<< Пред.           стр. 12 (из 21)           След. >>

Список литературы по разделу

 * Инструкция Госналогслужбы РФ «О налогообложении прибыли и доходов ино­странных юридических лиц» от 16 июня 1995 г. № 34 и правительственные соглаше­ния об избежании двойного налогообложения между страной регистрации инофир­мы и Россией.
 
 Однако внимательное изучение законов, регламентирующих деятельность таких фирм, позволяет, используя методы налого­вого планирования, оптимизировать базу налогообложения.
 В случае, если иностранное юридическое лицо действует че­рез представителя — резидента страны регистрации, оно не по­падает под действие закона о налогообложении иностранных юридических лиц.
 Широкие возможности для оптимизации налогооблагаемой базы появляются при создании совместного предприятия с уче­том правовых форм для юридических лиц, которым владеют и управляют граждане российской и оффшорной компаний.
 Экономические преимущества работы через оффшорную компанию заключаются в следующем:
 • возможности открытия рублевого и валютного счетов;
 • беспошлинного ввоза оборудования;
 • полного исполнения затрат и применения системы льгот и т.д.
 Преимущества оффшорных фондов. По степени привлека­тельности законы стран — оффшорных зон имеют существенные различия. Некоторые международные финансовые центры яв­ляются маленькими островными государствами со слабо разви­той экономикой, небольшими запасами природных ресурсов, высоким уровнем безработицы и низкой платежеспособностью граждан (Виргинские, Антильские, Багамские, Бермудские и Нормандские острова, Гонконг и Сингапур). Поэтому они соз­дают самые благоприятные условия для развития оффшорной индустрии и првлечения инвестиций.
 Приняв либеральные налоговые законы и правила выдачи лицензий на осуществление определенного вида деятельности, эти государства могут привлечь иностранный капитал.
 Льготы, предоставляемые этими странами, способствуют стремительному росту индустрии оффшорных фондов. Причинами такого роста являются следующие преимущества оффшорных фондов по сравнению с местными фондами:
 • налоговые преимущества — оффшорные фонды не платят налога на прирост капитала. Дивиденды и проценты об­лагаются сокращенным налогом или освобождаются от налогов полностью, способствуя тем самым эффективно­сти капиталовложений;
 • минимальное регулирование — достаточной квалификацией учредителей фонда считается прошлый деловой опыт;
 • инвестиционная гибкость — оффшорные фонды имеют большее число вариантов инвестирования, что позволяет им сосредоточиться на особых проектах или выбирать зо­ны с высокими доходами регулировать свои активы;
 • диверсификация рисков — за счет географического рассре­доточения активов оффшорного фонда уменьшается сте­пень риска;
 • конфиденциальность информации;
 • увеличение прибыли за счет гибкой стратегии действий.
 Обычно оффшорный фонд действует совместно с корпора­циями, банками и инвестиционными компаниями, зарегистри­рованными в других странах.
 Важное практическое значение для российского рынка имело письмо Госналогслужбы РФ от 1 июня 1994 г. «О некоторых вопро­сах налогообложения иностранных инвестиций», освобождающего от НДС кредиты, полученные российскими организациями от ино­странных банков и кредитных учреждений. Это легализовало капи­тал оффшорных компаний на российском рынке.
 Существуют следующие виды оффшорных компаний.
 1. Холдинговая компания, зарегистрированная в оффшорной зоне, где не взимаются подоходный и корпоративный налоги, которая получает возможность через сеть филиалов извлекать дополнительную прибыль, аккумулируя свой капитал в зоне, свободной от налогов, и не подвергая налогообложению доходы от процентов по депозитам, которые холдинг может инвестиро­вать или расширить сеть филиалов.
 Холдинг как организационная форма эффективна для гиб­кого планирования налогов структур, входящих в его состав.
 2. Торговые компании пользуются особой популярностью на международных рынках. Экспортно-импортные операции по схеме, когда оффшорная компания принимает заказы от клиен­тов и поставляет товар напрямую от производителя, позволяют планировать выплаты пошлин и акцизов, аккумулируя прибыль от реализации без налогообложения.
 3. Оффшорные банки и трастовые компании. С помощью оффшорных филиалов и отделений банков в налоговых гаванях и финансовых центрах можно получать прибыль без уплаты на­лога, участвовать в международных соглашениях и оказывать помощь клиентам в открытии иностранных компаний и трастов.
 Оффшорное банковское дело четко разграничивает налого­вые гавани в финансовые центры. Например, в Сингапуре не взимается налогов с процентов по вкладам, выплачиваемым не­резидентами.
 В США в Великобритании традиционно не облагаются подо­ходным и имущественным налогами банковские вклады ино­странцев, а в Швейцарии не взимают налог с процентов по бан­ковским вкладам.
