<< Пред.           стр. 16 (из 18)           След. >>

Список литературы по разделу

 И модель "стимул - реакция", и модель ТОТЕ описывают процесс моделирования. Он начинается с некоторого стимула в некотором текущем состоянии и следует за процессом получения некоторой новой, улучшенной реакции, приводящей человека в более желаемое состояние. Итак:
 И модель "стимул - реакция", и модель ТОТЕ описывают процесс моделирования.
 
 (З)Ресурсы, необходимые для перехода от текущего состояния к желаемому
 Рис. 15.1.МодельТОТЕ
 228
 Часть 4 • Продвинутое НЛП-моделирование
 Включив обратную связь и результат, модель ТОТЕ улучшила модель рефлекторной дуги "стимул - реакция".
 Включив обратную связь и результат, модель ТОТЕ улучшила модель рефлекторной дуги "стимул - реакция".
 Она также предложила формат запускаемой стимулом последовательности внутренней обработки. Проверка относится к тем условиям, которым должны отвечать действия для того, чтобы произошла реакция. Для прохождения проверки система на стадии обратной связи изменяет некоторый аспект стимула или внутреннего состояния человека. Дилтс с коллегам (Dilts et al, 1980) иллюстрируют работу ТОТЕ на примере настройки радио (рис. 15.2)-
 "Когда вы настраиваете громкость радиоприемника или магнитофона, вы непрерывно про-
 веряете громкость звука, прислушиваясь к нему. Если звук слишком тихий, вы совершаете действие, поворачивая ручку по часовой стрелке. Если вы перестараетесь и звук станет слишком громким, вы поворачиваете ручку против часовой стрелки, уменьшая громкость звука. Когда вы настроите усилитель на подходящую громкость, вы выходите из ТОТЕ "настройка громкости звука' .усаживаетесь в удобное кресло и продолжаете чтение".
 "Что отражают эти стрелки? Что может перемещаться в их направлении от одной рамки к дру-гой? Мы обсудим три варианта: энергия, информация и управление".
 Дилтс и его коллеги рассматривают информацию в соответствии с методом измерения количества информации, разработанным Норбертом Винером и Клодом Шенноном. Затем они обсуждают понятие "управления" и пишут об информации как о "набо-
 
 Модель ТОТЕ предполагает, что мы можем достигнуть совершенного поведения, если будем:
 1) удерживать в сознании будущую цель,
 2) обладать сенсорными и поведенческими подтверждениями достижения цели;
 3) обладать набором действий, процедур или вариантов выбора, позволяющих достигнуть цели.
 Рис. 15.2. Модель ТОТЕ Дилтса Источник: Dilts, 1980
 Глава 15 •-Стратегии
 229
 ре инструкции", управляющих реакциями или поведением.
 "Существуетпредположение, что то, что перемещается вдоль стрелок... является чем-то неуловимым, называемым управлением. Стрелки могут располагаться только последовательным образом. Это понятие чаще всего встречается при обсуждении вычислительных машин, где управление действиями машины последовательно переходит от одной инструкции к другой, когда машина выполняет список инструкций введенной в нее программы.
 Представьте, что вы ищете конкретную тему в книге. Вы обращаетесь к предметному указателю и находите ее. Когда вы по очереди просматриваете каждую ссылку, можно сказать, что ваше поведение управляется этим списком чисел, и при этом управление передается от одного числа к следующему. Передачу управления можно обозначить, нарисовав стрелки от одного номера страницы кдругому но в данном случае стрелки будут означать нечто совершенно отличное от двух вышеназванных значений".
 Действия на стадии проверки могут привести к конгруэнтности или к неконгруэнтности. Если обнаруживается неконгруэнтность, процесс вернется к проверке. Если обнаруживается конгруэнтность, это приводит к выходу. Эта модель показывает, что для достижения нового состояния результата важно непрерывное применение ресурсов в текущем состоянии. Успех приходит в результате неоднократного сравнения текущих состояний с желаемыми результатами, а также доступа к ресурсам и их применения вплоть до достижения конгруэнтности двух состояний.
 Модель ТОТЕ предполагает, что мы можем достичь совершенного поведения, если будем: 1) удерживать в сознании будущую цель; 2) обладать сенсорными и поведенческими данными, указывающими на достижение цели; 3) обладать набором действий, процедур или вариантов выбора, позволяющих достигнуть цели.
 Затем НЛП улучшило модель ТОТЕ и создало "стратегии"
 Создатели НЛП разработали свою модель стратегий на основе модели ТОТЕ {Test- Operate-Test -Exi- Проверка-Действие-Проверка-Выход), предложенной когнитивными психологами Миллером, Пойнтером и Прибрамом в качестве более полного и улучшенного варианта старой модели "стимул - реакция". Модель ТОТЕ предоставила основной формат
 описания специфических последовательностей видов поведения как последовательностей действий, которые объединяются в функциональную единицу поведения, обычно не достигающую порога осознания.
 Разрабатывая модель ментальных стратегий, Дилтс, Бэндлер, Гриндер и Делозье (Dirts, Bandler, Grinder & DeLozier, 1980) связали ее с шаблоном ТОТЕ. При этом они улучшили и расширили ТОТЕ так, чтобы она включала обнаруженные ими элементы субъективного опыта: сенсорную репрезентативную систему, субмодальности, ключи глазного доступа, лингвистические предикаты и т. д. Используя эти элементы, человек может научиться распаковывать неосознанные стратегии, осуществлять якорение элементов друг с другом, выполнять рефрейминг их значений и, следовательно, разрабатывать и встраивать стратегии. Они думали, что это станет четко сформулированной моделью моделирования мастерства.
