<< Пред.           стр. 14 (из 52)           След. >>

Список литературы по разделу

 всеобща, и правда - борьба, и все происходит через борьбу и
 по необходимости".
 Концепция Гераклита - это универсальность
 изменения, его всеобщности. Ему приписывают слова: "все
 течет". Подлинные его слова следующие: "В одну и ту же
 реку нельзя войти дважды".
 Признавая главной характеристикой мира борьбу
 противоположностей, Гераклит одновременно полагает, что
 противоположности, переходя друг в друга, сохраняют
 общую для обеих тождественную основу, т.е. он выдвигает
 идею о тождестве противоположностей. Выступая против
 тех, кто не понимает единства противоположностей, он
 пишет: "Они не понимают, как расходящееся согласуется с
 собой. Оно есть возвращающаяся к себе гармония подобно
 тому, как наблюдается у лука и лиры".
 Закон бытия у Гераклита - "всеобщий логос", который
 лежит в основе борьбы противоположностей, их единства и
 тождества.
 Постоянный процесс изменения, процесс движения, а
 также переход противоположностей друг в друга связаны с
 относительностью качеств вещей. Так, Гераклит приводит
 примеры, когда морская вода может выступать и как
 чистейшая, и как грязнейшая: "Для рыб она питательна и
 спасительна, людям же негодна для питья и пагубна". В 62-м
 фрагменте он пишет: "Бессмертные - смертны, смертные же
 бессмертны: жизнь одних есть смерть других и смерть одних
 есть жизнь других".
 Гераклит в своем трактате отводит большое место
 вопросам познания. По его мнению, истинную природу
 вещей нельзя познать простым накоплением знаний.
 "Многознание не научает уму. Ибо, в противном случае, оно
 научило бы Гесиода и Пифагора, а также Ксенофана и
 Гекатея". По Гераклиту, познание осуществляется через
 чувства, но последние не могут дать истинного знания,
 которое приобретается только мышлением. Для Гераклита
 чувства и разум в познании тесно связаны: "Я предпочитаю
 то, что можно увидеть, услышать и изучить". В 107-м
 фрагменте он подчеркивает: "Плохие свидетели глаза и уши
 у людей, которые имеют грубые души".
 В литературе Гераклит изображается нелюдимым
 мыслителем с аристократическим образом мыслей. Диоген
 Лаэртский пишет в своем труде "О жизни, учениях и
 изречениях знаменитых философов": "Был он высокоумен и
 надменен превыше всякого... Возненавидев людей, он
 удалился и жил в горах, кормясь быльем и травами". Но эти
 расхожие мнения историков не согласуются с
 основополагающими идеями Гераклита, которые
 предвосхитили многие дальнейшие философские концепции,
 и прежде всего диалектику Гегеля.
 
 Герцен
 Александр Иванович Герцен (1812-1870) - русский
 философ, принадлежал к западническому направлению. Был
 незаконным сыном помещика Яковлева и немецкой девушки,
 которую тот увез в Россию из Германии. Окончил физико-
 математический факультет Московского университета. В
 молодые годы увлекался учением Сен-Симона. Ему
 принадлежат следующие философские произведения:
 "Дилетантизм в науке" (1843), "Письма об изучении
 природы" (1845-46), "Письма к сыну" - А.А. Герцену (1876).
 На взгляды А.И. Герцена большое влияние оказали
 идеи Сен-Симона, Шиллера, Гегеля, Фейербаха, Прудона. В
 философии для него была важна практическая сторона
 применения философских воззрений, использования
 философии в борьбе за свободу личности, социальной
 справедливости. Поэтому в его произведениях можно
 встретить самые противоречивые теоретические положения,
 как в защиту материализма, так и в защиту идеализма. Здесь
 он не придерживался единой концепции. Он писал, что
 "логическое развитие идеи идет теми же фазами, как
 развитие природы и истории, оно, как аберрация звезд на
 небе, повторяет движение земной планеты" [Избр. филос.
 произв. Т. I. С. 126].
