<< Пред.           стр. 27 (из 52)           След. >>

Список литературы по разделу

 Человеческий ум, по Лейбницу, похож на глыбу мрамора с
 прожилками, намечающими очертания будущей фигуры,
 которая будет изваяна скульптором. Так образно Лейбниц
 описывает процесс возникновения знания.
 Лейбниц выдвинул учение о двух истинах: истин
 факта и истин необходимых. Истины факта - это такие
 истины, которые получаются в результате чувственного,
 эмпирического познания. Они имеют дело лишь с
 единичными конкретными вещами, основываются на опыте и
 не доказываются посредством логических выводов, поэтому
 не исключают и возможности противоположных истин. Здесь
 действует лишь причинная связь явлений, связывающая одни
 явления с другими Для этого рода истин действует закон
 достаточного основания, посредством которого мы
 заключаем о существовании одного факта относительно
 другого. Метафизические же (вечные) истины
 обнаруживаются посредством разума, для их признания не
 требуется оправдания в опыте. Их истинность утверждается
 лишь наличием положения, которое не противоречит им. К
 истинам разума принадлежат, согласно Лейбницу, все
 основные положения математики и Лейбниц много сделал
 для развития логики, которую понимал как науку о всех
 возможных мирах. Он придавал большое значение понятию
 вероятности. В работе "Об искусстве комбинаторике
 предвосхитил некоторые положения современной
 математической логики. Лейбницу в частности, принадлежит
 принятая в современной логике формулировка закона
 тождества. Он также развил учение об анализе и Лейбниц
 внес большой вклад в разработку понятия "необходимость"
 Необходимость он понимает как то, что должно быть
 обязательно. Самой первой необходимостью выступает
 метафизическая абсолютная, а также логическая и
 геометрическая. Она основывается на законах тождества и
 противоречия, поэтому допускает единственную
 возможность событий. Лейбниц отмечает и другие
 особенности необходимости.
 Необходимость Лейбниц противопоставляет
 случайности, понимая ее не как субъективную видимость, а
 как такую объективную связь явлений которая зависит от
 свободных решений и от хода универсума. Т. е. он понимал
 ее как относительную случайность, которая объективна и
 которая возникает на пересечении определенных
 необходимых процессов. Он подчеркивал, что причинность
 присуща как необходимым, так и случайным процессам,
 только детерминация в этих двух сферах происходит по-
 разному.
 У Лейбница нет систематически развитых взглядов на
 общество. Большинство идей содержится в трактате
 "Теодицея" ("Оправдание Бога"). В нем он, в частности,
 развивает свою знаменитую теорию оптимизма. Он писал,
 что хотя наш мир содержит много зла, не совершенен и имеет
 много недостатков, все же он наилучший и совершеннейший
 из всех возможных миров. Это положение вылилось в
 поговорку: "Все к лучшему в этом лучшим из миров".
 
 Локк
 Джон Локк (1632-1704) - английский философ,
 родился в семье адвоката. Изучал медицину, был домашним
 врачом графа Шефтсбери -видного общественного деятеля
 времен Реставрации. Вместе с ним эмигрировал за границу (в
 1683 г.), вернувшись в Англию лишь после революции 1688-
 89 гг. Его жизнь протекала в основном в эпоху второй,
 славной Английской революции и после нее. Локк принимал
 активное участие в происходившей политической и
 идеологической борьбе как философ, экономист,
 общественный деятель, стремившийся в своих сочинениях
 обосновать законность компромисса между двумя
 господствующими классами английского общества.
 Б. Рассел назвал Дж. Локка "наиболее удачливым из
 всех философов" [История западной философии. М., 1959. С.
 624], так как его взгляды в философии и политические
 воззрения находили понимание и приветствовались многими
 его современниками. В период жизни Локка Англия была
 занята радикальными политическими реформами,
 направленными на ограничение власти короля, создание
 парламентской формы правления, ликвидацию
 авторитаризма и обеспечение религиозной свободы. Локк -
 воплощение этих чаяний как в политике, так и в философии.
