<< Пред.           стр. 16 (из 28)           След. >>

Список литературы по разделу

 И, основываясь на этой формуле, мы берем на себя ответственность за свои поступки и действия, не перекладывая ответственность за происходящее на плечи других людей, событий или божественное провидение. Будь честен сам с собой, анализируй свое поведение и выбирай оптимальную стратегию на будущее. Я не знаю, какова твоя стратегия успеха, но стоит о ней всерьез задуматься.
 
 Вернемся еще раз к старым примерам. Среднестатистический пионер после знакомства с девушкой, которое обмануло его смелые фантазии, говорит друзьям "Ну, я попытался". Друзья говорят "Окей", и продолжают пить пиво. Сферический гуру в вакууме приводит друзьям пять фотомоделей и ведет всю эту толпу пить пиво из "манхеттен-экспресс" в Коньково на квартиру одного из них. Этот гуру сказал друзьям перед началом действия: "Окей, я сейчас приведу девок". Этот гуру не знал, как он это сделает, не знал, что скажет, но был уверен в том, что процесс будет удачным. Почему? Потому, что он взял на себя ответственность за происходящее событие, и событие ответственно произошло так, как было оптимально в данной ситуации.
 И на основании вышеизложенного сформулируем второй момент мастерства:
 
 НЕ ПЫТАТЬСЯ, А ДЕЛАТЬ.
 
 Третий момент мастерства
 
 -Я тут на систему в целом посмотрел...
 -И что?
 -Да ну на фиг это системное мышление.
 Из разговора тренеров НЛП в курилке
 
 И есть третий момент мастерства, который органично дополняет первые два. Этот момент мастерства сложно вывести практическим путем и подтвердить примерами. Но попытаться стоит. Итак, как тебе удобнее разговаривать с девушкой: а) упрев свой пылающий взор в вырез ее блузки и пытаясь что-то промямлить и б) спокойно смотря на нее и вольно разговаривая на предложенные темы? Что-то мне подсказывает, что ты выберешь вариант номер "Б". Возьмем еще один пример, который я уже приводил в этом тексте, пример про двух мордобойцев. Если один мордобоец узнает от тренера, что другой мордобоец очень опасен своей левой снизу, и начнет очень пристально, можно даже сказать, концентрированно, следить за этой самой левой, то где гарантия того, что он не огребет правой сбоку? Этот принцип вреда от пристального внимания часто действует и в жизни. Например, среднестатистический пионер начинает изучать подстройку и внимательно, даже очень внимательно, начинает подстраиваться к дыханию человека. При этом он настолько сконцентрировался на этом самом дыхании, что даже уже и не слышит, о чем этот человека говорит. Теряет он в таком случае больше, чем приобретает.
 
 Истинную ценность в таких ситуациях дает именно тот взор, которым обладают истинные мастера. Мастера умеют смотреть, не концентрируясь, охватывая взором сразу все доступные аспекты. Пионеры такого делать не умеют, и даже не пытаются в себе этот навык развить. И тут рождается третий момент мастерства:
 
 ПОЛНОЕ ВОСПРИЯТИЕ МИРА
 
 Четвертый момент мастерства
 
 Лучше быть, чем казаться.
 Старый дворянский девиз.
 
 В этом моменте мастерства главную роль играет то, что называется "естественность" или раппорт с самим собой. Девушки очень любят уверенных, качественных и хороших парней, и многие парни про это догадываются (ну а ты после прочтения теории 100 баллов - знаешь).
 
 Но тут возникает та проблема, которая есть у не мастеров: им не верят в том, что они говорят, не верят тому, что они делают и считают из "понтующимися" людьми. Почему? Ответ прост. Они не естественны.
 
 Что такое естественность? Это полное совпадение того, что ты делаешь, с тем, что ты хочешь делать. Если ты хочешь поцеловать девушку - сделай это. Если хочешь послать нафиг - сделай это. Никто тебя не заставляет быть и делать то, что тебе не хочется делать. Меняй в своем мышлении страшные слова "так надо" на великолепные в своей качественности слова "я хочу". Делай то, на что все твое тело, твое сознание и бессознательное говорят тебе "ДА!".
 
 Думай над тем, что тебе мешает, и что тебя ограничивает в достижении такого состояния. Если это страхи, работай с ними (это описано в самом начале книги), если это цели - работай с ними (написано в начале книги), если это весьма смутные состояния - прими их, как сигнал твоего бессознательного и скажи себе за это спасибо.
 
 То есть, конгруэнтность - это естественность, раппорт всех частей личности. Кроме этого, конгруэнтность у мастера связано с проработкой и изменением негативных состояний и убеждений, и разработкой комфортных состояний, например, с помощью генератора поведения.
 
 Никто никому ничего не должен, так?
 