 Американские, английские и канадские банки открывают оффшорные филиалы в основном для иностранной трастовой деятельности, а Швейцарские банки — для выплаты свободных от налогов процентов по вкладам иностранных банков без уплаты налогов в Швейцарии. Поэтому крупные международные компа­нии предпочитают иметь дело с филиалами оффшорных банков, поскольку последние имеют огромные кредитные возможности.
 4. Страховые компании. С целью уменьшения предпринима­тельского риска крупные предприятия создают собственные страховые организации. В основном они открываются на Бер­мудских, Багамских, Каймановых островах, в Уругвае и на ост­рове Гернси.
 Используя механизм самострахования, международные ком­пании могут создавать страховой резерв. Однако законодательст­ва многих стран не позволяют перевозить этот резерв за пределы страны. Но по законам некоторых стран страховые выплаты вы­читаются из суммы налогооблагаемой прибыли.
 Крупная компания (страхователь), филиалы которой каждый год уплачивают страховые премии, может их сэкономить, от­крыв собственное страховое отделение, которое перестраховыва­ет риски в крупных перестраховочных компаниях.
 Значительные налоговые льготы для страховых компаний предоставил Люксембург. В отделении страховой компании формируется свободный от налогов резерв на случай возникно­вения возможных убытков, превышающий в 20 раз ежегодный чистый страховой доход.
 Страховое отделение, зарегистрированное в налоговой гавани (например, на Бермудских и Багамских островах), может полу­чить значительную прибыль, размещая страховые резервы до передачи их в перестрахование. По договору страхования стра­хователь платит страховые взносы в виде аванса, а перестрахо­вочные взносы не перечисляются до конца периода.
 5. Риэлтерские компании. Приобретение собственности через оффшорные компании позволяет получить следующие значи­тельные налоговые преимущества:
 • не взимается налог от дальнейшей реализации имущества;
 • облегчается продажа недвижимости;
 • возможно финансирование собственности путем получе­ния банковского займа;
 • достигается возможность паевого владения собственностью;
 • наличие собственности частного лица во владении офф­шорной компании позволяет не уплачивать налог на имущество, отменяет принудительное право наследова­ния, позволяя владельцу недвижимости завещать ее лю­бому лицу путем передачи пакета акций компании;
 • при переоформлении права собственности уменьшается налог на продажу и стоимость нотариальных услуг, причем они варьируются в зависимости от стоимости недвижимости.
 6. Компании, предоставляющие профессиональные услуги. Бла­годаря контрактам с оффшорными компаниями (на право полу­чения гонорара консультантами, артистами, авторами и т.д.) происходит структурирование выплаты гонораров для миними­зации подоходного налога.
 7. Пароходство. Использование оффшорных пароходств мо­жет полностью исключить прямое или косвенное налогообложе­ние (Кипр, Панама, Либерия, остров Мэн и Гибралтар).
 Таким образом, деятельность компаний в оффшорных зонах предполагает, с одной стороны, полное использование методов финансового управления, а с другой, позволяет развивать ин­фраструктуру отдельных регионов.
 Поэтому изучение мирового опыта функционирования оффшорных зон позволяет проектировать его на российскую действительность с целью экономического развития регионов и Российской Федерации в целом.
 
 Контрольные вопросы
 1. Какие факторы определяют формирование зон свободного экономического предпринимательства?
 2. Охарактеризуйте налоговые гавани и финансовые центры.
 3. Приведите классификацию признаков оффшорных зон.
 4. Какие методы налогового планирования используют предприниматели, в том числе в оффшорных зонах?
 5. Расскажите о различных видах оффшорных компаний и преимуществах, предоставляемых ими.
 6. Что вы знаете о деятельности свободных экономических зон в России?
 РАЗДЕЛ IV. Расходы бюджета
 ГЛАВА 19. Расходы бюджета: планирование и финансирование
 19.1. Система бюджетных расходов
 Главное назначение всех звеньев бюджетной системы — финан­совое обеспечение выполнения функций, возложенных на орга­ны власти. В зависимости от характера этих функций формиру­ется система бюджетных расходов.
 Расходы
 Государственное и муниципальное управление
 Национальная оборона
 Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности
 Осуществление международной деятельности
 Поддержка отраслей сферы материального производства
 Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу
 Содержание учреждений социальной сферы и социальная защита населения
 Охрана окружающей природной среды и природных ресурсов
 Обслуживание и погашение государственного долга и долговых обя­зательств территориальных органов власти
 Каждый из этих блоков включает конкретные направления использования бюджетных средств. Более подробно состав бюд­жетных расходов рассмотрим в функциональной классификации.
 1. В зависимости от экономического содержания бюджетные расходы делятся на текущие и капитальные.
 Текущие расходы бюджетов — часть расходов бюджетов, обеспечи­вающая текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включен­ные в капитальные расходы.
 Во всех звеньях бюджетной системы текущие расходы явля­ются преобладающей частью.
