<< Пред.           стр. 10 (из 18)           След. >>

Список литературы по разделу

 Товара Индекс
 прибыли b d I b d I 1 1,05 0,95 0,781 12 0,94 1,005 0,816 2 1,04 0,955 0,788 13 0,93 1,01 0,814 3 1,03 0,96 0,794 14 0,92 1,015 0,812 4 1,02 0,965 0,8 15 0,91 1,02 0,809 5 1,01 0,97 0,804 16 0,90 1,025 0,806 6 1,0 0,975 0,808 17 0,89 1,03 0,801 7 0,99 0,98 0,812 18 0,88 1,035 0,796 8 0,98 0,985 0,814 19 0,87 1,04 0,79 9 0,97 0,99 0,816 20 0,86 1,045 0,783 10 0,96 0,995 0,816 21 0,85 1,05 0,775 11 0,95 1,00 0,817 22 0,84 1,055 0,767
  Как показывают данные, максимум прибыли достигается при снижении объема производства и поставок товаров до b = 0,95 (т.е. снижение на 5%). Тогда цена товара в сравнении с базовым периодом не изменится (d = 1,0), а прибыль в этих условиях будет самой большой. Ее индекс составит I = 0,817. Это значит, что даже самый лучший результат деятельности предприятия окажется хуже результата базового периода.
  Второй метод нахождения оптимального решения заключается в том, чтобы выразить индекс прибыли в виде функции, которая будет зависеть от всех действующих параметров. Если затем взять первую производную этой функции и приравнять ее к нулю, то, разрешив полученное уравнение относительно неизвестного, можно определить оптимальную цену товара. Ей будет соответствовать оптимальный объем производства и поставок товара на рынок. По полученным оптимальным значениям цены и объема продаж легко определяется индекс прибыли.
  Для реализации этого метода выразим объем производства и поставок товара по формуле
  (5.19)
  Полученное выражение подставим в формулу индекса прибыли типа 4.5 вместо параметра объема производства продукции и возьмем первую производную относительно цены товара. Приравняв ее затем к нулю, определим величину оптимальной цены товара:
  (5.20)
  После этого определим оптимальный объем производства по формуле
 
  (5.21)
  И наконец, определим оптимальный индекс прибыли:
 
  (5.22)
  Рассчитаем оптимальные параметры цены, объема производства товаров и оптимальный индекс прибыли предприятия для рассматриваемого примера.
  Оптимальная цена товара:
 
  Оптимальный объем производства:
 
  Оптимальный индекс прибыли:
 
  Таким образом, получен результат, который практически точно совпадает с одиннадцатой строчкой пошагового решения. То есть сразу же, без многочисленных расчетов получен искомый результат оптимального планово-управленческого решения при данных фиксированных условиях, отражающих рыночную ситуацию и производственные параметры затрат предприятия.
  Выбор метода оптимизации остается за фирмой и определяется стоящими перед ней задачами. Отметим лишь, что первый из рассмотренных методов при всей своей трудоемкости дает возможность получить богатую информацию о зависимости индекса прибыли от установленного объема производства, а второй метод позволяет найти готовое оптимальное решение кратчайшим путем.
  Выбор планово-управленческого решения по критерию максимума выручки предприятия. В отдельных случаях, а именно когда предприятие испытывает острую нужду в денежных средствах, выбор планово-управленческого решения может быть произведен по критерию максимизации выручки. В основе такого решения лежат те же мотивы, что и при выборе в качестве критерия максимума прибыли, а кроме того, здесь может быть применен один из двух рассмотренных методов оптимизации.
  Для начала поиска лучшего решения по указанному критерию необходимо построить многопараметрическую модель зависимости индекса выручки предприятия от влияющих на нее всех рыночных факторов. В общем виде такая зависимость может быть представлена в виде следующего выражения:
  Iв = b ? d, (5.23)
  Где Iв - индекс выручки предприятия, отражающий изменение абсолютной выручки в анализируемом периоде по сравнению с базовым;
  b - коэффициент изменения объема производства и реализации продукции в анализируемом и базовом периодах, который для целей оптимизации принимается по формуле 5.19;
  d - коэффициент изменения цены товара в тех же периодах, учитывающий конъюнктуру рынка и все действующие факторы, обеспечивающий равновесие спроса и предложения товара (формула 5.18).
  Подставим в формулу 5.23 вместо коэффициента b равное ему выражение из формулы 5.19. Тогда получим:
 
  (5.24)
  Возьмем первую производную полученного выражения, приравняем ее к нулю, а затем из записанного равенства определим оптимальную цену товара (т.е. воспользуемся вторым методом).
 
