<< Пред.           стр. 15 (из 27)           След. >>

Список литературы по разделу

  Допустимой с точки зрения международного права является морская блокада.
  Морская блокада - это система действий военно-морских сил и авиации, препятствующих доступу с моря к портам и берегам неприятеля и выходу из этих портов и берегов в море. Блокада должна быть публично объявлена блокирующим государством с указанием даты начала блокады, блокируемого района, срока для выхода из блокируемых портов судов нейтральных государств. Блокада должна быть действительной (эффективной). Блокада прекращается в случае ее снятия блокирующим государством, уничтожением сил блокирующих или невозможностью обеспечить ее эффективный характер. Наказанием за попытку прорыва блокады могут быть захват или конфискация судна и/или груза либо уничтожение судна-блокадопрорывателя.
  Военной контрабандой признаются грузы нейтральных собственников или противника на судах нейтральных государств, которые воюющая сторона запрещает доставлять своему противнику. Согласно Лондонской конвенции 1909 г. военная контрабанда делится на абсолютную (предметы и материалы, служащие исключительно для военных целей) и условную (предметы и материалы, могущие служить как для военных, так и для мирных целей). Абсолютная контрабанда подлежит захвату и уничтожению, если перевозящее ее судно следует в неприятельский порт. Условная контрабанда подлежит захвату, если она предназначена для вооруженных сил противника. Если военная контрабанда составляет меньшую часть груза судна нейтрального государства, само судно захвату не подлежит. В противном случае захватывается и перевозящее его судно.
  В войне на море существует институт призов и трофеев.
  Призом является любое торговое судно противника вне зависимости от характера перевозимого им груза. Такое судно может быть захвачено. Если на его борту находится неконтрабандный груз нейтрального государства, собственник вправе потребовать компенсации. Право захватывать приз принадлежит только военным кораблям и летательным аппаратам. Трофей - это захваченные в морской войне военные корабли неприятеля и находящиеся на них ценности. Трофеи переходят в собственность захватившего их государства.
 
 § 7. Режим военного плена
 
  Режим военного плена регламентирован III Женевской конвенцией 1949 г. Согласно Конвенции военнопленными считаются попавшие во власть неприятеля следующие лица:
  личный состав вооруженных сил, ополчения и добровольческих отрядов, входящих в состав вооруженных сил;
  личный состав партизанских отрядов;
  личный состав вооруженных сил, подчиняющийся правительству, не признанному держащей в плену державой;
  военные корреспонденты, поставщики, другие лица, следующие за вооруженными силами;
  члены экипажа торгового флота и гражданской авиации;
  население неоккупированной территории, взявшееся за оружие, если оно открыто носит оружие и соблюдает законы и обычаи войны.
  Каждый военнопленный при его допросе обязан сообщить только свои фамилию, имя, звание, дату рождения и личный номер.
  Держащая в плену держава несет ответственность за обращение с военнопленными. Военнопленные не могут быть подвергнуты физическому калечению, научным и медицинским опытам. К ним не могут применяться репрессалии. Военнопленные должны быть защищены от насилия и запугивания, им обеспечивается уважение к личности и чести. Захватившая в плен держава может подвергнуть военнопленных интернированию. Им может быть также запрещено выходить за установленную черту лагеря. Военнопленные обеспечиваются помещением, питанием, одеждой, медицинской помощью. К ним должен допускаться медицинский и духовный персонал. В плену сохраняется ношение знаков различия.
  Военнопленным должна обеспечиваться возможность работать, принуждать к труду запрещается. Запрещено использовать военнопленных на опасных (например, удаление мин) или унизительных работах. В процессе работы должны соблюдаться требования техники безопасности. Военнопленным должны быть разрешены сношения с внешним миром. Им обеспечивается также право подачи жалобы властям держащей их в плену державы.
  Военнопленные обязаны подчиняться законам держащего в плену государства, которое имеет право применять судебные и дисциплинарные взыскания за проступки. Однако взыскание может быть наложено только один раз за один проступок. Воспрещаются коллективные наказания. За побег военнопленный может быть подвергнут только дисциплинарному наказанию.
  По окончании военных действий военнопленные освобождаются и репатриируются (возвращаются на родину).
 
