<< Пред.           стр. 16 (из 21)           След. >>

Список литературы по разделу

 Контроль за расходованием бюджетных ассигнований, выде­ляемых на управление, осуществляют финансовые органы, Кон­трольно-счетная палата, Контрольно-ревизионное управление при Президенте РФ и другие структуры.
 Они выявляют причины перерасхода бюджетных ассигнова­ний и разрабатывают предложения по сокращению расходов. Проверяется порядок составления и утверждения штатных рас­писаний и смет расходов на содержание аппарата управления, размеров и ставок заработной платы.
 По результатам проверок составляется акт, в котором указы­ваются выявленные нарушения штатно-счетной дисциплины с требованием их устранения.
 Финансовые органы занимаются, помимо контроля, разра­боткой мероприятий, направленных на эффективное сокраще­ние расходов на содержание аппарата управления.
 Экономное и рациональное использование средств, выделяемых на эти цели, приводит к снижению доли расходов на управление в общем объеме бюджетных расходов.
 26.2. Особенности планирования и финансирования расходов на национальную оборону, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства
 Необходимость осуществления расходов на национальную оборону, правоохранительную деятельность и обеспечение безо­пасности государства предопределяется одной из важнейших задач государства по созданию и укреплению системы нацио­нальной безопасности, гарантирующей сохранение России в ка­честве суверенного государства и её территориальной целостно­сти, неприкосновенности исторических, культурных и духовных ценностей.
 В этой системе ключевое место занимает национальная обо­рона, поддержание которой должно обеспечиваться на базе со­ответствия военной политики государства, военной доктрины, долгосрочных планов строительства Вооруженных Сил финан­сово-экономическим и материальным возможностям страны.
 В настоящее время положение дел в военной области харак­теризуется снижением реальных военных угроз России. Вместе с тем сохраняются региональные вооруженные конфликты и ло­кальные войны, прежде всего вблизи от российских границ, ме­ждународный терроризм, распространение ядерного и других видов оружия массового поражения, стремление ряда государств и политических сил опираться на военную силу в утверждении своей роли на мировой арене, а также разрешать споры с ис­пользованием средств вооруженной борьбы. Изменяется геопо­литическая ситуация в связи с формированием новых и расши­рением существующих военно-политических союзов.
 Однако в последние годы в военной сфере нарастали кри­зисные явления. Реальное состояние экономики России исчер­пало возможности дальнейшего сохранения уровня и организа­ции войск, воинских формирований и военных органов, оста­вавшихся практически в неизменном состоянии со времен быв­шего СССР.
 Запаздывание в реформировании армии и других воинских формирований замораживало их громоздкую структуру, которая не отвечала как реальным экономическим возможностям стра­ны, так и изменившейся военно-стратегической ситуации. Это предопределило объективную необходимость в проведении во­енной реформы в Российской Федерации.
 Целью военной реформы в России стало создание принци­пиально новой системы взаимодействия военной сферы с эко­номикой, политикой и обществом в целом, обеспечивающей приведение в соответствие процесса военного строительства с реальной социально-экономической и военно-политической об­становкой.
 В процессе планирования расходов на национальную оборо­ну учитываются первоочередные мероприятия военной рефор­мы: сокращение численности Вооруженных Сил, совершенствование их структуры, оптимизация структуры расходов путем со­вершенствования оснащения войск военной техникой и воору­жением, переход к комплектованию Вооруженных Сил на кон­трактной основе, создание гарантированной системы материаль­ного и социального обеспечения военнослужащих и лиц, уволь­няемых с военной службы.
 Соответствие долгосрочных военных программ строительства Вооруженных Сил и других воинских формирований и органов, в которых в соответствии с законодательством предусмотрена военная служба, и финансово-экономических возможностей страны обеспечивается установлением доли расходов на нацио­нальную оборону, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства в ВВП. В России этот показатель в фи­нансовом планировании используется с 1998 г. На 1998 г. он был установлен в размере 5,1%, в том числе на национальную оборону — 3,5%.
 Установление жесткого уровня расходов на национальную оборону направлено на решение задачи перехода к планирова­нию расходов не на основе заявленных потребностей, а исходя из возможностей бюджета.
 С 1998 г. была изменена организация процесса разработки проекта федерального бюджета: получателям средств федераль­ного бюджета были направлены данные о предельных объемах бюджетного финансирования по разделам и подразделам функ­циональной классификации расходов бюджетов Российской Фе­дерации. Таким образом, вместо процедуры составления и пред­ставления бюджетной заявки на финансирование из федераль­ного бюджета вводится механизм распределения предельных объе­мов бюджетного финансирования по показателям функциональной и экономической классификации расходов.
 Военный бюджет — часть федерального бюджета. Поэтому включение непосредственных военных расходов в единую сис­тему государственных расходов предполагает соблюдение общих требований по рациональному и экономному определению по­требностей.
 Военный бюджет представляет собой группировку расходов, связан­ных с обеспечением обороны государства, по наиболее существенным признакам, принятую как военным ведомством, так и государствен­ными плановыми и финансовыми органами, а также отвечающую определенным международным требованиям.
 Планирование расходов на национальную оборону и правоохра­нительную деятельность является неотъемлемой частью планирова­ния расходов федерального бюджета на предстоящий финансовый год, а также формируемого прогноза социально-экономического раз­вития Российской Федерации и разрабатываемых проектировок ос­новных расходов федерального бюджета на среднесрочную перспек­тиву в два последующих финансовых года.
 Рассмотрение ассигнований, направляемых на национальную оборону и правоохранительную деятельность, проходит в четы­рех чтениях и утверждается Государственной Думой Федераль­ного Собрания Российской Федерации в составе федерального закона о федеральном бюджете на предстоящий год. Планиро­вание осуществляется в соответствии с бюджетной классифика­цией расходов федерального бюджета.
 Отличие системы бюджетного процесса в военной области на современном этапе от существовавшей ранее заключается в дос­тупности для анализа и обсуждения порядка составления, ут­верждения и исполнения военного бюджета.
 При формировании и исполнении военного бюджета учиты­ваются следующие обстоятельства, определяющие специфику бюджетного процесса:
 • определенная, предусмотренная законодательством Рос­сийской Федерации закрытость сведений, содержащих государственную тайну;
 • крайне широкий номенклатурный перечень потребляе­мых и используемых материальных ресурсов, включая высокую степень дифференциации вооружения и воен­ной техники;
 • особенности формирования договорных (контрактных) цен на поставляемую продукцию военного назначения;
 • специфика установленного в войсках учета производимых расходов материальных ресурсов и денежных средств, ха­рактеризующаяся отсутствием стоимостного учета и уста­новленного для бюджетных организаций бухгалтерского учета и отчетности.
 Федеральным законом «Об обороне» (1996) определено, что финансирование расходов на оборону осуществляется из феде­рального бюджета путем ассигнования средств Министерству обороны, другим федеральным органам исполнительной власти, обеспечивающим реализацию мероприятий в области обороны.
 Перечень и структура расходов на национальную оборону и правоохранительную деятельность значительно расширены, что отвечает требованию «прозрачности» военного бюджета.
