<< Пред.           стр. 1 (из 2)           След. >>

Список литературы по разделу

 Бюджетная реформа в действии
 2
 1. Стратегические цели развития страны
 4
 2. Финансовое обеспечение общенациональных приоритетов 5 БЮДЖЕТНАЯ РЕФОРМА В ДЕЙСТВИИ
 2.1. Сбалансированность ресурсов и обязательств 5 2.2. Приоритеты бюджетных расходов 6 2.3. Новые бюджетные возможности 7 3. Бюджет для граждан 8 3.1. Доступность и качество бюджетных услуг 8 3.2. Социальная защищенность 10 3.3. Территориальная справедливость 10 4. Бюджет для экономики 13 4.1. Снижение инфляции 13 4.2. Сокращение налоговой нагрузки 15 4.3. Инвестиции в развитие 15 5. Бюджет для безопасности 18 5.1. Предотвращение внешних и внутренних угроз 18 5.2. Законность и правопорядок 19 5.3. Национальная служба спасения 20 6. Бюджет для будущего 21 6.1. "Человеческий капитал" 21 6.2. Природные богатства 22 6.3. Эффективное государство 23 7. Гарантии финансовой устойчивости 24 Политика развития 27
 "...Основой формирования бюджета должны стать четко заданные цели проводимой политики и ожидаемые результаты, а само бюджетное планирование приобрести долговременный характер".
 Из Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, 26 мая 2004 года
  В 2005 году общий объем расходов бюджетов, входящих в бюджетную систему Российской Федерации, составит около 6,6 трлн. рублей. Совокупные бюджетные расходы на душу населения превысят 3,5 тысячи рублей в месяц, а к 2008 году - 5,8 тысяч рублей.
  Фактически за эти средства общество "приобретает" у государства общественные услуги - образование, здравоохранение, социальное обеспечение, регулирование экономики, гарантии безопасности и правопорядка, защиту общественных интересов, гражданских прав и свобод и все то, что не может быть предоставлено рынком и оплачено каждым из нас в отдельности.
  Граждане - и как налогоплательщики, и как потребители общественных услуг - должны быть уверены в том, что передаваемые ими в распоряжение государства средства используются прозрачно и эффективно, приносят конкретные результаты как для общества в целом, так и для каждой семьи, для каждого человека.
 2006 ГОД СТАНЕТ ПЕРЕЛОМНЫМ ДЛЯ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА В РОССИИ
  Впервые федеральный бюджет будет составной частью перспективного финансового плана, сформированного на три года, как это происходит во многих развитых странах. Тем самым Россия выходит на качественно новый уровень управления общественными финансами.
  Впервые вводится разделение действующих и принимаемых обязательств государства. Это обеспечит выполнение всех установленных законом расходных обязательств, в том числе - вытекающих из уже принятых и планируемых на трехлетний период решений
 по повышению заработной платы работникам бюджетной сферы, пенсий и пособий, денежного содержания военнослужащих, поддержке экономического роста и укреплению национальной обороны и безопасности.
  Впервые основой формирования бюджета станут четко заданные цели и приоритеты государственной политики, а расходы федерального бюджета будут увязаны с конкретными и измеримыми результатами деятельности федеральных органов исполнительной власти.
  Это и есть суть новых подходов в управлении общественными финансами, переход к среднесрочному бюджетированию, ориентированному на результаты, предусмотренному правительственной Концепцией реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 годах.
  Такого рода реформы проводились и проводятся в большинстве развитых стран, к ним уже присоединились многие страны с переходной экономикой, в том числе - ряд стран-членов СНГ. В условиях роста глобальной конкуренции России необходимо в сжатые сроки выйти на достойные позиции среди стран с передовыми методами управления общественными финансами (рис. 1).
 Рис. 1. Место России в международной бюджетной реформе
  Разработка и реализация перспективного финансового плана на 2006-2008 годы и федерального бюджета на 2006 год - первые, наиболее трудные, но и самые важные шаги в решении этой стратегической задачи.
  В приложении 1 приведены основные показатели предлагаемого к общественному обсуждению Правительством Российской Федерации первого в истории России трехлетнего бюджета. Его важнейшая часть - проект федерального бюджета на 2006 год, который после его рассмотрения и утверждения Государственной Думой и Советом Федерации будет иметь силу закона.
  Как следует из данных приложения 2, каждый уровень власти имеет свою сферу бюджетной ответственности. Федеральные власти отвечают за выплату пенсий и пособий, оборону и безопасность, высшее образование и науку, региональные и местные власти - за предоставление услуг здравоохранения, образования, жилищно-коммунального хозяйства.
  Федеральные и региональные органы государственной власти, создаваемые начиная с 2006 года органы местного самоуправления муниципальных районов, городских и сельских поселений, реализуя закрепленные за ними полномочия, должны формулировать четкие цели развития страны, региона или муниципалитета, отвечать перед обществом за достигнутые результаты, обеспечивать преемственность и предсказуемость бюджетной политики, прозрачность своих бюджетов.
  В этом - главная цель проводимой Правительством Российской Федерации бюджетной реформы.
 1. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ РАЗВИТИЯ СТРАНЫ
 "Наши цели абсолютно ясны. Это - высокий уровень жизни в стране, жизни - безопасной, свободной и комфортной. <...> Мы должны расти быстрее, чем остальной мир. Должны опережать другие страны и в темпах роста, и в качестве товаров и услуг, и в уровне образования, науки, культуры".
 Из Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, 26 мая 2004 года
  Стратегические цели развития Российской Федерации определены в ежегодных посланиях Президента Федеральному Собранию. Они представляют собой программу действий на ближайшее десятилетие, охватывающую все стороны жизнедеятельности общества и определяющую общее направление и приоритеты национального развития.