 
  После необходимых преобразований полученного выражения получим:
  (5.25)
  Оптимальной цене будет соответствовать оптимальный объем производства и реализации продукции. Его можно определить по формуле
  (5.26)
 И, наконец, оптимальная выручка будет равна
  (5.27)
  По выведенным формулам произведен расчет оптимальной выручки для фиксированного выше примера:
 
 
 
  Воспользуемся первым методом оптимизации. Для этого задается объем производства и реализации продукции и определяется соответствующая ему цена товара по формуле
 
  (5.28)
  Затем полученные значения объема производства b и цены товара d подставляются в формулу 5.23, в результате чего получается выручка предприятия. Просчитав ее для разных значений объема производства и цены товара, можно получить закономерность изменения индекса выручки предприятия. Из полученной закономерности определяется максимум выручки. Рассчитаем индекс выручки для разных сочетаний объема производства и цены товара и покажем результаты в следующей рабочей таблице.
 
 №
 п/п
  Объем
 производства, b Цена товара, d Индекс
 выручки, В №
 п/п
  Объем производства, b Цена товара, d Индекс выручки,
 В 1 1,6 0,675 1,08 5 1,3 0,825 1,0725 2 1,5 0,725 1,0875 6 1,2 0,875 1,05 3 1,475 0,7375 1,0878 7 1,1 0,925 1,0175 4 1,4 0,775 1,085 8 1,0 0,975 0,975
  Как видно из таблицы, максимум выручки отличается при b = 1,475 и d = 0,737, т.е. соответствует результату, полученному по второму методу оптимизации.
  Обращает на себя внимание тот факт, что оптимизация выручки предприятия сопровождается резким снижением цены товара (может быть даже себе в убыток) и значительным увеличением объема производства и продаж товара потребителям.
  Выбор планово-управленческого решения по критерию максимума рентабельности производства. По своей экономической сути этот критерий означает максимизацию покрытия выручкой затрат на производство продукции в анализируемом периоде. Особенно большое значение данный критерий приобретает в условиях инфляции.
  Чтобы выразить искомый критерий, необходимо учесть изменения базовой рентабельности производства под влиянием изменения выручки и затрат в анализируемом периоде. Коэффициент рентабельности можно определить по формуле:
  (5.29)
 
  где p - коэффициент рентабельности производства в базовом периоде;
  b - коэффициент изменения объема производства продукции в натуральном выражении;
  d - коэффициент изменения цены реализации единицы товара;
  Kп ? коэффициент изменения переменных затрат;
  f - коэффициент изменения постоянных затрат.
  Итак, многопараметрическая модель рентабельности производства имеется. Теперь надо оптимизировать управленческое решение. Оно может быть получено теми же двумя методами, рассмотренными ранее.
  Начнем со второго метода. Для этого вначале выразим цену товара через объем производства (формула 5.28) и подставим это выражение в формулу 5.29. В результате получим
 
  Теперь возьмем первую производную этого выражения по объему производства и приравняем ее к нулю. Это можно записать так:
 
 
  Поскольку дальнейшие преобразования полученного выражения выглядят очень громоздко, приведем окончательную формулу для определения оптимального объема производства и реализации продукции:
 
  (5.30)
 
  Затем определим соответствующую этому объему оптимальную цену товара по формуле
 
  (5.31)
  Полученные значения оптимального объема производства и оптимальной цены подставим в формулу 5.29:
  (5.32)
  По этой формуле и с использованием данных предыдущего примера найдем оптимальное планово-управленческое решение по критерию максимума рентабельности производства, определив оптимальные значения объема производства и цены товара по формулам 5.30 и 5.31.
 
 
 
 
  Теперь можно воспользоваться формулой 5.32, предварительно приняв p = 1,15. После подстановки найденных параметров получим:
 
 
  Таким образом, оптимальная рентабельность производства при bоп = 0,886 и doп = 1,031 составит 12,86%. Это значит, что в силу рыночной конъюнктуры предприятие снизит рентабельность своей деятельности с 15% до указанной величины. Любые другие решения, связанные с изменением объема производства и цены товара, приведут к ухудшению результатов деятельности предприятия в большей степени, чем это получено при оптимизации.
  Теперь проведем расчеты по первому методу оптимизации. Для этого будем задавать значения коэффициента b и определять цену товара d по формуле 5.28. Найденные значения параметров подставим в формулу 5.29 и получим некоторую совокупность различных решений, из которых устанавливается оптимальное. Результаты расчета представлены в следующей рабочей таблице
 
