<< Пред.           стр. 3 (из 52)           След. >>

Список литературы по разделу

 любая власть, даже самая плохая, возникает по воле Бога и
 осуществляет все то, что ей предназначено провидением, т.е.
 поддерживает порядок и скрепляет социальные узы.
 Августин противопоставляет государство и церковь.
 Если государство - это царство греха и основано на любви
 только к самому себе, то церковь основана на
 самоотверженной любви к Богу. Церковь - это общество
 Христа и вне ее нельзя обрести спасение. Церковь - это
 представитель царства Божьего на земле.
 Философия истории Августина при всей своей
 теологичности заложила основы теории общественного
 прогресса. История общества имеет начало и все время
 развивается по пути своего совершенствования. Эта история
 имеет смысл и предназначение - победу христианства во
 всемирном масштабе. В последующих концепциях
 социального прогресса последний стал уже связываться не с
 прогрессом в деле христианизации, а с прогрессом в развитии
 производства и наук.
 
 Авенариус
 Рихард Авенариус (1843-1896) - швейцарский
 философ, один из главных представителей
 эмпириокритицизма. Основные произведения:
 "Критика чистого опыта" (1888-1890), "Человеческое
 понятие о мире" (1909), "Философия как мышление о мире
 согласно принципу наименьшей меры силы" (1913).
 Термин "эмпириокритицизм" означает "критика
 опыта". Это является основным содержанием
 эмпириокритицизма, который свою задачу видит в том.
 чтобы очистить опыт. выявить содержание "чистого опыта ,
 свободного от посторонних привнесений. Такую операцию
 по очищению опыта совершает философия, в то время как
 конкретные науки постоянно накапливают знания и тем
 самым примешивают к опыту посторонние элементы. По
 мнению Авенариуса, опыт обычно смешан с некоторыми
 посторонними представлениями - апперцепция-ми:
 ценностными (темематологическими) и
 антропоморфическими. Первые представления связаны с
 тем. что мы характеризуем предмет как хороший, красивый и
 т.п., что является лишь нашей оценкой предмета, а не
 отражает его свойств. Ко вторым, антропоморфическим,
 апперцепциям относятся мифологические представления ,
 (представления о некоем "Я", живущем в нашем теле),
 антропатические представления (воздействие "страстей душ"
 на телесные движения человека), интеллектуально-
 формальные представления Авенариус полагает, что опыт
 состоит из нейтральных элементов, которые им понимаются
 как ощущения. На пути очищения опыта ; Авенариус видит
 препятствие в виде интроекции. под которой понимает
 процесс, когда человек приписывает другим людям
 восприятия окружающих вещей, т.е. опыта и познания, и
 вкладывание этих чувств и мышления в других людей. "И
 эта интроекция есть то, что вообще из находящегося передо
 мной делает находящимся во мне, из составной части
 (реальной) среды составную часть (идеального) мышления,
 из дерева с его механической энергией - явление из той
 материи, из которой сотканы сны [О предмете психологии.
 С. 22]. Таким образом придуманный внутренний мир
 противополагают эмпирическому, миру опыта. Интроекция
 происходит тогда, когда мы помещаем местонахождение
 различных восприятии внутрь других людей, а тем самым - и
 в нас самих. Получается, согласно Авенариусу, удвоение
 мира, при котором возникает иллюзия, что, кроме мира
 вещей, которые непосредственно даны нам в опыте,
 существует еще и мир представлений. которые находятся в
 душе другого человека. Авенариус выступает против этого
 положения, считая, что борется против идеализма. Он
 полагал, что нельзя "удваивать мир". Он писал: "Мозг есть
 ни обиталище, ни местопребывание, ни орудие или орган, ни
 носитель или субстрат мышления. Мышление не есть ни
 обитель, ни повелитель, ни Другая половина или сторона и
 т.п., а также ни продукт, ни физиологическая функция, ни
 даже вообще состояние мозга" [Человеческое понятие о
 мире. С. 52].
 Отвергая теорию интроекции, Авенариус выдвигает
 концепцию "принципиальной координации", суть которой
 состоит в том, что признается нерасторжимая связь
 познающего субъекта и среды, т.е. без "субъекта нет
 объекта".
 Осуществляя процесс очищения опыта, Авенариус
 выдвинул принцип "наименьшей меры силы". Он писал: "В
 случае присоединения новых впечатлений душа сообщает
 своим представлениям возможно меньшее изменение, или,
 другими словами, после новой апперцепции содержание
 наших представлений оказывается возможно более сходным
 с их содержанием до этой апперцепции. На новую
 апперцепцию душа затрачивает лишь столько сил, сколько
 необходимо, а. в случае множества апперцепции она отдает
 предпочтение той, которая совершает ту же работу с
 меньшей затратой силы" [Философия как мышление о мире
 согласно принципу наименьшей меры сипы.. С. 3].
 
