<< Пред.           стр. 11 (из 18)           След. >>

Список литературы по разделу

 Метамодель
 Вне транса
 Специфика - Детали - Разукрупнение
 Вопросы: "Каковы примеры этого?"
 "Что именно?" Любой вопрос метамодели
 152
 Часть 2 • Модель языка-в НЛП
 Рис. 10.2. Укрупнение (Источник: Young, 1999)
 -другой формат
 опущений и искажений. Вместо получения конкретной информации при использовании Милтон-моде-ли мы поднимаемся к общей информации - к более общей картине. Милтон-модель - зеркальное отражение метамодели (рис. 10.1).
 В этой модели вы найдете множество искажений, обобщений и опущений. В ней мы намеренно используем язык так, чтобы дать клиенту возможность восполнить недостающие детали. Мы предоставляем кли-
 енту открытый фрейм и небольшой контекст, чтобы его подсознание активировало внутренний поиск. Общие фразы побуждают человека во время этого поиска входить в транс. Поэтому языковые паттерны Милтон-модели способствуют этому процессу.
 Милтон-модель - это зеркальное отражение ме-тамодели, поэтому мы вводим человека в транс, используя нарушения метамодели. Мы не задаем вопросы - вопросы побуждают сознание подниматься
 Высшая цель "Что важного в осуществлении Г?" "Что даст вам Г?" "Что вы получите в результате выполнения Г?" Пример.
 (Начните снизу
 и продвигайтесь вверх.)
 "Что более ресурсное состояние дает вам?" "Это означает, что я могу быть самим собой". Намерение Г "Что важного в осуществлении В?" "Что даст вам В?" "Что вы получите в результате выполнения В?" В
 "Что вам дает чувство меньшей нервозности?" "Оно позволяет мне быть более ресурсным". Намерение В
  "Что важного в осуществлении Б?" "Что даст вам Б?" "Что вы получите в результате выполнения Б?" "Что вы получаете, занимая свои руки каким-нибудь делом? "Я становлюсь менее нервозным". Намерение Б Поведение А "Каково ваше положительное намерение в осуществлении А?" "Что даст вам А?" "Что вы получаете в результате выполнения А?" Поведение - курение сигарет; результат - отказ от курения. "Каково ваше положительное намерение в курении?" "Я нахожу занятие для рук". Глава 10 • Гипноз. Часть II
 153
 I (в состояние "аптайм"). Ниже приведен пример творческого использования нарушений метамодели I для введения человека в состояние транса.
 Милтон-модель- это зеркальное отражение метамодели, поэтому мы вводим человека в транс, используя нарушения метамодели.
 Знаете?
 Верно?
 Разве вы не знаете?
 Не правда ли?
 Разве вы не можете?
 "Я знаю (чтение мыслей), что вы начали получать новые знания (номинализация) об огромном количестве важных для вас вопросов (неспецифическое существительное). Учиться, по-настоящему учиться хорошо (утраченный перформатив)... Приобретая новые знания (пресуппозиция), вы уже начали изменяться (причинно-следственные отношения), и я не знаю, какие чувства у вас это вызывает... но вы можете изменяться. Тот факт, что вы уже начали изменяться таким изящным способом, означает, что лечение (комплексный эквивалент) началось. Вы, возможно, переживаете эти изменения (пресуппозиция) в том, как вы себя чувствуете или просто в том, как вы говорите с самими собой. Так как изменения (номинализация) начались, это означает, что все (квантор общности) другие требующие лечения области также могут начать изменяться (все предложение - комплексный эквивалент). Вы можете измениться (модальный оператор возможности и неспецифический глагол) так, кактребуется (модальный оператор необходимости). Изменяться - более или менее правильное решение (утраченный перформатив, неполное сравнение)"
 В дополнение к этим категориям метамодели Милтон-модель предлагает и другие категории, список которых приводится ниже.
 1. Краткие общие вопросы
 Вы можете избежать сопротивления высказыванию, поместив в его конце вопрос, не так ли? Вопрос, добавленный в конец высказывания, приковывает к себе внимание, позволяя, таким образом, другой содержащейся в высказывании информации перейти непосредственно в подсознание. "Хорошо, что я делаю это, не так ли?" Краткие общие вопросы "переносят" в подсознание внушение, содержащееся в первой части высказывания.
