<< Пред.           стр. 17 (из 27)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушного судна 1963 г. // Действующее международное право / Сост. ЮМ. Колосов и Э.С. Кривчнкова. Т. 3. С. 571-576.
 
 Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 г. // СДД СССР. Вып. XXVII. М., 1974. С. 292-296.
 
 Конвенция о борьбе с незаконными действиями, направленными против безопасности гражданской авиации 1971 г. // СДД СССР. Вып. XXIX. М., 1975. С. 90-95.
 
 Конвенция о психотропных веществах 1971 г. // СДД СССР. Вып. XXXV. М., 1981. С. 416 -436.
 
 Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов 1973 г. // СДД СССР. Вып. XXXIII. М., 1979. С. 90-94.
 
 Конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 г. //СДД СССР. Вып. XXXII. М., 1978. С. 58-63.
 
 Европейская конвенция по борьбе с терроризмом 1977 г. // ГиП. 1995. № 4.
 
 Конвенция о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданами которого они являются 1978 г. // Ведомости СССР. 1979. № 33. Ст. 539.
 
 Международная конвенция о борьбе с захватом заложников 1979 г. // СМД СССР. Вып. XLIII. М., 1989. С. 99-105.
 Конвенция о физической защите ядерного материала 1980 г. // СМД СССР. Вып. XLIII. М., 1989. С. 105-109.
 
 Протокол о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию, 1988 г. // Действующее международное право / Сост. Ю.М. Колосов и Э.С. Кривчикова. Т. 3. С. 584-587.
 
 Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, 1988 г. // Международное сотрудничество в борьбе с преступностью / Сб. документов / Сост. П.Н. Бирюков и В.А. Панюшкин. Воронеж, 1997. С. 77-83.
 
 Протокол о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе, 1988 г. //Там же. С. 83-85.
 
 Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. // Там же. С. 44-64.
 
 Конвенция Совета Европы об "отмывании", выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности 1990 г. // Там же. С. 65-72.
 
 Международная конвенция о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников 1989 г. // Действующее международное право / Сост. Ю.М. Колосов и Э.С. Кривчикова. Т. 2. С. 812-819.
 
 Договор между РФ и Азербайджанской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1992 г. // БМД. 1995. №5.
 
 Договор о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам между РФ и Литовской Республикой 1992 г. // БМД. 1995. № 6.
 
 Соглашение о правовой помощи и сотрудничестве между органами прокуратуры 1992 г. // Бюллетень Генеральной прокуратуры РФ. 1993. № 4.
 
 Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. // БМД. 1995. № 2.
 
 Договор между РФ и Республикой Молдова о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. // СЗ. 1995. № 20.
 
 Договор о правовой помощи и правовых отношениях между РФ и Латвийской Республикой 1993 г. // СЗ. 1995. № 21. Ст. 1932.
 
 Решение о Бюро по координации борьбы с организованной преступностью, иными опасными видами преступлений на территории СНГ 1993 г. // Действующее международное право / Сост. Ю.М. Колосов и Э.С. Кривчикова. Т. 3. С. 132-135.
 
 Конвенция о безопасности персонала Организации Объединенных Наций и связанного с ней персонала 1994 г. // Там же. С. 51-60.
 
 Положение о Национальном центральном бюро Интерпола в России 1996 г. // СЗ. 1996. №43.
 
 Протокол к Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. 1997 г. // Вестник ВАС РФ. 1997. №8.
 
 "Грязные" деньги и закон. Правовые основы борьбы с легализацией преступных доходов / Под обш. ред. ЕЛ. Абрамова. М., 1994.
 
 Анисимов Л.Н. Наркотики: правовой режим. М., 1974.
 
 Бастрыкин А.И. Взаимодействие советского уголовно-процессуального и международного права. Л., 1986.
 
 Бастрыкин А.И. Институт выдачи: взаимодействие национальных и международных норм // СЕМП. 1989-90-91. СПб, 1992. С. 115-124.
 Бельсон Л.М. Россия в Интерполе // Правоведение. 1994. № 4. С. НО-115.
 
