<< Пред.           стр. 18 (из 27)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 Мировой океан и международное право / Отв. ред. А.ПМовчан. А.Янков М 1986
 
 
 
 Г л а в а 2 0
 МЕЖДУНАРОДНОЕ ВОЗДУШНОЕ ПРАВО
 § 1. Понятие и источники международного воздушного права
 
  Нормы, регламентирующие отдельные аспекты правового статуса воздушного пространства, начали складываться в конце XIX в. С открытием в 20-х гг. регулярных полетов стало возможным говорить о значении практического использования воздушного пространства; начали активно осуществляться воздушные перевозки коммерческого характера. Государства заключали соглашения о порядке использования воздушного пространства, о международных полетах и т.д. Предметом международно-правового регулирования становилось все больше вопросов воздухоплавания, совершенствовалась правовая регламентация, и, наконец, международные нормы и институты образовали самостоятельную отрасль международного права-международное воздушное право.
  Нормы международного воздушного права зафиксированы во многих международных документах и, в частности, в Варшавской конвенции для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, 1929 г. (ратифицирована СССР в 1934 г.), Чикагской конвенции о международной гражданской авиации 1944 г. (СССР участвует с 1970 г.), Конвенции об ущербе, причиненном иностранными воздушными судами третьим лицам на поверхности, 1952 г. (РФ участвует), Конвенции об открытом море 1958 г., двусторонних соглашениях о международном воздушном сообщении, о предотвращении инцидентов в воздушном пространстве, о налогообложении доходов от воздушных перевозок и т.д.
  Важнейшими принципами современного международного воздушного права являются: уважение суверенитета государства над воздушным пространством в пределах его территории; обеспечение безопасности международной гражданской авиации; свобода полетов в международном воздушном пространстве.
 
 § 2. Правовой статус воздушного пространства
 
  В неюридическом смысле под воздушным пространством понимается надземное пространство, заполненное воздухом. С точки зрения права, воздушное пространство является территорией с определенным юридическим статусом.
  Различают два вида воздушного пространства по правовому положению: пространство, входящее в состав территории государства, и международное воздушное пространство над открытым морем и Антарктидой.
  Воздушное пространство над сухопутной и водной территорией государства находится под его суверенитетом. Высотная граница государственной территории установлена в соответствии с обычными нормами международного права на высоте 100-110 км. Пространство, находящееся выше этой границы, относится к территориям с международным режимом.
  Международное воздушное право регулирует полеты только воздушных судов. Полеты в воздушном пространстве космических объектов регламентируются нормами космического права.
  Воздушное судно представляет собой летательный аппарат, который может держаться в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от земной поверхности. К воздушным судам не относятся: космические корабли, суда на воздушной подушке, метеорологические шары и беспилотные аэростаты.
  Воздушные суда подразделяются на гражданские и государственные. В число последних входят воздушные суда, используемые на военной, таможенной и полицейской службах.
  Все воздушные суда подлежат государственной регистрации. Гражданские суда заносятся в реестр гражданских воздушных судов. Государственные суда должны иметь знаки принадлежности к вооруженным, таможенным, полицейским силам государства. Военный летательный аппарат - это летательный аппарат, принадлежащий вооруженным силам какого-либо государства и имеющий внешние признаки (отличительный знак, бортовой номер), отличающие его от летательных аппаратов других государств. Летательный аппарат находится под командованием офицера, состоящего на правительственной службе, имя которого внесено в список офицеров вооруженных сил; экипаж летательного аппарата подчинен регулярной военной дисциплине.
  Воздушное судно может быть занесено в реестр только одного государства и иметь только одну государственную принадлежность.
  Воздушные суда осуществляют два типа полетов: международные полеты и полеты в пределах одного государства.
  К международным относятся все полеты, при которых пересекается граница более чем одного государства. Международные полеты в свою очередь подразделяются на регулярные и нерегулярные. Регулярные полеты осуществляются с целью перевозки грузов, пассажиров и почты; доступны для любого лица; производятся между одними и теми же пунктами в соответствии с опубликованным расписанием. Нерегулярные полеты - это эпизодические, разовые полеты, например, для обеспечения чартерных перевозок.
 