 Четвертый момент мастерства:
 
 КОНГРУЭНТНОСТЬ
 
 Становимся подмастерьями - момент 1
 
 После того, что я тут написал, я расскажу о том, как эти навыки в себе развивать. Это довольно просто, надо только захотеть это сделать. Как правильно захотеть, я рассказывал в своей главе о правильной постановке цели.
 
 Эти знания развиваются циклически, и в первом моменте мастерства нас интересует именно четвертый вариант. В четвертой ступени развития навыка ты уже действуешь неосознанно, без долгих раздумий и напрягов. Ты действуешь, и получаешь от процесса удовольствие. Самый простой способ получить этот навык - долговременная тренировка этого навыка. Возьмем пример в ситуации знакомства на улице.
 
 Человек, не обладающий моментом мастерства, долго думает, мнется, ищет те самые магические шаблоны пикапа, после которых девки сами снимают трусики, пишут на них номер телефона и удаляются мыться в предвкушении вечернего свидания. Сферический гуру в вакууме подходит и знакомится. Как? Да он уже давно находится в четвертой стадии знания, и доверяет себе, доверяет своему подсознанию в выборе стратегии.
 
 Хочешь так натренироваться? Окей, это не сложно. В данном случае, есть три простые методики, не требующие супер усилий от себя самого и диких настроек на победу.
 
 Итак, первый способ. Ты идешь по улице, и улыбаешься каждой девушке. После улыбки ты говоришь "привет!". И все, двигаешься дальше. Повторять 500 раз.
 
 Развитие этой методики - приснопамятная Newbie Mission. Смысл этой миссии в том, чтобы подходить к девушке, задавая один и тот же вопрос "А вы знаете, какого были цвета волосы у Элвиса Пресли? (ответ) Он был блондином, но красился в брюнета". Повторять 50 раз.
 
 Гарантирую тебе, что после прохождения данных этапов обучения, подойти и познакомиться для тебя проблемой не будет.
 
 Выводы: внутренний диалог выключается после наработки критического объема опыта, когда знания уходят в область бессознательной компетентности.
 
 Становимся подмастерьями - момент 2
 
 Поехали дальше, у нас остался еще один момент мастерства. К сожалению, осознанному развитию этот навык поддается плохо. Вернее, этот навык плохо развивается самим собой. Но все же, старайся чаще доверять себе, доверять своим ощущениям, и брать на себя ответственность за свои действия. И потом - ЭЭЭЭЭЭХ! В омут с головой! Получай радость от процесса, перец, и знай, что результат любого общения - получение от этого самого общения обратной связи. Можно сказать, что главное - опыт. Ну, ты понял.
 
 Подробнее читай главу о фильтрах обучения.
 
 Вывод: Не ошибается только тот, кто ничего не делает. "я попытался" - отказ от действия. "я сделал и в результате получил не то, что ожидал" - путь развития. "Я сделал и получилось" - путь мастера.
 
 Становимся подмастерьями - момент 3
 
 Третий момент мастерства можно отлично развивать вместе с навыками калибровки. Чтобы не переписывать все про калибровку еще раз, читай главу про калибровку в разделе "фильтры восприятия". Но, кроме того, что написано там, есть одно упражнение, которое я напишу тут.
 
 Это упражнение родилось достаточно давно, во время раздумывания над тем, как обучить людей калибровке сразу и сейчас, в условиях ограниченного времени. Это упражнение помогает невероятно развивать навыки наблюдательности, кроме того, оно хорошо помогает развивать еще и первый аспект мастерства. Это упражнение рекомендуется делать минимум раз в неделю, для развития общей наблюдательности. Наша наблюдательность - одно из самых сильнейших состояний, которые помогают нам больше, чем что-то либо еще. Итак, упражнение.
 
 Тебе потребуется на упражнение около 15-20 минут, и очень желательно, чтобы тебя никто не трогал и не беспокоил. Сядь на стул, займи удобную позу.
 Позволь себе осмотреть то место, где ты сейчас находишься. И через некоторое время твой взгляд сам остановится на одном предмете, который тебя заинтересует. Очень хорошо, это именно то, что нам нужно. Продолжай смотреть на этот предмет, и до конца упражнения смотри только и строго на него, ни в коем случае не отводя взгляда в сторону даже на мгновение. Моргать можно, но редко.
 Держи взгляд на этом предмете, и найди взглядом еще минимум семь предметов, на которые ты будешь смотреть одновременно с первым. Чем больше к границам зрения эти предметы будут находиться, тем лучше. Продолжай удерживать их боковым зрением, разумеется.
 Когда закончишь с предыдущим пунктом упражнения, начинай слушать мир. Те предметы, которые ту уже видишь, продолжай видеть, продолжай их удерживать своим зрением. И одновременно с тем, как ты глядишь, начинай слушать. Тебе нужно найти минимум семь источников звука. Регулярных и постоянных, а не произвольных, типа шума машины. И чем менее они будут слышны, тем лучше. Если посидеть так некоторое время, можно легко услышать тиканье наручных часов и удары своего сердца. Эти звуки нужно слушать одновременно, то есть ты должен удерживать вниманием семь предметов, которые ты видишь, и слушать семь источников звука.
 И это еще не все. Продолжая смотреть и слушать, начинай чувствовать свое тело. Найди семь ощущений, которые у тебя есть в разных частях тела, и чем дальше они будут друг от друга, тем лучше. Например, легко можно почувствовать, как ноги стоят на полу. И делать это нужно, одновременно смотря и слушая.
 И когда все это будет сделано одновременно, просто обрати внимание на то состояние, которое появилось в тебе, когда ты дошел до этого момента.
 
