<< Пред.           стр. 8 (из 18)           След. >>

Список литературы по разделу

 Изучая НЛП, вы узнаете о значении диссоциации при удалении эмоций из опыта. Опираясь на этот феномен, Стив и Коннира Андреас* разработали метод реагирования на критику. Они научились ему, моделируя техники людей, которые успешно превращали критику в обратную связь.
 Используя этот метод, вы должны поддерживать ресурсное состояние. Вспомните, ощущали ли вы себя когда-нибудь "на вершине мира". Выберите определенный момент времени, когда вы чувствовали себя так, как будто можете завоевать ад при помощи водяного пистолета. Ассоциируйтесь с тем временем. Отчетливо представьте себе, что вы видели, что слышали и что ощущали. Возможно, вам захочется осуществить якорение в этом опыте. Если при использовании этого метода вы почувствуете, что теряете ресурсное состояние, активируйте ваш ресурсный якорь.
 Steve and Connirae Andreas, Heart of the Mind (Moab:
 95
 Якорение - процесс, посредством которого определенный стимул или репрезентация (внешняя или внутренняя) оказываются связаны с определенной реакцией и таким образом запускают ее. Якоря возникают естественным образом во всех репрезентативных системах. Они могут использоваться преднамеренно, как при аналоговой маркировке или с многочисленными методами изменения, например с коллапсом якорей. Понятие о якорении в НЛП происходит от павловской концепции "стимул -реакция", или классическою обусловливания. В исследованиях Павлова камертон становился стимулом (якорем), который служил для собаки сигналом для выделения слюны.
 1. Использование этого метода требует, чтобы вы находились в диссоциированном состоянии. Посмотрите на себя с некоторого расстояния
 (рис. 6.1). Если вам сложно увидеть себя таким образом, представьте, что смотрите на свою фотографию. Чтобы помочь себе поддерживать диссоциированное состояние, представьте лист плексигласа между собой и диссоциированным образом себя, подвергающегося критике. Таким образом, из-за того, что вы видите себя "снаружи", любые испытываемые при этом отрицательные чувства будут казаться "внешними", и вы сможете с интересом рассматривать их.
 2.Диссоциируйтесьот критики, увидев, как вы подвергаетесь критике, находясь снаружи. Вы увидите, что находясь "снаружи" от вас самого, вы готовы справиться с тем, что вот-вот произойдет. Теперь взгляните со стороны на того, кто критикует вас, и представьте, что вы испытываете при этом сложности. Вам нужно увидеть себя в воображении немного раньше, чем человека, который критикует вас. Когда начнется критика, представьте, как вы "снаружи" незамедлительно диссоциируетесь. Попытайтесь мысленно увидеть, как еще. один человек выходит из вас, того, который "снаружи". Теперь вы видите на картине двух себя. То есть, вы оба смотрите на себя, подвергающегося критике. Таким образом, вы испытываете двойную диссоциацию. Я (Б. Б.) сталкиваюсь с затруднениями при двойной диссоциации, видя себя в двух экземплярах. Это вводит меня в слишком глубокий транс, что не позволяет мне действовать осознанно. Другие студенты отмечают такую же сложность. К счастью, этот метод допускает другой вариант. Итак, осуществите двойную диссоциацию
 Real People Press, 1989), p. 46--54.
 96
 Часть 1 • Модель и методы НЛП
 следующим образом: диссоциируйтесь однократно (то есть вообразите одного себя на картине) и затем представьте слова критики, напечатанные в воздухе или на воображаемой классной доске.
 3. Создайте диссоциированный фильм на основе со- 4. держания критики. Попытайтесь полностью отразить критику в воображаемом фильме. Представьте, что вы задаете другому человеку вопросы о том, что он имеет в виду, до тех пор пока не соберете всю необходимую информацию для фильма. Мы часто получаем критику в такой неясной форме, что не можем создать ее ясную репрезентацию. К ней относятся такие высказывания, как "Вы
 Рис. 6.1. Диссоциативный фрейм обработки критики
 грубы" или "Вы бестактны". Поблагодарите другого человека, сказав: "Я тоже озабочен этим. Не могли бы вы более конкретно описать мне, каким образом я поступаю грубо?".
 4. Оцените критику. Теперь, когда вы собрали достаточное количество информации для того, чтобы "показать" себе ясную репрезентацию критики, решите, с какими аспектами критики вы согласны, а с какими нет. Показ фильма, описывающего события так, как вы поняли их, и сравнение его с фильмом, описывающим события так, как понимает ситуацию критик, оказывают хорошую помощь при оценке критики. Проверьте, в чем фильмы со-
 
 Глава 6 • Фрейминг и, ресурсные состояния
 97
 ответствуют и не соответствуют друг другу. Если ваше представление о событии значительно отличается от критики, накопите больше информации, задав больше вопросов.
 5. Примите решение по поводу вашей реакции. Теперь вы обладаете всей информацией, необходимой, чтобы отреагировать на критику. Ваша реакция будет отражать то, с чем вы согласны в критике, и то, с чем не согласны. Стив и Коннира пишут:
 "Реакция, которую выбираете вы, стоящий перед самим собой, зависит от ваших целей, ценностей, отношения к другому человеку
 и
 т.
 Реагируя на критику, отвечайте сначала на те ее положения, с которыми вы согласны. Затем поделитесь, с чем вы не согласны, и объясните, почему. Это поможет поддержать раппорт с человеком. Если вам нужно извиниться, сделайте это.
 6. Измените ваше поведение в результате приобретения новых знаний в результате критики. Если из критического сообщения вы узнали о себе что-то, что требует изменения, начните перестраивать ваше будущее поведение. Подстройтесь к будущему, то есть представьте себя в будущем в похожей ситуации и обратите внимание на то, как вы будете реагировать. Выполните эту операцию два или три раза, чтобы закрепить ее в вашем подсознании.
 7. Объединитесь с той частью себя, которая изучила этот процесс. Вы только что наблюдали "снаружи" за собой, изучающим новые способы реагирования на критику. Вы хотите, чтобы эти знания стали частью вас? Конечно, да. Если вы использовали лист плексигласа, уберите его. Затем протяните руки, втяните того нового себя внутрь и дайте себе время для полного объединения двух вас в вашем подсознании.
 Часть III - диссоциативный фрейм лечения фобий и травм
 Так как развитие нашей личности во многом является продуктом наших воспоминаний, рефрейминг негативных воспоминаний посредством "быстрого лечения фобий" помогает нам создать более позитив-
 ную и обладающую ресурсами личность. Ричард Бэн-длер описывает "быстрое лечение фобий" в книге "Используйте свой мозг для изменений".** Ассоциация с нашими воспоминаниями приводит к тому, что мы заново испытываем эмоции. С другой стороны, диссоциация с воспоминаниями обычно избавляет нас от связанных с этими воспоминаниями эмоций. Используя силу диссоциации, модель "быстрого лечения фобий" позволяет нам стереть негативное эмоциональное влияние нежелательных воспоминаний. В результате этого стирания мы заново кодируем визуальные и кинестетические аспекты воспоминания. Разве может этот метод не быть полезным?
 Вы можете испытать модель "быстрого лечения фобий" на себе. Однако вы, вероятно, получите лучшие результаты, если кто-нибудь проведет вас через все этапы. Описанная ниже методика будет работать у большинства людей. Те люди, которые испытывают сложности при визуализации, могут столкнуться с трудностями. "Быстрое лечение фобий" во многом обусловило популярность НЛП. Этот метод предлагает работающую модель удаления не только эффектов фобии, но также и любых нежелательных воспоминаний. Я активно использовал его для удаления у моих клиентов визуальных компонентов образов сексуального, физического и эмоционального насилия.
 Удаление визуального компонента часто резко снижает отрицательные эмоции, вызываемые воспоминаниями о насилии.
 1. Установите ресурсный якорь. Если вы имеете дело с болезненными воспоминаниями, всегда есть вероятность, что клиент осуществит ассоциацию с очень мучительными воспоминаниями. Чтобы предотвратить это, мы начинаем с установления ресурсного якоря, который сможем использовать для "вытаскивания" клиента из неприятного переживания. Пусть клиент ассоциируется с тем временем, когда он чувствовал себя в безопасности и был спокоен. Проведите кинестетическое якорение этого состояния. Затем проверьте ваш якорь. При якорении выполните все надлежащие действия.