 Примеры:
 Не так ли?
 2. Подстройка к текущему опыту
 Действенным средством установления раппорта и наведения транса является подстройка к текущему опыту клиента при помощи высказываний, которые "согласуются" с этим опытом и "похожи" на него. Подстройка к текущему опыту ассоциирует человека с внутренним фокусом.
 "Вы можете чувствовать, что сидите в кресле или лежите... Читая этот материал, вы продолжаете вдыхать и выдыхать, сначала быстро и неглубоко, а затем, дыша глубже, вы можете стать более расслабленными, не так ли? Звуки в комнате и вне комнаты, слова на странице означают, что вы можете глубже и глубже погрузиться в транс".
 Конечно, то, что вы обращаете внимание на звуки в комнате, не имеет никакого отношения к расслаблению, пока вы их не свяжете. Поэтому когда мы говорим с подсознанием, оно может сказать:
 "Да, теперь, когда вы сказали это, я слышу звуки и могу дышать глубже и, конечно, это делает следующее высказывание о вхождении в транс гораздо более правдоподобным".
 Примеры:
 Вы слышите мой голос.
 Мы в этой группе.
 Вам это понравится больше.
 Вы замечаете каждое моргание своих глаз.
 Сидя здесь, вы теперь можете слышать внешние звуки...
 А также вы можете слышать внутренние звуки...
 Вы можете ощутить, как вас заливает свет...
 Продолжая вдыхать и выдыхать...
 Вы можете почувствовать, что глубже и глубже погружаетесь в транс.
 154
 Часть 2 •Модельязыка в_НЛП
 3. Двойные связи
 "Вы можете войти в транс сейчас или десять минут спустя; я не знаю, как вы поступите..." Если ваше подсознание приняло предположение, заключенное в этом высказывании, вы или уже вошли в транс, или сделаете это в ближайшее время. При двойных связях в фразе содержится невысказанное предположение. Родители, по-видимому, обладают естественным талантом использования двойных связей. "Джон, когда ты будешь делать домашнюю работу? До начала этой телевизионной передачи или сразу после ее окончания?" "Теперь, когда вы вошли в транс, какую руку вы хотите поднять? "Вы хотите, чтобы поднялась правая рука или левая?" Вопрос о том, какой руке будет соответствовать определенный образ (при визуальном сдавливании), является примером двойной связи.
 
 Рис. 10.3. Двойная
 Вопрос
 "Вы желаете, чтобы поднялась
 правая или левая рука?"
 предоставляет выбор того,
 какую руку поднимать,
 но в вопросе предполагается,
 что одна рука
 обязательно поднимется.
 связь
 Примеры:
 Вы хотите начать сейчас или позднее?
 Когда вы спите или при пробуждении...
 До того, как вы покинете эту комнату, или после...
 Когда вы ляжете спать, вы или будете видеть сны, или нет.
 Вы начнете изменяться сейчас или после этой сессии?
 Вы хотели бы бросить курить сегодня или завтра?
 Вы хотите купить этот автомобиль сейчас или сначала хотите проехать на нем?
 Вы либо будете, либо не будете (после чего следует неспецифический глагол).
 Используйте столько времени, сколько вам нужно, чтобы завершить это за следующие пять минут.
 Вы можете изменяться так быстро или так медленно, как хотите.
 Если вы не записали хотя бы одну двойную связь, вы или очень скоро автоматически подумаете об од-
 ной, или удивитесь, когда вам в голову придет другая двойная связь, чтобы вы смогли ее записать.
 4. Разговорные допущения
 Разговорное допущение принимает форму вопроса в виде "модального оператора", который фактически является указанием сделать что-либо. Ответ на него требует утверждения или отрицания. Однако, по-видимому, такой вопрос минует сознание и вызывает в подсознании желание сделать то, о чем говорится в высказывании. Классический пример: "Вы могли бы закрыть дверь?" Вместо ответа "да" или "нет" большинство из нас просто закрывают дверь. Такие вопросы позволяют избежать авторитаризма.
 Примеры:
 Можете ли вы представить это?
 Вы выкинете это из головы?
 Вы можете описать это?
