<< Пред.           стр. 3 (из 18)           След. >>

Список литературы по разделу

 Отсоединение - предложение других пат-тернов поведения партнеру по взаимодействию, разрыв раппорта ради переориентации, прерывания или завершения встречи или беседы.
 При установлении раппорта существенную роль играет подстройка. Подстройка подразумевает гибкость, достаточную для того, чтобы войти в принадлежащую другому человеку модель окружающего мира
 Аудиал: "Я думаю, что нам нужно еще поговорить об этом автомобиле. Я выслушал все, что ты сказал о нем. Однако я заметил некоторые различия между тем, что ты пытался сказать, и тем, что я слышал*.
 22
 Часть 1 •-Модель и методы НЛП
 Отсоединение: "Да, я вижу, что ты не увидел ничего из той картины, которую я пытался нарисовать тебе, чтобы показать этот автомобиль".
 Подстройка: "Я согласен, что это звучит так, как будто мы общаемся не на одной волне. Однако я знаю, что если я продолжу свойрассказ об этом автомобиле, ты услышишь то, что я говорю, так как это прозвучит в более понятной форме*.
 Тест для определения
 предпочитаемой
 репрезентативной системы*
 Оцените каждое из следующих утверждений, про-ранжировав их в порядке предпочтения. Поставьте напротив каждой фразы соответствующую цифру:
 4 = лучше всего характеризует вас.
 3 - лучшая характеристика из оставшихся.
 2 - характеристика, занимающая третье место.
 1 - менее всего подходит вам.
 1. При принятии важных решений я:
 ________опираюсь на свои чувства.
 ________выбираю то, что звучит лучше всего.
 ________выбираю то, что выглядит для меня самым лучшим.
 опираюсь на точность информации и на
 знания о вопросе.
 2. В ходе дискуссии на меня, скорее всего, влияет:
 тон голоса другого человека.
 возможность видеть схему рассуждении другого человека.
 логичность аргументов другого человека.
 возможность чувствовать состояние другого человека.
 3. То, что происходит со мной, легче всего выяснить, ориентируясь на:
 то, как я одеваюсь и выгляжу. мои чувства.
 выбираемые мною слова. тон моего голоса.
 4. Мне легче всего:
 ______ найти идеальную громкость и установить
 настройки стереосистемы.
 правильно сформулировать вопрос на интересующую меня тему.
 5.
 выбрать наиболее комфортную мебель.
 подобрать богатую привлекательную цветовую комбинацию.
 я настраиваюсь на звуки моего окружения.
 я - специалист по приданию смысла новым фактам и данным.
 я очень забочусь о том, как на мне "сидит" одежда.
 на меня сильно влияют цвет и вид комнаты.
 Оценка теста предпочитаемой репрезентативной системы
 Этап 1
 Подставьте данные вами оценки в следующий список. Записывайте ответы в том же порядке.
 Этап 2
 Занесите в таблицу цифры, соответствующие каждой букве.
 * Tad James, The Basic NLP TraimngCollection (Honolulu: Advanced Neuro Dynamics, 1990), p. 16-17.
 1. К А V D 2. А V D К 3. V К D А 4. А D _к V 5. А D К V Глава 1 • Сущность модели: репрезентативные системы_______________________________________23
 Вносите оценки в том порядке, в каком отвечали на вопросы.
 V К A D
 1__________|___________|___________|____________
 Всего V К A D
 ЭтапЗ
 Буква, которая набрала наибольшее количество баллов, соответствует предпочитаемой вами репрезентативной системе (V - визуальная; А - аудиальная; К - кинестетическая; D -аудиально-дигитальная).
 Тренировка репрезентативной системы* (домашняя работа)
 Жени Лаборде описала в своей книге "Влияние через целостность" (Influencing With Integrity) удобный метод, помогающий определить предпочитаемую репрезентативную систему. Вы можете определить, какую систему вы предпочитаете больше всего, какую во вторую очередь, и какую систему ваше сознание использует мало. Система, к которой вам труднее всего присоединиться, пожалуй, наименее используема вами. Я применял несколько способов определения предпочитаемых репрезентативных систем, но обнаружил, что в моем случае этот метод является самым полезным. Я привожу его здесь полностью.
 Пример 1. Мое будущее кажется неопределенным.
 Присоединение:
 Визуальная система: когда я рассматриваю будущее, оно не выглядит ясным.
 Перевод:
 Аудиальная система: я не могу настроиться на свое будущее.
 Кинестетическая система: я не чувствую, что может произойти в будущем.
 Пример 2. Сара не слушает меня. Присоединение:
 Аудиальная система: когда я говорю, у Сары отсутствует внимание.
 Перевод:
 Визуальная система: Сара не замечает моего присутствия.
 Кинестетическая система: я чувствую, что Сара не реагирует на меня.
 Пример 3. По понедельникам, когда босс ожидает отчета, Мэри не сидится на месте.
 Присоединение:
 Кинестетическая система: Мэри волнуется и нервничает по понедельникам.
 Перевод:
 Визуальная система: По понедельникам Мэри не замечает ничего, кроме своего отчета.
