<< Пред.           стр. 8 (из 21)           След. >>

Список литературы по разделу

 Кроме того, органам местного самоуправления предоставле­но право получать в местный бюджет предусмотренные закона­ми Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации налоги с филиалов и представительств, головные предприятия которых расположены вне территории данного му­ниципального образования.
 Конкретные размеры минимальных долей в процентах феде­ральных налогов, которые закрепляются на постоянной основе за местными бюджетами, определяются органами власти субъек­та Российской Федерации, на территории которого находится данное муниципальное образование. Доли указанных налогов рассчитываются по фактическим данным базового года. Сверх этих долей органы власти субъекта Российской Федерации могут устанавливать нормативы отчислений в местные бюджеты от ре­гулирующих доходов на краткосрочной (на планируемый финан­совый год) и долгосрочной (не менее чем на три года) основе.
 Если в границах территории муниципального образования имеются другие муниципальные образования, то источники до­ходов местных бюджетов разграничиваются между ними на ос­новании закона субъекта Российской Федерации. За каждым муниципальным образованием закрепляются на постоянной ос­нове собственные налоги и сборы, а также другие местные дохо­ды. В отношении внутригородских муниципальных образований такое закрепление регламентируется уставом города.
 Подавляющая часть местных налогов и сборов поступает в местные бюджеты и используется исключительно для финанси­рования расходов, предусмотренных местными бюджетами. Од­нако в отдельных случаях федеральным законодательством могут быть предусмотрены нормативные отчисления от местных на­логов и сборов в вышестоящие бюджеты. Так, например, зе­мельный налог зачисляется на бюджетные счета соответствую­щих органов местного самоуправления, однако часть данных средств централизуется в федеральном бюджете для финансиро­вания общегосударственных мероприятий по улучшению и вос­становлению земель. Доля средств, подлежащая перечислению в федеральный бюджет, устанавливается в процентах к сумме зе­мельного налога и арендной платы за сельхозугодья по субъек­там Российской Федерации ежегодно при утверждении Феде­рального бюджета.
 8.3. Неналоговые доходы бюджета
 Доходы бюджетов разных уровней формируются за счет на­логовых и неналоговых доходов, а также доходов целевых вне­бюджетных фондов. Объем поступлений неналоговых доходов и их виды устанавливается в соответствующих бюджетах.
 Состав неналоговых доходов определяется Бюджетным ко­дексом РФ и включает:
 1. Доходы от использования имущества, находящегося в госу­дарственной или муниципальной собственности, в том числе:
 • средства, получаемые в виде арендной платы либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в го­сударственной или муниципальной собственности;
 • средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюд­жетных средств на счетах в кредитных организациях;
 • средства, получаемые от передачи имущества, находяще­гося в государственной или муниципальной собственно­сти, под залог, в доверительное управление;
 • средства от возврата государственных кредитов, бюджет­ных кредитов и бюджетных ссуд, в том числе средства, получаемые от продажи имущества и другого обеспече­ния, переданного получателями бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и государственных и муниципальных га­рантий соответствующим органам исполнительной власти в качестве обеспечения обязательств по бюджетным кредитам, бюджетным ссудам и государственным и муници­пальным гарантиям;
 • плата за пользование бюджетными средствами, предос­тавленными другим бюджетам, иностранным государст­вам или юридическим лицам на возвратной и платной основах;
 • доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в устав­ных капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам Российской Федерации и муници­пальным образованиям;
 • часть прибыли государственных и муниципальных уни­тарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов или иных обязательных платежей;
 • другие доходы от использования имущества, находящего­ся в государственной или муниципальной собственности.
 2. Доходы от продажи или иного возмездного отчуждения иму­щества, находящегося в государственной или муниципальной собст­венности, в том числе:
 • средства от продажи уставного капитала организаций, на­ходящихся в государственной или муниципальной собст­венности;
 • средства от продажи акций, находящихся в собственности государства;
 • доходы от реализации государственных запасов и резервов;
 • доходы от продажи государственных производственных и непроизводственных фондов, земли и нематериальных активов;
 • иные доходы.
 3. Доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственной власти, органами местного само­управления, а также бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти. Органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
 4. Средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, по­лученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федера­ции, субъектам Российской Федерации, муниципальным образова­ниям, и иные суммы принудительного изъятия.
 5. Доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полу­ченных от бюджетов других уровней бюджетной системы Рос­сийской Федерации.
 6. Иные неналоговые доходы.
 Неналоговые доходы бюджетов разных уровней имеют суще­ственные отличия от налоговых поступлений. Порядок их уста­новления, исчисления и взимания регламентируется комплексом нормативных документов. Например, порядок перечисления средств, получаемых в порядке приватизации государственного или муниципального имущества, определяется законодательст­вом Российской Федерации о приватизации, а взимание отдель­ных санкций — Гражданским и Уголовным кодексами Россий­ской Федерации. Неналоговые доходы могут носить обязатель­ный и необязательный характер, взиматься на добровольной и принудительной основе. У них не определены конкретные став­ки, сроки уплаты, льготы и другие чисто налоговые элементы.
 Как правило, большинство неналоговых доходов зачисляются в соответствующие бюджеты в полном объеме и являются их собственными доходами. За федеральным бюджетом закреплены доходы от внешнеэкономической деятельности, доходы от реа­лизации государственных запасов и резервов и прибыль Банка России по нормативам, установленным федеральными законами.
 Роль и значение неналоговых доходов федерального бюджета отражены в табл. 8.1.
 Таблица8.1. Доходы федерального бюджета
  199619971998
 
  млрд. руб.%ВВПмлрд. руб.% ВВПмлрд. руб.%ВВП
 Доходы всего В том числе налоговые неналоговые328,1
 
 262,2
 65,914,5
 
 11,6
 2,9343,4
 
 262,6
 80,813,4
 
 10,2
 3,2319,4
 
 253,0
 66,411,9
 
 9,4
 2,5
 
 
 В 1998 г. произошло значительное сокращение общего объе­ма поступлений неналоговых доходов и их доли в ВВП, что на­прямую связано со снижением физического объема ВВП и об­щим кризисом российской экономики. Массовый отток ино­странных капиталов с финансового и фондового рынков привел к снижению рыночной стоимости государственной собственности и невыполнению программы приватизации. В результате по неналоговым доходам не удалось выйти даже на уровень 1996 г.
 Тенденция сокращения неналоговых поступлений сохраняет­ся и в 1999 г. На 1999 г. неналоговые поступления в федераль­ный бюджет запланированы на уровне 33012,9 млн. руб., или 0,8% к ВВП.
