<< Пред.           стр. 16 (из 27)           След. >>

Список литературы по разделу

  безопасности гражданской авиации
 
  Согласно Конвенции о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 г. (ст. 1) преступлением является незаконный, путем насилия или угрозы его применения или другой формы запугивания, захват воздушного судна, находящегося в полете, или осуществление над ним контроля, или попытка совершения указанных преступлений, или соучастие в них.
  Для целей Конвенции воздушное судно находится в полете с момента закрытия всех его внешних дверей после погрузки и до момента открытия любой такой двери для выгрузки. Конвенция не применяется к воздушным судам, занятым на военной, таможенной или полицейской службе.
  Конвенция применяется в случае, если место взлета или место фактической посадки судна, на борту которого совершено преступление, находится вне территории государства его регистрации; при этом не имеет значения, совершало ли судно международный полет или полет на внутренних авиалиниях.
  В соответствии с Конвенцией о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, 1971 г. преступлением является:
  акт насилия в отношении лица, находящегося на борту воздушного судна в полете, если такой акт может угрожать безопасности этого воздушного судна;
  разрушение воздушного судна, находящегося в эксплуатации, или причинение этому судну повреждения, выводящие его из строя или угрожающие его безопасности;
  помещение на воздушное судно, находящееся в эксплуатации, взрывного устройства или вещества, которое может причинить повреждение, угрожающее его безопасности;
  повреждение аэронавигационного оборудования или вмешательство в его эксплуатацию;
  сообщение заведомо ложных сведений, угрожающих безопасности воздушного судна в полете;
  попытка или соучастие в совершении указанного деяния.
  Для целей Конвенции воздушное судно находится в эксплуатации с начала его предполетной подготовки для конкретного полета до истечения 24 часов после любой посадки.
  Согласно Конвенции РФ будет осуществлять юрисдикцию, когда:
  преступление совершено любым лицом на территории РФ, на борту или в отношении воздушного судна, зарегистрированного в РФ;
  когда воздушное судно, на борту которого совершено преступление, совершает посадку в РФ и преступник находится на борту.
  В соответствии с Протоколом о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию, 1988 г. ст. 1 Конвенции 1971 г. была дополнена следующим пунктом:
  "Любое лицо совершает преступление, если оно незаконно и преднамеренно с использованием любого устройства, вещества или оружия:
  a) совершает акт насилия в отношении лица в аэропорту, обслуживающем международную гражданскую авиацию, который причиняет или может причинить серьезный вред здоровью или смерть,
  b) разрушает или наносит серьезное повреждение оборудованию и сооружениям аэропорта, обслуживающего международную гражданскую авиацию, либо расположенным в аэропорту воздушным судам, не находящимся в эксплуатации, или нарушает работу служб аэропорта, если такой акт угрожает или может угрожать безопасности в этом аэропорту".
  Для целей Конвенции (с учетом положений Протокола 1988 г.) воздушное судно находится в эксплуатации с начала его предполетной подготовки для конкретного полета до истечения 24 часов после любой посадки.
  Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов, 1988 г. применяется в отношении уголовных преступлений, других актов, угрожающих безопасности воздушного судна в полете либо находящимся на его борту лицам или имуществу.
  Конвенция не применяется к воздушным судам, находящимся на военной, таможенной и полицейской службах.
  Воздушное судно считается находящимся "в полете", в отличие от предыдущих конвенций, с момента включения двигателя в целях взлёта и до момента окончания пробега при посадке.
  По общему правилу, юрисдикцию в отношении преступлений, совершаемых на борту воздушного судна, осуществляет государство регистрации судна. Иные государства вправе осуществлять юрисдикцию, когда:
  преступление имеет последствия на территории государства или направлено против его безопасности;
  преступление совершено гражданином или в отношении гражданина данного государства.
 
  Борьба с пиратством
 
  Все государства обязаны содействовать в полной мере уничтожению пиратства в открытом море и во всех других местах, находящихся за пределами юрисдикции какого бы то ни было государства (ст. 14 Конвенции об открытом море 1958 г.).
  В соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. как пиратство рассматривается (ст. 101):
  a) любой неправомерный акт насилия, задержания или любой грабеж, совершаемый с личными целями экипажем или пассажирами какого-либо частновладельческого судна или частновладельческого летательного аппарата и направленный:
  i) в открытом море против другого судна или летательного аппарата или против лиц или имущества, находящихся на их борту;
  ii) против какого-либо судна или летательного аппарата, лиц или имущества в месте вне юрисдикции какого бы то ни было государства;
  b) любой акт добровольного участия в использовании какого-либо судна или летательного аппарата, совершенный со знанием обстоятельств, в силу которых судно или летательный аппарат является пиратским судном или летательным аппаратом;
  c) любое деяние, являющееся подстрекательством или сознательным содействием совершению действия, предусматриваемого в пункте "а" или "Ь".
  Действия, предусмотренные в ст. 101, совершаемые военным кораблем, государственным судном или государственным летательным аппаратом, экипаж которых поднял мятеж и захватил контроль над этим кораблем, судном или летательным аппаратом, приравниваются к пиратским.
  В соответствии со ст. 105 Конвенции в открытом море или в любом другом месте вне юрисдикции какого бы то ни было государства любое государство может захватить пиратское судно или пиратский летательный аппарат, арестовать находящихся на нем лиц, захватить находящееся на нем имущество и осуществлять свою юрисдикцию. Захват за пиратство может совершаться только военными кораблями или военными летательными аппаратами или судами и аппаратами, состоящими на правительственной службе и уполномоченными на это.
 