 Капитальные расходы бюджетов — часть расходов бюджетов, обеспе­чивающая инновационную и инвестиционную деятельность, вклю­чающая статьи расходов, предназначенные для инвестиций в дейст­вующие или вновь создаваемые предприятия, организации и учреж­дения в соответствии с утвержденной инвестиционной программой.
 Это средства, предоставляемые в качестве бюджетных креди­тов на инвестиционные цели, расходы на проведение капиталь­ного (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности соответственно Российской Федерации, субъек­тов Российской Федерации, муниципальных образований.
 В составе капитальных расходов бюджетов формируется бюджет развития.
 Предоставление бюджетных средств осуществляется в сле­дующих формах:
 • ассигнования на содержание бюджетных учреждений;
 • средства на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государствен­ным или муниципальным контрактам;
 • трансферты населению, т. е. бюджетные средства для фи­нансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций, других социальных выплат, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, правовыми актами органов местного само­управления;
 • ассигнования на осуществление отдельных государствен­ных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;
 • ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюд­жетных расходов или уменьшению бюджетных доходов;
 • бюджетные кредиты юридическим лицам (в том числе налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате на­логов и платежей и других обязательств);
 • субвенции и субсидии физическим и юридическим лицам;
 • инвестиции в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц;
 • бюджетные ссуды, дотации, субвенции и субсидии бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации, государственным внебюджетным фондам;
 • кредиты иностранным государствам;
 • средства на обслуживание и погашение долговых обяза­тельств, в том числе государственных или муниципаль­ных гарантий.
 2. В соответствии с подведомственностью бюджетополучателей бюджетные расходы делятся по ведомственному признаку.
 3. В зависимости от того, из какого уровня бюджетной сис­темы осуществляется финансирование, бюджетные расходы де­лятся на федеральные, региональные и местные.
 Бюджетные учреждения расходуют бюджетные средства ис­ключительно на:
 1) оплату труда в соответствии с заключенными трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующими размер зара­ботной платы соответствующих категорий работников;
 2) перечисление страховых взносов в государственные вне­бюджетные фонды;
 3) трансферты населению, выплачиваемые в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Феде­рации и правовыми актами органов местного самоуправления;
 4) командировочные и иные компенсационные выплаты ра­ботникам;
 5) оплату товаров, работ и услуг по заключенным государст­венным или муниципальным контрактам;
 6) оплату товаров, работ и услуг в соответствии с утвержден­ными сметами без заключения государственных или муници­пальных контрактов.
 19.2. Основы планирования бюджетных расходов
 Финансируемые за счет бюджетных средств учреждения на­зываются бюджетными. Выделению средств этим учреждениям предшествует бюджетное планирование.
 Основные методы планирования бюджетных расходов:
 • программно-целевой,
 • нормативный.
 Программно-целевой метод бюджетного планирования заклю­чается в системном планировании выделений бюджетных средств в соответствии с утвержденными целевыми программа­ми, составляемыми для осуществления экономических и соци­альных задач. Этот метод планирования финансовых ресурсов способствует соблюдению единого подхода к формированию и рациональному распределению фондов финансовых ресурсов по конкретным программа и проектам, и их концентрации и целе­вому использованию, улучшению контроля. Все это повышает уровень эффективности освоения средств.
 В последнее десятилетие в нашей стране этот метод бюджет­ного планирования и финансирования неуклонно расширяется. Этому способствуют разработка и осуществление многих феде­ральных и региональных экономических, социальных, экологи­ческих и других программ. Следует полагать, что в перспективе этот метод будет находить все более широкое распространение.
 Объем средств, выделяемых для осуществления мероприятий и проектов, определяется на основе сметного порядка планиро­вания и финансирования. В основе расчетов смет бюджетных учреждений лежат объемные показатели деятельности (число коек, число учащихся, число групп, классов и т. д.), время функционирования учреждений и финансовые нормы. При пла­нировании мероприятий по социальной защите населения (пенсии, пособия и др.) учитываются численность получателей этих средств и установленные нормы выплат.
 Нормативный метод планирования расходов и выплат используется в основном при планировании средств на финансирование бюджет­ных мероприятий и составлении смет бюджетных учреждений. Нор­мы устанавливаются законодательными или подзаконными актами. Такими нормами могут быть:
 • денежное выражение натуральных показателей удовлетво­рения социальных потребностей (например, нормы расхо­дов на питание населения в бюджетных учреждениях, обеспечение их медикаментами, мягким инвентарем и др.);
 • нормы индивидуальных выплат (например, ставка зара­ботной платы, размеры пособий, стипендий и т. д.);
 • нормы, в основе которых лежат средние статистические величины расходов за ряд лет, а также материально-финансовые возможности общества в конкретном перио­де (например, нормы на содержание помещений, учеб­ных расходов и т. д.).
 Нормы могут быть обязательными (устанавливаются прави­тельством или территориальными органами власти) или факуль­тативными (устанавливаются ведомствами).