 Состав и структура неналоговых доходов федерального бюд­жета РФ на 1999 г. имеют следующий вид:
 млн. руб. %
 Неналоговые доходы — всего33012,9100
 В том числе:
 1. Доходы от имущества, находящегося в государственной собственности или от деятельности7908,423,9
 из них:
 перечисление прибыли Центрального Банка Россий­ской Федерации10003
 дивиденды по акциям, принадлежащим государству15004,5
 доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности4113,412,5
 консульский сбор в рублевом исчислении1800,5
 доходы от проведения всероссийских государствен­ных лотерей5001,5
 прочие поступления6151,9
 2. Доходы от внешнеэкономической деятельности2330070,6
 3. Прочие неналоговые доходы1804,45,5
 
 
 В структуре неналоговых доходов федерального бюджета Российской Федерации наибольшую долю составляют доходы от внешнеэкономической деятельности, а вторыми по значению являются доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности.
 Резервом роста неналоговых доходов является увеличение доходов от имущества, находящегося в собственности государст­ва, в частности, в виде дивидендов по акциям, от сдачи в аренду объектов недвижимости. С этой целью в соответствии с Поста­новлением Правительства РФ от 30 июня 1998 г. № 685 «О ме­рах по обеспечению поступлений в федеральный бюджет дохо­дов по использованию федерального имущества» утвержден по­рядок проведения инвентаризации федеральной собственности и план поступлений доходов от использования федерального имущества на 1998—2000 годы. В соответствии с этим Постанов­лением поступления средств в федеральный бюджет от аренды объектов федерального имущества установлены в сумме 1,6 млрд. руб., дивиденды от находящихся в федеральной собст­венности акций акционерных обществ — 1,35 млрд. руб.
 Контрольные вопросы.
 1. Как вы понимаете термин «налог»?
 2. Объясните, в чем проявляется сущность налога.
 3. Охарактеризуйте основные элементы налога.
 4. Раскройте содержание функций налогов.
 5. По каким признакам осуществляется классификация налогов, поступающих в бюджет?
 6. Как вы понимаете: а) прямые налоги, б) косвенные налоги? Назовите основные косвенные налоги.
 7. Расскажите о целях и назначении Налогового кодекса РФ.
 8. Дайте краткую характеристику федеральным налогам и сборам.
 9. Охарактеризуйте региональные налоги и сборы.
 10. Расскажите о роли местных налогов и сборов.
 11. Какой документ законодательно определяет состав нена­логовых доходов федерального бюджета и бюджетов субъ­ектов РФ?
 12. Перечислите все неналоговые доходы бюджетов разных уровней.
 13. Какова доля неналоговых доходов в ВВП страны?
 14. Какие меры принимает правительство для роста ненало­говых доходов?
 ГЛАВА 9. Налог на прибыль (доход) организаций
 Налогообложение прибыли — важнейший элемент налоговой по­литики любого государства. Налог на прибыль служит значи­тельным источником формирования доходной части бюджетов разных уровней. В доходах консолидированного бюджета РФ этот налог стабильно занимает третье место после НДС и акци­зов. В 1997 г. в федеральный бюджет РФ поступило 33,1 млрд. руб. налога на прибыль, или 1,2% к ВВП. На 1999 г. запланиро­вано поступлений налога на прибыль в сумме 36 млрд. руб., что составляет 9% в налоговых доходах федерального бюджета, или 0,9% к ВВП.
 Налог на прибыль был введен в результате налоговой реформы 1992 г. До этого формирование доходной базы бюджетов осуществ­лялось в виде платы за фонды, фиксированных (рентных) плате­жей, свободного остатка прибыли и отчислений от прибыли.
 Налог на прибыль представляет собой прямой, федеральный и регулирующий налог. Его плательщики:
 1) организации (в том числе бюджетные), являющиеся юри­дическими лицами по законодательству Российской Федерации, а также созданные на территории РФ организации с иностран­ными инвестициями, международные организации;
 2) компании, фирмы, другие организации, образованные в соответствии с законодательством иностранных государств, ко­торые осуществляют предпринимательскую деятельность в РФ через постоянные представительства;
 3) филиалы и другие обособленные подразделения организаций, имеющие самостоятельный баланс и расчетные (текущие) счета;
 4) организации, имеющие в своем подчинении территори­ально обособленные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного счета (текущего, корреспондентского).
 Детализация плательщиков налога на прибыль обусловлена его регулирующим характером. Подробная роспись плательщи­ков позволяет зачислять налог в те региональные бюджеты, на территории которых налогоплательщик извлек доход.
 Не являются плательщиками налога на прибыль ор­ганизации любых организационно-правовых форм собственности по прибыли от произведенной ими сельскохозяйственной и охотохозяйственной продукции, Центральный банк РФ по прибыли от регулирования денежного обращения, организации малого бизнеса, перешедшие на упрощенную систему налогообложения.
 Объект обложения налогом — валовая прибыль предприятия. В ее состав входят:
 • прибыль от реализации продукции, прибыль от реализа­ции основных средств и иного имущества организации;
 • доходы от внереализационных операций, уменьшенные на сумму расходов по этим операциям (сальдо внереали­зационных результатов).
 Прибыль от реализации продукции характеризует чистый до­ход организации, полученный в данном налоговом периоде. Ос­тальные элементы валовой прибыли отражают в основном пере­распределение ранее созданных доходов.
 1. Прибыль от реализации продукции определяется как разни­ца между выручкой от реализации продукции без НДС, акцизов, налога с продаж и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции.
 Выручка от реализации продукции определяется двумя мето­дами, выбор которых оставлен за организацией и устанавливает­ся ее учетной политикой:
 • по мере оплаты за реализованную продукцию (кассовый метод)
 • по мере отгрузки продукции и предъявления покупателю расчетных документов (метод начислений)
 Доходы в иностранной валюте подлежат налогообложению по совокупности с выручкой, полученной в рублях. При этом доходы в иностранной валюте пересчитываются в рубли по кур­су ЦБ РФ, действовавшему на день поступления средств на ва­лютный счет или в кассу предприятия. Прибыль, полученная за пределами РФ, включается в общую сумму прибыли в полном размере до вычета уплаченных в иностранных государствах на­логов. Налоги, выплаченные в соответствии с законодательством иностранных государств, засчитываются при уплате налога на прибыль в РФ в размерах, не превышающих сумм налога по российскому законодательству.