 Его главные произведения: "Опыт о человеческом
 разумении" (1690), "Два трактата о государственном
 правлении" (1690), "Письма о веротерпимости" (1685-1692),
 "Некоторые мысли о воспитании" (1693).
 Основное внимание в своих философских трудах Локк
 уделяет теории познания. В этом отразилась общая ситуация
 в философии того времени, когда последняя стала больше
 заниматься личностным сознанием, индивидуальными
 интересами людей. Локк обосновывает гносеологическую
 направленность своей философии тем, что указывает на
 необходимость максимального приближения исследований к
 интересам человека, так как "знание своих познавательных
 способностей предохраняет нас от скептицизма и умственной
 бездеятельности". В "Опыте о человеческом разумении" он
 описывает задачу философа как задачу мусорщика, который
 очищает землю, удаляя мусор из нашего знания.
 Концепция знания Локка как эмпирика основывается
 на сенсуалисгических принципах: нет ничего в уме, чего бы
 не было бы прежде в ощущениях, все человеческое знание в
 конечном счете выводится из явственного опыта. Трактат
 "Опыт о человеческом разумении" начинается с критики
 распространенных в то время в континентальной философии
 концепций о врожденности идей. Здесь он имеет в виду
 прежде всего воззрения Декарта и кембриджских платоников.
 Локк показывает, что все наше знание - математическое,
 логическое, метафизическое и др. - не является врожденным,
 а имеет опытное происхождение. Даже логические законы
 тождества и противоречия неизвестны детям и дикарям.
 "Идеи и понятия также мало рождаются вместе с нами, как
 искусства и науки", - писал Локк. Не существует и
 врожденных нравственных принципов. Он полагает, что
 великий ПРИНЦИП нравственности (золотое правило) более
 восхваляется, чем соблюдается" [Избр. произв. Т. 1. С. 97].
 Он также отрицает и врожденность идеи Бога, которая
 возникает также опытным путем.
 Исходя из этой критики врожденности нашего знания,
 Локк, как любой сенсуалист, полагает, что ум человеческий
 представляет собой "tabula rasa" - "белую бумагу без каких-
 либо знаков и идеи . Единственный источник идей - опыт,
 который подразделяется на внешний и внутренний. Внешний
 опыт - это ощущения, которые заполняют чистый лист"
 различными письменами и которые мы получаем
 посредством зрения, слуха, осязания, обоняния и других
 органов чувств. Внутренний опыт - это идеи о своей
 собственной деятельности внутри себя о различных
 операциях нашего мышления, о своих психических
 состояниях - эмоциях, желаниях и т.п. Все они называются
 рефлексией, размышлением. Под идеей Локк понимает не
 только абстрактные понятия, но и ощущения, фантастические
 образы и т.п. За идеями, по мысли Локка, стоят вещи.
 Идеи ощущения подразделяются у Локка на два
 класса: 1) идеи первичных качеств; 2) идеи вторичных
 качеств. Первичные качества -это присущие телам свойства,
 которые неотъемлемы от них ни при каких обстоятельствах, а
 именно: протяженность, движение, покои, Аорма число,
 плотность. Первичные качества сохраняются при всех
 изменениях тел. Они находятся в самих вещах и потому
 называются реальными качествами. Вторичные качества не
 находятся в самих вещах Они всегда изменчивы,
 доставляются в наше сознание органами чувств К ним
 относятся: цвет, звук, вкус, запах и т.п. При этом Локк
 подчеркивает, что вторичные качества не иллюзорны. Хотя
 реальность их субъективна и находится в человеке, она все
 же порождена теми особенностями первичных качеств,
 которые вызывают определенную деятельность органов
 чувств. Между первичными и вторичными качествами
 имеется нечто общее: и в том, ив другом случаях идеи
 образуются через так называемый импульс. Например,
 фиалка посредством импульсов частиц материи создает в уме
 идеи голубого цвета и запаха.
