<< Пред.           стр. 6 (из 18)           След. >>

Список литературы по разделу

  13. Приведите примеры различных проектов по степени ограничений используемых ресурсов.
  14. Как различаются проекты по месту и условиям их реализации?
  15. Чем характерны международные проекты?
  16. Что такое жизненный цикл проекта?
  17. Что относится к основной деятельности по проекту?
  18. Что такое обеспечение проекта? Какие его виды вам известны?
  19. Что включает в себя предынвестиционная фаза основной деятельности проекта?
  20. Какие этапы составляют инвестиционную фазу основной деятельности проекта?
  21. Перечислите этапы эксплуатационной фазы основной деятельности проекта.
  22. Ликвидационная фаза проекта и ее основные этапы.
  23. Какую долю в среднем занимают отдельные этапы в предынвестиционной и инвестиционной фазах проекта?
  24. Назовите ресурсы, используемые в процессе реализации проекта.
  25. Какие ресурсы и с какой цикличностью используются в эксплуатационной фазе проекта?
  26. Что такое текущие затраты и в какой фазе проекта они присутствуют?
  27. Каковы признаки используемых при открытии нового дела ресурсов? Как называется совокупность этих ресурсов?
  28. Что можно отнести к инвестициям? В какой форме они выступают?
  29. Укажите важнейшие направления расходования инвестиций.
  30. Что такое технологическая структура инвестиций? Какие статьи затрат занимают в технологической структуре наибольший удельный вес?
  31. Укажите основные источники финансирования инвестиций.
  32. Какие признаки переходного периода в российской экономике характеризуют условия инвестирования?
  33. Выделите наиболее важные особенности, сдерживающие объемы вложений в российскую экономику.
  34. Что сдерживает иностранные инвестиции в экономику России в переходный период?
  35. Что понимается под термином "инжиниринг"?
  36. Какую цель преследует инжиниринг на предприятии?
  37. Что такое реинжиниринг?
  38. В чем существенное отличие реинжиниринга от инжиниринга?
  39. Какие два направления реинжиниринга можно выделить на предприятии?
  40. В чем основная причина несоответствия расчетного эффекта от фактического при проектировании новой модели продукции?
  41. Что такое системный подход при анализе проектируемой продукции?
  42. Приведите конкретные примеры производственно-эксплуатационных систем.
  43. Перечислите элементы эксплуатационной системы. Выделите в ней слабые звенья, лимитирующие возможности повышения эффективности эксплуатации всей системы.
  44. Что такое резервы совершенствования продукции? Назовите их основные направления.
  45. Что из себя представляют резервы технические, реальные и экономические по совершенствованию продукции?
  46. Что следует понимать под резервами действительными и потенциальными, под активными и пассивными?
  47. Перечислите основные направления по повышению фактической производительности продукции, повышения ее долговечности, сокращения затрат на ее производство и последующую эксплуатацию.
  48. Что такое показатель фактической производительности изделия и чем он отличается от показателя паспортной производительности?
  49. Как рассчитать годовой фактический объем работы изделия?
  50. Как рассчитать годовой паспортный объем работы изделия?
  51. Как рассчитать коэффициент повышения фактической производительности одного изделия?
  52. Дайте анализ соотношения паспортной производительности изделия с производительностью "узкого" звена эксплуатационной системы.
  53. Что такое холдинг-компания?
  54. Какие два типа холдинга вы можете назвать?
  55. Укажите основные недостатки холдинговых компаний второго типа.
  56. Как можно устранить недостатки холдинга второго типа?
  57. Какой мотивационный механизм можно предложить взамен холдинга? Чем характерен такой механизм? Что он несет предприятию и членам трудового коллектива?
  J8. Какие прогрессивные решения лежат в основе реорганизации предлагаемого мотивационного механизма?
  59. На каких предприятиях можно с успехом применить новый мотивационный механизм?
  60. Какие ограничения имеют место для более широкого распространения предлагаемого мотивационного механизма?
  61. Можно ли значительно сузить барьеры, ограничивающие возможность применения нового мотивационного механизма? От кого это зависит?
 