 При определении себестоимости руководствуются Положе­нием о составе затрат по производству и реализации продукции, включаемых в себестоимость продукции, которое утверждено Правительством РФ 5 августа 1992 г. за № 552, а также после­дующими изменениями и дополнениями. Документальным ос­нованием отнесения расходов производственного назначения на себестоимость продукции являются:
 1) их обоснованность технологией производства (технологические карты, сметы, ГОСТы, ОСТы, ТУ, квитанции и т. п.)
 2) документальное подтверждение их приобретения (платежные поручения, счета, чеки, расходные кассовые ордера и т. п.)
 3) наличие документации по списанию на себестоимость (акты типовых форм, требования, накладные и т. п.)
 Несоблюдение хотя бы одного из этих требований ведет к тому, что для включения производственных затрат в себестои­мость нет оснований, и они должны финансироваться из чистой прибыли, оставшейся в распоряжении организации после упла­ты налогов.
 Отдельные виды затрат для целей налогообложения включа­ются в себестоимость продукции в пределах установленных норм. Нормируются следующие целевые расходы:
 • расходы по уплате процентов за пользование краткосроч­ным банковским кредитом: для целей налогообложения не принимаются выплаты процентов по просроченным кредитам, а в остальных случаях в себестоимость вклю­чаются выплаченные проценты в пределах учетной ставки Центрального банка РФ, увеличенной на три пункта;
 • командировочные расходы;
 • представительские расходы:
 • расходы на рекламу;
 • расходы на подготовку и переподготовку кадров;
 • компенсация за использование личного автотранспорта в служебных целях.
 2. При расчете прибыли от реализации основных средств и иного имущества предприятия для целей налогообложения при­нимается разница между продажной ценой и остаточной стои­мостью этих средств и имущества, скорректированной на индекс инфляции. В качестве индекса инфляции используют индекс-дефлятор, который рассчитывается Государственным Комитетом РФ по статистике и ежеквартально публикуется в «Российской газете» 20-го числа следующего за отчетным кварталом месяца. Убыток от реализации основных средств и имущества не умень­шает налогооблагаемую прибыль.
 3. В состав доходов от внереализационных операций включаются: доходы от долевого участия в деятельности других предприятий, от сдачи имущества в аренду (в оговоренных случаях); доходы по ценным бумагам, полученные санкции, проценты, начисленные кредитными организациями за пользование денежными средства­ми; суммы, безвозмездно полученные от других организаций при отсутствии совместной деятельности, кроме взносов в уставный фонд; прибыль по операциям прошлых лет и другие доходы, не связанные с производственной деятельностью.
 В состав расходов от внереализационных операций входят: затраты по аннулированным производственным заказам, затраты на содержание законсервированных производственных объектов; убытки по операциям с возвратной тарой, уплаченные санкции, кроме уплаченных в бюджеты; суммы безнадежных долгов, убытки прошлых лет; налоговые платежи, относимые на финан­совые результаты, и другие расходы, не связанные с производст­венной деятельностью.
 В целях налогообложения валовая прибыль уменьшается на суммы:
 • доходов, полученных от видов деятельности, облагаемых по особым ставкам (банковская, страховая, посредниче­ская деятельность, прокат видео- и аудиокассет, произ­водство и реализация сельскохозяйственной и охотохозяйственной продукции);
 • отчислений в резервный или другие аналогичные по на­значению фонды, создаваемые организациями, но не бо­лее 25% от уставного фонда и 50% налогооблагаемой прибыли организации;
 В целях правильного определения объекта налогообложения плательщики должны вести раздельный бухгалтерский учет по видам деятельности.
 Льготы, установленные действующим законодательством по налогу на прибыль, предусмотрены следующие:
 1. Из налогооблагаемой прибыли исключаются суммы:
 • направленные на финансирование капитальных вложе­ний производственного назначения и жилищного строи­тельства, а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, включая процен­ты по ним. Льгота распространяется на отрасли сферы материального производства, не должна уменьшать налог на прибыль более чем на 50% и предоставляется при полном использовании организацией начисленного на последнюю отчетную дату износа (амортизации);
 • направленные на содержание находящихся на балансе ор­ганизации объектов социально-культурной сферы в преде­лах нормативов, утвержденных местными органами власти, а при их отсутствии — в пределах расходов на содержание аналогичных учреждений на данной территории;
 • потраченные на благотворительные цели, но не более 3% облагаемой налогом прибыли, а в чернобыльские благо­творительные организации — не более 5% облагаемой налогом прибыли;
 • направленные на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, но не более 10% налогооблагаемой прибыли;
 • некоторые другие затраты.
 2. Снижаются налоговые ставки на 50% для организаций, в которых инвалиды составляют не менее 50% в среднесписочной численности, причем в среднесписочную численность не вклю­чаются работники, работающие по совместительству.
 Полностью освобождаются от уплаты налога на прибыль в первые два года после государственной регистрации организа­ции малого бизнеса, производящие сельскохозяйственную про­дукцию, продовольственные товары, медицинскую технику, изделия медицинского назначения, лекарственные средства и осуществляющие строительство объектов производственного, социального, жилищного и природоохранного назначения при условии, что выручка от льготируемых видов деятельности превышает 70% в общем объеме выручки. В третий и четвер­тый годы работы они уплачивают налог в размере соответст­венно 25 и 50% от установленной ставки, если выручка от ука­занных видов деятельности составляет свыше 90% общей сум­мы выручки.
 Полностью освобождаются от уплаты налога на прибыль ре­лигиозные организации по культовой деятельности, обществен­ные организации инвалидов, организации, пострадавшие от ра­диоактивных загрязнений, и некоторые другие.
 3. Освобождаются от уплаты налога определенные виды дея­тельности:
 • производство технических средств профилактики и реа­билитации инвалидности;
 • продукция народных промыслов;
 • производство продуктов детского питания, показ кино — видеопродукции для детей;
 • размещение государственных ценных бумаг;
 • некоторая другая деятельность.
 4. Освобождаются от уплаты налога определенные виды предприятий на определенный срок (налоговые каникулы).
 При использовании льгот следует иметь в виду, что поста­новлением Правительства РФ от 13 мая 1997 г. № 579 утвержден перечень товаров, прибыль от производства которых не подле­жит освобождению от налогообложения.
 Ставки. В настоящее время установлена ставка налога на прибыль в федеральный бюджет РФ — 11%, в бюджеты субъек­тов РФ — до 19%, а для прибыли от посреднической, банков­ской и страховой деятельности — до 27%.