 Вы можете увидеть, что я говорю?
 Вы можете достичь этого уровня сейчас?
 Не правда ли, неплохо почувствовать, что это хорошо?
 Знаете ли вы, что вы уже знаете это?
 Можете ли вы приоткрыть свой разум на минуту?
 Как вы думаете, насколько легко вы можете сделать это?
 Можете ли вы вспомнить, когда вы по-доброму относились к себе?
 Похоже, что это будет работать?
 Вы готовы подписать контракт? .
 Вы считаете, что готовы осуществить желаемые изменения?
 Хотели бы вы... просто посидеть здесь... и расслабиться?
 Разве вы не хотели бы просто войти в это спокойное состояние?
 Вы не возражаете против того, чтобы записать здесь еще несколько разговорных допущений?
 5. Расширенные цитаты
 Сьюзен сказала, что она слышала, что Дэйв сказал, что Тэд Джеймс сказал "Я слышал, Ричард сказал, что НЛП предлагает некоторые из наиболее дей-
 Глава 10 •-Г-ипноз. Часть II
 155
 ственных, если не самые действенные, из доступных на сегодня средств изменения личности. Эти средства находятся в подсознании. Фактически, вы имеете доступ к ним на подсознательном уровне. Как только ваше сознание и подсознание устанавливают раппорт друг с другом, вы получаете полный доступ к этим ресурсам". Многие очень часто используют цитаты. Это отвлекает внимание от говорящего и устраняет сознание, так что информация может поступать в подсознание. Сосредоточиваясь на цитатах, слушатель входит в транс, так как они способствуют внутренней фокусировке. Расширенные цитаты позволяют удовлетворить нашу потребность в наделе-нии высказываний смыслом.
 Примеры:
 В прошлом году в Сан-Диего Джон Гриндер рассказывал нам про африканского барабанщика, который спросил Джуди, слышала ли она, что глава деревни сказал, насколько просто создавать расширенные цитаты.
 В прошлом году я встретил женщину, которая сказала, что знает человека, который упоминал, что его отец рассказал ему...
 Боб сказал, что во время тренинга, проходившего четыре года назад, он рассказал историю о том, как Ричард Бэндлер цитировал Вирджинию Сатир, которая привыкла говорить, что...
 Недавно я говорил с подругой, которая рассказала мне о своем разговоре с психотерапевтом, который рассказал ей о сеансе, во время которого клиент сказал, что... j
 Когда я недавно приехал в Шарлотт, штат Северная Каролина, вместе с Сэмом и Дорис, Сэм рассказал о том, как его мать сидела и объясняла детям, что отец сказал...
 Недавно участница тренинга рассказала мне, что ее муж рассказал, что Боб просил его обратиться к вам с просьбой написать прямо здесь несколько расширенных цитат.
 6. Выборочные нарушения ограничений
 Выборочные нарушения ограничений - это неправильно сформулированные высказывания, приписывающее чувства животному или какому-нибудь неодушевленному объекту. "Вы думали когда-нибудь о своей ручке, пишущей машинке или текстовом редакторе? Только представьте, сколько записей они сделали за эти годы. Интересно, сколько? Они знают даже больше, чем вы*. "Вы можете представить,
 что ваше кресло о чем-то думает? Разве вы не знаете, что оно устало? Все-таки оно долгое время поддерживало ваш вес, разве не так?"
 Примеры:
 И стены имеют уши.
 Этот гвоздь поранил мою шляпу.
 Цветам нравится, когда их срывают.
 Мой автомобиль знает, как туда ехать.
 О чем говорят ваши действия?
 Вы можете на минутку приоткрыть свое сознание и просто послушать, что вам говорят бабочки?
 Потому что слова имеют собственную силу.
 Кошек не волнует возмущение царапаемой ими мебели.
 Когда он взял ложку, желе задрожало от страха.
 Если бы ваша ручка могла рассказать нам все, что она знает.
 Мой автомобиль любит ездить быстро, когда дорога зовет его.
 Плачут ли деревья, когда сбрасывают листву?
 Иногда печенье просто манит вас.
 Вы знаете, о чем думает ручка?
 Эти стены знают много таких историй.
 Ваша ручка хорошо знает, как писать выборочные нарушения ограничений; просто поднесите ее к бумаге.
