<< Пред.           стр. 4 (из 21)           След. >>

Список литературы по разделу

 Доходы федерального бюджета
 1. К налоговым доходам федерального бюджета относятся:
 • федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством Российской Федерации, а пропорции их распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации ут­верждаются федеральным законом о федеральном бюдже­те на очередной финансовый год;
 • таможенные пошлины, таможенные сборы и иные тамо­женные платежи;
 • государственная пошлина в соответствии с законодатель­ством Российской Федерации;
 2. К неналоговым доходам федерального бюджета относятся:
 • доходы от использования имущества, находящегося в го­сударственной собственности, доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти Российской Федерации;
 • доходы от продажи имущества, находящегося в государ­ственной собственности, — в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами и другими нормативными правовыми актами органов государствен­ной власти Российской Федерации;
 • часть прибыли унитарных предприятий, созданных Рос­сийской Федерацией, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, — в размерах, устанавли­ваемых Правительством Российской Федерации;
 • прибыль Банка России — по нормативам, установленным федеральными законами;
 • доходы от внешнеэкономической деятельности;
 • доходы от реализации государственных запасов и резервов.
 Состав и структуру доходов федерального бюджета характе­ризуют данные табл. 4.3.
 Таблица 4.3. Федеральный бюджет Российской Федерации за 1997 г.
 Наименование показателямлрд руб% к общей сумме
 I. Налоговые доходы26258076,2
 в том числе
 
 
 1 Налог на прибыль3567510,6
 2 Подоходный налог с физических лиц17500,5
 3 Налог на добавленную стоимость12871837,4
 4 Акцизы5185415,1
 5 Налоги на имущество5820,1
 6 Платежи за использование природных ре­сурсов74242,2
 7 Налоги на внешнюю торговлю и внешне­экономические операции271787,9
 II. Неналоговые доходы4267012,4
 из них-
 
 
 1 Доходы от продажи принадлежащего госу­дарству имущества187815,4
 2. Доходы от внешнеэкономической деятель­ности115513,3
 3 Доходы от реализации государственных за­пасов53161,5
 III. Поступления от целевых бюджетных фондов
 
 
 