 Разработчики НЛП улучшили модель ТОТЕ, определив, каким образом мы осуществляем проверку и действие в терминах репрезентативной системы и субмодальностей. Еще одним улучшением стало утверждение, что проверка условий и стадии действий осуществляются при участии репрезентативной системы. Это позволило разработать улучшенные методы работы с ТОТЕ. Например, для проверки чего-нибудь человек мог сравнить внешнюю и внутреннюю запомненную информацию (Ve/Vi). "Выглядит ли это слово так, как запомненный мною правильный его вариант?" Человек мог сделать это и в кинестетической (Ke/Ki) или в аудиальной (Ае/ Ai) системе. Конгруэнтность (которая приводит к выходу из программы) и неконгруэнтность (которая приводит к продолжению выполнения программы) также представлены с использованием одной из репрезентативных систем.
 Разработчики НЛП улучшили модель ТОТЕ, определив, каким образом мы осуществляем проверку и действие в терминах репрезентативной системы и субмодальностей.
 В этой модели может иметь место проверка двух сохраненных внутри или созданных репрезентаций. Она может включать проверку интенсивности, размера, цвета репрезентации и т. д. Для выхода из программы может потребоваться, чтобы определенные ощущение, звук или образ достигли определенного порогового значения.
 Более того, обычно одну репрезентативную систему мы предпочитаем больше, чем другую, и можем использовать свою предпочитаемую репрезентатив-
 230
 Часть 4 -•- Продвинутое" НЛП-моделирование
 ную систему при выполнении проверок и действий, даже если это работает не очень хорошо и создает трудности и ограничения. Эта улучшенная модель показывает, что эффективность часто связана просто с обучением приведению репрезентативной системы в соответствие заданию (то есть визуальной репрезентативной системы - обучению правописанию, аудиальной - музыкальному заданию). Фактически, цель ТОТЕ и анализа репрезентативных систем изначально включает нахождение наиболее подходящей репрезентативной системы для осуществления шагов, приводящих к желаемому результату. Так мы можем научиться использовать все наши репрезентативные системы в качестве ресурсов обучения и действия.
 Цель ТОТЕ и анализа репрезентативных систем изначально включает нахождение наиболее подходящей репрезентативной системы для осуществления шагов, приводящих к желаемому результату.
 Стратегии обучения правописанию мы делим на визуальные и фонетические. Фонетическая стратегия такова: Ае ^Ai/Ae.
 Визуальное кодирование английского языка не соответствует фонетическим правилам, поэтому люди с визуальной стратегией последовательно показывают при произнесении слов по буквам гораздо лучшие результаты. Фонетическая стратегия очень хорошо работает в случае чтения, но не в случае произнесения слов по буквам. Визуальная стратегия такова:
 
 (Сначала вы слышите звучание слова, когда кто-нибудь говорит: "Произнесите по буквам_____". Затем вы запускаете проверку визуально запомненной информации. Если она кажется верной после второй проверки, вы выходите, произнося слово по буквам или записывая его. Если она кажется неверной, вы возвращаетесь к припоминанию другого визуального образа).
 Использование "анализа
 стратегий" отслеживания
 ментальных процессов
 Резюмируя стратегии, Дилтс, Бэндлер, Гриндер и Делозье (Dilts, Bandler, Grinder & DeLozier, 1980) пишут:
 "Все наше явное поведение управляется стратегиями внутренней обработки. Каждый из нас обладает конкретным набором стратегий, с помощью которых мотивирует себя встать утром из постели, делегирует служащим обязанности, обучается и преподает, проводит деловые переговоры и т. д.".
 Мы анализируем стратегию, разбивая ее структуру (ТОТЕ) на компоненты репрезентаций и находя порядок (последовательность) использования этих репрезентаций при конкретном действии. При этом мы "узнаем", что мозг делает (репрезентативно) для создания опыта на уровне нервных процессов. Согласно модели ТОТЕ, при этом мы осуществляем проверку входной информации; совершаем над ней действия; возможно, возвращаемся к повторной проверке и, в конечном счете, выходим из "программы".
 Мы анализируем стратегию, разбивая ее структуру (ТОТЕ) на компоненты репрезентаций и находя порядок (последовательность) использования этих репрезентаций при конкретном действии.
 Выражаясь образным языком, мы можем думать о репрезентациях как о кнопках телефона, которые мы нажимаем, когда хотим позвонить кому-нибудь. Если мы хотим пойти на вечеринку, мы должны ввести определенные сигналы (цифры телефонного номера) в определенной последовательности. Аналогично, упорядочение наших внутренних репрезентаций приводит к различным результатам, что зависит от вводимых сигналов и их последовательности. Если мы вводим последовательность репрезентативных действий (видение, слышание, ощущение и т. д.), которая приводит к получению доступа к умственным и эмоциональным ресурсам, мы узнаем структуру этого опыта.
 Выражаясь образным языком, мы можем думать о репрезентациях как о кнопках телефона, которые мы нажимаем, когда хотим позвонить кому-нибудь.
 Аналогичным образом, в результате неправильной стратегии мы выбираем несоответствующую информацию. При использовании стратегий могут наблюдаться и другие проблемы: у нас может развить-
 Глава -15"-Стратегии
 231
 ся негибкость; мы можем чрезмерно обобщить наши стратегии; "застрять" на них, как в случае проблемных форм поведения, таких как фобические реакции, потеря самообладания или поспешные выводы, или мы можем настроиться на несоответствующую информацию в другой репрезентативной системе.
 Создание "модели стратегий"
 Отслеживание процессов, которые происходят в мозге при создании переживаний, предполагает наличие многих навыков. То, что делает мозг, создавая результаты, и как он при этом реагирует, определяется стратегиями, поэтому мы должны быть способны, по крайней мере:
 • определить стратегию,
 • извлечь стратегию,
 • прервать илиизменитъ стратегию,
 • разработать новую стратегию или переработать старую,
 • встроить стратегию
 • или использовать ее в другом контексте.
