<< Пред.           стр. 7 (из 18)           След. >>

Список литературы по разделу

  Простейшие алгебраические преобразования записанной выше формулы дают следующие результаты количественных границ абсолютной безубыточности производства:
 
  ( 4.7)
 
 
  (4.8)
 
 
  (4.9)
 
  Экономический смысл значений этих параметров показывает, что работа предприятия будет прибыльной, если будут выдерживаться зафиксированные количественные условия, представленные в выражениях (4.7-4.9).
  Пример. Пусть предприятие в базовом периоде имело следующие исходные параметры: p = 1,15 и r = 0,5. Определить, при каком объеме производства продукции будет обеспечена абсолютная безубыточность, если планируется увеличить цену реализации на 2%, и на столько же снизить себестоимость продукции. Постоянные затраты остаются без изменения.
  Для этих исходных данных (d = 1,02; g = 0,98; f = 0,0) определим по формуле 4.9 условие абсолютной безубыточности производства:
 
  Это значит, что предприятию, чтобы получить хотя бы небольшую прибыль, т.е. прибыль больше нуля, достаточно произвести продукции больше чем на 72,2% от базового объема производства.
  Относительная безубыточность характеризуется таким состоянием производства, при котором полученная предприятием прибыль будет не меньше объемов ее базовой величины. Следовательно, чтобы определить границу относительной безубыточности, надо принять индекс прибыли f = 1. Тогда, используя параметрическую модель типа 4.6, можно записать:
 
  Из полученного выражения определим границу относительной безубыточности производства по любому из Параметров модели.
  Алгебраические преобразования позволяют получить следующие выражения для определения относительной безубыточности производства:
  (4.10)
 
  (4.11)
 
  (4.12)
 
  Полученные выражения по экономическому смыслу представляют условия, соблюдение которых позволяет получить прибыль не меньше, чем она была в базовом периоде.
  Пример. Пусть предприятие в базовом периоде имело рентабельность производства 25% (p = 1,25) и коэффициент переменных затрат r = 0,6.
  Для повышения конкурентоспособности своей продукции предприятие повысило ее качество, затратив на это дополнительные ресурсы. Это привело к повышению себестоимости на 15% (т.е. g = 1,15). Одновременно предприятие решило снизить цену на свою продукцию на 10% (т.е. d = 0,9). Определить, при каких условиях предприятие сможет получить прибыль в плановом периоде не ниже, чем в базовом, если условно-постоянные расходы не изменяются (т.е. f = 0,0).
  Для решения этой задачи воспользуемся формулой 4.12:
 
  Полученный результат говорит о том, что предприятие при столь жестких исходных условиях может получить прибыль не ниже, чем в базовом периоде, если сможет произвести и реализовать продукции в анализируемом периоде более чем на 73,3 %
  Этот пример многому может научить предпринимателя. Его смысл заключается в том, что не следует бояться снижать цены на свои товары и нести дополнительные затраты на повышение их качества. Потери прибыли при этом могут быть компенсированы, и можно даже получить более высокую прибыль. И в этом можно убедиться на рассматриваемом примере, если принять что объем реализации продукции при тех же исходных данных увеличится вдвое (т.е. b = 2,2),
  Для определения индекса прибыли можно воспользоваться параметрической моделью типа 4.6:
 
  Оказывается, можно существенно снизить цену на свой товар, можно и нужно повысить качество продукции, понеся при этом дополнительные затраты, если при этом значительно повысится продажа товаров. Тогда прибыль существенно может превысить базовый уровень. Недаром на рынке цивилизованных стран пользуется вниманием поговорка: "Не бойтесь занизить цену на свой товар, бойтесь ее завысить!".
  Вообще, в рынке, как известно, можно придерживаться различной ценовой политики. Можно, например, при очень высоких ценах на свой товар очень мало его продавать. Но максимально снизить цены и продать большое количество товаров. Это две крайности, две прямо противоположные ценовые политики. Между ними каждая фирма может выбрать какую-то промежуточную политику. Помочь фирмам найти свою нишу на рынке путем установления наиболее предпочтительных цен могут формулы типа 4.7-4.12.
 