 Организация самостоятельно исчисляет налог на прибыль и перечисляет его в соответствующие бюджеты. Учетной полити­кой предприятия определяются методы расчетов с бюджетами по данному налогу. Наиболее распространен авансовый метод, т.е. авансовые взносы из предполагаемой прибыли с после­дующим перерасчетом по фактической прибыли на основании составленной квартальной или годовой отчетности. Организа­ция предоставляет в налоговый орган по месту своей регистра­ции до 1-го числа каждого квартала справку о предполагаемой прибыли. Уплата авансовых взносов производится до 15-го числа каждого месяца квартала в размере 1/3 квартальной суммы. Указанная в справке сумма прибыли может быть пере­смотрена, но не позднее чем за 20 дней до окончания отчетного квартала. Дополнительные авансовые взносы вносятся в бюдже­ты в пятидневный срок.
 В случае разницы между авансовым взносом налога на при­быль и налогом от фактически полученной прибыли доплата или возврат (зачет) налога на прибыль осуществляется с учетом ставки рефинансирования, установленной в истекшем квартале ЦБ РФ. Некоторые организации (малые, бюджетные) платят налог на прибыль один раз в квартал.
 С 1 января 1977 г. организация имеет право перейти на еже­месячную уплату налога на прибыль исходя из фактически по­лученной прибыли за предшествующий месяц.
 Порядок уплаты налога на прибыль определяется организа­цией на календарный год и действует без изменения.
 Контрольные вопросы
 1. Объясните регулирующий характер налога на прибыль.
 2. В какие бюджета поступает налог на прибыль?
 3. Что является объектом обложения налога на прибыль?
 4. Как рассчитывается прибыль: а) от реализации основного производства и б) от реализации основных средств и имущества?
 5. Объясните суть: а) авансового метода расчетов по налогу на прибыль и б) метода расчета по налогу на прибыль ис­ходя из фактически полученной прибыли.
 6. Как классифицируются льготы по налогу на прибыль?
 7. Какие ставки налога на прибыль установлены в настоя­щее время?
 ГЛАВА 10. Налог на добавленную стоимость
 Налог на добавленную стоимость (НДС) был предложен в 1954 г. французским экономистом М. Лоре. В Западной Европе налог был введен в конце 60-х — начале 70-х годов. В конце 60-х — в Герма­нии, Дании, Франции, Швеции, Нидерландах, а в начале 70-х — в Бельгии, Англии, Италии, Люксембурге, Норвегии.
 Широкому распространению НДС способствовали соответст­вующие решения Европейского Экономического Сообщества (ЕЭС), которые утверждали НДС в качестве основного косвен­ного налога для стран—участниц ЕЭС. Одним из необходимых условий вступления в эту влиятельную европейскую организа­цию является наличие в стране-претенденте функционирующей системы НДС, поэтому в настоящее время налог действует прак­тически во всех странах Европы. На его долю приходится в среднем около 14% налоговых поступлений. Основными причи­нами роста популярности НДС являются:
 • возможность вступления в ЕЭС;
 • стремление увеличить государственные доходы за счет налогов на потребление. НДС способствует значительно­му увеличению поступлений в бюджет страны по сравне­нию с другими налогами;
 • НДС позволяет оперативно проводить налоговые опера­ции с помощью технических средств и определенной сис­темы документооборота.
 НДС относится к группе косвенных налогов. В Российской Федерации он был введен в действие с 1 января 1992 г. в резуль­тате проведения налоговой реформы.
 НДС является регулирующим федеральным налогом. Законом о Фе­деральном бюджете на 1999 г. установлены следующие пропорции распределения НДС между федеральным и региональными бюджетами: 75 и 25% до 1 апреля 1999 г. и соответственно 85 и 15% с 1 апреля 1999 г. НДС на товары, ввозимые на территорию РФ, а так­же на драгоценные металлы и драгоценные камни из Государствен­ного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ полностью поступают в федеральный бюджет. Причиной снижения доли поступлений от НДС в 1999 г. является возможность введения регио­нального налога с продаж, поступления от которого перекроют поте­ри региональных бюджетов из-за сокращения НДС.
 Прообразом НДС считается налог с оборота, за счет которого в значительной степени формировалась доходная база бюджета в бывшем СССР. Налог с оборота возник при проведении налого­вой реформы 30-х годов и просуществовал около 60 лет. Эти го­ды были периодом господства плановой экономики и жесткого централизованного регулирования цен, производства, распреде­ления и доходов граждан. Налог с оборота был своего рода регу­лятором цен. По отдельным товарам (автомобили, водка, табак) он существенно завышал цену по сравнению с себестоимостью и имел черты косвенного налога. Однако налог с оборота не носил всеобщий характер, не имел единой ставки. Этим поддерживал­ся искусственно низкий уровень цен на некоторые виды про­дукции, в том числе на продукты питания, военную технику, медикаменты, детский ассортимент товаров, книги и т.д.
 Налог с оборота целиком аккумулировался в бюджет. Главным методом его взимания был метод разницы цен, при котором сумма налога рассчитывалась вычитанием из оптовых цен промышленности (без оптово-сбытовых скидок) оптовых цен предприятия. Такая система обеспечивала потребности планового хозяйства и являлась органичным элементом плановой экономики.
 Переход к рынку означал формирование свободных рыноч­ных цен и соответственно ликвидацию директивно установлен­ных оптовых и розничных цен. В новых условиях исчезла воз­можность централизованного установления налога с оборота в прежнем его виде, встал вопрос о замене налога с оборота дру­гим налогом, способным обеспечить в прежнем объеме форми­рование доходной части бюджета. Изучение мирового опыта по­казало, что существуют два вида налогов, способных заменить налог с оборота. Это налог на добавленную стоимость и налог с розничных продаж. Они являются налогами на потребление и взимаются, когда люди тратят деньги, а не зарабатывают. При налоге на потребление дополнительный доход налогом не облагается до тех пор, пока доход не тратится. За последние 30 лет индустриальные страны постепенно переходили к нало­гам на потребление. Особенно популярным стал НДС, имеющий некоторые общие черты с налогом с оборота. И тот и другой многоступенчатые и взимаются на всех стадиях движения това­ров до конечного потребителя. Однако в отличие от налога с оборота из начисленной суммы НДС вычитается НДС, уплачен­ный на всех предыдущих стадиях движения товаров. Являясь по сути налогом на потребление, при определенных условиях НДС может выступать фактором, сдерживающим производство.
 Согласно ст.1 Закона РСФСР «О налоге на добавленную стои­мость» (от 6 декабря 1991 г., в редакции Федерального закона от 7 августа 1995 г. № 128-ФЗ) налог на добавленную стоимость представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реали­зованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.
