<< Пред.           стр. 4 (из 5)           След. >>

Список литературы по разделу

  Подобно Авалокитешваре, Гуань-Ши-Инь прошел через несколько преображений, но ошибочно сказать, что он является современным измышлением северных буддистов, ибо под другим наименованием он был известен от самых ранних времен. Сокровенное Учение говорит: "Он, кто первым проявляется при Обновлении, появится последним перед Поглощением (Пралайа)". Так Логосы всех народов, начиная от ведического Вишвакармана Мистерий до Спасителя, современных цивилизованных наций, суть "Слово", которое было "в Начале", или пробуждение деятельных Сил Природы с Единым АБСОЛЮТОМ. Рожденный Огнем и Водою, прежде чем они стали определенными элементами, Он был "Творцом", формовщиком или планировщиком всего сущего. "Без него ничто не было сотворено из того, что было сотворено. В нем была жизнь; и жизнь была Светом людей"; и, в конце концов, он может быть назван, чем он всегда и был, Альфою и Омегою Проявленной Природы. "Великий Дракон Мудрости рождается из Огня и Воды и все вновь будет поглощено с ним в Огонь и Воду"330. Этот Бодхисаттва, как сказано, "принимает любую форму, нравящуюся ему", от начала Манвантары до её конца, хотя его определенное рождение или памятный день, согласно "Цзинь-гуань-мин-цзин" или "Лучезарной Сутре Золотого Света", празднуется во втором месяце на девятнадцатый день, а день рождения Майтрейи Будды в первый день первого месяца, тем не менее, оба едины. Он появится, как Майтрейа Будда, последний из Аватаров или Будд, в Седьмой Расе. Это верование и ожидание обще всему Востоку. Но не в Кали Юге, в наш ужасающий материалистический век тьмы, "Черный Век", может появится Новый Спаситель. Кали Юга есть "Золотой Век"(!) только в мистических писаниях некоторых французских псевдо-оккультистов331. Потому ритуал в экзотерическом культе этого Божества был основан на магии. Все Мантры взяты из особых книг, хранящихся священнослужителями втайне; и каждая из них производит, как это утверждается, магическое действие; ибо тот, кто их произносит или просто читает нараспев, производит скрытую причинность, выражающуюся в немедленных следствиях. Гуань-Ши-Инь есть Авалокитешвара и оба они суть формы Седьмого Всемирного Принципа; тогда как в своем высшем метафизическом аспекте это Божество является синтетическою совокупностью всех Планетарных Духов, Дхиан-Коганов. Он есть "Само-Проявленный"; короче говоря, "Сын Отца". Он Увенчан семью драконами и над его статуей начертана надпись Пу-цы-цюнь-лин "Всемирный Спаситель всех живых существ".
  Конечно, имя, данное ему в архаическом томе Станцев, совершенно другое, но Гуань-Инь является совершенным эквивалентом. В храме Пу-то, священного острова буддистов в Китае, Гуань-Ши-Инь изображен плывущим на черной водяной птице (Калахамса) и изливающим на головы смертных эликсир жизни, который, по мере того, как он изливается, превращается в одного из главных Дхиани-Будд, Владыку звезды, называемой "Звездою Спасения". В своем третьем преображении Гуань-Ши-Инь - вдохновляющий Дух или Гений Воды. В Китае верят, что Далай-Лама является воплощением Гуань-Ши-Инь, который в своем третьем, земном появлении, был Бодхисаттвою, тогда как Таши-Лама есть воплощение Амитабы Будды или Готамы.
  Нужно отметить мимоходом, что, воистину, писатель должен обладать вольным воображением, чтобы всюду находить фаллический культ, как это делают McClatchey и Hargrave Jennings. Первый открывает "древних фаллических богов, изображенных под двумя очевидными символами Цзянь или Ян, который есть membrum virile, и Кунь или Инь - pudendum muliebre"332. Подобное толкование кажется тем более странным, что Гуань-Ши-Инь (Авалокитешвара) и Гуань-Инь помимо того, что они, покровительствующие Божества буддийских аскетов, Йогов Тибета, считаются Богами Целомудрия и в своем эзотерическом значении являются даже не тем, чем старается их изобразить Рис Дэвид в своем "Буддизме": "Имя Авалокитешвара.... означает "Владыка, смотрящий вниз свыше"333. Также Гуань-Ши-Инь не есть "Дух Будд, присутствующий в Храме", но переданное буквально, оно означает "Владыка, который видим", и в одном смысле - "Божественное Я, постигаемое посредством Я" - человеческим Я - то есть, Атман или Седьмой Принцип, слитый со Вселенной, который постигается или является предметом постижения через Буддхи, Шестой Принцип или Божественную Душу человека. В еще более высоком смысле Авалокитешвара - Гуань-Ши-Инь, рассматриваемый, как седьмой Мировой Принцип, есть Логос, постигаемый Мировым Буддхи или Душою, как синтетическая Совокупность Дхиани-Будд; и не "Дух Будды, присутствующий в Храме", но Вездесущий Вселенский Дух, проявленный в храме Космоса или Природы. Эта этимология слов Гуань и Инь стоит наравне с этимологией востоковедов слова Йогиня, которое, как говорит нам Харгрев Дженнингс, есть санскритское слово и "в просторечии произносится, как: Джоги или Зоги(!!) и является..... эквивалентом Sena и совершенно тождественно с Duti или Dutika", т. е., со священной проституткой храма, почитаемой, как Иони или Шакти"334. "Книги о нравственности (в Индии) учат верную жену избегать общества Йогинь или женщин, которые почитаются, как Шакти"335. После этого ничто не должно удивлять нас. И потому мы едва улыбаемся, находя другую извращенную нелепость, по которой "Будх" есть имя, "означающее не только солнце, как источник зарождения, но также мужской орган"336. Макс Мюллер, рассуждая о "Лживых Аналогиях", говорит, что "наиболее известный синолог своего времени Абель-Ремюза...... утверждает, что три слога И-Си-Вэй (в четырнадцатой главе Дао-дэ-цзин) означали Jehovah"337. Также Отец Амиот "был уверен, что три Лица Троицы могли быть узнаны" в том же труде. И если Абель Ремюза мог так понять это, то почему не ожидать того же от Харгрева Дженнигса? Каждый ученый признает всю нелепость в усмотрении в слове "Будх", означающем "просвещенный" и "пробужденный", фаллический символ.
