<< Пред.           стр. 9 (из 21)           След. >>

Список литературы по разделу

 2) по цене сделки с идентичными товарами;
 3) методом вычитания стоимости;
 4) методом сложения стоимости;
 5) резервным методом.
 Основными являются первый и второй. При расчете тамо­женной стоимости первым методом принимается заявленная декларантом контрактная стоимость товара, рассчитанная на основе контрактной цены, расходов на транспортировку ввози­мого товара до таможенного оформления и стоимости упаковки.
 При определении таможенной стоимости вторым методом за основу принимается цена сделки с идентичным товаром, если этот товар ввезен одновременно с оцениваемым, но не позднее 90 дней с даты ввоза оцениваемого товара. Под идентичными понимают товары, одинаковые во всех отношениях. Идентич­ность определяется по следующим признакам:
 • страна происхождения;
 • производитель;
 • товарный знак;
 • качество;
 • рейтинг фирмы на рынке.
 Таможенные льготы могут быть установлены по отдельным видам товаров в виде:
 1) освобождения от уплаты пошлины;
 2) снижения таможенного тарифа;
 3) установления преференциальных таможенных квот;
 4) возврата ранее уплаченной пошлины.
 Льготы в отношении таможенных платежей могут предоставлять­ся либо на условиях взаимности, либо в одностороннем порядке.
 Контрольные вопросы
 1. Поясните роль таможенных пошлин в экономической политике государства.
 2. Перечислите виды импортных таможенных пошлин.
 3. Как определяется таможенная стоимость товара?
 4. Что является объектом обложения таможенными пошлинами?
 5. В чем заключаются таможенные льготы?
 6. Что вы знаете о ставках таможенных пошлин?
 7. В какой бюджет поступают таможенные пошлины?
 ГЛАВА 13. Налог на имущество организаций
 На территории Российской Федерации с 1 января 1992 г. в рам­ках общей налоговой реформы введен налог на имущество орга­низаций. Этот региональный налог является общеобязательным платежом. Имущественное обложение организаций устанавлива­ется с целью:
 1) обеспечить бюджеты регионов стабильным источником доходов для финансирования бюджетных расходов;
 2) создать у организации заинтересованность в реализации излишнего имущества или вовлечении его в производственный процесс.
 Пока значение этого налога как в общем объеме доходных поступлений государства, так и с точки зрения обременительно­сти для отдельных плательщиков невелико. Доля налога на имущество организаций в системе бюджетных доходов не пре­вышает 3,5%. Только при переходе к реальной оценке имущест­ва хозяйствующих субъектов значение и удельный вес налога в бюджете регионов возрастут. Налог на имущество организаций относится на финансовые результаты деятельности организации. Затраты по уплате этого налога уменьшают базу налогообложе­ния по налогу на прибыль. Каждые три единицы налога на имущество уменьшают налог на прибыль примерно на одну единицу.
 Плательщиками налога на имущество являются:
 • организации (включая банки и кредитные учреждения), в том числе с иностранными инвестициями, являющиеся юридическими лицами в соответствии с законодательст­вом РФ;
 • филиалы и другие аналогичные подразделения организа­ций, имеющие отдельный баланс и расчетный счет;
 • организации с иностранными инвестициями, иностран­ные компании, фирмы, международные объединения и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность, постоянные представительства и другие обособленные подразделения иностранных фирм, банков и организаций, расположенные на территории РФ, ее континентальном шельфе и экономической зоне.
 Организации, в состав которых входят территориально обо­собленные подразделения, не имеющие самостоятельного баланса и расчетного счета, уплачивают налог на имущество в региональ­ный бюджет по месту нахождения данного территориального под­разделения в соответствии с принятой там налоговой ставкой. Объектами налогообложения являются:
 • основные средства (здания, сооружения, передаточные устройства, машины, оборудование, транспортные сред­ства, включая долгосрочно арендуемые с правом после­дующего выкупа);
 • нематериальные активы;
 • производственные запасы;
 • малоценные и быстроизнашивающиеся предметы;
 • незавершенное производство;
 • готовая продукция;
 • товары;
 • расходы будущих периодов;
 • прочие запасы и затраты.
 Расчет налогооблагаемой базы производится исходя из балан­совой стоимости имущества на каждую отчетную дату. Основные средства, нематериальные активы, малоценные и быстроизна­шивающиеся предметы учитываются по остаточной стоимости.
 Особый порядок налогообложения действует по имуществу, объединенному хозяйствующими субъектами для проведения совместной деятельности без образования юридического лица. В этом случае для целей налогообложения принимается имущест­во, внесенное участниками такой деятельности, а также имуще­ство, созданное в результате совместной деятельности исходя из установленной в договоре о совместной деятельности доли соб­ственности каждого участника.
 У иностранных субъектов объектом налогообложения являет­ся стоимость имущества, находящегося на территории РФ.
 Для целей налогообложения принимается среднегодовая стоимость имущества организации. Среднегодовая стоимость имущества за отчетный период (квартал, полугодие, девять ме­сяцев, год) определяется путем деления на число кварталов в году половины стоимости имущества на начало и конец отчет­ного периода плюс полные суммы стоимости имущества на 1-е число каждого квартала внутри отчетного периода.
 Например:
 за первый квартал
  за год
  где С — стоимость налогооблагаемого имущества.
 Если организация учреждена на какую-нибудь дату внутри отчетного периода, то усредняемая стоимость имущества оцени­вается:
 • с первого числа первого месяца квартала учреждения, ес­ли она учреждена в первой половине квартала (до 15-го числа второго месяца квартала включительно);
 • с первого числа первого месяца квартала, следующего за кварталом учреждения, если она учреждена во второй по­ловине квартала.
 Ставки налога и льготы. Предельная ставка налога на имуще­ство организаций составляет 2%.
 Конкретные ставки налога устанавливаются законодатель­ными органами власти субъектов РФ. Если соответствующие решения о размере ставки не приняты, то применяется предель­ная ставка.
 При исчислении налога на имущество следует учесть предос­тавляемые по нему льготы.
 Не облагается налогом имущество:
 • бюджетных организаций, органов законодательной, предста­вительской и исполнительной власти, местного самоуправ­ления, внебюджетных фондов социального назначения (Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Государственного фонда занятости РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования);
 • коллегий адвокатов и их структурных подразделений;
 • организаций по производству, переработке и хранению сельскохозяйственной продукции (если выручка от этого вида деятельности составляет не менее 70% в общем объ­еме выручки);
 • используемое исключительно для нужд образования;
 • религиозных организаций;
 • организаций народных художественных промыслов;
 • общественных организаций инвалидов, а также организа­ций, в которых инвалиды составляют не менее 50% от общей численности работающих;
 • научно-исследовательских организаций и государствен­ных научных центров;
 • организаций, исполняющих уголовные наказания;
 • объекты жилья, социально-культурной сферы, охраны природы, пожарной безопасности и гражданской обороны;
 • используемое для создания сезонных запасов.
 Сумма налога исчисляется налогоплательщиками самостоя­тельно, ежеквартально нарастающим итогом с начала года, ис­ходя из определяемой за отчетный период фактической средней стоимости имущества с зачетом уплаченного ранее налога.
