<< Пред.           стр. 17 (из 18)           След. >>

Список литературы по разделу

 Е. Каждый вариант рассматривается обособленно, а не сравнивается с другими или противопоставляется им.
 Ж. Для каждого вида решений используются одни и те же критерии... что слишком негибко и узко.
 3. Для похожих решений используются в разное время одни и те же критерии... критерии не пересматриваются в соответствии с новыми данными или другими обстоятельствами.
 Помните о важности слов, выбираемых при формулировке вопросов. Неправильная формулировка вопроса может помешать, а не помочь получить верную информацию. Старайтесь не отвлекать клиента движениями тела или рук; позвольте ему уйти внутрь себя. Спокойное наблюдение намного более продуктивно, чем навязчивая беседа с клиентом. Правильно формулируйте свои вопросы, а затем замолкай ге, чтобы он мог "уйти внутрь" к трансдеривационному поиску, необходимому для обдумывания информации.
 Когда вы просите человека "Подумать о времени, когда...?" и задаете различные вопросы о его последовательности репрезентаций, ключи доступа становятся вашими ключами установления этапов его стратегии. Движения глаз и предикаты являются особенно полезными средствами. Эти "маячки" сообщат вам, в каком порядке человек использует свои репрезентативные системы. Например, в состоящей из трех частей ШГ-стратегии вы должны быть способны увидеть (обычно) три различных движения глаз. Завершение цикла стратегии может потребовать у некоторых людей достаточно долгого времени и только секунду или две у других.
 Извлечение стратегий требует долгой тренировки. Однако спустя некоторое время делать это становится легче. Если при выполнении упражнений вы чувствуете некоторое замешательство, все в порядке. Вы найдете это простым, когда станете извлекать стратегии; помогите кому-нибудь, для кого это сложно.
 Советы по извлечению стратегий
 1. Используйте все ключи, которые вы установили во время извлечения.
 2. Используйте повторение, то есть подтверждайте полученную информацию.
 3. Обращайте внимание на невербальные ключи, особенно на паттерны движения глаз и жесты.
 4. Ищите информацию во всех репрезентативных системах.
 5. Обращайте внимание на невербальную информацию, такую как маркирование, тональность голоса и т. д.
 6. Убедитесь в том, что вы смотрите и слушаете стратегию, а не встраиваете ее.
 7. Используйте противоположные примеры (то есть скажите что-нибудь, с чем человек заведомо не согласен, и проверьте его несогласие), чтобы избежать встраивания какой-либо стратегии,
 8. Проверяйте логичность последовательности.
 9. Обратите пристальное внимание на то, отвечает ли человек на заданный вами вопрос. Продолжайте спрашивать, пока не получите ответ.
 10. Записывайте все, что вы узнали, только после того, как убедитесь в том, что это верно.
 11. Детальность (содержание) полученной вами информации не очень важна. Вы хотите собрать информацию о процессах/структуре.
 12. Ищите контраст, то есть "Делали ли вы что-нибудь еще?".
 Упражнения
 I. Стратегия
 обучения правописанию
 Группа из 4 человек, 1 час
 1. "А" выступает в роли преподавателя. "Б" и "В" играют роли студентов. "Г" выступает в роли ме-таличносги. "А" спрашивает "Б" и "В" о том, кто считает себя хорошо или плохо знающим правописание.
 2. "А" с помощью "Г" определяет паттерны движения глаз "Б" и "В". "Б" и "В" могут сами сообщить эту информацию.
 3. Начните с того участника, который лучше знает правописание. Возможно, вам потребуется проверить их грамотность, тогда попросите их произнести по буквам несколько слов. Внимательно наблюдайте при этом за всей демонстрируемой "Б" и "В" информацией (паттерны движения глаз, использование предикатов), о которой будете спрашивать позднее.
 "А" спрашивает "Б" (лучше знающего правописание) о том, что происходит в его голове, когда кто-
 Глава 15 • .Стратегии
 241
 то просит его произнести слово по буквам. Здесь у вас есть выбор из двух вариантов. 1) "А" просит "Б" вернуться к тому времени, когда он произносил по буквам сложное слово. 2) Или "А" просто просит "Б" произнести по буквам какие-нибудь сложные слова, например "асимметрия", "балюстрада", "инаугурация" или "агорафобия". "Б" продемонстрирует фазу действия своей стратегии.
 Примечание: Вы уже знаете, с чего начинает ТОТЕ при произнесении слов по буквам. Эта модель начинает с А" (слово, называемое преподавателем в классной комнате). Она должна начинаться с Л' в случае письма.
 Если "Б" может описать вам, что он при этом делает, у вас есть и наблюдение, и его понимание. Доверяйте своим наблюдениям больше, чем его пониманию. Он может не знать, что он делает на самом деле. То, что он делает, и то, что он говорит, может противоречить одно другому. Всегда верьте невербальной обратной связи больше, чем вербальной.
 4. Попросите "Б" повторить произнесение слов по буквам несколько раз. Можете попросить, чтобы "Б"" сделал это для нескольких различных слов.
 5. "А" и "Г" работают вместе. Видят ли и слышат ли они одно и то же (движения глаз, предикаты и другие "маячки")? Как только вы придете к согласию по поводу кажущейся стратегии, задайте себе следующие вопросы:
 A. В какой точке начинается стратегия? (Проверка.) В случае произнесения слов по буквам она начинается, когда человек услышал слово. Другие стратегии могут начинаться с чего-нибудь другого.
 Б. Из каких этапов состоит фаза действия? Функционирует ли она логичным образом? Имеет ли стратегия смысл для вас? Работает ли эта стратегия для большинства людей? "А" может потребоваться задать вопрос "Б" для того, чтобы убедиться, что они имеет верную стратегию.
 Например, что он делает после того, как услышал слово, которое нужно произнести по буквам? По-видимому, все лучше знающие правописание: А* (слышат слово); V (вспоминают, как они видели его ранее); К (определяют, знакомо слово или нет).
 B. В чем заключается вторая проверка? У большинства хорошо знающих правописание это обычно еще одно К, которое говорит человеку, что он произнес слово правильно.
 Г. Наконец, что приводит к выходу? Этим может быть Л'" "Это подходит". Один человек, хорошо знающий правописание, не выходил из стратегии, пока слово в его воображении ( Vi) не становилось ярко-красным.
 6. Теперь "А" делает то же с "В" (хуже знающим правописание).
 7. "А" сравнивает стратегии. Вы уже знаете, какая стратегия работает лучше. Теперь посмотрите, сможете ли вы определить, почему. Упустил ли "В" какой-нибудь необходимый этап... или добавил какой-нибудь ненужный или вводящий в замешательство? Некоторые очень плохо знающие правописание люди упускают целую модальность или "зацикливаются". (Пример: произнося слово по буквам только аудиально, человек может попытаться произнести слово, испытывает неприятные чувства, говорит "Нет, это звучит неправильно", пытается еще раз, и т. д.).
 8. После того как вы установили, где и почему не работает стратегия "В", пусть он попробует стратегию "Б" и посмотрит, как она будет работать в его случае. Попробуйте это сами. Хотя мы допускаем различные способы совершения действий и хотя существует не один способ сделать что-либо, обычно встречаются действия-универсалы. Если что-то очень хорошо работает у одного человека, возможно, это будет, по крайней мере, достаточно хорошо работать и у других людей.