 § 8. Режим военной оккупации
 
  Военная оккупация - это временный захват территории (части территории) одного государства вооруженными силами другого государства и установление военной администрации на захваченной территории. Военная оккупация какой-либо территории не означает ее перехода под суверенитет захватившего государства.
  В соответствии с положениями IV Гаагской конвенции 1907 г., IV Женевской конвенции 1949 г., Дополнительного протокола I оккупирующее государство обязано принять все меры к обеспечению порядка на захваченной территории. Население оккупируемой территории должно подчиняться распоряжениям властей, однако его нельзя принуждать к принесению присяги на верность оккупирующему государству, участию в военных действиях, направленных против их страны, давать сведения об ее армии. Должны уважаться честь, жизнь гражданских лиц, их собственность, религиозные убеждения, семья. Оккупирующая держава обязана снабжать гражданское население необходимой одеждой, продовольствием и санитарными материалами.
  В отношении гражданских лиц запрещается:
  совершать любые акты насилия, запугивания или оскорбления;
  применять меры принуждения, физического или морального порядка, в частности, с целью получения сведений;
  применять пытки, телесные наказания, медицинские опыты и т.п.;
  применять коллективные наказания;
  захватывать заложников;
  депортировать гражданское население с оккупированной территории.
  Иностранцам, оказавшимся на оккупируемой территории, обеспечивается право ее покинуть в возможно короткое время.
 
 § 9. Защита гражданских объектов и культурных ценностей
 во время вооруженных конфликтов
 
  В период вооруженного конфликта на территории воюющих сторон различают гражданские и военные объекты.
  Согласно положениям международных норм, военные объекты - это те объекты, которые в силу своего расположения, назначения или использования вносят эффективный вклад в военные действия и разрушение, захват или нейтрализация которых при существующих обстоятельствах дает явное военное преимущество.
  Объекты, не являющиеся военными, считаются гражданскими. К ним относятся: жилища, сооружения, средства транспорта, используемые гражданским населением; места, используемые исключительно гражданским населением (убежища, больницы и др.); источники водоснабжения, плотины, дамбы, электростанции и т.п.
  Гражданские объекты не должны быть объектами военного нападения.
  Гаагская конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 г. предусматривает дополнительные меры по защите культурных ценностей (т.е. ценности, имеющие большое значение для культурного наследия каждого народа (памятники архитектуры, искусства, истории, рукописи, книги, картины и др.); музеи, библиотеки, архивы и т.п.; центры, в которых имеется значительное число культурных ценностей).
  В отношении культурных ценностей запрещается: подвергать их нападению или уничтожению; делать культурные объекты объектом репрессалий; вывозить их за границу, приводить в негодность и т.п.
 
 
 
 
 § 10. Нейтралитет в войне
 
  Нейтралитет в войне - это особый правовой статус государства, не участвующего в войне и воздерживающегося от оказания помощи обеим воюющим сторонам. Различают: достоянный нейтралитет (Швейцария с 1815 г., Австрия с 1955 г. и др.); эвентуальный нейтралитет (в данной войне); нейтралитет в силу договора между соответствующими государствами.
  Нейтральные государства, сохраняя право на самооборону, должны выполнять правила нейтралитета. Так, постоянно нейтральные государства не должны в мирное время входить в военные блоки; предоставлять свою территорию для иностранных военных баз или формирования военных отрядов воюющих; допускать передачу воюющим техники и боеприпасов. При нарушении этих правил воюющие государства могут считать территорию нейтрального государства театром военных действий. Вместе с тем нейтральные государства имеют право: отражать силой попытки нарушить статус нейтралитета; предоставлять свою территорию для содержания раненых; разрешать заход в свои порты санитарных судов воюющих государств т.д.
 
 § 11. Окончание войны и его международно-правовые последствия
 
  Военные действия могут заканчиваться заключением перемирия или Заключением мира.
  Перемирие - временное прекращение военных действий на условиях, согласованных воюющими сторонами. Различают местное перемирие (на отдельном участке фронта) и общее перемирие (по всему фронту). Перемирие может заключаться на определенный срок или быть бессрочным. Существенное нарушение перемирия одной из сторон может служить основанием для возобновления военных действий.
  Капитуляция - это прекращение военных действий на условиях, продиктованных победителем. Различают простую (капитуляцию отдельного подразделения, объекта, пункта, района - например, капитуляция фашистских войск в Сталинграде в 1943 г.) и общую (всех вооруженных сил, например, капитуляция Японии в 1945 г.) капитуляцию. Капитуляция может быть безоговорочной (без всяких условий со стороны побежденного) или почетной (например, капитуляция гарнизона крепости с условием сохранения оружия и знамен).
  Как правило, ни перемирие, ни капитуляция не означают автоматического прекращения состояния войны. Для этого необходимо либо издание акта (одностороннего или двустороннего) о прекращении состояния войны (например, Указ Президиума Верховного Совета СССР 1955 г. о прекращении состояния войны между СССР и Германией) либо заключение мирного договора (например, мирный договор между СССР и Италией 1947 г.). В мирном договоре фиксируется прекращение состояния войны, решаются вопросы о восстановлении мирных отношений между государствами, о судьбе довоенных договоров между воюющими сторонами и т.д. С прекращением состояния войны перестают действовать многие договоры военного времени и вступают в силу соглашения, нормализующие отношения между державами.
 
