<< Пред.           стр. 6 (из 27)           След. >>

Список литературы по разделу

  A. "Если, то". Если международным договором РФ, установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством РФ, то применяются правила международного договора.
  Эта форма отсылок наиболее часто употребима (ст. 15 Конституции РФ, ст. 5 Федерального закона о международных договорах и др.).
  Б. "И, и". Данные отношения регулируются и законодательством РФ, и международными договорами.
  Так, в соответствии со ст. 3 Федерального закона о прокуратуре РФ 1992 г. (в ред. от 17 ноября 1995 г.) организация и порядок деятельности Прокуратуры РФ и полномочия прокуроров определяются Конституцией РФ, федеральными законами и международными договорами РФ.
  B. "Если иное" или "за исключением". Данные отношения регулируются следующим образом, если иное не предусмотрено международным договором (за исключением случаев, предусмотренных международными договорами).
  Согласно п. 3 ст. 11 УК РФ 1996 г. лицо, совершившее преступление на судне, приписанном к порту РФ, находящемся в открытом водном или воздушном пространстве вне пределов РФ, подлежит УГОЛОВНОЙ ответственности по УК РФ, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.
  По Федеральному закону "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" 1995 г. (ст. 6) подозреваемые и обвиняемые иностранные граждане пользуются правами и несут обязанности, установленные для граждан РФ, за исключением, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.
  Г. "Другие". Дополнительные варианты регулирования данных отношений зафиксированы международными договорами.
  На основании ст. 9 Закона о гражданстве РФ от 28 ноября 1991 г. (в ред. Федерального закона от 6 февраля 1995 г.) гражданство может приобретаться также по основаниям, предусмотренным международными договорами. В силу указанной нормы государственные органы, должностные лица и граждане могут руководствоваться Конвенцией об упрощенном порядке приобретения гражданства гражданами государств - участников СНГ 1996 г.
  Статья 165 Семейного кодекса РФ 1995 г. подчеркивает, что в случае, если в результате усыновления (удочерения) могут быть нарушены права ребенка, установленные законодательством РФ и международными договорами РФ, усыновление не может быть произведено.
  Д. "Смотри". Конкретный способ регулирования данных отношений указан в соответствующем международном договоре.
  Правительство РФ постановлением "О повышении безопасности междугородных и международных перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом" 1996 г. обязало оснащать с 1 января 1998 г. вновь изготавливаемые автобусы и грузовые автотранспортные средства, предназначенные для междугородных и международных перевозок, контрольными устройствами для непрерывной регистрации пройденного пути и скорости движения, времени работы и отдыха водителя в соответствии с Европейским соглашением, касающимся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки.
  Следует учитывать, что иногда в российском законодательстве делается ссылка не на конкретный международный договор, а на международно-правовые обязательства РФ в соответствующей области. Так, в преамбуле Закона РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" 1992 г. говорится: "Принимая во внимание необходимость реализации в законодательстве Российской Федерации признанных международным сообществом... прав и свобод человека и гражданина".
 