 9. Когда "В" почувствует, что новая стратегия работает хорошо, осуществите якорение и подстройку
 к будущему.
 II. Стратегия принятия решений Группа из 3 человек, 1 час
 1. "А" просит "Б" выбрать конкретное принятое им решение. Пусть "Б" выберет достаточно простое решение, вроде того, что сегодня одеть или съесть на завтрак или на обед. ("А" пристально наблюдает за "Б", когда "Б" размышляет над решением. "А" может очень хорошо увидеть быструю демонстрацию им своей стратегии принятия решений.)
 2. "А" помогает "Б" вернуться (ассоциирование) к моменту принятия решения. "Б" не просто вспоминает событие, а на самом деле ассоциируется со временем принятия решения.
 Примечание: Помогая "Б", А найдет полезным использовать настоящее время при подстройке к "Б" в процессе принятия им решения. Пример: "Когда вы смотрите на меню, чтобы начать выбирать обед, что вы делаете затем?"
 242
 Часть 4 • Продвинутое НЛП-моделирование
 Если вы на каком-нибудь этапе даете "опережающую обратную связь", задавайте вопрос "Что вы делаете сейчас?". Ответ обычно будет извлекать следующий шаг процесса принятия решения. Чтобы возвратиться", вы могли бы
 ли, что пора позвать официанта?".
 3. Делайте при извлечении пометки. Наблюдайте за ключами глазного доступа. Прислушивайтесь к предикатам (ко всем "маячкам"). Определите ключевые элементы ТОТЕ, используя приведенные ниже вопросы о проверках, действиях, проверках и выходе.
 Примечание: "А" решает заранее, какой вопрос он задаст "Б" Не задавайте все вопросы одновременно. Задайте один вопрос, а затем наблюдайте и слушайте "Б". Если этот вопрос не позволяет извлечь стратегию "Б", переходите к следующему вопросу каждого пункта ТОТЕ.
 Первая проверка:
 Как вы узнаете, что надо начать принимать решение? (Или что наступило время принятия решения?)
 Где вы были, когда принимали решение?
 Что дает вам знать, что нужно принимать решение?
 Что вы делаете в первую очередь при принятии решения?
 Действие:
 Как вы собираете данные и/или создаете варианты выбора?
 Как вы узнаете, что у вас есть варианты выбора?
 Как вы узнаете, что пора попытаться подумать о новых вариантах?
 Как вы узнаете, что у вас есть несколько вариантов?
 Через какие этапы вы проходите при принятии некоторого решения?
 Вторая проверка:
 Как вы проверяете ваши варианты выбора?
 Как вы узнаете, что вариант вам нравится или не нравится?
 Как вы узнаете, что вы предпочитаете один вариант другому?
 Какие требования вы должны удовлетворить, чтобы узнать, что вы обладаете верным вариантом?
 Выход:
 Как вы узнаете, какое решение вы приняли?
 Как вы узнаете, что пришло время принимать решение?
 Как вы узнаете, что вы не приняли решение?
 Что позволяет вам узнать, что вы еще не принимаете решение?
 Примечание: При любом процессе принятия решения вы нуждаетесь в нескольких вещах:
 • триггер или намек, указывающий на то, что пришло время принимать решение;
 • способ обдумывания возможных вариантов;
 • способ проверки или оценки вариантов;
 4. Пусть "Б" воспроизведет несколько других процессов принятия решений, сделанных недавно, и обратит внимание на использованные стратегии. Они должны соответствовать полученным вами данным. Он может принимать решения невербально, а вы при этом наблюдаете только за "маячками".
 5. Поменяйтесь ролями.
 6. Поэкспериментируйте со стратегиями другого человека. Если это работает хорошо для него, будет ли это хорошо работать в вашем случае? Если человек испытывает трудности при принятии решений, сможете ли вы принять решение, используя его стратегию? Какой дополнительный (или опущенный) этап может потребоваться для улучшения его стратегии? Тщательно обсудите это, а затем пусть тот человек попробует измененную стратегию.
 III. Стратегия мотивации Группа из 3 человек, 1 час
 1. "А" просит "Б" выбрать что-либо, по отношению к чему он чувствовал очень высокую мотивацию и достиг успеха. Получите специфическую информацию о "что", "когда", "где".
 2. "А" помогает "Б" заново пережить мотивацию.
 Глава-15• Стратегии
 243
 3. "А" извлекает стратегию мотивации "Б".
 Первая проверка:
 Как вы узнаете, что пришло время мотивировать себя?
 Что вы должны сделать в первую очередь для мотивирования себя?
 Какое переживание позволяет вам узнать, что вы мотивированы?
 Действие:
 Через какие этапы вы должны пройти для мотивирования себя?
 Как вы обрабатываете варианты сильной мотивации, умеренной мотивации, не очень сильной мотивации и отсутствия мотивации?
 Вторая проверка:
 Какие критерии вы используете при выборе варианта или уровня мотивации?
 Какие требования вы должны удовлетворить, чтобы узнать, что пришло время стать мотивированным?
 Выход:
 Как вы узнаете, что вы мотивированы?
 4. Выполните проверку. "А" выбирает какое-нибудь тривиальное действие, которой "Б" может выполнить экологичным образом (встать, пересечь комнату, взять книгу и т. д.) и проводит его через стратегию мотивации. Например, стратегия мотивации "Б" выглядит следующим образом: V*-> -М"'-"* (Вижу, что работа завершена, говорю себе: "Парень, я буду рад покончить с этим" и чувствую удовлетворение. Затем "Б" выполняет действие). Итак, "А" говорит "Б": "Пожалуйста, посмотрите на ту книгу и представьте, что вы берете ее. Скажите себе: "Эй, я по-настоящему хорошо это делаю" и представьте, что ощущаете сильное удовлетворение, тем, что берете книгу".
 5. Поменяйтесь ролями.
 IV. Стратегия обучения Группа из 3 человек, 1 час
 1. "Б" выбирает время, когда он с легкостью что-то хорошо изучил.
 2. "А" помогает "Б" получить полный доступ к этому ассоциированному опыту. (Когда "Б" делает это, "А" осуществляет якорение положительных чувств, вызываемых успешным опытом обучения).
 3. "А" извлекает стратегию "Б":
 Первая проверка:
 Как вы узнаете, что пришло время изучить что-то?
 О чем вам нужно подумать или что вам нужно узнать, чтобы вы открылись для обучения?
 Как вы узнаете, что представилась возможность изучить что-то?
 Действие:
 Через какие этапы вы проходите при активном и эффективном обучении?
 Какие наименьшие этапы вы используете при эффективном обучении?
 Как вы узнаете, что следует изучить?
 Вторая проверка:
 Какие требования вы должны удовлетворить, чтобы узнать, что вы обучаетесь?
 Как вы узнаете, что вы на самом деле
 обучаетесь?
 Какой вид сравнений вы используете для оценки своего обучения?
 Что является доказательством того, что вы изучили что-либо?
 Выход:
 Как вы узнаете, когда имеет место обучение?
 Как вы узнаете, когда это конкретное обучение завершилось?
 4. Поменяйтесь ролями.
 5. Попробуйте использовать стратегию обучения другого человека для того, чтобы выяснить, работает ли она в вашем случае.
 Примечание. Хорошие стратегии обучения обладают несколькими общими компонентами*.