  Борьба с незаконными актами, направленными против
  безопасности морского судоходства
 
  Согласно ст. 3 Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, 1988г. (РФ пока не ратифицирована), любое лицо совершает преступление, если оно незаконно и преднамеренно:
  a) захватывает судно или осуществляет контроль над ним посредством применения силы, угрозы силой или иной формы запугивания;
  b) совершает акт насилия против лица на борту судна, если этот акт может угрожать безопасному плаванию судна;
  c) разрушает судно или наносит повреждение, которое может угрожать его безопасному плаванию;
  d) помещает на борт судна (или совершает действия с этой целью) устройство или вещество, которые могут разрушить судно, нанести повреждение, которые угрожают или могут угрожать его безопасному плаванию;
  e) разрушает морское навигационное оборудование, наносит ему серьезное повреждение или создает серьезные помехи его эксплуатации, если это может угрожать безопасному плаванию судна;
  f) сообщает заведомо ложные сведения, создавая угрозу безопасному плаванию судна;
  g) наносит ранения любому лицу или убивает его в связи с совершением или попыткой совершения какого-либо из вышеуказанных преступлений.
  Конвенция применятся, если судно совершает плавание или его маршрут включает плавание в воды, через воды или из вод, расположенных за внешней границей территориального моря какого-либо одного государства, а также если преступник находится за территорией вышеуказанного государства.
  Государство - участник Конвенции осуществляет свою юрисдикцию, если преступление совершено:
  против или на борту судна, плавающего под флагом данного государства;
  на территории данного государства;
  гражданином данного государства, а также лицом без гражданства, которое обычно проживает в данном государстве;
  во время совершения преступления гражданин данного государства захвачен, подвергался угрозам, ранен или убит;
  чтобы заставить данное государство совершить какое-либо действие или воздержаться от него.
  Вышеуказанные преступления влекут выдачу преступника.
  Протокол о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе, 1988 г. (РФ пока не участвует) дополняет Конвенцию 1988 г.
  Согласно ст. 2 Протокола, любое лицо совершает преступление, если оно незаконно и преднамеренно:
  a) захватывает стационарную платформу или осуществляет контроль над ней посредством применения силы, угрозы силой или иной формы запугивания;
  b) совершает акт насилия против лица на борту стационарной платформы, если этот акт может угрожать ее безопасности;
  c) разрушает стационарную платформу или наносит повреждение, которое может угрожать ее безопасности плавания;
  d) помещает на стационарную платформу (или совершает действия с этой целью) устройство или вещество, которые могут разрушить ее или создать угрозу ее безопасности;
  e) наносит ранения любому лицу или убивает его в связи с совершением или попыткой совершения какого-либо из вышеуказанных преступлений.
  Государство - участник Протокола осуществляет свою юрисдикцию, если преступление совершено:
  против или на борту стационарной платформы, когда она находится на континентальном шельфе данного государства;
  гражданином данного государства, а также лицом без гражданства, которое обычно проживает в данном государстве;
  во время совершения преступления гражданин данного государства захвачен, подвергался угрозам, ранен или убит;
  чтобы заставить данное государство совершить какое-либо действие или воздержаться от него.
  Государства оказывают правовую помощь в борьбе с данным преступлением, включая выдачу преступников.
 
  Борьба с торговлей людьми и эксплуатацией проституции
  третьими лицами
 
  Согласно Конвенции о борьбе с торговлей людьми и эксплуатацией проституции третьими лицами 1949 г. (ст. 1-3) государства обязуются подвергать наказанию каждого, кто:
  1) для удовлетворения похоти другого лица: сводит, склоняет или совращает в целях проституции другое лицо, даже с согласия этого лица; эксплуатирует проституцию другого лица даже с согласия этого лица;
  2) содержит дом терпимости или управляет им, или финансирует его; сдает в аренду или снимает помещение, зная, что оно будет использовано в целях проституции.
  Поскольку это совместимо с требованиями внутреннего законодательства преступными признаются также покушение или соучастие в вышеуказанных действиях (ст. 3-4 Конвенции).
  Иностранные приговоры за преступления, предусмотренные Конвенцией, принимаются во внимание для установления факта рецидивизма (ст. 7 Конвенции).
  Преступления, предусмотренные в Конвенции, рассматриваются как преступления, влекущие за собой выдачу (ст. 8 Конвенции).
  Согласно Конвенции (ст. 13) передача судебных поручений может производиться:
  1) путем непосредственных сношений между судебными властями; или
  2) путем непосредственных сношений между министрами юстиции двух государств или путем непосредственного обращения других надлежащих властей государства, от которого исходит поручение, к министру юстиции государства, к которому оно обращено; или
  3) через посредство дипломатических или консульских представителей государства, которые направляют судебное поручение непосредственно соответствующим судебным властям или же властям, указанным правительством того государства, к которому поручение обращено, причем он получает от этих властей непосредственно документы, являющиеся актом выполнения судебного поручения.
 
 § 4. Правовая помощь по уголовным делам
 
  Под правовой помощью по уголовным делам понимаются процессуальные действия, осуществляемые правоохранительными органами на основании запросов учреждений юстиции иностранных государств в соответствии с положениями международных договоров.
 
