<< Пред.           стр. 20 (из 21)           След. >>

Список литературы по разделу

 • внереализационных доходов.
 Для проведения проверки налоговой службой фактической выручки (валового дохода) от реализации основной продукции (работ, услуг) используются следующие первичные документы, учетные регистры и отчетность:
 • приказ организации об учетной политике на отчетный год, исходя из условий хозяйствования и заключенных договоров;
 • форма бухгалтерского отчета №2 «Отчет о прибылях и убытках»;
 • Главная книга или оборотный баланс;
 • журнал-ордер №1, 2, 11, 11-с, 11-сн (при применении журнально-ордерной формы счетоводства);
 • первичные документы на отпуск готовой продукции со складов (расходные накладные склада готовой продук­ции, товарно-транспортные накладные на перевозку гру­зов автомобильным транспортом, транспортные наклад­ные на перевозку грузов железнодорожным, водным и воздушным транспортом и др.);
 • банковские выписки по движению денежных средств по расчетному счету;
 • приходные кассовые ордера на приход денежной налич­ности в кассу организации в оплату счетов за отгружен­ную продукцию;
 • платежные требования и платежные поручения на оплату отгруженной продукции;
 • пропуск на вынос (вывоз) готовой продукции с террито­рии организации.
 На основании вышеперечисленных документов, учетных реги­стров, отчетных данных и первичных документов проверяющий при определении фактической выручки от реализации основной продукции производит проверку в следующем порядке:
 1) сверяет данные, отраженные в отчетной форме №2 «Отчет о прибылях и убытках» по статье «Выручка (валовой доход) от реализации продукции (работ, услуг)», с данными по Главной книге (оборотного баланса) по кредиту счета 46 «Реализация продукции (работ, услуг)».
 2) сверяет данные по Главной книге (оборотному балансу) с данными журналов-ордеров №11, №11-с, №11-сн (при ведении журнально-ордерной формы счетоводства) или с учетными реги­страми, отражающими сумму реализации готовой продукции (при других формах счетоводства) по кредиту счета 46.
 После проведения сверки отчетных данных и данных, отра­женных в учетных регистрах, проверяющий приступает к про­верке правильности и законности оформления операций по оп­лате и отгрузке готовой продукции (работ, услуг). Приступая к проверке первичных документов, проверяющий должен предва­рительно ознакомиться с учетной политикой, принятой пред­приятием на проверяемый период. Действующим налоговым за­конодательством допускается применение для целей налогооб­ложения одного из двух методов отражения момента реализации — кассовый метод и метод начислений. Кассовый метод предпо­лагает отражение момента реализации по мере оплаты (при без­наличных расчетах — по поступлении средств за отгруженные товары (работы, услуги) на счета в учреждения банков, а при расчетах наличными деньгами — по поступлении средств в кас­су), метод начислений — по мере отгрузки товаров (выполнению работ, услуг) и предъявлению покупателю (заказчику) расчетных документов.
 Метод определения выручки от реализации продукции (работ, услуг) устанавливается предприятием самостоятельно и отража­ется в документе о принятии учетной политики. При проверках следует иметь в виду, что договора на поставку готовой продук­ции (выполнение работ, услуг) должны соответствовать утвер­жденной учетной политике.
 Основанием для отражения в учетных регистрах отгруженной продукции (работ, услуг) являются следующие первичные доку­менты:
 а) при определении выручки от реализации по мере оплаты:
 • выписки банка и платежные документы о поступлении денежных средств на расчетный счет (валютный или другие специальные счета);
 • приходные кассовые ордера на оприходование наличных денежных средств в кассу предприятия (организации);
 • ведомости учета сумм, числящихся на счете 57 «Переводы в пути».
 б) при определении выручки от реализации по мере отгрузки готовой продукции:
 • ведомости учета средств, поступивших по предварительной оплате, выданных на поставку продукции (выполнение ра­бот и услуг) авансов, средств по оплате продукции, при­нятой от заказчиков по частичной готовности, средств, поступивших за реализованную готовую продукцию, про­изведенную дочерними предприятиями, филиалами, представительствами, отделениями и другими обособлен­ными подразделениями предприятия (организации), как являющимися, так и не являющимися юридическими ли­цами;
 • расходные накладные склада готовой продукции, товар­но-транспортные накладные на перевозку груза автомо­бильным транспортом, транспортные накладные на пере­возку груза железнодорожным, водным и воздушным транспортом, акт приемки-передачи готовой продукции (при приемке поставщиком продукции на ответственное хранение без ее отгрузки, а также пропуск на вынос (вывоз) продукции.
 Если реализуется на сторону часть незавершенного произ­водства (строительства), то, поскольку бухгалтер имеет возмож­ность оценивать незавершенное производство по фактической или нормативной (плановой) себестоимости, проверяющий дол­жен установить соответствие списания реализованного незавер­шенного производства принятому в учетной политике способу оценки.
 При проверке предприятий, осуществляющих прямой обмен товарами, работами или услугами, цена сделки признается ры­ночной при условии, что она не отклоняется в ту или иную сто­рону более чем на 30% от рыночных цен реализации аналогич­ной продукции (работ, услуг), применявшихся на момент ис­полнения сделки, с учетом НДС.
 При обмене оборудования и основных средств оценка их производится по восстановительной стоимости, определенной при проведении последней перед реализацией переоценки.
 При проверке выручки от реализации без участия посредни­ка, полученной в иностранной валюте, следует иметь в виду, что эта сумма должна соответствовать сумме, отраженной по отгру­зочным документам по кредиту счета 46, увеличенной (уменьшенной) на сумму курсовой разницы (разница между суммой, полученной в иностранной валюте и пересчитанной в рублевый эквивалент на дату совершения операции).
 При осуществлении бартерных сделок, связанных с опреде­лением стоимости товаров в иностранной валюте, выручка должна определяться и отражаться в балансе в рублях по курсу на дату заполнения таможенной декларации.
 По предприятиям, которые для целей налогообложения применяют метод определения выручки от реализации по мо­менту отгрузки продукции (выполнения работ, услуг), выручка должна быть отражена на счете 46 «Реализация продукции» в размере стоимости отгруженной продукции на дату составления отгрузочных документов. Основанием для включения в выручку является дата пропуска на вынос (вывоз) продукции с террито­рии предприятия.
 Предприятия, осуществляющие свою деятельность в сферах торговли и общественного питания, по кредиту счета 46 отражают сумму фактического объема реализованных товаров по продажной цене. Выявление расхождений по этим суммам может быть установлено по показаниям контрольной ленты или фискальной памяти кассового аппарата.
 Проверка достоверности данных учета и фактической себестои­мости продукции (работ, услуг), полноты и правильности отражения в учете фактических затрат на ее производство и реализацию. Од­ним из основных направлений проведения проверки налоговы­ми органами является контроль за правильностью формирования издержек производства и обращения.
 Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства про­дукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию. Это определение дано в Положении о составе затрат по производству продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учи­тываемых при налогообложении прибыли, утвержденным поста­новлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г. № 552.
 При осуществлении документальной проверки налоговыми органами учитывается вышеуказанное Положение со всеми до­полнениями и изменениями, внесенными в последующий пери­од. Кроме того, следует иметь в виду, что ряд министерств и ве­домств реализовали свое право определять отраслевые особенности состава затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) с учетом специфики, подведомственных им про­изводств и видов деятельности.
 Основная задача проверяющих на этом этапе — определить законность включения затрат в себестоимость продукции, учи­тывая при этом, что в себестоимость не включаются главным образом затраты непроизводственного и капитального характера. Первые из них должны производиться за счет прибыли пред­приятия, а вторые — включаться в себестоимость путем начис­ления амортизации.
 Проверка правильности, достоверности и законности отражения в бухгалтерской отчетности прибыли (убытков) от прочей реализа­ции. В соответствии с действующим положением к прочей реа­лизации относятся доходы, полученные от реализации и выбы­тия основных средств, учитываемых на счете 47 «Реализация и прочее выбытие основных средств», и от реализации прочих акти­вов, учитываемых на счете 48 «Реализация прочих активов». Налогооблагаемой базой служит разница между полученной выруч­кой от реализации без учета налога на добавленную стоимость и фактической себестоимостью (остаточной стоимостью) реализо­ванного имущества. При безвозмездной передаче имущества убытки от передачи не учитываются при исчислении налогооблагаемой прибыли.