 1. Человек испытывает приятные, положительные чувства по отношению к обучению (например, возбуждение, рвение, готовность и т. д.). Эти чув-
 Е. Gene Rooney, Ibid, p. 18-19.
 244_______________________________________________Часть 4 • -Продвинутое НЛП-моделирование
 ства могут являться результатом V? (видение самообучения, развития и т. д.) или Л" "Разве это не возбуждает? Я могу изучить это. Я хочу знать это". Хорошая стратегия обучения будет содержать в себе некоторую мотивацию.
 2. Человек избегает чувств перегрузки или замешательства, разукрупняя целое задание. Один из способов заключается в обладании (А") компонентом, который говорит: "Как я могу разделить это на части, с которыми смогу справиться?" или последовательностью картин или меньших частей (V). Итак, стратегия обучения содержит некоторую часть стратегии принятия решений.
 К тому же хорошие учащиеся понимают, что замешательство обычно является частью процесса обучения. "Незнание" означает, что данные еще не полностью рассортированы. Хорошие учащиеся иногда ожидают замешательства. Однако в отличие от плохих учащихся, которые застревают в замешательстве, хорошие учащиеся просто оставляют вводящий в замешательство материал на некоторое время и готовятся к следующему элементу, или чанку, данных. Плохие учащиеся "испытывают неприятные чувства" по отношению к тому, что они не понимают. Хорошие учащиеся чувствуют возбуждение, восторг или вызов по отношению к тому, чего еще не знают.
 3. Эффективная стратегия обучения будет также иметь хорошую систему обратной связи, помогающую вносить исправления. В зависимости от задания, она может содержать А' для студента музыкального училища, Vе для студента художественного училища или V, К",А<для баскетболиста, выполняющего штрафные броски (V*- видение корзины; К"- ощущение привычного движения тела и рук; А' - звук мяча, проходящего через сетку).
 4. Соответствующие сравнения с другими хорошими учащимися предоставляют важную обратную связь. Сравнение себя с ранее обучающимся или с другими студентами в классе может предоставить
 неоценимые данные для вашей стратегии обучения. Узнайте, как они обучаются, и смоделируйте их стратегии обучения. Или вспомните время, когда вы обучались, и извлеките свою стратегию из того опыта.
 5. Один из вопросов выхода выглядит так: "Как вы узнаете, когда это конкретное обучение завершилось?". Этот вопрос имеет важное применение. Некоторые люди используют слишком маленькие чашей и выходят слишком быстро, так что не могут изучить большое количество информации. Некоторые используют такие большие чанки, что никогда не выходят и не чувствуют, что изучили хоть что-нибудь. Первые могут испытывать положительные чувства, но не знать при этом столько, сколько им кажется. Вторые могут изучить много, но никогда при этом не чувствовать себя компетентными. Как только хороший учащийся решает выйти, он начинает немедленно думать о том, когда, где, с кем и как он будет использовать то, что изучил.
 Вопросы для размышления
 1. Что в НЛП означает слово "моделирование"?
 2. Какие "картографические" процессы мы должны всегда принимать во внимание при работе со стратегиями?
 3. Кто разработал модель ТОТЕ7
 4. Как разработчики НЛП улучшили модель ТОТЕ?
 5. Как вы извлекаете стратегию? Назовите этапы этого процесса.
 6. Опишите, как бы вы распаковывали стратегию.
 7. Какой процесс встраивания (якорение, повторение и т. д.), как вам кажется, вы уже выполняли?
 8. Какой процесс встраивания вы хотели бы развить?
 Введение в работу на линии времени
 Что можно узнать из этой главы:
 • Как мы, используя НЛП, кодируем "время"
 • Что мы понимаем под "линиейвремени"
 • Как использовать линию времени для трансформации опыта
 • Многочисленные способы применения процессов на линии времени
 • Виды "времени"
 246
 Часть 4 • .Продвинутое НЛП-моделирование
 Насколько фреймы, заданные нами в детстве, влияют на нашу взрослую жизнь? Я (Б. Б.) убежден, что многие абстрактные фильтры, которые мы используем, став взрослыми, берут начало на ранних этапах нашей жизни. Проблемы возникают тогда, когда старые паттерны мышления больше не удовлетворяют нас. Сила работы на линии времени заключается в ее способности направлять человека на рефрейминг старых, ставших бесполезными паттернов мышления.
 Работа на линии времени и средства НЛП позволяют психотерапевту помочь клиенту излечиться от болезненных воспоминаний при помощи своих собственных ресурсов. Когда эти болезненные воспоминания подвергаются лечению, клиент может простить мать, отца или кого-то другого, причинившего ему вред. Мы убеждены в том, что полное излечение происходит только после прощения.
 Помните, что в НЛП мы имеем дело, главным образом, с процессом, а не с содержанием. При работе на линии времени мы спрашиваем: "Как наш мозг кодирует время?" Что, происходящее внутри головы, позволяет нам узнавать различие между прошлым, настоящим и будущим? Как мы узнаем о порядке, в котором произошли события прошлого? Мозг должен иметь какой-то способ кодирования времени, иначе мы были бы не способны различить в нашей жизни отдельные события. Признаки кодирования содержатся в метафорах времени и в том, как мы говорим о нем: "Я вижу впереди себя яркое будущее", "Я остался позади в прошлом и не вижу пути вперед". Такие высказывания указывают на то, что мы рассматриваем прошлые, настоящие и будущие события в пространственных терминах, в терминах направлений.
 В разделе, посвященном субмодальностям, мы подробно описали временную кодировку. Здесь мы лишь кратко повторяем этот материал. Попробуйте провести такой эксперимент. Подумайте о чем-нибудь, что вы регулярно делаете. Вы можете подумать о поездке на работу или о чистке зубов. Вспомните, как вы делали это примерно пять лет назад. Конечно, вы вряд ли сможете вспомнить конкретное время. Однако представьте время около пяти лет назад, когда вы, вероятно, осуществляли данную деятельность. Теперь вспомните, как вы делали это два года назад. После этого вспомните, как вы делали это на
 прошлой неделе. Хорошо. Представьте, как вы делаете это же в настоящем. Теперь представьте, как вы делаете это на следующей неделе, два года и пять лет спустя.
 Когда вы вспоминали и представляли данную деятельность, вы, вероятно, получили ряд мысленных картин. Посмотрите на эти картины еще раз и скажите, какие различия субмодальностей вы замечаете? Сравните и сопоставьте эти несколько картин, задав себе следующие вопросы:
 • Черно-белой или цветной выглядит каждая картина?
 • Содержит ли каждая картина движущиеся элементы?
 • Трехмерной или плоской выглядит каждая картина?
 • Вы видите себя на каждой картине или вы видите картину собственными глазами?
 • Каждая ли картина заключена в рамку или выглядит как панорама?
 • Насколько яркими выглядят картины? Увеличивается или уменьшается яркость, когда вы уходите дальше в прошлое?
 • Как далеко вы видите каждую картину?
 • Когда вы смотрите на каждую картину, они находится в фокусе или не в фокусе? Отличаются ли по этому признаку "более старые" и "более новые" картины?
 • Где в своем поле зрения вы видите каждую картину? Обратите внимание на то, как "более старые" картины отличаются от "более новых".