  Гуань-Ши-Инь мистически означает "Сын, тождественный своему Отцу", или Логос, Слово. В Станце III он именуется "Драконом Мудрости", ибо все Логосы, древних религиозных систем, связаны с символом змия. В древнем Египте Бог Нахбкун, "тот, кто объединяет двойники" изображался, как огромный Змий на человеческих ногах, с руками или же без рук. Это означало Астральный Свет, соединяющий своей двуначальной мощью, физиологической и духовной, Божественно-Человеческое с его чисто Божественной Монадою, Прообразом в "Небесах" или в Природе. Это было эмблемой воскрешения Природы; Христа у офитов; и Иеговы, в виде медного Змия, исцелявшего каждого взиравшего на него. Змий также был эмблемой Христа у темплиеров, это доказывается степенью Темплиера в Масонстве. Символ Хнуфа (также Кхум) или Души Мира, говорит Шамполлион, "изображается кроме других форм, также в виде огромного змия на человеческих ногах; это пресмыкающееся, будучи эмблемою Доброго Гения и истинного Агатодемона, иногда носит бороду"338.
  Это священное животное, таким образом, тождественно со змием офитов и изображено на многочисленных резных камнях, называемых гностическими или царственными геммами. Оно появляется на них с различными головами человеческими и животными. И на всех геммах, на которых оно встречается, выгравировано имя ??????? (CHNOUBIS) Символ этот тождественен с тем, который, согласно Ямвлиху и Шамполлиону, назывался - "Первым среди Небесных Богов", Богом Гермесом или Меркурием у греков, и которому Гермес Трисмегист приписывает изобретение Магии и первое посвящение людей в это искусство. Меркурий есть Будх, Мудрость, Озарение или "Пробуждение" в божественную Науку.
  В заключение скажем - Гуань-Ши-Инь и Гуань-Инь являют два аспекта, мужской и женский, одного и того же начала в Космосе, Природа и Человек, Божественная Мудрость и Разум. Они - Кристос-София мистических гностиков, Логос и его Шакти. В своем устремлении выразить некоторые тайны, которые никогда не должны быть вполне поняты профанами, древние, зная, что ничто не может быть сохранено в человеческой памяти без какого либо внешнего символа, избрали, часто смешные для нас, изображения Гуань-Ин'ов, чтобы напомнить человеку о его происхождении и его внутренней природе. Однако, для непредубежденного ума Мадонны в кринолинах и Христы в белых лайковых перчатках должны казаться гораздо более нелепыми, нежели Гуань-Ши-Инь и Гуань-Инь в их драконовом обличий. Субъективное почти не может быть выражено в объективном. Потому если символическая формула пытается охарактеризовать то, что превышает научное рассуждение и часто значительно превосходит наш рассудок, то она должна выйти за пределы этого рассудка в той или иной форме, ибо, иначе, она исчезнет из памяти человечества.
  ___________
 
  1 Что касается "Божественного Откровения", то мы согласны. Но не в отношении "Истории Человечества". Ибо большинство Аллегорий и "Мифов" Индии содержат историю и реальные события, действительно имевшие место и сокрытые в них.
  2 Когда исчезнут "ложные теологии", тогда истинные доисторические реальности будут найдены, содержащиеся, особенно, в мифологии арийцев и древних индусов, и даже до-Гомеровских греков.
  3 Смотри отд. VII, "Deus Lunus" (Лунный Бог)
  4 Взято из одного манускрипта.
  5 "Guide au Musee de Boulaq", стр. 148-9.
  6 Как сказано в "Разоблаченной Изиде" (II, 438-9): "Но ныне, несмотря на все противоречия и все исследования, история и наука остаются в том же неведении относительно происхождения евреев. Они могут с таким же успехом быть признаны племенем Чандала, изгнанным из древней Индии, "каменщиками", которые упоминаются Веда-Виасою и Ману, как и финикийцами Геродота или же гиксосами Иосифа, или потомками палийских пастухов, или же смешением всех этих народностей. Библия называет тирян народом родственным и претендует на владычество над ними... Но, каково бы ни было их происхождение, они вскоре после Моисея стали гибридами, народом смешанным, ибо Библия указывает на легкость, с какою они вступали в матримониальные связи не только с хананеями, но и с любой народностью или расою, с которой они приходили в соприкосновение".
  7 "Knowledge", I. См. также письмо Петри к Академии, 17 Дек., 1881 г.
  8 "The Origin and Significance of the great Pyramid", Стр. 9.
  9 Ор. cit., I, 519.
  10 "The Origin and Significance of the great Pyramid", стр. 93.
  11 VII, 13.
  12 Стр. 224.
  13 Т. I, часть 1, стр. 46.
  14 X, 10.
  15 См. "Разоблаченную Изиду", II, стр. 442-3.
  16 Исход, II, 21.
  17 George Smith, "Chaldean Account of Genesis", стр. 299-300.
  18 Исход, II, 3.
  19 Напомним, сколько раз эзотерическая религия Моисея была подавлена и заменена культом Иеговы, восстановленным Давидом и поставленным на свое место, например, Иезекиилом: сравн. в "Разоблаченной Изиде" (II, 436-42). Вероятно, были веские причины, почему саддукеи, поставлявшие почти всех первосвященников Иудеи, примкнули к Закону Моисея и отвергли, так называемые, "Книги Моисея" - Пятикнижие синагоги и Талмуд.
  20 Еще раз припомните индусского Виттоба, распятого в пространстве; значение "священного знака" Свастики; Платоновского человека, распятого в пространстве и пр.
  21 См. ниже описание древнего посвящения арийцев: Вишвакарман, распинающий на крестообразном срубе солнце, Викарттана, лишенное своих лучей.
  22 "Primeval Man Unveiled" или "Anthropology of the Bible" автора (неизвестного) книги: "The Stars and the Angels", 1870, стр. 14.
  23 Op. cit., стр. 195.
  24 Особенно, ввиду доказательства, даваемого самою узаконенною Библиею в Книге Бытия (IV, 16, 17), где говорится о Каине, ушедшем в страну Над и женившемся там.
  25 Ibid., стр. 194.
  26 "Primeval Man Unveiled", стр. 55.
  27 Ibid., стр. 206-7.
  28 Деяния, XVII, 23, 24.
  29 Taittiriyaka Upanishad, Второй - Valli, Первый - Anuvaka.
  30 Послание к Ефесянам, VI, 12.
  31 Оракулы Зороастра - "Эффат", XVI.