  4.5. Неопределенность рыночной ситуации и
  надежность планово-управленческих решений
  В рынке прогноз тех или иных экономических и финансовых показателей даже на незначительную временную перспективу для всех предприятий носит вероятностный характер. Это связано с тем, что на величину этих показателей сильно влияют не только внутренние для предприятия факторы производства, но и многочисленные внешние факторы. Учесть их совокупное действие с абсолютной точностью - задача нереальная. Можно лишь примерно оценить возможную погрешность ожидаемой величины того или иного показателя в зависимости от рыночной ситуации. А эта ситуация, естественно, носит характер неопределенности.
  В таких жестких условиях функционирования предприятию очень важно так спланировать свою деятельность, чтобы хотя бы обеспечить абсолютную или относительную безубыточность производства, т.е. определить те условия, при соблюдении которых предприятие не окажется банкротом и получит прибыль не меньше, чем в базовом периоде.
  Одним из возможных оценочных показателей, который может быть применен в процессе выработки планово-управленческого решения на ближайшую перспективу (в пределах года) и который опосредованно будет отражать надежность такого плана, является показатель, названный нами страховым коэффициентом. Для каждого решения таких коэффициентов может быть несколько. С одной стороны, это коэффициенты по абсолютной и относительной безубыточности, а с другой - коэффициенты по цене товара, по затратам на его производство и по объему реализации продукции.
  Рассмотрим экономический смысл страховых коэффициентов и определим их величину на примере объема реализации продукции.
  Предположим, что предприятие планирует на ближайший квартал продавать свою продукцию по цене d, обеспечив затраты на ее производство в размере g. Объем производства и реализации продукции планируется установить на уровне b. По от-
 четным данным за прошлый квартал предприятие имело коэффициент рентабельности производства p и коэффициент переменных затрат r.
  В результате такого планово-управленческого решения индикативный прогноз прибыли предприятия составляет I. А это значит, что если все запланированные параметры будут выдержаны в процессе практической реализации плана, то предприятие получит ту самую прибыль, которую оно себе запрограммировало.
  Однако реальная экономическая жизнь и хозяйственная рыночная ситуация могут существенно изменить запланированные параметры, в частности изменить объем производства и реализации продукции. Предположим, что объем производства составит уровень, при котором наступает граница абсолютной безубыточности производства. Определим этот уровень как b0
  Формула 4.9 дает возможность установить, от чего и в каком размере объема реализации наступает искомая граница.
  Тогда величина страхового коэффициента составит:
 
  где b - объем реализации продукции плану (может быть однозначно определен из формулы 4.6 и заменен равным ему выражением);
  b0 - объем реализации продукции, при котором наступает граница абсолютной безубыточности производства, определяемый по формуле 4.9.
  Произведя соответствующие преобразования полученного выражения, получим значение страхового коэффициента абсолютной безубыточности по объему реализации продукции:
  (4.13)
  По аналогии определим величину коэффициента относительной безубыточности с использованием формул 4.6 и 4.12:
 
  где b1 - объем реализации продукции, при котором наступает граница относительной безубыточности производства.
  После преобразований получим:
  (4.14)
 
  Зададим конкретные числа и произведем расчет страховых коэффициентов по объему реализации продукции.
  Пусть предприятие в базовом периоде имело p = 1,15 и r = 0,5.
  Для анализируемого периода предприятие планирует обеспечить объем реализации продукции b = 1,2, затраты на уровне g = 0,98 и цену реализации d = 1,05. Условно-постоянные затраты не меняются (т.е. f = 0). Определим страховые коэффициенты для принятого планово-управленческого решения.
  По формуле 4.13 рассчитаем страховой коэффициент абсолютной безубыточности производства:
 
 
 
  По формуле 4.14 исчислим страховой коэффициент относительной безубыточности производства:
 
  Полученный результат свидетельствует о тех запасах прочности, которыми обладает плановая величина объема реализации продукции. Так, можно констатировать, что предприятие будет работать с прибылью, если объем реализации продукции в силу ряда внешних и внутренних причин не снизится против запланированной величины больше чем на 74,6% и превысит b0 = 0,687 (1,2 : 1,746 = 0,687).
  Можно также утверждать, что предприятие получит прибыль не ниже чем в базовом периоде, если объем реализации продукции снизится по сравнению с планом не больше, чем на 34,3% и превысит b1= 0,893 (1,2 : 1,343 = 0,893).
  Таким образом, страховые коэффициенты опосредованно сигнализируют предприятию, насколько надежно принятое планово-управленческое решение, какими запасами прочности оно обладает, какова вероятность того, что неопределенность рыночной ситуации может вывести предприятие из состояния устойчивости, стабильности, прибыльности работы. И чем выше эти коэффициенты, тем надежнее предприятие будет чувствовать себя в рынке.
  Проанализируем полученные зависимости (формулы 4.13 и 4.14) с точки зрения количественных значений страховых коэффициентов и установления закономерности их изменения. Прежде всего, отметим, что с увеличением планируемого объема реализации продукции, цен реализации и снижение плановой величины затрат (параметры будут технически, экономически и производственно обоснованы) значения страховых коэффициентов будут расти. Это вытекает из того, что все перечисленные параметры находятся в числителе формул по определению искомых коэффициентов. Интерес поэтому представляет анализ величины страховых коэффициентов в зависимости от исходных параметров p и r.
  Посмотрим, что будет происходить с величиной страховых коэффициентов, если изменять параметр r. Вначале проведем анализ по конкретным цифровым данным на основе значений параметров рассмотренного выше примера (т.е. для b = 1,2; d = 1,05; g = 0,98; p = 1,15; f =0). Результаты расчетов для разных значений параметра r приведены в табл. 4.5.
  Приведенные цифры говорят о том, что для условий рассматриваемого примера страховые коэффициенты по мере увеличения доли переменных затрат в себестоимости продукции неукоснительно возрастают. А как будет для других исходных условий производства? Не изменится ли найденная закономерность?
  Возьмем формулу 4.13 и проанализируем ее, предварительно несколько видоизменив:
 