 Эти навыки также предполагают, что мы знаем ключи, указывающие на действие стратегии, и умеем их "читать". Мы должны уметь управлять стратегиями, которые извлекаем при якорении, рефрейминге, подстройке и т. д. Для улучшения стратегий мы должны уметь сравнивать и анализировать их.
 Когда мы распаковываем стратегию, мы начинаем осознавать ее элементы. Когда поведение достигает статуса ТОГ?,уровень сигналов не достигает осознания, так что мы больше не воспринимаем эксплицитным образом детали каждого шага. Следовательно, для того чтобы сделать эти неосознанные стратегии эксплицитным, требуется значительный навык и большая тренировка. Даже использующий стратегию человек не будет осознавать последовательность ее шагов. Модель НЛП подразумевает применение искусства калибровки ключей доступа, сенсорных предикатов и т. д.
 Когда мы распаковываем стратегию, мы начинаем осознавать ее элементы.
 Извлечение стратегий
 Извлечение - вызов состояния словом, поведением, жестами или любыми стимулами; сбор информации через прямое наблюдение невербальных сигналов или вопросы метамодели.
 Если мы хотим приготовить вкусное блюдо, нам требуется специфическая информация об ингредиентах, их количестве, порядке их использования и т. д. То же самое верно и для определения структуры субъективного опыта.
 1. Установите позитивный фрейм для раппорта.
 "У вас это очень хорошо получается, научите меня, как это делать". "Предположим, что один день я жил бы вашей жизнью, как бы мне нужно было делать это?"
 2. Получите доступ к состоянию. Человек должен конгруэнтно и полностью ассоциироваться с навыком или состоянием. Для полного извлечения стратегии поместите человека в то место, где поведение происходит естественным образом. Это позволит контексту и его естественным якорям (сидение у клавиатуры) извлечь реакцию.
 Мы также можем извлечь состояние, если воспроизведем часть контекста (тональность голоса, жесты, исполняемая роль и т. д.).
 3. Усильте состояние. Чем интенсивнее будет состояние при извлечении стратегии, тем лучше.
 4. Исследуйте "как". "Как вы делаете это?" Если человек осознает свою стратегию, он скажет вам. Если нет, ожидайте, что он продемонстрирует ее. Извлечение подразумевает использование правильного метода опроса, который побуждает человека выполнить задание, требующее использования стратегии.
 "Чувствовали ли вы когда-нибудь, что по-настоя-щему мотивированы сделать что-нибудь?" "Когда последний раз вы чувствовали себя по-настоящему мотивированным?" "Как ощущалось состояние, когда вы чувствовали исключительную креативность?" "Оказывались ли вы когда-нибудь в ситуации, когда чувствовали себя очень креатив-ным?" Вопросы доступа подразумевают, что человек будет вспоминать соответствующий опыт. "Как вы это ощущали? Как вы делали это? Когда вы чувствуете себя максимально способным сделать это? Что вам для этого требуется? Что происходит, когда вы делаете это? Когда это случилось в последний раз?"
 Такие вопросы побуждают человека "зайти внутрь" в свои банки памяти и получить доступ к
 232
 Часть 4 • Продвинутое-НЛП-моделирование
 своей личной истории. При помощи этого трансдеривационного поиска референтного опыта мы не только наделяем вещи смыслом и работаем со стимулами, но и воссоздаем состояния и опыт. Мы можем также использовать процесс трансдеривационного поиска, если хотим помочь человеку вернуться "в прошлое" для полного восстановления опыта.
 5. Осуществляйте калибровку, находясь в состоянии "аптайм". Полное внимание и восприимчивость к внешним ключам человека позволяет нам откалиброватьего состояние, когда он демонстрирует использование своей стратегии. Люди обычно демонстрируют то, как они говорят о проблемах, результатах или переживаниях (реакции системы сознание-тело). Наше внимание к таким "мгновенным повторам" позволяет заметить, как человек циклически использует последовательность приводящих к реакции репрезентаций.
 6. Попросите человека выполнить гиперболизацию.
 Если вы не получили стратегию, попросите человека гиперболизировать какую-нибудь небольшую часть стратегии. Гиперболизация одного этапа стратегии может также привест и к другим репрезентациям, связанным с ним синестетическим образом.
 7. Оставайтесь на метауровне по отношению к содержанию. Помните, что стратегии функционируют как чисто формальные структуры.
 В НЛП мы обычно фокусируемся на извлечении из опыта человека мастерства, а не патологии. Мы извлекаем ресурсные переживания (креативность, мотивацию, запоминание, принятие решений, убежденность, уверенность и т. д.). Вот что вы при этом говорите:
 "Теперь, когда вы вспоминаете время, когда вы испытывали полноту всех своих ресурсов и своего потенциала, вернитесь в те обстоятельства и переживите то событие заново и полностью".
 для
 извлечения
 стратегии
 Основные вопросы включают:
 Вопросы о триггерах:
 "Как вы узнаете, когда нужно начинать процесс... (мотивации, решения, обучения)?"
 "Что позволяет вам узнать, что вы готовы к...?" Вопросы о действиях:
 "Что вы делаете в первую очередь?" "Что происходит, когда вы начинаете?" "Что вы делаете, когда не уверены, что достигли своей цели?"
 Вопросы о проверках:
 "Какое сравнение вы производите?" "Как вы узнаете, что вы удовлетворили свои критерии?"
 Вопросы о точках выбора:
 "Что позволяет вам узнать, что вы закончили?"
 "Что позволяет вам узнать, что вам следует перейти к чему-то еще?"
 "Что позволяет вам узнать, что вы не достигли цели в данной точке?"
 "Как вы узнаете, что вы завершили свой процесс?"
 Если мы пытаемся извлечь стратегию обучения, то когда мы попросим человека подумать о времени или ситуации, когда он с легкостью основательно изучил что-то очень полезное, мы можем задать ему следующие вопросы:
 Вопросы о действиях:
 "Что происходит, когда вы изучаете что-либо?"