  Главной целью является повышение уровня и качества жизни населения в соответствии с конституционным требованием "создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека". Государство должно способствовать повышению реальных доходов и занятости населения, росту сбережений и имущества граждан, развитию рынка жилья. В сфере его прямой ответственности - повышение доступности и качества бюджетных услуг, удовлетворение потребностей граждан в услугах образования, здравоохранения, культурном и духовном развитии, информации, досуге, пенсионное и социальное обеспечение.
  Основа для решения социальных проблем - высокие темпы устойчивого экономического роста. Для этого, прежде всего, необходимо поддерживать макроэкономическую стабильность (низкую инфляцию и стабильность национальной валюты), совершенствовать налоговую систему, обеспечивать защиту прав собственности. Благодаря этому будут созданы благоприятные условия для инвестиций и предпринимательства, создания новых рабочих мест, роста заработной платы в экономике. Государство должно способствовать развитию базовых, стратегических отраслей, в первую очередь транспортной, коммуникационной и энергетической инфраструктуры, передовых технологий и инноваций.
  Обеспечение обороноспособности и безопасности - необходимое условие для развития страны. Социальный прогресс невозможен в стране, граждане которой страдают от военных конфликтов, терроризма, преступности, стихийных бедствий. Разрушительный потенциал насилия, природных и техногенных катастроф постоянно растет, и долг государства - сделать все для защиты граждан от этих угроз.
  Создание условий для будущего развития - важная миссия социально ответственного государства. Люди должны быть уверены в завтрашнем дне, убеждены в том, что их дети и внуки будут благодарны старшим поколениям, заложившим основы будущего процветания страны в целом, а значит и каждой семьи в отдельности.
  Для достижения этих целей необходимо максимально эффективно использовать все инструменты и формы государственной политики. Однако именно бюджетная политика занимает среди них ключевое место.
  Практически все действия государства должны быть обеспечены бюджетными средствами - даже если речь идет только о разработке законов или подготовке решений Правительства. Поэтому от того, на каких принципах и по каким правилам формируются и используются бюджетные средства, как государство управляет "переданными" ему обществом финансовыми ресурсами, зависит не только выполнение государственных обязательств и социальных гарантий, но и эффективность работы всего государственного механизма, а значит и достижение стратегических целей развития страны.
 2. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНЫХ ПРИОРИТЕТОВ
 Основное требование к бюджетной политике - долгосрочная сбалансированность доходов и расходов, повышение результативности бюджетных расходов, их ориентация на приоритетные направления государственной политики, обеспечение прозрачности и подотчетности бюджетов всех уровней.
 2.1. СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ РЕСУРСОВ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВ
  В 2006-2008 годах бюджетные расходы будут полностью обеспечены доходами как в целом по бюджетной системе Российской Федерации, так и в отдельности, по бюджетам разных уровней (рис. 2).
 * балансируется за счет остатков средств на счетах
 ± баланс (% к расходам)
 Рис. 2. Доходы и расходы бюджетной системы Российской Федерации
  Суммарные бюджетные ресурсы возрастут по сравнению с 2005 годом в 2006 году - в 1,18 раза, к 2008 году - в 1,46 раза.
  При этом в структуре конечных (без учета перечислений бюджетам других уровней) расходов ведущее место будут занимать региональные и местные бюджеты, из которых финансируются (в том числе за счет финансовой помощи) основные бюджетные услуги (рис. 3).
 Рис. 3. Расходы бюджетной системы на 1 человека в тыс. руб.
 2.2. ПРИОРИТЕТЫ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ
  Общий объем непроцентных (не связанных с обслуживанием долга) расходов федерального бюджета в реальном выражении (с учетом инфляции) в 2006 году по сравнению с 2005 годом увеличится на 15%, а к 2008 году - на 27%.
  Распределение ресурсов федерального бюджета между стратегическими целями будет достаточно стабильным (рис. 4).
 Рис. 4. Объем и структура расходов федерального бюджета на достижение стратегических целей (без расходов на обслуживание долга)
  На первом месте - расходы социальной направленности, устойчиво высокой будет доля расходов, выделяемых на обеспечение безопасности и на цели долгосрочного развития.
 Достойная жизнь для граждан
 Устойчивый рост для экономики
 Уверенность в будущем для страны
 Основная часть расходов федерального бюджета направляется на выплаты населению, в том числе - через бюджеты регионов и государственных внебюджетных фондов (рис. 5).
 Рис. 5. Объем и структура расходов федерального бюджета по экономическому содержанию
 2.3. НОВЫЕ БЮДЖЕТНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ
 "Новые расходные обязательства могут включаться в федеральный бюджет лишь в целях обеспечения приоритетов государственной социально-экономической политики и при условии проведения оценки их ожидаемой эффективности".
 Из Бюджетного послания Президента Российской Федерации, 24 мая 2005 года
  В 2006-2008 годах возможности федерального бюджета для принятия новых обязательств будут использоваться для решения наиболее значимых и актуальных проблем (рис. 6).
 Повышение оплаты труда и денежного +150 +405 довольствия
 Расходы на оборону +129 +410и безопасность
 Инвестиционный +69 +213фонд
 Поступления в Стабфонд -324 -962
 Расходы на обслуживание -24 -66внешнего долга
 Рис. 6. Распределение дополнительных ресурсов федерального бюджета в 2006-2008 гг. млрд. руб.
 7
 3. БЮДЖЕТ ДЛЯ ГРАЖДАН
 