 § 3. Режим полетов в суверенном воздушном пространстве
 
  Воздушное пространство, расположенное над территорией государства, является частью его территории. Государство обладает полным и исключительным суверенитетом над своим воздушным пространством и имеет право разрешать или запрещать любые полеты над своей территорией.
  Для организации полетов воздушных судов и осуществления других видов деятельности по использованию воздушного пространства государство выделяет воздушные трассы, определяет районы аэродромов, воздушные коридоры для прилета и вылета воздушных судов и т.д. Каждое государство также обязано предоставлять на своей территории радио- и метеорологические службы, иные средства для аэронавигации, устанавливать процедуры связи, издавать соответствующие карты и схемы.
  В целях обеспечения государственной или общественной безопасности государства вправе также устанавливать зоны ограничения полетов. Эти ограничения могут заключаться в особом порядке получения разрешения на полет, определении специальных условий производства полетов, ограничении полетов и т.д. В отдельных районах государства полеты могут быть полностью запрещены.
  Государства регулируют деятельность национальных и иностранных авиакомпаний, порядок и условия выдачи разрешения на эксплуатацию международных воздушных линий, условия полета, посадки на аэродромах, перевозки пассажиров, грузов, багажа и др.
  В соответствии с международными договорами выработаны следующие "права или свободы воздуха":
  право выполнять транзитные беспосадочные полеты в своем пространстве иностранным авиаперевозчиком;
  право выполнять полет с посадкой (для дозаправки и др.);
  право принимать на борт и высаживать на территории иностранного государства пассажиров, выгружать грузы, багаж и почту;
  те же действия для любых третьих стран;
  право осуществлять перевозки между третьими государствами через свою территорию;
  право осуществлять перевозки между третьими странами, минуя свою территорию.
  Государства обязаны принимать меры для обеспечения того, чтобы каждое воздушное судно, совершающее полет в пределах его территории, а также каждое воздушное судно, несущее государственный опознавательный знак, соблюдало действующие правила. События 1983 г., когда в районе советского Дальнего Востока был сбит иностранный гражданский самолет, находившийся в воздушном пространстве СССР без разрешения, послужили основанием к принятию поправки 3 bis к Чикагской конвенции 1944 г. В соответствии с этой поправкой каждое государство имеет право требовать посадки в аэропорту иностранного гражданского воздушного судна, если оно совершает полет над его территорией без его разрешения. В случае перехвата нарушителя не должна ставиться под угрозу безопасность находящихся на борту лиц и безопасность воздушного судна.
  Российская Федерация осуществляет полный и исключительный суверенитет над своим воздушным пространством. Воздушное пространство в пределах границ РФ является государственной территорией РФ. Правовой режим воздушного пространства РФ регламентируется большим числом внутригосударственных актов (Закон РФ "О Государственной границе Российской Федерации" от 1 апреля 1993 г. с изменениями, внесенными Федеральным законом от 29 ноября 1996 г. и Федеральным законом от 19 июля 1997 г.; Воздушный кодекс Российской Федерации от 19 марта 1997 г., Наставление по производству полетов и др.) и международными договорами.
  Полеты иностранных судов в воздушном пространстве РФ могут выполняться на основании и в соответствии с условиями международных договоров и нормами национального законодательства. Устанавливаются, в частности, правила пролета государственной границы, маршрут и правила полета, места посадки и т.д. Органами исполнительной власти могут выдаваться разрешения на совершение разовых полетов.
  Иностранные воздушные суда могут влетать в воздушное пространство РФ и вылетать из него только в установленных местах, совершать полеты по специальным международным трассам, совершать посадки в аэропортах, открытых для иностранных воздушных судов. Над некоторыми районами и объектами полеты воздушных судов могут быть ограничены.
  На воздушные суда, их экипажи, пассажиров и грузы, находящиеся в воздушном пространстве РФ, распространяется гражданская, административная и уголовная юрисдикция РФ. Исключения из этого правила могут устанавливаться международными договорами.
  Особые правила допуска в воздушное пространство РФ установлены для иностранных военных летательных аппаратов. Они могут осуществлять полеты в воздушном пространстве РФ только с разрешения федеральных органов исполнительной власти.
  Нарушение правил полетов в воздушном пространстве РФ влечет установленную законом ответственность.
 
 § 4. Режим полетов в международном воздушном пространстве
 
  Открытое воздушное пространство -- это пространство над открытым морем и иными территориями с особым режимом (Антарктида, международные проливы и каналы, архипелажные воды).
  В открытом воздушном пространстве признаны следующие свободы:
  свобода беспрепятственно осуществлять полеты;
  право государства регистрации осуществлять юрисдикцию над воздушными судами;
  право захватывать воздушное пиратское судно и осуществлять "преследование по горячим следам".
  Эти свободы реализуются в дозволенных международным правом рамках. Так, в воздушном пространстве Антарктики запрещено использовать государственные летательные аппараты в военных целях.
  Особые правила установлены для пролета над международными каналами, проливами и т.д.
 
