<< Пред.           стр. 15 (из 18)           След. >>

Список литературы по разделу

 B. "Создайте-большой, яркий, ассоциированный образ того, что вы видите непосредственно перед началом нежелательного поведения". Откалиб-руйте внешнее невербальное поведение клиента.
 Г. "Теперь отложите эту картину в сторону на короткое время".
 3. Создайте образ обладания желаемым результатом.
 Задайте следующие вопросы:
 A. "Как вы видите себя с желаемым изменением?"
 Б. "На кого бы вы были похожи, если бы не осуществляли нежелательное поведение?"
 B. "Как бы вы выглядели, если бы осуществляли желаемое поведение?"
 Г. "Создайте диссоциированную картину". Помните, что в НЛП вы ассоциируетесь с текущим и
 * Richard Bandler, Using Your Brain For a Change, p. 131-152.
 
 212
 диссоциируетесь с желаемым состоянием. В ассоциированной картине вы уже имеете ощущение полученного желаемого результата. Таким образом, ассоциированная картина не будет мотивировать вас. Картина должна представлять собой привлекательный и желаемый образ. Чем более желанным кажется состояние, тем выше вероятность, что паттерн "Взмах" сработает.
 4. Создали ли вы экологичное желаемое состояние?
 Проверьте желаемое состояние при помощи модели хорошо сформулированного результата.
 A. Сформулировали ли вы его позитивно? Б. Опишите его сенсорным языком.
 B. Ваше желаемое состояние инициируется и контролируется вами?
 Г. Ваше желаемое состояние соответствует всем контекстам вашей жизни?
 Д. Учли ли вы соответствующие вторичные выгоды?
 Е. Какие ресурсы вам понадобятся?
 Ж. Экологично ли ваше желаемое состояние для всей вашей системы? Есть ли какая-нибудь ваша часть, не согласная с тем, чтобы вы обладали этим состоянием?
 Задайте следующие вопросы:
 A. "Сформулировали ли вы свой результат позитивным образом?"
 Б. "Что вы будете видеть, слышать и ощущать, когда будете обладать своим результатом?"
 B. "Зависит ли ваше желаемое состояние от вас и только от вас?"
 Г. "Где, когда, как и с кем я хочу обладать этим результатом? Хотите ли вы обладать этим результатом всегда и везде безо всяких ограничений?"
 Д. "Что вы потеряете, если получите свой результат?"
 Е. "Что вы уже имеете и в чем нуждаетесь для получения своего результата?"
 Ж. "Как обладание этим результатом повлияет на жизнь окружающих вас людей?"
 5. Примените к образам паттерн "Взмах", используя их размер и яркость. Возьмите картину и сделайте ее яркой и большой. Убедитесь в том, что вы ассоциированы с картиной. Скажите клиенту:
 "Закройте глаза и увидьте перед собой большой яркий ассоциированный образ себя в текущем состоянии (в котором вы находитесь сейчас). В левом нижнем углу картины поместите маленькую,
 Часть 3 • Модель нервных процессов НЛП
 
 Рис. 14. 2. Паттерн Взмах" I - использование размера/яркости
 тусклую и диссоциированную картину образа же-лаемого состояния (рис. 14.2.). Теперь возьмите большую яркую картину и быстро сделайте ее маленькой и тусклой. В это же время сделайте маленький тусклый образ желаемого состояния большим и ярким. Сделайте это очень быстро. Помните, что мозг обучается быстро. Когда клиент выполняет эту процедуру, скажите "Ра-з-з-з!" для того, чтобы помочь вызвать изменения. Очистите экран. Повторите эту процедуру по меньшей мере пять раз.
 6, Подстройтесь к будущему, проверив результаты.
 Попросите клиента подумать о сигнале, запускающем нежелательное поведение. Если он приводит к получению нового образа, процесс завершен. Если нет, перейдите к следующему этапу.
 7. Применение к образам паттерна "Взмах" с использованием расстояния. Если размер и яркость не работают, драйвером может стать расстояние. Возможно, вы захотите проверить это. Следуйте вышеописанной методике, только вместо исполь-зования маленькой тусклой картины, расположенной в углу, вы применяете паттерн "Взмах" с использованием расстояния. Попросите клиента представить картину, вызывающую нежелатель-
 Глава. 14 •-Фокусирование -на.субмодальностях
 213
 Паттерн взмаха
 Положение/размер/расстояние
 
 Рис. 14.3. Паттерн "Взмах" II - • использованиепо-ложения/размера/расстояния
 ное поведение, и отдалять ее к горизонту до тех пор, пока она не станет черной точкой. Поместите на горизонте маленькую, тусклую и диссоциированную картину желаемого результата. Затем попросите клиента приблизить с горизонта картину желаемого поведения. Попросите клиента сделать это по-настоящему быстро. Повторите это пять или шесть раз и выполните проверку (рис. 14. 3.).
 Убеждения
 То, что мы считаем истинным или не истинным, в значительной степени определяет наше поведение. В самом деле, убеждения - это очень важная сила, управляющая нашей жизнью. Если вы убеждены в том, что сможете выполнить что-то, вы, вероятно, на
 самом деле сможете. Если вы убеждены в том, что не сможете выполнить конкретное задание, ваши шансы не справиться с ним действительно велики.
 Убеждение связано с обобщением связей между переживаниями.
 Убеждение связано с обобщением переживаний, связей между ними и их значений. Предположим, вы не смогли выполнить какое-то задание. С этого момента вы начинаете считать, что вы всегда будете терпеть неудачу, пытаясь выполнить схожее задание. Итак, вы осуществили обобщение, связав первую неудачу при выполнении задания с неизбежными неудачами при выполнении схожих заданий.
 Медицинское сообщество все лучше осознает роль убеждений в выздоровлении. В одном исследовании у ста пациентов был диагностирован рак в терминальной стадии. Однако затем исследователи обнаружили, что эти люди еще живы, хотя прошло от десяти до двадцати лет. Они получали различное лечение. Некоторые подвергались стандартному медицинскому лечению: хирургическим операциям, химиотерапии и воздействию радиоактивного излучения. Некоторые получали немедицинское лечение, вроде акупунктуры. Лечение некоторых людей заключалось в специальных диетах и особенном питании. Еще одна группа обратилась к психологии и религии. Некоторые из них вообще не получали лечения. Репортер, который брал интервью у этих людей, обнаружил у всех них одну общую черту: все они были убеждены в том, что получаемое ими лечение сработает. В каждом случае пациент исходил из обобщения, что конкретный вид терапии приведет к излечению рака. И поскольку они были убеждены в этом, так и случилось. Используя субмодальности, посредством нейротрансмиттеров и иммунной системы они осуществили обобщение от средства лечения к действительному физическому излечению. Наш мозг узнает, в чем мы убеждены, в чем мы сомневаемся и во что не верим, из структуры наших внут-ренних репрезентаций, и это иногда связано с разли-чиями субмодальностей. Более подробно мы рассмотрим этот феномен в упражнении по изменению убеждений.
