<< Пред. стр. 6 (из 52) След. >>
привычке и обычае, и дианоэтические - разумные,основанные на рассуждении. Этические добродетели
деятельны, дианоэтические - созерцательны, хотя и связаны
с поведением. Поэтому этику Аристотель называл
практической философией. Добродетельный член общества
стремится избегать чрезмерности во всех отношениях, так
как нравственность состоит в соблюдении определенной
меры.
Среди добродетелей Аристотель особо выделяет
справедливость. Для него справедливость бывает двух видов
- уравнительная и распределительная. Первый вид
справедливости относится к благам отдельных лиц и имеет
отношение к обмену в соответствии с количеством и
качеством труда. Второй вид имеет дело с общими благами и
направлен на разделение благ в соответствии с
достоинствами граждан.
Этику Аристотель характеризует как проповедь
активной деятельности человека. Он отвергает стремления к
власти и наслаждениям. Такая жизнь - паразитическая и
животная, и он называет ее "рабским образом мышления".
Заслуживающей внимания считает жизнь, которая
характеризуется как практическая (политическая) или
теоретическая (познавательная) деятельность. Надо, по его
мнению, не только знать, что такое добродетель, но и
действовать согласно с нею.
Аристотелю принадлежит значительный вклад в
античную эстетику. Для него искусство имело
познавательное значение, и в этом он резко расходился с
Платоном, который разделял и противопоставлял искусство
и познание. Искусство, как считает Аристотель,
воспроизводит действительность, используя при этом все
возможности творчества. Высшим видом искусства для
Аристотеля выступала трагедия, которая путем катарсиса
очищает человека и облагораживает его чувства.
Творчество Аристотеля в области философии и науки
считается вершиной античной мысли. Он подвел итог
развитию целого периода в древнегреческой культуре - с ее
начала вплоть до IV века до Р.Х. Ему принадлежит заслуга в
систематизации знаний и выделении ряда научных областей,
которые в последующем стали отпочковываться в
самостоятельные направления.
Бергсон
Анри Бергсон (1859-1941) - крупнейший
представитель иррационализма XX в. Родился в Париже в
англо-польской семье. Поступил в лицей Кондорсэ, затем
учился в Высшей нормальной школе, которую окончил в
1881 г. Преподавал философию в Анжере и Клермон-Фер-
ране, затем вернулся в Париж и преподавал в нескольких
лицеях, после чего перешел в Высшую нормальную школу. В
1900 г. получил кафедру в Колледж де Франс. К этому
времени он уже начал публиковать .своя работы: "Смех"
(1900), "Творческая эволюция" (1907). "Творческая
эволюция" принесла Бергсону международную известность и
стала исключительно популярной. В 1914 г. он избирается во
Французскую Академию. В том же году его книги попадают
в Индекс запрещенных книг католической церкви, так как
антиинтеллектуализм Бергсона рассматривается вредным для
римского католицизма. Но его философия продолжала
пользоваться широкой известностью и популярностью. Она
оказала огромное влияние на других философов. В 1919 г.
выходит сборник очерков "Умственная энергия", в котором
Бергсон обсуждает с Эйнштейном проблемы
относительности. В силу плохого здоровья он уходит в
отставку с поста профессора в Колледж Ле Франс в 1921 г. В
1927 г. ему присуждается Нобелевская премия по литературе.
В период после первой мировой войны он уделял
большое внимание международной политике и много сделал
для сотрудничества и мирного сосуществования между
нациями. Вскоре после начала второй мировой войны во
время жизни в оккупированном Париже от Бергсона
потребовали зарегистрироваться в качестве еврея. Ему
пришлось стоять в очереди в течение нескольких часов на
холоде, чтобы заполнить регистрационный лист, и он заболел
воспалением легких, от которого умер 3 января 1941 г.
Хотя философскую известность Бергсону принесла
работа "Творческая эволюция", уже в "Очерке о
непосредственных данных сознания" (1899) он заложил
основные положения своего учения. Центральным для его
философии является понятие времени. Он отличает научное
время, которое измеряется часами и другими средствами, и
чистое время как динамичный и активный поток событий -
поток самой жизни. Это время мы переживаем
непосредственно и внутри него иногда возможно действовать
свободно. Именно интеллект действует во времени в первом
смысле. Он организует и концептуализирует все отдельные
сущности, последовательности, состояния и дает реальности
ясный и оригинальный аспект, которым она фактически не
владеет. Интеллектуализм имеет практическую
направленность, позволяет нам выжить, но в то же время,
полагает Бергсон, это приводит к философской ошибке, а
именно: дает ошибочную картину мира. В реальности нет ни
одной "идентичной ситуации", в которую мы верим на
основе слов и интеллектуальных определений. На самом деле
существует поток изменяющегося опыта, который всегда
различен. Это есть то, что представляет реальное время, или
"длительность". Оно не простирается через пространство и не
измеряется каким-либо хронометром. Оно существует как
длительность только потому, что мы сами наблюдаем его.
