<< Пред.           стр. 7 (из 18)           След. >>

Список литературы по разделу

 сформулированного
 результата: принципы
 достижимости результата
 Рассмотрим процедуру "определения целей". В последние десятилетия было много написано об эффективном определении целей. Много лет назад я (Б. Б.) запомнил акростих, определяющий S.M.A.R.T.* цели:
 S - специфичность (Specific)
 М измеримость (Measurable)
 А - достижимость/определимость (Attainable/ Assignable)
 R - реалистичность/полезность (Realistic/ Rewarding)
 Т - определенность во времени/отчетливость ( Timeable/Tangible)
 Определение целей является необходимым условием успеха в большинстве сфер жизни. Печально, но 95% американцев все еще не определили свои цели. На кого работают эти 95%? На те 5%, которые определяют цели!
 Модель НЛП позволяет нам перейти от простого "определения целей" к разработке желаемого результата. При этом мы говорим не об определении целей, а об определении результатов. Чем они различаются? Цели описываются в общих терминах, а результаты - в конкретных. Результат - это репрезентация цели, разработанная со специфичностью, позволяющей нам очень ясно понять, что следует делать.
 Результат - это репрезентация цели, разработанная со специфичностью, позволяющей нам очень ясно понять, что следует делать.
 * В переводе с английского, smart значит "изящный, элегантный".
 Глава 5 • НЛП как модель коммуникации: совершенство в коммуникации
 79
 Предположим, что вы определили цель, как "увеличить степень участия в рабочей группе" или "улучшить динамику группы". Оба варианта являются репрезентацией полезных целей. Но ни один из них не описывает ничего, достаточно специфич-ного для поведенческого результата. В этих двух фразах отсутствует специфичность. Какой план вы собираетесь использовать для достижения цели? В каких областях вы предполагаете осуществить эти намерения? Как вы узнаете, что вы достигли желаемого? Хорошая формулировка результата отвечает на все эти вопросы. Когда вы зададите цель при помощи модели хорошо сформулированного результата, вы значительно повысите вероятность ее достижения.
 Специфичность модели хорошо сформулированного результата облегчает концентрацию на том, что вы внутренне видите, слышите и ощущаете. Ваше внимание обратится на внешние и внутренние ресур-сы, необходимые для достижения результата. Обратите внимание на то, что происходит внутри вас, когда вы думаете о следующем:
 звук... внутренний звук... приятный внутренний звук... низкий внутренний звук
 Когда вы осознаете смысл каждого из этих слов и каждой фразы, ваше внимание становится более сфокусированным. Когда вы осознаете, как вы осуществляете их репрезентацию в вашем сознании, вы заметите увеличение специфичности языка и то, что специфичность фокусирует осознание. Ваши внутренние процессы вносят необходимые коррективы для того, чтобы вы почувствовали значение каждого слова и каждой фразы. Спецификация результата немедленно изменяет то, что вы видите, слышите и ощущаете.
 Никто из нас не обладает способностью быть "сознательно осведомленным обо всем" В нервную систему человека поступает приблизительно два миллиона бит информации в секунду, однако наше сознание может принять только семь плюс-минус два блока информации за раз (Miller, 1956).
 Немногие из нас могут сознательно удерживать в фокусе внимания больше, чем два или три различных объекта одновременно. Наш разум вынужден выбирать. Хорошо сформулированный результат позволяет нам создавать специфические картины, звуки, тактильные ощущения и слова. Затем этот образ активирует наши способности и ресурсы для достижения данного результата. Это дает нам возможность при достижении желаемого результата извлечь выгоду из того, что доступно в данный момент в нашем окружении.
 Модель хорошо сформулированного результата позволяет нам уделять внимание желаемым результатам.
 Модель хорошо сформулированного результата помогает нам определить, кем мы станем. Она позволяет нам создать образ, который мы найдем подходящим и достижимым. Люди часто спрашивают: "Разве это не обычное позитивное мышление?" Мы объясняем: "Не совсем. Позитивное мышление, несомненно, помогает, но НЛП идет дальше простого позитивного мышления и предоставляет способ продуктивного мышления, позволяющий нам предпринять эффективные действия, которые приведут нас к достижению наших целей".
 Теперь, учитывая значение процесса построения хорошо сформулированного результата, можно заключить, что такой результат должен:
 1)
 2) 3)
 4) 5)
 6)
 7)
 быть позитивно сформулированным в терминах того, что мы хотим;
 описываться сенсорным языком;
 инициироваться и контролироваться человеком, который хочет его достичь;
 соответствовать
 контексту;
 учитывать соответствующую вторичную выгоду;
 включать необходимые ресурсы;
 быть экологичным для целой системы.
 1. Позитивная формулировка
 результата
 Репрезентация, сформулированная позитивно, мотивирует сильнее, чем негативная репрезентация. Фактически, человеческий разум не обрабатывает негативные репрезентации непосредственно. Предположим, что кто-то говорит вам: "Не думай о бедности!" Для того чтобы обработать это высказывание, вы должны будете представить ментальную репрезентацию "бедности". Затем вы можете попытаться осуществить отрицание репрезентации, перечеркнув ее, позволив ей постепенно исчезнуть и т. д., но сначала вы должны получить репрезентацию. Если вы попросите ребенка не выходить на улицу, то он, возможно, сначала увидит себя "выходящим на улицу". А дети, к сожалению, после создания репрезентации часто забывают осуществить ее отрицание
 80
 Часть 1 • "Модель и методы НЛП
 ("Не ешь это вкусное печенье!"). Учет этой ментальной обработки позволяет нам понимать, как и почему мы часто в итоге получаем в точности противоположное тому, что просили сделать других или себя. Мы должны спросить себя: "Какой образ создает мой вопрос или мое высказывание в сознании другого человека?"
 Фактически, человеческий разум не обрабатывает негативные репрезентации непосредственно.
 По определению, результат описывает то, чего мы на самом деле желаем достигнуть. Он описывает что-то, что вы желаете, а не то, чего вы не желаете. Мы чувствуем гораздо более сильную мотивацию при стремлении к позитивному результату, чем к негативному. Поэтому нам не следует формулировать результаты с использованием отрицания: "Я собираюсь прекратить курить". Это высказывание описывает то, чего мы стремимся не делать (отрицание). Каждый раз, когда вы думаете о вашем результате, то есть о прекращении курения, вы внутренне представляете себя делающим именно то, что вы желаете прекратить делать. Получается, что вы вынуждены думать о том, чего вы не хотите делать, то есть, о курении. А как мы думаем, такими мы и становимся.
 Нам следует сформулировать задачу как позитивный результат: "Я буду заботиться о своем здоровье". Думая об этом результате, мы представляем, что выглядим здоровыми и ощущаем себя здоровыми. А если мы думаем (осуществляем репрезентацию) о здоровье, мы с большей вероятностью будем здоровыми, так как продолжаем посылать позитивные сообщения не только своему сознанию, но и нервной системе.