 Наш мозг узнает, в чем мы убеждены, в чем мы сомневаемся и во что не верим, из структуры наших внутренних репрезентаций, и это иногда связано с различиями субмодальностей.
 214_________________________________________________Часть 3 • Модель нервных процессов-НЛП
 Вы, наверное, слышали об эффекте плацебо. При
 этом экспериментатор дает испытуемому неактивный препарат, обычно таблетку глюкозы, но делает
 это так, что испытуемый убежден в том, что получил настоящее лекарство. Наблюдается интересный феномен. Примерно в трети случаев плацебо работает так же эффективно, как и настоящее лекарство. Некоторые исследования показывают, что в 54% случаев плацебо работает так же хорошо, как настоящий морфий. Этот феномен хорошо документирован, поэтому при испытании лекарств экспериментаторы, конечно же, всегда принимают во внимание эффект плацебо.
 Роберт Дилтс пишет:
 "Было проведено даже обратное исследование; при этом как реагировавшим, так и не реагировавшим на плацебо людям давали настоящее лекарство. Им давали обезболивающие, такие как морфий, и оказалось, что люди, реагировавшие на плацебо, более чем в 95% случаев эффективно реагировали и на морфий. Другая группа реагировала на морфий в 46% случаев. Разница примерно в 50% указывает на то, что в некоторых случаях убежденность требуется для эффективности даже настоящих лекарств.
 Было показано, что плацебо дает эффект даже при лечении рака. В одном исследовании людей подвергали "химиотерапии плацебо", и у трети из них выпали все волосы.
 Наиболее эффективным аппаратом электросудорожной терапии в штате Калифорния был тот, который не работал три года. Перед тем как поместить пациентов в аппарат, им давали общий наркоз, так что эти душевнобольные люди думали, что они подвергаются воздействию электрошока, хотя на самом деле это было не так. И это давало лучший эффект, чем реальная электросудорожная терапия"*
 Убеждения действительно имеют очень важное значение для нашего поведения и здоровья. Большинство глубинных убеждений, хотя, конечно же, не все, мы встраиваем в детстве. Родители, сверстники, учителя и окружение способствуют формированию наших убеждений даже до того, как мы достигнем зрелости достаточной, чтобы иметь возможность выбирать, какими убеждениями мы хотим обладать, а какими нет.
 i
 Встраивание - процесс вкладывания в тело и разум новой ментальной стратегии (способа действий), в результате которого она становится автоматической; часто до-
 стигается применением якорения, метафор, притч, рефрейминга, подстройки к будущему и т. д.
 Можем ли мы изменить убеждения, которыми решили не обладать и которые каким-либо образом ограничивают нас? Да, НЛП предоставляет техники, необходимые для стирания или изменения старых нежелательных убеждений и создания новых. В этом практическом курсе мы изучим одну технику изменения нежелательных убеждений - перекрестное отображение субмодальностей.
 VII. Паттерн изменения убеждения
 Как ваш мозг узнает о различии между тем, в чем он убежден и что считает истинным, и тем, что считает ложным? Как ваш мозг узнает о различии между убежденностью, неверием, недоверием и сомнением?
 В НЛП мы традиционно полагали, что ответ на эти вопросы касается различий субмодальностей. Соответственно, для изменения убеждений Бэндлер и другие специалисты разработали несколько вариантов использования сдвигов субмодальностей и "отображения" процессов. В более недавнее время Холл (Hall, 1997, 1998) и Боденхамер в своей книге "Структура мастерства" (Bodenhamer, 1999) поставили их под сомнение.
 Безусловно, убеждения имеют свое собственное кодирование. Однако это структурное кодирование не происходит просто на репрезентативном уровне. Оно объясняет, как вы думаете об убеждении, репрезентируете его полным, основательным, привлекательным образом и т. д., но все же не то, как вы уверены в нем. Это на самом деле невероятно и удивительно. Мы можем думать, не имея уверенности.
 Следовательно, убежденность должна включать не только репрезентации, но и что-то еще. Она должна включать еще один элемент осведомленности - определенный способ мышления о первых мыслях.
 То, что мы узнали об убеждениях, сводится к следующему: чтобы иметь убеждение, человек должен начать с мысли - репрезентации чего-нибудь. Она может включать способ репрезентации существования чего-либо, связи между двумя событиями (структура причинно-следственной связи), значимо-сти и ценности чего-либо (конструкция значения), идентичности чего-либо (убеждения в идентичности), того, что человек предполагает и допускает по отношению к окружающему миру (онтологические убеждения и убеждения в пресуппозициях) и т. д. После того как человек создаст один из этих процес-
 * Robert Dilts, Changing Belief Systems with NLP (Cupertino: Meta Publications, 1990), p. 11-13.
 Глава 14 • Фокусирование на субмодальностях
 215
 сов отображения, он должен подтвердить истинность репрезентации. Без метауровневого подтверждения истинности репрезентации человек не получит "убеждение". Он получит только "мысль", набор репрезентаций.
 Опираясь на понимание структурной природы убеждений, можно заключить, что для трансформации или изменения убеждения мы должны опровергнуть истинность, валидность или полезность репрезентации. Мы можем сделать это при помощи рефрейминга понятий и репрезентаций с использованием метамодели. Мы можем сделать это также, обнаружив противоположные идее примеры. Это освобождает в нашем внутреннем мире "пространство", необходимое для последующего конструирования другой идеи или другого понятия, которые мы сможем утвердить в качестве убеждения.
 НЛП предлагает несколько техник изменения убеждений. Ранние модели были полностью основаны на технике перекрестного отображения субмодальностей. Мы обнаружили, что при этом люди в большинстве случаев не получают желаемых результатов. Если человек находит, что конкретное перекрестное отображение субмодальностей работает, обычно это вызвано тем, что оно позволило человеку изменить фрейм старой структуры реальности и, таким образом, предоставило возможность встраивания другого убеждения.
 Сбор и подготовка информации
 1. Определите старое нежелательное убеждение. <А" просит "Б" подумать о том убеждении, которым он не желает обладать. "Б* думает об
 убеждении, которое каким-либо образом ограничивает его или приводит к нежелательным последствиям. "А" узнает у "Б" субмодальности нежелательного убеждения. "А" спрашивает "Б": "Как вы представляете себе это убеждение?" Используйте в этом упражнении визуальные субмодальности репрезентации: цветная/черно-белая, фильм/неподвижная картина, трехмерная/плоская, в рамке/панорамная, ассоциированная/диссоциированная, яркая/темная, в фокусе/не в фокусе, далекая/близкая и положение. После определения этих визуальных субмодальностей "А" спрашивает у "Б", имеются ли в этой репрезентации аудиальныеили кинестетические субмодальности, которые кажутся важными. Если да, узнайте о них. "Б" приводит список этих субмодальностей в левой верхней части чистого листа бумаги.