Бергсон пишет: "Интервал длительности существует только
для нас и вследствие взаимного проникновения наших
состояний сознания, вне нас нельзя найти ничего, кроме
пространства, и таким образом одновременностей, о которых
нельзя даже сказать, что они следуют друг за другом
объективно".
Бергсон различает время физики, которое имеет
пространственное выражение, и длительность - время
сознания. Последнее содержит в себе развитие. События,
которые создают его, неповторимы, и потому обладают
непрерывностью, направлены в будущее. Эта идея подобна
идее У. Джемса о "потоке сознания".
В "Творческой эволюции" Бергсон отвергает
механистическое описание реальности, а также теории,
которые описывают реальность в терминах движения к
некоторой цели. Он отвергает взгляд, что функционирование
каждого организма подчинено действию какой-либо цели.
Его собственный взгляд состоит в том, что творческой
эволюцией каждого управляют жизненная сила, жизненный
порыв, жизненный дух. Эта основная энергия не имеет
специфической цели. Именно эта творческая и порождающая
сила производит бесконечные вариации форм. Бергсон
стремится рассматривать человеческие существа как
организмы, которые определяются жизненной силой.
Органом познания этого жизненного порыва, силы, по
Бергсону, выступает интуиция, где акт познания "совпадает с
актом, порождающим действительность" и исчезает различие
между тем, кто познает, и тем, что познается. Интуиция - это
созерцание, которое не зависит от практических интересов,
она свободна от различных точек зрения, которые связаны с
практикой. Адекватное познание реальности возможно
только вне зависимости от практики. Интуиция -идеальный
вид познания.
По мнению Бергсона, интеллект и наука возникли не
для познания, а лишь для действия, практики. Интеллект
связан с практикой не только своим происхождением, но и
использованием своих методов и категорий. Отношение
между наукой, т.е. интеллектом, и действительностью только
практическое. Получается, что предмет науки - не
реальность, а наши действия по отношению к этой
реальности. "Обычный труд интеллекта, - пишет Бергсон, -
далеко не является трудом бескорыстным. Вообще мы
добиваемся знания не ради знания, но для того, чтобы
принять известное решение или извлечь выгоду, словом, ради
какого-либо интереса. Каждое понятие... есть практический
вопрос, который ставит наша действительность, реальность и
на который реальность должна отвечать, как это и надлежит в
практических делах, кратким "да" или "нет"" [Бергсон А.
Введение в метафизику // Собр. соч. Т. 5. СПб., 1914. С. 137].
Интеллект в лице научного познания, 'по Бергсону,
всегда односторонен, так как видит и выбирает только то,
что ему нужно для практики, и опускает все то, что его не
интересует, хотя это и важно само по себе. Бергсон пишет:
"Прежде чем философствовать, нужно жить, а жизнь
требует, чтобы мы надели наглазники, чтобы не смотрели ни
направо, ни налево, но прямо перед нами в том направлении,
куда нам нужно идти... в бесконечно обширном поле нашего
возможного познания мы собрали все, что полезно для
нашего действия на вещи, чтобы создать из этого нынешнее
знание: остальным мы пренебрегли. Мозг, по-видимому,
построен ввиду этой работы подбора, что можно показать
без труда на деятельности памяти" [Бергсон А. Восприятие
изменчивости // Там же. Т. 4. С. 22].
Бергсон полагает, что сознание "можно было бы
считать простым помощником действия, светом, который
заключается действием, мгновенной искрой, рожденной от
трения между реальным действием и действием возможным"
[Бергсон А. Творческая эволюция // Там же. .С.161].
Из одной оценки интеллекта вырастает и критика
Бергсоном интеллекта и науки. По его мнению, интеллект
познает не сами вещи, их суть, а только отношения между
ними. Интеллектуальное познание -это познание внешнее. В
этом состоят как преимущество, так и недостаток интеллекта,
его ограниченность. Все же Бергсон признает, что интеллект
дает относительно верную картину мира.
Бергсон высоко ставил интеллект даже в сравнении с
интуицией. Он пишет, что даже философия полностью
овладеет интуицией, она "никогда не достигнет такого
познания своего предмета, как наука -своего. Интеллект
становится лучезарным ядром, вокруг которого инстинкт,
даже очищенный и расширенный до состояния интуиции,
образует только неясную туманность" [Там же. С. 159].
Интеллект и наука имеют дело с самой реальностью, "лишь
бы только она не выходила из своей области, каковой
является инертная материя" [Там же. ;.135].
Однако наряду с преимуществами интеллекта Бергсон
говорит и о то недостатках. Он подчеркивает, что истинная
цель познания состоит чистом созерцании, которое
недоступно интеллекту. Это сразу обнаруживается тогда,
когда надо изобразить, познать движение, становление,
развитие. Интеллект способен воспроизводить движение
подобно кинематографу. Интеллект, по Бергсону,
характеризуется "естественным непониманием жизни" [Там
же С. 148].
Познание жизни во всей ее полноте возможно, по
Бергсону, лишь посредством интуиции, которая представляет
собой более совершенную и глубинную форму познания.