  1, Международные договоры о сотрудничестве
  и правовой помощи по уголовным делам
 
  Оказание правовой помощи по уголовным делам предусматривают международные договоры РФ - межгосударственные, межправительственные и межведомственные. В отдельную группу можно выделить соглашения Генеральной прокуратуры РФ.
  А. Межгосударственные договоры можно подразделить на два основных вида:
  конвенции о борьбе с преступлениями международного характера (их около двадцати - Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 г., Конвенция о борьбе с захватом заложников 1979 г. и др.). В этих конвенциях зафиксированы, как правило, один-два вида правовой помощи по уголовным делам (обычно это выдача лиц для привлечения к ответственности и связанные с этим юридические действия - обмен информацией, передача предметов, связанных с преступлением, др.);
  договоры о правовой помощи по гражданским и уголовным делам (их порядка тридцати). При этом необходимо учитывать, что, во-первых, некоторые соглашения в настоящее время прекратили свое действие (в частности, договор с ГДР 1979 г.), и, во-вторых, правовая помощь по уголовным делам предусматривается не всеми договорами о правовой помощи (некоторые договоры - о помощи лишь по гражданским делам).
  В последнее время вступили в силу Конвенция СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г., договоры о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам между РФ и Азербайджаном (1992), Китаем (1992), Киргизией (1992), Литвой (1992), Латвией (1993), Эстонией (1993), Молдавией (1993), Ираном (1996), Договор о выдаче между РФ и КНР 1995 г. и др.
  Б. Межправительственные договоры - это прежде всего двусторонние соглашения по борьбе с отдельными видами преступлений международного характера (незаконные операции с наркотиками, культурными ценностями, контрабанда) и соглашения о сотрудничестве и обмене информацией в области борьбы с нарушениями налогового законодательства (исключение составляет, пожалуй, лишь Соглашение между Правительствами РФ и США о сотрудничестве по уголовно-правовым вопросам 1995 г., носящее общий характер).
  Договоры такого рода, как правило, предусматривают следующие виды сотрудничества: обмен данными о лицах, совершающих указанные преступления; обмен информацией о готовящихся и совершенных преступлениях, а также о способах их совершения; обмен соответствующими специалистами и технологиями и т.д. В эту же группу могут быть отнесены соглашения о сотрудничестве и обмене информацией в области борьбы с нарушениями налогового законодательства.
  В. Соглашения о правовой помощи и сотрудничестве между органами прокуратуры можно выделить в отдельную группу. В их числе: Соглашение о правовой помощи и сотрудничестве между органами прокуратуры от 8 октября 1992 г. (Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия), соглашения с Украиной (1993), Молдавией (1993), Грузией (1993), Арменией (1993), Таджикистаном (1995), Туркменистаном (1995).
  Правовая помощь по данным соглашениям включает следующее:
  пересылка материалов прокурорско-следственной деятельности;
  выполнение отдельных процессуальных действий;
  осуществление надзорных функций, связанных с расследованием преступлений;
  содействие в розыске преступников, пропавших без вести, а также этапировании арестованных и осужденных;
  борьба с правонарушениями в области экономики и внешнеэкономической деятельности;
  обмен информацией о преступниках и лицах, причастных к преступлениям;
  сотрудничество по иным вопросам прокурорской деятельности.
  Взаимодействие осуществляется через генеральные прокуратуры сторон, если межгосударственным соглашением не установлен иной порядок. Просьба об оказании правовой помощи подписывается Генеральным прокурором или его заместителем.
  При исполнении ходатайства применяется законодательство запрашиваемого государства. Однако при этом могут применяться и процессуальные нормы запрашивающего государства, если они не противоречат законам запрашиваемой стороны.
  Г. В числе межведомственных соглашений можно назвать, в частности, Соглашение о взаимодействии министерств внутренних дел независимых государств в сфере борьбы с преступностью 1992 г., Соглашение о сотрудничестве министерств внутренних дел СНГ в сфере борьбы с организованной преступностью 1994 г., Соглашение о порядке передачи и транзитной перевозки лиц, взятых под стражу, 1994 г. и др.
 
 
  2. Органы, оказывающие правовую помощь
 
  Согласно положениям договоров, правовая помощь по уголовным делам оказывается органами суда, прокуратуры, другими учреждениями государств, к компетенции которых относятся расследование и рассмотрение уголовных дел. Некоторые виды правовой помощи, в частности, вручение документов, могут совершаться дипломатическими и консульскими представительствами государств. Однако следует учитывать, что сношения по вопросам выдачи, уголовного преследования лиц, а также исполнения следственных поручений, затрагивающих права граждан и требующих санкций прокурора, осуществляются генеральными прокурорами (прокурорами) сторон.
  По вопросам оказания правовой помощи стороны взаимодействуют через свои центральные органы. В случае поступления поручений с просьбой об оказании правовой помощи из правоохранительных органов зарубежных государств непосредственно в российские территориальные органы внутренних дел, прокуратуру и др. необходимо уведомить об этом Генеральную прокуратуру РФ и ждать указаний.
  С государствами, с которыми договоры о правовой помощи не заключены, сношения осуществляются дипломатическим путем.
  Правовая помощь оказывается на основании запроса (поручения, ходатайства, просьбы) об оказании правовой помощи, в котором указываются:
  а) наименование запрашиваемого учреждения;
  б) наименование запрашивающего учреждения;
  в) наименование дела, по которому запрашивается правовая помощь;
  г) имена и фамилии сторон, свидетелей, подозреваемых, подсудимых, осужденных или потерпевших, их местожительство и местопребывание, гражданство, занятие, а также место и дата рождения и, по возможности, фамилии и имена родителей; для юридических лиц - их наименование и местонахождение;
  д) содержание поручения, а также другие сведения, необходимые для его исполнения;
  е) описание и квалификация совершенного деяния и данные о размере ущерба, если он был причинен в результате деяния.
  Поручение должно быть подписано и скреплено гербовой печатью запрашивающего учреждения. Обычно оно составляется на государственном языке запрашивающей стороны (в Конвенции СНГ 1993 г. предусматривается возможность использования одного языка - русского). К поручению прилагается заверенный официальный перевод на государственный язык запрашиваемой стороны.
  При исполнении поручения об оказании правовой помощи запрашиваемое учреждение применяет законодательство своего государства. По просьбе запрашивающего учреждения оно может применить и процессуальные нормы запрашивающей стороны, если только они не противоречат законодательству запрашиваемой стороны.
  Если запрашиваемое учреждение не компетентно исполнить поручение, оно пересылает его компетентному учреждению и уведомляет об этом запрашивающее учреждение.
  По просьбе запрашивающего учреждения запрашиваемое учреждение своевременно сообщает ему и заинтересованным сторонам о времени и месте исполнения поручения, с тем чтобы они могли присутствовать при исполнении поручения в соответствии с законодательством запрашиваемой стороны.
  В случае, если точный адрес указанного в поручении лица неизвестен, запрашиваемое учреждение принимает в соответствии с законодательством стороны, на территории которой оно находится, необходимые меры для установления адреса.
  После выполнения поручения запрашиваемое учреждение возвращает документы запрашивающему учреждению; в случае, если правовая помощь не могла быть оказана, оно одновременно уведомляет об обстоятельствах, которые препятствуют исполнению поручения, и возвращает документы запрашивающему учреждению.
  Государства самостоятельно несут расходы, возникающие при оказании правовой помощи на их территории.
 