 Затем запишите язык убеждений. Как человек выражает идею или понятие, которые ограничивают его и создают различные трудности? С каким по-
 нятием связано это убеждение? Какой тип убеждения оно репрезентирует: существования, онтологии, причинно-следственных отношений, значения или другое?
 2. Подумайте о чем-либо, в чем вы сомневаетесь и относительно чего чувствуете неуверенность. "Теперь подумайте о чем-то, в чем вы сомневаетесь. Вы чувствуете неуверенность относительно истинности или ложности этого. Вы просто не знаете. Это может быть, но этого может и не быть. Вы не уверены в этом, вы сомневаетесь". Определите субмодальности переживания сомнения и неуверенности. "Как вы представляете себе это сомнение?" Составьте список соответствующих субмодальностей в правой верхней части листа бумаги. Запишите их рядом с субмодальностями нежелательногоубеждения (К" 1) в том же порядке.
 Также определите язык сомнения или ощущения неуверенности. Как вы выражаете это для себя?
 3. Проведите сравнительный анализ. Теперь выполните сравнительный анализ этих двух переживаний: убеждения и сомнения. Отметьте звездочкой (*) различающиеся субмодальности. Определите, как различается язык двух переживаний.
 4. Проверьте структуру репрезентаций убеждений. Проверьте все отмеченные звездочками (*) различия субмодальностей убеждения и сомнения. Это нужно для того, чтобы определить, какие субмодальности дадут наибольший эффект при изменении убежденности в сомнение. После проверки каждой субмодальности "А" просит "Б" вернуть ее в исходное состояние.
 5. Определите новое желаемое убеждение. "Какое
 новое убеждение вы хотели бы иметь вместо старого ограничивающего, которое вам перестало
 нравиться?" Исследуйте новое убеждение "Б" при помощи модели хорошо сформулированного результата и убедитесь в том, что оно сформулировано правильно. Например, проверьте, что "Б" сформулировал это убеждение в позитивных терминах, не используя отрицания. Уделите особенное внимание определению языка нового улучшенного убеждения.
 Пример: Используйте высказывание "Я могу научиться изменяться в ответ на обратную связь", вместо "Я не хочу быть неспособным изменить свои действия". Определите субмодальности нового убеждения. "Как вы представляете себе это убеждение так, что оно ощущается желаемым, привлекательным и реальным?" Составьте список субмодальностей в левой нижней части листа бу-
 216
 маги. Также убедитесь в том, что "Б" думает о новом убеждении в терминах способности или процесса, а не обладания желаемой целью.
 6. Определите структуру сильного убеждения. Попросите "Б" подумать о чем-либо, в чем он убежден без тени сомнения, например "Завтра взойдет солнце", "Мать любит меня", "Бог любит меня". Определите субмодальности такого неоспоримого убеждения. "Как вы представляете себе это сильное убеждение?" Составьте список его субмодальностей в левой нижней части листа бумаги, рядом с субмодальностями желаемого убеждения (№ 5) в том же порядке. Осуществите калибровку "Б" для будущей проверки.
 Убедитесь в том, что "Б" излагает и формулирует это новое убеждение так, что оно ощущается сильным, прочным, реальным и привлекательным.
 7. Выполните еще раз сравнительный анализ. Сопоставьте новое желаемое убеждение (№ 5) и неоспоримое убеждение (№ 6). Составьте список визуальных, аудиальныхи кинестетических субмодальностей убеждений, а также определите их язык. Отметьте звездочкой (*) различающиеся субмодальности и языковые форматы.
 8. Проверьте структуру убеждений. Проверьте все
 отмеченные звездочками различия субмодальностей нового желаемого убеждения (№ 5) и твердого неоспоримого убеждения. Это нужно для определения того, какие субмодальности окажут наибольший эффект при изменении нового желаемого убеждения в неоспоримое. После проверки каждой субмодальности перед тем, как перейти к следующей, просите человека вернуть ее в исходное состояние.
 Процесс изменения убеждения
 9. Превратите нежелательное убеждение в сомнение. Используя один ии несколько наиболее действенных субмодальных драйверов, которые вы обнаружили в пункте № 4, попросите "Б" изменить субмодальности нежелательного убеждения в субмодальности сомнения. Пусть человек выскажет старую мысль так: "Может быть да, но может быть и нет. Я не знаю. Я очень сомневаюсь в этом".
 10. Превратите новое желаемое убеждение в твердое неоспоримое. Используя один или несколько наиболее действенных субмодальных драйверов, которые вы обнаружили в пункте № 8, помогите человеку изменить субмодальности нового желаемого убеждения (№ 5) в субмодальности
 Адаптировано из: Connirae & Steve Andreas, "Resolving
 Часть 3 • Модель нервных процессов НЛП
 твердого неоспоримого убеждения (№ 6). При этом предложите ему использовать язык утверждения, надежности и неоспоримости, чтобы задать фрейм для идеи или понятия, которые человек хочет использовать в качестве функционирующего убеждения.
 11. Проверьте структуры убеждений. У вас есть два
 способа проверки.
 Первый способ Попросите "Б" подумать о новом желаемом убеждении. При этом осуществите калибровку "Б" чтобы проверить, соответствует ли его физиология твердому неоспоримому убеждению.
 Второй способ Определите субмодальности нового желаемого убеждения "Б", Новое убеждение теперь должно иметь те же субмодальности и языковые паттерны, что и твердое неоспоримое убеж-дение (№ 6). Если они не совсем совпадают, "А" подводит "Б" к такому изменению субмодальностей и языка нового желаемого убеждения, чтобы они соответствовали субмодальностям и языку истинного убеждения.
 12. Подстройка к будущему. "Теперь переместитесь
 в будущее, ассоциируясь с воображаемым временем, в котором без этого изменения вы бы чувствовали соблазн вести себя в соответствии со старым нежелательным убеждением, и обратите внимание на то, как вы реагируете теперь, обладая новым убеждением". Осуществите калибровку реакций "Б".
 VIII. Паттерн горя/потери*
 Часть I
 1. Определите "потерю.- (отсутствие/пустоту).
 "А" просит "Б" подумать о реальной потере, например, о потере в результате смерти или развода. Или "А" может попросить "Б" подумать о по-тенциальной потере, например, значимого челове-ка, страдающего от хронического заболевания. Если "Б" выберет потенциальную потерю, вы будете иметь дело с "заблаговременным горем", работа над которым позволяет справиться с возможной будущей потерей. "А" следует убедиться в том, что репрезентация "Б" включает то, что "Б" ценит и не хочет потерять, а не человека после смерти или развода. Состояние, придуманное Ан-дреас: "Горе вызывает то, что вы ценили, чего вам теперь не хватает - смех и игра ребенка, особые качества, надежды на будущее и т. д.". Если "Б"
 Grief" (видеозапись) (Boulder: NLP Comprehensive, 1987).