 Блищенко И.П.. Жданов Н.В. Сотрудничество государств в борьбе с преступлениями международного характера. М., 1994.
 
 Бирюков П.Н. Взаимодействие органов ФСНП РФ с зарубежными правоохранительными органами при расследовании налоговых преступлений: правовые вопросы. Воронеж, 1999.
 Бирюков П.Н. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью и правовая система РФ. Воронеж, 1997.
 
 Бородин С.В., Ляхов Е.Г. Международное сотрудничество в борьбе с уголовной преступностью. М., 1983.
 
 Валеев P.M. Выдача преступников в современном международном праве (Некоторые вопросы теории и практики). Казань, 1976.
 Галенская Л.Н. Международная борьба с преступностью. М., 1972.
 
 Горшкова С.А., Турсунов И.Ю. О применении норм международного права правоохранительными органами РФ (обзор материалов научно-практической конференции) // ГиП. 1996. № 5. С. 138-151.
 
 Игнашенко Г.В. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью. Свердловск, 1980.
 
 Курс международного права. В 7 т. Т. 6. М., 1992.
 
 Наумов А.В. Преступления против мира и безопасности человечества и преступления международного характера // ГиП. 1995. № 6.
 
 Николаева З.А. Квалификация преступлений, совершенных на территории иностранных государств // Правоведение. 1994. № 2. Ляхов Е.Г. Терроризм и межгосударственные отношения. М., 1991.
 
 Орлов Г.С. Расследование преступлений, совершаемых иностранными гражданами и в отношении их. Иркутск, 1993.
 
 Панов В.П. Сотрудничество государств в борьбе с международными уголовными преступлениями. М., 1993.
 
 Родионов К.С. Интерпол: вчера, сегодня, завтра. М., 1990.
 
 Сшепаненко В.И. Заключение под стражу с целью выдачи иностранному государству// СГиП. 1991. №11.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Г л а в а 1 9
 МЕЖДУНАРОДНОЕ МОРСКОЕ ПРАВО
 § 1. Понятие и источники международного морского права
 
  Международное морское право является одной из старейших отраслей международного права и представляет собой совокупность международно-правовых принципов и норм, определяющих правовой режим морских пространств и регулирующих отношения между государствами, другими участниками правоотношений в связи с их деятельностью по использованию морей, океанов и их ресурсов.
  Первоначально морское право создавалось в форме обычных норм; его кодификация была проведена в середине XX в. I Конференция ООН по морскому праву завершилась принятием в Женеве в 1958 г. четырех конвенций: об открытом море; о территориальном море и прилежащей зоне; о континентальном шельфе; о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря (РФ в этой Конвенции не участвует). II Конференция, проходившая в 1960 г., успеха не имела. На III Конференции была принята Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.1
  Отдельные аспекты сотрудничества в использовании морских пространств и их ресурсов регулируются специальными соглашениями (Международная конвенция по охране подводных кабелей 1884 г., Конвенция об учреждении ИМКО (ныне Международная морская организация) 1948 г., Международная конвенция электросвязи 1983г. и др.).
  Таким образом, международное морское право регламентирует деятельность человечества в водных пространствах, включающую в себя определение правового режима различного рода территорий, установления статуса членов экипажа и пассажиров морских судов, порядка освоения природных ресурсов океана и т.д.
  Имеются несколько видов водных пространств, различающихся по правовому режиму.
 