 II. Непосредственное применение международных норм в РФ
 
  В РФ международные нормы могут применяться вместе с нормами права РФ или вместо последних без какой-либо трансформации, преобразования их в нормы внутригосударственного права.
  Международные нормы действуют практически как специальные нормы по отношению к нормам российского законодательства (которые выступают в роли как бы общих норм) и изымают отдельные отношения из сферы применения российских правовых норм. Использование слов "практически", "как бы" обусловлено тем, что правило "специальный закон отменяет общий", на мой взгляд, применимо лишь к нормам одной правовой системы, а международное и российское право - суть различные системы права.
  Российское государство разрешает, санкционирует непосредственное применение международно-правовых норм во внутригосударственной сфере отношений. Можно различать общее и специальное санкционирование.
  Как универсальную санкцию, адресованную всем субъектам российского права, на применение в их деятельности международно-правовых норм можно рассматривать норму ч. 4 ст. 15 Конституции РФ. В качестве специальных санкций выступают отсылочные нормы, нормы актов, изданных во исполнение договоров, "привязки" к договорам и т.д.
  Многие положения права РФ устанавливают, что те или иные вопросы регулируются, а государственные органы РФ, физические и юридические лица руководствуются, помимо норм российского законодательства, и международно-правовыми нормами.
  "Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа, а равно должностного лица... общепризнанным принципам и нормам международного права, международному договору Российской Федерации... принимает решение в соответствии с правовыми положениями, имеющими наибольшую юридическую силу (п. 3 ст. 5 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" от 31 декабря 1996 г.).
 Федеральный закон об оперативно-розыскной деятельности от 12 августа 1995 г. (п. 6 ст. 7) устанавливает, что основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются, в частности, "запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации".
  Согласно ст. 6 Закона РФ "О безопасности" от 5 марта 1992 г. законодательной основой обеспечения безопасности являются, в частности, международные договоры и соглашения, заключенные или признанные РФ.
  Закон РФ о федеральных органах налоговой полиции от 24 июня 1993 г. (в ред. Федерального закона от 17 декабря 1995 г.) подчеркивает, что федеральные органы налоговой полиции "осуществляют свою деятельность во взаимодействии с налоговыми службами других государств "на основе международных договоров и обязательств Российской Федерации" (п. 3 ст. 4).
  Министерство внутренних дел РФ "руководствуется... общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации и настоящим Положением" (п. 3 Положения о Министерстве внутренних дел РФ 1996 г.).
  Пункт 3 Положения о Национальном Центральном Бюро Интерпола 1996 г.: НЦБ Интерпола в своей деятельности руководствуется "международными договорами РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, Уставом Интерпола, обязательными решениями Генеральной Ассамблеи Интерпола".
  Пункт 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. "О некоторых вопросах применения Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" подчеркивает:
  "Судам при осуществлении правосудия надлежит исходить из того, что общепризнанные принципы и нормы международного права, закрепленные в международных пактах, конвенциях и иных документах (в частности, во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах), и международные договоры Российской Федерации являются в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации составной частью ее правовой системы. Этой же конституционной нормой определено, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
  Учитывая это, суд при рассмотрении дела не вправе применять нормы закона, регулирующего возникшие правоотношения, если вступившим в силу для Российской Федерации международным договором, решение о согласии на обязательность которого для Российской Федерации было принято в форме федерального закона, установлены иные правила, чем предусмотренные законом. В этих случаях применяются правила международного договора Российской Федерации.
  При этом судам необходимо иметь в виду, что в силу п. 3 ст. 5 Федерального закона Российской Федерации "О международных договорах Российской Федерации" от 15 июля 1995 г. положения официально опубликованных международных договоров Российской Федерации, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно . В иных случаях наряду с международным договором Российской Федерации следует применять и соответствующий внутригосударственный правовой акт, принятый для осуществления положений указанного международного договора.
  Непосредственно действуют и применяются в РФ нормы соглашений о борьбе с преступлениями международного характера, договоров о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам, конвенций о дипломатических и консульских сношениях, соглашения по гражданско-правовым вопросам и многие другие.
 
