<< Пред.           стр. 2 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу

 КОММЕНТАРИЙ ВТОРОЙ 115
  Изменения в способе порождения
  Последствия отказа Лха воплотиться в последних подрасах Третьей Коренной Расы
  Суеверия Четвёртой Расы
 СТАНЦА VI. Шлока 3. 117
 КОММЕНТАРИЙ ТРЕТИЙ 117
  Использование языка символов древними людьми
  Образное представление высших идеалов, доступных древним людям
  "Невидимые" - некоторые из высших степеней элементальных сил
 СТАНЦА VI. Шлока 3. 118
 КОММЕНТАРИЙ ЧЕТВЁРТЫЙ 118
  Борьба за верховенство между духом и материей и её причины
  Символ "первородного греха"
  Духовное состояние первых подрас нынешней Коренной Расы
 ЕГО ПРИШЕСТВИЕ 119
  "Не мир пришёл Я принести, но меч"
  Сражайтесь вместе с Аватаром
 СТАНЦА VI. Шлока 4. 120
 КОММЕНТАРИЙ ПЕРВЫЙ 120
  Обещанный Спаситель
  Ещё раз о наложении рас
  Перевоплощение павших на полях сражений
  Проблема больших солнечных пятен
  Символ как эффект более высокого или низкого уровня вибрации субстанции
 СТАНЦА VI. Шлока 4. 122
 КОММЕНТАРИЙ ВТОРОЙ 122
 "Пространство между верхними и нижними водами небес"
 Новый импульс к высшей эволюции для человеческих рас, посылаемый Божественными Строителями, обитающими на Солнце
 Символ "Тёмной Звезды" и воздействие на неё нового импульса
 СТАНЦА VI. Шлока 4. 124
 КОММЕНТАРИЙ ТРЕТИЙ 124
  Электричество, основа всех форм энергии
  "Искра в сердце" каждого существа
  "Топливо" желания, огонь распознавания и правильного действия
 СТАНЦА VI. Шлока 5. 125
 КОММЕНТАРИЙ 125
  Сошествие Великой Матери с Липиками, подготовка к воплощению новой расы
  "Охлаждение и сжатие" Огненных Искр
  Символ "угла" как схождения двух линий или пересечения двух плоскостей
  "Трёх-, Четырёх- и Пятиугольная" расы Земли
 СТАНЦА VI. Шлока 6. 127
 КОММЕНТАРИЙ 127
  Фохат - ключ к мифологии каждого народа
  Шесть "Сыновей Фохата" - как формы энергии и как живые Сущности
  Чхая - первые отражения в форме этих "Сыновей" Фохата
 СТАНЦА VI. Шлока 7. 129
 КОММЕНТАРИЙ ПЕРВЫЙ 129
  Символ "двери"
  "Две двери": двойственное действие законов проявленной жизни
  Религиозный характер мировых войн
 СТАНЦА VI. Шлока 7. 131
 КОММЕНТАРИЙ ВТОРОЙ 131
  Свет Христа, преображающий "Тёмную Звезду"
  Возвращение Землёй Света Любви Солнцу
  "Сопутствующие Колёса"
 КОММЕНТАРИЙ ТРЕТИЙ 131
  Некоторые тайны Света (Учение Храма)
  Сознание - единственная вечная Реальность
  Начало развёртывания шестого чувства
  Великие и малые Вселенные, вложенные друг в друга
  Свет Центрального Духовного Солнца и его передача
 СТАНЦА VI. Шлока 8. 134
 КОММЕНТАРИЙ 134
  "Врата" - условия, поставленные эволюционным законом
  Завершение работы Великой Матери
 ХРИСТОС (Учение Храма) 134
  Один в Трёх, Абсолют.
  Взаимозаменяемость и совершенство Трёх Лиц Троицы
  "Трое упадают в Четыре"
  Принцип проекции тени
  Третий аспект, Сын, как Космическая Материя
 БЕЗМОЛВНАЯ РЕЧЬ - ЯЗЫК АВАТАРА (Жёлтый Фолиант) 135
  Понимание Безмолвной Речи - условие распознавания Аватара
  Приготовление к Его Приходу - любовь и служение
  "Бодрствуй... не узнаешь, в который час найду на тебя"
 ЧЕЛОВЕЧЕСТВО (С Горной Вершины) 136
  "Ты, царевич, всех Моих богатств наследник... "
  "Безбрежна Моя любовь, которая тебя укрыла... "
 СТАНЦА VI. Шлока 9. 137
 КОММЕНТАРИЙ 137
  "Дракон Мудрости" - Христос, Вселенский Замысел всего проявления
  "Сонмы с Алмазными Душами", Аватары Христа
 СТАНЦА VI. Шлока 10. 138
 КОММЕНТАРИЙ 138
  Эволюционные ограничения и работа с ними
  Необходимое движение к сознательному единству с Бесконечным
 СТАНЦА VII. Шлока 1. 139
 КОММЕНТАРИЙ 139
  "Полнозвучный аккорд"
  Начало слияния Индивидуальности человека с вечной Реальностью
 СТАНЦА VII. Шлоки 2-6. 140
 КОММЕНТАРИЙ (Иларион) 140
  Рождение сознания единства Жизни
  Всемирность Единой Воли, Единого Разума, Единого Сердца Любви
  Млечный Путь, экваториальный пояс видимой Вселенной
  "Ангел Света" - совокупная творческая потенция нового цикла
  Аватары - "солнца" человечества
  Способ действия Лучистой Энергии
 СТАНЦА VII. Шлоки 2. 143
 КОММЕНТАРИЙ: ИСКРЫ ЖИЗНИ (Учение Храма) 143
  Современная наука на подходе к явлениям тонких сил
  "Искра Жизни" в центре каждого атома
  Четверичное существование Эго на четырёх планах жизни
 СТАНЦА VII. Шлоки 3. 146
 МЕСТО СИЛЫ (Учение Храма) 146
  "Последний поток"
  Действие Силы Христа, предваряющей Пришествие Великого Аватара
  Духовная основа каждого атома материи
  Произрастание новой жизни из кажущейся смерти
  "Только Любовь может обрести Любовь"
 ТРОЙНОЙ КЛЮЧ (Иларион) 148
  Тройственная эволюция материи, субстанции и души
  Соотношение различных планов субстанции
  Высшее "Я" и физическая материя - два полюса субстанции
  Эго - Владыка своей Кармы
  Проявление Великой Души через многие тела
 СТАНЦА VII. Шлока 4. 150
 ПЕСНЬ (С Горной Вершины) 150
  Когда придёт Он?
  Песнь Благой Вести
 СТАНЦА VII. Шлока 5. 151
 КОММЕНТАРИЙ (Красный Фолиант) 151
  Услышьте Голос Владыки "Свет во тьме светит. Обнимет ли его тьма?"
  Сможешь ли ты возвестить Его своей жизнью?