 В то же время он указывал, что "материалисты-
 метафизики совсем не то писали, о чем хотели, они до
 внутренней стороны вопроса и не коснулись, а говорили
 только о внешнем процессе, его они изображали довольно
 верно, и никто с ними не спорит, но они думали, что это все,
 и ошибались: теория чувственного мышления была своего
 рода механическая психология, как воззрения Ньютона -
 механическая космология. ...Вообще материалисты никакие
 могли понять объективности разума... У них бытие и
 мышление или распадаются, или действуют друг на друга
 внешним образом" [Там же. С. 278-280].
 Герцен принадлежал к западническому направлению и
 резко критиковал славянофилов за их идеализацию
 православия и поддержку самодержавия. Однако после
 подавления революции 1848 г. у Герцена наступило
 некоторое разочарование в Западной Европе и он стал
 считать, что русская деревенская община содержит зародыши
 социализма. Принял некоторые положения славянофильства.
 В статье 1851 г. "Московский панславизм и русский
 европеизм" он писал, что мы принимаем социализм так же
 как славянофилы, "это мост, на котором мы можем подать
 друг другу руки". Однако он не смотрел на социализм как на
 совершенную форму правления и социальных отношений и
 писал, что "социализм разовьется во всех своих фазах до
 крайних последствий, до нелепостей. Тогда снова вырвется
 из титанической груди революционного меньшинства крик
 отрицания, и снова начнется смертная борьба, в которой
 социализм займет место нынешнего консерватизма и будет
 побежден грядущею, неизвестною нам революцией" [Там же.
 Соч. Т. II. С. 102-103].
 В статье "К старому товарищу", написанной в 1869 г.
 и адресованной М. Бакунину, он писал, что не верит в
 прежние революционные пути и рекомендует постепенность
 в общественном развитии.
 
 Гоббс
 Томас Гоббс (1588-1679) - крупнейший английский
 философ XVII в. хотя сегодня он более известен, чем в XVII
 в., за свою политическую философию, представленную в
 трактате "Левиафан".
 Как повествуют его биографы, он родился
 преждевременно, так как его мать была встревожена
 сообщениями, что испанская армада приблизилась к Англии.
 Однако он достиг преклонного возраста - 91 года, сохранив
 ясность своего ума и интеллекта до конца своих дней.
 Получил образование в Оксфорде. Свое время часто
 проводил, как сам впоследствии признавал, глядя на
 географические карты в книжных магазинах, прослеживая
 путешествия известных мореплавателей. Гоббс был знаком с
 такими выдающимися мыслителями того времени, как
 Мерсенн, Гассенди, Декарт. Одно время работал секретарем
 Ф. Бэкона, беседы с которым оказали на него значительное
 влияние. Большое воздействие на Гоббса также оказали
 Галилей и Кеплер. С первым он встречался в 1637 г. в
 Италии.
 Взгляды Гоббса формировались под влиянием
 Английской буржуазной революции XVII в. По своим
 воззрениям он был монархистом и с 1640 по 1651 г.
 находился в эмиграции во Франции. Однако ко времени
 своего возвращения после гражданской войны в Англию, где
 установилась диктатура Кромвеля, порвал с роялистами и
 вернулся в Лондон, попытавшись идеологически обосновать
 политику Кромвеля.
 Вследствие своей близости к великим событиям того
 времени и желая мира и безопасности своим согражданам, он
 решает, что все свои способности должен посвятить
 решению проблем общества. Вопросы человека всегда
 находились в центре творчества Гоббса. Он задумал написать
 трилогию: "О теле", "О человеке", "О гражданине", но начал
 создавать ее с последней части, которую опубликовал в 1642
 г. Трактат "О теле" был выпущен в 1655 г., а "О человеке" - в
 1658 г. В 1651 г. опубликовал самое объемистое свое
 произведение -"Левиафан", главный труд своей жизни, в
 котором начальные главы содержали общефилософские
 взгляды, а остальная часть была посвящена вопросам
 государственного и социального устройства общества.