 Налог на имущество уплачивается в бюджет в пятидневный срок со дня предоставления квартальной отчетности, а по годо­вым расчетам — в десятидневный срок со дня, установленного для предоставления бухгалтерской отчетности за год.
 Действие налога на имущество организаций будет прекраще­но при введении в действие на территории соответствующего субъекта Российской Федерации налога на недвижимость.
 Контрольные вопросы
 1. Объясните суть и значение налога на имущество органи­заций.
 2. Что входит в налогооблагаемую базу по налогу на имуще­ство организаций?
 3. Перечислите основные льготы по налогу на имущество.
 4. Напишите формулу для расчета среднегодовой стоимости имущества.
 5. Каков порядок зачисления налога на имущество органи­заций в бюджет?
 6. Кто определяет ставки налога на имущество организа­ций?
 ГЛАВА 14. Платежи в бюджет за природные ресурсы
 14.1. Экономическая основа платежей за природные ресурсы
 Для установления размера платы за использование природными ресурсами разработаны нормативы с расчетами оценки получае­мых благ и приносимого вреда в сферах использования земли, недр земли, воздушных и водных сред.
 Если приведенные методы экономической оценки природ­ных ресурсов позволяют оценить частичное использование цен­ностного курса на момент расчета для размеров платы в бюджет, то эти методики не дают возможности оценить принадлежащие стране богатства в полном объеме, выделить оставшееся в недрах к использованию, определить очередность их изъятия с учетом возможности технологии, продолжительности хранения и их до­бычи (например, жидкой нефти, перетекающей по закону сооб­щающихся сосудов).
 Поэтому из-за отсутствия оценки всего потенциала богатств РФ существующие экономические методы расчета величины на­логов и сборов за природопользование не только не стимулиру­ют работы по сохранению и воспроизводству природных запа­сов, но и обедняют бюджет, в котором величина налогов и сбо­ров отражает только используемые природные ресурсы. Сущест­вуют следующие методы оценки природных ресурсов:
 • воспроизводственный метод позволяет определять стои­мость природного ресурса как совокупность затрат, тре­буемых для воспроизводства частично потребляемого ви­да сырья на планируемый период;
 • результативный метод позволяет вести экономическую оценку только природных ресурсов, приносящих доход, через разницу доходов и текущих затрат;
 • рентный и монопольно-ведомственный методы расчета исходят из выбора наиболее ценного сырья для добычи при минимальных затратах, ориентированных на средний уровень, с обоснованием разделения собственника ресур­сов и его пользователя.
 Система платежей за природные ресурсы включает:
 1) плату за право пользования природными ресурсами;
 2) плату за частичное их восстановление;
 3) штрафные платежи за превышение минимального исполь­зования природных ресурсов.
 Платежи за природные ресурсы разделены между федераль­ным и местным бюджетами.
 В соответствии с Налоговым кодексом РФ к федеральным от­несены:
 • налог на пользование недрами;
 • налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
 • сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;
 • водный налог;
 • лесной доход;
 • экологический налог.
 К местным налогам относится земельный налог.
 Поступления в консолидированный бюджет РФ платежей за пользование природными ресурсами характеризует табл. 14.1:
 Таблица 14.1. Платежи за пользование природными ресурсами (млрд. руб.)
 Платежи199519961997
 Платежи за пользование природными ресурсами12 29121 17537 174
 из них:
 1. Плата за недра5 83210 53315 692
 2. Отчисления за воспроизводство минерально-сырьевой базы2 2503 94710 293
 3. Земельные налоги и арендная плата за землю3 2925 2629 508
 4. Прочие платежи за пользование при­родными ресурсами9161 4321 681
 