 Идеи получаемые из двух источников опыта
 (ощущений и рефлексии), составляют фундамент, материал
 для дальнейшего процесса познания. Все они образуют
 комплекс простых идей: горькое, кислое, холодное, горячее и
 т.п. Простые идеи не содержат других идей и не могут быть
 созданы нами. Кроме них, существуют сложные идеи,
 которые производятся умом, когда он составляет и
 комбинирует простые. Сложными идеями могут быть
 необычные вещи, такие, как единороги и сатиры, которые не
 обладают реальным существованием, но всегда могут быть
 проанализированы как смесь простых идей, приобретаемых
 через опыт. Концепция возникновения и формирования
 первичных и вторичных качеств - пример применения
 аналитического и синтетического методов. Посредством
 анализа образуются простые идеи, посредством синтеза -
 сложные. В синтетической деятельности по соединению
 простых идей в сложные проявляется активность
 человеческого ума. Сложные идеи, образуемые
 синтетической деятельностью человеческого мышления,
 составляют ряд разновидностей. Одной из них является
 субстанция.
 По Локку, под субстанцией следует понимать как
 отдельные вещи -железо, камень, солнце, человек,
 представляющие примеры эмпирических субстанций, так и
 философские понятия - материя, дух. Понятие субстанции -
 проблема для Локка. В главе XXIII книги II "Опытов" он
 указывает, что группы простых идей "находятся постоянно
 вместе", т.е. образуют объекты, которые мы называем
 деревьями, яблоками, собаками и т.п. Он говорит, что, "не
 представляя как эти простые идеи могут существовать сами
 по себе, мы привыкаем предполагать некоторый субстрат, на
 основе которого они существуют и из которого они
 проистекают и который мы поэтому называем субстанцией".
 Так как Локк утверждает, что все наши понятия выводятся из
 опыта, то можно было бы ожидать, что он отвергнет понятие
 субстанции как бессмысленное, но он этого не делает, вводя
 разделение субстанций на эмпирические - любые вещи, и
 философской субстанции - универсальной материи, основа
 которой непознаваема.
 В теории восприятия Локка важная роль принадлежит
 языку. Роли языка много внимания уделяли
 предшествующие философы - Бэкон, Спиноза, Гоббс. Локк
 посвящает данному вопросу третью книгу своих "Опытов".
 Для Локка язык несет на себе две функции - гражданскую и
 философскую. Первая - средство общения между людьми,
 вторая -точность языка, выражающаяся в его эффективности.
 В главе "О злоупотреблении языка" Локк показывает, что
 несовершенство и запутанность языка, лишенного
 содержательности, используются малограмотными,
 невежественными людьми и отдаляют общество от
 истинного познания. Локк подчеркивает важную социальную
 особенность в развитии общества, когда в застойные или
 кризисные периоды процветают схоластические
 псевдознания, на которых наживаются множество
 бездельников или просто шарлатанов.
 Согласно Локку, язык - это система знаков, состоящая
 из чувственных меток наших идей, которые дают
 возможность нам, когда желаем, общаться друг с другом. Он
 утверждает, что идеи могут быть понятными сами по себе,
 без слов, а слова - это просто общественное выражение
 мысли и имеют значение, смысл, если поддерживаются
 идеями.
 Локк объясняет, как мы можем прийти к общим
 словам, которые обозначают общие идеи, путем обращения к
 понятию абстракции. Все существующие вещи, говорит
 он/являются индивидуальными, но по мере того, как мы
 развиваемся от детства к взрослому состоянию, мы
 наблюдаем общие качества в людях и вещах. Видя многих
 отдельных людей, например, и "отделяя от них
 обстоятельства времени и пространства и любые другие
 частные идеи", мы можем прийти к общей идее "человека". В
 этом и заключается процесс абстракции. Так образуются и
 другие общие идеи - животного, растения. Все они -
 результат деятельности разума, в основе их лежит сходство
 самих вещей.
