<< Пред. стр. 38 (из 52) След. >>
РотхакерЭрих Ротхакер (1888-1965) - представитель так
называемой культурной ветви философской антропологии.
Ротхакер полагает, что человек прежде всего
характеризуется самоцельной активностью, источник
которой лежит в его сознании. Он стремится представить в
своих философских рассуждениях человека как живую и
творческую личность. Человек, по его мнению, - творец и
носитель культуры, которая есть источник свободы человека
и его деятельной активности. Культура, по мнению
Ротхакера, - это реакция человека на воздействие природы,
это способ ориентирования в мире. Человек дистанцирован
по отношению к внешнему миру, он открыт миру, и в то же
время находится в окружающей среде, которая выступает как
результат деятельности сознания, пропускающего через свой
порог лишь то, что имеет важное значение для жизни
индивида.
В деятельности человека, по Ротхакеру, проявляется
"воля к творчеству", источник которого находится в душе
человека. Он пишет:
"Я - не пучок, не сумма, не нагромождение извне
данных ощущений, но субъект, центр и исходный пункт
активности. Именно это пункт свободы и нравственной силы
личности".
В 1938 г. он выпустил книгу "Слои личности", в
которой дал свое понимание личности человека. По его
мнению, личность образуют три слоя: 1) Вегетативная и
животная жизнь, 2) "Оно", которое определяется влечениями
и чувствами. 3) "Я", которое мыслит и самосознает. Эти слои
взаимосвязаны, однако не сводятся друг к ругу, а
подчиняются тем же закономерностям, что и слои бытия.
Ротхакер пишет: "Лишь учение о слоях личности является
ключом к пониманию практического человеческого
поведения".
Ротхакер полагает, что человек порождает культуру, а
культура создает человека. При этом большую роль играет
язык: "С каждым вполне понятным словом мир изменяется.
То, что сказано, снова включается в мир, который уже
существует".
Руссо
Жан-Жак Руссо (1712-1778) - один из самых видных
представителей французского Просвещения.
Он родился в Швейцарии, в Женеве. Отец его был
ремесленником-часовщиком, мать умерла при рождении
сына. Отец отдал его учиться ремеслу, но это его не
занимало и в шестнадцать лет он уехал из Женевы Ради
заработка занимался различной работой, переезжая с
места на место. Побывал в Италии, Южной Франции. В
1741 г. приехал в Париж. Знакомства с Дидро,
Кондильяком и другими прогрессивными мыслителями
того времени расширили философский кругозор Руссо и
имели для него большое значение.
Известность ему принесло произведение
"Рассуждение о науках и искусствах" Эта работа Руссо
возникла в результате конкурса, объявленного
Дижонской академией в 1750 г. на тему: "Способствовало
ли возрождение наук и искусств очищению нравов?"
Произведение Руссо заняло первое место. В этом
сочинении Руссо дал совершенно неожиданный для того
времени ответ. Он ответил отрицательно на
поставленный вопрос, довольно красноречиво и
убедительно показав, что науки и искусства негативно
действовали на нравственное состояние общества. "Наши
души, - писал он, - развращались по мере того, как
совершенствовались науки и искусства Конечно, эти
выпады против наук и искусств выражали для Руссо
лишь мысль о социально-политическом порабощении
народа, так как он усматривал в науках и искусствах
своего рода гирлянды цветов, которые украшают
железные цепи, сковывающие людей и заглушающие в
них естественное чувство свободы. Он выступил в этом
произведении защитником интересов народных масс,
считая, что писатели художники, ученые, получающие
благодеяния монархов, "высасывают соки из
государства, ничего не давая ему взамен, в то время как
самые полезные граждане, которые дают хлеб и молоко,
гибнут в нищете и презрении в глуши деревень".
Эти мысли в защиту народных масс были
высказаны в антипросветительской форме, чтобы
привлечь внимание к социальным проблемам. Однако
Руссо был убежден в огромной роли разума в деле
совершенствования людей и рассеивания мрака и
невежества. Так, он предлагал в своей работе пригласить
ученых в качестве советников к государственным
деятелям для создания общего блага. Власть и мудрость
должны вступить в союз - вот каков призыв Руссо.
Кроме указанного произведения, Руссо написал
"Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства
между людьми (1755) "Юлия, или Новая Элоиза" (1761), "Об
общественном договоре (1762), "Эмиль, или О воспитании"
(1762).
В своих работах Руссо анализирует многие вопросы
общественного развития Он рассматривает положение, при
котором человек потерял свою свободу, которой обладал в
естественном состоянии. Естественное состояние Руссо
понимал как такое, при котором человек не зависит ни от
кого, это идеал, к которому можно в конце концов
вернуться. Естественное состояние дает людям равенство,
при нем люди не знали, что такое частная собственность, и
поэтому не были испорчены в нравственном отношении.