 
 
 § 5. Ответственность за ущерб, причиненный иностранными
 воздушными судами третьим лицам на поверхности
 
  Любое лицо, которому причинен ущерб на поверхности, имеет право на возмещение, предусмотренное Конвенцией об ущербе, причиненном иностранными воздушными судами третьим лицам на поверхности, 1952 г. (РФ участвует).
  Конвенция применяется к случаям причинения ущерба на территории участника Конвенции воздушным судном, зарегистрированным в другом государстве-участнике.
  Право на возмещение ущерба возникает только при условии доказательства, что этот ущерб причинен воздушным судном, находившимся в полете, либо лицом или предметом, выпавшим из него.
  Однако право на возмещение отпадает, если ущерб не является прямым следствием происшествия, в результате которого причинен ущерб, или если ущерб является результатом простого факта пролета воздушного судна через воздушное пространство в соответствии с существующими правилами воздушного движения.
  Обязанность возместить ущерб, возлагается на эксплуатанта воздушного судна - лицо, которое использует воздушное судно в момент причинения ущерба, причем, если контроль над навигацией воздушного судна сохраняет за собой лицо, от которого прямо или косвенно исходит право пользования воздушным судном, такое лицо считается эксплуатантом.
  Зарегистрированный собственник воздушного судна считается эксплуатантом и как таковой несет ответственность, если только в процессе установления ответственности он не докажет, что эксплуатантом являлось другое лицо, и не примет соответствующие меры к тому, чтобы это лицо выступило в качестве стороны в процессе.
  Лицо не несет ответственности, если:
  а) ущерб является прямым следствием вооруженного конфликта или гражданских волнений либо если такое лицо было лишено возможности использовать воздушное судно в силу акта государственной власти;
  б) докажет, что данный ущерб был причинен исключительно в результате вины лица, которому причинен ущерб, либо его служащих или агентов.
  Если лицо, которое несет ответственность, докажет, что причинению ущерба способствовала вина лица, которому причинен ущерб, либо его служащих или агентов, то возмещение уменьшается в той степени, в какой такая вина способствовала причинению ущерба. Однако такое освобождение от ответственности или ее уменьшение не применяется, если в случае вины служащего или агента лицо, которому причинен ущерб, докажет, что его служащий или агент действовали вне пределов своих полномочий.
  Если лицо, которому причинен ущерб, докажет, что он был причинен в результате преднамеренного действия или бездействия эксплуатанта или его агентов, совершенных с целью причинения ущерба, ответственность эксплуатанта является неограниченной при условии, что служащий или агент действовал при исполнении своих служебных обязанностей и в пределах своих полномочий.
  Если какое-либо лицо незаконно завладевает воздушным судном и использует его, не имея на то согласия лица, обладающего правом пользования этим воздушным судном, его ответственность также является неограниченной.
 
 
 Документы и литература
 
 Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, 1929 г. // СЗ СССР. 1934. № 20. Отд. 2.
 
 Конвенция о международной гражданской авиации 1944 г. и тексты поправок к Чикагской конвенции // Международное публичное право. Сборник документов. Сост. К.А. Бекяшев и А.Г. Кодаков. Т. 2. С. 412-439.
 
 Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов, 1963 г. // Там же. С. 439-445.
 
 Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 г. // СДЦ СССР. Вып. XXVII. М., 1974. С. 292-296.
 
 Конвенция о борьбе с незаконными действиями, направленными против безопасности гражданской авиации 1971 г. // СДЦ СССР. Вып. XXIX. М" 1975. С. 90-95.
 
 Протокол о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию, 1988 г. // Действующее международное право / Сост. ЮМ. Колосов и Э.С. Кривчикова. Т. 3. С. 584-587.
 
 Воздушный кодекс Российской Федерации // Российская газета. 1997. 26 марта.
 
 Бордунов В.Д., Котов А.И., Малеев Ю.Н. Правовое регулирование международных полетов гражданских воздушных судов. М., 1988.
 
 Курс международного права. В 7 т. Т. 5. М., 1992.
 
 Малеев Ю.Н. Международное воздушное право. М., 1986.
 