 Мы также рекомендуем, чтобы при визуальном конструировании результата вы создавали диссоциированный образ себя и результата. Таким образом, как только вы создадите образ себя и полученного результата, убедитесь в том, что вы видите себя на картине. Почему? Если вы сформулируете результат ассоциирование (вы не видите себя на картине), то ваш мозг скажет вашему телу, что вы уже достигли результата. Это объясняется тем, что мозг не знает о различиях между фантазиями и реальностью. Представьте себе, что вы подходите к холодильнику и открываете его дверцу. Затем выдвигаете ящик для овощей и достаете лимон. После того как вы задвинете обратно ящик для овощей и закроете холодильник, представьте себе, что вы подходите к столу и берете нож и разделочную доску. Затем вы разрезаете лимон пополам и еще раз - на четверти. После этого
 возьмите одну четверть лимона и представьте, что вы выдавливаете лимонный сок себе в рот. Привело ли это к выделению слюны? У большинства людей это простое упражнение приводит к усилению слюноотделения. Каким образом? Ведь вы не держали лимон во рту. Это происходит из-за того, что посредством воображения ваш мозг активирует слюнные железы. Аналогично, если вы представляете образы результата ассоциирование), ваш мозг сообщит вашему телу, что вы уже достигли результата, и вы не будете обладать столь же сильной мотивацией, как если бы вы представили результат диссоциирование Ваш мозг с диссоциированной позиции скажет вашему телу: "Я хочу этого. У меня сейчас этого нет, но я могу обладать этим. Давай получим это!"
 Чтобы начать конструирование хорошо сформулированного результата (возможно, результата клиента), используйте вопросы, которые помогают правильно сформулировать результат:
 Что именно вы желаете? Что даст вам обладание результатом? Сформулировали ли вы ваш результат позитивно? Видите ли вы себя обладателем данного результата?
 2. Описание результата сенсорным языком
 Сформулировав результат в позитивных терминах, мы можем теперь спросить: "Что я буду видеть, слышать и чувствовать, когда достигну результата?" Этот шаг позволит нам определить, что мы достигли результата, то есть он представляет собой процедуру подтверждения. В НЛП мы основываем результаты на сенсорном опыте (картины, звуки, ощущения). Почему? Потому что именно в такой форме разум обрабатывает информацию.
 Мы достигаем результата посредством создания внутренней карты нашего результата в форме картин, звуков и ощущений - того, что мы будем видеть, слышать и ощущать.
 Наши индивидуальные навыки роявляются в результате того, что мы совершенствуем репрезентативные системы и устанавливаем последовательность их использования. Иначе говоря, мы достигаем результата посредством создания внутренней карты нашего результата в форме картин, звуков и ощущений - того, что мы будем видеть, слышать и ощущать. Эти процессы, в свою очередь, определя-
 I Глава 5-* НЛП как модель-коммуникации:-совершенство-в-коммуникации
 81
 ют наше внутреннее состояние. А наше внутреннее состояние в паре с нашей физиологией, в конечном счете, управляет нашим поведением. Посредством же поведения мы создаем наш результат.
 Затем мы кодируем желаемый результат в диссоциированном образе, чтобы видеть, слышать и ощущать его как бы "снаружи*. Это вызовет у нас на уровне нервной системы стремление к достижению результата.
 Как вы узнаете, что вы достигли результата?
 Что вы будете видеть, когда достигнете результата?
 Что вы будете слышать, когда достигнете результата?
 Что вы будете чувствовать, когда достигнете результата?
 3. Инициирование
 и контролирование результата
 человеком, который хочет
 его достичь
 В то время как мы можем контролировать собственные интеллектуальные и эмоциональные реакции на жизнь, мы не можем контролировать других людей, особенно их мысли и эмоции. Мы часто слышим, как человек задает вопрос: "Как я могу изменить поведение моей жены (моего мужа)?* Это очень просто. "Измените ваше поведение и ваши реакции так, чтобы лишить вашу жену (вашего мужа) необходимости в старой программе. В чем вы нуждаетесь, чтобы сделать это?* Непосредственное изменение других людей лежит вне нашего контроля. Мы можем изменить их косвенно, посредством изменения самих себя\ Хорошо сформулированный результат связан с с изменениями, которые мы можем инициировать, поддерживать и которыми мы можем управлять. Передача управления нашим результатом другому человеку только лишит нас сил и приведет к неудаче.
 
 Изменение других людей .непосредственно лежит вне нашего контроля, но мы можем изменить их косвенно, посредством изменения самих себя!
 Контролируете ли вы и только вы ваш результат?
 Связано ли достижение вашего результата с кем-нибудь еще?
 Можете ли вы инициировать и поддерживать реакции, необходимые для достижения вашего результата?
 4. Соответствие результата
 контексту
 Нам нужен такой хорошо сформулированный результат, чтобы он подходил ко всем соответствующим контекстам нашей жизни. Если мы упускаем это из виду, мы конструируем чрезмерно обобщенный результат, который может вызвать проблемы в других областях. Поэтому мы спрашиваем: "Где и когда вы желаете получьть данный конкретный результат? В каких условиях? Какие другие ограничения во времени, энергии, контексте и т. д. вы должны рассмотреть при построении репрезентаций результата?"
 В каких ситуациях достижение вашего результата окажется неуместным или бесполезным?
 Где, когда и как вы хотите получить результат?
 Хотите ли вы обладать этим результатом все время, во всех контекстах и безо всяких ограничений?
 5. Учет вторичной выгоды
 Все наше текущее поведение соответствует позитивным ценностям и результатам. Мы не продолжаем и не поддерживаем поведение, которое не удовлетворяет этому условию. В психологии клиницисты называют такую обратную связь вторичной выгодой. В НЛП мы говорим об этом как об экологии целой системы (личная система мыслей и эмоций человека, взаимоотношений и т. д.). Курящий человек извлекает из курения какую-то выгоду. Если бы это было не так, он бы не курил. Человек, который слишком много ест, извлекает какую-то выгоду из переедания. Если бы это было не так, он бы не переедал. Следовательно, если, изменяя поведение, мы не предоставляем альтернативные способы достижения вторичных выгод, желаемые изменения поведения, вероятно, не сохранятся. Бесспорно, это объясняет, почему не сохраняется так много изменений. Для обнаружения вторичных выгод, связанных с вашими действиями, используйте следующие вопросы.
 Если, изменяя поведение, мы не предоставляем альтернативные способы достижения вторичных выгод, желаемые изменения поведения, вероятно, не сохранятся.
 82
 Часть 1 • Модель и методы НЛП
 Что вы потеряете, если достигнете результата?
 Когда, где и с кем отсутствие результата ощущается как нормальное состояние?
 Отказались бы вы от чего-либо, что считаете важным, ради достижения результата?
 6. Учет необходимых ресурсов
 Для того чтобы достичь желаемых результатов, нам нужны ресурсы! Следовательно, хорошо сформулированный результат будет включать в себя ресурсы таким образом, чтобы мы представляли их и осуществляли их репрезентацию как части итогового успеха. Многие люди ставят перед собой цели, которых они не могут прочувствовать! Это указывает на то, что они не включили в цель необходимые ресурсы.
 Что вы уже имеете и что вам требуется для достижения результата?
 Делали ли вы это когда-нибудь ранее?
 Знаете ли вы кого-нибудь, кто делал это ранее?
