<< Пред.           стр. 6 (из 18)           След. >>

Список литературы по разделу

 из внешнего мира попадает в мозг
 посредством органов чувств Полученная информация
 поступает в нашу нервную систему
 и интерпретируется как: Субъективный опыт
 Информация конструируется
 или извлекается из памяти как: Визуальный (глаза) Аудиальный (уши) Кинестетический (кожа/тело) V - изображения
 А звуки
 К - ощущения V - образы
 А - звуки, шумы
 К - ощущения, чувства Рис. 4.1. Модель коммуникации НЛП
 
 Глава 4 • Базовые пресуппозиции НЛП и использование ресурсных состояний
 63
 15. Человек, обладающий наибольшей гибкостью имеет наибольшее влияние в системе.
 16. Сопротивление указывает на отсутствие раппорта.
 Пресуппозиции, касающиеся обучения, выбора и изменения
 17. Люди обладают необходимыми для достижения цели внутренними ресурсами.
 18. Люди способны научиться чему-либо с одной попытки.
 19. Любая коммуникация должна увеличивать количество доступных альтернатив.
 20. Совершая какой-либо поступок, люди выбирают наилучший из имеющихся у них в данный момент вариантов.
 21. Мы можем управлять своим мозгом и контролировать результаты.
 Операционная система пресуппозиций
 Пресуппозиции, касающиеся ментальной обработки
 1. ""Карта" - не "территория"" или "меню - не пища"
 Как "карта" на самом деле не состоит из "территории", репрезентацией которой она является, так и используемые нами слова не заключают в себе событие, репрезентацией которого они являются. Территория существует как реальность - снаружи, вне наших тел, созданная из миллиардов стимулов в секунду, - постоянно изменяющийся мир танцующих электронов и, в конечном счете, энергии. "Карта" описывает то, что существует в наших телах (отражение проявлений указанной энергии на уровне нервной системы) и в нашем сознании ("ментальное", абстрактное понимание территории). Итак, в данном случае мы имеем два уровня явлений: внешняя реальность и внутренняя, субъективная реальность.
 То, что происходит в нашем сознании при рассмотрении события, содержит в себе не событие, а только наше восприятие данного события. И наше восприятие принципиальным образом влияет на все, касающееся нас. Почему? Потому что когда мы воспринимаем внешнее событие, мы пытаемся наделить его смыслом. Пытаясь наделить смыслом данное событие, мы конструируем в сознании его внутренние репрезентации (ВР). Эти внутренние репрезентации включают в себя информацию, полученную посредством всех наших чувств. Иначе говоря, наши ВР имеют в своем составе визуальные, аудиальные, кинестетические, обонятельные, вкусовые и лингвистические компоненты.
 То, что происходит в нашем сознании при рассмотрении события, содержит в себе не событие, а только наше восприятие данного события.
 Опираясь на этот фундаментальный факт, установленный в общей семантике, НЛП замечательным образом использует то, что внутренние репрезентации и само событие не могут существовать на одном и том же логическом уровне. Это положение объясняет, почему мы можем быть связанными с внешним миром только посредством нейролингвистшеской обработки. Бог дал нам многочисленные каналы (органы чувств, чувствительные рецепторы) для связи с миром - и все же мы существуем "обособленно", хотя и внутри него.
 Еще одно следствие указанного факта включает ограничение со стороны нервной системы - мы никогда не сможем осуществить репрезентацию внешнего события точно так же, как оно существует вне нас. Рассмотрим следующий пример: я вижу яблоко. Я создаю внутренний образ яблока. Палочки и колбочки сетчатки глаз дают мне внутреннее ощущение "цвета". Другие ощущения обогащают картину. Но, невзирая на богатство, разнообразие или полноту, мой образ яблока является только его "картой". Если вы посмотрите на это же яблоко, вы не получите точно такой же образ, потому что ваши нервные окончания, ваши нервные проводящие пути и т. д. не работают абсолютно в точности, как мои. Два человека видят несчастный случай с очень похожих позиций (никогда не с "одинаковых"), но когда они описывают его, в их описаниях появляются различия. Почему? Из-за различий в их восприятии, которые являются результатом различий в индивидуальной нейролингвистической обработке и внутренних репрезентациях.
 64
 Часть 1 • Модель и методы НЛП
 Какова основа этих различий? Каждый человек осуществляет репрезентацию несчастного случая посредством собственных нервной системы и сознания, имеющих отличия от нервной системы и сознания других людей! "Карта" - не "территория". Или, иначе говоря, "меню - не пища". Мы оперируем не непосредственно миром, а нашим индивидуальным восприятием мира. Независимо от внешнего события, каждый из нас конструирует свою собственную внутреннюю субъективную реальность события, и эта внутренняя конструкция определяет нас: наши мысли, эмоции, реакции.
 Мы никогда не можем осуществить репрезентацию внутреннего события точно так же, как оно "существует вне нас". Следовательно, "меню - не пища".
 2. Реакции людей соответствуют их внутренним картам
 Учитывая различие карты и территории, можно утверждать, что наша "карта", являясь восприятием территории, определяет или контролирует наше восприятие и наши реакции. Мы реагируем не на существующий мир как таковой, а на то, как он отражен на нашей "карте" мира. Это подчеркивает огромную важность рассмогрения наших, человеческих "карт" мира.
 Мы оперируем не непосредственно миром, а нашим индивидуальным восприятием мира.
 Нейролингвистичсские "карты" состоят из наших убеждений, ценностей, установок, языка, воспоминаний и других психологических фильтров. В нашем сознании посредством репрезентативной системы мы переживаем эти внутренние "карты" просто как "мысли" (рис. 4.1). Поэтому "как мы мыслим, таковы мы и есть". Таким способом внутренние репрезентативные "карты" взаимодействуют с физиологией, создавая состояния. Затем состояние управляет поведением. Это означает, что восприятие является отображением. Оно определяет наши действия.
 Дэвид Симандс (Seamands, 1988) в книге "Восстановление поврежденных эмоций" рассказал о работе известного пластического хирурга. Максуэлла Мальца. Доктор Мальц заметил, что многие пациенты после операции продолжают испытывать те же личностные проблемы, что и ранее. Хотя его опера-
 ции значительно улучшали внешний вид пациентов, те по-прежнему считали себя безобразными.
 Как могло быть, что посредством пластической хирургии внешность людей претерпевала явные физические изменения, а люди, тем не менее, вели себя по отношению к этим изменениям как слепые? Все окружающие замечали улучшения в их внешнем виде. Но сами пациенты настаивали, что не видят изменений. Вы знаете ответ. Хотя внешне их облик изменялся, внутренние "карты" оставались прежними.
 Мы реагируем в соответствии с нашими внутренними "картами" мира. Так делают все. Восприятие, мысли, эмоции и поступки всех людей управляются их моделями. В число этих людей входят: ваш(а) супруга), ваши дети, друзья, родители, уважаемые вами люди и т. д. Прежде чем мы сможем ожидать изменения чьих-либо эмоций, реакций, мышления и т. д., должна измениться внутренняя "карта" этого человека. Чтобы помочь людям в осуществлении этих изменений, мы должны сделать нашу коммуникацию достаточно гибкой, чтобы помочь им изменить их внутренние "карты".
 Прежде чем мы сможем ожидать изменения чьих-либо эмоций, реакций, мышления и т. д., должна измениться внутренняя "карта" этого человека
 3. Значение зависит от контекста
 Эта пресуппозиция связана с первой. Согласно ей, для того чтобы любое слово имело значение, ему требуется некоторый контекст. Сами по себе слова не ] содержат значений. Высказывание или поступок могут иметь совершенно различные значения в разных контекстах. Значение фразы "Я люблю тебя!" зависит от того, говорю я ее своему отцу или своей жене. Контекст высказывания определяет значение выска- • зывания, то есть задает определенный фрейм.
 О'Коннор и Сеймур (O'Connor & Seymour, 1990) писали:
 "События произошли, но пока мы не наделим их значением, не свяжем их с остальной нашей жизнью и не оценим их возможные следствия, они не важны. Мы узнаем значения предметов, опираясь на культуру и полученное воспитание".
 Можно перефразировать еврейскую поговорку: "Как человек оценивает вещи (конструирует значе- | ния, думает, считает) в своей душе, такой он и есть". I
 Глава 4 • Базовые пресуппозиции Н Л П и использование ресурсных состояний
 65
 В содержании нет содержания, которое стоило бы знать.
 Тэд Джеймс
 Значение определяется преимущественно контекстом, который мы принимаем, как данный, или установленным нами фреймом. Тэд Джеймс сказал: "В содержании нет содержания, которое стоило бы знать". Это подчеркивает фундаментальный принцип НЛП, а именно то, что внутренний опыт и изменение этого опыта являются результатом того, как мы использовали наши психические процессы при кодировании содержания. Таким образом, измените структуру внутренних образов и т. д., и вы измените опыт.
 Этот контекстуальный подход, или структурная точка зрения, является сутью НЛП. Когда мы остаемся "в содержании", мы живем "на карте". Только тогда, когда мы перемещаемся из содержания в процесс, мы поднимаемся над картой и понимаем структуру территории.
 Когда клиент говорит: "Я нахожусь в депрессии", - мы не спрашиваем: "Что вызвало вашу депрессию?" Его ответ на этот вопрос ничего не излечит! Обнаружение внешней причины не излечит внутреннюю боль - оно только предоставит основания, поддерживающие боль! Это неблагоразумно. Существование внутренней проблемы обусловлено ее структурой. Поэтому спросите: "Как вы делаете это?"
 Этот вопрос "как?" позволяет нам переместиться с уровня содержания депрессии на уровень процесса. У клиента может возникнуть замешательство. Он обычно отвечает: "Что вы имеете в виду? "Как" я делаю что?" Помогите человеку осуществить сдвиг: "Вы владеете этим потрясающим навыком, называемым "депрессией", не так ли?" "Ну, да". "Итак, как вы довели себя до такого состояния? Если я на день займу ваше место, что я должен буду сделать, чтобы думать и чувствовать себя, как вы?" "Что вы делаете внутри вашего разума и тела, чтобы создать депрессию?" При помощи этого способа мы ищем внутри клиента процесс (неЙролингвистический). который позволяет ему кодировать депрессию и затем испытывать ее. Как только мы обнаруживаем структуру, мы подталкиваем клиента к ее изменению. А это изменяет переживание.
 Вопрос "как?" позволяет нам переместиться с уровня содержания проблемы на уровень процесса.
 4. Сознание и тело неизбежно влияют друг на друга
 Хотя мы говорим о "сознании" и о "теле" так, как если бы они функционировали независимо друг от друга, на самом деле это не так. Они не могут функционировать таким образом. В общей семантике мы описываем этот вид разделения неразделяемого явления как "элементализм". Кожибски (Korzybski, 1941/1994) подчеркивал, что элементализм берет начало в примитивных умах и языковых формах и работает нам во вред.
 Сегодня многие члены медицинского сообщества также пришли к пониманию того, что сознание и тело во многом функционируют как единое целое. Как-никак, "сознание" располагается внутри тела (нервной системы), и когда мы вводим в тело психоактивные препараты, это оказывает сильное влияние на "сознание"! Аналогично, когда мы вводим в "сознание" приятные или неприятные мысли, это оказывает влияние на тело. Сознание и тело функционируют как кибернетическое целое.
 Взаимодействие сознания и тела позволяет объяснить так называемый "эффект плацебо". Годами врачи проводили эксперименты по сравнению эффекта приема инертных "сахарных таблеток" (плацебо) и активных препаратов для того, чтобы узнать, обусловлено ли воздействие лекарства химическими процессами или убежденностью человека в том, что он получил "лекарство". Так как ученые провели сравнение с плацебо почта всех лекарств, у нас имеется огромное количество литературы по этой теме. К огорчению некоторых врачей, во многих экспериментах обнаружилось не просто значительное уменьшение симптомов болезни, но и столь же хорошие, а иногда и лучшие результаты при приеме плацебо по сравнению с активными лекарствами! Исследования неоднократно показывали, что убеждения человека относительно конкретного препарата чрезвычайно сильно влияют на его эффективность.
 Сознание и тело функционируют как кибернетическое целое. Взаимодействие сознания и тела позволяет объяснить так называемый "эффект плацебо".
 Не так давно Франк (Frank, 1973) и Кирш (Kirsch, 1990), а также другие исследователи изучали "эффект плацебо" в психотерапии. В данном случае
 "плацебо" представляло собой не инертные таблетки, а такие универсальные явления, как внимание, симпатия, ободрение, вера клиента в успех психоте-
 66
 Часть 1 • Модель и методы НЛП
 рапии, доверие психотерапевту или методу лечения и т. д.
 Где в своем теле вы ощущаете эмоциональную боль? В каком органе тела вы сейчас ощущаете ваши эмоции? Это место может успешно стать следующим очагом вашей болезни. Сегодня мы связываем с эмоциональным стрессом возникновение многих физических заболеваний: язвы, язвенного колита, мигрени, артрита, астмы, аллергии и даже рака. В психотерапии мы встречаемся с людьми, которые приходят с жалобами на боли в желудке, высоким артериальным давлением, головными болями и кожными поражениями, а уходят без этих физиологических проблем, как только получают лечение на уровне разума и эмоций.
 Современные медицинские исследования связи между сознанием и телом показывают, что в теле человека имеется примерно сто миллиардов нервных клеток. Большинство из этих клеток находятся в мозге. Каждый из ста миллиардов нейронов соединен, по крайней мере, с тысячей других. Тем не менее, эти соединения между нейронами осуществляются не прямым механическим образом вроде того, как мы соединяем электрические провода.
 Нейрофизиолог Пол А. Гудвин (Goodwin, 1988) объясняет:
 " Они соединены нейрохимически, посредством приспособлений, известных как синапсы, которые фактически представляют собой очень маленькие промежутки между соседними нейронами, промежутки, архитектурно поддерживаемые другими клетками, известными какглиаль-ные клетки. В этих синаптических соединениях для коммуникации и передачи электрического импульса с одного нейрона на другой используются различные нейрохимические вещества. На настоящий момент установлено около шестидесяти различных нейрохимических трансмиттеров, служащих для коммуникации между нейронами".
 Синапс нервной клетки обладает рецепторными молекулами, которые или позволяют, или не позволяют нейротрансмиттерам войти в нейрон и передать информацию. Гудвин использовал аналогию замка и ключа. Рецепторные молекулы функционируют как замочные скважины, разрешающие или не разрешающие поступление нейротрансмиттера. Работа обезболивающего препарата ацетаминофена (тайленола) и других похожих препаратов связана именно с этим процессом. Ацетаминофен блокирует определенные рецепторные молекулы ("замочные скважины"). Это "закупоривание" препятствует поступлению нейротрансмиттера в нейрон. Таким образом, нейрон будет возбуждаться слабее, чем в нормальном состоянии.
 В результате снижения возбуждения нейрона человек ощущает менее интенсивную боль.
 Нейротрансмиттеры находятся преимущественно в головном мозге, хотя обнаруживаются и во всем теле. Гудвин (Goodwin, 1988) сделал мудрое заключение, которое касается связи сознания и тела:
 "При дальнейшем исследовании этого явления мы обнаружили, что молекулы трансмиттеров, в нормальном состоянии ассоциированные с головным мозгом, также вырабатываются и в других органах. Например, надпочечники вырабатывают допаминоподобные гормоны, которые могут использоваться мозгом. Это открытие недавно привело к появлению потенциально эффективного метода лечения болезни Паркинсо-на. Было обнаружено, что стенки определенных клеток иммунной системы созданы из молекулярных трансмиттерно-рецепторных комплексов, в нормальном состоянии связанных с головным мозгом. Все эти открытия указывают на существование сильных химических связей между телом, мозгом и, несомненно, сознанием. Так как в это вовлечена иммунная система, может ли тело быть излечено от заболевания при участии мозга посредством одной лишь убежденности человека в том, что это возможно? Правильным ответом на этот вопрос, по-видимому, является "да", на что указывают многие документированные случаи духовного исцеления, а также клинические данные, касающиеся эффекта плацебо".
 Может ли тело быть излечено от заболевания при участии мозга посредством одной лишь убежденности человека в том, что это возможно? Правильным ответом на этот вопрос, по-видимому, является "да"...
 Пол Гудвин
 5. Индивидуальные навыки являются
 результатом совершенствования
 и установления последовательности
 использования репрезентативных систем
 То, как мы используем наши репрезентативные системы (Шпри мышлении, эмоциях и поведении, порождает наши навыки. Наше сознание не только получает информацию через ощущения, но также обрабатывает и сохраняет ее. Затем оно использует эти части, состоящие из образов, звуков, тактильных ощущений, запахов и т. д. для создания навыков. Последовательность использования этих частей, состоящих из образов, звуков, тактильных ощущений
 Глава 4 • Базовые пресуппозиции НЛП и использование ресурсных состояний
 67
 и т. д., дающую нам возможность совершения действий, в НЛП называют стратегией. Знание того, как мы получаем, сохраняем, обрабатываем и извлекаем информацию, играет важную роль при установлении раппорта и оказании людям помощи по "обновлению" их сознания. Репрезентативная система в модели НЛП имеет два ключевых компонента: субмодальности и стратегии. Мы уже познакомились с субмодальностями. Теперь давайтепоанакомимсяс моделью стратегий НЛП.
 Репрезентативная система в модели НЛП имеет два ключевых компонента: субмодаль-н о с т и и стратегии.
 Стратегии
 "Установление последовательности использования репрезентативных систем" - ключевая фраза, описывающая синтаксис или структуру человека.
 Согласно принятой в НЛП точке зрения, навыки возникают и функционируют на основе "совершенствования и установления последовательности использования наших репрезентативных систем". "Установление последовательности использования репрезентативных систем" - ключевая фраза, описывающая синтаксис или структуру человека.
 Рассмотрим тот факт, что каждый день утром вы поднимаетесь с постели. Как вы выполняете эту задачу? Что позволяет вам осуществлять данное физическое действие? Что вы делаете внутри своей головы, что позволяет вам привести свое тело в движение и подняться с постели?
 Слышите ли вы сначала звонок будильника (А<-аудиальная внешняя репрезентация)? Что происходит за этим? Вы можете сказать несколько слов: "О, неужели пора вставать" (А"1- аудиально-дигиталь-ная внутренняя репрезентация). Возможно, вы чув-ствуете, что не хотите вставать (К- кинестетическая внутренняя репрезентация, или "эмоция"), и кинестетическое ощущение, что вы облекли это суждение в форму напряжения в спине (К'- кинестетический отрицательный стимул). Но затем вы понимаете, что если не встанете, то опоздаете на работу и потеряете ее (А"- слова о работе, вашем будущем). Итак, вы ведете внутренний диалог с самим
 собой о необходимости встать, чтобы пойти на работу (Л'"- аудиально-дигитальные слова). Когда это знание достигает определенного порога, оно приказывает вашему телу встать с постели (JP- кинестетическая внешняя репрезентация). Записывая все эти последовательные части в виде пошаговой формулы вашей мотивационной стратегии утреннего подъема, получаем:
 Стратегия описывает последовательность использования репрезентативных систем, что дает план получения определенного результата. Роберт Дилтс (Dilts, 1980) писал: "Все наше видимое поведение контролируется стратегиями внутренней обработки". Ваш мозг обладает стратегией образования таких видов опыта, как обучение, преподавание, мотивация, наставление, правописание, любовь, ненависть, внимание и всех форм наблюдаемого поведения.
 Формально, стратегия имеет отношение к любому внутреннему и внешнему множеству (порядку, синтаксису) элементов опыта, которые последовательно приводят к определенному результату. Большинство наших стратегий жизни, реагирования, мышления, взаимодействия и т. д. формируются в раннем возрасте. Бессознательно мы усваиваем, что определенная последовательность использования репрезентативных систем приводит к определенному результату. Затем мы обобщаем эту стратегию на все случаи, предусматривающие получение такого результата.
 Стратегия имеет отношение к любому внутреннему и внешнему множеству (порядку, синтаксису) элементов опыта, которые последовательно приводят к определенному результату.
 Сравним хорошую и плохую стратегии в случае задачи/поведения, связанных с обучением правописанию. Полезная и продуктивная стратегия обучения правописанию описана ниже. Сначала вы слышите слово (А- аудиальная внешняя репрезентация), затем вы создаете образ слова ( V- визуальное конструирование) и, смотря на него, вы чувствуете его верное написание (*'+). Затем, для повторения, вы извлекаете образ данного слова (V - визуальное вспоминание). Грамотно пишущие люди обычно смотрят вверх или прямо перед собой, так как они видят слово перед своим мысленным взором и ощу-
 
 68
 Часть 1 • Модель и методы НЛП
 щают правильность или неправильность его написания. Увидев слово, вы теперь можете произнести его про себя (Л"-.аудиально-дигитальная внутренняя репрезентация). Затем с чувством осведомленности о верном написании слова (К<+ - кинестетическая внутренняя репрезентация) вы произносите его вслух (А* - аудиально-дигитальная внешняя репрезентация). Итак, наилучшая стратегия обучения правописанию такова:
 О'Коннор и Сеймур (O'Connor & Seymour, 1990) установили, что применение стратегии обучения правописанию приносит пользу при работе с детьми, страдающими дислексией. Обучение этой стратегии часто избавляет их от многих проявлений болезни. Большинство таких людей не видят или не вспоминают визуально слова, которые хотят написать. Они пытаются написать слово аудиапьно или кинестетически. Написать слово аудиально (фонетически) -значит произнести его для себя. Эта стратегия значительно ограничивает количество данных, которое вы можете удерживать в памяти.
 Грамотно пишущие люди ставляют слово перед тем,
 мысленно пред-как написать его.
 И наоборот, попытки написать слово кинестетически усложняют задание. Пример кинестетического написания сосшял бы из запоминания букв слова по определенным штрихам. Фонетическое (ауди-альное) письмо работает ненамного лучше. Грамотно пишущие люди никогда не пишут слово аудиально. "Удивитильна. што фанитичиские мета-ды абучения праваписанию фее ище припадаюцца ф школах*.
 Обучение детей с дислексией стратегии правописания часто избавляет их от многих проявлений болезни.
 Каждая внутренняя репрезентация стратегии также включает в себя субмодальности. Таким образом, картина визуального вспоминания стратегии правописания будет иметь свои собственные субмодальности. Кинестетическая внутренняя репрезентация будет иметь свои кинестетические субмодальности. Мы посвятим стратегиям всю главу 15.
 Стратегия обучения правописанию: упражнение для студентов
 1. V Определите у студента положение визуального воспоминания, и пусть он выберет свой любимый цвет.
 2. V Напишите слово большими буквами и любимым цветом студента. Поместите слово на место визуального воспоминания студента. Студент визуализирует, то есть создает картину целого слова или его части. (Начинающему студенту, возможно, будет легче разделить слово и визуализировать только по три буквы слова за раз. Например, возьмите слово винегрет. Повторяйте этапы 2-4 до тех пор, пока человек не выучит целое слово.
 3.. Vr Удалите слово; затем попросите студента перевести взгляд на позицию визуального вспоминания и попросите его увидеть или вспомнить слово или часть слова, которое он хочет заучить.
 4. Af Пусть студент громко произнесет слово.
 5. К< Студент записывает слово.
 6. V Поместите слово на позицию визуального вспоминания студента и снова попросите его увидеть слово и представить его внутренний образ. Затем удалите слово и попросите его обратиться к визуальному вспоминанию и увидеть слово.
 7. К- Попросите его написать слово в обратном порядке. Повторяйте этапы 6 и 7 до тех пор, пока он не сможет записывать слово в обратном порядке. Это гарантирует, что он сохранит слово в своей зрительной памяти.
 8. V" Студенту предлагается список слов. Например:
 а) венегрет;
 б) винигрет;
 в) венегред;
 г) винегрет;
 д) винигред;
 е) винегред.
 9. V Студент переводит взгляд на позицию визуального вспоминания и выбирает из списка правильное написание слова.
 10. К' Студент записывает правильное слово.
 11. V Студент рассматривает предложение, содержащее изучаемое слово. Например: "Как вы напишете слово винегрет?".
 
 Глава 4 • Базовые пресуппозиции НЛП и использование ресурсных состояний_______________ 69
 12.УСтудент переводит взгляд на позицию визуаль-ного вспоминания и вспоминает слово, закодированное в цвете.
 13. К' Студент исправляет слово, если видит, что оно написано неправильно, или ставит букву "В" рядом с предложением, если слово написано верно.
 При использовании описанной стратегии способ-ность вспоминать слова улучшается сильнее, чем при простом чтении изучаемых слов. Постепенно у студентов улучшится способность более точного припоминания информации в условиях экзаменационного стресса.
 6. Мы уважаем модели мира других людей
 Если ""карта" - не "территория"" и если действия каждого человека основаны на его "карте", то каждый человек обрабатывает информацию собственным уникальным образом. Один будет кодировать опыт ассоциироваино (в своем теле), другой - дис-социированно (вне тела, наблюдая за собой). Один будет создавать свою "карту" в основном из зрительных образов, другой - из звуков. Осознав различие карты и территории, мы также осознаем, что люди создают карту реальности различными способами. Это позволяет нам относиться с уважением к их пра-ву и ответственности за свои поступки. Уважая модели мира других людей, мы уважаем их как личностей, и поэтому они смогут доверять нам, когда мы предлагаем им свою помощь.
 Для любогопрофессиональногокоммуникатора в этом месте возникает "профессиональный риск". Если мы не уважаем "карту" другого человека, то даже с учетом всех ошибок и искажений, которые она содержит, мы создаем ненужный конфликт и рискуем быть не услышанными вообще! Если мы неуважительно относимся к другому человеку и его модели мира, мы не будем тратить достаточно времени на выслушивание, поддержку и обоснование. Мы сразу же начнем раздражать его своими "проповедями", указывать на ошибки в его "картах" и вызывать у него сильную защитную реакцию.
 Когда я (Б. Б.) начал пасторскую службу, то в течение первых двадцати лет постоянно обнаруживал, что не могу помочь некоторым людям. Я по-настоящему стремился помочь им, но после первой встречи они не хотели меня больше видеть! Что вызвало такую реакцию? Я не уважал их модели мира - или, по крайней мере, они чувствовали, что это так. Почему? Потому что я незамедлительно начинал читать им наставления. Они делились со мной проблемой, включающей некоторое греховное поведение, и я не-медленно обращался к Библии, чтобы указать им на
 ошибки в их действиях! Советуя, я придерживался наиболее конфронтационного подхода.
 С того времени мой стиль полностью изменился. Сегодня я начинаю с того, что с сочувствием выслушиваю все потребности и проблемы клиентов. Я не обязательно соглашаюсь со всем, что слышу, но я начинаю общение с позиции уважения к человеку и его "карте". Только после того как я обнаруживаю за их поведением позитивные намерения, я обращаюсь к Библии. Невероятно, но исходные намерения, лежащие в основе поведения, почти не противоречат (если вообще противоречат) священному писанию. Принимая модели мира моих клиентов, я устанавливаю раппорт и получаю разрешение на оказание помощи.
 Пресуппозиции, касающиеся поведения/реакций человека
 7. Личность и поведение - это различные явления
 Мы представляем собой нечто "ббльшее", чем наше поведение.
 Если "значение коммуникации заключается в той реакции, которую она вызывает", то к наиболее важной информации, на которую нам следует обращать внимание, относится и поведение людей. Это подразумевает, что поведение людей не определяет самих людей. Оно может отображать людей: их ценности, манеры и т. д. Но поведение не определяет их.
 Осознав, что определенное поведение человека отличается от самой личности, мы можем ожидать и надеяться, что в другой ситуации или в другое время поведение этого человека может быть иным. Это делает поведение зависящим от контекста. Предложите другой контекст, и человек может повести себя абсолютно по-другому. Мы совершаем большую ошибку, когда отождествляем ценности или личность человека с его конкретным поведением. Словосочетание "человеческое поведение" указывает на то, что человек находится на более высоком уровне, чем поведение. Обратное неверно: выражение "поведенческий человек" не имеет смысла, потому что люди представляют собой нечто гораздо ббльшее, чем какое-либо специфическое поведение в каком-либо специфическом контексте. Хотя, если вы отождествляете человека и его поведение, вы, по существу, используете вторую формулу!
 70
 8. Каждый вид поведения
 практичен и полезен
 в определенном контексте
 Все виды поведения - это результат позитивных намерений.
 Это утверждение не означает, что любой вид поведения "правилен". Конечно, нет. Здесь говорится, что в том контексте, в котором человек осуществляет конкретное поведение, это поведение удовлетворяет каким-то потребностям человека. Более того, это поведение имеет ценность и в других контекстах (временных, пространственных, личностных).
 Модель НЛП начинается с пресуппозиции, что все формы поведения опираются на позитивные намерения. Таким образом, каждый вид поведения полезен и ценен в некотором контексте. Опять-таки это не оправдывает неэтичное или бесчестное поведение. Данное утверждение просто отделяет личность от поведения и признает, что если существует "поведение", то, вероятно, существует некоторый контекст, в котором оно имеет ценность. Когда мы ведем себя неадекватно, мы пытаемся осуществить что-то, имеющее ценность, что-то важное - поэтому мы выбираем наилучшую из имеющихся альтернатив, учитывая количество ресурсов в нашем распоряжении. Наши намерения позитивны, но вместе с тем они фильтруются через ограниченное понимание и ошибочные идеи - именно поэтому необходимо "обновление сознания" для осуществления изменений.
 Модель НЛП начинается с пресуппозиции, что все формы поведения опираются на позитивные намерения.
 Даже когда мы считаем, что человек предпринимает действия, имеющие целью "сотворить зло" (то есть обидеть кого-нибудь, отомстить и т. д.), если мы спросим его снова и снова: "Какую ценность имеет для тебя этот поступок?" - мы всегда обнаружим некий ценный результат, предполагаемый на мета-уровне.
 Работая с людьми, мы сначала ищем позитивные намерения, лежащие в основе поведения. Мы предполагаем, что они существуют, и ищем их. Этим данный подход и интересен: даже если позитивные намерения до этого не существовали, спрашивая о них, пытаясь найти их в жизни человека, мы заставляем его создать внутреннюю репрезентацию, чтобы наде-
 Часть 1 • Модель и методы НЛП
 ------------------------------------------------------------------------------
 лить смыслом наши слова и, таким образом, создать внутри себя позитивные намерения! Проработав несколько лет в Департаменте исправительных учреждений штата Колорадо, я (М. X.) обнаружил, что этот подход позволяет надеяться на успех даже в случае (самый худший сценарий!) людей с "криминальным сознанием". Многим людям этот подход дает шанс поверить в себя, поверить в то, что они обладают дарованными Богом "образом и подобием", и в то, что они не являются порочными от природы людьми, сотворенными без чувства собственного достоинства и ценностей.
 9. Мы оцениваем поведение и изменения в терминах контекста
 и экологии
 Так как наши поступки, действия и реакции связаны с определенными людьми и событиями, данная пресуппозиция призывает нас осознавать последствия наших поступков и проводить их экологическую проверку. Иначе говоря, наше поведение происходит не в вакууме, а в системе других поступков, идей, ощущений и т. д. Соответственно, нам следует принимать во внимание целую систему (другого че- | ловека, семью, коллег и т. д.) и оценивать наше поведение и его полезность в терминах этого контекста. Попытки изменения себя и других людей оказывают влияние на всю систему. Давайте оценим желаемые изменения в терминах их конгруэнтности с личностью и системой.
 Когда мы работаем с множеством частей "лично- | сти" человека, каждая часть должна принимать во внимание вопрос экологии целой личности. "Будет ли это иметь негативные последствия, которые я должен учесть?"
 Мы также можем расширить понятие экологии на системы более высокого уровня, в которых существует человек: "Будет ли это изменение конгруэнтным для других людей в жизни данного человека?" Рассмотрение больших систем отсчета помогает нам убедиться в том, что наши коммуникация, поведение и изменения работают на нас, а не против нас. Руни (Rooney, 1986) писал:
 "Понятие "экология" касается того, что любое изменение, сделанное в человеческой системе, должно быть совместимо с другими частями системы и адаптируемо к ним".
 Средства, предоставляемые НЛП для осуществления изменений, позволяют нам с легкостью вызывать в одном человеке изменения, которые будут оказывать различное влияние на других людей. Поэтому, чтобы избежать большего вреда, необходимо прово
 Глава 4 • Базовые пресуппозиции НЛП и использование ресурсных состояний
 71
 дить экологическую проверку, которая позволяет нам прогнозировать влияние, оказываемое изменением на других людей в системе.
 Понятие "экология" касается того, что любое изменение, сделанное в человеческой системе, должно быть совместимо с другими частями системы и адаптируемо к ним".
 Джин Руни
 Коммуникативные пресуппозиции
 10. Мы не можем не общаться
 Так как коммуникация подразумевает передачу сигналов другому человеку, "сообщение" и его индикаторы или сигналы возникают даже тогда, когда мы пытаемся не посылать сообщений. Даже тогда, когда мы не выражаем наши мысли, чувства, идеи, убеждения, понимание и решения в словах, эти внутренние феномены выражаются теми или иными невер-бальными способами.
 11. Способ коммуникации влияет на наше восприятие
 Значительная часть коммуникации осуществляется по невербальным каналам. Это означает, что коммуникация всегда осуществляется не только посредством того, что мы говорим (вербально), но также и посредством того, как мы говорим (невербальные аспекты: тон и громкость голоса, выражение лица, дыхание, поза, жесты и т. д.). Эти сообщения являются парасообщениями. Но иногда одно из наших сообщений может относиться к другому сообщению.
 То, как вы говорите что-либо, при коммуникации нередко более важно, чем то, что вы говорите.
 Фраза "я люблю тебя!* имеет одно значение. Если произнести ее с сарказмом, она будет иметь другое значение. С надеждой - третье. В слезах - четвертое. Способ использования нами парасообщений может существенно влиять на то, как люди будут слышать, понимать и принимать нас. Многие люди обращают больше внимания на тональность голоса, физиоло-
 гию, зрительный контакт или какой-нибудь другой невербальный аспект коммуникации, чем на ее вербальное содержание. Другие - наоборот. Это наводит на мысль о важности (и'силе) конгруэнтности, то есть выравнивания наших коммуникативных каналов так, чтобы все они передавали одно сообщение и не вступали в противоречие друг с другом. Конгруэнтность делает нашу коммуникацию убедительной.
 12. Смысл коммуникации
 заключается в той реакции,
 которую она вызывает
 Коммуникация связана с обменом информацией. В системе ответных реакций отправителя и получателя она является диалогом, а не монологом. Реакция человека, с которым мы общаемся, отражает эффективность или неэффективность коммуникации. Если люди отвечают на коммуникацию так, как мы желаем, то мы достигли успеха. Если их ответы отличаются от ожидаемого нами результата, то мы можем просто послать другие сигналы. Эта модель приводит к неконфликтному стилю коммуникации.
 Независимо от целей, которые вы преследуете при коммуникации, получаемая вами реакция указывает на то, что вы сообщили другому человеку, а не на то, что намеревались сообщить. Считайте это обратной связью и используйте ее,Я (Б. Б.) рассматриваю это как "принятие стопроцентной ответственности за свою коммуникацию". Ответственная коммуникация означает, что я всегда имею возможность внести в нее изменения, пока не получу желаемый результат. Если я принимаю только частичную ответственность за коммуникацию, вероятность, что я прекращу эти попытки, повышается.
 Когда вы оцениваете эффективность коммуникации по получаемым реакциям, вы принимаете стопроцентную ответственность за коммуникацию.
 Какую реакцию вы хотите получить в процессе коммуникации? Определите желаемый вами результат общения. Принятие полной ответственности за коммуникацию поможет вам в итоге послать коммуникативные сигналы так, что вы получите желаемую реакцию. Коммивояжеры иногда говорят, что они совершают 80% продаж после пятого телефонного звонка. Создается впечатление, что настойчивые коммивояжеры принимают полную ответственность за коммуникацию.
 72
 Часть 1 • Модель и методы НЛП
 13. Человек, задающий фрейм коммуникации, контролирует ее
 Все мы живем в некой системе отсчета. Даже простой взгляд на картину предполагает использование различных систем отсчета. На чем мы фокусируемся: на общих очертаниях или на какой-либо детали? Рассматриваем ли мы ее с точки зрения эстетики или затраченных на нее усилий, с точки зрения ее денежной ценисти или полезности и т. д.? Мы усваиваем огромное количество наших фреймов из культуры, в которой мы выросли. Впоследствии мы живем в этих фреймах не осознавая этого, так же как и рыбы в воде.
 Однако фрейм определяет восприятие, значения, эмоции, поведение и ценности. Жить во фрейме означает использовать определенную парадшму, которая наделяет предметы значением. Оказаться вне фрейма или задать новый фрейм означает произвести ресрреймиш и задать целый новый мир значений.
 Фрейм определяет восприятие, значения, эмоции, поведение и ценности.
 Следовательно, при установлении отношений и коммуникации тот человек, который задает фрейм, определяет итоговое межличностное поле. Сила, которой обладает заданный фрейм, частично заключается в том, что кто бы ни задавал его, он, по существу, делает это неосознанно. Соответственно, не осознавая заданный фрейм, люди не могут повлиять на него, используя свои сознательные ценности. При коммуникации люди часто задают фреймы "выигрыш/проигрыш", "выигрыш/выигрыш" или фреймы "сохранение гордости/отрицание гордости" и т. д.
 14. "Не бывает поражений, есть только обратная связь"
 Чего не случилось бы, если бы вы восприняли "неудачу" как обратную связь? Что случилось бы, если бы вы не восприняли ее как обратную связь? Чего не случилось бы, если бы вы не восприняли ее как обратную связь? Нам кажется, что если бы все люди воспринимали все происходящее с ними как обратную связь, они стали бы безжалостными обучающи-мися машинами.
 Нам кажется, что если бы мы воспринимали все происходящее с нами как обратную связь, мы все стали бы безжалостными обучающимися машинами.
 Что вы делаете, если в процессе коммуникации не можете получить от партнера желаемую реакцию? Вы изменяете вашу коммуникацию- посылаемые вами стимулы - пока не получите желаемый ответ. Таким способом вы превращаете неудачу в обратную связь. Обратная связь, а не пшеничные хлопья, является завтраком чемпионов.
 Эта пресуппозиция оказывает влияние на все сферы жизни, но особенно на те, где требуется постоянство и терпеливое обучение на основе знания о том, "что не работает". Нередко люди легко сдаются. Многие браки не закончились бы разводом, если бы пары рассматривали результаты коммуникации как обратную связь, а не как "поражение". Этот принцип можно проиллюстрировать примером Томаса Эдисона, который провел 10 000 экспериментов (некоторые утверждают, что 1000) в поисках материала для изготовления нити накаливания в электрической лампочке. Когда его спросили: "Должно быть, нелегко терпеть неудачу 10 000 раз?", - Эдисон ответил: "У меня не было 10 000 неудач. На самом деле я обнаружил 10 000 способов того, как не следует делать лампочку". Нет поражений, - есть только обратная связь.
 Как много взаимоотношений заканчиваются из-за того, что люди "терпят неудачу", пытаясь получить немедленно то, что они хотят. Как много дел забрасывается из-за того, что люди воспринимают "неудачи", как повод прекратить дело или отступить.
 15. Человек, обладающий
 наибольшей гибкостью, имеет
 наибольшее влияние в системе
 В любой системе человек, обладающий большей гибкостью своего поведения (а не поведения других людей), будет рассматривать больше вариантов выбора и, следовательно, будет иметь в системе большее влияние. Соответственно, чем больше вариантов вы имеете в своем наборе инструментов коммуникации, тем меньше вероятность того, что вы окажетесь в тупиковом положении. Например, стоит вам прийти в гнев, и вы потеряете гибкость и, следовательно, контроль над коммуникативным процессом. Мы рекомендуем учиться использовать инструменты НЛП так, чтобы вы могли радикально увеличить диапазон вашего выбора. Известное как "закон необходимого разнообразия", это положение в контексте НЛП поощряет нас диссоциироваться от собственных эмоций, чтобы поддерживать богатство выбора при коммуникации.
 16. Сопротивление указывает на отсутствие раппорта
 Мы часто воспринимаем "обиду" или "сопротивление" как проблему, неудачу, сложность и сдаемся.
 Глава 4 • Базовые пресуппозиции НЛП и использование ресурсных состояний
 73
 Мы просто порываем с данным человеком. Мы разговариваем с человеком один раз, ощущаем с его стороны сопротивление и никогда больше не возвращаемся к этому диалогу; так мы теряем то удовольствие и те преимущества, которые могли бы получить от общения с этим человеком.
 Почему это происходит? Помимо того, что мы используем данный случай как спусковой крючок "плохого настроения", у нас просто отсутствуют навыки, необходимые для работы с сопротивлением и для его преодоления. Рассмотрим значение описываемой пресуппозиции. Она перекладывает ответственность на нас. Убежденность в правильности данной пресуппозиции позволяет нам заново установить раппорт даже с ворчливыми, раздражительными, несчастными и расстроенными людьми. Это убеждение также дает нам возможность, столкнувшись с гневом и сарказмом, продолжить коммуникацию, не принимая их на свой счет. Это помогает присоединиться к внутренней реальности другого человека посредством "слов, согласующихся с его внутренней моделью мира".
 Я (Б. Б.) убежден, что у меня не бывает сопротивляющихся клиентов. Просто я потерял раппорт и должен установить его заново.
 НЛП учит нас тому, как мы можем преодолеть сопротивление. Мы можем преодолеть его даже при работе с разгневанными людьми. Очевидно, что установление и поддержание раппорта играет важнейшую роль в коммуникации и психотерапии.
 Раппорт приводит нас в состояние, более гармонирующее с состоянием другого человека. Когда два человека имеют одинаковые взгляды на что-то, они входят в состояние раппорта. Сопротивление со стороны другого человека сигнализирует нам о том, что мы потеряли раппорт.
 Пресуппозиции, касающиеся
 обучения, выбора
 и изменения
 17. Люди обладают внутренними
 ресурсами, необходимыми для
 достижения цели
 В НЛП считается, что люди обладают врожденными способностями к преодолению трудностей и созданию ресурсных состояний, которые необходимы
 им для достижения цели. Говоря, что люди обладают ресурсами внутри себя, НЛП принимает образовательный подход. Латинский глагол educare буквально означает "вызывать или выводить" (e-ducare, "выявлять", как что-либо скрытое). Бэндлер неоднократно говорил: "Люди могут действовать хорошо, просто они очень хорошо выполняют плохие программы (депрессия, склонность откладывать "на потом", оборонительная позиция)".
 Как коммуникаторы и психотерапевт, мы пытаемся помочь людям получить доступ к собственным ресурсам, "снаряжая" их для получения более совершенного навыка. Людям нужна лишь некоторая помощь для обнаружения собственных ресурсов и получения к ним доступа. Помните, говоря это, мы не утверждаем, что вы обладаете "всем", мы говорим, что вы обладаете всеми ресурсами, которые необходимы для тою, чтобы получить "все". Например, для достижения успеха вам может потребоваться дополнительное образование пли специальный тренинг. В НЛП мы говорим, что вы обладаете ресурсами, необходимыми для того, чтобы получить образование и/или тренинг, требующиеся для достижения успеха. В вашей нервной системе есть достаточно средств для этого.
 18. Люди способны научиться чему-либо с одной попытки
 Тело человека функционирует как система. Каждый из нас является удивительным биоэлектрохимическим устройством обработки информации, что дает нам возможность очень быстро обучаться!
 Если ребенок падает в бассейн с водой, став взрослым, он может никогда не забывать этот случай, всегда испытывая страх (интенсивный и неуместный) при каждом взгляде на воду и при каждой мысли о купании. Такое научение обычно имеет место тогда, когда мы испытываем интенсивные эмоции. Эта способность мозга человека к быстрому научению предоставляет возможность коммуникатору/психотерапевту помогать клиентам осуществлять быстрые изменения с помощью НЛП.
 19. Любая коммуникация
 должна увеличивать количество
 доступных альтернатив
 Чем больше вариантов выбора имеет человек, тем более он целостен. В НЛП мы добиваемся увеличения количества вариантов выбора.
 Чем больше вариантов выбора имеет человек, тем более он целостен. Очень эффективный способ раз-
 74
 Часть 1 • Модель и методы НЛП
 рушить раппорт с человеком - лишить его выбора. Если он почувствует, что "попал в западню", то может впасть в сильнейшее возбуждение. Дайте ему выбор, и он будет испытывать радость.
 Говоря в терминах психотерапии, большинство проблем, с которыми мы сталкиваемся при работе с людьми, заключается в их "озадаченности" некоторой проблемой. Они живут в состоянии, которое мы называем "следствием" некоторой воспринимаемой "причины". Цель психотерапии заключается в перемещении клиента из состояния "следствия" к состоянию "причины", где он сможет выбрать, как ему жить. Чем больше вариантов выбора вы даете клиенту, тем больше он будет доволен вами как психотерапевтом.
 Цель психотерапии заключается в перемещении клиента из состояния "следствия" к состоянию "причины", где он сможет выбрать, как ему жить.
 20. Совершая какой-либо поступок,
 люди выбирают наилучший
 из имеющихся у них в данный
 момент вариантов
 Как часто мы испытываем сильную фрустрацию при общении с людьми, не понимая причин их поведения? Сколько раз мы чешем в затылке и говорим: "Разве они не знают? Что с ними не так?" Подобные мысли, чувства и слова указывают на нашу систему отсчета: это фрейм "Другие должны поступать в соответствии с моей моделью мира!".
 Вышеприведенная пресуппозиция позволяет изменить ситуацию. В данном случае мы начинаем с рабочей гипотезы, что люди поступают исходя из своих собственных моделей мира и выбирают наилучший из имеющихся у них в этих моделях вариантов. Таким образом, мы получаем ответ на наш вопрос: "Нет, они не знают, как лучше поступить".
 Посылка о том, что люди выбирают наилучший из имеющихся у них вариантов, позволяет нам обратиться к ним с сочувствием, простить их. Это поощряет проявление доброты, оптимизма и надежды.
 Разве это неверно в вашем случае? Вспомните какой-нибудь случай, когда вы вели себя (плохо вели!) хуже, чем ожидали... Разве вы не пытались поступить наилучшим из известных вам способов? Если бы вы у вас был на выбор лучший вариант поведения, разве вы не предпочли бы его?
 Разве найдется человек, намеренно делающий выбор, который будет успешно работать ему в
 ущерб? Думая, что их выбор улучшит их положение, люди выбирают глупые, скверные, греховные и разрушительные варианты. Понимание, что подобное может случиться как с нами самими, так и с окружающими позволяет нам относиться к ошибкам и глупым поступкам людей с большей добротой и мягкостью.
 Понимание этого подтверждает ценность и важность прощения. Представьте на мгновение, что случилось бы, если бы вы приняли это убеждение по отношению к членам вашей семьи. Что случилось бы, если бы вы применяли эту пресуппозицию по отношению к вашим коллегам на работе? В церкви? К своим друзьям? К клиентам? Это, несомненно, повлияло бы на способ вашей коммуникации с другими значимыми для вас людьми. Они бы чувствовали, что вы верите в них самих и в их способности! И они любили бы вас за это.
 21. Мы можем управлять своим
 мозгом и контролировать
 результаты
 Понятие "разум" относится к "интеллекту, практическому рассуждению, пониманию, мышлению, рассудительности". Кажется, что большинство людей думают и поступают так, как если бы они не контролировали свой разум. Бэндлер (Bandler, 1985) писал:
 "Большинство людей не пользуются собственным мозгом активно и продуманно. Ваш мозг похож на машину без кнопки "выкл " Если вы не займете его каким-нибудь делом, он просто будет работать и работать, пока ему не надоест. Если вы поместите человека в условия сенсорнойдепривации, он начнет генерировать внутренние переживания. Если ваш мозг сидит без дела, он начнет делать что-нибудь, и ему, по-видимому, все равно, что это будет. Вас, возможно, это волнует но его - нет.
 Я хочу, чтобы вы узнали, как вы можете научиться изменять собственный опыт и устанавливать контроль над тем, что происходит в вашем мозге. Большинство людей являются пленниками собственного мозга. Они как будто прикованы к заднему сиденью автобуса, а управляет им кто-то другой. Я хочу, чтобы вы научились тому, как управлять собственным автобусом (курсив наш). Если вы не укажете своему мозгу приблизительное направление, он будет либо ехать сам по себе в случайном направлении, либо другие люди найдут способы направить его вместо вас, а они могут не всегда иметь в виду ваши насущные интересы. И даже если это так, они могут понимать их неверно!"
 Глава 4 • Базовые пресуппозиции НЛП и использование.ресурсных состояний
 75
 НЛП предлагает определенные приемы для установления контроля над собственными мыслительными процессами.
 НЛП предлагает определенные приемы для установления контроля над собственными мыслительными процессами.
 Заключение
 Теперь вы знаете, какая операционная система убеждений и ценностей управляет моделью НЛП - реальный фрейм пресуппозиций о том, как работает система сознания и тела. В НЛП мы начинаем сразу с этих пресуппозиций, а не проводим много времени за их изучением, "доказательством", исключением, обоснованием и т. д. Из этого не следует, что существуют доказательства полезности или бесполезности таких абстрактных исследований; это только означает, что в практической, эмпирической и трансформационной модели НЛП мы фокусируемся на опыте и прагматичных изменениях.
 В практической, эмпирической и трансформационной модели НЛП мы фокусируемся на опыте и прагматичных изменениях.
 Упражнения
 1. Перепишите 21 базовую пресуппозицию НЛП от руки и держите их при себе на протяжении недели для постоянного просмотра. (Один мой студент [Б. Б.] каждое утро на протяжении нескольких ме-
 сяцев по прибытии в офис первым делом переписывал эти пресуппозиции).
 2. Делитесь базовыми пресуппозициями НЛП каждый день с тремя людьми.
 3. Подумайте, какая пресуппозиция окажет наиболее глубокое воздействие на вас и напишите соответствующее обоснование.
 4. Подумайте, какая пресуппозиция окажет наиболее сильное убеждающее воздействие на вас и напишите соответствующее обоснование.
 5. Какие пресуппозиции вы уже используете в своей жизни?
 Вопросы для размышления
 1. Какие пресуппозиции вы уже используете в своей жизни?
 2. Что мы понимаем под "базовыми пресуппозициями НЛП"?
 3. Что означает термин "эпистемология", и какое отношение он имеет к НЛП?
 4. На какой эпистемологии основано НЛП?
 5. Если бы вы могли выбрать и интегрировать в свою жизнь одну или две из пресуппозиций НЛП, которые могли бы по-настоящему изменить вашу жизнь, какие две вы бы выбрали? Почему?
 6. Что мы в НЛП понимаем под "системами"?
 7. Дайте определение "стратегии".
 8. Многие из пресуппозиций НЛП подразумевают этические вопросы и темы. Какие пресуппозиции, как вам кажется, говорят об этике?
 9. Какую из коммуникативных пресуппозиций вы находите наиболее убедительной или проницательной?
 НЛП как модель коммуникации: совершенство в коммуникации
 Моделирование техники мастеров коммуникации
 Что можно узнать из этой главы:
 • Основные параметры модели коммуникации НЛП
 • "Руководящие принципы" НЛП в коммуникации
 • "Три качества мастера коммуникации"
 • Как правильно сформулировать результат
 • Факторы,атрудняющие коммуникацию
 Глава 5 • НЛП как модель коммуникации: совершенство в коммуникации
 77
 Жизнь основана на коммуникации. Когда я рос в сельской местности в горах Северной Каролины, я (Б. Б.) не видел смысла в хорошем знании английского языка. Что может дать мне знание спряжения глаголов и разбор предложений?! Какое отношение имеют инфинитивы к реальной жизни на ферме? В обычной жизни это не нужно! Затем я покинул ферму.
 Когда я вступил в больший мир, мои представления начали меняться. После того как я стал священником, прежде чем взяться за работу в колледже, я прошел курсы повышения квалификации по английскому языку и литературе. Я ходил на эти курсы просто для разнообразия, но насколько мудро я поступил! Я провел следующие десять лет в колледже и семинарии, а последние восемь лет параллельно с работой я служил пастором. Этот опыт позволил мне осознать, как сильно язык и коммуникация влияют на исполнение обязанностей христианского священника. Мы оказываем помощь в огромной степени посредством коммуникации.
 Как мне кажется, христианский священник, по сути дела, подобно торговцу, "продает" послания Евангелия. В то время я читал много литературы, посвященной улучшению коммуникативных навыков. Я изучал книги Зига Заглера "Увидь себя на вершине" (Zagler, 1984) и "Закрытие торгов" (Zagler, 1984а). Я читал все, что могло помочь мне улучшить мои навыки речи и слушания. Это стало моим страстным увлечением. Служа людям, я хотел совершенствовать свои навыки общения. Эти книги помогли мне повысить эффективность коммуникации, но я смог обнаружить самую лучшую модель того, как работают языковые и неязыковые сообщения только тогда, когда столкнулся с моделью коммуникации НЛП. Затем я осознал силу и изящество модели НЛП, позволяющей человеку стать настоящим профессионалом коммуникации!
 Я (М. X.) также убежден в том, что коммуникация лежит в основе всего человеческого опыта. Наши тела функционируют при помощи врожденных "коммуникативных систем" бесконечной сложности, при этом наши центральная и автономная нервные системы взаимодействуют друг с другом и с внешним миром так, чтобы поддерживать в нас жизнь, здоровье и энергию. Даже наши клетки "осуществляют коммуникацию" друг с другом! Но и нейрофизиологи вряд ли знают, каким именно образом сигналы посредством биохимических электрических процессов передаются по нервным путям и как они переносят и трансформируют "информацию".
 Я открыл для себя НЛП, занимаясь обучением людей основным коммуникативным навыкам (убеж-дение, ведение переговоров, слушание, разрешение конфликтов и т. д.) в контексте христианской веры.
 Я обнаружил статью, посвященную НЛП, в Leadership Journal. После этого я просто "глотал" книги по НЛП и включил многое, почерпнутое из них, в мою книгу "Говори громко, говори ясно, говори по существу" (Hall, 1987), посвященную коммуникативным навыкам.
 Почти сразу я обнаружил в НЛП технику "Десятиминутное лечение фобий" ("Визуально-кинестетическая диссоциация"). Когда я применил ее по отношению к нескольким клиентам и увидел немедленный впечатляющий результат (в отличие от трех-шестимесячной деактивации фобических реакций с использованием релаксации и когнитивно-поведенческих приемов), это действительно привело меня в возбуждение и подогрело мое любопытство. В конце концов, все, что я делал с человеком, заключалось в "говорении слов". Все, что делал человек, чтобы достичь такого потрясающего личного изменения, заключалось в "слушании слов" и "размышлении о них". Я занимался коммуникацией с человеком; он занимался коммуникацией с самим собой. Что же буквально, фактически и исключительно превращало реактивного, страдающего фобией, автоматически приходящего в состояние сильного страха клиента в спокойного и хладнокровного человека? Одна лишь вербальная коммуникация.
 Как работает явление, которое мы называем "коммуникацией"? Как может быть, что "говорение" и "слушание" слов имеет такую огромную созидательную и восстановительную силу? Как вообще работают слова (и простые символы)? Каким образом написанные и высказанные символы изменяют внутренние физиологические и психологические процессы? Можем ли мы сказать, что некоторые слова оказывают "лечебное" действие, а другие фактически приводят к возникновению "страдания", "травмы", "дистресса" и т. д.? Какие механизмы управляют этим?
 Итак, в конце концов я получил докторскую степень по когнитивно-бихевиористской психологии со специализацией по психолингвистике и написал диссертацию по теме "Речь: лингвистика психотерапии. Механизмы психотерапевтического воздействия языка". Способность использовать слова в качестве символов определяет уникальность людей. Мы, люди, обладаем этой потрясающей (и в то же время опасной) способностью воплощения черезречь нашей "реальности" (субъективной внутренней реальности) в жизнь.
 Теперь, учитывая решающее значение в человеческом опыте "коммуникации", символов, символизма, языка, слов, высшего уровня обработки информации и т. д., можно заключить, что чем больше мы знаем о механизмах "коммуникации" (отправлении и получении сообщений) и чем опытнее мы в эффективной
 78
 "коммуникации", тем легче можем получить в процессе коммуникации желаемые результаты.
 Три качества мастеров коммуникации
 Наблюдая за профессиональными коммуникаторами во многих сферах деятельности, основатели НЛП обнаружили, что успешные коммуникаторы обладают тремя качествами. Следовательно, развив эти три навыка, каждый человек может стать совершенным коммуникатором. Одна из базовых пресуппозиций НЛП гласит, что "человек с наибольшей гибкостью поведения управляет системой". Успешные коммуникаторы для достижения желаемых результатов изменяют свою коммуникацию и поведение.
 В этой главе мы рассматриваем первое из трех качеств мастера коммуникации. Мы уже познакомились со вторым качеством (глава 2), когда рассматривали чтение невербальной обратной связи посредством навыка сенсорной остроты. В той же главе мы изучили навыки установления раппорта, которые связаны с третьим качеством - гибкостью. Вся эта книга посвящена развитию большей гибкости поведения, так как мы стремимся предоставить в ваше распоряжение значительное количество инструментов коммуникации. Эти инструменты повысят ваше мастерство, обеспечивая вам больше вариантов выбора, что сделает вас более гибким в своем поведении.
 Три качества мастера коммуникации
 1. Определите ясные достижимые результаты. Успешные коммуникаторы изначально знают направление и цели коммуникации.
 2. Используйте сенсорную осведомленность для наблюдения за реакциями.
 Эти навыки позволяют мастерам коммуникации жить в настоящем, в состоянии сенсорной осведомленности, и предоставляют им необходимую обратную связь о продвижении к желаемым результатам.
 Часть 1 • Модель и методы НЛП
 3. Для достижения результатов гибко изменяйте поведение. Успешные коммуникаторы постоянно изменяют свое поведение и приспосабливают коммуникацию для достижения желаемых результатов.
 Модель хорошо

<< Пред.           стр. 6 (из 18)           След. >>

Список литературы по разделу