<< Пред.           стр. 2 (из 3)           След. >>

Список литературы по разделу

  Таким образом, для федеральных судей в наибольшей степени было характерно восприятие населения как активной силы, способной оказывать влияние на развитие ситуации в стране. Этим их позиция отличается от научных работников, принимающих существующее положение вещей пассивно, как наследство, не подлежащее трансформации, или сотрудников милиции, которые хоть и признают "неразвитость правового сознания", но считают необходимым начинать его формирование сверху - с чиновничества. В отличие от сотрудников прокуратуры, во главу угла ставящих "рыночный смысл бюрократического рэкета" и толерантных к его практическому использованию, судьи считают, что общество должно проявлять активность в искоренении правовых двусмысленностей, к которым относится и бюрократический рэкет. Причем, активность как внутреннюю - формирование у самих себя правового сознания, так и внешнюю - участие в выборах исполнительной власти и оказание необходимого давления для пересмотра негодных законов.
 
 4. Анализ статистических данных, характеризующих состояние коррупционной преступности в Саратовской области.
 
  Таблица №1.
  Сведения о состоянии преступности за январь-май 2005 года в России, Приволжском Федеральном округе и Саратовской области.
  РОССИЯ Приволжский Федеральный округ Саратовская область Против интересов государственной службы. 14605 2607 128 Динамика -3,7 -0,2 -5.9 Взяточничество 5022 1063 83 Динамика 0,4 21,8 9.2 Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности 2437 324 16 Динамика 0,9 -0,6 -1,2 Регистрация незаконных сделок с землей 3042 1063 40 Динамика 3,8 1,1 -0,8
  В этой таблице нами приведены сведения о количестве совершенных (зарегистрированных) преступлений, входящих в бюрократический рэкет. Согласно данным статистики, в Саратовской области наблюдается тенденция к снижению числа таких преступлений как воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности (ст. 169 УК РФ), регистрация незаконных сделок с землей (ст. 170 УК РФ), злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ), незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ) и служебный подлог (ст. 292 УК РФ) (последние три состава объединены статистикой как "против интересов государственной службы"). В то же время темпы роста взяточничества в Саратовской области продолжают оставаться одними из самых высоких в стране.
  Хотя у грантополучателя вызывает сомнения статистика по регистрации незаконных сделок с землей. Притом, что по России и Приволжскому Федеральному округу наблюдается рост числа преступлений данного вида (за отчетный период в Приволжском Федеральном округе было совершено, в Саратовской области показатели неправдоподобно благополучные. Возможно, что по каким-либо объективным причинам (особые методики превентивных мер в данном направлении, сравнительно небольшое число сделок с землей в области и т.д.) эта форма бюрократического рэкета действительно слабо развита в Саратовской области, но, учитывая результаты нашего анкетирования (большинство, столкнувшись с бюрократическим рэкетом, не обращается в правоохранительные органы) думается, что реальный уровень данного вида преступлений значительно выше.
 
 Таблица №2.
  Сведения о количестве возбужденных и прекращенных уголовных дел прокуратурами и ОВД20 Саратовской области за январь-май 2005 года.
  Состав преступления Возбуждено Прекращено злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ) 55 1 незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ) 40 6 служебный подлог (ст. 292 УК РФ) 54 3 получение взятки (ст. 290 УК РФ) 88 2 воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности (ст. 169 УК РФ) 23 1 регистрация незаконных сделок с землей (ст. 170 УК РФ) 50 1
  Не так давно прокурор Саратовской области А. Бондар заявил, что в нашей области 98% возбужденных уголовных дел направляются в суд, и, судя по статистике, это действительно так. Обращает на себя внимание только ситуация с незаконным участием в предпринимательской деятельности - здесь уголовные дела прекращаются несколько чаще, чем по остальным составам бюрократического рэкета.
 
 Таблица №3.
  Сведения о количестве прекращенных, возвращенных прокурору и принятых к рассмотрению уголовных дел судами Саратовской области за январь-май 2005 года.
  Состав преступления Прекращено Возвращено прокурору Принято к рассмотрению злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ) 0 5 49 незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ) 0 6 28 служебный подлог (ст. 292 УК РФ) 0 0 51 получение взятки (ст. 290 УК РФ) 1 2 83 воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности (ст. 169 УК РФ) 2 4 16 регистрация незаконных сделок с землей (ст. 170 УК РФ) 1 8 40 Эта таблица подтверждает слова наших экспертов. Суды Саратовской области вынуждены возвращать уголовные дела о преступлениях, входящих в бюрократический рэкет, прокурору, так как зачастую обвинительное заключение или обвинительный акт составлены с нарушением требований УПК РФ, копия обвинительного заключения или обвинительного акта не была вручена обвиняемому, при ознакомлении обвиняемого с материалами уголовного дела ему не были разъяснены права, предусмотренные ч.1 ст. 217 УПК РФ или имеются другие основания для возвращения уголовного дела прокурору.
 