 7. Экологичность результата для целой системы
 Значительная часть силы НЛП заключена в экологии. Как наука о взаимоотношениях между организмом и окружающей средой, в контексте НЛП экология утверждает, что изменения одной части человеческой системы должны согласовываться с другими частями системы и приспосабливаться к ним, принося пользу. Следовательно, формулируя результат, мы рассматриваем и отдельного человека, и других людей в системе. Человеческие системы включают в себя семью, коллег по работе, школу, друзей и общество. Если мы извлекаем выгоду в одной области за счет другой, эта выгода не сохранится. В НЛП считается, что "мы должны оценивать поведение и его изменения в терминах контекста и экологии".
 Следующие четыре вопроса берут начало в картезианской логике. Эти вопросы содержат некоторые полезные и действенные лингвистические паттерны. Теория картезианской логики утверждает, что если результат (или какая-нибудь теория) удовлетворит всем четырем приведенным ниже вопро-
 сам, то вы можете рассматривать его как достижимый. Когда вы будете "обрабатывать" свой результат при помощи этих вопросов, обратите внимание на то, испытываете ли вы негативное внутреннее ощущение (Х-)или чувство протеста. Если да, то вам, вероятно, потребуется вносить изменения в ваш результат до тех пор, пока вы не будете испытывать в связи с ним позитивные мысли и ощущения. Эти вопросы позволяют эффективно определить, действительно ли ваш результат соответствует вашим потребностям. Возможно, вы захотите запомнить эти вопросы и проверить, как сильно они вам помогут при построении коммуникации и осуществлении изменений.
 Что случится, если вы получите это? Чего не случится, если вы получите это? Что случится, если вы не получите это? Чего не случится, если вы не получите это?
 Декартовы координаты
 Примечание: на диаграмме, представленной на рис. 5.1, знак ~ символизирует "не". Поэтому эту иллюстрацию следует читать так: суждение = А, В, инверсия = А, не В, конверсия = не А, В, незеркальный реверс образа = не А, не В. Мне (Б. Б.) нравится думать об этом в терминах (-) и (+). При помощи данного способа это читалось бы так: суждение - (+) (+), инверсия = (+) (-), конверсия = (-) (+) и незеркальный реверс образа - (-) (-).
 Оувердарф и Сильверторн (Overdurf & Silverthorn, 1996) в книге "По ту сторону слов" привели несколько прекрасных метафор, помогающих объяснить картезианскую логику. Они используют аналогию с перчаткой и говорят, что инверсией перчатки была бы вывернутая наизнанку перчатка. Конверсией перчатки была бы другая перчатка, то есть перчатка для другой руки.
 Незеркальный реверс образа перчатки включал бы все, существующее в мире, кроме перчатки. Другим способом рассмотрения незеркального реверса образа в контексте суждения о проблеме является утверждение, что незеркальный реверс образа включает все, из чего проблема не состоит. В чем сила данного подхода? Как только мы вводим незеркальный реверс образа проблемы, проблема исчезает. Это вызвано тем, что "все остальное" незеркального реверса образа поглощает проблему. Исчезает то, что определяло проблему.
 Изменения одной части человеческой системы должны согласовываться с другими частями системы и приспосабливаться к ним, принося пользу.
 Глава 5 • -НЛП как модель- коммуникации: -совершенство в -коммуникации
 83
 Джулия Сильверторн приводит другой пример визуальной метафоры. Эта метафора касается при-готовления желе. Предположим, что форма для желе поставлена в тарелку или миску большей глубины и большего диаметра. Если вы зальете желе в форму, вы получите желе, имеющее соответствующую фор-му. Но если при заливании желе в форму вы обнаружите, что она протекает, то сначала все желе попадет форму, а затем вытечет в большую миску. В конечном счете, и форма, и миска будут заполнены и желе в большей миске "поглотит" желе в форме. Фактически, форма для желе исчезнет и, в конечном счете, ее наличие не будет играть никакой роли.
 В случае паттерна незеркального реверса образа "все остальное" поглощает суждение, и если суждение не играет для человека никакой роли, оно исчезнет как проблема.
 Помимо приведенных выше хорошо сформулировать желаемый результат помогают также следующие вопросы:
 Могу ли я проверить результат?
 Могу ли я разукрупнить результат на достижимые части?
 Нам следует уделить особое внимание тому, чтобы не делать наши результаты слишком глобальны-
 ми. В случае хорошо сформулированного результата мы должны разбить результат на последовательность операций. Это позволит нам понять и систематизировать способ достижения результата.
 Знаю ли я, какой первый шаг я должен предпринять?
 Чувствую ли я, что первый шаг будет успешным?
 Если я достигну результата, будет ли он соответствовать моим ценностям?
 Могу ли я найти больше одного способа достижения результата?
 Какие подходящие личные якоря существуют в том контексте, в котором я желаю получить результат?
 Обладаю ли я достаточной информацией о внутреннем состоянии, необходимом для достижения результата?
 Есть ли у меня устойчивый образ результата?
 Имею ли я в своем сознании звуки, картины, слова и ощущения, связанные с желаемым результатом?
 Направляет ли мое внутреннее состояние мое поведение к достижению результата?
 Питер Янг дает следующий визуальный образ хорошо сформулированного результата (рис. 5.2).
 Конверсия
 ~АВ
 Пример:
 Чего не случится,
 если вы сделаете это? Суждение
 АВ
 Пример:
 Что случится,
 если вы сделаете это? Незеркальный реверс образа
 ~А~В
 Пример:
 Чего не случится,
 если вы не сделаете это? Инверсия
 А~В
 Пример:
 Что случится,
 если вы не сделаете это? Рис. 5.1. Декартовы координаты
 
 Рис. 5.2. Хорошо сформулированные результаты
 Упражнения на создание хорошо сформулированного
 результата
 Упражнение 1
 Вы сделаете это упражнение без посторонней помощи. Начните с осмотра комнаты. Осмотрите планировку комнаты, мебель и тех, кто в ней присутствует. Обратите внимание на четыре или пять различных цветов, и назовите их про себя. После этого обратите внимание на различные геометрические фигуры, которые присутствуют в комнате. Видите ли вы квадраты? Прямоугольники? Пирамиды? Треугольники? Назовите их про себя. Прислушайтесь к различным звукам как внутри, так и вне комнаты. Слышите ли вы разговор людей? Слышите ли вы гудение каких-нибудь устройств? Можете ли вы слышать шум от автомобилей? Назовите звуки, которые вы слышите. Сколько различных звуков вы слышите? Как вы себя сегодня чувствуете? Не болит ли у вас голова? Желудок? Поясница? Какие вкусовые ощущения вы испытываете? Замечаете ли вы присутствие в комнате каких-либо запахов? Как бы вы сегодня оценили свое общее эмоциональное состояние?
 Упражнение 2
 Сформируйте группу из трех человек и выберите участников "А", "Б" и "В". "В" будет выступать в
 роли металичности или наблюдателя. "А" выбирает результат, относящийся к изучению НЛП. "Б" будет выступать в роли оператора. "Б" применяет по отношению к результату "А" все этапы схемы проверки хорошо сформулированного результата. "Б" лишь задает "А" все вопросы каждого из этапов. Вы не проводите никакого другого вмешательства. Выполните упражнение, задав все вопросы, взятые из модели хорошо сформулированного результата. Обратите внимание на изменения, которые происходят с "А", по мере того, как он отвечает на вопросы. Изменилось ли что-нибудь в его формулировке результата? Когда "Б" закончит работу с "А", поменяйтесь ролями. "А" становится "Б,, "Б" становится "В>, "В* становится "А" и т. д. После того как каждый из участников побывает во всех трех ролях, определите для себя другой результат по собственному выбору и повторите упражнение.