 СТАНЦА VII. Шлока 6. 152
 ТВОРЕНИЕ В ЕДИНСТВЕ И ТРОЙСТВЕННОСТИ (Учение Храма) 152
  Значимость соединённого действия
  Пробуждение и соединение различных степеней Лайа-Центров
  Действие энергии Фохата, потенциального Звука
  Порядок проявления стихий
  Дух и Материя в ходе эволюции и инволюции
 СТАНЦА VIII. Шлока 1. 156
 КОММЕНТАРИЙ 156
  Фохат - верховный исполнитель Воли Творца Вселенной
  Пределы эволюционных циклов
  Обращение Владык к Фохату
 СТАНЦА VIII. Шлока 2. 157
 КОММЕНТАРИЙ 157
  Неотвратимость назначенной Фохату работы
  Мир балансирует на грани катастрофы
  Необходимость установления духа Всемирного Братства
 СТАНЦА VIII. Шлока 3. 158
 КОММЕНТАРИЙ 158
  Развитие семи принципов в циклах семи подрас
  Нагнетение Силы Фохата под действием неисполненной эволюционной задачи
 СТАНЦА VIII. Шлока 4. 159
 КОММЕНТАРИЙ 159
  Вновь возникает необходимость воплощения Божественных Строителей
  Эволюция и Инволюция с точки зрения Религии Мудрости
  Качества шестого и седьмого чувства
 ДВИЖЕНИЕ И ВИБРАЦИЯ (Учение Храма) 160
  Необходимость шестого чувства для дальнейшего развития науки
  Действие "ключевой ноты" на течение вибрационных волн
 СТАНЦА VIII. Шлока 5. 163
 КОММЕНТАРИЙ 163
 Эволюционные перспективы человечества, указанные Божественными Строителями
 Преодоление духовным сознанием ограничений пространства и времени
 СТАНЦА IX. Шлока 1. 164
 КОММЕНТАРИЙ 164
  Символы четырёх стран света
  Святая Троица как условие существования всего проявленного
  "Закон замены", определяющий работу Святых
 СТАНЦА IX. Шлока 2. 165
 КОММЕНТАРИЙ 165
  Гуань-Инь - Матерь Творения
  Творящее "Слово из двух частей", полярность Духа и Материи в творении
  Огонь Матери возрождающий Углерод и зло
  Мужской и женский аспекты Гуань-Инь, их взаимодействие
 СТАНЦА IX. Шлока 3. 167
 КОММЕНТАРИЙ 167
  "Огненная Красная Звезда" - Марс, его связь с человечеством Земли
  Преображение "Тёмной Звезды" в Звезду, исполненную света
  "Отзвуки Слова" на разных планах субстанции и сознания
 ТВОРЯЩЕЕ СЛОВО (Учение Храма) 167
 Океан Эфира, "зеркало Бога", и волны в нём
 Синтез многих воплощений (индивидуальное "Я") как "волна Эфирного Океана"
 Использование эфирных волн в труде Учителей
 Стать солнцем - конечная цель превращений эфирных волн
 СТАНЦА IX. Шлока 4. 170
 КОММЕНТАРИЙ 170
  Ангелы Гласа, ожидающие возможности воплотиться
  Глас Матери Творения
  Осознание Братства, завершающее круг возвращения всего живого к Христу
 ВИДЕНИЕ (Учение Храма) 171
  "Сделать прямыми пути Господа"
  Величие жертв, прокладывающих дорогу для грядущего Ангела Просветления
  Волна устремления, достигающая Сердца Бога
  Воцарение Божественной Справедливости и мира среди народов
 КОММЕНТАРИИ 172
 
 ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА
  Не все древние манускрипты дошли до наших дней, как не найдены материальные следы Атлантиды, Лемурии, достоверные подтверждения существования многих легендарных личностей, таких как Гесэр-Хан, Король Артур, Орфей. Но вера в них продолжает жить в народах многие века. Иначе не состоялось бы открытие Трои Г.Шлиманом, и всё рассказанное Гомером считалось бы вымыслом. Может быть, дело в том, что нам ещё предстоит сделать многие великие открытия? А древние манускрипты, содержащие Тайное Знание, утеряны только для Запада, для европейской науки? Возможно, они сохраняются в подземных хранилищах древних храмов и святилищ, в лабиринтах библиотек прошлых цивилизаций, погребённых под толщей песков пустынь...
  Это Откровение или Тайное Знание, Тайная Доктрина были распространённой религией древнего мира. Одна из книг, содержащая часть этого Знания, - Книга Дзиан. Она состоит из Станц, символически описывающих миропорядок, сокровенную науку. Сколько всего этих Станц в книге, знают только Посвящённые. Написана она на сензаре - "тайном священном языке - со слов божественных существ, продиктовавших её Сынам Света в Центральной Азии, в самом начале нашей Пятой Расы" (Тайная Доктрина. Т. 1. М., 1992. С.29). Всё это происходило в стране, расположенной на плоскогорье Тибета, окаймлённой гигантской и несокрушимой стеной гор. Там были города, которые могли бы соперничать с Вавилоном, но ныне они погребены под барханами движущихся песков.
  Тайная Доктрина предшествовала Ведам - самому древнему дошедшему до нас литературному памятнику (конец 2-го - начало 1-го тысячелетия до н. э. ). Кроме гимнов и жертвенных формул в Ведах есть и теологические трактаты - Брахманы и Упанишады. В них говорится о начале Вселенной, о природе Божества, о Душе и Духе, о метафизической связи духа и материи. Но... половину их, после того как Будда из Капилавасту захотел познакомить с ними мир, брамины уничтожили или скрыли, а оставшуюся часть сократили или переписали. Ключ к браминскому тайному коду, как и комментарии, ревностно охранялись и охраняются. А без этих "ключей" раскрыть зашифрованный в символах смысл очень трудно.
  Враждебный дух фанатизма раннего и средневекового христианства и ислама сделал всё, чтобы вычеркнуть из памяти человечества Первоначальное Откровение. Обе религии приобрели своих приверженцев "на конце меча". Тысячи ценнейших манускриптов были ими сожжены, а монументы, обелиски с надписями и символами обращены в прах. И всё же "рукописи не горят и не исчезают". Потому что есть Великая Белая Ложа Учителей, или Гималайское Братство, которое сохраняет в своих библиотеках все сокровенные и философские труды в манускриптах, написанных на разных языках, с самого начала возникновения письма.
  В конце XIX века наша соотечественница Е.П.Блаватская (1831-1891) в сотрудничестве с Учителями Братства дала миру то, что могло быть выдано в том столетии - 19 Станц Книги Дзиан и комментарии к ним. Этот фундаментальный труд, не имеющий аналогов, раскрывает Космогонию и эволюцию четырёх Коренных Рас человечества. А в начале XX века другая Посвящённая -американка Франчиа А. Ла Дью (Francia A. La Dew, 1849-1922) продолжила труд, начатый Е.П.Блаватской.
  Ла Дью являлась Первым Главным Хранителем Храма Человечества (Temple of the People) в Халсионе (Калифорния) с самого основания этого сообщества в 1898 году и до своего ухода с земного плана. Начиная с 1900 года, Храм Человечества выпускал журнал "Мастеровой Храма" (The Temple Artisan), где впервые небольшими фрагментами публиковались части "Теогенезиса". В настоящем виде "Теогенезис" (в переводе с греческого "создание Бога или Богов") был составлен Четвёртым Главным Хранителем Храма Человечества Гарольдом Форгостайном (1906-1990) уже много лет спустя после смерти Франчиа Ла Дью и вышел отдельной книгой в 1981 году в США.