  Раздел 2. Затраты и результаты
  функционирования бизнеса
 
  Глава 4. Индикативно-информационное
  прогнозирование результатов
  производства
 
  4.1. Критерий и ограничения принятия решений в бизнесе
  В условиях рыночной экономики прибыль становится важнейшим критериально-оценочным показателем деятельности предприятия, основным элементом мотивационного механизма в области предпринимательства и бизнеса. Прибыль является источником материального благосостояния членов трудового коллектива, социального и производственного развития. Поэтому каждый предприниматель и трудовой коллектив будут стремиться к тому, чтобы всячески увеличить прибыль.
  Но для того чтобы сознательно и целенаправленно принимать организационно-технические и хозяйственно-управленческие решения, создавать благоприятные условия для реализации планов и программ по наращиванию прибыли, необходимо знать основные резервы и пути воздействия на их величину. Иначе говоря, надо четко представлять, от чего зависит величина прибыли, какие основные прибылеобразующие факторы и параметры оказывают на нее свое влияние, каково количественное влияние каждого фактора на конечный результат деятельности предприятия.
  В табл. 4.1 приводится классификация резервов повышения прибыли предприятия, а также факторов и путей реализации этих резервов. По каждому фактору для иллюстрации дается несколько примеров путей реализации резервов.
  Проанализируем информацию, представленную табл. 4.1. Рассмотрим выделенные резервы повышения прибыли, которые образуют две группы - поэлементные и комплексные.
  К поэлементным относятся такие резервы, как увеличение объема производства и реализации продукции; увеличение цены реализации продукции; сокращение затрат на производство продукции; структурные сдвиги в производимой и реализуемой продукции. Все эти резервы в той или иной степени могут быть реализованы посредством использования соответствующего фактора и конкретных путей, материализованных через внедрение тех или иных мероприятий. Поэлементные резервы - это в основном резервы тактические. Их реализация - дело менеджеров верхнего и среднего звена конкретного предприятия.
  Таблица 4.1
  Классификация резервов повышения прибыли предприятия и путей их реализации
 
 
 
 
 №п/п Факторы
 
 Путь реализации
 резервов Резервы повышенной прибыли поэлементные комплексные увеличение объема произ. повышение цен реализации снижение затрат на производство структурные сдвиги производимой продукции увеличение разницы между ценой и затратами увеличение произведения объема
 производства и прибыли от реализации единицы продукции 1 2 3 4 5 6 7 8 9
 
 1 Материально-технические 1.1 Использование более прогрессивных и экономичных предметов труда + 1.2 Применение более прогрессивного производительного технологического оборудования + + 1.3 Использование высокопроизводительной оснастки и инструмент + +
 
 
 2 Организационно- управленческие 2.1 Освоение производства новых, более совершенных видов продукции + + + + + + 2.2 Проведение модернизации и реконструкции предприятия + + 2.3 Разработка стратегии и тактики деятельности предприятия + + + + + + 2.4 Информационное обеспечение процесса принятия решения + +
 3 Экономи-ческие 3.1 Планирование деятельности предприятия + + + 3.2 Экономическое стимулирование производства + + + 3.3 Анализ и поиск внутрипроизводственных резервов + + +
 4 Социаль-ные 4.1 Облегчение условий труда + 4.2 Повышение квалификации работников + 4.3 Организация питания работников 4.4 Организация отдыха и оздоровление работников +
 
 5 Экологические 5.1 Выпуск экологически чистой и безопасной продукции + + + 5.2 Организация очистки сточных вод + + 5.3 Установка фильтров для очистки воздуха + + 5.4 Утилизация отходов производства + 5.5 Применение безотходной технологии + +
 6 Рыночно-коньюктур. 6.1 Формирование вкусов потребителей + + 6.2 Организация рекламы продукции + + 6.3 Формирование спроса на продукцию + + 6.4 Повышение конкурентоспособности продукции + + +
 
