<< Пред.           стр. 18 (из 18)           След. >>

Список литературы по разделу

 Хорошо. Оставаясь над линией времени, переместитесь в будущее. У вас есть будущая линия времени, не так ли? Мудрец сказал: "Без откровения свыше народ необуздан"*. Этот мудрый человек знал, что все мы имеем потенциал, позволяющий часто мечтать о будущем. А часто мечтая о будущем, мы создаем это будущее. Что вы хотите от своего будущего? Вы хотите, чтобы произошло какое-то событие? Выберите образ себя, живущего и поступающего так, как вы хотите жить и поступать, но так, чтобы это не нарушало вашу экологию. Сделайте образ по-настоящему привлекательным. Вам может понадобиться увеличить яркость или фокус цветов. Поэкспериментируйте с размером образа, чтобы сделать его очень привлека-
 Книгапритчей Соломоновых 29:18.
 Глава-16 • Введение в- работу на линии времени
 257
 тельным. У большинства людей эмоциональный компонент образа усиливает его увеличение.
 Как только вы получите образ, шагните внутрь него. Создайте вокруг себя все ощущения жизни и поведения человека, которым вы хотите быть. Испытав эмоции человека, которым вы хотите быть, выйдите из рисунка. Продолжая видеть себя в образе, поместите образ в свою будущую линию времени. Выберите время в будущем, к которому, как вы считаете, реально стать таким человеком. Хорошо. Просто вставьте этот образ в свою будущую линию времени. Прекрасно. Оставаясь над своей линией времени, над этим будущим событием, посмотрите назад, на сейчас. Обратите внимание на то, как все события между настоящим и тем будущим событием начинают выравниваться так, чтобы вы стали тем человеком. Теперь переместитесь, чтобы находиться над настоящим, войдите в свое тело и ассоциируйтесь с ним. Посмотрите вперед, на свою линию времени, и обратите внимание на то, как все события между этим будущим и настоящим выравниваются так, что вы не можете не стать таким человеком. Хорошо. Как вы ощущаете управление своими воспоминаниями и мечтами о будущем?
 Рефрейминг воспоминаний при помощи быстрого лечения фобий
 Использование работы на линии времени вместе с быстрым лечением фобий является наиболее эффективным средством удаления визуального компонента значительного эмоционального болезненного переживания. При удалении визуального компонента обычно исчезает и соответствующий кинестетический компонент. Работая с клиентом, страдающим от фобии, проведите его назад по его линии времени, пока он не прибудет к месту встраивания фобии.
 Нельзя, чтобы он ассоциировался с моментом встраивания фобии. Просто оставьте его над линией времени, и пусть он поместит над ней воображаемый киноэкран. Проведите с клиентом быстрое лечение фобии. Сделайте это после удаления отрицательных эмоций. Это сделает процедуру более эффективной и более легкой для клиента.
 Использование работы на линии времени вместе с быстрым лечением фобий является наиболее эффективным средством удаления визуального компонента значительного эмоционального болезненного переживания.
 Я часто использую эту модель с жертвами сексуального насилия. Спросите клиентку, понравилось ли бы ей, если бы эта картина (картины) были удалены из ее сознания. Если она ответит "да", проведите быстрое лечение фобии с этим конкретным воспоминанием. В редких случаях модель быстрого лечения фобий не удалит визуальный образ эффективным образом. В таких случаях для полного удаления картины я использую паттерн "Взмах". Используйте паттерн "Взмах" также для того, чтобы заменить удаленное воспоминание приятным. В следующем разделе это будет объяснено более подробно.
 Замена воспоминаний при помощи паттерна "Взмах"
 Заменяя воспоминания на линии времени, выполните паттерн "Взмах*, используя ассоциированную картину пустого промежутка на линии времени. Помните, что при быстром лечении фобии клиент стирает визуальный компонент образа воспоминания. Попросите его сформировать ассоциированную картину пустой области. Если части картины останутся, предложите клиенту сформировать ассоциированную картину того, что осталось после быстрого лечения фобии. Применяя паттерн "Взмах", замените эту ассоциированную картину диссоциированной картиной приятного воспоминания, которое выбрал кли- • ент. Паттерн "Взмах" дает нам еще одно действенное средство замены этих старых удаленных воспоминаний. Помните, что сначала стоит попытаться осуществить взмах при помоши большой и маленькой картин. Если это не работает, осуществите взмах при помощи расстояния.
 Этапы работы на линии времени*
 Приведенная ниже схема облегчит вам начало непосредственного процесса работы на линии времени. Выполняя эту последовательность этапов, вы сможете побудить клиента начать психотерапевтический процесс. На основе изучения психотерапевтических методик** Ричарда Бэндлера Тэд Джеймс разработал следующую процедуру направления клиента к психотерапевтическому вмешательству.
 * Выражаем особую благодарность доктору философии Тэду Джеймсу за его вводную работу по психотерапии на линии времени.
 ** См.: Richard Bandler, Magic In Action (Cupertino: Meta Publications, 1984).
 258___________________________________ Часть 4 •..Продвинутое- НЛП-моделирование
 1.Установление раппорта
 Перед любым психотерапевтическим вмешательством всегда устанавливайте раппорт с клиентом. Перед переходом к непосредственному вмешательству проверяйте раппорт.
 2. Сбор информации
 Когда клиент приходит к вам, он находится под влиянием следствия некоторой причины. Ваша работа включает перемещение его к причине. Использование метамодели и других навыков консультирования, которые вам, возможно, известны, позволяет собрать столько информации о клиенте, сколько вы считаете нужным. Помните, что метамодель приводит вас к глубинной структуре, лежащей под данными поверхностной структуры. Вы вызываете постоянные изменения в глубокой структуре. Перед началом психотерапии посвятите от тридцати минут до одного часа сбору информации. Ваша цель заключается в том, чтобы добраться до большей проблемы.
 3. Переход от следствия к причине
 НЛП и работа на линии времени используются главным образом на уровне процессов. Когда клиент приходит к вам и говорит: "Я в депрессии", - вы перемещаете его от следствия к причине, спрашивая: "Как вы делаете это?". Клиент, вероятно, скажет: "Что вы имеете в виду? Как я делаю что?" Вы отвечаете: "Я хочу знать, что вы делаете внутри своей головы для того, чтобы вызвать у себя процесс депрессии".
 "Депрессия" является примером номинализации. Большинство проблем, с которыми люди приходят к вам, выражаются в виде номинализации. Можете ли вы поместить депрессию в тачку? Можно ли поместить в тачку вину, тревогу, страх и стыд? Вы переместите клиента к причине/выбору тогда, когда превратите их номинализированные проблемы в процесс.