 Заключение
  Итак, проведено еще одно социологическое исследование, посвященное проблеме коррупции. И вновь неутешительные, но легко прогнозируемые итоги.
  Грантополучатель, проанализировав современное российское и международное законодательство и некоторые проекты законов, а также теоретические изыскания ведущих российских правоведов, пришел к выводу, что термин "коррупция" в силу своей крайней неоднозначности мешает полному, объективному и всестороннему исследованию так называемых "служебных" преступлений и некоторых преступлений в сфере экономической деятельности в совокупности (а о том, что эти преступления давно и тесно взаимосвязаны уже много лет свидетельствует практика) и потому предложил новый термин для обозначения данной совокупности - "бюрократический рэкет". К бюрократическому рэкету грантополучатель отнес 6 составов преступлений: воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности (ст. 169 УК РФ), регистрация незаконных сделок с землей (ст. 170 УК РФ), злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ), незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ), получение взятки (ст. 290 УК РФ) и служебный подлог (ст. 292 УК РФ).
  Как показало проведенное нами анкетирование населения саратовской области, реальный уровень бюрократического рэкета в Саратовской области много выше приводимого официальной статистикой, так как, с одной стороны, население не обращается в правоохранительные органы, столкнувшись с фактами бюрократического рэкета, ибо не верит в то, что помощь будет оказана, считает правоохранительные органы и чиновничество связанными круговой порукой; с другой стороны, правоохранительные органы нередко отказываются принимать от граждан заявления о преступлениях, необоснованно отказывают в возбуждении уголовного дела или необоснованно прекращают уже возбужденные уголовные дела. Когда же уголовное дело доходит до суда, уже суд в свою очередь нередко выносит необоснованный оправдательный приговор. Экспертный опрос и статистические данные из прокуратуры Саратовской области, ГУВД Саратовской области и Управления Судебного Департамента Саратовской области подкорректировали данные, полученные в результате социологического опроса. Выяснилось, что на самом деле оправдательные приговоры по делам о преступлениях, входящих в бюрократический рэкет - редкость, также редко в ходе предварительного следствия прокуратура прекращает уголовные дела (чего не скажешь о милиции). В то же время экспертный опрос подтвердил тот факт, что в милиции зачастую отказываются принимать от граждан заявления о преступлениях или необоснованно отказывают в возбуждении уголовного дела, связанного с бюрократическим рэкетом. Было установлено, что нередко уголовные дела о преступлениях, входящих в бюрократический рэкет, возвращаются судом прокурору, и больше в суд не возвращаются. Эксперты-сотрудники милиции не скрывали, что бюрократический рэкет развит и среди них самих21.
  Большинство опрошенных жителей Саратовской области главной причиной бюрократического рэкета считают низкий моральный уровень чиновников. Эксперты называли другие причины бюрократического рэкета: несовершенство законов, гипертрофированность функций государства и роли чиновников, готовность людей использовать существующие механизмы коррупции для решения собственных проблем, низкие зарплаты должностных лиц, многовековая традиция взяточничества в России.
  Прежде чем грантополучатель попытается дать собственные рекомендации по усовершенствованию антикоррупционного законодательства, хотелось бы предложить некоторые меры противодействия бюрократическому рэкету неуголовного характера:
  * создание института общественных наблюдателей за конкурсным распределением бюджетных средств;
  * мониторинг органов государственной и муниципальной власти на предмет выявления ситуаций, провоцирующих конфликт интересов
  * проведение исследования деятельности фирм, которые дублируют государственные функции, решая многие "нерешаемые" проблемы быстро, но за деньги; анализ оправданности их деятельности;
  * создание экспертных групп по анализу процессов приватизации жилого фонда и работы иммиграционных служб;
  * анализ законов о предпринимательской деятельности на предмет выявления положений, способствующих возникновению и распространению коррупции;
  * сделать доступной информацию о деятельности конкретных структур, наиболее активно влияющих на нашу жизнь (земельные комитеты, кадастровые палаты, регистрационные центры и т.п.), с перечислением их прав и обязанностей, телефонов и фамилий руководителей;
  * разработать и осуществить форму участия населения в принятии решений об отводе земельных участков, размещении государственных и муниципальных заказов.
  Говоря же об усовершенствовании антикоррупционного законодательства, хочется высказать следующие мысли. Во-первых, наша страна нуждается в принятии специального закона, посвященного бюрократическому рэкету (проекты законов "Основы антикоррупционной политики" и "О противодействии коррупции" уже несколько лет бесцельно кочуют по комитетам и комиссиям Государственной Думы, но "воз и ныне там"). Во-вторых, требуются серьезные изменения в Уголовном кодексе РФ.
  На мой взгляд, необходимо существенно ужесточить наказание за преступления, относящиеся к бюрократическому рэкету. Более того, следует внести изменения в структуру кодекса, объединив вышеназванные 6 составов преступлений в одну главу в разделе "Преступления против государственной власти". И, наконец, главное - это переформулировка существующих составов преступлений. Так, например, УК РФ предусматривает уголовную ответственность за регистрацию незаконных сделок с землей. Но почему законодатель ограничивается только сделками с землей? По признаку наибольшей общественной опасности? Но, например, регистрация незаконных сделок с жилыми и нежилыми помещениями на практике встречается не реже, а может быть, и чаще, чем регистрация незаконных сделок с землей. Так почему бы не установить ответственность за регистрацию любых заведомо незаконных сделок?
  На наш взгляд, следует выделить отдельным составом вымогательство взятки, так как по своей общественной опасности данное преступление не может стоять в одном ряду с получением взятки группой лиц или получением взятки в крупном размере. Вымогательство взятки - это активные преступные действия должностного лица, а не пассивное "принятие" взятки.
  Нуждается в дифференциации такой состав преступления как служебный подлог. Ведь имеет большое значение, какой ущерб был причинен государству или гражданам внесением в официальные документы должностным лицом заведомо ложных сведений.
  Но все же главное для эффективной борьбы с бюрократическим рэкетом - создание такой системы правоохранительных и судебных органов, при которой преступники бы сознавали, что, уголовное дело, будучи возбужденным против них, не прекратится вдруг, что наказание неотвратимо. Именно на создание этой системы и должно направить все силы и средства наше государство, потому что, по нашему глубокому убеждению, бюрократический рэкет на сегодняшний день - это проблема номер один.
 