 В своей работе, связанной с НЛП, я раньше устанавливал ресурсные якоря. Теперь я делаю это редко. Когда клиент ассоциируется с неприятным воспоминанием, я прошу его встать и походить по комнате и этим изменяю его состояние. Я прошу его при ходьбе дышать животом. Вы также можете крикнуть или сделать что-нибудь, что прервет стратегию эмоционального переживания чело-
 Ibid., p. 51.
 Richard Bandler, Using Your Brain For a Change (Moab: Real People Press, 1985), p. 43.
 98
 Часть 1 • Модель и методы НЛП
 века. Однако установите якорь ресурсов для тренировки и для комфорта ваших клиентов. Возможно, позднее вы решите прекратить это делать. (Мы опишем якорение в главе 13).
 2. Подтвердите вашу способность к научению с одной попытки. Фобия - это удивительное достижение! Подумать только, человек никогда не забывает испытать фобическую реакцию. Страдания, вызванные сильными эмоциональными переживаниями, протекают похожим образом. Когда инициируется соответствующий пусковой механизм, человек немедленно испытывает страдание. Скажите клиенту: "Как удивительно, что вы всегда помните, что вы должны испугаться или ощутить страдание при болезненном воспоминании! Я вот забываю даже выбросить мусор. Вы помните, что вам нужно испытать страх (или страдание) каждый раз, когда вы вспоминаете это. Как удивительно! Если вы на основе однократного опыта смогли научиться испытывать фобию или страдание, то вы можете разучиться это делать также с одной попытки, верно?"
 3. Пусть клиент представит пустой экран (рис. 6.2). Приведите клиента в воображаемый кинотеатр, пусть он сядет напротив пустого экрана и смотрит
 на него. Как только человек представит экран, пусть он поместит на него свою черно-белую фотографию. Попросите человека "сфотографировать" себя непосредственно перед началом неприятного воспоминания, то есть когда он еще чувствует себя в безопасности.
 4. Затем пусть клиент еще раз диссоциируется от своего тела и переместится в воображаемую проекционную будку. Побудите клиента посмотреть из проекционной будки на себя, сидящего в кресле и смотрящего на свою черно-белую фотографию на экране. Клиент будет видеть спину теперешнего себя, смотрящего на более молодого себя на экране. Сделайте небольшую паузу, чтобы этот опыт двойной диссоциации закрепился.
 5. Теперь пусть клиент прокрутит черно-белый фильм неприятного воспоминания или фобии до конца события, до сцены комфорта/безопасности. Клиент испытывает двойную диссоциацию от воспомина-ния. Он сейчас смотрит на себя, смотрящего кинофильм. Это позволяет удалить эмоциональное содержание события и уменьшить его при взгляде с другой позиции восприятия. Если клиент все-таки будет испытывать сильные эмоции при просмотре фильма, пусть он отодвинет экран от себя.
 Рис. 6.2. Паттерн визуально-кинестетическойдиссоциации (быстрого лечения фобий)
 
 Глава.6 •Фрейминг.и-ресурсные состояния_________________________________________________99
 В одном случае перед просмотром фильма я попросил клиентку представить себя без нижней части тела. Отец изнасиловал ее в десятилетнем возрасте. Итак, я предложил ей удалить подвергшуюся жестокому обращению часть ее тела из образа. После применения модели лечения фобии только к верхней части тела она приделала к ней нижнюю часть и запустила фильм. Это прекрасно сработало. Тэд Джеймс рассказывал, что он должен был посадить одну даму продавать билеты, прежде чем она смогла прокрутить фильм. Поэтому делайте все, что потребуется.
 6. Когда клиент прокрутит фильм до сцены комфорта/безопасности, попросите его остановить кадр и либо "побелить", либо "зачернить" картину. Клиент, вероятно, будет видеть просто пустой экран.
 7. Подведите клиента к ассоциации с фильмом в тот момент, когда он очистил экран. Клиент покинет проекционную будку и войдет в свое тело, находящееся в кресле кинотеатра. Затем подтолкните его к ассоциации со своим образом, который появился на экране в конце фильма, то есть в сцене комфорта/безопасности. Направляйте его осторожно и тактично. Тщательно подбирайте выражения, чтобы клиент в точности выполнял ваши указания. Регулярно осуществляйте проверку, чтобы убедиться, делает ли он то, что вы хотите. "Сейчас, в конце фильма, полностью ли вы вновь ассоциировались с самим собой? Вы смотрите своими глазами и видите то, что вы видели тогда, не так ли? Вы слышите те же звуки, которые слышали тогда?" Отдавайте указания в доступной и четкой форме.
 8. Запустите фильм в обратном направлении, в цвете и ассоциированно. "Вы видели фильмы, запущенные в обратном направлении, не так ли?" Получив утвердительный ответ, убедитесь в том, что клиент ассоциирован с фильмом и видит все в цвете. "Теперь запустите этот же фильм в обратном направлении и прокрутите его действительно быстро. Сделайте это за одну-две секунды". Вы можете осуществить якорение клиента к звуку, сказав "Р-а-а-а-з-з-з". Наблюдая за глазами клиента, вы сможете определить, когда он прокручивает фильм в обратном направлении и как быстро он это делает.
 9. Повторите процесс. Попросите человека повторить этапы 7 и 8 от трех до пяти раз. Каждый разубеждайтесь в том, что он прерывает состояние, очищает экран и начинает с конца фильма. Делайте это, пока не исчезнет кинестетика неприятного воспоминания. Если вы захотите, вы можете повторять этот процесс, пока не исчез-
 нет и его образ. Полное удаление образа удалит и всю кинестетику. Человек сможет вспоминать событие, однако он будет получать только какой-нибудь образ или слова. При просмотре фильма в обратном направлении пусть клиент в конце фильма снова увидит себя ассоциированно. Убедитесь в том, что клиент не был ассоциирован при просмотре фильма, так как это восстановит фобию или травму. Когда он прокрутит фильм в обратном направлении, скажите: "Теперь очистите экран. Поместите себя в конец фильма. Перейдите прямо к концу фильма. Просто представьте себя в конце фильма, когда вы испытывали комфорт/безопасность. Представьте то, что вы видели и слышали. Теперь прокрутите этот же фильм в обратном направлении и в цвете. Повторяйте это, пока воспоминание не исчезнет".
 10. Проверка и подстройка к будущему для того, чтобы определить, может ли клиент получить доступ к фобическому состоянию. Посмотрите, соответствует ли невербальная реакция клиента прежнему состоянию фобии или травмы. Вы можете сказать: "Представьте, что вы сейчас находитесь в той ситуации". Или, если вы знаете содержание фобии, вызовите стимул более явно. В случае фобии воды скажите: "Представьте, что вы заходите в бассейн все глубже и глубже". Если вы получите какую-нибудь фобическую реакцию, проверьте, насколько точно клиент следовал инструкциям, и проведите лечение фобии заново, убеждаясь в том, что клиент точно выполняет указания.
 Примечание: когда лечение фобии не приводит к желаемому результату, для усиления воздействия я использую паттерн "Взмах".
 Быстрое лечение фобии (упрощенный вариант)
 1. Установите ресурсный якорь. Вы можете установить ресурсный якорь для того, чтобы вывести клиента из травмирующего события, если он ассоциирован с ним. Я больше не использую якорение, так как понял, что когда клиент ассоциирован с травмирующим событием, он должен просто по-настоящему быстро встать и некоторое время глубоко дышать животом. Это диссоциирует клиента от его травматического состояния.
 2. Подтвердите способность клиента к научению с одной попытки. "Как удивительно, что вы никогда не забываете испытать страх или страдание, когда раздумываете о неприятном воспоминании. Вы помните, что вам нужно испытать фобию (или страдание) каждый раз, когда вы вспоминаете это. Как удивительно!"
 100
 Часть 1 • Модель и методы НЛП
 3. Пусть клиент представит пустой экран. Приведите клиента в воображаемый кинотеатр, пусть он сядет напротив пустого экрана и смотрит на него. Как только человек представит экран, пусть он поместит на экран свою черно-белую фотографию. Пусть на фотографии будет изображен этот человек в более молодом возрасте, до возникновения неприятного воспоминания, то есть когда он еще чувствует себя в безопасности и ощущает спокойствие.