 Бюджетные нормы могут быть простыми (для отдельных ви­дов расходов) и укрупненными (для совокупности расходов или для учреждения в целом).
 На основе натуральных показателей (численность обслужи­ваемых лиц, площадь помещения и т. д.) и финансовых норм составляются бюджетные сметы расходов, которые могут быть следующими:
 • индивидуальными — составляются для отдельного учреж­дения или отдельного мероприятия;
 • общими — составляются для группы однотипных учреж­дений или мероприятий;
 • на централизованные мероприятия — разрабатываются ведомствами для финансирования мероприятий, осущест­вляемых в централизованном порядке (закупка оборудо­вания, строительство, ремонт и т. д.);
 • сводными — объединяют и индивидуальные сметы, и сметы на централизованные мероприятия, т. е. это сметы в целом по ведомству.
 В смете бюджетного учреждения отражаются:
 1) реквизиты учреждения (его наименование, бюджет, из ко­торого производится финансирование, подпись лица, утвердив­шего смету, печать учреждения и т. д.);
 2) свод расходов (фонд зарплаты, материальные затраты, фонд производственного и социального развития, фонд матери­ального поощрения, другие фонды);
 3) свод доходов (финансирование из бюджета, дополнитель­ные платные услуги населению, оказание услуг по договорам с организациями, прочие поступления);
 4) производственные показатели учреждения;
 5) расчеты и обоснования расходов и доходов.
 Утвержденные сметы бюджетных учреждений являются их финансовыми планами на определенный период времени.
 Составление смет бюджетных учреждений позволяет решать следующие задачи:
 • обеспечение бюджетных учреждений государственным финансированием;
 • анализ предполагаемых проектов расходов и отчетов об использовании средств;
 • контроль за эффективным и экономным расходованием средств.
 В соответствии с бюджетными правами, предоставленными исполнительным органам власти, они вправе при составлении смет расходов подведомственных бюджетных учреждений увели­чивать в пределах имеющихся бюджетных средств нормы расхо­дов на содержание этих учреждений.
 Совершенствованию бюджетного планирования и финансо­вого обеспечения бюджетных учреждений должен содействовать переход к формированию региональных и местных бюджетов на основе минимальных государственных социальных стандартов, со­циальных и финансовых норм.
 Такой порядок формирования бюджетов территорий обу­словлен Законом РФ «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов пред­ставительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной облас­ти, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления» 1993 г. (ст. 7) и Законом РФ «Об общих принципах организации мест­ного самоуправления в Российской Федерации» 1995 г. (ст. 37), Бюджетным кодексом 1998 г. (ст. 65).
 Согласно этим актам Правительством России должны быть раз­работаны и утверждены Советом Федерации и Государственной Думой минимальные государственные социальные и финансовые нормы в целом по Российской Федерации. На основе этих норм субъекты Российской Федерации разрабатывают и утверждают тер­риториальные нормы с учетом особенностей развития отдельных территорий. Доведенные до местных органов власти нормы явля­ются основой для составления смет бюджетных учреждений и составления на их основе минимального бюджета территории. Тем самым бюджеты территорий будут обеспечиваться минимальным объемом финансовых ресурсов, а составление бюджетов будет ос­новано на объективной нормативной основе.
 * * *
 Являясь важной частью бюджетного процесса, вопросы бюджетного пла­нирования постоянно находятся в центре внимания финансистов — ученых и пракпдсов. Министерство финансов РФ ведет работу по совершенствованию бюджетного планирования. Работниками финансовых органов и учеными периодически издавались монографии, пособия по этой проблематике. В их числе следует отметить следующие работы:
 • Л. Потехин, И. Розенфельд, Н. Итин, Н. Сокольский. Планирование расходов на содержание учреждений просвещения и здравоохра­нение (1955);
 • Л.Я. Гервиц, Н.А. Масталыгина. Финансовое планирование и ана­лиз бюджетных учреждений (1974);
 • Б.И. Филимонов. Совершенствование составления местных бюдже­тов (1976);
 • Л.С. Величко, А.Д. Александрова. Составление бюджета района (1978);
 • С.А. Вишняков Составление и исполнение сельских и поселковых бюджетов (1978);
 • Б.И. Филимонов, А.П. Колесник, Г.Г. Лалаев. Составление и испол­нение местных бюджетов в условиях АСФР(1982).
 Контрольные вопросы
 1. Охарактеризуйте систему бюджетных расходов.
 2. Что представляет собой бюджет развития?
 3. Назовите формы предоставления бюджетных средств.
 4. В чем заключается программно-целевой и норматив­ный методы бюджетного планирования.
 5. Охарактеризуйте систему норм для составления бюд­жетных смет.
 6. Назовите виды бюджетных смет.