 
 Документы и литература
 
 Декларация об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль 1868 г. // Действующее международное право / Сост. Ю.М. Колосов и Э.С. Кривчикова. Т. 2. С. 573-574.
 
 Декларация о неупотреблении снарядов, имеющих единственным назначением распространять удушающие или вредоносные газы 1899 г. // Там же. С. 574.
 
 Декларация о неупотреблении легко разворачивающихся или сплющивающихся пуль 1899 г.//Там же. С. 574.
 
 Конвенция о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г. // Там же. С. 575-587.
 
 Женевский протокол о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов 1925 г. // Ведомости СССР. 1963. № 42. Ст. 431.
 
 Конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях 1949 г. // СДД СССР. Вып.ХУ!. М, 1957. С. 71-97.
 
 Конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море 1949 г. // СДД СССР. Вып. XVI. М., 1957. С.101-124.
 
 Конвенция об обращении с военнопленными 1949 г. // СДД СССР. Вып. XVI. М., 1957. С. 125-204.
 
 Конвенция о защите гражданского населения во время войны 1949 г. // СДД СССР. Вып. XVI. М., 1957. С. 204-280.
 
 Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 г. // Действующее международное право / Сост. Ю.М. Колосов и Э.С. Кривчикова. Т. 2. С. 803-812.
 Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества 1968 г. // СДД СССР. Вып. XXVI. М., 1973. С. 118-121.
 
 Дополнительный протокол I к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов 1977 г. // Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. М., 1990.
 
 Дополнительный протокол II к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера 1977 г. // Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. М., 1990.
 
 Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие, 1980 г. // Ведомости СССР. 1984. № 3.
 
 Международная конвенция о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников 1989 г. // Действующее международное право / Сост. Ю.М. Колосов и Э.С. Кривчикова. Т. 2. С. 812-819.
 
 . Соглашение СНГ о первоочередных мерах по защите жертв вооруженных конфликтов 1993 г. // Там же. С. 819-821.
 
 Арцибасов И.Н., Казанчев Ю.Д. Международный симпозиум, посвященный "праву войны" // ГиП. 1994. № 4. С. 146-153.
 
 Арцибасов И.Н., Егоров С.А. Вооруженный конфликт: право, политика, дипломатия. М., 1989.
 
 Блищенко И.П. Обычное оружие и международное право. М., 1984.
 
 Кукушкина А.В. Действие норм международного права в период вооруженных конфликтов // ГиП. 1994. № 1. С. 102-108.
 
 Курс международного права. В 7 т. Т. 6. М., 1992.
 
 Международное морское право: справочник / Под ред. Г.С. Горшкова. М., 1985.
 
 ПолпюракА.И., Савинский Л.И. Вооруженные конфликты и международное право. М., 1976.
 
 Фуркало В.В. Международная защита гражданского населения в условиях вооруженных конфликтов. Киев, 1986.
 
 
 
 
 
 
 Г л а в а 1 8
 ПРАВО МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
 В БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ
 § 1. Понятие и источники права международного
 сотрудничества в борьбе с преступностью
 
  В настоящее время в мире отмечается значительный рост преступности, в том числе имеющей международный характер. Государства координируют свои действия по борьбе с преступностью - заключают договоры о борьбе с отдельными видами международных преступных деяний и правовой помощи по уголовным делам, осуществляют совместные меры по предотвращению и пресечению преступлений и привлечению виновных к ответственности. Объем и характер международно-правовой регламентации сотрудничества в этой сфере свидетельствуют о том, что в современном международном праве сформировалась самостоятельная отрасль - "право международного сотрудничества в борьбе с преступностью" (иногда ее называют "международное уголовное право", что, на мой взгляд, не совсем точно).
  Источниками данной отрасли являются:
  конвенции о борьбе с международными преступлениями и преступлениями международного характера (с захватом заложников, угоном воздушных судов и т.п.);
  договоры о сотрудничестве и правовой помощи по уголовным делам;
  договоры, регулирующие деятельность международных организаций, в чью компетенцию входит борьба с преступностью.
  Обязательства государств по вышеуказанным договорам заключаются прежде всего в определении международных уголовно наказуемых деяний, мерах по предупреждению и пресечению таких преступлений, обеспечению ответственности преступников, установлению правил юрисдикции, регламентации правовой помощи по уголовным делам и регулировании взаимоотношений государств и международных правоохранительных организаций.
 