  32 "Георгики", II, 325.
  33 "Разоблаченная Изида".
  34 Ор. cit., 1, 5-13. Перевод Бурнелля.
  35 Идеальная вершина Треугольника Пифагора.
  36 См. перевод А. Кок. Бурнелля изд. Эд. Хопкинса.
  37 Ахамкара, как всемирное Самосознание, имеет троичный аспект так же, как и Манас. Ибо это "понятие Себя (Я) или Ego есть, или Саттва, чистый покой", или проявляется, как раджас, "деятельность", или остается "тамасом" "стоячим", погруженным во тьме. Оно принадлежит Небу и Земле и принимает свойства Эфира.
  38 См. Санкхья Карика, III и комментарии.
  39 Слово "Вечность", которым христианские богословы переводят термин - "во веки веков", не существует в еврейском языке. "Улам", - говорит Ле Клерк, означает только время, начало и конец которого неизвестны. Оно не означает "бесконечной длительности" и термин "во веки" в Ветхом Завете означает лишь "долгое время". Также слово "вечность" в Пуранах употребляется не в христианском смысле. Ибо в Вишну Пуране ясно установлено, что под "Вечностью" и "Бессмертием" подразумевается лишь - "существование до конца Кальпы". (Книга II, гл. III).
  40 Орфическая Теогония по своему духу чисто восточная и индусская. Последовательные превращения, испытанные ею, значительно отдалили ее от духа древней космогонии, как можно убедиться в этом даже при сравнении ее с Теогонией Гесиода. (См. замечательный труд Якова Дармештетера "Cosmogonies Aryennes" в его Essais Orientaux). Итак, первоначальное представление греков о Хаосе принадлежит религии Тайной Мудрости. У Гесиода хаос также безграничен, беспределен, безначален и без конца на всем протяжении времени одновременно и абстракция и видимое присутствие. Пространство, наполненное тьмою, которая есть первичная материя в своем до-космическом состоянии. Ибо в этимологическом смысле Хаос есть пространство, согласно Аристотелю; пространство в нашей философии есть Божество вечно Невидимое и Непознаваемое.
  41 Проявленный Дух, Абсолютный, божественный Дух един с абсолютной Божественной Субстанцией. Парабраман и Мулапракрити едины по существу. Потому Космическая мыслеоснова и Космическая Субстанция в своем первичном свойстве также едины.
  42 Сефер Иецира, гл. I, Мишна IX.
  43 Там же. Абраам происходит от "Арба".
  44 Зохар, I, 2.
  45 Сефер Иецира. Мишна IX, 10.
  46 "Contributions to the Theory of Natural Selection".
  47 "Тимей" - Платона.
  48 Свида, sub voce "Тиррения". Cм. "Ancient Fragments" - Кори, стр. 309, второе издание.
  49 Читатель должен понимать, что под "годами" подразумеваются "века", а не простые периоды в тринадцать лунных месяцев каждый.
  50 См. греческий перевод Филона Бабилоса.
  51 Кори, Ор. cit., стр. 3.
  52 "Разоблаченная Изида", I, 342.
  53 Мифра рассматривался у персов как Theos ek petras - бог от скалы.
  54 Примечание переводч. Ведийский Mitra и авест. Mithra. Автор, вероятно, имеет в виду богиню Anahita, обычно ассоциируемую с богом солнца: воителем Митрою.
  55 Борджь, огненная гора, вулкан; потому он содержит огонь, камень, землю и воду: мужские активные и женские пассивные элементы. Миф этот полон значения.
  56 Ор. cit., I, 156.
  57 Henry Pratt, М. D. - "New Aspects of Life".
  58 Сифра ди-Цениута, I, 16.
  59 Дамасций в своей Теогонии называет это Dis, "Распределителем" всех вещей. Cory - "Ancient Fragments", стр. 314.
  60 "Разоблаченная Изида", I, 341.
  61 "Migration of Abraham", 32. (Переселение Авраама).
  62 У греков все речные боги являются Сынами Первичного Океана - Хаоса, в его мужском аспекте и были соответственными предками эллинских народов. Для них Океан был Отцом Богов. Таким образом, в этом они предупредили теорию Фалеса, как справедливо заметил Аристотель (Метаф., I, 3-5).
  63 XXVI, 5.
  64 "Разоблаченная Изида", 1, 133-4.
  65 Дух или сокрытый голос Мантр; активное проявление скрытой силы или оккультной потенции.
  66 По орфографии "Archaic Dictionary".
  67 Мы имеем в виду не общераспространенную или принятую Библию, но настоящее еврейское писание, ныне объясненное каббалистически.
  68 См. Книгу Бытия, II, 4.
  69 Оно "несказуемо" по той простой причине, что оно не существует. Оно никогда не было ни именем, ни словом, но лишь идеей, которая не могла быть выражена. Замена произошла в последнем столетии перед нашей эпохой.
  70 Космическая скиния Моисея, воздвигнутая им в пустыне, была квадратною, изображала четыре части Света и четыре элемента, как говорит своим читателям Иосиф Флавий (Antiq., I, VIII. Гл. XXII). Мысль была внушена пирамидами Египта, а также Тира, где пирамиды стали столбами. Гении или Ангелы имеют свои обиталища и пребывают в этих соответствующих частях света.
  71 Каббала Исаака Мейера, изданная в 1888, стр. 415.
  72 Как, например, в Вишну Пуране, кн. I.
  73 Плутарх, "DeIside et Osiride". LVI.
  74 "Spirit History of Man", стр. 88.
  75 Movers, "Phoinizer", 268.
  76 Cory, "Ancient Fragments", 240.
  77 Вишну Пурана, кн. I, гл. IV, перевод Фитцэдуарда Холла.
  78 Так же как Мулапракрити ведома только Ишваре, Логосу, как называет его Т. Субба Роу.
  79 Franck, "Die Кabbala", 126.
  80 Philo, "Quaest. et Solut.".
  81 Franck, Op. cit., 153.
  82 "Семь Ангелов Лика" у христиан.
  83 "Philosophumena", VI, 42.
  84 "The Kabbalah Unveiled", 47.
  85 "Quabbalah", 233.
  86 Стр. 79.
  87 Arnobius, VI, XII.
  88 Мы употребляем термин, принятый и освященный употреблением, и потому более понятный читателю.
  89 Cм. Dunlap, "Sod: the Mysteries of Adoni", 23.
  90 У древних евреев, как доказывает это Ле Клэрк, слово Улум означало просто время, начало и конец которого не были известны. Термин "Вечность", говоря точно, не имел в еврейском языке того смысла, который ведантисты придают Парабраману.
  91 Зохар, I, 20а.
  92 В индусском Пантеоне двуполый Логос есть Брама-Творец, чьи Семь "Разумом-рожденных Сынов" суть первоначальные Риши-Строители.
  93 Раввин Симеон говорит: "О, спутники, спутники, человек, как эманация, был одновременно мужчиной и женщиной, как на стороне Отца, так и на стороне Матери, и тaкoвo значение слов: "И Элохим сказал: Да будет Свет... и был Свет..." и это и есть двуначальный человек". (Выдержки из Зохара, - 13, 15). Потому Свет в Книге Бытия означает Андрогинный Луч или "Небесного Человека".
  94 Зохар, III, 290.
  95 Ор. cit., II, 261.
  96 IX, 1.
  97 "Chaldean Account of Genesis", 62-63.
  98 Семь Лебедей, которые, согласно верованию, спускаются с Неба на Озеро Мансаровара, в народном воображении являются Семью Риши Большой Медведицы, принимающими этот образ для посещения тех мест, где были написаны Веды.
  99 Petronius, "Satyricon", CXXXVI.
  100 "Progress of Religious Ideas", I, 17 et seq.
  101 III, 165.
  102 Гл. LIV, 3.
  103 Гл. XXII, 1.
  104 Гл. XLII, 13.
  105 Гл. LIV, 1, 2; Гл. LXXVII, 1.
  106 Вишну Пурана, I, 39.
  107 Ор. cit., ibid.
  108 Гл. XVII, 50, 51.
  109 Гл. XLII, 13.
  110 Гл. LXXX, 9.
  111 См. "Our Figures" Макса Мюллера.
  112 Каббалист скорее будет склонен предполагать, что раз арабское cifron было заимствовано от индусского sunyan-ничто, то и еврейские каббалистические Сефироты (Sephrim) были взяты от слова cipher, не в смысле пустоты, а в смысле сотворения путем чисел и по ступеням эволюции. И Сефиротов 10 или .
  113 См. "Gnostics and their Remains", King'а, 370 (второе изд.).
  114 "De Vita Pithag.".
  115 Год его рождения дан, как 608 до Р. Хр.
  116 То есть, 332 г. до Р. Хр.
  117 "Metaphysic", VII. F.
  118 "Euterpe", 75, 76.
  119 "De Cultu Egypt.".
  120 XXI, 5 et seq.
  121 Вторая Книга Царств, XVIII, 4.
  122 Supra, стр. 386, 387.
  123 III, 124.
  124 Movers, "Phoinizer", 282.
  125 "Разоблаченная Изида", I, 56.
  126 Weber, "Akad. Vorles.", 213 et seq.
  127 Таким образом, китайцы как бы предварили теорию сэра Уилльяма Томсона, о том, что первый зародыш жизни был обронен на Землю какой-либо проходящей кометою. Вопрос - почему это следует называть научным, а китайскую мысль суеверной и глупой теорией?
  128 Ср. Movers, "Phoinizer", 268.
  129 Богинями его троицы были Сати и Ануки.
  130 Пта был первоначально Богом Смерти, разрушения, подобно Шиве. Он Солнечный Бог только в силу того, что огонь Солнца также убивает, как и дает жизнь. Он был национальным Богом Мемфиса, Лучезарный и "Прекрасно-Ликий" Бог.
  131 Книга Чисел.
  132 Уильсон, Вишну Пурана, I. Введение, LXXIV-V.
  133 В буддийских эзотерических традициях существует любопытное сведение. Экзотерическая или аллегорическая биография Готамы Будды указывает, что этот великий Мудрец умер от несварения желудка, после вкушения "свинины и риса". Действительно, очень прозаическая кончина, в которой очень мало элемента торжественности! Это объясняется как аллегорический намек на то, что Он был рожден в Кальпе "Вепря" или Вараха Кальпе, в которой Вишну принял образ этого зверя, чтобы поднять Землю из "Вод Пространства". Так как брамины происходят прямо от Брамы и, так сказать, как бы отождествляются с Ним, и так как, в то же время, они являются смертельными врагами Будды и Буддизма, то получается любопытный, аллегорический намек и сочетание. Браманизм "Вепря" или Вараха Кальпы уничтожил религию Будды в Индии, смел ее с лица страны. Потому сказано, что Будда, который отождествляется с Его Философией, умер от последствия вкушения мяса дикой свиньи. Сама мысль, что тот, кто установил самое суровое вегетарианство и уважение к животной жизни, даже отказываясь есть яйца, как носителей зародышей жизни, умер от несварения мяса, есть нелепое противоречие, вызвавшее недоумение многих востоковедов. Во всяком случае, настоящее объяснение раскрывает аллегорию и объясняет все остальное. Вараха не простой вепрь, но первоначально понимался, как допотопный и полуводяной зверь, "любящий игры в воде". (Вайю Пурана.)
  134 Согласно полковнику Уильфорду, "Великая Война закончилась в 1370 г. до Р. Хр.". ("Asiatic Researches". XI, 116) По Бэнтлею в 575 г. до Р. Хр.!!! Можно надеяться, что еще до конца этого столетия Эпопея Махабхараты будет провозглашена современной войнам великого Наполеона!
  135 См. "Royal Asiat. Soc." IX, 364.
  136 Кн. VI, гл. 3.
  137 В Веданте Nyaya, Nimitta, откуда Naimittika переводится как деятельная Причина, когда она противоставляется Упадане, физической или материальной Причине. В Философии Санкья, Прадхана есть Причина, подчиненная Браме или, вернее, Брама сам, будучи Причиной, выше Прадханы. Потому перевод "Incidental" как - Случайная, не точен и следовало бы перевести, согласно указанию некоторых ученых, "Идеальная" Причина; даже "Истинная Причина" было бы лучше.
  138 XII, IV, 35.
  139 Вайю Пурана.
  140 Уильсон, Вишну Пурана, I, 3.
  141 Главный Кумара или Девственный Бог, Дхиан-Коган, который отказывается творить. Прототип Арх. Михаила, тоже отказывающегося создавать.
  142 См. заключительные строки в отделе - "Хаос; Теос; Космос".
  143 Там же, IV.
  144 Подобное будущее вряд ли согласуется с христианской теологией, предпочитающей вечный ад для своих последователей.
  145 Термин "Элементы" должен быть понят как означающий не только видимые и физические стихии, но также то, что Св. Павел называет Элементами - Духовные, Разумные Силы - Ангелы и Демоны в их манвантарической форме.
  146 Когда это описание будет правильно понято востоковедами в его эзотерическом значении, тогда будет ясно, что космическое соотношение Элементов - Мира может лучше пояснить соотношения физических сил, чем те, которые нам известны сейчас. Во всяком случае, теософы увидят, что Пракрити имеет 7 форм или начал, "считая от Махата до Земли". "Воды" означают здесь мистическую "Матерь", Лоно Отвлеченной Природы, в котором зарождается Проявленная Вселенная. Семь "Зон" относятся к Семи Отделам этой Вселенной или Нуменам Сил, которые вызывают ее к Бытию. Все это аллегория.
  147 Вишну Пурана. Кн. VI, гл. 4. Ошибки Уильсона исправлены и термины подлинника поставлены в скобках.
  148 Так как это Маха, Великая, или так называемая Окончательная Пралайа, которая описывается здесь, то все вновь поглощается Первичным Единым Элементом. "Сами Боги, Брама и все остальное" исчезает, как сказано, во время этой длительной "Ночи".
  149 "Строители" в Станцах.
  150 Из "Сифра ди-Цениута", с. I, §16 et seq., как это переведено в Каббале Мейера, 232-3.
  151 Сравни "Сифра ди-Цениута".
  152 Кн. I, гл. 3.
  153 Стр. 219, 221.
  154 Cм. Jacolliot, "Les Fils de Dieu" и "l'Inde des Brahmes", стр. 230.
  155 Если это не пророчество, то что же иное?
  156 Вишну Пурана, перев. Уильсона. Кн. IV, гл. XXIV.
  157 В Матсья Пуране сказано Катапа.
  158 Вишну Пурана, там же.
  159 Макс Мюллер переводит имя это, как Мориа из династии Мориа, к которой принадлежал Чандрагупта. (См. "Историю Древней Санскритской Литературы".) В Матсья Пуране, гл. СС XXII говорится о династии десяти Мориа или Maurya. В той же самой главе утверждается, что Мориа будут царствовать в Индии, после восстановления расы Кшаттриев, через несколько тысячелетий. Только эта власть будет чисто духовной и "не от мира сего". Это будет царством будущего Аватара. Полковник Тод полагает, что Имя Мориа или Maurya есть искажение Мори, Раджпутанского племени, и комментатор на Махавансо считает, что некоторые раджи заимствовали свое имя Maurya от их города, называемого Мори или, согласно проф. Макс Мюллеру, - Morya-Nagara, что более верно с подлинником Махавансо. Санскритская Энциклопедия Vachaspattya, как нам сообщает наш Брат Деван Бахадур Р. Рагунат Рао из Мадраса, помещает Катапа [Калапа] в северной стороне Гималаев, т. е. в Тибете. То же самое утверждается в Бхагавата Пуране, Сканда XII.
  160 Там же, гл. IV. Вайю Пурана гласит, что Мору восстановит Кшаттриев в Девятнадцатой грядущей Юге. (См. "Five Years of Theosophy", 483, статья "The Моrуas and Koothoomi".)
  161 См. "Dissertations Relating to Asia".
  162 Глава LXXXI.
  163 I, 11.
  164 В индусских Пуранах, именно, Вишну - Первый, а Брама - Второй Логос, или же Идеальный Творец и Практический Творец, которые соответственно изображаются, один - проявляющим Лотос, другой - исходящим из него.
  165 Но, во всяком случае, не усилия дисциплинированных психических способностей Посвященного в восточную метафизику и в тайну творческой Природы. Именно невежды прошлых веков осквернили чистый идеал космического творения, сделав его эмблемой лишь чисто человеческого воспроизведения и половых функций. Эзотерическим Учениям и Посвященным будущего предстоит миссия искупить и облагородить еще раз первоначальную концепцию, так печально профанированную теологами и церковными фанатиками невежественным и грубым применением ее к эзотерическим догмам и олицетворениям. Молчаливое почитание абстрактной или нуменальной Природы, единого божественного проявления, есть единая облагораживающая религия человечества.
  166 Конечно, слова Посвященного в древние Мистерии христианства: "Разве вы не знаете, что вы Храм Бога?" (1, Коринф. III, 16), не могли быть применены в этом смысле к людям: хотя смысл их был, несомненно, утвержден, как таковой, в умах еврейских компиляторов Ветхого Завета. И здесь та пропасть, которая лежит между символизмом Нового Завета и Еврейским Каноном. Эта пропасть осталась бы и постоянно расширялась бы, если бы христианство и, особенно ярко римская церковь, не перекинуло бы через нее мост. Современное Папство в настоящее время совершенно заполнило ее своими догмами о двух непорочных зачатиях и антропоморфическим и, в то же время, кумироподобным характером, приданным им Матери своего Бога.
  167 Это было проведено так лишь в еврейской Библии и в ее рабском подражателе - христианском богословии.
  168 Та же самая мысль проведена экзотерически в событиях Исхода из Египта. "Господь Бог искушает Фараона" чрезвычайно, "карает его великими муками" из опасения, чтобы царь не избег кары, лишив, таким образом, "избранный народ" возможности восторжествовать лишний раз.
  169 Исход, гл. 2, ст. 16. Даже у Мадиамского жреца семь дочерей, которые пришли черпать воду и которым Моисей помог напоить их стада: за эту услугу жрец дает Моисею в жены дочь свою Сепфору или Сиппару, "блистающую волну". (Исход, гл. 2, ст. 21.) Все это имеет одно и то же сокровенное значение.
  170 У египтян воскресение было возрождением после 3000-летнего очищения или в Дэвачане, или в "Полях Блаженства".
  171 Подобных "Богинь-лягушек" можно видеть в Булаке, в Музее Каира. За сообщение о храмовых светильниках и надписей ответственен бывший директор музея Булака, Гастон Масперо. (См. его "Guide au Musee de Boulaq", стр. 146.)
  172 Богиня ????????? - изваяние Алкамена.
  173 Древняя мифология включает древнюю астрономию, как и астрологию. Планеты были стрелками, указующими на циферблате нашей Солнечной системы часы известных периодических событий. Так Меркурий был Вестником, назначенный отмечать время в течение ежедневных солнечных и лунных феноменов, и с другой стороны, он был связан с Богом и Богиней Света.
