<< Пред.           стр. 2 (из 27)           След. >>

Список литературы по разделу

 § 10. Международные каналы 209
 § 11. Правовое положение военных кораблей 210
 § 12. Международно-правовые вопросы оказания помощи 210
 и спасания на море 210
 Г л а в а 2 0 212
 МЕЖДУНАРОДНОЕ ВОЗДУШНОЕ ПРАВО 212
 § 1. Понятие и источники международного воздушного права 212
 § 2. Правовой статус воздушного пространства 212
 § 3. Режим полетов в суверенном воздушном пространстве 213
 § 4. Режим полетов в международном воздушном пространстве 214
 § 5. Ответственность за ущерб, причиненный иностранными 215
 воздушными судами третьим лицам на поверхности 215
 Г л а в а 2 1 217
 МЕЖДУНАРОДНОЕ КОСМИЧЕСКОЕ ПРАВО 217
 § 1. Понятие, источники, субъекты международного 217
 космического права 217
 § 2. Правовой статус космического пространства и небесных тел 218
 § 3. Правовой статус космонавтов 219
 § 4. Ответственность в международном космическом праве 220
 Г л а в а 2 2 222
 МЕЖДУНАРОДНОЕ АТОМНОЕ ПРАВО 222
 § 1. Понятие и источники международного атомного права 222
 § 2. Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) 222
 § 3. Ядерная безопасность и радиационная защита 224
 § 4. Транспортировка радиоактивных веществ 225
 § 5. Физическая защита ядерного материала 226
 § 6. Международная помощь в случае ядерной аварии 227
 Г л а в а 2 3 229
 МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО ОХРАНЫ 229
 ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 229
 § 1. Понятие и источники международного права охраны 229
 окружающей среды 229
 § 2. Международно-правовая охрана атмосферы Земли, 230
 околоземного и космического пространства 230
 § 3. Международно-правовая охрана Мирового океана 231
 § 4. Международно-правовая охрана животного и растительного мира 231
 § 5. Международно-правовая охрана окружающей среды 232
 от загрязнения радиоактивными отходами 232
 Г л а в а 2 4 235
 МЕЖДУНАРОДНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРАВО 235
 § 1. Понятие и источники международного экономического права 235
 § 2. Международные экономические организации 235
 § 3. Международно-правовая зашита капиталовложений 236
 § 4. Международные налоговые соглашения 237
 § 5. Международные таможенные соглашения 238
 § 6. Международные транспортные соглашения 239
 Г л а в а 2 5 243
 МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ПО 243
 СПЕЦИАЛЬНЫМ ВОПРОСАМ 243
 § 1. Международное сотрудничество в области обмена 243
 информацией и связи 243
 § 2. Международное сотрудничество в области науки, 243
 культуры и образования 243
 § 3. Международно-правовая охрана авторских и смежных прав 244
 § 4. Правовая помощь по гражданским и семейным делам 244
 § 5. Признание и исполнение иностранных судебных решений 246
 § 6. Признание и исполнение иностранных арбитражных решений 248
 § 7. Международно-правовое сотрудничество в области 249
 пенсионного обеспечения 249
 ПРИЛОЖЕНИЕ 251
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 ПРЕДИСЛОВИЕ
 
  Настоящее издание представляет собой учебное пособие по курсу "Международное право". Изучение данного курса включено в учебные планы всех высших учебных заведений, обеспечивающих подготовку студентов по специальности "Юриспруденция".
  Автор дает представление о международном праве как самостоятельной системе права, рассматривает основные отрасли и институты международного права. Студенты ознакомятся с положениями действующих международных документов и прежде всего международных договоров Российской Федерации.
  Нормы международного права действуют, лишь когда они реализуются. Поэтому в пособии большое внимание уделяются механизму реализации (имплементации) норм международного права.
  При исследовании осуществления международных норм в Российской Федерации студентам необходимо учитывать, что в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Сотрудники государственных и муниципальных органов, предприятия, организации, учреждения, физические лица могут, а в определенных случаях обязаны руководствоваться в своей деятельности международно-правовыми нормами.
  Однако знание международных норм не может быть правильно использовано без понимания теоретических основ международного права. В этой связи лицам, изучающим международное право, можно рекомендовать регулярный просмотр журналов "Государство и право", "Правоведение", "Московский журнал международного права", "Российский юридический журнал", "Законность" и др., публикующих материалы по международно-правовой тематике.
  Для более полного усвоения курса "Международное право" студентам необходимо также посещать практические занятия, на которых более подробно рассматриваются конкретные проблемы, возникающие при реализации международно-правовых норм.
  Пособие подразделяется на общую и особенную части. В общей части рассматриваются основные понятия, категории и институты международного права. Особенная часть посвящена изучению отдельных отраслей международного права.
  Учебное пособие может служить дополнением к учебникам и учебным пособиям по международному праву:
 