 Глава 14 • Фокусирование на субмодальностях
 217
 представляет больного ребенка или гроб, спросите его: "Как вы узнали, что потеряли что-то ценное?" или "Как вы узнали, что это имело значительную ценность и заслуживает того, чтобы горевать об этом?" Задавайте подобные вопросы, пока "Б" не подумает о каком-нибудь ценном переживании, а не о его отрицании. В данном паттерне эта часть играет крайне важную роль. Без нее паттерн горя работать не будет.
 2. Определите структуру "потери". "А" спрашивает "Б": "Как вы представляете себе этого человека - потерю этого человека?" Используйте в этом упражнении визуальные субмодальности репрезентации: цветная/черно-белая, фильм/неподвижная картина, трехмерная/плоская, в рамке/ панорамная, ассоциированная/диссоциированная, яркая/темная, в фокусе/не в фокусе, далекая/ близкая и положение. После определения этих визуальных субмодальностей "А" спрашивает у "Б", имеются ли в этой репрезентации аудиальные или кинестетические субмодальности, которые кажутся значимыми и важными. Если да, определите их. "Б" приводит список этих субмодальностей в левой верхней части чистого листа бумаги.
 Структура потери будет тем или иным образом содержать ощущение пустоты. Человек попытается представить человека, предмет, переживание, ценность и т. д., а затем для создания значения "превратить это в призрак" - "на самом деле этого больше нет".
 3. Определите структуру наличия и полноты (ресурсного человека). "А" просит "Б" подумать о значимом для него человеке, который умер или больше не живет с ним рядом, но при воспоминании о котором "Б" больше не ощущает потери. "Б" выбирает такого человека, смерть или потеря которого вызвала у него горе, но при воспоминании о котором в настоящее время "Б" ощущает полноту или его наличие, как если бы тот человек "в некотором роде все еще был с ним". Этот человек является для "Б" в некотором смысле ресурсом.
 Иногда человек может оказаться неспособным определить такой ресурс. В таком случае попросите клиента подумать о человеке, который обычно доступен, но в данный момент живет в другом месте. Ресурсом может явиться ребенок, живущий в другом месте. Или я могу попросить человека вспомнить любимого учителя, который еще жив, но проживает в другом месте. Человек подойдет при условии, что клиент будет ощущать его как ресурс, имеющийся в его распоряжении.
 "А* определяет субмодальности ресурсного человека "Б". "А" спрашивает "Б": "Как вы пред-
 ставляете себе этого ресурсного человека?" "Б"
 приводит список соответствующих субмодальностей в правой верхней части листа бумаги. Запишите их рядом с субмодальностями нежелательного убеждения (№ 1) в том же порядке.
 4. Выполните сравнительный анализ. Сопоставьте
 эти два переживания (№ 1 и № 2). Отметьте звездочкой различающиеся субмодальности. Обратите внимание на то, как человек говорит о каждом Переживании, и определите специфический язык каждого из них.
 5. Проверьте структуры переживаний. "А" предлагает "Б" проверить все (помеченные звездочкой) различия субмодальностей 1 и 2 переживаний. Это нужно для определения того, какие субмодальности окажутся наиболее действенными при изменении горя/потери в наличие/полноту. После проверки каждой субмодальности "А" просит "Б" вернуть ее в исходное состояние.
 6. Проведите экологическую проверку. "А" спрашивает у "Б": "Возражает ли какая-нибудь ваша часть против восприятия человека № 1 как человека № 2? Отнесется ли какой-нибудь из членов вашей семьи неодобрительно к тому, что вы прекратите горевать?" Удовлетворите при помощи рефреЙминга все возражающие части. Например, если "Б" скажет, что если он не будет горевать, тем самым он не отдаст покойному дань уважения, вы можете осуществить рсфрейминг, спросив: "Что может быть лучшим способом отдать дань уважения этому человеку, чем радостное сохранение его в своем сердце на протяжении всей оставшейся жизни и расходование ресурсов, которые он дал вам, на то, чтобы сделать свою жизнь более полной?"
 7. Отобразите различия субмодальностей с одного человека на другого. Используя субмодальные
 драйверы, обнаруженные в пункте № 4, "А" подводит "Б" к изменению переживания потери (№ 1) в переживание наличия/полноты (№ 2). Как правило, содержание репрезентации будет оставаться неизменным. Однако иногда для соответствия структуре текущего переживания содержание необходимо отрегулировать. Также перекрестно отобразите то, что человек говорит о потере, когда примиряется с ней и полностью принимает ее.
 8. Проверка. "А" говорит "Б": "Подумайте сейчас о переживании "потери". Ощущается ли оно вами как ресурс; как исходное переживание "полноты"?* "А" проверяет субмодальности бывшего переживания потери "Б". Они должны оказаться теми же, что и субмодальности переживания на-
 218
 Часть 3 • Мидель нервных-процессов.НЛП
 личия/полноты. Иногда субмодальности этих переживаний могут слегка отличаться. В таких случаях используйте эти различия для завершения изменения.
 Часть II
 В части I вы использовали перекрестное отображение субмодальностей для трансформации переживания прошлой потери в имеющийся в настоящем ресурс. В части II вы будете направлять клиента на поиск переживаний, которые смогут заменить в настоящем и в будущем переживания, связанные с утраченным человеком, и на осуществление этой замены. Это делается с помощью подстройки к будущему, призванной гарантировать то, что человек уладит свою собственную жизнь.
 1. Получите доступ к ценному переживанию. "А"
 просит "Б" вызвать тот связанный со значимым человеком опыт, который вы только что трансформировали из потери в полноту, и репрезентировать его таким образом, который кажется ему естественным и самым простым. Представьте перед собой пустой экран. Поместите на одной стороне этого экрана образ данного человека.
 2. Определите ресурсы. "А" говорит "Б": "Я знаю,
 что этот человек многое значил для вас. Он дал вам многое, что позволяет вам улучшить свою жизнь сейчас и в будущем. Получите репрезентацию (образ) того, как этот человек дарит вам ресурсы, качества и ценности, которые помогут вам сейчас и в будущем. Поместите этот образ на второй стороне экрана". "А" осуществляет подстройку к "Б". Иногда клиенту для получения такого образа потребуется несколько минут и небольшая тренировка. "А" вспоминает некоторые качества, ценности и ресурсы, которые узнал от "Б" в предыдущей беседе, и указывает на них "Б" для того, чтобы помочь ему сформировать такой образ.