  3891311.4
 Итого доходов344379100
 
 
 Главным источником доходов федерального бюджета явля­ются налоговые доходы (76%). Наиболее весомые налоги — на­лог на добавленную стоимость и акцизы — более 40% всех дохо­дов бюджета, налог на прибыль составляет лишь 10%, налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции — около 8%, в их числе главное место занимают импортные пошлины.
 Вторую группу составляют неналоговые доходы — 12%. В их числе: доходы от государственной собственности, от продажи принадлежащего государству имущества, от реализации государ­ственных запасов, от внешнеэкономической деятельности.
 Третья группа — поступления от целевых бюджетных фондов -11% (Федеральный дорожный фонд, Федеральный экологиче­ский фонд, Фонд развития таможенной системы и др.).
 Кроме перечисленных выше налоговых и неналоговых дохо­дов, для покрытия бюджетного дефицита используются внутрен­ние и внешние заимствования. В числе заимствований на внут­реннем финансовом рынке следует отметить привлечение средств по государственным краткосрочным облигациям (ГКО), облигациям государственного сберегательного займа (ОГСЗ), облигациям государственных нерыночных займов (ОГНЗ). В 1997 г. эти источники поступили в бюджет в сумме 63222 млрд. руб. Внешними заимствованиями являются кредиты междуна­родных финансовых организаций, кредиты иностранных госу­дарств, иностранных коммерческих банков и фирм. В 1997 г. по этим источникам поступило 62923 млрд. руб.
 Расходы федерального бюджета
 1. В соответствии с действующим в Российской Федерации законодательством исключительно из федерального бюджета финансируются следующие виды расходов:
 • обеспечение деятельности Президента Российской Феде­рации, Федерального Собрания Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, феде­ральных органов исполнительной власти и их территори­альных органов;
 • функционирование федеральной судебной системы;
 • осуществление международной деятельности в общефеде­ральных интересах (финансовое обеспечение реализации межгосударственных соглашений и соглашений с между­народными финансовыми организациями, международ­ного культурного, научного и информационного сотруд­ничества федеральных органов исполнительной власти, взносы Российской Федерации в международные органи­зации, другие расходы в области международного сотруд­ничества);
 • национальная оборона и обеспечение безопасности госу­дарства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;
 • фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
 • государственная поддержка железнодорожного, воздуш­ного и морского транспорта;
 • государственная поддержка атомной энергетики;
 • ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и сти­хийных бедствий федерального масштаба;
 • исследование и использование космического пространства;
 • содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти Российской Федерации;
 • формирование федеральной собственности;
 • обслуживание и погашение государственного долга Рос­сийской Федерации;
 • компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансирова­нию в соответствии с законодательством Российской Фе­дерации за счет средств федерального бюджета;
 • пополнение государственных запасов драгоценных метал­лов и драгоценных камней, государственного материаль­ного резерва;
 • проведение выборов и референдумов Российской Федерации;
 • федеральная инвестиционная программа;
 • обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюд­жетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней;
 • обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;
 • финансовая поддержка субъектов Российской Федерации;
 • официальный статистический учет и др.
 2. Кроме того, средства федерального бюджета используются для финансирования мероприятий регионального и местного значе­ния, включаемых в целевые региональные и местные программы.
 По согласованию с региональными и местными органами власти совместно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов финансируются следующие виды расходов:
 • государственная поддержка отраслей промышленности, строительства и строительной индустрии, сельского хо­зяйства, автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов;
 • обеспечение правоохранительной деятельности;
 • обеспечение противопожарной безопасности;
 • научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно-изыскательские работы, обеспечивающие науч­но-технический прогресс;
 • обеспечение социальной защиты населения;
 • обеспечение охраны окружающей природной среды, ох­раны и воспроизводства природных ресурсов, обеспече­ние гидрометеорологической деятельности;
 • обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межре­гионального масштаба;
 • развитие рыночной инфраструктуры;
 • обеспечение развития федеративных и национальных от­ношений;
 • обеспечение деятельности избирательных комиссий субъ­ектов Российской Федерации в соответствии с законода­тельством Российской Федерации;
 • обеспечение деятельности средств массовой информации;
 • финансовая помощь другим бюджетам;
 • прочие расходы, находящиеся в совместном ведении Рос­сийской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
 Состав и структуру расходов федерального бюджета за 1997 г. представляет табл. 4.4.
 Таблица 4.4. Расходы федерального бюджета
 Российской Федерации за 1997 (в ценах 1997 г.)
 Направление расходовСумма млрд. руб.%
 к итогу
 1. Государственное управление101282,3
 2. Международная деятельность26250,6
 3. Национальная оборона8137718,6
 4. Правоохранительная деятельность и обеспечение безо­пасности4522810,4
 5. Промышленность, энергетика, строительство302516,9
 6. Сельское хозяйство и рыболовство98822,2
 7. Фундаментальные научные исследования108862,5
 8. Охрана окружающей среды и природных ресурсов25940,6
 9. Транспорт, дорожное хозяйство, связь39730,9
 10. Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуа­ций и последствий стихийных бедствий67021,5
 11. Образование164513,8
 12. Культура и искусство28780,7
 13. Здравоохранение97982,2
 14. Социальная политика308417,1
 15. Обслуживание государственного долга413709,5
 16. Прочие расходы10125123,3
 в том числе:
 Финансовая помощь другим уровням власти6526114,9
 17. Расходы целевых бюджетных фондов303156,9
 Итого расходов436550100
 