 § 3. Проблема коллизий международно-правовых и внутригосударственных норм
 
  Проблема коллизий международно-правовых норм и российского законодательства составляет существенный аспект теории соотношения международного и внутригосударственного права. При этом решение вопроса о причинах возникновения, юридической природе и методах урегулирования коллизий тем или иным автором зависит от того, какова его позиция по более общей проблеме - самой теории взаимодействия в РФ норм различных правовых систем.
  Как известно, общая норма о способе разрешения коллизий международных и внутригосударственных норм зафиксирована в ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, ст. 5 Федерального закона о международных договорах, иных актах законодательства. Однако правило "если, то" не регулирует всех аспектов проблемы коллизий. Возникают следующие вопросы.
  1. Равны ли по юридической силе межгосударственные, межправительственные и межведомственные договоры РФ и, соответственно, законы, акты Президента и Правительства, ведомственные акты?
  2. Могут ли последующие внутригосударственные акты отменять ранее принятые по этому же вопросу международные договоры по принципам:
  а) "последующий закон отменяет предыдущий",
  б) "норма с большей силой отменяет норму с меньшей силой",
  в) "специальный закон отменяет общий"?
  3. Какова юридическая сила "первоначально" внутригосударственных и имплементационных норм (т.е. норм, принятых во исполнение международных документов)?
  На мой взгляд, на эти вопросы должны быть даны следующие ответы.
  1. Международные договоры имеют большую юридическую силу, чем акты внутригосударственного законодательства любого уровня, поскольку в Конституции РФ имеется коллизионная норма типа "если, то".
  Необходимо также учитывать, что международные договоры, предусматривающие отличные от национального законодательства правила, подлежат обязательной ратификации, а поскольку ратификация производится в форме принятия федерального закона, то, ратифицируя договор, РФ придает ему силу не меньшую, чем сила федерального закона.
  Исключение составляют нормы Конституции РФ, согласно которым международный договор, предусматривающий иные правила, чем зафиксированные в Конституции, может быть ратифицирован только после внесения в нее соответствующих изменений.
  2. Что касается правила о приоритетном (преимущественном) применении международных норм в случае коллизии с нормами права РФ, то его существование вполне обоснованно и соответствует общей тенденции гармонизации российского законодательства с международными обязательствами РФ.
  Правда, в правоприменительной деятельности в связи с конституционным закреплением этого принципа возникают некоторые проблемы. Международные договоры по борьбе с преступностью, например, определяют не только формы борьбы с правонарушениями, но и перечень преступных с точки зрения международного права деяний. При этом составы преступлений по международному праву зачастую шире, чем по уголовному законодательству России.
  Правоохранительные органы на практике иногда учитывают положения между народно-правовых норм, иногда - нет; в последнем случае мы имеем несоблюдение конституционного положения (ч. 4 ст. 15).
  Представляется, что казусы такого рода необходимо решать следующим образом: нормы международных договоров, предназначенные для прямого действия в РФ, либо договоров, согласие на которые дано в форме федерального закона, должны непосредственно регулировать правоотношения в нашей стране и иметь приоритет перед национальным правом; нормы договоров, которые реализуются с помощью российского права, являются основанием для приведения законодательства РФ в соответствие с международными договорами.
  3. Правила "последующий закон отменяет предыдущий", "норма с большей силой отменяет норму с меньшей силой", "специальный закон отменяет общий" к соотношению права РФ и международных норм неприменимы.
  А. Последующая норма права РФ не может отменять или изменять ранее заключенный международный договор (пока, разумеется, договор остается в силе для РФ).
  Б. Последующий внутренний нормативный акт не может отменять или изменять действие предыдущих документов, принятых во исполнение международных норм. Иное противоречило бы конституционному принципу добросовестного выполнения международных обязательств.
  В. Внутригосударственная норма специального характера не может отменять или изменять международные нормы более общего характера, поскольку это нормы различных правовых систем.
 
 
 Документы и литература
 
 Конституция Российской Федерации 1993 г.
 
 Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации" от 21 июля 1994 г. // СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1447.
 
 Федеральный закон "О международных договорах Российской Федерации" от 15 июля 1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 29. Ст. 2757.
 
 Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" от 31 декабря 1996 г. // СЗ РФ. 1997. № 1. Ст. 1.
 
 Абдулове М.И. Согласование внутригосударственного права с международным (теоретические аспекты) // Правоведение. 1993. № 2.
 
 Алексеева Л.Б., Жуйков В.М., Лукатук ИМ. Международные нормы о правах человека и применение их судами Российской Федерации. М., 1996.
 
 Бирюков П.Н. О юридическом механизме реализации в СССР международно-правовых норм // Правоведение. 1991. № 4.
 
 Гинзбурге Дж. Соотношение международного и внутреннего права в СССР и в России// ГиП. 1994. №3.
 
 Горшкова С.А., Турсунов И.Ю. О применении норм международного права правоохранительными органами РФ (обзор материалов научно-практической конференции) // ГиП. 1996. № 5. С. 138-151.
 
 Даншенко Г.М. Применение международного права во внутренней правовой системе России: практика Конституционного Суда // ГиП. 1995. № 11.
 
 Иванов С.А. Применение конвенций МОТ в России в переходный период. Некоторые проблемы // ГиП. 1994. № 8-9.
 
 Игнашенко Г.В. Акты о порядке исполнения международных договоров СССР в механизме реализации норм международного права // Проблемы реализации норм международного права. Свердловск, 1989.
 