 Расходы федерального бюджета на национальную оборону, пра­воохранительную деятельность и обеспечение безопасности госу­дарства по разделам и подразделам функциональной и ведомст­венной классификации, по целевым статьям и видам расходов, по прямым получателям средств из федерального бюджета груп­пируются по следующим направлениям:
  Национальная оборона
 I. Содержание Вооруженных Сил Российской Федерации
 1. Денежное довольствие военнослужащих, в том числе продоволь­ственное обеспечение, оплата вещевого имущества, транспортные расходы и др.
 2. Ремонт и изготовление вооружения и военной техники, а также имущества на предприятиях Министерства обороны Российской Федерации
 3. Закупки вооружения, военной техники и имущества
 4. Государственные инвестиции
 5. НИОКР
 6. Участие в миротворческой деятельности
 7. Пенсии военнослужащим
 8. Мобилизационная подготовка и подготовка резервов, учебно- сборовые мероприятия с гражданами Российской Федерации
 9. Военное сотрудничество в рамках СНГ
 10. Строительство в интересах национальной обороны
 11. Ведомственные расходы в области образования
 12. Ведомственные расходы на здравоохранение
 13. Расходы на проведение военной реформы, в том числе:
 выплата единовременных денежных пособий военнослужащим
 при увольнении в запас;
 выплата компенсаций за вещевое имущество;
 оплата транспортных услуг;
 обеспечение жильем военнослужащих, увольняемых с военной
 службы;
 из них:
 обеспечение жильем на территории Российской Федерации лиц,
 уволенных и увольняемых с военной службы на космодроме
 Байконур;
 14. Учебные расходы военно-учебных заведений
 15. Российская оборонная спортивно-техническая организация
 II. Военная программа Министерства Российской Федерации по атом­ной энергии.
 III. Поддержание мобилизационных мощностей. Обеспечение моби­лизационной и вневойсковой подготовки.
 IV. Участие в обеспечении коллективной безопасности государств-членов СНГ.
 
 
 
 Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства
 1. Органы внутренних дел
 2. Внутренние войска
 3. Уголовно-исполнительная система
 4. Органы налоговой полиции
 5. Органы государственной безопасности
 6. Органы пограничной службы
 7. Таможенные органы
 8. Органы прокуратуры
 9. Государственная противопожарная служба
 
 Планирование расходов федерального бюджета на нацио­нальную оборону, правоохранительную деятельность и обеспе­чение безопасности государства осуществляется в соответствии с ведомственной классификацией расходов, отражающей распре­деление бюджетных ассигнований по прямым получателям средств из федерального бюджета, а в рамках их бюджетов — по целевым статьям и видам расходов.
 Первыми получателями средств из федерального бюджета, образующими первый уровень указанной классификации, являются Министерство обороны России и другие министерства и ведомства, в составе которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба.
 Классификация целевых статей расходов образует вто­рой уровень указанной классификации и отражает финанси­рование по конкретным направлениям деятельности прямых получателей средств из федерального бюджета по отдельным разделам и подразделам функциональной классификации рас­ходов.
 Наиболее крупные целевые статьи расходов подраздела «Строительство и содержание Вооруженных Сил Российской Фе­дерации» раздела «Национальная оборона»:
 • Содержание Вооруженных Сил Российской Федерации;
 • Разработка, закупка, эксплуатация и ремонт вооружения, военной техники, средств связи и имущества в рамках оборонного заказа;
 • Строительство в интересах национальной обороны;
 • Содержание военных (специальных) образовательных уч­реждений.
 При планировании в отдельный разряд выделяются защи­щенные статьи расходов, подлежащие приоритетному финанси­рованию в процессе исполнения бюджета. К ним относятся:
 • расходы на выплату денежного довольствия военнослу­жащим и заработной платы рабочим и служащим;
 • отчисления в фонды социального и обязательного меди­цинского страхования, Пенсионный фонд РФ и Государ­ственный фонд занятости населения РФ;
 • расходы на медицинское обслуживание;
 • продовольственное обеспечение.
 В основном защищенные расходы включаются в расходы на обеспечение личного состава и денежное содержание аппарата.
 Планирование расходов по текущему содержанию структур, имеющих воинские формирования, основано на следующих основ­ных принципах:
 1) защищенные статьи расходов определяются методом пря­мого счета исходя из планируемой численности личного состава и отчетных данных за предыдущий год по нормам выплат де­нежного довольствия и заработной платы, продовольственных расходов, компенсаций и других социальных выплат. При этом в расчетах на выплату денежного довольствия военнослужащим и приравненным к ним лицам учитываются действующие должно­стные оклады и оклады по воинским званиям;
 2) единовременные вознаграждения по итогам года и другие установленные выплаты — в установленных размерах;
 3) расчеты по денежному довольствию определяются по ка­тегориям военнослужащих: офицеры (на уровне майора), лица высшего и старшего начальствующего состава, прапорщики, ли­ца младшего и рядового начальствующего состава, сверхсрочно­служащие, солдаты и матросы (проходящие службу по контракту и призыву), курсанты и слушатели военных учебных заведений;
 4) расходы на продовольственное обеспечение в составе рас­ходов на обеспечение личного состава определяются единым методом счета по всем министерствам и ведомствам, в составе которых проходят службу военнослужащие и приравненные к ним лица, на базе установленного размера продовольственного пайка в день.
 При распределении бюджетных средств между незащищен­ными статьями расходов бюджета особое внимание уделяется оп­ределению расходов, связанных с оснащением войск и воинских формирований. При этом учитывается: необходимость увеличе­ния размеров средств, направляемых на закупки вооружения, военной техники и средств связи, с соответствующим сокраще­нием общих расходов на выплату денежного довольствия и зара­ботной платы за счет организационно-штатных и технических мероприятий по изменению существующей структуры, боевого состава и численности личного состава войск и воинских фор­мирований.
 Исходными данными для финансового планирования явля­ются планы боевой подготовки и оперативной деятельности, ка­питального строительства, материально-технического, хозяйст­венного и бытового обеспечения, штатная структура и числен­ность личного состава, нормы материального (вещевого, продо­вольственного) и денежного довольствия военнослужащих, цены на предметы военных поставок и дополнительные указания Президента РФ, Правительства РФ, а также Министерства фи­нансов РФ.
 Расходы на закупки вооружения и военной техники призваны обеспечить оснащенность Вооруженных Сил современными эф­фективными видами и образцами вооружений и техники, позво­ляющими решать боевые задачи в условиях ограниченности людских ресурсов и сложности комплектования частей и под­разделений личным составом.
 Начиная с 1998 г. на закупки вооружения и военной техники и на научно-исследовательские и опытно-конструкторские рабо­ты ассигнования выделяются из расчета твердо зафиксирован­ного уровня от общей суммы военных расходов. Такое решение позволяет поддерживать научно-технический потенциал, обес­печивающий обороноспособность страны, на необходимом уровне и оснащать войска новыми образцами вооружения и во­енной техники и в конечном счете создавать мобильные высокооснащенные Вооруженные Силы.
 В Вооруженных Силах Российской Федерации остро назрела необходимость проведения военной реформы. Однако создание эффективного военного организма, соответствующего реалиям настоящего времени, невозможно без решения финансово-экономических проблем, что и нашло свое отражение среди других задач в концепции военного строительства.