 
  Таблица 4.5
  Закономерность изменения величины страховых коэффициентов в зависимости от коэффициента переменных затрат
 
 Исходные данные Значение
 коэффициента
  r Величина страховых коэффициентов абсолютной безубыточности относительной безубыточности b = 1,2 0,1 1,503 1,288 d = 1,05 0,3 1,59 1,309 g = 0,98 0,5 1,746 1,343 p = 1,15 0,7 2,11 1,407 f = 0,0 0,9 3,93 1,572
 
 
  Из полученного выражения однозначно следует, что чем больше коэффициент r, тем меньше знаменатель первого слагаемого и, следовательно, больше величина страхового коэффициента абсолютной безубыточности производства (ибо второе слагаемое остается постоянным). Аналогичный результат можно получить при анализе величины страхового коэффициента относительной безубыточности производства с той лишь разницей, что изменения искомых коэффициентов носят не столь выраженный характер.
  Что касается коэффициента рентабельности p, то, как следует из формулы 4.12, его увеличение будет повышать значение страхового коэффициента абсолютной безубыточности. И это вполне понятно, ибо, если предприятие в базовом периоде сработало с высокой эффективностью, то тем самым оно заложило более высокий уровень стабильной и безубыточной работы в будущем.
  Проведя соответствующие преобразования модели типа 4.6, можно получить формулы для определения страховых коэффициентов абсолютной и относительной безубыточности по цене и по себестоимости:
  (4.15)
 
  (4.16)
 
 
  (4.17)
 
  (4.18)
 
  где и - страховые коэффициенты абсолютной и относительной безубыточности по цене;
 
  и - страховые коэффициенты абсолютной и относительной безубыточности по себестоимости.
  Учитывая важность и высокую информационную значимость страховых коэффициентов, опосредованно и косвенно устраняющих неопределенность рыночной ситуации, а также способность выполнения ими функции определения запасов прочности планово-управленческого решения и вероятности безубыточности работы предприятия, можно рекомендовать ввести эти коэффициенты в практику бизнес? планирования производства.
 
  4.6. Компенсационные соотношения
  прибылеобразующих параметров
  Принимая различные варианты планово-управленческих решений, очень часто варьируют отдельными прибылеобразующими параметрами. Однако весьма полезно оперировать двумя параметрами-антиподами одновременно. Здесь имеются в виду такие пары, как "цена реализации - объем реализации", а также "затраты на производство - цена реализации". Нетрудно понять, что эти пары взаимосвязаны не только чисто физически в одной математической модели, но и экономически.
  Поэтому крайне важно знать, как изменение одного параметра из выделенной пары может быть компенсировано изменением другого параметра, но так, чтобы прибыль осталась на уровне базового периода. Познания в этой области могут быть полезны для быстрой оценки выгодности того или иного решения в условиях меняющейся конъюнктуры рынка как в области приобретения средств производства для своего бизнеса, так и в сфере реализации изготовленной продукции. Рассмотрение этого вопроса проведем на примере пары параметров "цена - объем реализации".
  Хорошо известно, что в условиях рыночных отношений действует непреложный закон: больше цена товара - меньше скорость его реализации, а следовательно, в определенную единицу времени должен быть сокращен объем производства данного товара с целью полной его реализации потребителю. Справедливо и обратное действие: меньше цена товара - больше скорость его реализации, увеличивается спрос на этот товар и, чтобы его удовлетворить, надо больше производить товарной продукции.
  Разумеется, снижение цены на товар приводит к сокращению получаемой прибыли и, чтобы эту потерю компенсировать, необходимо увеличить объем производства и реализации продукции. В этом случае как раз и возникает вопрос: насколько нужно его увеличить, каково компенсационное соотношение между сокращением одного параметра (цены реализации) и возрастанием другого (объема реализации)?
  Для ответа на этот вопрос воспользуемся основной формулой индекса прибыли 4.6 для определения компенсационного соотношения между двумя параметрами, имея в виду, что цену реализации понизим на величину ?d, а индекс прибыли примем I = 1 . Дополнительно примем g = 1 и f = 0. Тогда, после подстановки всех исходных данных в указанную формулу и простейших алгебраических преобразований, получим:
  (4.19)
  где ?b - необходимый прирост объема реализации с целью компенсации потерь прибыли при снижении цены реализации на ?d.
  Как видно из формулы, компенсационное соотношение между двумя параметрами зависит от коэффициента рентабельности производства в базовом периоде и коэффициента переменных затрат. На конкретном примере рассмотрим, как они действуют и влияют на искомое соотношение. Пусть p = 1,235 и r = 0,58. Определим прирост объема реализации продукции, компенсирующий потерю прибыли, если планируется снизить цену товара на ?d = 0,03 (т.е. на 3%). Подставим эти данные в формулу 4.19:
 
