдением;
  приобретение, создание установок и оборудования, необходимых для ведения мирной атомной деятельности;
  содействие государствам-участникам в производстве электроэнергии.
  Местонахождение центральных учреждений МАГАТЭ - г. Вена.
 
 § 5. Региональные международные организации
 
 Лига арабских государств
 
  Начало созданию ЛАГ положило принятие 7 октября 1944 г. Александрийского протокола, который подписали представители Сирии, Ливана, Трансиордании, Ирака, Египта, Саудовской Аравии, Йемена и арабского народа Палестины. В протоколе были сформулированы основные цели и принципы, на которых должна была быть построена будущая Лига. 22 марта 1945 г. в Каире состоялась общеарабская конференция, в которой приняли участие семь арабских государств (Сирия, Ливан, Иордания, Ирак, Саудовская Аравия, Йемен и Египет), и в тот же день состоялось подписание Пакта ЛАГ представителями шести арабских государств (представитель Йемена подписал Пакт позднее, 5 мая 1945 г.). Пакт ЛАГ вступил в силу 10 мая 1945 г. В настоящее время число участников Пакта - более двадцати. Членом Лиги согласно Пакту (ст. 1) может стать любое независимое арабское государство (хотя в ЛАГ входят, например, Джибути и Сомали, не являющиеся арабскими государствами).
  Целями Лиги являются: обеспечение более тесных отношений между государствами - членами Лиги; координация их политических действий; обеспечение их независимости и суверенитета.
  Сотрудничество членами ЛАГ осуществляется в следующих сферах:
  экономические и финансовые проблемы;
  транспорт и связь;
  вопросы культуры, здравоохранения;
  гуманитарные проблемы.
  Высшим органом ЛАГ является Совет ЛАГ, в котором представлены все участники Пакта. Решения, принятые Советом единогласно, обязательны для всех членов ЛАГ; решения, принятые большинством голосов, обязательны только для тех государств, которые с ними соглашаются.
  В случае агрессии или угрозы агрессии против государства -члена ЛАГ это государство может потребовать немедленного созыва Совета ЛАГ, который намечает меры для устранения агрессии, в том числе принудительными мерами. Объединенный совет обороны и Постоянная военная комиссия оказывают консультативную помощь Совету.
  Совет также вправе рассматривать споры между государствами ЛАГ.
  Совет избирает на пять лет Генерального секретаря ЛАГ.
  С 1964 г. в рамках ЛАГ действует Конференция глав государств и правительств, на которой обсуждаются наиболее важные вопросы.
 
 
 Организация африканского единства
 
  Организация африканского единства (ОАЕ) создана на основе Хартии африканского единства 1963 г. в целях укрепления единства и солидарности африканских государств, защиты их суверенитета, территориальной целостности и независимости и поощрения международного сотрудничества. Членом организации может быть любое независимое и суверенное африканское государство. Число членов в настоящее время - около 50.
  Высшим органом ОАЕ является Конференция (Ассамблея) глав государств и правительств, состоящая из глав государств и правительств или надлежащим образом аккредитованных представителей. Каждое государство на конференции имеет один голос. Решения конференции принимаются большинством в две трети голосов.
  Совет министров ОАЕ состоит из министров иностранных дел или других министров, назначенных государствами-участниками. В обязанности Совета входит работа по подготовке к Конференции.
  Генеральный секретариат возглавляет Генеральный секретарь, избираемый на 4 года Ассамблеей.
  В рамках ОАЕ действует региональный механизм но разрешению споров - Комитет по посредничеству, примирению и арбитражу.
  Местопребывание штаб-квартиры ОАЕ - г. Аддис-Абеба (Эфиопия).
 