 Аверроэс
 Аверроэс (Ибн Рушд) (1126-1198) - арабский философ,
 завершающий развитие арабоязычного аристотелизма. Он
 представляет философию, которая получила развитие на
 крайнем Западе арабского государства - на территории
 современной Испании и Северной Африки.
 Аверроэс родился в Кордове и оставил после себя
 большое литературное наследство, прежде всего
 философское. Это был энциклопедически образованный
 человек. Прославился в основном комментариями к
 сочинениям Аристотеля, которого превозносил очень высоко.
 За это получил прозвище "комментатор". О нем говорили:
 "Аристотель объяснил природу, а Аверроэс - Аристотеля".
 Наряду с комментированием Аверроэс дал и свое толкование
 рассматриваемых вопросов.
 Аверроэс написал много произведений, из которых
 наиболее известное - "Опровержение опровержения". Этот
 труд - ответ на "Опровержение философов" аль-Газали. В
 нем Аверроэс рассматривает вопрос о соотношении
 философии и религии. Он показывает, что философия и
 религия очень сходны в направленности своих обсуждений.
 "Философия - это спутница и молочная сестра религии... Они
 спутники по природе, друзья по сущности и врожденному
 предрасположению" Щит. по: Сагадеев А:В. Ибн Рушд. М.,
 1973. С. 198]. И философия, и религия имеют предметом
 своих изысканий Бога, но рассуждают о нем совершенно
 различными методами. Если религия рассуждает о Боге
 риторически, используя образность, которая проявляется в
 Коране, то философия пользуется доказательным способом,
 т.е. наиболее адекватным.
 Однако это не означает, что между религией и
 философией существуют противоречия. Просто религия
 познает буквальный смысл, зафиксированный в Коране, а
 философия - внутренний, содержащийся в Коране.
 Философия постигает истину путем аллегорического
 толкования священных текстов. Хотя для Аверроэса
 характерен рационализм, он стремился к философскому
 обоснованию не всех религиозных догматов, как это
 свойственно Абеляру, а только общих положений, имеющих
 дело с отношением мира и человека.
 Аверроэс также рассматривал центральный для всего
 средневекового периода вопрос об истолковании бытия:
 существует ли мир вечно, или он сотворен Богом. Согласно
 Аверроэсу, материальный мир вечен, как и Бог, который и
 сотворил мир. Отвергая креационистскую концепцию
 возникновения мира, Аверроэс не отказывается от
 аристотелевского понятия Бога как перводвигателя. Он также
 признает платоновскую эманацию, которая объясняет
 возникновение низших по отношению к Богу сущностей,
 двигающих небесные сферы. Конечная причина бытия - Бог,
 находящийся на вершине иерархии и представляющий собой
 мыслящее само по себе мышление. Материя существует как
 постоянная возможность форм, которые возникают из
 материи; материя и форма, для Аверроэса, нераздельны и
 образуют единство.
 Индивидуальные души не являются бессмертными,
 так как умирают вместе с телом. Этика Аверроэса
 заключается в учении, что человек сам создает добро в
 соответствии со своими установками, а не в зависимости от
 того, что его ожидает на том свете - Ад или Рай.
 
 Авиценна
 Авиценна (Ибн Сина) (980-1037) - один из
 крупнейших средневековых ученых-энциклопедистов. По
 происхождению таджик, он жил в различных городах на
 территории Средней АЗИИ и Ирана, занимая должности врача
 и визиря при различных правителях Востока. Написал
 множество трудов, главные из которых - "Книга исцеления",
 "Книга спасения", "Книга знания", "Книга указаний и
 наставлений" и др.
 Вслед за Аристотелем Авиценна подразделяет знания
 на теоретические и практические, которые называются так
 потому, что их предмет определяется исключительно
 человеческими действиями. К практическим наукам
 относятся этика, экономика, политика.
 Проблему сущности и существования
 Авиценна решает в духе неоплатонизма:
 божественное бытие, называемое Авиценной
 Необходимо сущим, порождает посредством
 эманации все многообразие конкретного мира.
 В отличие от Платона он рассматривает
 материю за пределами эманации. "Материя
 всегда предшествует существованию самой
 вещи" [Ибн Сина. Данишнамэ. М., 1957. С.
 171].Авиценна отрицал создание мира Богом и
 полагал, что мир существует вечно вместе с
 Богом, возникновение мира обусловлено
 эманацией из Бога множества конкретных
 форм, проявления мира от единого
 постоянного существующего Бога. Здесь он
 выступал против монотеистического
 креационизма в различных формах.
 Авиценна стоит на позициях
 соотношения материи и формы, которые
 защищал Аристотель. Материя и форма не
 могут существовать самостоятельно, они тесно
 связаны между собой.
 В решении проблемы универсалий -
 одной из основных в средневековой схоластике
 - Авиценна, руководствуясь аристотелевским
 соотношением формы и материи, полагает, что
 универсалии существуют и в вещах, и в
 человеческом уме, который извлекает их из
 вещей,
 и даже до вещей, и после них.
 Авиценна не сомневался в возможности
 познать мир, придавая большое значение
 логике и рассматривая ее как введение к любой
 науке.
 Божественная деятельность
 осуществляется по законам логики,
 имея тем самым интеллектуальный
 характер. Однако Бог не руководствовался при
 этом какой-либо целью, что означает, что
 развитие мира не носит фаталистического
 характера.
 В вопросах психологии Авиценна идет
 вслед за Аристотелем и различает
 растительную, животную и разумную душу.
 Особо он рассматривает человеческую душу и
 не отрицает ее бессмертия. Однако он понимает
 это не в прямом смысле, а в философском,
 отрицая возможность переселения душ -
 метемпсихоз.
 