  3. Объем правовой помощи
 
  Вручение документов. Факт вручения удостоверяется подтверждением, подписываемым лицом, которому вручен документ, скрепленным официальной печатью соответствующего учреждения с указанием даты вручения. В случае невозможности вручения документов по указанному в поручении адресу принимаются меры по его установлению. При неустановлении адреса об этом уведомляется запрашивающее учреждение; ему возвращаются документы, подлежащие вручению.
  Установление адресов и других данных. Государства по просьбе оказывают друг другу в соответствии со своим законодательством помощь при установлении адресов лиц, проживающих на их территориях, если это требуется для осуществления прав их граждан. При этом запрашивающая сторона сообщает имеющиеся у нее данные для определения адреса лица, указанного в просьбе. Учреждения юстиции оказывают помощь, в частности, в установлении места работы и доходов проживающих на территории запрашиваемого государства лиц, которым в учреждениях юстиции запрашивающей стороны предъявлены имущественные требования по уголовным делам.
  Осуществление уголовного преследования. Государства обязуются по поручению запрашивающей стороны осуществлять в соответствии со своим законодательством уголовное преследование против граждан (в том числе собственных), подозреваемых в том, что они совершили преступление на территории договаривающегося государства. Поручение об осуществлении уголовного преследования должно содержать, помимо прочего: фамилию, имя, гражданство подозреваемого, иные сведения о нем; описание деяния, времени и места его совершения; текст закона запрашивающей стороны, на основании которого деяние признается преступлением, а также иные нормы законодательства, имеющие существенное значение по делу; заявления потерпевших по уголовным делам, возбуждаемым по заявлению потерпевшего, и заявления о возмещении вреда; указание размера ущерба, причиненного преступлением.
  К поручению прилагаются имеющиеся в распоряжении запрашивающей стороны материалы дела, иные доказательства. Все документы предоставляются в подлиннике и удостоверяются гербовой печатью компетентного учреждения. При направлении возбужденного уголовного дела расследование по делу производится запрашиваемой стороной в соответствии со своим законодательством. Запрашивающая сторона уведомляется о результатах преследования; ему также передается копия окончательного решения.
  При этом однако уголовное дело не может быть возбуждено, а возбужденное - подлежит прекращению, если истек срок давности, поручение направлено после вступления в силу приговора или принятия иного окончательного решения по данному факту.
  Розыск лиц. Это правовое действие проводится в целях привлечения к ответственности, обеспечения выдачи или приведения приговора в исполнение и заключается в мероприятиях (процессуальных и оперативных) по отысканию соответствующего лица, осуществляемых в соответствии с внутренним законодательством. Следует обратить внимание на то, что цель розыска должна указываться обязательно. Например, если лицо разыскивается за совершение деяния, не являющегося в запрашиваемом государстве преступлением, розыск производиться не будет.
  Взятие лица под стражу для обеспечения выдачи. Это действие состоит в применении в соответствии с внутренним законодательством меры пресечения - заключения под стражу. Указание цели этого юридического действия также обязательно. Необходимо учитывать, что лицо не может быть взято под стражу по данному поручению, если оно не может быть выдано.
  Имеются некоторые различия в регламентации этого действия конвенциями по борьбе с отдельными видами преступлений международного характера и договорами о правовой помощи.
  Согласно многосторонним конвенциям заключение под стражу предполагаемого преступника производится в соответствии с национальным законодательством государства, на территории которого преступник находится. О взятии лица под стражу уведомляются: государство, на территории которого было совершено преступление; государство, против которого было совершено преступление; государства, гражданами которых являются преступник и потерпевшие; другие заинтересованные государства, международные организации и должностные лица.
  В соответствии с договорами о правовой помощи государство, получившее требование о выдаче, должно немедленно принять меры к взятию под стражу соответствующего лица (кроме случаев, когда выдача не производится). О взятии под стражу или задержании немедленно уведомляется запрашивающая сторона.
  Лицо, выдача которого требуется, в некоторых случаях может быть взято под стражу и до получения требования о выдаче - на основании ходатайства запрашивающего государства. Такое ходатайство в целях оперативности может быть передано по почте, телеграфу, телексу или телефону и должно содержать ссылку на вынесенное в запрашивающем государстве постановление о взятии под стражу или на вступивший в законную силу приговор, а .также указание, что требование о выдаче будет предоставлено дополнительно. Задержанное по ходатайству лицо должно быть освобождено, если требование о выдаче не поступит в течение месяца со дня взятия под стражу, а лицо, задержанное без ходатайства, - в течение срока, предусмотренного законодательством для задержания.
  Выдача правонарушителя. Различают три вида выдачи: выдача лица для привлечения к уголовной ответственности; выдача лица для приведения приговора в исполнение; выдача на время.