 Организация Исламская конференция
 
  Формально Организация Исламская конференция (Исламский конгресс) была создана еще в 1954 г., однако ее реальная деятельность началась с 1969 г., когда была созвана Конференция стран - участниц ОИК на высшем уровне для активизации ее деятельности против Израиля и для защиты исламских святынь в Иерусалиме. Поэтому постоянно действующий орган ОИК - Секретариат во главе с Генеральным секретарем находится временно ("до полного освобождения Иерусалима") в Джидде (Саудовская Аравия). Официальные языки ОИК - арабский, английский, французский.
  ОИК действует на основании устава утвержденного в 1972 г. Членами ОИК являются свыше 50 государств. Мусульманские меньшинства в немусульманских странах направляют своих представителей в ОИК в качестве наблюдателей. Цели ОИК:
  содействие укреплению мусульманских государств;
  охрана святых мест;
  поддержка борьбы палестинского народа;
  сотрудничество в экономической, социальной и культурной областях.
  ОИК была создана на базе принципов ислама, а также признания принципов Устава ООН. Она имеет представителя в статусе постоянного наблюдателя при ООН.
  Органы ОИК:
  Конференция глав государств и правительств (созывается по мере необходимости);
  Конференция министров иностранных дел (созывается раз в год); Секретариат;
  Комиссии по политическим, экономическим, социальным и иным вопросам.
 
  Ассоциация государств Юго-Восточной Азии
 
  Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) была создана в 1967 г. на основании Бангкокской декларации, дополненной в 1976 г. Договором о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии, и Декларации согласия.
  Ныне членами АСЕАН являются Бруней, Индонезия, Лаос, Малайзия, Мьянма (Бирма), Филиппины, Сингапур, Таиланд, Вьетнам, Камбоджа (будет принята после решения внутренних вопросов). В 1996 г. АСЕАН приняла решение включить Россию и Китай в число своих полноправных партнеров. Россия еще с 1991 г. взяла курс на развитие отношений с сообществом "азиатских тигров", как иногда называют АСЕАН. Постоянными партнерами АСЕАН являются также США, Австралия, Япония, Южная Корея, Канада, Новая Зеландия и Европейский Союз. В этих странах открыты подразделения АСЕАН. В частности, действует Московский комитет АСЕАН, в который входят представители Индонезии, Лаоса, Малайзии, Мьянмы, Филиппин, Сингапура, Таиланда и Вьетнама.
  Цели АСЕАН:
  создание в районе региона мира , свободы и нейтралитета;
  содействие сотрудничеству государств в экономической, социальной и культурной сферах;
  установление в рамках АСЕАН зоны свободной торговли;
  взаимодействие с другими региональными организациями.
  Высший орган АСЕАН - Конференция глав государств и правительств, созываемая раз в три года. Ежегодные встречи министров иностранных дел. Текущую работу между конференциями и встречами осуществляет Постоянный комитет. Встречи других министров проводятся по мере необходимости.
  Секретариат АСЕАН возглавляет Генеральный секретарь, избираемый на три года. Местопребывание Секретариата - г. Джакарта (Индонезия).
 
 Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК)
 
  Организация стран-экспортеров нефти создана в 1960 г. и действует на основании Устава 1965 г. Интересно, что членами ОПЕК могут стать только страны, в значительных размерах экспортирующие сырую нефть. Сегодня в ОПЕК входят 12 государств.
  Высшим органом ОПЕК является Конференция государств-членов, созываемая два раза в год.
  Исполнительный орган ОПЕК - Совет управляющих, образуемый из управляющих, которые назначаются государствами и утверждаются Конференцией.
  Экономическая комиссия ОПЕК разрабатывает меры по обеспечению стабильности нефтяных рынков, координации политики в области цен и энергетики.
  Секретариат возглавляется Генеральным секретарем, назначаемым Конференцией на три года.
  Местопребывание штаб-квартиры ОПЕК - г. Вена (Австрия).
  На долю ОПЕК приходится более трети мировой добычи нефти, она устанавливает единые продажные цены на нефть, таким образом она оказывает существенное влияние на мировую торговлю нефтью.
 