 1. При определении фактической выручки от прочей реали­зации и себестоимости реализованных основных средств и про­чих активов следует руководствоваться следующим:
 1) выручка от реализации имущества предприятия должна исчисляться исходя из рыночной стоимости имущества и его фактической себестоимости (остаточной стоимости). В случае реализации имущества ниже сложившейся в регионе рыночной цены для целей налогообложения применяется рыночная цена. При реализации имущества по цене ниже фактической себе­стоимости (остаточной стоимости) налогооблагаемая база исчис­ляется исходя из рыночной цены, но не ниже фактической себе­стоимости (остаточной стоимости). Реализация по цене ниже себестоимости возможна лишь в исключительных случаях, как-то: утеря потребительских свойств, высокая степень реального износа, как физического, так и морального, невозможность реа­лизации по рыночной цене в связи с отсутствием спроса и т. п. В этих случаях, подтвержденных документально, убытки от реа­лизации недоамортизированных основных средств и имущества по цене ниже фактической себестоимости принимаются во вни­мание при исчислении налогооблагаемой прибыли;
 2) в случае ликвидации недоамортизированных основных средств убытки от их списания учитываются при налогообложе­нии лишь в случае документального отражения результатов от списания, как то: оприходование сумм, вырученных от сдачи металлолома, оприходование на склад материальных ценностей, полученных в результате демонтажа основных средств и т. п.
 2. Следует обратить внимание на правильность отражения балансовой стоимости реализованных материальных ценностей и прочих активов по дебету счета 48 «Реализация прочих акти­вов», особенно при реализации сырья, материалов, комплек­тующих изделий, с целью выявления завышения их балансовой стоимости за счет неоправданного списания затрат, не относя­щихся к этим ценностям. Незаконное увеличение балансовой стоимости означает сокрытие от налогообложения прибыли (дохода).
 3. Такой же подход применяется и при проверке прибыли, полученной от реализации материальных ценностей, получен­ных от ликвидации основных средств.
 4. При реализации прав на паи (долгосрочные вложения в уставные фонды других предприятий как в рублях, так и в валю­те), прав на пользование депозитами акций, облигаций и других ценных бумаг и финансовых вложений (как долгосрочных, так и краткосрочных) проверяющий должен выявить, не увеличена ли их номинальная или балансовая стоимость за счет списания не отно­сящихся к ним затрат. Причем следует иметь в виду, что на счетах 06 «Долгосрочные финансовые вложения» и 58 «Краткосрочные фи­нансовые вложения» стоимость акций, облигаций и других цен­ных бумаг должна соответствовать номинальной их стоимости.
 5. При проверке следует убедиться в своевременности отра­жения хозяйственных операций. Для этого надо сверить даты следующих документов: накладной на отпуск с материального склада товарно-материальных ценностей для реализации их на сторону; пропуска на вынос (вывоз) основных средств и товар­но-материальных ценностей с территории предприятия; банков­ской выписки по движению денежных средств по расчетному счету или приходного кассового ордера на приход денежной на­личности в кассу предприятия в оплату счетов по реализации основных средств, материальных ценностей, нематериальных активов, ценных бумаг и других ценностей, принадлежащих предприятию и учтенных на счетах 47 и 48 в Главной книге (оборотном балансе). В случаях выявления фактов несоответст­вия дат и периодов отражения в бухгалтерском учете этих доку­ментов проверяющий анализирует влияние такого несоответст­вия на общую сумму прибыли от прочей реализации, отражен­ной в отчетной форме №2 «Отчет о прибылях и убытках» как разница между показателями строки 90 и строки 100.
 Проверка достоверности и законности отражения в бухгалтер­ской отчетности прибыли (убытка) от внереализационных опера­ций. В соответствии с действующим Положением о составе за­трат по производству продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формиро­вания финансовых результатов, учитываемых при налогообло­жении прибыли, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г. № 552 к внереализационным доходам и расходам относятся суммы:
 • кредиторской и депонентской задолженности, по которой срок исковой давности истек;
 • уплаченных и полученных штрафов, пени, неустоек и других экономических санкций;
 • процентов, полученных по суммам средств, числящихся на расчетных, текущих, валютных и других счетах пред­приятия;
 • доходов, полученных от сумм, находящихся на депозит­ных счетах;
 • доходов (расходов), полученных (уплаченных) по всем видам займов;
 • доходов (расходов) по курсовым разницам по операциям с валютой;
 • прибылей и убытков прошлых лет, выявленных в отчет­ном году;
 • убытков от стихийных бедствий;
 • потерь от списания долгов и дебиторской задолженности, поступлений долгов, ранее списанных как безнадежные;
 • доходов (дивидендов, процентов) по акциям, облигациям и другим ценным бумагам, принадлежащим предпри­ятию;
 • доходов, полученных от долевого участия в совместной деятельности в других предприятиях;
 • доходов от сдачи имущества в аренду;
 • затрат на содержание законсервированных мощностей и объектов, погашаемых в соответствии с действующим за­конодательством за счет прибыли (доходов);
 • убытков от списания ранее присужденных долгов по не­достачам и хищениям, по которым возвращены исполни­тельные документы;
 • затрат по аннулированным производственным заказам, а также затрат на производство, не давшее продукции;
 • судебных издержек и арбитражных сборов;
 • некомпенсируемых убытков в результате пожаров, ава­рий, других чрезвычайных событий, вызванных экстре­мальными ситуациями,
 • других прибылей (убытков), а также других затрат, отно­симых в соответствии с действующим законодательством на результаты хозяйственной деятельности.
 При проведении проверки используются: форма №2 «Отчет о прибылях и убытках», Главная книга (оборотный баланс) и первичные документы, на основании которых производились бухгалтерские записи по дебету и кредиту счета 80 «Прибыли и убытки» и не подлежащие отражению на счетах 46, 47, 48.
 1. При проведении анализа образования внереализационных доходов (расходов) внимание проверяющих должно быть обра­щено на следующие особенности:
 1) получение штрафов, пени, неустоек и других видов санк­ций за нарушение условий хозяйственных договоров, а также по возмещению причиненных убытков должно быть обусловлено договорами;
 2) получение процентов по суммам средств, числящихся на расчетном, текущих, валютном и других счетах предприятия. Получение (уплата) таких доходов (расходов) обусловлено толь­ко договорами с предприятиями, имеющими лицензии на право заниматься банковскими операциями от Центрального банка РФ. Поэтому проверяющий должен прежде всего определить правомерность получения или уплаты таких процентов путем анализа договоров, заключенных с организацией, где находятся счета предприятия. В случаях отсутствия лицензии все опера­ции, связанные с получением или уплатой процентов, являются неправомерными и подлежат исключению из отчетности. В со­ответствии с п. 11 статьи 8 Закона «О Государственной налого­вой службе Российской Федерации» руководитель налоговой инспекции обязан предъявлять в суде или арбитраже иски о признании таких сделок недействительными и взыскании в до­ход государства всего дохода, полученного по таким сделкам.
 2. При проверке доходов, полученных от сумм, находящихся на депозитных счетах, следует не только проверить наличие до­говора с учреждением банка, имеющего лицензию ЦБ, но и провести анализ на полноту и своевременность получения этих доходов. При выявлении фактов, когда проценты по депозит­ным счетам направляются на увеличение основной суммы депо­зита без перечисления процентов на расчетный счет и оформля­ется эта операция путем составления дополнительного соглаше­ния к основному договору с банком, следует убедиться, что эта операция отражена в бухгалтерском учете на счете 80 «Прибыли и убытки».
 3. Анализируя вопрос достоверности отражения в бухгалтер­ском учете и отчетности курсовых разниц по валютным опера­циям, следует исходить из того, что положительная курсовая разница относится на увеличение прибыли, а отрицательная — на ее уменьшение. При этом следует иметь в виду, что до 20 ян­варя 1997 г. для целей налогообложения курсовые разницы ис­ключались из налогооблагаемой базы по налогам на прибыль.