 Окончание табл. 4.1
 1 2 3 4 5 6 7 8 9
 7 Хозяйст-венно-правовые 7.1 Разработка законов о налогообложении + + + + + + 7.2 Разработка закона о правах потребителей + + + + + + 7.3 Разработка закона о собственности
  + + + + + +
 
 8 Аминистра-тивно-командные 8.1 Формирование госзаказа на выпуск продукции + + + + + + 8.2 Дотирование производства и потребление продукции + + + + + + 8.3 Индексация доходов, сбережений, цен + + + + + + 8.4 Издание положений, постановлений и пр., регламентирующих деятельность предприятия + + + + + +
  К комплексным (а они включают в себя два или более элементов, изменение которых имеет разнонаправленный характер: одна их часть при реализации улучшает конечный результат, а другая - ухудшает) относятся два важных резерва. Первый - резерв увеличения разницы между ценой реализации товара и затратами на его производство. Данный резерв образуется тогда, когда рост цены товара опережает рост затрат на его производство. Реализация этого резерва связана с повышением качества продукции, с постановкой на производство новых, более совершенных моделей выпускаемой продукции. По сути дела использование такого резерва приводит к повышению прибыли от продажи единицы продукции. Второй резерв - увеличение произведения объема производства продукции и единичной прибыли! Как правило, рост одного сомножителя этого произведения опережает снижение другого сомножителя, но так, что конечный результат возрастает. Нетрудно понять, что комплексные резервы - это в основном резервы стратегические. Их реализация связана с перспективой существования фирмы.
  Решение о задействовании этих резервов и выборе направления их использования, как правило, принимают высшие менеджеры фирмы или непосредственные ее хозяева. В принципе может быть несколько разных стратегических направлений функционирования предприятия. Одно из них заключается в том, что реализация товара осуществляется по максимально возможным ценам при минимально необходимом уровне объема его производства. Другое направление - полярно противоположное первому, заключается в том, что цены реализации устанавливаются минимально возможными, а объем производства продукции в связи с увеличением спроса на нее резко возрастает. Разумеется, могут быть предложены и другие стратегии поведения фирмы. Например, стратегия золотой середины, когда и цена реализации товара, и объем его производства устанавливаются на уровне между двумя указанными положениями поближе к середине. Естественно, могут быть приняты и иные возможные стратегии со смещением цен и объема производства от середины в ту или иную сторону.
  Следует сказать о факторах и путях реализации резервов. Представленный перечень позволяет дифференцировать их по признаку места источника действия. Нетрудно заметить, что первые пять факторов из перечня относятся к внутрифирменным (материально-технические, организационно-управленческие, экономические, социальные, экологические). Остальные три фактора (рыночно-конъюнктурные, хозяйственно-правовые, административно-командные) являются внешними по отношению к фирме. Их действие связано с рыночной конъюнктурой, законодательными и властными структурами. Роль таких факторов в использовании существующих резервов повышения прибыли исключительно велика. По сути дела - это регуляторы производства, действие которых может его стимулировать, а может угнетать, сдерживать.
  Процесс управления прибылью зависит как от использования действующих факторов, так и от использования последствий, зеркальным отображением чего является изменение информации на параметрическом (элементном) уровне. Именно изучение информационного обеспечения планово-управленческих решений - ключевая задача экономически грамотного управления конечным результатом производства. В качестве такового в данной работе принята балансовая прибыль (или чистая прибыль) предприятия как в краткосрочном, так и в долгосрочном периодах. При этом изучение материала построено в сравнении с базовым уровнем, который принят как некоторая константа.
  Индикативно-информационное прогнозирование прибыли характеризуется ожидаемым размером прибыли предприятия при условии, что будут выдерживаться все запланированные прибылеобразующие параметры. Тогда на предприятии можно будет получить ту прибыль, которая для него представляет интерес. Одновременно будет известна информация о величине параметров деятельности предприятия, содействующая получению желаемой прибыли.
  Вместе с тем рыночное программирование и оптимизациям планово-управленческих решений позволяет управлять прибылью предприятия с позиций неопределенности рынка, вероятности попадания в определенную рыночную ситуацию. При этом выбор лучшего решения может быть основан на разных критериях оптимизации.
  К таковым критериям кроме прибыли, особенно в условиях тактической реализации стратегического решения, можно отнести:
  • максимум чистой прибыли;
  • максимум валового дохода;
  • максимум чистого валового дохода;
  • максимум рентабельности производства;
  • максимум выручки предприятия.
  Для оптимизации принимаемого планово-управленческого решения необходимо учитывать и существующие в любом производстве ограничения. В принципе можно установить множество различных ограничений, так или иначе сдерживающих возможности производства и снижающие конечные его результаты. Это могут быть, например, ограничения:
  • производственной мощности предприятия;
  • в области используемых разнообразных ресурсов (например, по рабочей силе определенной профессии, специальности и квалификации, по отдельным материальным ресурсам, по комплектующим, топливу, энергии, времени изготовления продукции и поставки ее потребителям и т.п.);
  • по фонду заработной платы членам трудового коллектива;
  • по объему производства продукции;
  • по величине общих затрат предприятия;
  • по величине производственного риска.
  Поиск и последующее принятие лучшего планово-управленческого решения сопряжено с большим объемом вычислительных операций. Поэтому без экономико-математического имитационного моделирования и последующей компьютеризации расчетных работ решить эту важнейшую современную проблему не представляется возможным. Именно решению этой задачи и посвящается последующий материал.
 