 
 Спецификой федерального бюджета является финансирова­ние за счет этого бюджета общегосударственных расходов на оборону, международную деятельность, фундаментальные науч­ные исследования. Через федеральный бюджет проходит финан­сирование 100% общегосударственных расходов на оборону и международную деятельность, 93% — на фундаментальные на­учные исследования, 76% — на правоохранительную деятель­ность, 89% — на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
 Наибольший объем средств в расходах федерального бюдже­та занимают ассигнования на национальную оборону, вместе с расходами на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности они составляют примерно 1/3 всех бюджетных расходов.
 Второе место (14%) занимают расходы на социально-культурные мероприятия. В объеме общегосударственных расходов на высшее образование средства федерального бюджета пре­вышают 90%, профессионально-техническое и среднее специ­альное образование — примерно 50%, на социальную политику — около 50%, культуру и искусство более — 20%.
 Третье место в расходах федерального бюджета занимают все возрастающие ассигнования на обслуживание государственного долга (более 9%).
 Затраты на поддержку отраслей народного хозяйства состав­ляют примерно 8% всех расходов. В то же время в общегосудар­ственных расходах на промышленность, энергетику, строитель­ство, расходы федерального бюджета превышают 40%, на сель­ское хозяйство — свыше 30%.
 Федеральный бюджет является важным инструментом меж­регионального перераспределения общегосударственных средств. За счет федеральных налогов формируется Фонд финансовой поддержки регионов, из федерального бюджета субъектам Рос­сийской Федерации выделяются дотации и субвенции. В 1997 г. в виде трансфертов, дотаций и субвенций, средств, перечисленных по взаимным расчетам, регионы получили около 70 трлн. руб.
 4.3. Региональные бюджеты
 Региональные бюджеты — центральное звено территориальных бюд-жетов. Они предназначены для финансового обеспечения задач, воз­ложенных на государственные органы управления субъекта Россий­ской Федерации.
 В современных условиях все в большей степени региональ­ные органы власти призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и не­производственной сфер на подведомственных территориях. Зна­чительно возрастает их координационная функция в экономиче­ском и социальном развитии территорий.
 В последнее десятилетие наблюдается регионализация эконо­мических и социальных процессов. Все в большей мере функ­ции регулирования этих процессов переходят от центральных уровней государственной власти к региональным. Поэтому роль региональных бюджетов усиливается, а сфера их использования расширяется.
 Через региональные бюджеты государство активно проводит экономическую политику. На основе предоставления регио­нальным органам власти средств для увеличения их бюджетов осуществляется финансирование промышленности, сельского хозяйства, строительства и содержания дорог, охраны окружаю­щей среды. При этом круг финансируемых мероприятий расши­ряется.
 С помощью региональных бюджетов государство осуществ­ляет выравнивание уровней экономического и социального раз­вития территорий, которые в результате исторических, геогра­фических, военных и других условий отстали в своем экономи­ческом и социальном развитии от других районов страны. Для преодоления такой отсталости разрабатываются региональные программы, финансируемые из региональных бюджетов.
 В соответствии с Бюджетным кодексом РФ доходы регио­нальных бюджетов формируются за счет собственных и регули­рующих доходов.
 Собственные доходы включают следующие региональные на­логи и сборы:
 • налог на имущество предприятий;
 • налог на недвижимость;
 • дорожный налог;
 • транспортный налог;
 • налог с продаж;
 • налог на игорный бизнес;
 • региональные лицензионные сборы.
 К собственным доходам относятся также доходы от исполь­зования имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, и доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными уч­реждениями, находящимися в ведении органов государственной власти субъектов РФ.
 Регулирующие доходы включают отчисления от федеральных налогов и сборов, распределенных к зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативам, определен­ным федеральным законом о федеральном бюджете на очеред­ной финансовый год, а также дотаций, субвенций, субсидий и трансфертов, полученных за счет средств федерального бюджета.
 Состав доходов региональных бюджетов характеризует табл. 4.5.
 Таблица 4.5. Региональные бюджет Российской Федерации за 1997 год (в ценах 1997 г.)
 Наименование показателямлрд. руб.% к общей сумме
 I. Налоговые доходы16455064,7
 1. Налог на прибыль4261616,8
 2. Подоходный налог с физических лиц238999,4
 3. Налог на добавленную стоимость3276012,9
 4. Акцизы94163,7
 5. Налог на имущество предприятий226028,9
 6. Платежи за использование природных ресурсов177816,9
 II. Неналоговые доходы151586,0
 в том числе:
 1. Доходы от государственной собственности или от деятельности28781,1
 2. Доходы от продажи принадлежавшего государству имущества38431.5
 III. Безвозмездные перечисления в том числе7445029,3
 1. От других уровней власти6071723,9
 из них:
 Дотации2370,1
 Субвенции24000,9
 Средства, перечисляемые по взаимным расчетам222608,7
 Трансферты3563814,0
 2. От целевых бюджетных фондов576923
 Итого доходов254158100
 