 На семинаре по похуданию Бэндлер использовал следующие выборочные нарушения ограничений:
 "Печь внутри вас..." Так он говорит о метаболизме тела.
 "Я хочу поговорить с этой вашей частью... или ва-шим подсознанием".
 "Именно это он встраивает в людей..."
 "Ваш мозг делает бр-р-р-р-р..>
 "Коробка шоколада леди Годивы зовет вас".
 7. Фонетическая неопределенность
 Многие слова звучат одинаково, но имеют различные значения. Они называются омофоны, или звуковые близнецы. Использование их в речи отвлекает сознание. Подобная неопределенность возникает вследствие одинакового звучания звонких и глухих
 156
 Часть 2 • Модель.языка.в НЛП
 согласных (плот/плод), некоторых безударных гласных (старожжч/сторожил),слияния рри произнесении предлогов и частиц (он же ребенок/он жеребенок), одинакового звучания собственных имен и названий неодушевленных объектов (Роза/роза). Пытаясь отсортировать такую неопределенность, клиент входит в транс.
 Примеры:
 Рог - рок
 Дужка - душка
 Лиса - леса
 На три (умножить на три) - натри (натри сыр)
 Мой (местоимение) - мой (глагол)
 О дно - одно
 Влез - в лес
 Ел хлеб с ухой/сухой
 Иль я/Илья тобою очарован
 Не под дождем - постоим, подождем
 8. Синтаксическая неопределенность
 Синтаксическая неопределенность имеет место, когда мы не можем непосредственно из контекста сразу определить функцию (синтаксис) слова. Например: мать любит дочь. Что точно означает это высказывание, кто кого любит? Из конструкции предложения как таковой нельзя определить, какое слово является подлежащим, а какое - сказуемым. Такую неопределенность можно создать за счет, например, использования существительных, у которых совпадают формы именительного и винительного падежей и при этом оба они могут являться, как субъектом, так и объектом действия. Еще один вариант - использование омофонов, которые являются разными частями речи.
 Примеры:
 Солнце закрыло облако. Велосипед разбил грузовик.
 Глубокое расслабление вызывает медленное дыхание. !
 Я люблю сестру больше брата.
 Кто велит вам верить?
 9. Неопределенность границ
 Неопределенность границ имеет место, когда вы не можете из контекста определить, какая часть высказывания относится к другой его части. В организацию входят здоровые мужчины и женщины. Означает ли это, что только мужчины являются "здоровыми*, или мы включаем в категорию здоровых людей и женщин? Вы можете сконструировать неопределенность границ за счет союза "и", помещаемого между объектами, нескольких дополнений или использования местоимения в сложном предложении.
 Примеры:
 Глубокое дыхание и расслабление...
 Я сегодня ездил на лошади в голубых джинсах.
 Моя сестра обедает со своей подругой, потому что она сегодня свободна.
 Сначала на сцену вышла певица, а потом на нее влез ведущий.
 Во дворе гуляли собаки с хозяевами, которые громко лаяли.
 Хотя диссоциация весьма эффективна, когда мы стремимся заякорить состояние, нам требуется ассоциированное состояние.
 10. Пунктуационная неопределенность
 Существует три вида пунктуационной неопределенности. К первому можно отнести высказывания, сформулированные так, что запятая радикально меняет смысл предложения в зависимости от того, где она стоит: Казнить нельзя помиловать*
 Вторая форма включает неуместные паузы. Эта форма высказываний наблюдается в тех случаях, когда вы начинаете э... ммм... высказывание и сразу полностью... ммм... не заканчиваете... его. Такие высказывания провоцируют чтение мыслей и в боль-
 * В английском языке синтаксическую двусмысленность можно создавать при помощи глагола и окончания -щ. При этом высказывание конструируется так, что в нем отсутствует ясность того, является ли оканчивающееся на -ing слово прилагательным или глаголом. Например: Hurtingpeople canfeel difficult. Означает ли это высказывание, что когда вы встречаете причиняющих боль людей, это может создать вам эмоциональные проблемы, или это означает, что причинение людям боли ощущается как сложная проблема?