 ...Академия Знакомств (Soblaznenie.Ru) - это практические тренинги знакомства и соблазнения в реальных условиях - от первого взгляда до гармоничных отношений. Это спецоборудование для поднятия уверенности, инструктажа и коррекции в "горячем режиме". Это индивидуальный подход и работа до положительного результата!...
 4. Затем пусть клиент еще раз диссоциируется от своего тела и переместится в воображаемую проекционную будку. Клиент должен теперь посмотреть из проекционной будки на себя, сидящего в кресле и смотрящего на свою черно-белую фотографию на экране.
 5. Теперь пусть клиент прокрутит черно-белый фильм неприятного воспоминания или фобии до конца события, до сцены комфорта/безопасности. Клиент смотрит на себя, смотрящего кинофильм, и испытывает при этом двойную диссоциацию от воспоминания. Он смотрит на себя, смотрящего фильм.
 6. Когда клиент прокрутит фильм до сцены комфорта/безопасности, попросите его остановить кадр и либо "побелить", либо "зачернить" картину. Он будет видеть просто пустой экран.
 7. Подведите клиента к ассоциации с фильмом в тот момент, когда он очистил экран. Клиент покинет проекционную будку и войдет в свое тело, находящееся в кресле кинотеатра. Пусть он затем войдет в фильм и ассоциируется с образом, который появился на экране. Пусть он ассоциируется со своим образом в конце фильма, после того как он пережил травму. Направляйте его осторожно и тактично. Тщательно подбирайте выражения.
 8. Попросите его прокрутить этот же фильм в обратном направлении, в цвете и ассоциированно.
 "Вы видели фильмы, запущенные в обратном направлении, не так ли?" Получив утвердительный ответ, убедитесь в том, что клиент ассоциирован с фильмом, и попросите его увидеть все в цвете. "Теперь прокрутите этот же фильм в обратном направлении по-настоящему быстро. Сделайте это за одну-две секунды". Вы можете осуществить яко-рение клиента к звуку, сказав: "Р-а-а-а-з-з-з". Наблюдая за глазами клиента, вы определите, когда он прокручивает фильм в обратном направлении, и как быстро он это делает.
 9. Повторите процесс. Клиент повторяет этапы 7 и 8, пока не исчезнет кинестетика неприятного воспоминания. Если вы хотите, то можете повто-
 рять этот процесс, пока не исчезнет и образ. Убедитесь в том, что клиент не остается в конце фильма ассоциированным с воспоминанием, так как это восстановит фобию или травму. После того как он прокрутит фильм в обратном направлении, скажите: "Теперь очистите экран. Поместите себя в конец фильма. Перейдите прямо к концу фильма. Просто представьте себя в конце фильма, когда с вами все было в порядке. Увидьте то, что вы видели, и услышьте то, что вы слышали. Теперь прокрутите этот же фильм в обратном направлении и в цвете. Повторяйте это, пока воспоминание не исчезнет".
 10. Проверка и подстройка к будущему для того, чтобы определить, может ли клиент получить доступ к фобическому состоянию. Посмотрите, соответствует ли невербальная реакция клиента прежнему состоянию фобии или травмы. Вы можете сказать: "Представьте, что вы сейчас находитесь в той ситуации". Или, если вы знаете содержание фобии, вызовите это воспоминание более явно. В случае фобии воды скажите: "Представьте, что вы заходите в бассейн все глубже и глубже". Если обнаружится какая-нибудь фобическая реакция, проверьте, насколько точно клиент следовал инструкциям, и проведите лечение фобии заново, убеждаясь в том, что клиент точно выполняет указания.
 Другие инструменты редактирования
 С позиции двойной диссоциации из проекционной будки вы можете делать не только перемотку, но и многое другое для изменения субмодальностей. Вы можете выбирать другие варианты. С этой позиции вы можете запрограммировать ваш мозг обрабатывать фильм так, чтобы у вас в результате появился широкий диапазон точек зрения и произошел ре-фрейминг воспоминаний.
 1. Ассоциируйтесь с ресурсным воспоминанием.
 Вспомните то время, когда вы чувствовали себя творческим, уверенным, могущественным и т. д. Представьте то, что вы тогда видели. Теперь увеличьте яркость этого воспоминания. Когда вы полностью ассоциируетесь с ресурсным состоянием, внесите в эту сцену отрицательный стимул (собаку, паука), которого вы боитесь, или травмирующее воспоминание. Затем соединяйте позитивное и негативное воспоминания, пока они не объединятся и пока вы не увидите себя в данной ситуации, обладающим необходимыми ресурсами.
 2. Измените звук. Попытайтесь иначе услышать свою речь и речь других. Как бы вы захотели изменить
 Глава 6 • Фоейминги ресурсные состояния________________________________________________101
 свой голос? Или голос кого-нибудь другого? Какие качества сделали бы воспоминание менее интенсивным? Какой голос вам бы нравилось слышать? Добавьте в фильм тот внутренний голос, который поможет вам справиться с данной ситуацией.
 3. Сделайте звуки более приятными. Возьмите неприятное воспоминание и добавьте в него какую-нибудь громкую веселую цирковую музыку. Просмотрите фильм воспоминания еще раз; как вы себя чувствуете? Поместите цирковую музыку в другие воспоминания, связанные с гневом и раздражением.
 4. Используйте вашу веру. Если вы можете поместить в свою систему духовности Бога, то разделите ваш экран и представьте вашего ангела-хранителя, парящего над земной сценой вашего воспоминания. Представьте, как ваш ангел заботится о вас и любит вас. Возможно, вы услышите: "Я с тобой", "Я помогу тебе". Вообразите, что Иисус касается вас своей благословляющей рукой.
 5. Кодируйте воспоминания символически. Например, вы можете захотеть сделать людей в ваших воспоминаниях прозрачными. Раскрасьте их в со-ответствии с вашими мыслями и чувствами о них. Обведите в вашем воспоминании вокруг трехмерного человека линию, сделайте его двухмерным и раскрасьте в соответствии с вашей оценкой.
 6. Придайте своим воспоминаниям шутливый оттенок. Так как смех дает нам прекрасный навык дистанцирования, используйте юмор так, чтобы вы могли превратить эмоциональную боль в шутку. Как далеко в будущее вы должны попасть, чтобы вы могли оглянуться на воспоминание и посмеяться над ним? В чем различие между воспоминаниями, над которыми вы можете посмеяться и над которыми не можете? Возможно, в воспоминаниях одного типа вы
 себя видите, а в воспоминаниях другого типа не видите. Одни воспоминания могут быть похожи на фотографии, а другие на фильмы. Как различаются их цвет, размер, яркость? Представьте, что человек, причинивший вам боль, говорит как Дональд Дак. Превратите вашего оппонента в карикатурного мультипликационного персонажа с непропорционально большими губами, глазами, головой, руками и т. д.
 Вопросы для размышления
 1. Как вы можете описать то, что в НЛП называют "фреймами" и "фреЙмингом"?
 2. Приведите список всех фреймов, упомянутых в этой главе или о которых вы знаете.
 3. Когда или где вы использовали бы фрейм возвращения?
 4. Опишите случай, когда вы использовали фрейм "как если бы" творческим и продуктивным образом.
 5. Насколько умело, на ваш взгляд, вы используете диссоциативный фрейм при ответе на критику, лечении фобий, преодолении отрицательных эмоций и травмирующих переживаний?
 Если вы хотите больше узнать о фреймах, мы рекомендуем книги "Точность: новый подход к коммуникации" Джона Гриндера и Майкла Макмастера (Grinder & McMaster, 1983) и "Линии разума: пути изменения разума" Боба Боденхамера и Майкла Холла (Bodenhamer& Hall, 1997).
 Искусство управления состояниями
 Что можно узнать из этой главы:
 • Насколько важно обладать ресурсами
 • Модель управления состояниями
 • Как прерывать лишающие сил состояния
 • Как получать доступ к состояниям, вызывать и усиливать их
 • Как якорить состояния
 Глава 7 • Искусство управления состояниями
 103
 Когда вы соединяете внутренние репрезентации (содержание вашего сознания) и физиологию (нервная система и тело), вы получаете компоненты "состояния сознания". Такие состояния постоянно возникают и довольно быстро проходят. Некоторые состояния улучшают нашу жизнь и, следовательно, наделяют нас силой; другие ограничивают наши возможности и, следовательно, лишают нас сил. Можете ли вы провести различие между ними? Можете ли вы определить триггеры ваших состояний? Можете ли вы изменить свое состояние?