 Игнашенко Г.В. Коллизии международно-правовых и внутригосударственных норм (причины возникновения, юридическая природа, методы урегулирования) // Идеи мира и сотрудничества в современном международном праве. Киев, 1990.
 
 Игнашенко Г.В. Международное и советское право: проблемы взаимодействия правовых систем // СГиП. 1985. № 1.
 Курс международного права. В 7 т. Т. 1. М., 1989.
 
 Лаптев П.А. Стандарты Совета Европы и правовая система Российской Федерации // ЖРП. 1997. № 5. С. 3-9.
 
 Лукатук И.И. Международное право в судах государств. М., 1993.
 
 Лукашук И.И. Суд в системе государственных органов, реализующих нормы международного права // ГиП. 1992. №11.
 
 Лукашук И.И. О применении международного права судами России // ГиП. 1994. № 2.
 
 Лукашук И.И. Нормы международного права в правовой системе России. М., 1997.
 
 Марочкин С.Р. Действие норм международного права в правовой системе Российской Федерации. Тюмень, 1998.
 
 Мюллерсон Р.А. Соотношение международного и национального права. М., 1982.
 
 Нефедов Б.И. Имплементация международно-правовых норм в СССР // СЕМП. 1987 М., 1988.
 
 Российская правовая система и международное право: современные проблемы взаимодействия (Всероссийская научная конференция в Нижнем Новгороде) // ГиП. 1996. № 2-4.
 
 Суворова В.Я. Реализация норм международного права. Екатеринбург, 1992.
 
 Талалаев AM. Конституционный Суд и международные договоры России (К вопросу о конституционности международных договоров РФ) // ГиП. 1996. № 2.
 
 Тихомиров Ю.А. Юридическая коллизия, власть и правопорядок // ГиП. 1994. № 1. С. 3-11.
 
 Тихомиров Ю.А. Международное и внутреннее право: динамика соотношения // Правоведение. 1995. № 3. С. 56-66.
 Тихомиров Ю.А. О коллизионном праве // ЖРП. 1997. № 2. С. 45-53.
 
 Черниненко С.В. Международное право: современные теоретические проблемы. М., 1993.
 
 
 
 
 
 
 
 Г л а в а 8
 ТЕРРИТОРИИ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ
 § 1. Понятие и виды территорий в международном праве
 
  Под территорией в международном праве понимается пространство с определенным правовым режимом - часть земного шара (сухопутная, водная территории, недра, воздушное пространство), а также космическое пространство и небесные тела. Правовой статус территорий определяется нормами внутригосударственного законодательства и международного права.
  По правовому режиму территории подразделяются на государственные, территории со смешанным режимом и территории с международным режимом.
  Государственные территории являются материальной базой существования соответствующего государства и находятся под его суверенитетом. Основу правового статуса государственных территорий составляют нормы национального права.
  Территории со смешанным режимом (континентальный шельф и экономическая зона) не входят в состав государственных территорий, однако прибрежные государства в этих пространствах имеют определенные суверенные права, зафиксированные национальным законодательством и международными договорами.
  Территории с международным режимом (открытое море за пределами территориальных вод, международный район морского дна, некоторые международные проливы, реки и каналы, Антарктика, космическое пространство и небесные тела) не принадлежат какому-либо государству в отдельности и находятся в общем пользовании всех стран. Правовой режим этих территорий определяется главным образом международными договорами.
 