 § 2. Внутренние воды
 
  Внутренние воды являются частью территории соответствующего государства. Во внутренние воды входят:
  водоемы, полностью окруженные берегами одного государства или все побережье которых принадлежит одному государству;
  акватории портов, очерченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки портовых сооружений;
  воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, принятых для отсчета территориальных вод (см. § 3 настоящей главы);
  морские бухты, заливы, лиманы, берега которых принадлежат одному государству и ширина входа в которые не превышает 24 морских миль. В случае, если ширина входа в залив превышает 24 мили, то внутри залива от берега к берегу проводится прямая линия в 24 мили длиной таким образом, чтобы ею ограничивалось возможно большее пространство. Водная территория, расположенная внутри этой линии, является внутренними водами.
  Кроме того, внутренними считаются т.н. "исторические воды", перечень которых устанавливается правительством соответствующего государства. К историческим водам относятся воды некоторых заливов (независимо от ширины входа), которые в силу исторической традиции или международного обычая считаются внутренними водами прибрежного государства, например: залив Петра Великого на Дальнем Востоке (ширина входа более ста миль); Гудзонов залив в Канаде (пятьдесят миль) и др. Отечественная доктрина международного права относит к внутренним водам РФ также моря: Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское.
  Как уже говорилось, воды портов являются частью внутренних вод прибрежного государства; при этом в качестве берегов рассматриваются наиболее выдающиеся в море постоянные портовые сооружения (ст. 11 Конвенции 1982 г.). Прибрежное государство определяет порядок доступа в свои порты иностранных судов, устанавливает порты, закрытые для доступа, и т.д. Для посещения открытых портов, как правило, не требуется запрашивать разрешение прибрежного государства или уведомлять об этом. В закрытые порты заход допускается лишь с разрешения прибрежного государства.
  Иностранные невоенные суда могут заходить во внутренние воды с разрешения прибрежного государства и должны соблюдать его законы.
  В 1998 г. в РФ принят Федеральный закон "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации".1 Закон устанавливает режим внутренних вод РФ.
  Прибрежное государство осуществляет во внутренних водах все права, вытекающие из суверенитета. Оно регулирует судоходство и рыболовство; на этой территории запрещено заниматься каким-либо промыслом или научными исследованиями без разрешения компетентных органов прибрежного государства. На деяния, совершенные во внутренних водах на иностранных невоенных судах, распространяется юрисдикция прибрежного государства (если иное не установлено международным договором - например, соглашениями о торговом судоходстве). Иммунитетом от юрисдикции прибрежного государства пользуются лишь иностранные военные корабли, находящиеся во внутренних водах с согласия прибрежного государства.
 
 § 3. Территориальные воды (территориальное море)
 