  Обеспечение достойной - долгой, обеспеченной, комфортной, безопасной - жизни нынешним и будущим гражданам страны составляет смысл деятельности современного демократического государства. С этой точки зрения весь бюджет России можно назвать бюджетом для граждан. В то же время крайне важно выделить ту его часть, которая непосредственно касается самых насущных потребностей населения. Рост заработной платы в бюджетной сфере, повышение доступности и качества бюджетных услуг, уровня социальной защищенности пенсионеров, инвалидов, малообеспеченных граждан - основной приоритет бюджетной политики.
  В структуре расходов на эти цели преобладают перечисления государственным внебюджетным фондам (прежде всего, Пенсионному), а также бюджетам регионов (рис. 7).
 Рис. 7. Бюджет для граждан
 
 
 3.1. ДОСТУПНОСТЬ И КАЧЕСТВО БЮДЖЕТНЫХ УСЛУГ
 "Считаю необходимым в течение трех лет добиться повышения доходов
 бюджетников в реальном выражении не менее чем в 1,5 раза.
 То есть в ближайшие годы зарплаты бюджетников должны расти как минимум
 в полтора раза быстрее, чем цены на потребительские товары".
 
 Из Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, 25 апреля 2005 года
  Для повышения доступности и качества бюджетных услуг необходимо, прежде всего, обеспечить достойный и конкурентоспособный уровень оплаты труда работников образования, здравоохранения, культуры, других отраслей социальной сферы (таблица 1).
 Таблица 1
 Показатели роста заработной платы в бюджетной сфере
 