 Такое кодирование субмодальностей позволяет мозгу различать прошлое, настоящее и будущее. Эта деятельность мозга позволяет вам знать, что вы рассматриваете воспоминание о прошлом, и то, к насколько давнему прошлому оно относится. Эта деятельность также позволяет вам отличать прошлое от настоящего и будущего. Данная способность - неосознаваемый процесс. Ваше подсознание кодирует воспоминания таким способом, что они занимают определенное место во времени. В НЛП этот набор воспоминаний мы называем линией времени. Вы можете счесть полезным, что все ваши воспоминания располагаются линейно.
 Такое кодирование субмодальностей позволяет мозгу различать прошлое, настоящее и будущее.
 Сила работы на линии времени заключается в ее способности направлять человека на рефрейминг старых, ставших бесполезными паттернов мышления.
 Глава .16 • Введение в работу-на линии времени
 247
 Тэд Джеймс в своих тренингах, посвященных "психотерапии на линии времени", задает такой вопрос: "Когда вы проснулись этим утром, как вы узнали, что это вы?" Мы знаем это, потому что обладаем набором воспоминаний о том, как мы выглядим, звучим, ощущаем себя и т. д.
 Работа на линии времени предполагает, что картины наших воспоминаний упорядочены линейным образом. Мы обычно представляем время как течение или движение, поэтому нам нужно кодировать его, используя метафору, которая также обладает этим свойством/качеством. Большинство людей сохраняют время как определенную линию: прямую, кривую, изогнутую или ломаную. Когда вы составляли список субмодальностей своей линии времени, обратили ли вы внимание на их пространственное расположение? Можете ли вы объединить отдельные • воспоминания так,тобщ они сформировали непрерывную линию? Мы называем эту линию "линией времени".
 Мы обычно представляем время как течение или движение, поэтому нам нужно кодировать его, используя метафору, которая также обладает этим свойством/качеством.
 Использование метафоры "время - это линия" означает, что мы обращаем внимание, главным образом, на визуальные субмодальности, такие как цвет, яркость, размер, расстояние или положение. Критическим фактором (критической субмодальностью) обычно является расстояние. Отдаленное воспоминание символизирует событие, которое произошло очень давно. Чем больше воспринимаемое расстояние, тем к более отдаленному времени относится воспоминание. Другие визуальные качества также указывают на возраст и на то, относится нечто к прошлому или к будущему. Некоторые люди находят, что яркость или фокус также важны для определения того, как "далеко" во времени расположено воспоминание. Некоторые люди имеют темное или "мрачное" прошлое, а будущее часто рассматривается как "яркое" и может выглядеть расфокусированным или очень маленьким, расположенным на горизонте. Также стоит обратить внимание на то, рассматриваете ли вы время как движение ("Время - постоянно текущая река") или вы сами движетесь во времени, совершая "путешествие по жизни".
 * Книга притчей Соломоновых 29 : 18. В английском перевод: "Где нет видения, люди гибнут").
 Использование метафоры "время - это линия" означает, что мы обращаем внимание, главным образом, на визуальные субмодальности, такие как цвет, яркость, размер, расстояние или положение. Критическим фактором (критической субмодальностью) обычно является расстояние.
 Аудиальные субмодальности не позволяют нам осуществлять одновременный доступ к воспоминаниям. Кинестетические субмодальности обычно слишком неточны. Однако некоторые люди пытаются кодировать время таким способом и обычно находят, что он работает не очень хорошо! В подобных случаях предложите им больше использовать визуальное кодирование, например визуальную метафору времени, тогда они смогут увидеть время и найдут это намного более полезным, когда дело касается поиска, пересмотра и "изменения" воспоминаний.
 Каждый человек имеет свой собственный способ хранения времени. Никакой способ не является более верным или неверным. Однако то, как вы храните время, имеет некоторые последствия. Что случилось бы, если бы ваше прошлое было расположено прямо перед вами? Разве ваши прошлые воспоминания не управляли бы вами? Билл пришел ко мне в состоянии депрессии. Его девушка бросила его год назад. Работая с Биллом, я обнаружил, что картина ее ухода располагалась прямо перед его лицом. Я использовал некоторые вмешательства. Депрессия исчезла, когда Билл переместил этот образ от своего лица назад, за затылок.
 Если образ будущего располагается позади человека, будет ли он иметь мотивацию достичь этого образа? Нет, мотивация будет слабой, если вообще будет, потому что будущее располагается позади. Наиболее полезное расположение будущего - перед собой. Маловероятно, чтобы картины, располагающиеся позади нас, мотивировали, так как бессознательный разум говорит: "Эй! Позади меня - прошлое, поэтому эта картина не важна для будущего".
 С другой стороны, каковы ваши шансы достичь цели, если образ будущего располагается перед вами и выглядит большим и ярким? Если величина и яркость функционируют у вас как критические субмодальности, вы будете обладать намного большей мотивацией достижения своих целей. Есть старая поговорка: "Без откровения свыше народ необуздан"*. Работа на линии времени учит нас тому, как осознать истинность этого выражения.
 варианте: Where there is no vision, the people perish (дословный
 248
 Англо-европейское и арабское время
 Вы испытываете интерес, главным образом, к тому, что происходит сейчас, или к тому, что произойдет в будущем? Интересует ли вас будущее вообще? Как священник, я (Б. Б.) испытывал разочарование, когда встречал людей, которые живут только одним моментом. Как они могли не взвешивать обстоятельства? В то же время я завидовал им, потому что они, казалось, получали большее удовольствие от настоящего, чем я. НЛП научило меня пониманию того, что люди рассматривают время по-разному. Эта проблема имеет отношение к нейрофизиологии, а не духовности.
 Тэд Джеймс в книге "Психотерапия на линии времени и основа личности" говорит о различии между англо-европейским и арабским временем*. Англо-европейское время пришло к нам как результат индустриальной революции. Работа конвейера требует, чтобы все рабочие приходили вовремя. Конвейер требует, чтобы время было структурировано линейным образом. На каждом успешном этапе сборки рабочий вносит специфический вклад в изготавливаемое оборудование. Англо-европейское время описывает время так, что одно событие происходит после другого. Время воспринимается линейно, и события во времени располагаются как на конвейере.
 В противоположность этому в арабском времени все происходит в одно и то же время. Несмотря на то что человек, характеризуемый при помощи англоевропейского понятия времени, прибывает вовремя, для другого человека, живущего с арабским понятием времени, время не имеет значения. Если кто-то не появился сегодня, то он может с тем же успехом появиться завтра! Люди из исламских стран и регионов мира с теплым климатом, по-видимому, действуют, главным образом, в арабском времени. Они живут моментом. Время для них происходит сейчас, а не при следующей встрече. Эти люди могут заниматься несколькими делами одновременно.
 Несколько лет назад я (Б. Б.) и моя жена навещали нашего друга, миссионера, на Мартинике. Мартиника - это французский остров, находящийся в южной части Карибских островов. Начало заседания комитета с опозданием на час или около того - обычное дело на Мартинике. Если кто-нибудь сказал вам, что он придет к вам домой в три часа пополудни, он может явиться и в пять, думая, что ничего не произошло. Я пережил состояние культурного шока. Человек, который думает таким образом, будет ред-
 С м . : T a d James and Wyatt Woodsmall, Time-Lining
 Часть 4 • .Продвинутое НЛП-моделирование
 ко строить планы на время, превышающее две недели. Исключением будут случаи, когда работа или какая-нибудь другая очень важная причина заставит человека строить планы на большее время. В США вы обнаружите и англо-европейское, и арабское понимание времени. Например, если жена функционирует в англо-европейском режиме времени, а муж -в арабском, не будет сюрпризом обнаружить в их браке конфликт: жена планирует сохранить деньги на будущее, а муж хочет потратить их сейчас!