  Территориальные воды (территориальное море) - это морской пояс, расположенный вдоль берега или непосредственно за внутренними морскими водами прибрежного государства и находящийся под его суверенитетом. Острова, находящиеся за пределами территориального моря, имеют свое собственное территориальное море. Однако прибрежные установки и искусственные острова территориальных вод не имеют.
  Ширина территориального моря у подавляющего большинства государств составляет 12 морских миль. Боковая граница территориальных вод смежных государств, а также границы территориального моря противолежащих государств, берега которых отстоят друг от друга менее чем на 24 (12+12) мили, определяется международными договорами.
  Суверенитет прибрежного государства распространяется на водное пространство территориального моря, воздушное пространство над ним, а также на поверхность дна и недра в этой зоне (ст. 1, 2 Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне). Территориальное море является частью территории соответствующего государства. Вместе с тем нормами международного права признается право мирного прохода иностранных невоенных судов через территориальное море (в том числе для захода в порты).
  Существуют три основных способа отсчета территориальных вод:
  1) от линии наибольшего отлива вдоль берега прибрежного государства;
  2) если береговая линия извилиста или изрезана либо вблизи от берега имеется цепь островов, может применяться метод прямых исходных линий, соединяющих наиболее выдающиеся в море точки берега и островов;
  3) от внутренних морских вод.
  Внешней границей территориального моря является линия, каждая точка которой находится от ближайшей точки прямой исходной линии на расстоянии, равном ширине территориального моря (12 миль).
  Как уже отмечалось, любая деятельность физических и юридических лиц в иностранных территориальных водах может производиться лишь с согласия прибрежного государства. Однако объем суверенных прав прибрежного государства в территориальном море несколько уже, чем во внутренних водах. Из объема правомочий государства устанавливается исключение - право мирного прохода. Невоенные суда всех государств пользуются правом мирного прохода через территориальное море.
  При этом под проходом понимается плавание через территориальное море с целью:
  пересечь это море, не заходя во внутренние воды или не становясь на рейде или у портового сооружения за пределами внутренних вод; или
  пройти во внутренние воды или выйти из них или стать на рейде или у портового сооружения (ст. 18 Конвенции 1982 г.).
  "Проход является мирным, если только им не нарушается мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства" (ст. 19 Конвенции 1982 г.).
  Проход признается нарушающим "мир, добрый порядок и безопасность" прибрежного государства, если судно осуществляет:
  a) угрозу силой или ее применение против суверенитета, территориальной целостности или политической независимости прибрежного государства или каким-либо другим образом в нарушение принципов международного права, воплощенных в Уставе ООН;
  b) любые маневры или учения с оружием любого вида;
  c) любой акт, направленный на сбор информации в ущерб обороне или безопасности прибрежного государства;
  d) любой акт пропаганды, имеющей целью посягательство на оборону или безопасность прибрежного государства;
  e) подъем в воздух, посадку или принятие на борт любого летательного аппарата;
  f) подъем в воздух, посадку или принятие на борт любого военного устройства;
  g) погрузку или выгрузку любого товара или валюты, посадку или высадку любого лица вопреки таможенным, фискальным, иммиграционным или санитарным законам и правилам прибрежного государства;
  h) любой акт преднамеренного и серьезного загрязнения вопреки настоящей Конвенции;
  i) любую рыболовную деятельность;
  j) проведение исследовательской или гидрографической деятельности;
  к) любой акт, направленный на создание помех функционированию любых систем связи или любых других сооружений или установок прибрежного государства;
  1) любую другую деятельность, не имеющую прямого отношения к проходу.
  Прибрежное государство имеет право устанавливать разрешительный порядок прохода иностранных военных судов через свои территориальные воды. Подводные лодки в территориальном море должны следовать на поверхности и поднимать свой флаг (ст. 20 Конвенции 1982 г.).
 
 § 4. Открытое море
 
  За внешней границей территориального моря находятся пространства морей и океанов, которые не входят в состав территориальных вод какого-либо государства и образуют открытое море. Открытое море не находится под суверенитетом ни одного из государств, все государства имеют право пользоваться на началах равенства открытым морем в мирных целях (свобода мореплавания, полетов, научных исследований и т.д.).
  В соответствии со ст. 87 Конвенции 1982 г. все государства (в том числе и не имеющие выхода к морю) имеют в открытом море право на:
  свободу судоходства;
  свободу полетов;
  свободу прокладывать подводные кабели и трубопроводы;
  свободу рыболовства;
  свободу возводить искусственные острова и другие установки, допускаемые международным правом;
  свободу научных исследований.
  Указанный перечень не является ограниченным.
  Открытое море резервируется для мирных целей. Никакое государство не вправе претендовать на подчинение какой-либо части открытого моря своему суверенитету.
  В открытом море судно подчиняется юрисдикции того государства, под флагом которого оно плавает. Судно рассматривается как часть территории государства, в котором оно зарегистрировано. Исключения из этого правила устанавливаются международными договорами. Так, ст. 22 Конвенции об открытом море 1958 г. устанавливает, что военный корабль не вправе подвергать осмотру иностранное торговое судно, если нет достаточных оснований подозревать:
  что судно занимается пиратством или работорговлей;
  что судно, хотя на нем поднят иностранный флаг, имеет ту же национальность, что и данный военный корабль.
  Каждое государство определяет условия предоставления своей национальности судам, правила регистрации судов на его территории и права судна плавать под его флагом. При этом каждое государство:
  ведет регистр судов;
  принимает юрисдикцию над каждым судном, плавающим под его флагом, и его экипажем;
  обеспечивает контроль годности судов к плаванию;
  обеспечивает безопасность мореплавания, предотвращает аварии.
  Ни арест, ни задержание судов не могут быть произведены в открытом море даже в качестве меры расследования по распоряжению каких-либо иных властей, кроме властей государства флага судна.
  Существует право преследования по "горячим следам". Данное правомочие властей прибрежного государства предусмотрено ст. 23 Конвенции об открытом море 1958 г. Преследование иностранного судна может быть предпринято, если компетентные власти прибрежного государства имеют достаточные основания считать, что это судно нарушило законы и правила этого государства. Преследование должно начаться тогда, когда иностранное судно или одна из его шлюпок находятся во внутренних водах, в территориальном море или в прилежащей зоне преследующего государства, и может продолжаться за пределами территориального моря или прилежащей зоны только при условии, если оно не прерывается. Право преследования прекращается, как только преследуемое судно входит в территориальное море своей страны или третьего государства.
  Преследование должно быть начато после подачи зрительного или светового сигнала. Преследование может осуществляться только военными кораблями или военными летательными аппаратами, или судами и аппаратами, находящимися на правительственной службе (например, полицейскими) и специально на это уполномоченными. Право преследования не может осуществляться в отношении военных кораблей, некоторых других судов, состоящих на государственной службе (полицейских, таможенных).
 