 Гоббс жаловался на недостаток философского
 прогресса у его философских предшественников. В надежде
 исправить это неудовлетворительное положение, ставил
 перед собой задачу заложить элементы, или "семена", из
 которых "чистая" и "истинная" философия могли вырасти,
 при условии, если будут пользоваться методом, который он
 разовьет. Используя метод, мы можем избежать ошибочных
 идей. Акцент Гоббса на важность методологии в научном
 познании перекликается с идеями Бэкона, выступавшего
 против схоластики. В XVII в. интерес к методу характерен
 для многих философов.
 Гоббса трудно отнести к какому-либо одному
 философскому направлению. С одной стороны, он был
 эмпириком, а с другой - сторонником математического
 метода, который применял как в чистой математике, так и в
 других областях знания, и прежде всего в такой области, как
 "политическая наука". К ней относил совокупность знания
 относительно человечества, живущего в обществе, которое
 дает возможность правительству устанавливать и
 поддерживать мирное состояние для людей.
 Специфика его философских взглядов заключалась
 главным образом в использовании им метода, выводимого из
 физики его итальянского современника - Галилея. Геометрия
 и механика, используемые Галилеем для анализа и
 предсказания явлений в физическом мире, переносятся
 Гоббсом на исследование человеческой деятельности. Он
 считает, что если можно установить определенные факты о
 человеческой природе, то затем можно дедуцировать из них
 способ, которым человеческие существа ведут себя в
 определенных обстоятельствах. Люди должны быть
 изучаемы как один из аспектов физического мира.
 Человеческие страсти и склонности можно анализировать на
 основе физических движений и их причин. Основа метода
 Гоббса - галилеевский принцип, утверждающий, что все есть
 материя в движении.
 Природа, окружающий человека мир, - это, по Гоббсу,
 совокупность протяженных тел. Все вещи и их изменения
 происходят вследствие движения материальных элементов,
 которое понимается Гоббсом как механическое перемещение.
 Движения тел передаются посредством толчка, в результате
 которого в теле возникает усилие, переходящее в движение.
 Таким же -образом - через движения и усилия - Гоббс
 объясняет и духовную жизнь животных и людей, которая
 состоит из ощущений. В этих положениях выражена
 механическая концепция Гоббса.
 Познание, по Гоббсу, совершается посредством
 "идей", источником которых выступают только чувственные
 восприятия внешнего мира. По Гоббсу, никакая идея не
 может быть врожденной, внешние чувства - источник не
 только идей, но и всего нашего познания, содержание же
 идей не зависит от сознания человека. Все идеи благодаря
 активной деятельности ума перерабатываются им
 посредством сравнения, сочетания и разделения. Эта
 концепция лежит в основе гоббсовского учения о знании.
 Как и Бэкон, Гоббс отстаивал эмпирическое
 истолкование знания, присоединяясь к сенсуалистической
 позиции и полагая, что "нет ни одного понятия в
 человеческом уме, которое не было бы порождено
 первоначально целиком или частично, в органах ощущения"
 [Избр. произв. Т. 2. С. 50]. По его мнению, знание
 приобретается из опыта. "Вся наука исходит из ощущений".
 Рациональное знание - это дело языка и чувств, подлинных
 или ложных, выраженных словами. Суждения составляются
 путем своего рода сочетания слов, которые обозначают
 ощущения, поскольку за пределами ощущений нет ничего.
 Для обыденного мышления, по Гоббсу, вполне
 достаточно простого знания фактов, но этого совершенно
 недостаточно для научного знания, для которого требуются
 всеобщность, необходимость, что достигается только
 математикой. Поэтому Гоббс отождествлял науку прежде
 всего с математикой. Однако свои рационалистические
 позиции, сходные с декартовскими (хотя сам он и не
 признавал картезианское влияние и даже правильность
 объяснения достоверности математического познания
 Декарта), он сочетал со своей исходной эмпирической
 позицией. Истины в математике достигаются не
 непосредственным чувственным опытом, а словами.