 § 2. Государственная территория
 
  Государственная территория - это часть земного шара, находящаяся под суверенитетом соответствующего государства. Государственную территорию образуют: сухопутная территория (вся суша, Расположенная в пределах границ данного государства, острова); водная территория (все водоемы, расположенные на сухопутной территории и части вод морей и океанов, примыкающие к берегам); воздушная территория (все воздушное пространство, расположенное над сухопутной и водной территориями); недра (под сухопутной и водной территориями).
  Условной государственной территорией принято считать морские, воздушные, космические корабли, находящиеся вне пределов государственной территории, а также трубопроводы, другие сооружения и оборудование в пределах международной территории (буровые установки, искусственные острова и т.п.).
  Правовой режим государственных территорий определяется прежде всего национальным законодательством каждого государства; международные договоры затрагивают отдельные аспекты правового статуса внутренних вод и территориального моря, устанавливают договорное прохождение государственной границы, определяют вопросы пограничного режима и т.д.
  В пределах государственной территории государство осуществляет свое территориальное верховенство и национальную юрисдикцию. Государству принадлежит исключительное право владения, пользования и распоряжения соответствующей территорией и находящимися на ней ресурсами.
  Современное международное право запрещает насильственное изменение государственной территории. Территория государства неприкосновенна и не может быть объектом военной оккупации или других насильственных действий. Не признаются никакие территориальные приобретения или иные выгоды, полученные в результате применения силы или угрозы силой.
  Территория государства может изменяться в результате:
  разделения существующего государства, выхода части территории из состава государства, объединения двух или нескольких государств;
  национально-освободительной борьбы и реализации права на самоопределение;
  обмена государственными территориями по соглашению сторон (так, по Соглашению 1954 г/ СССР и Иран обменялись участками своей территории);
  применения мер ответственности за агрессию (например, отторжение Пруссии от Германии в 1945 г. и передача Восточной Пруссии Польше и СССР);
  цессии - уступки права на территорию (в настоящее время не используется).
  Пределы территориального верховенства государства обозначены государственными границами.
 
 § 3. Государственная граница
 
  Государственная граница - это линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющая государственную территорию, пространственный предел государственного суверенитета.
  Прохождение границы устанавливается:
  на суше - по характерным точкам, линиям рельефа или ориентирам;
  на море - по внешнему пределу территориальных вод (границы территориальных вод между противолежащими или смежными государствами определяются по соглашению между ними);
  на реках - по середине главного фарватера либо (в некоторых случаях) по их середине.
  Государственные границы устанавливаются в договорном порядке. При этом вначале решается вопрос о делимитации, т.е. о юридической принадлежности определенной территории. Делимитация предполагает определение в договорном порядке общего направления прохождения государственной границы с обозначением ее на карте. Решив вопрос о принадлежности того или иного участка территории и установив его границы на карте, государства осуществляют демаркацию - проведение линии границы на местности с одновременным обозначением ее пограничными знаками. Государственная граница на суше обозначается ясно видимыми пограничными знаками - столбами, пирамидами и т.п., на воде - створами, вехами и т.д.
 Режим государственной границы устанавливается национальным законодательством и международными договорами и включает правила:
  содержания границы;
  пересечения границы лицами и транспортными средствами;
  пропуска через границу лиц и товаров;
  ведения на границе хозяйственной и иной деятельности;
  разрешения пограничных инцидентов.
  От режима государственной границы следует отличать пограничный режим - режим пограничной зоны, территориальных вод и внутренних вод, имеющих выход к государственной границе. Пограничный режим нацелен на создание необходимых условий для охраны границы. Ширина пограничной зоны не превышает, как правило, пяти километров.
  Охрана Государственной границы РФ осуществляется органами и войсками Федеральной пограничной службы РФ (ФПС РФ) в пределах приграничной территории, Вооруженными Силами РФ в воздушном пространстве и подводной среде и другими силами (органами) обеспечения безопасности РФ. Охрана государственной границы осуществляется в целях недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через государственную границу.
  Органы ФПС РФ вправе:
  вести дознание, оперативно-розыскную, контрразведывательную и разведывательную деятельность по делам, отнесенным к их ведению;
  задерживать лиц, совершивших незаконное пересечение Государственной границы;
  пресекать нарушения Государственной границы.
  В территориальных и внутренних водах в отношении иностранных невоенных судов органы ФПС имеют право:
  предложить судну изменить курс, если он может повлечь нарушение режима плавания;
  остановить судно и произвести его осмотр, если оно не поднимает свой флаг, не отвечает на опрос, не подчиняется требованию изменить курс; по результатам осмотра судно может быть задержано;
  снимать с судна и задерживать лиц, совершивших преступление на территории прибрежного государства;
  осуществлять преследование "по горячим следам" - преследовать и задерживать в открытом море судно, нарушившее правила пребывания в водах РФ, до захода этого судна в территориальное море своей страны или третьего государства. Такое преследование должно быть начато в водах РФ после подачи зрительного или звукового сигнала об остановке с дистанции, позволявшей видеть или слышать этот сигнал, и вестись непрерывно;
  осуществлять иные полномочия, предусмотренные законом или договором.
  Для разрешения вопросов, связанных с соблюдением режима Государственной границы РФ и урегулирования пограничных инцидентов создан институт пограничных представителей (уполномоченных). В их компетенцию входят: осуществление контроля за соблюдением режима Государственной границы; недопущение нарушений границы; обеспечение выполнения договоров о государственных границах; проведение расследования пограничных инцидентов.
 