 § 5. Прилежащая зона
 
  Прилежащая зона - это зона открытого моря ограниченной ширины, примыкающая к территориальному морю прибрежного государства. Государство в прилежащей зоне осуществляет свою юрисдикцию в целях обеспечения своих таможенных, санитарных, иммиграционных и иных правил. По Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г. ширина прилежащей зоны не может превышать 12 миль от тех же исходных линий, от которых отмеряется и территориальное море. Иными словами, право на прилежащую зону имеют те государства, территориальное море которых меньше 12 миль. Согласно Конвенции по морскому праву 1982 г., прилежащая зона распространяется на расстояние до 24 миль.
  Цель установления прилежащей зоны - предотвращение возможного нарушение законов и правил прибрежного государства в пределах его территориальных вод и наказание за нарушение этих законов и правил, совершенное в пределах его территории. В последнем случае может осуществляться преследование по горячим следам.
 
 § 6. Континентальный шельф
 
  Континентальный шельф - это затопленная морем часть материковой территории. Согласно Конвенции о континентальном шельфе 1958 г. под континентальным шельфом понимается морское дно (включая его недра), простирающиеся от внешней границы территориального моря до установленных международным правом пределов, над которым прибрежное государство осуществляет суверенные права в целях разведки и разработки его природных богатств.
  Согласно Конвенции 1958 г. (ст. 1) под континентальным шельфом понимается поверхность и недра морского дна подводных районов, примыкающих к берегу, но находящихся вне зоны территориального моря до глубины 200 м или за этим пределом, до такого места, до которого глубина покрывающих вод позволяет разработку естественных богатств этих районов, а также поверхность и недра подобных районов, примыкающих к берегам островов. Таким образом, внешней границей шельфа является изобата - линия, соединяющая глубины в 200 м. Естественные богатства шельфа включают минеральные и прочие неживые ресурсы поверхности и недр морского дна шельфа, а также живые организмы "сидячих" видов - организмы, которые в период своего промыслового развития прикреплены ко дну или передвигаются только по дну (раки, крабы и т.п.).
  Если на один и тот же континентальный шельф имеют право государства, берега которых расположены друг против друга, граница шельфа определяется соглашением между этими государства, а при отсутствии соглашения - по принципу равного отстояния от ближайших точек исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. В некоторых случаях споры о разграничении континентального шельфа рассматривались Международным Судом ООН, который и определял границы шельфа.
  Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. (ст. 76) дает несколько иное определение границ континентального шельфа. Это:
  морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределами территориального моря на всем протяжении естественного продолжения сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка или на расстояние 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, когда внешняя граница подводной окраины материка не простирается на такое расстояние;
  если граница материка простирается далее 200 миль, то внешняя граница шельфа не должна находиться далее 350 миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, или не далее 100 миль от 2500-метровой изобаты (линии, соединяющей глубины в 2500 м).
  Права прибрежного государства на континентальном шельфе не затрагивают правового статуса покрывающих вод и воздушного пространства над ним. Поскольку морское пространство над континентальным шельфом продолжает оставаться открытым морем, все государства имеют право осуществлять судоходство, полеты, рыболовство, прокладывать подводные кабели и трубопроводы. Вместе с тем установлен особый режим разведки и разработки природных ресурсов. Прибрежное государство имеет право в целях разведки и разработки природных ресурсов шельфа возводить соответствующие сооружения и установки, создавать вокруг них зоны безопасности (до 500 м). Осуществление прав прибрежного государства не должно ущемлять прав судоходства и других прав иных государств.
  Прибрежное государство вправе определять трассы для прокладки кабелей и трубопроводов, разрешать возводить установки и проводить бурильные работы, сооружать искусственные острова.
  В 1995 г. в РФ принят Федеральный закон "О континентальном шельфе Российской Федерации"1.
 