  2004 (отчет) 2005 2006 2007 2008 Среднемесячная заработная плата в бюджетной сфере, руб. 5 078 6 360 7 599 8 601 9 875 Превышение темпов роста заработ-ной платы темпов инфляции 1,14 1,12 1,07 1,10 Прожиточный минимум трудоспособного населения, руб. в месяц 2 602 3 052 3 375 3 669 3 950 Соотношение зарплаты и прожиточ-ного минимума 1,95 2,08 2,25 2,34 2,50
 При этом с 1 мая 2006 года в соответствии с законом об увеличении минимального размера оплаты труда первый разряд единой тарифной сетки вырастет до 1 100 рублей.
  Расходы на здравоохранение, которые в 2006 году возрастут в 1,64 раза, будут направлены на повышение доступности и качества медицинской помощи, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия в стране.
  Будет повышена роль первичной медицинской помощи и профилактики заболеваний. К 2008 году планируется увеличить обеспеченность амбулаторно-поликлинической помощью на 11%, дневными стационарами - на 62%.
  В 3 раза по сравнению с 2005 годом возрастет удовлетворение потребности населения в высокотехнологичных видах медицинской помощи (рис. 8).
 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.
 Рис. 8. Удовлетворение потребности населения
 в высокотехнологичных видах медицинской помощи, %
 
  В целях реализации права выбора медицинских учреждений, более полного финансового обеспечения программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи ставится задача повысить долю финансирования здравоохранения через систему обязательного медицинского страхования с 40% в 2004 году до 60% в 2008 году.
  Отдельной задачей будет популяризация здорового образа жизни. Планируется, что удельный вес детей и молодежи, регулярно занимающихся в спортивных секциях и клубах в общей численности населения в возрасте 5-30 лет за 3 года возрастет с 22 до 30%.
 "Правительство, региональные и местные органы власти должны ориентироваться на то,
 чтобы к 2010 году минимум треть граждан страны (а не одна десятая, как сегодня)
 могли бы приобретать квартиру, отвечающую современным требованиям, приобрести -
 за счет собственных накоплений и с помощью жилищных кредитов".
 
 Из Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, 26 мая 2004 года
  Для решения задачи обеспечения граждан доступным жильем предусматривается существенное расширение масштабов ипотечного кредитования и жилищного строительства.
  Прямые расходы федерального бюджета в рамках Федеральной целевой программы "Жилище" позволят в 2006-2008 годах переселить 150 тыс. человек из аварийного жилого фонда, модернизировать более 45 тыс. км тепловых сетей и сетей водоснабжения.
 3.2. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИЩЕННОСТЬ
 "...Российское государство, если хочет быть справедливым, обязано помогать
 нетрудоспособным и малоимущим гражданам - инвалидам, пенсионерам,
 сиротам, с тем чтобы жизнь таких людей была достойной,
 а основные блага были бы для них доступными".
 
 Из Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, 25 апреля 2005 года
  Доля расходов федерального бюджета на выплату пенсий (включая перечисления Пенсионному фонду) в 2006 году составит 24%. Эти средства позволят к 2008 году увеличить средний размер трудовой пенсии в 1,9 раза, довести размер социальной пенсии до прожиточного минимума пенсионера, увеличив ее в 2 раза, повысить пенсии военнослужащим в 1,6 раза.
  В результате будет заметно повышен уровень жизни пенсионеров (таблица 2).
 Таблица 2
 Показатели роста пенсий
  2004 (отчет) 2005 2006 2007 2008 Средний размер трудовой пенсии, руб. в месяц 1 894 2 325 2 620 3 025 3 549 Прожиточный минимум пенсионера, руб. в месяц 1 801 2 170 2 399 2 608 2 805 Соотношение среднего размера пенсии и прожиточного минимума пенсионера 1,05 1,07 1,09 1,16 1,27
  В соответствии с требованиями законодательства будут индексироваться социальные пособия, компенсации, выплаты из Фонда социального страхования.
  Увеличение финансирования реабилитации инвалидов позволит в 2006 году предоставить протезно-ортопедические изделия 82% нуждающихся в них инвалидов и довести этот показатель к 2008 году до 96%.
 3.3. ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ
 "...Ответственность за установление размера и своевременную выплату зарплат
 большинству бюджетников лежит на властях регионов.
 И нужно выстраивать межбюджетные отношения таким образом,
 чтобы субъекты Российской Федерации также имели возможность
 повышать заработную плату в бюджетной сфере опережающими темпами".
 