 Цель военной реформы на первом этапе ее осуществления — приведение всей военной организации страны в соответствие с экономическими возможностями страны, потенциальными угро­зами и вызовами ее безопасности. Эта задача решаема прежде всего за счет корректировки и разграничения задач различных военных организаций, устранения диспропорций, унификации, а где это целесообразно, и создания единых систем и служб управления и обеспечения войсками.
 Коренные изменения в ходе проведения военной реформы затрагивают организацию и деятельность всех войск, военных формирований и органов, образованных в составе всех государ­ственных структур.
 В этих условиях особое значение приобретает планирование расходов, связанных с деятельностью каждой силовой структу­ры, направленное на реформирование военной организации.
 С 1998 г. в составе расходов прямых получателей бюджетных средств выделяются отдельной строкой расходы на социальное обеспечение военнослужащих, в которых предусмотрены выпла­ты выходного пособия при увольнении в соответствии с уста­новленными размерами исходя из выслуги лет, выплаты ком­пенсаций и расходы на приобретение жилья.
 Целевое финансирование расходов на улучшение жилищных условий военнослужащих в составе расходов на обеспечение во­енной реформы является попыткой решения жилищной про­блемы вышеуказанных категорий людей посредством предостав­ления безвозмездных субсидий на строительство или приобрете­ние жилья в собственность.
 Правительством Российской Федерации разработана и при­нята Федеральная целевая программа «Государственные жилищ­ные сертификаты», которая устанавливает основной механизм обеспечения жильем указанной категории военнослужащих, а также военнослужащих, увольняемых и уволенных с военной службы, и определяет основные источники ее финансирования, которые включают средства федерального бюджета, кредитные ресурсы банков и собственные средства граждан. Военнослужа­щие, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, могут участвовать в этом про­цессе, открывать накопительные счета, чтобы к концу службы они могли быть обеспечены жильем. При этом размер безвоз­мездной субсидии, предоставляемой государством указанной ка­тегории граждан, устанавливается в размере 80% от суммы необ­ходимых средств.
 Финансирование силовых министерств и ведомств осуществля­ется не только по таким разделам федерального бюджета, как «Национальная оборона» и «Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства», но и по разделу «Социальная политика» и по отдельным федеральным целевым программам. Немалую роль в финансовом обеспечении указанных структур играют и доходы, полученные ими от внебюджетной дея­тельности, особенно от деятельности хозрасчетных предприятий и организаций Министерства обороны Российской Федерации.
 Так, по разделу «Социальная политика» планируются расходы на выплату пенсий военнослужащим и государственные пособия военнослужащим и гражданскому персоналу, имеющим детей.
 Потребности в бюджетных ассигнованиях на выплату пенсий военнослужащим и приравненным к ним лицам определяются исходя из прогноза численности этой категории пенсионеров.
 Планируемые мероприятия по сокращению численного и боевого состава Вооруженных Сил Российской Федерации, без­условно, уменьшат потребность в денежных средствах на содер­жание армии и флота. Однако такое уменьшение будет реаль­ным лишь в ближайшей перспективе. Это обусловлено следую­щими объективными причинами:
 1) намеченное сокращение численного состава, с одной сто­роны, позволит снизить затраты на содержание личного состава, с другой стороны, возрастут расходы, связанные с обеспечением военнослужащих при увольнении — единовременные выплаты, оплата проезда увольняемых из Вооруженных Сил к избранному месту жительства, строительство жилья для этой категории военно­служащих, выплата пенсии большему числу пенсионеров и др.;
 2) сокращение закупок вооружений и военной техники, лик­видация отдельных их видов вызовут рост объемов затрат на ре­монт и эксплуатацию имеющихся в целях поддержания боего­товности войск и сил флота, создание и развитие соответствую­щей технологической и производственной базы.
 Проекты смет расходов соответствующих ведомств на плани­руемый год, с приложением необходимых расчетов и обоснова­ний, к установленному сроку направляются в Министерство финансов Российской Федерации и Министерство экономики Российской Федерации, где они рассматриваются с точки зре­ния законности, правильности и соответствия установленным нормам, а также соответствия экономическим и финансовым возможностям государства.
 Министерство экономики согласует его с возможностями и планами материального производства и формируемым им госу­дарственным оборонным заказом по всей номенклатуре вооруже­ния, военной техники, продукции производственно-технического назначения и имущества.
 Министерство финансов исходит из планируемых им дохо­дов и расходов бюджета, определяя суммы ассигнований Мини­стерству обороны по позициям его сметы. Причем эти два ми­нистерства работают параллельно и координируют свои реше­ния. В отдельных случаях на этапе проработки проекта военного бюджета между Министерством обороны. Министерством фи­нансов и Министерством экономики возникают определенные разногласия по некоторым показателям, включаемым в военный бюджет. Такие проблемы разрешаются Правительством Россий­ской Федерации.
 Проект бюджета, согласованный со всеми заинтересованны­ми сторонами, представляется в составе проекта федерального бюджета на рассмотрение и утверждение в законодательном по­рядке в Федеральное Собрание Российской Федерации. В ана­логичном порядке формируются и составляются сметы расходов на правоохранительную деятельность.
 По результатам исполнения федерального бюджета за отчет­ные периоды ведомствами представляются в Министерство фи­нансов РФ отчеты, которые анализируются и проверяются с точки зрения целевого использования, целесообразности и обоснованности расходования финансовых ресурсов. По отчетам составляется заключение.
 Контроль за правильным расходованием средств осуществля­ют специальные финансовые службы, которые имеются в воин­ских частях и соединениях, учебных заведениях, военных окру­гах и т. д. Помимо них проверку проводят Счетная палата РФ и Главное контрольное управление Президента РФ.
 В целях совершенствования управления средствами феде­рального бюджета, укрепления контроля за их использованием и финансовой дисциплины Правительство РФ постановило осу­ществить переход к финансированию федеральных органов ис­полнительной власти, включая и все силовые организации, че­рез органы Федерального казначейства Министерства финансов РФ. В аналогичном порядке формируются и исполняются сметы расходов на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства.
 Контрольные вопросы
 1. Охарактеризуйте систему органов управления в РФ. Пред­ставьте ее схемой.
 2. Какие органы представляют законодательную, исполнитель­ную и судебную власть в РФ?
 3. Как определяется объем расходов на управление?
 4. Как осуществляется контроль за эффективностью расходов бюджетов на управление?
 5. Охарактеризуйте военный бюджет как часть федерального бюджета.
 6. Как планируются расходы на национальную оборону, право­охранительную деятельность и обеспечение безопасности го­сударства?
 ГЛАВА 27. Финансирование государственных программ
 27.1. Целевые бюджетные фонды: назначение и сущность
 Целевые бюджетные фонды — это промежуточная ступень меж­ду бюджетной формой перераспределения средств и внебюджет­ной. Понятие целевые бюджетные фонды» появилось в 1995 г., когда подобный статус был закреплен за некоторыми ранее вне­бюджетными фондами, создаваемыми в качестве целевого ис­точника финансирования отдельных государственных расходов, и отдельными бюджетными статьями с целевыми поступления­ми средств.