 § 7. Исключительная экономическая зона
 
  Термин "исключительная экономическая зона" стал использоваться в международных документах и внутригосударственных актах в конце 60-х - начале 70-х гг. Согласно Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. (ст. 55) экономическая зона представляет собой район, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему. Ширина экономической зоны не должна превышать 200 морских миль, отсчитываемых от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.
  Прибрежное государство в экономической зоне имеет:
  суверенные права в целях разведки, разработки и сохранения природных ресурсов как живых, так и неживых, находящихся на дне, в его недрах и в покрывающих его водах, а также в целях управления этими ресурсами, и в отношении других видов деятельности по экономической разведке и разработке ресурсов зоны;
  сооружать, а также разрешать и регулировать создание и эксплуатацию искусственных островов и установок, устанавливать вокруг них зоны безопасности;
  определять время и места лова, устанавливать допустимый улов живых ресурсов, устанавливать условия получения лицензий, взимать сборы;
  осуществлять юрисдикцию в отношении создания искусственных островов, установок и сооружений;
  разрешать морские научные исследования;
  принимать меры по защите морской среды.
  В экономической зоне все государства пользуются свободой судоходства и полетов, прокладки подводных кабелей и трубопроводов и др. Государства при осуществлении своих прав должны учитывать суверенные права прибрежного государства.
  Государства, не имеющие выхода к морю, с разрешения прибрежного государства вправе участвовать на справедливой основе в эксплуатации ресурсов зоны.
 
 § 8. Международный район морского дна
 
  Морское дно за пределами континентального шельфа и экономической зоны является территорией с международным режимом и образует международный район морского дна (далее - Район)1. Вопрос об установлении режима Района возник с достижением технических возможностей разработки глубоководных залежей природных ресурсов.
  Правовой режим, а также порядок исследования и добычи ресурсов Района урегулированы Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. Конвенция (ст. 137) устанавливает, что ни одно государство не может претендовать на суверенитет или осуществлять суверенные права в отношении какой бы то ни было части Района и его ресурсов. Район был объявлен "общим наследием человечества". Это означает, что права на ресурсы Района принадлежат всему человечеству, от имени которого действует Международный орган по морскому дну. Полезные ископаемые Района могут быть отчуждены в соответствии с нормами международного права и правилами, устанавливаемыми Международным органом по морскому праву, создаваемым на основании Конвенции 1982 г. Предусмотрена, в частности, возможность разведки и разработки ресурсов Района как специальным подразделением Органа - Предприятием, так и отдельными государствами по договору с Органом. Предприятие непосредственно осуществляет деятельность в Районе, транспортировку, переработку и сбыт минералов.
  Орган имеет не только функции и полномочия, предоставленные Конвенцией, но и подразумеваемые полномочия, необходимые для его осуществления. В рамках Органа учреждены Ассамблея, Совет и Секретариат.
 
