<< Пред.           стр. 36 (из 52)           След. >>

Список литературы по разделу

 должен рождать, ибо такая полнота силы не может
 оставаться бесплодной [V. 1,7].
 Душа согласно Плотину, производит "все живые
 существа, вдохнув в них жизнь - тех, которых питает земля и
 море, и тех, что в воздухе, и божественные звезды в небе, и
 она же произвела Солнце и великое небо которое она
 устроила и украсила [Эннеады. V, 1, 3J.
 Все отдельные души возникают из Души как
 божественного начала. Душа постоянно остается
 неделимой и находится во всех частях
 Рассматривая вопрос об образовании мира. Плотин
 говорит о материи которую понимает как некий субстрат,
 лишенный каких-либо качеств, как нечто
 неопределенное. Она лишена формы, красоты, а потому
 есть злое начало.
 В космологии Плотин придерживался мнения, что
 небесные светила обладают разумом. Более того, наша
 Земля тоже одушевлена.
 Душа человека, по Плотину, находится как в связи
 с Душой .божественной, так и с чувственным миром. Для
 Плотина цель земной жизни состоит в том, чтобы
 отрешиться от телесности и возвратиться к
 первоначальной жизни - к жизни, когда она была тесно
 связанно Умом и созерцала идеи. Путем к этому должно
 стать совершенство нравственной жизни. Души тех
 людей, которые сумели отрешиться от всего
 чувственного, после смерти тела становятся
 божественными.
 Учение Плотина о структуре бытия выглядит как
 порождение. Единого Ума, который порождает Душу,
 состоящую из божественной и земной Души. По
 терминологии Плотина, это порождение обозначается как
 переполнение Единого, названное как истечение,
 эманация. Одного не материальная эманация. Так как
 идеи обладают своей особой, умопостигаемой материей,
 эманация - это переход идеального в материю Плотина
 предполагает и обратный процесс восхождения от
 материального через последовательные ипостаси - Душа,
 Ум - к Единому.
 В этом восхождении Плотин намечает путь от
 единичного ко всеобщему. Но диалектика Плотина носит
 мистический характер, она не имеет рационального
 содержания.
 
 Плутарх
 Плутарх из Херонеи (ок. 45 - ок. 127) - платоник
 пифагорействующего типа. Он автор многочисленных
 произведений на исторические, философские,
 нравственные темы.
 Наиболее известны его "Сравнительные
 жизнеописания", в которых даются парные описания
 жизнедеятельности крупных деятелей Древней Греции и
 Рима: Александра Македонского и Цезаря, Демосфена и
 Цицерона, Ликурга и Нума в др. Давая эти жизнеописания,
 Плутарх высказывает много интересных мыслей как
 философского, так и жизненного характера, нравственного
 плана. Описывая положение, при котором императоры в
 целях утверждения политической власти выдавали друг
 другу друзей и родственников, Плутарх пишет: "Так
 лишились они от бешеной злобы способности мыслить по-
 человечески или, лучше сказать, показали, что нет зверя
 свирепее человека, совмещающего в себе дурные страсти и
 власть" [Избр. жизнеописания. Т. П. С. 562].
 Кроме "Сравнительных жизнеописаний", Плутарх
 также написал сочинения на нравственные темы; в частности,
 у него есть произведение "Наставление супругам", в котором
 он дает свои рекомендации по поведению мужа и жены с
 целью сохранить прочный брачный союз.
 Кроме того, Плутархом написано такое сочинение, как
 "Пир семи мудрецов", в котором он поднимает историко-
 философские и социальные проблемы. В этом произведении
 он описывает встречу и беседу тех мыслителей Древней
 Греции, которые считались первыми мудрецами западной
 мысли. К ним относятся: Фалес, Биант, Питтак, Солон,
 Клеобул, Хилон, Анахарсис. Перианд, также относившийся к
 этим мудрецам, у Плутарха выступает правителем города,
 тираном, который собирает у себя мудрецов.
 В своей беседе все мудрецы отвечают на одни и те же
 вопросы. На вопрос, какое .государство лучше все"), они
 отвечают следующим образом. Солон: "В том государстве
 лучше всего и крепче всего народовластие, где обидчика к
 суду и расправе привлекают не только обиженный, но и
 необиженный". Фалес: 'То, в котором нет ни бедных граждан,
 ни безмерно богатых". Биант: "Крепче всего народовластие
 там, где закона страшатся, словно тирана". Питтак: "То, где
 дурным людям нельзя править, а хорошим нельзя не
 править". Хилон: "Лучшее государство то, где больше
 слушают законы, меньше ораторов". Анахарсис: "То, где
 лучше воздается добродетели, худшее - пороку, а все
 остальное поровну". Клеобул: "Самый разумный тот народ, в
 котором граждане боятся больше порицания, чем закона"
 [Сочинения. С. 373-374].
 Положительные взгляды Плутарха по вопросам
 истории и морали оказали большое влияние на последующие
 поколения философов.
 