 В НЛП эффективное управление состояниями называется "контролем над состояниями". Успеха в достижении желаемых результатов (целей) добивается тот, кто знает, как установить контроль над состояниями. Разве не этим, в сущности, отличаются люди, которые достигают своих целей, от людей, которые терпят неудачу? Различие между ними состоит в способности привести себя в состояние, помогающее выполнять действия, которые приводят к достижению целей.
 Способность управлять состояниями определяет различие между теми людьми, которые достигают своих целей, и теми, которые терпят неудачу.
 Развитие способности управлять своими состояниями -- ключ к вашему главному источнику "силы". Под силой мы понимаем способность мыслить, испытывать эмоции, говорить, вести себя, реагировать и т. д. так, как вы желаете. Это один из аспектов искусства эффективно "использовать свой мозг" и нервную систему. Для этого вам необходимо понимание своих состояний и субъективных факторов, управляющих ими.
 Проблема, связанная с управлением состояниями, заключается не в отсутствии необходимых для этого личных ресурсов, а в том, как получить к ним доступ, когда мы более всего нуждаемся в них! Проблема заключается в том, что когда мы оказываемся в нересурсном состоянии, наши ресурсы кажутся менее доступными.
 Ресурсы - любые средства, которые мы можем использовать для достижения резуль-тата: физиология, состояния, мысли, стратегии, переживания, люди, события или материальные ценности.
 Ресурсное состояние - физическое и психическое состояние, когда человек чувствует себя обладающим ресурсами.
 В этом руководстве по НЛП мы даем вам информацию об управлении состояниями для того, чтобы вы могли извлечь максимальную пользу из предлагаемого материала. Эти навыки дадут вам силу, необходимую, чтобы получить доступ к состояниям обучения, расслабления, понимания, творчества, любопытства, уважения, энтузиазма и т. д.
 Управление состояниями
 1. Понимание состояния
 2. Осведомленность о состоянии
 3. Изменение состояния
 4. Использование состояния
 1. Понимание состояния
 Первый шаг заключается в понимании динамики состояний и факторов, определяющих наши состояния. Что приводит вас в конкретное состояние? Если вы испытывали определенное "состояние сознания", что оно влекло за собой? Два основных компонента состояния включают в себя: внутренние репрезентации и физиологию; обстоятельства и способ использования вами своей физиологии.
 Два основных компонента состояния включают в себя: внутренние репрезентации и физиологию; обстоятельства и способ использования вами своей физиологии.
 Внутренние репрезентации хорошо описывают привычные паттерны представления событий, которым вы научились у своих первых моделей - родителей. Внутренние репрезентации служат источником различных убеждений, установок, ценностей и понимания, которые, в свою очередь, формируют типы используемых репрезентаций. Они включают в себя то, "что" (содержание) вы представляете и говорите себе, и "как" (форма/процесс) вы это делаете.
 В конечном счете, сущность вашего переживания заключается в том, как вы осуществляете репрезентацию событий. Когда вы научитесь осуществлять репрезентацию событий таким способом, который наделяет вас силой, а не создает ограничения, вы поймете ценность улучшения репрезентаций. Вы можете осуществлять репрезентацию событий так, чтобы прийти в позитивное состояние.
 104_________________________________________________________Часть 1 • -Модель и -методы НЛП
 Помните, что вы всегда можете выбрать, как осуществлять репрезентацию событий. Мы предпочитаем описывать это как репрезентативную способность. Поведение в определенном состоянии также зависит от вашей модели мира. В результате основанного на внутренних репрезентациях отображения реальности у вас сформировалось устойчивое "понимание" мира - внутренняя карта для передвижения по реальности.
 Учась контролировать коммуникацию с самим собой, вы можете научиться создавать визуальные, ауднальные и кинестетические сигналы для мозга, чтобы сообщить ему, что вы хотите (желаемый результат). Это запустит в вашей нервной системе новую программу и, в конечном счете, приведет к позитивным результатам. Это будет поддерживать вас в ресурсном состоянии.
 Ваша физиология включает в себя множество параметров: мышечное напряжение и/или расслабление, дыхание, позу, уровень биохимической активности и т. д. Эти параметры существенно влияют на ваше состояние. Внутренние репрезентации и физиология работают сообща, формируя кибернетическую схему или "систему", лежащую в основе вашей уникальной "личности".
 Другой важный факт: мы воспринимаем мир в контексте наших состояний. Такое "основанное на состояниях восприятие" объясняет, почему мы испытываем определенные ощущения в определенное время. Так как мы действуем, неизменно опираясь на определенное состояние осознания, оно неизменно создает и отфильтровывает способы, при помощи которых мы осуществляем процессы обработки.
 Когда мы ощущаем себя энергичными и бодрыми, разве мы не воспринимаем мир иначе, чем когда ощущаем себя усталыми или больными? Наше физическое состояние изменяет наш способ репрезентации и восприятия мира. Таким образом, наш внутренний мир всегда оказывает влияние на восприятие внешнего мира. Поэтому внутренние репрезентации, описывающие, как мы переживаем событие, описывают не в точности то, что случилось, а только персонализированное представление события.
 2. Осведомленность о состоянии
 Следующий шаг касается развития способности обращать внимание на наши текущие состояния и
 определять их. Распознавание состояния позволяет понять, какие внутренние репрезентации определяют это состояние и какие физиологические факторы вносят в него вклад.
 Однако при этом возникает проблема, препятствующая осознанию состояния. Когда мы переживаем те или иные состояния неоднократно, на протяжении некоторого времени и т. д., они становятся привычными, так что мы перестаем их осознавать. Затем они становятся подобными воздуху, которым мы дышим, и мы перестаем замечать их. Поэтому мы должны научиться приостанавливаться, оценивать наши состояния и давать им общую экологическую оценку.
 Предоставляет ли данное нейрофизиологическое состояние дополнительные возможности, является ли оно полным доверия/любви, внутренней силы, радости, восторга, веры, наполняет ли оно ваш личный источник силы? Или вы находите, что оно лишает вас сил (или даже парализует)? Характеризуют ли его замешательство, депрессия, страх, тревога, печаль, разочарование и т. д.?
 Некоторые состояния дают нам возможность совершать поступки, ясно мыслить, точно выражать эмоции, хорошо себя чувствовать, принимать эффективные меры и т. д. Такие состояния наделяют нас силой. Другие состояния являются "состояниями беспомощности". Если вы находитесь в нересурсном состоянии, это не означает, что вы стали "плохим" человеком или у вас что-то не в порядке. Просто вы в "плохом" состоянии. Когда пройдет это состояние, исчезнет и соответствующее поведение. Все-таки мы представляем собой нечто намного большее, чем наше поведение. Поведение просто отражает, как и что мы думаем и ощущаем в данный момент.
 3. Изменение состояния
 Обучение управлению собой и собственными состояниями (контроль над состоянием) подразумевает развитие способности воздействовать на свои (и чужие) состояния, к которым вы получаете доступ, которые вызываете, стимулируете и усиливаете.
 Состояние каждого человека постоянно изменяется, и поэтому диапазон наших состояний сознания достаточно широк. Но как вы изменяете свое состояние сознания? Вот ответ на этот вопрос: вы исследуете параметры своей внутренней реальности и физиологии и затем изменяете эти компоненты переживания.
 Глава 7 •-Искусство управления-состояниями_______________________________________________105
 Как вы изменяете свое состояние сознания? Вот ответ на этот вопрос: вы исследуете параметры своей внутренней реальности и физиологии и затем изменяете эти компоненты переживания.
 Если вы проведете сравнительный анализ двух противоположных состояний, то получите важную информацию о том, как работает ваша нервная система и мозг. Например, что вы обнаружите при сравнении модальностей и субмодальностей самоуважения и самоуничижения? Какие различия вы обнаружите между тем, как вы формулируете в своей речи самоуважение и самоуничижение?