 "Что вы делаете, когда готовитесь к изучению чего-нибудь?"
 "Через какие этапы вы проходите, когда пытаетесь быстро изучить что-нибудь?"
 "Что вы делаете, когда не уверены, что удовлетворили свои критерии?"
 Вопросы о проверках:
 "Что говорит вам о том, что вы успешно и быстро изучили что-нибудь?"
 "Как вы узнаете, когда вы быстро изучили что-то?"
 "Как вы проверяете, достигли ли вы желаемого результата?"
 Вопросы о точках принятия решений:
 "Как вы узнаете, когда вы успешно, эффективно и легко изучили что-нибудь?"
 "Что позволяет вам узнать, что вы еще не завершили изучение чего-нибудь?"
 "Что позволяет вам узнать, что вы готовы к переходу к чему-нибудь другому?"
 "Когда вы не уверены, что успешно изучили что-нибудь, что позволяет вам узнать это?"
 Предположим, что мы хотим отследить реакции мозга и тела (нейролингвистику) и обнаружить стратегии человека, который завершил выполнение задания, обычно считающегося неприятным. Начинайте с общих вопросов: "Как вы заставили себя выполнить такое неприятное задание, как мытье туалета, вынос мусора, уплата налогов и т. д.?" Затем побудите человека получить доступ к этому состоянию. "Подумайте о времени, когда вы мотивировали себя сделать что-нибудь, что вы не хотели делать. Как вы делали это? Какие картины, голоса, сообщения и т. д. вы использовали с целью мотивировать себя сделать что-то, что вы считали неприятным?"
 Глава 15 • Стратегии__________________________________________________________________233
 Я разговаривал с одним человеком, который рассматривал ситуацию снаружи, создавал образ себя, выполняющего предполагаемые действия, и затем быстро проматывал фильм к концу, где видел желаемые результаты. При внутреннем просмотре этого фильма он испытывал приятное чувство мышечного напряжения и тепла. Затем он слышал голос, говорящий бесстрастным тоном: "Давай, сделай это". Когда он слышал этот голос, он просто вставал и выполнял нужное действие.
 
 Давайте узнаем, что делает ваш мозг, когда кодирует и создает ощущение тревоги, стресса и отсутствия мотивации по поводу утреннего пробуждения, когда надо идти на работу. Один человек описывал это так: "Я говорю себе, что я могу полежать еще несколько минут, и я делаю это. Со временем моя картина опоздания на работу становится больше, ближе и ярче. Она остается той же картиной, но когда она становится достаточно большой, я должен подняться с постели для ТОГО, чтобы прекратить неприятные чувства".
 А< ->V/V/ V/-*K-* Выход
 Распаковка стратегий
 Одна проблема, связанная с распаковкой стратегий, которые мы хотим моделировать, модифицировать или использовать, заключается в том, что они очень скоротечны! Как мы можем определить подходящие этапы последовательности, если они проносятся так быстро? Это особенно верно для тех стратегий, которые достигли статуса неосознанных ТОТЕ. Для определения каждого этапа мы должны или улучшить свою способность наблюдать за быстрыми и непродолжительными поведенческими изменениями, или замедлить процесс, задавая правильные вопросы. "Что происходило в первую очередь, когда вы так креативно реагировали в той ситуации?* "Что вы делаете в первую очередь, когда мотивируете себя?* "Что происходит непосредственно перед этим?"
 Для определения каждого этапа мы должны или улучшить свою способность наблюдать за быстрыми и непродолжительными поведенческими изменениями, или замедлить процесс, задавая правильные вопросы.
 1. Распакуйте стратегии в терминах предикатов.
 Мы склонны обнаруживать предпочитаемую репрезентативную систему ("вижу", "слышу", "чувствую" и т. д.) в используемых языковых предикатах. Этими предикатными словами являются прилагательные, глаголы, наречия и другие описательные слова, определяющие то, что мы утверждаем. Мы также можем прислушаться к комбинациям предикатов, указывающим на паттерны синестезии. "Это выглядит неудобным" (V - К). "Это звучит колоритно" (А - V). "Не смотрите на меня, говоря таким тоном" (V - А). "Это звучит пугающе" (А - К). Переходя на метауровенъ по отношению к этому содержанию, мы можем заметить его форму и структуру.
 2. Распакуйте стратегии в терминах ключей доступа. Большая часть нашей коммуникации происходит на неосознанном уровне. Совершая при реализации стратегий цикл ТОТЕ, мы обычно не осознаем подавляющее большинство репрезентаций, проходящих через нашу нервную систему. Тем не менее, все поведение указывает на происходящие внутри нас нейрофизиологические процессы и, следовательно, сообщает о них информацию. Собирая эту информацию, мы можем декодировать эту форму коммуникации.
 3. Распакуйте стратегии, задавая логические вопросы. Имеет ли эта стратегия логический смысл? Если кажется, что человек пропускает этапы стратегии, задайте ему вопросы, возвращающие его к началу стратегии. "Что в той ситуации случилось в первую очередь и позволило вам ощутить мотивацию?" Вернитесь. "Что вы делали перед этим?" "Что привело к тому?" В конечном счете, мы обнаружим запустивший стратегию первоначальный внешний стимул, и, следовательно, восстановим пошаговый процесс.
 4. Распакуйте стратегию, используя систему условных обозначений стратегии. "Я слышу звонок
 будильника, затем смотрю на него, когда выключаю. Затем я снова ложусь и чувствую, насколько удобна кровать. В конце концов внутренний голос говорит мне: "Если ты останешься здесь, ты снова заснешь и опоздаешь". Итак, я создаю картину той ситуации, когда я опоздал на работу. Затем я испытываю неприятные чувства, говорю себе: "В следующий раз будет хуже", создаю большую картину того, что произойдет, если я снова опоздаю, и испытываю еще более неприятные чувства. Когда неприятные чувства становятся достаточно сильными, я встаю". Мы обозначаем это следующим образом:
 Ае _> у* _> # ¦ . _" А* _" V--" #+ (цикл) -> Выход
 234
 Часть 4 •- Продвинутое НЛП-моделирование
 Возврат к началу цикла.