 § 6. Европейский Союз
 
  Европейский Союз (ЕС) был создан на основе Европейского объединения угля и стали (ЕОУС) 1951 г., Европейского сообщества по атомной энергии 1957 г., Европейского экономического сообщества 1957 г. в результате объединения в 1957 г. этих ранее самостоятельных организаций и назывался вплоть до недавнего времени Европейскими сообществами.
  В 1965 г. на основе Брюссельского договора были созданы единые органы Сообществ. Единый Европейский акт 1986 г. оформил передачу ЕС полномочий в области охраны окружающей среды, культуры и образования, охраны здоровья, технологической и социальной политики, единое таможенное пространство. Соглашение 1990 г. урегулировало вопросы беспрепятственного перемещения через границы стран - членов ЕС товаров, рабочей силы и капиталов.
  Маастрихтские соглашения 1992 г. (вступили в силу в 1993 г.) завершили процесс юридического оформления механизма Сообществ, предусмотрев создание к концу XX в. тесного политического и валютно-экономического союза стран ЕС. Договор о Европейском Союзе дополнен 17 протоколами. Договором введено гражданство ЕС.
  Первоначальными участниками ЕС были Бельгия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция, ФРГ. В 1973 г. к ЕС присоединились Великобритания, Дания, Ирландия, в 1981 г. - Греция, в 1986 г. - Испания и Португалия, в 1995 г. - Швеция, Австрия и Финляндия. Сегодня в ЕС входят 15 государств.
  По вопросу о юридической природе права Европейского Союза имеется несколько точек зрения. Согласно одной из них, ЕС представляет собой федеративное государствоподобное образование добровольно объединившихся стран. В соответствии с другой точкой зрения, ЕС, хотя и имеет ряд особенностей, является международной организацией, а ее право - это международное право. Третьи авторы полагают, что ЕС - это международная организация с элементами конфедерации.
  Вторая точка зрения представляется более правильной и вот почему. Государства, вошедшие в ЕС, не утеряли своего суверенитета, в том числе и области национального законотворчества. Однако
  Союзу был делегирован необычайно широкий объем правомочий. Следует отметить, что право ЕС имеет прямое действие на территории стран-участниц и приоритет перед национальным правом, включая приоритет постановлений ЕС перед более поздними национальными законами. В то же время цели ЕС несколько шире, чем у обычных международных организаций. В их числе не только создание политического и торгово-экономического союза стран - членов Союза, обеспечение свободного движения товаров и услуг, а также миграции рабочей силы в рамках ЕС, но и введение единой валюты,1 фактическая отмена внутренних границ стран Союза, совместная внешняя политика и политика в области международной безопасности и др.
  Право Европейского Союза состоит из двух больших групп норм:
  внутреннее право Союза как международной организации;
  право Союза, регулирующее конкретные виды политико-экономической, социальной и культурной деятельности государств Союза.
  Главными органами ЕС являются Европейский Совет, Европейская комиссия, Совет Европейского Союза, Европейский парламент, Европейский суд.
  Европейский Совет составляют главы государств и правительств государств ЕС и Председатель Европейской комиссии, их заместители (министры иностранных дел) и член Комиссии. Совет заседает два раза в год.
  Европарламент состоит из депутатов, избираемых в странах-участницах в ходе прямых выборов на пять лет. Европарламент контролирует Европейскую комиссию и Совет, разрабатывает право ЕС и бюджет Союза.
  Сессии Европарламента (ежемесячные) проходят в г. Страсбурге (Франция), чрезвычайные сессии - в г. Брюсселе (Бельгия), где работают комитеты Европарламента, секретариат Европарламента - в г. Люксембурге.
  Совет Европейского Союза состоит из министров государств-членов (в зависимости от рассматриваемого вопроса). Представительство в Совете, когда требуется квалифицированное большинство голосов, неодинаково. Так, Германия имеет 10 голосов, Ирландия - три, Люксембург - два и т.д. Местонахождение Совета - г. Брюссель.
  Европейская комиссия состоит из 20 членов и председателя, назначаемого правительствами стран ЕС с согласия Европарламента.
  Комиссия наблюдает за соблюдением решений норм и решений ЕС и организует их исполнение. Местонахождение Комиссии - г. Брюссель.
  Европейский суд состоит из 15 судей, девяти генеральных прокуроров (назначаются по общему согласию на 6 лет). Суд разрешает споры между государствами ЕС, между органами Европейского Союза и государствами-членами, между органами ЕС, между Европейским Союзом и юридическими и физическими лицами, готовит экспертные заключения.
  С 1 января 1996 г. в ЕС упразднены все таможенные пошлины на внутриевропейских границах на все виды товаров, а в отношении стран, не входящих в ЕС, проводится единая таможенная политика.
  Российская Федерация активно сотрудничает со странами Европейского Союза. Так, в 1994 г. было подписано Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны. Соглашением учреждается партнерство между Россией, с одной стороны, и Сообществом и его государствами-членами, с другой стороны. Целями этого партнерства являются: обеспечение рамок для политического диалога между сторонами; содействие торговле, инвестициям; укрепление политических и экономических свобод; поддержка усилий России по укреплению ее демократии, развитию и завершению перехода к рыночной экономике; обеспечение соответствующих рамок для постепенной интеграции между Россией и более широкой зоной сотрудничества в Европе; создание необходимых условий для учреждения в будущем зоны свободной торговли между Россией и Сообществом, охватывающей в основном всю торговлю товарами между ними, а также условий для реализации свободы учреждения компаний, трансграничной торговли услугами и движения капитала.
 
