<< Пред.           стр. 8 (из 18)           След. >>

Список литературы по разделу

  (4.24)
  где Е - коэффициент экономической эффективности капитальных вложений, направляемых в реализацию проекта по развитию и расширению производства и обеспечивающих заданную прибыль;
  I - индекс прибыли, задаваемый проектом;
  q - доля базовой прибыли, направляемая в качестве капитальных вложений в развитие производства и на прирост прибыли
  (4.25)
 
  К - капиталовложения в проект;
  Пd - величина базовой прибыли;
  е - средневзвешенная норма налогообложения прибыли предприятия, %;
  h - платежи за используемый банковский кредит, %;
  Еф - фирменный норматив экономической эффективности капитальных вложений.
  Пример. Предприятие, имеющее следующие исходные данные - p = 1,15, r-=0,5 и g = 1,0, запланировало получить индекс прибыли I = 1,7, установив при этом цену товаров d = 0,95. Расчеты по модели типа 4.6 показали, что в этом случае производственная программа предприятия должна быть на уровне bn = 1,274. Производственная мощность предприятия bм = 1,35.
  Предприятие установило для себя норматив эффективности Еф = 0,67. Действующая норма налогообложения прибыли е = 35%, платежи банку за используемый кредит h = 30%. Доля базовой прибыли, направляемая на капитальные вложения составляет q = 0,4.
  По исходным данным определим по формуле 4.24 эффективность капитальных вложений:
 
  Полученный результат говорит о том, что производственная мощность предприятия bn = 1,274, обеспечивающая ему индекс прибыли I = 1,7, обладает эффективностью большей, чем заложено фирменным нормативом (т.е. 0,8375 > 0,67). Это значит, что bэ < bn следовательно, рассматриваемый вариант отвечает четвертому случаю. Соответствующая ему точка лежит внутри зоны возможного и целесообразного решения.
  Построение аналогичных зон и просчет разных вариантов гарантирует предприятию получение такого планово-управленческого решения, которое во всех отношениях обеспечит ему необходимую достаточность, стабильность и надежность.
 
  4.11. Параметрическое прогнозирование прибыли в производственно-хозяйственной деятельности предприятия
  В условиях рыночной экономики роль планирования не только не уменьшается по сравнению с планово-директивной распределительной экономической системой, а, наоборот, многократно возрастает. Особенно это касается внутрифирменного планирования, которое реализуется посредством разработки так называемого бизнес-плана.
  Структура бизнес-плана не стандартизирована и носит по сути дела произвольный характер, учитывающий особенности каждого предприятия, выпускаемую им продукцию, состояние рынка и другие обстоятельства. Однако можно перечислить некоторые разделы бизнес-плана, которые, являются основополагающими и составляют единое целое. Это и позволяет рассматривать разработанный бизнес-план как системный планово-управленческий документ.
  Такими основополагающими разделами являются следующие.
  1. Подведение итогов (резюме).
  2. Описание производимого товара (оказываемых услуг).
  3. Оценка рынка сбыта.
  4. Конкуренция и конкуренты.
  5. Стратегия маркетинга.
  6. План производства.
  7. Организационный план.
  8. Юридический план.
  9. Оценка риска и страхование.
  10. Финансовый план.
  11. Стратегия финансирования.
  Все разделы такого типового плана тесно взаимосвязаны, и каждый последующий, как правило, опирается на один или несколько предыдущих разделов.
  Разработанный бизнес-план должен отвечать на такие вопросы: 1) что и в каком объеме предприятие будет производить и плановом периоде; 2) какие ресурсы (материальные, технические, топливно-энергетические, рабочая сила, финансовые) ему для этого нужны; 3) что необходимо предпринять, чтобы выполнить намеченную программу; 4) как обезопасить себя от возможных неудач и разорения.
  Важнейшим разделом бизнес-плана, в котором аккумулируются практически все результаты предыдущих разделов, является финансовый план. В нем отражается итог деятельности предприятия, его конечный результат. Своими итоговыми оценками этот раздел плана как бы венчает многотрудную и объемную плановую работу.
  Разумеется, главное в этом разделе - планирование прибыли предприятия. Идея и методология разработки плана по прибыли вкратце может быть изложена и проиллюстрирована на рис. 4.6.
  Себестоимость продукции складывается под влиянием двух групп затрат - переменных (пропорциональных) и условно-постоянных. И если первая группа затрат нарастает с увеличением объема производства, то вторая в некотором его диапазоне остается неизменной. С ростом производственной программы сумма таких затрат будет увеличиваться. Функция себестоимости всей произведенной продукции на графике (рис. 4.6) будет выглядеть в виде прямой линии 1-1.
  Произведенная продукция после ее реализации потребителю по установленным ценам обеспечит предприятию некоторую выручку, причем последняя будет нарастать с увеличением объема произведенной продукции. На графике функция выручки изображена прямой линией, ее положение соответствует линии 2-2.
 Рис.4.6. Граница безубыточности производства продукции
 