 №
 п/п
  Объем производства, b Цена товара,
 d Коэффициент рентабельности
 работы предприятия № п/п Объем
 производства, b Цена
 товара,
 d Коэффициент
 рентабельности
 работы предприятия 1 1,5 0,725 0,962 6 1,0 0,975 1,121 2 1,4 0,775 1,006 7 0,9 1,025 1,128 3 1,3 0,825 1,045 8 0,8861 1,0319 1,128 4 1,2 0,875 1,078 9 0,8 1,075 1,123 5 1,1 0,925 1,104 10 0,7 1,125 1,104
  Как видим, наибольшая рентабельность производства достигается при объеме производства b = 0,886. Это точно согласуется с расчетом по второму методу оптимизации, причем четко прослеживается тенденция снижения рентабельности производства как в точке оптимизации, так и при отклонениях от нее в обе стороны по сравнению с базовой рентабельностью.
  Сравнение планово-управленческих решений при разных критериях оптимизации. Результаты оптимизации планово-управленческих решений, как это вытекает из многопараметрических моделей и было подтверждено на сквозном числовом примере, различаются между собой в зависимости от принятого критерия оптимизации.
  Выбор решения по каждому критерию приводит к различным объемам производства и ценам на выпускаемую продукцию.
  Для лучшего обозрения и сравнения полученных результатов оптимизации планово-управленческих решений представим их в сводной табл. 5.8.
  Из таблицы видно, что оптимальные решения об объеме производства и цене продукции по разным критериям не совпадают. Так, чтобы получить оптимальное решение по максимуму прибыли, необходимо произвести и поставить на рынок продукции в объеме b = 0,95. При этом равновесная цена товара будет d = 1,0 (т.е. не изменится по сравнению с базовым периодом). Это обеспечит предприятию индекс прибыли I = 0,817. Причем при сложившейся конъюнктуре рынка такая прибыль для предприятия будет максимально возможной.
  Таблица 5.8
  Оптимальные решения по разным критериям оптимизации
 
 Критерий
  оптимизации Объема
 производства, b Цена товара, d Индекс критериального показателя Максимум прибыли 0,95 1,0 0,817 Максимум выручки 1,475 0,737 1,087 Максимум рентабельности 0,886 1 ,03 1 0,981
  Близкий результат может быть достигнут, если предприятие примет планово-управленческое решение по максимуму рентабельности. Тогда надо будет объем производства принять на уровне b = 0,886, а цену товара - d = 1,031. Тогда коэффициент рентабельности производства несколько понизится и составит 98,16% от базовой величины (т.е. окажется равным 1,15 ? 0,981 = 1,128).
  Резко будут отличаться результаты планово-управленческого решения, принятого по максимуму выручки. В данном случае надо будет значительно снижать цены товара и существенно увеличивать объем производства и продаж. Так, расчеты рекомендуют увеличить объем товара, поставляемого на рынок, до b = 1,475, а цену установить на уровне всего d= 0,7375 (т.е. резко снизить). Тогда индекс выручки составит наибольшую величину- 1,087. При принятии подобного управленческого решения для ускорения продажи товара резко снижается цена на него.
  При принятии решений по разным критериям важно знать, какие значения будут принимать другие критериальные показатели. Приведем их значения для рассмотренного сквозного примера. Так, при работе по максимуму прибыли показатель выручки составит 0,95, а показатель рентабельности - 0,979. При работе по максимуму рентабельности показатель прибыли окажется 0,799, а показатель выручки - 0,914. При работе по максимуму выручки прибыль окажется даже отрицательной и составит (?0,226), а показатель рентабельности - (?0,84).
  Особенно хорошо видны смещения значений критериальных показателей, когда в качестве критерия принят другой показатель, представленный на рис. 5.10.
  На рисунке по оси ординат располагается шкала индексов рассматриваемых критериальных показателей - прибыли, рентабельности и выручки. По оси абсцисс - значения показателей объема производства b и цены товара d. Максимум каждого критерия отражается на соответствующей кривой при фиксированных координатах объема производства и цены товара. Точки, отражающие максимум каждого критерия, изображены в виде крестиков. Точки в виде кружков - значения других критериальных показателей при достижении максимума исследуемого критерия.
  Очень хорошо видно, что и критерии, и значения показателей прибыли и рентабельности отличаются друг от друга незначительно.
  Особняком стоит критерий максимума выручки. При его достижении значительно снижается рентабельность производства (ниже нулевой рентабельности), а прибыль имеет отрицательное значение и на графике не показана (ее координата выходит далеко вниз за пределы графика).
 