 Из Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, 25 апреля 2005 года
  Одной из важнейших задач федеральных органов власти является выравнивание финансовых возможностей регионов по реализации закрепленных за ними полномочий, прежде всего - в сфере социальной политики и социального развития.
  Общий объем финансовой помощи субъектам Российской Федерации из федерального бюджета в 2006 году по сравнению с 2005 годом возрастет в 1,17 раза.
  Как и в предыдущие годы, основная часть этих средств будет распределяться между регионами через 5 фондов по единым методикам.
  Наиболее значимый из них - Фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации-регионов (ФФПР). Из-за неравномерного размещения по территории страны производственного и ресурсного потенциала различия в бюджетной обеспеченности регионов достигают 40 раз. После распределения дотаций из этого Фонда всем регио
 Достойная жизнь для граждан Устойчивый рост для экономики Уверенность в будущем для страны
 нам гарантируется бюджетная обеспеченность не ниже 64% от среднего уровня, при этом существенное повышение бюджетной обеспеченности охватит 1/3 населения России (таблица 3).
 Таблица 3
 Доля населения, проживающего в регионах с разным уровнем бюджетной обеспеченности (% к общей численности населения России)
 2005 2006
 Уровень бюджетной обеспеченности (% к среднему по России) до после до после
 выравнивания выравнивания выравнивания выравнивания
 Критически низкий (менее 64%) 34.2% - 30.0% - Низкий (от 64% до 70%) 4.3% 30.1% 7.9% 27.2% Ниже среднего (от 70% до 75%) 7.3% 8.4% 10.8% 7.7% Средний (от 75% до 100%) 19.0% 26.2% 13.3% 27.0% Выше среднего (от 100% до 150%) 23.9% 23.9% 24.7% 24.7% Высокий (более 150%) 11.4% 11.4% 13.4% 13.4%
  Целевые субсидии из Фонда софинансирования социальных расходов будут направлены на поддержку приоритетных социально значимых расходов территориальных бюджетов (социальную защиту ветеранов труда, тружеников тыла, лиц, пострадавших от политических репрессий, выплаты детских пособий, адресных жилищных субсидий населению). С 2006 года труженикам тыла и лицам, пострадавшим от политических репрессий, будет предоставлено право присоединяться к части социального пакета, предоставляемого гражданам, социальная поддержка которых обеспечивается за счет средств федерального бюджета.
  Задачей Фонда регионального развития является оказание помощи регионам в развитии социальной инфраструктуры - строительстве школ, больниц, других объектов. Будет продолжена реализация отбираемых на конкурсной основе программ бюджетных реформ, поддерживаемых из Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов.
 Уровень бюджетной обеспеченности в регионах России в 2006 г. до и после распределения трансфертов ФФПР (% к среднему уровню)
 11
 
  Особое место в системе финансовой поддержки регионов занимает Фонд компенсаций, средства которого передаются регионам в виде целевых субвенций на реализацию делегированных федеральных полномочий, прежде всего, по предоставлению льгот на оплату жилищно-коммунальных услуг участникам Великой Отечественной войны, инвалидам, чернобыльцам. В 2006 году объем этого Фонда возрастет в 2,2 раза, что позволит полностью компенсировать расходы региональных и местных бюджетов по предоставлению этих льгот.
  С учетом прогнозируемого в 2006-2008 годах роста налоговых доходов бюджетов регионов планируемые объемы и формы предоставления финансовой помощи позволят полностью обеспечить выполнение субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления возложенных на них полномочий и функций, в том числе - по установлению и выплате заработной платы учителям, врачам, работникам учреждений культуры и других региональных и муниципальных учреждений, социальной защите ветеранов труда и тружеников тыла, предоставлению услуг образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства.
  Результатом проводимой бюджетной и социальной политики будет устойчивый рост доходов бюджетников, военнослужащих, пенсионеров, повышение уровня социальной защищенности граждан, доступности и качества бюджетных услуг - как за счет прямых расходов на эти цели из федерального бюджета, так и выравнивания бюджетной обеспеченности регионов, поддержки государственных внебюджетных фондов.
  Уровень бедности уменьшится с 15,8% в 2005 году до 13,5% в 2006 году и до 9,7% к 2008 году. Это означает, что за 3 года число наших граждан, доходы которых превышают прожиточный минимум, возрастет почти на 9 млн. человек.
  Значительный вклад в повышение уровня жизни внесет реализуемая в 2006-2008 гг. программа последовательного роста оплаты труда бюджетников, военнослужащих, государственных служащих.
 Сроки индексации оплаты труда за счет средств федерального бюджета
  Работники бюджетной сферы Военнослужащие и приравненные к ним лица Государственные служащие Судьи, прокуроры 2006 год: 1 марта 1 сентября 1 января 1 января 1 июля 2007 год: 1 мая 1 января 1 ноября 1 января 1 ноября 1 июля 2008 год: 1 мая 1 сентября 1 сентября
 4. БЮДЖЕТ ДЛЯ ЭКОНОМИКИ
  "...Стабильность бюджетной и налоговой политики является важнейшим фактором развития экономики".
 Из Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, 26 мая 2004 года
  Главный способ формирования действительно надежной основы для решения социальных проблем - обеспечение высокого и устойчивого экономического роста. Бюджетная политика играет крайне важную роль в этом процессе, помогая созданию экономики, способной выдержать жесткую конкуренцию в условиях глобализации и стремительного развития информационных технологий.
 