 Последнее состояние очень близко к моменту мастерства. Кроме этого, это упражнение помогает сильно развивать периферийную систему восприятия, что полезно вдвойне. Делать это упражнение надо раз в неделю, каждую неделю.
 
 Вывод: излишнее напряжение в теле никогда не помогало. Помогает оптимальное состояние, в том числе в восприятии мира.
 
 Становимся подмастерьями - момент 4.
 
 Ты будешь долго кидать в меня вареными тапками, но этот путь ты выберешь для себя сам. Тут нет советов, тут есть только ты.
 
 Заключение:
 
 Разумеется, что описанное в данном тексте не претендует на абсолютную полноту и обзор всего, что можно написать про транс. Скорее, это можно расценивать как реферат или справочное пособие. Подробнее про трансовые состояния можно узнать, например, тут:
 
 Трансовый семинар, проводимый мной и Михаилом Шириным. Информация и запись - www.rmes.ru.
 
 Литература: БиГ "Наведение Транса", Стивен Гиллинген "Терапевтические трансы", Ж. Беккио "Новый гипноз", Милтон Эриксон и соавторы "Стратегия Психотерапии", "гипнотические реальности", "Человек из февраля", "Семинар с Милтоном Эриксоном", Кэрол и Стивен Лэнктоны "Волшебные сказки", Филип Баркер "Использование метафор в психотерапии", Кинг-Коэн-Цитренбаум "Гипнотерапия вредных привычек", Леонид Кроль "Образы и метафоры в интегративной психотерапии".
 
 Разумеется, что по книжкам изучать такие сложные вещи, как гипнотические реальности, очень затруднительно. Гораздо проще пойти на семинар, где все покажут, расскажут, объяснят и продемонстрируют. Ничего, что я тут немного саморекламы дал? (улыбка).
 
 Лучшее, что может быть во время общения с девушкой непосредственно перед ее соблазнением - состояние капсулирования. Именно это состояние готовит вас к тесному слиянию внутри секса, больше ничего. Но для того, чтобы создавать серьезный кокон - нужно уметь наводить транс и рассказывать метафоры. Именно поэтому тебе очень сильно пригодятся эти навыки в жизни.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Часть седьмая: Фильтры Восприятия
 
 Для начала я расскажу тебе очень старую и красивую сказку. Про одного человека, который жил настолько давно, что история даже не сохранила его имени. Или настолько недавно, что это имя еще даже не рассекретили. Есть у него имя, или никогда не было, это совершенно не важно, важна сама история.
 
 Давным-давно, в одном городе жил был этот человек. Жил себе и жил, пока не понял в один прекрасный момент, что наш мир несовершенен. Это нормально, мысли о несовершенстве мира приходят рано или поздно в головы многих людей. Но наш герой был совершенно особенный человек, он решил изменить мир. Он решил сделать мир красивым, дружелюбным, хорошим и совершенным.
 
 И этот человека сказал "Дайте мне семь лет, и я изменю мир!". И семь лет этот человек встречался с руководителями государств, организовывал масштабные акции по изменению мира, привлекал сотни и сотни тысяч людей к духовным практикам, работал все эти годы не покладая рук. Он стал очень известным и уважаемым человеком, но семь лет прошли. И мир... остался прежним.
 
 Тогда он сказал себе "Наверное, изменить весь мир очень сложно. Поэтому я изменю для начала свою страну, а остальные страны увидят, насколько у нас стало хорошо, и тоже изменятся. Это займет больше времени, но это точно изменит мир. Дайте мне 700 дней, и я изменю страну". Он пришел к президенту страны, получил все необходимые полномочия, ведь он был уважаемым и известным человеком. Все эти сотни дней человек работал почти круглосуточно, он встречался с руководителями крупных заводов, с лидерами политических партий, руководителями регионов и просто популярными актерами и известными людьми. Но через семьсот дней его страна осталась прежней.
 