  4.2. Построение параметрической модели
  прибыли предприятия
  Определим индекс прибыли предприятия для однономенклатурного производства как отношение прогнозируемой прибыли анализируемого периода к прибыли прошлого базового периода.
  Такое отношение можно представить в следующем виде:
  (4.1)
  где I - индекс прибыли;
  Пб - прибыль базового периода;
  Па - прибыль анализируемого периода.
  Прибыль от реализации товарной продукции базового и анализируемого периодов определяется по формулам
  Пб = Nб (Цб ? Сб); (4.2)
 
  Па = Nа (Ца-Са). (4.3)
 
  Подставим 4.2 и 4.3 в формулу 4.1 и получим:
  (4.4)
  где: Nб и Na - объем производства и реализации продукции в натуральном выражении соответственно в базовом и анализируемом периодах;
  Цб и Ца - цены реализации единицы товарной продукции соответственно в базовом и анализируемом периодах;
  Сб и Са - себестоимость единицы продукции соответственно в базовом и анализируемом периодах.
  Последовательно подставляя в формулу 4.1 выражения, стоящие в табл. 4.2, получим:
 
 
  где Спер - переменные затраты на единицу товарной продукции базового периода;
  Спор - условно-постоянные затраты в абсолютном выражении на выпуск товарной продукции базового периода;
  ?Спор - прирост условно-постоянных затрат в анализируемом периоде;
  Кн - коэффициент изменения переменных затрат базового периода в анализируемом периоде.
  В окончательном виде полученное выражение можно записать:
  (4.5)
  Таким образом, получена одна из двух параметрических моделей индекса прибыли, которая может быть использована для индикативного прогнозирования ее абсолютной величины.
  Таблица 4.2
  Формулы для определения параметрических показателей, формирующих прибыль предприятия в
  однономенклатурном производстве
 
 Обозначение показателя Наименование показателя
  Вид формулы
  Номер
 формулы
  B Коэффициент изменения объема производства и реализации товарной продукции
 b = Nа : N6
 
 4.7
 
  P Коэффициент рентабельности производства товарной продукции в базовом периоде
 p = Цб : Сб
 