 Развивая знаковую концепцию языка, согласно
 которой любой язык - это результат человеческого
 соглашения, Гоббс истолковывает общее как языковый знак,
 закрепленный в слове. Стоя на позициях номинализма, Гоббс
 называет слова именами, которые всегда условны и
 выступают в виде произвольной мерки для какой-либо вещи.
 Когда эти мерки приобретают общезначимое значение для
 более или менее солидной группы людей, они становятся
 именами-знаками. В "Левиафане" он писал: "Слабый ум не
 видит многозначности слов. Он запутывается в них, как
 птица в силке, и, чем больше употребит, чтобы вырваться,
 тем больше увязнет... Для мудрых людей слова суть мерки,
 которыми они пользуются для счета, для глупцов же они
 полноценные монеты, освященные авторитетом какого-
 нибудь Аристотеля, Цицерона или Фомы, или какого-нибудь
 другого ученого мужа" [Избр. произв. Т. 2. С. 70-71].
 Гоббс считал, что точность слои должна определяться
 дефинициями, очищающими слова от двусмысленности, а не
 интуицией, как полагал Декарт. Согласно
 номиналистической концепции, которой придерживался
 Гоббс, идеи (вещи) могут быть только частными, слова же
 могут быть также и общими. Общие слова - такие, которые
 обозначают две и более вещи одного и того же класса. Но
 общего, как объективной вещи, согласно номинализму, не
 существует.
 Онтологические воззрения Гоббса, механистически
 объясняющие окружающий мир, сталкивались с
 определенными трудностями, в частности в вопросе об
 источнике движения. В работах "О гражданине", "Левиафан"
 источником первоначального движения Гоббс объявляет
 Бога, а последующие движения вещей, по его мнению,
 происходят совершенно независимо от Бога. Деистические
 воззрения Гоббса не совпадали с господствующими в то
 время религиозными представлениями.
 Доктрина Гоббса, утверждавшая, что все является
 движущей материей (или материи в движении) называется
 механистическим материализмом. Механистический
 материализм Гоббса поднимает ряд проблем. Одна из них -
 понимание человека. Гоббс смотрит на жизнедеятельность
 человека как на чисто механический процесс, в котором
 сердце - это пружина, нервы - нити, суставы - колеса,
 которые сообщают всей машине движение. Вся человеческая
 психика объясняется на основе полного механицизма.
 Другая проблема, поднимаемая философией Гоббса, -
 вопрос о свободе воли. Если все есть материя, и материя
 движется путями, которые предсказуемы и неизбежны, и раз
 мы познали причинные законы, которые определяют их
 движения, тогда можно ли сказать, что человеческая воля
 свободна? Гоббс отвечает на этот вопрос прямо, ясно и в
 целом в соответствии со своими исходными принципами.
 Несомненно, говорит он, все, что имеет место, происходит
 так вследствие того, что оно причинно необходимо, а
 человеческие существа - часть причинной системы, как и все
 в мире. Но человеческая свобода не может быть понята как
 свобода от причинной необходимости. По мнению Гоббса,
 хотеть что-то - означает стремиться к тому, что хочется. Если
 мое движение к тому, что я хочу, беспрепятственно, тогда
 действую свободно. Если мое движение задерживается чем-
 то, тогда я не способен действовать свободно. Эти внешние
 препятствия -суть ограничения моей свободы. Однако если я
 не могу получить или сделать то, что хочу, вследствие нечто
 такого, что присутствует во мне, если, например, я не могу
 перепрыгнуть изгородь, потому что я физически не могу
 прыгнуть так высоко, тогда это не ограничение моей
 свободы, но просто естественный недостаток способности во
 мне.
 Гоббс использует пример с текучей водой: "Свобода и
 необходимость совместимы. Вода реки, например, имеет не
 только свободу, но и необходимость течь по своему руслу.
 Такое же совмещение мы имеем в действиях, совершаемых
 людьми добровольно... Так как добровольные действия
 проистекают из воли людей, то они проистекают из свободы,
 но так как акт человеческой воли... проистекает из какой-
 нибудь причины, а эта причина - из другой в непрерывной

<< Пред.           стр. 14 (из 52)           След. >>

Список литературы по разделу