 § 4. Международные и пограничные озера и реки
 
  Многие реки полностью или частично протекают по территории двух или нескольких государств (Рейн, Дунай, Нил, Брамапутра и др.). Такие реки получили название международных.
  Хотя международные реки или их части входят в состав территории соответствующего государства и находятся под его суверенитетом, их правовой режим регулируется как национальным законодательством, так и международными договорами прибрежных государств. Так, правовой режим Дуная определяется Конвенцией о режиме судоходства на Дунае 1948 г., Рейна - Конвенцией о судоходстве по Рейну 1868 г. (с изм. 1919 и 1979 гг.) и т.п.
  Соглашениями установлена свобода судоходства по международным рекам иностранных невоенных судов любых государств. Иностранные суда обязаны соблюдать установленные прибрежными государствами и международными соглашениями правила плавания. Плавание по международным рекам иностранных военных кораблей неприбрежных государств в большинстве случаев запрещено.
  Особые правила действуют в отношении пограничных рек. Пограничные реки (озера) - это реки (например, Амур) или озера (Каспийское море), по которым проходит граница двух или нескольких государств. Право беспрепятственного плавания по этим рекам (озерам) согласно международному праву, как правило, имеют только суда прибрежных государств. Плавание военных кораблей неприбрежных государств по пограничным рекам (озерам) запрещено.
 
 
 
 
 § 5. Правовой режим Арктики
 
  Арктика - часть земного шара, ограниченная Северным полярным кругом и включающая в себя окраины материков Евразия и Северная Америка, а также Северный Ледовитый океан.
  Территория Арктики поделена между США, Канадой, Данией, Норвегией и Россией на полярные сектора. Согласно концепции полярных секторов все земли и острова, находящиеся к северу от арктического побережья соответствующего приполярного государства в пределах сектора, образованного этим побережьем и сходящимися в точке Северного полюса меридианами, считаются входящими в территорию данного государства.
  Нужно заметить, что боковые границы полярных секторов не являются государственными границами соответствующих стран: государственная территория в полярном секторе ограничивается внешним пределом территориальных вод. Однако, учитывая особую значимость полярных секторов для экономики и безопасности прибрежных государств, затрудненность судоходства в этих районах, ряд иных обстоятельств, можно сказать, что на территории секторов действует правовой режим, мало чем отличающийся от режима территориальных вод. Приполярные государства устанавливают разрешительный порядок ведения хозяйственной деятельности в районе полярного сектора, правила охраны окружающей среды и т.п.
  СССР закрепил свои права в полярном секторе постановлением Президиума ЦИК СССР 1926 г., по которому все земли, как открытые, так и могущие быть открытыми в будущем, расположенные между северным побережьем Советского Союза и сходящимися у Северного полюса меридианами, были объявлены территорией СССР. Исключение составляют острова архипелага Шпицберген, принадлежащие Норвегии.
 
