<< Пред.           стр. 34 (из 52)           След. >>

Список литературы по разделу

 некоторое понятие, например понятие человека, выступает не
 совокупностью ощущений, а совокупностью наших реакций
 на него, которые отличаются от реакций, вызываемых
 камнем или звездой.
 В рамках своей теории прагматизма Пирс выдвинул
 свою концепцию истины. Для него истина - это то, во что мы
 верим. Он писал:
 "Если ваши термины "истина" и "ложь" взяты в таком
 смысле, что их можно определить в терминах сомнения и
 веры, то все хорошо, в этом случае вы говорите только о
 сомнении и вере... Ваши проблемы стали бы намного проще,
 если бы вместо того, чтобы говорить, что вы хотите познать
 "Истину", вы просто сказали бы, что хотите достигнуть
 состояния веры, не подверженной сомнению". Таким
 образом, для каждого человека истина - это во что он не
 может не верить. При этом Пирс указывал, что истина в
 науке одна, она не изменяется от одного человека к другому.
 И все же в науке существуют заблуждения, более того, то,
 что считалось истинным до определенного времени,
 оказывалось не таким уж истинным. Пирс считал, что
 несмотря на то, что мы можем думать о возможной
 ошибочности наших убеждений, до тех пор, пока мы верим в
 них, они будут для нас абсолютной истиной. Истина для
 Пирса - это то верование, к которому в конце концов придет
 большинство ученых.
 Пирс также разрабатывал и другие философские
 вопросы. Он выдвинул учение о трех категориях, которые
 охватывают всю реальность: "первичность указывает на
 специфические качества любого явления, "вторичность" - на
 факт существования тела и на его отношение с другими
 телами, "третичность" - на всеобщность первых двух сфер,
 которые тем самым оказываются связанными друг с другом.
 Космологические взгляды Пирса выражаются в
 тихизме - учении об абсолютной случайности в мире,
 агапизме - учении о любви как движущей и направляющей
 силы эволюции в мире, синехизме - учении о всебщей
 непрерывности, характеризующей тенденцию всего
 существующего к возрастающей разумности.
 Пирс - основоположник семиотики, он исследовал
 типологию и функционирование знаков, разработал
 "фаллибилизм" - учение об основах погрешимости всего
 знания. Его логические работы внесли большой вклад в
 разработку математической логики.
 
 
 Пифагор
 Пифагор (ок. 580-500 до Р.Х.) - создатель
 древнегреческой религиозно-философской школы, которая
 впоследствии получила название пифогорейства.
 Достоверных свидетельств о жизни и творчестве Пифагора
 сохранилось не очень много. Значительную часть своей
 жизни он провел на острове Самое, поэтому его еще
 называют Пифагор Самосский. Затем при тиране Поликрате
 переселился в Южную Италию в город Кратон, где основал
 пифагорейский союз (своего рода религиозную общину).
 Среди своих сторонников и последователей пользовался
 непререкаемым авторитетом (в пословицу вошло выражение:
 "Сам сказал"). Вокруг имени Пифагора существует немало
 легенд, что затрудняет выделить его учение.
 По своим политическим взглядам Пифагор был на
 стороне аристократов. Он выдвинул учение о "порядке",
 считая, что только власть аристократов обеспечивает этот
 порядок в общественной жизни Демократия же - это
 нарушение порядка. В начале V в. до Р.Х. пифагорейский
 союз был разгромлен демократией, но влияние и
 распространение пифагореизма было значительным еще в
 течение.
 В "противоположность ионийским мыслителям,
 которые первоосновой явлений природы считали отдельные
 вещества - воду, воздух, огонь - Пифагор основой всего
 сущего рассматривал числа, являющиеся по его мнению, тем
 фундаментом, который образует порядок во Вселенной и
 обществе. Поэтому познание мира должно заключаться в
 познании чисел, управляющих этим миром. В этом состояла
 большая заслуга Пифагора, который по сути впервые
 поставил вопрос о значении количественной стороны
 окружающего мира. Много сделал Пифагор и в развитии
 геометрии.