 
  Рис. 5.10. Выбор решения по разным критериям оптимизации
 
  Надо подчеркнуть, что рассматриваемый график построен для условий конкретного примера, для других условий он изменится. Однако одно несомненно: максимальные значения прибыли и рентабельности по своим управленческим решениям будут близки между собой (координаты объемов производства и цен товаров соседствуют друг с другом) и достаточно далеко будут находиться от максимума выручки. Это как бы два полярно противоположных критерия, достижения каждого из которых будет исключать возможность нормальной работы по другому критерию.
  Вопрос о выборе критерия оптимальности при выработке лучшего планово-управленческого решения в условиях функционирования конкретной фирмы приобретает важнейшее значение. Ошибка в выборе может нанести предприятию огромный экономический ущерб, поэтому требуется тщательное экономическое обоснование принимаемого решения с позиций конкретных задач, стоящих перед фирмой в тактическом и стратегическом планах.
  Обоснование планово-управленческого решения по максимуму вновь созданной стоимости. Рассмотренные выше критерии оптимизации планово-управленческих решений (максимум прибыли, выручки и рентабельности производства) определяют выбор такого варианта плана, который отвечает интересам предприятия в тот или иной период деловой рыночной активности.
  Для решения той же задачи можно предложить и другие критерии оптимизации, например минимум издержек производства, максимум производительности труда, максимум фондоотдачи и др. Однако все они не соответствуют показателю конечного экономического результата деятельности предприятия, а отражают лишь какие-то частные стороны его функционирования. И в этом смысле подобные критерии особого научного и хозяйственного интереса не представляют.
  Но можно ли считать, что все рассмотренные и указанные дополнительные критерии в совокупности полностью исчерпали другие возможные предложения и особенно в части, характеризующей конечный производственно-экономический и народнохозяйственный результат деятельности предприятия?
  Со всей ответственностью можно утверждать, что это далеко не так, хотя решение задачи о получении критерия, отражающего одновременно интересы как государства, так и предприятий, которые полностью совпадают, не является очевидным. В плановой экономике многие отечественные ученые-экономисты пытались на протяжении многих десятилетий решить эту задачу. Предлагалось множество различных критериев, но все они не выдерживали научной критики или испытания хозяйственной практикой. Поэтому плановая экономика пошла по пути использования для оценки деятельности социалистических предприятий многих производственных, экономических и финансовых показателей, которые были весьма противоречивы и не отражали конечных результатов деятельности и предприятия, и народного хозяйства. Можно с уверенностью констатировать, что плановая экономика именно поэтому проиграла соревнование с капиталистическим миром, для которого показатель прибыли был достаточно надежным компасом для принятия управленческих решений на уровне предприятия.
  Справедливости ради следует отметить, что "под занавес" существования СССР такой критериальный показатель был обоснован и получил название народнохозяйственная прибыль4. Однако применять его было уже поздно. С 1 января 1992 г. Россия и другие страны бывшего СССР взяли курс на формирование рыночной экономики.
  Но вернемся к рынку. Для частного бизнеса главным показателем и основным критерием деятельности фирмы являете прибыль. Ее увеличение есть основной экономический закон капиталистического хозяйствования. Каждый частник, каждым хозяин или трудовой коллектив - собственник средств производства будут стремиться нарастить получаемую прибыль.
  Вместе с тем возникает вопрос: а отражает ли прибыль на все 100% конечный результат производства? Ответ на этот вопрос однозначен: нет, прибыль конечного результата производства не характеризует, а является лишь частью этого результата. Другую его часть составляет оплата труда всех участников производственного процесса.
  Таким образом, совокупность или простая сумма фонда оплаты труда членов трудового коллектива, включая оплату труда хозяина фирмы и прибыли предприятия, составляет конечный результат его деятельности, то, что создано трудовым коллективом за определенный период. И чем эта сумма больше, тем лучше сработало предприятие, тем больший конечный продукт оно создало. Такой показатель известен экономической науке и получил название вновь созданная стоимость, суммарная величина которой по всем функционирующим предприятиям и составит конечный народнохозяйственный (национальный) результат.
  Следовательно, в рыночной экономике именно вновь созданная стоимость и есть тот искомый критерий, который полностью отражает конечный результат производства на уровне предприятия. Каждой фирме надо научиться определять такое планово-управленческое решение, которое позволит максимизировать вновь созданную стоимость.
  В обоснование высказанной мысли о необходимости смены критерия оптимальности деятельности предприятий в условиях рынка можно рассмотреть следующую ситуацию (рис.5.11).
 