 ГЛАВА 20. Расходы бюджета в сфере материального производства
 20.1. Финансы предприятий и бюджет
 Финансы предприятий — исходное звено всей финансовой системы государства, поскольку именно в сфере материального производства создаются валовой внутренний продукт общества, первичные денеж­ные накопления, поступающие в порядке перераспределения в цен­трализованные фонды денежных средств и обеспечивающие основ­ную часть доходов бюджетной системы.
 Финансирование развития предприятий сферы материаль­ного производства осуществляется за счет собственных средств (в основном — прибыли и амортизации), привлеченных средств из банковской сферы и финансового рынка, ассигнований из бюджета и внебюджетных фондов. В консолидированном бюд­жете РФ на 1999 г. предусмотрено выделить примерно 19% всех расходов на сферу материального производства.
 За последние годы в структуре источников финансирования предприятий возросла доля собственных источников при значитель­ном сокращении ассигнований из бюджета. В условиях рыночной экономики финансы предприятий основываются в основном на принципах бюджетного федерализма и самофинансирования. Это предопределяет организацию взаимоотношений предприятий с бюд­жетной системой по принципу бюджета-нетто.
 Расчетный баланс доходов и расходов — основной документ, кото­рый определяет размеры и источники бюджетного финансирования.
 В балансе доходов и расходов предприятия отражаются в де­нежной форме их доходы, расходы и финансовые результаты по основной и другим видам деятельности, внереализационные до­ходы и расходы, платежи в бюджет и ассигнования из бюджета.
 Баланс доходов и расходов предприятия состоит из двух раз­делов — «Доходы и поступления» и «Расходы и отчисления».
 В разделе «Доходы и поступления» отражаются:
 • выручка от реализации;
 • средства, мобилизуемые при капитальном строительстве;
 • средства поступающие в порядке долевого участия в строительстве;
 • долгосрочные кредиты и займы;
 • прочие поступления.
 В раздел «Расходы и отчисления» включаются:
 • текущие затраты;
 • затраты на расширенное воспроизводство, на содержание социальной сферы, научно-исследовательские работы;
 • погашение долгосрочных кредитов и займов и уплата процентов по этим займам;
 • прочие расходы.
 В соответствии с действующей бюджетной классификацией в состав расходов включаются расходы на материальное производ­ство, жилищно-коммунальное хозяйство и бытовое обслужива­ние населения.
 В последние годы основной объем бюджетных ресурсов на­правляется на финансирование капитальных вложений в госу­дарственном секторе экономики и выдачу предприятиям разного вида дотаций.
 Сокращение объема бюджетного финансирования затрат в сфере материального производства связывается со следующими причинами:
 1) постепенным прекращением дотирования предприятий в связи с введением полной имущественной ответственности субъектов хозяйствования за выполнение взятых обязательств перед партнерами и государством;
 2) сокращением участия государства в производственных ин­вестициях за счет уменьшения централизованных капитальных вложений и приватизации предприятий;
 3) отменой прежних дотаций на возмещение разницы в ценах по большинству продовольственных и промышленных товаров;
 4) жесткой экономией в расходовании бюджетных средств, дос­тигаемой не только исключением из состава расходов любых затрат, непосредственно не связанных со стабилизацией экономики и созданием условий для ее развития, но и контролем за рациональным использованием выделенных бюджетных ассигнований.
 С переходом на рыночные отношения система расходования бюджетных средств претерпела существенные изменения. Бюд­жетные ассигнования призваны обеспечивать решение наиболее крупных и важных государственных задач:
 • финансирование приоритетных мероприятий, связанных с развитием ключевых отраслей экономики, способных наладить производство высокотехнологичной продукции и сделать ее конкурентоспособной на мировом рынке, среди которых авиастроение, производства, обеспечи­вающие функционирование космических программ, атомная промышленность, энергомашиностроение и др.;
 • сохранение научно-технической и кадровой базы россий­ского ВПК, создание экономических условий для совер­шенствования технологий военного и двойного назначе­ния, позволяющих увеличить на этой основе экспортный потенциал страны;
 • поддержка реализации высокоэффективных и быстроокупаемых инвестиционных проектов, оказываемая как пу­тем выделения бюджетных средств, так и путем предос­тавления государственных гарантий для этих проектов;
 • сосредоточение инвестиционных расходов на вводимых объектах и объектах с высокой степенью готовности при одновременной реализации объектов незавершенного строительства;
 • оказание поддержки агропромышленного комплекса на базе рыночных механизмов в целях обеспечения его устойчивой работы, направленной на сохранение плодородия почв, пре­одоление спада сельскохозяйственного производства;
 • создание финансовых возможностей для совершенствования производственной и социально-бытовой инфраструктуры.
 За последние годы доля затрат на финансирование промыш­ленности, энергетики и строительства в расходах федерального бюджета снизилась более чем в четыре раза (табл. 20.1).
 Таблица 20.1 Доля затрат на финансирование промышленности, энергетики и строительства в расходах федерального бюджета.
