<< Пред.           стр. 52 (из 52)           След. >>

Список литературы по разделу

 однократное, неповторимое. Историю мы познаем,
 подчеркивает Ясперс, не через всеобщие законы, а через
 индивидуальное. То, что повторяется, то, что может быть
 заменено другим, это уже не история.
 Человек не должен занимать отстраненной позиции по
 отношению к окружающему миру, он должен все время
 испытывать чувство боли за возможную утрату мира в силу
 его бренности и хрупкости.
 Ясперс ставит вопрос о роли философии в
 современной мировой ситуации. В философии, полагает
 Ясперс, происходит то, чего не замечают все ее противники:
 с философствованием человек обретает свои истоки.
 Философии не может не быть, пока живут люди. Философия
 содержит'притязание: обрести смысл жизни поверх всех
 целей в мире -явить смысл, охватывающий эти цели,
 осуществить этот смысл в настоящем, служить посредством
 настоящего будущему. Постоянная задача философствования
 такова: стать подлинным человеком посредством понимания
 бытия. Целью всегда остается обрести независимость
 единичного человека: обрести независимость в стороне от
 мира, в отказе от него и в одиночестве - или в самом мире,
 через мир, действуя в нем, не подчиняясь ему. Философия,
 подчеркивает Ясперс, обращается к отдельному человеку. В
 каждом положении в философствовании происходит
 отбрасывание человека к самому себе [См.: Смысл и
 назначение истории. М. 1994. С. 501].
 Ясперс полагает, что ситуация сегодняшнего дня
 требует возврата к более глубоким истокам нашего бытия, к
 тому источнику, откуда некогда пришла к человеку вера в ее
 особых исторических образах. "Вопрос заключается в
 следующем: как в условиях века техники и переустройства
 всех общественных отношений сохранить такое достояние,
 как огромная ценность каждого человека, человеческое
 достоинство и права человека, метафизический опыт
 тысячелетий?
 Но подлинная проблема будущего, которая служит
 основным условием всех этих моментов и включает все их в
 себя, состоит в том, как и во что будет веровать человек" [С.
 226].
 Проблеме веры и прежде всего философской веры
 Ясперс отводит значительное место в своем творчестве и
 даже посвящает отдельную работу - "Философская вера".
 "Вера есть то, что наполняет сокровенные глубины человека,
 что движет им, в чем человек выходит, возвышается над
 самим собой, соединяясь с истоками бытия" [С. 227].
 Признаком философской веры, веры мыслящего человека,
 служит всегда то, что он существует лишь в союзе со
 знанием. Она хочет знать то, что доступно знанию и понять
 самое себя [С. 423]. Философскую веру, согласно Ясперсу,
 надо определить негативно, так как она не имеет прочной
 опоры в виде объективного конечного в мире. "Философская
 вера должна в исторической ситуации все время обращаться
 к истокам . Она должна явить себя в мышлении и
 обосновании" [С. 425].
 Веру, общую для всего человечества, по мысли
 Ясперса, не может дать ни одна из мировых религий - ни
 буддизм, ни христианство, ни ислам ни брахманизм, ни
 иудаизм, так как они часто являются причинами раздора.
 Только философская вера может стать общей для
 всех людей.
 Поэтому в современную эпоху философии
 принадлежит особая роль она должна объединить людей при
 помощи философской веры, которая будет
 противодействовать рационалистическим утопиям на земле.
 Ясперс считает, что философия тесно связана с
 политикой, каждая философия содержит политические
 выводы, суть философии проявляется в политических
 выводах.
 Он был против тоталитаризма в любых формах. Он
 писал, что национал-социализм лишил людей правовой
 гарантии в собственном государстве, и считал, что
 тоталитаризм не может быть преодолен изнутри так как
 индивид ничего не может поделать перед реальной грубой
 силой. Поэтому свободные государства не должны занимать
 позиции невмешательства во внутренние дела тоталитарных
 государств.
 В книге "Вопрос о вине" (1946) Ясперс рассматривает
 вопрос о виновности человека в мире. Он указывает, что
 нацизм несет ответственность за все злодеяния, вызванные
 им. В то же время вопрос о вине он рассматривает и с
 философской точки зрения, полагая, что, кроме
 политической вины, существует и метафизическая,
 возникшая в силу наличия солидарности людей и
 совместной их ответственности за несправедливость.
 Поэтому ответственность за зло лежит на всех.
 
 
 
 
 
 
 
 
 +++
 
 

<< Пред.           стр. 52 (из 52)           След. >>

Список литературы по разделу