  Способ комментирования Станц в "Теогенезисе" отличается от комментирования Станц в "Тайной Доктрине" Е.П.Блаватской. Подавляющее большинство первых - непосредственно от Учителей Белого Братства (Владык Мории, Кут Хуми и Илариона), другие написаны Главными хранителями Храма Человечества - Франчиа Ла Дью, Уильямом Дауэром (William Dower, 1866-1937) и Перл Дауэр (Pearl Dower, 1968). В качестве комментариев приводятся фрагменты и Уроки "Учения Храма" ("Teachings of the Temple", vol I. 1925), а также отрывки из Посланий Учителей, собранных в книге "С Горной Вершины ("From the Mountain Top", 1914), и позже вошедшие в самостоятельное издание "Послания Храму" ("Temple Message", 1983), состоящее из двух частей - "Красный Фолиант" и "Жёлтый фолиант". Книга "Теогенезис" составлена Г.Форгостайном так, что в начале каждой главы приводятся те шлоки (фрагменты) Станц или их части, которые в ней комментируются. В некоторых главах одни и те же шлоки повторяются, поскольку в них даётся дополнительное разъяснение.
  Первый перевод на русский язык "Теогенезиса" вышел в свет в издательстве "Рефл-Бук" в 1994 году. Настоящий перевод существенно отличается от упомянутого, ибо сделан в соответствии с терминологией и смыслом "Тайной Доктрины" Е. П. Блаватской (в переводе Е.И.Рерих). Подобный подход позволяет воспринимать оба труда как единое целое. В тех случаях, когда редакция не могла найти адекватный перевод английского термина или текст имеет многозначное толкование, даётся примечание. Читающий может выбрать приемлемый для себя вариант. Примечания переводчика и комментарии научного редактора помещены в конце издания, где также приведён указатель терминов. В русском издании мы сочли необходимым дополнить текст ссылками на соответствующие Уроки "Учения Храма", которые в английском издании отсутствуют.
  Издательство выражает искреннюю благодарность переводчику, кандидату философских наук Егору Валерьевичу Фалёву, научному редактору Ольге Михайловне Порожняковой - за их самоотверженный и добросовестный труд, а также члену Храма Линде Роллисон (Халсион, США), своими разъяснениями и комментариями оказавшей неоценимую услугу в процессе работы над текстом.
  Екатерина Инге, в 50-х годах прошлого века переводившая на русский язык "Учение Храма" по Указанию Учителя Мории, писала: "Да будет благословенна рука, протянувшая разрешение выполнить назначенное мне". Издательство "Дельфис" присоединяется к этим словам. На Протяжении нескольких лет журнал "Дельфис" публиковал переводы текстов Учения, которые вышли в 2000 г. в книге-сборнике "Храм Человечества".
  Мы счастливы, что можем предложить читателю этот труд многих и многих людей, надеясь, что прочитавший эту книгу закроет её уже другим человеком.
  Н.А.Тоотс
 ПРЕДИСЛОВИЕ ГЛАВНОГО ХРАНИТЕЛЯ
  Как известно всем, изучающим "Тайную Доктрину", первые два тома этого монументального труда Е. П. Блаватской называются "Космогенезис" и "Антропогенезис". Они были составлены ею на основе древних Станц Дзиан под руководством нескольких Посвящённых Великой Белой Ложи.
  Представляемый здесь том "Теогенезис" содержит дополнительные Станцы, обещанные сообществу изучающих Религию Мудрости. Они были переданы человечеству теми же Учителями, которым посвятила свою жизнь и труд Е. П. Блаватская, и составляют следующую, третью часть той же священной Книги Дзиан, из которой были взяты Станцы "Тайной Доктрины". Эти Станцы освещают эволюционный путь человека, ведомого, направляемого и оберегаемого Божественными Силами, создавшими его.
  "Теогенезис" был передан при посредстве Храма Человечества и впервые увидел свет на страницах "Темпл Арти-зан" (The Temple Artisan) - его официального издания - в начале [XX] века (1906-1918 гг. ).
  В июльском номере 1906 года в статье под названием "Открытие новых Станц" написано: "Мы лучше кого бы то ни было понимаем, насколько серьёзные обвинения, несомненно, предъявят нам наши противники после критического прочтения ими нижеследующих Станц. Наше утверждение, что эти Станцы входят в состав Книги Дзиан и даны нам теми же Посвящёнными, которые открыли доступ к этой книге Е.П.Блаватской и во время написания "Тайной Доктрины" помогали ей в их истолковании, конечно, встретит возражение, но уверенность в том, что наше заявление будет сочтено ложным, не может и не должна удержать нас от передачи этих дополнительных Станц тем, кто в состоянии оценить их подлинность и важность.
  Основу "Тайной Доктрины" составляли, главным образом, Станцы, описывающие действие эволюционных сил, строение материи, появление на Земле животных и человека, а также эволюцию последнего вплоть до времени Пятой Великой Коренной Расы.
  Предлагаемые Станцы со всей очевидностью относятся к последним подрасам Пятой Коренной Расы и к начальным [под]расам Шестой. Первый том "Тайной Доктрины" трактует о Космогенезисе и основывается на семи Станцах из Книги Дзиан. Второй том состоит из двенадцати Станц, разделённых на сорок девять шлок с Комментариями, и посвящён Антропогенезису. Последние три шлоки двенадцатой Станцы относятся к Пятой Расе и её Божественным Наставникам. Дополнительные Станцы, которые передаёт человечеству Великая Ложа, расположены в Книге Дзиан после двенадцатой Станцы второго тома "Тайной Доктрины" и вполне естественно назвать их "Теогенезис", поскольку очевидной целью этого тома является указание на тот процесс, благодаря которому человеческое царство вольётся в Царство Божие. Сколько дополнительных Станц из вышеупомянутого Священного Труда будет обнародовано и до какой степени их значение будет раскрыто, зависит от самого человечества. Но можно считать хорошим знаком уже то, что было позволено открыть миру ещё хотя бы несколько Станц".
  Храм Человечества последовательно продолжает работу, начатую Е.П.Блаватской в 1875 году в Нью-Йорке. Он был основан в Сиракузах в штате Нью-Йорк в 1898 г. Франчиа А. Ла Дью и доктором Уильямом Дауэром. В 1903 г. Храм переехал в Калифорнию, в место, которое теперь называется Халсион.
  Станцы и Комментарии к ним несут на себе печать авторства Учителей Илариона, Мории и Кут Хуми и их посредников, последовательно представленных Главными Хранителями Храма Человечества. Их имена: Франчиа А. Ла Дью, именуемая также "Голубой Звездой"; доктор Уильям Дауэр, именуемый "Красной Звездой", и Перл Дауэр, известная как "Золотая Звезда". Храм Человечества издавал следующие книги из того же Источника: "Учение Храма", "Оккультизм для начинающих", "С Горной Вершины" (2 тома)1, "Огни Маяка", "Красный и Жёлтый Фолианты" (Храмовых Посланий), "Послания Учителей Конвенциям Храма". Все они содержат дальнейшие Комментарии к Станцам "Теогенезиса". Они были доступны широкой публике, но слишком объёмны, чтобы быть включёнными в один том. Выдержки из этих публикаций были включены в Комментарии в этом томе. Их полный текст является в высшей степени важным и очень рекомендуется как источник информации для всех, изучающих Древнюю Мудрость.
  "Теогенезис" продолжает труды Белой Ложи. Он даёт возможность человеку обрести уверенность в том, что как "Нет религии выше истины", так и "Верования исчезают, сердца остаются"; что принципы "Отцовства Бога" и "Братства Человечества" лежат в основе всего; и что в проявленной Вселенной правит совершенная справедливость, непрестанно осуществляемая Эволюционным Законом, и поэтому все люди, где бы они ни блуждали, в конце концов припадут к ногам Учителей.
  В одном из первых выпусков "Темпл Артизан" была выражена надежда на то, что "кто-нибудь, любящий человечество, выступит с предложением представить как Станцы, так и Комментарии в форме книги, дабы будущие поколения могли обладать этой бесценной космической историей". На долю нынешнего Главного Хранителя выпала честь осуществить завершение и публикацию этого Священного Труда. Да поможет он всем людям соединить усилия во имя просветления и мира.