  Согласно конвенциям о борьбе с отдельными видами преступлений международного характера, основаниями выдачи лица для привлечения к уголовной ответственности являются: совершение лицом деяния, предусмотренного международным договором в качестве основания выдачи; просьба соответствующего государства о выдаче преступника. При этом просьба о выдаче может быть не удовлетворена, если у запрашиваемого государства имеются основания полагать, что просьба о выдаче направлена с целью преследования лица по признаку национальной, расовой, этнической принадлежности или политическим взглядам (см. Конвенцию о борьбе с захватом заложников 1979 г.).
  Несколько иначе решается вопрос о выдаче в договорах о правовой помощи. Для привлечения к ответственности лицо может быть выдано за совершение в принципе любых преступлений, а не только конкретных преступлений международного характера. При этом выдача производится лишь за деяния, наказуемые по законам и запрашивающего, и запрашиваемого государств, за которые предусматривается наказание в виде лишения свободы на определенный срок (как правило, свыше одного года) или более тяжкое наказание.
  Не выдаются в соответствии с договорами о правовой помощи: собственные граждане; лица, в отношении которых уголовное преследование не может быть возбуждено вследствие истечения срока давности либо иного законного основания; лица, в отношении которых уже вынесен вступивший в законную силу и исполненный приговор за то же преступление либо есть вступившее в силу постановление о прекращении производства по делу. Выдача также не производится, если преступление преследуется в порядке частного обвинения. В выдаче может быть отказано, если преступление было совершено на территории запрашиваемого государства.
  Договоры предусматривают, что без согласия запрашиваемой стороны выданное лицо нельзя привлечь к уголовной ответственности либо подвергнуть наказанию за совершенное до выдачи преступление, за которое оно не было выдано, или выдать третьему государству. Однако это правило не действует, если выданное лицо по истечении месяца после окончания производства по делу, а в случае осуждения - по истечении месяца после отбытия наказания или освобождения не покинет территорию запрашивающего государства.
  Если лицо, выдача которого требуется, на территории запрашиваемого государства уже привлечено к уголовной ответственности или осуждено, выдача таких граждан может быть отсрочена до прекращения уголовного преследования, приведения приговора в исполнение или до освобождения от наказания.
  Выдача лиц для приведения приговора в исполнение состоит в передаче лица, осужденного иностранным судом и скрывшегося от отбывания наказания, но задержанного на территории другого государства. К поручению о выдаче необходимо прилагать заверенную в соответствующем порядке (как правило, Министерством юстиции) копию вступившего в силу приговора в отношении данного лица.
  Выдача для приведения приговора в исполнение производится за такие деяния, которые в соответствии с законодательством сторон являются наказуемыми и за совершение которых гражданин был приговорен к лишению свободы на срок не менее шести месяцев или к более тяжкому наказанию.
  Что касается выдачи на время, то если лицо, выдача которого требуется, на территории запрашиваемого государства уже привлечено к ответственности или осуждено, оно может быть выдано на время расследования конкретного преступления, в отношении которого поступило требование о выдаче. Выданное на время лицо после проведения следствия по делу должно быть возвращено.
  Производство обысков, выемок, изъятий, наложение арестов. Основанием для совершения данных следственных действий является решение компетентного органа запрашиваемого государства, вынесенного в соответствии с просьбой о правовой помощи и должным образом санкционированного.
  Если необходимо получить из иностранного государства документы, записи и другие доказательства, нужно в запросе указать держателя и/или местонахождение документов и описать их, по возможности указав все детали (например, для банковских документов - название банка, его адрес, номер счета и фамилию владельца счета, описание необходимых документов).
  Производство экспертиз. Основанием для производства соответствующих экспертиз служит постановление компетентного органа. Прежде чем направлять поручение о производстве экспертизы, следует проконсультироваться с отечественными экспертами о вопросах, которые должны быть поставлены. Кроме того, следует учитывать, что некоторые виды экспертиз по линии прокуратуры могут производиться за счет запрашивающего государства.
  Передача предметов. По просьбе запрашивающей стороны ей могут передаваться предметы: использованные при совершении преступления, в том числе предметы и орудия преступления; приобретенные в результате совершения преступления или в качестве вознаграждения за него; имеющие значение доказательств в уголовном деле. При этом, если указанные предметы необходимы в качестве доказательств по уголовному делу в запрашиваемом государстве, их передача может быть отсрочена до окончания производства по делу. По окончании производства по делу переданные предметы должны быть возвращены.
  Допросы свидетелей, потерпевших, экспертов, других участников процесса в запрашиваемом государстве. Данное действие в общем сходно с аналогичными действиями, проводимыми в соответствии с отечественными отдельными поручениями.
  Вызов обвиняемых, свидетелей, потерпевших, экспертов, других лиц, имеющих отношение к процессу, в запрашивающее государство. По ходатайству запрашивающего государства участники процесса могут быть вызваны для допроса или производства с их участием других следственных действий. При этом в запросе нужно указывать, по возможности, фамилию, адрес и номер телефона российского должностного лица (в стране проживания иностранца), с которым следует связаться для уточнения деталей поездки.