 
 4.1. СНИЖЕНИЕ ИНФЛЯЦИИ
 "Обеспечение макроэкономической устойчивости остается важнейшей задачей бюджетной политики. В 2006-2008 годах необходимо обеспечить последовательное снижение уровня инфляции".
 Из Бюджетного послания Президента Российской Федерации, 24 мая 2005 года
  Для экономического роста, в первую очередь, необходима макроэкономическая стабильность: низкий уровень инфляции, прогнозируемый курс национальной валюты, общая финансовая устойчивость. Только в таких условиях бизнес имеет возможность планировать и развивать свою деятельность, создавать новые рабочие места, привлекать долгосрочные кредиты. Создание и поддержание таких условий - главный вклад бюджетной политики в экономическое развитие страны.
  В 2006-2008 годах прогнозируется сохранение высоких цен на нефть. С одной стороны, это создает стабильные и достаточно благоприятные предпосылки для развития экономики. В то же время в этих условиях повышается "инфляционное" давление на экономику.
 Для его снижения необходимо продолжить аккумулирование части доходов от высоких цен на нефть в Стабилизационном фонде.
  Начиная с 2006 года появится возможность, не подвергая риску макроэкономическую стабильность, увеличить долю доходов от экспорта нефти, направляемую в федеральный бюджет (рис. 9).
 Рис. 9. Использование доходов от экспорта нефти в 2005-2008 годах
  В то же время в среднесрочной перспективе следует сдерживать рост бюджетных расходов, сохраняя его на уровне, не превышающем 16,5-17% ВВП.
  Только такая, взвешенная и ответственная, бюджетная политика в сочетании с ограничением темпов роста контролируемых государством тарифов на газ, электроэнергию, железнодорожные перевозки, жилищно-коммунальные услуги в пределах 5-8% в год позволит к 2008 году снизить уровень инфляции до 4-5,5%, а в перспективе - до 3% при сохранении стабильности и предсказуемости курса рубля (рис. 10).
  Решение этой задачи обеспечит рост реальных доходов и сбережений граждан, приведет к снижению процентных ставок по кредитам для бизнеса и населения, улучшит инвестиционный климат и, следовательно, создаст благоприятные условия для устойчивого экономического роста.
 4.2. СОКРАЩЕНИЕ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ
 "В 2005-2006 годах особое внимание предстоит уделить завершению налоговой реформы".
 Из Бюджетного послания Президента Российской Федерации, 24 мая 2005 года
  Начиная с 2000 года Правительством Российской Федерации проводится политика снижения числа налогов и сокращения налоговой нагрузки на экономику, что позволяет предприятиям направлять сэкономленные средства на повышение зарплат своим работникам, создание новых рабочих мест, техническое перевооружение.
  В 2006-2008 годах будет продолжено совершенствование налогового законодательства.
  С 2006 года предусматривается упрощение процедуры возмещения НДС при капитальном строительстве, а с 2007 года - при экспорте продукции. Расширяется перечень расходов, принимаемых к вычету при налогообложении прибыли. С 2006 года с 15 до 20 млн. рублей повышен верхний предел дохода для организаций малого бизнеса, имеющих право на упрощенный режим налогообложения. Отменяется налог на имущество, переходящее в порядке наследования. Будут введены налоговые льготы для инвесторов в особых экономических зонах. С 2007 года планируется дифференцировать ставки налога на добычу полезных ископаемых в зависимости от условий добычи нефти, что повысит инвестиционную привлекательность нефтедобывающей промышленности.
  Прямая экономия предприятий от введения этих новаций в 2006-2008 годах оценивается в 0,25% ВВП, что в условиях 2006 года равнозначно 60 млрд. рублей.
  В то же время необходимо учитывать, что основы новой налоговой системы России уже сформированы. Поэтому на первое место будет выходить упрощение и повышение прозрачности налоговых процедур. Реальное снижение для предприятий налогового бремени за счет этих мер окажется даже более значительным, чем прямая экономия средств при снижении налоговых ставок.