 
 В доходах региональных бюджетов превалируют поступления от регулирующих источников (более 70%), в том числе отчисле­ния от федеральных налогов составляют более 40%, а поступле­ния в виде дотаций, субвенций, трансфертов — более 25%.
 Таким образом, собственные доходы составляют менее 30%. Из них наиболее весомыми являются: налог на имущество предприятий — примерно 9%, доходы от государственной собственности — 1,1%, доходы от продажи принадлежащего субъектам РФ имущества — 1,5%, поступления от целевых бюджетных фондов — 2,8%.
 Основные направления использования средств региональных бюджетов:
 • обеспечение функционирования органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
 • обслуживание и погашение государственного долга субъ­ектов Российской Федерации;
 • проведение выборов и референдумов субъектов Россий­ской Федерации;
 • обеспечение реализации региональных целевых программ;
 • формирование государственной собственности субъектов Российской Федерации;
 • осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации;
 • содержание и развитие предприятий, учреждений и орга­низаций, находящихся в ведении органов государствен­ной власти субъектов Российской Федерации;
 • обеспечение деятельности средств массовой информации субъектов Российской Федерации;
 • оказание финансовой помощи местным бюджетам;
 • обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень;
 • компенсация дополнительных расходов, возникших в ре­зультате решений, принятых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюд­жетных доходов местных бюджетов. Состав и структуру расходов региональных бюджетов харак­теризует табл. 4.6.
 Таблица 4.6. Расходы региональных бюджетов за 1997 г. (в ценах 1997 г.)
 Направление расходов
  млрд. руб.
  % к итогу
 
 1. Государственное управление6598
  3,4
 2. Правоохранная деятельность и обеспечение безопасности97324,8
 3. Фундаментальные исследования и содействие науч­но-техническому прогрессу6170,3
 4. Промышленность, энергетика и строительство161278,0
 5. Сельское хозяйство и рыболовство153637,6
 6. Охрана окружающей среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия12690,6
 7. Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика101735,1
 8. Жилищно-коммунальное хозяйство3392216,9
 9. Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуа­ций и последствий стихийных бедствий5610,2
 10. Образование2089810,4
 11. Культура и искусство48412.4
 12. Здравоохранение и физическая культура2557712,7
 13. Социальная политика14520,7
 14. Прочие расходы4795223,9
 в том числе:
 