  Гарольд Э. Форгостайн
  Главный Хранитель Храма Человечества
  Халсион, Калифорния, 1981 г.
 ВВЕДЕНИЕ
  Прослеживая источники Станц Дзиан, составляющих основу "Тайной Доктрины", Е.П. Блаватская пишет ("Тайная Доктрина", т.1. Введение): "Первая часть эзотерических доктрин основана на Станцах, являющихся рекордами народа, неизвестного этнологии. Станцы написаны, как это утверждается, на языке, отсутствующем в номенклатуре языков и диалектов, знакомых филологии, и исходят из источника, отвергаемого наукою - а именно Оккультизма. И, наконец, они предлагаются через посредничество, постоянно дискредитируемое в глазах всего мира всеми, кто ненавидит неудобные истины или же имеют своего особого конька, нуждающегося в защите"2.
  В Прологе ("Тайная Доктрина", т. 1) мы читаем: "Станцы потому и дают абстрактную формулу, которая может быть приложима "mutatis mutandis"3 ко всей эволюции; к эволюции нашей крошечной Земли, к цепи планет, в которую входит наша Земля, к Солнечному Миру, к которому принадлежит эта цепь, и так далее в восходящем измерении, пока ум не начнёт колебаться и не истощится в этом усилии.
  Семь Станц, данных в этом томе, представляют семь терминов этой абстрактной формулы. Они относятся и описывают семь великих стадий эволюционного процесса, о которых говорится в "Пуранах" как о "Семи Творениях" и в Библии как о "Днях Творения""4.
  Тот, кто вдумчиво и без предубеждения изучает "Тайную Доктрину", поймёт, прочитав эти Станцы и Комментарии к ним, что из всех объяснений зарождения жизни, которые ему только удавалось найти, он, наконец-то, натолкнулся на самое полное.
  Первый том "Тайной Доктрины" посвящён Космогене-зису (это слово состоит из двух частей: "Космос", что означает "мир", и "генезис" - "происхождение чего-либо"). Он содержит в виде знаков и символов единственно верную летопись творения и эволюции Солнечной системы, а также человеческих и животных рас, начиная с периода между "двумя вечностями", когда первый трепет дотоле латентных сил Жизни пробудил и, направляемый энергией Фоха-та, собрал просыпающиеся семена (Искры) в многочисленные формы. ("Тайная Доктрина" описывает Фохат так: "Фохат, таким образом, является динамической энергией Космической Мыслеосновы"5).
  Семь Станц, написанных на символическом языке, образуют основу "Космогенезиса". Они проводят изучающего через все первичные стадии жизни: от бесформенного существования к жизни в форме, от бесполой [sexless] к андрогинной [a-sexual] и двуполой [bi-sexual] расам, от Первого Века до Второго и Третьего и, наконец, к началу Века Четвёртого.
  Название второго тома - "Антропогенезис", определяется в толковом словаре Вебстера так: "Сложное слово, части которого означают: "антропо" - "человеческий" и "генезис" - "происхождение чего-либо"". Этот том состоит из двенадцати Станц, подразделённых на сорок девять шлок с Комментариями, и продолжает изложение эволюции жизни от начала Четвёртого Великого Века и Четвёртой Коренной Расы, через семь её кругов или циклов, равно как и через многие малые циклы больших циклов, до конца Четвёртого и начала Пятого Великого Века. (Каждая Маха Юга* - Великий Век, состоит из семи больших циклов, длящихся в течение несчётных эпох времени).
  Этот том также проводит читателя через период, когда человеческая раса впала в величайший грех, что описано в Библии как "грехопадение человека", период, который отмечен гибелью Атлантов, [вначале] самого просветлённого из народов, когда-либо населявших Землю.
  Континент Атлантида был уничтожен потопом, и с ним погибли все атланты, за исключением жалких остатков этой расы, живших на вершинах одной короткой горной цепи. От этих остатков и произошли расы*, населяющие Землю с того времени и доныне.
  Девять Станц Дзиан, которые лежат в основе "Теогенезиса", составляют третью часть манускриптов, истолкованных Великими Учителями, которые обладают подлинниками. Они проводят читателя через Пятый Круг нынешних рас Земли и вплоть до конца шестого и седьмого кругов* великой Пятой Коренной Расы.
  Маловероятно, что в этом [XX] веке Учителя откроют ещё сколько-нибудь Станц, ибо ни люди этого века, ни последующих нескольких веков не будут способны постичь и истолковать их. Для этого понадобятся иные чувства, чем те, какими в наше время обладает большинство человечества. Шестое и седьмое чувства будут в полноте развиты в человечестве Шестого и Седьмого Кругов.
  Некоторые представители рас, которые будут населять эту планету во время Седьмого Круга, достигнут статуса [аналогичного положению] Божественных Царей, [некогда] пришедших, чтобы руководить теми оставшимися, что сохранились к завершению Четвёртого Круга и к началу Пятого, и Они будут направлять эволюцию новых рас.
  Книга Бытия и Апокалипсис также раскрывают таинства эволюции и освобождения рас, произошедших от спасённых остатков Четвёртой Расы, для тех, кто может истолковать символический язык, на котором они изложены. В обеих этих книгах и в Станцах Дзиан запечатлены одни и те же события.
  Все великие религиозные и философские системы древности основывались на истинах, Откровение которых дано в Станцах Дзиан, и возникали по мере того, как Посвящённые время от времени выносили эти истины в мир, ибо только у Них был доступ к тайным архивам Великой Белой Ложи. Эти Посвящённые - Учителя - обучали тех учеников, за которых Они могли поручиться, значению глифов и символов, составляющих язык этих Станц, и многие современные религии в значительной степени основаны на неправильном понимании тех первых истинных толкований Станц, что были даны Учителями.
  Этим недопониманием Первоначальных Откровений и объясняется такое многообразие форм религий, а также трудности на пути создания всемирной религии. Когда человечество достигало в каждом веке высшей возможной в нём точки развития Разума, тогда знание, необходимое для понимания стоящих перед ними жизненных проблем, сообщалось им теми Учителями Великой Белой Ложи, Кто был избран для истолкования Станц во имя просветления этих людей. Станцы не были даны полностью ни одной расе ни в одну эпоху. К ним относятся, как к Святыне, и только Посвящённые очень высокой степени допускались, чтобы переводить и интерпретировать их.
  Некоторые части уже переведённых и истолкованных Станц можно встретить во многих [священных] книгах Дальнего Востока, но они не могли быть обнародованы целиком ранее второй половины 1912 г., когда последний записанный раздел был передан Посредникам Ложи Учителем Морией и Учителем Иларионом и опубликован с Комментариями в "Темпл Артизан" - официальном издании Храма Человечества.
  Эти дополнительные Станцы Дзиан трактуют о Теогенезисе, что в космическом аспекте означает начало, или создание, Бога или Богов. В человеческом аспекте это соответствует пробуждению людей к осознанию Бога внутри, своей врождённой Божественности, ибо в этом цикле времени человечество стоит в буквальном смысле на пороге своей Божественной природы и, сделав следующий шаг, достигнет её, обретя полное понимание своего права духовного первородства на индивидуальном и расовом уровне.
  Принимая во внимание эту новую ступень, предписываемую человечеству эволюционным законом, понятно, почему Станцы "Теогенезиса" были даны нам Учителями именно в это время и почему они так жизненно важны для мира как с внутренней, так и с внешней точки зрения.
