<< Пред.           стр. 2 (из 52)           След. >>

Список литературы по разделу

 по себе ни один поступок не является ни добрым, ни злым.
 Все зависит от намерений. Греховный поступок - такой,
 который совершен в противоречии с убеждениями человека.
 В соответствии с этими своими убеждениями Абеляр
 полагал, что язычники, которые преследовали Христа, не
 совершали никаких греховных действий, так как эти
 действия не находились в противоречии с их убеждениями.
 Не были греховны и античные философы, хотя и не
 являвшиеся сторонниками христианства, но действовавшие в
 соответствии со своими высокими моральными принципами.
 Абеляр подверг сомнению утверждение об искупительной
 миссии Христа, которая состояла не в том, что он снял грех
 Адама и Евы с рода человеческого, а в том, что был
 примером высокой морали, которой должно следовать все
 человечество. Абеляр полагал, что человечество
 унаследовало от Адама и Евы не способность к греху, а лишь
 Способность раскаиваться в нем. Согласно Абеляру,
 божественная благодать нужна человеку не для
 осуществления добрых поступков, а в качестве награды за их
 осуществление. Все это противоречило распространенным
 тогда религиозным догматикам и было осуждено Санским
 собором (1140) как ересь.
 
 Августин
  Аврелий Августин Блаженный (354-430) -,
 крупнейший средневековый философ, виднейший
 представитель западных "отцов церкви". Он оказал
 сильнейшее влияние на всю западноевропейскую жизнь
 средневековья.
 Годы жизни Августина пересекаются с годами жизни
 Прокла и даже приходятся на более ранний период, чем
 жизнь некоторых неоплатоников. Поэтому некоторые
 исследователи полагают, что его творчество лучше
 рассматривать в русле греческой философии. Более того,
 Августин пришел к христианству через манихейство под
 воздействием трудов неоплатоников. В философии
 Августина много от неоплатоников, однако душа его,
 сочинений религиозный, не сорместимый с духом античной
 философии.
 Родина Августина - город Тагаст (Северная Африка) -
 современный Алжир. Интерес к философии у него появился
 под влиянием чтения трактатов Цицерона. Августин оставил
 после себя богатое литературное наследство. Им написаны
 десятки значительных произведений:
 "Против академиков", "О блаженной жизни", "О
 бессмертии души", "Об учителе", "О свободе воли",
 "Исповедь", "О граде Божьем" и др.
 По своим философским воззрениям Августин сначала
 примыкал к манихейству - религиозному течению,
 исповедовавшему противоположность добра и зла, света и
 тьмы, - но, разочаровавшись в нем, примкнул к скептицизму
 академиков. После знакомства с Амвросием Медиоланским,
 оказавшим на него большое влияние, и чтения трудов
 неоплатоников Августин стал склоняться к христианству,
 которое принял в 387 г. Он развернул активную деятельность
 по распространению христианского вероучения, что дало
 возможность исследователям его творчества называть его
 "молотом еретиков".
 Религиозно-философская система Августина
 представляет собой соединение библейского мировоззрения с
 теми положениями неоплатонизма, которые приемлемы для
 христианского вероучения. Центральный пункт философской
 системы Августина - Бог, поэтому она исключительно
 теоцентрична. Согласно Августину, Бог представляет собой
 высшую сущность, он - единственное в мире, что не зависит
 ни от кого и ни от чего, все остальное определяется и зависит
 от божественной воли. Первенство Бога над всем остальным
 имеет для Августина большое философско-теологическое
 значение, так как в этом случае он выступает причиной
 любого существования и всех изменений в мире. Бог
 сотворил мир и продолжает постоянно творить его. Проблема
 креационизма раскрывается Августином всесторонне и с
 различных сторон. Августин стоит на позициях дуализма
 Бога и мира: природа и человек созданы Богом и полностью
 зависят от него, Бог же от человека и природы никак не
 зависит.