 Словарь международного воздушного права / Отв. ред. Ю.Н. Малеев. М., 1988.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Г л а в а 2 1
 МЕЖДУНАРОДНОЕ КОСМИЧЕСКОЕ ПРАВО
 § 1. Понятие, источники, субъекты международного
 космического права
 
  В современном международном праве сформировалась новая отрасль - международное космическое право. Объектом этой отрасли являются: отношения по поводу космического пространства и небесных тел; правовое положение космонавтов, искусственных космических объектов, наземных космических систем; космическая деятельность.
  Основными источниками международного космического права являются международные договоры. В их числе - Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 г. (Договор по космосу), Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство, 1968 г., Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами 1972 г. (Конвенция об ответственности), Конвенция о регистрации объектов, запущенных в космическое пространство, 1975 г., Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 г. (Соглашение о Луне), региональные и двусторонние соглашения между государствами, между государствами и международными организациями.
  Важную роль в регулировании правового режима космического пространства играют также Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой 1963 г., Договор об ограничении систем противоракетной обороны 1972 г. и др.
  Субъектами международного космического права являются участники международного правоотношения по поводу деятельности в космическом пространстве или использования космической технологии. Основными субъектами международного космического права являются государства, поскольку именно они осуществляют основной объем космической деятельности.
  Вторичными субъектами международного космического права являются международные организации в соответствии со своей компетенцией (например, Международная организация спутниковой связи и др.). Некоторые международные договоры устанавливают дополнительные условия участия международных организаций в космической деятельности.
  Так, по Конвенции об ответственности 1972 г., для того, чтобы международная организация пользовалась правами и несла обязанности, вытекающие из Конвенции, необходимо соблюдение дополнительных условий:
  организация должна официально заявить о принятии ею обязательств по данной Конвенции;
  большинство членов организации должны быть участниками Договора по космосу 1967 г.;
  организация должна осуществлять космическую деятельность.
  Международное космическое право не исключает возможности осуществления космической деятельности и неправительственными организациями (юридическими лицами). Однако предприятия не становятся субъектами международного космического права, поскольку не вправе принимать непосредственное участие в создании норм этого права. Подписываемые крупными корпорациями контракты с государствами не являются международными договорами, а представляют собой соглашения гражданско-правового характера. Космическая деятельность данными субъектами осуществляется "с разрешения и под постоянным наблюдением соответствующего государства", которое несет ответственность за деятельность таких юридических лиц.
  В международном космическом праве сложились следующие отраслевые принципы: свобода исследования и использования космического пространства и небесных тел; ответственность государств за космическую деятельность; запрещение национального присвоения космического пространства и небесных тел; ненанесение ущерба космическому пространству и небесным телам и др.
 
 § 2. Правовой статус космического пространства и небесных тел
 
  Правовой статус космического пространства
 
  Космическое пространство - это пространство, находящееся за пределами воздушного пространства (т.е. на высоте свыше 100 км).
  Правовой режим космического пространства заключается прежде всего в том, что оно изъято из оборота и не находится в общей собственности; на эту территорию не распространяется суверенитет какого-либо государства. Космическое пространство не подлежит национальному присвоению ни путем провозглашения на них суверенитета, ни путем использования или оккупации, ни любыми иными средствами (ст. II Договора по космосу).
  Космическое пространство открыто для исследования всеми государствами; исследование и использование космического пространства осуществляются на благо и в интересах всех стран независимо от степени их экономического или научного развития и являются достоянием всего человечества. Государства должны осуществлять космическую деятельность в соответствии с обязательствами по международному праву, включая обязательства по Уставу ООН.
  Космическая деятельность - это деятельность в космическом пространстве, а также деятельность на Земле, связанная с деятельностью в космическом пространстве. Основные виды космической деятельности: дистанционное зондирование Земли, непосредственное телевещание из космоса, создание новых технологий, создание орбитальных станций и исследование дальнего космоса, космическая геология, метеорология, навигация, коммерческая деятельность в космосе. Свободы космоса реализуются при строгом соблюдении ограничений, установленных Договором по космосу 1967 г.
  Исследование и использование космоса осуществляются прежде всего путем запуска космических объектов. Под космическими объектами понимаются созданные человеком искусственные спутники Земли, автоматические и пилотируемые ракеты и станции, включая средства доставки. Объект считается космическим, если он был запущен (включая неудачный запуск), а также после возвращения его на Землю (вынужденного или запланированного).
  Все космические объекты, запускаемые на орбиту вокруг Земли или дальше в космическое пространство, подлежат международной и государственной регистрации в соответствии с Конвенцией 1975 г. Регистрация осуществляется как запускающим государством, которое ведет соответствующий регистр, так и международными организациями. Государство регистрации информирует Генерального секретаря ООН о каждом внесенном в его регистр космическом объекте (включая данные о запускающих государствах, регистрационном номере космического объекта, дате и месте запуска, основных параметрах орбиты, общем назначении космического объекта и т.д.).
  Запускающее государство - это государство, осуществляющее запуск, а также государство, с территории или установок которого осуществляется запуск. Таким образом, государство регистрации всегда одно, а запускающих государств может быть несколько.
 