 
  Рис. 5.11. Оптимизация национального результата
 
  В верхней части рисунка условно представлены результаты деятельности трех предприятий, которые в совокупности отражают как бы весь конечный национальный результат. В качестве такового в рамках рыночного хозяйства выступает показатель валового внутреннего (национального) продукта (ВВП). Естественно стремление любого государства максимизировать величину этого важного национального критерия, но для этого необходимо, чтобы все работающие предприятия использовали для оценки своей деятельности такой критерий, который был бы производным от национального критерия, т.е. ВВП.
  Однако на самом деле они применяют в качестве критерия максимум прибыли, нарушает согласованность интересов национальной экономики в целом и интересов действующих предприятий.
  Как видно из верхней части рисунка, сумма оптимальных значений результатов деятельности предприятий не обеспечит максимизации ВВП, произойдет его недобор только потому, что экономические интересы государства и предприятий частично не совпадают. Чтобы эти интересы полностью совместить, надо изменить критерий оценки функционирующих предприятий, т.е. перейти к показателю вновь созданной стоимости. Это единственный критерий, способный совместить интересы всех хозяйствующих субъектов, включая интересы национальной экономики (нижняя часть рис. 5.10). Работая по такому критерию, все действующие фирмы будут автоматически обеспечивать лучший конечный национальный результат. Необходимо всячески разъяснять и пропагандировать введение в хозяйственный механизм рыночной экономики в качестве основного критерия деятельности предприятий максимума вновь созданной стоимости. Разумеется, большая роль в этом процессе принадлежит государству.
  Если использовать модель типа 4.5 для исчисления индекса прибыли и несколько ее преобразовать, то можно получить формулу для определения индекса вновь созданной стоимости. Она будет выглядеть следующим образом:
  (5.33)
  где R - индекс показателя вновь созданной стоимости;
  b, p, d, Kн, r, f - те же параметры по своему экономическому смыслу, которые использовались в модели типа 4.5;
  s - удельный вес заработной платы (со всеми начислениями) в себестоимости продукции базового периода;
  Кз - коэффициент изменения удельного веса заработной платы в себестоимости продукции в анализируемом периоде.
  Для того чтобы оптимизировать планово-управленческое решение по максимуму показателя вновь созданной стоимости, известным методом определим оптимальную цену товара и оптимальный объем его производства. Формулы для их исчисления имеют следующий вид:
  (5.34)
 
  (5.35)
 
 
  (5.36)
  В этих формулах Hф - коэффициент совокупного действия всех неценовых факторов, определяемый по формуле 5.13. Если сравнить между собой формулы для определения оптимальной цены товара при различных критериях, а именно формулы 5.20, 5.34 и 5.25, то легко установить, что самая большая цена товара имеет место при использовании критерия максимума прибыли (5.20), самая малая цена - при критерии максимума выручки (5.25), а при максимизации вновь созданной стоимости (5.34) цена товара будет иметь промежуточное значение между двумя указанными критериями - максимумом прибыли и максимумом выручки.
  Если использовать исходные данные сквозного примера, используемого при оптимизации решения, то можно наблюдать закономерность изменения важнейших оптимизационных параметров при различных критериях. Напомним эти исходные данные: p = 1,15; r = 0,6; f = 0,0; Кэц = 0,8; Кэд = 1,0; Д = 1,1; Uф = 0,4; a = 1,2; Кн = 1,0. Кроме того, дополнительно примем Кз = 1,0 и s = 0,3.
  Расчеты, произведенные по исходным данным, по соответствующим для каждого критерия формулам позволили составить для сравнения результатов табл. 5.9.
  Таблица 5.9
  Значения оптимизационных параметров при использовании различных критериев оптимизации
 
 
 Критерий оптимизации Максимум прибыли Максимум стоимости Максимум
 выручки Оптимальная цена, dоп 0,998 0,920 0,737 Оптимальный
 объем производства, bоп 0,953
  1,109
  1,475
  Индекс прибыли Ip 0,817 0,722 ? 0,226 Индекс вновь созданной стоимости IR 0,92
  0,951
  0,781
  Индекс выручки IB 0,951 1,021 1,087
  Из табл. 5.9 видно, что важнейшие показатели деятельности (выручка, прибыль, объем производства, цена товара) по критерию максимума вновь созданной стоимости занимают как бы промежуточное положение между критериями по максимуму прибыли и выручки. И хотя положение фирмы в рыночной ситуации не очень благоприятное, ибо снижаются и прибыль, и вновь созданная стоимость, все же можно по приведенным цифрам отдать предпочтение работе фирмы по критерию максимума вновь созданной стоимости. Конечный результат деятельности фирмы здесь самый высокий, и чтобы лучше это понять, переведем относительные цифровые показатели деятельности фирмы в абсолютные. При этом будем использовать данные все того же сквозного примера, но с учетом условных денежных единиц.
  Допустим, что выручка в базовом периоде составляет 1150; суммарные затраты - 1000; прибыль - 150; заработная плата (со всеми начислениями) - 300; прочие затраты - 700; вновь созданная стоимость (прибыль + заработная плата) - 450.
  Тогда данные табл. 5.9 можно пересчитать в абсолютные цифры и привести их в табл. 5.10.
  Нам представляется, что цифры, приведенные в табл. 5.10, в комментариях не нуждаются. Они подтверждают, что решение, принятое по критерию максимума вновь созданной стоимости, действительно наилучшее. Но чтобы предприятия на практике принимали свои планово-управленческие решения по данному критерию, необходимо пересмотреть налоговое законодательство. Оно должно быть построено с таким расчетом, чтобы предприятия были заинтересованы в максимизации вновь созданной стоимости. В этом видится существенное совершенствование государственного регулирования деятельности предприятий и налоговой политики.
  Таблица 5.10
  Значения результатов деятельности предприятия при работе по различным критериям оптимизации
 