 § 7. Совет Европы
 
  Совет Европы создан после Второй мировой войны и действует на основании Устава 1949 г. Участниками Совета Европы являются около 40 государств, в том числе и Россия.
  Цели Совета Европы:
  обеспечение более тесных связей между государствами Европы;
  содействие превращению Европы в демократическое пространство;
  защита прав человека;
  координация деятельности Совета с другими европейскими государствами.
  Государство, желающее вступить в Совет Европы, должно соответствовать следующим условиям:
  правовое устройство и институты должны соответствовать принципам демократии;
  народные представители должны избираться путем свободных, равных и всеобщих выборов.
  Учитываются также гарантии осуществления свободы выражения мнения, защита национальных меньшинств, соблюдение основ международного права, и - обязательное условие - подписание Европейской конвенции по защите прав человека и основных свобод 1950 г.
  Каждый член Совета Европы должен признавать принцип верховенства права и принцип, в соответствии с которым все лица, находящиеся под его юрисдикцией, должны пользоваться правами человека и основными свободами и искренне и активно сотрудничать во имя достижения цели Совета.
  Главными органами Совета Европы являются: Комитет министров, Консультативная Ассамблея. Работу этих органов обеспечивает Секретариат Совета Европы. Кроме того, в соответствии с уставной резолюцией Комитета министров с 1994 г. функционирует третий орган Совета Европы - Конгресс местных и региональных властей Европы.
  Каждый член имеет одного представителя в Комитете министров, и каждый представитель наделен одним голосом. Представителями в Комитете являются министры иностранных дел. В случае, если министр иностранных дел не имеет возможности присутствовать на заседании, для участия в работе Комитета вместо министра может быть назначено замещающее его лицо - член правительства своей страны.
  Комитет министров по рекомендации Консультативной Ассамблеи или по собственной инициативе рассматривает меры, направленные на достижение цели Совета Европы, включая заключение конвенций и соглашений и проведение правительствами единой политики в отношении конкретных вопросов.
  Заключения Комитета министров могут быть сделаны в форме рекомендаций правительствам членов, и Комитет министров может запрашивать правительства членов о ходе выполнения таких рекомендаций.
  Во время проведения сессии Консультативной Ассамблеи Комитет министров представляет ей отчет о своей деятельности.
  Консультативная Ассамблея является совещательным органом Совета Европы. Она обсуждает вопросы, относящиеся к ее компетенции по Уставу Совета Европы, и передает свои заключения Комитету министров в форме рекомендаций.
  Консультативная Ассамблея состоит из представителей от каждого государства-члена, избираемых из состава его парламента или назначаемых из числа членов этого парламента в соответствии с установленной им процедурой. Каждый представитель должен быть гражданином того государства-члена, которое он представляет, но не может быть одновременно и членом Комитета министров.
  Секретариат Совета Европы состоит из Генерального секретаря, его заместителя и персонала. Генеральный секретарь и заместитель назначаются Консультативной Ассамблеей по рекомендации Комитета министров. Другие сотрудники Секретариата назначаются Генеральным секретарем в соответствии с административными правилами.
  Совещания отраслевых министров (юстиции, экономики и т.д.) созываются по мере необходимости и решают соответствующие вопросы.
  Секретариат возглавляет Генеральный секретарь, избираемый Консультативной Ассамблеей.
  Местопребывание Совета - г. Страсбург (Франция).
 