 § 2. Ответственность за международные преступления
 
  Одним из наиболее опасных международных преступлений является агрессия. В международном праве отсутствует конвенционное определение агрессии. Конвенция об определении агрессии 1933 г. в силу не вступила.
  В резолюции Генеральной Ассамблеи ООН "Определение агрессии" от 14 декабря 1974 г. под агрессией понимается применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства или каким-либо иным способом, несовместимым с Уставом ООН.
  Применение вооруженной силы государством первым в нарушение Устава ООН является prima facie свидетельством акта агрессии.
  В качестве акта агрессии квалифицируются:
  вторжение или нападение вооруженных сил государства на территорию другого государства или любая военная оккупация, какой бы временный характер она ни носила, являющаяся результатом такого вторжения или нападения, или любая аннексия с применением силы территории другого государства или части ее;
  бомбардировка вооруженными силами государства территории другого государства или применение любого оружия против другого государства;
  блокада портов или берегов государства вооруженными силами другого государства;
  нападение вооруженными силами государства на сухопутные, морские или воздушные силы или морские и воздушные флоты другого государства;
  применение вооруженных сил одного государства, находящихся на территории другого государства по соглашению с принимающим государством, в нарушение условий, предусмотренных в соглашении, или любое продолжение их пребывания на такой территории по прекращении действия соглашения;
  действие государства, позволяющего, чтобы его территория, которую оно предоставило в распоряжение другого государства, использовалась этим другим государством для совершения акта агрессии против третьего государства;
  засылка государством или от имени государства вооруженных банд, групп и регулярных сил наемников, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против другого государства, носящие столь серьезный характер, что это равносильно перечисленным выше актам, или его значительное участие в них.
  Другим видом международных преступлений является геноцид.
  Согласно Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г. геноцид, независимо от того, совершается он в мирное или в военное время, является преступлением, нарушающим международное право. Под геноцидом (ст. II Конвенции) понимаются следующие действия, совершаемые с намерением уничтожить полностью или частично какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую:
  убийство членов этой группы;
  причинение серьезных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы;
  предумышленное создание для какой-либо группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение ее;
  меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в среде такой группы;
  насильственная передача детей из одной человеческой группы в другую.
  По Конвенции наказуемы как сам геноцид, так и заговор с целью совершения геноцида, прямое и публичное подстрекательство к совершению геноцида, покушение на совершение и соучастие в геноциде.
  Лица, обвиняемые в совершении геноцида, должны быть судимы судом того государства, на территории которого было совершено это деяние, или международным уголовным судом.
  Государства сотрудничают в пресечении геноцида и обязуются выдавать лиц, обвиняемых в совершении геноцида. В отношении выдачи геноцид не рассматривается как политическое преступление.
  К международным преступлениям относится и рабство.
  Согласно Конвенции относительно рабства 1926 г. (с изменениями 1953 г.) рабство - это состояние или положение человека, над которым осуществляются атрибуты права собственности или некоторые из них.
  Торговля невольниками включает в себя всякий акт захвата, приобретения или уступки человека с целью продажи его в рабство; всякий акт приобретения невольника с целью продажи его или обмена; всякий акт уступки путем продажи или обмена невольника, приобретенного с целью продажи или обмена, равно как и вообще всякий акт торговли или перевозки невольников (ст. 1).
  Государства - участники Конвенции обязались: пресекать торговлю невольниками; продолжать добиваться отмены рабства во всех его формах; принимать все меры для наказания этих правонарушений.
  В соответствии с Дополнительной конвенцией об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством, 1956 г. должны быть отменены: долговая кабала, крепостное состояние, обычаи, сходные с рабством, в отношении женщин и детей. Преступлениями объявлены: работорговля; обращение другого лица в рабство или склонение к отдаче себя в рабство; покушение и соучастие в таких действиях; а также калечение, клеймение лиц, находящихся в подневольном состоянии.
  Международным преступлением признано также наемничество.
  Согласно ст. 47 Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающейся защиты жертв международных вооруженных конфликтов 1977 г., наемник - это лицо, которое:
  специально завербовано на месте военных действий или за границей для того, чтобы участвовать в вооруженном конфликте;
  фактически принимает участие в военных действиях, руководствуясь главным образом желанием получить личную выгоду. При этом материальное вознаграждение должно существенно превышать вознаграждение, выплачиваемое комбатантам того же ранга и функций, входящим в состав вооруженных сил данной стороны. Форма вознаграждения может быть различной (регулярные или разовые выплаты, скажем, за каждого убитого и т.п.);
  не является ни гражданином стороны, находящейся в конфликте, ни лицом, постоянно проживающим на территории, контролируемой стороной, находящейся в конфликте;
  не входит в личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте;
  не послано государством, не являющимся воюющей стороной, для выполнения официальных обязанностей в качестве лица, входящего в состав вооруженных сил. Этим наемники отличаются от военных советников, направленных на службу в иностранную армию по специальному соглашению между государствами и не принимающих непосредственного участия в военных действиях.
  Наемники являются военными преступниками и не могут ссылаться на положения Женевских конвенций 1949 г. На них не распространяется режим военного плена. Наемники привлекаются к ответственности как в рамках национальной юрисдикции, так и специально созданными международными трибуналами.
  Конвенция о запрещении вербовки, использования, финансирования и обучения наемников 1989 г. (Россией пока не ратифицирована) к наемникам относит не только лиц, непосредственно участвующих в вооруженных конфликтам, но и лиц, завербованных для участия в заранее запланированных актах насилия, направленных на свержение правительства какого-либо государства, подрыв его конституционного порядка или нарушение его территориальной целостности и неприкосновенности. Преступными признаются также действия лиц, осуществляющих вербовку, использование, финансирование и обучение наемников, а также покушение и соучастие в такого рода действиях.
  Государства - участники Конвенции принимают необходимые меры для установления своей юрисдикции в отношении указанных преступлений, которые совершены:
  на его территории или на борту морского или воздушного судна, зарегистрированного в этом государстве;
  любым из граждан или, если данное государство считает это приемлемым, теми лицами без гражданства, которые обычно проживают на его территории;
  в случаях, когда предполагаемый преступник находится на его территории и оно не выдает его какому-либо из государств.
  Государство-участник, на территории которого находится предполагаемый преступник, в соответствии со своими законами заключает его под стражу и немедленно проводит предварительное расследование фактов.
  Государства оказывают друг другу правовую помощь, включая предоставление всех имеющихся в их распоряжении доказательств, необходимых для судебного разбирательства.
 