 Учебная литература
 
 Международное право / Под ред. Г.В. Игнатенко и Д.Д. Остапенко. Свердловск, 1978;
 Международное право / Отв. ред. Ф.И. Кожевников. М., 1981;
 Международное право / Отв. ред. Г.И. Тункин. М., 1982;
 Международное право / Отв. ред. Г.И. Тункин. М., 1987;
 Международное право / Под ред. Н.Т. Блапювой. М., 1987;
 Международное право /Отв. ред. Г.И. Тункин. М., 1994; Бирюков П.Н.
 Международное право: Учебное пособие. Воронеж, 1995;
 Международное право /Под. ред. Г.В. Игнатенко и О.И. Тиунова. М., 1999; Лукашук И.И
 Международное право. Общая часть. М., 1996; Лукашук И.И
 Международное право. Особенная часть. М., 1997;
 Международное право / Отв. ред. ЮМ. Колосов, В.И. Кузнецов. М., 1998; Панов В.П
 Международное право: Учебное пособие. М., 1997; Бирюков П.Н.
 Международное право: Учебное пособие. М., 1998.
 
 Сборники документов по международному праву
 
 Международные отношения и внешняя политика СССР / Сост. Л.А. Харламова. М., 1957;
 Современное международное право / Сост. В.К. Собакин. М., 1964;
 Международное право в документах/ Сост. Н.Т. Блатова. М., 1982;
 Международное транспортное право / Сост. С.А. Гуреев, М.Н. Копылов. М., 1987;
 Сборник международных договоров о взаимной правовой помощи по гражданским и уголовным делам / Сост.
  Л.В. Ефремов. М., 1988;
 Права человека. Сборник документов. М., 1989;
 Международная защита прав человека. Сборник документов. М., 1990;
 Правовая помощь по международным договорам России со странами СНГ и Балтии / Сост. Н.И. Марышева. М.,
  1994;
 Бирюков П.Н. Договор международной купли-продажи товаров. Международный коммерческий арбитраж. Воронеж, 1994;
 Бирюков П.Н. Вопросы международного частного права. Воронеж, 1996;
 Международное публичное право. Сборник документов / Сост. К.А. Бекяшев, А.Г. Ходаков. В 2 т. М., 1996;
 Действующее международное право / Сост. ЮМ. Колосов и Э.С. Кривчикова. В 3 т. М., 1996-1997;
 Бирюков П.Н. Вопросы международного частного права. Воронеж,1997. Вып. 2;
 Международное сотрудничество в борьбе с преступностью. Сборник документов / Сост. П.Н. Бирюков, В.А. Панюшкин. Воронеж, 1997.
  Схемы, прилагаемые к пособию, составлены д.ю.н. доц. С.Ю. Марочкиным, к.ю.н., доц. П.Н.Бирюковым.
  Автор с благодарностью примет пожелания и критические замечания читателей.
 
 
 
 
 
 ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
 
 
 БМД - Бюллетень международных договоров;
 Ведомости - Ведомости Верховного Совета (СССР, РСФСР),
 (СССР, РСФСР, Ведомости Съезда народных депутатов (СССР, РСФСР, РФ) и Верховного
 РФ) Совета (СССР, РСФСР, РФ)
 ВМУ - Вестник Московского университета
 ГиП - Государство и право
 ЖРП - Журнал российского права
 МЖМП Московский журнал международного права
 РЮЖ - Российский юридический журнал
 СГиП - Советское государство и право
 СЕМП - Советский ежегодник международного права
 СЖМП - Советский журнал международного права
 СЗ - Собрание законодательства Российской Федерации
 СДД СССР - Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных
  СССР с иностранными государствами
 СМД ССС - Сборник международных договоров СССР
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 ОБЩАЯ ЧАСТЬ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Г л а в а 1
 МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО - ОСОБАЯ ПРАВОВАЯ СИСТЕМА
 § 1. Понятие международного права
 