 Важнейшие показатели
 деятельности предприятия Максимум прибыли Максимум
 вновь созданной стоимости Максимум выручки Выручка 1094,45 1174,26 1250,97 Суммарные затраты 971,92 1065,84 1284,99 Прибыль 122,55 108,42 ? 34,02 Заработная плата 291,58 319,75 385,49 Прочие затраты 680,34 746,09 899,49 Вновь созданная стоимость 414,13 428,17 351,48 Индекс прибыли 0,817 0,722 ? 0,226 Индекс заработной платы 0,971 1,065 1,285 Индекс вновь созданной стоимости 0,92
  0,951
  0,781
 
  5.8. Выработка планово-управленческого решения
  и управление фирмой при его реализации
  Любая действующая фирма стремится в процессе своей производственно-хозяйственной деятельности не только избежать риска убыточности результатов и банкротства, но и иметь возможность постоянно получать прибыль, обеспечить стабильность и надежность функционирования. При этом фирма не должна рассчитывать на положительную случайность и всю свою деятельность пускать на самотек. Ей необходимо постоянно следить за тем, чтобы волей обстоятельств не выйти на самые худшие значения прибылеобразующих параметров, всячески избегать рискованных действий, контролировать собственное поведение.
  Следовательно, прибыльность производства в огромной степени зависит от самого предприятия, от его рыночной стратегии и тактики ее реализации. Иначе говоря, для успеха в достижении цели производства нужно управлять деятельностью предприятия.
  При этом управление должно осуществляться не только на стадии выработки и принятия планово-управленческого решения, но и в процессе его реализации, т.е. путем оперативного контроля за ходом выполнения намеченных рубежей и активного вмешательства в случае негативного отклонения от плана.
  Как правило, на экономике предприятия отражается отрицательное совокупное влияние многочисленных внешних факторов. Это различные поставщики производственных ресурсов, потребители готовой продукции, конкуренты предприятия. Кроме того, большое влияние на положение любой фирмы оказывают федеральное и местное законодательство, состояние экономики государства в целом, темпы инфляции, обесценение национальной валюты, конъюнктура рынка и т.д. Бороться с этими многочисленными негативными факторами каждому конкретному предприятию приходится самостоятельно.
  Возникает вопрос: а может ли предприятие добиться положительного успеха в такой неравной схватке? Как показывает международный опыт, не всем фирмам это удается. Одни из них разоряются, другие хотя и выживают, но влачат жалкое существование. Есть и такие фирмы, которые добиваются больших успехов в своей деятельности и их немало. Видимо, многое зависит от того, какие планово-управленческие решения фирма принимает, и как затем они реализуются.
  Имея информацию о состоянии рынка в базовом периоде, информацию о деятельности фирмы в прошлом, проведя необходимые маркетинговые исследования и сделав объективный прогноз конъюнктуры рынка на плановый период, фирма может оптимизировать свою деятельность в будущем. В этом и есть смысл управления фирмой на стадии выработки и принятия планово-управленческого решения.
  Но на этой стадии оптимизационный прогноз может оказаться для фирмы неблагоприятным. Поэтому надо уметь его выправить, создать условия перехода к такому плановому решению, при котором, в случае его выполнения, фирма способна добиться успеха.
  Если перейти на параметрический уровень, то можно четко сформулировать основные направления управленческих решений для обеспечения рентабельного, а еще лучше - высокорентабельного ведения хозяйства:
  • управление затратами (переменными и постоянными);
  • управление доходами потребителей продукции;
  • управление поведением конкурентов;
  • управление нормативными параметрами эластичности спроса товара;
  • управление качеством выпускаемой продукции;
  • управление долей рынка при продаже товаров;
  • управление оперативным регулированием производства;
  • управление информационным обеспечением производства.
  Рассмотрим механизм действия каждого направления.
  Управление затратами. Из богатой предпринимательской практики, а также на основе математической модели типа 4.5 или 4.6 легко установить, что худшие результаты прибыли при прочих равных условиях будут тогда, когда затраты максимальные, а лучшие - наоборот, когда затраты минимальны.
  Следовательно, стремление предприятий по возможности снизить затраты обеспечит им существенную положительную отдачу. Другими словами, данный фактор имеет большое влияние на величину прибыли, и каждое предприятие должно стремиться его использовать в наибольшей степени, т.е. управлять целенаправленно величиной затрат как переменных, так и постоянных.
  Затраты предприятия обусловлены ценами на используемые производственные ресурсы и рабочую силу, а также расходом этих ресурсов на выпуск продукции. Воздействовать положительно на цены ресурсов у предприятия обычно возможностей нет. Цены постоянно растут из-за имеющейся практически во всех странах инфляции. Ее влияние на удорожание ресурсов очень значительно, поскольку природное сырье приходится добывать все дальше и глубже под землей, в необжитых районах.
  Но есть и другой фактор, на который любое предприятие не только может, но и должно воздействовать в собственных интересах. Речь идет о сокращении расхода используемых ресурсов на выпуск продукции. Для снижения таких затрат предприятия должны шире применять в производстве достижения научно-технического прогресса, современную прогрессивную технологию производства, создавать менее материалоемкие конструкции, использовать современные высокопрочные материалы и т.п.
  За счет использования этого фактора, который обеспечивает значительное ресурсосбережение, можно существенно сократить негативное влияние роста цен на используемые ресурсы и сдерживать таким образом нежелательное повышение затрат на производство.
