<< Пред.           стр. 45 (из 52)           След. >>

Список литературы по разделу

 изможденных святых Египта и Палестины. Он обладал
 несметными богатствами и вел королевский образ жизни,
 благословляя не отчуждение от жизни, а преображение
 полноты бытия".
 Флоренский полагал, что идеи Платона представляют
 не нечто абстрактное, а вполне живые конкретные личности,
 хотя под личностями он понимал не только отдельное "Я", но
 расу, нацию, человечество.
 
 Фома Аквинский
 Фома Аквинский (1225-1274) был самым крупным
 представителем схоластической философии периода ее
 расцвета.
 Он родился в замке Рокасека близ Неаполя и был
 седьмым сыном графа Аквинского. Учился в
 Неаполитанском университете, где изучал Аристотеля и семь
 свободных искусств: логику, риторику, арифметику,
 геометрию, грамматику, музыку, астрономию. В возрасте 19
 лет вступил в члены доминиканского ордена, рассердив тем
 самым свою семью которая ожидала, что он станет
 бенедиктинскик монахом. Чтобы помочь ему избежать гнева
 его родственников, долиниканцы отправили его в Париж, но
 по/дороге он был похипен своими братьями и свыше года
 содержался дома. Однако он откашлся изменить свою
 верность доминиканцам, и в конце концов ему было
 разрешено вернуться к ним и возобновить формальные
 занятия. В 1252 г. он поехал в Парижский университет, чтобы
 читал лекции и получить звание профессора, которого
 добился в возрасте 30 лет. В 1259 г вернулся в Италию и
 преподавал в различных школах, а в 1269 г возвратился в
 Париж, но спустя четыре года оказался от преподавания
 вследствие ухудшения здоровья. Он умер 7 марта 1274 г. в
 Цистерцианском монастыре близ Фосановы, не опрашвшись
 от сердечного приступа, случившегося в то время, когда он
 направлялся в Лион. Его звали "ангельским доктором".
 Фома Аквинский оставил после себя большое
 литературное наследие. В него входят прежде всего
 комментарии на -Сентенции-Петра Ломбардского, к трудам
 Боэция, к "Книге о причинах Прокла. к произведениям
 Аристотеля, труды под названием Спорные вопросы" в
 которых рассматриваются различные философоко-теологи-
 ческие проблемы. Самыми важными произведениями Фомы
 Аквин^ ского являются два объемистых тома, подводящие
 итог его творческой деятельности: "Сумма против
 язычников" (известная также под другим названием - "Сумма
 философии") и "Сумма теологии", оставшаяся
 неоконченной. -В основном все произведения
 Фомы Аквинского касаются философско-теологических
 вопросов и обходят естественнонаучную проблематику.
 Логика интересует Фому Аквинского лишь постольку,
 поскольку она образует структуру, в которой происходит
 изложение схоластических проблем. Изложение Фомой
 философско-теологического материала отличалось
 исключительной логичностью и являлось образцом для
 дальнейшего освоения. Каждая проблема или область
 изложения начиналась с постановки ряда аргументов в
 защиту того или иного положения, против которого он
 выступал. После чего следуют контраргументы. Затем
 идет основная часть, в которой излагается все то, что
 следует сказать по данному вопросу. Завершается
 изложение опровержением противоположных
 аргументов.
 Фома Аквинский стал известен как основатель
 томизма - одного из главных направлений ортодоксальной
 схоластики. Он явился крупнейшим систематизатором всей
 философско-теологической схоластики и ее обоснователем.
 В этом и состоит его огромнейшая заслуга в
 истории философии.
 В вопросе об отношении веры и знания, религии и
 философии - главной проблемы схоластической философии -
 Аквинату приходилось вырабатывать свою позицию в
 условиях уже имевшихся точек зрения. Ведь кроме чисто
 религиозной позиции, рассматривавшей веру
 выше всякого знания и отдававшей-приоритет
 теологии перед философией, существовала концепция
 двойственной истины (теория двух истин), которая имела
 место в двух разновидностях. Одна из них утверждала, что
 религия и теология, с одной стороны, и философия и наука, с
 другой, имеют разные предметы и методы исследования и в
 силу этого между ними нет противоречия. Другая же
 разновидность, продолжавшая аверроизм, утверждала, что
 между истинами философии и теологии есть противоречия.
 Оба варианта указывали на иррационалистический характер
 теологических размышлений.
 Рассматривая этот вопрос, Аквинат, как и некоторые
 его предшественники-философы, говорил о том, что религия
 и наука обладают разными способами достижения истины.
 Так, если религия и теология обретают свои истины в
 откровении. Священном писании, то наука и философия
 приходят к истинам посредством опыта и разума. В то же
 время в отношении предметов исследования наука и религия,
 философия и теология не так резко отличаются, как по
 отношению к методам исследования. Аквинат полагал, что в
 теологии существуют истины, которые могут быть
 обоснованы с философских позиций. Конечно, они могут и
 обойтись без этого философского обоснования, но все-таки
 последнее больше укрепляет веру человека в эти истины.
 Еще Ансельм Кентерберийский утверждал, что в
 философском, рациональном обосновании нуждаются все