 3. Выполните экологическую проверку. "А" спрашивает "Б": "Возражает ли какая-нибудь ваша часть против того, чтобы сделать эти переживания или инструкции частью вашего будущего? Будет ли кто-нибудь в вашей жизни иметь возражения
 против того?" Перед тем как продолжить, отрегулируйте эту репрезентацию и/или осуществите ее рефрейминг так, чтобы это удовлетворяло все возражающие части.
 4. Встраивание в будущее. "А" говорит "Б": "Теперь возьмите ресурсы, качества и ценности, которые этот человек дал вам, с собой в будущее, и обратите внимание на то, какую форму примут эти ресурсы, и как они помогут вам жить с другими людьми". "А" может предложить "Б" представить последовательность образов, в которых "Б" использует эти ресурсы для улучшения своей жизни. Эти репрезентации должны выглядеть привлекательно и убедительно, но они не должны быть слишком конкретными. Они должны выглядеть в чем-то неопределенно и неясно, допуская множество возможностей. Большинство клиентов получают при этом очень ценный опыт.
 Вопросы для размышления
 1. Опишите различия между дигитальными и аналоговыми субмодальностями.
 2. Если бы вы хотели узнать критические, или ведущие, субмодальности какого-нибудь человека, как бы вы попытались их установить?
 3. Что означает "перекрестное отображение" с использованием субмодальностей?
 4. Какие субмодальности вы находите наиболее критическими в ваших репрезентациях "времени"?
 5. Как субмодальности объясняют паттерн "Взмах"?
 6. Какие проблемы связаны с использованием термина "субмодальности"?
 7. Какие слова или термины мы предлагаем в качестве более точной и эффективной альтернативы "субмодальности"?
 8. Как работают субмодальности при вызове изменений?
 ПРОДВИНУТОЕ НЛП-МОДЕЛИРОВАНИЕ
 Стратегии
 Что можно узнать из этой главы:
 "Стратегии" НЛП как способы, позволяющие узнать о том, что делает мозг
 Как использовать язык репрезентативных систем в качестве языка стратегий
 Как извлекать и распаковывать стратегии
 Как прекращать использование стратегий, разрабатывать и перерабатывать стратегии
 Как встраивать стратегии
 Глава 15 • .Стратегии
 221
 Часть I.
 Определение элементов
 субъективного опыта*
 ""Карта"- не "территория"" Korzybski, 1933
 Являясь "изучением структуры субъективного опыта", НЛП включает в себя три наиболее влиятельных и существенных компонента опыта: нервные процессы, язык и программирование. Следовательно, нейролингвистическое программирование описывает взаимодействия между сознанием и телом и то, как взаимодействия этой системы создают нашу нейро-лингвистическую "модель мира". Результатом этого взаимодействия являются наши эмоции, поведение, коммуникации и т. д.
 Нервные процессы описывают вклад, который вносит тело в создание наших "состояний", и поведение, берущее начало в этих состояниях. Лингвистика отражает то, как мы репрезентируем внешний мир внутри сознания и тела при помощи различных символических систем (слов, фраз, метафор, жестов, математики, музыки, искусства и т. д.). Программирование описывает те форматы, процессы, технологии, парадигмы и т. д., посредством которых мы организуем свою нейролингвистику полезным образом.
 Для того чтобы создать основание для дальнейшего исследования, в части I этой главы мы знакомим вас с моделью НЛП Вы узнаете об установленных при помощи НЛП аспектах субъективного опыта, которые и определяют уникальность этой модели нейролингвистики человека. В части II мы приведем резюме модели стратегий НЛП. В части III вы найдете пошаговые инструкции по работе со стратегией решения, стратегией правописания, стратегией мотивации и стратегией обучения.
 НЛП - модель моделей
 Первоначально модель НЛП появилась в результате эксперимента по моделированию образцов человеческого мастерства. Лингвист (Джон Гриндер) и программист (Ричард Бэндлер) объединили свои ресурсы для того, чтобы изучить психотерапевтические навыки, которые использовали Вирджиния Сатир и Фритц Перлз при общении со своими клиентами. В результате этого первоначального моделирования
 Бэндлер и Гриндер (Bandler & Grinder, 1975) создали эксплицитную модель имплицитных моделей, используемых Сатир и Перлзом при управлении своими реакциями, поведением, языком и т. д. Бэндлер и Гриндер назвали эту модель модели "метамоделью языка в психотерапии". Так началось НЛП.
 Бэндлер и Гриндер пришли из тех дисциплин, в которых научились думать в терминах разбиения сложных действий и лингвистических паттернов на меньшие элементы (чанки). В конечном счете, они обнаружили эти элементы субъективного опыта в сенсорных репрезентативных системах. Итак, в качестве основных компонентов субъективного опыта они использовали сенсорные формы осведомленности (визуальная, аудиальная, кинестетическая, обонятельная и вкусовая).
 Бэндлер и Гриндер использовали "биокомпьютерную" модель мозга и поэтому предположили, что можно запрограммировать его систему обработки информации. Они хотели знать, как внутренняя структура последовательностей использования репрезентативных сенсорных систем может приводить к высокопродуктивным видам поведения. Это дало начало модели стратегии.
 Затем при помощи вопроса "Как это работает?" они смогли обнаружить последовательность использования этих элементов. "Как работает этот элемент субъективного опыта (например, психотерапевтическая коммуникация, мотивация встать утром, сохранение ресурсов в условиях отрицательной обратной связи и т. д.)?" "Что происходит в первую очередь, во вторую и в третью?" Бэндлер и Гриндер использовали "биокомпьютерную" модель мозга и поэтому предположили, что можно запрограммировать его систему обработки информации. Они хотели знать, как внутренняя структура последовательностей использования репрезентативных сенсорных систем может приводить к высокопродуктивным видам поведения. Это дало начало модели стратегий.
 Философия/ эпистемология НЛП
 Эпистемология НЛП является конструктивистской и основана на идеях, впервые высказанных Им-
 * Эта глава является переработанным вариантом главы 1 книги Майкла Холла "НЛП: Становимся "мета" на логических уровнях" (Hall, 1997).