 При определении налогооблагаемой базы для исчисления налога по фактической прибыли за 1998 г. курсовые разницы по валютным счетам и операциям в иностранной валюте, образо­вавшиеся за период с 1 августа 1998 г. по 31 декабря 1998 г., не­зависимо от применяемой учетной политики отражения этих курсовых разниц на счетах бухгалтерского учета учитываются в следующем порядке:
 1) в случае, если у предприятий и организаций, включая кредитные организации, при сопоставлении суммы положитель­ных курсовых разниц и суммы отрицательных курсовых разниц возникает превышение суммы положительных курсовых разниц над суммой отрицательных курсовых разниц, налогооблагаемая база для исчисления налога уменьшается на сумму указанного превышения;
 2) в случае, если у предприятий и организаций, включая кредитные организации, при сопоставлении суммы положитель­ных курсовых разниц и суммы отрицательных курсовых разниц возникает превышение суммы отрицательных курсовых разниц над суммой положительных курсовых разниц, налогооблагаемая база для исчисления налога определяется в общем порядке без дополнительной корректировки, а указанное превышение при­знается убытком по курсовым разницам.
 5. При наличии у предприятия операций с наличной валю­той проверяющий должен установить, имеется ли у предприятия лицензия Центрального банка России на проведение операций с наличной валютой.
 6. Проверяя правильность отражения на счете 80 «Прибыли и убытки» доходов (расходов) по операциям прошлых лет, выяв­ленных в отчетном году, следует иметь в виду, что к ним, в ча­стности, относятся суммы, поступившие (уплаченные) по пере­расчетам за услуги и материальные ценности, полученные и из­расходованные в прошлом году; дополнительные расходы по заказам, расчеты по которым закончены в прошлых годах; воз­врат сумм по расчетам с покупателями за продукцию, оплачен­ную в прошлых годах (следует установить, не являлись ли эти суммы в прошлом году беспроцентными займами без составле­ния соответствующего договора).
 Проверка правильности расчетов по налогу на прибыль (доход). Согласно Закону РФ от 27 декабря 1991 г. «О налоге на при­быль предприятий и организаций» предприятия и организации (в том числе бюджетные), являющиеся юридическими лицами по законодательству РФ, включая созданные на территории РФ предприятия с иностранными инвестициями, международные объединения и организации, осуществляющие предпринима­тельскую деятельность, а также филиалы и другие аналогичные подразделения предприятий и организаций, имеющие отдель­ный баланс и расчетный счет, являются плательщиками налога на прибыль.
 1. При проверке расчетов налога от фактической прибыли следует иметь в виду, что расчеты с бюджетом осуществляются из валовой прибыли, исчисляемой исходя из методологии ее оп­ределения, то есть объектом налогообложения является валовая прибыль предприятия, уменьшенная (увеличенная) в соответст­вии с положениями, предусмотренными ст. 2 Закона Россий­ской Федерации «О налоге на прибыль предприятий и органи­заций».
 2. При проверке правильности исчисления налога на при­быль следует проверить право предприятий на исключение из налогооблагаемой базы льготируемых объектов. Неправомерное применение льгот не следует квалифицировать как сокрытие (занижение) объекта налогообложения, в этом случае не приме­няются штрафные санкции, однако на сумму недоимки начис­ляется пеня.
 3. В случае излишних начислений по налогам, относимым на себестоимость продукции (работ, услуг) и на финансовые ре­зультаты, образуется занижение налогооблагаемой базы по на­логу на прибыль. В этом случае также нельзя квалифицировать сокрытие или занижение прибыли (дохода). Налогоплательщик несет ответственность за неполную уплату налога в виде взыска­ния пени в установленных размерах от неуплаченной суммы.
 Оформление акта документальной проверки и предложений к нему. Результаты документальной проверки должны оформлять­ся актом проверки.
 1. При отсутствии нарушений налогового законодательства и порядка ведения бухгалтерского учета прибыли (дохода) прове­ряющие составляют справку с указанием наименования пред­приятия, его подчиненности, даты проверки, перечня проверен­ных вопросов, периода, за который она проводилась, данных о соблюдении предприятием налогового законодательства, пра­вильности исчисления, полноты и своевременности внесения в соответствующие бюджеты налога на прибыль, а также соблю­дения порядка ведения бухгалтерского учета. Эти же данные приводятся в актах, в которых отражены и нарушения налого­вого законодательства.
 Справка подписывается должностным лицом государствен­ной налоговой инспекции, руководителем и главным бухгалте­ром проверяемого предприятия. При установлении нарушений налогового законодательства и порядка ведения бухгалтерского учета прибыли (дохода) проверяющие оформляют результаты документальной проверки актом, который подписывается долж­ностным лицом государственной налоговой инспекции, другими участниками проверки и соответственно руководителем и глав­ным бухгалтером проверяемого предприятия.
 2. В случаях несогласия с фактами, изложенными в актах (в соответствии с п. 19 «Положения о Государственной налоговой службе Российской Федерации», утвержденного Указом Прези­дента РФ от 31 декабря 1991 г. № 340), руководители и главные бухгалтеры предприятий обязаны подписать акт и имеют право произвести запись о возражениях, прилагая одновременно письменные объяснения и документы, поясняющие мотивы этих возражений. Правильность фактов, изложенных в объяснениях, должна быть проверена и по ним дано письменное заключение проверяющего.
 3. Акт, как правило, составляется в двух экземплярах со все­ми приложениями, а в отдельных случаях и протоколом изъятия документов и вручается: первый экземпляр — должностному ли­цу государственной налоговой инспекции, проводившему про­верку, второй — под расписку руководителям проверяемого предприятия. Возражения по акту не приостанавливают выпол­нение указаний, данных должностными лицами государственной налоговой инспекции в актах проверок об устранении наруше­ний и перечислении в бюджет налога на прибыль (доход) и штрафных санкций.
 4. При установлении фактов грубых нарушений налогового законодательства и злоупотреблений, за которые предусмотрена уголовная ответственность, акт составляется в трех экземплярах со всеми приложениями, включая и акты встречных проверок, и протоколы изъятия документов, из которых первый направляет­ся вышестоящим органам налогового расследования.
 Передаваемые документы должны содержать: заявление (письмо) руководителя государственной налоговой инспекции, в котором должно быть изложено, в чем состоит суть выявленных фактов грубых нарушений налогового законодательства и зло­употреблений, какие законы нарушены, размер причиненного ущерба государству и бюджету, виновные лица; первый экземп­ляр акта документальной проверки предприятия, подписанный надлежащими лицами; подлинные документы или копии доку­ментов, подтверждающие факты выявленных грубых нарушений налогового законодательства и злоупотреблений; объяснения проверяемых, а также других лиц, чьи показания имеют значе­ние для проверки обстоятельств совершения фактов грубых на­рушений и злоупотреблений; заключения проверяющих по этим объяснениям.
 5. При передаче материалов документальной проверки в орга­ны налогового расследования для привлечения виновных к уго­ловной ответственности в делах государственной налоговой ин­спекции должна быть оставлена копия в полном объеме переда­ваемого материала, одновременно ставится вопрос о привлечении виновных лиц в допущении фактов грубых нарушений налогового законодательства и злоупотреблений к уголовной ответственности и принятии мер к обеспечению гражданских исков к виновным лицам за причиненный ущерб государству и бюджету.
 6. Отказ в возбуждении уголовного дела или постановление правоохранительных органов и органов налогового расследова­ния о прекращении уголовного дела, возбужденного по материа­лам документальной проверки, могут быть обжалованы налого­вой инспекцией в установленном законом порядке.