 4.3. ИНВЕСТИЦИИ В РАЗВИТИЕ
  В 2006-2008 годах, как и в предыдущие годы, государственная поддержка отдельных отраслей экономики из федерального бюджета будет концентрироваться на развитии инфраструктуры общенационального и межрегионального значения, стимулирования развития высокотехнологичных отраслей, внедрении новаций, содействии прогрессивным структурным сдвигам в экономике.
  В составе этих расходов - создаваемый с 2006 года Инвестиционный фонд, средства которого (в объеме около 70 млрд. рублей) будут направляться на реализацию совместно с частными инвесторами особо значимых инвестиционных и инновационных проектов.
  Государственные расходы на поддержку промышленности должны содействовать переходу к наукоемкому инновационному развитию, привлечению внешних и внутренних инвестиций.
 "Авиастроение может стать одним из важнейших рычагов диверсификации и структурной перестройки экономики".
 Из выступления Президента Российской Федерации на заседании президиума Государственного Совета, 22 февраля 2005 года
  Так, в рамках Федеральной целевой программы "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года" планируется обновление парка гражданской авиационной техники с общим объемом производства 2800 самолетов и 2200 вертолетов.
 Повышение конкурентоспособности отечественной промы
  шленной продукции, в том числе - за счет предоставления государственных экстренных гарантий, позволит расширить экспорт машин, оборудования и транспортных средств (рис. 12).
  В агропромышленном комплексе бюджетные средства будут направлены на мероприятия по повышению конкурентоспособности продукции на внутреннем и внешнем рынках. Ежегодно в 2006-2008 годах на пополнение уставного капитала ОАО "Росагролизинг" будет выделяться 8,0 млрд. рублей, что позволит предприятиям АПК дополнительно закупать каж
 дый год свыше 10 тыс. единиц сельскохозяйственной техники. Прогнозируется, что доля отечественных продовольственных товаров в товарных ресурсах розничной торговли продовольствием возрастет с 66% в 2004 г. до 68%, а объем продукции АПК возрастет в 2008 г. по сравнению с 2005 г. на 6,6%.
  Опережающими темпами (в том числе благодаря мерам государственной поддержки) будут развиваться информационные технологии и связь.
 "С учетом масштабов России и географической удаленности отдельных ее территорий от
 политических и экономических центров страны <...>
 развитие инфраструктуры - это больше, чем экономическая задача.
 Её решение прямо влияет не только на состояние дел в экономике, но в целом -
 на обеспечение единства страны, на то, чувствуют ли себя люди гражданами единого
 и большого государства и могут ли пользоваться его преимуществами".
 
 Из Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, 26 мая 2004 года
  В 2006-2008 гг. будет продолжена поддержка малого бизнеса, что позволит увеличить его долю в ВВП с 11,5% до 2005 года и до 17% - к 2008 году.
  В поддержании высоких темпов экономического роста важное значение имеет развитие инфраструктуры.
  В 2006-2008 годах будет продолжена реализация крупномасштабной Федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России", направленной на развитие единой дорожной сети страны. В рамках этой программы в 2006-2008 гг. планируется построить и реконструировать
 более 12 тыс. км автодорог, в том числе 3,2 тыс. км - в 2006 г.
 
  Результатом проводимой в 2006-2008 годах бюджетной и экономической политики станет создание благоприятных условий для развития экономики и существенное ускорение по сравнению с инерционным прогнозом темпов экономического роста за счет внутренних факторов:
 Факторы ускорения роста ВВП в 2006-2008 гг.
  Прирост ВВП, % к предыдущему году 2006
 2007
 2008 Инерционный прогноз
 4,0
  4,3
  4,6 Основной прогноз
 5,8
  5,9
  6,0 Разница
 1,8
  1,6
  1,4 в том числе за счет: Внешнеэкономической конъюнктуры
 0,7
  0,2
  0,3 Инвестиций
 0,8