  Правовое положение Луны и других небесных тел
 
  Поверхность или недра Луны или природные ресурсы там, где они находятся, не могут быть собственностью какого-либо государства, международной организации, государственной организации, неправительственного учреждения или физического лица. Государства при проведении научных исследований имеют право собирать на Луне и других небесных телах образцы веществ и вывозить их оттуда. Эти образцы остаются в распоряжении соответствующих государств. Размещение на поверхности Луны или в ее недрах персонала, космических аппаратов, оборудования, установок, станций и сооружений не создает права собственности на поверхность или недра Луны или их участки.
  Луна и другие небесные тела должны использоваться исключительно в мирных целях. В частности, на Луне и других небесных телах запрещается: установка ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения, создание военных баз, сооружений, испытание любых типов оружия, проведение маневров. Однако допускается использование военного персонала для научных исследований или иных мирных целей, использование оборудования для мирного исследования Луны и других небесных тел.
  В соответствии с Соглашением о Луне 1979 г. запрещаются также вывод на орбиту вокруг Луны или на другую траекторию полета к Луне объектов с ядерным оружием или другими видами оружия массового уничтожения, а также установка и использование такого оружия на поверхности Луны или в ее недрах. Запрещаются угроза силой или применение силы и иные враждебные действия или угроза совершения таких действий на Луне или с использованием Луны. На орбиту вокруг Земли запрещается также выводить объекты с ядерным оружием или другим оружием массового уничтожения.
  Согласно Договору по космосу 1967 г. государства обязаны проводить изучение и использование космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, таким образом, чтобы избегать их вредного загрязнения, а также неблагоприятных изменений земной среды вследствие доставки внеземного вещества.
 
 § 3. Правовой статус космонавтов
 
  В соответствии с положениями Договора по космосу 1967 г. и Соглашения о спасании космонавтов 1968 г. государства рассматривают космонавтов как посланцев человечества в космос и должны оказывать им всемерную помощь.
  Принцип неприсвоения космического пространства не исключает осуществления суверенных прав государства в отношении деятельности своих граждан и космических аппаратов, находящихся в космическом пространстве.
  Государство, в регистр которого занесен объект, запущенный в космическое пространство, сохраняет юрисдикцию и контроль над таким объектом и его экипажем во время нахождения в космическом пространстве. При этом все станции, установки и космические корабли на Луне и других небесных телах открыты для представителей других государств. О планируемом посещении объекта государство его регистрации должно быть заблаговременно извещено.
  В случае аварии или вынужденной посадки космического корабля, зарегистрированного в другом государстве, любой участник договора, получив сведения об этом, информирует власти, осуществившие запуск, и Генерального секретаря ООН и принимает все меры по спасанию космонавтов.
  Космонавты, совершившие вынужденную посадку, а также космический объект и его составные части должны быть в безопасности возвращены государству, в регистр которого занесен космический корабль. Расходы, понесенные при выполнении обязательств по обнаружению и возвращению космического объекта или его составных частей, покрываются властями, осуществившими запуск.
  При осуществлении космической деятельности космонавты одного государства должны оказывать любую возможную помощь космонавтам других государств.
 