 С внебюджетными фондами их сближают целевые источники и целевое расходование средств, принадлежность к бюджету оп­ределяет все прочие характеристики этих фондов. Включение целевых фондов в бюджет придает им формальные признаки бюджетных средств, не меняя их сущности как ограниченной формы перераспределения определенной части вновь созданной стоимости. Иными словами, выделение целевого фонда в бюд­жете более существенно с позиции изменения перераспредели­тельной роли, чем его перемещение за рамки бюджета или кон­солидации в бюджет.
 Анализ некоторых внебюджетных фондов выявил ряд недостат­ков, и прежде всего таких, как распыление государственных средств и ослабление государственного финансового контроля за их целе­вым использованием. Правда, случай нецелевого использования средств является нередким и для бюджетных средств. В свою оче­редь, включение внебюджетных фондов в бюджеты приводит к их использованию на другие нужды, не связанные с целевым характе­ром средств. Так, большие разногласия вызывает, например, целе­сообразность консолидации в бюджеты дорожных фондов. Причи­на тому — нецелевое использование их средств при самом плачев­ном состоянии российских дорог.
 Представляется, что использование всех трех форм организа­ции государственных финансов: бюджетной, ограниченно бюд­жетной в виде целевых бюджетных фондов и внебюджетной — в динамично меняющихся условиях переходного периода весьма актуально, а несоблюдение финансового законодательства не должно быть фактором, определяющим форму функционирова­ния государственных финансов.
 Состав целевых бюджетных фондов в федеральном бюджете не постоянен. Так, в бюджет на 1999 г. включены сле­дующие целевые фонды: дорожный, экологический, борьбы с преступностью, развития таможенной системы, воспроизводства минерально-сырьевой базы, восстановления и охраны водных объектов, управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов, а также Фонд Министерства РФ по атомной энергии; Федеральный фонд Министерства РФ по налогам и сборам; Федеральной службы налоговой полиции РФ. Прослеживая динамику образования и упразднения целевых бюд­жетных фондов, можно заметить, что их создание связано с появ­лением целевых источников. Чаще всего это платежи за использо­вание какого-либо ресурса, облаченные в налоговую форму. Так, появление в бюджете 1999 г. двух новых фондов сопровождается введением налога на водопользователей и платы за пользование водными биологическими ресурсами, которые в Бюджетном ко­дексе РФ фигурируют как сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами.
 Операции по средствам этих фондов (за исключением средств дорожного фонда), включенных в состав федерального бюджета, проводятся только через органы Главного управления Федерального казначейства Министерства финансов РФ. Для учета доходов и расходов целевых бюджетных фондов в Главном управлении Федерального казначейства открываются специаль­ные бюджетные счета, управление которыми осуществляют уполномоченные государственные органы.
 27.2. Дорожные фонды РФ
 В Российской Федерации предусмотрено образование фи­нансовых ресурсов для содержания и устойчивого развития сети автомобильных дорог общего пользования (внегородских автомобильных дорог). К автомобильным дорогам общего пользования относятся внегородские автомобильные дороги и сооружения на них, являющиеся собственностью Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и обеспечивающие перевозки грузов и пассажиров между городскими и сельскими населен­ными пунктами для удовлетворения социально-экономических и оборонных потребностей государства и нужд населения.
 Средства Федерального дорожного фонда Российской Феде­рации и территориальных дорожных фондов имеют специальное назначение и не подлежат изъятию или расходованию на нужды, не связанные с содержанием и развитием автомобильных дорог общего пользования.
 Федеральный дорожный фонд — это наиболее крупный целе­вой бюджетный фонд. Его средства превышают совокупные средства всех остальных целевых бюджетных фондов федераль­ного уровня. В состав его доходов зачисляются:
 • налог на реализацию горюче-смазочных материалов;
 • акцизы с продажи легковых автомобилей в личное поль­зование граждан;
 • федеральный налог на пользователей автомобильных дорог.
 По Закону РФ «О федеральном бюджете на 1999г.» в Феде­ральный дорожный фонд направляются также следующие виды прочих налоговых и неналоговых доходов:
 • средства от уплаты единого налога в размере 4% от об­щей его суммы;
 • доходы от использования имущества федеральных авто­мобильных дорог и иного околодорожного пользования;
 • доходы от эксплуатации платных автомобильных дорог и сооружений на них;
 • средства в виде санкций за нарушение норм и правил до­рожного пользования;
 • доходы за провоз по дорогам крупногабаритных и тяже­ловесных грузов;
 • доходы от взимания сбора за проезд автотранспортных средств нерезидентов;
 • средства лицензионных сборов по лицензированию до­рожной деятельности на автомобильных дорогах.
 1. Налог на реализацию горюче-смазочных материалов (ГСМ), как отмечалось, в полном объеме поступает в Федеральный до­рожный фонд. К ГСМ относят: автобензин, дизельное топливо, масла дизельные, масла для карбюраторных двигателей, сжатый и сжиженный газ, используемый в качестве моторного топлива.
 Плательщики этого налога — юридические лица и предпри­ниматели без образования юридического лица, реализующие указанные материалы.
 Объектом налогообложения для организаций-изготовителей является оборот по реализации ГСМ исходя из фактических цен реализации (включая акциз) без налога на добавленную стои­мость; для организаций, производящих ГСМ из давальческого сырья, — стоимость его переработки. При перепродаже ГСМ объектом обложения налогом является сумма разницы между выручкой от их реализации (без НДС) и стоимостью приобрете­ния (без НДС). Налог уплачивается по ставке 25%.
 2. В Федеральный дорожный фонд зачисляется также налог на пользователей автомобильных дорог. Он уплачивается любыми пред­приятиями и организациями (как резидентами, так и нерезидента­ми), ведущими коммерческую деятельность на территории РФ.
 Федеральным законом ставка налога на пользователей авто­дорог установлена в размере 2,5% от налогооблагаемой базы. При этом по ставке 0,5% налог зачисляется в Федеральный до­рожный фонд и 2,0% — в территориальный дорожный фонд по месту нахождения плательщика.
 Органы власти субъектов Федерации с учетом местных усло­вий имеют право увеличивать или сокращать ставку налога, за­числяемого в территориальные дорожные фонды, но не более чем на 50% ставки федерального налога на пользователей авто­мобильных дорог.
 От уплаты налога освобождаются лишь сельскохозяйственные предприятия (организации), включая крестьянские хозяйства, при условии не менее 70% объема реализации сельскохозяйственной продукции в общей сумме выручки и организации, осуществляю­щие содержание автомобильных дорог общего пользования, а также некоторые другие организации и учреждения.
 Чаще всего средства налога на пользователей автомобильных дорог, причитающиеся Федеральному фонду, остаются в субъек­тах Федерации в счет субсидий, выделяемых Федеральным фон­дом территориальным фондам.
 Средства Федерального дорожного фонда РФ направляются на финансирование содержания, ремонта, реконструкции и строительства автомобильных дорог общего пользования, относящихся к федеральной собственности, а также затрат на управ­ление дорожным хозяйством.
 Значительная часть Федерального фонда расходуется на суб­венции и дотации субъектам РФ на развитие и содержание, вы­равнивание уровня развития сети автомобильных дорог общего пользования на территории РФ, относящихся к собственности субъектов РФ.