 Глава 10 •-Гипноз. Часть II
 шой степени способствуют наведению транса. Это прекрасно делает диктор Пол Харви, когда говорит "... добрый...день".Третий тип пунктуационной нео-пределенности включает неполные предложения. При этом вы начинаете высказывание и никогда... Затем вы переходите к следующему высказыванию, выражающему абсолютно другую мысль.
 Примеры ("блуждающая" запятая):
 Мальчик читал быстро переворачивая одну страницу за другой.
 Врач может быть сейчас у себя в кабинете.
 А где бы вы посоветовали поставить запятую в завещании одного эксцентричного афинского богача, который, в качестве условия для получения денег выдвинул наследникам требование: "Поставить статую золотую пику держащую"?
 Примеры (неуместные паузы):
 Моя жена оставила меня... ждать ее у магазина. Я, кажется, потерял... нить моих рассуждений.
 11. Утилизация
 Эриксон использовал утилизацию в полной мере. Он использовал все, что говорил клиент. Он использовал каждый звук и каждое событие, происходившие в комнате. Во время одного из моих (Б. Б.) тренингов со стены упал учебный плакат. Тэд Джеймс сказал: "Старые понятия падают". Однажды когда я использовал с клиентом гипноз, играла расслабляющая музыка. Внезапно кассета закончилась. Я знал, что вскоре магнитофон щелкнет и выключится. Поэтому я сказал: "Сейчас вы услышите щелчок. Это означает, что вы полностью и абсолютно избавитесь от боли". Вскоре магнитофон щелкнул, и тело клиента дернулось, полностью освободившись от эмоции.
 Примеры:
 Клиент: "Я не думаю, что знаю".
 НЛП-практик: "Верно, вы не думаете, вы знаете".
 Клиент: "Я не могу быть загипнотизирован".
 НЛП-практик: "Верно. Вы не можете быть загипнотизированы".
 Клиент: "Я не заключил сделку".
 Продавец: "Верно, потому что вы еще не задали один вопрос, который позволит вам заключить сделку".
 157
 12. Встроенные команды
 Посредством встроенных команд Эриксон мастерски отдавал указания подсознанию. Он выделял слова, которые хотел отправить в подсознание. Чтобы отдавать такие команды и выделять слова, мы должны понизить тон голоса и увеличить его громкость. "Посредством встроенных команд вы можете проинструктировать подсознание клиента выздороветь прямо сейчас". Скажите, вы получили команду из выделенных слов? Когда ваш клиент находится в диссоциированном состоянии над своей линией времени, это дает возможность послать встроенные команды его подсознанию. При использовании техник на линии времени клиент войдет в очень глубокий транс.
 13. Аналоговое маркирование
 Если Эриксон хотел, чтобы слова отправились в подсознание, он маркировал их. Маркирование это
 подчеркивание специфических слов или фраз при помощи изменения тональности голоса. Отдавая команды и выделяя слова, понижайте тон голоса и одновременно увеличивайте его громкость. Посредством встроенных команд вы можете проинструктировать подсознание клиента выздороветь прямо сейчас. Получили ли вы команду из маркированных слов?
 Аналоговое маркирование - использование тона голоса, выражения лица, жестов или прикосновений, чтобы невербально подчеркнуть некоторые слова во время разговора; маркированные слова передают дополнительное сообщение.
 14. Произношение слов по буквам
 Джон Бартон говорит, что, произнося ключевые слова по буквам, мы привлекаем к ним внимание. Это помогает навести транс. Вы з-н-а-е-т-е, что произношение слов по буквам вводит в транс, не так ли?
 15. Связывающий язык
 Это относится к вербальному процессу описания наблюдаемого и проверяемого поведения слушателя (подстройки). Затем, используя "связывающие слова", говорящий переходит к описанию (ведению) желаемого поведения. Конечно, люди индивидуально реагируют на каждый паттерн. Связывающий язык включает процесс утилизации, соединенный со специфическими связывающими словами.