 § 6. Правовой режим Антарктики
 
  Антарктика представляет собой территорию земного шара южнее 60° южной широты и включает в себя материк Антарктиду, шельфовые ледники и прилегающие моря. Правовой статус Антаркики определен Договором об Антарктике 1959 г., в котором участвует около сорока государств. Это соглашение на конференции государств - участников Договора в 1995 г. было признано бессрочным.
  В соответствии с положениями Договора 1959 г. все территориальные претензии государств в Антарктике "замораживаются". Не признавая чьего-либо суверенитета в Антарктике, Договор не отрицает существования территориальных претензий, но замораживает существующие и запрещает предъявление государствами новых притязаний.
  Договором установлено, что Антарктика может использоваться только в мирных целях. В Антарктике запрещаются, в частности: создание военных баз и укреплений, проведение военных маневров, испытания любых видов оружия. Кроме того, на территории Антарктики запрещено проведение ядерных взрывов и сброс радиоактивных отходов. Таким образом, Антарктика признана демилитаризованной территорией. Договор, однако, не препятствует использованию в Антарктике военного персонала или оборудования для научных исследований или для любых иных мирных целей.
  За соблюдением Договора установлен строгий контроль. Каждое государство - участник Договора может назначать своих наблюдателей, которые имеют право доступа в любой район Антарктики в любое время. Антарктические станции, установки, оборудование, морские и воздушные суда всех государств в Антарктике открыты для инспекции.
  Наблюдатели и научный персонал станций в Антарктике находятся под юрисдикцией государства, чьими гражданами они являются.
  Правовой режим живых и минеральных ресурсов Антарктики регламентируется Конвенцией о сохранении морских живых ресурсов Антарктики 1980 г., Конвенцией по регулированию освоения минеральных ресурсов Антарктики 1988 г., другими документами.
 
 Документы и литература
 
 Конвенция об обеспечении свободного пользования Суэцким каналом 1888 г. // Международное публичное право / Сборник документов / Сост. К.А. Бекяшев, А.Г. Ходаков. Т. 1. М, 1996. С. 32-34.
 
 Договор о Шпицбергене 1920 г. // Действующее международное право / Сост. ЮМ. Колосов и Э.С. Криечикова. Т. 1. М., 1996. С. 202-204.
 
 Конвенция о режиме черноморских проливов 1936 г. // Международное публичное право / Сборник документов / Сост. К.А. Бекяшев, А.Г. Ходоков. Т. 1. С. 28-32.
 
 Конвенция о режиме судоходства по Дунаю 1948 г. // Действующее международное право / Сост. ЮМ. Колосов и Э.С. Криечикова. Т. 1. М., 1996. С. 211-223.
 
 Договор об Антарктике 1959 г. II Ведомости СССР. 1961. № 31.
 
 Конвенция о сохранении морских живых ресурсов Антарктики 1980 г. // СМД СССР. Вып. XXXVIII. М., 1982.
 
 Соглашение о сотрудничестве государств - участников Содружества по обеспечению стабильного положения на их внешних границах 1992 г. // Действующее международное право / Сост. ЮМ. Колосов и Э.С. Криечикова. Т. 1. С. 191-195.
 
 Закон РФ "О Государственной границе Российской Федерации" 1993 г. (в ред. 1994 г., 1996 г.) // Ведомости РФ. 1993. № 17. Ст. 594; СЗ РФ. 1994. № 16. Ст. 1861; СЗ РФ. 1996. № 50. Ст. 5610; Российская газета. 1997. 23 июля.
 
 Голицын В.В. Антарктика: международно-правовой режим. М., 1989.
 
 Клименко Б.М. Государственная территория. Вопросы теории и практики международного права. М., 1974.
 
 Клименко Б.М. Международные реки. М., 1969.
 
 Курс международного права. В 7 т. Т. 3. М., 1990.
 
 Скуратов Ю.А. Государственная граница в России: формирование правовой основы // ГиП. 1993. №10. С. 17-26.
 
 Трофимов В.Н. Правовой статус Антарктики. М., 1990.
 
 Щербаков А.С. Государственная граница России и право // ГиП. 1995. № 9.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Г л а в а 9
 МИРНЫЕ СРЕДСТВА РАЗРЕШЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ СПОРОВ
 § 1. Мирные средства как единственно правомерный
 способ разрешения споров и разногласий
 между государствами
 
