<< Пред. стр. 2 (из 52) След. >>
по себе ни один поступок не является ни добрым, ни злым.Все зависит от намерений. Греховный поступок - такой,
который совершен в противоречии с убеждениями человека.
В соответствии с этими своими убеждениями Абеляр
полагал, что язычники, которые преследовали Христа, не
совершали никаких греховных действий, так как эти
действия не находились в противоречии с их убеждениями.
Не были греховны и античные философы, хотя и не
являвшиеся сторонниками христианства, но действовавшие в
соответствии со своими высокими моральными принципами.
Абеляр подверг сомнению утверждение об искупительной
миссии Христа, которая состояла не в том, что он снял грех
Адама и Евы с рода человеческого, а в том, что был
примером высокой морали, которой должно следовать все
человечество. Абеляр полагал, что человечество
унаследовало от Адама и Евы не способность к греху, а лишь
Способность раскаиваться в нем. Согласно Абеляру,
божественная благодать нужна человеку не для
осуществления добрых поступков, а в качестве награды за их
осуществление. Все это противоречило распространенным
тогда религиозным догматикам и было осуждено Санским
собором (1140) как ересь.
Августин
Аврелий Августин Блаженный (354-430) -,
крупнейший средневековый философ, виднейший
представитель западных "отцов церкви". Он оказал
сильнейшее влияние на всю западноевропейскую жизнь
средневековья.
Годы жизни Августина пересекаются с годами жизни
Прокла и даже приходятся на более ранний период, чем
жизнь некоторых неоплатоников. Поэтому некоторые
исследователи полагают, что его творчество лучше
рассматривать в русле греческой философии. Более того,
Августин пришел к христианству через манихейство под
воздействием трудов неоплатоников. В философии
Августина много от неоплатоников, однако душа его,
сочинений религиозный, не сорместимый с духом античной
философии.
Родина Августина - город Тагаст (Северная Африка) -
современный Алжир. Интерес к философии у него появился
под влиянием чтения трактатов Цицерона. Августин оставил
после себя богатое литературное наследство. Им написаны
десятки значительных произведений:
"Против академиков", "О блаженной жизни", "О
бессмертии души", "Об учителе", "О свободе воли",
"Исповедь", "О граде Божьем" и др.
По своим философским воззрениям Августин сначала
примыкал к манихейству - религиозному течению,
исповедовавшему противоположность добра и зла, света и
тьмы, - но, разочаровавшись в нем, примкнул к скептицизму
академиков. После знакомства с Амвросием Медиоланским,
оказавшим на него большое влияние, и чтения трудов
неоплатоников Августин стал склоняться к христианству,
которое принял в 387 г. Он развернул активную деятельность
по распространению христианского вероучения, что дало
возможность исследователям его творчества называть его
"молотом еретиков".
Религиозно-философская система Августина
представляет собой соединение библейского мировоззрения с
теми положениями неоплатонизма, которые приемлемы для
христианского вероучения. Центральный пункт философской
системы Августина - Бог, поэтому она исключительно
теоцентрична. Согласно Августину, Бог представляет собой
высшую сущность, он - единственное в мире, что не зависит
ни от кого и ни от чего, все остальное определяется и зависит
от божественной воли. Первенство Бога над всем остальным
имеет для Августина большое философско-теологическое
значение, так как в этом случае он выступает причиной
любого существования и всех изменений в мире. Бог
сотворил мир и продолжает постоянно творить его. Проблема
креационизма раскрывается Августином всесторонне и с
различных сторон. Августин стоит на позициях дуализма
Бога и мира: природа и человек созданы Богом и полностью
зависят от него, Бог же от человека и природы никак не
зависит.
Идея постоянного творения мира Богом приводит
Августина к концепции фатализма, что является характерной
чертой-августианизма. Все, что происходит в мире,
совершается по воле высшего существа - Бога, поэтому в
мире само по себе ничего не рождается и ничего не умирает.
Даже развитие растений и животных предопределено волей
Бога, который трансцендентно определяет зарождение и
развитие индивидуальных существ. Это приводит к
иррационалистическому истолкованию действительности
Августином, полагавшим, что таинственные, непостижимые
человеком явления природы вполне определяет воля Божья.
Креационистская доктрина Августина по-своему
трактует природу и человека. Для Августина весь
органический мир не обладает одушевленностью, не говоря
уже о неорганическом мире. Душой обладает только человек.
Душа человека создается Богом и после этого существует
вечно. В работе "О величине души" он Пишет, что душа "не
есть ни земля, ни вода, ни воздух, ни огонь, ни соединение
всех этих элементов или также некоторых из них" [1, 2].
Августин понимает человеческую душу как нематериальную
сущность, как бестелесное образование. При этом он считает,
что человеческая нематериальная душа находится в
материальном теле человека, и здесь возникает проблема их
взаимодействия, но не дает ответа на этот вопрос. В
произведении "О граде Божьем" он пишет: "Тот способ,
каким души соединяются с телами и становятся живыми
существами, в полном смысле слова удивителен и
решительно непонятен для человека: а между тем это и есть
человек" [XXI, 10].
Разделяя тело и душу человека, Августин отдает
превосходство человеческой душе над телом. Он
рассматривает душу как "разумную субстанцию,
приспособленную для управления телом" [О величине души.
XII, 22]. Августин наделяет душу не только разумной
способностью, но и способностью к волевой деятельности. В
воле Августин видел характерную особенность
человеческого существа, именно воля определяет
человеческую активность, а не мышление, которое в
основном пассивно отражает предметы окружающего мира.
Рассматривая проблему человеческой воли, Августин
приходил к утверждению о ее свободе.
В связи с проблемой Бога Августин должен был
решать и проблему теодицеи - проблему существования
Бога-творца и зла в мире. В решении этой проблемы он
исходил из неоплатоновского подхода, рассматривавшего
зло не как нечто самостоятельное, а как недостаток добра.
Августин руководствовался текстом Священного писания, в
котором говорилось, что Верховный творец добр по своей
природе и все, что творит, он творит по образу и подобию
своему. Поэтому Бог создает определенный порядок и форму
вещей в соответствии со своими идеями, которые являются
образцами для любой сотворенной вещи. Следовательно, зло
- это просто отсутствие добра, а не нечто самостоятельное.
Здесь проявилось стремление Августина снять
ответственность за зло в мире с Бога, так как божественные
идеи творят только добро, а зло возникает вследствие
искажения материей божественного образа и уменьшения
добра в вещах.
В связи с проблемой креационизма Августин
рассматривал проблему времени, которая имеет
общефилософское, а не только теологическое значение. "Что
такое время? - спрашивал он в своей "Исповеди" и отвечал: -
Пока никто меня о том не спрашивает, я понимаю, нисколько
не затрудняясь; но как скоро хочу дать ответ об этом, я
становлюсь совершенно в тупик" [XI, 14, 17]. При решении
этого вопроса Августин прежде всего обращается к Богу и
полагает, что время не существовало до сотворенных Богом
вещей, в возникло вместе с ними по воле Божьей.
Рассматривая проблему времени, Августин утверждает, что
при анализе времени мы впадаем в парадоксы. Думая о
природе времени, мы приходим к выводу, что его нельзя
измерить, так как прошлое время не существует, раз оно
прошло, будущее время еще не существует, так как т
наступило, а настоящее время становится прошлым, как
только осуществляется. В конце концов Августин решает,
что время - это определенный вид протяженности, и то, что
мы измеряем, когда измеряем время, - это впечатления и
отпечатки памяти. Обращаясь к своему сознанию, он
говорит: "В тебе, как я сказал, я измеряю периоды времени.
Я измеряю как время настоящие впечатления, которые вещи
производят на меня в то время, как они проходят мимо меня.
Я не измеряю сами вещи, а только впечатления, которые
оставляют вещи, когда они проходят мимо меня. Это есть то,
что я измеряю периоды времени".
Августин решает трудность проблемы
несуществования прошлого и будущего времени ссылкой на
впечатления, память и ожидания будущих событий.
Подчеркивая быстротечность и изменяемость
окружающих вещей реального мира, Августин указывал на
вечность Бога, который не изменяем.
Августин не обошел и проблему соотношения веры и
разума. Как и другие "отцы церкви", он превозносит веру за
счет разума. Им провозглашена формула: "верю, чтобы
понимать", которая выражала требование, чтобы вера
предшествовала пониманию. Веру Августин представлял
себе не только как веру в авторитет Священного писания, но
и как веру в авторитет церкви.
Однако в вопросах познания он больше склоняется к
рационализму. Признавая существование чувственного
восприятия предметов, Августин в то же время полагал, что
все это происходит в силу деятельности души, которая
постоянно заботится о своем теле. Он считал, что
чувственное познание не способно дать достоверного знания
и только человеческий ум в состоянии преодолеть
скептицизм. Августа" утверждал, что человек не может
сомневаться в своем мышлении, и это является несомненным
фактом. "Всякий, кто сознает, что он сомневается, сознает
это (свое сомнение) как некоторую истину" [Об истинной
религии. XXDC, 73].
Это положение часто рассматривают в качестве
аналогичного декартовского "Cogito, ergo sum" ("Я мыслю,
следовательно, существую"). Конечно, зерно
рационалистического подхода к познанию у Августина
существует, однако отождествлять эти положения,
разделенные тысячелетием, нельзя, так как Августин не
вкладывал в свое положение того смысла, который Декарт
вкладывал в свое "Cogito". Кроме того, это положение
следует рассматривать в системе августианизма, который
придавал божественному творчеству и божественному
вмешательству первенствующее значение в познании. Бог у
Августина выступает "отцом нашего озарения". Человек
лишь пассивно воспринимает божественные идеи. Познание
настоящих истин происходят посредством божественного
озарения.
В своих произведениях Августин много внимания
уделял проблеме греха в божественного предопределения.
Бог, согласно Августину, творит только добро, зло же,
которым наполнен мир, всецело лежит на совести человека и
виновна в этом его свободная воля. Бог сотворил Адама и
Еву свободными, но они ввали в грех, вкусив запретного
плода и нарушив запрет Бога. Употребив свою свободную
волю вопреки божественным заповедям, Адам создал
пропасть между человеком и Богом. Свободная воля
постоянно толкает человека на путь греха. Грех заключается
в том, что человека влечет к земным благам, он впадает в
самонадеянность, воображает, что может без помощи Бога
жить в мире и овладевать им.
Большинство людей совершают греховные поступки
вследствие того, что это уже предопределено Богом. Только
меньшинство совершает морально безупречные деяния, но
отнюдь не по своей доброй воле, а потому, что это
предопределено свыше. Так что большинство грешников не
может рассчитывать попасть в Рай, ибо на них не снизошла
божеская благодать. В этом состоит понятие божеского
'предопределения: к добру человека направляет воля Бога, к
греху человек влечется сам через свою свободную волю.
Свою доктрину Августин развивал в борьбе с
пелагианством -течением, которое отстаивал монах Пелагий.
Пелагий отрицал наследственность первородного греха
Адама и испорченность вследствие этого всего человечества.
Он полагал, что человек действительно обладает свободной
волей, которая дает ему возможность пойти по пути или
добра, или зла, и здесь нет божеского предопределения.
Благодать Бога Пелагий видел лишь в помощи, которая
оказывалась Богом человеку в соответствии с его заслугами.
Все это не могли принять Августин и церковь,
поскольку этим подрывались власть и авторитет церкви.
Пелагианство было в конце концов осуждено церковью.
Исходный пункт моральной доктрины Августина -
безграничная любовь к Богу. Именно любовь к Богу должна
наполнять всю жизнь человека, должна вытеснить любовь
человека к человеку. Это Августин продемонстрировал своей
собственной жизнью, выгнав перед обращением в
христианство свою любимую жену с единственным
ребенком. "Когда человек живет по человеку, а не по Богу,
он подобен дьяволу", - пишет Августин в "Граде Божием"
[XIV, 4]. Отсюда проистекает аскетизм морального учения
Августина, согласно которому добродетель состоит в том,
чтобы отказаться от большего количества вещей, которыми
живет обычный человек. В согласии с основными
положениями эллинистической философии Августин
полагал, что цель человеческой жизни - счастье человека,
которое состоит в познании Бога и испытании души.
Августин защищал концепцию неравенства людей,
которое рассматривал как необходимое явление в
социальной жизни общества. Неравенство, полагал он, будет
всегда в обществе и здесь бессмысленно что-либо менять,
так как богатство одних и бедность других обусловлены
божественным промыслом.
Августин был один из первых, кто поставил в своем
творчестве проблемы-философии истории, сделав попытку
объяснить ход человеческой истории. В своей "Исповеди" он
писал, что большинство людей в своей ограниченной жизни
"не обладают способностью проникать в дух
предшествующих веков и сопоставлять этот дух с духом
настоящего времени" [Ш, 7]. Интерес Августина к общим
проблемам истории возник в связи с разграблением Рима
готами в 410 г. под руководством короля Алариха.
Понимание истории Августином является
провиденциалистким, так как власть и воля Бога
распространяется не только на жизнь отдельного человека,
но и на все общество, его историю.
циалистским, так как власть и воля Бога
распространяются не только на жизнь отдельного человека,
но и на все общество, его истерию.
В своей философии истории Августин проводил
периодизацию истории земных обществ, которая у него
состоит из шести периодов по аналогии с шестью днями
творения. Этими шестью возрастами человеческой жизни у
Августина являются: младенчество, детство, отрочество,
юность, зрелый возраст, старость. Первая эпоха начинается с
детей Адама и Евы и продолжается до потопа, а последняя
началась с прихода Христа и возникновения христианства и
закончится со вторым пришествием Христа и концом
человечества.
Для Августина все происходящее в мире определяется
борьбой двух царств: царства Божьего и царства земного.
Этим Августин переносил дуализм Бога и природы на
общественное развитие. Божье царство состоит из людей
избранных, на которых снизошла божественная благодать к
спасению, земное царство состоит из людей, которые
обречены на греховную жизнь. В первом царстве обитают те
праведные люди, которые руководствуются в жизни только
любовью к Богу, во втором - те,, которые забывают о Боге.
Однако на земле общество перемешано из
праведников и грешников, т.е. царства Божье и земное
соединены вместе. Августин подвергает критике все то в
обществе, что связано с земным царством. Он указывает на
насильственный характер государства, которое называет
"великой разбойничьей организацией". Августин осуждает
все эгоистические стремления к накоплению богатств,
низменные страсти, попытки господствовать над людьми. В
то же время критика общества и государства ограничена его
теологическими воззрениями, так как, согласно Августину,