 А. Конъюнкция
 Используйте для связи наблюдаемого поведения и желаемого опыта конъюнкцию, например, союз
 158
 Часть 2 • Модель языка в НЛП
 "и". Конъюнкция связывает высказывание подстройки с высказыванием ведения. (X и У). Пример: "Вы сидите здесь, дышите и читаете этот документ, и вы можете начать дышать более глубоко и становиться более расслабленным". Цель в данном случае включает связь высказывания подстройки с высказыванием ведения, так чтобы последнее выглядело логически вытекающим из первого. Таким образом, связь разрушает информационные границы для усиления ощущения непрерывности. Дополнительные высказывания подстройки еще больше улучшают эффект (X и X и X и У). Например: "Вы сидите в кресле (подстройка) и читаете эту статью (подстройка), и я разговариваю с вами (подстройка), и вы можете дышать глубже и расслабиться более основательно (ведение)*.
 Б. Дизъюнкция
 Использование противоположной или отрицательной формы конъюнкции иногда может привести к тем же результатам (X и X и X, но У). Примеры: "Я не знаю, предпочитаете ли вы продолжить смотреть на этот лист бумаги (подстройка) или смотреть куда-нибудь еще (подстройка) или дышать глубже (подстройка), но я знаю, что вы можете осознанно войти в транс, который будет прекрасно соответствовать вашим настоящим потребностям (ведение)".
 В. Адвербиальная клауза, или подразумеваемый каузатив
 Каузативы часто выполняют функцию обозначающих время слов, подразумевающих, что одно событие неизбежно связано во времени или вызывается другим событием. Основными подразумеваемыми каузативами являются: (1) "Если X, то У". "Если вы начали дышать глубже, то вы можете расслабиться еще сильнее". (2) "Когда X, тогда F". "Когда вы комфортно усядетесь в кресле, тогда вы можете позволить своим глазам медленно закрыться". (3) "В то время какХ, происходит Y"."В то время как вы вспоминаете то конкретное время и место, вы можете начать входить в комфортный транс". (4) "После X следует У". "После того как вам станет очень комфортно, вы можете позволить трансу усилиться". (5) Другими подразумеваемыми каузативами являются: "часто", "по мере того", "до", "в течение", "вслед за" и "на протяжении".
 Чтобы ознакомиться с этими языковыми паттернами, напишите для каждого их вида по пять предложений. Включите в свое упражнение нарушения метамодели. Вы найдете, что эти навыки наиболее полезны во всех областях коммуникации, и что они очень помогают при публичных выступлениях.
 Заключение
 "Гипноз" и транс не являются ничем новым, странным, магическим, удивительным или таинственным. Наше сознание может "подниматься" (состояние "аптайм") и "опускаться" (состояние "даун-тайм"). Когда оно уходит внутрь, мы попадаем в другой мир, внутренний мир значений, убеждений, понятий - духовный мир, в котором мы создаем свою нейросемантическую реальность.
 Мы не можем избежать этого. Мы можем только осознать и понять это; мы можем понять, как гипноз и транс работают в повседневной коммуникации; это даст нам больший выбор и больший контроль над ними. Это позволит нам умело выбирать наших гипнотизеров. Мы сможем узнать, когда "входить в транс" и когда выходить из него! Мы не позволим себе бессознательно или неосознанно поддаться плохим внушениям, которые постоянно пытаются осуществить некоторые люди. Мы сможем узнать, как дегипнотизировать себя от дисфункциональных не-гативных внушений, оставшихся (в нашем разуме) с детства. Мы сможем принять профилактическую установку по отношению к коммуникации позитивных, улучшающих внушений для себя и других людей. Это даст нам возможность осуществлять профессиональную осознанную коммуникацию.
 Резюме Милтон-модели
 языка
 Языковые паттерны Милтон-модели с использованием нарушений метамодели
 1. Чтение мыслей.
 2. Утраченный перформатив.
 3. Причинно-следственные отношения.
 4. Комплексные эквиваленты.
 5. Пресуппозиции.
 6. Кванторы общности.
 7. Модальные операторы необходимости.
 8. Модальные операторы возможности.
 9. Номинализации.
 10. Неспецифические глаголы. И. Простые опущения.
 12. Отсутствие референтного индекса.
 13. Неполные сравнения.
 Глава 10 •-Гипноз. Часть II
 159
 Милтон-модель. Продолжение
 14. Краткие общие вопросы.
 15. Подстройка к текущему опыту.
 16. Двойные связи.
 17. Разговорные допущения.
 18. Расширенные цитаты.
 19. Выборочные нарушения ограничений.