 Исследуя особенности языка и субмодальные качества образов, звуков и ощущений при этих состояниях, вы узнаете, какие качества оказывают на вас наибольшее влияние (то есть свои ведущие субмодальности и метасостояния). Если вы действительно заинтересуетесь, то можете попытаться узнать, что случится с вашими переживаниями, если вы внесете субмодальности расслабления в то, как вы обычно кодируете стресс. Или что случится, если вы внесете субмодальности ресурсного состояния, силы и возможности выбора в те болезненные регрессивные состояния, которые характеризуют старую психологическую травму? Обратите пристальное внимание на метасостояния, управляющие субмодальностями.
 Обдумывая изменение своего состояния, определите, какой ресурс, позволил бы вам внести позитивное изменение в паттерн, который вы в настоящее время находите неудовлетворительным. Если этот паттерн выражается в потере самообладания в стрессовых ситуациях, какой ресурс при этом вам нужен? Способность задержки такой реакции? Душевное спокойствие? Ощущение уверенности в себе? Знание того, что вы хотите достичь?
 Не все ресурс в равной степени подходят для данного человека. В чем вы нуждаетесь? Что изменило бы работу вашей нервной системы? Попробуйте несколько ресурсов и экспериментируйте до тех пор, пока не найдете то, что изменит ваше состояние. Человек, который знает, как использовать свои ресурсы, как получать доступ к своим состояниям, изменять текущее состояние и т. д., достигнет личного мастерства в избранной им области.
 4. Использование состояния
 Понятие "использование" подразумевает применение своей способности изменять состояния и по-
 лучать к ним доступ. Оно касается вашей способности привлекать данный ресурс, когда вы в нем нуждаетесь. Иначе говоря, самого по себе ресурсного состояния недостаточно. Цель заключается в том, чтобы получать доступ к этому состоянию тогда, когда вам нужен конкретный ресурс.
 Использование состояния связано с развитием способности вызывать нужные сдвиги внутренних репрезентаций и физиологии в нужное время. Так вы сможете иметь в своей жизни намного больше возможностей выбора. Например, вы могли бы "щелкнуть пальцами* (или воспроизвести какой-нибудь другой якорь) когда захотите и внезапно очутиться в наиболее динамичном и ресурсном состоянии. Насколько это было бы ценно для вас? Что, если бы вы могли получать доступ к любому желаемому состоянию и затем усиливать его? Что, если бы вы могли оказаться в состоянии, в котором чувствуете себя бодрым, уверенным, когда ваше тело переполнено энергией, а разум изобилует новыми творческими идеями? Именно это мы понимаем под "использованием*.
 Паттерн
 Вспомните, был ли в вашей жизни момент, когда вы чувствовали себя очень сильным. Теперь представьте, что должно произойти, чтобы вы почувствовали себя в этом ресурсном состоянии. Представьте, как должны развиваться события, а не как они не могут или не будут развиваться. При формировании внутренних репрезентаций развития событий человек получает доступ к внутренним ресурсам, которые помогают достичь такого состояния. Это похоже на магию!
 Знание того, что внутренние репрезентации и физиология совместно приводят к возникновению состояний (которые порождают поведение), позволяет вам узнать, какие специфические поступки следует совершить, чтобы вызвать желаемое состояние. Сделайте такого рода обобщения, которые помогут вам управлять состояниями.
 Все мы можем изменять свои состояния за считанные мгновения. Мы можем "вспылить" или "внезапно успокоиться". Способность мгновенно влиять на свое состояние просто отражает определенный внут-риличностный механизм. Как только мы научимся получать доступ к состоянию и вызывать его, мы сможем осуществить его якорение. Ассоциируйте или свяжите его с определенными видами поведения, словами, жестами, символами и т. д. так, чтобы вы могли быстро и легко снова прийти в это состояние.
 106
 Часть 1 •- Модель и методы НЛП
 Это создаст внутри вас мощное ресурсное состояние, основанное на репрезентациях и физиологии. Далее в этой книге мы дадим полное объяснение якорения и того, как установить якорь для своих собственных состояний.
 Такое использование будет отличать вас от большинства людей, которые не способны сознательно управлять состояниями, так как они пытаются управлять очень малой частью своих мыслей, эмоций, речи и поведения. Они просто пускают все на самотек. Люди, которые достигли выдающихся результатов в той или иной сфере, мастерски используют свои наиболее ресурсные аспекты. Они не ждут, пока состояние наступит "естественным образом", а получают доступ к ресурсным состояниям, вызывают, усиливают и якорят их. Это делает таких людей все менее зависимыми от ветров судьбы, дующих на их пути.
 Люди, которые достигли выдающихся результатов в той или иной сфере, мастерски используют свои наиболее ресурсные аспекты.
 Упражнение
 Потренируйтесь в определении состояния мастерства в группе, состоящей из трех человек. Участник "Б" выбирает ресурс, которым пока не обладает, но хотел бы иметь его (например, уверенность, самообладание, самоуважение, энтузиазм, любовь, энергичность и т. д.). Участники "А" и "В" вызывают это состояние, получают к нему доступ и усиливают его в терминах внутренних репрезентаций. Когда "Б" получит полный доступ к состоянию, которое отражает данный ресурс, пусть он примет физиологию этого состояния. "Сядьте, встаньте или примите позу так, чтобы это выражало физиологию мастерства способом, который кажется вам конгруэнтным, правдоподобным и привлекательным".
 Навык вызова состояний
 Как вызывать субъективные состояния и работать с ними
 Один из наиболее важных навыков НЛП заключается в способности эффективно вызывать опреде-
 ленные состояния. Этот навык позволяет вам выявить структуру субъективных переживаний у себя или у других людей. Навык вызова состояний также позволяет вам научиться эффективно преобразовывать переживания. Он играет важную роль при общении, убеждении, создании мотивации и т. д.
 1. Придите в состояние "аптайм". "Откройте" все свои рецепторы входящим изображениям, звукам, ощущениям и т. д.
 2. Помогите человеку получить доступ к состоянию. Это важно для того, чтобы извлечь четкую информацию о переживании человека. Человек должен прийти в определенное состояние. "Подумайте о том времени, когда вы были на самом деле полностью уверены в себе (честны, решительны, влюблены и т. д>. Возможность эффективного исследования любого состояния снижается, если выявлять его структуру, когда человек в нем не находится. Это отдаляет нас от самого переживания, и мы узнаем скорее о трактовке, которую дает человек своему переживанию, чем об этом пере-живании. 1
 3. Вызовите настолько чистое состояние или переживание, насколько это возможно. Если вы спрашиваете человека, в чем он "твердо убежден", не используйте те утверждения, с которыми у человека связаны эмоции, например "Я - достойный человек". Возьмите такие высказывания: "Я убежден в том, что завтра взойдет солнце", "Я убежден в необходимости дыхания". При этом будут задействованы те же самые психические процессы, но меньшее эмоциональное содержание даст вам "более чистую" информацию. • 1
 4.
 5.
 Выражайте себя конгруэнтно. При вызове воспоминаний помните, что вашими инструментами являются слова, тон голоса и темп речи, физиология и другие невербальные аспекты коммуникации Поэтому помогите человеку вызвать воспоминания и используйте манеру речи, соответствующую предмету разговора.
 Дайте человеку время на обработку информации. Если человек не может получить доступ к состоянию, пусть использует воображение (используйте фрейм воображения или фрейм "как если бы"): "Начто бы это было похоже, если бы вы могли это сделать?".
 6.
 Начинайте с неспецифических слов и предика (например, "знать", "думать", "понимать*, "вспоминать", "испытывать" и т. д.). Это позволит человеку вспомнить переживание своим собственным способом.
 7. Продолжайте, используя специфические предикаты. Когда вы заметите, что человек получает до-
 Глава 7 • Искусство управления состояниями
 107
 ступ к определенной репрезентативной системе, помогите ему посредством использования сенсорно-специфических слов: "И что же вы видите. ?".
 Используйте вопросы, соответствующие состоянию "даунтайм", чтобы помочь человеку классифицировать и определить переживание. Для этого вам необходимо знать содержание достаточно хорошо, чтобы задать "правильные" вопросы. Вопросы, соответствующие состоянию "даун-тайм*, - это такие вопросы, ответы на которые неизвестны человеку заранее. Он должен войти в свое подсознание для поиска информации. "Сколько раз вы видели сегодня зеленый сигнал светофора, прежде чем оказались здесь?" В разделе, посвященном якорению (глава 13), вы получите полную инструкцию по установке якоря для собственного состояния "даунтайм".