 
 
 
 § 4. Ответственность в международном космическом праве
 
  Согласно положениям Договора по космосу 1967 г., Конвенции об ответственности 1972 г., других соглашений государства несут международную ответственность за деятельность в космическом пространстве независимо от того, кем она осуществляется - правительственными или неправительственными органами. Космическая деятельность неправительственных организаций, как уже говорилось, должна проводиться с разрешения и под контролем соответствующего государства.
  Понятие "ущерб, причиненный космическим объектом" включает в себя лишение жизни, телесное повреждение или иное повреждение здоровья физических лиц либо уничтожение или повреждение имущества государств, международных организаций, физических и юридических лиц, явившиеся следствием запуска (попытки запуска). Термином "космический объект" охватывается как сам объект, так и средства его доставки.
  В соответствии с Конвенцией 1972 г. запускающее государство несет абсолютную ответственность (т.е. независимо от вины) за выплату компенсации за ущерб, причиненный его космическим объектом лицам или имуществу на поверхности Земли или воздушному судну в полете. Если вне поверхности земли ущерб причинен космическому объекту другого государства, лицам или имуществу на его борту, запускающее государство несет ответственность только в случае его вины или вины лиц, за которых оно отвечает.
  Если запуск объекта производится двумя или более государствами, они несут солидарную ответственность за любой причиненный ущерб. При этом государство, выплатившее компенсацию за ущерб, имеет право регрессного требования к остальным участникам совместного запуска.
  Возмещение ущерба, причиненного гражданам запускающего государства, а также иностранным гражданам, участвующим в операциях, связанных с запуском, производится согласно правилам законодательства запускающего государства.
  Претензия о компенсации за ущерб предъявляется государством, которому либо физическим или юридическим лицам которого причинен ущерб, запускающему государству по дипломатическим каналам либо, если дипломатические отношения между этими государствами не поддерживаются, через Генерального секретаря ООН или третье государство. Таким образом, сами физические и юридические лица, которым причинен ущерб, права на предъявление "международной претензии" к запускающему государству не имеют, что, однако, не является препятствием для предъявления гражданского иска в судах запускающего государства.
  Для предъявления "международной претензии" не требуется, чтобы государство-истец или его физические и юридические лица исчерпали все местные средства правовой защиты. Срок предъявления претензии - не более одного года с даты причинения ущерба или установления запускающего государства.
  Компенсация, которая выплачивается за ущерб, определяется в соответствии с нормами международного права и принципами справедливости с тем, чтобы обеспечить полное возмещение ущерба и восстановить положение, существовавшее до его причинения. Если государства в течение года с момента направления претензии не пришли к согласию о возмещении ущерба, создается комиссия по рассмотрению претензий, решение которой является окончательным.
  В случае, если ущерб причинен межправительственной организацией, осуществляющей космическую деятельность, государства - участники принимают все меры к обеспечению возмещения ущерба этой организацией.
  По закону РФ "О космической деятельности" 1993 г. ответственность за вред, причиненный космическим объектом РФ при осуществлении космической деятельности на территории РФ или за ее пределами, за исключением космоса, возникает независимо от вины причинителя такого вреда.
  Если в любом месте, помимо поверхности Земли, космическому объекту РФ или имуществу на борту такого объекта причинен вред другим космическим объектом РФ при осуществлении космической деятельности, возмещение причиненного вреда в полном объеме возлагается на организацию или гражданина, владеющих космическим объектом, причинившим вред.
  Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица космическим объектом РФ при осуществлении космической деятельности на территории РФ или за ее пределами, подлежит возмещению организацией или гражданином, застраховавшими свою ответственность за причинение вреда (см. ст. 931 ГК РФ).
 
 
 Документы и литература
 
 Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 г. // СДЦ СССР. Вып. XXV. С. 41 - 45.
 
 Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство, 1968 г. // СДД СССР. Вып. XXV. С. 45 - 48.
 
 Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, 1972 г. // СДД СССР. Вып. XXIX. С. 95-101.
 
 Конвенция о регистрации объектов, запущенных в космическое пространство, 1975 г. // СДД СССР. Вып. XXXIV. С. 442-446.
 
 Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 г. // Международное космическое право. М., 1987. С. 52-62.
 
 Колосов Ю.М., Спшшевский С.Г. Борьба за мирный космос: правовые вопросы. М., 1984,
 
 Курс международного права. В 7 т. Т. 5. М., 1992.
 Международное космическое право/ Отв. ред. А.С. Пирадов. М., 1985.
 