  В соответствии с нормами международного права все государства обязаны решать возникающие между ними разногласия мирными средствами, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность.
  Институт мирных средств разрешения международных споров - межотраслевой. Его нормы содержатся и в праве международной безопасности, и в праве международных организаций, в ряде других отраслей международного права. Основными источниками данного института являются: Конвенция о мирном решении международных столкновений 1907 г., Пересмотренный общий акт о мирном разрешении международных споров 1928 г. (в ред. 1949 г.), Устав ООН, уставы региональных организаций, Декларация о принципах международного права 1970 г., Заключительный акт СБСЕ 1975 г., Итоговый документ Венской встречи 1989 г. и другие документы СБСЕ, а также обычаи.
  Различают два основных вида международных разногласий: спор и ситуацию.
  Спор - это совокупность взаимных притязаний субъектов международного права по неурегулированным вопросам, касающимся их прав и интересов, толкования международных договоров.
  Под ситуацией понимается совокупность обстоятельств субъективного характера, вызвавших трения между субъектами вне связи с конкретным предметом спора. Таким образом, при ситуации состояния спора еще нет, но имеются предпосылки для его возникновения; ситуация - это состояние потенциального спора.
  В соответствии со ст. 33 Устава ООН стороны, участвующие в споре, продолжение которого могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности, должны прежде всего стараться разрешить его посредством переговоров, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам или соглашениям или иным мирным средствам по своему выбору.
 
 § 2. Непосредственные переговоры, посредничество, добрые услуги
 
 Непосредственные переговоры и консультации
 
  Содержание непосредственных переговоров заключается в поиске решения разногласий самими спорящими сторонами путем установления непосредственного контакта и достижения соглашения между ними. Переговоры - это наиболее удобное, простое и распространенное средство устранения разногласий.
  Переговоры можно классифицировать:
  по предмету спора (мирные, политические, торговые и др.);
  по количеству участников (многосторонние и двусторонние);
  по уровню представительства сторон (межгосударственные, межправительственные, межведомственные) и др.
  Переговоры могут проводиться как в устной, так и в письменной форме.
  Одной из разновидностей переговоров являются консультации. В соответствии с ранее достигнутой договоренностью государства обязуются периодически или в случае возникновения определенного рода обстоятельств консультироваться друг с другом для устранения возможных разногласий. Целью консультаций является предупреждение возникновения международных споров.
 Добрые услуги
 
  Добрые услуги - это такой способ разрешения спора, при котором сторона, не участвующая в споре, по своей инициативе или по просьбе государств, находящихся в споре, вступает в процесс урегулирования. Цель добрых услуг состоит в установлении или возобновлении контактов между сторонами. При этом сторона, оказывающая добрые услуги, в самих переговорах не участвует; ее задача - облегчить взаимодействие спорящих сторон.
 
 Посредничество
 
  При посредничестве находящиеся в споре государства избирают третье лицо (государство, представителя международной организации), которое участвует в переговорах в качестве самостоятельного участника.
  Посредничество (как и добрые услуги) предполагает участие в переговорах третьего государства. Однако имеются и различия между ними.
  Во-первых, к посредничеству прибегают с согласия всех спорящих сторон, в то время как добрые услуги могут использоваться с согласия лишь одного спорящего государства. Во-вторых, цель посредничества состоит не только в облегчении контактов, но и в согласовании позиций сторон: посредник может вырабатывать свои проекты урегулирования спора и предлагать их сторонам.
 
 § 3. Международная примирительная процедура
 
 Следственные комиссии
 
  В международных спорах, не затрагивающих ни чести, ни существенных интересов государств и проистекающих из разногласий в оценке фактических обстоятельств ситуации, стороны вправе учредить специальный международный орган - следственную комиссию для выяснения вопросов фактов.
  Следственные комиссии учреждаются на основании особого соглашения между сторонами, в котором определяются: подлежащие расследованию факты, порядок и срок деятельности комиссии, ее полномочия, место пребывания комиссии, язык разбирательства и др.
  Расследование комиссией производится в состязательном порядке. Стороны в установленные сроки излагают комиссии факты, представляют необходимые документы, а также список свидетелей и экспертов, которые должны быть выслушаны. Комиссия может запросить от сторон дополнительные материалы. В процессе разбирательства производится допрос свидетелей, о чем составляется протокол.
  После того как стороны представили все разъяснения и доказательства, а все свидетели выслушаны, следствие объявляется законченным, а комиссия составляет доклад. Доклад комиссии ограничивается установлением фактов и не имеет силы решения суда или арбитража. Стороны имеют право использовать решение комиссии по своему усмотрению.
 
 Согласительные комиссии
 

<< Пред.           стр. 6 (из 27)           След. >>

Список литературы по разделу