 Обзор модели коммуникации НЛП
 Если мы разделим на части термин "коммуникация" (communication), мы обнаружим, что он предполагает соединение (со - "со"; union - "единение") значений. Следовательно, это существительное ("коммуникация") фактически относится к процессу, а именно к протекающему по принципу обратной
 Глава 5 • НЛП как модель коммуникации: совершенство в коммуникации
 85
 связи процессу пояснения посылаемых и получаемых сообщений двумя людьми, которые пытаются установить связь и понять друг друга. Этот процесс затрагивает двух людей, которые обмениваются друг с другом значениями посредством слов или жестов, пока не начнут разделять эти значения (согласятся с ними или нет). В конечном счете, они совместно создают так называемое "состояние понимания*. Таким образом, коммуникативный процесс представля-ет собой взаимный обмен сообщениями.
 "Разговор" коренным образом отличается от "коммуникации". В то время как необходимым условием разговора является участие одного человека, для коммуникации требуется, по меньшей мере, двое. Большинство людей могут с легкостью разговаривать. Для этого им требуется лишь открыть рот и позволить изливаться потоку слов! При помощи какого-нибудь записывающего устройства, фиксирующего посланные нами сигналы, мы можем узнать, что и даже как мы сказали. Это справедливо в случае разговора. Но это неверно в случае коммуникации. При коммуникации мы никогда не знаем, что мы сообщили! Почему? Потому что мы никогда не знаем, что услышал другой человек!
 Эта неопределенность, связанная с посланными и услышанными при коммуникации сообщениями, ведет к частому несоответствию значений у разных людей. Посланные и полученные значения не совпадают. Соответственно, для того чтобы стать более профессиональными и чуткими в коммуникации, мы должны рассмотреть данное несоответствие сообщений. Это является одной из центральных проблем интерактивного процесса коммуникации.
 Аспекты коммуникации Сложности при коммуникации
 В теории коммуникации рассматриваются следующие процессы: 1) обработка - размышление, оценка, умозаключение, интерпретация и т. д.; 2) вывод -передача данных при помощи языка (вербальный) и поведения (невербальный) и 3) ввод - получение данных, слушание и т. д. Мы оперируем репрезентациями. Это означает, что слова не имеют значений, -их наделяют значениями люди. Слова являются лишь средствами для передачи значения, символами референций, отличных от их самих. Мы используем слова как символы наших идей, мыслей, убеждений, понимания и т. д. Мы используем их для переноса наших идей в голову другого человека. Язык существует в визуальной, аудиалыюй, кинестетической, обонятельной и вкусовой модальностях, а также в форме абстрактных значений слов.
 
 Рис. 5.3. Линейная модель
 коммуникации
 В чем недостаток данной модели? Она описывает коммуникативный процесс так, как если бы он был в основном линейным. Какую это создает проблему? Данная модель представляет "коммуникацию" редуцированной, она не учитывает сложности, которая обычно присуща "коммуникации". Например, когда мой партнер по коммуникации говорит, мое сознание не ждет, пока я начну обработку! Я осуществляю обработку и вывод информации (главным образом, невербально), в то время как собеседник продолжает говорить, и если его глаза и уши открыты, он будет одновременно обрабатывать мои реакции, внутренне осуществлять коммуникацию с самим собой по данному поводу и т. д.
 Сложность № 1, которая при этом возникает, связана с тем, что коммуникация функционирует как цикл интерактивных явлений, включающий в себя говорящего и слушателя. Это означает, что когда мы осуществляем коммуникацию, мы неизбежно порождаем совместно созданный феномен (или опыт) говорящего и слушателя, участвующих во взаимодействии, обмене информацией, ее проверке, непонимании, получении и предоставлении обратной связи и т. д.
 Сложность № 2. На этом осложнения не заканчиваются. Сложность № 2 заставила добавить одну из самых главных пресуппозиций НЛП: "Смысл коммуникации заключается в той реакции, которую она вызывает". Иначе говоря, реакция вашего партнера указывает, какой смысл имеет для него коммуникация, независимо от ваших намерений!
 В НЛП мы используем это положение в качестве главного руководящего принципа коммуникации при развитии наших навыков более профессиональной и изысканной коммуникации. Этот принцип заключается в том, что пока мы не получим ответную реакцию, мы никогда не знаем, что мы сообщили. "Скажите мне, что я, по-вашему, сказал? О, нет, я не
 86
 Часть 1 • Модель и методы НЛП
 это имел в виду; позвольте мне вернуться и проверить, смогу ли я предоставить другой набор сигналов и слов, чтобы более точно передать нужное мне значение".
 Очевидно, что этот подход позволяет нам осознать, что при коммуникации не бывает "неудач", -есть только результаты, реакции и обратная связь! Мне не нужно упрекать или обвинять других людей в непонимании, невнимании, искажении моих сообщений и т. д. Это почти всегда провоцирует у них защитную реакцию. В этом нет ничего хорошего. Принимая "не обвиняющую" систему отсчета, я начинаю с осознания того, что другие люди живут в своем собственном мире (некоторые люди на самом деле живут в своем собственном мире!). Настроившись на эту "реальность" (даже если мне этого совсем не хочется), я не испытываю потребности в морализировании по поводу другого человека!
 Сложность № 3. Это приводит нас к третьей сложности модели: "Ожидайте, что вы (и другие люди) всегда, неизбежно и неотвратимо будете "загрязнять" коммуникативный процесс!". Кроме сказанного другим человеком, мы "слышим" в коммуникативном обмене то, что вносим в него сами.
 НЛП добавляет в модель коммуникации такую деталь: все мы используем внутренние фильтры. Наш мозг и наша нервная система не видят, не слышат и не записывают информацию, которая поступает в "чистой" форме, как делают аудио- или видеомаг-
 нитофоны. Мы не "видим" события фотографически и не "слышим" "чистых" значений. Мы слышим и видим в контексте собственного внутреннего мира - мира значений, ценностей, убеждений, понимания и опыта. В НЛП мы называем это нашими внутренними "референциями", то есть теми концептуальными фильтрами, которые определяют нашу реальность. Выражаясь образно, все мы имеем собственные "библиотеки референций". Следовательно, чтобы "наделить смыслом" предмет, мы "заходим в себя" и используем свои личные субъективные референции. Лингвисты называют это путешествие внутрь себя "трансдеривационным поиском референтного индекса". Референтный индекс определяет личность, место или предмет, которые совершают или над которыми совершается действие, описываемое глаголом. Осуществляете ли вы трансдеривационный поиск своего референтного индекса во время чтения этих строк?
 Трансдеривационный поиск - процесс поиска в памяти и ментальных репрезентациях референтного опыта, объясняющего настоящее поведение, суждения или реакции.
 В конце 1950-х - начале 1960-х годов Ноам Хом-ский* с коллегами создали трансформационную грамматику. Задача этой области знаний состояла в том, чтобы определить, как в нервной системе чело-
 Рис. 5.4. Сложности коммуникации
 * Знаменитый лингвист (и левак-анархист) Ноам Хомский (Noam Chomsky,); в русских научных публикациях его имя, как правило, передают как "Ноам Хомский", в прессе в последнее время имя пишут "Наум" или "Ноам", а фамилию -"Чомски", "Чомский", "Хомсшр Отец ученом в 1913 г. уехал из России, его фамилия былаХомский. - Примеч. перев.