  174 Карикатурное и умаленное ведантическое понятие Парабрамана, содержащего в себе всю Вселенную, будучи Сам этою беспредельною Вселенною; ибо ничто не существует вне Его.
  175 Точно так же, как они, изображаются в Индии и посейчас. Бык Шивы и корова, олицетворяющая многие Шакти или Богинь.
  176 Отсюда почитание Луны у евреев.
  177 "Мужем и Женою создал Он их".
  178 Ибо это было слишком сокровенно. В Ведах оно упоминается, как "ТО". Это есть "Вечная Причина" и потому нельзя говорить об этом, как о "Перво-Причине", термин этот подразумевает, в данном случае, отсутствие Причины.
  179 "Pneumatologie: Des Esprits", III, 117; "Archeologie de la Vierge Mere".
  180 Стр. 23.
  181 Каббала Мейера, 335-6.
  182 "Moreh Nebhuchim", III, XXX.
  183 См. "De Diis Syriis" Teraph., II, Synt., стр. 31.
  184 I, 1, 21.
  185 См. Pausanias, VIII, 35-8.
  186 Cornutus, "De Natura Deorum", XXXIV, I.
  187 Идеей посвящения месяца Мая Пресвятой Деве католики обязаны язычнику Плутарху, который говорит, что "Май посвящен Майе (Maia) или Весте" (Aulus Gellius, sub voce Maia) олицетворению нашей Матери-Земли, нашей пестуньи и кормилицы.
  188 Тот -Лунный есть Буддха - Сома индусов, или Меркурий и Луна.
  189 Иезекиил, VIII, 16.
  190 В Аллегории Земля спасается от Притху, преследующего ее. Она принимает образ коровы, и, дрожа от ужаса, спасается бегством и укрывается даже в области Брамы. Потому это не наша Земля. Кроме того, в каждой Пуране телец меняет имя. В одной он Ману-Сваямбхува, в другой Индра, в третьей сам Химават (Гималаи), причем Меру является доильщиком. Аллегория эта глубже значением, нежели это может кому-то казаться.
  191 Его ясное понимание заключается в том, что египтяне пророчествовали о Иегове (!) и его воплощенном Искупителе (добром змии) и т. д.; даже до отождествления Тифона со злобным драконом райского сада. И это признается серьезной и разумной наукой!
  192 Хатор - Изида Ада, Богиня Запада или Низшего Мира.
  193 Это взято у де Мирвилля, гордо признающего эту тождественность, а он должен был бы знать. См. "Archeologie de la Vierge Mere" в его "Des Esprits", стр. 111-3.
  194 "Magie", стр. 153.
  195 Де Мирвилль, там же, стр. 116 и 119.
  196 "Гимны Минерве", стр. 19.
  197 "Sermon sur la Sainte Vierge".
  198 Апокалипсис, гл. XII.
  199 Wagner and McDowall, "Asgard and the Gods", стр. 86.
  200 Cм. "De Vita Apollonii", I, XI.
  201 "Adv. Haeres", XXXVII.
  202 Джеральд Мэсси, "The Natural Genesis", I, 340.
  203 Песня XV.
  204 Песня XI.
  205 "De Mundi Opif.", Par., стр., 30 и 419.
  206 По той же самой причине так же исчисляется и деление на семь принципов в человеке, ибо они описывают тот же круг в высшей и низшей человеческой природе.
  207 Таким образом, семеричное деление является наидревнейшим и предшествовало четверичному делению. Это корень архаической классификации.
  208 В китайском Буддизме и в Эзотеризме Гении изображаются четырьмя Драконами - Махараджи в Станцах.
  209 Ор. cit., II, 312-3.
  210 Там же, I, 321.
  211 Прокл, "Тим.", I, III, 3.
  212 "Prep. Evang.", I, III, 3.
  213 Ор. cit., стр. 366-8.
  214 Книга Иова, II.
  215 Книга Бытия, VI.
  216 Посл. Иакова, I, 13.
  217 Посл. Иакова, I, 2-12, от Матвея, VI, 13. См. Крюден, sub voce.
  218 Падма Пурана.
  219 Вишну Пурана, I, 1.
  220 Том II, гл. X.
  221 См. Хвольсон, "Nabathean Agriculture", II, 217.
  222 День Брамы продолжается 4 320 000 000 лет - умножьте это на 360! А-суры (не Боги и не Демоны) здесь являются еще Сурами, Богами, и в Иерархии они выше, нежели такие второстепенные Боги, которые даже не упомянуты в Ведах. Продолжительность Войны показывает ее значение, а также, что сражающиеся суть лишь олицетворенные Космические Силы. Очевидно, ради сектантских целей и в силу odium theologicum, иллюзорная форма Майамоха, принятая Вишну, была приписана, в позднейшей переделке старых текстов, Будде и Даитьям, как, например, в Вишну Пуране, если только это не фантазия самого Уильсона. Он также вообразил, что он нашел намек на Буддизм в Бхагават Гите, тогда как это доказано К. Т. Телангом, что он лишь спутал буддистов со старейшими Шарвака, материалистами. В других Пуранах нигде ничего подобного не говорится, если правда, как это утверждает проф. Уильсон, что сведение это имеется в Вишну Пуране; перевод которой, особенно в кн. III, гл. XVIII, где уважаемый востоковед своевольно вводит Будду и представляет Его проповедующим буддизм Даитьям, привел к другой, еще "большей войне" между ним и полковником Ванс Кеннеди. Последний публично обвинил его в своевольном искажении текста Пуран. "Я утверждаю, писал полковник в Бомбее, в 1840 году, "что Пураны не заключают в себе того, что сообщает проф. Уильсон... пока такие места не будут обнаружены, мне будет дозволено повторить мое первое заключение, а именно, что мнение проф. Уильсона о том, что Пураны, как они сейчас существуют, суть компиляции, сделанные между восьмым и семнадцатым столетием (после Р. Хр.!), зиждится только на самовольных предположениях и на необоснованных утверждениях, а его рассуждения в поддержку этого поверхностны, ошибочны, противоречивы или невероятны". (См. Вишну Пурана, перевод Уильсона, изд. Фитцэдуарда Холла. Т. V. Добавление.)
  223 Это утверждение относится к третьей Войне, ибо в связи с нею упоминаются земные материки, моря и реки.
  224 Вишну Пурана, III, XVII (Уильсон, том III, 204-5).