  Разница между выручкой от реализации продукции и ее себестоимостью и составляет искомую прибыль предприятия.
  Как видно на графике, эта разница будет вначале отрицательной, что приведет к убыточности производства, а затем, достигнув нулевого значения, станет положительной, перейдя в рентабельное, прибыльное производство (см. соответствующие зоны на графике).
  Точка пересечения двух линий 1-1 и 2-2 есть по сути дела точка границы абсолютной безубыточности производства. Ей соответствует определенная производственная программа. Если произведено продукции меньше этой программы, то получается убыток, а если больше - прибыль.
  Важно подчеркнуть, что представленная иллюстрация отражает лишь идею и методологию определения плановой прибыли, а не рабочую методику. И это понятно, ибо из самого описания видно, что, кроме объема производства продукции, остальные параметры прибыли приняты постоянными и никак не изменяются. Так, остаются без изменения цены реализации продукции, переменная часть затрат на производство, не меняются и условно-постоянные затраты, а также не предполагается никаких структурных сдвигов в выпускаемой продукции. На практике, разумеется, так не бывает. Поэтому для планирования прибыли необходима особая, рабочая методика ее определения.
  Подобная методика должна учитывать такие особенности, как:
  • возможность изменения цены реализации продукции как в одну, так и в другую сторону. Ведь принятые в бизнес-плане стратегии маркетинга могут быть весьма разнообразными и предусматривать, например, при низких ценах производство и реализацию большего объема продукции или, наоборот, при высоких ценах продажу потребителям меньшего ее количества;
  • изменение под влиянием многочисленных причин прямых переменных затрат предприятия. Они могут изменяться, например, когда меняются цены на используемое сырье, материалы, комплектующие, на топливо и энергию, на оборудование, а также расходы на заработную плату основных производственных рабочих и т.п., когда под влиянием научно-технического прогресса изменяется расход всех видов ресурсов на единицу выпускаемой продукции;
  • изменение условно-постоянных затрат, которые могут быть направлены на совершенствование системы управления предприятием и отдельными его подразделениями, на изменение организационной и производственной структуры и пр.;
  • возможность модернизации производства, его развитие, расширение и совершенствование. Все это может быть реализовано посредством реконструкции предприятия и его технического перевооружения, переоснащения, ведущего в конечном счете к изменению производственной мощности предприятия;
  • учет структурных сдвигов продукции, т.е. снятие с производства устаревших, бесперспективных, не пользующихся достаточным спросом видов продукции и освоение производством прогрессивных моделей, образцов, видов;
  • оценка изменений с позиций имеющихся в производстве ограничений по: допустимой эффективности капитальных вложений, спросу продукции на рынке, допустимому уровню хозяйственного риска, предельному значению уровня относительной безубыточности и т.п.;
  • существующая дискретность производства, многономенклатурный, многоассортиментный его характер. Все изменения, о которых речь шла выше, относятся не ко всей продукции вообще (такого в жизни и в производстве не бывает), а к конкретным ее видам и моделям. По одним видам продукции изменения имеют место, по другим никаких изменений не планируется и т.д.
  Только простой перечень условий, которым должна удовлетворять рабочая методика планирования прибыли, свидетельствует о том, что эта методика должна быть не просто схемой, голой идеей, а обладать свойствами гибкости, комплексности, экономичности, и очень важно - свойством дискретности. Последнее позволяет установить границы, в рамках которых может и будет находиться одно из возможных и допустимых планово-управленческих решений. Только в этом случае бизнес-план будет научно и экономически обоснованным и станет подлинным руководством в выборе оптимального направления движения и развития фирмы в условиях рынка.
  Рабочая методика планирования прибыли предприятия, учитывающая все перечисленные условия, ее принципиальная блок-схема представлена на рис. 4.7, где весь процесс включает в себя шесть этапов.
  Первый этап - формирование исходной информации.
  Второй этап - определение самой прибыли и важнейших экономических и финансовых показателей деятельности предприятия.
  Третий этап - анализ полученной информации для определения приемлемости принятого варианта.
 