 20. Фонологическая неопределенность.
 21. Синтаксическая неопределенность.
 22. Пунктуационная неопределенность.
 23. Утилизация.
 24. Встроенные команды.
 25. Произношение слов по буквам.
 Связывающий язык
 25. Конъюнкция, X и Y
 26. Дизъюнкция, X и X и X, но У.
 27. Адвербиальные клаузы (подразумеваемые каузативы).
 А. Если X то Y
 Б. Когда X тогда Y
 В.Во время X происходитУ
 Г. После X следует Y.
 Этапы коммуникации
 1. Определите свой хорошо сформулированный результат.
 2. Установите раппорт и осуществите его проверку.
 3. Соберите информацию при помощи вопросов ме-тамодели.
 4. Используйте языковые паттерны Милтон-модели для того, чтобы:
 а) наводить транс;
 б) ориентировать язык на результат;
 в) отдавать встроенные команды, приводящие к результату.
 Вопросы для размышления
 1. Что мы понимаем под "Милтон-моделью"?
 2. Опишите, что означает фраза "искусная неопределенность"?
 3. Каким образом Милтон-модель функционирует противоположно метамодели?
 4. Какие отличительные признаки Милтон-модели уже входят в ваш языковой репертуар?
 5. Какие отличительные признаки вы бы хотели использовать по-настоящему квалифицированно? Почему?
 Гипноз. Часть I I I
 Истории, метафоры, аналогии
 (Написано на основе Hall & Bodenhamer, 1997d)
 Что можно узнать из этой главы:
 • Роль "истории" или метафоры как гипнотического паттерна
 • Как использовать рассказы для наведения транса
 • Способность метафор вызывать изменения
 • Как изменять свою личную историю
 Глава 11 • Гипноз. Часть I.
 Роберт Дилтс (Dilts, 1976) определил "метафору" как "риторический прием, когда о чем-либо говорит-ся так, как если бы это было чем-то другим*. Слово "метафора* само по себе буквально означает "переносить". Таким образом, при помощи метафоры мы переносим сообщение в сознание другого человека. Слушатель интерпретирует структуру метафоры в системе отсчета своего собственного опыта.
 Роберт Дилтс (Dilts, 1 9 7 6 ) определил "метафору" как "риторический прием, когда о чем-либо говорится так, как если бы это было чем-то другим".
 Однако из-за того что мы помещаем сообщение в рамки не связанной с ним истории, оно обычно минует сознание и, таким образом, это позволяет подсознанию получить сообщение. Хорошо сконструированная метафора как набор направлений мысли, который изменяет убеждения в процессе разговора, должна обладать структурой, похожей на опыт человека. Это сходство на структурном уровне, фактически, побуждает подсознание интерпретировать метафору в связи с собственными потребностями и описывается термином "изоморфизм".
 Как коммуникативные механизмы, история, метафора и рассказ являются намного более надежным способом вызова изменений, чем прямой совет.
 Как коммуникативные механизмы, история, метафора и рассказ являются намного более надежным способом вызова изменений, чем прямой совет. Как это объяснить? Частично это обусловлено тем, что в метафоре подразумеваемое сообщение замаскировано.
 Кроме того, так как история имеет многоуровневую структуру, мы можем использовать ее для одновременной коммуникации на многих уровнях. Мил-тон Эриксон был очень талантлив в этом. Он использовал метафоры для одновременной коммуникации и с сознанием, и с подсознанием. При этом, посылая сознанию шутливое и занимательное сообщение, он в то же время при помощи структуры истории затрагивал более глубокие интересы человека. Сначала поверхностная история занимала сознание, а затем при помощи содержащихся в истории аналогий в подсознание "перемещалось" сообщение более глубокой (или высокой) структуры. Соответственно, при гипнозе мы главным образом используем истории и метафоры.
 161
 Теоретически, с точки зрения метамодели языка, способ работы метафоры заключается в представлении поверхностной структуры значения при помощи поверхностных высказываний, составляющих содержание истории. На этом уровне мы просто слышим историю. Но в то же время глубинная структура значения активирует трансдеривационный поиск в нашей библиотеке ссылок, который затем связывает нас с историей на этом уровне. Главным образом, это происходит вне сознательной осведомленности. Мы устанавливаем связи неосознанно.