 § 8. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе
 
  Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) первоначально действовала как международная конференция - Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). Решением Будапештского совещания 1994 г. Совещание было преобразовано в организацию.
  Первым документом, положившим начало общеевропейскому процессу разрядки и сотрудничества, был Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, подписанный в 1975 г. в Хельсинки главами государств и правительств 33 европейских государств, США и Канады. Этот документ содержал программу сотрудничества в области разрядки процесса напряженности.
  Положения Заключительного акта были развиты и дополнены Стокгольмским итоговым документом 1986 г., Венским итоговым документом 1989 г., Документом Копенгагенского совещания 1990 г., Парижской хартией для новой Европы 1990 г., Пражским документом о дальнейшем развитии институтов и структур СБСЕ 1992 г., Документом Московского совещания 1993 г. и др.
  Проводившиеся все чаще совещания представителей государств требовали создания постоянно действующих органов для обеспечения их деятельности. По мере необходимости создавались органы
  СБСЕ и одновременно принимались документы, регулирующие их деятельность. Сегодня в ОБСЕ насчитывается более 50 членов.
  Особенностью ОБСЕ является отсутствие традиционного учредительного документа международных организаций - устава.
  Целями ОБСЕ объявлены:
  обеспечение мира и безопасности в Европе;
  поддержание разрядки международной напряженности;
  обеспечение соблюдения прав человека;
  соблюдение в отношениях между странами принципов международного права.
  Структура ОБСЕ довольно сложна. Главными органами ОБСЕ являются: Совещание глав государств и правительств, Контрольные конференции, Совет министров иностранных дел, Комитет высших должностных лиц, Верховный комитет по делам национальных меньшинств, Бюро по демократическим институтам и правам человека, Секретариат ОБСЕ, Парламентская ассамблея, Арбитражный и мировой суд ОБСЕ, Мировая комиссия ОБСЕ по мирному урегулирования споров и др.
 
 § 9. Международные конференции
 
  Международная конференция - это встреча официальных представителей двух или более государств для обсуждения вопросов, представляющих взаимный интерес. Различия в наименовании конференции (конгресс, совещание, встреча и т.д.) не имеют особого юридического значения.
  Как правовой институт международные конференции имеют много общего с международными организациями: они представляют собой собрание представителей государств; для обеспечения деятельности конференции создаются рабочие органы (комитеты, комиссии); эти органы действуют на основе правил, установленных государствами - участниками конференции. Основное отличие конференций от международных организаций заключается в том, что конференции - это временные органы.
  Различают конференции, созываемые в рамках международных организаций, и конференции, созываемые вне международных организаций; универсальные и региональные конференции; конференции с участием высших руководителей государств и конференции министров иностранных дел, послов и т.д.
  Право международных конференций не кодифицировано. Источниками этого института являются обычные нормы и акты международных организаций.
  Конференции созываются по инициативе одного или нескольких государств или международной организации. Созыву конференции предшествуют переговоры, во время которых согласуются время и место проведения конференции, круг участников, предварительная повестка дня. В конференции могут участвовать наблюдатели (без права решающего голоса).
  Порядок работы конференции определяется регламентами, утверждаемыми участниками конференции или органами созывающей международной организации.
  На конференции обычно создаются следующие комитеты: по проверке полномочий; по обеспечению работы конференции; по обсуждаемым проблемам; редакционный комитет по подготовке решения и др.
  Решения конференции могут приниматься путем голосования и консенсуса. Каждая делегация имеет на конференции один голос.
  Акты конференции могут содержать тексты международных договоров, разработанных на конференции, или являться самостоятельными источниками международного права.
 