 
 Рис. 4.7. Логическая блок-схема алгоритма планирования прибыли
 
  Четвертый этап - анализ рентабельности производства по видам продукции, нацеленный на выявление и последующую реализацию резервов повышения прибыли.
  Пятый этап - внесение изменений в технику и технологию, организацию производства и управления по видам продукции с целью повышения прибыли.
  Шестой этап - принятие решения с учетом всей информации по видам продукции и обобщенной информации - по предприятию в целом.
  Остановимся на некоторых этапах подробнее.
  Раскроем содержание первого этапа, где речь идет об информации для планирования прибыли.
  Без информации, как известно, никакой процесс управления невозможен. Нельзя, разумеется, и спланировать будущую деятельность с достаточной надежностью, почти нереально выбрать лучший вариант планово-управленческого решения. Поэтому с информационного обеспечения практически начинается плановая работа.
  Если вести речь об информации как о средстве достижения поставленной цели, то ее можно расчленить на три группы, каждая из которых имеет свои источники формирования, а вместе они составляют единое целое, являющееся исходной информацией, необходимой и достаточной для того, чтобы решать плановые задачи.
  Первая группа - постоянная информация, которая не изменяется в силу того, что отражает базовый период, уже свершившийся, о котором известно практически все, что необходимо знать для управления производством и планирования предстоящей деятельности.
  К постоянной информации планово-управленческого направления можно отнести следующие показатели базового периода:
  • общее количество номенклатурно-ассортиментных позиций выпускаемой продукции;
  • общие годовые текущие затраты предприятия на производство и реализацию выпущенной продукции;
  • количество произведенной и реализованной продукции по каждой номенклатурно-ассортиментной позиции в натуральном выражении;
  • средневзвешенная цена реализации единицы продукции каждой номенклатурно-ассортиментной позиции;
  • прямые переменные (пропорциональные) затраты на производство единицы продукции каждой номенклатурно-ассортиментной позиции.
  Вторая группа - переменная информация. Она относится к анализируемому периоду и может многократно изменяться в процессе поиска лучшего варианта планово-управленческого решения.
  К переменной информации анализируемого периода относятся:
  • общефирменное изменение условно-постоянных затрат;
  • вся вышеперечисленная информация базового периода (только по наименованиям, а не числовая);
  • изменения прямых переменных затрат на производство единицы продукции каждой номенклатурно-ассортиментной позиции;
  • изменения условно-постоянных затрат при производстве единицы продукции каждой позиции;
  • капитальные вложения в совершенствование производства продукции по каждой позиции.
  Третья группа - информация производная, получаемая в результате обработки информации первой и второй групп. При этом информация данной группы чрезвычайно важна, ибо именно она используется для поиска лучшего планово-управленческого решения.
  К числу показателей этой группы информации относятся все те показатели, которые используются при расчете прибыли с применением модели типа 4.5 или 4.6.
  Рассчитанная по соответствующим формулам производная информация используется затем для определения прибыли предприятия, последующего анализа избранного варианта и пересмотра технических и хозяйственных решений применительно к отдельным видам производимой продукции (разумеется, если это потребуется).
  Проведя все поэтапные операции в строгом соответствии с вышеизложенной методологией, окончательно останавливаются на конкретном плане производства продукции. При этом на заключительном этапе рассчитываются все важнейшие показатели деятельности предприятия, включая показатели выручки, прибыли, величины переменных затрат, рентабельности производства, эффективности производства и др. На этом заканчивается планирование прибыли.
 