 Порфирий
 Порфирий (ок. 234-304) - неоплатоник, продолжатель
 философии Плотина. Он написал более 70 трактатов, из
 которых до нас дошло 18. Самые известные -
 "Жизнеописания Плотина", "Введение" к работе Аристотеля
 "Категории", "Сентенции".
 Порфирий выступал противником христианства и
 написал даже труд "Против христиан", до нас не дошедший,
 но восстанавливаемый по цитируемым отрывкам. В нем он
 подвергает резкой критике Ветхий и Новый заветы, отрицая
 подлинность некоторых книг. Он указывал на противоречия в
 Евангелиях. В то же время Порфирий не -выступал против
 религии как таковой, он стоял на стороне политеистической
 религии, полагая, что философские истины выражаются в
 аллегорической форме в виде мифов.
 Порфирий более ясно излагал плотиновское учение,
 делая упор на его практической стороне, т.е. на нравственных
 проблемах. Так, он более детально излагает вопрос о
 добродетелях. Все добродетели разделяет на четыре вида, но
 все они находятся под воздействием практического разума,
 который Порфирий ставит выше всего. Он превозносит
 умственную жизнь, которая противостоит беззаботности и
 склонности к наслаждениям. Порфирий полагал, что учение
 философа должно соответствовать его жизни и наоборот.
 "Введение" Порфирия к "Категориям" Аристотеля
 сыграло большую роль в развитии философии, так как в нем
 ясно был сформулирован вопрос о характере общих понятий.
 "Существуют ли они самостоятельно или же находятся в
 одних мыслях, и если они существуют, то тела ли это или
 бестелесные вещи, и обладают ли отдельным бытием, или
 существуют в чувственных предметах и опираясь на них?" [I,
 1a].
 Постановка проблемы об общих понятиях явилась
 источником тех диспутов об универсалиях, которые
 разгорелись в Средние века между номиналистами и
 реалистами. Порфирий полагает, что при анализе
 аристотелевских категорий следует провести анализ таких
 понятий, как род, вид, видовое отличие, собственный
 признак, признак случайный. Эти пять понятий образуют по
 терминологии Порфирия "пять звучаний".
 Результат этих логических исследований Порфирия -
 так называемое "древо Порфирия", представляющее собой
 пример своего рода пирамиды понятий, в котором
 посредством дихотомического деления понятий
 осуществляется восхождение от частного к общему, и
 наоборот. Существа делятся на телесные и бестелесные,
 телесные существа делятся на живые и неживые, живые - на
 чувствующие и бесчувственные, чувствующие - на разумные
 и неразумные. Разумное существо - это человек, который уже
 не делится дихотомически, так как образует общность людей,
 разделяющуюся на отдельных индивидов, -Сократа, Платона
 и др.
 
 Посидоний
 Посидоний (ок. 135-51 до Р.Х.) - крупнейший
 древнегреческий философ, стоик. Происходил из г. Апамея,
 который находился в Сирии, учился в Афинах у Панеция.
 Он много путешествовал, посетив все
 Средиземноморье, Египет, Испанию, Англию и другие
 страны. Во время своих путешествий проводил
 многочисленные наблюдения за явлениями природы. В сорок
 лет открыл свою школу в Родосе, которая стала знаменитой.
 Умер в Риме, отправившись туда, когда ему было уже за
 восемьдесят. Он оставил после себя много произведений, из
 которых мало что сохранилось.
 Посидоний оказал огромное влияние на
 последующую философию, что стало выясняться лишь после
 значительного периода времени при тщательном изучении
 философских произведений той и последующих эпох.
 Тематика работ Посидония самая разнообразная: от
 естественнонаучных проблем до широкого круга
 философских вопросов.
 Посидоний уподоблял философию живому существу,
 в котором физика - кровь и мясо, логика - кости и мускулы,
 этика - душа.
 В физике Посидоний придерживался взглядов, что
 мир един, конечен и шарообразен с виду. Надлунный мир
 активен, а подлунный -пассивен (т.е. природа). Бог, разумная
 космическая душа, пронизывает весь остальной мир, в силу
 чего все "устрояется умом и провидением" [Цицерон. О
 природе богов. XII. 138]. Этот порядок вносится богом не
 извне, а изнутри. Бог выступает у Посидония как
 имманентная сила, внутренне присущая миру. Связь между
 небом и землей, надлунным и подлунным миром Посидоний
 видит в симпатии, которая выступает как своего рода
 соответствие, выражающееся в том, что небо - это ведущий
 элемент, а земля - ведомый (например, влияние Луны и
 Солнца на приливы и отливы).
 Посидоний также возрождает стоическое учение об
 астрологическом предсказании будущих событий, которое
 несколько поколебал Панеций. В этом также, по мнению
 Посидония, проявляется симпатия.
 Как и Панеций, Посидоний главную роль в своей
 системе придает этике. Высшее благо, по его мнению,
 принадлежит постижению истины, которое достигается на
 путях философии. Он превозносит философию, которая, с
 его точки зрения, дает нравственную жизнь человеку.
 Говоря, что душа человека способна воспринимать все
 разумное и нравственное, Посидоний повторяет положения
 Платона о необходимости формировать ту часть души,
 которая заведует страстями.
 Посидоний соединяет в своем учении черты
 платонизма и черты пифагорейского подхода. Он принимает
 концепцию о переселении душ. После смерти тела душа, по
 мнению Посидония, переселяется в надлунный мир и здесь
 очищается от земных грехов. В высших сферах она
 существует до того, как мир воспламенится, после этого
 душа переселяется в новое тело.
 В этой связи Посидоний развивает учение о демонах,
 которое получает у него философское обоснование. Учением
 о демоническом он пытается обосновать существующую в
 мире текучесть и взаимные переходы. Нет четких граней
 между человеком и животным, органическим и
 неорганическим миром, жизнью и смертью, телом и душой,
 между свободными и рабами, национализмом и
 космополитизмом, между ощущениями и мышлением,
 теорией и эмпирией и т.д.
 Значительный интерес вызывает и историческая
 концепция Поси-дония, объединяющая воззрения Гесиода о
 золотом веке, который прекратил свое существование и
 перешел в период вырождения, и воззрения Демокрита и
 Эпикура о прогрессе человечества, которое достигло
 современного уровня цивилизации благодаря науке, технике,
 искусству. В золотом веке господствовали философы, в век
 же прогресса человечества роль философии выражается в
 том, чтобы воспитывать людей на основе законов.
 Посидоний включает в свои воззрения и учение
 Гиппократа, утверждавшего, что история человека зависит
 от климата и почвы. Он также принимает позицию Полибия,
 считавшего, что человек определяется исторической средой.
 Концепции Посидония, как и другого стоика Панеция,
 часто оценивают как эклектические, соединявшие в себе все
 лучшее, что содержалось в философских учениях прошлых
 времен. Действительно, в их воззрениях содержится много из
 платонизма и аристотелизма. Их учение часто называют
 "стоическим платонизмом". Но это не простая эклектика. Это
 соединение философских положений, которое породило
 таких великих представителей римского стоицизма, как
 Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий.
 