  Свидетель, потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители, а также эксперт, который по вызову, врученному учреждением запрашиваемой стороны, явится в учреждение юстиции запрашивающей стороны, не могут быть независимо от своего гражданства привлечены на ее территории к уголовной или административной ответственности, взяты под стражу и подвергнуты наказанию за деяние, совершенное до пересечения ее государственной границы. Такие лица не могут быть также привлечены к ответственности, взяты под стражу или подвергнуты наказанию в связи с их свидетельскими показаниями или заключениями в качестве экспертов в связи с уголовным делом, являющимся предметом разбирательства.
  Однако указанные лица утрачивают эту гарантию, если они не оставят территорию запрашивающей стороны, хотя и имеют для этого возможность, до истечения 15 суток с того дня, когда допрашивающее их учреждение юстиции сообщит им, что в дальнейшем в их присутствии нет необходимости. В этот срок не засчитывается время, в течение которого эти лица не по своей вине не могли покинуть территорию запрашивающей стороны.
  Свидетелю, эксперту, а также потерпевшему и его законному представителю запрашивающей стороной возмещаются расходы, связанные с проездом и пребыванием в запрашивающем государстве, как и не полученная заработная плата за дни отвлечения от работы; эксперт имеет также право на вознаграждение за проведение экспертизы. В вызове должно быть указано, какие выплаты вправе получить вызванные лица; по их ходатайству учреждение юстиции запрашивающей стороны выплачивает аванс на покрытие соответствующих расходов.
  Вызов свидетеля или эксперта, проживающего за рубежом, в учреждении юстиции не должен содержать угрозы применения средств принуждения в случае неявки.
  Уведомление об обвинительных приговорах и сведения о судимости. Государства ежегодно сообщают сведения о вступивших в законную силу приговорах в отношении граждан друг друга и пересылают отпечатки пальцев осужденных. Государства также по просьбе предоставляют сведения о судимости лиц, привлеченных или привлекаемых к ответственности на их территории.
  Обмен информацией по правовым вопросам. Центральные учреждения юстиции государств предоставляют друг другу сведения о действующем или действовавшем в стране законодательстве и практике его применения. В принципе аналогичную информацию можно получить и по каналам Интерпола или через органы прокуратуры, но полученная информация будет отличаться по "юридическому качеству" и не для любых юридических целей может быть использована.
  Передача осужденных к лишению свободы для отбывания наказания в государстве, гражданами которого они являются. Это действие состоит в передаче лиц, в отношении которых уже вынесен обвинительный приговор иностранным судом.
  Передача осужденных для отбывания наказания регулируется как общими договорами о правовой помощи, так и специальными соглашениями - Конвенцией о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданами которого они являются, 1978 г., Европейской конвенцией о передаче осужденных лиц 1983 г. (РФ пока не участвует), двусторонними соглашениями (например, с Латвией 1993 г.).
  Общие правила передачи осужденных таковы:
  а) обращаться с заявлением о передаче осужденного могут сам осужденный и его родственники;
  б) передача осужденных производится лишь после вступления в силу обвинительного приговора;
  в) вопрос о передаче согласуется между центральными правоохранительными органами (в РФ - Генеральной прокуратурой);
  г) передача не производится, если:
  по законодательству государства, гражданином которого является осужденный, деяние, за которое он осужден, не является преступлением;
  в государстве, гражданином которого является осужденный, за совершенное деяние он понес наказание или был оправдан либо дело было прекращено, а равно если лицо освобождено от наказания;
  в государстве гражданства осужденного истек срок давности или имеется иное основание, препятствующее исполнению наказания;
  осужденный имеет постоянное место жительства в государстве, судом которого вынесен приговор;
  не достигнуто согласия о передаче осужденного на условиях, предусмотренных договором.
  При передаче осужденного в Российскую Федерацию Верховный Суд РФ выносит определение о порядке отбытия наказания и виде исправительно-трудового учреждения, а также согласует вынесенный срок лишения свободы с предусмотренным законодательством.
  Признание в РФ приговоров иностранных судов. При наличии международного договора приговор иностранного суда в РФ рассматривается так, как если бы он был вынесен российским судом. Так, согласно п. 1 Указа Президиума Верховного Совета СССР "О признании и исполнении в РФ решений иностранных судов и арбитражей" решения (в том числе приговоры по уголовным делам) иностранных судов признаются в нашей стране, если это предусмотрено международными договорами. Положение о равнозначности иностранных судимостей и осуждения в РФ предусмотрено также ст. 11 Конвенции о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданами которого они являются, 1978 г., другими международными соглашениями.
  Иными словами, при установлении рецидива, а также повторности как квалифицирующего признака состава преступления или отягчающего обстоятельства должно приниматься во внимание осуждение лица судом иностранного государства, с которым у РФ имеется соответствующий международный договор.
 