 "Черт побери!" сказал этот человек. "Если у меня не получилось изменить свою страну, то я изменю хотя бы свой родной город! Дайте мне 7 месяцев, и я изменю город!" Он встретился за это время с каждым жителем своего родного города, он это время почти не спал, он проявил нечеловеческую активность, но... город остался прежним.
 
 Тогда человек окончательно разозлился - он столько делал для этого мира, для этой страны, для этого города, а они остались прежними. Тогда он решил изменить свою жену. И взял себе для этого 7 недель. И вы уже, наверное, знаете результат. Его жена осталась прежней.
 
 Тогда человек впервые за эти многие годы сел и подумал - может быть, возможно изменить сначала себя? Он взял для себя семь дней. И через семь дней он изменился, и когда он изменился - изменилась его жена, его город, его страна и его мир.
 
 Вот такая вот замечательная история. Комментировать ее я не хочу, каждый найдет в ней свой, особенный смысл. И может быть, вы поймете даже больше, чем я хотел бы. Окей, переходим непосредственно к пониманию и понятию Их Величеств Фильтров Восприятия.
 
 К чему это я, и нафига нужны в этой книге эти умные слова и скучные термины? Очень просто. Есть девочка. У нее тоже полный набор фильтров восприятия (например, она слышит только то, что ей нравится), которые можно с самыми чистыми и светлыми намерениями использовать в своих грязных целях. То есть, заметив какой-либо фильтр восприятия, можно предоставлять девочке информации, заранее обработанную так, чтобы она принималась "как своя". Это поможет сделать общение более комфортным, еще более комфортным, чем тебе кажется.
 
 Определение: Фильтры Восприятия - это естественные физиологические и логические механизмы обработки и подготовки к дальнейшему использованию информации, поступающей к нам из внешнего мира.
 
 Работа со своим восприятием - важнейшее из того, что можно сделать для своего личностного роста. Это не значит, что сейчас у тебя все плохо, и ты вообще не знаешь, как получать результаты, вовсе нет. Я имею в виду, что есть разные модели общения с людьми, разные модели восприятия информации и разные модели мышления как итог. Я предлагаю тебе набор сферических моделей в вакууме, которые ты можешь принимать или нет. Это не так важно - гораздо важнее, чтобы ты сам сделал осознанный выбор на пути своего развития. С другой стороны, ты наверняка знаешь человека, мыслительные способности которого у тебя вызывают желание научиться мыслить подобным образом. Возможно, это твой приятель, который очень интересно подмечает разные мелочи, или твой друг, который очень интересно рассказывает истории, или твой начальник, который очень хорошо принимает решения, за что и работает начальником. Это не данности, которые нельзя изменить, это фильтры восприятия, которые можно настроить.
 
 Кстати, ты знаешь, почему я часто употребляю словосочетание "сферическое в вакууме"? Нет? Отлично, есть повод рассказать хороший анекдот про фильтры мышления.
 
 Один миллионер решил найти способ определить лошадь, которая выиграет в следующем забеге на скачках. Он нашел лучшего статистика, лучшего ветеринара и лучшего физика на этой планете, дал каждому по миллиону долларов и год времени на исследования этого вопроса. Через год они встречаются с результатами своей работы.
 
 Статистик: Я определил, что лошади с ростом 185 сантиметров в холке с жокеем весом 45 килограмм белого цвета мужского пола приходят первыми к финишу в 65% случаев.
 
 Ветеринар: Я разработал методику питания и подготовки лошади к заезду, после которой ее скорость увеличивается на 10 километров в час, и таким образом, чаще приходят к финишу первой.
 
 Физик: Пришел с несколькими томами формул и выкладок и попросил еще 60 миллионов долларов и 7 лет времени. Пока он вычислил формулу победы сферической лошади в вакууме....
 
 Вот этот анекдот я поясню. Каждый из этих людей работал в той области, которую знал, и немного начал мыслить так, как предполагает его профессия. У него был свой фильтр восприятия. И именно этот фильтр может сильно повлиять на происходящие процессы мышления. Как часто говорят "он ботаник" или "он программист", задавая тем самым восприятие всех поступков и действий человека как поступков от программиста и ботаника. А это далеко не всегда самая эффективная модель восприятия других людей. Про самые эффективные модели немного позднее, а пока поговорим просто про фильтры - как они формируются, какие естественные механизмы определяют наши фильтры, что с ними делать и вообще, почему я какими-то там хреновыми фильтрами забиваю место в этой книге. На последний вопрос ответить просто - с помощью фильтров можно напрямую улучшить свою эффективность в десятки раз. Да-да, именно в десятки. Ты хочешь получать гораздо больше женщин, времени, денег, затрачивая меньше усилий, чем другие люди? Поздравляю, ты выбираешь путь эффективности. Ты выбираешь путь настройки своих фильтров восприятия.
 