 
 Глава 5 " НЛП как модель коммуникации: совершенство в коммуникации_________________________87
 века работает язык в терминах перевода, пересылки и трансформации поверхностных высказываний в глубинные структуры. Используя некоторые из формулировок общей семантики, касающиеся уровней знания (абстракции), специалисты по трансформационной грамматике создали модель глубинного, до-лингвистического "знания" внутри нашей нервной системы и того, как это "знание" трансформируется в язык и затем в поверхностные высказывания, которые мы произносим, пытаясь сообщить то, что мы "ощущаем" глубоко внутри. Бэндлер и Гриндер построили НЛП с использованием некоторых положе-ний модели трансформационной грамматики.
 Какое отношение это имеет к обычному коммуникативному событию, вроде презентации, разговора, сеанса психотерапии, шутки, чтения книги и т. д.? Самое непосредственное! Потому что это означает, что ни вы, ни я не получаем никакой информации (сигналов, сообщений) в чистой форме. Мы "загрязняем" все своим "хламом". Я слышу вас сквозь мои фильтры убеждений, фильтры ценностей, фильтры ментальной обработки, когнитивные искажения, опущения и обобщения.
 По этой причине вы никогда не знаете, как я отфильтровал ваши слова, жесты, интонации и т. д. Неудивительно, что мы должны так напряженно ра-ботать, если хотим осуществлять эффективную коммуникацию! Мы всегда должны принимать во внимание "системы значений", которые используют другие люди при обработке нашей информации. Иногда мы должны остановить разговор на интересующую нас тему, сделать в уме шаг назад и поговорить о процессе коммуникации - осуществитьмета-коммуникацию, разговор о разговоре.
 Сложность № 4. Мы еще не закончили определение уровней сложности, потому что любая "коммуникация" происходит в определенном "состоянии" сознания. Под "состоянием" мы понимаем состояние разума и тела или нейролингвистическое состояние человека. Чаще всего мы подразумеваем под "состоянием" установки, настроение, чувства и т. д.
 Когда мы учимся принимать во внимание свое или чужое состояние при коммуникации, мы осознаем, что и мы, и другие люди существуем не как машины, акак активно действующие субъекты. Я полагаю, что мы можем говорить о "состоянии" магнитофона, "состоянии" видеомагнитофона. Но их "статус" содержал бы в себе только механические параметры.
 В случае с людьми это не так. Что входит в понятие состояния сознания человека? Из-за того, что оно связано с настроением, установками, эмоциями, физиологией, отношениями и т. д., оно относится ко всем процессам, происходящим "ментально" в нашей голове, и ко всем процессам, происходящим "физически" в нашем теле. А мы никогда не забыва-
 ем дома ни головы, ни тела! Куда бы мы ни пошли, мы берем их с собой - и поэтому они создают наши текущие и постоянно изменяющиеся состояния.
 Насколько это важно? Наши состояния обусловливают "зависимые от состояния" или "определяемые состоянием" коммуникацию, восприятие, обучение, память, поведение и эмоции. Зависимость от состояния означает, что способ, каким вы передаете и получаете информацию (и иногда ее содержание), то, как вы ее воспринимаете, узнаете, запоминаете, какие испытываете эмоции и как ведете себя, зависит от вашего текущего состояния сознания. Когда мы в депрессии, мы можем с удивительной легкостью вспоминать, обдумывать, воспринимать, сообщать и проявлять в поведении все, что связано с нашим осознанием депрессии! Когда мы чувствуем гнев, мы можем с такой же легкостью видеть и запоминать другие связанные с гневом события. Когда мы смеемся, шутим и чувствуем радость, мы смотрим на мир сквозь призму юмора и хорошего настроения. Наши состояния, по-видимому, открывают "библиотеку референций" внутри нас, чтобы мы получили специальный доступ к определенным ресурсам. И когда мы оказываемся в одном состоянии, оно часто препятствует нам в получении доступа к ресурсам другого состояния. Испытывая страх или гнев, нам намного сложнее получить доступ к ресурсу спокойствия.
 В НЛП мы используем следующий руководящий принцип коммуникации: "Мы никогда не знаем, что мы сообщили". Смысл коммуникации заключается в получаемой реакции. Когда мы не получаем желаемой реакции, нам нужно изменить свое поведение и продолжать попытки до тех пор, пока мы не получим нужной реакции! НЛП предлагает навыки, необходимые для проявления гибкости поведения в процессе коммуникации.
 Если каждый из нас на самом деле живет в своем собственном уникальном мире, управляемом его собственными значениями и личной историей, то как мы вообще можем реально установить отношения с другим человеком? Какие навыки и средства облегчают установление искренних и глубоких отношений? В этой книге мы познакомили вас с главными средствами НЛП, предназначенными именно для этого, - стратегией установления и поддержания раппорта, моделью сенсорной остроты и моделью хорошо сформулированного результата. Что мы подразумеваем под раппортом? Раппорт - это "отношения взаимного доверия и гармонии, чувство связанности, ощущение ведения коммуникации на одной длине волны".
 В НЛП мы оцениваем раппорт путем анализапри-соединения (или подстройки) к определенным наблюдаемым параметрам другого человека: дыханию, лек-
 88
 Часть 1 • Модель и методы НЛП
 сике, ценностям, позе и т. д. Мы установили раппорт с другим человеком тогда, когда говорим (буквально) на том же языке, что и он. Делая это, мы "входим в его модель мира". Мы входим в модель мира другого человека тогда, когда используем те же психические процессы, что и он. Если он мыслит визуально, мы тоже мыслим визуально. Если он будет обрабатывать свои мысли аудиально (в звуковой форме), мы присоединимся к нему, если тоже будем мыслить аудиально. Если он часто использует ощущения, то есть мысли кинестетически, мы делаем то же самое. Это позволяет нам войти в его модель мира.
 Устанавливая раппорт, мы, образно выражаясь, входим в способ, каким другой человек наделяет смыслом реальность. Это дает нам доступ к его манере мышления и приписывания значений. Можно сказать, что, устанавливая такой раппорт, мы "влезаем в чужую шкуру" и оцениваем, таким образом, точку зрения другого человека. Чтобы "влезть в чужую шкуру", мы можем моделировать тональность голоса или физиологию другого человека. Когда мы делаем это, его речь становится нашей речью; его физиология становится нашей физиологией.
 Установление раппорта требует, чтобы мы определили внутренние процессы другого человека и затем присоединились к ним. Как христианский священник, я (Б. Б.) иногда нахожу это затруднительным. У меня однажды была клиентка, которая хотела оставить своего мужа и выйти замуж за более молодого мужчину. Она думала, что любит этого молодого человека. Я не мог найти оправдания тому, что она оставит мужа. Поэтому как я мог войти в ее "модель мира", если я не принимал ее результат? Однако я мог принять и разделить ее боль. Она испытывала сильную душевную боль, значительное замешательство и дистресс. Ее боль брала начало в ее детстве. Итак, я принял эту модель мира. Мы можем устанавливать раппорт с эмоциями и мыслительными процессами человека, не принимая его поведения. Присоединение к модели мира другого человека, или подстройка к ней, подразумевает не концептуальное обоснование этой модели реальности, а только ее понимание.