 § 5. Сотрудничество и обмен информацией
 в борьбе с отдельными видами преступлений
 
  Правоохранительные органы РФ сотрудничают с другими государствами в предупреждении, выявлении, пресечении и раскрытии соответствующих преступлений.
  Формами сотрудничества являются:
  обмен представляющей интерес информацией о готовящихся или совершенных преступлениях и причастных к ним лицах;
  исполнение запросов о проведении оперативно-розыскных и следственных мероприятий;
  розыск лиц, скрывающихся от уголовного преследования или исполнения приговора;
  некоторые другие.
  Обмен информацией и сотрудничество, предусмотренное соглашениями, производятся на основании запросов. Форма и содержание запроса о содействии, порядок исполнения запроса, представление документов и других материалов, содержание предоставляемой информации, в принципе не отличаются от предусматриваемых договорами о правовой помощи.
 
 1. Сотрудничество и обмен информацией в области борьбы
 с нарушениями финансового и налогового законодательства
 
  В настоящее время Российской Федерацией подписан ряд соглашений о сотрудничестве по вопросам соблюдения налогового и финансового законодательства: с Арменией, Беларусью, Грузией, Молдовой, Узбекистаном, Украиной, Таджикистаном. Участники соглашений сотрудничают:
  в предотвращении и пресечении нарушений налогового законодательства;
  в предоставлении по запросу о содействии или в инициативном порядке информации о соблюдении налогового законодательства юридическими и физическими лицами;
  в предоставлении информации о национальных налоговых системах и текущих изменениях налогового законодательства;
  в создании и функционировании компьютерных систем, обеспечивающих работу налоговых органов;
  в организации работы с налогоплательщиками и налоговыми органами, включая разработку методических рекомендаций по обеспечению контроля за соблюдением налогового законодательства;
  в области обучения кадров и обмена специалистами;
  по другим вопросам, которые требуют совместных действий.
  Соглашения подробно регулируют форму и содержание запроса, порядок его выполнения, использование полученных сведений, возмещение расходов и др. вопросы.
 
  2. Сотрудничество и обмен информацией в области борьбы
  с нарушениями таможенного законодательства
 
  Сотрудничество в сфере борьбы с нарушениями таможенного законодательства осуществляется как на универсальном (Международная конвенция о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений 1977 г.), так и на региональном (Соглашение СНГ о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах 1994 г.), а также двустороннем уровнях (например, Соглашение между Правительством РФ и Правительством Литовской Республики о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах 1995 г., Соглашение между правительствами РФ и Венгерской Республики о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах 1996 г. и др.).
  Установлены прямые связи между территориальными таможенными органами России и Белоруссии, в ближайшее время прямые связи будут установлены с таможенными органами Казахстана. В стадии рассмотрения находится вопрос предоставления права прямого обращения региональных таможенных управлений России в территориальные подразделения таможенных служб стран СНГ и наоборот.
  На основании соглашений таможенные службы сотрудничают в целях:
  а) обеспечения правильного взимания таможенных пошлин, сборов и других платежей, а также применения таможенных льгот;
  б) предотвращения, пресечения и расследования таможенных правонарушений;
  в) борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
  Таможенные службы передают друг другу по запросу, в том числе путем пересылки сообщений, протоколов и иных материалов или их заверенных копий, находящиеся в их распоряжении сведения:
  об обстоятельствах, связанных с взиманием таможенных пошлин, сборов и других платежей, а также применением таможенных льгот;
  о совершенных или готовящихся таможенных правонарушениях.
  По запросу таможенной службы одного государства таможенная служба другого государства проводит проверку или расследование по согласованным в договоре вопросам. Запрашиваемая таможенная служба может разрешить официальным лицам запрашивающей таможенной службы присутствовать при проверке или расследовании.
  Соглашения подробно регулируют форму и содержание запроса, порядок его выполнения, использование полученных сведений, возмещение расходов и др. вопросы.
 
 
 
 
 
  3. Сотрудничество органов внутренних дел РФ с зарубежными
  правоохранительными органами в борьбе с общеуголовной преступностью
 
  МВД России заключено несколько десятков соглашений о борьбе с преступностью. В их числе: Соглашение о взаимодействии министерств внутренних дел независимых государств в сфере борьбы с преступностью 1992 г., Соглашение о сотрудничестве министерств внутренних дел в сфере обеспечения безопасности дорожного движения 1993 г., Соглашение о сотрудничестве министерств внутренних дел в вопросах возвращения несовершеннолетних в государства их проживания 1993 г., Соглашение о сотрудничестве министерств внутренних дел стран СНГ в сфере борьбы с организованной преступностью 1994 г. и др. В целях унификации положений заключаемых соглашений Правительство РФ в 1995 г. утвердило типовой проект Соглашения о сотрудничестве между МВД РФ и министерствами внутренних дел иностранных государств, устанавливающий порядок и формы взаимодействия органов внутренних дел РФ с соответствующими органами зарубежных государств.
  В соответствии с договорами органы внутренних дел РФ сотрудничают в предупреждении, выявлении, пресечении и раскрытии преступлений и прежде всего:
  насильственных преступлений против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности, а также против собственности;
  террористических актов;
  коррупции и деятельности организованной преступности;
  незаконного оборота оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ, а также радиоактивных материалов;
  незаконных производства и оборота наркотических средств и психотропных веществ, а также веществ, используемых в процессе их изготовления;
  преступлений в сфере экономики, в том числе легализации доходов, полученных от преступной деятельности;
  изготовления и сбыта поддельных денежных знаков, документов, ценных бумаг и средств безналичных платежей;
  преступных посягательств на культурные и исторические ценности;
  преступлений на транспорте и др.
  Обмен информацией и сотрудничество, предусмотренное соглашениями, производятся на основании запросов.
 