  Полученный результат трактуется следующим образом. При фиксированных исходных данных снижение цены товара на 3% компенсируется при формировании той же прибыли приростом объема производства и реализации продукции почти на 6%. Если этот прирост будет больше, то прибыль, несмотря на снижение цены реализации на 3%, будет прирастать, т.е. станет больше, чем была в базовом периоде.
  Проведенные расчеты по формуле 4.19 дали результаты, которые приведены в табл. 4.6.
  Таблица 4.6
  Компенсационный прирост объема реализации продукции в процентах при снижении цены товара на один процент
 
 Коэффициент переменных затрат, r Коэффициент рентабельности производства, p 1,05 1,15 1,25 1,5 1,75 2 0,1 1,105 1,109 1,09 1,07 1,061 1,053 0,2 1,235 1,21 1,19 1,154 1,129 1,111 0,3 1,4 1,353 1,316 1,25 1,207 1,176 0,4 1,615 1,533 1,47 1,363 1,296 1,25 0,5 1,91 1,77 1,666 1,5 1,4 1,333 0,7 3 2,555 2,27 1,875 1,666 1,538 0,8 4,2 3,285 2,777 2,143 1,842 1,666 0,9 7 4,6 3,57 2,5 2,06 1,82
  Как видно из табл. 4.6, компенсационная величина прироста объема реализации продукции снижается с увеличением коэффициента рентабельности и растет с увеличением коэффициента переменных затрат. Видно также, что количество процентов прироста объема реализации для компенсации потерь прибыли всегда больше единицы: незначительно больше - при небольших коэффициентах переменных затрат порядка r = 0,1 r ? 0,2, существенно больше, когда r > 0,7. При промежуточных значениях этого коэффициента компенсационный прирост объема реализации продукции составляет от 1,3 до 2,5%. И очень часто такой прирост объема производства и реализации не только для компенсации потерь прибыли, но и для ее наращивания, является оправданным. Это связано с одним из возможных стратегических направлений получения прибыли, когда снижаются цены на реализуемый товар, но существенно увеличивается скорость его продажи, растет товарооборот, а следовательно увеличивается объем производства продукции для поддержания на определенном уровне насыщенности рынка товарами в соответствии со складывающимся спросом. Такая стратегия способна не только воспроизвести прибыль на прежнем уровне, но и многократно его превысить. И та фирма, которая это поняла и применяет в своей деятельности, имеет, как правило, успех, выходит победителем в конкурентной борьбе с многочисленными производителями аналогичных и взаимозаменяемых товаров.
 
  4.7. Учет производственной мощности предприятия при прогнозировании прибыли
  Богатый мировой и отечественный опыт свидетельствует, что практически ни одно производство не остается таким, каким оно создано изначально. Каждое из них с течением времени постоянно находится в движении и развитии, совершенствуется и технически, и организационно. Для этого существуют многочисленные формы и методы: рационализация и модернизация, техническое перевооружение и реконструкция предприятия, переоснащение производства и его простое расширение.
  Выбор того или иного направления развития предприятия зависит от многих факторов, вся совокупность которых учитывается в процессе принятия решения и обусловлена теми конкретными задачами, которые стоят в стратегическом и тактическом планах предприятия. Тем не менее, независимо от того, какое направление будет взято фирмой на вооружение, реализация любого из них потребует дополнительных прямых переменных и условно-постоянных затрат. Поэтому развитие и расширение производства продукции обязательно должно найти отражение в параметрической модели формирования прибыли: для переменных затрат - в виде изменения себестоимости продукции, для условно-постоянных затрат - их прирост и изменение. Причем для модели типа 4.6 эти изменения отражаются в параметрах g и f.
  Если изменение себестоимости продукции под влиянием прямых переменных затрат можно учесть прямым расчетом, то изменение условно-постоянных затрат заслуживает особого разговора. Дело в том, что дополнительные условно-постоянные затраты в связи с развитием производства направляются на содержание и эксплуатацию вновь введенных производственных фондов и мощностей, на заработную плату дополнительного контингента инженерно-технического и управленческого персонала, дополнительных вспомогательных рабочих и т.п.
  Однако изменение условно-постоянных затрат обязательно должно сопровождаться в расчетах прибыли изменением объема производства и реализации продукции. Следует иметь в виду, что последний параметр может рассматриваться как величина потенциальная (тогда он будет отражать производственную мощность предприятия) и как величина фактическая (тогда его величина конкретно и однозначно будет характеризовать планируемый объем производства продукции).
  Следовательно, в информационном плане разными проектами должны быть заданы диапазоны потенциального изменения коэффициента b и соответствующего ему коэффициента f. После этого можно произвести расчет индекса прибыли по формуле 4.6.
  Информацию о значениях указанных показателей рекомендуется задавать следующим образом:
  Максимальная величина
  коэффициента b b0 b1 b2
 