 Определение своей личной линии времени
 Как вы можете узнать, в каком фрейме времени вы функционируете? Фрейм времени, в котором вы функционируете, определяется вашим внутренним кодированием субмодальностей времени. Остановитесь на мгновение и проделайте следующий эксперимент. Вспомните событие, случившееся с вами шесть месяцев или год назад. Обратите особое внимание на то, в каком направлении будет расположен этот образ воспоминания. Образ может располагаться внутри вашей головы или снаружи ее. Он может появиться вверху или внизу, справа или слева. Укажите пальцем в направлении расположения этого образа. Получите образ события, произошедшего пять лет назад. Обратите внимание на то, где вы видите его. Продолжите возвращение во времени, получая образы десятилетней, пятнадцатилетней давности и т. д., до раннего детства. Обращайте внимание на расположение каждого образа.
 Теперь проделайте это же с будущим. Представьте что-нибудь, что, вероятно, случится через шесть месяцев, год, через два года, пять лет и т. д. Обратите особое внимание на то, в каком направлении будет располагаться каждый образ. Укажите пальцем в этом направлении. Эти образы и образы прошлого появляются в различных местах, не так ли? Ваше будущее и ваше прошлое обычно появляются в противоположных направлениях, хотя у некоторых людей они могут появляться и в одном направлении. Я (Б. Б.) обнаружил, что у меня прошлое и будущее появляются в одном направлении, но на различном расстоянии.
 Для выполнения упражнения вам может понадобиться закрыть глаза. Установив положение образов прошлого и будущего, получите теперь в своем сознании образ настоящего. Где вы располагаете насто-
 the Basis of Personality (Cupertino: Meta Publications, 1988),
 Глава 16 • Введение в. работу на линии времени
 249
 ящее? Обратите внимание на то, что "настоящее"
 появляется в ином месте, чем ваше прошлое и будущее. Это иллюстрирует то, как мозг различает время у большинства людей. И если вы объедините все свои отдельные воспоминания (которые включают прошлые и будущие "воспоминания"), вы получите свою личную линию времени. Если вы не можете сделать это, не волнуйтесь. Просто читайте дальше.
 Сложности
 при извлечении линии времени
 Для установления линии времени у многих людей достаточно просто попросить их указать в направлении расположения их прошлого и будущего. Однако если в вашем случае это не работает, вам, возможно, нужно потренироваться в видении визуальных образов своих воспоминаний. Ранее мы просили вас вспомнить ряд дел, которые вы регулярно делаете. Вы вспоминали, как делаете их в прошлом и представляли в будущем. Было ли это легко? Если вы были способны сделать это, то ряд картин прошлого и будущего репрезентирует вашу линию времени. У меня были клиенты, которые говорили: "Я могу получить картины, но они не настолько ясны, как если бы я смотрел на них". Большинство людей имеют такой опыт, и это хорошо, потому что это означает, что они могут сказать, когда они находятся в состоянии "аптайм" и когда они вспоминают. Полезное различие! Мы не хотим, чтобы ясность вспоминаемого образа была такой же, как и ясность действительности. Использование этой техники воспроизведения ряда событий, относящихся к различному возрасту, является эффективным средством извлечения линии времени. Вы можете попросить клиентов вспомнить счастливые события, произошедшие за определенное количество лет. Попробуйте это сами.
 Вы все еще не знаете положение своей линии времени? Не волнуйтесь. Давайте попытаемся. Просто предположите, что вы знаете положение своей линии времени. Попросите свое подсознание взять на себя управление вашим пальцем. Оно знает, какой палец на какой руке указывает в направлении вашего прошлого. Если бы вы знали положение своего прошлого, то в каком направлении вы бы указали? Когда ваше подсознание укажет на прошлое, поблагодарите его. Теперь, подсознание, скажи, в каком направлении я располагаю будущее? Позвольте ему
 указать вашим пальцем в направлении вашего будущего.
 Вы все еще не знаете положение своей линии времени? Не волнуйтесь. Вы не вступаете в клуб чудаков. Я извлек много линий времени. Многие Клиенты отвечали немедленно, когда я просил их указать в направлении их линий времени. У меня (Б. Б.) была только одна неудача.
 Мой друг Рэиди испытывал сложности при создании картин в своей голове. Рэнди осуществлял репрезентации, главным образом, кинестетически. Поэтому я сделал так, чтобы он расположил свою линию времени на полу. Я попросил Рэнди представить свою линию времени на полу, сделав ее длиной десять или пятнадцать футов. Затем Рэнди разместил воспоминания на своей линии времени. "Рэнди, вот твоя линия времени на полу, какой ее конец представляет твое прошлое, а какой настоящее?" Он сказал мне, какой конец представляет прошлое, а какой настоящее. Затем я предложил Рэнди пройти по своей линии времени. Я всегда пытаюсь вызвать визуальные репрезентации. Однако вы можете оказаться как раз одним из тех, кто испытывает при этом сложности. Прогулка по своей линии времени является одним из вариантов.
 Могу я предупредить вас? Вы помните про ассоциацию и диссоциацию? Основной ключ к эффективности линии времени заключается в том, что она диссоциирует человека с его воспоминаниями. Прогулка по линии времени мешает этому. Клиент с легкостью ассоциируется с каждым воспоминанием. Однако НЛП предлагает методы, позволяющие научить клиента диссоциироваться при прогулке по линии времени*. Благодаря такой диссоциации работа на линии времени оказывается эффективным приемом в удалении эмоциональных страданий при помощи рефрей
 иминга.
 При извлечении линии времени обращайте больше внимания на процесс припоминания.
 При извлечении линии времени обращайте больше внимания на процесс припоминания. Спрашивайте о воспоминании, а не о содержании. Знайте, что когда люди начинают описывать содержание воспоминаний, они перешли к содержанию, а не к образу воспоминания. Побудите их фокусироваться на воспоминании, то есть на положении припоминаемого образа.
 * Роберт Дилтс в своей книге "Изменение убеждений с помощью НЛП" широко использует понятие прогулки по линии времени. Мы рекомендуем читателю эту книгу как пример прекрасного использования данного понятия при изменении убеждений и реимпринтинге.
 250
 Часть 4 • Продвинутое НЛП-моделирование
 Рефрейминг частей
 Вы все еще испытываете сложности, пытаясь увидеть свою линию времени? Если это так, у вас, возможно, есть абстрактная часть, которая возражает против того, чтобы вы видели свою линию времени. Цель этой части может заключаться в защите вас от некоторого воспоминания или воспоминаний прошлого. К сожалению, многие люди пережили тяжелое детство. Болезненные воспоминания об этом скрыты в глубинах бессознательного разума. Ваша защитная часть скрывает эти воспоминания от сознания. Иногда сознание создает неосознаваемые части для подавления болезненных воспоминаний, чтобы иметь с ними дело как бы сознательно, но не реалистично. Поблагодарите эту часть за то, что она защищала вас все эти годы. Убедите ее в том, что вы уже достигли того возраста и той мудрости, когда можете принять болезненные воспоминания, чтобы рассмотреть и трансформировать их. Скажите этой части, что у вас есть другие способы самозащиты. Убедите ее в том, что она не будет уничтожена и что ваша цель заключается в том, чтобы позволить ей выполнить свое самое важное для вас намерение. Вступите
 в контакт с этой частью, которая, без сомнения, убеждена в том, что она защищает вас, и спросите ее, в чем заключаются ее намерения/цели по отношению к вам. Когда вы получите ответ, спросите ее, в чем для вас заключается цель/намерение этого ответа. Продолжайте задавать этот вопрос, пока не получите намерение/цель, которые дадут вам разрешение вернуться и очистить старые воспоминания. Я вас уверяю, что если вы продолжите задавать вопрос о самом важном намерении/цели, вы получите положительный ответ. А этот положительный ответ даст вам разрешение на установление своей линии времени и, в конечном счете, на рефрейминг (лечение) проблемы, когда вы обнаружите новые ресурсы.