 Иногда этот процесс может дать хороший лечебный эффект на бессознательных уровнях. При таком лечении мы занимаемся "перекрестным отображением субмодальностей". Истории функционируют как метауровень по отношению к обработке более низкого уровня, осуществляемой автономной нервной системой.
 Как и в случае других паттернов рефрейминга, о которых мы упоминали, метафоры функционируют непосредственно в наших внутренних репрезентациях. С помощью метафор мы переводим новые стратегии, значения, состояния, понятия и т. д. на более низкий уровень. Различие заключается только в том, что метафоры функционируют вне сознательной осведомленности. В данном случае мы используем историю и рассказ для опробования новых значений в формате "как если бы".
 Подозревали ли вы, что история, метафора, рассказ, поэзия и т. д. могут быть связаны с такими глубокими и сложными процессами? На поверхности история кажется такой простой. Но преобразующая сила истории лежит не на поверхности, а под ней.
 Природа и процесс повествования включают три основных компонента:
 1) трансдеривационный поиск;
 2) замена референтных индексов (символизм);
 3) изоморфизм.
 Трансдеривационный поиск
 ТрансЬеривационныпоиск - это тот
 нейролингвистический процесс, посредством которого мы, услышав символы (слова, язык и т. д.), заходим в банки памяти, библиотеку ссылок и получаем доступ к внутренним ссыл-
 162
 Часть 2 • Модель-языка-в-НЛП
 ком для наделения символов значениями. Этот поиск мы осуществляем внутри себя. (Представьте трансдеривационный поиск как путешествие в своем внутреннем мире.)
 Когда мы описываем опыт, мы перемещаемся от фактического опыта к описанию опыта. Мы перемещаемся с территории на нашу "карту" "территории". Теперь наш язык, являясь описанием или символической вербальной репрезентацией опыта, перемещает нас в нейросемантическое измерение реальности. На этом уровне опыт существует только как внутренняя ментальная репрезентация. Она не содержит в себе внешней реальности. Она существует только как наша внутренняя парадигма или модель мира.
 Язык всегда располагается на метауровне по отношению к опыту.
 Это означает, что язык всегда располагается на метауровне по отношению к опыту. Язык функционирует на более высоком уровне абстракции, чем внутренняя репрезентация, на которую он ссылается. Поэтому для того чтобы язык "работал", он должен вызывать внутри нас сенсорные репрезентации. Мы понимаем язык, когда слова (в качестве символов) заставляют нас видеть, слышать, ощущать, обонять и т. д. объекты ссылки на экране нашего разума.
 Что вызывает слово "автомобиль" в терминах сенсорных репрезентаций? Вызывает ли оно у вас образ черного "Понтиака", как у меня (Б. Б )? Наверное, нет. Эта ссылка является результатом моего трансдеривационного поиска. Куда привел вас ваш трансдеривационный поиск? Ну конечно, к "Тойоте" (М. X )!
 Что вызывает слово "собака"? Куда приводит вас ваш трансдеривационный поиск? У меня вызывается внутренняя репрезентация черного коккер-спани-еля. Какую породу собак в своей библиотеке ссылок нашли вы?
 Так мы наделяем язык смыслом. Мы "понимаем" посредством поиска среди усвоенных и сохраненных визуальных, аудиальных, кинестетических, обонятельных и/или вкусовых ощущений, соответствующих языковым символам, которые мы используем и слышим. Поэтому мы говорим, что язык (весь язык) функционирует метафорическим образом.
 Процесс установления связи между слышимым языком и внутренними репрезентациями мы называем "трансдеривационным поиском". Когда мы совершаем переход от поверхностной структуры метафорического языка к его глубинной структуре, мы осуществляем внутренний поиск. Так, когда мы слушаем историю или метафору, наш мозг и наша нервная система осуществляют неосознанный трансдеривационный поиск для соединения метафоры и нашей модели мира. Метафора помогает нам в этом. Истории активируют у слушателей поиск в их "банках памяти" для наделения услышанного смыслом в контексте их собственных моделей мира.
 Замена референтных индексов

<< Пред.           стр. 11 (из 18)           След. >>

Список литературы по разделу