 222
 Часть 4 • Продвинутое НЛП-моделирование
 I
 мануилом Кантом, а затем развитых в рамках общей семантики. Эпистемология описывает то, что мы знаем; как мы узнаем, что именно мы знаем, и как мы узнаем, что мы это знаем. Частью эпистемологии НЛП является высказывание Альфреда Кожибски (Korzybski, 1933/1994): ""Карта" - не "территория"*. То, что мы знаем и испытываем "внутри" себя ("субъективный опыт"), коренным образом отличается от того, что существует "снаружи" (то есть от "территории*). То, что мы знаем и испытываем внутри себя, является "картой" по отношению к "территории" - карта может репрезентировать территорию, соответствовать ей, отражать ее, символизировать ее - но она не является территорией. Эти два феномена ("карта" и "территория") находятся на разных уровнях (поверхностно называемых "субъективным" и "объективным" уровнями опыта). Как пишут Дилтс, Бэндлер, Гриндер и Делозье (Dilts, Bandler, Grinder & DeLozier, 1980), это означает, что мы не оперируем непосредственно самим миром:
 "Вместо этого мы оперируем закодированны-ми интерпретациями окружающей среды, получаемыми и испытываемыми нашими сенсорными репрезентативными системами: образами, звуками , запахами, вкусами и ощущениями (тактильными и проприоцептивными) Информация о нашем внутреннем мире (как и о наших внутренних состояниях) воспринимается, организуется, группируется и передается по внутренней системе нервных путей, которые заканчиваются в мозге, нашем центральном биопроцессоре. Эта информация затем преобразуется при помощи внутренних стратегий обработки, которые есть у каждого человека"
 Мы оперируем непосредственно, но не с миром, а с нашими "картами" мира. Модели, которые мы создаем для взаимодействия с миром, требуют того, чтобы мы определили и репрезентировали две вещи: (1) набор структурных элементов и (2) синтаксис.
 Мы оперируем непосредственно, но не с миром, а с нашими "картами"мира. Модели, которые мы создаем для взаимодействия с миром, требуют того, чтобы мы определили и репрезентировали две вещи: (1) набор структурных элементов и (2) синтаксис. Структурные элементы являются составными компонентами, а синтаксис - набором правил или инструкций, описывающих то, как мы можем собрать эти компоненты вместе.
 Эпистемология НЛП является конструктивистской, поэтому, как и другие западные научные мо-
 дели, она основана на сенсорном опыте и преобразовании факторов окружающей среды в факторы решений. Следовательно, она фокусируется в большей степени на форме, а не на содержании, но отличается от других моделей тем, что включает наблюдателя.
 Исследуя то, как мозг формирует (или конструирует) внутренние репрезентации, создающие состояние сознания, НЛП принимает системный подход к сознанию и телу. Сознание и тело, культура, язык и т. д. образуют сложную систему, в которой ни одна часть не функционирует изолированно от других частей.
 Под конструктивизмом мы здесь понимаем тот факт, что мы имеем дело не с территорией (реальностью первого уровня), а только с создаваемыми нами внутренними реальностями.
 Сначала Кожибски придерживался модели соответствия истины, то есть он считал, что наша модель должна соответствовать территории. Затем он приводил доводы в пользу прагматической модели истины, то есть говорил, что нам нужна модель, которая позволила бы нам эффективно функционировать, даже если "карта" не совсем точно соответствует "территории".
 Компоненты субъективного опыта
 Для формирования режимов осведомленности мозг использует ощущения (сенсорные модальности).
 Итак, все начинается с сенсорной репрезентативной системы, которая делает эксплицитным то, о чем мы думаем в терминах образов, звуков, ощущений, запахов и вкусов. При помощи органов чувств (глаз, ушей, мышечных и тактильных ощущений) мы получаем данные из внешнего мира. Затем, используя эти видимые, слышимые и ощущаемые формы, мы "думаем" для "репрезентации" того, что увидели, услышали, ощутили и т. д. Для формирования режимов осведомленности мозг использует несколько сенсорных модальностей. Мышление невозможно без этих основных режимов. Эти компоненты составляют саму форму наших отделенных мыслей. Мы обрабатываем информацию, получаемую по сенсорным каналам. Ради удобства в НЛП репрезентативные системы обозначаются следующим образом:
 Глава 15• Стратегии
 223
 V - визуальная (образы, картины);
 А - аудиальная (звуки, тон),
 At - аудиально-тональная (звуки);
 К - кинестетическая (тактильные и внутренние ощущения тела);
 О - обонятельная (запахи);
 G - вкусовая (вкусовые ощущения);
 М - моторная (движения). Эти репрезентативные системы можно считать внешними или внутренними источниками данных, поэтому иногда мы обозначаем это, добавляя индекс е или I, например Ve (визуальная внутренняя система). Эти репрезентативные системы можно также считать запомненной информацией, сохраняемой внутри нервной системы (г) или сконструированной в воображении (с).
 г - запомненная информация (VAK);
 с - сконструированная информация (VAK);
 i - внутренний источник информации (трансдеривационный поиск);
 е - внешний источник информации (состояние "аптайм", сенсорная осведомленность).
 Для обозначения того, что мы используем мета-репрезентативную систему, слова и язык, мы используем следующую нотацию:
 Ad - аудиально-дигитальная система (языковая система, слова, внутренняя речь).
 Посредством этих репрезентативных систем мы ещераз представляем себе информацию. Наше мышление основано на внешних сенсорных модальностях (ШСплюязык). При помощи этих "инструментов" мы создаем личные "карты" мира для следования по жизни. Большинство из нас предпочитает одну репрезентативную систему другим и, фактически, злоупотребляет ее использованием, игнорируя остальные.
 Эти репрезентативные системы функционируют как составные компоненты поведения. Используя категории и классы, мы проводим мысленные различия. Каждая сенсорная модальность имеет специфические качества, которые являются свойствами репрезентативных систем. Эти качества в НЛП традиционно называются субмодальностями. Мы предпочитаем называть их "качествами модальностей" или "отличительными свойствами репрезентаций". Они предоставляют мозгу специфическую информацию для сортировки и кодирования опыта. Обычно
 мы не осознаем модальности, но можем легко сделать их осознанными, просто получив о них осведомленность. Такая осведомленность позволяет нам изменять субмодальную структуру опыта.
 Основные визуальные субмодальности:
 Яркость
 Фокус
 Цвет
 Размер
 Расстояние
 Контрастность
 Движение
 Направление
 Передний/задний план
 Расположение
 Основные аудиальные субмодальности:
 Высота звука
 Непрерывность/прерывность
 Ассоциированность/диссоциированность
 Темп
 Громкость
 Ритмичность
 Продолжительность
 Расстояние
 Четкость
 Основные кинестетические субмодальности:
 Давление
 Расположение
 Степень
 Форма
 Текстура
 Температура
 Движение
 Продолжительность
 I
 224
 Часть 4 •.Продвинутое НЛП-моделирование
 Интенсивность Частота
 В конечном счете, мы форматируем или программируем наше поведение, наши навыки и способности при помощи комбинирования и установления последовательности использования репрезентаций, осуществляемых при помощи нервной системы.
 Затем мы форматируем или программируем наши поведение, навыки и способности при помощи комбинирования и установления последовательности использования этих репрезентаций, осуществляемых при помощи нервной системы. Обработка нами входных стимулов осуществляется при помощи последовательности внутренних репрезентаций, которую мы называем "стратегией". Итак, при построении стратегии мы фокусируемся на процессах распаковки и реорганизации поведения в эффективные передающиеся последовательности. Так мы можем задать формат новых, более эффективных способов деятельности.