 ПРИЛОЖЕНИЯ.
 
 Приложение №1.
 Анкета для социологического опроса среди населения Саратовской области.
 
 Уважаемые жители Саратовской области!
  Саратовский Центр по исследованию проблем организованной преступности и коррупции просит Вас принять участие в нашем исследовании "Бюрократический рэкет в регионах России (на основе данных Саратовской области)" и ответить на вопросы предоставленной Вам анкеты. Просим Вас обвести номер выбранного ответа, возможен выбор только одного варианта ответа. Анонимность гарантируется, результаты будут обрабатываться в обобщенном порядке.
 
 1. Бюрократический рэкет - подкуп должностных лиц, занимающих посты в государственных (муниципальных) органах и учреждениях, вымогательство взятки должностными лицами, воспрепятствование ими законной предпринимательской деятельности, регистрация ими незаконных сделок с землей, незаконное покровительство должностного лица отдельным организациям. Как вы относитесь к бюрократическому рэкету:
 1) осуждаю
 2) не вижу в нем ничего плохого
 3) участвую сам
 4) мне все равно
 5) затрудняюсь ответить
 2. Приходилось ли Вам сталкиваться с фактами подкупа должностного лица:
 1) подкупал неоднократно - жизнь такая
 2) однажды пришлось подкупить
 3) у меня вымогали взятку, но я не дал
 4) слышал от знакомых
 5) навязывал, но не взяли
 6) сам не прочь бы получить взятку, так как все это делают
 7) хотел бы сам дать взятку, чтобы решить свои дела быстрее, но боюсь
 8) я с этим не сталкивался
 9) затрудняюсь ответить
 3. В какой сфере общественной жизни Вы чаще сталкиваетесь с бюрократическим рэкетом?
 1) образование
 2) здравоохранение
 3) культура
 4) спорт
 5) в сфере деятельности органов исполнительной власти (федеральных, региональных, местных)
 6) жилищно-коммунальный сектор
 7) в сфере деятельности судебных органов
 8) в сфере деятельности правоохранительных органов
 9) другое (что именно)_______________________________
 10) 10) трудно определить
 11) 11) я не сталкивался с бюрократическим рэкетом
 12) 12) затрудняюсь ответить
 4. На какую сумму Вам пришлось дать (обычно приходится давать) взятку (в том числе в форме подарка, услуги)?
 1) до 500 рублей
 2) от 500 до 1000 рублей
 3) от 1000 до 5000 рублей
 4) от 5000 до 10000 рублей
 5) от 10000 до 20000 рублей
 6) свыше 20000 рублей
 7) я взяток не давал
 8) затрудняюсь ответить
 5. По какой причине чиновники берут (вымогают) взятки:
 1) взяточничество фактически остается безнаказанным
 2) вынуждены брать, так как у них низкая зарплата
 3) у них большая степень свободы в принятии решений
 4) низкий моральный уровень
 5) снисходительное отношение общества к фактам взяточничества
 6) всех это устраивает
 7) круговая порука взяточников
 8) не знаю
 6. Сталкивались ли Вы с фактами неправомерного отказа в государственной регистрации индивидуального предпринимателя или организации либо уклонения от их регистрации?
 1) сталкиваюсь на каждом шагу
 2) несколько раз сталкивался
 3) слышал от знакомых
 4) не могу с уверенностью утверждать, что это было незаконно, но крайне подозрительно
 5) не сталкивался
 6) затрудняюсь ответить
 7. Сталкивались ли Вы с фактами неправомерного отказа в выдаче лицензии на осуществление определенной деятельности либо уклонения от ее выдачи?
 1) сталкиваюсь постоянно
 2) несколько раз сталкивался
 3) слышал от знакомых
 4) не могу с уверенностью утверждать, что это было незаконно, но крайне подозрительно
 5) не сталкивался
 6) затрудняюсь ответить
 8. Известны ли Вам случаи ограничения прав предпринимателя или организации в зависимости от организационно-правовой формы (индивидуальный предприниматель, производственный кооператив, общество с ограниченной ответственностью и т.д.)?
 1) сам от этого пострадал
 2) известны
 3) слышал от знакомых
 4) не могу с уверенностью утверждать, что это было незаконно, но крайне подозрительно
 5) не известны
 6) затрудняюсь ответить
 9. Известны ли Вам случаи регистрации незаконных сделок с землей, совершенные должностными лицами из корыстной или иной личной заинтересованности?
 1) сам от этого пострадал
 2) известны
 3) слышал от знакомых
 4) не могу с уверенностью утверждать, что это было незаконно, но крайне подозрительно
 5) не известны
 6) затрудняюсь ответить
 10. Известны ли Вам случаи создания должностным лицом (лично или через доверенных лиц) организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность с последующим предоставлением такой организации льгот, преимуществ или иного покровительства?
 1) у нас это в порядке вещей
 2) известны
 3) слышал от знакомых
 4) не известны
 5) затрудняюсь ответить
 11. Столкнувшись с фактами бюрократического рэкета, обращались ли Вы в правоохранительные органы?
 6) обращался, и виновные были наказаны
 7) обращался, дело дошло до суда, но в суде был вынесен оправдательный приговор
 8) обращался, мое заявление приняли, дело возбудили, но до суда оно не дошло
 9) обращался, мое заявление приняли, но дело не возбудили
 10) обращался, но мое заявление не приняли
 11) не обращался
 12) я не сталкивался с фактами бюрократического рэкета
 13) затрудняюсь ответить