 "Я вижу картину того, что собираюсь сделать в течение дня, и это вызывает у меня приятные чувства. Затем приятные картины "выталкивают" меня из постели. Если я должен сделать что-то неприятное, я думаю о том, как все будет прекрасно, когда я наконец это сделаю".
 
 "Я ощущаю тепло и говорю себе: "Я должен встать". Этот голос имеет спокойный мягкий тон. Голос ускоряется, становится более ясным и отчетливым, и моя сонливость проходит".
 
 (Аналоговое увеличение громкости/высоты звука)
 Разработка стратегий
 Некоторые стратегии работают не очень хорошо или могут работать гораздо лучше, если их модернизировать тем или иным способом или добавить дополнительные ресурсы. Очень часто мы можем улучшить этапы проверки и действия наших стратегий, просто убедившись в том, что мы представляем все компоненты репрезентативной системы.
 Что вы слышите вокруг себя?
 На что похож этот звук?
 Что вы слышите внутри своей головы?
 Что вы видите вокруг себя?
 Опишите тон вашего внутреннего диалога...
 Какие внутренние картины вы видите?
 Как вы себя чувствуете?
 Какие качества имеют эти картины?
 Какие запахи вы чувствуете?
 Какие тактильные или внешние телесные ощущения вы испытываете?
 Какие вкусовые ощущения вы испытываете?
 Разработка стратегии подразумевает посылку мозга в продуктивном направлении. Она описывает процесс организации репрезентативных компонентов в определенные последовательности для создания же-
 лаемого результата. Для достижения результата этот навык важнее, чем интеллект.
 Разработка стратегии подразумевает посылку мозга в продуктивном направлении. Она описывает процесс организации репрезентативных компонентов в определенные последовательности для создания желаемого результата. Для достижения результата этот навык важнее, чем интеллект.
 Мы можем узнать о наших стилях мышления и реагирования, определив этапы стратегий, расположенные между исходным стимулом и результирующим поведением. Это даст нам большее количество вариантов, из которых мы сможем выбирать способ реагирования и изменения программы стратегий. Так мы узнаем структуру нашего субъективного опыта. А это позволит нам узнать, что при этом делает наш мозг, какую модальность и какие ресурсы он использует и т. д. Например, стиль реагирования может быть конгруэнтным и неконгруэнтным; полярным (противоположным по содержанию); мета ("о чем-то*); скрытым (невидимым); пассивным, агрессивным; немедленным и отложенным.
 Разработка новых и улучшенных стратегий
 Модель стратегий фактически позволяет нам разрабатывать необходимые стратегии достижения конкретных результатов. При разработкстратегии мы создаем желаемые результаты, решаем проблемы, модернизируем громоздкие и неэффективные стратегии, ограничиваем стратегии, которые используем слишком часто, подбираем стратегии для соответствующих контекстов, проводим соответствующие проверки и т. д. Мы нуждаемся в правильно построенных стратегиях. Например, мы должны быть уверены в том, что можем осуществить все необходимые проверки и действия.
 Мы нуждаемся в правильно построенных стратегиях. Например, мы должны быть уверены в том, что можем осуществить все необходимые проверки и действия.
 Чтобы изменить неадаптивную стратегию человека, который находится в состоянии "даунтайм", мы встраиваем в нее большее количество внешних проверок. Для человека, боящегося публичных выступ-
 Очень часто мы можем улучшить этапы проверки и действия наших стратегий, просто убедившись в том, что мы представляем все компоненты репрезентативной системы.
 
 Глава-15•-Стратегии
 235
 лениЙ, мы встраиваем в стратегию этап, на котором он получает доступ к состоянию расслабления, комфорта, самоиронии и т. д. При разработке стратегий мы встраиваем маркеры контекста и точки принятия решений, которые управляют нейролингвистически-ми процессами. Разработка стратегий позволяет нам создать ключи для различных контекстов.
 Когда мы используем стратегии для моделирования, мы находим человека, который уже обладает способностью достигать результата, и просто определяем и используем его стратегию в качестве модели. Если человек обладает хорошей стратегией литературной критики, но не создания книг, мы не станем моделировать на основе его стратегии писательское мастерство.
 Когда мы разрабатываем стратегию для конкретной задачи или человека, мы должны сначала определить нужные нам навыки. Какую репрезентативную систему нужно использовать для сбора информации? Обладаем ли мы необходимой репрезентативной системой? Нуждаемся ли мы в разрушении паттерна синестезии или таком его изменении, чтобы он не давал интерференции? Сколько повторений нам потребуется для освоения новой последовательности?
 Правильно построенная стратегия подразумевает знание:
 • вида информации (для ввода, для обратной связи), необходимой нам в каждой репрезентативной системе;
 • видов проверок, различений, обобщений,!! ассоциаций, которые мы должны выполнить при обработке этой информации;
 • того, какие специфические действия и какая информация на выходе нужны нам для достижения результата;
 • наиболее рациональных и эффективных последовательностей проверок и действий;
 • эксплицитной репрезентации разработанного результата;
 Если мы не определим специфический результат, то при "действии" и сравнении репрезентаций текущего и желаемого состояний стратегия разрушится. Этим объясняется потребность в репрезентации результата. "Что вы хотите? Как вы узнаете, если вы изменитесь...?"