  Вопросы для самопроверки и самоконтроля
  1. Какой критерий планово-управленческого решения должен применяться в современном бизнесе?
  2. Какие резервы повышения прибыли фирмы вы можете назвать? Как они дифференцируются?
  3. Какие факторы и пути повышения прибыли фирмы им знаете?
  4. Какие еще, кроме прибыли, могут применяться критерии принятия решений в бизнесе? В каких случаях ими можно воспользоваться?
  5. Какие ограничения действуют в бизнесе при выработке планового решения?
  6. Как получить многопараметрическую математическую модель индекса прибыли предприятия? Попробуйте повторить ее вывод.
  7. Какие параметры прибыли представлены в математической модели?
  8. Как перейти от однономенклатурного к многономенклатурному производству при определении индекса прибыли фирмы?
  9. Укажите, как влияют на индекс прибыли предприятия отдельные параметры модели.
  10. Какую роль играет графика для познания и понимания закономерностей изменения прибыли и выработки стратегии фирмы?
  11. Что такое абсолютная и относительная безубыточность |производства?
  12. Как определить границы безубыточности производства?
  13. Что собой представляет неопределенность рыночной ситуации?
  14. Можно ли предвидеть такую ситуацию?
  15. Как можно повысить надежность планового решения?
  16. Что из себя представляют страховые коэффициенты?! Какую роль они могут исполнить? Как их можно рассчитать?
  17. Какой смысл имеет изучение компенсационных соотношений прибылеобразующих параметров?
  18. Какая пара параметров модели представляет для бизнеса; наибольший интерес с точки зрения компенсационных соотношений?
  19. Какой количественной связью объединены параметры изменений объема производства и цены товара?
  20. Какое практическое значение для бизнеса имеет знание компенсационных соотношений между объемом производства и ценой товара?
  21. Какие методы можно применить в бизнесе с целью расширения производственной мощности и развития предприятия?
  22. Какие текущие затраты изменяются при расширении производственной мощности предприятия?
  23. По какой закономерности изменяются переменные и по какой - условно-постоянные затраты предприятия при расширении его производственной мощности?
  24. Какие возможности открываются для бизнеса в связи с расширением производственной мощности предприятия? Как можно использовать эти возможности и при каких условиях?
  25. Для чего нужно оценивать влияние каждого параметра на конечный результат?
  26. Каким методом лучше всего осуществить процедуру определения влияния отдельных параметров на конечный результат?
  27. Как можно впоследствии использовать полученную информацию о влиянии отдельных параметров модели на конечный результат производства?
  28. Какие варианты структурных сдвигов продукции вы можете указать?
  29. Какую серьезную погрешность можно допустить, если не провести необходимых расчетов по определению влияния структурных сдвигов на прибыль предприятия?
  30. Отчего может возникнуть серьезная погрешность в оценке результатов структурных сдвигов продукции?
  31. Как практически можно использовать в бизнесе результаты анализа структурных изменений продукции?
  32. Какие зоны экономического состояния предприятия можно выделить?
  33. Каковы количественные границы между экономическими зонами состояния предприятия?
  34. Как связаны экономические зоны состояния предприятия с его производственной мощностью, с производственной программой и с величиной капитальных вложений в реконструкцию и модернизацию предприятия?
  35. Как оценить эффективность капитальных вложений и целесообразность их использования для реконструкции предприятия?
  36. На какие важнейшие вопросы должен ответить разрабатываемый бизнес-план предприятия?
  37. В чем заключается основная идея определения и планирования прибыли предприятия?
  38. Перечислите основные требования, которые предъявляются к рабочей методике по планированию прибыли предприятия.
  39. Укажите этапы алгоритма планирования прибыли предприятия.
 
  Глава 5. Рыночное моделирование и оптимизация
  планово-управленческих решений
 
  При переходе к рынку предприятия России столкнулись с массой проблем, решить которые все разом оказалось большинству из них не под силу. Это привело к сильнейшему спаду производства, экономическому, финансовому и управленческому кризису.
  Вопрос о том, как работать в условиях рынка, как управлять предприятием и принимать решения, еще долгое время останется актуальным. Все дело в том, что отечественные предприятия не имеют практически никакого опыта работы в рыночной экономике. Они не располагают достаточной информацией, не знают, какая информация им необходима, как ею пользоваться, как накапливать, обрабатывать и использовать полученные сведения в принятии управленческих решений.
  К сожалению, экономическая литература, выпускаемая в нашей стране, носит описательный характер. Трудно встретить конкретные рекомендации по расчету маркетинговых показателей, практически отсутствуют математические модели, с помощью которых можно рассчитать цены на товары, объемы их производства, прогнозы прибыли, выручки и т.п.
  Все эти вопросы стали предметом рассмотрения в данной главе.
 
  5.1. Спрос, предложение, цена товара
  Поступающий на рынок товар может пользоваться у потребителей большим или меньшим успехом, или, как говорят, большим или меньшим спросом. Спрос на товар - понятие рыночное. С ним связаны практически все рыночные категории, регуляторы и механизмы производства. Это ключевое понятие рыночной экономики. Оно означает желание и способность покупателей приобрести (купить) конкретный товар. Спросом можно назвать количество товара определенного качества и назначения, которое будет куплено потребителями в данном временном интервале по конкретной цене.
  В рыночной экономике действует закон спроса. Он гласит, что величина покупательного спроса обратно пропорциональна цене товара при прочих равных условиях. Следовательно, при повышении цены товара спрос на него сокращается, а при снижении цены спрос растет (рис. 5.1).
 