  Е. П. Блаватская была права, когда писала, что ""Змии Мудрости" хорошо сохранили свои рекорды, и история человеческой эволюции начертана в Небесах так же, как начертана она на подземных стенах. Человечество и Звёзды неразрывно связаны между собою, благодаря Разумам, управляющим последними"6.
 ПРОЛОГ
  При составлении этой серии Комментариев к Станцам "Теогенезиса" предполагалось, что те, кого они могли бы заинтересовать, будут в той или иной степени знакомы с двумя первыми томами "Тайной Доктрины" - "Космогенезисом" и "Антропогенезисом", и потому будут также способны принять, по крайней мере в качестве рабочей гипотезы, основополагающие принципы представленной здесь философии.
  Один из этих принципов - семеричная дифференциация Материи, Силы и Сознания, а другой - взаимное проникновение разных состояний энергии и субстанции друг в друга. Однако было замечено, что многие читатели имеют весьма туманное представление о Религии Мудрости и её Философии. В особенности это касается понимания природы двух состояний субстанции, которые были неудачно определены расплывчатым термином "астрал". Речь идёт о состояниях Акаши и Эфира, обычно именуемых высшим и низшим астралом. Те же термины прилагались аналогичным образом к Душе и к колеснице7 страстей и желаний. Ввиду этого представляется желательным попытаться провести между ними более чёткую границу.
  В четвёртой Станце, 17-й шлоке "Тайной Доктрины" читаем: "ДЫХАНИЕ (ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ МОНАДА) НУЖДАЛОСЬ В ФОРМЕ; ОТЦЫ ДАЛИ ЕЁ. ДЫХАНИЕ НУЖДАЛОСЬ В ПЛОТНОМ ТЕЛЕ; ЗЕМЛЯ СФОРМИРОВАЛА ЕГО. ДЫХАНИЕ НУЖДАЛОСЬ В ДУХЕ ЖИЗНИ; СОЛНЕЧНЫЕ ЛХА (БОГИ) ВДОХНУЛИ ЕГО В ФОРМУ ЕЁ. ДЫХАНИЕ НУЖДАЛОСЬ В ЗЕРКАЛЕ ТЕЛА СВОЕГО (АСТРАЛЬНАЯ ТЕНЬ); "МЫ ДАЛИ ЕМУ НАШЕ СОБСТВЕННОЕ!" - СКАЗАЛИ ДХИА-НИ. ДЫХАНИЕ НУЖДАЛОСЬ В НОСИТЕЛЕ ЖЕЛАНИЙ (КАМА РУ-ПА); "ОНО ИМЕЕТ ЕГО!" - СКАЗАЛ ОСУШИТЕЛЬ ВОД (ШУЧИ, ОГОНЬ СТРАСТИ И ЖИВОТНОГО ИНСТИНКТА). НО ДЫХАНИЕ НУЖДАЕТСЯ В РАЗУМЕ, ЧТОБЫ ОБЪЯТЬ ВСЕЛЕННУЮ; "МЫ НЕ МОЖЕМ ДАТЬ ЕГО!" - СКАЗАЛИ ОТЦЫ. "Я НИКОГДА НЕ ИМЕЛ ЕГО!" - СКАЗАЛ ДУХ ЗЕМЛИ. "ФОРМА СГОРИТ, ЕСЛИ Я ДАМ ЕЙ СВОЙ!" - СКАЗАЛ ВЕЛИКИЙ (СОЛНЕЧНЫЙ) ОГОНЬ... (НАРОЖДАЮЩИЙСЯ) ЧЕЛОВЕК ОСТАЛСЯ ПУСТЫМ, БЕССМЫСЛЕННЫМ БХУ-ТА... ТАК БЕСКОСТНЫЕ ДАЛИ ЖИЗНЬ ТЕМ, КТО (ПОЗДНЕЕ) СТАЛИ ЛЮДЬМИ, КОСТЯМИ УКРЕПЛЁННЫМИ В ТРЕТЬЕЙ (РАСЕ)"8.
  Все вышеупомянутые формы являются в некотором смысле "астральными телами", то есть, они созданы Светом, Теплом и Влагой; это те проводники, через которые впервые начинают действовать шесть из семи основных принципов жизни. Жизненные импульсы сообщаются этим проводникам или формам энергии действием духовных Существ, которые развивают шесть состояний энергии и субстанции - основу для дальнейшего развёртывания всех материальных форм. Однако, астральные формы первых трёх подразделений были телами первых трёх Коренных Рас человечества. Каждая из них была поглощена своими потомками и, в конце концов, все три как одно целое соединились в постоянное астральное тело или форму, внутри которой "Земля сформировала" физическое тело. Именно в людях Третьей Коренной Расы воплотились Сыны Разума - те, кто дал Дыханию "Дух Жизни" и, таким образом, превратил вторую половину лишённой разума расы в особую расу душ в физических телах.
  Считается, что прообразы всех форм вечно существовали в Божественном Разуме. Долгом Богов - Божественных Строителей - было воплощение этих субъективных форм в объективной жизни и наделение их Своими собственными Божественными атрибутами Разума. Они совершили это, проецируя отражения форм первообразов в призрачные очертания внутри соответствующей эфирной субстанции, которая была определена как Акаша или высший астрал.
  Эти эфирные формы составляют основу всех других человеческих тел, существующих ныне, или тех, которые в иных состояниях субстанции могут существовать в будущем.
  Утверждается, что Посвящённый высокой ступени творит различные астральные тела, от тела Авгоэйда9 (светящегося Божественного излучения Эго) и майяви-рупы* (иллюзорной формы) и далее в нисходящем порядке. Но эти многообразные астральные тела суть лишь различные аспекты одной основной формы или, так сказать, прообраза человеческой формы. Эта основная форма есть бессмертный проводник или форма души.
  В одной из Станц "Тайной Доктрины" находим следующие строки (т. 2, шлока 12): "ВЕЛИКИЕ КОГАНЫ (ВЛАДЫКИ) ПРИЗВАЛИ ВЛАДЫК ЛУНЫ О ВОЗДУШНЫХ ТЕЛАХ: "ПОРОДИТЕ ЛЮДЕЙ" (БЫЛО СКАЗАНО ИМ), ЛЮДЕЙ ВАШЕГО ЕСТЕСТВА. ДАЙТЕ ИМ (ТО ЕСТЬ, ДЖИВАМ ИЛИ МОНАДАМ) ИХ ВНУТРЕННИЕ ФОРМЫ. ОНА (МАТЬ ЗЕМЛЯ ИЛИ ПРИРОДА) ЖЕ СЛОЖИТ ВНЕШНИЕ ОБОЛОЧКИ (ВНЕШНИЕ ТЕЛА). (ИБО)10 МУЖЕ-ЖЕНАМИ БУДУТ ОНИ. ВЛАДЫКИ ПЛАМЕНИ ТАКЖЕ... "11.
  Под "Луной" здесь подразумевается не один из спутников планет какой-либо звёздной системы, а - эфиро-магнетическое состояние субстанции, со всей неопределённостью промежуточного состояния форм, и именно эти незавершённые тела имеются в виду многими выдающимися эзотериками, когда они говорят о низшем астральном теле, а вовсе не Линга Шарира, являющаяся его, своего рода, подобием, хотя и более материальным. Линга Шарира становится основой и вместилищем, в котором "Она", Матерь Природа, строит впоследствии физическое тело и которое [Линга Шарира] растворяется вскоре после телесной смерти.
