<< Пред.           стр. 1 (из 52)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 Л.В.Блинников
 Краткий словарь философских персоналий
 А / Б / В / Г / Д / Е / Ж / З / И / К / Л / М / Н / О / П / Р / С / Т / У / Ф / Х / Ц / Ч / Ш / Щ /Э / Ю / Я
 
 А
 * Абеляр
 * Августин
 * Авенариус
 * Аверроэс
 * Авиценна
 * Аль-Кинди
 * Аль-Фараби
 * Анаксагор
 * Анаксимандр
 * Анаксимен
 * Ансельм Кентерберийский
 * Аристотель
 
 наверх
 Б
 * Бергсон
 * Бердяев
 * Беркли
 * Боэций
 * Бруно
 * Булгаков
 * Бэкон
 наверх
 В
 * Виндельбанд
 * Витгенштейн
 * Вольтер
 наверх
 Г
 * Гадамер
 * Гассенди
 * Гегель
 * Гельвеций
 * Гераклит
 * Герцен
 * Гоббс
 * Гольбах
 * Горгий
 * Гуссерль
 наверх
 Д
 * Декарт
 * Демокрит
 * Джемс
 * Дидро
 * Дунс Скот
 * Дьюи
 наверх
 Е
 *
 наверх
 Ж
 *
 наверх
 З
 * Зенон из Китиона
 * Зенон из Элеи
 наверх
 И
 * Ильин
 * Иоанн Скот Эриугена
 наверх
 К
 * Кант
 * Карнап
 * Карсавин
 * Киреевский
 * Коген
 * Кондильяк
 * Конт
 * Конфуций
 * Ксенофан
 * Кьеркегор
 наверх
 Л
 * Лавров
 * Ламетри
 * Лао-цзы
 * Левкипп
 * Лейбниц
 * Локк
 * Лосский
 * Лукреций
 наверх
 М
 * Маймонид
 * Макиавелли
 * Мальбранш
 * Мандевиль
 * Марк Аврелий
 * Маркс
 * Мах
 * Милль
 * Монтескье
 * Мо-цзы
 наверх
 Н
 * Наторп
 * Николай Кузанский
 * Ницше
 наверх
 О
 * Оккам
 наверх
 П
 * Панеций
 * Парменид
 * Пико делла Мирандола
 * Пиррон из Элиды
 * Пирс
 * Пифагор
 * Платон
 * Плеснер
 * Плотин
 * Плутарх
 * Порфирий
 * Посидоний
 * Прокл
 * Протагор
 наверх
 Р
 * Рид
 * Риккерт
 * Росцелин
 * Ротхакер
 * Руссо
 наверх
 C
 * Сартр
 * Сенека
 * Сократ
 * Соловьев
 * Спиноза
 наверх
 Т
 *
 наверх
 У
 *
 наверх
 Ф
 * Фалес
 * Фейербах
 * Филон Александрийский
 * Фихте
 * Фичино
 * Флоренский
 * Фома Аквинский
 * Франк
 наверх
 Х
 * Хайдеггер
 * Хомяков
 наверх
 Ц
 * Цицерон
 наверх
 Ч
 * Чаадаев
 * Чернышевский
 наверх
 Ш
 * Шеллинг
 * Шефтсбери
 * Шопенгауэр
 наверх
 Щ
 *
 наверх
 Э
 * Эмпедокл
 * Эпиктет
 * Эпикур
 наверх
 Ю
 * Юм
 наверх
 Я
 * Ямвлих
 * Ясперс
 наверх
 
 
 
 
 
 
 