 догматы церкви, но эта позиция встретила противодействие
 со стороны ортодоксальных теологических адептов, поэтому
 Аквинат предлагает половинчатое решение данной
 проблемы: принципы вероучения нуждаются в рациональном
 обосновании лишь как в дополнительном укреплении веры.
 К этим основным положением вероучения относятся,
 в частности, вопрос о бытии Бога, отдельные свойства Бога,
 бессмертие человеческой души. В то же время другие
 положения теологии не могут быть обоснованы
 рациональным способом. К ним относятся: существование
 Божества в виде трех лиц одновременно - Бога-Отца, Бога-
 Сына и Бога-Святого Духа, возникновение мира во времени
 из ничего, первородного греха, вечного блаженства и
 наказания в Раю и Аду. Эти положения, согласно Аквинату,
 не доказуемы, но они не являются ни разумными, ни
 рациональными, они, по его мнению, сверхразумны.
 Таким образом, философия и теология - это две
 дисциплины, которые самостоятельны и не зависят друг от
 друга. При этом теология использует принципы философии
 для того, чтобы обосновывать истины откровения и сделать
 их более близкими душе человека. Поэтому "философия есть
 служанка теологии". Более того, Аквинат в своих
 рассуждениях заходит так далеко, что поднимает теологию
 выше всего остального над всей философией и обычной
 наукой только потому, что большинство догматов теологии,
 непознаваемые для человеческого ума, открыты для ума
 божественного. Теология - это священное учение, это такая
 наука, которая основывается на свете откровения.
 Утверждение о превосходстве веры над знанием
 доказывается Аквинатом не только логическими
 рассуждениями, но мяожеством примеров,
 свидетельствующих о чудесном проявлении божественной
 воли. Так, он повествует о необычном, сверхъестественном
 лечении больных, о воскресении мертвых, прозрении
 идиотов и т.п
 Позиция превосходства веры над знанием
 продиктована также стремлением Аквината устранить
 противоречия между ними, которые возникают, по его
 мнению, в силу того, что ученые, стремясь к знанию,
 забывают о Боге. о божественном откровении, и поэтому над
 ними господствуют ошибки чувственного восприятия и
 логического рассуждения Если же возникают противоречия
 между верой и разумом, то приоритет всегда должен
 принадлежать вере. Более того, все науки должны
 согласовывать свои положения с теологией кис высшей
 мудростью, они должны стремиться прежде всего к
 объяснению всего того что содержится в Библии, а
 философия, занимаясь также доказательством христианских
 догматов, выступает как преддверие
 При этом Аквинат теологию сделал философичной.
 Это проявляется прежде всего в доказательствах бытия Бога,
 которых он приводит пять. Первое доказательство исходит из
 понят" движения. Так как самодвижение предметов
 невозможно, то, следовательно, каждый предмет должен
 двигаться другим, а это значит, что должен существовать
 перводвигатель. Бог как конечный двигатель. Второе
 доказательство Бога сводится к понятию производящей
 причины. Здесь также рассуждение строится на признании
 пета причин и восхождения к конечной причине, которая
 выступает в виде Бога, являющегося первой творческой
 причиной мира. Третий дуть доказательства бытия Бога
 исходит из признания мира как совокупности случайности и
 необходимости. В мире наличествует множество
 случайностей, но это не хаотическое существование, должна
 существовать необходимоость, которая скрепляет все
 случайности, " это Бог.
 Четвертое доказательство состоит в том, что
 наличествуют разные степени совершенства в мире. Но
 разная степень совершенства должна определяться каким-то
 единым мерилом, т.е. должна соотноситься с неким
 образцом совершенства, которым выступает опять же Бог.
 Пятый путь доказательства бытия Бога носит
 название божественного руководства миром и основывается
 на признании целесообразности, существующей во
 Вселенной. Согласно Фоме, есть разумное существо,
 полагающее цель для всего, что происходит в природе
 [Сумма теологии, l.q, Зс]. _
 Все эти доказательства почерпнуты Фомой у
 Аристотеля и направлены против возможных еретических
 учений, которые обосновывали существование Бога из его
 данности человеческому сознанию, исходя из мистического
 пантеизма, утверждавшего наличие Бога непосредственно в
 человеческой душе.
 Фома Аквинский основывает на Аристотеле и свою
 метафизику,
 заимствуя у него категории, но приспосабливая их не
 к философскому обоснованию естественнонаучного
 материала, а к проблемам теологии. Так, вслед за
 Аристотелем он утверждал, что общее не может
 непосредственно присутствовать в человеческом уме.
 Источником общего является сверхъестественный ум Бога,
 общее - это сущность, которой наделено все существующее
 в мире, а также Бог. В разделении сущности и
 существования проявляется, по Аквинату, различие между
 Богом и остальным миром. В Боге сущность и
 существование соединены вместе, представляют единство,
 они неразличимы. В конкретном мире сущность и
 существование разорваны, только Бог определяет
 конкретное существование отдельных вещей.