 Рис. 5.1. Действие закона спроса
  Как видно из рисунка, в соответствии с законом спроса при цене Ц1 спрос С1, а при цене Ц2 спрос С2. При этом Ц1 >Ц2 , а С1 < С2 . Линия, в соответствии с которой изменяется величина спроса под влиянием изменения цены товара, называется кривой спроса. Для каждого конкретного товара она имеет свою форму и свой наклон к осям координат.
  Закон спроса универсален и действует (при прочих равных условиях) практически всегда, за одним лишь исключением: оно касается ажиотажного спроса, возникающего в ожидании повышения цен на товар. В таком случае описанная закономерность нарушается, и спрос на товар возрастает, несмотря на повышение цен.
  Не менее важным понятием рыночной экономики является понятие предложение товара.
  Предложение - это желание и способность продавцов предоставить товары для продажи на рынке. По сути дела предложение представляет собой количество товаров, которое производители готовы продать по определенной цене в данном временном интервале.
  В рыночной экономике действует закон предложения, согласно которому предложение при прочих равных условиях изменяется в прямой зависимости от изменения цены. Это значит, что по мере роста цен производители предлагают к продаже большее количество товаров, а при снижении цен - меньшее количество товаров (рис. 5.2).
 
  Рис. 5.2. Действие закона предложения
 
  Как видно из рисунка, при Ц1 >Ц2 имеет место С1> С2 . Линия, в соответствии с которой изменяется величина предложения под влиянием изменения цены товара, называется кривой предложения.
  Направление изменения предложения товара от изменения цены на него объясняется двумя причинами. Во-первых, предприятия включают в производство резервные мощности, проводят модернизацию, реконструкцию и техническое перевооружение производства, с тем чтобы произвести и продать больше товаров, цены на которые в данный момент высоки. Во-вторых, предприятия других отраслей срочно начинают осваивать производство тех товаров, цены на которые столь высоки.
  Однако изменение предложения на рынке не может происходить мгновенно, по мере повышения цены товара. Это требует определенного времени, в течение которого производство отреагирует на конъюнктуру рынка соответствующим образом.
  Закон предложения так же универсален, как и закон спроса, но и у него есть исключение: он не будет действовать, если в недалеком будущем ожидается падение спроса на данный товар. Тогда фирмы не будут стремиться увеличивать производство данного товара в будущем, если даже цены на него растут в настоящем времени.
  Итак, спрос и предложение товара встречаются на рынке. Их совместное взаимодействие представлено на рис. 5.3.
 
 
 Рис.5.3. Формирование цены равновесия спроса и предложения
 
  Представим, что на рынке появился новый товар. Объем его производства и продаж вначале незначителен, ибо очень высока цена, поэтому спрос на данный товар значительно превышает предложение. Учитывая сложившуюся конъюнктуру рынка, продавцы поставят для покрытия дефицита дополнительное количество данного товара. Тогда предложение превысит спрос и цена товара упадет.
  Как только это произойдет, количество товара на рынке сократится, и цикл колебания цен повторится. При этом колебания цен относительно некоторой стабильной величины с каждым новым циклом будут сокращаться, закручиваясь в спираль. Это будет продолжаться до тех пор, пока не установится равновесие между спросом и предложением товара (точка равновесия). Цена товара в этой точке называется ценой равновесия. Она довольно быстро устанавливается на рынке и с небольшими колебаниями может существовать длительное время, обеспечивая равновесие между спросом и предложением товара.
  Таким образом, в рыночной экономике не издержки производства формируют цены товаров, а соотношение спроса и предложения товаров. Поэтому цена может быть больше издержек производства, равна им и меньше издержек. Она стремится к такому уровню, при котором спрос будет больше предложения, т.е. если товар в дефиците, то цена на него будет высокой; если предложение превысит спрос, то цена упадет.
  Однако все это будет справедливо в процессе регулирования спроса и предложения, когда они выступают в качестве функции цены товара (спрос превышает предложение - цена больше равновесной при сложившемся дефиците товара; спрос меньше предложения - цена меньше равновесной при сложившемся излишке товара).
  Но цена также может выступать регулятором спроса и предложения товара, когда соотношение между ними является функцией цены (рис. 5.3). Ведь в рынке все товаропроизводители свободны в политике установления цен на свои товары. И если, игнорируя законы рынка, продавцы установят цены своих товаров выше равновесной цены, то это приведет к появлению излишка продукции (предложение превысит спрос), а если, наоборот, продавцы установят на свой товар цену ниже равновесной цены, то это создает на рынке дефицит продукции (предложение окажется меньше спроса). В конечном счете продавцы не захотят оставаться в убытке и путем корректирования цен на свои товары придут к равновесной цене.
  Вместе с тем не только цены могут регулировать спрос и предложение товаров на рынке. Такую роль выполняют и другие, неценовые факторы регулирования: доходы потребителей, качество товаров, расходы производителей и др. Поэтому следует различать такие понятия, как "изменение величины спроса" и "изменение спроса", "изменение величины предложения" и "изменение предложения" и некоторые другие термины.
  Изменение величины спроса - это изменение количества товара, которое потребители хотят и могут купить, происходящее в результате изменения цены товара (движение вдоль кривой спроса).
  Изменение спроса - изменение количества товара, которое покупатели желают и могут купить, происходящее вследствие изменения неценового фактора (сдвигом кривой спроса).
  Изменение величины предложения - изменение того количества товара, которое производители желают и могут продать, происходящее в результате изменения цены товара (движение вдоль кривой предложения).
  Изменение предложения - изменение количества товара, которое производители желают и могут продать, происходящее в результате изменения неценового фактора (сдвиг кривой предложения).
  Различия в этих понятиях представлены на рис. 5.4 и 5.5. Кроме отмеченных различий имеются различия в понятиях товара.
  Взаимозаменяющие товары (субституты) - такие пары товаров, для которых рост цены одного товара приводит к росту спроса на другой товар.
  Взаимодополняющие товары (комплементы) - пары товаров, для которых рост цены одного товара приводит к падению спроса на другой товар.
  Нормальный товар - товар, спрос на который растет при росте потребительских доходов.
  Низший товар (товар низкого качества) - товар, спрос па который падает при росте потребительских доходов.
 
