<< Пред.           стр. 15 (из 52)           След. >>

Список литературы по разделу

 цепи... то они проистекают из необходимости" [Избр. произв.
 Т. 2. С. 233]. Природа наша такова, что мы имеем ряд сил и
 способностей и свобода - их беспрепятственное проявление.
 Применяя то, что он имеет в виду под свободой, Гоббс
 проводит различие между случаями, когда мы свободны, а
 когда нет, и утверждает, что все, что делаем, -необходимо.
 Общее воззрение, что человеческая свобода совместима с
 причинной необходимостью, часто называется "мягким
 детерминизмом".
 Гоббс подчеркивал эгоистическую природу человека,
 который, как правило, действует ради пользы или славы, т.е.
 ради любви к себе, а не к другим. В "Левиафане" он писал,
 что "если бы истина, что три угла треугольника равны двум
 углам квадрата, противоречила чьему-либо праву на власть
 или интересам тех, кто уже обладает властью... учение
 геометрии было бы если не оспариваемо, то вытеснено
 сожжением всех книг по геометрии" [Избр. произв. Т. 2. С.
 133].
 Большое место в философской доктрине Гоббса
 занимают его социальная философия, учение о человеке,
 обществе и государстве. Социальной философии посвящены
 трактаты "О гражданине" и "Левиафан". Вслед за рядом
 гуманистов своей эпохи он подчеркивал роль личности в
 общественной жизни. В главе XIII "Левиафана" Гоббс
 описывает "естественное состояние" людей. В своем
 естественном состоянии, т.е. по природе, люди мало
 отличаются по своим способностям друг от друга. "Природа
 создала людей равными в отношении физических и
 умственных способностей" [Избр. произв. Т. 2. С. 149]. Более
 того, природа сама и человеческое существо само по себе не
 являются ни добрыми, ни злыми. В естественном состоянии
 каждый индивид осуществляет естественное право
 сохранить свою жизнь и избежать смерти. "Счастье этой
 жизни" состоит в постоянном успехе в осуществлении
 желаний. Однако это счастье никогда не бывает спокойным
 довольствием, потому что, говорит Гоббс, жизнь никогда не
 может существовать без желаний, без чувств. Наше
 естественное состояние таково, что, двигаясь к тому, что мы
 желаем, мы сталкиваемся с другими, такими же как мы.
 Человеческие существа, желая безопасности и мира,
 постоянно вовлечены в конфликт с другими. В естественном
 состоянии люди руководствуются только природными
 законами самосохранения. Здесь каждый имеет право на все,
 захваченное силой. Подобное состояние Гоббс называет
 "войной каждого с каждым", когда "человек человеку волк".
 Выход из этого несчастливого состояния Гоббс видит
 в создании государства. Ради самосохранения, для того,
 чтобы выжить, каждый в обществе должен делегировать
 свою часть первоначальной свободы суверену, который в
 обмен на мир осуществляет неограниченную власть.
 Индивиды, таким образом, добровольно отказываются от
 своей свободы в пользу монарха, который единолично
 обеспечивает социальную сплоченность. Так возникает
 государство - Левиафан, гордое, мощное, но смертное
 существо, высшее на земле, но подчиняющееся
 божественным законам.
 Сильная централизованная власть создается путем
 общественного договора между всеми участвующими
 индивидами. Эта власть обеспечивает политический порядок
 и выживание человечества. Общественный договор дает мир
 "только одним путем, а именно путем сосредоточения всей
 власти и силы в одном человеке или в собрании людей,
 которое большинством голосов могло свести все свои воли
 граждан в единую волю" [Избр. произв. Т. 2]. Власть
 суверена ограничена естественными законами,
 выражающимися в стремлении к миру и утверждению
 справедливости. Всего естественных законов Гоббс
 насчитывает 12, но все они по сути выражаются в одном
 золотом правиле: "не делай другому то, чего ты не пожелал
 бы, чтобы было сделано по отношению к тебе". Эта
 моральная максима выступала важным самоограничением
 постоянного человеческого эгоизма и заставляла считаться с
 существованием эгоизма у других людей.
 Неограниченная власть государства распространялась
 Гоббсом как на поведение человека, так и на его воззрения.
 Государственной власти подчиняются также и церковная
 власть. Однако в некоторых случаях Гоббс признает
 возможность противодействовать неограниченной верховной
 власти государства, суверена. Он рассматривает право
 индивида на самосохранение как нерушимое и поэтому
 полагает, что можно отказаться сражаться за государство по
 приказу монарха, если этот приказ противоречит жизненным
 интересам индивида. Хотя Гоббс был убежденным
 монархистом, он признавал возможность существования
 неограниченной государственной власти в различных
 формах.
 Созданная Гоббсом концепция государственной
 власти содержала многие важные теоретико-практические
 положения. Он указывал, что государство - необходимое
 условие культуры и общественной жизни:
 "Вне государства - владычество страстей, война,
 страх, бедность, мерзость, одиночество, варварство, дикость,
 невежество, в государстве -владычество разума, мир,
 безопасность, богатство, благопристойность, общество,
 изысканность, знание и благосклонность" [Избр. произв. Т. 1.
 С. 364].
 Социальная философия Гоббса вызвала у
 современников отрицательную реакцию по многим
 направлениям: потому, что он рассматривал человеческие
 существа как части материи в движении, нарисовал мрачную
 картину человеческой природы и жизни в естественном
 состоянии, защищал абсолютную власть суверена, отрицал
 божественный характер власти суверена и т.п.
 Несмотря на это, историческое значение идей Гоббса
 и их влияние на последующую жизнь огромно. Они не
 потеряли своего эвристического значения и для
 сегодняшнего дня. Наибольший интерес представляют его
 концепции государственной власти. Однако и другие идеи
 Гоббса заслуживают внимания и изучения, в частности, для
 специалистов по аналитической философии привлекательны
 его семиотические идеи.
 