 
 
 
 
 § 3. Ответственность за преступления международного характера
 
  Борьба с "отмыванием" доходов, полученных от преступной деятельности
 
  Одним из важных средств борьбы с преступностью является предупреждение возможности легализации доходов от преступной деятельности и обеспечение их конфискации.
  Российская Федерация является участником нескольких соглашений, предусматривающих комплекс мер по пресечению "отмывания" преступных доходов. В их числе - Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г., договоры о правовой помощи и др. В настоящее время Федеральным Собранием РФ рассматривается вопрос о ратификации Конвенции Совета Европы об "отмывании", выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности 1990 г.
  Помимо международных договоров, вопросы борьбы с легализацией доходов, полученных от преступной деятельности, регулируются также документами ООН (Доклад Целевой группы ООН по финансовым мероприятиям 1990 г., Типовой закон ООН о группе по борьбе с "отмыванием" денег, полученных от незаконного оборота наркотиков, и др.), иными международными актами.
  Согласно Конвенции Совета Европы об "отмывании", выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности 1990 г. "доходы" означают любую экономическую выгоду, полученную в результате совершения преступления. При этом под "материальными ценностями" понимаются ценности любого вида, вещественные и невещественные, движимые и недвижимые, юридические акты и документы, дающие право на имущество.
  Конвенция дает определение преступлений, связанных с незаконным отмыванием доходов. Это - совершенные умышленно:
  конверсия или передача материальных ценностей (о которых известно, что эти ценности представляют собой доход от преступления) с целью скрыть их незаконное происхождение или помочь иному лицу избежать юридических последствий деяния (например, конфискации имущества);
  утаивание или искажение природы происхождения, местонахождения, размещения, движения или действительной принадлежности материальных ценностей или соотносимых прав, когда правонарушителю известно о незаконном источнике их происхождения;
  приобретение, владение или использование ценностей, о которых известно в момент их получения, что они добыты преступным путем.
  Государства обязуются принимать все меры для конфискации орудий преступления и незаконных доходов и, в частности, идентифицировать и разыскивать ценности, подлежащие конфискации, и предупреждать любую передачу или отчуждение этих материальных ценностей.
  Суды и другие компетентные органы государств - участников Конвенции должны иметь право наложить арест на финансовые или иные документы (при этом ссылки на банковскую тайну недопустимы; однако запрашиваемое государство может потребовать, чтобы запрос о сотрудничестве, содержащий требование снятия банковской тайны, был подтвержден судебным органом).
  Получив запрос о конфискации орудий или предметов, государство должно предъявить его своим компетентным органам и исполнить. В конфискации может быть отказано, если:
  законодательство запрашиваемого государства не предусматривает конфискации за данное правонарушение;
  отсутствует имущество, подлежащее конфискации;
  истек срок давности.
  Государства - участники Конвенции назначают центральный орган, ответственный за направление, получение, исполнение запросов о правовой помощи по делам такого рода и извещают об этом Генерального секретаря Совета Европы. Как правило, в большинстве государств таким органом является прокуратура.
  Весьма интересны и положения Конвенции о порядке оказания правовой помощи. По общему правилу, правовая помощь оказывается через центральные правоохранительные органы государств. Однако в срочных случаях запросы могут быть направлены непосредственно исполнителям (судебным органам или в прокуратуру). При этом копия запроса высылается центральному органу. В целях оперативности запросы могут быть переданы также по каналам Интерпола.
  Запрос должен содержать:
  наименование запрашивающего и запрашиваемого органов;
  объект, основания и мотив запроса;
  фабулу дела;
  если сотрудничество требует принятия принудительных мер - текст соответствующих законов и указание на то, что запрашиваемая мера может быть применена на территории запрашивающего государства в силу его собственного законодательства;
  если это возможно - данные о соответствующих лицах и предприятиях и материальных ценностях;
  положения о желательной процедуре исполнения запроса.
  В соответствующих случаях к запросу прилагаются: заверенная копия решения о конфискации; указание на необходимость принятия предварительных мер и др. Запрос о наложении ареста на имущество, которое может быть объектом конфискации, должен также указывать максимальную сумму покрытия ущерба за потерю этих материальных ценностей.
  Если имеет место конкуренция запросов от нескольких государств, правоохранительными органами проводятся консультации.
  Запрашиваемое государство информирует запрашивающее государство: о ходе исполнения запроса; о результате по запросу; об отказе, отсрочке или своих условиях по запросу; об обстоятельствах, препятствующих исполнению запроса.
  Данные, полученные в результате запроса, не должны использоваться и передаваться для другого расследования без предварительного согласия запрашивающей стороны.
  Расходы по исполнению запроса, если нет договоренности об ином, несет запрашиваемая сторона
  .
  Борьба с подделкой денежных знаков
 