 Пифагору приписывают формулировку так
 называемой Пифагоровой теоремы (квадрат гипотенузы
 равен сумме квадратов катетов). Все числа Пифагор разделял
 на четные и нечетные. Основой всех чисел признавал
 единицу, которая рассматривалась как четно-нечетное число
 Единица - это священная монада, выступавшая в качестве
 первоначала и основы окружающего мира. Числа таким
 образом выступали как реальная сущность всех вещей.
 Пифагор и пифагорейцы заложили основы теории чисел и
 принципы арифметики. В то же время придание числу
 господствующего значения вело к абсолютизации числа, к
 мистике чисел. Вот как описывает Диоген Лаэртскии
 воззрения пифагорейцев: "Начало всего - единица, единице
 как причине подлежит как вещество неопределенная двоица,
 из единицы и неопределенной двоицы исходят числа, из
 чисел - точки, из точек-линий из них - плоские фигуры, из
 плоских - объемные фигуры, из них - чувственно
 воспринимаемые тела, в которых четыре основы -вода и
 огонь, земля и воздух, перемещаясь и превращаясь целиком,
 они порождают одушевленный, разумный, шаровидный, в
 середине которого - земля, и земля тоже шаровидна и
 населена с всех сторон" [Диоген Лаэртскии. О жизни... С.
 338-339].
 Пифагорейцы также занимались теорией музыки,
 скульптуры и архитектуры. Они внесли свой значительный
 вклад в теорию изобразительного искусства в отношении
 проблемы "золотого сечения" -правильного соотношения
 отдельных частей зданий и скульптурных групп (правило
 "золотого сечения": если отрезок АС разделен в точке В, то
 отношение отрезка АВ к ВС должно быть таким, как и
 отношение всего отрезка АС к ВС).
 С теорией чисел у Пифагора связано его учение о
 противоположностях, которое состояло в том, что все вещи
 представляют собой противоположности: правое - левое,
 мужское - женское, покой - движение, прямое - кривое, свет -
 тьма, добро - зло и т.д. Особое значение для Пифагора имело
 противопоставление "предел - беспредельное": предел - это
 огонь, а беспредельное - это воздух. По его мнению, мир
 состоит из взаимодействия огня и воздуха (пустоты).
 Особую область во взглядах Пифагора представляют
 его религиозные, политические и этические концепции, его
 представления о душе и теле. Он полагал, что душа
 человеческая бессмертна, она временно вселяется в смертное
 тело, а затем после смерти эта душа переселяется в другое
 тело, перевоплощается (метемпсихоз). При этом считается,
 что человек помнит все свои инкарнации, происшедшие в
 прошлом. Пифагор полагал, что высшей этической целью
 является катарсис - очищение, которое для тела происходит
 через вегетарианство, а для души - через восприятие
 гармонической структуры космоса, выражающейся в
 основных музыкальных интервалах.
 Пифагорейство существовало с VI в. до Р.Х. по Ш в.
 
 Платон
 Платон (427-347 до Р.Х.) - выдающийся философ
 Древней Греции. Он - основатель целого направления в
 философии, оказавшего и оказывающего свое влияние на
 всем протяжении истории философии. Часто даже говорят,
 что вся западная история философии - это примечания к
 Платону.
 Он родился на о. Эгина вблизи Афин. Его отец
 Аристон происходил из рода последнего царя Аттики Кодра,
 мать Перектиона была родом из семьи, давшей законодателя
 Солона. Настоящее имя его Аристокл. По преданию
 Платоном его стал звать Сократ. "Платон" - по-гречески
 означает широкоплечий или толстый. В молодости он много
 занимался спортом.
 Занятиям философией предшествовала литературная
 деятельность Платона в области художественной литературы,
 музыки, живописи. Он много писал стихов. С философией
 познакомился у Кратила, ученика Гераклита Кратил был
 последователь учения Гераклита, но довел взгляды
 последнего до крайностей. Если Гераклит говорит, что нельзя
 дважды войти в одну реку, то Кратил полагал, что нельзя
 этого сделать ни одного раза. так как она все время течет и в
 момент вхождения уже другая. Также нельзя назвать данную
 вещь по имени, так как имя одно, а вещь постоянно меняется.