 В случае неприемлемого для нас поведения людей решение проблемы заключается не в наставлении или оценочных суждениях. Для того чтобы установить раппорт с такими людьми и подтолкнуть их к целостному, конструктивному результату, сначала нужно обнаружить их цели, стоящие за неприемлемым поведением, и присоединиться к их позитивным намерениям. Намерения, лежащие в основе поведения, часто будут для нас неожиданными. Как только мы найдем исходную причину поведения человека, мы обнаружим позитивные намерения.
 Используемая в НЛП модель установления раппорта позволяет нам сопереживать другим людям. Мы делаем это посредством разделения их стиля обработки информации. В этом смысле мы становимся их слугами.
 Параметры коммуникации
 Рэй Бердуистл считает, что только 7% информации передается посредством слов, в то время как целых 93% сообщаемой нами информации передается посредством тональности голоса и сигналов тела.
 В статье, озаглавленной "Кинетика и контекст: эссе по коммуникации посредством телодвижений", Рэй Бердуистл высказал мнение, что только 7% информации передается посредством слов, в то время как целых 93% сообщаемой нами информации передается посредством тональности голоса и сигналов тела. Кроме того, он утверждает, что 38% эффективной коммуникации осуществляется посредством тональности голоса (тональность включает высоту голоса, его скорость, тембр, громкость и т. д.), в то время как остальные 55% коммуникации включают физиологические параметры. Это относится к информации, передающейся посредством позы, жестов, выражения лица и дыхания.
 Бывало ли так, что когда вы дарили кому-нибудь подарок, вербальный ответ этого человека указывал на то, что подарок ему понравился (он говорил это), но на другом уровне невербальные аспекты коммуникации (тональность голоса и физиология) "говорили" вам, что на самом деле подарок ему не понравился? Какой информации вы доверяли? Более чем вероятно, что вы были склонны верить невербальным сигналам. Когда человек говорит "да", поворачивая голову из стороны в сторону, мы чувствуем неконгруэнтность. Итак, чему же мы верим? Что мы решаем? Огромное количество людей доверяют неосознанному сигналу покачивания головой в знак отрицания.
 Эти наблюдения позволяют ответить на вопрос, почему большинство людей доверяют невербальной коммуникации больше, чем вербальной. Невербальная коммуникация, как правило, осуществляется скорее неосознанно, чем сознательно. Во время разговора человек не знает о своих неосознанных сиг-чалах. Тем не менее, наше подсознание часто улав-
 Глава 5 • НЛП как модель коммуникации: совершенство в коммуникации
 89
 ливает эти неосознанные коммуникативные сигналы.
 Я (М. X.) смотрю на это немного иначе. К. Э. Джонсон (Johnson, 1994) анализировалотоисследование, посвященное элементам значений, поступающим к нам посредством различных коммуникативных каналов (слов, тональности голоса, телодвижений), которое мы называем "Миф о 7, 38и 55 процентах". Ссылаясь на работы Альберта Меграбяна (Mehrabian, 1971) "Беззвучные сообщения" и "Невербальная коммуникация", Джонсон приводит цитату, в кото-рой Меграбян говорит, что эти числа "имеют отношение только к тому, что мы называем разрешением противоречивых сообщений... неконгруэнтностей". Далее Меграбян добавляет: "Очень немногое можно сообщить невербально".
 Джонсон объясняет, что в исходном исследовании была предпринята попытка определить "установки" (эмоции человека, скрытые за словами), передающиеся посредством тонового компонента, и они проверялись при помощи использования одиночных слов. Он утверждает, что мы должны очень осторожно относиться к результатам данного исследования. Джонсон (Johnson, 1994) далее обращает внимание на то, что "если вы когда-нибудь играли в шарады, вы зна-что слова и язык являются, безусловно, наиболее эффективным способом выражения сложных и абстрактных идей".
 Безусловно, он не оспаривает существование и значение невербальных каналов коммуникации. Однако "лова и язык являются, наверное, основными моти-вационными факторами для человеческих существ, и они могут быть подкреплены подходящими конгруэн-шми тональностью голоса и языком тела".
 Бэндлер и Гриндер (Bandler & Grinder, 1975) утверждают, что ни один из этих различных аспектов коммуникации не является сам по себе более или менее важным, чем другие, но он может быть таковым в конкретном контексте. Соответственно, нам следует рассматривать их все как парасообщения равного статуса и выяснять, что означает каждый сигнал или сообщение, особенно если они различаются.
 Аналогично, большая часть моего (Б. Б.) тренинга коммуникативных навыков концентрировалась на области вербальной коммуникации. Модель НЛП слегка сместила этот акцент на общий коммуникативный процесс, который включает также и невербальные коммуникативные сообщения. Что это означает с практической точки зрения? Это означает, что ря того чтобы коммуникация была эффективной, моя неосознанная коммуникация должна конгруэнтно отражать мою вербальную коммуникацию. Мы называем этот невероятно мощный фактор "конгруэнтностью". Если я хочу, чтобы люди верили моей
 коммуникации, то сказанное мною вербально должно быть конгруэнтно тону моего голоса, физиологии, позе, дыханию и т. д.
 Результат "7,38 и 55 процентов" намекает нам на то, почему многие люди (если не большинство) всегда верят тому, как другие осуществляют коммуникацию, а не тому, что они на самом деле говорят. Как часто вы замечали, что глаза, голос, выражение лица и жесты конгруэнтно указывают на то, что человеку на самом деле понравился подарок? Разве эти аспекты коммуникации не были наиболее важны для вас? Это говорит о том, как важно осознавать все аспекты коммуникации и работать с ними!
 Жесты и тональность голоса говорят красноречивее, чем слова.
 Итак, как вы, несомненно, догадались, конгруэнтность играет крайне важную роль при установлении раппорта и возникновении доверия в процессе коммуникации. При установлении взаимоотношений в процессе коммуникации мы должны посылать наши сообщения конгруэнтным образом. Другими словами: то, что мы говорим (аудиально), и то, что мы выражаем посредством чувств (кинестетически), должно соответствовать тому, что другие люди видят (визуально), когда смотрят на нас во время коммуникации. Жесты и тональность голоса говорят красноречивее, чем слова.
 [Позвольте нам сделать здесь отступление. Принимаемые одним человеком поведенческие эквиваленты для "доверия", "честности", "искренности", "убежденности" и т. д. часто будут отличаться от того, что другой человек считает такими поведенческими эквивалентами. Таким образом, для некоторых людей "повышение голоса" означает, что человек испытывает волнение, энтузиазм, убежденность. Для других это означает "быть незащищенным, сомневающимся, неуверенным и т. д.". Аналогично, когда человек скрестит руки на груди, некоторые люди поймут эту позу как "оборонительную, замкнутую и непреклонную", в то время как другие поймут ее так: "человек невозмутим, пытается выслушать другого, расслаблен". Это означает, что мы также должны знать и принимать во внимание эквиваленты поведенческих значений невербальных сигналов для данной конкретной аудитории. Среди историй, описывающих неправильное толкование тех или иных невербальных сигналов в разных культурах, можно найти и забавные случаи, и трагические недоразумения.]