  225 Кн. 1, гл. XVII (Уильсон, том II, 36) в истории Пралада - Сына Хираньякашипу, пуранического Сатаны, великого врага Вишну и Царя Трех Миров - в сердце которого вошел Вишну.
  226 Там же, I-IV (Уильсон, т. I, 64).
  227 II "Chronicles", II, 5.
  228 "Был день, когда Сыны Бога предстали перед Господом, и Сатана пришел со своими Братьями и тоже предстал перед Господом". (Кн. Иова II. Абиссин.-эфиоп. текст).
  229 Там же. Т. III, 205-7.
  230 "Journal of the Royal Asiat. Society", XIX, 302.
  231 Мнение Уильсона, что Вишну Пурана есть произведение нашей эры и что в настоящей своей форме она относится ко времени между VIII и XVII(!!!) столетием, в высшей степени нелепо и не заслуживает внимания.
  232 Стр. 3.
  233 Там же, стр. 2.
  234 Там же. стр. 21.
  235 См. "The Monthly Magazine", Апрель, 1797.
  236 "'???? ??? ???????? ???? ?????'" (1, 166.); ?????? в древности означало "был зарожден, а не просто "был". (См. Тейлор "Введение к Парменидам Платона", стр. 260).
  237 Капила осыпает сарказмами это смешение между "Ограниченным" и "Беспредельным" в своих спорах с Йогами браминами, утверждающими, что они видят в своих мистических видениях "Наивысшего".
  238 Там же.
  239 См. статью Т. Тейлора его "Monthly Magazine" цитированную в "Platonist'e", в феврале 1887 г., издаваемом Т. М. Джонсоном, членом Т. Об. Osceola, Миссури.
  240 "Vit. Pythag.", стр. 47.
  241 "Asgard and the Gods", 22.
  242 Вак - "Сладкозвучная Корова, дающая пищу и воду", "питание и поддержку", как описано в Риг-Веде.
  243 "The Theosophist", Февраль, 1887, стр. 302-3.
  244 Там же, стр. 304.
  245 "The Masonic Review", Июнь, 1886.
  246 Объективного - в мире Майи, конечно, но столь же реального, как и мы сами.
  247 В период космического проявления Дайвипракрити следовало бы называть, строго говоря, не Матерью Логоса, а Дочерью ("Примечания к Бхагават Гите", op. cit., стр. 305).
  248 Мудрецы, кто подобно Станлей Джевонсу, среди наших современников, изобрели метод и облекли Непознаваемого в конкретную форму, могли достигнуть этого, лишь прибегнув к числам и геометрическим фигурам.
  249 Пранава, Ом - мистический термин, произносимый Йогами во время медитации; из всех терминов, перечисленных согласно эзотерическим толкованиям, Виакрити или Аум, Бхух, Бхувах, Свах (Ом, Земля, Свод, Небеса), Пранава, может быть, наиболее священно. Они произносятся, удерживая дыхание. См. Ману II, 76-81 и Комментарии Митакшара на Yajnavakhya-Smriti - I, 23. Но эзотерическое объяснение гораздо глубже.
  250 "Лекции о Бхагават Гите", там же, стр. 307.
  251 Именно, эта Троица аллегорически представлена "Тремя Продвижениями Вишну", что означает - в виду того, что Вишну рассматривается в экзотеризме, как Беспредельность - что от Парабрамана произошли Мулапракрити, Пуруша (Логос) и Пракрити; четыре формы Вак, с нею самою, как синтез их. В Каббале Эйн-Соф, Щекина, Адам Кадмон и Сефира, четыре или три эманации, будучи отличны одна от другой и, тем не менее, едины.
  252 Книга Чисел халдеев. В общеизвестной Каббале имя Иегова заменяет имя Адам Кадмон.
  253 Иустин Мученик сообщает нам, что в силу его неведения этих четырех наук он, не был принят пифагорейцами в число кандидатов для поступления в их школу.
  254 Диоген Лаэртский, в "Vit. Pythag.".
  255 31415 или ? синтез, или Воинство, объединенное в Логосе, и Точка, - называемый в римско-католической церкви "Ангелом Лика" и у евреев Михаилом ?????, "который (подобен Богу или такой же) как Бог", "Проявленное Изображение Его".
  256 Появляясь в начале Циклов, так же, как и каждого Звездного Года в 25,868 лет. Потому Кабейра или Кабарим получили свое имя в Халдее, ибо оно означает измерения неба, от Kab - "измерени" и Urim - "Небеса".
  257 "The Natural Genesis", II, 316.
  258 См. "?dipus-?gypt.", Кирхера - II, 423.
  259 Египетское слово Naja очень напоминает индусское Нага, Бог - Змий. Брама, Шива и Вишну все увенчаны и связаны с Нагами - знаком их циклической и космической природы.
  260 Комментарии на Yashna, 174.
  261 Первый Трактат, стр. 59.
  262 Переводчик Каббалы Ависеброн'а говорит об этой "Совокупности": Буква Кэтер есть ? (Yod), буква Вина ? (Heh) вместе означают YaH - женское имя; третья буква "Hokhmah есть ? (Vav) вместе составляют ??? YHV из ???? YHVH, Тетраграмматона и, в действительности, законченные символы его Мощи. Последнее ? (Heh) этого Несказуемого Имени всегда прилагается к Шести низшим и последнему, вместе составляющим Семь остающихся Сефиротов" (Каббала, Мейера, стр. 263). Таким образом, Тетраграмматон сокровенен лишь в его абстрактном синтезе. Как четверичность, содержащая Семь Сефирот, она фаллична.
  263 Конечно, это утверждение будет найдено нелепым и смешным и просто будет высмеяно. Но если верить в окончательное потопление Атлантиды 850,000 лет тому назад, как это сказано в "Эзотерическом Буддизме" - при чем первое постепенное опускание началось в Эоценовом веке - то следует также принять утверждение о былом существовании так называемой Лемурии, материка Третьей Коренной Расы, который сначала был почти уничтожен огнем, затем потоплен. Как гласит комментарий: "Первая Земля, будучи очищена Сорока Девятью Огнями, ее народы, рожденные от Огня и Воды, не могли умереть...; вторая Земля (с ее Расою) исчезла, как пар, испаряющийся в воздухе... На Третьей Земле все было сожжено после Разделения, и она погрузилась в Бездну (Океан). Это было дважды восемьдесят два циклических года тому назад". Так циклический год есть то, что мы называем Звездным Годом, и он основывается на Предварении Равноденствий. Длина Звездного Года равняется 25,868 годам и, следовательно, период, упомянутый в Комментарии, равен 4,242,352 годам. Больше подробностей будет дано в томе II. Эта доктрина олицетворена "Царями Эдомскими".