 Таким образом, НДС имеет универсальный характер, по­скольку взимается со всех товаров, работ и услуг в течение всего производственного цикла — от завода до магазина. Причем каж­дый промежуточный участник этого процесса уплачивает налог.
 Добавленная стоимость представляет собой часть стоимости товаров, работ и услуг, которая создана живым трудом и вклю­чает в себя заработную плату и прибыль. Однако на законода­тельном уровне произошло разделение определения налога и порядка его исчисления. Закон определяет, что сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая взносу в бюджет, опреде­ляется как разница между суммами налога, полученными от по­купателей за реализованные им товары, работы, услуги, и сум­мами налога, фактически уплаченными поставщикам за матери­альные ресурсы, работы, услуги, стоимость которых относится на издержки производства и обращения (ст. 7).
 НДС имеет ряд преимуществ для бюджета: это стабильный, регулярный источник доходов. Он сложен для плательщика с точки зрения уклонения от уплаты. Чрезвычайно велико фис­кальное значение НДС. В 1997 г. в федеральный бюджет посту­пило 117,1 млрд. руб., или 4,4% ВВП. На 1999г. планируется мобилизация доходов федерального бюджета за счет этого ис­точника в сумме 143,7 млрд. руб., что равнозначно 36% от всех налоговых поступлений, или 3,6% от ВВП. Несмотря на относи­тельное уменьшение, НДС продолжает удерживать первое место в налоговых доходах федерального бюджета.
 Плательщиками НДС являются российские и иностранные юридические лица, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность, филиалы, отделения и другие обособленные подразделения, находящиеся на территории Россий­ской Федерации, и индивидуальные частные предприятия.
 Не являются плательщиками физические лица, за­нимающиеся предпринимательской деятельностью без образова­ния юридического лица.
 Налогооблагаемый оборот для всех предприятий, кроме пред­приятий розничной торговли и общественного питания, опреде­ляется исходя из стоимости реализуемых товаров, работ и услуг без включения в них налога на добавленную стоимость.
 Для предприятий розничной торговли и общественного пи­тания налогооблагаемый оборот определяется исходя из стоимо­сти реализуемых товаров, работ и услуг с включением в нее на­лога на добавленную стоимость.
 При исчислении облагаемого оборота по подакцизным това­рам, в него включается сумма акциза.
 В налогооблагаемый оборот включаются обороты по реализации товаров, работ и услуг:
 • на территории Российской Федерации по свободным или государственным регулируемым ценам;
 • внутри предприятия для собственных нужд, затраты по которым не относятся на издержки производства и обра­щения, а также своим работникам. Эти обороты исчис­ляются по ценам реализации аналогичных товаров другим потребителям, а при отсутствии их—по фактической се­бестоимости;
 • без оплаты при обмене их на другие товары, работы, ус­луги или при безвозмездной передаче.
 В понятие приобретенной продукции включаются основные средства, в том числе здания и сооружения.
 При безвозмездной передаче:
 1) основных средств (кроме основных средств непроизводствен­ной сферы) с баланса на баланс они подлежат обложению НДС;
 2) товаров, работ, услуг плательщиком налога является сто­рона их передающая:
 • обороты по реализации предметов залога;
 • средства, получаемые от других предприятий и организа­ций, за исключением средств, зачисляемых в установлен­ном порядке в уставные фонды предприятий их учреди­телями, средств, объединяемых на осуществление совме­стной деятельности, и средств целевого бюджетного фи­нансирования;
 • объемы строительно-монтажных работ, выполняемых хо­зяйственным способом;
 • доходы, полученные от передачи во временное пользование финансовых ресурсов при отсутствии лицензии на прове­дение банковских операций;
 • средства от взимания штрафов, пени, неустоек, получен­ных за нарушение договорных обязательств.
 Налоговая ставка. При введении НДС по всем видам това­ров, работ и услуг была установлена единая налоговая ставка — 28%, рассчитанная таким образом, чтобы поддержать доходы бюджета по данному источнику на уровне поступлений преды­дущего года от двух отмененных налогов — налога с оборота и налога с продаж. По мировым стандартам это была чрезвычайно высокая налоговая ставка, ее применение вызвало инфляцион­ный рост цен и существенное снижение жизненного уровня на­селения. Поэтому с целью обеспечения минимального уровня социальной защиты с 1 июля 1992 г. на ограниченный круг то­варов народного потребления (мука, крупа, макаронные изде­лия, молоко, кефир, творог и т. д.) была установлена понижен­ная ставка — 15%. С 1993 г. ставка налога на добавленную стои­мость на продовольственные товары (за исключением подакциз­ных) и товары для детей по законодательно установленным пе­речням была снижена до 10%, по остальным товарам — до 20%. Перечни товаров, подлежащих налогообложению по ставке 10%, утверждаются специальным постановлением Правительства РФ. Эволюция ставок НДС в сторону снижения обусловлена отрица­тельным воздействием этого налога на реальное производство и невозможностью его полной и своевременной уплаты. В услови­ях длительного кризиса российской экономики НДС не остался нейтральным по отношению к конечным результатам деятельно­сти предприятия, его взимание в полном объеме натолкнулось на ограниченный спрос, в результате чего предприятия нередко вынуждены выплачивать НДС за счет собственных источников. В 1999 г. недоимка по НДС превысила его фактические поступ­ления в консолидированный бюджет РФ.
 На предприятиях розничной торговли и общественного пи­тания выделение сумм НДС по каждой торгово-хозяйственной операции затруднено. Поэтому предприятия производят исчис­ление сумм налога по расчетным ставкам, которые определяют­ся как доля НДС в процентах к общей стоимости реализованных товаров с учетом НДС. Если стоимость товара без НДС состав­ляет 100%, то цена реализации с учетом НДС в зависимости от установленной ставки (20 и 10%) составит 120 или 110%. Расчетную ставку НДС можно рассчитать по формуле:
 Ср = С : (100% + С) х 100%,
 где Ср — расчетная ставка НДС;
 С - ставка НДС.
 Таким образом, расчетная ставка НДС по товарам, работам и ус­лугам, цены на которые установлены с включением НДС, составит:
 • 16,67% - при ставке НДС 20%
 • 9,09% - при ставке НДС 10%.