 Аль-Кинди
 Аль-Кинди (800 - ок. 879) - первый
 крупный арабоязычный философ. которого
 называли "философом арабов". Он хорошо
 изучил достижения предшествующей науки и
 древнегреческой философии -труды Птолемея,
 Евклида, Аристотеля и др. Он писал: "Нам не
 следует стыдиться одобрения и обретения
 истины, откуда бы она ни исходила... Истиной
 никого нельзя унизить - наоборот, истина
 облагораживает всякого" [Избранные
 произведения мыслителей стран Ближнего и
 Среднего Востока IX-XIV вв. М., 1961. С. 59].
 Он был близок к мутазилитам. Написал более
 200 произведений, в частности "О первой
 философии", "Книгу о пяти сущностях".
 С начала VII в. на огромнейшей
 территории от Туркестана до Испании в
 результате арабских завоеваний образовалось
 многонациональное теократическое
 государство - Арабский халифат. В этом
 государстве больших успехов достигает
 развитие философии, в основном на основе
 усвоения древнегреческой философской
 мысли. В нем параллельно со схоластикой в V-
 XII веках развивается и арабская
 философия, но совершенно по-другому
 по сравнению с развитием западноевропейской
 схоластики. Аль-Кинди - крупнейший
 представитель этой арабской философии.
 Аль-Кинди тесно связывал философию с
 естественнонаучными знаниями и был убежден,
 что для того, кто хочет заниматься философией,
 обязательно знание математики. Он дает
 рационалистическое толкование философии,
 идя вслед за Аристотелем, полагавшим, что
 философия - знание обо всем. Аль-Кинди -
 переводчик произведений Аристотеля и его
 пропагандист. Он идет вслед за Аристотелем в
 учении о материи и форме, но больше
 подчеркивает значение материи, рассматривая
 ее в качестве главной сущности: "Материя
 такова, что если она упраздняется, то
 упраздняется и прочее, но если упраздняется
 прочее, то сама она не упраздняется" [Там же.
 С. 110].
 Аль-Кинди - мусульманский философ,
 он даже привлекает аристотелизм для
 обоснования и объяснения "единственного
 Аллаха, великого и всемогущего" и в
 разъяснение того, что Аллах - "действующая и
 целевая причина всего" [Там же. С. 55]. Он
 приписывает Аллаху обладание божественным
 знанием, которого не может достичь
 философия. Коран для аль-Кинди - вершина
 божественного откровения.
 
 Аль-Фараби
 Аль-Фараби (870-950) - выдающийся
 представитель восточного аристотелизма,
 продолжатель дела аль-Кинди. Родился в г.
 Фарабе (ныне на территории Казахстана). Его
 философская деятельность многогранна, он
 был ученым-энциклопедистом. Выступал как
 комментатор произведений Аристотеля, за что
 получил прозвище "Второй учитель". (Первый
 - это сам Аристотель.) Об его
 энциклопедичности свидетельствуют
 названия трудов: "Рассуждения Второго
 учителя аль-Фараби о значении слова
 "интеллект"", "О том, что должно
 предшествовать изучению философии", "Об
 общности взглядов двух философов -
 Божественного Платона и Аристотеля",
 "Трактат о взглядах жителей добродетельного
 города" и др.
 Проблему возникновения мира аль-
 Фараби решает в духе неоплатоновской
 концепции эманации - умножения бытия, в
 результате чего возникают земные стихии -
 люди, животные, растения и пр.
 Аль-Фараби придавал большое значение
 уяснению места человека в познании.

<< Пред.           стр. 3 (из 52)           След. >>

Список литературы по разделу