 
 Как видим, размер этих платежей постоянно увеличивается, а их доля в доходах бюджета выросла с 1,6 до 5,2%.
 Растут и инвестиции (табл. 14.2):
 Таблица 14.2. Инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов
 (в фактически действовавших ценах, млрд. руб.)
 
  1980198519901991199219931994199519961997
 Инвестиции в основной капитал
 
 
 
 
 
 
 
 — всего2,22,53,33,052,9592,82368,36403,68254,38615,6
 В том числе:
 
 
 
 
 
 
 
 На охрану и рациональное ис­
 
 
 
 
 
 
 
 пользование водных ресурсов1,71,82,22,032,9346,213263397,34080,34148,4
 На охрану атмосферного воздуха0,20,30,50,49.2114,4423,41643,9212,42086,9
 На охрану и рациональное ис­
 
 
 
 
 
 
 
 пользование земель0,20,20,40,47,1103,4455,5845,51390,41302,9
 Другие мероприятия0,10,20,20,23,728,8163,4416,9656,21077,4
 
 
 
 Источник: Российский статистический ежегодник. — М.: Госкомстат России, 1998. — С. 93.
 14.2. Платежи за пользование недрами
 Правовые и экономические основы, регламентирующие ох­рану недр и их комплексное использование, установлены Зако­ном РФ «О недрах» от 21 февраля 1992 г. С введением Налого­вого кодекса РФ сохраняется положение, что природопользова­ние регулируется государством путем введения плате­жей за пользование недрами и воспроизводство недр.
 Система платежей включает:
 1) сбор за участие в конкурсе и выдачу лицензии. Размер сбора определяется с учетом стоимости подготовки проведения конкурса, с подведением итогов и оформлением лицензии;
 2) плату за получение права на пользование недрами;
 3) плату за пользование недрами, включающую затраты по­иска и разведку месторождений, их добычу и пользование не­драми;
 4) отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой ба­зы также относятся к системе платежей за пользование недрами;
 5) платежи за право на поиски месторождений полезных ис­копаемых, их разведку и разработку, а также платежи за право строительства и эксплуатации подземных сооружений, не свя­занных с добычей полезных ископаемых и др.
 Определение размера платежей ведется с учетом условий гео­логии, гидрологии, экономико-географических особенностей, размера участка, глубины залегания, вида полезных ископаемых, климатических условий, уровня обжитости местности, инженер­ных коммуникаций и транспорта, а также степени риска. Пла­тежи могут быть как разовыми, так и регулярными взносами.
 Платежи за право пользования природными ресурсами взима­ются со всех пользователей недр, исключая следующие категории пользователей:
 1) собственников, владельцев земельных участков, осуществ­ляющих в установленном порядке добычу общераспространен­ных полезных ископаемых на принадлежащем им или арендуе­мых земельных участках для своих нужд;
 2) пользователей недр, ведущих работы научно-изыскательского характера без нарушения целостности недр, а также получивших участки для образования особо охраняемых геологических объектов.
 Плата за пользование недрами осуществляется в форме де­нежных платежей, части объема добытого сырья или иной производимой продукции, выполнения работ или предоставления услуг, зачета сумм предстоящих платежей в бюджет, в качестве долевого вклада в уставный фонд создаваемой организации.
 Форма внесения платы, размеры и условия платежей по ка­ждому объекту лицензирования устанавливаются в лицензии.
 Регулярные платежи за право на поиски и оценку месторожде­ний полезных ископаемых взимаются в течение всего периода их проведения и зависят от продолжительности их выполнения и площади, на которой они ведутся. Минимальная величина плате­жа составляет 1%, а максимальная — 2% от договорной стоимости работ. Конкретный размер платежей зависит от вида полезного ископаемого, экономико-географических условий района.
 Условия взимания регулярных платежей за право на разведку месторождений полезных ископаемых являются такими же, как и право на поиски, с той лишь разницей, что минимальная ставка платежа 3%, максимальная — 5% от сметной стоимости работ.
 При продлении срока поисковых или разведочных работ размер ранее установленных платежей увеличивается в 1,5 раза. После окончания указанных работ размер платежей корректиру­ется с их фактической сметной стоимостью.
 Платежи за право на разведку полезных ископаемых в грани­цах площадей акваторий, предоставленных пользователю для добычи, не взимаются.
 Все платежи за право на поиски и разведку месторождений полезных ископаемых включаются в издержки по этим работам и поступают в бюджеты, на территории которых они произво­дятся.
 Платежи за право на добычу полезных ископаемых осуществ­ляются также в форме разовых и последующих регулярных пла­тежей с начала добычи и в течение всего срока действия лицен­зии. Стартовый размер платежа на аукционе или конкурсе не должен быть менее 10% величины регулярного платежа в расче­те на среднегодовую проектную мощность добывающей органи­зации.
 Регулярные платежи за право на добычу определяются как доля от стоимости добытого минерального сырья с учетом нор­мативных потерь от полезных ископаемых в недрах и включают­ся в себестоимость его добычи. При этом стоимость добытого сырья исчисляется по ценам реализации товарной продукции, изготовленной из него, без учета НДС.
 Конкретные размеры регулярных платежей определяются по каждому месторождению исходя из установленных уровней с учетом вида полезного ископаемого, количества и качества запа­сов, природно-географических, горно-технических условий, оценки риска пользователей недр и рентабельности разработки.
 Предельные уровни регулярных платежей за право на добычу полезных ископаемых приведены в табл. 14.3.
 Таблица 14.3. Платежи за право на добычу полезных ископаемых
 Вид минерального сырьяУровень платежей от стоимости добытого минерального сырья, %
 Нефть и природный газ
 Уголь, горючие сланцы и торф
 Черные металлы
 Цветные и редкие металлы
 Рассеянные элементы
 Благородные металлы
 Алмазы и драгоценные камни
 Цветные камни и пьезоэлектриче­ское сырье
 Радиоактивное сырье
 Горно-химическое сырье и термальные воды, горнорудное сырье и не­рудное сырье для металлургии
 Подземные пресные воды
 Нерудные строительные материалы6-16
 3-6
 1-5
 2-6
 4-10
 4-8
 4-6
 2-6
 1-5
 