  коэффициента f f0 f1 f2
 
  Истолкуем, например, такую заданную информацию:
 
  b0 = 1,15 b1 = 1,46 b2 = 1,92
 
  f0 = 0,0 f1 = 0,21 f2 = 0,37
 
  Возьмем цифры первого столбца. В них много полезной информации. Во-первых, становится ясно, что можно увеличить объем производства и реализации продукции по сравнению с базовым периодом максимум на 15%, и при этом никаких дополнительных постоянных затрат не потребуется. Во-вторых, в базовом периоде производственная мощность предприятия недоиспользовалась (примерно на 15%). Поэтому, в-третьих, фактический выпуск продукции может принимать любое значение, например 1,02; 1,07; 1,12 или 1,15 (но не выше).
  Цифры второго столбца говорят о том, что, согласно проекту, можно расширить выпуск продукции максимум на 46%, но при этом условно-постоянные затраты, опять-таки согласно проекту, возрастут на 21% (f = 0,21) по сравнению с базовым периодом. Фактический объем производства в данном случае может принимать любое значение между b = 1,15 и b = 1,46.
  Аналогичным образом трактуются цифры третьего столбца. Они отражают показатели альтернативного варианта проекта, в котором можно расширить производство продукции максимум на 92%, увеличив при этом условно-постоянные затраты на 37% по сравнению с базовым периодом.
  Таким образом, весь массив предложенной экономической информации по развитию производства представляет собой сравнение трех различных вариантов. Первый вариант отражает существующее положение и возможность увеличения объема производства, второй и третий варианты - это сравниваемые альтернативные проектные решения, из которых нужно отобрать наиболее приемлемое.
  Рассмотрим конкретный расчетный пример для вышеприведенных исходных данных. Дополнительно примем:
  p = 1,2; d = 1,03; g = 0,98; r = 0,5.
  Определим индекс прибыли для значений объема производства и реализации продукции:
  b = 1,08; b = 1,15; b = 1,46; b = 1,92.
  Для b = 1,08
 
 
  Для b = 1,15 (первый вариант)
 
 
  Для b = 1,15 (второй вариант)
 
 
  Для b = 1,46 (второй вариант)
 
 
  Для b = 1,46 (третий вариант)
 
 
  Для b = 1,92 (третий вариант)
 
 
  Полученная информация может быть проиллюстрирована с помощью графика (рис.4.2), где представлены три кривые, характеризующие три проектных варианта развития предприятия и их потенциалы в виде производственных мощностей и индекса прибыли. Последние могут быть получены при соответствующих объемах производства и уровне использования производственной мощности предприятия по каждому конкретному решению.
 
 
 
  Рис.4.2. Влияние производственной мощности на индекс прибыли
 
  Оценив полученную информацию с учетом перспектив спроса на выпускаемую продукцию предприятие может выбрать тот вариант развития, который ему представится выгодным и наиболее перспективным. Так, если предприятие решит оставить все без изменений, то прибыль можно максимально увеличить на 84,7%. Если оно решит развиваться по второму варианту, то прибыль может возрасти максимум на 149,4%. Третий вариант развития несет в себе перспективы увеличения прибыли максимально на 283,3%.
 
  4.8. Оценка влияния прибылеобразующих параметров на конечный результат
  Как было установлено, используя параметрическую модель, можно определить, как изменится прибыль предприятия при соблюдении запланированных параметров в анализируемом периоде. Однако очень часто возникает потребность в информации о том, каков вклад каждого прибылеобразующего параметра в конечном результате производства. Иначе говоря, желательно из общего результата вычленить влияние на величину создаваемой прибыли каждого из действующих параметров. Эту задачу с использованием параметрической модели, например типа 4.6, можно решить с помощью аналитического метода цепных подстановок.
  Рассмотрим этот метод на конкретном примере из предыдущего параграфа для второго варианта развития предприятия. Исходные данные следующие: p - 1,2; r = 0,5; d =1,03; g = 0,98; f = 0,21. Причем коэффициент изменения объема производства b = 1,34 (т.е. в пределах между 1,15 и 1,46).
  Результаты расчетов индекса прибыли методом цепных подстановок представлены в табл.4.7.
  Таблица 4.7
  Влияние прибылеобразующих параметров
  на конечный результат
 
 №
 п/п Прибылеобразующие параметры Индекс прибыли I Влияние параметра, % d g b F 1 2 3 4 5 6 7 0 1 1 1 0 1 0 1 1,03 1 1 0 1,18 18 2 1,03 0,98 1 0 1,28 8,47 3 1,03 0,98 1,34 0 2,565 100,4 4 1,03 0,98 1,34 0,21 2,04 ? 20,5
  Зафиксированные в таблице результаты были рассчитаны по каждой строчке таблицы путем подстановки значений параметров в модель типа 4.6. Покажем такой расчет, например, для строки 2. Для нее характерно изменение цены товара (d = 1,03) и снижение себестоимости продукции (g - 0,98). Остальные два параметра приняты без изменений (b =1; f = 0). Подставим данную информацию в формулу 4.6 и получим:
 