 "Даунтаим" - состояние отсутствия сенсорной осведомленности; взгляд "вниз" в собственное сознание; видение, слышание и ощущение мыслей, воспоминаний, знаний, Легкий транс с вниманием, обращенным внутрь.
 9. Как только человек начнет получать доступ к состоянию, сфокусируйтесь на форме и структуре переживания посредством осознания того, как он кодирует субмодальности. Если человек заходит в тупик, пытаясь подумать о чем-либо, спросите его: "Знаете ли вы кого-нибудь, кто может сделать это?*, "На что бы это было похоже, если бы вы на несколько минут стали этим человеком и сделали это?".
 Вызов состояний помогает вашему собеседнику осознать те факторы, которых он обычно не осозна-
 ет. Это означает, что ваше терпение, ожидание позитивного результата и одобрение сделает для другого человека доступ к информации более легким (и безопасным).
 Заключение
 В НЛП желаемый результат как целое подразумевает доступ человека к большему количеству ресурсов. Чтобы добиться этого, мы должны понимать, как приходим в те или иные "состояния" сознания и тела и как мы можем оценить эти состояния с точки зрения ресурсов. В этой главе вы узнали о необходимых для этого навыках управления состояниями.
 Вопросы для размышления
 1. Каковы два основных фактора, управляющие состояниями?
 2. Какие способы прерывания нересурсного состояния вы у себя развили?
 3. Потренируйтесь несколько дней в "оценке" своих состояний (по шкале от 1 до 10). Что вы при этом узнали?
 4. Какие субмодальности на самом деле управляют вашими состояниями и усиливают их?
 5. Что в НЛП мы понимаем под "управлением состояниями"?
 МОДЕЛЬ ЯЗЫКА В НЛП
 
 Метамодель языка: структура и значение
 Суть "магии"
 Что можно узнать из этой главы:
 • Суть и структура "магии"
 • Метамодель языка в НЛП
 • Отличительные признаки "плохой формы"
 • Как бросать вызов "обедненным картам"
 110
 Часть 2 • .Модель языка в НЛП
 Теперь, когда мы исследовали модель коммуникации НЛП и то, как мы создаем, обрабатываем сообщения и обмениваемся ими друг с другом, возникает вопрос: "Как работает "структура магии"?" Как мы вообще "наделяем значением" символы, слова и высказывания?
 Мы уже отмечали, что в процессе "мышления" мы используем так Называемые репрезентативные системы. Это позволяет нам снова представить себе информацию ("ре-презентация"), которую мы сначала видели, слышали, ощущали или воспринимали как запах или вкус. Когда мы используем наши органы чувств, мы также кодируем понимание получаемых сигналов в словесной форме. Таким образом, мы можем осуществить репрезентацию отдыха на пляже в приятный летний день посредством использования специфических картин, звуков, тактильных ощущений и запахов данного переживания или же мы можем использовать сокращенную систему и сказать: "расслабляющий день на пляже".
 Слова внутри нас выполняют функцию символов сенсорных репрезентаций, а сенсорные репрезентации выполняют функцию символов реального опыта. Таким образом, если мы начинаем с опыта (территории), наши визуальные, аудиальные и кинестетические репрезентации выполняют функцию нервной "карты" опыта. Затем основанные на ощущениях слова ("приятный день на пляже") создают базовую лингвистическую "карту" нервной "карты". Учитывая способ работы нашего сознания, мы затем можем использовать абстрактные понятия ("удовольствие", "комфорт") в качестве лингвистической "карты" более высокого уровня по отношению к исходной лингвистической "карте" и т. д.
 Поскольку слова в нашем сознании выполняют функцию "картыреальности" (и даже не являются "картой" первого уровня), они предоставляют нам схему, модель или парадигму, описывающую реальность. Слова дают нам "карту", точную в той степени, в которой они соответствуют репрезентируемой ими территории изоморфным ("подобным", "схожим") образом. Степень несоответствия слов и территории определяет искаженность карты, которую мы получаем, при этом некоторые важные детали могут быть опущены, а другие - чрезмерно обобщены или искажены.
 Поскольку слова в нашем сознании выполняют функцию "карты реальности" (и даже не являются "картой" первого уровня), они предоставляют нам схему, модель или парадигму, описывающую реальность.
 Здесь-то и начинается НЛП. Лингвист Джон Гриндер несколько лет изучал и развивал трансформационную грамматику - науку о том, как кодирование, наделение смыслами и значениями глубинных структур опыта (на уровне нервной системы) трансформируется в язык (на лингвистическом уровне). Позднее, в 1975 году, он и Бэндлер создали психотерапевтическую метамоделъ языка.
 Они разработали свою модель языка, моделируя техники Фрица Перлза и Вирджинии Сатир. Бэндлер и Гриндер обратили внимание на то, что при сборе информации эти психотерапевты использовали определенный набор вопросов, а при помощи друго-
 Территория Уровень нервной системы Уровень нервной системы (осознанный опыт) Уровень ощущений
 (лингвистическая
 сортировка) Оценочный уровень (металингвисти-
 ческий) Территория сенсорной реальности, расположенной "снаружи" Чувствительные рецепторы доставля ют информацию в нашу нервную систему Осведомленность об опыте. То, чему мы уделяем внимание и что опускаем. Визуальные, аудиаль-ные и кинестетические репрезентации опыта Наименования и описательные слова (символы); названия объектов, сущностей, категорий (существительные); действий (глаголы); свойств (прилагательные, "субмодальности"), отношений (предлоги) и т. д. Первая лингвистическая "карта" опыта Язык, который описывает значение, сам язык, наши ощущения и т. д., относящиеся к опыту. Вторая лингвистическая "карта" (ме-таслова) опыта
 • Глава 8 • Метамодельязыка: структура и значение
 111
 го набора вопросов они помогали человеку реорганизовать свой внутренний мир. Опираясь на лингвистический анализ речи Перлза и Сатир, Бэндлер и Гриндер разработали свою метамодель. (Приставка mm" пришла из греческого языка и означает "вне, сверх, около, на другом уровне") Метамодель определяет, как мы можем использовать язык для пояснения языка. Она делает это посредством повторно-го соединения речи говорящего человека и опыта, на котором основана эта речь.
 Метамодель определяет, как мы можем использовать язык для пояснения языка. Она делает это посредством повторного соединения речи говорящего человека и переживания, на котором основана эта речь.
 Очевидно, что коммуникация подразумевает использование языка - она подразумевает "разделение слов с другими людьми" и жизнь в реальном мире. Чем больше мы знаем о неЙролингвистическихпро-цессах, лежащих в основе своей и чужой языковой обработки и речи, тем эффективней мы можем использовать этот удивительный инструмент.
 Глубинная структура/ поверхностная структура
 Метамодель предоставляет нам инструмент, позволяющий добраться до опыта, на котором основаны слова человека. Когда мы говорим, никто из нас не дает полное описание мыслей, стоящих за словами. Если бы мы попытались полностью описать наши мысли, мы никогда не закончили бы говорить. Почему? Потому что никакое вербальное описание не может рассказать об опыте все. Рассказывая о чем-либо, мы всегда будем обладать более полной внутренней репрезентацией этого предмета, чем сможем выразить словами. Мы неизбежно сокращаем описание.
 Полная внутренняя репрезентация (переживание) того, что мы пытаемся сообщить, называется "глубинной структурой". Большая часть глубинной структуры не осознаваема - некоторая ее часть располагается на уровнях, предшествующих словам, некоторая - за пределами того, что можно описать словами. Когда мы пытаемся представить, сформулировать и пояснить наш опыт, мы делаем это при помощи того, что мы называем "поверхностными структурами" - слов и высказываний, являющихся
 репрезентациями трансформаций более глубоких уровней.
 Хотя было доказано, что трансформационная грамматика не способна полностью объяснить овладение языком, синтаксическую структуру и т. д., метамодель не зависит от валидности или адекватности трансформационной грамматики. Исходной предпосылкой метамодели является только то, что ниже (или выше, в зависимости от используемой метафоры) существуют другие предшествующие поверхностной структуре уровни или слои абстракции, в которых она берет свое начало. Из-за того, что нервная система и "сознание" человека постоянно "пропускают характеристики" (Кожибски), "опускают их" (Бэндлер и Гриндер) или функционируют как "редукционный клапан" (Хаксли), поверхностные структуры в качестве когнитивных "карт" страдают от оскудения. Метамодель описывает процесс, посредством которого человек расширяет когнитивную карту, делая ее богаче и полнее.