 Показатели199419951996199719981999
 Расходы федерального
 бюджета — всего 100,0100,0100,0100,0
 в том числе:
 Промышленность, энерге­тика и строительство23,212,611,49,45,5
 
 из них:
 базовые отрасли промыш­ленности4,13,11,71,31,1
 Прочие отрасли9,11,31,32.00,1
 Строительство, архитектура и градостроительство10,08,28,46,13,8
 
 
 
 Сокращение бюджетных ассигновании сопровождалось и снижением объемов промышленного производства, ростом чис­ла убыточных предприятий. К основным причинам кризисного положения можно отнести:
 1) изъятие капитала предприятий через рынок государствен­ных и муниципальных облигаций;
 2) высокие темпы инфляции издержек, которые привели к обесценению оборотного капитала, росту взаимных неплатежей и расширению сферы бартера;
 3) недоступность кредитных ресурсов для многих промыш­ленных предприятий из-за высоких процентных ставок, превы­шающих рентабельность вложений.
 Для преодоления негативных тенденций в реальном секторе экономики в 1998 г. была принята Программа финансово-экономической стабилизации, которая предусматривает:
 • снижение общего объема налоговых платежей с предприятий;
 • снижение тарифов на грузовые железнодорожные пере­возки и оптовых цен на газ и электроэнергию для про­мышленных потребителей;
 • реструктуризацию задолженности предприятий при усло­вии уплаты текущих платежей в бюджет;
 • разрешение предприятиям продавать продукцию ниже себестоимости;
 • поддержку российского экспорта.
 Реальное преодоление кризисного состояния базовых отрас­лей экономики возможно только за счет увеличения реальных инвестиций, т. е. капитальных вложений.
 * * *
 Предприятия производственной сферы, являясь главной финансо­вой базой формирования бюджетных доходов, всегда находились в цен­тре исследований российских ученых-финансистов.
 Проблемы развития финансов и взаимоотношений предприятий про­мышленности с бюджетом исследовались в следующих работах.
 • Н.С. Трифонов. Финансовое положение общесоюзной промыш­ленности (1927);
 • В.М. Батырев, В.К. Ситнин. Организация и планирование фи­нансов социалистической промышленности (1940);
 • П.Н. Жевтяк. Финансы промышленного предприятия (1963);
 • Д.С. Моляков. Финансирование промышленности (1971);
 • М.В. Романовский, М.А. Корасик. Финансы предприятий и объе­динений (1974);
 • А.А. Тишина. Прибыль в промышленности и пути ее повышения (1975);
 • Г.В. Базарова. Прибыль и хозрасчет в условиях НТП (1979);
 • А.Т. Чеблоков. Финансовое планирование в промышленности (1983);
 • И.А. Акодис. Финансовый аспект управления рентабельностью и ассортиментом (1985);
 • В.Д. Штундюк. Финансово-кредитный механизм производст­венных объединений (1987);
 • Н.Л. Марголина, Р.Г. Попова. Управление финансами предпри­ятия в условиях АСУ (1990).
 Финансы сельского хозяйства отражены в следующих работах:
 • Г. Бронштейн. Как организовать финансовую работу колхоза (1935);
 • М. Несмий, В. Соколов. Организация финансов колхозов (1955);
 • С.Н. Мотов. Финансирование и кредитование совхозов (1968);
 • К.Д. Карпов. Финансово-кредитные отношения с колхозом (1971);
 • Е.А. Кириллов. Проблемы финансов сельского хозяйства (1974);
 • А. С. Либкинд. Анализ доходов и накоплений в колхозах (1969);
 • И.Л. Ким, А.Ф. Пацан. Финансы государственных сельскохозяй­ственных предприятий (1976);
 • С. И. Кованов. Анализ формирования и использования прибыли в совхозах (1976);
 • В.Н. Семенов. Финансово-кредитный механизм в развитии сель­ского хозяйства (1983);
 • С.Н. Корюнов, Г. Т. Гойгел и др. Финансирование развития сель­ского хозяйства (1984);
 • Н.С. Майзус. Финансы агропромышленных объединений (1988);
 • МЛ. Лишанский, И.Б. Маслова. Финансы в сельском хозяйстве (1999).
 20.2. Финансовое обеспечение расширенного воспроизводства
 Реальные инвестиции обеспечивают динамичное развитие предприятий и позволяют решать следующие задачи:
 1) расширение собственной предпринимательской деятель­ности за счет накопления финансовых и материальных ресурсов;
 2) приобретение новых предприятий;
 3) диверсификацию вследствие освоения новых областей бизнеса.
 Субъектами инвестиционной деятельности являются инвесто­ры, заказчики, исполнители работ, пользователи объектов инве­стиционной деятельности.
 Инвесторы осуществляют вложения собственных, заемных и привлеченных средств в форме долгосрочных вложений (инвестиций) и обеспечивают их целевое использование.