  Согласно Женевской конвенции о борьбе с подделкой денежных знаков 1929 г. преступлениями являются:
  все обманные действия по изготовлению или изменению денежных знаков;
  сбыт поддельных денежных знаков;
  действия, направленные к сбыту, к ввозу в страну или к получению для себя поддельных денежных знаков, если их поддельный характер был известен;
  покушение или соучастие в вышеуказанных деяниях;
  обманные действия по изготовлению или приобретению для себя предметов, предназначенных для изготовления поддельных или измененных денежных знаков.
  При этом каждое из вышеперечисленных действий, совершенное в различных странах, должно рассматриваться как отдельное преступление.
  Под денежными знаками понимаются бумажные деньги, включая банковые билеты, и металлическая монета, имеющая хождение в силу закона. Конвенция 1929 г. не делает различий между подделкой отечественных или иностранных денежных знаков. Так, правоохранительные органы РФ за совершение гражданами РФ фальшивомонетничества за рубежом должны наказывать виновных в том же порядке, как если бы преступление было совершено на территории РФ. Иностранные граждане в свою очередь должны привлекаться к ответственности в РФ как за подделку российских денег, так и за подделку иностранной валюты, независимо от того, где это преступление совершено (в РФ или за ее пределами, на территории другого государства - участника Конвенции).
  В Конвенции устанавливается обязательное информирование соответствующих зарубежных государств о новых выпусках, изъятии и аннулировании "местных" денежных знаков, об обнаружении подделок иностранной валюты с подробным их описанием, сведения о розысках, арестах и осуждениях "международных" фальшивомонетчиков.
 
  Борьба с преступлениями против лиц, пользующихся международной защитой
 
  В соответствии с Конвенцией о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, 1973 г. (ст. 2) преступлением является преднамеренное совершение:
  убийства, похищения или другого нападения против личности или свободы лица, пользующегося международной защитой;
  насильственного нападения на официальное помещение, жилое помещение или транспортные средства лица, пользующегося международной защитой, которое может угрожать личности или свободе этого лица; угроза и/или попытка любого такого нападения либо соучастие в одном из перечисленных действий.
  К "лицам, пользующимся международной защитой", относятся:
  глава государства, в том числе каждый член коллегиального органа, выполняющего функции главы государства согласно конституции соответствующего государства, или глава правительства, или министр иностранных дел, находящиеся в иностранном государстве, а также сопровождающие их члены семьи;
  любой представитель или должностное лицо государства, или любое должностное лицо, или иной агент межправительственной международной организации, который во время, когда против него, его официальных помещений, его жилого помещения или его транспортных средств было совершено преступление, имеет в соответствии с международными нормами право на специальную защиту от посягательств на его личность, свободу и достоинство, а также проживающие с ним члены его семьи.
  Согласно Конвенции 1973 г. Российская Федерация будет осуществлять юрисдикцию в отношении указанного преступления, когда:
  деяние совершено любым лицом на территории РФ или на борту судна или самолета, зарегистрированного в РФ;
  преступление совершено против лица, представляющего РФ или в РФ - иностранное государство или международную организацию;
  преступник задержан на территории РФ;
  преступник является гражданином РФ.
  Преступления против лиц, пользующихся международной защитой, по Конвенции 1973 г. включаются в перечень преступлений, являющихся основанием для выдачи. Если преступник не выдается, он должен быть привлечен к ответственности в государстве, в котором арестован или задержан.
 