 Словарь международного космического права. М., 1992.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Г л а в а 2 2
 МЕЖДУНАРОДНОЕ АТОМНОЕ ПРАВО
 § 1. Понятие и источники международного атомного права
 
  С середины 50-х гг. государства активно сотрудничают в области мирного использования атомной энергии. Возникновение новой сферы человеческой деятельности обусловило необходимость в координации усилий государств по использованию атомной энергии в мирных целях. Было заключено большое число международных соглашений, регулирующих различные аспекты мирной атомной деятельности, сформировалась новая отрасль международного права - международное атомное право1.
  Источниками данной отрасли являются: Устав МАГАТЭ, Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой 1963 г., Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 г., Конвенция о физической защите ядерного материала 1980 г., Конвенция об оперативном оповещении о ядерной аварии 1986 г. и др.
  Международно-правовое регулирование в области мирного использования атомной энергии развивается в следующих основных направлениях:
  ядерное разоружение;
  обеспечение ядерной безопасности и радиационной защиты;
  регламентация ядерного экспорта и транспортировки ядерных веществ;
  физическая защита ядерных материалов;
  атомное судоходство;
  использование ядерных источников энергии в космосе;
  охрана окружающей среды от радиоактивного загрязнения;
  ядерное страхование и установление ответственности за ядерный ущерб;
  помощь в случае ядерной аварии.
  Рассмотрим некоторые из этих направлений.
 
 § 2. Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ)
 
  Международное агентство по атомной энергии (см. также § 4 гл. 12) создано в 1956 г. и действует на основании Устава. Устав МАГАТЭ был принят 26 октября 1956 г. на международной конференции, состоявшейся в Центральных учреждениях ООН в Нью-Йорке, и вступил в силу 29 июля 1957 г.
  Главные органы МАГАТЭ - Генеральная конференция, Совет управляющих, Секретариат.
  Генеральная конференция состоит из представителей всех государств - участников МАГАТЭ и собирается на свои заседания один раз в год. В соответствии с Уставом (ст. V) Генеральная конференция:
  обсуждает любые вопросы, относящиеся к функциям любого органа МАГАТЭ, и дает по ним рекомендации членам Агентства или Совету управляющих;
  принимает решения по вопросам, переданным на ее рассмотрение Советом управляющих;
  выбирает часть членов Совета управляющих;
  осуществляет другие полномочия, предусмотренные Уставом.
  По некоторым вопросам (прием государств в члены МАГАТЭ, принятие бюджета Агентства, утверждение соглашений между Агентством и другими международными организациями и т.д.) Генеральная конференция вправе принимать решения лишь после соответствующего решения Совета управляющих.
  Совет управляющих является исполнительным органом Агентства. В основе формирования Совета лежит принцип наибольшей развитости данного государства в области технологии атомной энергии, включая производство исходных материалов. Совет управляющих состоит из представителей 35 государств; 13 членов Совета как наиболее развитые в области технологии атомной энергии назначаются самим Советом, остальные члены ежегодно избираются Генеральной конференцией.
  Совет управляющих, согласно Уставу МАГАТЭ:
  назначает Генерального директора Агентства с последующим утверждением его Генеральной конференцией;
  заключает соглашения о займах, поставках, проектах МАГАТЭ и технической помощи;
  заключает соглашения с ООН, другими международными организациями, которые подлежат утверждению Генеральной конференцией;
  осуществляет другие полномочия, предусмотренные Уставом.
  Заключаемые Советом соглашения о поставках представляют собой трехсторонние контракты между МАГАТЭ, государством-поставщиком и государством-получателем помощи в области мирного использования атомной энергии. Соглашения о проектах - это двусторонние соглашения между Агентством и государством-получателем помощи. Соглашения о технической помощи заключаются как с членами Агентства, так и с государствами, не входящими в МАГАТЭ. Совет управляющих ежегодно рассматривает и утверждает программу технической помощи в виде услуг и оборудования, предоставляемой Агентством из собственных средств.
  Кроме того, Совет управляющих утверждает нормы безопасности, предписывающие максимально допустимые уровни облучения и основные принципы работы с излучениями, а также нормы безопасности по отдельным видам атомной деятельности. Эти нормы обязательны в отношении любой атомной деятельности, осуществляемой Агентством. Для остальных субъектов атомной деятельности нормы МАГАТЭ становятся обязательными путем включения их в качестве приложений в международные документы или установления отсылок к ним в соглашениях государств между собой и с МАГАТЭ.
  Секретариат Агентства является административным органом МАГАТЭ. Секретариат организует заседания органов Агентства, осуществляет техническое обеспечение, составляет программы и т.д. Возглавляет Секретариат Генеральный директор МАГАТЭ, назначаемый на четыре года Советом управляющих и утверждаемый Генеральной конференцией.
  МАГАТЭ поощряет и направляет развитие использования атомной энергии в мирных целях, устанавливает нормы ядерной безопасности, оказывает помощь государствам-членам путем технического сотрудничества и способствует обмену научно-технической информацией о ядерной энергии.
  Одна из главных функций МАГАТЭ состоит в применении гарантий в целях обеспечения того, чтобы ядерные материалы и оборудование, предназначенные для мирного использования, не были употреблены для военных целей.
  Устав определяет концепцию гарантий и полномочия МАГАТЭ в отношении их применения. Со вступлением в силу Договора о нераспространении ядерного оружия 1968 г. контроль МАГАТЭ распространяется на всю деятельность членов этого договора в области мирного использования атомной энергии.
  Технические принципы применения гарантий определяются документом МАГАТЭ "Система гарантий Агентства" 1968 г. Его положения становятся обязательными для государства после вступления в силу двустороннего соглашения о гарантиях между Агентством и государством.
  Типовое соглашение о гарантиях Агентства зафиксировано в документе МАГАТЭ "Структура и содержание соглашения между Агентством и государствами, требуемого в соответствии с Договором о нераспространении ядерного оружия". В соответствии с этим Соглашением государства обязуются применять гарантии МАГАТЭ ко всем исходным и специальным расщепляющимся материалам в мирной атомной деятельности в пределах своей юрисдикции с целью проверки, чтобы такой материал не использовался для создания ядерного оружия.
  Система гарантий МАГАТЭ основана преимущественно на контроле использования ядерных материалов и установок, осуществляемом на месте инспекторами МАГАТЭ.
  Заключаемые с государствами двусторонние соглашения о гарантиях должны соответствовать типовому соглашению и вступают в силу после их ратификации государствами. Соглашения о гарантиях могут заключаться и с неядерными государствами. В этом случае в них указывается, что до появления ядерных материалов в данном государстве большая часть соглашения не применяется.
 