 Полная внутренняя репрезентация (переживание) того, что мы пытаемся сообщить, называется "глубинной структурой". Произносимые нами слова и предложения мы называем "поверхностной структурой".
 Бэндлер и Гриндер обратили внимание на то, что осуществляя процесс перехода от глубинной структуры в нашей нервной системе (нервной "карты") к поверхностным структурам, которые исходят из нашего сознания в форме речи, мы делаем три вещи, которые они назвали "процессами моделирования". Большей частью мы осуществляем их естественным и неосознанным образом. Во-первых, мы опускаем значительную, если не ббльшую часть данных, расположенных в глубинной структуре. Каждую секунду приблизительно два миллиона единиц информации поступают в наш мозг. Очевидно, что мозг должен опускать значительную часть этой информации, иначе мы сошли бы с ума. Прочтите следующие предложения:
 Paris in the the spring. (Париж весной). A snake in the the grass. (Змея в траве). A kick in the the rear. (Удар сзади).
 112
 Часть 2 • Модель языка в НЛП
 Льюис и Пыоселик (Lewis & Pucclik, 1982) привели этот пример, когда говорили о метамодели. Заметили ли вы, что когда читали, вы опустили одно из двух the в каждом из предложений? Пока вы не придете в состояние сосредоточенности на деталях (состояние сознания корректора), вы будете наделять предложения смыслом, неосознанно опуская второе the.
 Во-вторых, при упрощении описания опыта мы искажаем значение и структуру информации. При помощи мозга мы изменяем паше восприятие. В одной восточной притче рассказывается о том, как человек шел но дороге и увидел .шею. Он немедленно закричал: "Змея!" Но когда он подошел к этому месту, он увидел, что это была веревка, а не змея.
 "Красота" находится в глазах зрителя. Способность к искажению позволяет нам наслаждаться произведениями живописи, музыки и литературы. Так, мы можем взглянуть на облако и превратить его неясные очертания в животное, человека, во все, что угодно, - мы делаем это, используя способность к искажению, присущую нашему мозгу. Эта способность позволяет нам иметь мечты и фантазии о желаемом будущем.
 В-третьих, мы обобщаем информацию. Когда новые знания поступают в наш мозг, он сравнивает новую информацию с похожей, изученной ранее. Наш разум сравнивает старые данные с новыми и обобщает их. Этот процесс позволяет нам быстро обучаться. Мы не должны заново заучивать старые понятия. Наш мозг использует их в новых знаниях. Хотя существует много моделей автомобилей, мы упоминаем их при помощи категории или класса, который называем "автомобилями". Нанесение на карту опыта, событий, людей, знаний, идей и т. д. посредством категорий позволяет нам сравнивать, противопоставлять, группировать, разбивать на подгруппы и т. д. Это помогает нам обрабатывать возрастающий объем данных на различных логических уровнях и переходить на все более и более абстрактные уровни реальности.
 Метамодель использует только эти три отображающие функции, хотя существуют и другие. Эти три функции описывают ключевые процессы, посредством которых мы перемещаемся от глубинной структуры внутри сознания и нервной системы к поверхность(tm) структурам, проявляющимся в языке и речи. Короче говоря, при создании модели мира мы опускаем, искажаем и обобщаем информацию.
 Что собой представляет эта метамодель? Это набор из тринадцати (в этой модели) лингвистических признаков и финадцаш групп вопросов. Эти вопро-
 сы помогают анализировать форму поверхностных структур, что позволяет говорящему восстановить опущенные, искаженные и обобщенные данные. Вопросы метамодели направляют процесс перехода от глубинной структуры к поверхностной в обратную сторону. Модель направляет в обратную сторону процесс абстракции - мы "деабстрагируемся" посредством метамодели, приводим человека обратно к опыту. Таким образом, метамодель открывает информацию, недостающую в коммуникации клиента и его модели мира, - часто важную информацию, без которой человек живет в мире с "обедненной картой". Некоторые люди спрашивают: "Когда вы прекращаете задавать вопросы метамодели?" Хороший вопрос. Вы останавливаетесь тогда, когда получаете результат.
 Вопросы метамодели направляют процесс перехода от глубинной структуры к поверхностной в обратную сторону.
 Мы сократили нижеследующее описание для того, чтобы дать краткий обзор этой нейролингви-стической модели. Мы рекомендуем вам познакомиться с полным описанием метамодели и изучить ее более тщательно (Bandler & Grinder, 1975, Hall, 1996b).
 Вопросы метамодели восстанавливают:
 1. Искажения.
 2. Обобщения.
 3. Опущения.
 Искажения 1. Номинализация
 Номинализация - это представление непрерывных процессов как законченных. К ним относятся те виды существительных, которые берут начало в процессе. Они функционируют на метауровне по отношению к опыту и символизируют целые блоки опыта. Янг (Young, 1999) утверждает, что они "икониче-ские, вроде символов на мониторе компьютера. Когда вы, образно выражаясь, "дважды кликаете" на иконке, она открывается и показывает некоторый символизируемый ею опыт". Номинализации останавливают процессы, так что фильм становится неподвиж-
 Глава 8 • Метамодельязыка: .структура и значение
 113
 ной картиной. Номинализацией может быть слово, которое является репрезентацией процесса, движения, действия (глагол) или идеи, концепции и таких понятий, как воспоминания, правила, принципы, ценности и убеждения.
 Номинализация - изменение процесса глубинной структуры (движение, действие и т. д.) в статическое событие поверхностной структуры.
 С точки зрения лингвистики, номинализация -это изменение процесса на уровне глубинной структуры (движение, действие и т. д.) в статическое событие на уровне поверхностной структуры. Классический признак НЛП, позволяющий отличить номинализацию от истинного существительного, заключается в вопросе: "Можете ли вы погрузить это втачку?". Если да, то это существительное. Если нет, то это номинализация.
 Другой способ установления номинализации связан с определением того, можно ли подозреваемое слово подставить в следующую фразу: "Текущий _____". Слово, обозначающее процесс, вроде номинализации, будет иметь смысл в этом синтаксическом окружении, в то время как конкретное существительное - нет.
 При использовании номинализации опускается много информации. Рассмотрим высказывание "Наши плохие взаимоотношения действительно беспокоят меня". Слово "взаимоотношения" выполняет функцию номинализации, хотя мы, как правило, трактуем его как конкретное существительное. Но мы не можем увидеть, услышать взаимоотношения, почувствовать их запах или вкус. Мы не можем погрузить взаимоотношения в тачку. Изменение глагола "относиться" в псевдосуществигельное "взаимоотношения" номинализирует глагол. Другими примерами номинализации являются слова: "образование", "болезнь", "уважение", "дисциплина", фужба", "решение", "любовь", "страх", "стратегия" и "ощущение".
 При помощи номинализации мы часто описываем медицинские заболевания. Когда недавно друг сказал мне (Б. Б.), что у него язва, я спросил: "Как ты изъязвляешь себя?" Он немедленно ответил: "Я слишком много работаю".
 Льюис и Пьюселик (Lewis & Pucelik, 1982) пишут:
 "В статье, озаглавленной "Язык, эмоции и болезнь", доктор Уоллес Эллербрук приводит некоторые тонкие и оригинальные наблюдения. В статье доктора Эллербрука, штатного психиат-
 ра государственной больницы города Норуолк, штат Калифорния, обсуждается влияние языка на восприятие и поведение. Он утверждает, что "...каждое слово, которое вы используете в качестве ярлыка для чего-либо, заставляет вас видеть это в совершенно ином свете". Он приводит случай -идиопатической" гипертонии, - медицинского состояния, причина которого неизвестна. Его описание включает процессденоминали-зации медицинского термина - достаточно редкое явление в области медицины, где очень много номинализации. Вопреки общепринятой медицинской модели доктор Эллербрук заявляет: "Запомните, я называл все болезни "поведением", другими словами, -тем, что люди делают Ког-да я устанавливаю, что у пациента повышено дав-ление (140/90или выше), я не говорю себе "У него гипертония", я говорю'ОнгипертонируеГ'".