  Борьба против незаконного оборота наркотических средств
 и психотропных веществ
 
  Борьба против незаконных действий с наркотическими средства ми предусматривается несколькими десятками международных доге воров, из которых самыми важными являются Единая Конвенция о наркотических средствах 1961 г., Конвенция о психотропных веществах 1971 г. и Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборот; наркотических средств и психотропных веществ 1988 г.
  Конвенция 1961 г. регламентирует прежде всего использование наркотических средств медицинскими и научными учреждениями и предусматривает сотрудничество и контроль за культивирование растений, служащих основанием для изготовления наркотически средств, и производством наркотических препаратов. К Конвенции прилагаются Списки 1, II, III, в которых указаны наркотические средства и препараты, используемые для их изготовления.
  Конвенция о психотропных веществах 1971 г. регулирует вопросы производства психотропных веществ, их использование в медицинских и научных целях, экспортно-импортные операции с ними, меры по предупреждению злоупотребления ими. К Конвенции прилагаются Списки I, II, III, IV, содержащие перечень психотропных веществ и препаратов.
  Таким образом:
  "наркотическое средство" - это любое природное или синтетическое вещество, включенное в Списки I и II Конвенции о наркотических средствах 1961 г. и этой Конвенции с поправками;
  "психотропное вещество" - это любое природное или синтетическое вещество или любой природный материал, включенные в Списки I, II, III, IV Конвенции о психотропных веществах 1971 г.
  Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. является типичной многосторонней конвенцией о борьбе с отдельным видом преступления международного характера.
  К Конвенции имеются два приложения: Таблица I и Таблица II. В Таблицах содержатся перечни веществ, могущих быть использованными для изготовления наркотических средств или психотропных веществ.
  Согласно Конвенции (ст.З) преступлениями являются:
  преднамеренное производство, изготовление, экстрагирование, приготовление, предложение, предложение с целью продажи, распространение, продажа, поставка на любых условиях, посредничество, переправка, транзитная переправка, импорт или экспорт средств, предусмотренных Конвенцией 1961 г., этой Конвенцией с поправками или Конвенцией 1971 г.;
  культивирование опийного мака, кокаинового куста или растения каннабис в целях производства наркотических средств в нарушение Конвенции 1961 г. или этой Конвенции с поправками;
  хранение или покупка любого наркотического средства или психотропного вещества для целей, указанных выше;
  изготовление, транспортировка или распространение оборудования, материалов или веществ, указанных в Таблице I и Таблице II, если известно, что они предназначены для использования в целях незаконного культивирования, производства или изготовления наркотических средств или психотропных веществ;
  организация, руководство или финансирование любых вышеперечисленных правонарушений;
  конверсия или перевод собственности, если известно, что такая собственность получена в результате участия в вышеназванных правонарушениях, в целях сокрытия или утаивания ее незаконного источника или оказания помощи лицу, участвующему в совершении указанных правонарушений;
  сокрытие или утаивание подлинного характера, источника, местонахождения, способа распоряжения, перемещения, подлинных прав в отношении собственности, полученной в результате указанных правонарушений;
  приобретение, владение или использование собственности, если в момент ее получения было известно, что она получена в результате указанных правонарушений;
  владение оборудованием, материалами или веществами, указанными в Таблице I и Таблице II, если известно, что они предназначены для незаконного культивирования, производства или изготовления наркотических средств или психотропных веществ;
  публичное подстрекательство или побуждение других лиц к совершению вышеуказанных действий;
  соучастие и попытки совершения указанных правонарушений. В качестве отягчающих обстоятельств Конвенция предусматривает:
  совершение правонарушения организованной группой; участие правонарушителя в других видах международной преступной деятельности;
  применение правонарушителем насилия или оружия; совершение правонарушения должностным лицом; вовлечение в преступную деятельность несовершеннолетних; совершение правонарушения в учебном заведении или других общественных местах или вблизи от них или в других местах, используемых учащимися для проведения мероприятий; предыдущее осуждение за любое правонарушение. Конвенция дает определения некоторых понятий, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ: "замораживание" или "наложение ареста", "доходы", "собственность" и др.
  В соответствии с Конвенцией РФ будет осуществлять свою юрисдикцию в случае совершения указанных в ст. 3 деяний:
  любым лицом на территории РФ или на борту водного или воздушного судна, зарегистрированного в РФ;
  гражданином РФ или лицом, обычно проживающим на территории РФ; совершение за границей некоторых из перечисленных в ст.3 действий, если они преследовали цель последующего незаконного оборота наркотиков в РФ.
  По Конвенции предусматривается оказание правовой помощи по делам о незаконном обороте наркотиков, которая может быть оказана и по каналам Интерпола.
  Просьба выполняется в соответствии с законодательством запрашиваемого государства, с возможным учетом "желательной процедуры" исполнения. При этом без согласия запрашиваемой стороны запрашивающее учреждение не вправе использовать информацию или доказательства в иных целях, чем указанные в просьбе.
  В целях выявления и ареста собственности от незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (для последующей конфискации) Конвенция предусматривает предоставление и арест банковских, финансовых или коммерческих документов соответствующих физических лиц и их предприятий. При этом государства не могут ссылаться на необходимость сохранения банковской тайны (ст. 7).
  По Конвенции также должны быть обязательно конфискованы сами наркотические средства и психотропные вещества, а также материалы и оборудование, используемые для их производства. После получения просьбы о правовой помощи государство, на территории которого находятся средства или другие предметы, подлежащие конфискации, представляет своим компетентным органам запрос (с изложением фактов и описанием собственности, подлежащей конфискации) для получения постановления о конфискации и приведения его в исполнение; при этом к просьбе прилагается постановление о конфискации, изданное за рубежом.
  Конвенцией предусматривается выдача правонарушителя.
 