 Вопрос "Как вы делаете это?" хорошо подходит для работы с номинализациями. Он также применяется ко всем видам чтения мыслей и причинно-следственных отношений. Когда вы задаете вопрос "Как вы делаете это?", вы обычно диссоциируете клиента от его проблемы. Некоторые клиенты могут быть ассоциированы со своим проблемным состоянием, поэтому они диссоциируются (становятся "мета") для того, чтобы увидеть, как они создают проблему. Состояние диссоциации позволяет им описать, как они делают это. Если у них есть фобия или тяжелая травма, они должны запустить стратегию создания проблемы. В противном случае вы сами должны захотеть, чтобы они запустили стратегию создания про-
 блемы. Затем вы сможете откалибровать (заметить невербальные компоненты их поведения, то есть выражение лица, дыхание и т. д.) то, как они запускают свое проблемное состояние. Это позволит вам узнать, когда психотерапия завершена. Если они не могут запустить стратегию еще раз, вы добились желаемого результата.
 4. Научите меня, как делать это
 Когда клиента диссоциируется от своих проблем при помощи вопроса "Как вы делаете это?", вы можете диссоциировать его далее. Скажите клиенту: "Как я делаю это?". Он, вероятно, опять спросит: "Что вы имеете в виду? Как вы делаете что?" Вы отвечаете: "Просто предположите, что я вынужден заменить вас сегодня. Как я должен был бы выполнять процесс введения себя в депрессию?" Вы хотите узнать его стратегию создания проблемы. Этот вопрос заставит клиента объяснить происходящие внутри его головы процессы создания проблемы. Объясняя проблему, клиент диссоциируется от нее.
 Недавно моя соседка попросила у меня помощи. У Дианы были серьезные проблемы со здоровьем. Мало того, ее мать пыталась покончить с собой за несколько недель до этого. Она почти преуспела в этом. Диана провела большую часть дня, плача в своей постели. В ответ на мой вопрос "Как вы делаете процесс плача?", она сказала: "Я вижу себя у гроба матери". Диана создала картину (как и большинство людей) своей проблемы. Этот пример иллюстрирует, что именно вы стремитесь получить от клиента. Поэтому я сказал ей: "Итак, я создаю в своей голове картину себя, стоящего у гроба своей матери? Да, это может заставить меня заплакать".
 Боб: "Диана, эта картина расположена близко или далеко?"
 Диана: "Близко".
 Боб: "Если вы перемещаете ее вдаль, она продолжает действовать на вас?"
 Диана: "Да".
 Боб: "Где она расположена? Сверху или снизу? Справа или слева относительно вас?"
 Диана: "Она расположена снизу и справа относительно меня".
 Боб: "Если вы перемещаете ее вверх и влево, она продолжает действовать на вас?"
 После некоторых усилий Диана переместила образ и сказала: "Он все еще причиняет мне страдания, но далеко не такие сильные".
 Глава -16 • Введение в работу на линии времени
 259
 5. Прерывание стратегии
 Что случилось? Стратегия плача Дианы заключалась в том, что она сначала видела себя у гроба матери. Заметьте: чтобы увидеть себя у гроба, Диана должна была диссоциироваться. Мое первое предположение о субмодальном драйвере той картины оказалось неверным. В случае Дианы расстояние не выступало в качестве драйвера. Однако когда она переместила образ снизу справа (кинестетика) вверх влево (визуальное вспоминание), ее эмоции изменились.
 Этот процесс "разлаживает" проблему клиента, прерывая стратегию. Такие процедуры прерывают стратегию. Сначала вы должны получить у клиента образ и субмодальности проблемы. Затем вы пробуете драйверы. Вы просто экспериментируете. Если хотите, доведите субмодальности до предельных значений. Когда вы говорите клиенту: "Переместите ее вдаль и посмотрите, будет ли она действовать на вас*, он фактически попытается сделать это так, как слышит в высказывании. Доведение субмодальностей до предельных значений берет начало в модели Бэндле-ра "Разрушение навязчивости"*.
 Если вы случайно выберете субмодальный драйвер, клиент может в итоге прийти к уничтожению стратегии. Если бы в вышеприведенном примере расстояние выступало в качестве драйвера, Диана могла бы перемещать картину вдаль, до тех пор пока она не исчезла бы. Тогда бы ее внутренняя репрезентация распалась. В НЛП мы называем это преодолением порога. Если такое происходит, клиент больше не может запустить данную стратегию. Иногда вы сможете обнаружить, что соответствующие последовательности вопросов могут привести к уничтожению проблемы. В лучшем случае это приведет к разрушению стратегии.
 6. Обнаружение исходной причины
 Вышеописанная процедура часто позволяет вам
 обнаружить исходную причину проблемы. Иногда она является только первым этапом, и для того чтобы обнаружить исходную причину, вам нужно задать некоторые другие вопросы. Когда вы завершите пятый этап, спросите клиента: "Что является исходной причиной этой проблемы; отсоединение от чего приводит к исчезновению проблемы? Если вы знаете, то скажите, было это до вашего рождения, во время него или после?". Запомните этот вопрос. Если клиент ответит: "Я не знаю", скажите: "Знаете, я ценю то,
 что вы думаете, что не знаете, но просто предположите, что вы знаете... это было...?". Если клиент отвечает: "После моего рождения", вы говорите: "Хорошо, в каком году?".
 Если клиент говорит: "До моего рождения", вы говорите: "Хорошо, это было тогда, когда вы находились в утробе матери, или до того?" Если клиент говорит: "В утробе", вы говорите: "Хорошо, на каком месяце?".
 У меня было много клиентов, которые находили исходную причину своих проблем в том времени, когда они находились в утробе матери. Помните, что вопрос при работе на линии времени обращен к подсознанию. Когда я впервые начал использовать работу на линии времени, ко мне пришла жена одного из моих друзей, священника. Я (Б. Б.) спросил ее: "Если бы вы знали основную причину своей проблемы, такую, что отсоединение от нее привело бы к исчезновению проблемы, то она бы имела место до вашего рождения, во время него или после?" Сандра немедленно ответила: "До рождения". "Хорошо, это было, когда вы находились в утробе матери, или до того?" "В утробе" "Хорошо, на каком месяце?" "Это было на четвертом месяце". И на ее лице, и на моем появилось удивление. "Я слышала, как мать сказала: "Господи, меньше всего я нуждаюсь еще в одном ребенке"". Жена моего друга была пятым ребенком. Она росла, ощущая себя нежеланной. Исходная причина относилась к тому времени, когда она находилась в утробе матери.