 Документы и литература
 
 Устав Международной организации труда 1919 г. II Бирюков П.Н., Шумский А.В. Международные нормы о труде и правовая система РФ. Воронеж, 1997.
 
 Устав Организации Объединенных Наций 1945 г. // Международное право в документах / Сост. Н.Т. Блапюва. М., 1982.
 
 Конвенция о привилегиях и иммунитетах Организации Объединенных Наций 1946 г. // Международное публичное право: Сборник документов / Сост. К.А.Бекяшев, А.ГХодаков. Т. 1. С. 237-241.
 
 Конвенция о безопасности персонала Организации Объединенных Наций и связанного с ней персонала 1995 г. // Там же. С. 241-248.
 
 Устав Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры 1945 г. // Там же. С. 252-262.
 
 Устав Совета Европы 1949 г. // Там же. С. 322-330.
 
 Пакт Лиги арабских государств 1945 г. // Международные отношения и внешняя политика СССР. М., 1957.
 
 Хартия Организации африканского единства 1963 г. // Современное международное
 
 право. М., 1964. Правила процедуры для созыва международных конференций государств 1949 г. //
 
 Действующее международное право / Сост. Ю.М. Колосов и Э.С. Кривчикоеа. Т. 1.М., 1996. С. 733-735.
 
 Пражский документ о дальнейшем развитии и структур СБСЕ 1992 г. // Там же. С. 695-702.
 
 Хельсинкские решения СБСЕ 1992 г. // Там же. С. 702-707.
  Договор о Европейском Союзе 1992 г. // Там же. Т. 3. С. 211-225.
  Беджауи ММ. Право международных организаций на обращение в Международный Суд ООН: итоги и перспективы // ГиП. 1995. № 6. С. 3-14.
 
 Кожевников Ф.И., Шармаэанашвшш Г.В. Международный Суд ООН. Организация, цели, практика. М., 1971.
 
 Косшенко М.Л., Лавренева Н.В. ЕС после Маастрихта: федерация, конфедерация или международная организация // ГиП. 1994. № 4. С. 105-113.
 
 Кривчикоеа Э.С. Основы теории права международных организаций. М., 1979.
 
 Курс международного права. В 7 т. Т. 6. М., 1992; Т. 7. М., 1993.
 
 Мареско М. Западная Европа на переломе веков: юридико-политические аспекты интеграционных процессов в ЕС // ГиП. 1994. № 7.
 
 Международные организации системы ООН. Справочник / Отв. ред. В.Ф. Петровский. М., 1990.
 
 Олтеану ОМ. Международная правоспособность Европейского сообщества // ВМУ. Серия И. Право. 1994. № 1.
 
 Топорнин Б.Н. Европейские сообщества: правовые институты. М., 1992.
 
 Туманов В.А. Материалы о рассмотрении дел в Европейском суде // ГиП. 1993. № 4.
 
 Федоров В.Н., Ефимов Г.К. ООН и проблема адаптации ее Устава к новым реальностям // ГиП. № 6.
 
 Шибаева Е.А. Право международных организаций. М., 1986.
 