 • тбго, разработали ли вы экологичную стратегию;
 "Нарушит ли это личную экологию или экологию организации?" Мы убеждаемся в том, что стратегия не конфликтует с другими стратегиями. Рабо-
 тая, таким образом, с субъективным опытом человека, мы хотим обнаружить, из-за каких "важных "почему"" человек еще не достиг результата. Ме-тарезультаты человека представляют его поведение в терминах некоторых общих целей (сохранение, выживание, развитие, защита, совершенствование, адаптация).
 того, использовали ли вы визуальные, аудиаль-ные и кинестетические компоненты репрезентативной системы.
 Использование и внутренних, и внешних проверок и всех репрезентативных систем уменьшит вероятность зацикливания, например, состояния тупика.
 Использование стратегий
 Значение опыта частично зависит от нашего результата в данном контексте. Если мы сможем использовать наши творческие возможности для преобразования препятствий в ресурсы, мы увеличим количество доступных нам вариантов выбора и возможных форм поведения.
 Одним из основных способов использования стратегий является моделирование чьих-либо языковых стратегий. Это означает, что мы должны распаковать последовательность мышления, принятия решений, восприятия и т. д. в этапы использования репрезентативных систем. Если мы затем снова применим к ним эту же последовательность, мы автоматически подстроимся к ним. Так мы установим такой сильный раппорт, что человеку будет трудно противостоять нашей коммуникации.
 Например, если мы замечаем, что человек обладает стратегией принятия решений, при которой он видит что-то, а затем говорит себе об этом, пока это не приведет к определенным чувствам ( V->A'd -> К' -" Выход), то мы можем использовать эту последовательность для организации нашей коммуникации с этим человеком. Это позволяет присоединиться к форме его коммуникации. Мы просим человека отчетливо изобразить нашу идею, предполагая некоторую внутреннюю речь и некоторые чувства, к которым это скорее всего приведет.
 Упаковывая нашу информацию так, чтобы она отзеркаливала мыслительные процессы человека, мы делаем нашу коммуникацию максимально конгруэнтной его модели мира.
 
 236
 Часть 4 • Продвинутое НЛП-моделирование
 Мы можем также подстроиться невербально, сделав так, чтобы человек использовал соответствующие позиции глазного доступа. Упаковывая нашу информацию так, чтобы она отзеркаливала мыслительные процессы человека, мы делаем нашу коммуникацию максимально конгруэнтной его модели мира.
 Если человек не может не реагировать на свои собственные внутренние процессы, то мы можем увеличить свою эффективность, войдя в его мир, определив его стратегии покупки, принятия решений, мотивации, ощущения наличия ресурсов, действий в упреждающей манере и т. д. Это помогает при управлении, коммуникации, взаимоотношениях, понимании и т. д. Мы больше не должны двигаться по миру, опираясь на предположения или навязывая наши стратегии мотивации, решения, убежденности и т. д. другим людям. Как только мы обнаружим их предпочтения, мы можем приспособить свою коммуникацию к их модели. В психотерапевтическом контексте мы более эффективно начинаем понимать, как помочь клиенту достичь желаемых изменений. Чтобы мотивировать другого человека, мы находим и используем его мотивационную стратегию. При коммуникации мы находим его стратегию понимания. При управлении мы находим его стратегию доверия. Если мы хотим продать человеку что-либо, мы находим его стратегию принятия решений, оценки, планирования и т. д.
 Встраивание стратегий
 Мы можем встроить стратегию при помощи яко-рения, повторения элементов стратегии (новых диалоговых линий, жестов, выражения лица и т. д.), заместительного опыта (ролевой игры) и создания измененных состояний и опыта. Когда мы встраиваем стратегию, она функционирует естественным и автоматическим образом, как целый элемент (чанк), при этом каждый этап автоматически вызывает следующий.
 1. Встраивание при помощи якорения подразумевает якорение репрезентации или состояния и введение в стратегию этапов при повторении человеком последовательности стратегии. Якорение помогает нам "провести" человека через стратегию. Когда мы осуществляем якорение последовательности, мы прикрепляем ее к некоторому контекстуальному стимулу. Извлеките этапы стратегии при помощи вопросов и наблюдения и осуществите затем якорение каждого этапа при помощи одного и того же якоря. Например, мы помогаем че-
 ловеку получить доступ к его стратегии мотивации. Скажите: "Подумайте о времени, когда вы чувствовали себя по-настоящему мотивированным..." и затем осуществите якорение этого опыта. Позднее мы можем воспроизвести этот якорь в других условиях, так чтобы человек заново получил доступ к этой последовательности стратегии мотивации в новом контексте. Паттерны синестезии автоматически поддерживают собственные, однажды инициированные процессы человека. Например, человек с боязнью воды может увидеть большой водоем и немедленно испытать фобическую реакцию. Он видит (V) воду и чувствует (if) страх. Символически мы обозначаем эту фобию как V/K. Синестезия состоит из двух компонентов репрезентативных систем, при этом первая репрезентативная система немедленно запускает вторую. Мы осуществляем якорение этой синестезии и затем переносим ее в другие ситуации. Это может ускорить чрезмерно долгую стратегию и, следовательно, позволить избежать циклов.
 У одного человека была громоздкая и неэффективная стратегия принятия решений. Он проводил много дней в размышлениях и откладывал решение, пока не упускал основные возможности. После этого он приходил в возбуждение и злился на себя за потерю такого большого количества времени. При разработке новой стратегии он рассматривал в первую очередь "вероятность упустить благоприятные возможности и потерять время" (А"/К-)Вопрос "Как вы себя чувствуете в конце вашей стратегии, когда осознаете ценность потерянного времени и упущенных возможностей" помог ему встроить стратегию. Это ускорило его стратегию и послужило необходимой мотивацией для раннего принятия решений. Он воспринимал это как ресурс при проверке своего календарного плана и использовал свои отрицательные чувства в качестве основания для принятия решений.