 Счет-фактура. Предприятия — плательщики налога обязаны выделять сумму НДС отдельной строкой во всех расчетных до­кументах. С 1 января 1997 г. в соответствии с Указом Президен­та РФ от 8 мая 1996 г. № 685 «Об основных направлениях на­логовой реформы в Российской Федерации и мерах по укрепле­нию платежной и расчетной дисциплины» при совершении опе­раций по реализации товаров, работ и услуг все плательщики налога на добавленную стоимость обязаны составлять счета-фактуры. Постановлением Правительства РФ от 29 июля 1996 г. № 914 установлен порядок составления счетов-фактур, ведения журналов учета счетов-фактур, книг покупок и книг продаж.
 Счета-фактуры — обязательный документ для всех платель­щиков НДС и служат инструментом дополнительного контроля налоговых органов за полнотой сбора этого налога. С введением счетов-фактур возмещение НДС по приобретенным товарам, предназначенным для продаж, и материальным ресурсам, стои­мость которых относится на издержки производства и обраще­ния, допускается при обязательном наличии счетов-фактур, за­регистрированных в книге покупок у покупателя.
 Периодичность уплаты НДС зависит от размеров среднеме­сячных платежей, подлежащих перечислению в бюджет:
 • предприятия со среднемесячными платежами более 10 тыс. руб. уплачивают налог ежедекадно исходя из фак­тических оборотов по реализации товаров, работ и услуг за истекший календарный период;
 • предприятия со среднемесячными платежами от 3 до 10 тыс. руб. перечисляют налог ежемесячно;
 • предприятия со среднемесячными платежами до 3 тыс. руб. уплачивают налог раз в квартал;
 • малые предприятия независимо от размера среднемесяч­ных платежей уплачивают НДС ежеквартально.
 Льготы. Законодательством определен широкий круг льгот по НДС. По своему назначению льготы подразделяются на со­циальные, экономические, прочие.
 Значение социальных льгот состоит в том, чтобы способство­вать развитию отдельных социальных услуг, обеспечить налого­вые преимущества для определенных, нуждающихся в государст­венной поддержке групп населения. К ним относятся, напри­мер, освобождение от уплаты налога учреждений культуры, ис­кусства, культа, образования, вывод из-под налогообложения квартирной платы, услуг городского пассажирского транспорта, ритуальных услуг и некоторые другие.
 Экономические льготы применяются для стимулирования раз­вития отдельных отраслей и экономических процессов. Среди перечня экономических льгот можно выделить экспортную льготу. Ее применение способствует повышению конкуренто­способности российских товаров на мировом рынке, устраняет возможность двойного налогообложения одних и тех же оборо­тов. Эта льгота не применяется при экспорте в страны СНГ, по­скольку отсутствие обустроенных таможенных границ большой протяженности не позволяет перейти к применению НДС без существенных потерь для российского бюджета.
 В группу прочих льгот входят такие льготы, как освобождение от НДС различных денежных, страховых операций, а также опе­раций, связанных с обращением ценных бумаг, и некоторые другие льготы.
 Контрольные вопросы
 1. Объясните, почему в России был введен НДС.
 2. Объясните универсальный характер НДС.
 3. Какую роль играет НДС в формировании федерального и регионального бюджетов?
 4. Что включается в понятие «налогооблагаемый оборот»?
 5. Кто является плательщиком НДС?
 6. Каким образом можно классифицировать льготы по НДС?
 7. В какие сроки уплачивается НДС в соответствующие бюджеты?
 8. Поясните роль счетов-фактур.
 ГЛАВА 11. Акцизы
 Акцизы — это вид косвенных налогов на товары, включаемых в цену или тариф.
 Акцизы возникли в X—XI вв., когда акцизному обложению впервые стали подвергаться спиртные напитки. На протяжении последующих столетий взимание акцизов с крепких напитков получило широкое распространение. В 1817 г. взимание в Рос­сии акцизов с крепких напитков было упорядочено принятием устава о питейном сборе, который определял акцизы с водки и пива и устанавливал объемы объектов обложения. В 1838 г. был установлен акциз на табак, а с 1886 г. надзор за плантациями табака, контроль за его хранением и продажей был возложен на акцизное ведомство. В 1848 г. в России был впервые введен ак­циз на спички, а с 1887 г. под акцизное обложение попали неф­тяные масла.
 Значение акцизов в доходах государства неуклонно возраста­ло, и к началу XX в. они обеспечивали около 70% всех бюджет­ных доходов. Объектами обложения выступали предметы первой необходимости (соль, сахар, чай, спички и т. д.) и товары массо­вого потребления (спиртные напитки, табачные изделия).
 После Октябрьской революции рост натурализации хозяйствен­ных отношений привел к резкому снижению акцизного обложения и его приостановлению с начала 1920 г. В период НЭПа акцизное об­ложение было восстановлено, а доходы из этого источника в от­дельные годы достигали 20% от всех налоговых доходов государст­венного бюджета. С укреплением планового хозяйства и административных рычагов воздействия на экономическую деятельность роль акцизов неуклонно снижалась, а налоговая реформа 1930 г. полностью ликвидировала все акцизы. В начале 90-х годов XX в. в связи с происшедшими в России политико-экономическими пре­образованиями вновь возникла потребность в акцизах как источ­нике доходов государственного бюджета.
 В настоящее время акцизы устанавливаются, как правило, на высокорентабельные товары для изъятия в доход государства полученной производителями сверхприбыли. Перечень подак­цизных товаров и ставки акцизов определяются исключительно Правительством РФ. В настоящее время к таким товарам отно­сятся спирт этиловый из всех видов сырья, водка, ликеро-водочные изделия, вина, пиво, табачные изделия, автомобили, ювелирные изделия, нефть и нефтепродукты.
 Регулирующее значение акцизов несколько меньше, чем дру­гих косвенных налогов. Акцизы на нефть, природный газ, легко­вые автомобили, бензин автомобильный, спирт этиловый (кроме пищевого) целиком зачисляются в федеральный бюджет. Акцизы на спирт этиловый из пищевого спирта, водку, ликеро-водочные изделия, спиртосодержащие растворы распределяются в равной пропорции между федеральным бюджетом и бюджетами субъек­тов Федерации. Акцизы на остальные товары полностью посту­пают в бюджеты субъектов Федерации.
 Акцизы играют весомую роль в формировании бюджетных до­ходов. В 1997 г. в федеральный бюджет поступило акцизов в сум­ме 50,4 млрд. руб., или 1,9% от ВВП. В 1999 г. запланировано по­ступление акцизов в сумме 87,1 млрд. руб., что составляет 21,8% ко всем налоговым доходам федерального бюджеты и равнознач­но 2,2% к ВВП.