 § 9. Международные проливы
 
  Проливы играют важную роль в международном мореплавании, создании единой системы морских путей. Пролив - это естественный морской проход, соединяющий районы одного и того же моря или моря и океаны между собой.
  Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. установила следующие виды проливов, используемых для международного судоходства:
  проливы между одной частью открытого моря или экономической зоны, в которых любые суда пользуются правом беспрепятственного транзитного прохода в целях непрерывного и быстрого прохода или пролета через пролив;
  проливы между островом и континентальной частью прибрежного государства, в которых применяется право мирного прохода как для транзита, так и для захода в территориальные и внутренние воды;
  проливы между одним районом открытого моря и территориальным морем государства, в которых также применяется право мирного прохода;
  проливы, правовой режим в которых регулируется специальными международными соглашениями (Черноморские проливы, Балтийские проливы и т.д.).
  Граничащие с международным проливом государства вправе в пределах, предусмотренных международными соглашениями, регулировать транзитный и мирный проход судов и летательных аппаратов через пролив, в частности, устанавливать правила относительно:
  безопасности судоходства;
  предотвращения загрязнения с судов;
  недопущения рыболовства;
  погрузки и выгрузки товаров, посадки и высадки лиц в нарушение таможенных, фискальных, санитарных или иммиграционных правил и т.п.
 
 § 10. Международные каналы
 
  Международные каналы представляют собой соединяющие моря и океаны искусственные сооружения, расположенные на путях интенсивного морского судоходства и используемые всеми государствами в соответствии с международным правом и национальным законодательством. Особенностью правового режима международных каналов является то, что они, будучи частью территории государства - владельца канала, подпадают под действие соответствующих международных договоров, существенно ограничивающих правомочия данного государства.
  Принципы правового режима международных каналов: уважение суверенных прав собственника канала и невмешательство в его внутренние дела; свобода судоходства по каналу для судов всех государств без какой бы то ни было дискриминации; обязанность пользователей соблюдать нормы международного права и национального законодательства государства - владельца канала.
  Режим судоходства по большинству каналов характеризуется следующими основными чертами:
  каналы в мирное время открыты для всех невоенных судов и военных кораблей всех государств;
  администрации канала предварительно сообщается название и принадлежность судна, получается свидетельство на судно (в большинстве каналов ограничивается прохождение судов определенных размеров и тоннажа), предусмотрена уплата сборов;
  устанавливаются правила прохождения канала.
  В военное время воюющим государствам в канале запрещается высаживать и принимать на борт войска, грузить и разгружать военные грузы и т.д.; в отношении территории канала запрещается блокада.
  Детально правовой режим каналов регулируется национальным правом соответствующего государства и международными договорами, например, Конвенцией относительно обеспечения свободного плавания по Суэцкому каналу 1888 г.
 
 § 11. Правовое положение военных кораблей
 
  Военный корабль - это судно, принадлежащее к вооруженным силам какого-либо государства, имеющее внешние знаки, отличающие его от невоенных судов, находящееся под командой офицера, состоящего на службе правительства данного государства, фамилия которого занесена в список военнослужащих, и имеющее экипаж, подчиненный регулярной военной дисциплине.
  Права и обязанности военного корабля в открытом море и иностранных территориальных и внутренних водах регламентируются Женевскими конвенциями 1958 г., Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г., другими соглашениями, а также национальным законодательством соответствующих государств.
  Иностранные военные корабли обладают: иммунитетом от юрисдикции иностранного государства (нераспространения в открытом море законов и правил иностранного государства, в территориальном море и внутренних водах-уголовной, гражданской и административной юрисдикции); иммунитетом от принудительных действий (арестов, обысков, конфискаций и т.п.); специальными привилегиями (освобождение от таможенного досмотра, большинства сборов и пошлин).
  В открытом море военные корабли в отношении иностранных невоенных судов вправе:
  производить осмотр судна, если имеются достаточные основания полагать, что оно занимается пиратством, несанкционированным вещанием, не имеет государственной принадлежности или, хотя несет иностранный флаг, имеет ту же государственную принадлежность, что и производящий осмотр корабль;
  вести борьбу с пиратством - преследовать и захватить пиратское судно и находящееся на нем имущество, арестовать находящихся на нем лиц;
  осуществлять преследование по "горячим следам";
  сотрудничать в пресечении несанкционированного вещания;
  осуществлять иные правомочия, предусмотренные международными договорами.
  В территориальных и внутренних водах военные корабли подчиняются правилам судоходства и пребывания, установленным прибрежным государством.
 