 С вышеизложенным тесно связана проблема видов
 знания и его достоверности. По степени точности Локк
 различает следующие виды знания: интуитивное,
 демонстративное, сенситивное. Интуитивное знание - это
 истины самоочевидные. Примерами могут служить
 высказывания: "белое не есть черное", "треугольник не есть
 круг" и т.п. Демонстративное знание - это выводы,
 доказательства, они образуют дедуктивный вид познания.
 Интуитивное и демонстративное знание составляют
 умозрительное знание, которое обладает качеством
 бесспорности. Третий вид знания образуется на основании
 ощущений, чувств, возникающих при восприятии отдельных
 предметов. Они по своей достоверности значительно ниже
 первых двух. Существует, по Локку, и знание недостоверное,
 вероятное, или мнение. Однако из того что мы иногда не
 можем обладать ясным и отчетливым познанием, не следует,
 что мы не можем познавать вещи. Знать все невозможно,
 считал Локк, необходимо знать самое важное для нашего
 поведения.
 В работе "Два трактата о государственном
 правлении (169U) Локк излагает свое учение о
 государстве. Как и Гоббс, он рассматривает людей в
 естественном состоянии как "свободных, равных и
 независимых" [Избр. произв. Т. II. С. 56]. Он исходит из
 идеи борьбы индивида за свое самосохранение. Но в
 отличие от Гоббса, Локк разрабатывает тему частной
 собственности и труда, которые рассматривает как
 неотъемлемые атрибуты естественного человека. Он
 считает, что для естественного человека всегда было
 характерно владеть частной собственностью, что
 определялось его эгоистическими наклонностями,
 присущими ему от природы. Без частной собственности,
 по мнению Локка невозможно удовлетворить главные
 потребности человека. Наибольшую пользу природа
 может дать только тогда, когда становится личным
 достоянием. В свою очередь собственность тесно связана
 с трудом. Труд и трудолюбие - главные источники
 создания стоимости.
 Переход людей от естественного состояния к
 государству диктуется, согласно Локку, ненадежностью
 прав в естественном состоянии. Но свобода и собственность
 должны сохраняться и в условиях государства, так как для
 этого оно и возникает. При этом верховная государственная
 власть не может быть произвольной, неограниченной.
 Локку принадлежит заслуга выдвижения впервые в
 истории политической мысли идеи разделения верховной
 власти на законодательную, исполнительную и
 федеративную, так как только в условиях их независимости
 друг от друга можно обеспечить права личности. Локк
 фактически выступает как теоретик конституционных
 режимов, при которых законы и исполнительная власть
 подчинены правосудию и естественному праву.
 Политическая система становится соединением народа и
 государства, в котором каждый из них должен играть свою
 роль в условиях равновесия и контроля.
 Локк - сторонник отделения церкви от государства, а
 также противник подчинения знания откровению, отстаивая
 "естественную религию". Пережитые Локком исторические
 смуты побудили его проводить новую по тому времени
 идею веротерпимости. Она предполагает необходимость
 разделения между гражданской и религиозной сферами:
 гражданская власть не может устанавливать законы в
 религиозной сфере. Что же касается религии, то она не
 должна вмешиваться в действия гражданской власти,
 осуществляемой общественным договором между народом и
 светским государством.
 Свою сенсуалистическую теорию Локк применял и в
 своей теории воспитания, считая, что если индивид не может
 получить в обществе необходимые впечатления и идеи, то
 значит надо изменить общественные условия. В работах по
 педагогике он развил идеи формирования физически
 сильного и духовно цельного человека, который
 приобретает знания, полезные для общества.
 В своих "Опытах" Локк утверждал, что добро - это то,
 что доставляет длительное удовольствие и уменьшает
 страдание. В этом и состоит счастье человека. В то же время
 Локк подчеркивает, что моральное добро - это добровольное

<< Пред.           стр. 27 (из 52)           След. >>

Список литературы по разделу