  Нужно понимать, что эти разнообразные формы или тела не более отличаются друг от друга, чем различные состояния материи, упоминавшиеся выше. Они взаимно проникают друг в друга, и когда сознание "Эго" - Божественного "Я" - повышается или понижается, то Оно действует в этих формах различных состояний субстанции, и лишь когда Оно полностью освобождается от привязанности к плотной физической материи в так называемой "смерти", трансе или сне, Оно обретает самосознание в телах более тонких состояний субстанции. Когда в Комментариях к "Теогенезису" упоминается "астральное тело", Автор имеет в виду - если не даётся иное определение этого термина - вышеупомянутый низший астрал, эфиро-магнетический двойник высшего астрала, проводник Души. Лунные Духи, Питрисы, правящие духи эфиро-астрального света, самым тесным образом связаны с землёй - грубой материей. Они являются Элохимами* формы на физическом плане. В развитии физических тел Они проходят эле-ментальную, минеральную, растительную и животную формы, пока в образе человека Они не достигают своей конечной цели, когда в Третьей Коренной Расе человек обретает самосознание - Высший Разум и Душу.
  Лунные Питрисы являются противоположностью Солнечных, творящих Богов, но и те, и другие в период Солнечной Пралайи - "Ночи времени", уходят на внутренний план и вновь возвращаются к деятельной жизни в период солнечного "Дня времени". Эти великие творческие Энергии или Существа далеко превосходят пределы возможностей нашего представления или воображения, но в одном мы можем не сомневаться - в том, что это - самосознающие Существа.
  Представители Первой Коренной Расы человечества были просто астральными тенями своих прародителей. Они не "умерли" в том смысле, в каком мы понимаем смерть, а были поглощены своими потомками - Второй Коренной Расой, обладавшей телами из более плотной субстанции.
  Эфирные формы - Лунные Питрисы - стали астральными телами Второй Коренной Расы. Особая астральная форма была порождена для Третьей Коренной Расы, а когда Сыны Разума воплотились в лишённые разума проводники, предоставленные им, тогда астральные тела этой расы стали более точно соответствовать основной форме - проводнику души. Таким образом, человек стал душою живою, сознательной или полусознательной на четырёх различных планах бытия.
  Если поначалу читатель сочтёт затруднительным удерживать в памяти все вышеупомянутые детали, он может оставить в стороне все те процессы и ступени эволюции, через которые должна пройти вся субстанция в форме, и просто представить себе четыре различные градации энергии, или субстанции, взаимно проникающие друг в друга, причём каждая градация состоит из сознательных форм, хотя и не обладающих волей и разумом. Это и есть те формы, которые взаимно проникли друг в друга. Затем можно представить пятую градацию материи, состоящую из устойчивых форм, наделённых волей и разумом, субстанцией которых являются четыре вышеописанные градации. Тогда можно увидеть, что каждая форма этой пятой градации обладает четырьмя внутренними телами.
  Владыки Мудрости оспаривают мнение тех приверженцев современной науки, которые пытаются доказать, что человек ведёт своё происхождение непосредственно от царства животных, и приводят множество свидетельств в пользу Своего утверждения о Божественном происхождении человека. Они настаивают, что изначальное "Падение Ангелов" было на самом деле нисхождением Божественных Существ, воплотившихся в лишённой разума Третьей Коренной Расе, и что "первородный грех" заключался в той связи, которая возникла между [разумалишёными] людьми этой расы и антропоидами. Человеку предстоит заново обрести право Божественного первородства - а для этого необходимо потрудиться, пройти через пот, боль и страдания.
  Владыки говорят также, что найти "недостающее звено"* в цепи Дарвина никогда не удастся - по той причине, что эволюция царства животных остановилась на обезьяне, и потому человеческое царство представляло собой принципиально иной вид живых существ, Божественного происхождения.
  Потребовались бы многие тома, чтобы осветить все эти вопросы настолько полно и последовательно, чтобы вполне удовлетворить читателя, и потому нам остаётся лишь отослать его к двум первым томам великого труда "Тайной Доктрины".
 ВСТУПЛЕНИЕ
  При основании Учителями Храма Человечества, одно из самых характерных Их заявлений заключалось в том, что Они будут стремиться изложить Свои Учения в возможно более простой форме - на благо новых учеников, поскольку многие Учения, переданные Их первым ученикам при посредстве Е. П. Блаватской, не исполнили своего назначения в одном отношении - они были чересчур трудны для понимания, а терминология - слишком незнакомой для большинства людей. Поэтому подобная терминология, насколько было возможно, не употреблялась во всех Учениях Храма, и то же самое правило прилагалось и впредь будет прилагаться к публикуемым Комментариям. Так что, когда нас критикуют за употребление терминов, более знакомых англоязычным читателям - терминов, относящихся к тем же великим Сущностям, космическим событиям и состояниям материи, которые в "Тайной Доктрине" названы другими словами и на санскрите - мы должны будем выстоять под напором этой критики, сохраняя уверенность, что многие всё-таки смогут оценить по достоинству наши усилия. И особенно мы будем стремиться употреблять термины, применяемые в современных религиозных системах к тем же или подобным истинам, которые представлены в древних религиозных системах и на других языках, за исключением тех случаев, когда в английском языке нельзя найти никакого эквивалента12.
  В предисловии к первому тому "Тайной Доктрины" Е.П.Блаватская со всей определённостью указывает, что эти книги не охватывают Сокровенное Учение в целом. Содержащиеся в этих книгах Станцы и некоторые выдержки из Комментариев к ним извлечены из Книги Дзиан, которая, взятая в целом, и представляет собой это Учение.
  В своих наставлениях близким ученикам Е.П Блаватская сообщает, что ей была дана лишь "горсть зерна для посева". Этими "зёрнами", отчасти, являются девятнадцать Станц13 и вышеупомянутые выдержки из Комментариев к ним. Семь Станц первого тома "Тайной Доктрины", озаглавленного "Космогенезис", представляют первую часть Станц Дзиан. Другая часть представлена двенадцатью Станцами второго тома, названного "Антропогенезис". Третья часть Станц, "Теогенезис", и Комментарии к ним, были даны Храму в период с 1906 по 1918 г. В течение этих лет они публиковались в "Темпл Артизан" - официальном издании Храма Человечества.
  Хотя эти последние Станцы можно рассматривать как пророчества о переменах, которые произойдут в шестой подрасе современной Пятой Коренной Расы, Учителем Мо-рией указано, что "они относятся к переменам, которые осуществятся в некоторых подрасах Шестой Коренной Расы", от которой нас отделяют многие миллионы лет*.
  Согласно утверждению Учителя Мории, между последней шлокой седьмой Станцы первого тома "Тайной Доктрины" и первой шлокой первой Станцы второго тома опущено сорок три шлоки, и в других Станцах также отсутствуют шлоки, касающиеся эволюции человека до уровня Дхиан-Когана. Столь же много шлок опущено и между некоторыми Станцами этой последней части - "Теогенезиса". Первые четыре Станцы этого тома относятся к различным периодам Второй, Третьей и Четвёртой Коренных Рас и первых подразделений пятой подрасы современной Пятой Коренной Расы.