 
  2-5
  2-8
  2-4
 
 
 
 Как видно из таблицы, в составе цен на минеральное сырье уровни верхних пределов регулярных платежей составляют до­вольно значительные величины.
 Размер регулярных платежей за сверхнормативные потери при добыче полезных ископаемых увеличивается в два раза. Платежи за сверхнормативные потери производятся один раз в год по результатам маркшейдерских замеров погашаемых в не­драх запасов и определения сверхнормативных потерь и осуще­ствляются за счет прибыли, остающейся в распоряжении пред­приятия. Тем самым стимулируется более полное извлечение ископаемых из недр. Той же цели служит правило, которое устанавливает платежи за право добычи всех видов добычи полез­ных ископаемых.
 При реализации товарной продукции более высокой степени технического передела минерального сырья размер платежей корректируется понижающим коэффициентом, определяемым отношением себестоимости добытых полезных ископаемых к себестоимости реализованных продуктов их переработки.
 Платежи за право использования отходов горнодобывающих и перерабатывающих производств устанавливаются по самостоя­тельной лицензии в размере 25—30% платежей за право на до­бычу соответствующих полезных ископаемых. Эта норма на­правлена на стимулирование утилизации отходов и зачастую на выравнивание затрат при попутной и основной добыче. Ту же цель преследует скидка от принятого уровня платежей, предос­тавляемая пользователю недр, осуществляющего добычу дефи­цитного полезного ископаемого при объективно обусловленной низкой экономической эффективности разработки месторожде­ния, а также добычу полезного ископаемого из остаточных запа­сов пониженного качества.
 Регулярные платежи за право пользования природными ресурса­ми вносятся:
 • ежедекадно (13,23-го числа отчетного месяца и 3-го числа месяца, следующего за отчетным) — организациями со среднемесячными платежами более 300 тыс. руб.
 • ежемесячно не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, — организациями со среднемесячными пла­тежами от 100 до 300 тыс. руб.
 • ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следую­щего за отчетным кварталом, — организациями со сред­немесячными платежами менее 100 тыс. руб.
 • один раз в год, не позднее 20 января предприятиями со среднемесячными платежами менее 10 тыс. руб. с разре­шения налоговой инспекции.
 При этом декадные платежи уплачиваются в виде авансовых платежей исходя из 1/3 суммы налога по последнему месячному расчету, остальные — исходя из фактических объемов добычи за истекший период.
 От платежей за пользование недрами освобождают-с я пользователи недр, получившие участки для образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих санитарно-оздоровительное, культурно-эстетическое значение или где ве­дутся работы по изучению недр и прогнозированию землетрясе­ний и других разрушений.
 Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы.
 Отчисления производят организации, осуществляющие добычу полезных ископаемых на территории РФ, ее континентальном шельфе и на территории морской экономической зоны.
 Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы не производятся:
 1) с попутно извлеченных и реализованных компонентов при добыче нефти, природного газа и горючих сланцев, с редких и рассеянных элементов, благородных металлов при переработке комплексных руд черных, цветных, редких металлов и иных по­лезных ископаемых, а также с продукции, получаемой при пе­реработке вскрыши, отходов добычного, обогатительного и хи­мико-металлургического цикла из собственного сырья;
 2) с реализованной нефти, добытой предприятием с приме­нением термических и микробиологических методов воздейст­вия на продуктивные пласты;
 3) с реализованной товарной продукции из полезных иско­паемых, добытых предприятием в других странах.
 Отчисление на воспроизводство минерально-сырьевой базы производится от стоимости товарной продукции добы­тых организациями полезных ископаемых.
 Облагаемый оборот определяется стоимостью полезных иско­паемых без НДС и акцизов, которая исчисляется:
 • исходя из регулируемых оптовых цен организаций, по тем полезным ископаемым, по которым они применяются;
 • по алмазам, драгоценным камням и драгоценным метал­лам по расчетным ценам согласно Постановлению Пра­вительства РФ от 30 апреля 1992 г. №279 «О расчетных и отпускных ценах на драгоценные камни» — исходя из мирового уровня их стоимости в долларах США с учетом рыночного курса рубля, устанавливаемого ЦБ РФ;
 • по другим полезным ископаемым — исходя из сложив­шихся свободных цен их реализации.
 При реализации не собственных полезных иско­паемых, а продуктов более высокой степени их передела (концентратов, окатышей и пр.) размер платежей корректирует­ся понижающим коэффициентом, определяемым как отношение себестоимости добытых полезных ископаемых к себестоимости реализованных продуктов передела.
 Ставки отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы дифференцированы по видам полезных ископае­мых и колеблются от 1,7 до 17% от стоимости реализуемого ми­нерального сырья.
 Отчисления производятся в следующие сроки:
 а) по организациям со среднемесячными платежами менее 100 тыс. руб. — исходя из фактических объемов один раз в квар­тал не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.;
 б) более 100 тыс. руб. — исходя из фактических объемов за отчетный месяц в срок не позднее 20-го числа следующего ме­сяца;
 в) более 300 тыс. руб. ежедекадно (13,23,3-го числа следую­щего месяца) авансовыми платежами в размере 1/3 суммы на­лога по последнему месячному расчету;
 г) менее 10 тыс. руб. — с разрешения налоговой инспекции не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным.
 Ставки отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы РФ устанавливаются в размерах, обеспечивающих проектные затраты на воспроизводство этих баз. Минимальные ставки 1,7% (калийные соли), максимальные — 10% (нефть и газ) и 30% (конденсат).
 14.3. Сбор за право пользования объектами животного мира, морскими биологическими ресурсами
 Постановление №625 о реализации Указа Президента РФ от 29 августа 1997 г. №950 «О мерах по обеспечению охраны мор­ских биологических ресурсов и государственного контроля в этой сфере» содержит правовые и экономические основы регла­ментации использования объектов животного мира и морских биологических ресурсов. На его основе определены организации по охране морских биологических ресурсов, государственная по­литика в области рыбного хозяйства, исследования сырьевой базы рыболовства, допустимости вылова рыбы и добычи мор­ских животных и растений в целях народного хозяйства. Наме­чены конкретные службы за соблюдением законодательства РФ.
 Система платежей при пользовании морскими биологиче­скими ресурсами включает:
 • сбор за выполнение международных договоров в сфере охраны морских биологических ресурсов;
 • акцизы на отдельные виды рыб, запасы отдельных видов рыб в реках РФ.
 • другие налоги и сборы, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.
 Учитывая, что виды предпринимательской деятельности тре­буют получения лицензии, указанные платежи относятся к стоимости прямых затрат на подготовку, проведение и подведе­ние результатов конкурсов и оформление, регистрацию выда­ваемых лицензий конкурсантам.
 Плата за пользование акваторией и участками морского дна взи­мается с пользователей, ведущих разведку полезных ископаемых в морской экономической зоне и на континентальном шельфе.
 Объем этих платежей определяется исходя:
 • из размера арендуемой площади,
 • конфигурации площади;
 • мощности водного слоя;
 • цели пользования недрами.
 Постановлением Правительства РФ №6306 (14 декабря 1996 г.) «О мерах по усилению государственного управления водными биологическими ресурсами» усилена охрана окружающей среды, в частности морских биологических ресурсов.
 Постановлением Правительства РФ №3784 «Об утверждении минимальных и максимальных ставок платы за пользование водными объектами по бассейнам рек, озер, моря и экономиче­ским районам», утвержденным 22 июля 1998 г., установлены минимальные и максимальные ставки платы при природополь­зовании:
 • поверхностными водными объектами в целях забора воды и сброса сточных вод;
 • территориальными водами РФ и внутренними морскими водами;
 • поверхностными водными объектами для целей гидро­энергетики и лесосплава, применения судовой тяги;
 • акваториями поверхностных водных объектов.
 14.4. Лесной доход
 Пользование лесным фондом в Российской Федерации платное.
 Лесной доход представляет собой совокупные платежи за пользование лесными ресурсами, которые включают лесные подати, арендную плату, плату за древесину, отпускаемую на корню. Лесной доход но­сит рентный характер и призван покрывать расходы на воспроизвод­ство лесных массивов.
 Лесные подати занимают основное место в составе лесного дохода. Они взимаются со всех пользователей лесным фондом, за исключением арендаторов.
 Объект обложения лесными податями — объем древесины на корню. С этой целью производится материальная оценка лесо­секи или запаса древесины в кубометрах по специальным табли­цам, отражающим объем стволов, и возможный выход готовой продукции.
 Маломерный и некондиционный лес отпускается по лесо­рубным билетам.
 Лесные подати являются платой за:
 • древесину, отпускаемую на корню;
 • заготовку живицы, второстепенных лесных материалов, сенокошение, пастьбу скота, промысловую заготовку ягод, грибов, лекарственных растений, технического сы­рья, размещение ульев и пасек и за другие виды побоч­ных лесных пользовании;
 • пользование лесным фондом для нужд охотничьего хо­зяйства;
 • пользование лесным фондом в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целях.
 Лесные подати могут взиматься в форме денежных платежей, части объема добытых лесных ресурсов или иной производимой пользователем продукции в виде разовых или регулярных пла­тежей с начала пользования участком лесного фонда в течение всего срока эксплуатации.
 Плату за древесину (лес), отпускаемую на корню, вносят лю­бые лесозаготовители (кроме арендаторов), получающие лесору­бочные билеты. Она полностью поступает в доход бюджета. За­готовители — леспромхозы, ведущие заготовку древесины, упла­чивают в бюджет лесные таксы по установленным срокам, по каждому из которых определяется процент перечислений.
 Порядок и сроки внесения платы за древесину, отпускаемую на корню, устанавливаются Министерством РФ по налогам и сборам по согласованию с Министерством финансов РФ в зави­симости от объемов предоставленных в пользование ресурсов и иных условий.
 Периодичность пересмотра минимальных ставок лесных пода­тей, включая плату за отпуск леса на корню, определяется орга­нами власти субъектов Федерации. Размер ставок и периодич­ность пересмотра лесных податей зависят от цен реализации и затрат на производство и добычу продуктов лесного пользования.
 Установленные ставки лесных податей используются в каче­стве минимальных (стартовых) ставок при организации лесных торгов, конкурсов, аукционов, при передаче участков лесного фонда в аренду.
 В аренду участки лесного фонда передаются на основании специального разрешения (лицензии) для следующих видов лес­ных пользований: заготовки древесины; живицы; второстепен­ных лесных материалов; побочных лесных пользований; пользо­вания лесным фондом для нужд охотничьего хозяйства, в науч­но-исследовательских, культурно-оздоровительных, туристиче­ских и спортивных целях.
 Арендаторами могут быть юридические лица, в том числе ино­странные, обладающие правом на пользование лесным фондом.
 Арендатор вносит арендную плату в размере и в сроки, опре­деленные лицензией, величина которой зависит от количества и качества лесных ресурсов, места расположения лесных участков. Основой для установления арендной платы служат ставки лес­ных податей. Величины арендной платы уточняются ежегодно.
 14.5. Водный налог
 В целях рационального использования водных ресурсов из­дан Федеральный закон № 2067 от 22 апреля 1998 г. «О плате за пользование водными объектами», который устанавливает пла­тельщиков, объекты платы, платежную базу, ставки платы, льготы по плате, определение суммы платы, порядок и сроки упла­ты; порядок зачисления.