  Этот результат зафиксирован во второй строке шестой графы таблицы.
  Рассмотрим, как получаются цифры в строках таблицы и как надо истолковывать результаты расчетов в графах 6 и 7.
  В нулевой строке все прибылеобразующие параметры приняты на уровне базового периода, т.е. без изменений. Следовательно, индекс прибыли будет равен единице и влияние параметра на прибыль составит ноль процентов.
  В первой строке принимаем изменение цены товара d = 1,03. Остальные параметры принимаем без изменений. По формуле 4.6 определяем индекс прибыли. Он будет равен I = 1,18. Это значит, что прирост цены на 3% увеличит прибыль на 18%.
  Определяется влияние параметра по формуле
  (4.20)
  где Ri - влияние выделенного параметра для i-ой строки таблицы;
  Ii, Ii-1 - индексы прибыли соответственно для i-ой и предшествующей ей строки.
  Для второй строки принимаем ранее установленное увеличение цены на 3% и снижение себестоимости на 2%. В результате получим совокупное влияние на индекс прибыли двух измененных параметров. Это влияние повышает индекс прибыли до 1,28. Влияние цены на индекс прибыли составляет 1,18. Следовательно, прирост от 1,18 до 1,28 характеризует влияние снижения себестоимости продукции. Оно составляет 8,47%.
  Рассуждая аналогичным образом и производя каждый раз вычисления индекса прибыли для всех последующих строк, можно установить влияние каждого параметра на конечную величину прибыли. Так, в третьей строке выясняется влияние на прибыль увеличения объема производства продукции (оно составляет 100,4%), а в четвертой строке - влияние увеличения условно-постоянных затрат, снижающее прибыль на 20,5%.
  Окончательный итог, учитывающий совокупное действие всех прибылеобразующих параметров, приводит к увеличению индекса прибыли в 2,04 раза.
  Такова методика оценки влияния каждого параметра на конечный результат деятельности предприятия.
 
  4.9. Структурные сдвиги в производстве продукции
  и их влияние на прибыль предприятия
  Очень часто на предприятиях происходит снятие с производства устаревших и малоперспективных видов продукции и освоение новых, прогрессивных и перспективных моделей, типов и видов продукции. Иначе говоря, происходят структурные сдвиги. Они существенным образом влияют на прибыль предприятия. Столь важные изменения нуждаются в специальных исследованиях, ибо они имеют чрезвычайно большое значение не только для теории, но особенно для практики.
  В принципе возможны следующие варианты структурных сдвигов во времени (рис. 4.3):
  первый вариант - n (при т = 0; L = 0);
  второй вариант - n + т (L = 0);
  третий вариант - n + L (т = 0);
  четвертый вариант - т + L (n = 0);
  пятый вариант - n + т + L.
  Для всех этих вариантов экономический смысл n, т, L представлен в разделе 4.1. Здесь же напомним, что все параметры отражают соответственно количество снимаемых с производства, оставляемых в производстве и осваиваемых в производстве позиций продукции.
  m n L
 Рис. 4.3. Возможные варианты совпадения позиций
 выпускаемой продукции в базисном и анализируемых периодах
 
  Кроме данных о выпускаемых видах продукции в обоих периодах необходимо иметь информацию об их объемах, ценах и себестоимости производства в таком виде, как это представлено в табл. 4.8 (где т + n + L = 7).
  Таблица 4.8
  Необходимая информация о выпускаемой продукции и характере структурных сдвигов
 
 Период Показатели Позиция выпускаемой продукции 1 2 3 4 5 6 7
 Базовый
  объем производства N?1 N?2 N?3 N?4 0 0 0 цена Цd1 Цd2 Цd3 Цd4 Ца5 Ца6 Ца7 себестоимость Сd1 Сd2 Сd3 Сd4 Са5 Са6 Са7 Анализируемый
  объем производства 0 0 Nа3 Nа4 Nа5 Nа6 Nа7 цена Цd1 Цd2 Ца3 Ца4 Ца5 Ца6 Ца7 себестоимость Сd1 Сd2 Са3 Са4 Са5 Са6 Са7 Примечание: здесь т = 2; n = 2; L = 3.
  Расчеты индекса прибыли при структурных сдвигах следует производить по тем же параметрическим моделям типа 4.5 или 4.6 с небольшой разницей, учитывающей эту характерную особенность производства. Модификации этих моделей выгладят следующим образом:
  (4.21)
 
  (4.22)
  где pс - коэффициент рентабельности производства, учитывающий структурные сдвиги.
 
 
  (4.23)
 
  Все представленные в формуле 4.23 параметры имеют тот же экономический смысл, что и в формулах 4.2 и 4.3, но взяты по конкретным позициям продукции.
  После подготовки всей необходимой информации считывается индекс прибыли, по которому можно судить, насколько удачным оказались проведенные структурные сдвиги. Очень часто при этом результаты расчета отличаются от ожидаемых и порой выглядят парадоксальными. Вот конкретный пример. Пусть предприятие в базовом периоде выпускало и предполагает выпускать в анализируемом периоде три вида сопоставимой продукции (т.е. n = 3 при т = 0 и L = 0). Коэффициент переменных затрат r = 0,3. Остальные исходные данные по видам продукции представлены ниже.
 