  Между концом пятой и началом шестой Станцы должен был возникнуть большой пробел и, соответственно, пропуск многих шлок. Как мы понимаем, в недостающих шло-ках и Станцах речь идёт о ступенях эволюции, которые не являются совершенно необходимыми для того, чтобы дать общее описание данного предмета. Кроме этого, многие другие Станцы и шлоки будут непонятны для ныне живущих рас Земли, ибо последние ещё не развили в себе два из тех семи чувств, каждое из которых необходимо для полного понимания и которые будут принадлежать по праву рождения Шестой и Седьмой Расам. Одно из этих чувств будет развито в Шестой Расе, а другое, синтетическое, - в Седьмой. Не обладая этими чувствами, мы не можем постичь символический язык изложения опущенных Станц, ибо многие из них относятся к явлениям Природы и особенностям жизни шестой и седьмой подрас этой Коренной Расы, во время которых произойдут великие изменения как в человеческом теле, так и в образе жизни.
  Когда в "Теогенезисе" впервые встречается понятие "Аватар"14, то имеется в виду Аватар Пятой Коренной Расы, тогда как "Великий", который несколько раз упоминается на протяжении седьмой Станцы, - это Единый Христос*, или Аватар - тело Нирманакая того Эго, которое проявлялось в теле каждого Аватара прежних Коренных Рас.
  Наставление под названием "Групповые Души", данное членам Храма одним из Владык, столь же ясно указывает на объединение в группы как Аватаров, так и более низших существ - людей, - чьи тела являются проявлениями в мире форм единой духовной Сущности. Эта Сущность есть Отец-Матерь Своих детей - вышеупомянутых людей, и иногда именуется Регентом Звезды, к которой принадлежит данная группа, - не астрологической звезды, а той, что носит название "Звезды нашей Божественности" (Дхиани-Будда), Планетарного Духа, который руководит рождением каждого человека, воплощающего Его Сущность, на протяжении Манвантары. Существует семь Дхиани-Будд, как существует семь планет, принадлежащих этой Солнечной системе*, четыре известных и три тайных. Дхиан-Коганы и Дхиани-Будды тождественны друг другу. Те ученики, которым данный предмет особенно интересен, могут обратиться к первому тому "Тайной Доктрины"15.
  На восходящей дуге каждого великого космического цикла все формы жизни стремятся к единению и должны вернуться к Единому в том же порядке, в каком они проявлялись. Осознав, что вся жизнь в проявленных формах на физическом плане произошла из эфирного, четвёртого плана, пройдя два других состояния или плана более тонкой субстанции [чем физическая], можно принять следующее заявление одного из Посвящённых как достойное доверия: "Сын, Рождённый Первым, Старший Брат рода человеческого, был действительно и поистине первым Эго, первой духовной Сущностью, которая приняла в проявлении форму первого Андрогина".
  Архаические манускрипты содержат все подробности, необходимые для широкого понимания сотворения Вселенной и человека. Поэтому здесь достаточно изложить в общем лишь некоторые из тех Эзотерических Учений, которые касаются рождения и развития Аватара - Христа.
  "Сотворение Вселенной и человека в начале времён не было однократным актом. Вместо этого было три отдельных и отличных друг от друга акта Творения, соответствующие, как свидетельствуют основные принципы всех мировых религий, Духу, Разуму и Форме. Хотя современная человеческая раса владеет Разумом и Формой, при этом она наделена лишь зерном Духа, то есть, Христа. Только в проводниках Христа - Аватарах рода человеческого - это зерно развилось до степени, когда стало возможным образование совершенной формы Нирманакая - проводника, необходимого для полного воплощения Христа в человеке. Это внутреннее тело не стеснено пространством и временем, равно как никакими другими ограничениями, подобно тому телу, которое явилось ученикам последнего Аватара, Иисуса, когда Он прошёл через Своё последнее великое Посвящение, называемое Воскресением".
  Соответственно, различие между Аватарами и остальной частью человечества состоит в том, что Аватар - это плод Духа, Христа, тогда как человек в данное время - лишь плод Разума и Формы. Образно говоря, в обычном человеке зерно ещё не проросло, ввиду состояния той почвы, в которую оно попало. Прежде, чем растение сможет вырасти, расцвести и приносить плоды, почву нужно удобрить. Только в напряжении и потрясениях, радости и печали, удовольствиях и боли могут развиться качества, требующиеся для такого "удобрения".
  Безразлично, кого полагать отцом Аватара - в любом случае Его подлинным Отцом является Христос, Перворождённый Сын Отца, а мать всегда "осеняется" Святым Духом, мужским аспектом первого [Божественного] Андрогина.
  Сегодня возникает необходимость вновь и вновь обращать внимание на тот факт, что род человеческий не произошёл от животных, поскольку многие учёные, пишущие труды по эволюции, всё ещё не могут расстаться с идеей "недостающего звена" между человеком и животным. Эзотерическая Философия отвергает эту теорию в целом и настаивает на духовной родословной человека. Хотя будет найдено много промежуточных звеньев между различными человеческими расами и различными родами животных, но то "недостающее звено" между человеком и животным, которое ищет наука, никогда не будет найдено. Только после того, как духовный, но лишённый разума человек впал в тяжкий грех, от животного было рождено нечто похожее на человеческое существо, но рождённые таким образом создания не были людьми, они были человекоподобными обезьянами.
  Далее следует упомянутое выше учение о Групповых Душах, данное членам Храма одним из Учителей.
 ГРУППОВЫЕ ДУШИ
  Как частицы молекулярной субстанции, стремящиеся соединиться и образовать клетки физического тела, притягиваются к сердечному центру будущего зародыша, который затем становится полностью сформированным ребёнком, а впоследствии - вполне развитым мужчиной или женщиной, подобным образом и Души являются частицами, которые, развиваясь в предстоящие века, должны сформировать "колесницу" [проводник] для Бога - Солнце. Эти Души, или частицы, привлекаются к сердечному центру Великой Души - это может быть Великая Групповая Душа, Правитель Планеты - и приступают к образованию, так сказать, проводника выражения, Духовного Тела, которое может представляться чувствам человека как звезда или солнце.
  Те же законы Притяжения и Сцепления, которые притягивают и закрепляют всю субстанцию в определённых формах, естественным образом притягивают друг к другу и все Души. Их желания, мысли и поступки находятся обычно на одном плане выражения. Именно эта универсальная истина Притяжения и Сцепления, как правило, неверно понимаемая, лежит в основе современной теории "родственных душ". Независимо от того, собраны ли вместе мужчины, женщины или представители обоих полов, или даже один мужчина и одна женщина - всё это плод действия Всемирного Закона Притяжения, притягивающего друг к другу частицы Великой Групповой Души для определённой цели. Конечно, должны встречаться случаи, когда мужчина и женщина осознают действие этого Закона, и поскольку представители той Группы, к которой они относятся, уже не раз воплощались в составе этого объединения, то полубессознательные воспоминания о событиях прошлых жизней усиливают связь между ними. Но то обстоятельство, что они принадлежат к одной Группе, не гарантирует, что их следующее воплощение произойдёт в одной и той же местности. Они могут воплотиться даже на разных планетах, и, кстати, такая ситуация возникает чаще, чем обратная.
  Надо понимать, что такие отношения не основаны на чувстве. Что касается физического плана, то между членами одной Групповой Души может возникнуть даже сильное противостояние. Предположение, что одна Душа может узнать другую на физическом плане, почти невозможно, ибо в таком случае используются чувства физического тела, а они бесполезны в распознавании внутреннего.
  Так называемое половое влечение - сила, привлекающая друг к другу существа противоположного пола - есть негативный, или низший аспект Закона Притяжения. Уже то обстоятельство, что отношения между полами, даже в браке, в бесчисленных случаях столь недолговечны, свидетельствует о том, что такие отношения идут не от души, а явно от тела с его инстинктом совокупления для продолжения рода, точно так же, как это имеет место у всех низших форм животной и растительной жизни.