 "Картографирование": создание "карт" для описания территории
 Бэндлер и Гриндер считают, что при создании внутренних "карт" мира (наших "программ") мы используем три процесса моделирования. Это опущение, обобщение и искажение, и они определяют то, как мы абстрагируемся от территории и преобразуем ее в репрезентативную "карту".
 Опущение
 Мы осуществляем опущение из-за того, что не можем обработать все миллиарды бит информации, вторгающиеся в нашу нервную систему в каждый конкретный момент. Это ошеломило бы нас. Наш сенсорный аппарат также не позволяет ввести все доступные данные. Наши глаза видят только очень узкую часть светового спектра. Наши уши воспринимают только очень узкий диапазон звуковых частот. Итак, мы имеем дело с реальностью не непосредственно, а косвенно, при помощи мозга и нервной системы. Мы регистрируем только малую часть поступающих образов, звуков, ощущений, запахов и вкусов. Избирательно обрабатывая информацию, наш мозг защищает нас. Опущение становится про-
 блемой только тогда, когда мы опускаем существенные или важные элементы информации.
 Хаксли (Huxley, 1954) говорит, что функция мозга и нервной системы заключается в:
 "защите нас от ошеломления и замешательства, вызванного огромным количеством по большей части бесполезной и нерелевантной информации, посредством отбрасывания в каждый момент большей части того, что в противном случае мы должны были бы воспринять или запомнить. Для обеспечения биологического выживания информация должна поступать в сознание через редукционный клапан мозга и нервной системы. То, что выходитсдругой стороны, представляет собой ничтожно маленькую струйку осознанной информации, которая помогает нам выжить на этой планете" (курсив наш).
 Далее он описывает, как при помощи языка мы выражаем и подтверждаем переживание "мира уменьшенной осведомленности".
 Миллер (Miller, 1956) в своей классической работе утверждал, что осознание имеет предел, равный 7 ± 2 элементам информации за раз. Это значительно ограничивает наши знания и нас самих. Поэтому для того чтобы наше "подсознание" управляло восприятием, научением и "программами", они должны стать привычными. Когда мы многократно повторяем определенный мыслительный паттерн, он выпадает из сознания, как если бы мы хранили его неосознанно. В этой модели осознание считается "результатом деятельности нервной системы". Репрезентация становится осознанной только тогда, когда достигает определенного уровня интенсивности. Осознание может работать с 7 ± 2 элементами информации за раз (элементы в сознании связаны с формированием паттерна опыта, который мы еще не сделали неосознанным), поэтому когда информация достигает статуса ТОТЕ, она выпадает из сознания, освобождая его для новой информации.
 Миллер (Miller, 1956)в своей классической работе утверждал, что осознание имеет предел, равный 7 + 2 элементам информации за раз.
 Обобщение
 Чрезмерное количество информации приводит к тому, что мы делаем обобщения, нужные для резюмирования паттернов. Обобщая при помощи категоризации, организации, абстрагирования и перевода знаний на более высокий уровень, мы упрощаем мир. Мы делаем обобщения, относя предметы с похожей функцией, структурой, природой и т. д. к одной ка-
 Глава -15- Стратегии
 225
 тегории. Обобщая, мы опираемся на гештальты значений, значимые конфигурации и синтез информации. Мы ищем паттерны, и когда находим повторяющийся время от времени опыт, мы часто приходим к заключению, что имеем дело с паттерном. Это сохраняет нам время и избавляет от проблем, так как мы не должны постоянно сталкиваться с новым миром. Мы делаем обобщения, чтобы внести в мир порядок и значение; это основано на нашей способности замечать паттерны похожих синтаксиса, содержания, формы и значения.
 Искажение
 При построении моделей мы неизбежно искажаем информацию, опуская и обобщая данные. Мы воспринимаем территорию через наши фильтры восприятия. Когда мы встраиваем наши программы, наши "мысли" (репрезентативные системы) перемещаются на более высокий логический уровень в качестве убеждений, ценностей и установок (искажения более высокого уровня). Когда мы "видим" в чем-то потенциал, мы искажаем. Когда мы наделяем что-то значением или ценностью, мы искажаем. Этот процесс моделирования не является ни хорошим, ни плохим, просто наша нервная система таким образом обрабатывает и организует данные. Следовательно, "цвет" существует не во внешнем мире, а внутри нашей нервной системы.
 Каждая форма искажения (например, убеждения, ценности, образы восприятия) "организует" нас. В конечном счете, формат искажения психологически организует саму нашу "суть" или личность (то, как мы думаем, воспринимаем, чувствуем, оцениваем, верим и поступаем). Иначе говоря, наши "карты" рефлексивны в том смысле, что они формируют нас по своему образу. Убеждения и ценности, берущие начало в "картографировании", вызывают у нас "состояния сознания", которые, в свою очередь, определяют, мотивируют нас и управляют нами. Это создает особенности нашей "личности" (Hall & Во-denhamer, 1997b).
 перемещаться по реальности. Это объясняет, почему очень интеллектуальные люди могут совершать глупые поступки. У них есть внутренняя "карта", которая потребовала этого! Их "карты" "программируют" или контролируют их восприятие, поведение, коммуникации, навыки, состояния и т. д. Если их "карты" привели к опущению чего-то существенного, к поспешному обобщению принципа, правила или убеждения, к чрезмерному искажению, то программы (стратегии) могут организовать и мотивировать их непродуктивным образом.
 Чтоже является результатом опущений, обобщений и искажений? Внутренняя "карта" мира - парадигма. Мы создаем эту "карту" для того, чтобы перемещаться по реальности.
 Эти процессы и знания мы называем стратегиями. Когда мы "запускаем мозг" и нервную систему с определенным образом структурированными и организованными опущениями, обобщениями, искажениями и т. д., наш мозг привыкает "приходить в одно и то же место". Он разрабатывает стратегию, или последовательность использования репрезентативных систем, для создания опыта. По этой причине мы говорим, что каждый опыт имеет внутреннюю структуру. Даже у таких дезорганизованных состояний, как безумие, замешательство, стресс, промедление и т. д., есть определенный специфический сенсорный план.
 Стратегии являются просто формальными описаниями того, что мы делаем внутри своей головы и нервной системы для создания конкретного поведения, состоящего из мыслей, эмоций, убеждений, ценностей, состояний, навыков, опыта, коммуникации или чего-нибудь еще. Все виды поведения (обучение, запоминание, мотивация, выбор, коммуникация, изменение и т. д.) являются результатом систематически упорядоченных последовательностей сенсорных репрезентаций.
 Каждая форма искажения (например, убеждения, ценности, образы восприятия) "организует" нас.
 Все виды поведения (обучение, запоминание, мотивация, выбор, коммуникация, изменение и т. д.) являются результатом систематически упорядоченных последовательностей сенсорных репрезентаций.