 Фома Аквинский исходит из Аристотеля и в проблеме
 соотношения формы и материи, однако приспосабливая его к
 догматам вероучения.
 Так, он истолковывает учение Аристотеля о пассивной
 первоматерии в духе сотворения ее Богом из ничего, внося,
 таким образом, идею креационизма в аристотелизм. Также он
 подвергает изменению и учение о формах. Для Аристотеля
 форма всегда тесно связана с материей, бестелесной формы
 не существует, кроме Бога. По мнению же Аквината,
 существуют и бестелесные, нематериальные формы,
 например, ангелы.
 Согласно Аристотелю, Бог как конечная и бестелесная
 форма обладает высшей активностью, или актуальностью,
 первая материя же - это пассивная потенциальность. Первая
 материя не зависит от Бога, и Бог не принимает какого-либо
 участия в делах земных, последние определяются лишь
 взаимодействием материи и формы. Бог выступал у
 Стагирита лишь перводвигателем. Фома, отправляясь от
 Стагирита, пытается его перетолковать в духе креационизма.
 Аквинат полагает, что Бог создал мир в соответствии с
 гармонией, но и в дальнейшем Бог вмешивается в дела мира
 и управляет им, хотя и не направляет движение каждой вещи,
 которая может иметь естественные причины, изучаемые
 наукой.
 В решении проблемы универсалий позиция Аквината
 приближается к позиции Авиценны, который утверждал
 существование трех видов универсалий. Согласно Аквинату,
 общее содержится в отдельных вещах как их сущность, а
 также в человеческом уме, который извлекает его из
 отдельных вещей. Таким образом, это те виды общего,
 которые существуют после вещей. Но Фома признает и
 третий вид универсалий, которые существуют до вещей - это
 идеи, содержащиеся в божественном уме. Концепция
 Аквината по проблеме универсалий -это позиция умеренного
 реализма.
 Согласно Фоме Аквинскому, человек обладает двумя
 способностями в познании - чувством и интеллектом.
 Процесс познания начинается с чувственного опыта:
 чувственные образы, возникающие у человека под
 воздействием объектов, посредством активного разума
 превращаются в образы умопостигаемые. В этом и состоит
 процесс абстракции.
 Истину Аквинат определял как соответствие между
 разумом и вещью, сами же вещи являются истинными
 постольку, поскольку они соответствуют понятиям об этих
 вещах, которые уже существуют в уме Бога.
 В своих этических воззрениях Фома Аквинский, отход
 от фатализма, характерного для августианизма,
 придерживался позиции признания свободной воли, так как в
 противном случае с человека снималась бы ответственность
 за свои поступки.
 Свобода воли, согласно Фоме Аквиискому, дает
 возможность человеку сделать выбор между добрыми и
 злыми поступками: добрые поступки - это такие действия,
 которые направляют его к Богу, злые поступки - это такие
 действия, которые ведут его от Бога. Зло - это лишь
 недостаток блага, менее совершенное благо. Аквинат,
 подобно Августину, пытается снять с Бога ответственность за
 зло, совершаемое в мире. Свободная воля человека
 подчинена разуму. Человека направляет к добродетельным
 поступкам его ум. Высшим же благом признается познание
 Бога.
 Конечной целью деятельности человека Аквинат
 признавал достижение "блаженства". Блаженство же состоит
 в деятельности теоретического разума, в познании
 абсолютной истины - Бога.
 Душа для Аквината выступает формирующим
 принципом, она бестелесна, это чистая форма без материи,
 поэтому она неуничтожима. Вслед за Аристотелем Фома
 различает вегетативную душу, которая присуща растениям,
 сенситивную, которую имеют животные, и разумную,
 которая присуща человеку.
 В произведении "О правлении владык" Аквинат,
 отправляясь от Аристотеля, рассматривает человека прежде
 всего как общественное существо, понимая общество
 органистическим образом. Общественное целое выступает
 для Фомы в виде иерархии, в которой каждое сословие
 занимается соответствующими обязанностями. К
 физическому труду привлечено большинство людей, к
 умственному труду - меньшинство. Духовные пастыри
 общества - это служители церкви. Государство Аквинат
 рассматривал как божественное установление, главная цель
 его состоит в том, чтобы содействовать общему благу, чтобы
 в обществе поддерживались мир и порядок, чтобы члены
 общества вели себя добродетельно и т.п.
 Фома различал пять форм государственного
 устройства, лучшей из которых признавал монархию.
 Однако если монарх становится тираном, то народ, по
 мнению Фомы, имеет право выступить против него и
 свергнуть, несмотря на то, что власть имеет божественный
 источник. При этом Форма признает право народа на
 выступление против главы государства лишь в том случае,
 когда его деятельность противоречит интересам церкви.
 Философия Фомы Аквинского явилась вершиной
 ортодоксальной схоластики и была принята католицизмом
 как официальная философская доктрина. С
 соответствующими изменениями она развивается в
 настоящее время неотомизмом.
 
 Франк
 Семен Людвигович Франк (1877-1950) - один из
 самых значительных русских философов после Вл.

<< Пред.           стр. 45 (из 52)           След. >>

Список литературы по разделу