 7. Акт документальной проверки составляется в произволь­ной форме по схеме программы (задания) на проведение про­верки предприятия. В изложении акта документальной проверки должна быть соблюдена объективность, ясность, лаконичность и точность описания выявленных фактов нарушения налогового законодательства и порядка ведения бухгалтерского учета при­были (дохода). При этом по каждому факту нарушения, отра­женному в акте проверки, должно быть четко изложено его со­держание со ссылкой на соответствующие первичные бухгалтер­ские документы (с обязательным указанием бухгалтерских про­водок по счетам и порядка отражения их в регистрах бухгалтер­ского учета) и другие материалы, с указанием нарушений от­дельных законов или нормативных актов. В отдельных случаях должно быть произведено снятие копий с документов, подтвер­ждающих факт выявления нарушения.
 В конце акта проверяющие совместно с руководителем и главным бухгалтером проверяемых предприятий отражают пред­ложения по устранению выявленных нарушений и определяют срок взыскания предусмотренных законодательством санкций. Срок взыскания санкций — десять календарных дней после подписания акта.
 8. При определении факта сокрытия или занижения прибы­ли следует иметь в виду, что объектом налогообложения не яв­ляются:
 • суммы выручки от реализации конфискованного имуще­ства, перешедшего по праву наследования к государству;
 • суммы по экономическим и штрафным санкциям, взи­маемым по постановлениям (решениям) органов Госком­цен Российской Федерации, арбитража и других органов, которым разрешено применение санкций. Эти суммы в бухгалтерском учете относятся на прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия;
 • платежи, взыскиваемые в государственные внебюджетные фонды.
 Все материалы по документальной проверке предприятия по прибытии проверяющего в государственную налоговую инспек­цию после их регистрации в специальном журнале передаются начальникам отделов, а в необходимых случаях — начальникам государственных налоговых инспекций или их заместителям, которые по результатам рассмотрения этих материалов должны принять письменные решения о применении санкций к налого­плательщику, предусмотренных Законом РФ «Об основах нало­говой системы в Российской Федерации». О принятии акта до­кументальной проверки предприятия делается отметка на по­следней странице акта проверки: «Акт документальной проверки принят», указывается дата и ставится подпись лица, принявшего акт документальной проверки.
 Акты документальных проверок предприятий хранятся в ар­хиве государственной налоговой инспекции 10 лет.
 Порядок рассмотрения материалов документальной проверки. Осуществляя непосредственный контроль за плательщиками на­лога на прибыль, государственные налоговые инспекции обяза­ны тщательно рассматривать, анализировать и принимать по материалам документальных проверок предприятий письменные решения (указания) об устранении выявленных нарушений, вне­сении причитающихся сумм в бюджеты, уплаты за допущенные нарушения штрафных санкций.
 Результаты документальных проверок предприятий рассмат­риваются в следующем порядке:
 1) по каждой проведенной документальной проверке пред­приятия руководитель или заместители государственной налого­вой инспекции должны лично в десятидневный срок по получе­нии акта документальной проверки предприятия рассмотреть все материалы проверки и принять соответствующее решение;
 2) решение по проверке должно приниматься государствен­ной налоговой инспекцией на основании тщательного изучения акта документальной проверки и приложенных к нему докумен­тов (т. е. приложений), объяснений руководителей проверяемого предприятия, а также выводов проверяющего по материалам проверки;
 3) проект указания по результатам проверки разрабатывается руководителем отдела совместно с должностным лицом государ­ственной налоговой инспекции, проводившим документальную проверку на предприятии, и представляется на подпись руково­дителю или заместителям государственной налоговой инспекции. В указании кратко излагаются выявленные нарушения на­логового законодательства или порядка ведения бухгалтерского учета прибыли (дохода) и мероприятия по их устранению, обос­нованные, реальные по существу и с конкретными сроками по их устранению. В указании обязательно должна делаться ссылка на законы, нормативные акты, инструкции, положения и т. д., по которым отмечены нарушения.
 Ответственность налогоплательщика (предприятия) за допу­щенные нарушения налогового законодательства, ведение учета объекта налогообложения с грубым нарушением установленного порядка и другие нарушения, выявленные по материалам про­верки, должна быть объективно определена в указании государ­ственной налоговой инспекции в строгом соответствии с Зако­ном РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федера­ции» и Законом РСФСР «О Государственной налоговой службе РСФСР».
 В указании государственной налоговой инспекции необхо­димо отметить месячный срок, в который налогоплательщик (предприятие) имеет право в соответствии со статьей 14 Закона РСФСР «О Государственной налоговой службе РСФСР» обжа­ловать решение (указание) государственной налоговой инспек­ции по материалам документальной проверки в вышестоящую инстанцию Государственной налоговой службы Российской Фе­дерации, который исчисляется со дня вручения акта на подпись налогоплательщику.
 Эффективность мероприятий по устранению нарушений на­логового законодательства и порядка ведения бухгалтерского учета объекта налогообложения должна быть обеспечена строгим контролем за выполнением принятых указаний (решений) по материалам документальных проверок предприятий. Этот кон­троль осуществляется работниками государственной налоговой инспекции путем тщательного рассмотрения письменных сооб­щений проверенного предприятия о выполнении указания госу­дарственной налоговой инспекции по акту документальной про­верки.
 Проверка на месте выполнения указаний по результатам до­кументальной проверки предприятия производится в случаях, если предприятие продолжает нарушать требования налогового законодательства и порядка ведения учета объекта налогообло­жения (т. е. прибыли или дохода).
 Порядок составления и представления в инстанции заключений по материалам разногласий предприятий с государственными на­логовыми инспекциями по актам документальных проверок. В слу­чаях обращения предприятия с разногласиями в вышестоящую государственную налоговую инспекцию областного или респуб­ликанского уровня на необоснованное решение (указание) ни­жестоящей государственной налоговой инспекции по материа­лам проверки предприятия, необходимо письмо (жалобу) на действия должностных лиц в месячный срок подвергнуть тща­тельной проверке и составить заключение о перепроверке акта документальной проверки.
 Заключение, как правило, должно состоять из нескольких разделов:
 1) Описательный, в котором приводятся основания для со­ставления заключения по разногласиям (т. е. запрос вышестоя­щей инстанции), фамилия, имя, отчество и должности лиц, принимавших участие в составлении заключения; далее в нем перечисляются все материалы, предъявленные составителям за­ключения по материалу разногласий, и указывается период, к которому относится данное заключение.
 2) Исследовательский, где излагаются конкретные факты по каждому нарушению в отдельности и анализируются материалы документальной проверки, явившиеся объектом исследования. В этом разделе заключения необходимо исследовать, основаны ли на документах и других бухгалтерских данных утверждения прове­ряющих и проверяемых о том, что эти документы и учетные дан­ные являются полноценными с позиций действующего порядка ведения бухгалтерского учета объекта налогообложения (т. е. при­были или дохода), достаточны ли представленные материалы для выводов проверяющего и проверяемого предприятия о наличии определенных фактов нарушения налогового законодательства и порядка ведения бухгалтерского учета, а также обоснованы ли вы­воды проверяющего об ответственности проверяемого предпри­ятия.
 При составлении данного раздела должны соблюдаться сле­дующие требования: объективность изложения, краткость и яс­ность формулировок, логическая и хронологическая последова­тельность изложения, документальное обоснование всех изложен­ных фактов со ссылкой на листы приложения, номера и даты конкретных первичных бухгалтерских и других документов. Если заключение основывается на определенных правилах бухгалтер­ского учета, то делается ссылка на них. При установлении нару­шений закона, инструкции или другого нормативного документа, делается ссылка на них, при этом в обязательном порядке указы­ваются наименования, кем и когда они утверждены, какие пара­графы, пункты или подпункты нарушены. В этом же разделе да­ются ссылки на номера приложений.
 3) Выводы. В этом разделе по каждому факту нарушений, по­ставленных на разрешение в данном заключении, даются выводы, представляющие собой конкретные ответы на поставленные вопро­сы. Выводы составителей заключения должны быть четкими, крат­кими, не допускающими различных толкований, ясными, располо­женными в той же последовательности, что и в предыдущем разде­ле. Они должны логически вытекать из анализа исследованных ма­териалов.