 Идея постоянного творения мира Богом приводит
 Августина к концепции фатализма, что является характерной
 чертой-августианизма. Все, что происходит в мире,
 совершается по воле высшего существа - Бога, поэтому в
 мире само по себе ничего не рождается и ничего не умирает.
 Даже развитие растений и животных предопределено волей
 Бога, который трансцендентно определяет зарождение и
 развитие индивидуальных существ. Это приводит к
 иррационалистическому истолкованию действительности
 Августином, полагавшим, что таинственные, непостижимые
 человеком явления природы вполне определяет воля Божья.
 Креационистская доктрина Августина по-своему
 трактует природу и человека. Для Августина весь
 органический мир не обладает одушевленностью, не говоря
 уже о неорганическом мире. Душой обладает только человек.
 Душа человека создается Богом и после этого существует
 вечно. В работе "О величине души" он Пишет, что душа "не
 есть ни земля, ни вода, ни воздух, ни огонь, ни соединение
 всех этих элементов или также некоторых из них" [1, 2].
 Августин понимает человеческую душу как нематериальную
 сущность, как бестелесное образование. При этом он считает,
 что человеческая нематериальная душа находится в
 материальном теле человека, и здесь возникает проблема их
 взаимодействия, но не дает ответа на этот вопрос. В
 произведении "О граде Божьем" он пишет: "Тот способ,
 каким души соединяются с телами и становятся живыми
 существами, в полном смысле слова удивителен и
 решительно непонятен для человека: а между тем это и есть
 человек" [XXI, 10].
 Разделяя тело и душу человека, Августин отдает
 превосходство человеческой душе над телом. Он
 рассматривает душу как "разумную субстанцию,
 приспособленную для управления телом" [О величине души.
 XII, 22]. Августин наделяет душу не только разумной
 способностью, но и способностью к волевой деятельности. В
 воле Августин видел характерную особенность
 человеческого существа, именно воля определяет
 человеческую активность, а не мышление, которое в
 основном пассивно отражает предметы окружающего мира.
 Рассматривая проблему человеческой воли, Августин
 приходил к утверждению о ее свободе.
 В связи с проблемой Бога Августин должен был
 решать и проблему теодицеи - проблему существования
 Бога-творца и зла в мире. В решении этой проблемы он
 исходил из неоплатоновского подхода, рассматривавшего
 зло не как нечто самостоятельное, а как недостаток добра.
 Августин руководствовался текстом Священного писания, в
 котором говорилось, что Верховный творец добр по своей
 природе и все, что творит, он творит по образу и подобию
 своему. Поэтому Бог создает определенный порядок и форму
 вещей в соответствии со своими идеями, которые являются
 образцами для любой сотворенной вещи. Следовательно, зло
 - это просто отсутствие добра, а не нечто самостоятельное.
 Здесь проявилось стремление Августина снять
 ответственность за зло в мире с Бога, так как божественные
 идеи творят только добро, а зло возникает вследствие
 искажения материей божественного образа и уменьшения
 добра в вещах.
 В связи с проблемой креационизма Августин
 рассматривал проблему времени, которая имеет
 общефилософское, а не только теологическое значение. "Что
 такое время? - спрашивал он в своей "Исповеди" и отвечал: -
 Пока никто меня о том не спрашивает, я понимаю, нисколько
 не затрудняясь; но как скоро хочу дать ответ об этом, я
 становлюсь совершенно в тупик" [XI, 14, 17]. При решении
 этого вопроса Августин прежде всего обращается к Богу и
 полагает, что время не существовало до сотворенных Богом
 вещей, в возникло вместе с ними по воле Божьей.
 Рассматривая проблему времени, Августин утверждает, что
 при анализе времени мы впадаем в парадоксы. Думая о
 природе времени, мы приходим к выводу, что его нельзя
 измерить, так как прошлое время не существует, раз оно
 прошло, будущее время еще не существует, так как т
 наступило, а настоящее время становится прошлым, как
 только осуществляется. В конце концов Августин решает,
 что время - это определенный вид протяженности, и то, что
 мы измеряем, когда измеряем время, - это впечатления и
 отпечатки памяти. Обращаясь к своему сознанию, он
 говорит: "В тебе, как я сказал, я измеряю периоды времени.
 Я измеряю как время настоящие впечатления, которые вещи
 производят на меня в то время, как они проходят мимо меня.
 Я не измеряю сами вещи, а только впечатления, которые
 оставляют вещи, когда они проходят мимо меня. Это есть то,
 что я измеряю периоды времени".
 Августин решает трудность проблемы
 несуществования прошлого и будущего времени ссылкой на
 впечатления, память и ожидания будущих событий.
 Подчеркивая быстротечность и изменяемость
 окружающих вещей реального мира, Августин указывал на
 вечность Бога, который не изменяем.
  Августин не обошел и проблему соотношения веры и
 разума. Как и другие "отцы церкви", он превозносит веру за
 счет разума. Им провозглашена формула: "верю, чтобы
 понимать", которая выражала требование, чтобы вера
 предшествовала пониманию. Веру Августин представлял
 себе не только как веру в авторитет Священного писания, но
 и как веру в авторитет церкви.
 Однако в вопросах познания он больше склоняется к
 рационализму. Признавая существование чувственного
 восприятия предметов, Августин в то же время полагал, что
 все это происходит в силу деятельности души, которая
 постоянно заботится о своем теле. Он считал, что
 чувственное познание не способно дать достоверного знания
 и только человеческий ум в состоянии преодолеть
 скептицизм. Августа" утверждал, что человек не может
 сомневаться в своем мышлении, и это является несомненным
 фактом. "Всякий, кто сознает, что он сомневается, сознает
 это (свое сомнение) как некоторую истину" [Об истинной
 религии. XXDC, 73].
 Это положение часто рассматривают в качестве
 аналогичного декартовского "Cogito, ergo sum" ("Я мыслю,
 следовательно, существую"). Конечно, зерно
 рационалистического подхода к познанию у Августина
 существует, однако отождествлять эти положения,
 разделенные тысячелетием, нельзя, так как Августин не
 вкладывал в свое положение того смысла, который Декарт
 вкладывал в свое "Cogito". Кроме того, это положение
 следует рассматривать в системе августианизма, который
 придавал божественному творчеству и божественному
 вмешательству первенствующее значение в познании. Бог у
 Августина выступает "отцом нашего озарения". Человек
 лишь пассивно воспринимает божественные идеи. Познание
 настоящих истин происходят посредством божественного
 озарения.
 В своих произведениях Августин много внимания
 уделял проблеме греха в божественного предопределения.
 Бог, согласно Августину, творит только добро, зло же,
 которым наполнен мир, всецело лежит на совести человека и
 виновна в этом его свободная воля. Бог сотворил Адама и
 Еву свободными, но они ввали в грех, вкусив запретного
 плода и нарушив запрет Бога. Употребив свою свободную
 волю вопреки божественным заповедям, Адам создал
 пропасть между человеком и Богом. Свободная воля
 постоянно толкает человека на путь греха. Грех заключается
 в том, что человека влечет к земным благам, он впадает в
 самонадеянность, воображает, что может без помощи Бога
 жить в мире и овладевать им.
 Большинство людей совершают греховные поступки
 вследствие того, что это уже предопределено Богом. Только
 меньшинство совершает морально безупречные деяния, но
 отнюдь не по своей доброй воле, а потому, что это
 предопределено свыше. Так что большинство грешников не
 может рассчитывать попасть в Рай, ибо на них не снизошла
 божеская благодать. В этом состоит понятие божеского
 'предопределения: к добру человека направляет воля Бога, к
 греху человек влечется сам через свою свободную волю.
 Свою доктрину Августин развивал в борьбе с
 пелагианством -течением, которое отстаивал монах Пелагий.
 Пелагий отрицал наследственность первородного греха
 Адама и испорченность вследствие этого всего человечества.
 Он полагал, что человек действительно обладает свободной
 волей, которая дает ему возможность пойти по пути или
 добра, или зла, и здесь нет божеского предопределения.
 Благодать Бога Пелагий видел лишь в помощи, которая
 оказывалась Богом человеку в соответствии с его заслугами.
 Все это не могли принять Августин и церковь,
 поскольку этим подрывались власть и авторитет церкви.
 Пелагианство было в конце концов осуждено церковью.
 Исходный пункт моральной доктрины Августина -
 безграничная любовь к Богу. Именно любовь к Богу должна
 наполнять всю жизнь человека, должна вытеснить любовь
 человека к человеку. Это Августин продемонстрировал своей
 собственной жизнью, выгнав перед обращением в
 христианство свою любимую жену с единственным
 ребенком. "Когда человек живет по человеку, а не по Богу,
 он подобен дьяволу", - пишет Августин в "Граде Божием"
 [XIV, 4]. Отсюда проистекает аскетизм морального учения
 Августина, согласно которому добродетель состоит в том,
 чтобы отказаться от большего количества вещей, которыми
 живет обычный человек. В согласии с основными
 положениями эллинистической философии Августин
 полагал, что цель человеческой жизни - счастье человека,
 которое состоит в познании Бога и испытании души.
 Августин защищал концепцию неравенства людей,
 которое рассматривал как необходимое явление в
 социальной жизни общества. Неравенство, полагал он, будет
 всегда в обществе и здесь бессмысленно что-либо менять,
 так как богатство одних и бедность других обусловлены
 божественным промыслом.
 Августин был один из первых, кто поставил в своем
 творчестве проблемы-философии истории, сделав попытку
 объяснить ход человеческой истории. В своей "Исповеди" он
 писал, что большинство людей в своей ограниченной жизни
 "не обладают способностью проникать в дух
 предшествующих веков и сопоставлять этот дух с духом
 настоящего времени" [Ш, 7]. Интерес Августина к общим
 проблемам истории возник в связи с разграблением Рима
 готами в 410 г. под руководством короля Алариха.
 Понимание истории Августином является
 провиденциалистким, так как власть и воля Бога
 распространяется не только на жизнь отдельного человека,
 но и на все общество, его историю.
 циалистским, так как власть и воля Бога
 распространяются не только на жизнь отдельного человека,
 но и на все общество, его истерию.
 В своей философии истории Августин проводил
 периодизацию истории земных обществ, которая у него
 состоит из шести периодов по аналогии с шестью днями
 творения. Этими шестью возрастами человеческой жизни у
 Августина являются: младенчество, детство, отрочество,
 юность, зрелый возраст, старость. Первая эпоха начинается с
 детей Адама и Евы и продолжается до потопа, а последняя
 началась с прихода Христа и возникновения христианства и
 закончится со вторым пришествием Христа и концом
 человечества.
 Для Августина все происходящее в мире определяется
 борьбой двух царств: царства Божьего и царства земного.
 Этим Августин переносил дуализм Бога и природы на
 общественное развитие. Божье царство состоит из людей
 избранных, на которых снизошла божественная благодать к
 спасению, земное царство состоит из людей, которые
 обречены на греховную жизнь. В первом царстве обитают те
 праведные люди, которые руководствуются в жизни только
 любовью к Богу, во втором - те,, которые забывают о Боге.
 Однако на земле общество перемешано из
 праведников и грешников, т.е. царства Божье и земное
 соединены вместе. Августин подвергает критике все то в
 обществе, что связано с земным царством. Он указывает на
 насильственный характер государства, которое называет
 "великой разбойничьей организацией". Августин осуждает
 все эгоистические стремления к накоплению богатств,
 низменные страсти, попытки господствовать над людьми. В
 то же время критика общества и государства ограничена его
 теологическими воззрениями, так как, согласно Августину,

<< Пред.           стр. 2 (из 52)           След. >>

Список литературы по разделу