 Заказчиками могут быть инвесторы, а также любые иные фи­зические и юридические лица, уполномоченные инвестором осуществлять реализацию инвестиционных проектов. В случае, если заказчик не является инвестором, он наделяется правами владения, пользования и распоряжения инвестициями на пери­од и в пределах полномочий, установленных договором.
 Пользователями объектов инвестиционной деятельности мо­гут быть инвесторы, а также другие физические и юридические лица, государственные и муниципальные органы, иностранные государства и международные организации, для которых созда­ется объект инвестиционной деятельности.
 Объектами инвестиционной деятельности в Российской Фе­дерации являются:
 • вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды во всех отраслях экономики;
 • ценные бумаги;
 • научно-техническая продукция и другие объекты собст­венности;
 • имущественные права и права на интеллектуальную соб­ственность.
 Государственная инвестиционная политика РФ в ходе прове­дения экономических реформ претерпела существенную коррек­тировку. Так, в 1992 г. исходили в первую очередь из необходи­мости сокращения средств, выделяемых из бюджета на капи­тальное строительство при одновременном повышении доли внебюджетных отраслевых инвестиционных фондов, в которых сосредоточиваются средства, поступавшие от предприятий и других источников.
 Использование бюджетных средств на капитальное строи­тельство ограничивалось только такими задачами, решение ко­торых было невозможно обеспечить использованием других ис­точников финансирования: создание мощностей по импортозамещению и ресурсосбережению, преодолению стихийных бедст­вий и чрезвычайных ситуаций.
 На 1993 г. государственная инвестиционная программа была сформирована исходя из необходимости обеспечения приорите­тов, определенных Программой углубления экономических ре­форм и концепцией структурной политики, и предусматривала дальнейшую децентрализацию инвестирования и акционирова­ния в строительном комплексе.
 В настоящее время капитальные вложения направляются на фи­нансирование целевых программ, реализация которых позволяет сконцентрировать финансовые ресурсы на наиболее важных на­правлениях развития отраслей хозяйства. Однако трудности в капи­тальных вложениях в Российской Федерации определяются сущест­венным усилением диспропорций в инвестиционной сфере.
 Ухудшение финансового положения многих предприятий, резкое сокращение бюджетного финансирования инвестиций, трудности с получением долгосрочных кредитов из-за высокой процентной ставки, предпочтения банков в получении доходов на финансовых рынках, неблагоприятный инвестиционный климат, в том числе из-за высоких рисков вложений, несовер­шенство правового регулирования хозяйственной деятельности продолжают оставаться основными причинами негативного влияния на инвестиционную активность.
 В 1998 г. не произошло существенного улучшения инвестицион­ного климата, в котором приходится действовать предприятиям. Об­щий объем инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах снизился по сравнению с предыдущим годом (табл. 20.2).
 Таблица 20.2. Основные показатели капитального строительства
 (в % к соответствующему периоду предыдущего года)
 Показатели1994199519961998
 Инвестиции в основной капитал — всего76908293
 В том числе по объектам
 производственного назначения67898598
 непроизводственного назначения89917785
 Объем подрядных работ76918691
 
 
 Спад общих объемов инвестиций в основной капитал про­изошел в основном в результате сокращения инвестиций непро­изводственного назначения, которое в свою очередь во многом обусловлено уменьшением объемов инвестиций из бюджетов всех уровней.
 Основные причины уменьшения объемов строительства жи­лья и других объектов социальной сферы — неудовлетворитель­ное финансирование, неплатежи и задолженность за выполнен­ные работы, в том числе из федерального бюджета, а также от­сутствие долгосрочного финансирования жилья и системы ипо­течного кредитования.
 Финансирование производственного строительства (см. табл. 20.2) в 1998 г. сохранилось на уровне 1996 г. В третьем и четвертом кварталах даже произошел определенный прирост инвестиций. Активизация инвестиционной деятельности на­блюдалась в электроэнергетике, химической и нефтехимиче­ской промышленности, промышленности строительных мате­риалов, транспорте и связи, строительстве, торговле и общест­венном питании. Однако продолжают сокращаться инвестиции в обрабатывающих отраслях промышленности и в сельском хозяйстве
 Таблица 20.3. Структура инвестиций в основной капитал по формам собственности (в %к итогу)
 Форма собственности1994199519961998
 Предприятия и организации всех форм собственности100100100100
 в том числе:
 государственная32312724
 муниципальная8656
 частная18141619
 смешанная42495251
 
 
 В структуре инвестиций по формам собственности сохрани­лась тенденция, сложившаяся в последние четыре года. Проис­ходит снижение доли объектов государственной собст­венности при увеличении доли объектов смешанной российской собственности.