  Рис. 5.4. Влияние изменения спроса и его величины на цену товара
 
 
  Рис. 5.5. Влияние изменения предложения
  и его величины на цену товара
 
  Сдвиги кривых спроса и предложения происходят по следующим причинам (табл.5.1).
 
  5.2. Эластичность спроса и предложения товара
  Опыт существования рыночных отношений свидетельствует о том, что спрос на отдельные товары не остается постоянным, а подвержен изменениям. Это связано в основном с действием ценовых и неценовых факторов, из которых наибольшая роль принадлежит доходам и платежеспособности потребителей. Естественно, чем ниже цена товара и выше доходы потребителей, тем больше спрос на товар (при прочих равных условиях).
  Таблица 5.1
  Причины сдвига кривых спроса и предложения
 
 Причина сдвига Направление сдвига левый правый Кривые спроса Рост цен замещающего товара + Понижение цены замещающего товара + Рост цены дополняющего товара + Понижение цены дополняющего товара + Рост дохода потребителя (низкий товар) + Снижение дохода потребителя (низкий товар) + Рост дохода потребителя (нормальный товар) + Снижение дохода потребителя (нормальный товар) + Предпочтение товара покупателями растет + Предпочтение товара покупателями падает + Изменен Изменение потребительских ожиданий по поводу будущего состояния рынка.
 Наприме Например: усиление инфляционных процессов, появление более качественного продукта
  +
  +
 
  Кривые предложения Рост цен на ресурсы (рабочая сила, сырье и т.п.) + Понижение цен на ресурсы + Появление новой техники, сокращающей затраты на производство
  +
  Рост цены товара, производимого из тех же ресурсов, что и данный товар +
 
  Понижение цены товара, производимого из тех же ресурсов, что и данный товар
  +
  Изменение ожиданий производителя по поводу будущего состояния рынка.
 Например: усиление инфляционных процессов, повышение деловой активности +
 
 
  +
 
  Исследуя спрос и потребление различных товаров в семьях рабочих и служащих, крупный немецкий ученый-социолог Э. Энгель в середине XIX в. установил, что в принципе спрос на товары в зависимости от цен на них и доходов потребителей подчиняется строго определенной закономерности (рис. 5.6).
  Первая группа товаров - это в основном продукты питания (кроме деликатесов) и товары первой необходимости (верхняя часть рисунка). Спрос на них по мере снижения цен и повышения доходов потребителей вначале очень быстро растет, но постепенно замедляется по мере насыщения рынка этими товарами и повышения уровня благосостояния потребителей. Наступает момент, когда спрос на них стабилизируется. Закономерность изменения спроса характеризуется для этих товаров кривой А.
 