  В настоящее время в мире существуют два типа правовых систем - международное право и внутреннее право государств.
  Будучи разнопорядковыми юридическими явлениями и существуя независимо друг от друга, международное право и национальное право отдельных государств имеют общие черты, присущие им как самостоятельным системам права.
  Во-первых, они представляют собой совокупность юридических принципов и норм (обязательных для субъектов правил поведения), выполнение которых может быть обеспечено принудительно.
  Во-вторых, международное право и внутригосударственное право обладают сходной структурой: в этих правовых системах имеются основные принципы, пронизывающие все их правовое пространство; они делятся на отрасли, подотрасли, институты; и, наконец, "первичным элементом" обеих систем являются правовые нормы.
  В-третьих, и международное право, и внутригосударственное право используют практически одни и те же юридические конструкции и термины. Однако поскольку каждая правовая система обладает своей спецификой, международно-правовые понятия и категории не всегда идентичны имеющимся в национальном праве.
  В то же время международное и внутригосударственное право представляют собой самостоятельные системы права. Помимо общих черт имеются качественные отличия, признаки, характерные для каждой правовой системы. В их числе: отличия по предмету регулирования, способам создания и обеспечения правовых норм, источникам, субъектам права и другим характеристикам.
  1) По предмету регулирования.
  Как известно, внутригосударственное право призвано прежде всего регулировать отношения между субъектами национального права отдельных государств. Эти отношения, как правило, ограничиваются пределами государственной территории и рамками внутренней компетенции.
  Международное право, напротив, регламентирует главным образом взаимоотношения субъектов международного права (государств, народов, борющихся за свою независимость, международных организаций, государствоподобных формирований). Правда, в некоторых случаях международное право регулирует отношения с участием физических и юридических лиц, например, правоотношения, возникающие при международной купле-продаже, перевозке пассажиров и грузов и т.д. Однако основной предмет регулирования международного права лежит за пределами внутренней компетенции государств.
  2) По способу создания правовых норм.
  Нормы национального права создаются чаще всего в результате односторонней государственно-властной деятельности; основное направление правового регулирования - "вертикальное", "сверху - вниз". Адресаты норм внутригосударственного права в большинстве случаев в их создании не участвуют.
  Нормы международного права, напротив, создаются "горизонтально", его субъектами на основе свободного волеизъявления участников международного общения.
  3) По источникам права (формам воплощения международных норм).
  Любые правовые нормы зафиксированы в различных юридических формах. Внутригосударственные нормы сформулированы в виде нормативных актов, нормативных договоров, обычаев и т.д.
  Международно-правовые нормы выражены в форме международных договоров, международных обычаев, актов международных конференций и совещаний, в документах международных организаций.
  Необходимо отметить, что в последнее время в российской правовой системе стали активно использоваться источники, сходные по форме с международно-правовыми. Речь идет о соглашениях между органами власти РФ и субъектов РФ, а также договорах субъектов Федерации между собой. Органы власти отдельных субъектов РФ склонны рассматривать данные договоры в качестве международно-правовых. Однако субъекты Федерации не являются субъектами права международных договоров, а регулируемые этими договорами отношения не выходят за рамки чисто внутригосударственных, поэтому указанные соглашения не могут быть признаны международными договорами; они имеют характер источников внутригосударственного права (подробнее см. гл. 4 настоящего пособия).
  4) По субъектам права.
  Субъектами внутригосударственного права являются: государство, государственные органы и должностные лица, субъекты федерации, органы местного самоуправления, юридические и физические лица и т.д.
  Круг субъектов международного права отличается от субъектов внутригосударственного права. Специфика международного права как особой системы права выражается, в частности, и в том, что его субъекты выступают не только адресатами международно-правовых норм, но и их создателями (подробнее см. гл. 5). В некоторых случаях международно-правовые нормы регулируют деятельность субъектов национального права. Однако правосубъектность этих лиц производна от воли основных субъектов международного права, принявших соответствующие международно-правовые нормы, поэтому они не являются субъектами права международных договоров и не могут рассматриваться в качестве субъектов международного права.
  5) По способу обеспечения исполнения норм.
  Нормы внутригосударственного права обеспечиваются принудительной силой государства. В международных отношениях отсутствует образование, стоящее над всеми субъектами международного права, "надгосударство", поэтому обеспечение исполнения международно-правовых норм производится самими субъектами международного права (индивидуально или коллективно).
  Учитывая вышеизложенное, международное право можно определить как особую систему права - совокупность международно-правовых принципов и норм, создаваемых субъектами международного права и регулирующих отношения между государствами, народами, борющимися за свою независимость, международными организациями, государство подобными образованиями, а также, в некоторых случаях, отношения с участием физических и юридических лиц.
 