 90
 Часть 1- • Модель и-методы-НЛП
 Вопросы для размышления
 1. Как "руководящие принципы коммуникации" НЛП могут повлиять на ваш стиль коммуникации?
 2. Вспомните (по возможности не подглядывая) три качества мастеров коммуникации и запишите их.
 3. Какие критерии хорошо сформулированного результата вы уже успешно используете? Как вы
 этому научились?
 4. Какие критерии хорошо сформулированного результата вы должны усвоить?
 5. Что произвело на вас впечатление при обсуждении |
 "сложностей" коммуникации?
 
 Фрейминг
 и ресурсные состояния
 Что можно узнать из этой главы:
 • Каким образом значения зависят от фреймов
 • Некоторые фреймы НЛП, наделяющие нас новыми возможностями
 • Как сдвигать фреймы (осуществлять рефреиминг) для изменения значений
 • Как использовать фрейм воображения
 • Как использовать диссоциативный фрейм
 92
 Часть 1 • Модель и методы НЛП
 Диссоциация предоставляет большое количество ресурсов человеку, который знает, когда и как ее использовать. Сначала мы рассмотрим некоторые из основных фреймов НЛП. Затем мы применим их к обучению эффективному управлению обратной связью (обычно называемой "критикой") а затем - к лечению фобий и травм. Принятие второй позиции (глава 3) при выходе из картины, воспоминании о переживании или даже текущем переживании позволяет нам справляться с трудностями, не входя в определенное состояние. Умение выбрать, когда это делать, до какой степени и когда остановиться, обеспечивает нам очень ценное качество гибкости сознания.
 лированного результата, но и в большинстве областей, с которыми работают НЛП-практики.
 В этой главе мы рассмотрим целый ряд фреймов и предложим вам паттерны их использования. Переход к другому фрейму обычно приводит к рефрей-мингу точки зрения и, следовательно, соответствующего значения. Когда мы делаем это, изменяется наш внутренний мир. Эта трансформация значения изменяет нашу нейролиигвистическую и нейросеманти-ческую реальность так, что мы видим предметы иначе, ощущаем другие эмоции, поступаем и говорим другим образом и т. д.
 Фрейм возвращения
 В НЛП фреймингом называется помещение предметов в различные контексты (фреймы) и наделение их, таким образом, различными значениями.
 При использовании фрейма возвращения вы отзеркаливаете слова других людей.
 Часть I - использование различных фреймов
 В НЛП фреймингом называется помещение предметов в различные контексты (фреймы) и наделение их различными значениями. Некоторые из этих фреймов неявно встречаются в других разделах этого учебника.
 Фреймы, встречающиеся
 при рассмотрении модели хорошо
 сформулированного результата
 • В начальной частинащего тренинга, посвященного модели хорошо сформулированного результата, вы прочитали о фрейме результата (глава 5).
 • В этой модели также содержится фрейм экологии.
 Запомните, что экология связана со способом, при помощи которого ваши действия приспосабливаются к более широким системам семьи, друзей и коллег.
 • Фрейм обоснования также присутствовал в модели хорошо сформулированного результата. Этот фрейм касается ясных специфических элементов. В случае фрейма обоснования вы спрашиваете: "Что я буду видеть, слышать и ощущать, когда достигну результата?" Фрейм обоснования оказывается полезен не только в модели хорошо сформу-
 Фрейм возвращения предлагает простую, но наиболее эффективную модель. В этом фрейме используются навыки, которым вы научились при установлении раппорта посредством присоединения, отзер-каливания, подстройки и ведения. Используя этот фрейм, вы повторяете информацию, которую получили к данному моменту, посредством использования ключевых слов и тональности другого человека. Обычно в изложении слова другого человека искажаются. Однако при использовании фрейма возвращения вы отзеркаливаете его слова. Следовательно, использование фрейма возвращения помогает поддерживать раппорт. Этот фрейм оказывается полезным при проведении собраний, особенно когда вам необходимо осуществить коррекцию мнений новых людей и проверить согласие и понимание всех участников. Этот фрейм дает вам время подумать о том, что вы собираетесь говорить или делать далее.
 Упражнение на возвращение
 1. Пусть участник "Б" подумает о чем-то, что он хотел бы совершить. Когда "Б" рассказывает участнику "А" о результате, "А" задает "Б" вопросы, которые позволят получить от "Б" информацию в терминах сенсорных изменений,
 2. Когда "Б" отвечает на вопросы "А", "А" молча определяет ключевые слова, указывающие на ведущую репрезентативную систему или предикаты, используемые "Б". Возможно, "А" захочется записать эти высказывания и/или предикаты.
 3. Затем "А" осуществляет возвращение, говоря: "Теперь позволь мне убедиться в том, что я услы-
 
 
 Глава 6 • .Фрейминги ресурсные состояния
 93
 шал тебя правильно; ты сказал...". В первых нескольких ответах "А" употребляет слова, в точности соответствующие предикатам, использованным "Б". Затем пусть "А" начнет сознательно употреблять ключевые слова, отсутствующие в ответах.
 4. Участник "В" стоит сзади "А", его руки лежат на плечах "А" (большие пальцы на спине "А"). Когда "А", по мнению "В", присоединяется к ответам "Б", "В" надавливает на спину "А" большим пальцем правой руки. Когда "А" отсоединяется от "Б", "В" надавливает на спину "А" большим пальцем левой руки. "А" и "В" следует уделить пристальное внимание реакциям "Б" на отсоединение. Вероятно, в реакциях "Б" обнаружится некоторая неконгруэнтность. Пронаблюдайте, всегда ли отсоединение вызывает неконгруэнтность. Обычно влияние отсоединения очень заметно.
 5. Выполняйте данное упражнение в течение семи-восьми минут с каждым участником, делая паузы только для очень короткого совещания между "А" и "В", когда они будут не согласны по поводу присоединения или отсоединения.
 6. Усложнение. Попытайтесь присоединиться к последовательности использования предикатов "Б",
 например: "Я уже в течение некоторого времени говорю себе, что я могу смотреть на вещи иначе". Вы должны ответить так: "Итак, ты сказал себе, что тебе может понадобиться другой взгляд на вещи?" (10 минут для каждого участника).
 Фрейм "как если бы"
 Фрейм "как если бы" помогает при решении проблем посредством воображения. Когда человек представляет, что определенное событие уже произошло, это позволяет ему рассматривать новые возможности. Некоторые тренеры НЛП называют фрейм "как если бы" "фреймом воображения". Вообразите, что вы попали в будущее, отстоящее от вас на шесть месяцев или год, причем события сложились так, как вы того хотели. Затем посмотрите в "прошлое* и спросите себя: "Какие шаги, предпринятые мной, привели меня к этому желаемому результату?". Возможно такой, "ретроспективный" взгляд из будущего позволит вам обнаружить новую важную информацию, которой не располагаете в настоящем. Мы часто живем слишком близко к проблеме, и это иногда мешает нам видеть всю картину. Данный фрейм позволяет нам увидеть проблему с точки зрения будущего.
 Фрейм "как если бы" помогает при решении проблем посредством воображения будущего результата. Это позволяет рассматривать новые возможности.
 Фрейм "как если бы" хорошо работает в группах. Предположим, что на собрание не явился нужный человек. Используя этот фрейм, просто спросите: "Если бы он пришел, что бы он делал?". Если присутствует человек, который хорошо знает отсутствующего, он может без труда сообщить некоторую полезную информацию.