 Глава 40. Восприятие и передача информации. Естественные механизмы обработки информации.
 
 Зато я нюхаю и слышу хорошо...
 Из "садистского" стишка
 
 Мы всегда, каждую секунду жизни, получаем гигантские объемы информации. Мы живем внутри информации, мы живем информацией, и информационный голод - первая причина, почему люди сходят с ума в одиночных заключениях. Но информации на этом свете в несколько раз больше, чем мы можем обработать. Мало того, этой информации во много раз больше, чем необходимо человеку. Еще более удивителен тот факт, что даже не всю информацию из этого мира мы можем воспринять. Например, с помощью нашего зрения мы можем видеть очень узкий спектр магнитного излучения, который называется светом, наши уши слышать звук частотой от двадцати до двадцати тысяч герц, с помощью наших чувств мы можем воспринимать разницу температур около ста градусов, а вес в две тысячи или две тысячи два килограмма мы не различаем, потому что не можем поднять и взвесить.
 
 Ну что же, начнем с начала. Есть мир, есть информация, есть человек. И это хорошо. От внешнего мира к человеку поступает непрерывным потоком информация, которая воспринимается одновременно по 5 каналам восприятия: Зрение, слух, ощущениями, на запах и вкус. Тут в дело вступают физиологические ограничители, о которых написано в предыдущем абзаце, и после этого персональные особенности органов чувств каждого конкретного человека. Я думаю, что ты прекрасно знаешь, что среди двух людей один может лучше различать запахи, а другой лучше видеть на дальних расстояниях. Кстати, способности к восприятию, то есть чувствительность органов чувств (простите за тавтологию) очень просто развивается на протяжении нескольких месяцев упражнений.
 
 После этого в дело вступает самый главный внутренний фильтр - эмоциональный. То есть мы пропускаем информацию через наше состояние, и наше состояние может легко блокировать доступ к любому потоку информации. Бывает так, что человек полностью уходит в себя, сидя в глубинных переживаниях, и на внешние раздражители не реагирует. Кроме этого, мое наблюдение показывает, что чем выше интенсивность эмоции (не важно, комфортная она или нет), тем хуже информация воспринимается. Запоминается не то, что конкретно человек говорил, а ощущение от разговора, запоминается не ландшафт конкретного места на природе, а запоминается эмоции, которые переживались в этом месте. Думаете, просто так люди изобрели фотографию и картины? Конечно, нет. Они их создают для быстрого доступа к эмоциям.
 
 Вы думаете, что после эмоционального фильтра слова записываются в память ровно так же, как я сейчас набиваю этот текст на своем компьютере? Конечно же, нет. Фильтры только начинают работать. Этих фильтров еще очень много, и подробнее я их опишу в следующих главах, а пока расскажу о фильтре наших интересов. Чуть позже я назову его фильтром убеждений, но это совершенно не важно. Важно то, что из всего на свете человек обращает внимание и запоминает то, что связано с его интересами, то, что ему интересно. Боксер из посещения ресторана запомнит, кто кому и как дал по морде, гурман оценит вкус блюд, сомелье долго будет рассказывать, какие там вина, ну а девушка запомнит того парня, который после этого ресторана провел с ней ночь.
 
 И последний из фильтров на получение информации - память. Наша память бывает кратковременной и постоянной, и все на свете мы не запоминаем, потому что такой поток мусора нашему многострадальному мозгу совсем не нужен. Мы запоминаем то, что продержалось в нашей краткосрочной памяти некоторое время, обычно около полуминуты. После этого информация переходит в долгосрочную память, где и останется. И этот фильтр не такой последовательный. Он действует одновременно со всеми остальными.
 
 Хорошо, если тут нет докторов наук и прочих умных людей, я закончу этот описательный момент нашей психики, и перейду к сугубо прагматическому использованию. То есть, что с этими фильтрами делать, как менять, как использовать и что в использовании бывает более эффективно. Начали.
 
 Глава 41. Сенсорное восприятие.
 
 Как уже понятно, любой человек воспринимает мир через глаза, уши, ощущения, нос и язык. То есть воспринимает информацию через 5 органов чувств. Органы чувств имеют разные названия, и я их чаще всего буду называть системами восприятия, или модальностями. То есть будут использоваться в тексте Визуальная (что вижу), Аудиальная (что слышу), Кинестетическая (что чувствую), Олфакторная (что воспринимаю на запах) и Густаторная (что воспринимаю на вкус) системы восприятия (или модальности). Обычно олфакторную и густаторную системы восприятия объединяют в кинестетическую, так как описывать эти системы удобнее всего комплексно через эмоции.
 