 Финансовая помощь другим уровням власти2430,1
 
 Расходы целевых бюджетных фондов57562,9
 Итого расходов200838100
 
 
 Как видим, главное место (около 40%) в расходах занимают ассигнования на народное хозяйство (промышленность, энерге­тика, строительство, сельское хозяйство и рыболовство, транс­порт, дорожное хозяйство, связь, жилищно-коммунальное хо­зяйство), на втором месте — расходы на социально-культурные мероприятия (образование, культура и искусство, здравоохране­ние и физическая культура, социальная политика) — более 25%; расходы на управление и содержание правоохранительных орга­нов составляют примерно 8%.
 Следует отметить, что региональные бюджеты являются наи­более весомым источником бюджетного финансирования расхо­дов на сельское хозяйство и рыболовство (48% всех расходов консолидированного бюджета Российской Федерации), на транспорт, дорожное хозяйство и информатику — 43% расходов.
 Велика роль региональных бюджетов в финансировании промышленности, энергетики и строительства — более 32% рас­ходов консолидированного бюджета России, жилищно-коммунального хозяйства — 30%, здравоохранения — 33%, куль­туры и искусства — 34%.
 Развитие производительных сил, рост производства новых видов химической и биологической продукции, химизация сель­ского хозяйства, увеличение числа городов и городского населе­ния усиливают нагрузку на природу, приводят к резким нару­шениям природной среды. Это отрицательно сказывается на ус­ловиях жизни населения и требует, в свою очередь, увеличения затрат общества на поддержание необходимого состояния окру­жающей среды. Поэтому одной из постоянно возрастающих ста­тей расходов региональных бюджетов являются ассигнования на охрану окружающей среды, через которые проходит примерно 40% бюджетных расходов на эти цели.
 До недавнего времени почти все финансирование охраны окружающей среды производилось за счет средств ведомств и предприятий. Но с переходом предприятий и организаций на самоокупаемость наблюдается тенденция к снижению участия предприятий в природоохранных мероприятиях, так как это ве­дет к удорожанию продукции и ухудшению их финансового со­стояния. Кроме того, следует отметить, что ведомственное фи­нансирование охраны окружающей среды зачастую недостаточно эффективно, поскольку мероприятия не всегда скоординирова­ны, а средства распыляются.
 В этих условиях возрастает роль бюджетного финансирова­ния, в том числе за счет региональных бюджетов. Все в большей степени по каналам этих бюджетов будут финансироваться ме­роприятия по развитию систем водоснабжения и канализации, мусоропереработке и захоронению бытовых отходов, защите водных, лесных, земельных ресурсов от результатов хозяйствен­ной деятельности.
 4.4. Местные бюджеты
 Местное самоуправление — обязательный компонент демокра­тического государственного строя. Оно осуществляется самим на­селением через свободно избранные им представительные органы. Для выполнения функций, возложенных на местные представи­тельные и исполнительные органы, они наделяются определен­ными имущественными и финансово-бюджетными правами.
 Финансовой базой местных органов власти являются их бюджеты. Бюджетные и имущественные права, предоставленные этим органам, дают им возможность составлять, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты, распоряжаться передан­ными в их ведение предприятиями и получать от них доходы.
 Местные бюджеты — один из главных каналов доведения до населе­ния конечных результатов производства. Через них общественные фонды потребления распределяются между отдельными группами на­селения. Из этих бюджетов в известной мере финансируется и разви­тие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной и пищевой промышленности, коммунального хозяйства, объем продук­ции и услуги которых также являются важным компонентом обеспе­чения жизнедеятельности населения.
 Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их назначении. Они выполняют следующие функции:
 • формирование денежных фондов, являющихся финансо­вым обеспечением деятельности местных органов власти;
 • распределение и использование этих фондов между от­раслями народного хозяйства;
 • контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомст­венных этим органам власти.
 Важное значение имеют местные бюджеты в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач — в первую очередь в распределении государственных средств на со­держание и развитие социальной инфраструктуры общества. Эти средства проходят через систему местных бюджетов, включаю­щих более 29 тысяч городских, районных, поселковых и сель­ских бюджетов. Осуществление государством социальной поли­тики требует больших материальных и финансовых ресурсов.
 В основе распределения общегосударственных денежных ре­сурсов между звеньями бюджетной системы заложены принци­пы самостоятельности местных бюджетов, их государственной финансовой поддержки. Исходя из этих принципов доходы ме­стных бюджетов формируются за счет собственных и регулирующих источников доходов.
 Доходную часть местных бюджетов характеризуют данные табл. 4.7.
 Таблица 4.7. Доходы местных бюджетов Российской Федерации за 1997 г.
 Наименование показателямлрд. руб% к общей сумме
 I. Налоговые доходы164974 64,3
 в том числе:
 1. Налог на прибыль2657910,3
 2. Подоходный налог с физических лиц4958619,3
 3. Налог на добавленную стоимость213348,3
 4. Акцизы31371,2
 5. Налог на имущество физических лиц4420,2
 6. Налог на имущество предприятии240129,3
 7 Платежи за использование природных ресурсов119694,6
 II. Неналоговые доходы6122 2,3
 в том числе:
 Доходы от государственной собственности или от деятельности2132 2 0,8
 Доходы от продажи принадлежавшего государству имущества8030,3
 III. Безвозмездные перечисления85665 33,3
 в том числе:
 1. От других уровней власти7823030,5
 Дотации3589614,0
 Субвенции129225,0
 Средства, перечисляемые по взаимным расчетам2886911,2
 Трансферты5430,2
 2. От целевых бюджетных фондов3830,1
 Итого доходов256761100
 