 
 Гольбах
 Поль Анри Гольбах (1723-1789) - крупнейший
 французский философ. Он родился в Германии и настоящее
 его имя Пауль Дитрих Тири Фамилию Гольбах получил от
 дяди, который усыновил его и оставил значительное
 состояние. С 12 лет жил в Париже. Образование получил в
 Лейденском университете. Его творческая деятельность
 протекала в Париже, где он открыл салон, в деятельности
 которого принимали участие все ведущие умы того времени.
 Участвовал в работе "Энциклопедии".
 Основное сочинение Гольбаха "Система природы
 (1770). В нем он представил в систематическом виде свое
 мировоззрение. Он писал, что природа есть причина всего,
 "она существует благодаря себе", "она будет существовать и
 действовать вечно". "Природа не есть какое-то изделие, она
 всегда существовала сама по себе, в ее лоне зарождается все
 она - колоссальная мастерская, снабженная всеми
 материалами, она сама изготовляет инструменты, которыми
 пользуется в своих действиях, все ее изделия являются
 продуктами ее энергии и сил, или причин, которые она
 заключает в себе, производит и приводит в действие".
 Все эти философские выводы - следствие достижении
 естествознания XVIII в., тем более что с этими
 достижениями Гольбах, по образованию химик, был хорошо
 знаком.
 К пониманию природы Гольбах подходил
 исключительно детерминистически. Природа для него - это
 необъятная и непрерывная цепь причин и следствий. В
 природе могут существовать лишь естественные причины и
 следствия. Гольбах утверждал, что все в природе может
 происходить лишь в силу необходимых причин. Случайность
 он отрицал, полагая, что она - следствие незнания причин,
 отождествляя тем самым причинность с необходимостью.
 Свой принцип детерминизма Гольбах соединял с
 принципом изменчивости всего в природе. Более того, он
 выводил второе из первого. Так, он утверждал, что все в
 природе является следствием естественных причин, а
 поэтому все в природе должно изменяться. Если природе
 присуще движение, значит в мире существует универсальная
 изменчивость. Появление живых существ на земле Гольбах
 объяснял с помощью "самопроизвольного самозарождения".
 Вершиной развития животного мира Гольбах считал
 человека.
 Процесс познания, по Гольбаху, складывается из
 сенсуалистических, эмпирических и рационалистических
 элементов. Гольбах полагал, что "душа приобретает свои
 идеи на основе впечатлений, последовательно производимых
 материальными предметами на наши материальные органы"
 [Избр. произв. Т. 1. С. 183]. В основе познания лежит
 чувственно-эмпирический опыт. Разум же - инстанция,
 которая дает нам высшее познание. Разум, рациональность
 Гольбах понимал как способность производить опыты,
 предвидеть последствия причин, чтобы устранить
 отрицательные следствия. "Разум показывает истинную
 природу вещей и объясняет действия, которых мы не можем
 от них ожидать" [Избр. соч. Т. 1. С. 332].
 Хотя Гольбах говорил, что человеку не дано знать
 всего, он верил в неисчерпаемость человеческого познания и
 проникновения в самые сокровенные тайны природы.
 Исходя из своей концепции необходимости, Гольбах
 считал, что человеческая деятельность подчиняется строгой
 необходимости и поэтому свободы воли нет. "Человек не
 свободен ни одну минуту своей жизни". "Жить - значит
 необходимым образом существовать в течение сменяющих
 друг друга необходимым образом моментов длительности".
 "Наша жизнь - эта линия, которую мы должны по повелению
 природы описать на поверхности земного шара, не имея
 возможности удалиться от нее ни на один момент". Такой
 механистически-детерминистический подход сочетается у
 Гольбаха с признанием того, что человек - это социальное
 существо и должен быть признан свободным, так как
 содержит в себе самом свойственные его существу причины.
 Деятельность человека, утверждает Гольбах,
 направляется внутренним органом - мозгом, получающим
 восприятия от предметов внешнего мира. Воля же человека
 выступает как модификация мозга. Волю Гольбах трактовал
 по-разному. Вначале он был того мнения, что воля
 определяется чисто биологическими факторами. Он писал,
 что на социальные катаклизмы могут влиять "излишки
 едкости в желчи фанатика, разгоряченность крови в сердце
 завоевателя, дурное пищеварение какого-нибудь монарха".
 Но в дальнейшем развил взгляд, что существуют более
 важные причины действия воли и стал признавать, что мысли
 - очень сильные мотивы человеческих поступков. Он писал,
 что "хорошая книга, тронувшая сердце великого государя,
 может стать могущественной причиной, которая с
 необходимостью повлияет на поведение целого народа"
 [Избр. произв. Т. 1. С. 235]. Здесь он выступал против
 системы фатализма, фундамента своего учения. Вопреки
 фаталистическому призыву "покоримся своей судьбе",
 Гольбах уже стал призывать противодействовать бедствиям,
 которые уготовила для нас природа.
 Надежным средством против всевозможных
 слабостей, по мнению Гольбаха, выступает добродетель. Он
 писал: "Воспитание, закон, общественное мнение, пример,
 привычка, страх - все это причины, которые должны
 изменять людей, влиять на их волю, заставляя их
 содействовать общему благу, направлять их страсти,
 нейтрализовать те из них, которые могут вредить цели
 общества".
 Причину распространения христианского вероучения
 Гольбах видел в притягательности его для народа в силу
 невежества и тяжелого материального положения.
 Христианство "стало религией неимущих, оно
 провозглашало нищего Бога, бедняки проповедовали эту
 религию беднякам и невеждам, она Давала им утешение в их
 положении, самые мрачные идеи ее отвечали состоянию этих
 жалких и несчастных людей". Гольбах показал полную
 иррациональность религии и несостоятельность
 христианства, основывающегося на Библии. Он писал, что в
 Библии упоминаются города, которых не существовало во
 времена Моисея, и другие противоречия. Гольбах делал
 вывод, что Пятикнижие написано разными людьми в разное
 время. Ветхозаветная картина мира, по Гольбаху, могла
 удовлетворить только невежественный народ.
 