Он полагал, что неравенство существовало не всегда.
Оно появилось тогда, когда возникла частная собственность.
Расслоение на бедных и богатых - это первая ступень
неравенства, которое началось с того момента, когда кто-то
первый, отгородив участок земли, сказал:
"Это - мое", и когда все в это поверили.
Второй этап неравенства начинается с
возникновением государства, когда бедные и богатые
заключили между собой союз, договор об образовании
государственной власти, при этом одни оказываются
управляющими, другие - подданными. В этом случае
причина неравенства лежит в зависимости людей друг от
друга. Таким образом, возникновение государства "наложило
новые путы на слабого и придало силы богатому,
безвозвратно уничтожило естественную свободу, навсегда
установило закон собственности и неравенства, превратило
ловкую узурпацию в незыблемое право и ради выгоды
нескольких честолюбцев обрекло с тех пор человеческий род
на труд, рабство и нищету" [Об общественном договоре. М.,
1938. С. 84]. Третьим этапом поступательного развития
неравенства Руссо считал переход государственной власти в
деспотизм, который превращает подданных в рабов. Этот
деспотизм должен быть в конце концов повержен.
Полагая, что переход из естественного состояния к
государству порождает порабощение человека, Руссо все же
не считает, что этот переход является гибельным для
человечества. Он признает положительные стороны
заключения такого договора, так как социальный союз дает
человеку силы для сохранения того, что он имеет. Кроме
того, по его словам, "основное соглашение не только не
разрушает естественного равенства, а напротив, заменяет
моральным и законным равенством то физическое
неравенство между людьми, которое могла создать природа;
люди, будучи неравны по силе и уму, становятся равными в
силу соглашения".
В работе "Об общественном договоре" Руссо
утверждает важные положения, а именно: что сувереном
является народ, что суверенитет народа неотделим от него и
неделим, что законодательная власть принадлежит народу и
может принадлежать только ему. В законах должна
воплощаться "всеобщая воля народа".
Значительное место в творчестве Руссо занимают
проблемы воспитания, которым он придавал исключительно
важное значение, и заявлял, что "у вас будет все, если вы
воспитываете граждан, без этого у вас все, начиная с
правителей государства, будут лишь жалкими рабами"
[Трактаты. М., 1969. С. 125]. Эта прозорливая мысль Руссо не
потеряла своей абсолютной ценности и сегодня.
Воспитание граждан, по Руссо, должно начинаться с
самого раннего возраста, и именно педагогическое
воспитание, а не только воспитание посредством социальной
среды. Основной вид воспитания представляется Руссо как
общественное воспитание в правилах, предписываемых
правительством. Он полагал, что воспитание должно быть
направлено на формирование любви к отечеству.
Необходимо воспитывать такие добродетели, которые давали
бы возможность человеку довольствоваться минимумом
материальных благ. "Общественное признание добродетели
человека, - писал Руссо, - это самая сладостная награда,
которую он может получить, и любое доброе дело не
нуждается в ином вознаграждении, кроме провозглашения
его добрым во всеуслышание".
Влияние идей Руссо было значительным как во
Франции, так и в других странах. Он - один из первых, кто
вскрыл противоречивые стороны развития цивилизации. Его
радикализм в вопросах социального развития питал
прогрессивные течения Великой Французской революции.
Сартр
Жан Поль Сартр (1905-1980) - французский философ,
представитель атеистического экзистенциализма. Он был
также писателем и критиком, активно участвовал в
политической жизни Франции.
Получил образование в Высшей нормальной школе в
Париже и затем преподавал в ряде лицеев Парижа и других
городов. Во Второй мировой войне воевал солдатом и в
течение девяти месяцев находился в лагере для
военнопленных в Германии. После своего освобождения
участвовал в движении Сопротивления. После окончания
войны стал редактором ежемесячника "Новое время",
социалистического и экзистенциалистского издания. В 1964
г. ему была присуждена Нобелевская премия по литературе,
которую он отказался принять. С мая 1968 г., со времени
молодежного движения во Франции, стал заниматься
активной политической деятельностью.
Основные произведения Сартра: "Воображение
(1936), Эскиз теории эмоций" (1939), "Воображаемое"
(1940), "Бытие и ничто" (1943), "Экзистенциализм - это
гуманизм" (1946), "Ситуации" (1947-1964), "Проблемы
метода" (1947), "Критика диалектического разума (I960).