  Если мужчины и женщины признают это инстинктивное влечение и оставят ложную идею о "родственных душах", тогда появится какая-то надежда прийти к истине. Но до тех пор, пока они будут считать половые инстинкты чем-то постыдным, а ложный идеал "родственных душ" представлять как высшее проявление духовности, они не смогут принять истину, когда она будет представлена им.
  Лишь единицы из многих тысяч людей осознают то, что у них вообще есть душа или, вернее, что они сами суть души. Как же можно ожидать от них, что они распознают душу в другом человеке и установят с ней отношения на плане физической материи?
  Большая же часть людей лишь слышали от кого-то или где-то читали о том, что у них есть душа, которую предстоит либо потерять, либо спасти, - и это всё, что они знают или могут узнать о своих индивидуальных душах.
  Чтобы обрести полное осознание своей индивидуальной души, воплощённое Эго должно достичь более высокого уровня разума, чем сегодняшний средний человек, и, кроме того, установить взаимосвязь между этим разумом и проводником, или формой души, его носительницей.
  Как человек видит в зеркале своё лицо или образ и сознаёт их, так и низшее "я" человека сознаёт свою Душу, когда в сосредоточении исследует лабиринты своей собственной природы и находит отклик на свои вопросы. Этот отклик совершенно не схож с теми ответами, которые даёт низший разум, где властвуют страсть, желание соприкосновения, половое влечение и все прочие качества, так или иначе свойственные для чувств.
 СВЕТ
  Поскольку и в Станцах, и в других Посланиях Учителей неоднократно упоминаются различные проявления Света, и поскольку Свет остаётся "тайной за семью печатями" для 6ольшей части человечества, несмотря на все научные теории о нём, то, видимо, будет полезно включить в этот раздел некоторые выдержки из Наставления Учителя Иларио-на о Свете, чтобы вооружить наших читателей лучшим пониманием некоторых наиболее трудных для осмысления суждений о Свете в нижеследующих Станцах, которые могут показаться противоречивыми, если не учитывать, что они относятся к различным планам или состояниям жизни.
 
 КОММЕНТАРИЙ
  Моё утверждение, что Вселенский Свет и Вселенский Разум тождественны, может показаться спорным, если ученик не вместил во всей полноте истину о семеричном делении Материи, Силы и Сознания в буквальном смысле как факт, который можно продемонстрировать, а не только как гипотезу. Никакое адекватное постижение великой тайны - Света и его различных проявлений - не будет возможно, если не достигнуто хоть в какой-то степени понимание состояний или планов Жизни, на которых происходят великие превращения, в ходе которых Абсолютная Тьма (для чувственного восприятия) становится Абсолютным Светом. Другими словами, Сознание Бытия, Бытийности [Be-ness] дифференцируется и становится проявленным как Духовный Свет - Божественная Мудрость. Впервые эти превращения проявляются в четвёртом и пятом состояниях или планах - Акаше и Эфире.
  Акаша и Эфир есть со-вечная Духоматерия - на протяжении всей Маха Пралайи; но на заре нового периода длиной в 4 320 000 000 лет Духоматерия становится Духом и Материей. Это превращение происходит вследствие излучения из Акаши дремлющих Зародышей Жизни - Искр - всё ещё окутанных своими покровами из Тьмы. Эфирная Вселенная возрождается к жизни вместе с пробуждением энергий Притяжения, Отталкивания и возникновением этого излучения Зародышей Жизни, которые начинают, в свою очередь, "осыпать снарядами" Эфирной Субстанции - частично пробуждёнными Искрами - Субстанцию Акаши. Произведённый в результате этого вибрационный эффект приводит Огонь, дотоле спавший в одеяниях Тьмы, окутывающих проводники Всемирного Жизненного принципа, которые мы назвали Зародышами, в форму Эфирного Света и дифференцирует Манасическое поле Акаши, тем самым подготавливая развитие низшего Разума в субстанции плана Кама-Рупа. Это возвратно-поступательное движение, установившееся в результате проявления четвёртой семёрки из сорока девяти огней - тех семи дифференциаций Космической Энергии, которые мы объединили под общим названием "Электричество", никогда не останавливается вплоть до самого конца Великого Века, в котором они проявились.
  Так Вселенский Разум непрестанно "ударяет" о Всемирный Дух и проявляет непроявленное на протяжении всего "Дня Брамы". И так же непрестанно Всемирный Дух отвечает Вселенскому Разуму, и ответ этот выражен в категориях Света - Света, проявляющего Разум. Таким же образом и движением того же типа проводники Жизненного принципа выталкиваются из четвёртого, пятого и шестого планов и в ходе вращательного процесса образуют Субстанцию-Материю, Первичную Материю каждого следующего плана - они вливаются в форму энергиями Фохата упомянутых планов, общеизвестных под названиями Кама-Рупа, Кама-Манас и Астральный.
  Затем четвёртое, третье и второе из семеричных подразделений сорока девяти огней - дифференциаций Духовного Света - приступают к своему вековечному служению по сотворению, сохранению и разрушению видимой Вселенной с её бесчисленными проявлениями индивидуализированной жизни.
  Я дал вам лишь самое общее описание этих всеохватывающих процессов, но вам необходимо усвоить хотя бы некоторое представление о методах и процессах проявления Света и о существовании в действительности сорока девяти различных проявлений Света, а также о том, что, в какой бы форме ни действовал Свет на любом из подпланов Физического, Астрального и Кама-Рупа планов, он был впервые вызван к жизни в результате взаимодействия Эфира и Акаши - когда Недифференцированный Разум требует у Духа проводник для проявления разумной жизни и, вместе с нею, видимого Света, Тепла и Электричества.
  Вам будет полезно всегда иметь в виду это обстоятельство, ибо оно напрямую связано со многими не до конца решёнными физиологическими и техническими проблемами, над которыми бьётся человечество. Те возвратно-поступательные импульсы двух вышеупомянутых форм Космической Энергии - планов Акаши и Эфира, не наблюдаемые и даже не предполагаемые, ибо они невидимы и не проявляются никакими внешними средствами, именно эти импульсы своим действием полагают начало любому изменению, ведущему к созданию или уничтожению формы, будь то форма математическая, механическая, естественная или физиологическая. Именно эти ответные удары первой возникшей мыслеформы по её первоисточнику и всё новые "бомбардировки" того же источника всё возрастающим числом сочетаний мыслеформ, в конце концов, производят Свет - искомое знание, решение проблемы или силу для созидания. Будет ли этот свет выражаться в нахождении суммы математического сложения, стиля одежды, в создании межконтинентальных средств связи или нового Солнца - значения не имеет.
  Вы никогда не придёте к решению ни одной из загадок Природы, если не будете отправляться от вышеизложенного положения.
  Факт огромной силы Света, толкающей космическую пыль в межпланетном пространстве, теперь общепризнан, поскольку это подтверждено открытиями авторитетных учёных, к удовлетворению их последователей. Но, как можно заметить, не было предпринято ни одной попытки отдать должное Посвящённым Великой Белой Ложи, которые не раз заявляли об этом факте, касаясь вопроса о переносе различных форм жизни с одной планеты на другую.
 
 
 
 ТЕОГЕНЕЗИС
 
 ДЕВЯТЬ СТАНЦ КНИГИ ДЗИАН С КОММЕНТАРИЯМИ
 

<< Пред.           стр. 2 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу