<< Пред. стр. 3 (из 52) След. >>
любая власть, даже самая плохая, возникает по воле Бога иосуществляет все то, что ей предназначено провидением, т.е.
поддерживает порядок и скрепляет социальные узы.
Августин противопоставляет государство и церковь.
Если государство - это царство греха и основано на любви
только к самому себе, то церковь основана на
самоотверженной любви к Богу. Церковь - это общество
Христа и вне ее нельзя обрести спасение. Церковь - это
представитель царства Божьего на земле.
Философия истории Августина при всей своей
теологичности заложила основы теории общественного
прогресса. История общества имеет начало и все время
развивается по пути своего совершенствования. Эта история
имеет смысл и предназначение - победу христианства во
всемирном масштабе. В последующих концепциях
социального прогресса последний стал уже связываться не с
прогрессом в деле христианизации, а с прогрессом в развитии
производства и наук.
Авенариус
Рихард Авенариус (1843-1896) - швейцарский
философ, один из главных представителей
эмпириокритицизма. Основные произведения:
"Критика чистого опыта" (1888-1890), "Человеческое
понятие о мире" (1909), "Философия как мышление о мире
согласно принципу наименьшей меры силы" (1913).
Термин "эмпириокритицизм" означает "критика
опыта". Это является основным содержанием
эмпириокритицизма, который свою задачу видит в том.
чтобы очистить опыт. выявить содержание "чистого опыта ,
свободного от посторонних привнесений. Такую операцию
по очищению опыта совершает философия, в то время как
конкретные науки постоянно накапливают знания и тем
самым примешивают к опыту посторонние элементы. По
мнению Авенариуса, опыт обычно смешан с некоторыми
посторонними представлениями - апперцепция-ми:
ценностными (темематологическими) и
антропоморфическими. Первые представления связаны с
тем. что мы характеризуем предмет как хороший, красивый и
т.п., что является лишь нашей оценкой предмета, а не
отражает его свойств. Ко вторым, антропоморфическим,
апперцепциям относятся мифологические представления ,
(представления о некоем "Я", живущем в нашем теле),
антропатические представления (воздействие "страстей душ"
на телесные движения человека), интеллектуально-
формальные представления Авенариус полагает, что опыт
состоит из нейтральных элементов, которые им понимаются
как ощущения. На пути очищения опыта ; Авенариус видит
препятствие в виде интроекции. под которой понимает
процесс, когда человек приписывает другим людям
восприятия окружающих вещей, т.е. опыта и познания, и
вкладывание этих чувств и мышления в других людей. "И
эта интроекция есть то, что вообще из находящегося передо
мной делает находящимся во мне, из составной части
(реальной) среды составную часть (идеального) мышления,
из дерева с его механической энергией - явление из той
материи, из которой сотканы сны [О предмете психологии.
С. 22]. Таким образом придуманный внутренний мир
противополагают эмпирическому, миру опыта. Интроекция
происходит тогда, когда мы помещаем местонахождение
различных восприятии внутрь других людей, а тем самым - и
в нас самих. Получается, согласно Авенариусу, удвоение
мира, при котором возникает иллюзия, что, кроме мира
вещей, которые непосредственно даны нам в опыте,
существует еще и мир представлений. которые находятся в
душе другого человека. Авенариус выступает против этого
положения, считая, что борется против идеализма. Он
полагал, что нельзя "удваивать мир". Он писал: "Мозг есть
ни обиталище, ни местопребывание, ни орудие или орган, ни
носитель или субстрат мышления. Мышление не есть ни
обитель, ни повелитель, ни Другая половина или сторона и
т.п., а также ни продукт, ни физиологическая функция, ни
даже вообще состояние мозга" [Человеческое понятие о
мире. С. 52].
Отвергая теорию интроекции, Авенариус выдвигает
концепцию "принципиальной координации", суть которой
состоит в том, что признается нерасторжимая связь
познающего субъекта и среды, т.е. без "субъекта нет
объекта".
Осуществляя процесс очищения опыта, Авенариус
выдвинул принцип "наименьшей меры силы". Он писал: "В
случае присоединения новых впечатлений душа сообщает
своим представлениям возможно меньшее изменение, или,
другими словами, после новой апперцепции содержание
наших представлений оказывается возможно более сходным
с их содержанием до этой апперцепции. На новую
апперцепцию душа затрачивает лишь столько сил, сколько
необходимо, а. в случае множества апперцепции она отдает
предпочтение той, которая совершает ту же работу с
меньшей затратой силы" [Философия как мышление о мире
согласно принципу наименьшей меры сипы.. С. 3].
Аверроэс
Аверроэс (Ибн Рушд) (1126-1198) - арабский философ,
завершающий развитие арабоязычного аристотелизма. Он
представляет философию, которая получила развитие на
крайнем Западе арабского государства - на территории
современной Испании и Северной Африки.
Аверроэс родился в Кордове и оставил после себя
большое литературное наследство, прежде всего
философское. Это был энциклопедически образованный
человек. Прославился в основном комментариями к
сочинениям Аристотеля, которого превозносил очень высоко.
За это получил прозвище "комментатор". О нем говорили:
"Аристотель объяснил природу, а Аверроэс - Аристотеля".
Наряду с комментированием Аверроэс дал и свое толкование
рассматриваемых вопросов.
Аверроэс написал много произведений, из которых
наиболее известное - "Опровержение опровержения". Этот
труд - ответ на "Опровержение философов" аль-Газали. В
нем Аверроэс рассматривает вопрос о соотношении
философии и религии. Он показывает, что философия и
религия очень сходны в направленности своих обсуждений.
"Философия - это спутница и молочная сестра религии... Они
спутники по природе, друзья по сущности и врожденному
предрасположению" Щит. по: Сагадеев А:В. Ибн Рушд. М.,
1973. С. 198]. И философия, и религия имеют предметом
своих изысканий Бога, но рассуждают о нем совершенно
различными методами. Если религия рассуждает о Боге
риторически, используя образность, которая проявляется в
Коране, то философия пользуется доказательным способом,
т.е. наиболее адекватным.
Однако это не означает, что между религией и
философией существуют противоречия. Просто религия
познает буквальный смысл, зафиксированный в Коране, а
философия - внутренний, содержащийся в Коране.
Философия постигает истину путем аллегорического
толкования священных текстов. Хотя для Аверроэса
характерен рационализм, он стремился к философскому
обоснованию не всех религиозных догматов, как это
свойственно Абеляру, а только общих положений, имеющих
дело с отношением мира и человека.
Аверроэс также рассматривал центральный для всего
средневекового периода вопрос об истолковании бытия:
существует ли мир вечно, или он сотворен Богом. Согласно
Аверроэсу, материальный мир вечен, как и Бог, который и
сотворил мир. Отвергая креационистскую концепцию
возникновения мира, Аверроэс не отказывается от
аристотелевского понятия Бога как перводвигателя. Он также
признает платоновскую эманацию, которая объясняет
возникновение низших по отношению к Богу сущностей,
двигающих небесные сферы. Конечная причина бытия - Бог,
находящийся на вершине иерархии и представляющий собой
мыслящее само по себе мышление. Материя существует как
постоянная возможность форм, которые возникают из
материи; материя и форма, для Аверроэса, нераздельны и
образуют единство.
Индивидуальные души не являются бессмертными,
так как умирают вместе с телом. Этика Аверроэса
заключается в учении, что человек сам создает добро в
соответствии со своими установками, а не в зависимости от
того, что его ожидает на том свете - Ад или Рай.
Авиценна
Авиценна (Ибн Сина) (980-1037) - один из
крупнейших средневековых ученых-энциклопедистов. По
происхождению таджик, он жил в различных городах на
территории Средней АЗИИ и Ирана, занимая должности врача
и визиря при различных правителях Востока. Написал
множество трудов, главные из которых - "Книга исцеления",
"Книга спасения", "Книга знания", "Книга указаний и
наставлений" и др.
Вслед за Аристотелем Авиценна подразделяет знания
на теоретические и практические, которые называются так
потому, что их предмет определяется исключительно
человеческими действиями. К практическим наукам
относятся этика, экономика, политика.
Проблему сущности и существования
Авиценна решает в духе неоплатонизма:
божественное бытие, называемое Авиценной
Необходимо сущим, порождает посредством
эманации все многообразие конкретного мира.
В отличие от Платона он рассматривает
материю за пределами эманации. "Материя
всегда предшествует существованию самой
вещи" [Ибн Сина. Данишнамэ. М., 1957. С.
171].Авиценна отрицал создание мира Богом и
полагал, что мир существует вечно вместе с
Богом, возникновение мира обусловлено
эманацией из Бога множества конкретных
форм, проявления мира от единого
постоянного существующего Бога. Здесь он
выступал против монотеистического
креационизма в различных формах.
Авиценна стоит на позициях
соотношения материи и формы, которые
защищал Аристотель. Материя и форма не
могут существовать самостоятельно, они тесно
связаны между собой.
В решении проблемы универсалий -
одной из основных в средневековой схоластике
- Авиценна, руководствуясь аристотелевским
соотношением формы и материи, полагает, что
универсалии существуют и в вещах, и в
человеческом уме, который извлекает их из
вещей,
и даже до вещей, и после них.
Авиценна не сомневался в возможности
познать мир, придавая большое значение
логике и рассматривая ее как введение к любой
науке.
Божественная деятельность
осуществляется по законам логики,
имея тем самым интеллектуальный
характер. Однако Бог не руководствовался при
этом какой-либо целью, что означает, что
развитие мира не носит фаталистического
характера.
В вопросах психологии Авиценна идет
вслед за Аристотелем и различает
растительную, животную и разумную душу.
Особо он рассматривает человеческую душу и
не отрицает ее бессмертия. Однако он понимает
это не в прямом смысле, а в философском,
отрицая возможность переселения душ -
метемпсихоз.
Аль-Кинди
Аль-Кинди (800 - ок. 879) - первый
крупный арабоязычный философ. которого
называли "философом арабов". Он хорошо
изучил достижения предшествующей науки и
древнегреческой философии -труды Птолемея,
Евклида, Аристотеля и др. Он писал: "Нам не
следует стыдиться одобрения и обретения
истины, откуда бы она ни исходила... Истиной
никого нельзя унизить - наоборот, истина
облагораживает всякого" [Избранные
произведения мыслителей стран Ближнего и
Среднего Востока IX-XIV вв. М., 1961. С. 59].
Он был близок к мутазилитам. Написал более
200 произведений, в частности "О первой
философии", "Книгу о пяти сущностях".
С начала VII в. на огромнейшей
территории от Туркестана до Испании в
результате арабских завоеваний образовалось
многонациональное теократическое
государство - Арабский халифат. В этом
государстве больших успехов достигает
развитие философии, в основном на основе
усвоения древнегреческой философской
мысли. В нем параллельно со схоластикой в V-
XII веках развивается и арабская
философия, но совершенно по-другому
по сравнению с развитием западноевропейской
схоластики. Аль-Кинди - крупнейший
представитель этой арабской философии.
Аль-Кинди тесно связывал философию с
естественнонаучными знаниями и был убежден,
что для того, кто хочет заниматься философией,
обязательно знание математики. Он дает
рационалистическое толкование философии,
идя вслед за Аристотелем, полагавшим, что
философия - знание обо всем. Аль-Кинди -
переводчик произведений Аристотеля и его
пропагандист. Он идет вслед за Аристотелем в
учении о материи и форме, но больше
подчеркивает значение материи, рассматривая
ее в качестве главной сущности: "Материя
такова, что если она упраздняется, то
упраздняется и прочее, но если упраздняется
прочее, то сама она не упраздняется" [Там же.
С. 110].
Аль-Кинди - мусульманский философ,
он даже привлекает аристотелизм для
обоснования и объяснения "единственного
Аллаха, великого и всемогущего" и в
разъяснение того, что Аллах - "действующая и
целевая причина всего" [Там же. С. 55]. Он
приписывает Аллаху обладание божественным
знанием, которого не может достичь
философия. Коран для аль-Кинди - вершина
божественного откровения.
Аль-Фараби
Аль-Фараби (870-950) - выдающийся
представитель восточного аристотелизма,
продолжатель дела аль-Кинди. Родился в г.
Фарабе (ныне на территории Казахстана). Его
философская деятельность многогранна, он
был ученым-энциклопедистом. Выступал как
комментатор произведений Аристотеля, за что
получил прозвище "Второй учитель". (Первый
- это сам Аристотель.) Об его
энциклопедичности свидетельствуют
названия трудов: "Рассуждения Второго
учителя аль-Фараби о значении слова
"интеллект"", "О том, что должно
предшествовать изучению философии", "Об
общности взглядов двух философов -
Божественного Платона и Аристотеля",
"Трактат о взглядах жителей добродетельного
города" и др.
Проблему возникновения мира аль-
Фараби решает в духе неоплатоновской
концепции эманации - умножения бытия, в
результате чего возникают земные стихии -
люди, животные, растения и пр.
Аль-Фараби придавал большое значение
уяснению места человека в познании.