 Плательщиками акцизов являются предприятия и организа­ции, производящие и реализующие подакцизные товары, неза­висимо от форм собственности и ведомственной принадлежно­сти, в том числе филиалы и другие обособленные подразделе­ния, имеющие отдельный баланс и расчетный счет, а также ин­дивидуальные предприниматели.
 Если подакцизные товары произведены за пределами РФ из давальческого сырья, принадлежащего юридическим лицам, за­регистрированным в качестве налогоплательщиков на террито­рии РФ, то налог уплачивают организации, оплатившие стои­мость работ по изготовлению этих товаров и реализующие их.
 Если организация-плательщик сдает в аренду основные сред­ства, то для дальнейшей уплаты акциза предусмотрена следую­щая процедура: арендодатель обязан в трехдневный срок пере­дать в свой налоговый орган сведения об арендаторе (юридический адрес, ИНН), и налоговый орган направляет эти сведения в налоговые органы, где зарегистрирован арендатор для последующих действий по взиманию акцизов. Налоговые инспекции ведут карточки лицевых счетов, в которых отражают­ся поступления акцизов по каждому плательщику.
 Ставки акцизов устанавливаются либо в процентах к стоимо­сти подакцизных товаров, либо в рублях на единицу измерения подакцизной продукции. Сетка акцизных ставок дана в Феде­ральном Законе от 29 декабря 1998 г. № 192-ФЗ «О первооче­редных мерах в области бюджетной и налоговой политики». Максимальная ставка в рублях предусмотрена для трубчатого табака —168 руб. за 1 кг, максимальная ставка в процентах уста­новлена для ювелирных изделий -15%. Ставки акцизов на энергоносители устанавливаются Правительством РФ.
 Объект обложения зависит от типа ставок акцизов. Если ставки акцизов установлены в процентах, то налогооблагаемая база определяется исходя из отпускных цен подакцизных това­ров без учета косвенных налогов.
 Для предприятий, производящих подакцизные товары из давальческого сырья, стоимость этих товаров определяется исходя из максимальных отпускных цен без учета акциза на аналогич­ные товары собственного производства, а при их отсутствии — исходя из рыночных цен с учетом акциза, сложившихся в дан­ном регионе на аналогичные товары в предыдущем отчетном периоде.
 Если на подакцизные товары установлены твердые ставки акцизов, то объектом обложения является объем реализованных или произведенных подакцизных товаров в натуральном выра­жении.
 При натуральной оплате труда подакцизными товарами, при их обмене или безвозмездной передаче, а также при реализации по ценам ниже рыночных стоимость подакцизных товаров для целей налогообложения определяется исходя из максимальных отпускных цен без учета акциза или рыночных цен с учетом акциза.
 Сумма акциза по товарам, на которые установлены ставки в процентах, определяется плательщиком по формуле:
 С= Н ? А: (100% – А),
 где С — сумма акциза;
 Н — объект обложения;
 А — ставка акциза в процентах.
 С суммы денежных средств, получаемых предприятиями в виде финансовой помощи или для пополнения фондов специ­ального назначения, которые облагаются в доле, приходящейся на подакцизные товары в общем объеме производимой продук­ции, сумма акциза определяется по формуле:
 С = Ц ? А,
 где С — сумма акциза;
 Ц — рыночная цена с учетом акциза или сумма полученных денеж­ных средств;
 А — ставка акциза.
 При использовании в качестве сырья подакцизных товаров, по которым уже был уплачен акциз, общая сумма акциза, подлежа­щая уплате в бюджет по готовому товару, уменьшается на сумму акциза за сырье, использованное для его производства.
 Аналогичный порядок предусмотрен в случае возврата поку­пателями подакцизных товаров.
 В налоговом расчете облагаемый оборот указывается исходя из отпускных цен с учетом акцизов или объема реализованных подакцизных товаров в натуральном выражении.
 От уплаты акцизов освобождается продукция, экс­портируемая за пределы стран—членов СНГ. Для получения этой льготы необходимо представить в налоговый орган сле­дующие документы: экспортный контракт, платежные, грузовые и товаросопроводительные документы.
 Если поставки товара в дальнее зарубежье осуществляются по договору-комиссии, производителю подакцизных товаров необходимо предъявить налоговому органу договор комиссии и контракт (или нотариально заверенную копию) комиссионера с иностранным партнером.
 Грузовая таможенная декларация, товаросопроводительные документы и любые документы с отметками таможенных орга­нов предварительно заверяются руководителем и главным бух­галтером предприятия — налогоплательщика. Для подтвержде­ния поступления товаров в страну назначения за пределы СНГ достаточно предъявить документ о вывозе с отметками тамо­женных органов РФ и стран СНГ.
 Предприятия, производящие и реализующие этиловый спирт, водку и ликеро-водочную продукцию, пиво, автомобиль­ный бензин, уплачивают акцизы ежедекадно, все остальные пла­тельщики — ежемесячно.
 По подакцизным товарам, подлежащим обязательной марки­ровке марками акцизного сбора установленного образца, пла­тельщики вносят авансовый платеж по акцизам в размере стои­мости покупок марок акцизного сбора. При окончательном рас­чете суммы акциза, подлежащей уплате в бюджет, сумма авансового платежа засчитывается только в размере фактического обо­рота подакцизных товаров, промаркированных марками акциз­ного сбора.
 Контрольные вопросы
 1. Что такое акцизы и что включается в перечень подакцизных товаров?
 2. Назовите основную льготу по акцизам.
 3. Кто является плательщиком акцизов?
 4. Каким образом определяется объект обложения акцизами?
 5. Каков порядок уплаты акцизов в бюджет и как распреде­ляются акцизы между бюджетами разных уровней?
 ГЛАВА 12. Таможенные пошлины
 Таможенное дело — составная часть государственного механиз­ма, форма проявления внутренней и внешней политики. Как и оборона страны, государственная безопасность, эмиссия денег, внешняя политика, таможенное дело входит в сферу государст­венной монополии, им занимается только государственный аппа­рат.
 Становление таможенного дела в Российской Федерации связано с коренными экономическими преобразованиями в стране, признанием разнообразия форм собственности, резким сокращением использования в хозяйственной сфере административных методов управления и более широким применением экономических методов воздействия на рыночные процессы. Особое значение для таможенного дела имел отказ в 1989 г. от государственной монополии внешней торговли, в результате чего таможенной службе пришлось вести работу не с десятками государственных внешнеторговых организаций, а со многими тыся­чами участников внешнеторговой деятельности, представляющих разные организационно-правовые формы хозяйствования.