 2. Инструкции создают новые репрезентативные этапы для встраивания новой стратегии. Слова
 работают как якоря и могут осуществлять якорение новой стратегии, поэтому мы можем встроить стратегию, "давая инструкции".
 3. Практическим подходом к встраиванию стратегии является повторение новых видов поведения.
 Просто попросите человека потренироваться в выполнении каждого репрезентативного этапа до тех пор, пока он не будет при этом комфортно себя чувствовать. Чтобы развить визуальную систему, мы можем потренироваться в удерживании образа, в мысленном его фотографировании и последующем воспроизведении его внутри себя с за-
 Глава -15 • Стратегии
 237
 крытыми глазами и т. д. В конечном счете мы разовьем способность создавать и удерживать в своем уме внутренний визуальный образ.
 4. Повторение в'игровой форме. "Играя" в чтение
 слов в воздухе, мы больше подчеркиваем форму, а не содержание или прошлые отрицательные переживания. Пусть человек узнает, куда смотреть, куда помещать голову и глаза, когда использовать ощущения, картины и т. д. Помещая процесс во фрейм игры, мы можем ощущать повторение скорее как танец или развлечение, а не обучение правописанию или что-либо еще. Обычно это делает обучение более простым и менее напряженным.
 5. Повторение паттернов синестезии является еще
 одним действенным методом встраивания последовательностей использования репрезентативных систем независимо от содержания. Определенные паттерны синестезии будут ощущаться как незнакомые и недоделанные.
 А/К: Когда вы слышите слова внутри своей головы, обратите внимание на все свои ощущения. Определите один набор, затем снова послушайте слова и позвольте возникнуть другому ощущению. Продолжайте это, пока не получите семь различных ощущений.
 К/А: Выберите ощущение, наиболее подходящее к внутренне произносимым словам, и на основе этого ощущения создайте семь звуков. "Вступите в контакт с этим ощущением и позвольте ему превратиться в звук". Возьмите один из семи звуков и позвольте ему создать внутренний визуальный образ.
 Мы можем встроить стратегию при помощи перекрывающихся ключей доступа. V-K перекрытие: "Посмотрите вниз и вправо, расфокусируйте взгляд, дышите грудью и неглубоко, и теперь создайте картину". Повторяйте этот процесс, пока преобразование не станет плавным и простым, затем осуществите его якорение.
 6. Прерывание стратегий. Иногда мы должны прервать стратегию, которая достаточно сильно укоренилась. Мы можем прервать ее при помощи перегрузки, то есть дав ей больше информации, чем она может обработать. Естественная перегрузка происходит в шумном месте, где мы "не можем услышать свои мысли". Аналогично, человек может чувствовать себя так хорошо (или плохо), что не будет знать, что сделать или сказать; например, иногда человек оказывается так переполнен эмоциями, что может быть "потрясен красотой" или "ошеломлен" запахом. Перегрузка прерывает стратегию человека и, следовательно, препятствует завершению ее цикла.
 Мы прерываем или отклоняем стратегию, используя некоторую входную информацию для сдвига привычного хода последовательности репрезентаций. Когда мы потерялись в собственных мыслях, шум перегружает последовательность репрезентаций и отвлекает нас. Остановка или блокировка ключей доступа является прямым действенным способом прерывания стратегии (например, взмах рукой перед лицом человека, когда он пытается визуализировать!). Вы можете прервать депрессивную стратегию, попросив ощущающего депрессию человека сидеть прямо с высоко поднятой головой, дышать глубоко, отвести плечи назад, широко открыть глаза и улыбаться. Типичные депрессивные поза и паттерн дыхания способствуют сохранению чувства депрессии. Если человек находится в подавленной позе, он получает доступ к кинестетике, что препятствует ему видеть себя или говорить с собой в лучшем состоянии! Мы можем также растянуть стратегию. Мы делаем это, замыкая выход стратегии на ее вход.
 Мы прерываем и л и отклоняем стратегию, используя некоторую входную информацию для сдвига привычного хода последовательности репрезентаций.
 Человек со стратегией обязанности чувствует, что он "должен" сделать что-либо, если может видеть себя, делающего это что-либо. Мы растягиваем стратегию, предлагая ему увидеть, как он не делает это. На самом деле, когда человек видит, как он не делает то, что он хочет перестать делать, он поступает наоборот по отношению к своему привычному поведению и, следовательно, "вытягивает себя" из старой стратегии. По крайней мере, он понимает, что он знает, как не нужно выполнять старую стратегию, что является шагом в правильном направлении. Каждый из этих методов прерывания стратегии помогает остановить последовательность в середине, давая, таким образом, нам возможность переработать стратегию и встроить лучшую.
 Холл, Майкл, НЛП; "Становимся мета на логи-ческих уровнях( 1997)". Через семнадцать лет после того, как в книге "НЛП" (том I) (1980) была сформулирована модель стратегий НЛП, - вы можете ознакомиться с развитием изложенных там идей и сделать следующий шаг в изучении структуры субъективного опыта, добавив логические уровни. Беглый обзор десяти систем логических уровней НЛП и других уровней ошибочно назван "Ло-
 238
 Часть 4 • Продвинутое НЛП-моделирование
 гическимиуровнями". Целая глава посвящена моделям, разработанным тремя продуктивными исследователями логических уровней: Кожибски, Бейтсоном и Дилтсом.
 Часть III. Еще о стратегиях*
 Извлечение стратегии
 1. Приведите себя в состояние "аптайм".
 2. Установите раппорт.
 3. Определите стратегию, с которой желаете работать.
 4. Помогите человеку вернуться к опыту (полностью ассоциированно и конгруэнтно). Осуществите якорение состояния. Для поддержания состояния говорите в настоящем времени.
 5. Выпишите наблюдаемые этапы в правильной последовательности.
 6. Для установления процесса стратегии определите все ключи доступа. (Внимательно следите за движениями глаз, аудиальнымиметками, паттернами дыхания, жестами и т. д.).