 Еще я упоминал, что любой человек обладает одной-двумя системами восприятия, более развитыми, чем остальные. То есть ему более удобно воспринимать мир через визуальные образы, и дополнять это описание звуками и ощущениями.
 
 Важно! В некоторой литературе может встретиться слово типа "визуал" или "аудиал". Обычно подразумевается, что человек воспринимает мир только через звуки или образы. Это в корне неверно, потому что какой бы аудиал аудиальным не был, он тоже видит и чувствует, просто в этот момент времени он предпочитает пропускать информацию в первую очередь через аудиальный фильтр, потом через все остальные. То есть аудиалов, визуалов и кинестетиков нет. Есть люди, которые в один момент времени предпочитают одну систему восприятия. Ее часто называют предпочитаемой, или ведущей.
 
 Так вот. Это все классно, только зачем это нужно? Очень просто. Человек обладает не только фильтрами обработки информации, но и интересным механизмом использования этих фильтров даже в передаче информации. То есть фильтр получается двунаправленным, и, например, фильтр предпочитаемой модальности сработает и во время донесения информации в разговоре, то есть в первую очередь будут звучать слова предпочитаемой системы. И сейчас про это будем говорить подробнее.
 
 Как это использовать
 
 Мы уже знаем про модальности достаточно много. Осталось только понять, что с этим всем делать. Использование достаточно простое - это можно использовать для себя, можно использовать для более комфортного общения с другими людьми.
 
 Для себя можно взять навык "растяжек" систем восприятия, то есть развитие чувствительности в пределах одной модальности. Мы можем развить навыки слышать больше звуков, видеть больше звуков, различать более тонкие запахи, и ценить выдержанные вина. Чем более комплексное наше восприятие мира, тем больше радости этот мир может нам подарить, и если мы видим наш мир, слышим наш мир, чувствуем свои состояния, то мы получаем доступ к очень хорошему и полному проживанию нашей жизни.
 
 Для других людей использовать понимание этого фильтра еще проще. Для того, что бы использовать эти знания, нам достаточно заметить особенности восприятия мира человеком, а потом общаться с ним, выдавая ему ту информацию, которую он лучше использует. То есть, грубо говоря, с аудиальным человеком мы будем говорить о музыке, а о живописи с визуальным. И человеку будет просто легко и приятно с нами говорить.
 
 Использование этого фильтра в общении повышает комфортность общения.
 
 Как поймать модальность за хвост
 
 Заметить, о чем говорит человек, очень просто. Достаточно более или менее внимательно его слушать. А вот понять, как он говорит поначалу очень непросто, ведь нужно человека слышать. А это не каждый себе может позволить. С другой стороны, понятия этого фильтра модальностей пронизывает нас на глубинном уровне, и поэтому можно понять предпочитаемую систему восприятия не только по словам человека, но и по его жестам, речи и даже направлению взгляда.
 
 Самый простой способ определить предпочитаемую модальность человека - внимательно его послушать. Визуал будет говорить визуальным языком, то есть рассказывать о туманном прошлом и ярких перспективах, ясном понимании и темных планах конкурентов. Аудиал будет говорить про звонок проблем или тихом преимуществе. Ну и кинестетик расскажет о давящих проблемах, лежащих тяжким грузом на его плечах. В НЛП есть понятия сенсорных слов, то есть слов, которые могут быть только из одной системы восприятия. Например, слово "яркий" может быть только визуальным. И по тому, какие слова чаще всего использует человек, можно определить его предпочитаемую модальность.
 
 Визуальная система Аудиальная система Кинестетическая система Яркий, четкий, ясный, цветной, контрастный, темный, бледный, мерцать, сиять, прозрачный, темный, огненный, созерцать, ясновидящий, мелькать, смотреть, видеть. Звучит, звонкий, громко, тихо, глухо, петь, хрипеть, шлепать, бурлить, выть, урчать, тиканье, мяукать, кричать, орать, плакать, хныкать, музыкальный, чмокать, рассказывать, эхо. Твердый, мягкий, упругий, теплый, ощущать, мокрый, сухой, весомый, гладить, мять, мыть, кусать, кислый, сладкий, соленый, терпкий, легкий, колючий, ощущать, чувствовать.
 Таблица: сенсорно окрашенные слова
 
 Разумеется, что это далеко не самый полный список сенсорно окрашенных слов. Ты можешь сам найти еще пару сотен, если сядешь и допишешь эту таблицу в спокойной обстановке. Кстати, это и рекомендую сделать в первую очередь для понимания этой модели.
 