  264 Та же осторожность встречается в Талмуде и в каждой национальной религиозной системе, будет ли она монотеистична или экзотерически политеистична. Мы приводим несколько определений, взятых из молитв Киппура, из прекрасной религиозной поэмы, каббалиста раввина Соломона бен Иегуды Ибн Гебироль "Кэтер Малкут": "Ты - Един, начало всех чисел и основа всех построений; Ты Един и в тайне Твоего единства теряются мудрейшие из людей, ибо они не знают его. Ты - Един, и Твое Единство никогда не умаляется и никогда не расширяется и не может быть изменено. Ты Един, но не как элемент исчисления; ибо Твое Единство не допускает умножения, изменения или формы. Ты существуешь; но понимание и зрение смертных не может достичь Твоего существования, ни определить Твое - Где, Как и Почему?! Ты существуешь, но в Себе Одном, ибо никто другой не может существовать с Тобою. Ты существуешь, прежде всех времен и вне всякого места. Ты существуешь, и Твое существование так глубоко и сокровенно, что никто не может проникнуть Твою Тайну и открыть ее. Ты Жив, но вне времени, которое можно установить или знать. Ты Живешь, но не силою духа или души, ибо Ты есть Сам, Душа всех душ!". Есть большая разница между этим каббалистическим Божеством и Библейским Иеговою, злобным и мстительным Богом Авраама, Исаака и Иакова, который искушал одного и боролся с последним. Каждый ведантист отвергнет подобного Парабрамана!
  265 Эдкинс, "Chinese Buddhism", гл. XX. И очень мудро поступали они.
  266 Если он отвергал эту идею, то на основании того, что он называет "изменениями", другими словами, перевоплощения человека и его постоянных превращений. Он отрицал бессмертие для Личности человека, как и мы, но не для самого Человека (его истинной Индивидуальности).
  267 Он может быть осмеян протестантами, но римско-католики не имеют права издеваться над ним, не впадая в богохульство и святотатство. Ибо уже более 200 лет тому назад Конфуций был канонизирован, как Святой, римско-католической церковью в Китае, которая таким путем обратила в христианство многих невежественных конфуциан.
  268 Животные, считающиеся священными в Библии, далеко не так малочисленны: как, например. Козел, Азаз-ель или Бог победы. Как говорит Абен Эзра: "Если ты способен понять тайну Азазеля, ты узнаешь и тайну Его (Бога) имени, ибо оно имеет другие эквиваленты себе в Священных Писаниях. Я намекну тебе на часть тайны: когда тебе исполнится тридцать три года, ты поймешь меня". Также и с тайною Черепахи. Один благочестивый писатель, француз, восхищаясь поэтическими метафорами в Библии и ассоциируя "пламенные камни", "священные животные" и пр., с именем Иеговы и цитируя из Библии de Vence (XIX, 318) говорит: "Во истину, все они - Элохимы, как и их Бог". Ибо эти Ангелы "принимают" "путем священного заимствования" божественное имя Иеговы, каждый раз, что они изображают Его. (Де Мирвилль - "Des Esprits") Никто никогда не сомневался, что Имя это было заимствовано, когда под видом Бесконечного, Единого Непознаваемого, Малахимы или Вестники сходили на Землю, чтобы пить и есть с людьми. Но если Элохимы и даже более низкие Существа, присваивая Имя Бога, были и до сих пор пользуются почитанием, то почему тех же самых Элохимов называть Дьяволами, когда они появляются под именами других Богов?
  269 От Матвея, XXIV, 28.
  270 Бриан прав, говоря: "Барды Друидов утверждают, что, когда Ной вышел из ковчега (рождение нового Цикла), пробыв в нем один год и один день, то ест 364 + 1 = 365 дням, Нептун поздравил его с рождением из вод Потопа и пожелал ему Счастливого Нового Года". "Год", или Цикл, эзотерически был новой Расой людей, рожденных от жены, после разделения полов, что и составляет второе значение аллегории. Ее первое значение - начало Четвертого Круга или Новое Творение.
  271 Взято из неизданной рукописи.
  272 Или буквальный перевод: "Единым Духом Прадханика Брама: ТО было". "Дух Прадханика Брамы" есть Мулапракрити и Парабраман.
  273 Уильсон, Вишну Пурана, I, 73-5.
  274 Ориген, "Contra Celsum", I, XXII.
  275 "Тимей".
  276 "И четвертое творение является здесь первичным, ибо неподвижные вещи, прежде всего, известны, как первичные", - согласно комментарию, переведенному Фитцэдуардом Холл'ом при издании им перевода Уильсона.
  277 Как могли "Божества" быть сотворенными после животных? Эзотерический смысл выражения "животные" означает зародыши всей животной жизни, включая человека. Человек называется жертвенный животным, как единственный среди животного творения, приносящий жертвы Богам. Кроме того, как уже сказано, под "священными животными" в священных текстах часто подразумеваются Двенадцать Знаков Зодиака.
  278 Вишну Пурана, там же.
  279 Op. cit., - I, IX.
  280 Каббала - Мейера, стр. 415-16.
  281 "Contra Haer.", I - XVII, 1.
  282 Там же, I, XXX.
  283 Выше Духов или "Небес", Земли только.
  284 Там же, I, т. 2.
  285 См. "Разоблаченную Изиду", II, 183.
  286 См. также книгу "Gnostics and their Remains", стр. 97. Другие секты рассматривали Иегову, как самого Иальдабаоф'а. Кинг отождествляет его с Сатурном.
  287 "Законы Ману", I, 33.
  288 Ириней, Op. cit., I, XXX, 6.
  289 Однако, в другом месте тождественность эта обнаруживается. См. вышеприведенную цитату из Ибн Гебироля и его 7 небес, 7 земель и т. д.
  290 Это не следует смешивать с до-космическою "ТЬМОЮ", Божественным ВСЕ.
  291 I, 2; также в начале II.
  292 Все последующие выдержки, трактующие о семи Творениях, взяты, исключая того, когда дан иной источник, из Вишну Пураны, кн. I, гл. I-V.

<< Пред.           стр. 4 (из 5)           След. >>

Список литературы по разделу