 § 3. Ядерная безопасность и радиационная защита
 
  В последнее время особое значение в атомной энергетике приобрела проблема радиационной безопасности. Международное сотрудничество в сфере обеспечения радиационной защиты и ядерной безопасности развивается по следующим направлениям:
  принятие в рамках международных организаций правил безопасности и радиационной защиты;
  обеспечение безопасной эксплуатации АЭС и оказание помощи в случае чрезвычайного ядерной аварии;
  обмен информацией об отказах и неисправностях ядерно-энергетического оборудования и проведение совместных исследований и разработок в области ядерной безопасности.
  Координация усилий государств по обеспечению ядерной безопасности осуществляется прежде всего в форме принятия документов, большинство из которых разработано в рамках МАГАТЭ при участии других международных организаций. В их числе: Основные нормы безопасности по радиационной защите (одобрены МАГАТЭ, Международной организацией труда, Всемирной организацией здравоохранения); Свод практических правил по радиационной защите работников рудников и предприятий по переработке радиоактивных руд (МАГАТЭ, МОТ и ВОЗ) и др.
  Основная цель ядерной безопасности, согласно определению МАГАТЭ, - поддержание радиационного облучения от ядерной установки на оптимально достижимом низком уровне как в ходе нормальной эксплуатации установки, так и в случае аварии, а также обеспечение защиты от ионизирующего излучения отдельных лиц, их потомства и человечества в целом.
  Для изучения опыта безопасной эксплуатации АЭС и оказания консультативной помощи государственным органам развивающихся стран, связанным с обеспечением радиационной защиты и ядерной безопасности, в МАГАТЭ создана специальная Группа МАГАТЭ по контролю, при участии которой подготовлено большинство международных документов в этой сфере.
  При обеспечении радиационной безопасности АЭС основное внимание уделяется техническим мероприятиям по предотвращению аварийных ситуаций. В этих целях МАГАТЭ регулярно публикует специальное издание - "Серию безопасности", в которой излагаются правила, критерии и стандарты обеспечения безопасности при использовании атомной энергии в мирных целях, для защиты здоровья человека и окружающей среды. МАГАТЭ также регулярно готовит Программы разработки норм безопасности АЭС, которые предназначены для государственных органов стран - членов МАГАТЭ, регламентирующих и контролирующих деятельность по реализации программ развития атомной энергетики.
  Другим важным направлением деятельности МАГАТЭ в этой области является разработка с учетом рекомендаций Международной комиссии по радиологической защите принципов радиационной защиты и норм по их практическому применению.

<< Пред.           стр. 18 (из 27)           След. >>

Список литературы по разделу