 4.8
 
  D Коэффициент изменения цены реализации товарной продукции d = Ца : Цб 4.9
 
  С6 Себестоимость единицы товарной продукции в базовом периоде Сб = Спер + Спер : Nб
  4.10
 
  R Коэффициент переменных затрат
 в базовом периоде r = Спер : Сб 4.11
 
  Са Себестоимость единицы товарной
 продукции в анализируемом периоде
 4.12
  f Коэффициент изменения постоянных затрат в анализируемом периоде
 
 4.13
  g
  Коэффициент изменения себестоимости продукции базового периода под влиянием изменения ее переменных составляющих
 
 4.14
 
  Если в полученную формулу вместо выражения Кн • r подставить равное ему значение из табл. 4.2, то можно получить вторую параметрическую модель, адекватную первой. Она будет иметь следующий вид:
 
  (4.6)
  Обе модели равнозначны, и выбор какой-то из них для конкретного прогнозирования прибыли зависит от обстоятельств и наличия исходной информации.
  Проведем экспериментальную проверку точности полученных математических моделей с использованием конкретных данных условного примера. Пусть в базовом периоде предприятие имело следующие показатели деятельности:
  • объем производства и реализации продукции N6 = 1200;
  • цена реализации единицы продукции Цб = 11,5;
  • себестоимость единицы продукции Сб = 9,8.
  • переменные затраты на единицу продукции Спер = 5,5;
  • условно-постоянные затраты Спос = 5160.
  По исходным данным по формуле 4.2 определим прибыль предприятия:
  Пб = 1200 (11,5 ? 9,8) = 2040.
  В анализируемом периоде получены следующие результаты:
  Na = 1365; Ца = 11,7; Кн = 0,97; ? Спос = 965.
  По имеющимся данным определим себестоимость единицы продукции в анализируемом периоде Са (формула 4.12):
 
 
  Теперь по формуле 4.3 можно определить прибыль предприятия в анализируемом периоде:
  Па = 1365 (11,7 - 9,8222) = 2563,2.
  Отсюда легко определяется индекс прибыли по формуле 4.1:
 
  Проверим, совпадут ли результаты расчета индекса прибыли. прямым счетом (как было уже сделано) и путем использования двух параметрических моделей. Для этого предварительно определим по соответствующим формулам необходимые коэффициенты: р = 11,5 : 9,8 = 1,1735; b = 1365 : 1200 = 1,1375; d = 11,7 : 11,5 = 1,01739; r = 5,5 : 9,8 = 0,5612; f = 965 : 5160 = 0,18702; g = 0,97 • 0,5612 + (1 - 0,5612) = 0,98316.
  Используя полученную информацию, определим индекс прибыли по формулам 4.5 и 4.6:
 
 
 
 
  Как видим, полученные результаты точно совпали, что свидетельствует о точности полученных параметрических моделей. Однако вспомним, что параметрические модели типа 4.5 и 4.6 были получены для предприятий, выпускающих продукцию одного наименования (одной номенклатурно-ассортиментной позиции) или многих наименований, но формирующих определенный комплект. И хотя таких предприятий немало (например, предприятия горнодобывающих отраслей, нефтеперерабатывающей и газодобывающей промышленности, леспромхозы и т.п.), они все же занимают незначительный удельный вес среди всех действующих предприятий. Возникает вопрос можно ли воспользоваться такими моделями для предприятий, выпускающих более одной номенклатурно-ассортиментной позиции продукции? Математические расчеты показали, что можно. Но при этом значения входящих в модели параметров должны определяться по формулам из табл. 4.3. Они учитывают структурные сдвиги выпускаемой предприятием продукции при переходе из базового в анализируемый период.
  Формулы табл. 4.3 учитывают по указанным периодам следующее количество выпускаемой продукции:
  т - количество номенклатурно-ассортиментных позиций выпускаемой продукции базового периода, снимаемой с производства в анализируемом периоде;
  п - количество номенклатурно-ассортиментных позиций выпускаемой продукции в базовом и анализируемом периодах (полностью сопоставимая продукция);
  L - количество номенклатурно-ассортиментных позиций вновь освоенной продукции, выпускаемой только в анализируемом периоде.
  Таблица 4.3
  Формулы для определения параметрических
  показателей, формирующих прибыль предприятия, в многономенклатурном производстве
 