 
 Базовый период Объем производства, тыс. шт. 80 250 100 Цена реализации, руб./шт. 6,3 8,7 10,4 Себестоимость, руб./шт. 5,1 7,2 12,5 Анализируемый период Объем производства, тыс. шт. 80 250 х Цена реализации, руб./шт. 6,3 8,7 10,4 Себестоимость, руб./шт. 5,1 7,2 12,5
  Из приведенных данных видно, что первые два вида продукции рентабельны, их производство и реализация приносят предприятию прибыль (так как цена превышает себестоимость). Иначе обстоит дело с третьим видом продукции. Она убыточна. Производство и реализация каждой единицы такой продукции приносят предприятию убыток в размере 2,1 руб./шт., ибо цена ее реализации ниже себестоимости.
  Возникает вопрос: как поступить предприятию, чтобы повысить прибыльность производства? Сокращать ли производство убыточной продукции или, наоборот, увеличивать его? Именно поэтому в строке "объем производства" для анализируемого периода среди исходных данных примера стоит неизвестная величина x.
  Чтобы разрешить этот вопрос, обратимся к параметрической модифицированной модели. Проведенные расчеты дали следующие результаты:
 
 Объем производства убыточной продукции x, тыс. шт. 0
  25
  50
  75
  100
  125
  150
  Индекс прибыли ? 1,54 ?0,91 ?0,27 0,36 1,0 1,64 2,27
  Из приведенных данных видно, что с увеличением производства убыточной продукции при фиксированных для этого примера исходных данных индекс прибыли возрастает.
  Если в базовом периоде предприятие получило прибыль в размере
 80000 (6,3?5,1) + 250000 (8,7 ? 7,2) + 100000(10,4 ? 12,5) = 261000 руб., то, изменив объем производства и реализации третьего вида продукции, прибыль составит:
  при x = 0 > (?1,54) ? 261000 = ? 401940 руб.;
  приx = 50 > (? 0,27) ? 261000 = ? 70470 руб.;
  при x = 75 > 0,36 ? 261000 = 93960 руб.;
  при x = 100 > 1 ? 261000 = 261000 руб.;
  при x = 125 > 1,64 ? 261000 = 428040 руб.;
  при x = 150 > 2,27 ? 261000 = 592470 руб.
  Как видно из расчетов, если вообще снять с производства убыточную продукцию, то предприятие понесет от всей своей деятельности убыток в размере примерно 402 тыс. руб. и доведет свою прибыль до 593 тыс. руб. при расширении производства в 1,5 раза.
  Не будем вдаваться в анализ полученных результатов и предоставим читателю самому объяснить их экономический смысл. Попутно предлагаем ответить на ряд вопросов: 1) какой внутрипроизводственный механизм оказывает столь сильное влияние на величину прибыли? 2) всегда ли найденная закономерность изменения прибыли будет иметь место в производстве, и если нет, то какой исходный параметр и на какую величину надо изменить, чтобы закономерность формирования прибыли превратилась в свою прямую противоположность? 3) в каких видах производства можно с успехом применять столь оригинальный метод обогащения?
  Такие неожиданные результаты можно получить в практике функционирования предприятий довольно часто, в том числе вследствие Изменения структуры продукции. Поэтому использование параметрической модели может предотвратить нерациональные планово-управленческие решения, сберечь предприятиям значительные средства, уберечь от непредусмотренного ущерба.
 