 7. Когда необходимо, возвращайтесь к предыдущим этапам.
 8. Задайте основные вопросы:
 "Как вы________?" (решаете, мотивируете и т. д.).
 "Как вы узнаете, когда нужно начать?"
 "Что происходит в первую очередь?"
 "А затем?"
 "Что происходит непосредственно перед этим?"
 "Как вы узнаете, что делать в следующую очередь?"
 "Как вы узнаете, что вы закончили?"
 "Научите меня делать это так, как вы".
 9. Проверьте, является ли установленная последовательность логичной.
 10. Убедитесь в том, что вы извлекли каждый этап, а не встроили его (Используйте нейтральные предикаты).
 11. Убедитесь в том, что человек отвечает на задаваемые вами вопросы.
 12. Получите столько деталей, сколько вам нужно.
 13. Проверьте наличие циклов (возвращающихся последовательностей, не приводящих к прогрессу).
 14. Вызовите эту же стратегию в другом контексте и проверьте дублирование новой последовательности.
 Пример: извлечение стратегии принятия решений
 Установление контекста:
 1. Переживите время, когда вы с легкостью принимали верные решения.
 2. Вообразите некоторое будущее время или вероятную ситуацию, когда вам понадобится принять твердое решение. Что вы сделаете?
 3. Что происходит, когда вы принимаете некоторое решение?
 Вопросы о проверках:
 1. Где вы впервые подумали о принятии решения?
 2. Как вы узнаете, когда вам нужно принять решение?
 3. Что дает вам знать, когда нужно начать принимать решение?
 Предупреждение: Если вы спросите "Что вы видите когда начинаете принимать решение?", вы можете встроить стратегию, а не из-влечь ее.
 4. Что вы должны сделать в первую очередь, чтобы принять некоторое решение?
 Вопросы о действиях:
 1. Что вы делаете, когда готовитесь принять некоторое решение?
 2. Как вы узнаете, что настало время попробовать другие варианты?
 * Материал адаптирован из книги: Е. Gene Rooney, "Level IV" in Nemo-Linguistic Programming: Skills for Communication and Change (Reynoldsburg: L.E.A.D. Consultants, Inc., 1986), p. 6-19.
 Глава -15• Стратегии
 .239
 3. Как вы узнаете, что у вас есть несколько вариантов выбора?
 4. Как вы создаете варианты выбора?
 5. Через какие этапы вы проходите при принятии некоторого решения?
 Вопросы о проверках:
 1. Как вы узнаете, что вы приняли некоторое решение? Какие критерии вы используете при принятии решения?
 2. Как вы проверяете различные варианты?
 3. Как вы узнаете, что отдаете предпочтение одному варианту больше, чем другому?
 4. Какие требования вы должны удовлетворить, чтобы узнать, что вы обладаете верным вариантом и временем для принятия решения?
 Вопросы о выходе:
 1. Что позволяет вам узнать, что вы еще не завершили принятие решения?
 2. Как вы узнаете, что вы сделали выбор?
 3. Как вы узнаете, что вы приняли решение?
 4. Что позволяет вам узнать, что вы приняли успешное решение?
 Извлечение стратегии при помощи возвращения
 Вы можете извлечь стратегию, просто вернувшись от недавнего решения. Задавайте вопросы, придерживаясь следующего плана:
 1. "Как вы узнали, что приняли решение?" (Вопрос о выходе.)
 Примеры ответов: "Ну, я просто почувствовал это своим нутром" (iC). Или "Это было очевидно" (КУПИли "Это просто щелкнуло" (A'/A).
 2. Возвращение: "Какие требования вы должны были удовлетворить перед тем, как смогли принять решение?" (Вопрос о проверках.)
 Примеры ответов: "Я должен был рассмотреть все варианты" ( V/V). "Я просто должен был выписать все "за" и "против"" (Лущили (1*/И)или (К'/К).
 3. Возвращение: "Как вы узнали, какими вариантами обладаете?" (Вопрос о действиях).
 Примеры ответов: "Я поговорил со многими людьми" (Л<)."Я изучил соответствующую информацию" (V) или {А'/А%
 4. Возвращение: "Как вы узнали, что вы должны принять некоторое решение?" (Вопрос о проверке или о запуске.)
 Примеры ответов: "Мой босс сказал мне, чтобы я принял решение" {А"). "Я мог видеть, что находился у перекрестка" (V/V/V)."Тогдашнее положение вещей вызывало у меня слишком неприятные ощущения" (Ю).
 Потенциальные проблемы в стратегиях принятия решений*
 1. Проблемы, связанные с пониманием того, что пришло время принимать решение:
 A. Недостаточная интенсивность внутреннего диалога, говорящего "Это не работает".
 Б. Недостаточное количество картин текущей ситуации, "неясность" этих картин, картина "дорожной развилки" и т. д.
 B. Внутренний отрицательный К (неприятные чувства относительно текущей проблемы или недостаточная ассоциация).
 2. Проблемы с созданием вариантов выбора:
 A. Отсутствие визуального конструкта.
 Б. Конструирование вариантов, но отсутствие визуализации связанных с ними результатов.
 B. Недостаточное количество вариантов выбора.
 3. Проблемы с оценкой вариантов выбора:
 A. Варианты представлены не во всех системах, что делает оценку сложной.
 Б. Отсутствие внешних проверок, позволяющих получить необходимые данные (реакции других людей и т. д.).
 B. Недостаточное количество данных для принятия верного решения.
 Г. Критерии не соответствуют контексту или не определена их приоритетность.
 Д. Для принятия решения выбраны несоответствующие или нерелевантные критерии.
 Е. Gene Rooney, Ibid, p. 11-12.
 240
 Часть 4 • Продвинутое НЛП-моделирование

<< Пред.           стр. 16 (из 18)           След. >>

Список литературы по разделу