 В выводах излагаются: 1) факты нарушений и другие обстоя­тельства, явившиеся предметом данного заключения; 2) заклю­чение о том, характеризует ли собой конкретный факт наруше­ния налогового законодательства или порядка ведения бухгал­терского учета объекта налогообложения прибыли (дохода), если характеризует, то какого закона или нормативного акта и за ка­кой период, а также на какую сумму нанесен ущерб бюджету и государству, кто из должностных лиц предприятия и какими действиями способствовал нарушению.
 4) Приложения, в которых даются таблицы, расчеты и иной справочно-цифровой материал, составленный в процессе оформления заключения. Каждое приложение нумеруется, и в заключении приводятся их порядковые номера и названия. Все приложения должны быть в обязательном порядке подписаны составителями заключения.
 Заключение подписывается должностными лицами государ­ственной налоговой инспекции и лицами, принимавшими уча­стие в его составлении. Заключение по вышеприведенной схеме составляется в трех экземплярах: первый экземпляр — для вы­шестоящего налогового органа, назначившего проведение до­полнительной проверки по материалам разногласий и составле­ние заключения; второй — для проверяемого предприятия, об­ратившегося с разногласиями в вышестоящую инстанцию госу­дарственной налоговой инспекции; третий — для нижестоящей государственной налоговой инспекции, с которой проверяемое предприятие имеет разногласия по материалам проверки.
 Контрольные вопросы
 1. Какие существуют формы финансового контроля?
 2. Какие органы осуществляют финансовый контроль в Россий­ской Федерации?
 3. В чем заключаются функции и задачи Счетной Палаты?
 4. Какие функции в области бюджетно-финансового контроля выполняет Министерство финансов РФ?
 5. Назовите задачи контрольно-ревизионного управления Ми­нистерства финансов РФ в субъекте Федерации.
 6. Какие органы осуществляют налоговый контроль в Россий­ской Федерации?
 7. Назовите формы и методы бюджетно-финансового контроля.
 8. Перечислите методы налогового контроля.
 9. Охарактеризуйте методы, используемые налоговыми органа­ми при проведении выездных проверок?
 10. Какие обязательные проверки включаются в программу до­кументальных проверок?
 11. Как оформляются акты выездных проверок и заключения по ним?
 ГЛАВА 32. Автоматизация информационных потоков в бюджетной системе
 32.1. Приоритетная роль информационных технологий в бюджетном процессе
 Бюджетная система — центр пересечения информационных по­токов, объем которых согласно оценкам экспертов растет экспо­ненциально. Для успешной организации больших объемов ди­намической и стратегически важной для страны информации необходимо решить проблемы управления и широкого доступа на всех уровнях организации бюджетной системы.
 Понимание социально-экономической значимости этой про­блемы проявляется на уровне правительственных органов Рос­сии, где в настоящее время подготовлена Концепция формирова­ния и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов. Концепция предполагает разработку целевой крупномасштабной общегосударственной комплексной программы дальнейшей ин­форматизации российского общества на основе скоординиро­ванного развития его национального информационного потен­циала. Решение ключевых проблем развития и эффективного использования информационных и телекоммуникационных тех­нологий предполагает коренной поворот в государственной по­литике информатизации России, суть которого заключается в переходе от приоритетного развития инструментальных средств информатизации к координации и интеграции информацион­ных ресурсов. Это важный момент, который безусловно не толь­ко найдет свое отражение в стратегии эффективного реформи­рования российской экономики, но и окажет существенное влияние на дальнейшее развитие информатизации в стране.
 Опыт развитых стран с рыночной экономикой наглядно под­тверждает, что именно потенциал информационных технологий применительно к бюджетному процессу приносит этим странам экономические приоритеты и повышение социальной стабиль­ности.
 Что касается России, то в условиях построения правового демократического государства и перехода к рыночной экономи­ке бюджетная информация становится важнейшим фактором развития, значение которого особо проявляется в процессе со­гласованного функционирования федеральных и региональных органов управления.
 Необходимо отметить, что для современного развития управ­ленческих структур российского общества характерно сущест­венное повышение роли региональных и муниципальных орга­нов управления, значительно расширяющих сегодня права и полномочия. Формирование и активное действенное использо­вание региональных бюджетов, разработка и реализация регио­нальных программ и проектов, мероприятий в области социаль­но-экономической политики в регионах — все это требует ак­тивности, проблемно ориентированной информационной под­держки и, следовательно, соответствующих вычислительных и программных средств, а также современных информационных технологий. Вполне правомерно утверждение, что в экономике страны существует социальный заказ на развитие информацион­ных средств и технологий для всех уровней бюджетной системы.
 Основу современных прогрессивных информационных тех­нологий применительно к бюджетному процессу составляют персональные вычисления, компьютерные коммуникации, кор­поративные стандарты.
 Актуальность развития и внедрения сетевых информацион­ных технологий применительно к бюджетному процессу России связана с необходимостью создания территориальных информа­ционно-распределенных систем глобального масштаба. Такие сис­темы предназначены для удовлетворения потребностей страны и создания интегрированных региональных информационно-телекоммуникационных систем городского, областного и рес­публиканского масштаба целью которых является обеспечение информационных коммуникаций между абонентами конкретных регионов, а также оказание различного рода информационных услуг путем предоставления удаленного доступа к специализированным базам данных, содержащих экономическую, правовую и социальную информацию.
 При этом информационные технологии необходимо рас­сматривать не только как средство рациональной организации информационной среды бюджетного процесса, но и как катали­затор его дальнейшего развития.
 Информационные системы, соответствующие бюджетному процессу (ИС БП), относятся к классу современных корпоративных информационных систем с включением пользователей в контур автоматизации. Это многопрофильные, территориально распределенные по уровням бюджетного процесса системы, об­ладающие необходимыми компонентами жизнеобеспечения и функционирующие на принципах открытых систем и децентра­лизованного управления. Это означает, что принятие решений оперативного и тактического регулирования должно быть деле­гировано на места и находится в компетенции подразделений, входящих в состав бюджетной системы.
 Должно быть учтено все из того, что способствует укрепле­нию целостности, повышению устойчивости бюджетного про­цесса. Это и слаженность взаимодействия субъектов исполни­тельной вертикали — от федеральных органов власти до органов местного самоуправления, это и конструктивность взаимодейст­вия различных ветвей власти, это и бескризисность развития и сглаживание колебаний производства валового продукта за счет совершенствования финансового управления, повышения устой­чивости развития и безопасности банковских структур.
 Предупреждение конфликтных и кризисных социально-политических ситуаций, поиск наилучшего выхода из создавшего­ся положения, оценка возможных последствий принимаемых ре­шений, выявление тенденций и закономерностей развития фи­нансовых ситуаций, содержательный контроль и оценка эффек­тивности исполнения бюджета, построение и «взвешивание» аль­тернативных социально-экономических сценариев, взаимосвязь крупных корпораций и многое другое — суть проблемные облас­ти государственного управления, требующие согласования с бюджетным процессом.
 Эти проблемные области характеризуются: информационной открытостью и неопределенностью границ принимаемых реше­ний; необходимостью методической поддержки при постановке задач; уникальностью каждой ситуации и решений по ним; высокими требованиями к оперативности принятия решений при фрагментарности и противоречивости исходной информации; необходимостью выхода за рамки стереотипных решений и рас­смотрением маловероятных альтернативных вариантов; хаотич­ностью внешней среды, требующей применения нетрадицион­ных методов моделирования и информационных технологий в аналитической деятельности. При этом важно понимание про­блемы использования информационно-аналитических техноло­гий для повышения устойчивости и согласованности бюджетной системы.
 Для продвижения в этой области нужны новые подходы и ме­тодики, связанные с внедрением информационно-аналитических интеллектуальных технологий. В этой связи 90-е годы ознамено­вались возрождением систем проектирования, основанных на регрессионно-статистическом анализе, обработке временных ря­дов, построении экспертных систем и баз знаний, на нейронных технологиях, генетических алгоритмах, вероятностных расчетах — все эти направления принято собирать под общей тематикой мягких вычислений (Soft Computing).
 В российских органах государственного управления интел­лектуальные информационные технологии только еще начинают осваиваться.