 Инвестиционная стратегия государства в настоящее время включает следующие этапы:
 1) подавление инфляции и стимулирование инвестиционной деятельности предприятий и населения;
 2) уменьшение бюджетного дефицита, его покрытие пре­имущественно за счет неинфляционных источников, ориентация внутренних финансовых потоков на инвестиции в производство;
 3) полноценная защита прав и интересов инвесторов и ак­ционеров. Для этого требуются не только совершенствование законодательства, но и меры организационного порядка, кото­рые позволяют предприятиям обрести реальных хозяев, а хозяе­вам организовать эффективное управление предприятиями Бу­дут поддержаны предприятия любой формы собственности, если они снижают издержки, повышают качество, реорганизуют про­изводство и управление, не допускают неплатежей, выпускают конкурентоспособную продукцию;
 4) децентрализация инвестиционного процесса через стиму­лирование частных инвестиций. Выделение «точек роста» будет происходить на уровне отдельных предприятий и проектов;
 5) смещение акцента бюджетного финансирования с реали­зации масштабных программ на поддержание эффективно рабо­тающих предприятий. Размещение централизованных капиталь­ных вложений предусматривается проводить исключительно на конкурентной основе после проведения предварительной экс­пертизы безусловной окупаемости и экономической эффектив­ности каждой инвестиционной программы. Государственная поддержка инвестиционного комплекса будет проводиться путем кредитования на возвратной и платной основе;
 6) расширение практики долевого государственно-коммерческого финансирования инвестиционных проектов, в том числе с при­влечением зарубежных инвесторов.
 Одной из наиболее актуальных проблем нынешнего этапа развития российской экономики является оживление инвестици­онного процесса в стране.
 За шесть лет (1990—1995 гг.) объем инвестиций в экономику страны сократился на 86%. Согласно оценкам, каждые 3% спада инвестиций означают 1% снижения ВВП. Систематически сни­жается доля затрат на машины и оборудование в общем объеме инвестиций в производственную сферу. В 1995 г. по сравнению с 1991 г. она уменьшилась с 32 до 19%. Иными словами, проис­ходит ухудшение как воспроизводственной, так и техно­логической структуры капитальных вложений.
 Следовательно, проблема оживления инвестиционной дея­тельности — задача не только отдельных предприятий, но и государства в целом. Она возникает каждый раз при подготовке очередного бюджета. Однако главная трудность на данном этапе экономических преобразований заключается в ограниченных возможностях внутренних накоплений в стране и неспособности частных инвесторов в полной мере компенсировать нехватку капитальных вложений для преодоления экономического спада. Высокая инфляция, тяжелое бремя налогов оставили предпри­ятия практически без источников финансирования своего разви­тия. Высокие ставки банковских процентов сделали недоступ­ными средне- и долгосрочные кредиты.
 Вложения в сферу производства из-за большого риска мало­привлекательны для банковского капитала, отечественных и иностранных инвесторов, для населения. Инвесторы предпочи­тают вкладывать свои средства в гораздо более доходные и на­дежные финансовые активы.
 Основная слабость государственной инвестиционной поли­тики в настоящее время обусловлена незащищенностью расходов бюджета на инвестиционные цели. Финансирование этих расхо­дов в силу ряда причин проводилось по остаточному принципу, следствием чего стала нарастающая из года в год кредиторская задолженность в инвестиционной сфере, а объем реально осу­ществляемых инвестиций в производственную сферу постоянно сокращался. Сложившаяся ситуация усугубляется тем, что пра­вительство не смогло обеспечить своевременное финансирова­ние даже быстроокупаемых инвестиционных проектов. Однако опыт последних лет свидетельствует, что в настоящее время складываются объективные предпосылки для выхода из инве­стиционного тупика.
 Внедрение бюджета развития — один из тех шагов, который позволит сдвинуть инвестиционный механизм с мертвой точки.
 Считается, что при правильной организации управления бюджетом развития возможна дополнительная десятикратная мобилизация средств частных инвесторов для финансирования приоритетных проектов в реальном секторе экономики. К при­оритетным направлениям промышленной политики относятся нефтедобывающая, газовая, нефтеперерабатывающая отрасли, деревообработка, добыча и переработка алмазов, машинострои­тельные производства, обеспечивающие выпуск машин и обору­дования, необходимых для этих отраслей, авиастроение и ряд других.
 Таблица 20.4. Бюджет развития Российской Федерации в 1997-2000
 (в ценах 1997 г., трлн. руб.)
 
  199719981999
 Источники
 Связанные иностранные кредиты под гарантии Правительства России10,95,02,5
 Инвестиционные кредиты Международного и Европейского банков реконструкции и развития5,15,08,1
 Отчисления от средств внутренних заимствова­ний10,421,027,0
 Выплаты по выданным ранее из бюджета разви­тия кредитам
  3,37,1
 Итого26,434,344,7
 Направление использования
 Производственные капитальные вложения9,519,324,8

<< Пред.           стр. 12 (из 21)           След. >>

Список литературы по разделу