 "Сквозь время" и "во времени"
 Появляются ли образы прошлого, настоящего и будущего перед вами? Если это так, вы функционируете как человек "сквозь время". Ваша линия времени тя-
 
 Рис. 16.1. "Сквозь время" и "во времени"
 Глава -16 "-Введение-в-работу на линии времени
 251
 нется справа налево или, может быть, сверху вниз или может даже образовывать угол или букву "V". Может наблюдаться любая комбинация. Однако все картины, образующие вашу линию времени, будут появляться где-нибудь перед вами. Человек "сквозь время" обычно действует в англо-европейском режиме времени. Если вы располагаете какие-нибудь образы линии времени позади себя, так, что линия проходит сквозь ваше тело, то вы, вероятно, действуете в арабском режиме времени, как человек "во времени" (рис. 16.1).
 Линия времени влияет на личность человека (см. книгу Холла и Боденхамера "Постижение человека: планирование с помощью метапрограмм", 1997). Как упоминалось ранее, ваша линия времени может иметь любое направление. Линия времени может выглядеть прямой линией, спиралью или петлей. Вы можете функционировать в режимах "сквозь время" или "во времени". Люди "сквозь время" обычно диссоциированы от своих воспоминаний. Они видят себя в своих воспоминаниях. Из-за того, что их линии времени располагаются перед ними, время для них часто имеет высокую ценность. Этим людям трудно впустую тратить время. Человек "сквозь время" всегда будет стремиться не прогадать.
 Линия времени влияет на личность человека.
 Вы, возможно, хорошо знакомы с опросником "Индикатор типов Майерс-Бриггс". Человек "сквозь время" по Майерс-Бриггс оценивается как "ориентированный на суждения". "Ориентированный на суждения" "сквозь время" любит организацию. Он будет делать что-либо шаг за шагом. Он любит процедуру. Время у него функционирует всегда на сознательном уровне. Вы можете быть уверены в том, что человек "сквозь время" придет на встречу вовремя. Таким людям нравятся карманные календари, и они носят их с собой. Человек "сквозь время" любит цели и регулярно задает их. Он нуждается в закрытости. Человек "сквозь время" скажет: "Давайте решим это сейчас и продолжим действовать".
 Человек "сквозь время" по Майерс-Бриггс оценивается как "ориентированный на суждения". Человек "во времени" сравнивается по Майерс-Бриггс с "перцептивно-ориентированным" типом.
 Человек "во времени" сравнивается по Майерс-Бриггс с "перцептивно-ориентированным" типом. Помните, что если какая-нибудь часть линии време-
 ни человека располагается позади его, он живет "во времени". Прошлое человека "во времени" обычно располагается позади него. С другой стороны, человек "сквозь время" видит свое прошлое перед собой (обычно слева). Поэтому прошлое может преследовать человека "сквозь время" сильнее, чем человека "во времени". Оба этих варианта по-своему ценны.
 Однако человек "во времени" испытывает сложности с освобождением от эмоций. В отличие от человека "сквозь время", человек "во времени" склонен ассоциироваться со своими воспоминаниями. Такие люди смотрят на прошлое своими собственными глазами. Поэтому они ощущают прошлое так, как если бы оно происходило сейчас. Для людей "во времени" работа на линии времени является счастливой находкой. Она позволяет им диссоциироваться от своего прошлого, осуществить рефрейминг проблемы и освободиться от эмоций.
 По Майерс-Бриггс, человек "во времени" оценивается как перцептивно-ориентированный. Организованность не является свойством человека "во времени". Он живет сейчас, наслаждаясь моментом. Из-за того, что люди "во времени" живут сейчас, они хорошие любовники. Время не кажется им важным. С другой стороны, человек "сквозь время" может испытывать трудности, живя сейчас. Прошлое и будущее человека "сквозь время", как и сейчас, всегда существуют в настоящем. Помните, что линия времени человека "сквозь время" всегда полностью располагается перед ним.
 Человек "во времени" всегда живет настоящим и желает наслаждаться им сейчас. Любимым выражением человека "во времени" может быть "Немедленно будь здесь". Живя в состоянии постоянной ассоциации, человек "во времени" может каждую неделю испытывать различные проблемы. Когда ему захочется, человек "во времени" может вспомнить и заново пережить любое воспоминание или состояние. Люди "во времени" испытывают трудности с чувством времени и для них непросто прибыть на встречу вовремя. Из-за того, что они живут настоящим моментом, они могут забыть о следующей встрече. Ежедневники и списки дел имеют малую важность для людей "во времени". Они могут использовать их в своей жизни, но не ожидайте, что они им понравятся. Относясь к перцептивно-ориентированному типу, они действуют противоположно ориентированным на суждения людям. Человек "во времени" не хочет немедленного решения всех проблем; он желает, чтобы варианты были открытыми. Люди "во времени" приспосабливаются к той жизни, которая есть.
 Может ли кто-нибудь действовать, сочетая характеристики и человека "сквозь время", и человека "во времени"? Да, многие определенно могут. В различ-
 252
 Часть 4 • Продвинутое НЛП-моделирование
 ных контекстах вы можете проявлять обе формы поведения. Цель НЛП заключается в увеличении вариантов выбора. Некоторые люди с пользой действуют в обоих режимах времени.
 Иногда вы будете сталкиваться с людьми, которые испытывают сложности при доступе к одиночному воспоминанию. Это может быть вызвано тем, что схожие воспоминания сгруппированы вместе. Хотя я не могу научно обосновать это, мой психотерапевтический опыт показывает мне, что такое явление существует. Жестокое обращение, страдания, несчастья и т. д. создают у человека нежелательные формы поведения, такие как депрессия, приступы паники, тревожные расстройства и т. д.
 Например, случалось ли, что кто-нибудь напоминал вам значимого для вас человека и тем самым за-
 пускал у вас изменение, приводящее к нежелательному состоянию? Это происходило, хотя вы знали, что это не тот человек, который первоначально повлиял на ваше состояние. То, что незнакомец напоминал значимого для вас другого человека, запускало гештальт воспоминания об этом человеке. Это объединение воспоминаний и дает работе на линии времени его силу. Воспоминания являются результатом личностной истории.