 Новый взгляд на методологию проектирования ИС БП опре­деляют следующие отличительные черты:
 • переход от автоматизации отдельных локальных комплек­сов задач к ориентации на деловые процессы, конечные финансовые результаты в условиях сквозного управления;
 • поддержка распределенных вычислений;
 • наличие открытых, переносимых и масштабируемых при­ложений;
 • интеграция вновь разрабатываемых приложений и дейст­вующих баз данных;
 • повышение экономической эффективности обработки информации на основе снижения совокупных затрат на информатизацию;
 • предоставление своевременной и достоверной информации для центров принятия решений в бюджетной системы.
 Эффективно построенная система корпоративных стандартов является новым системообразующим элементом в организации бюджетной системы. При проектировании ИС БП должны активно использоваться корпоративные стандарты, служащие ор­ганизационным и технологическим основанием процессов авто­матизации, и всегда ей предшествующие. При этом за основу принимаются отраслевые, национальные и международные стандарты.
 Таким образом, при разработке ИС БП получает развитие комбинированный подход, который можно охарактеризовать как встречное движение: компьютерная инфраструктура и системная функциональность должны соотноситься так, чтобы в макси­мальной степени обеспечить изменчивость и преемственность на уровне прикладной функциональности бюджетного процесса. Комплексное рассмотрение вопросов, составляющих ядро мето­дологии и профессиональной культуры при проектировании ИС БП формируется при условии стандартизации управления ин­формационными потоками в корпоративных сетях.
 Поскольку апробированные подходы к разработке систем та­кого масштаба в российской практике проектирования отсутст­вуют, рассмотрим отдельные направления информатизации, реализуемые в финансовой системе РФ.
 32.2. Особенности построения информационной системы управления финансами
 В Российской Федерации создается новая система управления финансами. Управление финансами осуществляется прежде всего высшими органами государственной власти и управления — Пре­зидентом РФ и Федеральным Собранием. Это управление имеет место при рассмотрении и утверждении проекта федерального бюджета, а также утверждении отчета о его исполнении.
 Финансовая система России — это совокупность государст­венных органов и организаций, финансовых и кредитных учре­ждений, осуществляющих непосредственно финансовую дея­тельность государства. Систему финансовых органов возглавляет Министерство финансов РФ, являющееся органом исполни­тельной власти, который обеспечивает проведение единой фи­нансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Рос­сии и координирует деятельность в этой сфере иных федераль­ных органов исполнительной власти. Управляя финансами со­гласно своим полномочиям, эти органы способствует проведе­нию единой государственной финансовой политики.
 Деятельность Министерства финансов РФ распространяется, хотя и в разной степени, на все звенья финансовой системы РФ. Под его непосредственным повседневным воздействием нахо­дятся федеральный бюджет и государственные федеральные вне­бюджетные фонды, государственный кредит, денежное обраще­ние и контроль за исполнением и целевым использованием бюджетных средств.
 В Министерстве осуществляется постоянная аналитическая работа, связанная с выделением узловых проблем управления экономическими процессами, подготовкой и анализом возмож­ных вариантов решений.
 В настоящее время в Министерстве финансов и его террито­риальных органах внедрены отдельные компоненты информаци­онной системы, которые автоматизируют лишь некоторые ос­новные функциональные процессы (табл. 32.1).
 Таблица 32.1 Программные продукты, включенные в фонд алгоритмов и программ Министерства Финансов РФ
 Наименование программного продуктаПользователи
 12
 Автоматизированная система использо­вания сметы финансового органа (АСИСФ «Смета»)Территориальные финансовые органы
 Автоматизированная система финансовых расчетов (АРМ «Финансы»)Территориальные финансовые органы
 Расчет пособий на выплату ежемесяч­ных пособий на детей по регионамЦентральный аппарат
 Свод уточненных годовых и квартальных планов по бюджетам субъектов Российской Федерации— " —
 
 Свод проекта расходов федерального бюджета на основе заявок министерств и ведомствЦентральный аппарат
 
 
 Расчет вариантов проекта бюджета— " —
 Учет изменений и составление уточ­ненного плана расходов федерального бюджета— " —
 
 Свод проекта расходов федерального бюджета на социально-культурную сферу и науку на основе заявок мини­стерств и ведомств— " —
 
 
 Расчеты вариантов проекта бюджета на социальную сферу и наукуЦентральный аппарат
 Учет изменений и составление уточненного плана расходов федерального бюджета на социальную сферу и науку— " —
 Программно-информационный комплекс «Введение реестра ценных бумаг» — " —
 Обработка и анализ статистической информации по промышленности— " —
 Свод, контроль хозорганов и анализ финансового состояния промышленности— " —
 Обработка и анализ ведомственной отчетности по речному, морскому и воздушному транспорту— " —
 Обработка и анализ статистической информации по агропромышленному комплексу— " —
 Обработка и анализ статистической информации по легкой промышленности, сфере услуг и предпринимательства— " —
 Обработка и анализ статистической информации по торговым предприяти­ям и организациям— " —
 Свод годовых отчетов о расходах на содержание управленческого персонала и служебных легковых автомобилей по учреждениям и организациям, состоя­щим на бюджетном финансированииЦентральный аппарат и территориальные финансовые органы
 Анализ данных по возврату бюджетных ссуд и уплате процентов по статье«Неналоговые доходы»Центральный аппарат, территориальные органы Федерального казначейства
 Учет поступлений начисленных процентов и погашения ссуд по инвести­ционным и конверсионным кредитамЦентральный аппарат
 Комплекс задач «Доходный модуль системы исполнения Федерального бюджета»Территориальные органы Федерального казначейства
 Финансирование расходов федерального бюджета с лицевых счетов получателей средств, открываемых в отделениях Федерального казначейства (Смета F)Территориальные органы Федерального казначейства
 Финансирование расходов федерального бюджета с лицевых счетов получателей средств, открываемых в отделениях Федерального казначейства (Смета W)Территориальные органы Федерального казначейства
 Автоматизированная комплексная система исполнения сметы в органах казначейства (АКСИОК)Территориальные органы Федерального казначейства
 Программно-информационный ком­плекс «Реестр владельцев крупных ценных бумаг»Центральный аппарат, территориаль­ные финансовые органы
 Программно-информационный ком­плекс «Учет и ведение реестра архив­ных дел»Центральный аппарат
 Программно-информационный ком­плекс «Ведение реестра инвестицион­ных институтов»Центральный аппарат
 Автоматизированное рабочее место работника бюджетного финансирова­ния (АРМ «Бюджет»)Территориальные финансовые органы
 
 
 Задачи совершенствования информационного обеспечения процессов формирования и исполнения бюджета в полной мере могут быть решены только путем создания комплексной автома­тизированной информационной системы финансовых расчетов на основе использования современных информационных техно­логий и средств вычислительной техники.
 АИС «Финансы» — это система, объединяющая специалистов (экономистов, работающих в центральном аппарате и террито­риальных органах) и технические средства (ЭВМ, средства теле­коммуникации и пр.) с целью совершенствования процессов со­ставления и исполнения государственного бюджета во всех звеньях финансовой системы.
 АИС «Финансы» — не дополнение к финансовой системе, функционирующее отдельно от нее. Она неразрывно связана с финансовыми органами, интегрирована в их структуру. АИС обеспечивает повышение оперативности и качества работы в процессе сбора, обработки, обобщения и анализа финансовой информации, обмена ею по каналам связи в рамках ведомства, а также при взаимодействии с представительными и исполнитель­ными органами государственного управления и другими взаимо­действующими организациями и системами.
 Внедрение АИС позволит повысить оперативность планиро­вания и прогнозирования бюджета, оптимизацию управления доходами и расходами федерального бюджета РФ, усилить кон­троль за поступлением и целевым использованием государст­венных средств, повысить оперативность финансирования госу­дарственных программ и взаимодействие подразделений мини­стерства.
 Отдельные функциональные подсистемы АИС «Финансы» следует рассматривать как составные компоненты интегриро­ванной информационной системы, которая должна отражать целостную картину общей финансовой обстановки в стране, обеспечивать ее комплексный анализ, помогать в подготовке прогнозных оценок и поддерживать процессы коллективного и индивидуального принятия решений.