 Моделирование, создающее "карты" стратегий
 Что же является результатом опущений, обобщений и искажений? Внутренняя "карта"мира - парадигма. Мы создаем эту "карту" для того, чтобы
 Заключение
 В этом простом введении в понятия, составляющие "сознание", "личность" и субъективный опыт
 226
 Часть 4 • Продвинутое НЛП-моделирование
 человека, описаны неотъемлемые элементы нашего поведения. Теперь нас интересует, как эти элементы объединяются и сочетаются для создания "субъективного опыта".
 Часть II. Модель стратегий НЛП
 Исследование осознания
 Наше сознание бродит по разным местам. Вы можете быть в этом уверены! В наших мыслях, эмоциях, нервных процессах, поведении мы иногда чувствуем, как нас перемещает поток сознания. Мы встаем утром, размышляя о своих делах (или делах кого-нибудь другого!), и затем вдруг в сознании возникает мысль, активируя наши воспоминания так, что мы внутренне переносимся в другое место и время... и обнаруживаем, что испытываем интенсивные знакомые эмоции!
 Как мы можем исследовать эти изменения и места, в которые нас приводит сознание? Для этого нам надо сосредоточиться на элементах субъективного опыта - на кодировании "мыслей" в терминах сенсорных систем и субмодальных качеств. Нам нужно посмотреть на внутренний "экран сознания" и обратить внимание на кодировки. Если каждое поведение и каждое переживание имеют структуру, то объяснение любого поведения (ключ к любому поведению) лежит в его кодировке. Феноменологически, внутренне мы "осознаем" что-либо в терминах "ощущений", которые первоначально использовали для ввода информации.
 Феноменологически, внутренне мы "осознаем" что-либо в терминах "ощущений", которые мы первоначально использовали для ввода информации.
 Если эти внутренние репрезентативные системы являются ингредиентами, которые мы смешиваем для создания всего нашего "опыта", включая мышление, стиль мышления, эмоции, поведение, "личность" и т. д., то как эти элементы связаны друг с другом? Какие связи определяют их порядок, последовательность, значение, время использования и т. д.? Этот вопрос приводит нас к следующей области НЛП - к стратегиям. Но перед тем как мы отправимся туда, я хочу задать вам один вопрос. Как
 НЛП впервые пришло к исследованию течения и движения сознания при помощи модели стратегий?
 "Когда-то была модель "стимул - реакция"..."
 Когда в начале XX века зародилась современная психология, за признание боролись несколько новых моделей "сознания" и "личности".
 Вильгельм Вундт в Германии и американский популяризатор его идей Титчнер представили теоретическую модель, которая, подчеркивая важность сенсорных систем, почти соответствовала модели НЛП. Но Вундт ненавидел практические приложения и мысли о чем-то клиническом как недостойные его -поэтому он сохранял свою модель исключительно теоретической. Согласно Вундту и структурализму, психология должна являться "наукой о разуме". Сегодня мы встречаем многие аспекты его модели в других психологических моделях.
 Зигмунд Фрейд из Вены объединил "жесткую науку" медицины с очень "мягким" искусством мифологии и гипноза и создал психоанализ. Его модель начиналась с дикого, примитивного, неконтролируемого ид, исполненного сексуальных, агрессивных, злобных, мятежных сил, а в дополнение к ид Фрейд постулировал наличие двух других сущностей -осознанного это, которое вносит "принцип реальности", влияющий на ид в попытках ограничить его дикие примитивные побуждения, и суперэго. Затем, когда суперэго все более и более программируется правилами, принятыми дома, в культуре, обществе, на работе и т. д., оно все больше ограничивает иррациональное и абсолютно эгоистичное внутреннее ид. Согласно Фрейду и психоаналитикам (и даже неоаналитикам), психология должна являться "наукой о бессознательном".
 Джон Уотсон и бихевиористы придерживались других взглядов. Они предполагали, что в терминах построения научной психологии внутренний "черный ящик" "разума" или "сознания" не имеет значения. Поэтому они направили психологию в совершенно другое русло. Они определили психологию как "науку о поведении". Становясь все более и более влиятельными в 1920-е, 1930-е, 1940-е и 1950-е годы, бихевиоризм и теория научения популяризировали теорию субъективного опыта человека, построенного по принципу "стимул - реакция".
 Теория "стимул - реакция" пыталась объяснить функционирование человека исключительно в терминах условных рефлексов. "Этот стимул вызывает эту реакцию*. "Это расстройство пищеварения явля-
 Глава-15 "Стратегии
 227
 ется результатом такого-то конкретного условного рефлекса, выработавшегося тогда-то". Эту модель, основанную, главным образом, на работе русского ученого Павлова, исключительно эффективно популяризировали два человека: Джон Уотсон в начале и Б. Ф. Скиннер в середине XX века. Миллер, Галан-тер и Прибрам (Miller, Galanter, & Pribram, 1960) пишут:
 "Сэр Чарльз Шеррингтон и Иван Петрович Павлов - два человека, которые, наверное, более всего ответственны за утверждение в психологии взгляда на человека как на набор рефлексов типа "стимул - реакция""
 "А затем принцип "стимул -реакция" превратился в ГОТЕ"
 Затем пришла информационная эпоха компьютеров, кибернетических систем и когнитивной революции Джорджа Миллера и его коллег. Многие известные бихевиористы (например, Эдвард Толмен) начали все чаще и чаще приводить доводы в пользу существования промежуточной переменной между стимулом и реакцией. В статье "Когнитивные карты крыс и людей*, опубликованной в Psychological Review, Толмен (Tolman, 1948) написал следующее:
 "[Мозг] намного больше похож на пунктуправ-ления картами, чем на устаревшую телефонную станцию. Входные стимулы соединяются с исходящими реакциями не просто по принципу "один к одному". Напротив, входные импульсы обычно
 обрабатываются и перерабатываются в центральном пункте управления во временную, когнитивную карту окружения. Это временная карта, указывающая маршруты, пути и связи с окружением, которые в конечном счете и определяют итоговые реакции животного (при условии наличия этих реакций)" (курсив наш).
 Классический ответ Ноама Хомского (Chomsky, 1956) Скиннеру по поводу источника и природы "языка" в сознании человека нанес смертельный удар по бихевиоризму. Затем вышла в свет книга Миллера, Галантера и Прибрана "Планы и структура поведения" (Miller, Galanter & Pribram, 1960).
 Они вышли за рамки простой бихевиористской модели "стимул - реакция" и рефлекторной дуги и использовали свою недавно разработанную модель ТОТЕ. Эта модель описывает блок-схему субъективного опыта человека от стимула до внутренней "обработки" в терминах проверки человеком стимула по сравнению с внутренними моделями (планами, ожиданиями, мыслями, идеями, парадигмами), действия или над стимулом, или над картой для их изменения, проверки конгруэнтности или ее отсутствия и выхода из программы.

<< Пред.           стр. 15 (из 18)           След. >>

Список литературы по разделу