  Борьба против незаконных действий с радиоактивными веществами
 
  Конвенция о физической защите ядерного материала 1980 г. была принята для обеспечения физической защиты ядерного материала, используемого в мирных целях и находящегося в процессе перевозки, а также ядерного материала, используемого в мирных целях при использовании, хранении и перевозке внутри государства. К Конвенции имеются Приложения I и ??. Приложение I определяет уровни физической защиты ядерного материала при его международной перевозке. Приложение II подробно классифицирует "ядерные материалы".
  "Международная перевозка ядерного материала" означает перевозку партии ядерного материала любыми транспортными средствами, которые направляются за пределы территории государства, откуда исходит груз, начиная с его отправления с установки отправителя в этом государстве и заканчивая его прибытием на установку получателя в государстве конечного назначения.
  По Конвенции преступлением является:
  получение, владение, использование, передача, видоизменение, уничтожение или распыление ядерного материала без разрешения компетентных органов, которое влечет или может повлечь смерть любого лица или причинить ему серьезное увечье, или причинить серьезный ущерб собственности;
  кража ядерного материала или его захват путем грабежа;
  присвоение или получение обманным путем ядерного материала;
  требование путем угрозы силой или применения силы или с помощью какой-либо другой формы запугивания о выдаче ядерного материала;
  угроза использовать ядерный материал с целью повлечь смерть любого лица, или причинить ему серьезное увечье или значительный ущерб собственности, или совершить хищение ядерного материала с целью вынудить физическое или юридическое лицо, международную организацию или государство совершить какое-либо действие или воздержаться от него;
  а также попытка или соучастие в совершении какого-либо из вышеперечисленных деяний.
  РФ будет осуществлять юрисдикцию, когда:
  правонарушение совершено любым лицом на территории РФ, на борту корабля или самолета, зарегистрированных в РФ;
  РФ выступает при перевозке ядерного материала в качестве экспортирующего или импортирующего государства;
  правонарушитель является гражданином РФ.
  Объем правовой помощи по Конвенции: допросы свидетелей, назначение экспертиз, производство других следственных действий, выдача правонарушителя. При этом государство, в котором начато уголовное преследование, обязано уведомить о результатах разбирательства заинтересованные государства и МАГАТЭ.
 
  Борьба с захватом заложников
 
  Согласно Международной конвенции о борьбе с захватом заложников 1919 г. (ст. 1) преступление - захват заложников совершает любое лицо, которое захватывает или удерживает другое лицо и угрожает убить, нанести повреждение или продолжать удерживать заложника для того, чтобы заставить государство, международную межправительственную организацию, какое-либо физическое или юридическое лицо или группу лиц совершить или воздержаться от совершения
  любого акта в качестве условия для освобождения заложника, а также попытка совершения вышеуказанных действий или соучастие в них.
  В соответствии с Конвенцией РФ осуществляет уголовную юрисдикцию в отношении преступления, совершенного:
  любым лицом на территории РФ или на борту морского или воздушного судна, зарегистрированного в РФ;
  чтобы заставить РФ совершить какой-либо акт или воздержаться от его совершения;
  в отношении заложника - гражданина РФ;
  гражданами РФ или лицом без гражданства, обычно проживающим на территории РФ.
  Конвенцией предусмотрена возможность выдачи правонарушителя. В выдаче может быть отказано, если есть основания полагать, что просьба о выдаче обусловлена целью преследования правонарушителя по расовым, религиозным, национальным, этническим или политическим мотивам.
  Конвенция 1979 г. (ст. 13) не применяется в РФ в случаях, когда преступление совершено в пределах РФ, когда заложник и предполагаемый преступник являются гражданами РФ и когда преступник находится на территории РФ (иными словами, когда в деле нет "иностранного элемента").
 
 
  Борьба с незаконными актами, направленными против

<< Пред.           стр. 15 (из 27)           След. >>

Список литературы по разделу