 Кроме этих слов, которые являются сенсорно окрашенными, существуют слова, которые относятся ко всем системам восприятия одновременно. В основном это оценочные слова, вроде большой, маленький, обычный, хороший. Эти слова вне контекста просто обычные слова, и только в паре с модальными словами они являются тоже модальными. То есть, слово "большой" не указывает ровным счетом ничего. И кроме этого "никакого" слова, в нашем языке существует множество слов, которые вообще ни к какой модальности не относятся. Это абсолютно нормально.
 
 И в конце этого раздела расскажу про весьма интересный механизм, который существует в нашем языке. Это механизм называется синестезия. Синестезия - это смешение слов из разных модальностей. Например, услышать запах, увидеть звук, сделать яркость погромче. Эти слова интересны сами по себе, почему - смотрите главу про трансы. А с точки зрения наших фильтров восприятия, синестезия используется для получения доступа от ведущей системы восприятия к второстепенной. "Слышу запах", в данном случае - переход от аудиальной системы восприятия к олфактороной.
 
 Как увидеть модальность без слов
 
 Кроме вербального проявления модальности, то есть при помощи слов, существует невербальная проявленность, которая есть в нашем теле. И это помогает нам определить ведущую модальность человека очень точно, гораздо точнее, чем по словам. Основных ключей несколько: голос, жесты, взгляд.
 
 Для начала распишем проявления модальностей и их внутреннее протекание:
 
 Визуальная модальность самая быстрая у человека, она позволяет мгновенно получать доступ к очень большим объемам информации, и одновременно к нескольким объектам. То есть мы можем видеть одновременно несколько образов, их сравнивать, изменять и играть с ними.
 
 Аудиальная модальность несколько медленнее визуальной, и она дискретна, то есть, подвержена внутреннему ритму. Особенностью этой модальности является последовательность, то есть мы редко можем вспомнить вторую строку третьего куплета песни "в лесу родилась елочка", если не прокрутим эту песню с самого начала. Аудиальная модальность редко используется для обработки информации, и у этой модальности обычно используется не более двух источников звука.
 
 Кинестетическая модальность самая интересная. Для начала, можно разделить наши чувства на внешние, то есть то, что мы ощупываем и нюхаем, и на внутренние, то есть на наши эмоции. Одновременно мы можем чувствовать ровно одну эмоцию, которая перетекает в другую последовательно и достаточно медленно. Кинестетика всегда реальна, то если мы вспоминаем ощущения, то мы в них погружаемся. Еще одна интересная особенность этой системы восприятия состоит в том, что в ней нельзя заниматься конструированием. И если мы можем визуально или аудиально фантазировать, то кинестетически мы это делать не можем. Как только мы что-то там представим себе, то тут же погрузимся в это состояние. Это очень интересно.
 
 И это описание характерно для многих аспектов нашей телесности. Давайте сделаем сводную таблицу характерных признаком предпочитаемой системы восприятия:
 
 Что Визуально Аудиально Кинестетически Глаза Направление взгляда выше горизонтали взгляд прямо перед собой Глаза опущены вниз Речь Достаточно быстрая, может быть невнятной, рваной, глотаться окончания слов. Средняя скорость, плавность, последовательность, человек часто наслаждается звучанием своего голоса. Достаточно мало слов, достаточно медленно, большие паузы между словами. Жесты Быстрые, широкие, руки часто выше уровня плеч. Плавные жесты, часто последовательно двигается одна рука, потом другая, уровень груди. Жестов очень мало, если они вообще есть, то на уровне пояса и ниже. Дыхание Быстрое, поверхностное, грудное Равномерное, практически одинаковое время на вдох и выдох, углубленное Глубокое, брюшное, медленное Лицо Обычно бледное Лицо скорее естественного цвета и равномерного цвета Обычно часто краснеет или имеет розоватый оттенок Секс Любит, чтобы все было красиво, в отличном белье и в хорошем интерьере Любит быстрый, ритмичный секс, чаще всего под музыку Больше всего любит прижаться к мужчине поближе и так провести ночь
 Таблица: Телесные различия по предпочитаемым модальностям
 
 Кстати, при всей своей необычности последний пункт таблицы имеет место быть. С другой стороны, он приведен как подтверждающий выводы. Если девушка с тобой занимается сексом, тебе имеет значение ее ведущая модальность?
 
 Как смотреть на распальцовки
 
 Тут мы немного подробнее остановимся на жестах, определяя ведущую модальность по жестам. В литературе по НЛП и многих семинарах предлагается следующая схема ВАК жестов. Визуальные жесты проходят высоко, кинестетические низко, аудиальные посередине. С другой стороны, дядя Костя Коваленок в свое время предложил очень интересную теорию, которую я долго проверял и подтвердил на опыте.
 