 Интересно, что фрейм "как если бы" работает не только в случае изменения времени события, как в приведенном выше примере, но и в случаях изменений человека, информации и функции. Ниже приведены вводные формулировки для каждого типа изменений:
 Типы фреймов "как если бы"
 1. Изменение времени. Вообразите, что вы попали в желаемое для вас будущее, отстоящее от данного момента на шесть месяцев или год. Затем оглянитесь в прошлое и спросите себя: "Какие шаги привели меня к этому удачному результату?"
 2. Изменение человека. "Если бы вы могли стать другим человеком, кем бы вы стали и как решили бы эту проблему?"
 3. Изменение информации. "Предположим, что вы обладаете всей необходимой информацией. Что тогда вы сможете сказать?"
 4. Изменение функции. "Просто вообразите, что вы можете изменить любой компонент ситуации".
 Фрейм "как если бы" является полезным инструментом коммуникации, когда вы имеете дело с людьми, которые сопротивляются изменениям. Как правило, мы представляем себе не такое опасное окружение, какое бывает при реальных изменениях. Поскольку при использовании этого фрейма ситуация в будущем кажется не столь опасной, человек смелее ищет новые варианты решения проблемы.
 Упражнение на фрейм "как если бы"
 1. "Б" выбирает ситуацию, которую он считает для себя тупиковой и из которой он хочет найти выход.
 2. "Б" представляет, что он попал в будущее и оглядывается на то, как он справился с состоянием тупика. "А" помогает "Б" посредством использова-
 94
 Часть 1 • Модель и методы.НЛП
 ния вводных формулировок, таких как: "Предположим, что..."; "Вообразим, что..."; "Если ты представишь, что..."; "Если ты поступишь, как если бы...". Или "А" может сказать что-нибудь вроде: "А теперь представь себя, справляющегося с беспокоившей тебя проблемой; увидь и услышь себя, эффективно решающим эту проблему при помощи новых действий".
 3. "А" предлагает "Б" просмотреть фильм, изображающий "Б", обладающего вновь обнаруженными ресурсами и поступающего так, как он желает.
 4. "А" спрашивает "Б", были ли фильм приятным для него. Снова ассоциируйте его с проблемой, и пусть он покажет себе фильм о своей проблеме. Затем "А" спрашивает "Б": "Удовлетворен ли ты тем, как поступил в данной ситуации, использовав эти новые возможности?" Данная "экологическая проверка" позволяет определить, наблюдается ли у человека полное согласие с изменением.
 5. Если "Б" отвечает "нет", "А" возвращает его к этапу 1. Если "Б" отвечает "да", переходите к следующим этапам.
 6. Прервите состояние.
 7. Проверка. "А" спрашивает "Б": "Подумай еще раз о состоянии тупика". Как правило, теперь, когда "Б" начинает думать о тупиковом состоянии, он автоматически переходит в диссоциированное состояние и видит себя, успешно ре&ающего проблему, как на этапе 2.
 8. Цель этого упражнения - предоставить "Б" новые варианты выбора, т. е. изменить положение, когда его возможность выбора была ограничена, или выбор вообще отсутствовал.
 Фрейм "согласия"
 Когда у двух конфликтующих людей отсутствует согласие по поводу какого-нибудь вопроса, они непрерывно спорят друг с другом. Разногласия часто возникают из-за того, что люди рассматривают ситуацию с различных точек зрения и делают это категоричным образом. Чтобы достичь фрейма согласия, оба человека должны перейти на более высокий логический уровень, который включает все интересы, мнения и системы отсчета. Данный паттерн способствует процессу, посредством которого конфликтующие люди или группы людей могут достичь действительного согласия друг с другом. Запомните, что вы никогда не решите проблему на уровне проблемы. Вы должны укрупнить (перевести на другой уровень) ее для достижения согласия.
 Чтобы достичь фрейма согласия, оба человека должны перейти на более высокий логический уровень, который включает все интересы, мнения и системы отсчета.
 Паттерн фрейма согласия
 1. Определите имеющиеся фреймы. Попросите каждого человека дать конкретное описание желаемого результата. "Что именно вы хотите?" "Какие ценности, убеждения и критерии управляют этой целью?" "Что при этом вы оцениваете как по-настоящему важное?" (Эти вопросы не только дают возможность получить важную информацию, но и позволяют подстроиться к людям, так что каждый из них ощущает, что его услышали и поняли. При этом начинается конструирование результатов более высокого (или мета-) уровня, необходимых для фрейма согласия.)
 2. Определите общие элементы. Найдите на более высоком уровне общий элемент, по поводу которого у обеих сторон наблюдается согласие. Укрупните его до позитивной цели более высокого уровня, по поводу которой могут согласиться обе стороны: "Джек хочет купить синее кресло, а вы, Джилл, хотите купить красное. Кажется, что вы оба, по крайней мере, согласны купить кресло, верно?" Подстройка к желанию более высокого уровня перемещает на этот уровень и спорящие стороны.
 3. Определите категорию более высокого уровня. Если вы получите отказ, перемещайтесь вверх, к следующей категории. В приведенном примере вы могли бы использовать категорию "мебель": "Согласны ли вы с тем, что вы оба желаете купить что-нибудь из мебели?". Продолжайте до тех пор, пока | не обнаружите некоторый уровень (категорию) согласия: "Итак, вы оба согласны потратить деньги на обустройство дома, верно?"
 4. Используйте метарезультаты сторон, чтобы сформулировать фрейм согласия более высокого уровня. "Что даст вам покупка X, Джек?" "Джилл, если вы купите У, что это даст вам?" "Когда вы получите свой результат, что это даст вам?" Продолжайте, пока стороны не согласятся с целями, находящимися на более высоком уровне: "Итак, вы оба хотите, чтобы ваш дом был уютным и привлекательным?"
 5. Осуществите фрейминг переговоров посредством использования согласия на более высоком уровне.
 Глава 6 • Фрейминг и ресурсные состояния
 Перейдите обратно вниз из общего фрейма согласия к более конкретным вопросам: "Будет ли приобретение этого синего кресла соответствовать критериям уюта и привлекательности?" "Если по поводу этой покупки решение примет Джек/а в следующий раз - Джилл, будет ли это соответствовать вашему совместному критерию о внесении одинакового вклада в принятие решений?"
 6. Подтверждайте согласие. Во время данного процесса постоянно отмечайте и укрепляйте все уровни достигнутого согласия и его значение для каждой стороны.
 Часть II - диссоциативный
 фрейм реагирования
 на критику
 Реакция на критику является одной из наиболее сложных задач, с которыми мы сталкиваемся в области коммуникации. Как мы можем принять критику в качестве обратной связи, не испытав при этом ин-тенсивных эмоций и не сделав каких-нибудь глупостей? В самом деле, проблемы, с которыми мы часто сталкиваемся, стараясь конструктивно реагировать на критику, заключаются в чувствах, испытываемых нами в ответ на соответствующие замечания. Если бы мы сумели контролировать эти сиюминутные отрицательные эмоции, мы смогли бы реагировать на критику конструктивно.

<< Пред.           стр. 7 (из 18)           След. >>

Список литературы по разделу