 § 6. Международная организация уголовной полиции (Интерпол)
 
  Международная организация уголовной полиции (Интерпол) была создана в 1919 г., но в современном виде действует с 1956 г., когда был принят новый Устав Международной организации уголовной полиции.
  Целями Интерпола объявлены:
  обеспечение широкого взаимодействия всех национальных органов уголовной полиции;
  развитие учреждений по предупреждению преступности и борьбе с ней.
  Интерполу не разрешается осуществлять какую-либо деятельность политического, военного, религиозного или расового характера.
  Интерпол имеет следующую организационную структуру.
  Генеральная Ассамблея состоит из делегатов, назначаемых государствами-членами. Ассамблея определяет задачи и принципы деятельности Интерпола, избирает должностных лиц Интерпола, дает рекомендации членам Организации. Ассамблея проводит свои сессии ежегодно.
  Исполнительный комитет состоит из Президента Интерпола, трех Вице-президентов и девяти делегатов, избираемых Генеральной Ассамблеей (Президент на четыре года, остальные лица - на три). Исполком готовит заседания Генеральной Ассамблеи, контролирует исполнение ее решений, выполняет другие функции. Исполком собирается на заседания не реже одного раза в год.
  Постоянно действующим органом Интерпола является Генеральный секретариат, состоящий из Генерального секретаря (избирается Генеральной ассамблеей на пять лет) и технического и административного персонала (назначается Генеральным секретарем).
  Для обеспечения сотрудничества с Интерполом каждое государство-участник определяет орган (Национальное центральное бюро - НЦБ), осуществляющий непосредственное взаимодействие с Организацией.
  Советники осуществляют научное консультирование Интерпола и назначаются Исполкомом на три года.
  Местопребывание штаб-квартиры Интерпола - г. Лион (Франция).
  Основные направления деятельности Интерпола следующие.
  1. Уголовная регистрация. Объект регистрации - сведения о "международных" преступниках и преступлениях, носящих международный характер.
  2. Международный розыск. Основной вид розыска по каналам Интерпола - это розыск преступников. Однако в задачи Интерпола входит и розыск лиц, пропавших без вести, похищенного имущества (автомобилей, произведений искусства и т.д.).
  3. Розыск подозреваемых для наблюдения за ними и контроля за их перемещениями.
  4. Розыск лиц, пропавших без вести.
  5. Розыск похищенных предметов (транспортных средств, произведений искусства, оружия и др.).
  В системе Интерпола также осуществляется сбор и обобщение статистических данных о преступности в государствах-участниках. При этом особое внимание уделяется информации о преступности, носящей международный характер, и "международных преступниках".
  В центральных органах Интерпола и НЦБ Интерпола в государствах-участниках ведется большая научно-исследовательская работа, в частности, собирается и распространяется информация в области криминалистики, криминологии, уголовного права и т.д., издаются многочисленные ведомственные бюллетени (например, Бюллетень "Подделки и подлоги") и др.
  РФ является членом Интерпола с сентября 1990 г. (в порядке правопреемства). В МВД РФ создано НЦБ Интерпола в РФ, принято Положение о НЦБ Интерпола.
  НЦБ Интерпола в РФ - это подразделение криминальной милиции, входящее в состав центрального аппарата МВД РФ, имеющее статус главного управления. Создание, реорганизация и ликвидация территориальных подразделений (филиалов) НЦБ осуществляются Министром внутренних дел РФ.
  В задачи НЦБ Интерпола в РФ входят:
  обеспечение эффективного международного обмена информацией об уголовных преступлениях;
  оказание содействия в выполнении запросов международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами РФ;
  наблюдение за исполнением международных договоров по вопросам борьбы с преступностью, участниками которых является Российская Федерация.
  Деятельность НЦБ Интерпола осуществляется на основе взаимодействия с правоохранительными и иными государственными органами РФ, а также международными правоохранительными организациями и правоохранительными органами иностранных государств - членов Интерпола.
  НЦБ Интерпола осуществляет свою деятельность исключительно в сфере борьбы с уголовными преступлениями, не затрагивая преступлений, носящие политический, военный, религиозный или расовый характер.
  НЦБ Интерпола осуществляет следующие функции:
  принимает, обрабатывает и направляет в Генеральный секретариат Интерпола и НЦБ других государств запросы, следственные поручения и сообщения госорганов РФ для осуществления розыска, ареста и выдачи лиц, совершивших преступления, а также для осуществления обыска и ареста перемещенных за границу доходов от преступной деятельности, похищенных предметов и документов, проведения иных оперативно-розыскных и процессуальных действий по делам, находящимся в производстве этих органов;
  принимает меры по исполнению международными правоохранительными организациями и правоохранительными органами государств - членов Интерпола запросов из РФ;
  определяет, подлежат ли согласно Уставу Интерпола и обязательным решениям Генеральной Ассамблеи Интерпола, федеральным законам и международным договорам РФ исполнению на территории РФ запросы, поступившие из НЦБ Интерпола иностранных государств, и направляет их в соответствующие госорганы РФ;
  иные функции, предусмотренные Положением о НЦБ.
 
 
 Документы и литература
 
 Международная конвенция о пресечении обращения порнографических изданий и торговли ими 1923 г. // СДД СССР. Вып. IX. М., 1929. С. 100-105.
 
 Конвенция относительно рабства 1926 г. (с изменениями 1953 г.) // СДД СССР. Вып. XVII и XVIII. М., 1960. С. 274-278.
 
 Конвенция о борьбе с подделкой денежных знаков 1929 г. // СДД СССР. Вып. VII. С. 40-51.
 
 Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г. // Ведомости СССР. 1954. № 12. Ст. 244.
 
 Конвенция о борьбе с торговлей людьми и эксплуатацией проституции третьими лицами 1949 г. // Российская юстиция. 1995. № 7.
 
 Дополнительная Конвенция об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством, 1956 г. // Ведомости СССР. 1957. № 8. Ст. 224.
 
 Устав Международной организации уголовной полиции 1956 г. // Информационный вестник НЦБ Интерпола в РФ. 1992. № 1.
 
 Конвенция об открытом море 1958 г. // Ведомости СССР. 1962. № 46. Ст. 467.
 
 Единая конвенция о наркотических средствах 1961 г. // СДД СССР. Вып. XXIII. М., 1970. С. 105-136.

<< Пред.           стр. 16 (из 27)           След. >>

Список литературы по разделу