Интуиция для Бергсона - это "род интеллектуальной
симпатии, путем которой переносятся внутрь предмета,
чтобы слиться с тем, что есть в нем единственного и,
следовательно, невыразимого" [Бергсон А. Введение в
метафизику //Там же. Т. 5. С. б].
В то же время Бергсон делает оговорки, что он не
собирается принимать интеллект за счет интуиции. Он
полагает, что интеллект и интуиция - это два рода знания,
которые развиваются параллельно. Интуиция имеет своим
источником инстинкт. Для Бергсона интеллект и инстинкт -
это "два расходящихся, одинаково красивых, решения одной
и той же проблемы" [Творческая эволюция. С. 128].
Таким образом, интуиция - это непосредственное
постижение сущности вещей. Она постигает жизнь во всей ее
полноте, а не просто как механическое чередование и
повторение событий. Интуицию Бергсон понимает не как
чувственную или интеллектуальную, а как созерцание,
свободное от какой-либо практической заинтересованности.
Несмотря на многочисленные оговорки Бергсона о
параллельности интеллекта и интуиции как двух форм
познания, он отдает несомненное предпочтение интуиции, а
потому считается сторонником интуиционизма, а за его
критику интеллекта его называют антиинтеллектуалистом.
В то же время Бергсон правильно отметил ряд
характерных черт человеческого познания, а именно: его
односторонность и механическое понимание жизни и
развития. Он выдвигает свою концепцию развития, назвав ее
творческой эволюцией, которая противопоставляется
механистической концепции. Бергсон подвергает резкой
критике механицизм, который схватывает только постоянное,
неизменное, повторяющееся и отвергает возможность нового
в развитии. Механицизм полагает, что мир состоит из
неизменных частей, которые лишь перемещаются в
пространстве, и не признает биологическую форму развития,
так как целое, согласно механицизму, возникает лишь
посредством прикладывания частей друг к другу.
Механицизм по сути отвергает историческое развитие.
Бергсон пишет, что "сущностью механистического
объяснения является утверждение о том, что будущее и
прошедшее исчисляемы как функция настоящего, и что,
следовательно, все дано" [Там же. С. 34].
Развитие и эволюция представляют, для Бергсона,
жизнь, которая проявляется в живых системах,
составляющих эту жизнь. Живые системы неповторимы, а
потому не могут быть познаны интеллектом. Эти системы
необратимы и не допускают предвидения, т.е. жизнь
непостижима посредством научных методов познания.
Бергсон понимает жизнь не как биологическое
явление, а в терминах психического процесса. Он пишет:
"Существует по меньшей мере одна реальность, которую мы
схватываем изнутри, путем интуиции, а не простым
анализом... Это наше я, которое длится" [Там же. С.7].
Бергсон утверждает, что "жизненная сила" разделила
с самого начала примитивные жизненные системы на
несколько различных направлений, произведя растения,
насекомых, животных, представляющих стабильность,
инстинкт и интеллект. "Капитальное заблуждение, -пишет
Бергсон, - которое, передаваясь от Аристотеля, исказило
большую часть философий природы, заключается в том, что
в жизни растительной, в жизни инстинктивной и в жизни
разумной усматриваются три последовательные степени
одной и той же развивающейся тенденции, тогда как это -
три расходящиеся направления одной деятельности,
разделившейся в процессе своего роста. Разница между ними
не является разницей ни в интенсивности, ни в степени: это
разница по природе" [Творческая эволюция. С. 121].
Бергсон - представитель иррационализма в
философии, но он не создал самостоятельной школы, а
остался философом со своими оригинальными воззрениями.
Бердяев
Николай Александрович Бердяев (1874-1948) -
крупнейший русский философ первой половины XX в.
Он родился в Киевской губернии. Поступил на
юридический факультет Киевского университета, но в 1898 г.
был арестован как участник социалистического движения. В
молодости - марксист, но вскоре разочаровался в Марксе и
заинтересовался философией Вл. Соловьева, а затем
разработал свое собственное миросозерцание. В 1922 г. по
идеологическим причинам был выслан из Советской России
за границу, вместе с другими представителями русской
интеллигенции. После этого жил в Берлине, затем переехал в
Париж. В 1926 г. основал журнал "Путь" и был его главным
редактором до 1939 г.
Бердяев написал огромное количество книг и статей.
Библиография его произведений сама составляет целый том
объемом в 10 печатных листов. Наиболее значительные
философские произведения Бердяева следующие:
"Субъективизм и идеализм в общественной философии.
Критический этюд о Н.К. Михайловском" (1900), "С точки
зрения вечности" (1907), "Философия свободы" (1911),
"Смысл творчества. Опыт оправдания человека" (1916),
"Философия неравенства" (1923), "Смысл истории" (1923),
"Философия свободного духа, христианская проблематика и
апологетика" (1929), "Судьба человека (опыт парадоксальной
этики)" (1931), "Русская мысль: главные проблемы
русской мысли в девятнадцатом я начале двадцатого