 Горгий
 Горгий (ок. 480-380 до Р.Х.) из Леонтин (Сицилия)
 был софистом в Древней Греции. Вел жизнь учителя
 риторики, странствуя по городам. Написал трактат "О том,
 чего нет, или О природе", в котором рассматриваются три
 тезиса: 1) ничего нет; 2) если что-то и есть, то оно
 непознаваемо; 3) но если оно и познаваемо, то оно все равно
 невыразимо в слове и не может быть передано другому.
 Первое положение Горгий доказывает следующим
 образом. Сначала он говорит, что небытие не существует. В
 отношении же бытия можно сказать, что оно или вечно, или
 возникло. Вечным оно быть не может, так как в этом случае
 оно не имеет пределов, а это значит, что оно нигде;
 возникшим оно тоже быть не может, так как в этом случае
 оно возникло бы или из небытия или из бытия. И то и другое
 невозможно, ибо из небытия ничего возникнуть не может, а
 из бытия тоже не может возникнуть бытие, так как оно уже
 существует. Поэтому бытия не существует. Подобными
 аргументами Горгий доказывает и следующие два тезиса.
 Приведенный пример показывает, насколько точно
 Горгий использует значения слов и их изменения в разных
 контекстах. На этом строятся все доказательства софистов. И
 в этом большую роль играло искусство риторики, словесного
 воздействия на человека. Горгий рассматривает речь самым
 лучшим орудием человека: "Речь является могущественной
 владычицей, которая выполняет божественнейшие дела
 наименьшим и наизаметнейшим делом, ибо способна и
 отогнать страх, и отвести скорбь, и вызвать заботу, и
 увеличить сочувствие..."
 