 Субвенции из средств Федерального дорожного фонда РФ направляются на безвозмездной и безвозвратной основах на строительство и реконструкцию конкретных дорожных объек­тов, имеющих межрегиональное значение или обеспечивающих международные транспортные связи, в том числе в форме доле­вого участия в строительстве и реконструкции этих объектов, на основе договоров, заключенных органами исполнительной вла­сти субъектов РФ с федеральным органом исполнительной вла­сти, уполномоченным осуществлять оперативное управление средствами Федерального дорожного фонда РФ.
 Дотации из средств Федерального дорожного фонда РФ вы­деляются на безвозмездной и безвозвратной основах на содер­жание и ремонт конкретных автомобильных дорог общего поль­зования, находящихся в собственности субъектов РФ, в случаях, когда средств территориального дорожного фонда, рассчитанных исходя из максимально повышенной ставки федерального на­лога на пользователей автомобильных дорог, недостаточно для обеспечения содержания и ремонта территориальных автомо­бильных дорог общего пользования в соответствии с утвержден­ными нормативами, а также на финансирование работ по при­ведению в нормативное состояние связывающих населенные пункты автомобильных дорог, которые в установленном порядке подлежат приемке в сеть автомобильных дорог общего пользо­вания.
 При этом расчет субвенций и дотаций субъектам РФ осуще­ствляется с учетом ставки федерального налога на пользователей автомобильных дорог.
 Средства федерального налога на пользователей автомобиль­ных дорог в части, зачисляемой в Федеральный дорожный фонд РФ, аккумулируются на специальных счетах, открытых в учреж­дениях Центрального банка РФ (Банка России) на территориях субъектов РФ, и могут пропорционально их поступлению пере­числяться по установленным нормативам в территориальные дорожные фонды в счет субвенций и дотаций, выделяемых для выравнивания уровня развития сети автомобильных дорог об­щего пользования на территории Российской Федерации.
 На территории РФ финансирование затрат, связанных с со­держанием, ремонтом, реконструкцией и строительством авто­мобильных дорог общего пользования, находящихся в собствен­ности субъектов РФ, а также затрат на управление дорожным хозяйством осуществляется за счет целевых средств, концентри­руемых в территориальных дорожных фондах.
 Законодательные органы субъектов РФ или уполномоченный ими орган исполнительной власти могут разрешить использо­вать средства территориального дорожного фонда на ремонт, реконструкцию или строительство автомобильной дороги об­щего пользования, относящейся к федеральной собственности.
 Средства территориальных дорожных фондов городов феде­рального значения Москвы и Санкт-Петербурга направляются на финансирование строительства, реконструкции, ремонта и содержания отдельных магистральных улиц этих городов, яв­ляющихся продолжениями федеральных автомобильных дорог общего пользования, затрат на планирование и организацию выполнения дорожных работ на этих магистральных улицах, а также затрат на осуществление контроля за их транспортно-эксплуатационным состоянием.
 Порядок образования и использования средств территори­альных дорожных фондов определяется законами субъектов Рос­сийской Федерации.
 Законодательные органы субъектов Российской Федерации, уполномоченные ими органы исполнительной власти ежегодно публикуют в печати отчеты о расходовании средств дорожных фондов и о планах их использования с указанием основных объ­ектов строительства и реконструкции автомобильных дорог.
 В территориальный дорожный фонд зачисляются:
 • федеральный налог на пользователей автомобильных до­рог по ставке, установленной (в пределах установленных федеральным законом) законодательными органами субъ­ектов Российской Федерации;
 • налог с владельцев транспортных средств;
 • налог на приобретение автотранспортных средств.
 1. Налог с владельцев транспортных средств один раз в год уплачивают как юридические (резиденты и нерезиденты), так и физические лица, имеющие на территории РФ автомобили, мо­тоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневмоходу, подлежащие государственной реги­страции.
 Исчисление налога осуществляется исходя из суммарной мощности двигателя каждого наименования объекта налогооб­ложения. Федеральными органами власти установлены мини­мальные размеры ставок налога. Законодательным органам вла­сти субъектов РФ предоставлено право увеличения установлен­ных налоговых ставок, а также установления дополнительных льгот.
 От уплаты налога освобождаются:
 • Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, граждане, награжденные орденом Славы трех степеней, а также их общественные объединения (организации), ис­пользующие приобретаемые автотранспортные средства для выполнения своей уставной деятельности;
 • участники Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. и лица, приравненные к ним (за одну единицу);
 • категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, в соответствии с Законом РСФСР «О социальной защите граждан, под­вергшихся радиации вследствие катастрофы на Черно­быльской АЭС»;
 • инвалиды всех категорий, имеющие мотоколяски и авто­мобили;
 • общественные объединения (организации) инвалидов, использующие транспортные средства для осуществления своей уставной деятельности;
 • сельскохозяйственные (колхозы, совхозы и др.) и иные организации, а также крестьянские (фермерские) хозяй­ства, занимающиеся производством сельскохозяйствен­ной продукции, удельный вес доходов от реализации ко­торой в общей сумме их доходов составляет 70% и более;
 • организации, осуществляющие содержание автомобиль­ных дорог общего пользования;
 • предприятия автотранспорта общего пользования по транспортным средствам, осуществляющим перевозки пассажиров (кроме такси).
 Уплата налога производится по месту регистрации транс­портных средств ежегодно не позднее 31 июля.
 2. Полностью зачисляется в доход территориальных дорож­ных фондов налог на приобретение автотранспортных средств. Плательщиками его являются юридические лица и предприни­матели без образования юридического лица, приобретающие автотранспортные средства (подлежащие государственной реги­страции) путем купли, мены, лизинга и взносов в уставный ка­питал.
 От уплаты налога освобождаются автотранспортные средства, приобретаемые для дальнейшей реализации. Перечень льгот по данному налогу достаточно широк. Он повторяет при­веденные выше льготы налога с владельцев транспортных средств, а также включает любые другие льготы, устанавливае­мые законодательной властью субъекта Федерации.
 Налог исчисляется от продажной цены автотранспортного средства по следующим ставкам: грузовые автомобили, пикапы и легковые фургоны, автобусы, специальные автомобили и лег­ковые автомобили — 20%, прицепы и полуприцепы — 10%.
 Уплата налога производится по месту регистрации или вре­менной регистрации автотранспортных средств в течение пяти дней со дня его приобретения (до регистрации или временной регистрации).
 27.3. Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы
 Постановлением Верховного Совета РФ от 25 февраля 1993 г. было утверждено Положение о Государственном внебюджетном фонде воспроизводства минерально-сырьевой базы РФ. В по­следующем средства внебюджетного фонда были консолидиро­ваны в состав федерального бюджета.
 В качестве целевого бюджетного Фонд воспроизводства мине­рально-сырьевой базы был образован в соответствии со ст. 60 Федерального закона «О федеральном бюджете на 1997 г.».
 Средства Фонда направляются на финансирование осущест­вляемых для федеральных нужд мероприятий по воспроизводст­ву минерально-сырьевой базы, включая геологическое изучение недр на территории Российской Федерации, ее континенталь­ном шельфе и в Мировом океане, и расходов по управлению государственным фондом недр Российской Федерации.