 Такая трансформация номинализации "гипертония" (названия определенного диапазона состояний в медицине) обратно в глагол или в процесс "гипертонирования" изменила не только восприятие доктором Эллербруком своих пациентов, но и его поведение по отношению к ним. Как говорит доктор Эллербрук, это резко изменило в лучшую сторону реакции его пациентов на лечение. Итак, как только мы начинаем изменять наш язык, как в приведенном выше примере, мы изменяем наше восприятие процессов здоровья и болезни. В конце концов, это дает нам больше вариантов выбора наших физических и эмоциональных состояний.
 Для того чтобы бросить вызов номинализациям, мы направляем процесс в обратную сторону. Когда человек превратил процесс в вещь, мы помогаем ему превратить вещь обратно в процесс. Мы производим вмешательство в следующем формате: "Каким образом вы осуществляете процесс (номинализации)?" Этот вопрос помогает человеку вновь соединиться с опытом таким способом, который позволит ему осознать свою роль в процессе.
 Примеры:
 У меня плохие отношения с людьми.
 Вы меня не уважаете.
 Наша система образования отвратительна.
 В их браке есть проблемы с коммуникацией.
 Менеджер принял плохое решение.
 Его желания создали ему проблемы.
 Его поведение неприемлемо.
 Это упражнение приведет вас к новым догадкам и новому пониманию.
 114
 Часть 2 • Модель языка в-НЛП
 2. Чтение мыслей
 Чтение мыслей - это предположение, что мы обладаем способностью знать мысли, мотивы, намерения и т. д. другого человека без прямого сообщения с его стороны. Мы занимаемся чтением мыслей тогда, когда говорим: "Я точно знаю, как ты себя чувствуешь". Несмотря на выражение симпатии, такие высказывания обычно вызывают боль, обиду, непонимание и т. д. Поверхностная структура чтения мыслей дает гораздо больше информации о внутреннем опыте говорящего, чем другие поверхностные структуры. Соответственно, когда мы осуществляем высказывания, предполагающие чтение мыслей, мы проецируем на другого наше собственное восприятие, наши ценности, проблемы, нашу историю и т. д. Таким образом, эти высказывания, как правило, едва ли имеют отношение к тому человеку, к которому они обращены.
 Для того чтобы бросить вызов чтению мыслей, спросите: "Как именно вы узнали, что я чувствую (думаю, намереваюсь делать и т. д.)?". Очень часто ответ человека на этот вопрос даст вам дополнительную информацию о его внутренней модели мира (глубинной структуре). Этот вопрос позволит говорящему усомниться в своих допущениях и обратиться к источнику объективной информации.
 Примеры:
 Я знаю, что его это не волнует.
 Она лучше знает.
 Я уверен, что вы знаете...
 Я вижу, что я не нравлюсь вам.
 Он не заинтересован.
 Вы думаете, что...
 Вы огорчены.
 Я знаю, что вы удивлены.
 3. Причинно-следственные отношения
 К ним относятся предположения, что некое действие одного человека может заставить другого человека испытать какое-либо чувство. Слишком часто используемое обвинение "Ты бесишь меня!" является примером причинно-следственного высказывания. Эта фраза подразумевает, что вы заставляете меня чувствовать себя взбешенным, как будто от меня ничего не зависит. В результате ваших действий я должен чувствовать себя именно таким образом.
 Это, по-видимому, подразумевает, что вы имеете определенную психологическую власть надо мной. О том, что мы имеем дело с причинно-следственным высказыванием, говорят следующие слова: "заставить", "если, то", "как вы...", "то", "потому что" и почти все глаголы настоящего времени. Один из моих студентов, Джон Бартон, сказал, что "слова "потому что" являются наиболее влиятельным преобразователем разума". "Потому что...?"
 Для того чтобы бросить вызов таким высказываниям, спросите: "Как именно я заставляю вас чувствовать себя плохо?", "При помощи какого процесса я "заставляю" вас испытывать эти чувства, иметь эти мысли или реакции?", "Разве вы не можете выбрать, как реагировать на этот стимул?" Такие вопросы побуждают говорящего расширять и обогащать при общении с другими людьми свою карту причин и следствий. Это позволяет ему взять на себя ответственность за свои собственные чувства, мысли и реакции и таким образом реагировать более активно, исследуя собственные возможности выбора.
 Одна из целей более высокого уровня в психотерапии - дать клиенту возможность осознать свою способность реагировать и управлять реакциями. Клиенты обычно приписывают причины своих дей-ствий другим людям. Эффективная консультация приводит их к пониманию того, что они сами тоже являются "причинами". Так мы помогаем им контролировать свою собственную жизнь и свои реакции, а также заявить о праве на способность самостоятельно мыслить, чувствовать, говорить и действовать.
 Примеры:
 Я опоздал из-за вас.
 Когда вы верите в меня, я могу сделать это.
 Вы заставляете меня чувствовать______.
 Я сделал бы это, но я взбешен.
 Мне плохо из-за того, что я огорчил его.
 Просто задав этот вопрос, вы начнете понимать.
 Изучая метамодель, вы начнете расслабляться.
 После того как вы прочитаете это предложение, вы можете придумать еще несколько примеров.
 Потому что______.
 По мере знакомства с НЛП вы узнаете о том, какое значение имеют высказывания в форме причинно-следственной связи при рефрейминге. Для это-
 Глава.8 • Метамодель языка: -структура и значение
 115
 го вы просто задаете человеку вопрос: "Каким образом это представляет проблему для вас?", который побудит его излагать проблему в терминах причин и следствий. Полностью мы описываем это в нашей книге "Линии разума: пути изменения сознания". Такой вопрос позволяет вам быстро "очутиться на "карте" человека". Он подготавливает человека к обработке новых фреймов, которые вы адресуете ему. Это также прекрасный способ сбора информации. Например, клиент кажется достаточно возбужденным. Очевидно, что он позволил какому-то внешнему событию взволновать себя. Я спрашиваю: "Каким образом это представляет для вас проблему?" Клиент даст мне больше информации о специфике его проблемы. Одна клиентка рассказала о раздражающих манерах ее мужа. Я спросил: "Каким образом его манеры представляют проблему для вас?* Она сказала: "Он мочится на меня". Теперь у меня были ее настройки, необходимые для рефрейминга. Я немедленно ответил: "Что случилось бы, если бы вы помочились на свое убеждение, что он может помочиться на вас без вашего разрешения?" Вы можете прочитать об этом в "Линиях разума". Просто, по-видимому, когда вы меняете местами причину и следствие, вы находите решение. Суть в том, что никто не может заставить вас иметь некоторые мысли и чувства, которых вы решили не иметь.
 Когда мы живем в "причинно-следственных отношениях", мы помещаем себя в коробку (рис. 8.1).
 Причинно-следственное мышление
 
 Рис. 8.1. Жизнь в причинно-следственных отношениях
 Когда мы бросаем вызов своим (и чужим) причинно-следственным отношениям, мы диссоциируем себя (и других) от своей (их) коробки (коробок) и даем себе разрешение спросить: "Полезен ли мне (вам) этот тип мышления?".
 
 Причинно-следственное мышление
 
 Рис. 8.2. Диссоциация от причинно-следственных отношений
 Перед тем как закончить обсуждение причинно-следственных отношений, мы хотели бы отметить один важный момент. Он касается того, каким образом вопрос "Почему?" часто приводит к неправильной формулировке причинно-следственной связи. Деннис и Дженнифер Чонг в своей наводящей на размышления книге "Не спрашивайте почему: книга о структуре порицания и плохой коммуникации" указывают на то, что часто, когда мы задаем вопрос "Почему?", мы, фактически, хотим получить основание и объяснения. Они делают вывод, что "как только вы получили основание или объяснение, вы получили причину. Вы знаете, что побудило вас сделать это. Следовательно, вопросы "Почему?" направлены на выяснение связи между двумя классами переменных или событий: класса переменных, являющихся причинами, и класса переменных, являющихся следствиями". Таким образом, вопросы "Почему?" вместо того, чтобы помогать искать решение проблемы, часто усугубляют проблему, помогая найти основания и оправдания.

<< Пред.           стр. 8 (из 18)           След. >>

Список литературы по разделу