 Шреплер Х.-А. Международные организации. Справочник. М., 1995.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Г л а в а 1 3
 СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
 § 1. Создание и цели Содружества Независимых Государств
 
  Решение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ) было принято руководителями России, Белоруссии и Украины на встрече в Минске 8 декабря 1991 г. В Соглашении о создании СНГ констатируется, что Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекратил свое существование. Договаривающиеся Государства образовали Содружество Независимых Государств (ст. 1).
  Государства СНГ признали, что к сфере их совместной деятельности, реализуемой через общие координирующие институты Содружества, относятся:
  координация внешнеэкономической деятельности;
  сотрудничество в формировании общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков, в области таможенной политики;
  сотрудничество в развитии систем транспорта и связи;
  вопросы миграционной политики;
  борьба с организованной преступностью.
  Соглашение о создании СНГ было ратифицировано Верховным Советом РСФСР 12 декабря 1991 г. В тот же день Верховный Совет РСФСР денонсировал Договор об образовании СССР 1922 г.
  21 января 1992 г. руководители Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана и Украины на встрече в Алма-Ате приняли Декларацию, в которой было подтверждено прекращение существования СССР и образование СНГ. Тогда же, в соответствии с Соглашением о координационных институтах СНГ, было принято решение о создании высших органов Содружества - Совета глав государств и Совета глав правительств.
  На этой же встрече был подписан Протокол к Соглашению о создании СНГ от 8 декабря 1991 г., по которому Соглашение о создании СНГ вступает в силу для каждого государства-участника с момента его ратификации.
  В течение 1992 г. шло формирование механизмов и институтов СНГ, и полностью юридическое оформление Содружества было завершено 22 января 1993 г. принятием Устава СНГ.
  Во исполнение положений Устава Содружества в 1993-1995 гг. были заключены соглашения об утверждении положений об органах Содружества.
  Наряду с указанными многосторонними соглашениями в рамках СНГ действует большое число двусторонних договоров, регулирующих различные аспекты политического, экономического, гуманитарного, военного сотрудничества.
  Целями Содружества являются:
  осуществление сотрудничества в политической, экономической, социальной, культурной и иных областях;
  развитие государств-членов в рамках общего экономического пространства;
  обеспечение прав и свобод человека в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и документами СБСЕ;
  свободное общение и передвижение граждан в Содружестве;
  правовая помощь и сотрудничество в иных сферах отношений;
  мирное разрешение споров между государствами - членами СНГ (ст. 2 Устава СНГ).
 
 
 
 
 § 2. Членство в Содружестве Независимых Государств
 
  Согласно Уставу СНГ членство в Содружестве основано на началах суверенного равенства государств. Членами СНГ являются страны, ратифицировавшие Соглашение о создании СНГ 1991 г. и Протокол к нему 1991 г. к моменту принятия Устава СНГ (22 января 1993 г.). Членами СНГ могли стать также те государства, которые приняли на себя обязательства по Уставу до 22 января 1994 г. После этой даты участником СНГ может стать государство, которое разделяет цели и принципы Содружества и принимает на себя обязательства, содержащиеся в Уставе, путем присоединения к нему с согласия всех государств-членов.
  Уставом СНГ предусматривается также возможность ассоциированного членства. Кроме того, страны - не члены СНГ могут принимать участие в работе органов Содружества в качестве наблюдателей.
  Государство - участник СНГ вправе выйти из Содружества, известив об этом депозитария Устава СНГ (Правительство Белоруссии) за 12 месяцев до даты выхода.
  В настоящее время в СНГ участвуют все республики бывшего Союза ССР, за исключением прибалтийских и в некоторых случаях- Украины.
 