  Управление доходами потребителей. Анализ модели цены товара (формула 5.18) позволяет сделать вывод о том, что доходы потребителей как фактор управления прибылью играют чрезвычайно важную роль. Повышение таких доходов увеличивает покупательную способность и содействует росту спроса на продукцию. Это, пожалуй, самый действенный фактор.
  По сути дела доходы потребителей в экономическом смысле есть их платежеспособность. Следовательно, управление доходами потребителей надо перевести в плоскость управления их платежеспособностью, что в каком-то смысле выглядит абсурдным и малореальным. И здесь каждое предприятие должно предпринять определенные эффективные действия.
  Мировой рыночный опыт позволяет использовать в отечественной экономике различные методы, приемы и средства, направленные на повышение платежеспособности потребителей, такие как:
  • продажа товаров в кредит;
  • лизинговые платежи потребителей за аренду и использование товаров;
  • получение производителями за свой товар определенных товарно-материальных ценностей, имеющихся у потребителей;
  • получение предприятием за свой товар некоторой доли имущества потребителей или участия в распоряжении их доходами.
  Все эти меры так или иначе увеличивают платежеспособность потребителей, но использование их должно быть тщательно экономически и финансово обосновано. Следовательно, в определенном смысле и доходами потребителей тоже можно управлять на уровне данного предприятия.
  Управление поведением конкурентов. В рынке, как известно, много факторов неопределенности, и фирма - производитель продукции должна как можно точнее их прогнозировать. Причем особенно важно предвидеть поведение конкурентных фирм, влияние которых на рыночную ситуацию весьма ощутимо.
  Поведение конкурентов может проявляться во множестве используемых факторов, методов, средств, инструментов. Здесь к таким факторам можно отнести действия конкурентов, связанные с изменениями в области организации и управления производством, с постановкой на производство новых моделей продукции, с повышением ее качества, изменениями объема выпускаемой продукции и т.д.
  Все это так или иначе будет влиять на рыночную ситуацию и, следовательно, на состояние конкретной фирмы, если она будет проявлять пассивность.
  Чтобы не оказаться в незавидной ситуации, фирма должна постоянно следить за рынком и особенно - за поведением конкурентов. Зная о намерениях конкурентов, фирма сможет предпринять определенные меры, направленные на нейтрализацию их действий.
  Любые действия конкурентов в конечном счете находят отражение в многопараметрической модели прибыли типа 4.5 или 4.6 и проявляются там через количественные изменения отдельных параметров или их совокупности. Поэтому можно с достаточной точностью прогнозировать рыночную ситуацию при различных действиях конкурентов и предусматривать изменение собственного поведения согласно принятому оптимальному планово-управленческому решению.
  Рассмотрим, как должна вести себя фирма в конкретной рыночной ситуации, возникающей вследствие изменения конкурентами объема производства и поставки на рынок совокупной товарной массы. Для этой цели достаточно использовать формулы 5.20, 5.21 и 5.22, задав количественные значения постоянным параметрам и изменяя величину прогнозируемого параметра. В качестве постоянных параметров примем:
  p =1,2; r =0,6; Кэц = Кэд = 1,2; Д = 1,15; Кн = 1,25; f = 0,14.
  Для исследования взят случай, когда в условиях инфляции в анализируемом периоде возрастают переменные затраты фирмы на 25% и постоянные затраты - на 14%. Это, как уже было ранее установлено, вызовет увеличение себестоимости продукции на 20,6%. Кроме того, исходным условием принято увеличение доходов потребителей на 15%.
  Проанализируем, как должна вести себя фирма при различных моделях рынка (монополия, олигополия, монополистическая конкуренция, совершенно конкурентный рынок), если конкуренты будут менять объем товарной массы, поставляемой на рынок.
  Первый параметр математической модели задается величиной Uф, второй - величиной а.
  Расчеты, произведенные по указанным выше формулам, дали следующие результаты (табл. 5.11).
  Начнем анализ представленной в табл. 5.11 информации с совершенно конкурентного рынка, где доля фирмы составляет Uф = 0,01 и менее.
  Если рассматривать этот вариант в чисто теоретическом плане, то табличная информация свидетельствует, что даже незначительные изменения в рыночной массе, которые осуществят все конкуренты в совокупности, оказывает резкое влияние на величину оптимального объема производства. Так, изменения рыночной массы а в диапазоне 0,7-1,3 ведут к колебаниям оптимального объема производства продукции bоп от 47 до 17, при этом индекс прибыли изменится от 107 до 12,4. Однако при этом колебания в оптимальных ценах dоп не очень значительны: от 1,015 до 0,77.
  Логически здесь все понятно и предсказуемо. Действительно, если конкуренты, на долю которых приходилось в базовом периоде 99% товарной массы рынка, снизят прибыль на 30%, то это позволит фирме в анализируемом периоде заполнить образовавшуюся пустоту, увеличив объем своего производства в 107 раз. При этом цена товара возрастет незначительно - всего на 1,5%.
  С увеличением товарных поставок на рынок от 0,7 и далее рыночная ниша постепенно заполнится конкурентами, а оптимальные показатели фирмы соответственно будут ухудшаться. Оптимальная цена упадет, снизится оптимальный объем производства, уменьшится прибыль.
  Таблица 5.11
  Параметры оптимального поведения фирмы при изменении действий конкурентов
 Рыночная доля фирмы Uф Показатели
 оптимального решения Количественные значения параметров
 оптимального решения фирмы 1 2 3
 