 Современная медицина располагает большим количеством фактов, не оставляющих сомнения в том, что плод реагирует на внешние стимулы. Отцы разговаривают со своими детьми, находящимися в утробе матери. Если отец делал это, новорожденный будет реагировать на голос отца, а не на голос какого-нибудь другого человека. Исследования убедительно указывают на то, что ребенок в утробе матери слышит, чувствует и учится. На основе этого раннего опыта, получаемого во время внутриутробного развития, начинают формироваться установки и предположения относительно себя**.
 Что вы можете предпринять, если на вопрос: "В утробе или до того?" клиент ответит: "До того"? Иногда вы будете получать такой ответ. При работе на линии времени вам следует в ответ на это спросить: "Это было в прошлой жизни или передалось к вам вместе с генами?". Очевидно, что в наше время иудейско-хрпстианское сообщество не верит в существование прошлых жизней. Некоторые другие религии убеждены в обратном. Там, где я живу, в Северной Каролине, я получил только два ответа, относящихся к прошлой жизни. Во время одного из моих НЛП-тренингов я использовал линию времени для
 * Дополнительную информацию по разрушению навязчивости см. в книге Стива и Конниры Андреас "Измените свое мышление - и воспользуйтесь результатами", Глава V, "Устранение навязчивостей".
 ** См.: Thomas Verny, M.D. The Secret Life of the Unborn Child (New York: Summit Books, 1981)
 260
 Часть 4 • Продвинутое НЛП-моделирование
 работы с одной женщиной из Канады. Она ответила: "В прошлой жизни". Что я сделал? Я присоединился к ее модели мира и продолжил. Во многих случаях клиенты упоминают о существовании исходной причины в линиях времени родителей или дедов. Часто они уходят еще дальше по генеалогическому дереву. Что вы делаете в таких случаях? Вы заставляете их подняться над своими линиями времени и переместиться к исходной причине. Приведите их назад, к основной причине, и неважно, сколько поколений они должны преодолеть. Этот ответ исходит из подсознания клиента. Следовательно, для того, чтобы изменение было постоянным, вы должны проделать весь путь до исходной причины.
 Освобождение
 от отрицательных эмоций
 с помощью работы
 на линии времени
 Отрицательные эмоции подобны камню, висящему на нашей шее. Они лишают нас энергии, которую
 мы могли бы использовать более продуктивным образом. Работа на линии времени поможет нам быстро и эффективно решить проблемы, связанные с отрицательными эмоциями. Описанные ниже методы будут работать с любой отрицательной эмоцией, включая депрессию, вину, стыд, страх прошлого, горе и печаль.
 Переживание своей линии
 времени: освобождение
 от отрицательных эмоций
 Самый лучший способ научиться работе на линии времени, как и любой другой технике НЛП, связан с ее переживанием. Вы переживали свою линию времени. Вы также экспериментировали с заменой воспоминаний. Сейчас вы испытаете на себе освобождение от отрицательных эмоций. Перед тем как начать упражнение, внимательно рассмотрите диаграмму, изображенную на рис. 16.4. На этой диаграмме показана ваша линия времени. Линия, проходящая выше вашей линии времени, показывает вас в диссоциированном состоянии, над вашей линией времени. Числа - это четыре ключевые позиции, используемые при работе на линии времени. Позиция 1 находится
 Позиция 1: позиция над линией времени, в настоящем Позиция 2: позиция непосредственно над "исходной причиной" Позиция 3: за пятнадцать минут до "исходной причины" Позиция 4: ассоциация с событием
 
 Рождение Событие, запускающее
 "исходную причину"
 Рис. 16. 4. Диаграмма работы на линии времени
 Глава -16 • Введение-в¦ работу-на-линии времени
 261
 выше линии времени и символизирует прибытие вас или клиента к исходной причине или к значительному эмоциональному болезненному переживанию. Позиция 2 находится точно над исходной причиной. Позиция 3 находится над вашей линией времени, за пятнадцать минут до исходной причины. Обратите пристальное внимание на концептуальное положение позиции 3, так как в этом месте вы вызываете изменение. В этом концептуальном месте, в позиции 3, мы вводим метапозицию (диссоциированную) по отношению к проблеме. Мы также временно располагаемся там, где проблема еще не возникла. Мы концептуально берем в эту позицию все наши теперешние знания и ресурсы (метауровневые структуры), которые посредством рефрейминга проблемы, а именно влияния ресурсов на проблему позволяют нам осуществить действенную работу по вызову изменений. Позиция 4 указывает на ассоциацию вас или клиента с событием.
 Создайте ментальную картину этих четырех позиций, находящихся над вашей линией времени. Теперь выберите какое-нибудь переживание, которое привело к незначительной отрицательной эмоции. Кто-то мог оскорбить ваши чувства, или, может быть, вы сделали что-то, что вызвало у вас легкую вину. Выберите незначительную отрицательную эмоцию, от которой вы хотели бы освободиться. Окажитесь в вашем любимом месте в состоянии релаксации. Вам, возможно, захочется, чтобы звучала какая-нибудь фоновая расслабляющая музыка. Возьмите это воспоминание и поднимитесь над своей линией времени. Переместитесь вдоль линии времени и достигните позиции 1. С этой позиции увидьте внизу перед собой исходную причину события.
 От позиции 1 переместитесь к позиции 2. В позиции 2 вы находитесь прямо над исходной причиной. Теперь переместитесь в событие (Внимание: никогда не ассоциируйте себя или кого-нибудь другого с травмой или фобией). Полностью ассоциируйтесь с событием, которое является исходной причиной. Увидьте, что вы видели, услышьте, что слышали л ощутите то, что ощущали тогда, когда формировалась эта эмоция. Теперь отсоединитесь от тех эмоций и поднимитесь к позиции 2. От позиции 2 переместитесь к позиции 3, которая находится за пятнадцать минут (или больше, если вам это нужно) до исходной причины. В позиции 3 повернитесь и посмотрите на настоящее. Вы увидите внизу и спереди исходную причину вашей отрицательной эмоции. Где теперь находится отрицательная эмоция? Исчезли ли также и другие отрицательные эмоции, связанные с тем переживанием?
 Если после того как вы посмотрите на настоящее, вы все еще будете испытывать отрицательные чув-
 ства, останьтесь в позиции 3 и "дайте себе разрешение" на то, чтобы эти отрицательные эмоции "вытекли" из вас. Оставайтесь в этой позиции, пока не "вытекут" все эмоции. Если вы не можете освободиться от эмоций полностью, их часть, возможно, нуждается в рефрейминге. В следующем разделе "Когда эмоции не хотят уходить" вы найдете способы рефрейминга конкретных частей для того, чтобы освободиться от эмоций, находясь в позиции 4.