 Аудиальная система: По понедельникам, когда нужно сдавать отчет, Мэри никого не слышит.
 Чтобы лучше узнать свои репрезентативные системы, выполните аналогичную процедуру для приведенных ниже высказываний. Эта модель предоставляет хорошую тренировку перед будущим ее использованием. Данное упражнение настроит ваше сознание на присоединение к предикатам, когда вы в следующий раз услышите какой-нибудь из них.
 Примечание. Я добавил третий пункт для перевода на язык аудиально-дигитальной системы.
 1. Мой босс не считается со мной, он просто вытирает об меня ноги.
 Присоединение:
 Перевод:
 Перевод:
 Перевод:
 2. Я чувствую, что меня недооценивают. Присоединение: Перевод: Перевод: Перевод:
 3. Мне трудно еще раз рассматривать эту проблему. Присоединение: Перевод: Перевод: Перевод:
 Genie Z. Laborde, Influencing With Integrity (Palo Alto: Syntony Publishing, 1987), p. 71-72.
 V
 1 К A D
  2 3 4 5 Всего V К А D 24_____________,____________-___________________
 4. Я управляю этим проектом, просиживая штаны.
 Присоединение: Перевод: Перевод: Перевод:
 5. Она выглядит, как конфетка. Присоединение:
 Перевод: Перевод: Перевод:
 6. Я спрашиваю себя: "Как я мог оказаться в таком положении?"
 Присоединение:
 Перевод:
 Перевод:
 Перевод:
 7. Могу себе представить, что она за человек. Присоединение:
 Перевод: Перевод: Перевод:
 8. Что-то говорит мне, что я совершаю ошибку. Присоединение:
 Перевод: Перевод: Перевод:
 9. Я пытаюсь понять, что имеет в виду мой босс.
 Присоединение: Перевод: Перевод: Перевод:
 10. Я продолжаю спотыкаться, встречаясь с неожиданными препятствиями.
 Присоединение:
 Часть 1 •"Модель и методы НЛП
 Перевод: Перевод: Перевод:
 Н.Джо рисует ясную картину грядущих бед. Присоединение: Перевод: Перевод: Перевод:
 12. Это воняет, как дохлая рыба. Присоединение: Перевод: Перевод: Перевод:
 Предикаты и слова, описывающие процесс
 При общении мы не можем не общаться. Я (Б. Б.) впервые узнал эту истину при изучении коммуникативных навыков. Инструктор выразил это так: "Вы не можете не рассказать о себе*. Таким образом, всякий раз, раскрывая рот, мы осуществляем вербальную репрезентацию нашей модели мира. Это также относится и к репрезентативной системе. Люди, которые классифицируют и кодируют свои мысли в основном аудиально, будут образовывать в основном аудиальные предикаты. Визуалы будут делать это в визуальной системе, акинестетики - в кинестетической. Только это имеет смысл. Если мы думаем в терминах изображений, звуков и ощущений, это проявляется в наших внешних языковых картах - словах.
 Модель мира - карта реальности, уникальная репрезентация мира, основанная на обобщении нашего опыта; совокупность принципов деятельности человека.
 Соответственно, если мы прислушаемся к специфическим предикатам или описывающим процесс словам (в основном это глаголы, прилагательные и наречия), которые использует человек, мы сможем узнать его основную репрезентативную систему. Таким образом, эти предикаты являются языковыми ключами (лингвистическими маркерами) внутренней обра-
 Глава 1 • Сущность модели: репрезентативные системы 25
 ботки человеком информации (репрезентативных систем).
 Ключи - информация, которая помогает понять субъективные структуры человека. К ней относятся ключи глазного доступа, предикаты, дыхание, поза, жесты, тон и тональность голоса и т. д.
 Какую ценность имеет знание об использовании предикатов в речи партнера по коммуникации? Использование предикатов - это главный индикатор того, как человек "формирует представление" о мире и конструирует свою "внутреннюю реальность". Таким образом, предикаты предоставляют нам главный ключ к субъективной реальности людей - "зеленую улицу" к их мышлению/чувствам и реакциям.
 Предикаты также очень помогают нам при установлении раппорта с людьми. Так как раппорт подразумевает достижение гармонии, согласия и близости, то знание и использование предикатов позволяют нам быстро научиться "говорить на языке другого человека". Это позволяет нам быстро услышать и использовать те же языковые паттерны, которые использует другой человек. Это, в свою очередь, повышает вероятность того, что собеседник поймет то, что мы говорим. Я (Б. Б.) предпочитаю думать о раппорте как о "проникновении в нервную систему другого человека и внезапном осознании того, как он понимает реальность". Когда мы устанавливаем раппорт с кем-нибудь, мы сливаемся с тем человеком (интеллектуально и эмоционально) в его модели мира. Неудивительно, что соответствие наших предикатов и предикатов другого человека очень важно для эффективной коммуникации.
 Мы не знаем более простого способа достижения основательного раппорта с другим человеком, чем присоединение к предикатам. Вы вербально "отзер-каливаете" способ мышления другого человека, когда отражаете предикаты его основной репрезентативной системы.
 Отзеркаливание - процесс отражения
 физического поведения другого человека или передача обратной связи о его поведении.
 Присоединение к предикатам - изысканный, изящный и элегантный процесс подстройки.
 Присоединение к предикатам - изысканный, изящный и элегантный процесс подстройки. Потренировавшись некоторое время сознательно, вы заметите, что стали неосознанно осуществлять присоеди-
 нение к предикатам. Когда вы неоднократно выполняете "отзеркаливание* при присоединении и подстройке к человеку, это становится неосознанным паттерном ваших реакций и речи. Присоединение к предикатам - это простой, но совершенный способ установления прочного раппорта. Более того, излюбленные слова, описывающие процессы, имеют такой глубокий смысл в реальности человека, что когда мы возвращаем ему эти слова, они немедленно "проскальзывают" в его сознание. Иначе говоря, человек не будет вынужден переводить ваши слова в свои и не отметит для себя бессмысленность вашей речи.
 Предикаты
 Для вашего удобства я привожу подробный список предикатов. Несколько месяцев я составлял этот список при помощи текстового редактора во время подготовки к проповеди. Этим я преследовал две цели. Во-первых, я хотел увеличить свой словарный запас. Во-вторых, я хотел убедиться в том, что в своих высказываниях использую все три репрезентативные системы. Если вы желаете включить собеседников в свой разговор, вам нужен словарь, который содержит слова-предикаты всех трех репрезентативных систем.
 Визуальные предикаты
 Блестящий
 Бросить взгляд
 Вглядываться
 Видеть
 Визуализировать
 Внешний вид
 Воображать
 Всматриваться
 Выглядеть
 Выставлять
 Выявлять
 Графический
 Демонстрировать
 Замечать
 Излучать
 Изображать
 26
 Часть 1 • Модель и методы НЛП
 Исчезать
 Казаться
 Колоритный
 Любоваться
 Маскироваться
 Мелькать
 Мерцать
 Мигать
 Мрачный
 Наблюдать
 Обнаружить
 Освещать
 Осматривать
 Отражать
 Показывать
 Предвидеть
 Представлять
 Привлекательный
 Просматривать
 Прятать
 Разглядывать
 Ракурс
 Раскрывать
 Рассвет
 Рассматривать
 Сверкать
 Светиться
 Следить
 Смазанный
 Смотреть
 Смутный
 Таращиться
 Темный
 Туманный
 Тусклый
 Фокусироваться
 Яркий Ясный
 Аудиальные предикаты
 Аплодировать
 Бесшумно
 Болтать
 Бормотать
 Булькать
 Вздыхать
 Визжать
 Вопить
 Вопрошать
 Ворчать
 Восклицать
 Высказываться
 Гармонировать
 Глухой
 Говорить
 Громко
 Декламировать
 Делать созвучным
 Дискуссия
 Жаловаться
 Заикаться
 Звать
 Звонкий
 Звучать
 Кричать
 Мелодичный
 Называть
 Намек
 Неслышный
 Обсуждать
 Объявлять
 Объяснять
 Осведомляться
 Глава 1 • Сущность модели: репрезентативные системы
 27
 Отвечать
 Отзываться
 Переводить
 Петь
 Поддакивать
 Предложение
 Произносить
 Пронзительный
 Просить
 Рассказывать
 Резонанс
 Рычать
 Слушать
 Слышать
 Спорить
 Спрашивать
 Тихо
 Тишина
 Упоминать
 Хмыкать
 Шумный
 Кинестетические предикаты
 Бежать
 Бесчувственный
 Бить
 Бороться
 Весить
 Волнующий
 Впечатлять
 Давление
 Движение
 Держать
 Драка
 Дрожать
 Жесткий
 Жирный
 Застенчивый Комфортный Крошиться Крутить Ласковый Мыть Мягкий Набитый Настроение Неподвижный Нести
 Обремененный Оживить Подпрыгивать Прочный Прыжок Работа Разбивать Раздражать Ранить , Расстраивать Сгибать Сила
 Склоняться Смешивать Спокойный Страдать Твердый Теплый Тереть Топтать Торопиться Трогать Трясущийся Тянуть Увлекать Удобный
 28
 Часть 1 • Модель и методы НЛП
 Ускользать
 Ущипнуть
 Хватать
 Царапать
 Чистить
 Чувствовать
 Обонятельные/вкусовые предикаты
 Аромат
 Вкус
 Горький
 Душистый
 Дымный
 Едкий
 Запах
 Затхлый
 Кислый
 Острый
 Привкус
 Свежий
 Сладкий
 Соленый
 Неопределенные предикаты
 Быть осведомленным
 Верить
 Вопрос
 Думать
 Знать
 Легкомысленный
 Меняться
 Мотивировать
 Бессмысленный
 Обрабатывать
 Опыт
 Осознать
 Отмечать
 Понимать
 Понятный
 Постигать
 Принимать во внимание
 Размышлять
 Решать
 Смысл
 Сознательный
 Считать

<< Пред.           стр. 3 (из 18)           След. >>

Список литературы по разделу