 0,01 Коэффициент а
 Цена dоп
 Объем bоп
  Индекс прибыли Iоп 0,7
 1,01
 47
 107 0,8
 0,97
 42
 86 0,9 0,93 37
 66 1,0 0,89 32
 49 1,1
 0,85
 27
 34,3 1,2 0,81
 22
 22 1,3
 0,77
 17
 12,4 0,1
  Коэффициент а
 Цена dоп
 Объем bоп
 Индекс прибыли Iоп 0,7 1,04 5,0 10,2 0,8 1,00 4,5 8,1 0,9 0,97 4,1 6,1 1,0 0,93 3,65 4,4 1,1 0,893,2 2,84 1,2 0,85
 2,75 1,5 1,3 0,82 2,3 0,36 0,2
  Коэффициент а
 Цена dоп
 Объем bоп
 Индекс прибыли Iоп 0,7 1,07 2,67 4,87 0,8 1,04 2,47 3,84 0,9 1,0
 2,27 2,89 1,0
 0,97 2,07 2,02 1,1 0,941,87 1,23 1,2 0,9 1,67 0,526 1,3 0,87 1,47
 ? 0,1 0,3
  Коэффициент а
 Цена dоп
 Объем bоп
 Индекс прибыли Iоп 0,7
 1,1 1,88 3,13 0,8 1,07 1,78 2,49 0,9 1,04 1,66 1,89 1,0 1,01 1,55 1,32 1,1 0,98 1,43 0,82 1,2
 0,9
 1,67
 0,526 1,3 0,93 1,19
 ? 0,12 0,4
  Коэффициент а
 Цена dоп
 Объем bоп
 Индекс прибыли Iоп 0,7 1,13 1,51 2,29 0,8 1,1
 1,44 1,85 0,9 1,08 1,36 1,43 1,0 1,05 1,29 1,03 1,1 1,03 1,21 0,66 1,2 1,0 1,14 0,31 1,3 0,98 1,06
 ? 0,02
 0,5
  Коэффициент а
 Цена dоп
 Объем bоп
 Индекс прибыли Iоп 0,7 1,16
 1,28
 1,82 0,8 1,13
 1,24
 1,50 0,9 1,11
 1,19
 1,2 1,0 1,09
 1,14

<< Пред.           стр. 10 (из 18)           След. >>

Список литературы по разделу