 1. Выполните шаги 1-5 из раздела "Этапы работы на линии времени".
 2. Обнаружьте исходную причину. Спросите клиента: "Если бы вы знали исходную причину отрицательной эмоции, такую, что отсоединение от нее привело бы к ее исчезновению, то она бы имела место до вашего рождения, во время него или после?"
 3. Когда вы обнаружите исходную причину, пусть клиент поднимется над своей линией времени. Пусть он находится над ней, и вы направьте его назад, в прошлое, к исходной причине отрицательной эмоции. Скажите клиенту: "Позвольте своему подсознанию привести вас назад, к исходной причине отрицательной эмоции. Я хочу, чтобы вы остановились, когда окажетесь у нее, но не приближайтесь к ней вплотную*. Пусть он переместится назад, к позиции 1, оставаясь над линией времени (см. рис. 16. 4). С этой позиции он может видеть событие, которое является исходной причиной отрицательной эмоции.
 4. Пусть клиент переместится назад, пока не будет находиться непосредственно над событием, в
 позиции 2. Когда он расположится непосредственно над событием, предложите ему снизиться к событию и ассоциироваться со своим телом. Ассоциируйте его с событием. Скажите клиенту: "Смотрите собственными глазами, услышьте то, что слышали во время того переживания. Ощущайте, что ощущали в то время". Спросите клиента, какие эмоции он чувствует, и выполните калибровку. Составьте список всех эмоций, испытываемых клиентом. Используйте этот список во время проверки для того, чтобы убедиться, что все эмоции стали тусклыми.
 Почему люди должны снижаться к позиции 4? Почему они должны ассоциироваться с переживанием? Вы получите более убедительные результаты, если клиент испытает эмоции непосредственно перед тем, как отсоединится от них. В один момент клиент испытывает всю боль и все страдание, причиняемые исходной причиной отрицательного переживания. В следующий момент эти эмоции
 262 ___________________________________________Часть 4 • -Продвинутое НЛП-моделирование
 исчезают. Это переживание ратифицирует изменение для сознания. Вы хотите ратифицировать все изменения для сознания. Помните, что нельзя никого ассоциировать с травмирующими переживаниями, такими как фобия или случай жестокого обращения. При работе на линии времени вы и не должны делать это. Просто приведите человека назад, непосредственно к позиции 3. В случае фобий используйте модель быстрого лечения фобий.
 5. Пусть клиент переместится из позиции 4 и поднимется над своей линией времени. Попросите его сохранить то, чему он научился при этом переживании. Скажите клиенту: "Вы кое-чему научились при этом переживании, не так ли?" Когда клиент ответит, что он кое-чему научился, скажите: "Сохраните то, чему вы научились при этом переживании, в том месте в своей голове, где вы храните подобные знания". Сейчас я предполагаю, что специальное место для хранения таких знаний существует. Сознание примет это описание и создаст такое "специальное место".
 Эта процедура хорошо работает в качестве рефрей-минга. Зачем сохранять знания? Даже в случае самых тяжелых травм или эпизодов жестокого обращения клиент учится чему-то полезному. Предположим, что ваша клиентка пережила изнасилование. Сохранение знаний позволит ей быть настороже в случае будущих угрожающих ситуаций. Вы ведь не хотели бы, чтобы она еще раз пережила то же самое для того, чтобы изучить признаки возможности другого изнасилования. Важно всегда соответствовать клиенту. Спросите его, получил ли он какое-нибудь знание, которое должно быть сохранено. Если клиент ответит: "Да", - вы говорите: "Хорошо, я хочу, чтобы вы сохранили то, что вынесли из этого переживания, в том специальном месте в своей голове, где вы храните подобные знания". И он сделает это. Как только клиент сохранит знания, вы можете удалить воспоминания при помощи быстрого лечения фобии, если он желает, чтобы вы сделали это.
 6. Попросите клиента переместиться назад, к позиции 3, за пятнадцать минут до события, и посмотреть вперед, на настоящее. Скажите клиенту: "Я
 хочу, чтобы вы, оставаясь над своей линией времени, переместились назад, ко времени, находящемся примерно за пятнадцать минут до события". Дайте клиенту время, чтобы осуществить ментальный сдвиг.
 Наблюдая за его глазами и выражением лица, вы обычно можете сказать, когда клиент достиг позиции 3. Когда вы думаете, что клиент достиг пози-
 ции 3, спросите его: "Вы видите событие внизу и перед собой?". Если он говорит: "Да", вы отвечаете: "Где теперь находятся все эти эмоции? Все эти эмоции, которые были здесь, фактически исчезли?" Если нужно, дайте клиенту время на освобождение от эмоций. В случае особенно сильных эмоций, как только клиент достигнет позиции 3, скажите ему: "Теперь позвольте этим эмоциям выйти из вас". Подстройтесь к клиенту, повторив фразу: "Освободитесь от эмоций". Повторяйте эти слова каждый раз, когда клиент выдыхает. Когда он освободится от эмоций, вы увидите перед собой, без преувеличений, изменение жизни. Недавно я (Б. Б.) нашел еще один хорошо работающий языковой паттерн. Когда по мере того как эмоции покидают клиента, я наблюдаю у него физиологические изменения, я говорю: "Теперь, когда вы освобождаетесь от этих эмоций, вы замечаете, что образ, расположенный ниже и спереди вас, меняется, не так ли?" Он кивает или говорит: "Да". Если он отвечает положительно, скажите: "Отлично! Значит, это работает". Это также означает, что это работает и в случае техник, которые имеют дело непосредственно со способами, при помощи которых мозг закодировал событие. Когда клиент осуществит рефрейминг проблемы и освободится от эмоций, изменятся и субмодальности. Делая это высказывание и затем ратифицируя его, дайте сознанию дальнейшее подтверждение того, что произошло быстрое изменение.
 7. Осуществите проверку, переместив клиента назад, к позиции 2. Направьте его на ассоциацию с позицией 4. Спросите клиента: "Вы испытываете какие-нибудь отрицательные эмоции?" Убедитесь в том, что эмоции сгладились. Под этим я понимаю то, что клиент больше не испытывает какие-нибудь из тех отрицательных эмоций, которые испытывал ранее, когда ассоциировался с позицией 4. Если клиент не может испытать никаких отрицательных эмоций, вы почти завершили психотерапию. Если какие-нибудь из эмоций остаются, используйте информацию, приведенную в разделе "Когда эмоции не хотят уходить".
 8. Пусть клиент выплывет из позиции 4 и поднимется над своей линией времени. Предложите ему переместиться вперед, находясь над линией времени. Дайте клиенту следующие указания: "Я хочу, чтобы вы переместились вперед над своей линией времени, но только с той скоростью, которая позволяет вам освободиться от всех других событий, связанных с подобными эмоциями, между тем событием и настоящим. Обратите особенное вни-
 Глава -16 • Введение-в-работуна линии времени
 263
 мание на эти события. Если непосредственно перед тем, как вы окажетесь у них, вы будете испытывать какие-нибудь отрицательные эмоции, вызванные этими переживаниями, дайте мне знать, и я помогу вам освободиться от них, как мы сделали с предыдущими воспоминаниями". Если клиент обнаруживает другие болезненные воспоминания, используйте описанный метод последовательно с каждым воспоминанием. В этом разделе я отступаю от того способа, которому учит Тэд Джеймс. Он позволяет отрицательным эмоциям уходить самим по мере движения человека вперед по линии времени. Я получаю лучшие результаты, если помогаю клиенту последовательно с каждым воспоминанием.
 9. Подстройте клиента к будущему, ассоциировав его с воображаемым временем в будущем. Попросите его выбрать событие, которое ранее запустило бы отрицательные эмоции. Пусть клиент поднимется над временем и переместится в будущее. Попросите его выбрать событие, которое ранее запустило бы отрицательные эмоции. Пусть он снизится и полностью ассоциируется с этим событием. Скажите: "Теперь попытайтесь испытать эти отрицательные эмоции". Если он не может испытать отрицательные эмоции, вы завершили психотерапию. В противном случае продолжите работу с эмоцией (эмоциями), которую он сейчас испытывает.
 К о г д а эмоции н е хотят уходить
 Предположим, клиент не может осуществить ре-фрейминг всех отрицательных эмоций, находясь в позиции 3, что тогда? Иногда клиент не может освободиться от всех эмоций. Или, когда вы выполняете проверку, вы обнаруживаете, что ушли не все эмоции. Когда клиент не может отказаться от определенных эмоций, обычно нужен рефрейминг возражающей части. Следующие способы рефрей-минга доказали свою эффективность. Запомните все формулировки. Используйте их по порядку. Если один способ не работает, переходите к следующему.
 1. Скажите клиенту: "Я знаю, что существует часть вас, которая думает, что вы должны чему-то научиться в результате этого события. Я согласен, что вам важно сохранить все положительные знания в том специальном месте, которое вы зарезервировали для подобной информации. После этого было бы хорошо освободиться от этих эмоций, не так ли?" Мы обнаружили, что этот языковой пат-
 терн полезен почти во всех случаях, поэтому приводим его как стандарт.
 2. Если первый способ рефрейминга не работает, скажите клиенту: "Самое важное намерение подсознания заключается в сохранении тела. Я уверен, эта часть знает, что эти удерживаемые вами отрицательные эмоции вредны для тела. Учитывая это, даст ли эта часть разрешение на то, чтобы освободиться от этих эмоций сейчас?".
 3. Если никакой из этих способов рефрейминга не работает, определите самое важное намерение данной части. Продолжайте подходить ближе к этой части или укрупнять ее. Задавайте следующие вопросы: "Каковы цели/намерения этой части?" Задавайте подобные вопросы, пока не узнаете самое важное намерение/цель, что даст клиенту разрешение на освобождение от эмоции. Чтобы выполнить эту задачу наименее болезненным способом, вам, возможно, понадобится обнаружить какую-нибудь другую часть. Если вы обнаружите конфликтующие части, используйте визуальное сдавливание для их объединения.
 Если во время проверки
 выясняется, что эмоция
 не исчезла
 У вас будут случаи, когда во время проверки в позиции 4 выяснится, что эмоция сгладилась не полностью. Если эти методы не сработали, это может объясняться одной или несколькими из следующих причин.
 1. Клиент не полностью находился в позиции 3.
 Убедитесь в том, что клиент диссоциируется с воспоминанием, находясь над линией времени в позиции 4. Клиент должен расположиться не только над воспоминанием, но и до него. При помощи проб и ошибок мы узнали, что лучше всего работает время за пятнадцать минут до воспоминания. Вы обнаружите исключения. Если клиент долгое время живет в состоянии ассоциации с отрицательным воспоминанием, он будет естественным образом вновь ассоциироваться с ним. Следите за своими формулировками и аккуратно направляйте клиента к позиции 3.
 2. Клиент все еще не обнаружил первое событие или исходную причину. Может случиться так, что произойдет освобождение клиента от большей части отрицательных эмоций, связанных со значительным эмоциональным болезненным переживанием, когда вы еще не добрались до первого собы-
 264
 Часть 4 •-Продвинутое.НЛП-моделирование
 тия. Иногда клиент будет сообщать, что исчезло 90% эмоций или более. Однако в НЛП мы не принимаем 90%. Мы стремимся к 100%. Если остается хотя бы небольшой компонент эмоции, может восстановиться целый гештальт. Продолжайте работать, пока отрицательная эмоция не исчезнет полностью. Очень часто ваша работа будет напоминать снятие кожуры с лука. Вы будете разбираться с одним событием только для того, чтобы обнаружить другое. Продолжайте действовать, пока не доберетесь до первого события и эмоция не сгладится.
 3. Какая-то часть клиента возражает против освобождения от воспоминания. Смотрите раздел
 "Когда эмоции не хотят уходить".
 Основные принципы
 "психотерапии на линии
 времени" (Young, 1999)
 • Все проблемы существуют в "настоящем", хотя
 относятся к "прошлому". Обычно проблемы принимают запутанную, сбивающую с толку, неясную и т. д. форму, по крайней мере, для сознания.
 • Чтобы вызвать изменение, мы должны перевести человека в другую реальность, другую модель. Переводя его в другую реальность, мы получаем другую точку зрения на "проблему".
 • Мы делаем это, знакомя человека с метафорой "время - это линия". Эта метафора распространена в западной культуре и является основой нашего календаря.
 • Так как опыт кодируется мозгом, мозг может определить, что является наиболее значимой частью жизненной истории. Кажется, что этот процесс разделения осуществить легче, если мы разметим его пространственным образом.
 • Если мы попросим мозг найти ключевое переживание, он будет делать это аналогичным образом, - он будет перемещаться вдоль линии времени назад, пока не "определит его положение". Оно не обязательно "истинно" - нет подтверждений того, что выбираемое мозгом событие произошло в действительности. Это неважно. Достаточно часто мозг будет "выдумывать" какое-нибудь переживание для своей работы.
 • "Психотерапия на линиивремени" предполагает, что существует исходная причина, и что человек способен определить ее. Фактически, мозг будет благодарен за сознательный опрос и даст ответ, который "имеет смысл".
 Альтернативная методика работы на линии времени (Young, 1999)
 • Пусть человек создаст (воображаемую) физическую линию времени на полу.
 • Пусть он пройдет назад (в обратном направлении) по этой линии, пока не достигнет критического места "в прошлом", когда следовало совершить некоторое действие.
 • Когда человек находится в этом месте, пусть он диссоциируется от него, чтобы он мог иметь осведомленность об этом событии. Он диссоциируется, сойдя с линии.
 • Затем попросите его найти ресурс или для себя, или для другого связанного с данным событием человека. Иначе говоря, он переходит на более высокий уровень описания, на метапозицию, для того чтобы расширить данную модель вселенной.
 • Человек должен быть способным найти ресурс -либо потому что он переходит в метареальность, или универсальную реальность, либо, выражаясь обычными понятиями, с того времени он приобрел большой жизненный опыт, поэтому он знает то, что не знал тогда.
 • Пусть он использует ресурс - поместите то "прошлое" переживание в больший контекст. Каким бы то ни было образом, теперь ситуация изменилась из-за метаосведомленности.
 • Пусть он ассоциируется с тем переживанием и станет на линию времени, обращая внимание на то, как изменились события.
 • Затем вы можете провести подстройку к будущему - удлините линию времени в будущее, и пусть человек исследует ее для того, чтобы увидеть, что ситуация в будущем будет отличаться. "Вот так".
 Более подробное исследование работы на линии времени вы можете найти в недавно изданной книге "Работа на линии времени: паттерны путешествия по "времени"" (Bodenhamer and Hall, 1997, Crown House Publishing, Wales, UK).
 Глава -16- • -Введение- в- работу- на- линии. времени
 265
 Вопросы для размышления
 1. Как вы представляете себе "время"?
 2. Опишите различия между восточным и западным "временем".
 3. Как использовать НЛП для извлечения линии времени? Опишите этот процесс.
 4. Как человек "во времени" отличается от человека "сквозь время"?
 5. Свяжите виды обработки "времени" ("во времени", "сквозь время") с "Индикатором типов Май-ерс-Бриггс".
 6. Что означает "значительное эмоциональное болезненное переживание" и как оно связано с линией времени?
 7. Какие результаты получили вы или другие люди при использовании процессов, связанных с линией времени?
 266
 Словарь терминов
 СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
 Аналогия. Аналоговая субмодальность непрерывно изменяется от светлой до темной; в то время как дигитальная субмодальность работает по принципу "включено-выключено", то есть мы видим картину либо ассоциирование, либо диссоцииро-ванно.
 Аналоговое маркирование. Использование тона голоса, выражения лица, жестов или прикосновений, чтобы невербально подчеркнуть некоторые слова во время разговора. Маркированные слова передают дополнительное сообщение.
 "Аптайм". Состояние, в котором внимание и чувства направлены вовне, к непосредственному окружению; все сенсорные каналы открыты.
 Ассоциация. Ассоциация противоположна диссоциации. При диссоциации вы видите себя "там". Как правило, диссоциация удаляет эмоции от опыта. Когда мы находимся в состоянии ассоциации, мы непосредственно переживаем всю информацию и поэтому реагируем эмоционально.
 Аудиальный. Относящийся к слуху - одной из основных репрезентативных систем.
 Ведение. Изменение ваших собственных действий после установления раппорта так, чтобы другой человек следовал вашему примеру. Способность вести - признак хорошего раппорта.
 Визуализация. Видение образов в вашем сознании.
 Визуальный. Наблюдение, воображение, репрезентативная система зрения.
 Внутренние репрезентации. Значимые паттерны информации, которые мы создаем и храним в памяти; комбинации образов, звуков, тактильных ощущений, запахов и вкусов.
 "Во времени". Состояние, при котором линия времени проходит через ваше тело: когда прошлое позади вас, будущее - впереди, а "сейчас" - в вашем теле.
 Встраивание. Процесс вкладывания в тело и разум новой ментальной стратегии (способа действий), в результате которого она становится автоматической; часто достигается применением якорения,
 метафор, притч, рефрейминга, подстройки к будущему и т. д.
 Вторая позиция. Точка зрения; понимание ощущения реальности другого человека.
 Выравнивание. Достижение внутренней конгруэнтности человека.
 Гешталът. Совокупность объединенных на нервном уровне воспоминаний, основанных на сходных эмоциях.
 "Даунтайм". Состояние отсутствия сенсорной осведомленности; взгляд "вниз" в собственное сознание; видение, слышание и ощущение мыслей, воспоминаний, знаний; легкий транс с вниманием, обращенным внутрь.
 Дшиталъный. Имеющий одно из двух состояний, полярный. Например, выключатель может быть либо включен, либо выключен. Аудиальная дигитальная модальность относится к мышлению, обработке информации и вербальной коммуникации.
 Диссоциация. Состояние, при котором человек находится не "в" опыте, но наблюдает или слышит его снаружи как с точки зрения зрителя, в отличие от состояния ассоциации.
 Жестко смонтированный. Основанный на нервных связях, сформировавшихся в течение беременности, аналог аппаратного обеспечения компьютера.
 Извлечение. Вызов состояния словом, поведением, жестами или любыми стимулами. Сбор информации через прямое наблюдение невербальных сигналов или вопросы метамодели.
 Искажение. Процесс, посредством которого мы представляем внешнюю реальность в терминах нашей неврологии. Процесс моделирования, через который мы неточно представляем что-либо в нашей нервной системе или языке; он может служить для создания ограничений или ресурсов. Искажение происходит, когда мы используем язык, чтобы описывать наш опыт, а также делать заключения и теоретизировать о нем.
 Калибровка. Настройка на состояние человека и внутренние операции по сенсорной обработке на основе предварительного наблюдения за внешними невербальными сигналами.
 Карта реальности. Модель мира, уникальная репрезентация мира, построенная в мозге каждого человека путем абстрагирования от опыта; включает неврологические и лингвистические карты, внутренние репрезентации (см. модель мира).
 Словарь терминов
 267
 Категории Сатир. Пять описанных Вирджинией Сатир положений тела и стилей речи, которые указывают на определенные способы коммуникации: "уравновешенный", "обвинитель", "миротворец", "компьютер" и "отстраненный".
 Кванторы общности. Обобщение характеристик выборки на всю популяцию, "универсальность" ("каждый", "все", "никогда", "ни один", и т. д.). Утверждение, которое не принимает во внимание никаких исключений.
 Кинестетика. Различные ощущения на поверхности кожи, проприоцептивные ощущения в теле; включают вестибулярную систему или ощущение равновесия.
 Ключи глазного доступа. Движения глаз в определенных направлениях, указывающие на визуальное, аудиальноеили кинестетическое мышление (обработку информации).
 Ключи доступа. Как мы используем нашу физиологию и неврологию в дыхании, позах, жестах и движениях глаз, чтобы получить доступ к определенным состояниям и способам мышления. Ключи доступа заметны для других людей.
 Ключи. Информация, которая помогает понять субъективные структуры человека, к ней относятся ключи глазного доступа, предикаты, дыхание, поза, жесты, тон и тональность голоса и т. д.
 Комплексный эквивалент. Паттерн лингвистического искажения, когда вы приписываете чьему-либо поведению значение на основе наблюдаемых ключей, не имея прямых подтверждений от другого человека.
 Конгруэнтность. Состояние, в котором слова человека соответствуют его действиям. Его невербальные сигналы и вербальные утверждения соответствуют "друг другу. Состояние целостности, адекватности, внутренней гармонии, отсутствия конфликта.
 Контекст. Обстановка, фрейм или процесс, в котором происходят события и обеспечивается значение для содержания.
 Линия времени. Метафора для выражения того, как мы храним наши образы, звуки и другие ощущения в памяти и воображении; способ кодирования и обработки понятия "время".
 Логический уровень. Более высокий уровень, уровень о более низком уровне, метауровень, который инструктирует и регулирует более низкий уровень.
 Мета. Выше, вне, около, на более высоком уровне.
 Метамоделъ. Модель с несколькими лингвистическими характеристиками, помогающими идентифицировать паттерны языка, которые делают неясным значение в коммуникации через искажение, опущение и обобщение. Она включает определенные вопросы, с помощью которых язык с "плохими формулировками" снова связывается с сенсорным опытом и глубинной структурой. Эти вопросы метамодели выводят человека из транса. Разработана в 1975 году Ричардом Бэндлером и Джоном Гриндером.
 Метапрограммы. Ментальные/перцептивные программы для сортировки и сосредоточения внимания на стимулах; перцептивные фильтры, направляющие внимание, а также иногда выполняющие "нейросортировку" или управляющие метапро-цессами.
 Метасостояния. Состояние о состоянии, при котором состояние тела и разума (страх, гнев, радость, научение) оказывает влияние на другое состояние с более высокого логического уровня, порождая состояние гештальта - метасостояние, описанное Майклом Холлом.
 Метауровт. Абстрактные уровни сознания, которое мы внутренне переживаем.
 Множественное описание. Процесс описания одного и того же явления с различных позиций восприятия.
 Модальные операторы. Лингвистические характеристики метамодели, которые указывают "способ", которым человек "действует": потребность, возможность, желание, обязательство и т. д. Предикаты ("могу", "не могу", "возможно", "невозможно", "должен", "обязан" и т. д.), которые мы используем для мотивации.
 Моделирование. Процесс наблюдения и копирования успешных действий и поведения других людей; процесс распознавания последовательностей внутренних репрезентаций и действий, которые позволяют выполнить задачу.
 Модель мира. Карта реальности, уникальная репрезентация мира, основанная на обобщении нашего опыта. Совокупность принципов деятельности человека.
 Модель. Описание того, как что-то работает; основанная па обобщении, опущении или искажении копии оригинала; парадигма.
 Нейролингвистическое программирование. Изучение совершенства. Модель того, как люди структурируют свой опыт; структура субъективного опыта;
 268
 Словарь терминов
 как человек программирует свое мышление, эмоции и поведение в своей неврологии и языке и как он использует кодирование для обработки, хранения и извлечения из памяти информации.
 Нейросемантика. Модель значения или оценки, использующая модель метасостояний для описания высших уровней состояний и работы с ними и модель нейролингвистического программирования для подробного описания обработки информации человеком и его переживаний; более полная и мощная модель того, как наша нервная система (неврология) и лингвистика создают значение (семантику).
 Неконгруэнтность. Состояние "разногласий" с собой, наличие конфликта между "частями". Подтверждается наличием оговорок, отсутствием полной сосредоточенности на результате, выражением неконгруэнтных сообщений, в которых присутствует недостаток выравнивания или соответствия между вербальными и невербальными частями коммуникации.
 Необходимое разнообразие. Гибкость в мышлении,
 проявлении эмоций, речи, поведении; человек с большей гибкостью поведения контролирует происходящее; отражено в законе необходимого разнообразия.
 Неопределенные глаголы. Глаголы, которые не описывают специфические особенности действия, способ их выполнения; опущенное наречие.
 Неопределенные существительные. Существительные, для которых не установлено, к кому или к чему они относятся.
 Номинализация. Лингвистическая характеристика в метамодели, гипнотический паттерн языка транса, процесс или глагол, превращенный в (абстрактное) существительное; процесс, застывший во времени.
 Обобщение. Процесс, посредством которого определенный опыт становится репрезентацией целого класса опыта; один из трех процессов моделирования в НЛП.
 Опущение. Отсутствующая часть опыта или лингвистически или представительно.
 Отзеркаливание- процесс отражения физического поведения другого человека, или передача обратной связи о его поведении.
 Отсоединение. Предложение других паттернов поведения другому человеку, разрыв раппорта ради переориентации, прерывания или завершения встречи или беседы.
 Первая позиция. Восприятие мира с вашей собственной точки зрения, ассоциированно; одна из трех позиций восприятия.
 Первичные состояния. Описывают состояния сознания, основанные на восприятии внешнего мира первичного уровня.
 Первичные уровни. Относятся к первичному восприятию внешнего мира через чувства.
 Петли. Круг, цикл, история, метафора или репрезентация, которые возвращаются к своему собственному началу, так, что они замыкаются на себя. Открытая петля: незаконченная история. Закрытая петля: законченная история. В стратегиях: петля связана с ситуацией, когда человек повторяет набор процедур и стратегия не может завершиться.
 Поведение. Любая деятельность, в которой мы участвуем, от грубой моторной деятельности до мышления.
 Подсознание. Все, что не осознается в данный момент.
 Подстройка к будущему. Процесс умственной реализации (репетиции) события прежде, чем оно произойдет. Один из основных процессов, обеспечивающих устойчивость результата, часто используемый и ключевой компонент в большинстве вмешательств НЛП.
 Подстройка. Установление и поддержание раппорта с другим человеком путем присоединения к его модели мира, языку, убеждениям, ценностям, настоящим переживаниям и т. д.; имеет критическое значение при установлении раппорта.
 Позиция восприятия. Наша точка зрения; одна из трех умственных позиций: первая позиция - ассоциирован с самим собой; вторая позиция - с точки зрения другого человека; третья позиция -с внешней точки зрения по отношению ко всем людям в данной ситуации.
 Предикаты. То, что мы утверждаем о предмете разговора; основанные на ощущениях слова, указывающие на определенную репрезентативную систему (визуальные, аудиальные, кинестетические, неспецифические предикаты).
 Предпочитаемая система. Репрезентативная система, которую человек чаще всего использует в мышлении и организации опыта.
 Пресуппозиции. Идеи или предположения, которые мы принимаем без доказательств, чтобы придать смысл коммуникации.
 Присоединение. Принятие определенных характеристик выразительных средств другого человека (поведения, слов и т. д.) для усиления раппорта.
 Словарь терминов
 269
 Раппорт. Ощущение связи с другим человеком, чувство взаимности, ощущение доверия; создается подстройкой, отзеркаливанием и присоединением; состояние эмнатии или восприятие из второй позиции.
 Результат. Определенный, основанный на ощущениях желательный исход. Правильно сформулированный результат удовлетворяет критериям хорошей формы.
 Репрезентативная система. То, как мы мысленно кодируем информацию, используя сенсорные системы: визуальную, аудиальную, кинестетическую, обонятельную и вкусовую.
 Репрезентация. Идея, мысль, представление сенсорной или оценочной информации.
 Ресурсное состояние. Физическое и психическое состояние, когда человек чувствует себя обладающим ресурсами.
 Ресурсы. Любые средства, которые мы можем использовать для достижения результата: физиология, состояния, мысли, стратегии, переживания, люди, события или материальные ценности.
 Рефрейминг. Изменение контекста или фрейма для изменения значения опыта.
 Сенсорная острота. Осознание внешнего мира и чувств; различение более тонких характеристик сенсорной информации о мире.
 Сенсорное описание. Непосредственно наблюдаемая и поддающаяся проверке с помощью органов чувств информация; язык "вижу-слышу-чувствую", который мы можем проверить опытным путем, в отличие от оценочных описаний.
 Синестезия. "Одновременное переживание" сенсорного опыта в двух или более модальностях, автоматическая связь одной репрезентативной системы с другой. Например, синестезия V-K может предполагать восприятие слов или звуков как окрашенных в определенные цвета.
 Содержание. Специфические особенности и детали события; ответ на вопросы "что?" и "почему?*. Противоположность процесса или структуры.
 Сознание. Осознание настоящего момента. Способность одновременно сосредоточиться на 7 + 2 чайках информации.
 Состояние. Целостный феномен разума, тела, эмоций, настроения, состояния; общая сумма всех неврологических и физических процессов человека в любой момент вовремя.
 Стратегия. Установление последовательности мышления и поведения для получения результата или опыта; структура субъективности, представленная в линейной модели ТОТЕ.
 Субмодальность. Характеристики ощущений в пределах каждой репрезентативной системы; качества наших внутренних репрезентаций.
 Трансдеривационный поиск. Процесс поиска в памяти и ментальных репрезентациях референтного опыта, объясняющего настоящее поведение, суждения или реакции.
 Третья позиция. Восприятие мира с точки зрения наблюдателя; вы видите и себя и других людей.
 Убеждения. Обобщения, которые мы сделали о причинно-следственных связях, значении, самих себе, других людях, действиях, идентичности и т. д. Наши убеждения - это то, что мы считаем "истинным" на данный момент. Убеждения направляют нас в восприятии и интерпретации действительности. Убеждения близко связаны с ценностями. В НЛП существуют несколько паттернов изменения убеждения.
 Усиление. Процесс добавления человеку жизнестойкости, энергии и новых мощных ресурсов; жизнестойкость на неврологическом уровне, изменение привычек.
 Условие хорошей формы. Критерии, которые позволяют нам определить результат так, чтобы он стал достижимым и поддающимся проверке. Правильно сформулированный результат - мощный инструмент для принятия решений типа "выигрыш -выигрыш".
 Физиология. Физическая часть человека.
 Фильтры восприятия Отдельные идеи, переживания, убеждения, ценности, метапрограммы, решения, воспоминания и язык, которые формируют и влияют на нашу модель мира.
 Фрейм. Контекст, окружение, метауровень, способ воспринимать что-либо (например, фрейм результата, фрейм "как если бы", фрейм возвращения и т. д.).
 Фрейм "как если бы". "Притворяться", предполагать, что имеет место некоторая ситуация, и затем действовать так, как будто она реальна. Это поощряет творческое решение проблем путем мысленного преодоления очевидных препятствий и приближения к желаемым решениям.
 Ценность. То, что для вас важно в определенном контексте. Ваши ценности (критерии) это то, что
 270
 Словарь терминов
 мотивирует вас в жизни. Все стратегии мотивации имеют кинестетический компонент.
 Чанкинг. Разбивка восприятия на блоки информации (чанки) путем подъема или снижения уровней и/ или логических уровней. Повышение уровня (индукция) называется укрупнением. Оно ведет к более высоким абстракциям. Понижение уровня (дедукция) называется разукрупнением. Она ведет к более конкретным примерам или случаям.
 Части. Метафора для описания различных аспектов души, ответственных за поведение. Они могут рассматриваться как субличности, которые ведут "собственную жизнь"; когда они имеют различные намерения, мы можем испытывать внутрилично-стныЙ конфликт и ощущение неконгруэнтности.
 "Через время". Иметь линию времени, на которой прошлое, настоящее и будущее находится перед вами. Например, время пространственно представлено как план на текущий год.
 Экология. Забота о гармонии в самом себе, а также об отношениях между собой и окружением или сис-
 темой. Внутренняя экология: общие отношения между человеком и его мыслями, стратегиями, действиями, способностями, ценностями и убеждениями. Динамический баланс элементов в системе.
 Эпистемология. Теория познания; как мы получаем знания.
 Якорение. Процесс, посредством которого любой стимул или репрезентация (внешняя или внутренняя) связаны с некоторой реакцией и таким образом запускают ее. Якоря возникают естественным образом во всех репрезентативных системах. Они могут использоваться преднамеренно, как при аналоговой маркировке или с многочисленными методами изменения, например с коллапсом якорей. Понятие о якорении в НЛП происходит от павловской концепции "стимул - реакция", или классического обусловливания. В исследованиях Павлова камертон становился стимулом (якорем), который служил для собаки сигналом для выделения слюны.
 ??
 
 ??
 
 ??
 
 ??
 
 www.samorazvitie.ru www.soblaznenie.ru
 Практические тренинги общения в реальных условиях
 (095) 108-05-35, 108-03-73, 446-10-67, 195-22-42
 
 
 
 
 

<< Пред.           стр. 18 (из 18)           След. >>

Список литературы по разделу