 
 
 Рис. 5.6. Закономерность измерения эластичности спроса товаров
 
  Иначе ведет себя спрос на товары длительного пользования (электробытовые приборы, радиоприемники, телевизоры, мотоциклы, автомобили и т.п.), деликатесные продовольственные товары и недвижимость. Здесь прямо противоположная закономерность: вначале спрос очень незначителен, а затем быстро нарастает по мере повышения благосостояния потребителей (кривая В в нижней части рисунка).
  Таким образом, спрос на товары - категория не только рыночно-экономическая, но и историческая. В каждый исторический момент изменяются и спрос, и темпы его изменения под влиянием снижения цен на товары и роста доходов потребителей. Изменение темпов величины спроса определяется углом наклона касательной в точке кривой спроса к оси дохода или цены. В количественном выражении этот показатель измеряется коэффициентом эластичности спроса соответственно либо от цены, либо от дохода.
  Коэффициент эластичности спроса от цены, или ценовая эластичность, показывает, на сколько процентов изменится спрос на товар при изменении его цены на 1%. Исчисляется этот коэффициент по формуле
 
  (5.1)
  где Кэц - коэффициент эластичности спроса от цены товара;
  Y - спрос на товар в единицу времени;
  ?Y - изменение спроса под влиянием изменения цены;
  X - цена товара (до ее изменения);
  ?X - изменение цены товара.
  Если ценовая эластичность больше единицы, то такой товар принято называть высокоэластичным; если меньше единицы - низкоэластичным; если равен единице - товар с единичной эластичностью (рис. 5.7).
 
  1 - 1 совершенно эластичный спрос
  2 - 2 высокоэластичный спрос
  3 - 3 низкоэластичный спрос
  4 - 4 совершенно неэластичный спрос
 
  Рис. 5.7. Ценовая эластичность спроса товаров
 
  Например, коэффициент эластичности спроса от цены Кэц = 3. Такой коэффициент присущ высокоэластичным товарам. Если продавец на 2% снизит цену на такой товар, то спрос на него возрастет на 6%.
  Следует иметь в виду, что эластичность спроса товаров есть величина в силу своей историчности довольно консервативная и не может изменяться по несколько раз в течение дня. Она будет изменяться постепенно, по мере повышения уровня жизни народа. Поэтому показатели эластичности спроса для одной страны не будут соответствовать этим же показателям для других стран. Более того, даже внутри одной страны различные региональные рынки могут иметь разные значения коэффициентов эластичности спроса товаров в силу того, что регионы могут развиваться неравномерно, у них могут отсутствовать необходимые транспортные связи и т.п.
  Теория эластичности применима не только к изучению спроса продукции, но и к предложению товаров. Последнее измеряется коэффициентом эластичности предложения от цены. Его расчет выполняется по формуле:
  ( 5.2)
  где Кпр - коэффициент эластичности предложения от цены;
  ?Yp - изменение предложения под влиянием изменения цен;
  Yp - предложение товара в единицу времени.
  Следует отметить, что эластичность предложения в огромной степени зависит от времени, которое имеется в распоряжении производителей, чтобы отреагировать на данное изменение цены продукта. Чем продолжительнее время, которым располагают производители, тем большей будет эластичность предложения товара (при прочих равных условиях).
  Используя теорию эластичности, можно сознательно управлять спросом товаров и ценами на них. Этим неоднократно пользовались и продолжают пользоваться многие товаропроизводители и продавцы продукции.
  Зная коэффициент эластичности спроса от цены, можно, например, определить изменение спроса товара при планируемом изменении цены или определить изменение цены товара при планируемом изменении спроса на него.
  Определить искомые значения этих параметров можно по формулам
  (5.3)
  (5.4)
  Например, если спрос на конкретный товар на рынке составлял y = 100 ед. при цене x = 1000 долл. в единицу времени, то, изменив цену на величину ?X = 50 долл., можно изменить спрос на этот товар (при коэффициенте эластичности спроса ED = 3) следующим образом:
 
 
  Это значит, что при снижении цены товара спрос на него на рынке увеличится и составит 115 ед., а при повышении цены - понизится и будет 85 ед.
  Другой пример. Если использовать исходные данные, то можно установить величину изменения цены товара.
  Примем: у = 100 ед., x = 1000 долл., Кэц = 3, ?y = 15 ед. Тогда изменение цены составит:
 
 
  Значит, если цена товара будет 1050 долл., то спрос упадет (его величина составит 85 ед.), а если цена снизится и будет 950 долл., то спрос увеличится до 115 ед.).
  Большее значение для рыночной экономики имеет связь между спросом товара и доходом потребителей. Она измеряется путем расчета коэффициента эластичности спроса от дохода по формуле
 
