<< Пред.           стр. 2 (из 18)           След. >>

Список литературы по разделу

 Вопросы для размышления...............177
 ЧАСТЬ 3. МОДЕЛЬ НЕРВНЫХ ПРОЦЕССОВ НЛП 178
 Глава 13.Якорение: управление нервными процессами.Разговорна беззвучном языке 179
 Концепция "стимул-реакция..............180
 Что мы подразумеваем под понятием "якорь"?..............................181
 Осторожно: негативные якоря!............181
 Якорение прощения......................182
 Сознательное якорение в психотерапии .... 182
 Развитие искусства эффективного якорения 183
 Четыре принципа якорения...............183
 1. Уникальность: используйте уникальное положение для установки якоря........184
 2. Интенсивность: устанавливайте якорь в момент наивысшей интенсивности состояния...........................184
 3. Чистота: якорь должен быть как можно более обособленным.................185
 4. Точность: Точно выбирайте время
 для установки якоря..................186
 Пять шагов к якорению.................; 186
 1. Установите раппорт..................186
 2. Объясните процесс..................186
 3. Вызовите и заякорите желаемое переживание (позитивное
 или негативное)......................186
 4. Прервите состояние так,
 чтобы человек из него вышел..........187
 5. Проверьте якорь, применив его........187
 Упражнения.............................188
 I. Якорение состояний 1................188
 I I. Якорение состояний 2................188
 III. Якорение и трансдеривационный поиск 189
 IV. Трансдеривационный поиск: ограничение чувств. Хорошо помогает при тревоге ... 189
 V. Ваш собственный якорь состояния "аптайм"............................190
 VI. Ваш собственный якорь состояния "интайм"............................191
 VII. Упражнение "Круг совершенства".....192
 VIII. Коллапс якорей: интеграция частей ... 193 Упражнение на коллапс якорей...........193
 IX. Изменение личностной истории.......194
 Паттерн..............................194
 X. Изменение личностной истории
 с точки зрения модели метасостояния .. 195
 XI. Коллапс визуальных якорей: преодоление сомнения...............196
 XII. Сцепление якорей..................197
 XIII. Визуальные и аудиальные якоря: сценическое якорение................198
 XIV Коллапс якорей: продвинутый
 визуальный паттерн..................199
 Паттерн..............................200
 Заключение.............................200
 Вопросы для размышления...............200
 Глава 14. Фокусирование на субмодальностях 201
 Различные виды субмодальностей.........203
 Психотерапевтические вмешательства с использованием субмодальностей......206
 Упражнения.............................206
 I. Упражнение на исследование субмодальностей....................206
 II. "Лечение" головной боли и других дискомфортных ощущений............207
 III. Перекрестное отображение субмодальностей....................207
 Субмодальности "линии времени".........208
 Как ваш мозг различает время.............208
 IV Субмодальности "линии времени".....210
 V Паттерн "Шоколад леди Годивы".......210
 VI. Паттерн "Взмах"....................211
 Убеждения..............................213
 VII. Паттерн изменения убеждения.......214
 10
 Содержание
 Сбор и подготовка информации..........275
 Процесс изменения убеждения.........216
 VIII. Паттерн горя/потери................216
 Часть I...............................216
 Часть II..............................218
 Вопросы для размышления...............218
 ЧАСТЬ 4. ПРОДВИНУТОЕ НЛП-МОДЕЛИРОВАНИЕ 219
 Глава 15. Стратегии 220
 Часть I. Определение элементов субъективного опыта...................221
 НЛП - модель моделей..................221
 Философия/эпистемология НЛП..........221
 Компоненты субъективного опыта...........
 Основные визуальные субмодальности:. . 223 Основные аудиальные субмодальности:... 223 Основные кинестетические субмодальности: 223 "Картографирование": создание "карт"
 для описания территории...............224
 Опущение.............................224
 Обобщение...........................224
 Искажение............................225
 Моделирование, создающее "карты" стратегий.............................225
 Заключение.............................225
 Часть II. Модель стратегий НЛП............226
 Исследование осознания.................226
 "Когда-то была модель "стимул -реакция"..."...........................226
 "А затем принцип "стимул - реакция" превратился в ТОТЕ"...................227
 Затем НЛП улучшило модель ТОТЕ и создало
 "стратегии"...........................229
 Использование "анализа стратегий" отслеживания ментальных процессов..........230
 Создание "модели стратегий".............231
 Извлечение стратегий....................231
 Распаковка стратегий....................233
 Разработка стратегий....................234
 Разработка новых и улучшенных стратегий 234
 Использование стратегий.................235
 Встраивание стратегий...................236
 Часть II. Еще о стратегиях...............238
 Извлечение стратегии....................238
 Пример: извлечение стратегии принятия решений..............................238
 Извлечение стратегии при помощи возвращения..........................239
 Потенциальные проблемы в стратегиях принятия решений.....................239
 Советы по извлечению стратегий..........240
 Упражнения.............................240
 I. Стратегия обучения правописанию.....240
 II. Стратегия принятия решений..........241
 III. Стратегия мотивации................242
 IV. Стратегия обучения..................243
 Вопросы для размышления...............244
 Глава 16. Введение в работу на линии времени 245
 Англо-европейское и арабское время......248
 Определение своей личной линии времени . 248 Сложности при извлечении линии времени . 249
 Рефрейминг частей......................250
 "Сквозь время" и "во времени"............250
 Периоды развития.......................253
 Период отпечатков.....................254
 Период моделирования.................254
 Период социализации..................254
 По ту сторону предъявленной проблемы .. 255 Управление памятью: переживание своей
 линии времени........................256
 Рефрейминг воспоминаний при помощи
 быстрого лечения фобий..............257
 Замена воспоминаний при помощи паттерна
 "Взмах".............................257
 Этапы работы на линии времени...........257
 1. Установление раппорта...............258
 2. Сбор информации...................258
 3. Переход от следствия к причине.......258
 4. Научите меня, как делать это..........258
 5. Прерывание стратегии...............259
 6. Обнаружение исходной причины.......259
 Освобождение от отрицательных эмоций
 с помощью работы на линии времени.....260
 Переживание своей линии времени:
 освобождение от отрицательных эмоций 260
 Когда эмоции не хотят уходить...........263
 Если во время проверки выясняется, что
 эмоция не исчезла...................263
 Основные принципы "психотерапии на линии
 времени" (Young, 1999).................264
 Альтернативная методика работы на линии
 времени (Young, 1999):................264
 Вопросы для размышления...............265
 Словарь терминов 266
 Благодарности
 11
 Благодарности
 Книга, которую вы держите в руках, является результатом моего шестилетнего опыта преподавания курса нейролингвистического программирования в Гастонском Колледже, в Далласе, штат Северная Каролина. Несомненно, когда автор пишет книгу, он использует различные источники и информацию, полученную от многих людей. Хотелось бы отдать должное всем, кто внес вклад в эту книгу, но, наверное, я смогу назвать лишь тех, чье влияние было особенно значительным.
 • Мою покойную мать, Мэй Боденхамер, которая постоянно поощряла мое обучение.
 • Моего отца, Глена Боденхамера, который вдохновлял меня на тяжелый труд.
 • Создателей НЛП, Ричарда Бэндлера и Джона Гриндера.
 • Моих коллег-инструкторов: Джина Руни, Теда Джеймса и Уайатта Вудсмола.
 • Моих студентов в Гастонском Колледже, чье влияние, особенно в первые годы, вдохновляло меня продолжать работу над созданием всестороннего учебника по НЛП, которым и стала эта книга.
 • Доктора Джона Мерритта, заместителя декана Колледжа Гастона по учебной работе, за то, что он оказал мне честь, дав возможность преподавать на своем факультете, и за его постоянную поддержку.
 • Его талантливого секретаря, Сэнди Гамильтон, которая неутомимо работает, помогая всем, кто преподает на факультете.
 • Л. Майкла Холла, доктора философии, за неоценимый вклад в эту книгу и за честь работать с ним над многими проектами.
 • ПитераЯнга, который неустанно трудился, помогая мне совершенствовать рукопись.
 • Мартина Робертса, доктора философии, и сотрудников издательства "Краун Хауз Паблишинг", которые так много сделали для развития НЛП, публикуя работы различных авторов.
 • Мою племянницу, Мэнди Коллетт, которая принесла жизнь и молодость в наш дом.
 • Наконец, что наиболее важно, я хотел бы поблагодарить свою жену Линду, чья постоянная поддержка и вдохновение в течение 34 лет нашего брака позволяли мне стремиться к своей мечте.
 Всем этим и многим другим людям я говорю "спасибо".
 Боб Д. Боденхамер, август 1999 г.
 Как пользоваться этим учебником
 Чтобы вы извлекли максимальную выгоду из изучения нейролингвистического программирования и этой книги, мы советуем сделать следующее.
 1. Заведите тетрадь и посвятите ее вашим мыслям, догадкам, тренировкам и упражнениям. Моторная активность в процессе письма закрепит изученный вами материал через кинестетику и поможет усвоить знания на подсознательном уровне. В будущем вы, возможно, найдете полезным вернуться к вашим заметкам, догадкам, идеям и практическим упражнениям.
 2. Не жульничайте, когда перейдете к упражнениям, "мысленным" экспериментам и лабораторным работам. Остановитесь. Сделайте упражнение. Привлеките к вашему обучению своих знакомых. В некоторых упражнениях должны участвовать до пяти человек, хотя большинство упражнений можно выполнить вдвоем.
 3. Составьте свой собственный предметный указатель для учебника. Это укрепит ваши знания о НЛП и его компонентах, а также позволит вам лучше ориентироваться в материале книги.
 4. Мы заключили в рамки ключевые высказывания и определения. При желании вы можете приобрести диапозитивы для использования на лекциях. Это позволит тренеру НЛП привести занятия в соответствие с данным руководством.
 12
 Введение
 ВВЕДЕНИЕ
 История "магии" в нейролингвистике
 НЛП - это позиция и методология, порождающие целый ряд методов.
 Ричард Бэндлер
 Нейролингвистическое программирование (НЛП) представляет собой сравнительно новую дисциплину, возникшую лишь в середине 1970-х гг. В основе НЛП лежит большой объем заслуживающих доверия знаний. НЛП берет начало в нескольких областях знания, объединенных двумя его создателями, -Ричардом Бэндлером и Джоном Гриндером.
 Это случилось в то время, когда доктор Гриндер занимал должность профессора лингвистики в Калифорнийском Университете в Саита-Крус. Бэндлер был студентом этого университета и изучал математику и компьютерные науки. Доктор Гриндер к тому времени уже опубликовал несколько книг по той области лингвистики, которая известна как трансформационная грамматика.
 Ричард Бэндлер показал незаурядные способности в выявлении и четком описании моделей самых различных процессов. Этот талант наиболее ярко проявил себя в описании человеческой коммуникации. Ричард с большим удовольствием изучал, анализировал, моделировал коммуникативные процессы в психотерапии. Тогда он начал активно изучать техники гештальт-терапии. Ему удалось выявить, описать и самостоятельно опробовать модели этого психотерапевтического подхода.
 Результаты такой работы впечатляли окружающих, а успех в решении сложных задач направил талант Ричарда в изучение, а затем моделирование приемов работы других выдающихся специалистов. При поддержке Джона Гриндера, Бэндлер получил возможность смоделировать техники Вирджинии Сатир - самого известного в мире семейного психотерапевта. Ричард быстро идентифицировал используемые Вирджинией "семь паттернов". Когда они с Джоном начали применять их, то обнаружили, что могут моделировать ее методы психотерапии и получать такие же результаты.
 Как компьютерный программист, Ричард знал, что для того, чтобы запрограммировать самое простое "сознание" (компьютер с состояниями "включено -выключено"), нужно разбить поведение на компоненты и предоставить системе ясные и однозначные сигналы. К этой простой метафоре Джон добавил свои обширные знания по трансформационной грамматике. Из трансформационной грамматики они позаимствовали понятия глубинной и поверхностной структур, которые трансформируют значение/знания в человеческом мозге. Так они начали строить свою модель "программирования" людей.
 Позже известный во всем мире антрополог Грегори Бейтсон познакомил Бэндлераи Гриндера с Мил-тоном Эриксоном, доктором медицины. Эриксон разработал модель коммуникации, которая известна как "эриксонианский гипноз". В 1958 г. Американская медицинская ассоциация признала, что гипноз является полезным лечебным средством во время хирургических операций. Когда Бэндлер и Гриндер смоделировали работу Эриксона, они обнаружили, что могут получить тот же эффект. Многие сегодняшние методики НЛП основаны па приемах, которые использовал Эриксон.
 На основе этого опыта и исследования объединяющих факторов и принципов Бэндлер и Гриндер разработали свою первую модель коммуникации, отражающую теоретическое понимание того, каким образом мы "запрограммированы" посредством языков (сенсорных и лингвистических) так, что у нас возникают регулярные и систематичные действия, реакции, психосоматические эффекты и т. д. Эта модель также определяла способы использования компонентов субъективного опыта для психологических (ментально-эмоциональных) изменений поведения человека.
 С того времени НЛП прошло значительный путь развития. Модель расширилась за счет включения в нее данных других дисциплин: кибернетики (коммуникации в сложных системах, как механических, так и живых), философии, когнитивной психологии, исследований "бессознательного" и неврологии. Сегодня во всем мире существуют институты НЛП, и многие авторы применяют НЛП в областях, связанных с медициной и здоровьем, психотерапией и психологическим благополучием, бизнесом, образованием, спортом, правом, христианской религией и т. д.
 Изучение мастерства
 НЛП главным образом фокусируется на изучении мастерства. В книге "Нейролингвистическое про-
 Введение
 13
 граммирование" (Dilts et at., 1983) авторы назвали НЛП "изучением структуры субъективного опыта". Субъективный опыт, на котором сосредоточено внимание большинства теоретиков, популяризаторов и преподавателей НЛП, включает самые совершенные аспекты человеческого опыта - высокий уровень творчества, мастерства, одаренности и т. д. Роберт Дилтс, один из создателей НЛП, особенно глубоко изучал эту тему, написав ряд книг и большое количество журнальных статей под общим названием "Стратегии гениев".
 НЛП предлагает модель, помогающую научиться выявлять и воспроизводить паттерны мастерства.
 Преподаватели, которые хотят совершенствоваться, моделируют работу лучших специалистов. НЛП предлагает модель, помогающую научиться выявлять и воспроизводить паттерны мастерства. НЛП фокусируется на распознавании мастерства, а также на том, как его разбить на компоненты и "встроить" в других людей.
 В такой пошаговой манере модель НЛП учит нас достижению мастерства. Вы желаете улучшить свои коммуникативные способности? НЛП дает вам модель коммуникативного мастерства. НЛП разбивает эти навыки на доступные для обучения элементы. Ваш ребенок испытывает трудности с правописанием? НЛП установило структуру совершенных навыков письма и разработало процесс тренинга, позволяющего в совершенстве овладеть правописанием. Хотите проводить успешные переговоры? НЛП предлагает высокоэффективную модель действий на переговорах по сложным вопросам.
 НЛП предлагает не только реальное теоретическое основание этого, но и методику осуществления личностных изменений.
 Эмпирическая природа НЛП
 Когда вы будете читать и использовать этот учебник по НЛП, вы встретите выражение "эмпирическая природа НЛП". Что это значит? Это выражение указывает на то, что в НЛП большое значение имеют моделирование, эксперимент и проверка в противовес построению теории и гипотез. Когда люди спрашивают нас во время тренингов: "А НЛП работает?", - мы убеждаем их провести проверку и, та-
 ким образом, узнать, "работает" ли конкретный паттерн в их случае. Будьте готовы к такой немедленной практической проверке модели.
 Сказанное подразумевает, что наилучший способ понять НЛП - проверить его на собственном опыте. Давайте сделаем это в самом начале. Следующее упражнение ("мысленный" эксперимент) познакомит вас с НЛП. Во время чтения инструкций будьте внимательны. Это позволит вам лучше настроиться на то уникальное образование, которое представляют собой "разум и тело" и нервная система. Мы будем работать с естественными процессами нашего сознания. Делая это, вы откроете многие механизмы, посредством которых сможете научиться устанавливать контроль над этими процессами. В следующих абзацах многоточие ... означает "остановитесь, обратите внимание, почувствуйте, подумайте" и т. д.
 НЛП предоставляет методы и технологию того, как управлять собственными мыслями.
 Эти процессы и механизмы могут управлять нами в той степени, в которой мы не осознаем их. По мере того как вы ближе познакомитесь с этими подсознательными процессами, вы научитесь управлять ими. Делая это, вы найдете данные процессы достойными изучения. НЛП предоставляет методы и технологию того, как управлять собственными мыслями.
 Эксперимент № 1
 Вспомните какое-нибудь приятное переживание из прошлого. В вашем сознании всплывут различные картины. Какими бы они ни были, пусть они пока останутся с вами. Если вам кажется, что вы не обнаружили такого воспоминания, просто представьте что-нибудь приятное. У некоторых людей это получается лучше с закрытыми глазами. Как только вы сможете представить приятное переживание, позвольте ему оставаться в вашем сознании.
 Теперь, когда у вас имеется эта приятная мысль, обратите внимание на ее визуальные аспекты. Что именно вы видите, когда вспоминаете это переживание? Обратите внимание на воображаемую картину. Если вы недостаточно отчетливо видите ее, представьте себе, как "ощущается" приятное воспоминание. Или просто послушайте какие-нибудь приятные звуки - слова или музыку - наслаждайтесь внутрен-ними приятными переживаниями.
 Теперь, когда у вас есть картина воспоминания, сделайте ее больше. Удвойте се размеры ... а затем
 14
 Введение
 еще раз удвойте полученную картину ... обратите внимание на то, что произошло. Что случилось, когда вы сделали картину больше? Увеличилась ли интенсивность ощущений?
 Теперь уменьшите картину. Делайте ее все меньше и меньше. Сделайте ее такой маленькой, чтобы ее было трудно рассмотреть... остановитесь на некоторое время ... понизилась ли интенсивность ощущений? Поэкспериментируйте с увеличением и уменьшением картины. Снижается ли интенсивность ваших ощущений, когда вы уменьшаете картину? Повышается ли интенсивность ощущений, когда вы увеличиваете картину? Если это так, то переживание картин (звуков, чувств) в вашем сознании действует на вас так же, как и на большинство людей. Однако у вас это может происходить по-другому. Это так? Неважно. Все мы кодируем опыт в нашем сознании уникальным и индивидуальным способом. Теперь придайте вашей картине приятного опыта тот формат, в котором она вам кажется наиболее комфортной и приятной.
 Удерживая эту картину, приблизьте ее. Просто представьте, что картина становится к вам все ближе и ближе, и следите за этим процессом. Что при этом происходит с вашими ощущениями? ... Увеличьте расстояние до картины. Что происходит, когда вы отдаляете ее? Увеличивается ли интенсивность ваших ощущений при приближении картины? Снижается ли интенсивность при отдалении картины? Для функционирования сознания/нервной системы большинства людей это верно. Когда вы отдаляете картину, интенсивность ощущений, вероятно, снижается. Обратите внимание, что когда вы изменяете ментальную репрезентацию переживания в своем сознании, ваши ощущения изменяются. Это, между прочим, указывает нам на способ, каким мы можем "отдалить" себя от некоторых переживаний, не так ли?
 Давайте поэкспериментируем с цветом картины. Когда вы сосредоточены на определенных образах, вы видите их в цвете или черно-белыми? Если они цветные, сделайте их черно-белыми, и наоборот, если они закодированы у вас как черно-белые... Когда вы изменяете цвет, изменяются ли ваши ощущения?
 Рассмотрим фокус ваших образов: они сфокусированы или нет? Видите ли вы себя на картине или вы видите сцену как бы собственными глазами? Ваша картина трехмерная или плоская? Есть ли вокруг нее рамка или вы видите ее как панораму? Поэкспериментируйте с тем, как представлено это переживание в вашем сознании. Измените расположение картины. Если она закодирована у вас справа, передвиньте ее влево.
 Анализ опыта
 НЛП работает преимущественно с психическими процессами, а не с их содержанием.
 Случалось ли вам когда-нибудь изменять свои ощущения посредством изменения внутренней репрезентации опыта, то есть действий, которые вы только что выполнили в процессе только что проведенного эксперимента? Сила НЛП заключается в подобных психических процессах. НЛП работает преимущественно с психическими процессами, а не с их содержанием. Вы изменили свои переживания посредством изменения свойств и структуры ваших образов, а не их содержания. Таким образом, вы произвели изменения на уровне психических процессов, оставив содержание прежним.
 Ответьте на следующие вопросы. Что случится с человеком, если он сделает все свои неприятные картины большими, яркими и максимально близкими? Что случится, если он сделает все свои приятные переживания маленькими, тусклыми и далекими? ... Человек станет экспертом по депрессии, печали и опустошенности, не так ли?
 С другой стороны, рассмотрим, что произойдет, если человек закодирует свои приятные переживания как большие, яркие и максимально близкие ... разве это не приведет к более позитивному взгляду на жизнь? И что, если он сделает свои неприятные переживания маленькими, тусклыми и далекими? Негативные события будут оказывать меньшее влияние на его жизнь.
 НЛП позволило нам заново оценить глубину и смысл старой истины: "Каковы мысли в душе его, таков и он..>*. Следовательно, многое из того, что мы делаем в рамках НЛП, является результатом тех естественных процессов, с помощью которых мы, люди, обрабатываем информацию в нашем сознании. НЛП показывает нам, как изменить процесс посредством изменения ментального кодирования. То, что вы только что испытали, в НЛП называется субмодальным кодированием и сдвигом.
 Ваше сознание выполняет шесть основных репрезентативных функций (не считая поддержания внутренних физиологических функций, таких как дыхание) для того, чтобы "наделить мир смыслом": оно создает репрезентации картин, звуков, слов, порождает тактильные, вкусовые и обонятельные ощущения. Посредством пяти чувств вы получаете, или вво-
 * Книга притчей Соломоновых 23:7.
 Введение
 15
 дите в сознание, информацию, а также сохраняете ее. Затем ваше сознание извлекает из памяти эту информацию в той же кодировке, или формате, в котором вы ее сохранили. Если вы сохранили визуальную информацию, вы извлечете ее как картину. Если вы слушали и сохранили звук, вы извлечете информацию как звук.
 Посредством изменения кодирования (субмодальностей) переживаний вы можете изменять свои ощущения и свое внутреннее состояние.
 Мы называем это кодирование, или сохранение информации, внутренней репрезентацией (см. рис. 1.1). Экспериментируя с приятным переживанием, вы извлекали из памяти визуальную часть внутренней репрезентации приятного опыта. Вполне возможно, что ваше приятное переживание было озвучено. Изменяя кодирование переживаний вы можете изменять свои ощущения и свое внутреннее состояние. Когда изменяется внутреннее состояние, изменяется и поведение.
 Мозг использует этот метод кодирования, чтобы управлять сообщениями нервной системе, которая затем определяет наши нервные процессы. Такое "программноеобеспечение" мозга позволяет нам быстро реагировать и принимать решения. Если бы мы делали это сознательно, мы были бы перегружены информацией. Поняв приемы кодирования, практик НЛП может вызвать изменения простым изменением кодирования. Депрессия, травма, горе, вина, тревога, фобии, убеждения, ценности, все эмоции и состояния человека функционируют в соответствии со своим собственным индивидуально структурированным кодированием.
 Как тренер НЛП, я (Б. Б.) регулярно использую методы НЛП для вызова структурных изменений у моих клиентов.
 Формальное определение НЛП
 Испытав НЛП на себе, дадим формальное определение нейролингвистическому программированию.
 "Еейро-ъ относится к мозгу/сознанию, связанным с телом/нервной системой, и тому, как они обраба-
 тывают информацию и кодируют ее в память. Говоря <нейро->, мы подчеркиваем, что информация вводится, обрабатывается и упорядочивается с помощью нервных механизмов и процессов.
 "Лингвистическое" указывает на то, что нервные процессы кодируются, упорядочиваются и получают значение посредством языка, коммуникативных систем и различных символических систем (грамматики, математики, музыки, изображений). В НЛП мы говорим о двух основных языковых системах. Во-первых, "сознание" обрабатывает информацию в терминах изображений, звуков, тактильных и вкусовых ощущений и запахов (сенсорная информация) посредством "репрезентативных систем". Во-вторых, "сознание" обрабатывает информацию посредством вторичной языковой системы символов, слов, метафор и т. д.
 Сутью НЛП является установление контроля
 над своим .собственным .сознанием.
 "Программирование^относится к нашей способности организовывать эти части (изображения, звуки, тактильные и вкусовые ощущения, запахи и символы или слова) в нашем "сознании-теле", что затем
 позволяет нам достигать желаемых результатов. Эти части образуют программы, которые выполняет наш мозг. Сутью НЛП является установление контроля над собственным сознанием.
 НЛП получило известность благодаря используемым в нем методам осуществления эффективных длительных изменений. Например, в НЛП есть техника, называемая "быстрое лечение фобии", разработанный Ричардом Бэндлером. При помощи этой техники мы можем излечивать фобии за 10-15 минут. Мы используем ее для лечения фобий, связанных с водой, пчелами, лифтами, высотой, публичными выступлениями, закрытыми пространствами, самолетами и т. д. Самое привлекательное в этой технике то, что мы избавляем людей от страданий за несколько минут, а эффект длится (в некоторых случаях) годы! "Быстрое лечение фобий" представляет собой всего лишь один из многих методов осуществления изменений.
 Мы используем "линию времени" для удаления травмирующих картин из сознаний людей. В дополнение к этому, мы даже научились использовать такие паттерны НЛП, как "рефрейминг", -"взмах", "коллапс якорей" и т. д. в процессе разговора, то есть нам не обязательно использовать эти паттерны только в форме "психотерапии". Мы можем разговаривать в таком стиле, который будет помогать челове-
 16
 Введение
 ку думать по-новому и ощущать себя более цельным и уверенным в себе, с "обновленным сознанием". Такова сила языка!
 Однако НЛП - это гораздо больше, чем просто набор методов. Ричард Бэндлер сказал: "НЛ- это позиция и методология, порождающие целый ряд техник". В НЛП существует установка на пробуждение сильного любопытства. Она подразумевает желание знать то, что происходит "за сценой". Имея такую установку, мы хотим знать, что заставляет человеческое сознание работать.
 Вторая особенность НЛП - установка на эксперимент. С такой установкой мы "пробуем" что-либо сделать, затем что-то другое, а потом еще... постоянно пробуем, получаем результаты, используем обратную связь и экспериментируем с чем-нибудь новым. Если что-то не работает, мы пробуем другое и делаем так, пока не найдем то, что работает. Бэндлер и Гриндер отличались такими установками любопытства и экспериментирования, создавая НЛП.
 Методология НЛП включает моделирование. Когда Бэндлер и Гриндер моделировали мастерство Пер-лза, Сатир и Эриксона, они создавали исходный формат НЛП. Таким образом, моделирование описывает методологию, которая породила целый ряд техник.
 В книге "Черепахи всегда внизу: предпосылки одаренности" Джон Гриндер (DeLozier & John Grinder, 1987) сделал достойный внимания комментарий, касающийся НЛП:
 "Нейролингвистическое программирование - это эпистемология, оно не может самостоятельно принимать решения и указывать "пра-вильный путь". Оно дает возможность исследовать и предлагает набор средств для поиска верного направления. Выбор и исследование путей остается вашей обязанностью, независимо оттого, ищете ли вы комфорт или изменения или, будем надеяться, комфорт в изменениях... (пауза) Самым лучшим из комплиментов, которые я когда-либо получал от Бейтсона, было утверждение, что НЛП является набором средств "обу-чения-Ill". Теперь, если это верно, на меня, Джудит, Энн, Ричарда, Роберта ..., создателей этой технологии, ложится обязанность описать контекст применения НЛП. Как вы сказали, без изложения некоторых этических аспектов мы не можем сказать, что проделали социально значимую работу В разобщенном урбанистическом обществе, которое не может соотнести "эманации снаружи и эманации изнутри", на людей ложится ответственность за развитие своей собственной культуры и формирование этического фрейма, внутри которого они будут применять данные инструменты".
 Вопросы для размышления
 1. Как бы вы объяснили НЛП десятилетнему ребенку?
 2. Что бы вы использовали в качестве иллюстрации к НЛП?
 3. Как бы вы объяснили НЛП партнеру по бизнесу?
 4. Что в модели НЛП определяет ее эмпирический характер?
 НЛП - это позиция и методология, порождающие целый ряд техник.
 Ричард Бэндлер
 МОДЕЛЬ И МЕТОДЫ НЛП
 Сущность модели: репрезентативные системы
 Что можно узнать из этой главы:
 Репрезентативные системы, лежащие в основе понятийных процессов
 Модальности, управляющие понятийными процессами
 Предпочитаемая вами модальность
 Ваши ведущие (основные) субмодальности
 Наше недавнее открытие, касающееся ограничений субмодальных сдвигов
 Секрет того, что "управляет" субмодальностями
 Как читать ключи глазного доступа
 Характеристики репрезентативной системы
 Предикаты, дающие информацию о репрезентативной системе
 Как определять репрезентативную систему по повседневной речи
 Глава -1-• Сущност-ь-модели:- репрезентативные системы
 19
 При получении информации о внешнем мире мы опираемся на наши органы чувств. На теле человека расположены многочисленные чувствительные рецепторы. Кроме этих нервных механизмов мы не обладаем другим способом получения информации об окружающем мире. Фактически, весь наш опыт формируется на основе зрительных, слуховых, вкусовых, тактильных и обонятельных ощущений (именно эти пять сенсорных модальностей наиболее важны, хотя кроме них существуют и другие). В НЛП мы называем эти модальности репрезентативными системами. При анализе индивидуальных навыков мы обнаруживаем, что их функционирование связано с развитием и программированием основных репрезентативных систем.
 Весь наш опыт формируется на основе зрительных, слуховых, вкусовых, тактильных и обонятельных ощущений. В НЛП мы называем эти сенсорные модальности репрезентативными системами.
 В модели НЛП пять сенсорных систем выполняют значительно более важную роль, чем простой сбор информации. Каждая система получает информацию и затем активирует воспоминания для выработки поведения. Эту деятельность осуществляет центральная нервная система. Мозг кодирует информацию в том же виде, в каком мы получаем ее от наших органов чувств. Например, когда мы получаем информацию визуально, мозг кодирует эту информацию как изображение. Полученную аудиально информацию
 Рис. 1.1. Формирование представлений о мире
 мозг кодирует в виде звуков и слов. Внутреннюю речь, сформированную из звуков, мы называем аудиольной дигитпальной репрезентацией. "Дигитальный" в данном случае означает, что модальность имеет два состояния - "включено" или "выключено". В отличие от аналогового сигнала между двумя уровнями ди-гитального нет других значений. Большинство слов являются репрезентацией существования или отсутствия объекта. Всего несколько слов позволяют нам описать целый диапазон, или континуум, значений. Наконец, информацию, полученную при помощи внутренних ощущений, мозг кодирует как чувство или эмоцию. Когда вы вспоминаете информацию, мозг обращается к памяти и выражает воспоминание в том же виде, в каком он и сохранил информацию.
 Репрезентация - идея, мысль, представление сенсорной или оценочной информации.
 В модели НЛП пять сенсорных систем выполняют значительно более важную роль, чем простой сбор информации. Каждая система получает информацию и затем активирует воспоминания для выработки поведения.
 Например, мы написали эту книгу при помощи текстового редактора Microsoft Word. Поэтому текст мы сохраняли в формате файлов Microsoft Word. Позднее, при чтении текста, мы должны были открыть файл в том же формате. Если мы храним информацию в памяти визуально, мы будем вспоминать и описывать эту информацию при помощи ви-
 Поступающая информация Внутренняя репрезентация информации Субъективный опыт Из внешнего мира (поступает в сознание через органы чувств) Поступает в нашу
 нервную систему
 и интерпретируется как: Информация конструируется или извлекается как: Визуальная (глаза) Изображения V - визуализации, изображения Аудиальная
 (уши) Звуки А звуки, шумы Кинестетическая (кожа/тело) , Ощущения К - тактильные ощущения 20
 ------------------------------- ¦¦ i i
 зуального языка. Таким образом, мы сохраняем визуальный формат. Если мы услышим что-либо, что сохраним в памяти в виде звуков, мы будем вспоминать и выражать этот опыт при помощи аудиального языка. "Говорить", "слышать", "звучать" и "громче" - примеры аудиальныхслов.
 Наше сознание кодирует изученный материал в том же виде, в котором мы его изучили. Извлечение этой информации из памяти осуществляется посредством той же репрезентативной системы (рис. 1.1). Предположим, вы покупаете автомобиль. Предположим, вы уже видели изображение модели, которая вам особенно понравилась. В фирме, продающей автомобили, вы станете разглядывать имеющиеся модели и, выбирая, сравнивать автомобили в магазине с хранимой в памяти информацией об автомобиле, который хотите купить. Таким образом, вы будете использовать визуальную репрезентативную систему и для сохранения, и для кодирования в памяти информации об автомобиле, который желаете приобрести, а также для извлечения из памяти информации о желаемой модели и сравнения ее с представленными образцами.
 Конечно, при хранении и кодировании большинства воспоминаний мы используем не одну сенсорную модальность, а больше. В НЛП мы подчеркиваем, главным образом, три репрезентативных системы: визуальную, аудиальную и кинестетическую (VAK). Если частью воспоминания будет являться запах или вкус, ваш разум будет использовать и его. Однако эти две модальности играют менее значительную роль. Термин "репрезентативнаясистема" возник из того факта, что мы осуществляемрепрезен-тацию информации в основном визуальным, ауди-альным и кинестетическим образом. По достижении взрослого возраста большинство людей начинают отдавать предпочтение какой-то одной репрезентативной системе.
 Я (Б. Б.) осуществляю репрезентацию информации в основном при помощи аудиальной и вербальной систем; я использую такие слова, как "слышать, "объяснять", "громко", "гармонично", "слушать" и т. д. А теперь послушайте! Я (М. X.) когда-то использовал в основном кинестетическую систему, а сейчас использую визуальную и аудиально-дигитальную системы. Я использую такие слова, как "видеть", "представлять", "сказать" и т. д.
 Сообщив это, мы дали вам в руки секретный ключ, позволяющий присоединиться к нам и установить с нами раппорт! "Примерьте" эти ключевые слова, описывающие способ мышления, на себя и сравните
 Вторая позиция восприятия означает, что вы
 Часть 1 • Модель и методы НЛП
 с ними наш способ мышления и способ наилучшей работы мозга!
 Присоединение- принятие определенных параметров выразительных средств другого человека (поведения, слов и т. д.) для усиления раппорта.
 Раппорт - ощущение связи с другим человеком, чувство взаимности, ощущение доверия; создается подстройкой, отзеркаливанием и присоединением; состояние эмпатии или восприятие из второй позиции*.
 В американском обществе примерно 20% людей обрабатывают информацию в основном кинестетическим образом, 60% - визуальным и еще 20% -аудиальным. Эта статистика отражает только общую тенденцию. В реальных условиях люди меняют репрезентативные системы исходя из ситуации. В зависимости от воспринимаемого объекта они могут обработать одно событие преимущественно визуально, а затем другое аудиально.
 Тех из вас, чья работа связана с публичными выступлениями (священнослужители, учителя, лекторы), мы хотели бы спросить: "Используете ли вы все три основные репрезентативные системы в своих выступлениях перед публикой?" Если вы кодируете ббльшую часть информации в основном визуально, то вы, вероятно, (бессознательно) используете визуальную терминологию; это означает, что она будет соответствовать или подходить для 40-60% вашей аудитории. Это означает, что вы "упускаете" тех людей, которые обрабатывают информацию аудиальным и кинестетическим способами. Этим обстоятельством можно, по крайней мере частично, очень хорошо объяснить, почему популярность конкретной церкви зависит от личности пастора.
 Речь человека отражает, какой репрезентативной системой он пользуется.
 НЛП постулирует, что фразы, используемые человеком для описания событий, являются не только метафорами, но и дают буквальное описание того, что происходит в мозге данного человека при кодировании и репрезентации информации. Это означает, что способ репрезентации человеком информации с использованием репрезентативной системы проявляется в его речи. Если собеседник говорит вам: "Я смотрю на это, как и ты", - возможно, он хочет получить некоторые визуальные образы! Чтобы установить раппорт и успешно общаться с таким человеком, мы должны "нарисовать" ему картину того, о чем говорим!
 на точку зрения другого человека (подробнее см. в главе 3).
 Глава-1 • Сущность модели: репрезентативные системы
 21
 Если человек говорит: "Я чувствую, что это неправильно*, он хочет получить кинестетические репрезентации. Если вы спросите: "Ну неужели ты не видишь, что...?"- и продолжите "рисовать" ему картину, вы, скорее всего, не установите раппорт, поскольку придете к несоответствию между его кинестетическим и вашим визуальным "мышлением". Но ответив в терминах ощущений, вы установите раппорт, и человек будет хорошо понимать, что вы ему сообщаете.
 Предположим, вы пытаетесь уговорить кинестетического человека посетить ваш клуб. Вы можете сказать: "Я знаю, что ты будешь чувствовать себя комфортно в этом клубе. Там люди тепло общаются. Фактически, наши встречи не обходятся без дружеских объятий. Я чувствую, что ты будешь под впечатлением*. Курсивом мы выделили "кинестетические" слова-предикаты, лежащие в основе разного рода утверждений. Использование специфических сенсорных предикатов позволяет нам присоединиться и подстроиться к другому человеку. Кинестетический человек может почувствовать речь такого типа.
 Предикаты - то, что мы утверждаем о предмете разговора; основанные на ощущениях слова, указывающие на определенную репрезентативную систему (визуальные, ауЬиаль-ные, кинестетические, неспецифические предикаты).
 Подстройка - установление и поддержание раппорта с другим человеком путем присоединения к его модели мира, языку, убеждениям, ценностям, настоящим переживаниям и т. д.; имеет критическое значение при установлении раппорта.
 Используя при разговоре с людьми их лексику, мы "говорим на их языке", и они считают, что мы - одни из них. Людям обычно нравятся люди, которые думают и поступают, как они.
 Таким образом, для эффективной коммуникации с другими людьми чрезвычайно важным является знание их основных репрезентативных систем. Если ваша жена сказала вам: "Дорогой, как ты смотришь на то, чтобы сходить завтра в клуб? Мне понравилось то, что я там увидела. Люди выглядели такими дружелюбными. Я сказала бы, что выступающий - олицетворение совершенства, ты согласен? Я думаю, что нам следует чаще посещать этот клуб". Вам не стоит отвечать: "Да, я согласен. У меня тоже теплые ощущения от этого клуба. Я чувствовал, что докладчик говорилтак, как будто бы обращался именно ко мне, и был очень тронут. А люди вели себя так, что я чув-
 * Отыгл. pattern - образец; модель.
 ствовал себя как дома". Нет! Это полностью не соответствует ее визуальной репрезентативной системе. Конгруэнтным ответом был бы следующий: "Я смотрю на это положительно. Люди не только выглядели дружелюбными, они показали себя по-настоящему дружелюбными. Я тоже нашел лекцию спикера привлекательной из-за иоияЭкыхпримеров, которые он нарисовал в своей речи".
 Конгруэнтность - состояние, в котором слова человека соответствует его действиям; его невербальные сигналы и вербальные утверждения соответствуют друг другу; состояние целостности, адекватности, внутренней гармонии, отсутствия конфликта.
 При установлении раппорта существенную роль играет подстройка. Подстройка подразумевает гибкость, достаточную для того, чтобы войти в принадлежащую другому человеку модель окружающего мира. Мы делаем это посредством использования при коммуникации с ним его лингвистических паттернов* и лексики. При подстройке к человеку определите его основную репрезентативную систему и в своей речи обращайтесь именно к ней. В вышеуказанном примере первый собеседник использовал в основном визуальную репрезентативную систему. Ответ второго человека отсоединял его от первого человека, так как в ответе были использованы кинестетические предикаты. Это может привести к потере раппорта. Во втором примере показана подстройка к первому человеку посредством присоединения к визуальной репрезентативной системы через использование визуальных предикатов. Ниже дан пример аудиального отсоединения в разговоре между визуалом и аудиалом. За ним следует фрагмент беседы, иллюстрирующий подстройку.

<< Пред.           стр. 2 (из 18)           След. >>

Список литературы по разделу