 Поэтому Кратил предлагал не называть вещи, а указывать
 пальцем на ту или иную сильнейшее воздействие на Платона
 оказал Сократ, после знакомства с которым тот уничтожил
 свои поэтические произведения и всю жизнь посвятил
 философии.
 Он много путешествовал, побывал в Египте, Южной
 Италии, на Сицилии После смерти Сократа покинул Афины и
 жил в Мегаре. Затем после короткого пребывания в Афинах
 Платон отправился в Египет откуда переехал в Южную
 Италию, затем поехал на Сицилию. Здесь он подружился с
 родственником тирана Дионисия Старшего -Дионом Однако
 Дионисий продал Платона в рабство, от которого он был
 избавлен Аннекиридом, выкупившим его. Вернувшись в
 сорокалетнем возрасте в Афины, Платон организовывает
 свою собственную школу, получившую название Академии.
 В Сицилию он еще два раза совершает путешествия по
 приглашению Диона. Платон ездил в Сиракузы, чтобы
 попытаться реализовать на практике свои проект идеального
 государства. Однако эти попытки Платона окончились
 неудачей. Последние годы своей жизни Платон провел в
 Афинах.
 Платон был первым крупнейшим философом,
 сочинения которого почти полностью дошли до нас. Однако
 проблема подлинности произведений Платона породила так
 называемый "платоновский вопрос . Список произведений
 Платона, сохранившихся в рукописи, включает 34 диалога,
 "Апологию Сократа" и 13 писем. Некоторые из этих 34
 диалогов отдельными исследователями считаются
 неподлинными.
 Изложение философии Платона следует начать с
 описания метода его философствования, который
 представляет собой развитый до совершенства метод
 сократовских бесед (Сократ к тому же - центральное
 действующее лицо платоновских диалогов). Этим методом
 выступает диалектика, выражающаяся в том, чтобы
 правильно ставить вопросы и получать ответы и
 посредством этого приходить к истинным определениям и
 выяснению сущности рассматриваемого предмета.
 Теория идей. В диалоге "Теэтет" Платон ставит
 вопрос о сущности знания- "Что такое знание?" и
 показывает, что это не ощущение. Чувственное знание не
 может быть подлинным знанием, так как последнее ничто
 без понимания, как, например, мы не понимаем
 иностранную печь хотя и слышим. Следовательно,
 подлинное знание - это такое знание которое постигается
 разумом, а в этом случае предметом такого знания
 выступают уже не вещи. а идеи в качестве сущего бытия.
 Вопрос об идеях рассматривается Платоном в различных
 диалогах: "Гиппий Больший", "Федон", "Пир", "Филеб".
 Наиболее наглядно понимание Платоном "идеи" видно на
 примере рассмотрения понятия прекрасного.
 В указанных диалогах Платон выявляет понятие
 прекрасного на основе рассуждений, которые показывают,
 что понятие прекрасного не может просто соответствовать
 какому-либо эмпирическому виду прекрасного. Оно не
 может выступать в виде какой-либо части тела или в виде
 чего-либо другого. Признаками определения прекрасного, по
 Платону, являются объективность, безотносительность,
 независимость от конкретных условий, связанных с
 пространством и временем. "Идея" Платона резко отличается
 от всех чувственных вещей. Эти вещи постоянно
 изменяются, идея же, т.е. прекрасное само по себе, никогда
 не изменяется, всегда тождественна сама себе.