 Прокл
 Прокл (412-485) - философ, который завершает
 развитие античного неоплатонизма. Он был главой
 Афинской школы неоплатоников.
 Оставил большое литературное наследие, в котором
 значительное место занимают комментарии к диалогам
 Платона и "Началам" Евклида. Произведения Прокла
 содержат богатую историко-философскую информацию.
 В своем сочинении "Богословское элементарное
 учение Прокл дает своего рода энциклопедическое
 изложение неоплатонизма, всей его системы.
 Прокл развивает дальше концепцию Ямвлиха о
 триадическом построении предмета и всего мира.
 Триадический принцип построения всего существующего в
 мире Прокл проводит последовательно во всех областях - в
 сфере философии, мифологии, мантики.
 Триада Прокла состоит из трех моментов: 1)
 пребывание в себе;
 2) выступление из себя, т.е. эманация из своих
 пределов, при которой происходит переход от единства к
 множеству; 3) возврат обратно в себя, переход от множества
 к единству.
 Исходя из своей триады, Прокл рассматривает
 основные категории неоплатонизма: Единое, Ум, Душу.
 Единое Прокл, как и Ямвлих, расчленяет на безусловно
 непознаваемое Единое, и Единое, содержащее
 множественность. Ум у него также подразделяется на три
 ступени:
 Ум мыслимый, т.е. пребывающий в себе,
 интеллигибельный; Ум мыслящий, т.е. собственно Ум,
 интеллектуальный; Ум, возвращающийся к самому себе,
 интеллигибельно-интеллектуальный.
 Душа у Прокла также подвергается триадическому
 делению на души божественные, демонические и
 человеческие. Все эти триады имеют у Прокла дальнейшие
 подразделения на триады.
 Во многом Прокл повторяет Ямвлиха, но есть и
 некоторые особенности. Для Прокла материя выступает как
 эманация триады, которая образовалась смешением предела
 и беспредельного. Она не выступает выражением зла. Зло же
 возникает из конфликтов, которые порождаются
 взаимоотношением благих сущностей. Прокл
 последовательно проводит при объяснении развития
 объектов принцип эманации, т.е. развертывания всего
 многообразия из единства и последующего обратного
 свертывания многообразия в единство.
 Концепция триады Прокла - предшественница
 гегелевской триады, однако она не имела того
 содержательного значения, какое было вложено в нее
 Гегелем. Поэтому прокловская диалектика имела чисто
 формальный характер.
 Прокл - последний античный мыслитель, внесший
 значительный вклад в развитие философии. Его учениками и
 последователями были Дамаский и Симпликий. Симпликий
 (умер. в 549 г.) стал известен своими комментариями к
 сочинениям Аристотеля. Он пытался соединить платонизм и
 аристотелизм.
 После Прокла платоновская Академия существовала
 недолго. В 529 г. император Юстиниан специальным
 декретом запретил преподавание греческой философии и
 закрыл платоновскую Академию в Афинах. Последние семь
 преподавателей Академии эмигрировали в Персию. Через
 несколько лет им было разрешено вернуться на родину, но
 без права преподавать и распространять свои воззрения. На

<< Пред.           стр. 36 (из 52)           След. >>

Список литературы по разделу