Все это философские работы. Кроме того, им написаны
художественные произведения: "Тошнота" (1938), "Дороги к
свободе (1946-49), "Мухи" (1943), "Взаперти" (1945),
автобиографическое произведение "Слова" (1964). Трилогия
"Дороги к свободе" считается классическим произведением
литературы XX в.
В своих философских и литературных сочинениях
Сартр исповедует идеи экзистенциализма. Экзистенциализм
как определенное течение охватывает широкий круг
воззрений, но в центре внимания его - вопросы
существования человеческого существа, вопросы структуры
и условий личностного существования каждого
человеческого существа.
Основная проблема, которую ставит экзистенциализм,
- это дать описание того, как индивидуальное сознание
постигает существование. Отсюда вытекают главные
вопросы, занимающие экзистенциализм:
рассмотрение свободы выбора, личной аутентичности,
отношения с миром и другими людьми, пути, по которым
создаются значения и ценности индивидами, начиная с
осознания личного существования.
Самая известная философская работа Сартра - это
"Бытие и ничто", ставшая главным документом
экзистенциализма.
Первоначальный вопрос Сартра состоит в следующем:
"На что похоже человеческое существование?" Он хочет
описать то, что называет "человеческой реальностью" в
самых общих терминах. Его ответ заключен уже в названии
работы "Бытие и ничто", так как человеческая реальность,
говорит он, состоит из двух способов существования: бытия
и ничто, как бытия, так и небытия. Человеческое бытие
существует и как "в-себе", объект или вещь, и как "для-себя",
сознание, которое не является осознаваемой вещью. Он
описывает существование "в-себе", существование явления
или вещи, как то, что "наполнено собой". Вещь не имеет
внутренних и внешних качеств, не имеет сознания о себе, она
просто существует. Он говорит: "Не существует ни малейшей
пустоты в существовании, нет ни малейшей трещины, через
которую ничто могло бы проскользнуть". В
противоположность этому "для-себя", или сознание, не имеет
такой полноты существования, потому что оно не является
вещью.
Таким образом, "для-себя" - это сознание, то, из чего
состоит сознание; "в-себе" - это вещи, объекты. Сознание
также включает в себя сознание о себе. Оно есть "ничто"
вследствие того, что не имеет сущности.
В первом философском романе "Тошнота" Сартр
выводит в качестве героя Рокантена, человека, который
отчужден от себя, ведет неподлинное существование,
находится не в ладу как с самим с собой, так и с вещами
действительности, окружающими его: они давят его своим
присутствием и непреодолимой вязкостью.
Он говорит: "Предметы не должны касаться... Но они
касаются меня, это непереносимо... Я помню хорошо то, что
я почувствовал на другой день, когда я был на морском
берегу и держал гальку. Это было своего рода отвращение.
Как неприятно это было. Это шло от гальки, я уверен в этом,
оно прошло от гальки в мои руки... определенный вид
тошноты в руках".
В описании многочисленных ощущений тошноты
Рокантеном Сартр хочет заставить читателя почувствовать
то, что называет случайностью существования. Рокантен
приходит к пониманию, что существуют причины, которые
объясняют грубое существование вещей. Если попытаться
определить "существование", то необходимо сказать, что что-
то должно просто случиться: не существует ничего, что
является причиной существования. Так случается, что вещи
существуют, все, что существует, не имеет объяснения.
Случайность есть основной принцип: необъяснимое
существование каждого и каждой вещи, нелепость
(абсурдность) существования мира, который не имеет какого-
либо смысла.
В силу того, что сознание есть ничто, оно всецело
включено в будущий мир и в этом. по словам Сартра, состоит
наша человеческая свобода. Понятие свободы является
центральным для всей философии Сартра. Свобода есть
"ничто", которое мы переживаем, когда мы сознаем то что
мы есть, и это дает нам возможность выбора того, чем мы
будем в будущем. Выборы, которые мы делаем, происходят
на основе "ничто", и они являются выборами ценностей и
смыслов.
Когда мы выбираем, выбор действия является также
выбором себя, но выбирая себя, я не выбираю
существование. Существование дано уже и каждый должен
существовать, чтобы выбирать. То, что я выбираю, есть моя
сущность, специфический путь, которым я существую. Я
выбираю себя, так как я предусматриваю себя. Таким
образом, в специфической ситуации я могу выбрать себя: или
размышляющее я, или импульсивное я, или любое другое
возможное я. Может быть кто-то пожелает быть покорным
другим людям, а кто-то будет сопротивляться влияниям.
Если я выберу себя как такого, "кто в основе своей
размышляет", то именно в этом выборе, а не в каких-то
специфических размышлениях, которые сопровождают его, я
делаю выбор себя.
И поэтому Сартр говорит: "Когда я размышляю,