 Показатели Вид формулы Номер формулы 1 2 3
 
 Коэффициент b
 
 4.15
 
 Коэффициент р
 
 4.16
 
 Коэффициент d
 
 4.17
 
 Коэффициент g
 
 4.18
 
 
 Окончание табл. 4.3
 
 
 Коэффициент r
 
 4.19 Коэффициент f 4.20 Индекс "i" означает номер номенклатурно-ассортиментной позиции товарной продукции, выпускаемой в базовом и анализируемом периодах.
 
  Использование полученных параметрических моделей позволяет решать многие теоретические и прикладные функциональные задачи информационно-индикативного направления.
 
  4.3. Исследование закономерностей изменения
  прибыли предприятия
  Определение прибыли предприятия путем прямого счета позволяет получить информацию о ее искомой величине только для, одного рассматриваемого варианта. Однако такой расчет не дает возможности установить закономерность изменения прибыли, если какой-то (или какие-то) параметр будет варьировать. Такую возможность можно получить только при использовании для исследовательских целей полученных параметрических моделей типа 4.5 и 4,6.
  Возьмем модель типа 4.6 и покажем на примере изменения объемов производства и реализации товарной продукции закономерность изменения прибыли предприятия.
  Предположим, что в базовом периоде предприятие имело коэффициент рентабельности p = 1,16 и коэффициент переменных затрат r = 0,6. С целью повышения эффективности производства предприятие запланировало внедрить ряд мероприятий по снижению затрат на производство продукции. Это позволит ему получить соответствующий коэффициент изменения себестоимости g = 0,98. Одновременно для повышения спроса на свою продукцию, предприятие решило снизить на нее цены и получить соответствующий коэффициент в размере d = 0,95.
  Определим, как изменится прибыль предприятия при изменении объемов производства и реализации продукции.
  По формуле 4.6 определим индекс прибыли предприятия только для одного варианта, когда объем производства увеличится на 15% (т.е. b = 1,15) при неизменных условно-постоянных затратах (т.е. f = 0).
 
  Таким образом, несмотря на то, что предприятие снизит цену реализации своей продукции на 5%, его прибыль возрастет по сравнению с базовым периодом на 25,2%.
  По аналогии можно рассчитать индекс прибыли для других значений объемов производства и реализации продукции, начиная с b = 1,0 до b = 1,45 с шагом изменения этого коэффициента 0,05. Результаты расчетов представлены в табл. 4.4.
  Таблица 4.4
 
  Закономерность изменения индекса прибыли предприятия с изменением объема производства и реализации продукции
 
 Исходные данные p = 1,16 r = 0,6 d = 0,95 g= 0,98 f =0,0 Коэффициент b 1,0
  1,05
  1,10
  1,15
  1,20
  1,25
  1,30
  1,35
  1,40
  1,45
  1,50
  Индекс прибыли I 0,76
  0,92
  1,08
  1,25
  1,41
  1,57
  1,74
  1,90
  2,06
  2,23 2,39
 