 Согласно Платону, окружающий нас материальный
 мир мы познаем чувствами, и он является производным от
 мира идей, он "тень" мира идей. В то время как идея является
 неизменной, неподвижной и вечной, вещи материального
 мира возникают и гибнут постоянно. Например,
 вещественные столы в нашей жизни представляют собой
 тень вечной и неизменной идеи стола, которая проявляется
 во многих столах. Платон осуществляет гипостазирование
 понятий, т.е. превращение в самостоятельную сущность,
 реальность общих понятий. По Платону, отдельные вещи
 постигаются посредством чувств, разум же постигает не
 отдельные вещи, а сущности, значит эти сущности - идеи,
 которые составляют основу вещей. Платон отрывает идеи от
 конкретных, чувственных вещей и рассматривает их как
 подлинные сущности, находящиеся вне материального мира,
 который подчинен миру идей.
 Под материальным миром Платон понимает мир
 конкретных, чувственно воспринимаемых вещей и явлений,
 этот мир находится между миром идей, понимаемым как
 реальное бытие, и материей как таковой - небытием, и это
 кажущееся бытие отделяет реальное бытие от небытия.
 Реальные, т.е. по Платону, кажущиеся вещи, являются тенью,
 подобием идей, которые выступают своего рода образцами
 всех окружающих вещей.
 Область идей для Платона не представлялась
 однородной, она образовывала своего рода иерархию. Ряд
 идей принадлежали к идеям высшего порядка, это идеи
 блага, истины, прекрасного, справедливого. Затем идут идеи,
 выражающие физические явления и процессы, к ним
 относятся огонь, покой, движение, цвет, звук. Третий ряд
 идей отражает отдельные разряды существ, например
 животных и человека. Потом идут идеи для предметов,
 отношений и т.д.
 Концепция идеи Платона обладает еще одной
 стороной. Для Платона идея выступает не только в
 онтологическом смысле как реальное бытие, но и как мысль
 о нем, понятие об этом бытии, т.е. она есть родовое понятие о
 сущности предмета.
 Рассмотрение идеи как реального бытия и как понятия
 о сущности предмета дает возможность ответить на вопрос о
 процессе познания и его сущности. Платон полагает, что
 знание нельзя свести ни к ощущению, ни к правильному
 мнению, ни к соединению правильного мнения со смыслом.
 Истинное знание - это познание, которое проникает в мир
 идей. В теории познания Платона важную роль играет его
 концепция воспоминаний. По его мнению, душа
 припоминает идеи, которые она знала в тот период-своего
 существования, когда она еще не соединилась с телом. В
 подтверждение своей теории воспоминании Платон в диалоге
 "Менон" приводит разговор Сократа с одним юношей
 который, до этого никогда не изучав математику, после
 правильно поставленных вопросов пришел к собственной
 формулировке теоремы Пифагора.
 Таким образом в теории познания Платон четко
 различал знание и мнение это различение имело для него
 большое значение. Первое относится к знанию об идеях,
 второе связано с чувственным миром. Знание приводит к
 абсолютной истине, мнение касается только внешней
 поверхности вещей.
 Все изложенное выше Платон называет диалектикой,
 под которой понимает и логику, и учение о познании, и
 учение о методе, и учение о бытии, об идеях и их родах, а
 также разумное познание этих истинно-сущих родов
 реального бытия.
 Гносеологические и онтологические взгляды Платона
 тесно связаны с его пониманием души, которая для него
 нематериальна, она бессмертна и существует вечно. Душа
 обладает своей иерархией и подразделяется на разум,
 который наверху, на волю и благородные желания, и на
 влечения и чувственность.
 Платон первый в истории философии поставил вопрос
 об отношении духа к материи в явном виде и рассмотрел его
 с разных позиции. Он считал, что вначале должно
 возникнуть то, что движет само себя. А это не что иное как
 душа, ум. "Душа правит всем, что есть на небе на земле и на
 море с помощью своих собственных движении [Законы.]
 Проблема души у Платона ставится также и в связи с
 воспитанием добродетели. Проблема воспитания души
 рассматривается в диалогах "Федон" "Пир" "Государство".
 Душа состоит из трех начал - рассудительности, пыла,
 вожделения. Этим трем частям соответствуют ТРИ класса -
 стражи, воины, ремесленники, а каждому классу - своя

<< Пред.           стр. 34 (из 52)           След. >>

Список литературы по разделу