 Более точная система отсчета жестов по модальностям - от человеческого тела. То есть кинестетические жесты могут быть на уровне головы, но если они вплотную к ней приближены. То есть можно рассматривать жесты по удаленности от тела - и получается 3 зоны жестикуляции.
 
 Первая - вплотную к телу, не более расстояния ладони, кинестетическая зона. Можно почесать нос, пошебуршить волосы, потрогать шею или обхватить себя руками - все это будет из области кинестетических жестов.
 
 Вторая - от ладони до локтя, плавные жесты в этой зоне свидетельствуют о аудиальных предпочтениях.
 
 Третья - от локтя до упору. Визуальные, широкие, быстрые жесты.
 
 Заключение
 
 Сразу хочу заметить, что любой признак модальности является обобщением большого уровня, и у конкретного человека может совсем даже не работать. Работать будет совокупность признаков. То есть, медленный голос, большие паузы между словами, красноватое лицо, медленное и глубокое дыхание, и визуальные предикаты будут свидетельствовать о человеке, который вообще по жизни предпочитает кинестетическую модальность и рассказывает о своем визуальном опыте.
 
 Так же есть еще люди, которые сильно развили в себе все системы восприятия. Например, я, простите за скромность. Тут уже не имеет значения, в какой модальности говорит такой человек - потому что он, скорее всего, каждую секунду будет ее изменять, давая очень полное и красивое описание.
 
 И после того, что вы тут про этот фильтр узнали, вам осталось только одно. Использовать его. Для начала, научитесь слушать людей, потом слышать, определяя его предпочитаемые модальности. Для этого достаточно посмотреть телевизор, где показывают непрофессиональных актеров и ведущих, то есть обычных людей. А потом, научись в разговоре проводить предварительную фильтрацию сам, для своего собеседника. То есть с визуалом говори визуально. Ты даже не сразу поймешь, почему речь идет проще и приятнее для вас обоих.
 
 И маленькое предупреждение в конце - посмотри главу про процесс обучение и осознанное и неосознанное знание.
 
 Глава 42. Фильтр субмодальностей
 
 Отлично, информация к нам попала, обработалась и улеглась на дно нашего мышления. Только вот маленькое затруднение состоит в том, что мы нервными мыслями не мыслим, а мыслим образами, словами и чувствами. И, чтобы мы могли мыслить, у нас есть естественный фильтр субмодальностей. Субмодальности - это различия в пределах одной системы восприятия. То есть, например, не что мы видим, а как мы видим. Чтобы было понятнее, привожу таблицу субмодальностей.
 
 Визуальные Аудиальные Кинестетические Цветная картинка / черно-белая
 Яркость
 Контрастность
 Движение есть или нет
 Это картинка или объемное видение
 Насколько далеко до картинки
 Сколько источников изображения
 Восприятие из глаз или со стороны
 Ясность
 Глубина изображение Расположение источника звука
 Ритм (есть, какой)
 Громкость
 Тональность (высокая, низкая)
 Темп
 Количество источников звука
 Расстояние до источника звука Где в теле расположено чувствование
 Какая площадь (большая, маленькая)
 Температура
 Интенсивность переживания
 Сдавливание или расширение
 Напряжение или расслабление
 Есть ли в ощущении движение, какое
 Вкусовые СМ (вкус, запах)
 Таблица: наиболее популярные субмодальности
 
 Так, вроде все хорошо, только что вот со всем этим делать? О, тут открывается гигантский простор для творчества. Для начала, я скажу тебе, что с помощью субмодальностей мы можем изменять любые свои состояния. То есть менять восприятие любой ситуации, в любом удобном ключе. Единственный минус этого фильтра (хотя кому как) - это то, что его очень легко применять к себе, и достаточно сложно для другого человека, если вы не на терапевтическом сеансе.
 
 Общая структура простая до ужаса, если, конечно, ее знать. Вся работа с субмодальностями делается с помощью переносов. То есть, приблизительно по такой последовательности:
 
 1. Определи, восприятие какой ситуации ты хочешь изменить, и в какую сторону.
 2. Определи ситуацию, в которой ты испытывал желаемое восприятие.
 3. Составь подробную карту субмодальностей обоих случаев
 4. Измени субмодальности нежелательной ситуации до субмодальностей желаемой
 5. Наслаждайся результатом.
 
 Теперь подробнее.
 
 Определение настоящего состояния
 
 Для начала, стоит разобраться, восприятие какой ситуации ты хочешь изменить, и тут у тебя есть гигантский простор для творчества. Одно условие - не надо брать для изменения сильные дискомфортные переживания, для этого есть другие техники. С чем вообще можно работать? Например, с этим:
 
 * Восприятие времени (оно слишком тянется или слишком быстро идет)

<< Пред.           стр. 16 (из 28)           След. >>

Список литературы по разделу