 § 3. Органы Содружества Независимых Государств
 
  Организационная структура Содружества довольно сложна. Главными органами СНГ являются: Совет глав государств, Совет глав правительств, Совет министров иностранных дел, Координационно-консультативный комитет, Совет министров обороны, Совет командующих Пограничными войсками, Экономический суд.
  Кроме того, в рамках СНГ действует много вспомогательных органов - Межгосударственный банк, Межгосударственный совет по космосу, Консультативный совет по труду, миграции и социальной защите населения государств - участников СНГ и др.
  Государства назначают своих постоянных полномочных представителей при уставных и иных органах Содружества. Представители аккредитуются при Координационно-консультативном комитете Содружества; круг их полномочий в принципе не отличается от полномочий представителей государств при других международных организациях.
  Местопребывание Исполнительного секретариата СНГ - г. Минск.
 
 Совет глав государств
 
  Совет глав государств - высший орган Содружества. В Совете представлены все члены СНГ. Совет собирается на заседания два раза в год и решает принципиальные вопросы, связанные с деятельностью государств СНГ в области их общих интересов. В сфере обеспечения международной безопасности Совет правомочен в любой стадии спора между государствами - членами Содружества, продолжение которого могло бы угрожать поддержанию мира и правопорядка, рекомендовать сторонам процедуру и методы урегулирования конфликта.
 
  Совет глав правительств
 
  Совет глав правительств состоит из руководителей правительств государств - членов Содружества и координирует сотрудничество органов исполнительной власти стран СНГ в экономической, социальной и иных областях. Совет созывается на заседания четыре раза в год.
  Порядок работы Совета глав государств и Совета глав правительств регулируется Правилами процедуры. Решения в этих органах принимаются с общего согласия - консенсусом.
 
 Совет министров иностранных дел
 
  Совет министров иностранных дел действует на основании Устава СНГ и Положения о Совете министров иностранных дел государств - членов СНГ 1993 г. Членами Совета являются министры иностранных дел всех государств - членов СНГ. В функции Совета входят: осуществление координации внешнеполитической деятельности стран СНГ; организация реализации решений Совета глав государств и Совета глав правительств; обеспечение взаимодействия дипломатических служб государств СНГ; укрепление связей СНГ с ООН и другими международными организациями.
  При Совете организована Постоянная консультативная комиссия по миротворческой деятельности.
 
  Координационно-консультативный комитет
 
  Координационно-консультативный комитет является постоянно действующим исполнительным и координирующим органом СНГ. Комитет состоит из полномочных представителей стран СНГ (по два от каждого государства), Координатора комитета, назначаемого Советом глав государств. Оперативное руководство Комитетом осуществляет Председатель. При Комитете имеется Секретариат, возглавляемый Координатором - заместителем Председателя Комитета. Место пребывания Комитета - г. Минск.
 
  Совет министров обороны
 
  Органом Совета глав государств по вопросам военной политики и военного строительства государств - членов СНГ является Совет министров обороны. Деятельность Совета подробно регламентируется Уставом СНГ и Соглашением о Положении о Совете министров обороны государств - участников СНГ 1993 г. В состав Совета входят министры обороны государств - членов СНГ, Главнокомандующий Объединенными Вооруженными Силами Содружества (ОВСС) и начальник штаба ОВСС. Возглавляет Совет Главнокомандующий ОВСС.
 
  Главное командование Объединенных Вооруженных Сил СНГ
 
  В рамках СНГ создаются Объединенные Вооруженные Силы Содружества. Руководство Вооруженными Силами, а также группами военных наблюдателей и коллективными силами по поддержанию мира в Содружестве осуществляет Главное командование ОВСС. Главное командование состоит из Главнокомандующего, его первого заместителя - начальника штаба, заместителей и других должностных лиц.
 
  Совет командующих Пограничными войсками
 
  Совет командующих Пограничными войсками является органом Совета глав государств по вопросам охраны внешних границ государств - членов СНГ и состоит из руководителей их пограничных служб.
 
  Межгосударственный экономический комитет
 
  Комитет состоит из заместителей глав правительств и организует реализацию решений Совета глав государств и Совета глав правительств, заключенные в рамках СНГ международные договоры.
 
  Межгосударственный банк
 

<< Пред.           стр. 10 (из 27)           След. >>

Список литературы по разделу