 Выделение в результате распада СССР России как самостоя­тельного государства вызвало необходимость создания россий­ской таможенной службы, таможенной границы, таможенного права. Организация таможенного дела в РФ регулируется:
 • законами Российской Федерации;
 • указами Президента Российской Федерации;
 • постановлениями Правительства Российской Федерации;
 • актами Государственного таможенного комитета (ГТК);
 • совместными актами ГТК и иных центральных органов исполнительной власти.
 Основным документом, регламентирующим вопросы тамо­женного права, является Таможенный кодекс, который был при­нят Верховным Советом РФ 18 июня 1993 г. и вступил в силу с января 1994 г. Таможенный кодекс определяет правовые, эконо­мические и организационные вопросы таможенного дела, явля­ется самым детальным законодательным актом по вопросам таможенного регулирования, устанавливает права и обязанности участников внешнеэкономической деятельности и таможенных органов.
 Исполнительную и распорядительную деятельность в сфере таможенного дела осуществляют таможенные органы. Они со­ставляют единую систему, в которую входят ГТК, региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты. Функ­ции таможенных органов разнообразны и связаны с задачами обеспечения национальных интересов Российской Федерации во внешнеэкономической деятельности и пополнения государст­венной казны. Исполняя фискальные задачи, таможенные орга­ны осуществляют взимание таможенных пошлин и налогов, от­носящихся к товарам, перемещаемым через таможенную грани­цу Российской Федерации, а также иных таможенных платежей, вносят в установленном порядке предложения о ставках и меха­низме применения таможенных пошлин, организуют систему контроля за правильностью определения таможенной стоимости товаров.
 Таможенные пошлины — налоги, взимаемые государством с прово­зимых через национальную границу товаров, по ставкам, определяе­мым таможенным тарифом.
 Таможенные пошлины применяются во внешнеэкономиче­ской деятельности. Приоритетными задачами, решаемыми в хо­де сбора таможенных пошлин, являются:
 • обеспечение формирования доходов федерального бюджета;
 • защита отечественного товаропроизводителя от ино­странной конкуренции;
 • рационализация товарной структуры экспорта и импорта;
 • создание условий для изменения в структуре производст­ва и потребления;
 • обеспечение условий для интеграции в мировую экономику.
 Виды таможенных пошлин. По экономическому содержанию различают:
 • ввозные (импортные);
 • вывозные (экспортные);
 • транзитные таможенные пошлины.
 1. Доминирующее место занимают ввозные пошлины, кото­рые взимаются таможнями при поступлении иностранных то­варов на внутренний рынок. Таможенные пошлины поступают
 исключительно в федеральный бюджет РФ. На 1999 г. запланировано поступлений от таможенных пошлин и иных та­моженных сборов и платежей в сумме 91,3 млрд. руб., в том числе от ввозных пошлин — 60,5 млрд. руб. В зависимости от конкретных условий ввозные пошлины могут иметь вид анти­демпинговых, покровительственных (протекционистских), пре­ференциальных, специальных и др.
 Антидемпинговые пошлины обеспечивают защиту внутреннего рынка РФ от ввоза товаров по демпинговым ценам (по ценам, бо­лее низким, чем на мировом рынке) с тем, чтобы оградить отечест­венных товаропроизводителей от недобросовестной конкуренции.
 Покровительственные (протекционистские) пошлины — это высокие таможенные пошлины на ввозимые товары. Они позво­ляют защищать предпринимателей страны от иностранной кон­куренции, ставят отечественных производителей в более благо­приятные условия, что повышает конкурентоспособность рос­сийских товаров на внутреннем рынке. В настоящее время при­менение протекционистских пошлин регламентируется между­народными соглашениями.
 Преференциальные пошлины представляют собой предпочти­тельные пошлины, которые устанавливаются государством для создания благоприятного режима прохождения товарных пото­ков для одного или нескольких государств при импорте всех или отдельных групп товаров. Они могут применяться как на взаим­ной основе, так и в одностороннем порядке. Преференциальные пошлины являются выражением экономической политики госу­дарства в борьбе за рынки сбыта, источники сырья, сферу при­ложения капитала.
 Специальные пошлины устанавливаются в качестве защитной меры в случае, если на территорию РФ ввозится какой-либо то­вар в количестве или на условиях, угрожающих национальной экономике, либо как ответная мера на дискриминационные дей­ствия иностранных государств в отношении российских товаро­производителей.
 2. Вывозные (экспортные) таможенные пошлины применяются на ограниченный круг товаров, так как всеобщность их установ­ления будет препятствовать развитию экспорта. Как правило, экспортные пошлины распространяются при вывозе из страны произведений искусства и старины. В то же время экспортные пошлины устанавливаются на экспортную продукцию (главным образом на энергоносители) в тех случаях, когда вследствие оп­ределенных условий предприятия-экспортеры получают сверх­прибыль. Например, экспортеры выигрывают при падении курса национальной валюты, так как из тех же объемов экспорта они извлекают существенно большую рублевую выручку. В таких ус­ловиях государство может ввести экспортные таможенные по­шлины и изъять сверхприбыль в доход бюджета
 3. Транзитные таможенные пошлины используются для покры­тия издержек по контролю за транзитом иностранных грузов.
 Таможенные пошлины взимаются при пересечении товаров через границу на основе таможенного тарифа, представляющего собой систематизированный по группам товаров свод ставок та­моженных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу и предъявляемым для таможенного оформления. Таможенный тариф содержит код товара, краткое наименование товара, единицы обложения товаров таможенны­ми пошлинами и ставки пошлин.
 Различают следующие виды ставок таможенных пошлин:
 • адвалорные;
 • специфические;
 • комбинированные или альтернативные.
 Адвалорные ставки определяются в процентах к таможенной стоимости товаров.
 Специфические ставки устанавливаются в определенной сум­ме к количественной или весовой единице измерения товаров (например, в ЭКЮ за 1 декалитр).
 Комбинированные (альтернативные) ставки сочетают элементы двух первых видов. Обычно комбинированные таможенные тари­фы содержат несколько типов ставок на один и тот же товар.
 Величина таможенных пошлин зависит от таможенной стои­мости товара и таможенных тарифов. В соответствии со ст. 12, 13, 15 Закона РФ «О таможенном тарифе» приказом ГТК РФ от 5 января 1994 г. № 1 таможенная стоимость товара заявляется декларантом таможенному органу при перемещении товара че­рез таможенную границу.
 Таможенная стоимость товара может быть определена сле­дующими методами:
 1) по цене сделки с ввозимым товаром;

<< Пред.           стр. 8 (из 21)           След. >>

Список литературы по разделу