 Гуссерль
 Эдмунд Гуссерль (1859-1938) - немецкий философ,
 основоположник феноменологии. Родился в Проснитце, в
 Моравии. Изучал математику в Берлине и затем психологию
 вместе с Брентано в Вене. В 1887 г. становится приват-
 доцентом в Берлине. В 1900 г. назначается профессором
 философии в Геттинген, а затем в 1916 г. переводится
 профессором во Фрейбург-в-Брейсгау, где преподавал до
 1929 г. и жил до конца своей жизни, страдая от беспокойств и
 ограничений, связанных с его еврейским происхождением.
 В XIX в. и даже ранее термин "феноменология" имел
 самые различные значения. Со времени использования этого
 термина Гуссерлем с начала XX в. он стал употребляться и
 как феноменологический метод создания философии, и как
 любой описательный метод изучения данной темы.
 Феноменология Гуссерля в значительной степени
 подвержена влиянию Франца Брентано, его учителя по
 университету в Вене.
 Гуссерль указывал, что посвятил себя обоснованию
 человеческого знания, называя это "архимедовой точкой". Он
 утверждал, что философ никогда не должен брать все как
 само собой разумеющееся и всегда должен быть готовым
 отбросить то, что он делает и начать все заново. Действуя в
 соответствии со своими советами, он с особым вниманием
 отнесся к критике Фреге его ранних попыток
 проанализировать математические понятия в
 психологических терминах и пришел к выводу, что логику и
 математику следует трактовать как науки, которые
 совершенно независимы от опыта и потому совершенно
 отличны от психологии. Он развил "чистую феноменологию"
 - процедуру, основывающуюся на исследовании содержания
 собственного сознания субъекта. Его метод требовал
 исключения всех предположений о внешних причинах и
 результатах их содержания. Цель этого метода - прояснение
 существенной природы ментальных актов и тем самым
 истин, которые являются источниками человеческого знания.
 В начале XX в. Гуссерль опубликовал два тома
 "Логических исследований" (1900-01), в которых определил
 основной объект философского исследования - научное
 знание. Он стремился построить науку о науке. Выяснить
 вопрос об объективности познания - вот главная проблема

<< Пред.           стр. 15 (из 52)           След. >>

Список литературы по разделу