  Полученные результаты свидетельствуют о том, что если, во-первых, объем производства и реализации продукции в анализируемом периоде оставить на уровне базового периода, то произойдет существенное снижение прибыли, примерно на 24% (при b = 1,0; I = 0,762). Во-вторых, с ростом объема производства продукции на каждые 0,05 пункта индекс прибыли растет значительно быстрее и составляет примерно 0,163 пункта, т.е. налицо опережение в три с лишним раза. Это свидетельствует о высокой эффективности управленческих решений, связанных с увеличением объема производства и реализации товарной продукции.
  Хотя табличная информация и дает некоторое представление об искомой закономерности изменения прибыли предприятия, она значительно уступает графику. Информационная емкость графического представления искомой закономерности столь велика и значима, что о ней следует повести особый разговор.
  Графическая иллюстрация расчетов прибыли открывает принципиально новые возможности в анализе, в исследованиях, при поиске закономерностей и предельных границ изменения отдельных прибылеобразующих параметров. Поэтому графика - важная составляющая познания причинно-следственных связей и глубокого понимания программирования и прогнозирования прибыли предприятия. Ее освоение, умение пользоваться ее возможностями открывает перед управленческими службами любого предприятия новые горизонты поиска и реализации резервов повышения прибыли и эффективности производства.
  На рис. 4.1 представлен один из возможных вариантов изображения индекса прибыли с помощью графического метода, обладающего высокой информационной емкостью. Рисунок состоит из двух частей - верхней и нижней. Верхняя часть связывает между собой изменения в цене и себестоимости продукции. Первый из указанных параметров обозначен - d, второй - g. Количественное сочетание этих параметров обеспечивает вход в нижнюю часть рисунка, состоящую из двух зон и четырех подзон. Первая и вторая подзоны - часть графика, расположенная левее нулевой вертикальной линии, третья и четвертая подзоны - правее от этой вертикали.
  Левая зона - зона рентабельного, прибыльного производства, правая зона - убыточного производства. Но и в этих зонах не все части равнозначны.
  Первая подзона - это рост прибыли, процветание и благополучие, успех предприятия и всей его деятельности. Попадание во вторую подзону означает падение прибыли по сравнению с базовым периодом. Это как бы предостережение предприятию о грозящей ему опасности: будьте осторожны, взвешивайте свои управленческие решения, подумайте о последствиях!
  Третья подзона находится в убыточной зоне. Она предупреждает фирму о грядущей беде, необходимости принятия срочных мер по совершенствованию производства и рационализации продукции, об изменениях стратегии и тактики в области принятия управленческих решений. Попадание на этот участок ? сигнал бедствия, преддверие беды.
  И наконец, четвертая подзона означает одно: это прямой путь к разорению, к полному банкротству. Сюда лучше не попадать!
 
 
 
  Рис. 4.1. Закономерность изменения индекса прибыли фирмы под действием прибылеобразующих факторов
 
  Построив зоны и все необходимые между ними границы, с использованием параметрической модели рассчитывают индексы прибыли с определенным шагом изменения объемов производства продукции (как было сделано в табл. 4.4). Полученные точки соединяют и получают кривую, которая характеризует искомую закономерность.
  В принципе возможны два вида кривых (обе они представлены на рис. 4.1). Первый тип - кривая, идущая слева вверх направо (в большей своей части она расположена в рентабельной зоне), второй тип - кривая, идущая слева вниз направо (большая ее часть находится в убыточной зоне).
  Нетрудно понять, что графика, при умелом ее использовании, может стать незаменимым инструментом для выработки стратегии развития производства и тактики ее реализации.
 
  4.4. Границы безубыточности производства
  Одним из важнейших условий успешного ведения своего хозяйства является безубыточность производства. При этом следует различать абсолютную и относительную безубыточность.
  Абсолютная безубыточность представляет собой такое производство, при котором прибыль больше нуля. Границей перехода из безубыточного в убыточное производство является прибыль, равная нулю. Следовательно, если принять индекс прибыли I = 0, то, используя параметрическую модель, можно установить границу абсолютной безубыточности производства.
  Произведем эту операцию с применением модели типа 4.6.
 
  Из этого выражения можно определить границу абсолютной безубыточности производства по любому параметру, т.е. по цене продукции, по её себестоимости, по объёму производства.

<< Пред.           стр. 6 (из 18)           След. >>

Список литературы по разделу