  (5.5)
  где Кэд - коэффициент эластичности спроса товара по доходу потребителей;
  Д0 - доход потребителей;
  ?Д - изменение дохода потребителей.
  Для большинства товаров величина этого коэффициента является положительной (к ним прежде всего относятся нормальные товары). Но есть и такие товары, для которых этот коэффициент может принимать отрицательное значение (низшие товары). Спрос на них сокращается (при определенных условиях) по мере роста доходов потребителей. Например, при общих высоких доходах потребители при дальнейшем росте доходов начинают сокращать потребление многих пищевых продуктов - хлеба, картофеля, маргарина и пр.
  Для нормальных товаров положительная величина эластичности по доходу имеет довольно значительный разброс: от величин, близких к нулю, до величин в несколько единиц. Например, по данным некоторых американских экономистов, в настоящее время в развитых странах коэффициент эластичного спроса по доходу для многих продуктов сельского хозяйства составляет +0,2, а для автомобилей +3,0. Разница, как видим, весьма существенная.
  Информация о коэффициентах эластичности спроса по доходу имеет большое практическое значение. Она позволяет прогнозировать будущее развитие и процветание тех производств, товары которых имеют значительную величину этого коэффициента, и, наоборот, застой и сокращение производства тех товаров, для которых эластичность спроса по доходу есть величина незначительная.
  Теория эластичности спроса предусматривает также практическое применение так называемой перекрестной эластичности. Ее суть заключается в том, что спрос на один конкретный продукт очень часто зависит от изменения цены на другой продукт. Например, спрос на маргарин в огромной степени будет зависеть от изменения цен на сливочное масло (взаимозаменяемые товары), а спрос на автомобили разного класса - от изменения цен на бензин (взаимодополняющие товары).
  Коэффициент перекрестной эластичности спроса определяется по формуле
 
  (5.6)
  где Кэп - коэффициент перекрестной эластичности спроса товара Y изменения цены товара X;
  Xx - цена товара x;
  ?Xx - изменение цены товара.
  Если коэффициент перекрестной эластичности есть величина положительная, т.е. спрос на товар Y изменяется пропорционально изменению цены на товар X, то товары X и Y являются взаимозаменяемыми товарами. Если коэффициент перекрестной эластичности - величина отрицательная, т.е. спрос на товар Y изменяется обратно пропорционально изменению цены на товар X, то товары X и Y являются взаимодополняющими.
  Нулевой коэффициент перекрестной эластичности спроса означает, что между двумя анализируемыми товарами нет никакой связи. Например, повышение цен на сливочное масло практически не скажется на изменении спроса на такие товары, как фотоаппараты, автомобили, мебель и т.п.
  Теория эластичности спроса очень многогранна. Она охватывает практически все действующие на спрос факторы, в том числе уровень качества продукции. Действительно, если какой-то товар пользуется определенным спросом, то повышение уровня его качества (без изменения цены) наверняка несколько увеличит спрос на него. Поэтому можно и нужно говорить об эластичности спроса на товар по уровню его качества. Его можно исчислить по формуле
 
  (5.7)
 
  где Кэк - коэффициент эластичности спроса по качеству товара;
  Кк - уровень качества товара, исчисленный в объективных, абсолютных или относительных показателях;
  ?Кк - прирост уровня качества товара.
  Используя данную формулу и формулу ценовой эластичности, можно записать:
 
 
  Отсюда можно получить формулу
 
  (5.8)
 
  Она означает, что относительное изменение цены товара при сохранении спроса на него прямо пропорционально изменению уровня его качества и соотношению коэффициентов эластичности спроса по качеству и по цене.
  Например, если уровень качества товара повысился на 20% (т.е. ), а соотношение коэффициентов эластичности спроса , то цена на такой товар может быть повышена на 30% (). При этом спрос на данный товар сохранится в прежнем объеме.
  Если цена на данный товар останется без изменения, то произойдет прирост спроса, который можно определить по формуле
  (5.9)
  Для условий предыдущего примера, если принять дополнительно Кэк = = 1,65, то получим:
  Это значит, что под влиянием повышения качества товара спрос на него при сохранении цены возрастет на 33%.
  Все рассмотренные ситуации изменения цен и спроса на различные товары могут быть проиллюстрированы графически (рис. 5.8).
 
 
 
  Спрос
 
  Рис. 5.8. Сочетание цен и спроса товаров
  под действием различных факторов
 

<< Пред.           стр. 8 (из 18)           След. >>

Список литературы по разделу