 
 Собственные доходы не являются основными источниками формирования местных бюджетов. В 1997 г. их удельный вес составил 23%. В состав собственных доходов местных бюджетов входят:
 Местные налоги и сборы:
 • земельный налог;
 • налог на имущество физических лиц;
 • налог на рекламу;
 • налог на наследство или дарение;
 • местные лицензионные сборы.
 В свою очередь, земельный налог включает: 1) земельный на­лог и арендную плату за земли сельскохозяйственного назначе­ния, включая сельскохозяйственные угодья в составе лесного фонда; 2) земельный налог и арендную плату за земли несель­скохозяйственного назначения; 3) доходы от централизации средств земельного налога и арендной платы за земли сельско­хозяйственного назначения, земли городов и других населенных пунктов; 4) возмещение потерь сельскохозяйственного произ­водства, связанных с изъятием сельскохозяйственных угодий.
 Доходы от приватизации (собственности, принадлежащей муниципальным образованиям), в том числе:
 • доходы от приватизации объектов государственной и му­ниципальной собственности;
 • доходы от продажи земли;
 • доходы от продажи квартир гражданам.
 Средства обязательного медицинского страхования, средства внебюджетных и отраслевых фондов.
 Местные органы власти заинтересованы в собственных ис­точниках доходов. Они позволяют шире проявлять хозяйствен­ную инициативу, добиваться увеличения платежей в бюджет.
 Постоянно увеличивающиеся расходы местных бюджетов при недостаточном росте объема собственных доходов вызывали необходимость наделения средствами этих бюджетов. Это осу­ществлялось главным образом за счет регулирующих источни­ков, т. е. средств, поступивших из источников вышестоящих бюджетов.
 В число главных регулирующих доходов местных бюджетов входят отчисления:
 • от налога на добавленную стоимость;
 • от акцизов;
 • от налога на прибыль (доход) предприятий;
 • от подоходного налога с физических лиц.
 Нормативы отчислений регулирующих доходов утверждаются вышестоящими территориальными органами власти в зависимо­сти от общей суммы расходов местного бюджета и объема его собственных доходов.
 По объему и экономическому значению ведущее положение в доходах местных бюджетов занимают отчисления от регули­рующих налогов. Их роль заключается не только в обеспечении финансовыми ресурсами местных органов власти, но и в повы­шении их заинтересованности в мобилизации средств в выше­стоящий бюджет, в повышении эффективности производства на подведомственной им территории.
 Существующая система регулирования местных бюджетов имеет ряд достоинств. Она позволяет обеспечить необходимыми средствами местные бюджеты независимо от производительно­сти местных источников, создает предпосылки к выравниванию уровней развития отдельных территориальных единиц, стимули­рует местные органы власти к выполнению планов мобилизации федеральных и региональных налогов.
 В то же время используемый метод регулирования местных бюджетов имеет недостатки. Основной из них — наличие эле­ментов субъективности при формировании регулирующих дохо­дов местных бюджетов, что выражается в не всегда объективном установлении величины нормативов отчислений от регулирую­щих налогов и выборе их состава. Этот недостаток будет устра­нен с введением в практику бюджетного планирования государ­ственных минимальных социальных и финансовых норм. Речь идет о том, чтобы разработать и утвердить нормы минимальной обес­печенности каждого жителя набором социальных благ, в том числе по народному образованию, здравоохранению, жилищно-коммунальному обслуживанию и т. д.