 Гештальт или группировка воспоминаний обычно являются результатом того, что мы называем значительными эмоциональными болезненными переживаниями. Значительное эмоциональное болезненное переживание происходит тогда, когда мы встраиваем нечто, полученное при переживании высокой интенсивности. Модель работы на линии времени со-
 
 Другие похожие воспоминания, связанные со значительным эмоциональным болезненным переживанием
 
 Рис. 16.2. Гештальт и
 знательные
 эмоциональные болезненные переживания
 Глава 16" Введение в работу на линии времени
 253
 стоит из гештальтаили группировки наших воспоминаний на эмоциональном уровне (см. рис. 16. 2.). Я (Б. Б.) убежден в том, что это происходит на нервном уровне и связано с активностью нейротранс-миттеров. Нейротрансмиттеры - это те химические посредники, которые позволяют одной нервной клетке осуществлять коммуникацию с другой. Любой стимул или якорь, который запускает одно воспоминание, будет запускать целый гештальт.
 Гештальт или группировка воспоминаний обычно являются результатом того, что мы называем значительными эмоциональными болезненными переживаниями.
 Я (Б. Б.) знал о существовании этой модели до того, как осознал ее. У меня в приходе были люди, которые не любили меня, что было вызвано обобщением. Некоторые даже покинули церковь. Пытаясь найти причину этого, я обнаружил, что напоминаю им отца, который эмоционально оскорблял их. Моя сильная личность выступала в качестве триггера, запускавшего целый отрицательный гештальт воспоминаний об отце. Один человек сказал: "Даже ваш голос звучит как голос моего отца!" Гештальт всегда имеет триггер (якорь). Когда бы вы ни увидели, услышали или почувствовали что-нибудь похожее на исходный триггер, запустится целый гештальт. Работа на линии времени при помощи рефрейминга содержания воспоминания на метауровне приведет к сдвигу субмодальной структуры воспоминания и изменению эмоциональной части гештальта. Это приведет к удалению триггера. При работе на линии времени изменяется вся ментальная стратегия.
 Удаляя эмоциональную часть гештальта, работа на линии времени удаляет триггер.
 значений, которыми мы их наделяем, с телом. При работе на линии времени мы не воздействуем на саму эту связь. Вместо этого мы позволяем клиенту освободиться (осуществить рефрейминг воспоминаний) от эмоционального содержания воспоминания, и при этом разрывается связь воспоминаний, так как изменяется процесс нейротрансмиссии. Воспоминания остаются, но работа на линии времени позволяет человеку осуществить полный рефрейминг воспоминания, изменяя эмоциональную реакцию. Таким образом, осуществляя рефрейминг значительного эмоционального болезненного переживания, человек, образно говоря, выходит из этой последовательности, и гештальт больше не запускается, как это было раньше.
 Помните, что люди "сквозь время" все свои воспоминания располагают перед собой. Так как все их воспоминания находятся перед ними, то, теоретически, они будут испытывать большее влияние своих болезненных воспоминаний, чем люди "во времени". Однако люди "во времени" также создают гештальт воспоминаний и также испытывают их влияние. В самом деле, из-за того, что люди "во времени" склонны ассоциироваться со своими воспоминаниями о прошлом, они могут "ощущать" их интенсивность в большей степени, чем люди "сквозь время", которые склонны диссоциироваться от своих воспоминаний.
 Люди "сквозь время" создают гештальт своих воспоминаний с большей легкостью, чем люди "во времени". Когда вы попросите человека "сквозь время" получить доступ к конкретному воспоминанию, он может испытывать сложность при выделении гештальта. Вместо того чтобы увидеть одно воспоминание, он может увидеть несколько. Когда это происходит, попросите клиента представить свои воспоминания так, как если бы они находились в фотоальбоме. Затем пусть он перелистывает страницы в обратном порядке. Это поможет ему получить доступ к отдельным воспоминаниям. (См. раздел "Трансдеривационный поиск" в главе 13.)
 Посмотрите на линию между отдельными воспоминаниями (рис. 16.2) и скажите, что она содержит. Линия обозначает нервные импульсы, запускающие эмоции. Нейротрансмиттеры - это химические посредники, которые передают информацию между двумя нервными клетками. Окружности обозначают воспоминания (значительные эмоциональные болезненные переживания). Эмоции являются результатом взаимодействия этих воспоминаний с телом. Вспомните, базовая модель НЛП учит нас, что наши состояния являются результатом осуществляемого при помощи центральной нервной системы взаимодействия внутренних репрезентаций и словесных
 Периоды развития
 Хотя работа на линии времени формально не является частью НЛП, она касается значительных эмоциональных болезненных переживаний, а гештальт предоставляет области для изменений. Обнаружение исходной причины отрицательного состояния является ключом к успешной и полной психотерапии. Где клиент располагает исходную причину первого значительного эмоционального болезненного переживания проблемы? Как только вы узнаете положение
 254
 Часть 4 • Продвинутое НЛП-моделирование
 первого значительного эмоционального болезненного переживания, вы сможете использовать работу на линии времени для рефрейминга отрицательных эмоций из целого гештальта.
 Как только вы узнаете положение первого значительного эмоционального болезненного переживания, вы сможете использовать работу на линии времени для удаления всех отрицательных эмоций из целого гештальта.
 Тэд Джеймс, первый разработчик "психотерапии на линии времени*, указывая на три основных этапа развития, через которые проходят все, опирался на работу социолога Мориса Масси. Масси называл эти три основных периода периодом отпечатков, который имеет место с рождения до семилетнего возраста, периодом моделирования, который начинается в 8 лет и продолжается до 13 лет, и периодом социализации, который начинается примерно в 14 лет и продолжается до 21 года. Знание этих периодов поможет вам при установлении положения и избавлении от значительных эмоциональных болезненных переживаний.
 Бадртона "Состояния равновесия", в которой
 торо Дж но, главным образом, на работу Жана Пиаже. Я Б. Б.) очень рекомендую эту книгу в
 Период отпечатков
 В период отпечатков (от рождения до семи лет)
 разум ребенка функционирует как губка. Развитие ментальных фильтров (сознания) в этом раннем возрасте не происходит. Поэтому ребенок усваивает уроки и поведение своих родителей и других значимых взрослых. Из-за того, что ббльшая часть изученного в этот период располагается в подсознании, многие воспоминания о событиях этого периода находятся вне сознательной осведомленности. Метамодель и языковые паттерны Милтон-модели позволяют обнаруживать эти вытесненные воспоминания.
 В этот период у ребенка развивается понятие о Боге/божественном. Попробуйте предположить, от кого они узнают о понятии Бога? Правильно, от отца. Если отец любит ребенка и заботится о нем, ребенок вырастет с убеждением, что Бог также любит своих детей и заботится о них. Если отец обращается с ре-
 бенком жестко и даже жестоко, ребенок вырастет с убеждением, что Бог также обращается со своими детьми жестко и жестоко. Работа на линии времени предоставляет средство для реимпринтинга этих воспоминаний. Большая часть вашей работы с линией времени и значительными эмоциональными переживаниями будет связана с воспоминаниями, образованными в период формирования отпечатков на линии времени клиента.
 Работа на линии времени предоставляет средство для реимпринтинга этих воспоминаний.
 Период моделирования
 В период моделирования (между восемью и 13 годами) ребенок начинает моделировать поведение окружающих его людей как бессознательно, так и сознательно. До семилетнего возраста ребенок не различает себя и своих родителей. Однако примерно в восемь лет он начинает замечать различия между собой и родителями. У него также развивается осознание других окружающих его людей. Он начинает моделировать поведение своих кумиров. Личные ценности начинают формироваться в восьмилетнем возрасте. Масси утверждает, что в этот период формируются наши основные ценности. По Масси, особенно важен десятилетний возраст. Какие значимые события, произошедшие в вашей жизни, когда вам было десять лет, определили ваши ценности? Масси убежден в том, что ваши жизненные ценности определяются вашим миром в десятилетнем возрасте. Когда вы имеете дело с людьми, у которых проблемы с ценностями, ищите неприятности, случившиеся в периоде моделирования.