 Средства Фонда образуются за счет зачисляемой в доход фе­дерального бюджета части отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, производимых пользователями недр, осуществляющими добычу всех видов полезных ископаемых, разведанных за счет государственных средств.
 Плательщиками отчислений на воспроизводство минераль­но-сырьевой базы являются пользователи недр независимо от статуса, за исключением пользователей, осуществляющих свою деятельность на условиях соглашений о разделе продукции.
 Налогооблагаемой базой является стоимость первого товар­ного продукта (перечень утвержден Правительством РФ), полу­ченного и реализованного из фактически добытых полезных ис­копаемых. Она исчисляется по ценам реализации на условиях франко-вагон станция отправления без НДС и акциза. При реа­лизации недропользователем первого товарного продукта в счет экспортных поставок налогооблагаемая база определяется исхо­дя из стоимости экспортных поставок за вычетом акцизов, та­моженных сборов, расходов за транспортировку на экспорт, траснпортно-экспедиционных услуг. Ставки отчислений уста­новлены Федеральным законом от 30 декабря 1995 г. «О ставках отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы» и являются едиными для всех пользователей недр.
 Средства Фонда имеют целевое назначение, не подлежат изъятию, не могут быть использованы для получения прибыли, распределяются и используются по направлениям, установлен­ным федеральным законом о федеральном бюджете на соответ­ствующий год.
 Средства Фонда, не использованные в отчетному году, на­правляются в доходы фонда при его формировании на следую­щий финансовый год.
 Перечень мероприятий по воспроизводству минерально-сырьевой базы и распределение средств Фонда на предстоящий финансовый год осуществляет Министерство природных ресур­сов РФ по согласованию с Министерством экономики РФ и представляет в Министерство финансов РФ соответствующую информацию.
 Управление средствами Фонда осуществляет Министерство природных ресурсов РФ в пределах средств, выделяемых Мини­стерством финансов РФ.
 Контроль за расходованием средств осуществляют Мини­стерство финансов РФ, Министерство природных ресурсов РФ и другие федеральные органы исполнительной власти — госу­дарственные заказчики работ по воспроизводству минерально-сырьевой базы, финансируемые за счет средств фонда.
 27.4. Федеральный экологический фонд РФ
 Для решения неотложных природоохранных задач, восста­новления потерь в окружающей природной среде, компенсации причиненного вреда и других природоохранных задач создан Федеральный экологический фонд РФ. Исполнительным орга­ном Фонда является исполнительная дирекция.
 Федеральный экологический фонд РФ взаимодействует с экологическими фондами субъектов РФ, местными экологиче­скими фондами в целях реализации федеральных и иных эко­логических программ и проектов.
 Порядок взаимодействия Федерального экологического фон­да РФ и территориальных внебюджетных экологических фондов определяется соглашениями (договорами).
 Федеральный экологический фонд РФ может создавать отде­ления, филиалы и иные обособленные подразделения.
 Доходы Федерального экологического фонда РФ формиру­ются в основном за счет 10%-ных отчислений территориальных экологических фондов.
 Средства Федерального экологического фонда используются на:
 • долевое участие в разработке и реализации имеющих фе­деральное значение программ и проектов, направленных на улучшение качества окружающей природной среды и обеспечение экологической безопасности населения;
 • научно-технические исследования, разработки, внедрение ресурсосберегающих и экологически чистых технологий;
 • участие в финансировании строительства, реконструкции природоохранных объектов, осуществляемых предпри­ятиями и организациями;
 • осуществление мер по воспроизводству природных ресурсов, нанесших ущерб в результате загрязнения природной среды;
 • выплату в установленном порядке компенсационных сумм гражданам на возмещение вреда, причиненного их здоровью загрязнением и иными неблагоприятными воз­действиями на окружающую природную среду;
 • развитие экологического воспитания и образования. Использование средств Федерального экологического фонда осуществляется в направлениях, предусмотренных бюджетом Фонда на текущий год, и в соответствии со сметами расходов. Например, в законе по бюджету 1999 г. они направлены на: фи­нансирование федеральных целевых экологических программ, субсидии на прочие природоохранные мероприятия, обеспече­ние мониторинга загрязнения окружающей среды, обеспечение специнспекций и спецморинспекций, содержание дирекции фонда и ее филиалов.
 Передача средств под конкретные природоохранные меро­приятия осуществляется на основании договоров.
 Средства Федерального экологического фонда не могут быть использованы на цели, не связанные с природоохранной дея­тельностью. Контроль за финансовой деятельностью Федераль­ного экологического фонда осуществляет ревизионная комис­сия, образуемая Коллегией Госкомприроды РФ.
 Средства территориальных экологических фондов образуются за счет средств, поступающих от предприятий и граждан в виде:
 • 90%-ной платы за нормативные и сверхнормативные (лимитные и сверхлимитные) выбросы, сбросы загрязняю­щих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов, другие виды загрязнения (радиоактивные, шумо­вые и т. д.);
 • сумм по искам о возмещении вреда, штрафов за экологи­ческие правонарушения;
 • средств от реализации конфискованных орудий охоты, рыболовства, незаконно добытой с их помощью продук­ции и др.
 Платежи за загрязнение окружающей среды взимаются за сле­дующие виды вредного воздействия:
 • выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стацио­нарных и передвижных источников;
 • сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подзем­ные водные объекты;
 • размещение отходов;
 • другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, элек­тромагнитные и радиационные воздействия и т. п.).
 Эти платежи вносят предприятия, учреждения и организации — природопользователи. Плата за загрязнение призвана компен­сировать экономический ущерб от выбросов и сбросов, включая затраты на проектирование и строительство природоохранных объектов, и стимулировать снижение или поддержание уровня загрязнения среды в пределах нормативов.
 При расчете платежей за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия используют два вида базовых нормативов: в пределах допустимых нормативов и в пределах установленных лимитов (временно со­гласованных повышенных нормативов).
 Базовые нормативы платы устанавливаются по каждому ин­гредиенту загрязняющего вещества (отхода), виду вредного воз­действия с учетом степени опасности для окружающей природ­ной среды и здоровья населения. Они определяются как произ­ведение установленного удельного экономического ущерба от выбросов и сбросов загрязняющих веществ в пределах допусти­мых нормативов или лимитов на показатели относительной опасности конкретного загрязняющего вещества для окружаю­щей природной среды и здоровья населения и на коэффициен­ты индексации платы.
 Показатели относительной опасности веществ рассчитывают­ся как единица, деленная на среднесуточную предельно допус­тимую концентрацию (ПДК).
 Базовые нормативы платы за размещение отходов определяются как произведение удельных затрат на размещение единицы (массы) отхода IV класса токсичности на показатели, учитывающие классы токсичности отходов, и на коэффициент индексации платы.
 Дифференцированные ставки платы за загрязнение природной среды рассчитываются умножением базовых нормативов платы на повышающие коэффициенты экологической ситуации и эко­логической значимости состояния атмосферы воздуха и водных бассейнов на территории субъекта Федерации. Например, коэффициенты экологической значимости состояния водных объектов по районам Тульской области колеблются от 1,15 до 1,21, а коэффициент экологической значимости состояния атмо­сферного воздуха по всей территории области равен 1,9.