 § 2. Предмет регулирования международного права
 
  Как и любая правовая система, международное право имеет свой предмет регулирования. Отношения, являющиеся предметом международно-правового регулирования, можно разделить на межгосударственные и не межгосударственные.
  К межгосударственным относятся отношения:
  1) между государствами;
  2) между государствами и нациями, борющимися за независимость.
  Международно-правовые нормы направлены прежде всего на регламентацию отношений между основными субъектами международных отношений - государствами. Собственно говоря, международное право складывалось и развивалось (до самого недавнего времени) исключительно как межгосударственное.
  Что касается отношений между государствами и народами, борющимися за независимость, можно заметить, что они представляют собой по сути как бы "предгосударства" и отношения с ними - это отношения с будущими государствами, если, конечно, такие государства будут созданы.
  Однако международное право регулирует и отношения не межгосударственного характера - т.е. отношения, в которых государство является лишь одним из участников либо вообще не участвует. В настоящее время круг участников международного общения чрезвычайно расширился, и многие отношения (например, обеспечение и защита прав человека) перешли из категории дел, входящих во внутреннюю компетенцию государства, в сферу общих интересов государств.
  Международными не межгосударственными являются отношения:
  1)между государствами и международными организациями, а также государствоподобными образованиями;
  2) между международными организациями;
  3)между государствами, международными организациями, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами - с другой;
  4) между физическими и юридическими лицами.
  Иногда предмет регулирования международно-правовых и внутригосударственных норм совпадает, как, например, в отношениях с участием иностранных предприятий и граждан. В этом случае речь можно вести о комплексном, чаще всего совместном, регулировании определенных правоотношений нормами обеих правовых систем; данные отношения приобретают характер комплексных правоотношений.
 
 § 3. Функции международного права
 
  Под функциями международного права понимаются основные направления воздействия международного права на отношения, являющиеся предметом международно-правового регулирования.
  Нужно сказать, что функции эти многообразны и зависят не только от объекта международно-правового воздействия, но и от достигнутого уровня международно-правового регулирования тех или иных сфер отношений.
  Основное социальное назначение международного права заключается в организации международных отношений, отвечающей современному уровню человеческой цивилизации. Результатом действия международного права является возникновение, упорядочивание, прекращение или сокращение каких-то отношений.
  Собственно юридическими функциями международного права можно считать стабилизирующую, регулятивную и охранительную функции.
 Стабилизирующая функция состоит в том, что международно-правовые нормы призваны организовывать мировое сообщество, устанавливать определенный международный правопорядок, стремиться упрочить его, сделать более стабильным.
  Второй функцией международного права является регулятивная функция. Устанавливая международный правопорядок и соответствующим образом регулируя общественные отношения, международно-правовые нормы наделяют участников международных отношений определенными правами и обязанностями.
  Охранительная функция состоит в обеспечении надлежащей охраны международных правоотношений. При нарушений международных обязательств субъекты международных правоотношений вправе использовать меры ответственности и санкции, допускаемые международным правом.
 
 § 4. Система международного права
 
  Международное право как особая система права представляет собой довольно сложное юридическое образование, состоящее из различных элементов.
  Ядро современного международного права, его "конституцию" образуют основные принципы международного права. Основные принципы - это основополагающие международно-правовые нормы, носящие универсальный характер и обладающие высшей юридической силой. Они пронизывают всю международно-правовую систему; все остальные международно-правовые нормы, а также поведение субъектов международного права должны соответствовать положениям основных принципов.
  Международное право, как и внутреннее право любого государства, подразделяется на отрасли. Отрасли международного права регулируют крупные "блоки" международных отношений определенного вида и представляют собой совокупность международно-правовых институтов и норм, регламентирующих более или менее обособленные отношения, отличающиеся качественным своеобразием.
  Например, отрасль "право международной безопасности" регулирует отношения по обеспечению международного мира и безопасности, "право международных организаций" - порядок создания и деятельности международных организаций, их отношения с другими субъектами международного права и т.д. В качестве "несущей конструкции" каждой отрасли выступают основные принципы международного права, однако каждая отрасль имеет и свои, отраслевые принципы (например, принцип запрещения национального присвоения космического пространства в космическом праве).
  Относительно числа и названия отраслей международного права в международно-правовой науке имеется множество точек зрения.
  На мой взгляд, в международном праве сформировались следующие отрасли:
  право международной правосубъектности (регламентирует правовое положение государств, наций и народов, борющихся за независимость, международных организаций и государствоподобных формирований как субъектов международного права и включает в себя также институты признания и правопреемства);
 право международных договоров;
 право международных организаций;
 право международных конференций и совещаний;
 право внешних сношений;
 право международной безопасности;
 международное гуманитарное право;
 международное право в период международных конфликтов;
 право международного сотрудничества в борьбе с преступностью;
 международное морское право;
 международное воздушное право;
 международное космическое право;

<< Пред.           стр. 2 (из 27)           След. >>

Список литературы по разделу