 Эти нормы должны быть дифференцированы по отдельным регионам страны с учетом климатических, исторических, этни­ческих особенностей и уровня обеспеченности населения этими услугами.
 Развитие экономического потенциала страны, увеличение населения, расширение процесса урбанизации являются основ­ными факторами увеличения числа и объема местных бюджетов.
 Рост местных бюджетов непосредственно связан с процессом урбанизации, следовательно, расширением социальной инфраструктуры. В общем объеме местных бюджетов постоянно уве­личивается удельный вес городских и поселковых бюджетов.
 Рост городских поселений, увеличение числа городских жи­телей, рост крупных городов, где бюджетные расходы на одного жителя в пять-семь раз выше, чем в малых городах, влекут за собой увеличение расходов городских бюджетов, темпы роста которых опережают темпы роста звеньев местных бюджетов.
 Расходная часть местных бюджетов наиболее ярко отражает последствия экономических и социальных процессов в стране. Главные стороны деятельности местных органов власти — раз­работка и осуществление планов экономического и социального развития на подведомственной им территории. Увеличение чис­ла поселений, особенно в новых районах освоения, осуществле­ние мероприятий по развитию жилищно-коммунального хозяй­ства и улучшению благоустройства населенных мест, влекут расширение расходов местных бюджетов. Возрастание расходов связано с новым строительством и с повышением уровня затрат на содержание объектов жилищно-коммунального и культурно-бытового назначения.
 В соответствии с Бюджетным кодексом РФ исключительно из местных бюджетов финансируются следующие функциональ­ные виды расходов:
 • содержание органов местного самоуправления;
 • формирование муниципальной собственности и управле­ние ею;
 • организация, содержание и развитие учреждений образо­вания, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, других учреж­дений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;
 • содержание муниципальных органов охраны обществен­ного порядка;
 • организация, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства;
 • муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;
 • благоустройство и озеленение территорий муниципаль­ных образований;
 • организация утилизации и переработки бытовых отходов (за исключением радиоактивных);
 • содержание мест захоронения, находящихся в ведении муниципальных органов;
 • организация транспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся в муниципальной собственно­сти или в ведении органов местного самоуправления;
 • обеспечение противопожарной безопасности;
 • охрана окружающей природной среды на территориях муниципальных образований;
 • реализация целевых программ, принимаемых органами местного самоуправления;
 • обслуживание и погашение муниципального долга;
 • целевое дотирование населения;
 • содержание муниципальных архивов;
 • проведение муниципальных выборов и местных референ­думов.
 Направление использования средств местных бюджетов харак­теризуют данные табл. 4.8.
 Таблица 4.8. Расходы местных бюджетов в 1997 г. (в ценах 1997 г.)
 Наименование показателямлрд. руб.% к итогу
 1. Государственное управление122874,4
 2. Правоохранительная деятельность и обеспечение безо­пасности41001,4
 3. Промышленность, энергетика и строительство38661,5
 4. Сельское хозяйство и рыболовство58322,1
 5. Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика93553,3
 6. Жилищно-коммунальное хозяйство7863228,0
 7. Образование7524526,8
 8. Культура и искусство62162,2

<< Пред.           стр. 4 (из 21)           След. >>

Список литературы по разделу