 1) Плата за загрязнение окружающей природной среды в размерах, не превышающих установленные природопользователю предельно допустимые нормативы, определяется путем умножения соответствующих ставок платы на величину различ­ных видов загрязнения и суммирования полученных произведе­ний по видам загрязнений.
 2) Плата за загрязнение природной среды в пределах уста­новленных лимитов определяется путем умножения соот­ветствующих ставок платы на разницу между лимитными и пре­дельно допустимыми выбросами, сбросами загрязняющих ве­ществ, объемами размещения отходов, уровнями вредного воз­действия и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.
 Разница между лимитными и предельно допустимыми вы­бросами, сбросами и объемами размещения значительно больше, чем предельно допустимые их значения. Плата за сверхли­митное (сверхнормативное) загрязнение окружающей природной среды исчисляется путем умножения соответствующих базовых ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов (нормативов) на величину превышения фактической массы вы­бросов, сбросов, объемов размещения отходов и уровней вред­ного воздействия над установленными лимитами (нормативами) и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффи­циент. В случае отсутствия у природопользователя разрешения на сброс, выброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ рассматривается как сверх­лимитная. То же имеет место при загрязнении окружаю­щей природной среды в результате аварии по вине природо­пользователя.
 Размер платежей природопользователей рассчитывается как сумма всех платежей за загрязнение в пределах нормативов, ли­митов и сверхлимитного загрязнения. Плановый годовой размер платежей за загрязнение (с разбивкой по кварталам) определяет­ся природопользователем и утверждается им по согласованию с Комитетом по охране природы субъекта Федерации до 1 апреля текущего года. Средства, взимаемые за загрязнение окружающей среды, перечисляются природопользователями в бесспорном по­рядке в размере 90% на специальные счета территориальных экологических фондов и 10% — в целевой бюджетный фонд фе­дерального бюджета.
 Поступающие средства аккумулируются на счетах экологиче­ских фондов субъектов РФ и в соответствии с Законом РСФСР «Об охране окружающей среды» распределяются в следующем порядке:
 • 60% средств — на реализацию природоохранных меро­приятий местного (городского, районного) значения с за­числением соответствующих сумм на счета городских, районных экологических фондов;
 • 30% средств — в распоряжение экологических фондов субъектов Федерации РФ для финансирования мероприя­тий соответствующего значения;
 • 10% средств — в Федеральный экологический фонд на реализацию природоохранных мероприятий федерального значения.
 27.5. Федеральные фонды восстановления и охраны водных объектов и управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов
 Федеральный фонд восстановления и охраны водных объектов.
 Назначение Фонда: реконструкция и капитальный ремонт гид­ротехнических сооружений; приобретение технологического оборудования, машин и механизмов, необходимых для обеспе­чения эксплуатации гидротехнических сооружений, находящих­ся в федеральной собственности: строительство объектов инже­нерной защиты от наводнении и обрушения берегов; норматив­ное, информационное, техническое и методическое обеспечение управления использованием и охраной водных объектов.
 Средства Фонда формируются за счет платы за пользование водными объектами, поступающей в доходы федерального бюд­жета. В 1999 г. установлено использовать лишь 29% платы, за­числяемой в доход федерального бюджета.
 Плательщиками платы за пользование водными объектами (подлежащее лицензированию) признаются организации и предпри­ниматели, непосредственно осуществляющие пользование водными объектами (исключая забор воды из подземных источников) с при­менением сооружений, технических средств или устройств. Объек­том платы признается пользование водными ресурсами с приме­нением сооружений, технических средств или устройств в целях:
 1) осуществления забора воды из водных объектов;
 2) удовлетворения потребности гидроэнергетики в воде;
 3) использования акватории водных объектов для лесосплава, осуществляемого без применения судовой тяги, а также для до­бычи полезных ископаемых, организованной рекреации, разме­щения плавательных средств, коммуникаций, зданий, сооруже­ний, установок и оборудования, для проведения буровых, строи­тельных и иных работ;
 4) осуществления сброса сточных вод в водные объекты. Не признаются налогооблагаемыми:
 • забор воды на сельскохозяйственные и рыбоводные нуж­ды, для санитарных, экологических и судоходных про­пусков, а также для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий;
 • пользование водными объектами в водоохранных целях;
 • для осуществления рекреации без применения сооруже­ний, в том числе лечебными и оздоровительными учреж­дениями, финансируемыми за счет средств соответст­вующих бюджетов или профсоюзов;
 • некоторые другие виды водопользования.
 Налогооблагаемая база в зависимости от вида пользования водными объектами определяется как:
 • объем воды, забранной из водного объекта;
 • объем продукции (работ, услуг), произведенной (выпол­ненных, оказанных) при пользовании водным объектом без забора воды;
 • площадь акватории используемых водных объектов;
 • объем сточных вод, сбрасываемых в водные объекты.
 В пределах, установленных федеральным законом (например, 0,5 — 5,0 руб. за 1000 кВт-ч вырабатываемой электроэнергии — для плательщиков, осуществляющих эксплуатацию гидроэлек­тростанций), Правительством РФ определяются минимальные и максимальные ставки платы по бассейнам рек, озерам, морям и экономическим районам в рублях в зависимости от видов поль­зования.
 Ставки платы по конкретным категориям плательщиков в зависимости от вида пользования водными объектами, состоя­ния водных объектов и с учетом местных условий водообеспечения населения и хозяйственных объектов устанавливаются законодательными органами субъектов Российской Федерации.
 Для предприятий теплоэнергетики и атомной энергетики, осуществляющих эксплуатацию объектов с использованием прямоточной схемы водоснабжения, устанавливаются понижен­ные ставки платы.
 При заборе или сбросе воды сверх установленных лимитов (месячных или годовых) или без соответствующей лицензии ставки платы для плательщика в части такого превышения уве­личиваются в пять раз.
 Сумма платы включается в себестоимость продукции.
 Суммы платы зачисляются в федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ в следующем соотношении: 40% — в феде­ральный бюджет, 60% — в бюджеты субъектов РФ.
 Федеральный фонд управления, изучения, сохранения и воспро­изводства водных биологических ресурсов был создан в 1999 г.
 Доходы фонда формируются за счет 100%-ной суммы платы за пользование водными биологическими ресурсами, поступаю­щей от пользователей — резидентов и нерезидентов.
 Средства целевого бюджетного Фонда управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов направляются в 1999 г. на следующие цели:
 1) Федеральная пограничная служба РФ (на содержание ор­ганов, осуществляющих охрану водных биологических ресурсов территориального моря, континентального шельфа и исключи­тельной экономической зоны РФ);
 2) Государственный комитет РФ по рыболовству (отраслевая наука и финансирование Глобальной морской системы связи при бедствии и обеспечении безопасности; финансирование органов рыбоохраны и рыборазведения, включая финансирова­ние объектов воспроизводства лососевых в соответствии с меж­правительственными соглашениями с Японией; аварийно-спасательный флот; расходы на выполнение мероприятий, свя­занных с международными обязательствами РФ в области со­хранения водных биологических ресурсов; учебные парусные суда; государственная поддержка прибрежных регионов).