 Плательщиком за пользование водными объектами призна­ются организации и предприниматели, осуществляющие пользо­вание водными объектами с применением сооружений, техниче­ских средств или устройств.
 Объектом платы признается пользование водными объектами с применением сооружений, технических средств или устройств в целях осуществления забора воды из водных объектов; удовле­творения потребности гидроэнергетики в воде; использования акватории водных объектов для лесосплава, осуществляемого без применения судовой тяги, а также для добычи полезных иско­паемых, организованной рекреации, размещения установок и оборудования для проведения буровых и строительных работ; осуществления сброса сточных вод в водные объекты.
 В зависимости от вида пользования водными объектами пла­тежной базой являются: объем воды, забранной из водного объ­екта; объем продукции (работ, услуг), произведенной при поль­зовании водным объектом без забора воды; площадь акватории используемых водных объектов; объем сточных вод, сбрасывае­мых в водные объекты.
 Минимальные и максимальные ставки платы по бассейнам рек, озерам, морям и экономическим районам устанавливаются Правительством РФ. Ставки платы по категориям плательщиков в зависимости от вида пользования водными объектами, состоя­ния водных объектов с учетом местных условий водообеспечения населения и хозяйственных субъектов устанавливаются субъектами Российской Федерации.
 14.6. Плата за землю
 Использование земли в РФ является платным. Форма­ми платы за землю являются:
 • земельный налог;
 • арендная плата;
 • нормативная цена земли.
 Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом.
 За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
 Для покупки и выкупа земельных участков в случаях, преду­смотренных законодательством РФ, а также для получения под залог земли банковского кредита устанавливается нормативная цена земли.
 Цель введения платы за землю — стимулирование рацио­нального использования, охраны и освоения земель, повышение плодородия почв, выравнивание социально-экономических ус­ловий хозяйствования на землях разного качества, обеспечение развития инфраструктуры в населенных пунктах, формирование специальных фондов.
 Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевла­дельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабиль­ных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с измене­ниями не зависящих от пользователя земли условий хозяйство­вания. Ставки земельного налога за земли всех категорий целе­вого назначения в районах проживания малочисленных народов Севера, а также за земли, используемые а качестве оленьих па­стбищ в других регионах РФ, устанавливаются органами законо­дательной (представительной) власти субъектов РФ.
 Плательщиками земельного налога и арендной платы являются: организации (независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, на которых они основаны, включая меж­дународные неправительственные организации, совместные предприятия с участием юридических лиц РФ и иностранных юридических лиц, и граждан, иностранные юридические лица), а также граждане РФ, иностранные граждане и лица без граж­данства, которым предоставлена земля в собственное владение, пользование или в аренду на территории РФ.
 Действие упрощенной системы налогообложения, учета, от­четности в соответствии с федеральным законом распространя­ется на организации с предельной численностью работающих до 15 человек независимо от вида осуществляемой ими деятельно­сти, включая численность работающих в их филиалах и подраз­делениях.
 Право выбора системы налогообложения, учета и отчетно­сти, включая переход к упрощенной системе или возврат к при­нятой ранее, предоставляется субъектам малого предпринима­тельства.
 Объектами обложения земельным налогом и взимания аренд­ной платы являются земельные участки, части земельных участков, земельные доли, предоставленные юридическим лицам и гражданам в собственность, владение или пользование.

<< Пред.           стр. 9 (из 21)           След. >>

Список литературы по разделу