 АИС «Финансы» является территориально-распределенной информационной системой и обслуживает информационные потребности сотрудников Министерства финансов РФ, включая центральный аппарат, а также управления Федерального казна­чейства в региональных центрах и отделения Федерального ка­значейства на местах (районный уровень). Кроме того, абонент­ская сеть АИС «Финансы» размещается у «прямых» получателей бюджетных средств. В процессе своего функционирования АИС «Финансы» взаимодействует со смежными информационными системами органов государственной власти и управления.
 В результате создания и внедрения АИС «Финансы» должны быть достигнуты:
 • сокращение бумажного документооборота и ручного тру­да при обработке информации при одновременном уве­личении общего потока обрабатываемой информации, обеспечения ее полноты и достоверности;
 • повышение оперативности обработки информации, по­ступающей на различные уровни иерархии финансовой системы;
 • стандартизация информационной базы (нормативно-справочной и правовой информации, входных и выход­ных документов, описаний информационных объектов, правил задания и представления результатов) для обеспе­чения унифицированной обработки финансовой инфор­мации как единой взаимосвязанной системы;
 • повышение достоверности данных по учету бюджетных средств и эффективного контроля за их получением и использованием;
 • углубленный автоматизированный анализ динамики поступ­ления налогов и возможность прогноза этой динамики;
 • повышение оперативности и полноты обмена информа­цией с внешними системами — органами государствен­ного и хозяйственного управления, банковской системой, налоговыми органами, налоговой полицией, таможенны­ми органами и т. д.;
 • повышение оперативности и полноты получения данных о доходах и расходах бюджета (по каждому виду дохо­да/расхода или группе доходов/расходов) по запросу на конкретную дату;
 • углубленный аналитический анализ динамики расходных и доходных статей бюджета на любых иерархических уровнях системы исполнения бюджета;
 • оперативность передачи информации о доходах и расхо­дах бюджета между различными уровнями иерархии ис­полнения бюджета (методических и инструктивных мате­риалов — сверху вниз, обобщенной отчетной и аналити­ческой информации — снизу вверх). Функционирование АИС «Финансы» позволит на основе четко определяемых объемов реальных потребностей наиболее рационально, селективно проводить оптимизацию бюджетных потоков, снизить вероятность серьезных «прорывов» в финанси­ровании, сделать процесс исполнения бюджета более плавным.
 32.3. Прогрессивные информационные технологии в налоговой системе
 Важным органом, занимающимся аккумуляцией денежных средств в бюджетной системе, является налоговая служба, кото­рая, как известно, состоит из Государственной налоговой служ­бы РФ и государственных налоговых инспекций республик в составе России и субъектов РФ.
 Мировой опыт показывает, что внедрение достижений ин­формационных технологий — наиболее перспективное и эконо­мически эффективное направление в работе налоговых органов. Способы организации обработки налоговой информации оказы­вают все большее влияние на полноту сбора налогов, поэтому неизменно важной является задача обеспечения своевременного ввода, обработки, хранения и предоставления информации по основным направлениям деятельности налоговой службы.
 Структура налоговой службы РФ предполагает единство це­лей, при которых локальные системы управления одного уровня функционируют по одной (типовой) схеме, решают идентичный набор задач по заранее определенной единой методологии и технологии обработки данных.
 Структура налоговой службы включает: функции ГНИ (учет налогоплательщиков, контроль за поступлением налоговых сбо­ров), функции ГНИ районов и городов (сбор налогов, регистра­ция налогоплательщиков, контроль за сбором налогов), функ­ции ГГНИ (управление и руководство ГНИ нижнего уровня, контроль работы ГНИ, совершенствование налоговой службы конкретного региона, взаимосвязь с правоохранительными орга­нами региона, материально-техническое обеспечение налоговой службы, автоматизация функций налоговых служб).
 АИС в налоговой службе — это автоматизированная инфор­мационная система (АИС «Налог»), определяемая как совокуп­ность технических, организационных и программных средств, используемых для автоматизации процессов обработки учетной, контрольной и отчетной информации в налоговых органах раз­личного уровня.
 При решении задач, стоящих перед налоговыми органами, необходимо использовать и анализировать большие объемы ин­формации. Эта информация в основном представлена на бумаж­ных носителях — документах, на которых присутствуют факси­мильные идентификаторы юридического или физического лица — подписи, печати. Документооборот в налоговых инспекциях, особенно районных и в крупных городах, в пиковые отчетные периоды может достигать десятков тысяч документов ежедневно.
 Эффективное и полноценное применение достижений ин­формационных технологий требует сложной многовариантной обработки практически всего объема имеющейся в налоговых инспекциях информации.
 Так например, потоки информации на бумажных носителях, возрастающие в последнее время в инспекциях и связанные с усилением работы налоговой службы с физическими лицами, делают обязательным применение сканерных технологий для ав­томатического считывания деклараций о доходах граждан. Это позволит резко повысить производительность обработки декла­раций и решить задачу налогообложения физических лиц на ка­чественно новом прогрессивном уровне, принятом во многих развитых странах.
 Широкое использование информационных технологий по­зволяет повысить производительность и качество работы с мас­сивами данных о налогоплательщиках. Современные технологии — системы управления базами данных, аппаратно-технические средства, специализированное прикладное программное обеспе­чение — способны перевести работу сотрудников налоговых ин­спекций, занимающихся выявлением неплательщиков, на новый аналитический уровень.
 Для решения задач внедрения информационных технологий непосредственно в региональных и местных налоговых инспек­циях организуются специальные подразделения по информатиза­ции, которые занимаются:
 • внедрением нового системного программного обеспече­ния и средств электронно-вычислительной и другой офисной техники;
 • эксплуатацией системных и прикладных программных продуктов и средств ЭВТ;
 • информационным взаимодействием между уровнями АИС «Налог» и внешними автоматизированными системами;
 • оказанием консультационной помощи.
 При разработке АИС «Налог» в системах налогообложения необходимо владеть всей полнотой информации о предметной области налогообложения, которая включает информационно-функциональные схемы работы налоговых инспекций (назначение, область определения работ и результатов деятель­ности, документальное отображение выполняемых операций).
 АИС «Налог» имеет свои особенности, которые определяют­ся следующим перечнем требований: структура АИС должна со­ответствовать структуре налоговой системы; содержание АИС должно соответствовать предметной области налоговой системы (задачи, документы); система обработки информации в АИС реализуется на основе сетевой информационной технологии в налоговых службах; при разработке информационного, про­граммного и технического обеспечения АИС необходимо учиты­вать единство стандартов, терминологии, унификации методик проектирования.
 Техническую основу информатизации в налоговых органах в настоящее время составляют локальные вычислительные сети на базе персональных компьютеров типа IBM PC.
 Основное системное программное обеспечение — операци­онные системы фирмы Microsoft (для рабочих станций) и Novell (для локальных сетей).
 Использование информационных технологий в налоговой инспекции позволяет реализовать:
 • ввод и хранение платежных и отчетных налоговых доку­ментов;
 • функционирование в единой среде нормативно-справочной информации;
 • стандартизированную систему кодирования данных, предназначенных для обмена информацией между объек­тами налоговой службы;
 • идентификацию информации по налогообложению в со­ответствии со стандартизированной системой присвоения внутренних машинных имен реквизитов;
 • дополнительную (кроме общесистемной — на уровне операционной системы или системы управления базами данных) защиту данных от несанкционированного досту­па пользователей с различными привилегиями;
 • дополнительные (кроме общесистемных) средства обеспече­ния сохранности и безопасности хранения информации;
 • архивирование данных по налогообложению и после­дующий их анализ с возможностью построения прогноз­ных отчетов;
 • ведение архивно-справочной системы хранения, извлечения и обработки результатов запросов к информационной базе, выходных отчетных форм и любых других документов;
 • генерирование и возможность модификации входных ин­терфейсных форм, выходных отчетных форм, библиотек запросов, личных картотек пользователей;
 • накопление и обработку статистической информации о сеансах работы пользователей и об интенсивности анали­за различных частей информационной базы, активности входа в различные подсистемы АИС «Налог»;
 Функционально АИС «Налог» состоит из прикладных про­граммных комплексов, включающих:
 • комплекс «Налогообложение, обеспечение сбора налогов и других платежей, отчетность по налогам»;
 • комплекс «Обеспечение и контроль соблюдения налого­вого законодательства».