 
 § 12. Международно-правовые вопросы оказания помощи
 и спасания на море
 
  Правовые вопросы оказания помощи и спасания на море регламентируются Международной конвенцией для объединения некоторых правил относительно оказания помощи и спасания на море 1910 г. и Протоколом 1967 г. к ней, Конвенцией об открытом море 1958 г., Международной конвенцией по охране человеческой жизни на море 1974 г. и Протоколом 1978 г. к ней, Международной конвенцией по поиску и спасанию на море 1979 г., Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г., другими документами.
  Соглашениями предусмотрен ряд мер по обеспечению безопасности плавания: все суда должны быть оснащены навигационным оборудованием и радиоаппаратурой, обеспечены находящимися в исправном состоянии спасательными средствами.
  Капитаны судов обязаны оказывать помощь любому обнаруженному в море лицу, которому угрожает гибель; следовать на помощь терпящим бедствие судам; после столкновения оказывать помощь пострадавшему судну. Уклонение от оказания помощи признано преступлением. Спасание осуществляется безвозмездно, однако спасавшему судну может быть выплачено вознаграждение.
  Государства обеспечивают принятие необходимых мер в деле обеспечения поиска и спасания людей, терпящих бедствие на море у их берегов. В этих целях они организуют морскую поисково-спасательную службу; координируют деятельность национальных средств спасания; разрешают немедленный допуск спасательных судов в свои территориальные воды и воздушное пространство для целей поиска и спасания; обмениваются информацией о спасательных единицах и береговых станциях наблюдения, средствах связи. Национальные спасательно-координационные центры, получив информацию о бедствии, устанавливают местонахождение терпящего бедствие судна, определяют зону, в которой необходимо вести поиск, организуют поисково-спасательные операции и т.д.
 
 
 Документы и литература
 
 Конвенция относительно обеспечения свободного плавания по Суэцкому каналу 1888 г. // Международные отношения и внешняя политика СССР. М, 1957. С. 19-23.
 
 Конвенция о режиме проливов 1936 г. // Действующее международное право / Сост. ЮМ. Колосов и Э.С. Кривчикова. Т. 3. С. 493-501.
 
 Конвенция о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г. // Ведомости СССР. 1964. № 43.
 
 Конвенция об открытом море 1958 г. // Ведомости СССР. 1962. № 46.
 
 Конвенция о континентальном шельфе 1958 г. // Ведомости ССОР. 1964 № 28
 
 Договор о Панамском канале 1977 г. // Действующее международное право / Сост ЮМ. Колосов и Э.С. Кривчикова. Т. 3. С. 505-521.
 
 Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. // Там же. С. 322 - 475.
 
 Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, 1988 г. // Международное сотрудничество в борьбе с преступностью / Сб. документов / Сост. П.Н. Бирюков и R.A. Панюшкин. Воронеж, 1997. С. 77-83.
 Протокол о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе 1988 г //Там же. С. 83-85.
 
 Федеральный закон "О континентальном шельфе Российской Федерации" от 30 ноября 1995 г. // СЗ. 1995. № 49. Ст. 4694.
 
 Федеральный закон "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" от 31 июля 1998г.//СЗ. 1998 №31 Ст 3833
 
 Курс международного права. В 7 т. Т. 5. М., 1992.
 
 Международное морское право. Справочник / Под ред. Г.С. Горшкова. М., 1985
 
 Молодцов С.В. Международное морское право. М., 1987.

<< Пред.           стр. 17 (из 27)           След. >>

Список литературы по разделу