  4.10. 3оны принятия планово-управленческих решений
  Каждое принятое, а затем и реализованное управленческое решение приводит к определенным экономическим результатам, из которых наиважнейшим является показатель прибыли. Ни одно предприятие, фирма не останется равнодушным к вопросу о том, какая у них ожидается прибыль. Она может быть такой же или больше той, что была в базовом периоде, или понизиться, достигнув нулевого значения. Наконец реальной для каждой производственно-структурной единицы может оказаться ситуация, когда прибыль становится отрицательной, а производство убыточным.
  Следовательно, можно четко выделить три основные зоны экономического состояния любого предприятия: 1) прибыль положительна и растет (I > 1); 2) прибыль положительна, но при этом уменьшается (0 < I <1); 3) прибыль уменьшается и стала отрицательной (I < 0).
  Между этими зонами имеются границы, которые однозначно определяются количественно. Так, граница между первой и второй выделенными зонами четко определяется индексом прибыли I = 1, а граница между второй и третьей зонами проходит при величине индекса прибыли I = 0.
  Принимая то или иное планово-управленческое решение, нужно сразу стремиться к такому варианту, у которого индекс прибыли будет попадать в определенную, заранее выбранную зону. Что для этого необходимо? Прежде всего задаются показатели работы предприятия в базовом периоде. Они известны, поскольку факт прошлого производства уже свершился, и, стало быть, установить их не представляет особого труда. Такими показателями являются коэффициент рентабельности производства p и коэффициент переменных затрат r. Затем выясняется, предполагается ли модернизация производства (реконструкция, техническое перевооружение, расширение и пр.), и если нет, то принимается показатель f = 0, а если да - то f > 0.
  После этого остаются три прибылеобразующих параметра: коэффициент изменения цены товара d, коэффициент изменения себестоимости продукции g , коэффициент изменения объема производства продукции b. Один из этих параметров жестко задается в процессе принятия решения, а два других составляют, так называемую ключевую пару. Параметры, их составляющие, взаимосвязаны: изменение одного параметра влияет на величину другого. Следовательно, эти параметры будут соотноситься между собой как аргумент и функция. Это и дает возможность определить значения координат точек, совокупность которых составит границу соответственно между первой и второй, а также между второй и третьей зонами.
  Итак, два параметра из трех рассматриваемых принимаются в качестве ключевых. Поэтому здесь возможны три различных комбинации ключевых параметров из трех имеющихся: сочетание цены d и объема производства b, сочетание цены d и затрат g, и сочетание затрат g и объема производства b.
  За основу рассмотрения примем первый вариант сочетания ключевых параметров, ибо именно он представляет наибольший практический интерес. Поэтому в дальнейшем объектом нашего внимания становятся ключевые прибылеобразующие параметры d и b.
  С помощью параметрической модели типа 4.6, задав параметры p, r, I и g, определим координаты точек кривых, которые будут находиться между первой, второй и третьей зонами, являясь при этом границами между ними (рис. 4.4).
  Смысл выделенных зон тот же, что и для прошлых рисунков. Первая зона - зона рентабельного производства, в которой прибыль, по сравнению с базовым периодом, возрастает. Вторая ? зона - зона падения прибыли, хотя производство остается рентабельным. И наконец, третья зона - зона убыточного производства.
  Внутри одной из указанных зон (в зависимости от того, какой индекс прибыли будет задан) можно построить кривую безразличия. Все точки этой кривой будут соответствовать заданному индексу прибыли.
  Приняв то или иное значение коэффициента изменения цены, можно определить объем производства и реализации продукции, который и должен обеспечить заданную величину индекса прибыли.
  Например, если принять p = 1,15, r = 0,5, g = 1, I = 1,7, то, как видно из рисунка, можно взять любое сочетание параметров ключевой пары, а именно:
  при d= 1,1 > b = 0,987;
  при d= 1,0 > b = 1,16;
  при d= 0,95 > b = 1,274;
  при d= 0,85 > b = 1,581 и т.д.
 
 
  Рис. 4.4. Зоны принятия планово-управленческих решений:
  p = 1,15; r = 0,5; g = 1
 
  В таких сочетаниях и будет обеспечиваться заданный индекс прибыли I = 1,7. Объем производства, который при заданной цене обеспечивает искомую прибыль, обозначим bп .
  Но каждое предприятие, как известно, обладает определенной производственной мощностью, и этот объем производства, который будет соответствовать мощности предприятия, обозначим bм.
  Наконец, объем производства, при котором эффективность капитальных вложений, направленных на получение заданной прибыли, будет не ниже фирменного норматива, обозначим bэ.
  Итак, есть величина производственной программы bп, которая задается исходными условиями, и есть два ограничения bм и bэ. Как соотносятся все эти три значения объема производства в различных условиях производства - знать крайне необходимо. Это чрезвычайно важная информация, использование которой при выработке планово-управленческих решений позволит избежать ошибок.
  Все возможные соотношения между указанными объемами рассмотрены и проиллюстрированы на рис. 4.5. Всего оказывается четыре случая разных соотношений.
  Первый случай - b м < bn < bэ .
  Второй случай - b n < bм < bэ .
  Третий случай - bn < bэ < bм.
  Четвертый случай: - bэ < bn < bм .
 
 
 Рис. 4.5. Ограничения в управленческих решениях
 по объему производства продукции
 
  Вполне очевидно, что самым лучшим и приемлемым решением будет такое, когда производственная программа по прибыли окажется, с одной стороны, больше минимальной границы эффективности, а с другой - меньше производственной мощности предприятия. Такому условию соответствует только четвёртый случай. Его характерная особенность заключается в том, что точка, соответствующая необходимой производственной программе и обеспечивающая заданную прибыль, находится внутри зоны возможного принятия решения. Данная точка обладает большей эффективностью, чем установлено нормативом фирмы, но одновременно она находится внутри производственных возможностей предприятия по его мощности.
  Остальные случаи (первый, второй и третий) по каким-то условиям не удовлетворяют заданным ограничениям. Например, производственная программа не может быть больше производственной мощности предприятия (первый случай), производственная программа не должна быть меньше объема производства по заданной его эффективности (третий случай), но производственная мощность предприятия не должна быть меньше программы предприятия, обусловленной его эффективностью (второй случай).
  Итак, стало быть, единственной зоной приемлемого планово-управленческого решения является такая зона, у которой производственная программа по эффективности производства bэ всегда меньше производственной мощности bм . Внутри этой зоны будет находиться точка принимаемой производственной программы, через которую проходит кривая безразличия. Эта точка должна быть эффективностью, определяемой следующим выражением:
 

<< Пред.           стр. 7 (из 18)           След. >>

Список литературы по разделу