 При введении платы за пользование отдельными видами водных биологических ресурсов для российских пользователей полученные средства направляются в доходы целевого бюджет­ного Фонда управления, изучения, сохранения и воспроизводст­ва водных биологических ресурсов с дальнейшим использовани­ем полученных средств на государственную поддержку рыбной отрасли (в том числе рыболовецких колхозов) и прибрежных регионов Российской Федерации.
 27.6. Государственный фонд борьбы с преступностью
 Фонд осуществляет дополнительное финансирование меро­приятий по реализации федеральной и региональных программ по борьбе с преступностью, а также укрепления материально-технической базы правоохранительных органов.
 Средства, поступающие в Государственный фонд борьбы с преступностью, аккумулируются на специальном бюджетном счете Министерства финансов РФ в Центральном банке РФ.
 Средства Государственного фонда борьбы с преступностью имеют целевое назначение, не подлежат изъятию и не могут ис­пользоваться для получения прибыли.
 В Государственный фонд борьбы с преступностью включа­ются средства:
 1) полученные от реализации имущества, конфискованного по вступившим в законную силу приговорам, определениям и постановлениям судов, за исключением средств и имущества, в отношении которых установлен особый порядок распоряжения и реализации;
 2) 15% денежных средств, взысканных в качестве штрафов, налагаемых в административном порядке, а также по вступив­шим в законную силу приговорам судов, за исключением средств, в отношении которых установлен особый порядок рас­пределения;
 3) 50% средств, взимаемых за выдачу лицензий на право продажи и приобретения служебного и гражданского оружия физическими и юридическими лицами;
 4) 100% средств, полученных от реализации изъятого при проведении оперативно-розыскных мероприятий правоохрани­тельными органами имущества, признанного в установленном законодательстве порядке бесхозным, за исключением бесхозных вещей, в отношении которых осуществляется предусмотренная гражданским законодательством РФ процедура приобретения права собственности.
 Средства Государственного фонда борьбы с преступностью в 1999 г. распределялись следующим образом:
 • Министерство внутренних дел РФ — 233,0 млн. руб.;
 • Федеральная служба безопасности РФ —50,0 млн. руб.;
 • Служба внешней разведки РФ — 50,0 млн. руб.
 Выделение средств Государственного фонда борьбы с пре­ступностью федеральным органам исполнительной власти и ор­ганам исполнительной власти субъектов РФ, участвующим в реализации мероприятий федеральной и региональных про­грамм по усилению борьбы с преступностью, осуществляется по целевым направлениям по представлении в Правительство РФ заявки на выделение финансовых средств. Состав и содер­жание заявки определяются инструкцией об учете и отчетности за использование финансовых средств Государственного фонда борьбы с преступностью.
 Основанием для выделения средств из Государственного фонда борьбы с преступностью является решение Правительства РФ, в котором указываются размер ассигнований и целевое их расходование.
 Органы исполнительной власти субъектов, а также министерст­ва и ведомства РФ, участвующие в реализации мероприятий феде­ральной и региональных программ по борьбе с преступностью, представляют в Министерство финансов РФ в установленном по­рядке ежеквартальные и годовой отчеты об использовании средств Государственного фонда борьбы с преступностью.
 27.7. Фонды развития таможенной системы и налоговой системы
 Фонд развития таможенной системы РФ формируется в раз­мере 19,8% отчислений за счет источников, установленных та­моженным законодательством, включая доходы в иностранной валюте.
 Средства Фонда в 1999 г. использовались на содержание центрального аппарата Государственного таможенного комитета РФ, испытательных научно-исследовательских и образователь­ных учреждений, а также учреждений здравоохранения и других объектов, обеспечение личного состава, боевую подготовку и материально-техническое обеспечение и др.
 Межведомственный фонд развития налоговой системы и нало­говой службы РФ формируется за счет 45%-ных отчислений от суммы налогов и других обязательных платежей, поступивших в 1999 г. в федеральный бюджет и целевые бюджетные фонды, дополнительно взысканных налоговой службой в результате проведенной контрольной работы, за исключением штрафов и других санкций, взысканных за нарушение налогового законода­тельства РФ.
 Средства фонда в 1999 г. распределялись следующим образом:
 1) 89% — на развитие налоговой службы, в том числе на те­кущее содержание, включая материальное стимулирование, подготовку и переподготовку кадров, закупку специальной тех­ники, включая вычислительную, и средств связи, капитальные вложения; 2) 11% — на финансирование Федеральной службы налоговой полиции РФ.
 27.8. Целевой бюджетный фонд Министерства РФ по атомной энергии
 Фонд образуется за счет валютной выручки, приходящейся на стоимость работ разделения за поставляемый в США низко­обогащенный уран в рамках исполнения обязательств РФ в об­ласти разоружения и контроля над вооружениями.
 Расходование средств производится по следующим направле­ниям:
 1) осуществление компенсации расходов предприятиям и организациям, в том числе и внешнеторговым, участвующим в исполнении принятых РФ обязательств в области разоружения и контроля над вооружениями;
 2) финансовое обеспечение мероприятий по повышению ядерной и радиационной безопасности, экологических программ и поддержки фундаментальной и прикладной науки, а также других расходов, связанных с реструктуризацией и конверсией предприятий и организаций ядерного комплекса.
 Средства, поступающие в 1999 г. в целевой бюджетный Фонд Министерства РФ по атомной энергии, направляются на допол­нительное финансовое обеспечение мероприятий по повыше­нию ядерной и радиационной безопасности, экологических программ и поддержки фундаментальной и прикладной науки, а также других расходов, связанных с реструктуризацией и кон­версией предприятий и организаций ядерного комплекса.
 Зачисление валютной выручки осуществляется на валютные счета по учету средств федерального бюджета, открываемые в порядке, устанавливаемом Центральным банком РФ по согласо­ванию с Правительством РФ.
 Обособленный учет указанных средств в иностранной и на­циональной валютах осуществляется Главным управлением Фе­дерального казначейства Министерства финансов РФ.
 * * *
 Рассматривая динамику образования и ликвидации целевых бюджетных фондов в составе федерального бюджета, можно заметить, что наиболее устойчивые фонды образуются в тех случаях, когда источники и финансирование носят целевой" и корреспондирующий друг другу характер. При этом соответ­ствие имеет не только количественный, но и содержатель­ный характер. Например, отчисления на содержание мине­рально-сырьевой базы построены таким образом, что их суммы исходят из сумм затрат на поиск и разведку месторо­ждений, а следовательно, потребности в возмездном финан­сировании (оплате затрат на предоставленный в пользование ресурс). Такая содержательная эквивалентность просматри­вается и по другим ресурсным платежам.
 27.9. Федеральные целевые программы
 Федеральные целевые программы — это увязанный по ресурсам, ис­полнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономичес­ких, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспе­чивающих эффективное решение целевых задач и требующих госу­дарственной поддержки.
 Целевые программы являются важнейшим средством реали­зации структурной политики государства, активного воздействия на производственные и экономические процессы для достиже­ния конечных социально-экономических целей.

<< Пред.           стр. 16 (из 21)           След. >>

Список литературы по разделу