 Комплекс «Налогообложение, обеспечение сбора налогов и других платежей, отчетность по налогам» предназначен для:
 • учета налогоплательщиков;
 • оперативно-бухгалтерского учета в области налогообло­жения;
 • камеральных проверок налоговых расчетов;
 • ведения налоговой статистики и отчетности;
 • учета и контроля банковских счетов;
 • учета контрольно-кассовых машин;
 • обработки информации по внешнеэкономической дея­тельности налогоплательщиков по данным Государствен­ного таможенного комитета РФ.
 Комплекс «Обеспечение и контроль соблюдения налогового зако­нодательства» позволяет решить:
 • составление, анализ и корректировку графиков проведе­ния документальных проверок и их типов;
 • сбор и анализ информации, необходимой при проведе­нии документальных проверок, из других подсистем АИС «Налог» с использованием запросной системы;
 • сбор и анализ информации, необходимой при проведе­нии документальных проверок, из внешних автоматизи­рованных систем;
 • хранение размеров и видов выявленных сумм (сокрытия, переплат, штрафов и др.), актов по итогам документаль­ных проверок, предложений к актам, журналов регистра­ции, проверок и правонарушений;
 • получение и передачу в подсистему оперативно-бухгал­терского учета результатов проведения документальных проверок — сумм сокрытых налогов, доначислений, пе­реплат, штрафных санкций и пени;
 • модификацию входных и выходных интерфейсных и от­четных форм при изменениях инструкций по получению сводных официальных отчетных документов;
 • учет административных мер, наложенных на налогопла­тельщиков — физических лиц.
 В АИС «Налог» реализовано межуровневое (местный — ре­гиональный — федеральный) информационное взаимодействие на основе создания интегрированных распределенных баз данных. По специальному регламенту на федеральном уровне собирают­ся по каналам связи и обобщаются данные по Государственному реестру налогоплательщиков, налоговая статистическая отчет­ность, деловая и ведомственная переписка. Из Министерства РФ по налогам и сборам по электронным каналам поступают директивные указания, методические и нормативно-справочные материалы, сертифицированное программное обеспечение и до­работки к нему.
 Исходя из модели налогового кодекса и требований к разра­ботке и реализации АИС «Налог» необходимо смоделировать ин­формационное пространство налогообложения в виде совокупно­сти логически взаимосвязанных баз данных начисления налогов.
 Для полноценного использования средств информационных технологий необходимо получение информации практически из всех баз данных, имеющихся в настоящее время в информаци­онной среде налоговых органов. Кроме того, должны быть соз­даны дополнительные базы данных с информацией, поступаю­щей от внешних организаций, или реализованы постоянные информационные связи с ними.
 АИС «Налог» располагает следующими основными базами данных.
 • государственный реестр налогоплательщиков — интегри­рованная многоуровневая база данных, включающая идентификационные, статистические, учетные и другие характеристики;
 • интегрированная многоуровневая база данных банков­ских счетов налогоплательщиков, содержащая сведения о различных типах банковских счетов, о банках, в которых открыты счета;
 • комплексная база данных лицевых счетов каждого нало­гоплательщика — информация о составе уплачиваемых налогов, о налоговых льготах, о начисленных и уплачен­ных суммах налогов, штрафов, пени, об имеющихся не­доимках, переплатах, возвратах из бюджета, предостав­ленных отсрочках налоговых сумм;
 • база данных обязательных отчетных документов, которые определены налоговым законодательством для указания налогооблагаемой базы и исчисления налогов самим на­логоплательщиком — бухгалтерский баланс (форма №1), отчет о финансовых результатах и их использовании (форма №2), справка к отчету о финансовых результатах и их использовании, приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5) и документы расчетов по налогам, сборам и другим обязательным платежам;
 • база данных контрольных (документальных) проверок налогоплательщиков, содержащая информацию о графи­ках проведения документальных проверок, актах по их итогам, предложениях к актам, налоговых нарушениях, протоколах, постановлениях, исках в судебные органы;
 • нормативная база данных, содержащая нормативно-справочную информацию — общероссийские классифи­каторы и справочники, нормативные акты по налогооб­ложению;
 • база данных с дополнительными сведениями о налого­плательщиках.
 Информационное взаимодействие с государственными организа­циями — одна из главных задач, поставленных перед налоговой инспекцией.
 Основные информационные потоки, связанные с Министер­ством РФ по налогам и сборам, приходят из банковских и кре­дитных учреждений, из Государственного таможенного комитета РФ, из Федерального казначейства, из Федеральной службы на­логовой полиции и органов Министерства внутренних дел РФ. При слиянии и взаимном обмене этих потоков возможно созда­ние и совместное использование таких баз данных, как;
 • Государственный реестр налогоплательщиков с дополни­тельными учетными данными;
 • сведения по нарушениям налогового законодательства;
 • банковские счета налогоплательщиков (всех типов, в том числе и закрытых на текущий момент);
 • движение на лицевых счетах государственного бюджета в части налоговых поступлений от юридических и физиче­ских лиц.
 Большое значение придается созданию автоматизированных компьютерных систем, предназначенных для выявления потен­циальных или явных неплательщиков налогов. Для создания по­добных систем необходимо выполнение следующих условий:
 • стабильность налогового законодательства, возможность его формализации для целей выявления неплательщиков;
 • развитые средства автоматического информационного взаимодействия со всеми организациями, имеющими ка­кие-либо данные о хозяйственной и иной деятельности налогоплательщиков, а также их учетных данных;
 • технические и общесистемные платформы, способные эффективно обрабатывать большие объемы информации;
 • обеспечение надежности, достоверности и конфиденци­альности информации в базах учетных данных.
 32.4. Автоматизация составления и исполнения бюджета на региональном уровне
 Проблема автоматизированного управления информацией в финансовой системе региона — одна из наиболее актуальных. Финансовая ситуация в стране требует более четкого контроля за исполнением доходной и расходной частей бюджета, опера­тивного и достоверного анализа исполнения бюджета региона.
 Автоматизированная система составления и исполнения бюдже­та (АССИБ) — программный комплекс, позволяющий автомати­зировать обработку информации как в отдельном финансовом органе, так и во всей финансовой системе региона.
 АССИБ предназначена для ведения учета исполнения бюд­жета региона в рамках казначейской модели, которая преду­сматривает возможность:*
 • пообъектного учета доходов бюджета региона;
 • ведения росписи расходов собственного бюджета в разре­зе всех бюджетных учреждений;
 • ежедневный учет пообъектного и постатейного финанси­рования бюджетных учреждений.
 
 * Подобные системы внедрены в ряде регионов страны. Наиболее полный проект АССИБ-2000 внедрен НПЦ «Новинтех» в Тульском облфинуправлении.
 
 В отличие от аналогичных программных продуктов АССИБ-2000:
 • планировался как комплекс для всего финоргана, а не как набор автоматизированных рабочих мест;
 • автоматизирует не только ежедневную работу специали­стов региона, но позволяет оперативно анализировать ис­полнение бюджета региона на основании информации, которая хранится в базе данных;
 • позволяет вести учет исполнения бюджетов всех уровней, что существенно облегчает процесс внедрения и сопро­вождения в регионе;
 • предоставляет возможность осуществлять информацион­ный обмен с другими приложениями, что позволяет включить его в общую систему информатизации региона.
 В основу функционирования АССИБ положено использование традиционной технологии финансовых органов по составлению и ис­полнению бюджета, основанной на применении системы показателей бюджетной классификации и плана счетов бухгалтерского учета.
 Программный комплекс автоматизирует основные функции финорганов по составлению и исполнению бюджета и, в свою очередь, состоит из трех подсистем:
 1. Подсистема «Сводно-группировочные расчеты по бюджету региона» объединяет следующие задачи:

<< Пред.           стр. 20 (из 21)           След. >>

Список литературы по разделу