 12. С какой из форм бюрократического рэкета вы сталкиваетесь чаще всего?
 1) получение (вымогательство) взятки должностными лицами
 2) неправомерный отказ в государственной регистрации индивидуального предпринимателя или организации (уклонение от их регистрации)
 3) неправомерный отказ в выдаче лицензии на осуществление определенной деятельности (уклонение от ее выдачи)
 4) ограничение прав предпринимателя или организации в зависимости от организационно-правовой формы
 5) регистрация незаконных сделок с землей
 6) создание должностным лицом (лично или через доверенных лиц) организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность с последующим предоставлением такой организации льгот, преимуществ или иного покровительства
 7) злоупотребление должностными полномочиями
 8) трудно определить
 9) я не сталкивался ни с одной из форм бюрократического рэкета
 10) затрудняюсь ответить
 13. Как, на Ваш взгляд, большинство россиян относится к бюрократическому рэкету:
 1) осуждают
 2) участвуют сами
 3) равнодушны
 4) не видят в нем ничего плохого
 5) не знаю
 14. Как Вы думаете, какое место занимает Россия в мире по масштабам коррупции:
 1) Россия - одна из самых коррумпированных стран
 2) Россия - в середине списка всех стран
 3) Россия - одна из наименее коррумпированных стран
 4) не знаю
 15. Как Вы думаете, какое место занимает Саратовская область среди регионов России по масштабам коррупции и бюрократического рэкета как ее разновидности:
 1) Саратовская область - среди самых коррумпированных регионов
 2) Саратовская область - в середине списка всех регионов
 3) Саратовская область - один из наименее коррумпированных регионов
 4) не знаю
 16. Для каких стран более всего характерны бюрократический рэкет и коррупция:
 1) бедных, развивающихся
 2) богатых, развитых
 3) с переходной экономикой
 4) не знаю
 17. Какая форма собственности более всего способствует развитию бюрократического рэкета:
 1) государственная
 2) частная
 3) смешанная (частно-государственная)
 4) не знаю
 18. Какая экономическая система более всего порождает бюрократический рэкет:
 1) рыночная
 2) плановая
 3) смешанная
 4) не знаю
 19. Какие экономические методы борьбы с бюрократическим рэкетом Вы считаете наиболее эффективными:
 1) суровое материальное наказание
 2) высокие должностные оклады
 3) материальное поощрение информаторов (доносчиков)
 4) экономические методы бесполезны
 5) иные методы (укажите какие)__________________________
 6) затрудняюсь ответить
 20. Какие социально-психологические методы борьбы с бюрократическим рэкетом были бы, на Ваш взгляд, эффективны:
 1) широкая пропаганда разрушающего воздействия коррупции на экономику и общество;
 2) изучение в школе произведений Островского, Салтыкова-Щедрина, Гоголя, других авторов, бичующих коррупцию
 2) моральное поощрение информаторов (доносчиков)
 3) иные методы (укажите какие)___________________________
 4) ничего не поможет
 5) затрудняюсь ответить
 21. Введение какого уголовного наказания могло бы снизить уровень бюрократического рэкета:
 1) введение расстрела (как в Китае)
 2) конфискация имущества и заключение на длительный срок
 3) запрет в дальнейшем работать в государственных органах
 4) иное наказание (укажите какое)_____________________
 5) главное - не суровость наказания, а его неизбежность
 6) ничего не поможет
 7) затрудняюсь ответить
 22. Какое из приведенных ниже утверждений Вы считаете наиболее верным:
 1) бюрократический рэкет - это мотор экономики, дал взятку - дело идет
 2) бюрократический рэкет подавляет конкуренцию
 3) где есть бюрократический рэкет, там нет рыночной экономики
 4) бюрократический рэкет подавляет таланты, тормозит прогресс
 5) бюрократический рэкет не влияет на развитие экономики, не надо обращать на него внимание
 6) бюрократический рэкет поглощает средства, необходимые для инвестиций в экономику
 7) бюрократический рэкет - это власть богатых
 8) затрудняюсь ответить
 23. Каково влияние на отношение к бюрократическому рэкету современных российских литературы и кино:
 1) создают ощущение обреченности (бороться бесполезно, преступный мир сильнее)
 2) порождают оптимизм (зло всегда будет наказано, хорошие люди и органы правопорядка вызывают уважение)
 3) нет никакого влияния
 4) не знаю
 24. Какие виды бюрократического рэкета имеют у нас наибольшее распространение:
 1) индивидуальный
 2) организованный (групповой)
 3) подчиненные делятся доходами с начальниками
 4) начальники делятся доходами с подчиненными
 5) не знаю
 25. Укажите Ваш пол:
 1) мужской
 2) женский
 26. Укажите Ваш возраст:_________________________
  27. Город, в котором Вы проживаете:
 1) Саратов
 2) Энгельс
 3) Аткарск
 4) Ртищево
 28. Укажите Ваше место работы (учебы), профессию _________________________________________________________
 
 29. Ваши предложения по искоренению бюрократического рэкета?
 
 
 
 
 
 
 
 Приложение №2.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Приложение №3.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Приложение №4.
 
 
 
 
 
 
 
 
 

<< Пред.           стр. 2 (из 3)           След. >>

Список литературы по разделу