 Период социализации
 Период социализации - это возраст от 14 лет до 21 года. На этом этапе развития человек начинает взаимодействовать с другими людьми. В этот период формируются взаимоотношения и социальные ценности. Эти взаимоотношения и социальные ценности обычно сохраняются до конца жизни. Работа на линии времени предоставляет средства изменения этих ценностей. Если клиент испытывает трудности в социальных областях своей жизни, вы можете сначала поискать их исходную причину в данном периоде. Однако подобные проблемы могут иметь начало также в периоде моделирования или периоде отпечатков.
 Глава 16 • Введение в.работу на линии времени
 255
 По ту сторону предъявленной проблемы
 Большинство клиентов не сообщают вам о действительной проблеме, когда приходят в первый раз. Сью пришла ко мне в состоянии дистресса из-за того, что ее врач прекратил лечение антидепрессантами. Муж Сью оставил ее шесть лет назад. С того времени у нее развилась лекарственная зависимость. Как она сможет жить без препаратов? Ее предъявляемая проблема была связана с тем временем, когда ее покинул муж. Однако после опроса на поверхность всплыла более значительная проблема. Ее мать умерла от рака, когда Сью была еще ребенком. Воспоминание о смерти матери обобщилось (образовало ге-штальт) с воспоминанием о более раннем разводе ее родителей. Эмоции, сопровождающие развод с мужем, слились с эмоциями о смерти ее матери и предшествующем этому разводе родителей Сью. Итак, развод с мужем являлся только лишь примером более серьезной проблемы или значительного эмоционального болезненного переживания. Большая проблема заключалась в смерти ее матери и предшествующем этому разводе родителей. Психотерапия Сью требовала того, чтобы я привел ее обратно, к исходной причине или значительному эмоциональному болезненному переживанию. Исходная причина имела место давно, когда Сью узнала, что ее родители планируют разойтись.
 Развод с мужем являлся лишь примером действительной проблемы Сью. Развод был одной из послед-н^бусин на длинной нитке жемчужин значительных эмоциональных болезненных переживаний. При опросе Сью она рассказала о более серьезной проблеме, которая касалась открытия, что у ее матери рак в терминальной стадии. Для того чтобы результаты работы на линии времени были устойчивыми, вы должны справиться с большей проблемой, значительным эмоциональным болезненным переживанием или исходной причиной. Когда вы осуществите рефрейминг большей проблемы, исчезнут и другие связанные с ней проблемы (рис. 16.3). Клиент, вероятно, не будет осведомлен об их существовании. Работа на линии времени позволяет изменять гешталь-ты воспоминаний и связанные с ними стратегии.
 Для того чтобы результаты работы на линии времени были устойчивыми, вы должны справиться с большей проблемой, значительным эмоциональным болезненным переживанием или исходной причиной.
 Большая проблема или исходная причина функционируют как метауровневые структуры, неосознанно управляющие клиентом и вызывающие нежелательное поведение. Лечение требует доступа к
 
 Рис. 16.3. Большая проблема
 256
 Часть 4 • -Продвинутое НЛП-моделирование
 нервным процессам этой части клиента, и в то же время клиент должен получить доступ к метаупрв-невым ресурсам, которые излечат его (осущес%т рефрейминг) от большей проблемы. Работа на линии времени - это способ, позволяющий обнаружить и извлечь стратегию лечения большей проблемы, и в то же время получить доступ к ресурсам более высокого уровня, которые могут повлиять на проблему.
 Наши воспоминания вносят значительный вклад в нашу личность. Работа на линии времени обращается непосредственно к воспоминаниям. При работе на линии времени изменяется весь гештальт и связанные с ним стратегии. Стратегии формируются за долгое время. При помощи работы на линии времени можно изменить целые стратегии. Причина этого состоит в том, что работа на линии времени проводится непосредственно со способом кодирования нами воспоминаний, лежащих в основе создания стратегий. У Сью была завершенная стратегия депрессии. Работа на линии времени полностью разрушила эту стратегию. Сью больше не могла реализовать ее. Я знал, что психотерапия сработает, когда Сью больше не сможет реализовать стратегию депрессии.
 Управление памятью:
 переживание своей
 линии времени
 По мере прогрессировать в обучении вы накапливаете все больше средств, помогающих вам при работе на линии времени. Пора испытать собственную линию времени в более практическом смысле.
 Вспомните свою личную линию времени. Я хочу, чтобы вы сейчас просто диссоциировались от своего тела. Представьте, что вы выплываете из своего тела. Покиньте свое сидящее или стоящее тело и поднимитесь над ним и над образами своей линии времени. Поднимитесь высоко и увидьте весь континуум прошлого, настоящего и будущего. Вы можете видеть образы на своей линии времени. Разве не приятно подняться над всем этим? Да, это просто описывает, как люди "поднимаются над всем этим*. Когда вы делаете это, вы переходите на метауровень по отношению к своей линии времени. Когда вы "поднимаетесь" над линией времени, вы диссоциируетесь.
 Сравните относительную яркость прошлого и будущего. Если вы в прошлом испытали много боли, оно может выглядеть намного более темным, чем
 ваше будущее. Если вы видите темные области в прошлом, это может указывать на жестокое обращение. Обратите внимание на то, что я сказал "может", это важно. Если яркость прошлого и будущего различна, попытайтесь увеличить яркость прошлого, чтобы она приблизилась к яркости будущего. Теперь, возможно, ваше будущее темнее, чем прошлое. Если это так, попытайтесь увеличить яркость будущего, чтобы оно стало даже ярче, чем прошлое. Можете ли вы увеличить яркость как прошлого, так и будущего на своей линии времени? Если да, изменяет ли это ваше восприятие? У некоторых людей изменяет, у некоторых - нет. Как мы обсудили в разделе, посвященном субмодальностям, принципиальные различия находятся, главным образом, в метауровневых структурах. Однако у некоторых людей, особенно у визуально ориентированных, изменение яркости ли-нии времени может привести к некоторым положительным сдвигам. У такого типа людей "яркость" передает положительные метауровневые значения.
 Вы все еще находитесь над своей линией времени? Хорошо. Теперь я хочу, чтобы вы выбрали в прошлом воспоминание, которое имеет для вас небольшую важность. Выберите, пожалуйста, несущественное воспоминание. Сохраните эту неинтересную информацию до более позднего времени. Переместитесь назад, чтобы находиться над этим воспоминанием, и посмотрите вниз, на него. Вы видите себя в воспоминании, верно? Хорошо, теперь удалите это воспоминание из своей линии времени и вытолкните его куда-нибудь далеко. Просто толкайте его все дальше и дальше, пока оно не исчезнет. По мере того как оно удаляется, делайте его темнее. Обратите внимание на пустой промежуток в своей линии времени, там раньше было это воспоминание. Теперь выберите новое воспоминание. Пусть оно будет приятным. Возьмите его и вставьте в пустое место, которое раньше занимало старое воспоминание.

<< Пред.           стр. 17 (из 18)           След. >>

Список литературы по разделу