 Абеляр
 Пьер Абеляр (1079-1142) - самый значительный
 представитель Средневековой философии периода ее
 расцвета. Абеляр известен в истории философии не только
 своими взглядами, но и своей жизнью, которая изложена им в
 автобиографическом произведении "История моих
 бедствий". С малых лет он почувствовал у себя тягу к
 знаниям, а потому отказался от наследства в пользу своих
 родственников. Получил образование в различных школах,
 затем обосновался в Париже, где занимался
 преподавательской деятельностью. Он приобрел славу
 искусного диалектика по всей Европе. Абеляр прославился
 также любовью к Элоизе, своей талантливой ученице. Их
 роман привел к браку, в результате которого родился сын. Но
 дядя Элоизы вмешался в их отношения, и после того как над
 Абеляром по указанию дяди было совершено
 надругательство (он был оскоплен), Элоиза ушла в
 монастырь. Отношения между Абеляром и его женой
 известны из их переписки.
 Основные произведения Абеляра: "Да и нет", "Познай
 самого себя", "Диалог между философом, иудеем и
 христианином", "Христианская теология" и др. Он был
 широко образованным человеком, знакомым с
 произведениями Платона, Аристотеля, Цицерона, с другими
 памятниками античной культуры.
 Главная проблема в творчестве Абеляра -
 соотношение веры и разума, эта проблема была основной и
 для всей схоластической философии. Абеляр отдавал
 предпочтение разуму, знанию перед слепой верой, поэтому
 вера у него должна иметь рассудочное обоснование. Абеляр -
 ревностный сторонник и адепт схоластической логики,
 диалектики, которая в состоянии разоблачить всевозможные
 ухищрения, в чем и заключается, ее отличие от софистики.
 По мнению Абеляра, мы можем совершенствоваться в вере,
 лишь совершенствуя свои знания посредством диалектики.
 Абеляр определял веру как "предположение" о вещах,
 недоступных человеческим чувствам, как то, что имеет дело
 не с природными вещами, познаваемыми науками.
 В произведении "Да и нет" Абеляр анализирует
 взгляды "отцов церкви", используя выдержки из Библии и их
 сочинений, и показывает противоречивость приводимых
 высказываний. В результате этого анализа возникают
 сомнения в некоторых догматах церкви, христианского
 вероучения. С другой стороны, Абеляр не сомневался в
 основных положениях христианства, а лишь призывал к
 осмысленному их усвоению. Он писал, что тот, кто не
 понимает Священного писания, подобен ослу, стремящемуся
 извлечь из лиры стройные звуки, ничего не понимая в
 музыке.
 Согласно Абеляру, диалектика должна состоять в том,
 чтобы подвергать сомнению утверждения авторитетов, в
 самостоятельности философов, в критическом отношении к
 теологии.
 Взгляды Абеляра осуждены церковью на
 Суассоиском соборе (1121), и по его приговору он сам
 бросил свою книгу "Божественное единство и троичность" в
 огонь. (В этой книге он доказывал, что существует лишь
 один-единственный Бог-отец, а Бог-сын и Бог-дух святой-
 лишь. проявления его могущества.)
 В произведений "Диалектика" Абеляр излагает свои
 взгляды по проблеме универсалий. Он пытался примирить
 крайне реалистические и крайне номиналистические
 позиции. Крайнего номинализма придерживался учитель
 Абеляра Росцелин, а крайнего реализма - тоже учитель
 Абеляра - Гильом из Шампо. Росцелин полагал, что
 существуют лишь единичные вещи, общего вообще не
 существует, общее - это лишь названия. Гильом из Шампо,
 наоборот, считал, что общее существует в вещах как
 неизменная сущность, а единичные вещи лишь привносят
 индивидуальное разнообразие в единую общую сущность.
 Абеляр полагал, что человек в процессе своего
 чувственного познания вырабатывает общие понятия,
 которые выражаются в словах, имеющих тот или иной
 смысл. Универсалии создаются человеком на основе
 чувственного опыта посредством абстрагирования в уме тех
 свойств вещи, которые общи для многих предметов. В
 результате этого процесса абстрагирования происходит
 образование универсалий, которые существуют лишь в уме
 человека. Такая позиция, преодолевающая крайности
 номинализма и реализма, впоследствии получила название
 концептуализма. Абеляр выступал против схоластических
 умозрительных и идеалистических спекуляций в отношении
 знания, существовавших в то время.
 В произведении "Диалог между философом, иудеем и
 христианином" Абеляр проводит идею веротерпимости. Он
 доказывает, что каждая религия содержит в себе зерно
 истины, поэтому христианство не может считать, что она
 единственно истинная религия. Только философия может
 достичь истины; она направляется естественным законом,
 который свободен от всевозможных священных авторитетов.
 В следовании естественному закону и состоит нравственное
 познание. Кроме этого естественного закона, люди следуют
 еще всевозможным предписаниям, но они ~ лишь ненужные
 добавления к естественному закону, которому следуют все
 люди, - совести.
 Этические воззрения Абеляра изложены в двух
 произведениях -"Познай самого себя и "Диалоге между
 философом" иудеем и христианином". Они находятся в
 тесной зависимости с его теологией. Основной принцип
 этической концепции Абеляра - утверждение полной
 моральной ответственности человека за свои поступки - как
 добродетельные, так и греховные. Такое воззрение -
 продолжение -абеляровской позиции в области гносеологии,
 подчеркивание субъективной роли человека в познании.
 Деятельность человека определяется его намерениями. Сам

<< Пред.           стр. 1 (из 52)           След. >>

Список литературы по разделу